Намерение человека. Сила намерения (практика)

Люди по-разному относятся к трансформационной практике. Одни, ухватившись за открывшиеся им состояния и чувства, за тонкие, но очаровывающие восприятия, движутся по Пути неуклонно – независимо от скорости внутренних преобразований, не поддаваясь ожиданиям и разочарованиям, они терпеливо, шаг за шагом, восходят к вершине силы и безупречности. И добиваются успеха.

К сожалению, таких людей немного, и нам следует ясно осознавать, в чем причина такого положения дел. Большинству искателей подобная работа представляется невероятно сложным предприятием. И вовсе не потому, что она требует огромного времени или сверхъестественного самоотречения, граничащего с аскетизмом. Все дело в инерции описания мира – в него впечатаны предписания и запреты, определяющие все наше поведение, все решения и поступки, из которых состоит личная история несвободного человека.

В конце концов, что такое практика психоэнергетической Трансформации? Всего лишь изменение привычных путей движения внимания и определенная перестройка энергетических потоков, следующих за вниманием. Конечно, такое изменение требует сформировать новые установки сознания, новые отношения к Миру и к самому себе, принять новые идеи, чувства и ощущения. А принять их – это значит уже измениться. И здесь мы определенно сталкиваемся с чем-то вроде замкнутого круга: чтобы успешно практиковать Трансформацию, надо осуществить Трансформацию .

Ведь новые идеи (идеи «магического описания») должны войти в наш мир не в качестве очередной интеллектуальной конструкции (их и так слишком много), а в качестве безусловно истинного переживания.

Религиозному человеку подобный опыт ближе. Он может называть такое переживание Откровением, даже «нисхождением Духа». И, конечно же, такая интерпретация переживания ведет его по вполне определенному маршруту – по пути, проложенному через присущее ему религиозное описание.

Непостижимую Силу, которая осуществляет эти трансформации, невозможно переоценить. Она исцеляет, она открывает удивительные способности тела и духа, она порождает стигматы и возносит в иные миры восприятия.

Я называю эту Силу намерением , и убежден в том, что каждый человек (как осознающее, то есть, магическое существо) способен открыться ей. Бывает, что на пробуждение намерения уходят годы и десятилетия. В самом печальном случае человек терпит поражение, так и не открыв для себя источник этой преобразующей Силы.

Как узнать, пробудилось наше намерение или все еще дремлет?

Если практика остается тяжелой ношей, если за каждым периодом успешного продвижения вперед следует остановка или отступление, если внутри вы не чувствуете себя целостным, если вас одолевают сомнения и разочарования, если вы мечетесь и никак не можете обрести покой в своей работе осознания, намерение спит.

Если вы ждете и терпите , потому что надеетесь на удивительные трансформации в будущем, вашенамерение спит .

Если вам трудно оставаться здесь и сейчас, если каждое усилие в этой работе кажется вам жертвой или подвигом, намерение спит .

Это означает, что ваше пробуждение еще впереди, что вы все еще пытаетесь нащупать собственную тропинку к собственному осознанию. Ведь намерение – это часть истинного осознания, молчаливого Свидетеля, предназначение которого – Свобода и Трансформация. Чтобы запустить процесс самоизменения, намерение необходимо разбудить. И тогда ваш путь станет Путем Сердца.

Все это, конечно, красиво звучит, но как осуществить на практике подобное пробуждение? Как привнести в серые и утомительные будни радость осознания, как превратить рутину в благость осознанного бытия?

Наша проблема заключается в ригидности тоналя, как уже было сказано. А сила тоналя – в его способности скрывать от нас реальность. Мы не научились чувствовать намерение. «Связующее звено» с намерением заржавело, оно блокировано идеями и установками тоналя, которые лишь на первый взгляд безобидны, а по существу – токсичны для человеческого осознания, поскольку отравляют, затуманивают и сужают его. Мы пропитаны ядом неверия в собственные силы, ядом отрицания собственной природы. Парадоксальным образом то, что поистине важно, то, что питает и обновляет нас, что делает нашу жизнь осмысленной и радостной, тональ объявляет нереальным, несуществующим. Это фикция, выдумка, фантазия – говорит наше описание мира. А то. что нас разрушает, отягощает и делает нашу судьбу утомительно горькой – о! это самые важные, самые нужные и, конечно же, самые реальные вещи на свете!

Я верю в то, что сущность человека – это Трансформация. Люди отличаются от других живых существ тем, что непрерывно перестраивают Мир и себя. На мой взгляд, это всем очевидно и не требует доказательств. А перестройку внешнего мира неизбежно сопровождает внутренняя трансформация; более того, внешние трансформации являются следствием трансформации внутренней. Сначала рождается мысль, концепция, новый элемент в описании мира, и лишь потом – воплощается во внешнем продукте.

Два основных стремления, две идеи человека – экспансия и переделывание . Трансформация и расширение своего Мира. Эти глубинные установки руководят нашим видом на протяжении всей известной нам истории.

Конечно, всегда существует немалая часть популяции, которая не выполняет своего видового предназначения (подобно тому, как далеко не все исполняют библейскую заповедь «плодитесь и размножайтесь», чем осуществляют присущую человеку свободу воли ). Эти люди, на первый взгляд, представляют собой абсолютное большинство, но при этом они не являются носителями собственно «человеческого духа». Их стремление к экспансии и Трансформации спит, оно подавлено. Эти люди живут как трава.

Когда я говорю о человечестве, то подразумеваю тех представителей вида, которые реализуют его основное движение. Ибо в чем заключается известная нам история людей? В неуклонном расширении ойкумены, в непрерывной модернизации культуры, во всестороннем росте знаний, научном и техническом прогрессе, и в этом процессе количество всякий раз переходит в качество.

Остановившееся человечество – это мертвое человечество. Такова природа осознания, такова сущность намерения, которое является его движущей силой.

Более того, в своем развитии человек постоянно пытается модернизировать, трансформировать не только внешнее, но и свой собственный внутренний мир. Мы видим эти попытки уже в древнейших эпохах. Каждый раз они принимают соответствующую эпохе форму – от шаманизма до высшей философии и практики мистицизма, от аморфного религиозного чувства до конкретных духовных традиций и школ.

Сила, побуждающая человека к развитию, изменению и расширению, – вот что такое намерение. Во внутренней работе, где движение осознания вступает в прямой конфликт с сопротивлением описания,намерение выступает на первый план.

Что такое намерение?

Намерение – это суть практики. Именно намерение позволяет осознающему существу целенаправленно изменяться. Намерение – это активизация смысла , который раскрылся нам или родился в нас. Наш тональ переживает намерение как смысл, а наше тело – как поток энергии, созвучный этому смыслу, питающий его.

Когда наш тональ – совокупность автоматизмов, стереотипов, сценариев и социальных ролей вместе с подробнейшим описанием того, каков мир и как мы должны функционировать в мире – сопротивляется осознанию, стремится остановить практику (даже самую простую), используя для этого рационализации и разные пустяки, именно намерение оказывается той Силой, что помогает нам игнорировать инерцию и противодействие тоналя.

Нет ничего, что могло бы возвыситься над намерением. Оно либо активно – и тогда мы действуем, реализуя намерение, либо пассивно – и тогда мы дремлем, безропотно проживая автоматические последовательности эмоций и чувств, поглощенные этим процессом.

Если намерение спит, мы практически отсутствуем в Мире.

Изначально нам дано два типа опыта: пробужденный и непробужденный. Стоит осознанию, пережив их, заметить разницу, и оно начинает стремиться к пробуждению. Такое стремление к пробуждению – первый проблеск пробуждающегося Намерения.

Намерение – это импульс Силы, это энергия, которая утверждает наше Бытие и призывает нас к действию и Трансформации. Это энергетический пик, несущий Осознание в пространстве опыта.

Намерение приходит к нам как чувство, как особенное переживание тела. Человек ощущает намерение как волнение, как трепет единения , поскольку сущность намерения – это интеграция или резонанс.

Намерение – это сущность жизни осознания, а потому невозможно вообразить полноценную жизнь без намерения. Когда намерение оставляет нас, приходит старость – и неважно, сколько биологических лет прожило это тело. Тридцатилетний старец с пустыми глазами – разве это такое уж редкое зрелище?

Без намерения нет осознания. Без осознания нет жизни, есть лишь обмен веществ и набор витальных рефлексов – возбуждение и торможения нервного вещества.

Большинство людей привыкло иметь дело с минимальными проявлениями намерения либо вовсе обходиться без него, но можно ли назвать такое тление жизнью?

Кому принадлежит намерение?

Намерение принадлежит Осознанию. А Осознание проявляет себя в нашем опыте как Свидетель. Поэтому первый этап пробуждения Намерения – это пробуждение Свидетеля.

Способность обнаружить позицию Свидетеля в собственном опыте – это первый шаг в процессе переориентации внимания (то есть, энергообмена) в психоэнергетическом поле. Вслед за переориентацией внимания происходит энергетическая перестройка, которая порождает биохимические и психофизические процессы.

При этом мы не создаем никаких иллюзий самовнушения, а лишь восстанавливаем исходную Реальность . Ибо Свидетель был всегда, на него просто не обращали внимание. Это центр, из которого осознание смотрит на мир опыта. Внимание осознает собственный Источник, то место, где осознание свободно, и может по собственной воле приближаться к Миру либо отдаляться от него. Кто-то назвал эту позицию внимания резонансным генератором , вырабатывающим энергию из ничего, потому что в этой позиции прекращается любая депрессия, слабость и угнетенность, в ней затихает любая психическая боль. Здесь восстанавливается целостность, здесь обитает тишина, покой и гармония.

С этим суждением невозможно не согласиться.

Как намерение работает?

Как уже было сказано, осознанию намерение предстает в виде смысла . Этот смысл кажется новым, парадоксальным, или, по крайней мере, непривычным. Например: «Мысль о смерти несет покой», «все мои мнения неважны», «результат моего действия не имеет значения», «я живу, чтобы усиливать свое осознание».

Кроме того, смысл может быть связан и с конкретным чувственным содержанием – «Гудение в голове помогает остановить мысли, а остановка мыслей приносит покой и осознанность», «напряжения в уме и теле мешают решать поставленную задачу».

Намерение – это активизация нового смысла, сила, которая приводит его в состояние существования. Каким образом происходит подобная активизация? Через осознанное управление вниманием и вычленение из сенсорного фона определенных чувств и ощущений .

Именно поэтому я часто повторяю: мы должны почувствовать намерение. Только живое, конкретное чувство доказывает, что намерение пробудилось и заработало. Пока мы думаем о намерении, прикидываем, что да как, пытаемся вообразить, что это за штука такая, ничего не происходит. И тогда нам открывается простая истина – чтобы привлечь намерение, чтобы «заманить» его, надо изображать действие. Тональ должен поверить , что мы способны отзываться намерению, и эта вера приходит в результате многократно повторяющихся действий – поступков, решений, практик, которые мы выполняем, несмотря ни на что. Этоделание намерения.

Многократное повторение действий, не имеющих никакого смысла для общепринятого описания, требует совершенно особого усилия. Мы отталкиваемся от содержаний тоналя и опираемся в этом усилии на само осознание. Мы изображаем намерение, имитируем его. И в какой-то момент (когда нам абсолютно безразлично, получится у нас или не получится, и мы при этом предельно честны с собой) намерение просто приходит . Как уверенность, как несокрушимость, как радость упрямца, позабывшего о своем упрямстве, а затем – как волна энергии, как чувство потока, с которым мы слиты и неуклонно движемся вперед.

Усилие – вот ключ к пробуждению намерения. Усилие как попытка внедрения новой активности, порожденной смыслом. Многократное повторение этих попыток – без надежды, без ожидания результата – размягчает жесткие рамки тоналя. Ведь тональ удерживает совокупность своих содержаний идеей причинно-следственной связи, целесообразности, здравого смысла. Если же нам удается забыть о здравом смысле, описание мира теряет свою однозначность. И мы постепенно открываемся Реальности, где возможно всё .

Так формируется новая структура активности, так рождается новый тип энергообмена с внешним полем. Неуклонно двигаясь в заданном направлении, мы постепенно забываем свое ограниченное и обусловленное эго и отождествляемся с раскрывающимся полем Свободы, где мы едины с Потоком вселенской энергии, где мы непрерывно пребываем в покое, силе и осознанности.

Все это становится возможным лишь на фоне сильной позиции Свидетеля .

Слияние с намерением как условие Трансформации

В чем отличие людей, достигших успеха на своем жизненном Пути? Независимо от того, какую цель человек поставил перед собой, он достигает успеха, если следует определенным условиям. «Терпение и труд», глубокий интерес, отрешенность и самоотверженность, внимательность и осознанность… Можно продолжить список качеств, которые ведут к успеху, но суть всего названного здесь – намерение.

Ибо намерение направляет внимание и порождает активность. Оно осуществляет целенаправленный поиск ресурса (воспоминание, воображение, ощущение, опыт), и помогает телу использовать этот ресурс. Оно раскрывает и блокирует энергетические центры и каналы таким образом, чтобы обеспечить реализацию намерения. Намерение осуществляет путь от смысла к его реализации.

Так чем же отличаются люди, достигшие успеха? Почему одни ближе к намерению, а другие – дальше от него? Это особенности энергетической конституции или врожденная чистота тоналя? Я убежден, что каждый из нас способен пробудить намерение. Оно чем-то напоминает забытое сновидение – вертится совсем близко, надо лишь правильно сосредоточиться, чтобы ухватить. И раскрывается личное намерение подобным же образом – мы как будто вспоминаем об истинном себе. Начинается все с чувства уверенности, и лишь потом, шаг за шагом, выясняется, в чем именно мы уверены, куда именно мы идем.

Намерение – это мощная стихия осознания. Это его сущность и его Сила. Для намерения нет ничего невозможного. Если мы целиком погружаемся в работу с намерением, оно непременно реализуется – рано или поздно, так или иначе.

И тональ прекрасно знает об этом. Но скрывается – в тумане недо-осознанного, недодуманного, недопрожитого. Он морочит себе голову, порождая ложные мотивы, ложные ценности и квазисмыслы. Ложные идеи человеческого тоналя служат одной-единственной цели – отвлечь внимание от осознания и усыпить его. Вместе с животной инертностью и ленью, эти творения тоналя пытаются скрыть от нас простую истину: жизнь осуществляется в реализации изначального намерения, и никак иначе .

На пути пробуждения намерения мы должны обрести целостность. В данном случае целостность – это почти физическое понятие. Мы приходим к ней в тот момент, когда наш тональ (sic!) принимает новое мировоззрение, в основе которого лежит ряд непривычных идей. Например, такие –

Нам дана единственная жизнь. Высший смысл и высшая радость этой жизни – осознавать и усиливать осознание. Нет ничего иного в опыте, что может иметь большую ценность либо реально конкурировать с переживанием усиления осознания.

Когда мы произносим нечто подобное вслух, тональ реагирует более чем скептично: «Как же, все это я слышал столько раз! Банальные слова, которые ничего не меняют!» Тональ должен так реагировать, ибо его цель – обеспечить вашу неизменность. Он защищает вас от болезненного опыта, от смерти и разрушения, которые, по его мнению, сулит любая трансформация.

Выражать словами мировоззрение безупречности и Трансформации – дело неблагодарное, поскольку суть его заключена не в словах, а в непосредственном опыте . Чтобы пережить этот опыт, надо отключить тональ и довериться осознанию. Надо вернуться к чистому свету Реальности, где живет вечная магия.

И мы можем сделать это, если хоть на время перестанем верить в монотонные, тоскливые и разрушительные идеи собственного тоналя. Тысячи людей уже прошли через этот опыт, почему бы и нам не попытаться? Вся эта Сила прямо здесь, «на кончиках пальцев», как говорил дон Хуан Матус из книг Карлоса Кастанеды.

Намерение человека - очень мощный инструмент. Имея сильное намерение можно добиться любых целей в жизни. Это похоже на сильное внутреннее желание, которое движет человек, заставляет действовать. Оно может быть как спонтанное, так и осознанное, тщательно спланированное.

Как работает намерение человека.

Очень важное качество намерения - некий посыл Вселенной, что "Я этого хочу", "Я иду в этом направлении!". Таким образом вы формируете дорогу на тонком плане. Ваше Подсознание и Высший мир видят на чем вы концентрируетесь, и начинают помогать, создавать события и ситуации, которые приводят к достижению цели.

Вы скорее всего сталкивались с проявлением намерения в бытовой жизни. Яркий пример: когда нужно рано встать с утра по какому-то важному делу. Вы ставите будильник, и почему-то просыпаетесь за 1-5 минут до него. Что происходит? Ваша концентрация на этом важном деле столь велика, что Подсознание сразу хватает это в работу, и само будет ваше тело в нужное время. Т.е. создает условия для того, чтобы ваше желание реализовалось. Еще это можно видеть как удачное стечение обстоятельств, когда события жизни происходят точно в нужный момент и наилучшим образом.

Намерение. Практика.

На данный момент существует много видео-курсов, тренингов по правильному формированию намерения. Намерение часто путают с желанием, но главное отличие - намерение не завязано на результате. Оно концентрируется на настоящем, а не на будущем.

Намерение, с хорошим формированием, есть концентрация на цели. При этом присутствует четкая уверенность отсутствия препятствий для результата. Работать с намерением несложно, нужно только немного практики в этом.

Общими элементами намерения можно выделить:

1. Чувство или образ того, что должно произойти. Он должен быть четкий и ясный.
2. Полная концентрация на этом образе (того, что должно произойти) при внутреннем молчании - никаких лишних образов, мыслей, звуков.
3. Так называемое рабочее состояние - никаких эмоций, отрешенность от окружающего мира, спокойствие.
4. И, конечно же, уверенность.

Попробуйте соединить все эти элементы и пожелать для себя чего-нибудь. Для начала тренируйтесь на мелких вещах и ситуациях. Необходимо помнить, что во время этой практики тратится энергия, поэтому следует трезво оценивать свои возможности по осуществлению желаний.

После формирования намерения не стоит о нем вспоминать, "доделывать" прокручивать сам процесс намерения. Это может только ухудшить результативность практики и повлечет за собой лишнюю трату энергии.

Следует помнить, что каждая сила имеет свой противовес. Создавая намерение, может возникнуть намерение наперекор нашему, что повлечет за собой неудачу практики.

Преодолевать эту силу-противовес можно несколькими способами:

1. Вложить больше силы в свое намерение. Больше концентрации, больше энергии не дадут встать препятствиям на пути к цели.
2. Работать с каждым возможным препятствием отдельно, добавив несколько намерений на улучшение результата.

- - - - - - - - - - - - -
Теги: намерение человека , сила намерения.

23.08.2017

Внешнее намерение: таинственная и могущественная сила

…разгадка кроется в еще более таинственной и
могущественной силе, имя которой – внешнее намерение.

Вадим Зеланд «Трансерфинг Реальности»

Если вы один из тех, кого пугает многотомное сочинение Зеланда об устройстве мира под названием «Трансерфинг реальности», и вы никак не приступите к его изучению, то это статься для вас.

Возможно она замотивирует кого-то все-таки прочитать этот труд, ну а, возможно, наоборот, испугает еще больше…

Как бы то ни было, тема сегодня действительно сложная, но от того и более захватывающая и интересная.

Не каждый читатель сможет ее осмыслить.

Как и не каждый смог осмыслить Трансерфинг, даже если и пытался.

Важно! Я искренне верю, что вы попробуете понять сегодня всю суть столь тонкого момента управления реальностью, как внешнее намерение, а я постараюсь приложить максимум усилий, чтобы тема проникла глубоко в ваше сознание.

В этой статье мы разберем, что же такое внешнее намерение и как работать с ним, чтобы легко и сознательно управлять своей реальностью.

Использовать и цитировать я буду книгу Вадима Зеланда «Трансерфинг реальности» ().

Внутреннее и внешнее намерение

Сначала разберемся в терминологии.

Намерение , по трансерфингу, – это совмещение желания с действием. То есть, когда вы не просто желаете, а начинаете идти в направлении цели. Вы намерены иметь. Вы намерены получить.

Намерение что-либо сделать своими силами – это внутреннее намерение .

Гораздо сложнее распространить действие намерения на внешний мир. Это и есть внешнее намерение . То есть, когда под воздействием силы вашей мысли изменяется внешний, не зависящий от ваших прямых действий, мир.

С помощью внешнего намерения можно управлять миром.

Точнее, выбирать модель поведения окружающего мира, определять сценарий и декорации.

Понятие внешнего намерения неразрывно связано с моделью вариантов.

Все манипуляции со временем, пространством и материей, которые не поддаются
логическому объяснению, принято относить к магии или к паранормальным явлениям.

Вот эти явления и демонстрируют работу внешнего намерения – оно направлено на
выбор линии жизни в пространстве вариантов.

Внутреннее намерение бессильно превратить яблоню на тропинке в грушу.

Внешнее намерение тоже ничего не превращает, оно выбирает в пространстве вариантов тропинку с грушей, вместо яблони, и осуществляет переход .

Что такое выбор я описывала в этой же рубрике — трансерфинг — почитайте позже, кликнув по слову

Так яблоня замещается грушей. С самой яблоней ничего не происходит, просто делается подмена: материальная реализация перемещается в пространстве вариантов с одной линии на другую.

Никакая сила не способна каким-то волшебным образом действительно
превратить один предмет в другой – на это направлено внутреннее намерение, но его
возможности весьма ограничены.

Двигается ли карандаш?

Если вы попытаетесь мысленно двигать карандаш на столе, у вас ничего не выйдет.

Но если вы имеете твердое намерение представить себе, что он двигается, возможно, у вас получится.

Допустим, вам удалось сдвинуть карандаш с места (во всяком случае, у экстрасенсов кое-что получается). Вам покажется жутковато-странным то, что я сейчас скажу. Карандаш на самом деле не двигается!

И в то же время, это вам не просто кажется.

В первом случае, вы делаете попытки сдвинуть карандаш энергией своих мыслей. Этой энергии явно мало для перемещения материального предмета. Во втором случае, вы скользите по линиям жизни, где карандаш имеет разное местоположение.

Улавливаете разницу?

Вот карандаш лежит на столе. Силой намерения вы представляете, что он начинает
двигаться, и тем самым перемещаетесь на близлежащую линию, где его положение
несколько смещено.

Так, последовательно вы скользите по линиям и видите, как реализация карандаша занимает все новые положения. Двигается не карандаш, а его реализация в пространстве вариантов.

Не удивительно, если у вас ничего не получается. Почти у всех людей подобные способности развиты очень слабо.

И дело даже не в том, что у вас слабая энергетика, а в том, что очень трудно поверить в такую возможность, а следовательно, вызвать у себя чистое внешнее намерение.

Люди, способные к телекинезу, не двигают предметы. Они обладают уникальной способностью силой намерения направлять свою энергию для перемещения материальной реализации в пространстве вариантов.

Внешнее намерение — магия?

Все, что связано с внешним намерением, принято считать мистикой, магией, или в
лучшем случае необъяснимыми явлениями, свидетельства о которых успешно
складываются на пыльные полки.

Обыденное мировоззрение такие вещи начисто отвергает.

Иррациональное всегда вызывает своеобразный страх.

Подобный страх и оцепенение испытывают люди, наблюдающие НЛО. Необъяснимое явление настолько далеко от привычной реальности, что в него не хочется верить.

И в то же время, оно имеет такую ошеломляющую дерзость быть реальным, что вызывает ужас.

Внешнее намерение – это тот случай, когда «если Магомет не идет к горе, тогда гора идет к Магомету».

А вы думали, это просто шутка?

Работа внешнего намерения не обязательно сопровождается паранормальными явлениями.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с результатами действия внешнего намерения.

В частности, наши опасения и худшие ожидания реализуются именно внешним
намерением. Но поскольку в данном случае оно работает, независимо от нашей воли,
мы не осознаем, каким образом так получается.

Управлять внешним намерением намного труднее, чем внутренним.

Как вы себя поставите, так и будет


Представьте, что вы высаживаетесь на остров, где вас встречают дикари.

Ваша жизнь зависит от того, как вы себя поставите.

Первый вариант – вы жертва.

Вы извиняетесь, приносите дары, оправдываетесь, заигрываете. В этом случае ваша участь – быть съеденными.

Второй вариант – вы завоеватель. Вы проявляете агрессивность, нападаете, пытаетесь подчинить. Ваша участь – либо победить, либо погибнуть.

Третий вариант – вы преподносите себя как хозяин, правитель. Вы простираете свой
перст как власть имеющий, и вам подчиняются, как будто так и надо.

Как вы догадались, первые два варианта относятся к работе внутреннего намерения, а третий вариант демонстрирует работу внешнего.

Внешнее намерение просто выбирает нужный вариант.

Как мухе вылететь в окно?

Муха, бьющаяся о стекло рядом с открытой форточкой, имеет внутреннее
намерение.

Как вы думаете, что будет для нее внешним намерением?

Напрашивается ответ – вылететь в форточку, однако это не так. Если она отлетит назад и осмотрится, то увидит закрытое стекло и открытую форточку. Для нее это будет просто более расширенное видение реальности.

Внешнее намерение в чистом виде открывает перед мухой все окно.

Внутреннее намерение относится к любым попыткам воздействовать на
окружающий мир на одной и той же линии жизни.

Все, что возможно в пределах отдельно взятого сектора пространства вариантов, описывается известными законами естествознания и укладывается в рамки материалистического мировоззрения.

Внешнее намерение относится к попыткам выбрать линию жизни, на
которой реализуется желаемое.

Теперь вам должно быть понятно, что пролететь через закрытое окно – это
внутреннее намерение. Внешнее же намерение – это перейти на линию жизни, где
окно открывается.

Дайте себе пару минут, чтобы осмыслить это. Переложите на свою жизненную ситуацию. Над каким желанием вы сейчас бьетесь, как эта муха?

Что в вашем случае будет внешним намерением?

Надо ли прилагать усилия?

Можно прилагать нечеловеческие усилия и сдвинуть карандаш силой
мысли.

А можно одним лишь внешним намерением сканировать пространство
вариантов с разными положениями карандаша.

Внешнее намерение и загадки древности

Сейчас нечего даже и пытаться доказать, что Египетские пирамиды и другие подобные сооружения были построены с помощью внешнего намерения. Будут приняты любые гипотезы, но только не эта.

Мне кажется, строителям пирамид было бы весьма забавно узнать, что потомки, считая своих древних предков отсталой цивилизацией, будут из кожи вон лезть, пытаясь разгадать их тайну только в рамках внутреннего намерения.

Но люди не лишены внешнего намерения полностью.

Просто оно очень глубоко заблокировано.

Все, что принято понимать под магией, есть не что иное, как попытки
работы с внешним намерением.

Столетиями алхимики безуспешно пытались найти философский камень, который превращает любой предмет в золото. Алхимии посвящено множество запутанных и сложных для понимания книг.

А на самом деле, как гласит легенда, секрет философского камня состоит из нескольких строк, высеченных на изумрудной пластине – так называемой изумрудной скрижали.

Для чего же тогда столько книг?

Вероятно, для того, чтобы понять эти несколько строк.

Вы наверно слышали о Священном Граале. За ним активно охотились многие, даже
представители Третьего Рейха.

Постоянно ходят легенды о подобных атрибутах, которые якобы дают неограниченную силу и власть.

Наивные заблуждения. Никакой предмет не может дать силу.

Фетиши, заклинания и другие магические штучки сами по себе не имеют никакой силы.

Сила во внешнем намерении людей, их использующих.

Атрибуты лишь в какой-то степени помогают подсознанию включить
дремлющие и слабо развитые зачатки внешнего намерения.

Вера в магическую силу атрибутов дает импульс для пробуждения внешнего намерения.

Древние цивилизации достигали такого совершенства, что обходились без
магических ритуалов. Естественно, такое могущество создавало сильнейший
избыточный потенциал.

Поэтому цивилизации, подобные Атлантиде, открывающие тайны внешнего намерения, время от времени уничтожались равновесными силами.

Последнее такое уничтожение нам известно из зримой истории как Всемирный Потоп.

Осколки тайного знания дошли до нас как магические практики, цель которых –
воссоздать утерянное.

Однако это лишь слабые и поверхностные попытки, идущие по ложному пути внутреннего намерения.

Суть силы и могущества – внешнее намерение – так и остается загадкой.

Почему мы утратили внешнее намерение?

Преимущественное развитие у людей внутреннего намерения и утрата внешнего
индуцировано маятниками, поскольку они питаются энергией внутреннего намерения.

Управление внешним намерением возможно только при наличии полной свободы от
маятников. Можно сказать, здесь маятники одержали окончательную победу в борьбе
с человеком.

Вкратце, что такое маятник, для тех, кто не в курсе:

Каждый человек, так или иначе «состоит на службе» в различных социальных группах и организациях: семья, клуб, учебное заведение, предприятие, политическая партия, государство и так далее. Все эти структуры зарождаются и развиваются, когда отдельная группа людей начинает мыслить и действовать в одном направлении. Затем присоединяются новые люди, и структура разрастается, набирает силу, заставляет своих членов следовать установленным правилам и в конечном итоге может подчинить себе большие слои общества.

Каждый отдельный живой организм сам по себе является элементарным маятником, поскольку представляет собой энергетическую единицу. Когда группа таких единичных маятников начинают колебаться в унисон, создаётся групповой маятник. Он стоит над своими приверженцами как надстройка, существует как отдельная независимая структура и устанавливает правила для своих приверженцев, чтобы удержать их вместе и получить новых.

Что же такое внешнее намерение?

Итак, мы выяснили, что природа мысленной энергии, направленной на достижение
цели, проявляется в трех формах: желание, внутреннее намерение и внешнее.

Желание – это концентрация внимания на самой цели. Как видите, желание не имеет никакой силы. Можно сколько угодно думать о цели, желать ее, но ничего от этого не
изменится.

Внутреннее намерение – это концентрация внимания на процессе своего
движения к цели. Это уже работает, но требует много усилий.

Внешнее намерение – это концентрация внимания на том, как цель реализуется сама. Внешнее намерение просто позволяет цели реализоваться самой.

При этом подразумевается твердая убежденность в том, что вариант реализации цели уже существует, и остается только выбрать данный вариант.

Внутренним намерением цель достигается, а внешним – выбирается.

Внутреннее намерение можно охарактеризовать формулой: «Я настаиваю на том,
что…»

Внешнее намерение подчиняется совсем другому правилу: «обстоятельства
складываются так, что…» или «получается так, что…»

Разница огромная.

В первом случае вы активно действуете на мир так, чтобы он подчинился. Во втором случае вы занимаете позицию стороннего наблюдателя: все получается по вашей воле, но как бы само по себе.

Вы не изменяете, а выбираете.

Полет во сне происходит именно по формуле «получается так, что я лечу», а не «я настаиваю на том, чтобы лететь».

Внутреннее намерение стремится к цели напрямую, напролом. Внешнее намерение
направлено на процесс самостоятельной реализации цели.

Внешнее намерение не торопится достигнуть цели – она и так в кармане.

Тот факт, что цель будет достигнута, вообще не подвергается сомнению и не обсуждается.

Подумайте, а вы как относитесь к своей цели?

Внешнее намерение неумолимо, хладнокровно, бесстрастно и неотвратимо двигает цель к реализации.

Как отличить внутреннее намерение от внешнего?

Чтобы отличить, где работает ваше внутреннее намерение, а где внешнее,
используйте примерно такие двусторонние сопоставления:

  • Вы пытаетесь чего-то добиться от этого мира – мир сам дает вам то, что вы хотите ;
  • Вы боретесь за место под солнцем – мир сам раскрывает вам свои объятия;
  • Вы ломитесь в запертую дверь – дверь сама перед вами распахивается ;
  • Вы пытаетесь пробиться сквозь стену – стена сама расступается перед вами ;
  • Вы стараетесь вызвать в своей жизни какие-то события – они сами приходят .

В общем, внутренним намерением вы пытаетесь переместить свою реализацию относительно пространства вариантов, а внешнее намерение перемещает само пространство вариантов так, что ваша реализация оказывается там, где надо.

Понимаете в чем разница?

Результат один и тот же, но пути достижения совсем разные.

Если ваши действия можно описать второй частью этих сопоставлений, значит, вы
поймали внешнее намерение.

Когда вы боретесь, вы стараетесь протолкнуть свою реализацию в пространстве вариантов, а когда выбираете, пространство само идет к вам.

Конечно, пространство вариантов просто само по себе не станет перемещаться относительно вашей реализации.

Для этого вы должны предпринять определенные действия.

Однако эти действия лежат за рамками привычных и общепринятых представлений.

Внешнее намерение является краеугольным камнем Трансерфинга. Не нужно бороться с этим миром, нужно просто выбирать в нем то, что хочется.

Для внешнего намерения нет ничего невозможного.

Вы можете летать и в реальности, или, скажем, ходить по воде, если у вас внешнее намерение Христа. Физические законы при этом никак не нарушаются. Дело в том, что физические законы работают в одном отдельно взятом секторе материальной реализации.

Работа внешнего намерения проявляется в движении реализации по разным секторам
пространства вариантов.

Сами по себе вы не можете летать.

Для этого вам необходимо противодействовать притяжению Земли, а это работа внутреннего намерения, требующая затрат энергии на преодоление силы тяжести.

Свободный полет, как во сне, так и наяву – это не ваше движение, а движение секторов пространства относительно вас.

Не вы сами летите через пространство, а оно движется относительно вас, в соответствии с выбором вашего внешнего намерения.

Скорей всего, это сказано не совсем корректно, но мы с вами не будем углубляться в теорию относительности. Мы можем только догадываться, как это происходит на самом деле.

Для того, чтобы полететь, вам необходимо иметь безоговорочную веру в то, что это
можно сделать.

Почему Христос сказал так безапелляционно просто: «По вере вашей
да будет вам»?

Потому что мы не можем что-либо получить или сделать, не имея намерения. А намерения нет без веры. Мы не могли бы и шагу ступить, если бы не верили, что это возможно.

Однако убедить разум в том, что в реальности можно летать так же, как и во сне, не удастся.

Во всяком случае, в обычном состоянии сознания.

Во сне дремлющий разум еще способен допустить возможность полета, но в сознании для него это вещь непостижимая, как бы вы себя ни убеждали.

Должна быть не просто вера, а знание. Вера подразумевает возможность сомнения. Где есть вера, там есть место и сомнению. Знание исключает сомнение. Ведь вы не сомневаетесь, что яблоко, брошенное вами, упадет на землю?

Вы в это не верите, а просто знаете.

Чистое внешнее намерение свободно от сомнения, а значит и от веры.

Если во сне для полета достаточно только намека на внешнее намерение, то в мире инертной материальной реализации намерение должно быть абсолютно чистым.

Но пусть вас не расстраивает невозможность обрести чистое намерение. Для реализации вашей цели вполне сойдет и намерение «второго сорта». Просто потребуется определенное время, чтобы инертная реализация «раскрутилась».

Как почувствовать внешнее намерение?


Чтобы почувствовать внешнее намерение, необходимо вырваться из прокрустова
ложа привычных представлений и ощущений.

Разум существует в узких рамках общепринятого мировоззрения. Вырваться за эти границы трудно, потому что такой прорыв можно в свою очередь осуществить только внешним намерением.

Разум так просто не отдаст свои позиции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы постичь внешнее намерение, требуется само внешнее намерение. В этом вся сложность.

Единственная возможность глубже понять природу внешнего намерения – это практика осознанной жизни.

Это значит не столько тренироваться, сколько жить внешним намерением. Реальность отличается от сна только инертностью материальной реализации в пространстве вариантов. Все остальное одинаково.

Вы можете задать вопрос: если мы не способны управлять внешним намерением,
то на что же тогда можно рассчитывать?

Конечно, многотонные глыбы вы вряд ли сможете двигать. Но инертность материального мира можно преодолеть временем.

Общепринятый и привычный путь достижения целей основан на внутреннем
намерении.

Суть Трансерфинга состоит в том, чтобы наоборот, отказаться от
внутреннего намерения и использовать внешнее.

Трудно провести грань, где кончается внутреннее намерение и начинается внешнее. Внутреннее намерение превращается во внешнее, когда сознание соединяется, согласовывается, сливается с подсознанием. Эта граница неуловима.

Это похоже на ощущение свободного падения, или на то чувство, когда впервые удалось
поехать на двухколесном велосипеде. Но лучше всего это объясняется ощущением
полета во сне, когда вы намеренно поднимаете себя в воздух.

Сознание слито и полностью согласованно с подсознанием в определенном узком
сегменте.

Вам легко пошевелить пальцами рук, немного труднее пальцами ног, еще
труднее ушами, а внутренними органами – почти невозможно.

Внешнее намерение развито еще слабее. Согласовать сознание и подсознание в намерении оторваться от земли и полететь настолько трудно, что это считается практически невозможным.

Мы будем ставить перед собой более приземленные цели.

Левитация – это высшее проявление чистого внешнего намерения. Но сила внешнего намерения настолько велика, что даже ничтожной его части достаточно, чтобы получить внушительные результаты.

Внешнее намерение в повседневной жизни

В повседневной жизни внешнее намерение работает независимо от нашей
воли и действует зачастую во вред.

Например, это проявляется как реализация наших худших ожиданий.

Мы уже обсуждали ситуации, в которых вы получаете то, чего не хотите.

С одной стороны, вас преследует то, чего вы опасаетесь, ненавидите, от чего желаете отвертеться. Так происходит, потому что мысленное излучение, настроенное на нежелательное событие, переносит вас в сектор, где это событие как раз имеет место. Но с другой стороны, вы ведь не намерены иметь нежелательное? Где же здесь работа намерения?

Ваше внутреннее намерение направлено на то, чтобы избежать нежелательного.

Вас задевает за живое то, что беспокоит, внушает опасения и неприязнь. Вы всей
душой хотите этого избежать.

Ваш разум боится – душа тем более опасается, разум чувствует неприязнь – душа тоже не имеет ничего против, разум ненавидит – душа и подавно.

Душа и разум полностью единогласны.

В момент согласованности сознания и подсознания, как раз и пробуждается внешнее намерение.

Вот только направлено оно не туда, куда вам нужно.

О направленности внешнего намерения здесь говорить даже не совсем корректно. Если внутреннее намерение имеет четкую направленность – избежать нежелательного, то внешнее намерение указывает скорей не направление, а зеленый свет для реализации того, в чем согласованы душа и разум. А согласованы они в одном – в оценке события. Желательно оно или нет, – не имеет значения.

Внешнее намерение видит единство души и разума, и просто выбирает соответствующий сектор в пространстве вариантов.

К сожалению, в жизни душа и разум чаще всего едины в неприятии чего-либо.

Поэтому реализация худших ожиданий является наиболее характерной иллюстрацией
работы внешнего намерения.

Люди, как правило, смутно представляют, чего они желают всей душой, но очень хорошо знают, чего хотят избежать.

Как подчинить внешнее намерение?

Чтобы подчинить внешнее намерение своей воле, необходимо добиваться согласия души и разума в позитивных устремлениях и выбрасывать из своих мыслей все негативное.

Вы уже знаете, какое вредное влияние оказывает негативный настрой в нашей жизни.

Выражая недовольство и неприятие, вы подвергаетесь действию равновесных сил, впадаете в зависимость от деструктивных маятников и ориентируете свое мысленное излучение на негативные секторы пространства. Внешнее намерение, сформированное
негативом, претворяет его в жизнь.

Таким образом, внешнее намерение может действовать помимо нашей воли.

Овладеть этой силой трудно, но ее можно заставить работать на себя.

Вот такой задачей мы и будем заниматься.

Читайте все книги Трансерфинга, статьи моего блога или сразу приходите на мой

И вскоре вам предстоит убедиться, что используя внешнее намерение вы действительно можете все.

В нашем мире мы обычно наблюдаем следующее: у одних есть, если не всё, то многое - они живут в богатстве , занимаясь своим любимым делом и получая от жизни огромное удовольствие (может это счастье?), а другие, еле сводят концы с концами, закобалённые кредитами, говорят, что у меня просто нет возможностей. А вот если бы, как у тех богатых, эти возможности были, то я бы…

Намерение, что это?

Что же ограничивает наши возможности? Исключительно наши намерения. Намерение - это желание и действие в одном флаконе. Как определил это Вадим Зеланд - это твёрдая решимость иметь. Просто выбираешь, что ты намерен получить в этой жизни и всё. И никаких размышлений о том, что это дорого и на какие средства, или я этого не достоин (ещё как достоин!), просто чистая решимость иметь желаемое. Это и есть намерение, а сила намерения заключается в твёрдой решимости иметь.

Желания не сбываются

Но мы часто сталкиваемся с тем, что не все старательно визуализируемые нами желания реализуются. Есть несколько этому объяснений.

  1. Главным препятствием здесь может выступать вожделение своей цели, создающее избыточные потенциалы (чувство важности). Стремясь всегда к равновесию, Вселенная, дабы устранить такой «энергетический перекос», создаст в нашей жизни противоположность нашему избыточному желанию, в результате чего, это отодвигает нас от цели назад.
  2. Не учитывается факт того, что наша реальность инертна, т.е. тугоподвижна. Реализация вариантов происходит с задержкой. Человек, бывает, не дождавшись реализации, бросает цель, остыв к ней, либо переключается на множество других, растрачивая свою энергию практически впустую.
  3. Желание иметь всё и сразу, в результате толком ничего и никогда. Необходимо упорядочить свои желания, найти именно Свои Цели, отбросив чужие, навязанные социумом (маятниками).

Чистота намерения обуславливает, собственно, силу намерения. Без вышеперечисленных препятствий, сила намерения реализует наши цели максимально быстрым и наилучшим образом.

Внешнее намерение

В единстве души и разума рождается огромная сила — внешнее намерение. Эту силу нельзя пощупать или увидеть, но зато можно констатировать отличные результаты. Такое состояние единства можно описать как - душа поёт, а разум довольно потирает руки…

В отличие от внутреннего намерения, которое направлено на процесс достижения цели, внешнее намерение сконцентрировано на том, что цель реализуется сама. Объясняется это тем, что в пространстве вариантов такой вариант уже есть, его нужно только выбрать. Не добиваться и бороться за желаемое, а выбирать.

Заключение

Люди, которые испытали Силу Намерения в своей жизни, удивляются, как их желания удивительным образом воплощаются в реальность. Перед человеком открываются те двери , которые раньше казались наглухо закрытыми. Декорации меняются на новые. Среди людей нет случайных, каждый несёт какую-то пользу и смысл. Всё это - новая реальность!