Наклонение. Наклонение глагола как одна из основных категорий данной части речи в современном русском языке



Глаголы визъявительнок наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле: строю, строил, буду строить.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределённой-формы иногда отсекается, например: видеть - вижу, увидеть - увижу.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее (читаю, строим), прошедшее (читал(-а), строили) и будущее сложное (буду читать, будем. строить), а глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее (прочитал(-а), постро
ил^) и будущее простое (прочитаю, построим).
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях: сделал бы, принёс бы.
Условное наклонение глагола образуется от основы неопределённой формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы(б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами: Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он мо-
же т. как прекрасна была бы земля наша (А. Чехов); Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат (В. Маяковский).
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам.
Глаголы вповелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу: иди в школу, идите в школу; встань пораньше, встаньте пораньше. Живи, учись, гордись, мой сын, что ты советский гражданин (С. Михалков).
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица: Верь в свой народ, создавший могучий русский язык, верь в его творческие силы (М. Горький).
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание: при- сядь-ка, присядьте-ка, подойди-ка ко мне (см. «Частица», с. 146).

Еще по теме НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛ:

  1. 11. Глагол как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции глагола. Переносное употребление форм наклонения и времени глагола.
  2. § 56. Определение категории наклонения.Грамматическая терминология, относящаяся к учению о наклонении глагола
  3. § 56. Определение категории наклонения. Грамматическая терминология, относящаяся к учению о наклонении глагола

Тема про наклонения глагола – одна из самых несложных грамматических категорий, которая усваивается быстро и легко. Помешать могут лишь трудности необычного и непредсказуемого характера родного языка. С одной стороны, кажется, что все понятно, а с другой, при встрече с конкретным заданием можно «впасть в ступор».

Что такое глагольное наклонение, откуда взялось и зачем нужно?

Сам термин и необходимость обозначения его возникла еще в средних веках. Истоки появления идут из греческого словаря и латыни, где это слово звучит примерно одинаково: enkliss и inclinatio. На Руси в структуру славянских языков понятие наклонение ввел Мелетий Смотрицкий еще в 16-17-ые века.

Количество видов наклонений было далеко не три, как сейчас это считается нормой. Кто-то утверждал, что его не существует, а кто-то выделял даже неопределенные, потенциальные, недействительные наклонения и еще столько же. Неопределенным наклонением считался инфинитив глагола. Недействительным – употребление сочетания слов «чуть не поймал», например. И, потенциальное: «не скажу, что…». В современной грамматической энциклопедии сохранилось даже волюнтативное наклонение. Это употребление глагола совершенного вида в будущем времени в союзе с частицей «как». Например: «а он как треснет!». К счастью, знать и понимать следует только три основных.

Функция наклонения заключается в определении характера связи действия (ее наличия или отсутствия) с лицом или же предметом. То есть эта категория оценивает реальную связь между каким-то действием и тем, кто его совершает, или собирается, и происходит ли оно вообще. Чтобы лучше понять смысл этих слов, надо рассмотреть все отличия форм и соответствующих нюансов.

Как различаются формы глагольных наклонений?

Чтобы ответить на вопрос как определить наклонение глагола, надо четко знать все три его формы.

Не отличается большой сложностью изъявительное наклонение. Тут надо всего лишь знать о следующем:

  • Данное наклонение свидетельствует о реально произошедшей действительности, различающейся по времени.
  • О совершенном и несовершенном виде надо знать следующее: у несовершенного вида есть все временные формы, включая прошедшее, настоящее время и будущее сложное. Например, ловил – ловлю – буду ловить. А у совершенного вида есть только прошедшее с будущим простым, например, поймал - поймает.
  • Следует помнить о способности глаголов прошедшего времени изменяться по числам, причем в единственном числе могут изменять род. Пример: сбежали (мн. ч.), сбежал (ед.ч. м.р.), сбежала (ед.ч. ж.р.), сбежало (ед.ч. ср.р.)
  • Красной тряпкой в глаза должен светить суффикс -л- от формы прошедшего времени. Ведь он присоединяется сразу к основе слова и после него идет родовое, нулевое (у м.р.) или числовое окончание. Пример: победи-л, победи-л-а, победи-л-и.

Если в глаголе его основа имеет конечную букву согласную, есть суффикс -ну- или -чь-, то они меняются либо удаляются. Например, вынести – вынес, вылезть – вылез; воздвигнуть – воздвиг – воздвиг-л-а; прилечь – прилягут – приляжет.

Легко заметить именно эту форму наклонения по тому, что уже реально произошло, сейчас идет или планируется сделать в будущем точно. Ведь недаром само слово «изъявительное» имеет корень «явь».

Видео о наклонениях глаголов Здесь возможно также пару нюансов:

  • Изъявительное наклонение глагола можно спутать с повелительным, когда совпадает глагол в 1 лице множественного числа.
  • Различаются окончания у глаголов в изъявительном (И.н.) и повелительном наклонении (П.н.). В И.н. – окончание -ете- либо –ите- в 1 лице множественного числа зависит от спряжения , в П.н. практически всегда –ите-. Сравнение: Если выберете (1 спряжение, 2 лицо) чебака – клюнет щука или окунь. Выберите (П.н.) именно этого живца, не пожалеете! В первом случае в И.н. обязательно в предложении есть условие, при котором должно совершиться действие. Спряжение учитывается, а во-втором случае – нет.

Для примера будет приведен маленький текст.

Отрывок из цикла рассказов про червячка Пашку

В тексте употреблены глаголы прошедшего времени. Это глагол совершенного вида: наступило, оказался, завис, попал, не знал, съежился, потолстел, не жевал, положили, прогудел, попали; и несовершенного вида – не жевал.

Главный признак прошедшего времени - это суффикс -л-. Это надо зарубить на носу.

Глаголы настоящего времени несовершенного вида: пробивает, не подозревает, поджидает, не хочет, наслаждается, задевает. Здесь признаком будет окончание -ет 3 лица единственного числа. (Окончания ставятся и согласно спряжению).

Будущим временем обозначены слова: будет рыбачить (будущее сложное), появится и исследуем (будущее простое).

В контексте последнего предложения словосочетание «исследуем место» будет говорить именно об изъявительном наклонении, хотя по значению может показаться, что это повелительное. Тут следует быть осторожными, так как тут идет констатация факта будущего, а не побуждение к борьбе.

Как не ошибиться с обнаружением условного наклонения?

Во-первых, само название – условное наклонение глагола говорит о каком-то обязательном условии, при котором должно что-то произойти, но этого еще не было, либо о желании осуществления чего-либо. Во-вторых, его нередко именуют как сослагательное наклонение глагола. А в-третьих, здесь главным моментом будет глагол прошедшего времени с частицей бы или б, которая всегда пишется раздельно с глаголами. Она может стоять в любом месте предложения. Глаголы в этом наклонении могут изменяться только по числам и родам в единственном числе, впрочем, как и обычный глагол прошедшего времени.

Рассмотрим пример с различным местоположением частиц б/бы:

…пока Пашка лежал в коробочке на полке холодильника он все мечтал: «Если б я был сильным, разорвал бы эту емкость и сбежал с друзьями! Эх! Порвать бы эти дырочки на крышке и убежать!», – с тоской думал червячок, - «Придумать мне эдакий хороший план бы, чтоб сбежать отсюда!».

Как отличить повелительное наклонение от остальных?

Повелительное наклонение глагола может выражать такие побуждающие эмоции, как приказ, просьба, запрет, совет, предложение или команда. Время у него полностью отсутствует. Здесь формы повелительного наклонения глаголов зависят от лица, числа и указательных слов.

  • В первом лице – обычно высказывается предложение сделать что-нибудь всем вместе, и начинаться оно может со слова «давайте».
  • Во втором лице единственного числа главную роль играет 0-вой суффикс либо -и-. Во множественном числе к глаголу присоединяется окончание -те.
  • В третьем – часто встречаются слова: «пусть, да, пускай» в сочетании с глаголом будущем времени.

Важно различать один нюанс: формы 2-ого лица множественного числа выглядят следующим образом:

Повелительное наклонение: выберите, постелите

Изъявительное наклонение: выберете (I спр.), постелите (II спр.)

На примере того же рассказа рассмотрим как это выглядит на практике:

… «Давайте устроим побег!» - закричал друг Пашки червяк Болтун. «Не надо! Не бегите пока мы в холоде! Должно быть тепло вокруг, чтоб чувствовать запах земли родной!» - но его никто не слышал, потому как началась паника. Один порвал дырочку в крышечке, другой выпрыгнул и упал на нижнюю полку холодильника. Всем холодно и страшно, но бежать приготовились все: подлезли ближе к крышке. Но тут Захарыч вспомнил о них и отнес баночку в огород, не подозревая о том, что червячки не такие простые, как кажется. И это было их счастье. «Вперед! Ползем к свободе!», - пропищал Пашка, - «Не забудьте меня!». Дедушка был раздосадован, потеряв 50 упитанных червяков, но Пашки и его родных и след простыл.

А Вы помните наклонения глаголов в русском языке? Помогла ли эта статья Вам освежить память или узнать что-то новое? Поделитесь своим мнением в

Наклонением глагола называется непостоянный грамматический признак, который показывает оценку действия говорящим. Различные его виды указывают, как говорящий оценивает действие: то ли он считает его возможным при каком-то условии, то ли желательным, то ли реальным.

Они могут быть трех видов:

Конспект урока для 6 класса

Примечание:

Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола; второй урок – . Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.

Наклонение глагола.

    изучение нового материала;

    развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;

    воспитание любви к русскому языку и интереса к его изучению.

    Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;

    Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;

    Коммуникативные: умение выразить мысль;

    Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Тип урока:


Комбинированный

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний:

    А) Повторение орфограммы «Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа» ; объяснительный диктант.

    Идёшь по лесу, оглядываешься вокруг и вдруг увидишь то там, то здесь семейки грибов: растут в тени, спрятались от грибников. Пока собираешь их, несколько раз обходишь каждую полянку. Почувствуешь усталость – где-нибудь присядешь на пенёк и отдыхаешь. Замечаешь вблизи колокольчик. Кажется, задень его – и зазвенит!

    Б) морфологический разбор глаголов из 1-го предложения (повторение настоящего, будущего и прошедшего времени глагола, вида, переходности, возвратности).

    В) Создание проблемной ситуации: охарактеризуйте глагол ЗАДЕНЬ из последнего предложения; можем ли мы определить время этого глагола? В чём его необычность?

    Изучение нового материала.

    А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.

    Б) Наблюдение над языковым материалом (упр. 524): в каком предложении сообщается о реальном действии, в каком – о возможном, в каком – о желательном, необходимом?

    Мы к маскараду готовимся. Не бойся, пойдём с нами. Мы тебя и не взяли бы.

    В) Чтение теоретического материала в учебнике, подготовка устного ответа по таблице (работа в парах):

    Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время).

    Например: ловил, ловит, будет ловить .

    Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

    Например: ловил бы, лови.

    Г) Упр. 525: выписать из текста глаголы, указать их время и вид.

    Бросил – прошедшее, совершенный;

    прячутся – настоящее, несовершенный;

    добрались – прошедшее, совершенный;

    полетела – прошедшее, совершенный;

    отдохну – будущее, совершенный;

    кончится – будущее, совершенный;

    буду оплакивать – будущее, несовершенный.

    отличительная особенность глаголов изъявительного наклонения в том, что они имеют формы времени.

    Д) Объясним смысл фразы:

    «Точка отсчёта для времени глагола – это момент речи, то есть момент, когда мы говорим».

    Что она означает? (На примере глаголов рисовал, рисую, буду рисовать ). Учащиеся объясняют, составляют предложения, рассказывают, какими рисунками проиллюстрировали бы эти предложения.

    Е) Анализ материалов таблицы упр. 527:

    глаголы какого вида имеют формы всех трёх времён?

    Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени?

    Как вы думаете, с чем это связано?

    Опираясь на материалы таблицы, рассказать о том, как связаны вид и время глагола.

    (Глагол совершенного вида обозначает действие, имеющее предел, результат, а в настоящем времени действие происходит, результата ещё нет, поэтому глаголы совершенного вида не могут стоять в настоящем времени).

    Ж) Образовать от глаголов в упр. 528 формы прошедшего времени единственного числа мужского рода:

    вязать, поднять, укрыть, пилить, слушать, кинуть, верить, заметить, замечать, управлять, заледенеть, улыбаться, бороться, молчать.

    Обозначить суффиксы и окончания. Сделать вывод о том, как образуется форма прошедшего времени глагола. (От основы инфинитива с помощью суффикса Л).

    З) Изменение текста: записать фрагмент текста, ставя глаголы в форму прошедшего времени. Как изменится смысл текста? (Текст на экране или предварительно записан на доске).

    Метель воет и свистит на полях. Она гонит тучи снега по небу, наметает сугробы на земле. Метель заносит тропинки и дорожки и торопит домой запоздалого путника. Она гудит в проводах, барабанит в окна. Везде метель. Она гудит и ревёт на разные голоса.

    Проверка, подведение итогов, оценивание.

    Рефлексия: что нового узнали о глаголе? Какие существуют наклонения? С каким наклонением работали сегодня на уроке? В чём его отличительная особенность?

    Что было самым интересным на уроке? Какой вид работы больше всего понравился? Что оказалось трудным, что нужно будет повторить?

  1. Домашнее задание:

    Устный рассказ о наклонениях глагола на основе таблицы упр. 524, подобрать свои примеры.

    Упр. 529 по аналогии с последним заданием: записать текст, заменив глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.

    Школьники ставят палатки, идут собирать хворост для костра. Возле вожатого остаются несколько человек. Они чистят картошку, приносят воду из ручья. Девочки собирают ветки и устилают ими палатки, сверху на ветки укладывают спальные мешки. Так дети готовят ужин и ночлег. Быстро темнеет. Всё вокруг стихает и засыпает.

Глагол - одна из важнейших частей речи. Он служит для описания действия, обозначения некоего процесса, то есть без него не будет совершенно ничего, лишь бессмысленное название явления, которое никак не может себя проявить, зафиксировавшись в определённом состоянии. Этой номинативной части речи свойственны такие постоянные морфологические признаки как вид, возвратность, переходность и спряжение, к непостоянным же относятся род, лицо, число, время и наклонение. О последнем и пойдёт речь в этой статье. Как определить в русском языке, на что оно влияет, для чего вообще необходимо? Попробуем понять и, что немаловажно, запомнить.

Что же такое наклонение? Общее представление

В принципе, наклонение некоторые учёные определяют как «отношение к действительности». Довольно абстрактная формулировка, не особо поясняющая смысл этого морфологического признака, стоит признаться. Но если попытаться разобраться, всё становится предельно ясно.

Всего существует три в русском языке указывает на реальное действие и употребляется во всех трёх временах - именно оно является самым распространённым и, следовательно, самым простым для запоминания. Или же самым сложным. Существование его в трёх временных формах позволяет спрягать глаголы всеми доступными способами, из-за чего приходится запоминать огромное количество окончаний, что не всегда так уж легко.

В русском языке также встречается довольно часто. Оно обозначает приказ, просьбу, некую инструкцию - любое действие, которое должен выполнить человек не по своей воле, но по воле собеседника. Глаголы в повелительном наклонении существуют лишь в двух формах, что, конечно, упрощает работу с ними, но вместе с тем создаёт определённые трудности для тех, кто не является носителем русского языка и не может интуитивно подобрать правильное окончание.

В русском языке, его ещё называют сослагательным, показывает нереальное действие, возможное при определённых условиях. Его называют самым простым: лишь одна форма, изменяющаяся только по родам, к которой добавляется частица - определить такой элемент в тексте не составляет никакого труда.

Теперь же, когда мы имеем базовое представление о том, что такое наклонения в русском языке, примеры помогут нам разобраться в правиле лучше.

Повелительное наклонение - для чего, как

Итак, продолжаем рассматривать в русском языке. Как уже говорилось выше, оно обозначает, исходя из названия, повеление в любой его форме: приказ, просьба, вежливое поручение - смысловой оттенок зависит только от интонации, никаких особенностей в образовании формы в зависимости от мотива, который вкладывает говорящий.

Повелительное наклонение в русском языке - правило, которое отложилось в нашем подсознании, мы применяем его, даже не задумываясь. Но всё же понимать, почему именно так, а не иначе, необходимо.

Для того чтобы употреблять глаголы в повелительном наклонении, в первую очередь нужно определить, к кому нужно обратиться. Чтобы адресовать просьбу человеку, к которому говорящий обращается на «ты», используется соответствующая форма единственного числа. Для её образования нужно отнять окончание у глагола в изъявительном наклонении (читать-читаЮ-чита…, бежать-бегУ-бег…, быть-будУ-буд …) и добавить одну из двух гласных (и или й ) или мягкий знак (читаЙ, бегИ, будЬ ). Благо носители русского языка обычно интуитивно чувствуют, какое окончание выбрать, поэтому постановка глагола во второе лицо единственного числа повелительного наклонения обычно не вызывает затруднений.

Если же мы обращаемся к человеку на «вы» или же хотим адресовать нашу просьбу группе людей, то к форме единственного числа повелительного наклонения просто добавляется «те» (читайТЕ, бегиТЕ, будьТЕ ) - всё куда проще, чем кажется на первый взгляд.

Неужели всё так легко?

Но это же русский язык - куда в нём без исключений? Никто не отменял глаголы, в которых при спряжении меняются корневые гласные и согласные, а то и вовсе корень полностью. Например «есть-еШЬ-ешьТЕ, ехать-поеЗЖАЙ-поезжайТЕ ». Здесь, к сожалению, правило бесполезно, поможет либо интуиция, либо банальное подсознательное знание необходимой формы - иначе никак.

Повелительное наклонение в русском языке - простейшая тема, для овладения которой необходимо уметь образовывать форму единственного числа второго лица этого наклонения, а при необходимости просто добавлять к ней «вежливое» окончание.

Употребление форм-исключений не такое частое, чтобы являться серьёзной трудностью для носителей языка. Иностранцам, правда, придётся очень постараться, чтобы добиться понимания повелительного наклонения глагола.

И ещё немножко особенностей

Во-первых, нужно учитывать образуется только от глаголов несовершенного вида - именно они отвечают на вопрос "Что делать?" (открывать-открываЙ-открывайТЕ ), тогда как совершенный вид, соответственно, - только от совершенного - с вопросом "Что сделать?" (приоткрыть-приоткрОЙ-приоткройТЕ ).

Ещё одна занятная вещь, связанная с несовершенным видом глагола: наличие суффикса "ва" после корней "зна-", "да-", "ста-" (как в словах поЗНАВАть, ДАВАть, вСТАВАть ). Обычно для образования повелительного наклонения глагол ставят в первое лицо единственного числа, соответствующего местоимению «я» (познаЮ, даЮ, встаЮ ), то есть этот суффикс пропадает, как и во всех остальных формах глагола (познаёт, даёте, достаёшь ). Но в повелительном наклонении суффикс возвращается (познаВАй, даВАйте, встаВАй ), про это забывать нельзя ни в коем случае.

А сослагательное? Образование и применение

Переходим к сослагательному условному наклонению. Здесь всё гораздо проще, чем даже в повелительном. Особенность употребления этого наклонения в том, что для его образования используется форма прошедшего времени, изменяющаяся в соответствии с родом и числом объекта высказывания, то есть для того, чтобы сказать о предмете в единственном числе, мы используем формы единственного числа прошедшего времени (пошёл, нарисовала ), а если речь идёт о группе людей или том, к кому мы уважительно обращаемся на «вы», применяется множественное число того же прошедшего времени (указали, проговорили ).

Вторым компонентом сослагательного наклонения являются частицы «бы» и «б» - выбор их зависит от контекста и чаще всего обуславливается благозвучностью фразы.

То есть когда мы хотим показать возможность действия при каком-либо условии, мы берём глагол в соответствующей форме прошедшего времени и добавляем к нему необходимую частицу: сказала бы, пошёл бы, засмеялись бы.

Ещё немного об особенностях употребления

Эта форма, кстати говоря, используется не только для выражения действия при определённом условии, но и в случае, когда мы хотим выразить мечты, желания (хотел бы, мечтал бы ) и опасения, сомнения (не случилось бы ). Наверное, правильнее будет сказать, что все эти оттенки употребляются в равной мере, поэтому используемое в школьных учебниках название «условное наклонение» очень условно (забавный каламбур получается), лучше применять термин «сослагательное наклонение».

А теперь всё ещё раз и кратко

В принципе, выше изложена вся теория по несложному правилу наклонения в русском языке. Таблица поможет закрепить его.

Практика, практика, и ещё раз практика!

Для окончательного закрепления усвоенного материала попробуйте поставить в различных наклонениях следующие глаголы.

  • В изъявительное : рисовать, смеяться, отвезти, шелестеть, отвечать, ненавидеть, выходить, отказываться, ставить, гордиться, оторвать, заказать, мурлыкать, надеяться, чесать.
  • В повелительное : идти, отрекаться, кричать, вызывать, доставаться, мечтать, достигнуть, выключиться, отдавать, цвести, пережарить, проклинать, кичиться, представить, осознавать.
  • В сослагательное : красить, посетить, появляться, велеть, уничтожать, согреваться, дышать, замирать, купить, проситься, уменьшить, оборваться, делать, поздравлять, соображать.

Подводя итоги

Изъявительное, сослагательное и повелительное наклонения - это одно из тех базовых правил, которое не требует особого запоминания и применяется по большей части автоматически, согласно чувству языка, которое есть у каждого его носителя. Но вместе с тем ни в коем случае нельзя отрицать необходимость изучения хотя бы базовой теории: без знания правила никогда не сможешь понять те или иные особенности языкового явления.

В любом случае практика порой гораздо более эффективный учитель, чем сухая теория. Огромный плюс конкретно этого случая в том, что это правило мы применяем каждый день, так что усвоить его не составит никакого труда.

Наклонение – это категория глагола, которая характеризует каждое конкретное действие, процесс относительно реальности. Оно иногда сложно определяется. Чтобы разобраться, что же это такое и как правильно его определить, надо знать правила.

Наклонение глагола считается нестабильным показателем данной части речи. В зависимости от возможности меняться по разным признакам (время, пол, род, лицо) классифицируют типы наклонений. В русском языке классифицируют три главных разряда этой части речи:

  1. изъявительное;
  2. условное;
  3. императив (повелительное).

Изъявительная категория повествует о процессе, который протекает в этот период времени, со слов рассказчика. Также даёт понять, что действие уже свершилось, рассказывает об итоге произошедшего или о том, что действие свершится в недалёком будущем. Глагольные наклонения других разновидностей не меняются в зависимости от временных показателей.

Наклонение глаголов, таблица

Что такое глагольное наклонение

Характеристика глагола может легко определить, о каком событии идёт речь. Глагольное наклонение определяет, насколько реалистичным выглядит то или иное событие. С его помощью вы поймёте, о свершившемся происшествии идёт речь, или ему только предстоит произойти. Также выражает требование, пожелание или рекомендации говорящего проделать что-либо.

Таблица глагольных наклонений

Наклонение Значение
Изъявительное Действие, которое уже происходило, происходит в настоящем или произойдёт в будущем.

Пример: убирала, убираю, уберу.

Я сделаю это задание завтра.

Виталина убирала в квартире до наступления темноты.

Я убираю комнату сейчас.

Я уберу сразу же, как только освобожусь.

Условное Свершение только при выполнении установленных требований или условий.

Пример: помыла бы, пришел бы.

Она помыла бы пол потом.

Он пришел бы домой после обеда.

Императив Повеление, требование, мотивация проделать что – либо.

Пример: подайте, выучите, брось.

Подайте дедушке вон ту чашку.

Выучите стихотворение к завтрашнему дню.

Брось эту глупую затею с шариками.

Вариации глагола

Разновидность глагола – это грамматическая вариация данной части речи, которая обозначает временные очертания какого-либо процесса.

Выделяется две разновидности:

  • глагол совершенной формы:

Показывает, что процесс завершился, описывает результат. Особенностью разновидности считается то, что реального времени не существует. Глагол используется в прошлом времени либо в будущем. Изменяется по числам: может быть в единственном либо множественном числе. Изменяется по роду – женский, мужской, или средний.

В безличном значении описывает действие, которое является ответом на вопрос: что сделать?

Пример обезличенной формы: припарковаться, выехать, выбежать.

В прошлом времени является ответом на вопрос: что сделала? Что сделал? Что сделали? Пример: нагрела, выдвинул, повесили.

  • несовершенного вида:

Трактует процесс, который длится продолжительный период, либо возобновляется. Не указывает на завершённость процесса, не подводит его итог.

В обезличенной форме является ответом на вопрос «что делать?». Пример: кидать, жить, подписывать, греть.

Характеризует действия, которые происходили ранее, осуществляются в данный момент и произойдут в будущем. Склоняется по числам и по роду: бывает единственного и множественного числа, а также женского, среднего и мужского рода.

Прошедшее время – слово отвечает на вопросы: что делали? Что делал? Что делала?

  • играли;
  • мыли;
  • выкидывал;
  • смотрел;
  • работала;
  • вышивала.

Будущее время – слово отвечает на вопросы: что они станут делать? Что мы станем делать? Что я стану делать? Что она станет делать? Что он станет делать?

Например:

  • будут отвечать;
  • пойдём в кино;
  • буду лежать;
  • будет проверять;
  • будут требовать.

Настоящее время – часть речи отвечает на вопросы: что делают? Что делает?

Например:

  • дети переодеваются;
  • занимается спортом.

Как определить глагольное наклонение

Простой метод определить наклонение глагола – это сформулировать к этому слову вопрос. Если в составе отсутствует просьба, приказ или пожелание – это не императив. Следующий шаг – убедитесь в наличии или отсутствии частички «бы, б». Если ее нет – это не условная категория наклонения. Остаётся только изъявительная разновидность. Используется в русском языке чаще остальных.

Обозначить безошибочно разряд части речи, которая описывает процесс, можно, посмотрев таблицу.

Таблица наклонений

Изъявительное

Условное

Повелительное

Значение Характеризует ситуацию, которая случилась ранее, протекает сейчас или точно случится позднее.

Действие, которое могло бы случиться.

Мотивация, просьба, пожелание, проделать какое-либо действие.
В какой форме бывает Используется в любом роде, числе, времени. Любой род и число. Время исключительно прошлое. Времени и рода не имеется.
Наклонение глагола - примеры Мелания прочла статью.

Мелания прочтёт статью.

Мелания читает статью.

Мелания бы прочла статью. Мелания, прочти статью!

Изъявительное наклонение глагола

Изъявительное наклонение - характеризует ситуацию, которая уже случилась, осуществляется в данный период времени или случится в ближайшем будущем.

Для данной разновидности приемлемо использование в любом варианте. Глагол может быть любого рода, числа, лица и времени. Изменение его по этим характеристикам в грамматике трактуется как спряжение глаголов.

  • Книгу я прочитал ещё месяц тому назад (глагол единственного числа, мужского рода, первого лица в прошлом времени).
  • Книгу я читаю сейчас (глагол единственного числа, первого лица в настоящем времени).
  • Книгу я начну читать потом (глагол единственного числа, первого лица будущего времени).
  • Он пришёл ко мне в гости (Единственное число, второе лицо, мужской род, реальное время).
  • Они выйдут из подъезда втроём (множественное число, третье лицо, будущее время).

Прошлое время образуется при помощи суффикса «л» и окончаний:

  • без окончания в мужском роде, например: зевал, проходил, прибегал;
  • окончание «а» для женского рода, например: шила, стригла, убирала.
  • окончание «о» для среднего рода, например: сбежало, унесло, выглянуло.
  • окончание «и-ы» для множественного числа, например: придумали, убежали, скопировали.

Условное наклонение глагола

Глагол в условном наклонении характеризует ситуацию, которая возможна только при определённых обстоятельствах. Формирование такой разновидности осуществляется прибавлением к глаголу прошедшего времени частички «бы», или «б».

  • иметь – имел бы;
  • вырезать – вырезал бы;
  • строить – строил бы.

Слова меняются по числу и роду, они обезличены. Время в условном наклонении глагола исключительно прошлое.

Дополнительная частица не используется слитно с глаголом. В предложении она не обязательно пишется после него, может располагаться перед ним, или отделяться другими словами.

Примеры условного наклонения:

  • Милана, конечно бы, на солнце загорала (единственное число, женский род).
  • Мы бы, конечно, выступили хорошо (множественное число).
  • Он вырезал бы эту фигурку из дерева (мужской род, единственное число).
  • Маргарита бы принесла мне газету (женский род, единственное число).

Повелительное наклонение – это высказывание о мотивации, прошении, приказании.

  • Вынеси мусор.
  • Закрой за соседом дверь.

В данном варианте глагол только в форме второго лица, которая либо единственного, либо множественного вида.

  • ты присядь – вы присядьте;
  • ты давай – вы давайте;
  • ты разреши – вы разрешите;
  • ты отпусти – вы отпустите;

Части речи в этой форме не меняются в зависимости от времени. Они образуются от основы слова, которое обозначает ситуацию, которая происходит в данный момент либо произойдёт в ближайшем будущем. Помимо основания формирование слова происходит с помощью суффикса «и».

  • реши;
  • верни;
  • отстегни.

Слова данной части речи третьего лица множественного вида имеют окончания «ся», «сь».

  • Вернитесь, пожалуйста, обратно.
  • Обратитесь к руководству компании с этим предложением.
  • Спуститесь вниз через несколько минут.

Пожелание, просьба или мотивация могут выражаться глаголом третьего лица в прошлом или настоящем времени с частицами «пускай», «да».

  • Да будет теперь только так!
  • Пусть он вам сам всё расскажет.
  • Пусть отдаст мне мои игрушки.

Можно сделать вывод, что наклонение не всегда можно легко и сразу определить. Для этого нужно научиться формулировать и задавать нужные вопросы. Помимо этого необходимо владеть понятиями о спряжении, знать, что такое время, род, число, лицо. Однако если детально изучить правила и во всём разобраться, проанализировать примеры и попробовать составить свои, можно легко справиться с поставленной задачей.