Надо уметь отделять зерна от плевел. В

Пшеница и плевелы

"Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришед же рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы?.. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою" - Мф. 13, 24- 30.

Господь Иисус Христос оставил множество примеров, которые изъясняют очень важные истины, относящиеся к Царствию Божию. Благодаря этому разнообразию мы имеем неисчерпаемый источник духовной пищи, который никогда не истощится. Причем Христос говорил о глубоких истинах богопознания и о смысле человеческого бытия очень просто и ясно; Его слова были доступны простым людям, и это отличает проповеди Небесного Учителя от поучений и высказываний мудрецов и философов. Знакомясь с трудами последних, мы невольно убеждаемся в бесконечном превосходстве простого изложения Иисуса Христа. В Его проповедях неоднократно упоминаются рыбаки и пахари, сеятели и жнецы, люди многих других профессий, которые были хорошо известны всем жителям земли во все времена. И еще очень важно отметить, что в устах Христа их неприметный труд становится интересным и значительным, и описание звучит в высшей степени поучительно и преисполнено особой прелести.
Однако возвратимся к рассматриваемой притче. В ней Царство Небесное уподоблено человеку, посеявшему доброе семя на поле своем.Мы можем легко представить себе эту картину - огромное поле золотой пшеницы. Если смотреть на него издалека, то видно, как оно волнуется, словно море. Поле радует глаз, и кажется на первый взгляд совершенно однородным. Однако если более пристально вглядеться, то можно увидеть, что на поле рядом растут полновесные колосья пшеницы и пустые плевелы. Последние бывает нелегко отличить неопытному человеку, специалисты же делают это без особых затруднений. Налитые зерном колосья пшеницы склоняются к земле, плевелы же, как правило, поднимаются кверху. Возникает вопрос: откуда взялись плевелы? Человек не сеял их, более того, он не хотел, чтобы на его поле появились сорняки. Оказывается, ночью, когда люди спали, пришел враг, посеял между пшеницею плевелы и ушел.В ответ на просьбу учеников изъяснить значение этой притчи, Спаситель сказал им: "Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это - сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого" - Мф. 13, 37-38.Теперь нам нужно усвоить сказанное Господом. Первая истина, которая вытекает из притчи, состоит в том, что нам приходится считаться с фактом наличия зла в этом мире. Заметим, что Господь не уподобил церковь полю, как некоторые то полагают, но сказал, что поле представляет собой мир. Как на полях растут рядом пшеница и плевелы, так и в мире вместе живут сыны Царствия небесного и сыны лукавого. Эта истина очевидна и беспрекословна. Далее Христос пояснил, что враг, посеявший плевелы, есть диавол, и что жатва представляет собой кончину века, а жнецы суть ангелы Божии. "Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов, тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит" - Мф. 13, 40-43.Итак, на поле мира до времени растут вперемежку пшеница и плевелы.В притче сказано, что враг человек пришел, когда люди спали, и посеял плевелы. И результат налицо: люди не хотели, чтобы на поле появились плевелы, но это произошло. И из этого мы можем извлечь для себя еще одно поучение.В духовном смысле ночь означает время небодрствования, духовного сна, которое чревато печальными последствиями и опасностями для наших бессмертных душ - Мф. 25, 5-6. Ведь плевелы могут заглушать добрые всходы. Чтобы этого не случилось с нами, нужно бодрствовать, оберегать сердечное поле. Повторяем, мы должны считаться с тем фактом, что в этом мире добро и зло, будучи по своей сути противоположными, находятся очень близко, подобно тому, как на поле корни пшеницы и плевелы переплетены. Всякие попытки искоренить зло своими силами приводили и приводят к неудачам. Они могут даже привести к тому, что зло еще более увеличится.Иисус Христос пояснил, почему нужно оставить расти и то, и другое до жатвы: "чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними и пшеницы". При вырывании плевел есть опасность вырвать или, в лучшем случае, повредить пшеницу. Напрашивается в высшей степени удивительный вывод: для сохранения пшеницы остаются расти и плевелы. Какое бережное отношение к душам со стороны Небесного Делателя! Мы слишком слабо укоренены в любви и недостаточно утверждены во Христе. Ради сынов Царствия оставлены расти по соседству плевелы и, говоря словами Христа, сыны лукавого. Итак, если мы представляем пшеницу, то те, кого мы считаем плевелами, не изымаются по причине нашей слабости. Если же мы в сути своей есть плевелы, то, по милости Божией, тоже пользуемся благополучием и не искоренены до срока, пока созреют колосья пшеницы. Но придет время, и Господь отделит плевелы от пшеницы. Прежде всего, Он соберет отдельно плевелы, символизирующие зло. Участь их - быть брошенными в огонь неугасимый, где будет плач и скрежет зубов. Затем будет тщательно собрано отборное зерно. Произойдет конечное отделение его от мякины и от плевел, чтобы чистое и полновесное зерно вошло в житницы Господни.И здесь необходимо оговориться, что эти суровые слова не являются угрозой. Для верующих они служат предостережением, еще раз напоминающим, чтобы мы со страхом и трепетом проходили наше земное поприще. Только бодрствуя и не позволяя лукавому посеять в нас семена сомнения, зависти, злобы, искушения, мы сможем избежать печальной участи быть вверженными во тьму внешнюю, где ожидают невыразимо ужасные мучения. Если бы мы чаще размышляли об этом, то не были бы так беспечны в деле спасения. Поэтому будем стараться сохранять себя неоскверненными в этом мире, чтобы нам войти полновесным зерном в житницы Господни."Как вы приняли Христа Иисуса, - поучает апостол Павел, - так и ходите в Нем, будучи укоренены в Нем" - Кол. 2, 6-7. Тогда никакие стихии не смогут нас вырвать до времени, определенного Господом, когда Он пошлет Своих ангелов, чтобы взять нас к Себе от земли.Дадим возможность доброму Сеятелю Христу сеять семена Слова Божия. Распахнем сердца, приготовим их для принятия семени жизни, чтобы нам принести добрый плод для Царствия Божия. Будем, как сказано в другой притче, вставать ночью и днем, ожидая, пока зелень взойдет, покажется колос и созреет сторичный плод - Мр. 4, 26-29. Будем бодрствовать, трезвиться, будем охранять посевы и не позволять врагу душ человеческих прийти в сумрачное время и совершить свое пагубное дело.С верою и терпением будем ожидать жатвы, как ожидает земледелец, будучи уверен, что труд его непременно увенчается успехом. "Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы" - Иак. 5, 78.Испытаем себя, проверим, не давали ли мы врагу душ человеческих посеять в нас худое семя?Будем помнить, что худые посевы появляются вследствие нашего небодрствования. Поэтому будем постоянно стоять на страже нашего сердца. И если мы пребудем в Слове Божием, в молитве, в общении верующих, то враг душ человеческих не причинит нам никакого вреда.Посвятим себя целиком и полностью Господу. Будем жить для Него, делать добро всем, а наипаче своим по вере, ожидая блаженной вечности.

<сточник: Главная истраница Библиотеки

Медицинская энциклопедия Большой медицинский словарь Медицинские термины Атлас анатомии человека Большая психологическая энциклопедия Психологическая энциклопедия Психологический словарь Словарь по аналитической психологии Психотерапевтическая энциклопедия Толковый словарь психиатрических терминов Словарь по психоанализу Словарь нейролингвистического программирования Сексологическая энциклопедия Словарь медицинских препаратов Энциклопедия лекарственных растений Биологическая энциклопедия Биологический энциклопедический словарь Словарь микробиологии Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь. Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь Сельскохозяйственный словарь-справочник Ветеринарный энциклопедический словарь Словарь ботанических терминов Анатомия и морфология растений Жизнь животных Жизнь и ловля пресноводных рыб Рыбы России. Справочник Животные России. Справочник Грибы России. Справочник Породы сельскохозяйственных животных. Справочник Генетические ресурсы сельскохозяйственных животных в России и сопредельных странах Термины и определения, используемые в селекции, генетике животных Словарь дрессировщика Философская энциклопедия Новейший философский словарь История философии Античная философия Китайская философия. Энциклопедический словарь. Энциклопедия эпистемологии и философии науки Словарь терминов логики Энциклопедия социологии Термины гендерных исследований Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора. Библейская энциклопедия Брокгауза Православный энциклопедический словарь Краткий церковнославянский словарь Католическая энциклопедия Ислам. Энциклопедический словарь. Словарь индуизма Буддизм Энциклопедия мифологии Религиозные термины Астрологическая энциклопедия Словарь восточных терминов Словарь символов Музыкальная энциклопедия Музыкальный словарь Русский рок. Малая энциклопедия Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Большая советская энциклопедия Современная энциклопедия Энциклопедия Кольера Большой Энциклопедический словарь Правила русского правописания Справочник по правописанию и стилистике Словарь управления Педагогическое речеведение Грамматологический словарь Толковый словарь Даля Толковый словарь Ожегова Толковый словарь Ушакова Современный толковый словарь русского языка Ефремовой Толковый словарь русского языка Кузнецова Толковый словарь Дмитриева Малый академический словарь Стилистический энциклопедический словарь русского языка Орфографический словарь-справочник Русский орфографический словарь Словарь лингвистических терминов Пятиязычный словарь лингвистических терминов Идеографический словарь русского языка Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера Этимологический словарь русского языка Крылова Этимологический словарь русского языка Семенова Справочник по этимологии и исторической лексикологии Этимологический словарь русского языка Словарь церковнославянского языка Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.) Большой толково-фразеологический словарь Михельсона Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография) Фразеологический словарь русского литературного языка Учебный фразеологический словарь Сводная энциклопедия афоризмов Словарь крылатых слов и выражений В.И. Даль. Пословицы русского народа Большой словарь русских поговорок Словарь иностранных слов русского языка Толковый переводоведческий словарь История слов Живая речь. Словарь разговорных выражений Словарь русского арго Русское словесное ударение Формы слов Словарь русской идиоматики Словарь синонимов Словарь антонимов Литературная энциклопедия Словарь литературных терминов Словарь литературоведческих терминов Поэтический словарь Литературные герои Энциклопедия Булгакова Лермонтовская энциклопедия Шекспировская энциклопедия Словарь русского языка XVIII века Словарь книжников и книжности Древней Руси Русские поэты Серебряного века Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён Словарь-справочник "Слово о полку Игореве" Античные писатели Художественная энциклопедия Энциклопедия культурологии Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия Словарь средневековой культуры Альтернативная культура. Энциклопедия Постмодернизм. Словарь терминов Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003) Географическая энциклопедия Географический атлас Демографический энциклопедический словарь Этнопсихологический словарь Города России Москва (энциклопедия) Санкт-Петербург (энциклопедия) Екатеринбург (энциклопедия) Вся Япония Словарь бизнес-терминов Юридический словарь Финансовый словарь Экономический словарь Большой бухгалтерский словарь Энциклопедический словарь экономики и права Энциклопедия юриста Большой юридический словарь Энциклопедический словарь конституционного права Административное право. Словарь-справочник Словарь-справочник уголовного права Словарь депозитарных терминов Словарь терминов антикризисного управления Дипломатический словарь Политология. Словарь. Словарь русских фамилий Словарь личных имен Советская историческая энциклопедия Исторический словарь Большая биографическая энциклопедия 1000 биографий Биографический словарь Энциклопедический словарь псевдонимов Русская история Энциклопедия русского быта XIX века Казачий словарь-справочник Все монархи мира Словарь полководцев Энциклопедия битв мировой истории Средневековый мир в терминах, именах и названиях Античный мир. Словарь-справочник Реальный словарь классических древностей Энциклопедия Третьего рейха Этнографический словарь

Зерна плевела необходимо отделять от пшеницы. В разговорной речи и в статьях журналистов встречаем трансформированное выражение: отделить зерно от плевел. Отделять зерна от плевел значит отделять, отбрасывать ненужное, вредное из множества чего-либо. К этой группе следует отнести выражение отделять плевелы от пшеницы.


Во многих языках плевел называют «ржаной травой» (англ.Ryegrass, дат.Rajgræs, исл.Rýgresi, нидерл.Raaigras, фин.Raiheinä). Декоративная ценность плевела невелика, но некоторые виды используются как газонныетравы. Особенно это касается плевела многолетнего, который не боится вытаптывания.

Плевел — род трав семейства злаков, насчитывающий порядка 10 видов. Произрастает преимущественно в умеренном поясе Евразии и в Сев. Африке. Отделять важное от второстепенного. Авторы сборника «Крылатые слова» Н. С. Ашукин и М. Г. Ашукина (4-е издание, 1988) отмечают, что выражение отделять плевелы от пшеницы возникло из евангельской притчи о человеке, посеявшем пшеницу.

Оставьте расти то и другое до жатвы, а во время жатвы жнецы соберут плевелы, свяжут их в связки и сожгут, а пшеницу уберут в житницу. Синонимично выражение отделять овец от козлиц. Нарушен порядок слов. На первом месте следует указывать то, что необходимо убрать (плевелы, сорные травы). Плевел, заимствованное из старославянского языка, было образовано с помощью суффикса -еот- от плъва «сорняк, мякина» (в диалектах полова). Имеется существительное полова и в украинском языке. Слова плевел и полоть исторически однокоренные.

А потом вы вдруг поняли, что не знаете точного значения слова «плЕвелы». Понятно лишь, что это нечто нехорошее — раз зёрна надо от этого очистить. Это выражение всплывает в сознании, когда мы хотим сказать нечто вроде: «Здесь надо выделить главное, отделить важное от неважного, от чепухи, от всего лишнего».

Отмечу, правда, что есть еще один «плЕвел» — вот так, в единственном числе, это растение такое. Но это совсем другое, нас совсем не ботанический плЕвел интересует.

В русский язык слово «плевел» попало из церковнославянского (в значении «сорняк»), при том, что в древнерусском языке имелось аналогичное слово с полногласием - «половел» в том же значении. Губанов И. А., Киселёва К. В., Новиков В. С., Тихомиров В. Н. Иллюстрированный определитель растений Средней России. При этом злак может попадать как сорняк в урожай. В прямом и переносном значении могут употребляться не только слова, но и словосочетания.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

Ночью его враг посеял среди пшеницы сорные, вредные травы (плевелы). 2) переносное — только во мн. числе — что-то дурное, вредное, засоряющее что-нибудь. Слово полова употребляют и как сельскохозяйственный термин «отходы при обмолоте и очистке зерна хлебных злаков и некоторых других культур; мякина» (овсяная полова). Журналисты и социологи, употребляя меткое крылатое выражение отделять плевелы от пшеницы, часто пишут о явлениях, которые мешают развитию нашего общества.

Под видом мигрантов в Европу проникают террористы

Ага, вот и вы встрепенулись, услышав знакомое слово в совершенно новой для вас интерпретации. Мир Вам! Если это Ваш первый визит к нам, то Вы можете посмотреть как пользоваться форумом в справке. Это действительно проблема -искушение разумом и опытом. Как вы думаете: может ли (например) человек, серьёзно практикующий йогу, идти по пути христианства и надеяться на Спасение? Я слышал, что православие осуждает йогу, и строго. Бог благ (т.е. добр, милосерден), поэтому даже не исповедующий Иисуса Христа Спасителем может получать Его утешение, обратившись к Нему в молитве.

Граждане других государств пытаются проникнуть в Европу под видом сирийцев

Если он возлюбит её, т.е. жизнь по истине, в послушании Богу станет для него приоритетом номер 1, то это будет хранить его от уклонения с узкого пути спасения. По ее словам, “подобной статистики пока нет ни у кого”. Члены Amnesty International, опросившие сотни и тысячи человек, сходятся в том, что люди бегут именно от войны и религиозного преследования. Есть отработанная процедура получения политического убежища, которая заключается в том числе в удостоверении личности человека”.

В русскоязычной литературе также иногда встречается аналогичное название рода - рейграс, райграс. Длина колосков - 8-16 мм, в каждом 3-20 цветков. Все колоски, кроме самого верхнего в колосе, только с одной колосковой чешуей (наружной). Ахиллесова пята нередко укрыта в голове. Примесьь его в муке дает т. н. пьяный хлеб, вызывающий отравление. При этом выражение в непрямом значении может стать фразеологическим, крылатым.

Что, собственно, и требовалось. Дремоту как рукой сняло, правда ведь? Вам стало интересно, да? То есть сначала, может быть, стало смешно — действительно, забавно и совершенно нелепо звучит: «плёвел». Так же полагает и Орфоэпический словарь под редакцией Р. Аванесова, которым мы так любим пользоваться.

Однако плевел в нашей жизни не становится меньше. В газоне виды плевела требуют частой стрижки. То, что именно так оно и есть, подтверждает и Толковый словарь В. Даля. «ПлЕвел, плЕвелы» — это сорные или вредные растения в хлебе. Вот оно откуда — отделение зёрен от плЕвел. Итак, «плЕвелы» (во множественном числе) — это нечто вредное, уверенно говорит нам словарь. Выражение родилось в связи с тем, что некоторые виды ядовиты, напр. плевел опьяняющий.

ОТСЕИВАТЬ ПЛЕВЕЛЫ ОТ ЗЁРЕН. ОТСЕЯТЬ ПЛЕВЕЛЫ ОТ ЗЁРЕН. Книжн. Разделять, разграничивать плохое и хорошее, полезное и бесполезное. Филёв завидовал всем, кто с первого взгляда умеет определить цену факта, быстро, почти интуитивно отобрать важное, опустив ненужное, отсеяв плевелы от полновесных зёрен. Сам он не раз ошибался (С. Ильин. Частный случай с историком Филёвым).

  • - урочище, н. п. - эти названия связаны с наименование животного джерень, дзерен, зерень, ерень - вид антилопы, которая в прошлом обитала в юго-восточном Забайкалье, но ныне она здесь полностью истреблена...

    Географические названия Восточной Сибири

  • - см. Земледелие...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - пле́велие - сорная трава, негодная трава...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - муж. зерена жен. дикий козел или сайга Даурии. | Баран и овца местной, некрупной породы...

    Толковый словарь Даля

  • - и пр. см. отсевать...

    Толковый словарь Даля

  • - ОТСЕ́ЯТЬ, -ею, -еешь; -еянный; совер. 1. что. Просеиванием отделить. О. отруби. 2. перен., кого. Производя отбор, удалить, устранить из состава чего-н. О. неуспевающих. | несовер...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ОТСЕ́ЯТЬ, отсею, отсеешь, совер. . 1. что. Просеивая через сито, решето, отделить что-нибудь от чего-нибудь. Отсеять сор и шелуху от муки. 2. перен...

    Толковый словарь Ушакова

  • - отсе́ять I сов. неперех. разг. Завершить сев, посевную. II сов. неперех. Прозаниматься посевом чего-либо в течение некоторого времени...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - пле́велы мн. Что-либо вредное, ненужное, губительное...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - отс"еять, -"ею, -"...
  • - пл"...

    Русский орфографический словарь

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  сущ. растение Lolium temulentum, опьяняющий куколь, вид ржаной травы с ядовитыми семенами...

    Словарь церковнославянского языка

  • - ОТСЕИВАТЬ ПЛЕВЕЛЫ ОТ ЗЁРЕН. ОТСЕЯТЬ ПЛЕВЕЛЫ ОТ ЗЁРЕН. Книжн. Разделять, разграничивать плохое и хорошее, полезное и бесполезное...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См. ХОРОШО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Книжн. Отделять вредное от полезного, хорошее от плохого. /i> Восходит к Евангелию. БМС 1998, 450; Ф 2, 30; Мокиенко 1989, 184...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

"Отсеять плевелы от зёрен" в книгах

XXXV Плевелы в пшенице

Из книги Моя жизнь автора Ганди Мохандас Карамчанд

XXXV Плевелы в пшенице Именно на ферме Толстого м-р Калленбах обратил мое внимание на проблему, которой раньше для меня не существовало. Как я уже говорил, некоторые мальчики были весьма испорчены и непослушны. Были среди них и лентяи. Три же моих сына, как и остальные дети,

12.5. Зерна и плевелы либерального самодержавия

Из книги История России: конец или новое начало? автора Ахиезер Александр Самойлович

VI. Семена и плевелы

Из книги Крестоносцы автора Перну Режин

Зерна и плевелы

Из книги Древние славяне, I-X века [Таинственные и увлекательные истории о славянском мире] автора Соловьев Владимир Михайлович

Зерна и плевелы К. концу IX века за землями восточных славян и их соседей от Ильмень-озера до нижнего течения Волги закрепилось название Русь, а за жителями этой обширной географической территории – имя русы или русичи.При огорчительно малом числе дошедших до нас мифов

Злаки и плевелы в наследии эллинов

Из книги Древняя Греция автора Миронов Владимир Борисович

Злаки и плевелы в наследии эллинов Что приходит на ум при слове «Эллада»? Греки известны не только торговыми талантами (хотя и этот их важный дар мы нисколько не отрицаем). В первую очередь на ум приходят греческие герои, великий Гомер с родниковой прозрачной строфой. Л.Н.

Друзья и враги как зерна и плевелы

Из книги автора

Друзья и враги как зерна и плевелы Русский человек, разделяя мир на своих и чужих, не забывал о разделении на друзей и врагов. Если понимание, что в мире есть свои и чужие, необходимо для сохранения национальной самобытности народов и их независимости, то деление

5 ЖИЗНЕРЕЧЕНЬЕ ПЛЕВЕЛЫ 22 липеца 7508 года

Из книги Книга Мудрости русских волхвов автора Бородин Сергей Алексеевич

5 ЖИЗНЕРЕЧЕНЬЕ ПЛЕВЕЛЫ 22 липеца 7508 года Прорыв ЛЮДЕЙ к знаниям Жизни совершён. Кострами инквизиции их уже нельзя искоренить из общественного достояния. Силы противодействия Сынам Света применили новую уловку ради недопущения проживания ЛЮДЕЙ в соответствии с вновь

Анатолий Дедов ЗЕРНО И ПЛЕВЕЛЫ

Из книги Газета Завтра 854 (13 2010) автора Завтра Газета

Анатолий Дедов ЗЕРНО И ПЛЕВЕЛЫ В России - 49 млн. гектаров черноземных почв, из них 3 млн. - в Воронежской области. Во всем мире хорошо известно плодородие наших чернозёмов. На этих землях из общего объема производится 17% зерна, 52% сахарной свеклы, 17-18% подсолнечника. С 1898

Злаки и плевелы

Из книги Православие и свобода автора

В. Между пшеницей вырастают плевелы

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

В. Между пшеницей вырастают плевелы Хотя она есть Тело Христа, тем не менее «Церковь состоит из несовершенных, заблуждающихся людей, которые нуждаются в постоянной любви и снисхождении» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 104). «У Него есть Церковь, но эта Церковь

Отделяя плевелы от семян

Из книги Колдуны в законе автора

Отделяя плевелы от семян Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.К Ефесянам 5,

Злаки и плевелы

Из книги Православие и творчество (сборник) автора Николаева Олеся Александровна

Злаки и плевелы Безусловно, замысел Божий о человеке чрезвычайно высок: мир создан Богом для того, чтобы человек его совершенствовал, чтобы он изнутри познавал его, проникал в его тайну, повелевал его богатством, чтобы он был поэтом, «как бывает поэтом священник, он поэт

ПЛЕВЕЛЫ

Из книги Наглядные уроки Христа автора Уайт Елена

ПЛЕВЕЛЫ Основано на Еванг. Матф. 13:24-30, 37-43. Другую притчу предложил Он им, говоря: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод,

Злаки и плевелы

Из книги Современная культура и Православие автора Николаева Олеся Александровна

Злаки и плевелы Безусловно, замысел Божий о человеке чрезвычайно высок: мир создан Богом для того, чтобы человек его совершенствовал, чтобы он изнутри познавал его, проникал в его тайну, повелевал его богатством, чтобы он был поэтом, "как бывает поэтом священник, он поэт

26. когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. 27. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? 28. Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? 29. Но он с

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

26. когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. 27. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? 28. Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем

Недавно поняла, что у меня вызывает когнитивный диссонанс в теории Эволюции. Не то, что она строит комментаторов и часто додумывает за авторов писем для иллюстрации своих догматов. Это самоочевидно. И даже не то, что у неё многое в жизни объясняется физикой и математикой. Имхо, это полезно, если не перебарщивать с таким ракурсом.

Неприятие вызывает её система подмен, в которой не сразу можно отделить мух от котлет. Эво сдабривает интуитивно понятные принципы небольшой (а иногда и большой) дозой гнилостных бактерий. Программа на выходе вроде стройная и логичная, но интуиция периодически включает аларм (или корона пожарную сигнализацию активирует).

Пример из теории:
старый добрый постулат о том, что Вселенная – это не кормящая мать, которая должна тебе на собственном молоке жарить блинки с вареньем. Миру и его обитателям на тебя глубоко по фиг. Так что давай, через тернии к звездам, лепи из своей тушки Личность – и тогда, может быть, заслужишь право на нормальное, доброжелательное отношение. Да и то не факт.

Ок, требовать от людей, чтобы они удовлетворяли твои потребности в ущерб своим, наивно и эгоцентрично. Обязательства существуют и прописаны в законе, остальные случаи – акты доброй воли. Но в то же время мир и не 13-ый круг Ада, где человек человеку волк, и нужно скорее придумывать стратегию выживания, а то с потрохами сожрут каннибалы/хищники/печорины/плюсы. Такое своеобразное ноу-хау в условиях борьбы за выживание – переманипуливать потенциальных манипуляторов, пока ты жив и еще есть силы. Ну не знаю, с трудом верится в такие ужасы. А верится больше в то, что при адекватном поведении ты имеешь право рассчитывать на мало-мальски человеческое отношение, а не звериное. И что не обязательно мучиться паранойей в духе: “он 100 раз сказал о своей любви, это от жалости к моей убогости, не иначе”. Предупрежден – значит вооружен, но тут важно не потерять радость жизни и способность доверять людям.

Другой пример:
Оценивать не надо, ни высоко, ни низко, никак. Надо взять вот эту всю бесформенную массу и начать из нее что-то лепить…Личность строится собственным трудом и никому никогда не дается просто так.

Ок, в процессе воспитания и развития на личность наслаивается много мусора, мешающего быть счастливым в перспективе. Что-то нужно в себе изменить, где-то разобраться и убрать и т.д. Цельные люди – отличный пример такой работы над собой. Но самость и индивидуальность формируются в том же детстве. Человек без личности – это о чем вообще? Сиквел "Всадника без головы"? Или деперсонализация, которую лечат люди в белых халатах?
В любом случае, надо определиться с общим курсом, прийти к пониманию себя, а потом уже и ваять. Или не ваять, если не горит.

"Будьте собой. Все остальные места уже заняты", "Имитация - это самоубийство" – всё это, конечно, говорили коронованные инфантилы.

И еще замечено – когда человек разрешает себе быть собой и правильно это использует, жизнь поворачивается передом. А когда пытается сломать свою индивидуальность ради шаблона и идти чужими путями (всё это зелен виноград), другим местом.