Нацистский ублюдок Гарегин Нжде, Серж Саргсян и армянский шовинизм — это единое целое….

Апрельские события на арцахском фронте спровоцировали мощное пропагандистское наступление на российско-армянские отношения. Сказывается и то, что в России крайне мало настоящих специалистов-кавказоведов, или, конкретнее, арменоведов. Соответственно усилилась пропаганда с противоположной стороны, представленной такими господами, как Сергей Марков, Олег Кузнецов и т.п., у которых для разного рода инсинуаций всегда есть удобная площадка, например «Вестник Кавказа». Казалось бы, «Вестник Кавказа» – российский ресурс, зарегистрированный Роскомнадзором, но ненависть к армянам стала краеугольным камнем его информационной политики. Как в сплоченные ряды Марковых, Кузнецовых, шевченко попал далеко не дилетант – директор Института национальной стратегии Михаил Ремизов, – сложно сказать. Странно другое: на одних и тех же баррикадах с этой компанией оказались те представители российского политологического и научного сообщества, которые часто наведываются в Ереван, участвуют в различных научно-практических конференциях, а в Москве себя ведут так, чтобы, не дай бог, никто их не заподозрил в ангажированности.

Нейтральность их позиции никто не оспаривает. Но хоть малейшее знание армянской ментальности, нашей общей истории первой четверти 20-го века должно было уберечь их от соблазна взять реванш за антироссийские акции, которые с пугающей частотой проходят в Армении и имеют нехорошую тенденцию перейти из количества в качество. В России эти процессы воспринимаются как непредвиденное недоразумение или происки Госдепа США. В этом ключе, похоже, «сработал» депутат от ЛДПР Максим Шингаркин через интернет-портал «Русская планета». На сей раз он занялся не экологией или проблемами «тульского пролетариата», а вопросом установки памятника Гарегину Нжде в Ереване. Отметим, что взгляды Гарегина Нжде лежат в основе идеологии Республиканской партии Армении.

Открытие памятника «нацистскому преступнику» (так написано в статье в «Вестнике Кавказа») Гарегину Нжде в Ереване Шингаркин и его единомышленники восприняли как повод углубить наметившиеся разногласия между Арменией и Россией по некоторым актуальным вопросам. Тот же «Вестник Кавказа» вынес эту тему аж на брифинг официального представителя МИД Захаровой, и надо отметить, что опытный дипломат не пошла на поводу у тех, кто из «города огней» Баку получает задание найти слабые места в армяно-российском стратегическом союзе.

Возникает вопрос: куда мы зайдем в войне с памятниками и национальной памятью, путая тактику и стратегию, не отличая стратегии от тактических уступок? Можно ли обвинять Кутузова за сдачу Москвы, а за «Вяземский котел» одного только великого Жукова и умалять их заслуги? Или, к примеру, готова ли Россия вычеркнуть из своей истории генерала Ермолова, потому что период его кавказской деятельности в качестве, условно, генерал-губернатора Кавказа не нравится отдельным представителям северокавказских народов, пытающимся по-своему переписать историю? Может, сравнения и некорректные.

У армянского народа нет деятелей такой величины – масштабы страны другие. Но бесспорные герои армян – Баграмян, Исаков, Бабаджанян, Мадатов, Бебутов, Тер-Гукасов. В то же время все постсоветское пространство заполнено памятниками людям, которые стояли за созданием первых концентрационных лагерей или щедро раздавали исконно армянские территории, и армяне помнят об этой щедрости. Вся Восточная Европа, включая Украину, больна паранойей войны с памятниками. У нас, похоже, тоже появились любители такой войны.

Почему эта кампания началась именно сейчас? Станция метро «Гарегин Нжде» и одноименная площадь в Ереване существуют с 1992 года (была переименована станция имени большевика Спандаряна). Почему эти господа молчали все эти годы и почему вопрос возник именно сейчас?

Отметим и явные пробелы агиткампании: Гарегин Нжде никогда не руководил Армянским легионом, как написали «доброжелатели» из «ВК». Этот легион, в отличие от, например, Латышского добровольческого легиона СС, гренадерской дивизии СС «Галичина» или эстонских и литовских гренадерских дивизий ваффен-СС, никогда структурно не входил в состав СС («отряды охраны»), а подчинялся штабу командования восточными легионами вермахта, то есть вооруженных сил. Понятно, что для обывателя это несущественно, но такие ляпы недопустимы для специалистов, если это не целенаправленное искажение фактов. Отметим, что Нюрнбергский трибунал не признал вермахт преступной организацией, в отличие от СС, СД, гестапо и т.д.

Армянский легион (11 батальонов) был сформирован в Польше летом 1942 года. Однако, как заявил Гитлер рейхсминистру восточных оккупированных территорий Розенбергу, он доверяет только мусульманам, а грузинам и армянам не верит. Соответственно, как неблагонадежный, легион был отправлен в Голландию, а не на Восточный фронт. Против Красной армии в Крым был направлен только один батальон. При этом бойцы легиона при первом же удобном случае перебегали на советскую сторону. Во Франции на базе этого легиона был создан партизанский отряд, которым руководили тоже бывшие легионеры.

В результате Армянский легион не принес ощутимого вреда ни на Западном, ни тем более на Восточном фронте, что, конечно, не снимает с его бойцов ответственности за измену Родине. Отметим, что, по заявлениям руководителей легиона, они таким способом старались вызволить из немецких концлагерей военнопленных армян.

Гарегин Нжде не был гражданином ни Советского Союза, ни Советской Армении. Из им же созданного на юге Армении буферного государственного образования Лернаайастан – «Горная Армения» – он эмигрировал через территорию Ирана. Вопрос его гражданства нуждается в прояснении, но скорее всего он мог быть гражданином Болгарии или имел право на проживание там с 1922 по 1944 год. В пользу этого говорит и то, что именно в Болгарии он женился. Болгария подписала так называемый Берлинский тройственный пакт и с сентября 1940 года до сентября 1944 года воевала против союзников на стороне Германии. Таким образом, изменником Родины или коллаборационистом Гарегин Нжде не мог быть ни по определению, ни с юридической точки зрения.

В Армении гордятся весомым участием своих сыновей в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Великой Победой. И все-таки какое место занимает Гарегин Нжде (настоящая фамилия – Тер-Арутюнян) в армянской истории? В Армении его помнят как видного деятеля армянского национально-освободительного движения. К сведению русского читателя: Нжде участвовал в 1-й Балканской войне на стороне болгар в качестве командира армянской роты. За участие в разгроме турецкого корпуса Явера-паши получил болгарские и греческие награды и звание «Герой Балканских народов». Во время Первой мировой войны он был заместителем командира 2-го армянского добровольческого отряда в составе Русской армии. Он – кавалер орденов Св. Владимира, Св. Анны, двух Георгиевских крестов.

С точки зрения консолидации армянских земель и формирования армянской государственности заслуги Гарегина Нжде неоспоримы. Благодаря борьбе горстки храбрецов под его началом Армения сохранила свой южный край – Зангезур, который в неистребимом угаре «товарищи большевики» собирались вслед за Карабахом и Нахиджеваном, бросить в топку «всемирной революции» – в угоду кемалистской Турции передать его «братьям-азербайджанцам», решая за счет армянских земель свои «стратегические задачи». Судьба Гарегина Нжде – это судьба армянского народа. Чужие края, чужие страны и вечная борьба за потерянную Родину.

В 1944 году, при приближении советских войск к Софии, он мог беспрепятственно покинуть Болгарию. Как журналиста, его должна была принять нейтральная Швейцария. Конечно, он мог жить в достатке и благополучии до конца своих дней где-нибудь в Женеве, во Фрезно или в Бейруте. Но он пошел другим путем. Почему? Потому что был уверен в том, что Советский Союз непременно начнет войну с вероломной Турцией и в этой войне пригодятся и его знания, и его опыт. Ситуация этого периода настраивала именно на такой вариант развития событий. Будучи уверенным именно в таком развитии событий, Гарегин Нжде передал свои предложения маршалу Федору Толбухину, который был председателем Союзной контрольной комиссии в Болгарии.

Его вывезли в Москву якобы для того, чтобы он представил свои предложения Сталину. В Москве он был арестован. Впрочем, из Москвы он был переведен в Ереван, где, по воспоминаниям бывших сотрудников НКВД, принял активное участие в формировании агентурной сети в Турции. Однако ситуация в мире изменилась, и планы Сталина по наказанию Турции были отложены.

Гарегин Нжде закончил свои дни в страшной тюрьме для особо опасных преступников, которая известна как «Владимирский централ». Так сложилась судьба этого незаурядного человека.

В постсталинский период Нжде был реабилитирован посмертно.

Институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона

Нас уже не удивляют снос советских памятников в Польше, приравнивание бандеровцев на Украине к героям Второй мировой и парады ветеранов СС в Прибалтике. Пусть это нас и продолжает возмущать, но, наверное, в некоторой степени мы с этим «смирились». Но знаете ли вы, что героизация фашизма происходит не только там, а в соседней и, как мы продолжаем считать, союзной Армении?

В 2016 году на главной площади Еревана установили памятник новому национальному герою Республики — Гарегину Нжде. Почему новому? Потому что во времена еще Советской Армении Нжде считался коллаборационистом, одним из создателей Армянского Легиона СС. Впрочем, обо всем по порядку. Давайте разберемся, кто такой Гарегин Нжде и «что с ним не так»?

«Арийство, мужество — вот религия твоего поколения, юноша-армянин»
Гарегин Нжде

В 1930-е годы армянский военный, некогда состоявший на службе в царской армии, Гарегин Егишевич Тер-Арутюнян, взявший себе впоследствии короткий псевдоним Нжде, разработал учение цехакронизма — националистическую идеологию, согласно которой высшей ценностью для индивида является его нация, вне которой он не может полноценно существовать.
Вроде бы здравая это идея — любить родину, быть частью нации и сохранять свою оригинальную культуру. Вроде бы… если бы не сходство в мыслях с другим примечательным «автором», начинающим в это время свой путь в Германии. Так, в своем учении Нжде разделяет армян на три типа: Цехамард, Жоховурд и Таканк. Первые являются лучшей частью армянской нации, вторые — колеблющейся и неопределившейся толпой, далекой от вечных идеалов и целей. Третьи — «антиродовые шайтаны», внутренний враг рода в самом армянстве, часть внешнего врага. Это бесхребетные и омерзительные люди, не делающие ничего полезного для государства. Знакомая идея?
Очень уж это похоже на расистскую концепцию о менше и унтерменше — человеке и недочеловеке. Кстати, одно из «произведений» Гарегина Нжде озаглавлено как «Мое кредо»: даже в названии чувствуется аналогия с «Майн Кампф». Другой текст «героя» Армении называется «Народ, исповедующий мужество-арийство». Да, арийство! Еще в 30-е годы Гарегин Нжде искал сотрудничества с Гитлером, и, чтобы получить верного союзника на Кавказе, Третьему Рейху пришлось признать «арийское происхождение армян». Однако мы немного забегаем вперед.

«Родная земля одного народа не может стать постоянной родиной другого»
Гарегин Нжде

В 1919 году, после того, как прекратила свое существование Российская Империя, Гарегин Нжде решает бороться за создание независимой Армении. В сентябре того же года он приезжает в Зангезур (Юго-Восток Армении) и начинает проводить насильственную «арменизацию» региона, изгоняя оттуда остатки азербайджанского населения и жестоко подавляя восстания в 32 местных азербайджанских селах.
Сам «герой» говорил, что «посвятил себя делу физической защиты подвергнутых опасности армян». Однако даже бывший секретарь правительства первой Республики Армении Оганес Деведжян позже признавал, что Гарегин Нжде использовался правительством «по очищению Зангезура от азербайджанцев, а затем по борьбе против Красной Армии».
Большевиков Гарегин Нжде, как и германские национал-социалисты, считал «органическими врагами», а потому, когда Красная Армия вошла в Армению, поднял восстание. Только в Зангезуре советские власти оставили убитыми 12 000 солдат. Но это было лишь начало войны, которую Нжде объявил Советскому Союзу.

«Кто погибает за Германию, тот погибает за Армению»
Гарегин Нжде

В 1921 году Нжде бежит за границу. Сначала в Персию, затем — в Болгарию. Некоторое время живет в США, пока, наконец, не обосновывается в Германии, где начинает сотрудничество с высшими представителями Третьего Рейха.

Сейчас в среде армянской интеллигенции принято говорить о том, что, дескать, на самом деле Нжде был вынужден пойти на такое сотрудничество, чтобы защитить Армению от возможного нападения Турции и восстановить независимость Республики от Советского Союза. Однако документы, рассекреченные ЦРУ, в соответствии с законом о раскрытии нацистских преступлений, говорят о другом. 1 сентября 1945 года в выходящем в США армянском еженедельнике Armenian Mirror-Spectator был опубликован документ, согласно которому Национальный Совет Армении обратился к нацистскому министру восточных оккупированных территорий Альфреду Розенбергу для превращения советской Армении в германскую колонию. Среди членов Совета был и Гарегин Нжде.

Впрочем, достаточно одного того факта, что Гарегин Нжде по собственной воле начал сотрудничать с нацистским режимом и стал одним из основателей Армянского Легиона СС. Бойцы этого формирования участвовали в оккупации Крыма и кавказских наступлениях.

В октябре 1945 года Гарегин Нжде был арестован СМЕРШем и отправлен в тюрьму на Лубянке. Умер в 1955 году во Владимирской тюрьме.

«Если хотите увидеть будущее нации, посмотрите на ее молодежь»
Гарегин Нжде

Спустя 25 лет после распада СССР о Нжде в Армении снова вспомнили. Но уже не как о коллаборационисте, а «национальном герое» и… философе. В стране стали называть в его честь улицы и площади, ставить монументы, снимать фильмы, выпускать книжки с его изречениями. Вот, к примеру, цитата из «Моего кредо»: «Не должно быть ни одного дня без борьбы с турком». Ну вы поняли, да? Это вам не советские агитки «Бей фашистскую гадину!», не «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Здесь прямая ненависть к конкретной нации.

Разумеется, возрождение «культа» Нжде в Армении не осталось незамеченным. Реакция российского МИДа была относительно сдержанной, но прямолинейной: «Все прекрасно знают наше отношение к Великой Отечественной войне, а также к каким-либо формам возрождения, героизации и любым проявлениям нацизма, неонацизма, экстремизма. Эти отношения зафиксированы в международных документах. Для нас непонятно, почему установлен указанный памятник, ведь мы все знаем о бессмертном подвиге армянского народа времен Великой Отечественной войны, Второй мировой войны», — заявила официальный представитель Министерства иностранных дел Мария Захарова.
Что это за документы, о которых говорит дипломат? Например, резолюция 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 71/179 «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». О том, что «предпринимаемые целенаправленные усилия по переписыванию истории, искажению и пересмотру итогов Второй мировой войны, попытки героизации нацизма и воинствующего национализма» являются «прямым нарушением» вышеупомянутой резолюции, напомнили министры иностранных дел государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в своем совместном заявлении 17 июля 2017.

Через некоторое время после установки памятника на change.org появилась петиция с требованием убрать монумент. Подписавшиеся — в основном внуки тех, кто прошел войну и не согласен с мнением о том, что «Нжде — величайший гуманный философ и полководец всех времен и народов». Фашизм, на самом деле, не так далеко как кажется см. Жители Армавира просят убрать мемориальную табличку пособнику нацистов .

С этим утверждением можно поспорить, а вот со словами Нжде, вынесенными в эпиграф этого блока о будущем нации и молодежи, пожалуй, следует согласиться. Это одна из немногих цитат, которую стоит принять. Жаль только, новое армянское поколение может сделать это по-своему. Похоже, для него в Армении пишется своя альтернативная история. Хотя чему удивляться? Русские школы в Армении стали закрываться сразу после распада Союза, и к 2000 году они остались только на территории гарнизонов российских военнослужащих. То есть армянским правительством было сделано все для того, чтобы армянские дети не смогли учиться в русских школах.

Современную армянскую молодежь элиты государства активно пытаются убедить в том, что Гарегин Нжде — спаситель нации. И, отдавая должное тому времени, когда он боролся за независимость от советской власти, закрывают глаза на факты сотрудничества с нацистским режимом.
Справедливо ли это? Если да, то можно оправдать любое предательство и любое преступление против человечности. Хоть генерала Власова, хоть самого Гитлера — он ведь тоже хотел для своего народа лучшей доли. Чем все это закончилось, мы хорошо помним.

Это видео с открытия памятника. Один из высокопоставленных чиновников произносит: «Казалось, что качества армян исчезли, но поколение, которое родилось и выросло в годы независимости, проявило себя в апреле этого года. Нжде как явление, как армянский тип с точки зрения возвращения к корням, сегодня стал реальностью». Что же это за «армянский тип» и «возвращение к корням»?

Родился в семье священника в 1886 году в селе Кзнут Нахичеванского уезда. Начальное образование получил в русской школе Нахичевани и продолжил учёбу в гимназии Тифлиса. В 1902 г. Нжде поступил на юридический факультет Петербургского университета. Несмотря на отличную успеваемость и несомненный талант в юриспруденции, через два года учёбы он покидает университет и всецело посвящает себя служению идеалам национально-освободительного движения. Вступив в 1904 г. в ряды Армянской революционной федерации Дашнакцутюн (АРФД), переходит к вооруженной борьбе против турецких оккупантов и политической работе среди армянского населения.

Участие в освободительном движении

Переехав в Салмас (Иран, на границе с Турцией), учится там в организованном дашнаками военном училище у офицера Княжевского. В 1907 г. с помощью связанных с дашнаками лидеров македонского движения поступает в офицерскую школу им. Дмитрия Николова в Софии, которую окончил, получив звание подпоручика болгарской армии. По окончании её в том же году присоединяется к партизанскому отряду Мурада и тогда же вступает в «Дашнакцутюн», приняв партийный псевдоним Нжде («Скиталец»). Принимает активное участие в Иранской революции. В 1909 году возвратился на Кавказ для закупки оружия и переправки его в Иран, но был арестован русскими властями. Проходил по процессу дашнаков 1912 года, был освобожден и вернулся в Болгарию.

Основатель движения "Цегакрон".

Участие в Балканской войне

23 сентября 1912 г. ввиду начавшейся 1-ой Балканской войны вступил добровольцем в болгарскую армию. Как болгарскому офицеру запаса, ему было поручено сформировать роту из армянских добровольцев. Сформировал и возглавил роту из 229 (впоследствии 272) человек, в составе которой сражался и Андраник, бывший, по выражению Л. Д. Троцкого, «душой отряда». Троцкий следующим образом описывает выступление роты:

15 ноября рота одержала победу над турками при селе Меграмли, за которую Нжде получил болгарские и греческие награды, а также звание «герой Балканских народов». В ходе войны был ранен. Участвовал во 2-й Балканской войне, в которой был ранен.

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны (1914) и объявлением Россией амнистии для дашнаков, явился в российское посольство в Софии с предложением своих услуг. Был назначен заместителем командира II Добровольческого отряда (армянские формирования в составе русской армии - командиром отряда был Дро). В начале мая 1915 года был награждён орденами св. Владимира 3 степени и св. Анны 4 степени за бои в Берклерийском ущелье и при Шейх-Кара. В июле 1915 г. был награждён Георгиевскими крестами 3 и 2 степеней за бои в ущелье Магреод.

С мая 1917 г. был городским комиссаром в Александрополе (Гюмри)

Первая Республика

В мае 1918 года прикрывает отступление армянских войск из Карсской области, ведя бой при Аладже; при этом Гарегину Нжде удалось вывезти из Ани материалы раскопок профессора Марра. 26-28 мая 1918 года Нжде командовал в сражении у Каракилисе (Ванадзор), остановив превосходящие силы турецкой армии. В этом сражении вновь был ранен. Награжден орденом Мужества. С образованием Республики Армения занимается формированием и обучением армянской национальной армии.

Деятельность в Зангезуре

4 сентября 1919 г. направлен со своим отрядом в Зангезур (Сюник), на который при поддержке Англии предъявлял претензии Азербайджану. Нжде был назначен руководить обороной южного района Зангезура, Капан, тогда как обороной северного района, Сисиан, руководил Погос Тер-Давтян. По собственному выражению - «с этого времени я посвятил себя делу защиты и спасения от уничтожения армян Капана и Аревика, отражая постоянные нападения мусаватистского Азербайджана и турецких пашей Нури и Халила». Наступление азербайджанцев было остановлено армянами в начале ноября под Герюсами. В начале декабря Нжде с боем занял ущелье Гехвадзор, по собственному выражению «уничтожив сопротивление 32 татарских сел», которые стали «бедствием» для соседних районов. В марте 1920 года армяно-азербайджанская война возобновилась по всему протяжению спорных областей (Зангезур, Карабах, Нахичеван). 28 апреля Баку был занят Красной Армией, и там провозглашена Советская власть; в начале июля Красная Армия вторглась в Зангезур, и в середине месяца между ней и армянскими силами начались бои. 10 августа 1920 года было заключено соглашения между Советской Россией и Республикой Армения, по которому спорные области занимались Красной Армией. Опасаясь, что Зангезур после этого может перейти под контроль Советского Азербайджана, Нжде не признал этого соглашения и отказался уходить из Зангезура (в отличие от Дро, бывшего командующим в Зангезуре). В начале сентября Капан был занят красными, а Нжде со своим отрядом оттеснен в Хуступкские горы (окрестности Мегри, древний Аревик), где укрепился, пользуясь неприступностью местности. Положение его было тяжёлым, и он одно за другим рассылал воззвания, горько упрекая капанцев в измене. Однако в начале октября 1920 года в Зангезуре началось массовое восстание против Советской власти, которое Нжде тотчас возглавил (наряду с Тер-Давтяном, а после гибели последнего - единолично). К 21 ноября две бригады 11-й Красной Армии и несколько союзных ей турецких батальонов (всего 1 200 турок) были разгромлены восставшими, и Зангезур был полностью освобождён. 25 декабря 1920 года съезд, состоявшийся в Татевском монастыре, провозгласил «Автономную Сюникскую республику», которую фактически возглавил Нжде, принявший древний титул спарапета (главнокомандующего). Руководство Советской Армении объявило награду за голову «главы зангезурской контрреволюции» «авантюриста Нжде». Февральское восстание в Армении оттянуло на себя силы большевиков, на некоторое время дав Зангезуру передышку; весной, с поражением Февральского восстания, в Зангезур отступили силы повстанцев. К тому времени Нжде распространил свою власть на часть Нагорного Карабаха, соединившись с оперировавшими там повстанцами. 27 апреля 1921 года находящееся под его властью образование было провозглашено Республикой Горная Армения, а Нжде возглавил её в качестве премьер-министра, военного министра и министра иностранных дел. 1 июля Нагорная Армения приняла название Республики Армения, как продолжение Первой Республики; её премьером был объявлен премьер последней Симон Врацян, а Нжде был объявлен военным министром. Однако вскоре советские войска переходят в наступление, и 9 июля Нжде с остатками повстанцев уходит в Иран. Сам он полагал, что своей обороной спас Зангезур от участи Карабаха и Нахичевана, переданных Советской Россией Азербайджану. Это мнение разделяли и армяне Сюника, среди которых имя Гарегин до сих пор является наиболее популярным.

Эмиграция и сотрудничество с нацистами

После падения Республики Армении Нжде эмигрировал из страны вместе с дашнаками. В эмиграции жил в Болгарии, приняв болгарское подданство. Летом 1933 года Нжде перебрался в США. Там он намеревался помочь К. Тандергяну в ликвидации турецкого посла Мухтар Бея. По приезду в США занялся формированием молодежной организации «Дашнкацутюн» - Armenian Youth Federation () (Федерация армянской молодежи). В 1937 году порвал с «Дашнкацутюн» и в 1938 году формально исключен из неё на съезде (первое исключение было в 1921 году, однако позже Нжде был восстановлен). Затем переехал в Германию, где примкнул к нацистскому движению и достиг звания генерала.{{subst:АИ }}

Установил связи с руководством нацистской Германии, надеясь убедить Германию напасть на Турцию. Впоследствии встречается с рейхсминистром А. Розенбергом, участвует в Кавказском блоке из представителей эмигрантских организаций кавказских народов, на платформе поддержки Германии, как будущей «освободительницы Кавказа от советского господства».

В 1942 году вместе с Дро участвовал в формировании, из преимущественно военнопленных красноармейцев-армян, армянских частей в составе германских вооруженных сил [страница не указана 195 дней].

Впоследствии в письме Сталину он объяснял свое сотрудничество с нацистами двумя мотивами - антитурецким и желанием спасти армян от участи евреев (по отношению к армянам на Балканах немцами начали предприниматься дискриминационные меры).

Арест и тюремное заключение

При приближении советских войск к Софии Нжде отказался покинуть Болгарию, не желая подставлять под удар свою организацию. К тому же он надеялся, что СССР вскоре объявит войну Турции и он сможет принять в этой войне непосредственное участие. После вступления советских войск написал письмо с этим предложением генералу Толбухину. 9 октября Нжде был вызван в советскую миссию, где ему сообщили, что он должен выехать в Москву, чтобы лично сделать своё предложение руководству. 12 октября был арестован СМЕРШем и направлен в Москву, во внутреннюю тюрьму МГБ на Лубянке, откуда в 1946 г. был переведен в Ереванскую тюрьму. Нжде обвинялся в контрреволюционной деятельности, прежде всего в участии в «антисоветском» восстании в Зангезуре и массовых убийствах коммунистов во время этого восстания (это обвинение его крайне возмущало, так как ещё в 1921 году зангезурским повстанцам была объявлена амнистия). К нему применялись пытки бессонницей, но не физическое воздействие (так как при первой же встрече со следователем он, по собственному утверждению, заявил ему, «что попытка малейшего физического насилия надо мною вызовет с моей стороны ответ в такой же форме, что будет принуждён убить меня»). 24 апреля 1948 года Особым совещанием при МГБ приговорён к 25 годам тюремного заключения. Был направлен во Владимирскую тюрьму. В 1952-53 г в тюрьме Еревана, затем переведен в Ташкент, откуда снова во Владимирскую тюрьму, где и умер 21 декабря 1955 года.

Могила Нжде

Брату, Левону Тер-Арутюняну, было отказано похоронить Нжде в Армении и из личных вещей были выданы только одежда и часы. Нжде был похоронен братом и на огороженной могиле поставлена табличка: Тер-Арутюнян Гарегин Егишеевич (1886-1955). 31 августа 1983 г. прах Гарегина Нжде был перевезён в Армению языковедом Варагом Аракеляном. В 1987 г. перезахоронен во дворе церкви Спитакавор с. Гладзор, область Вайоц-Дзор (до того прах хранился в подвале дачного дома Варага Аракеляна). Однако в своем завещании Нжде выразил желание быть похороненным у подножья горы Хуступ в Сюнике (Капан). Пожелание это было исполнено лишь в апреле 2005 г.. Похоронная церемония состоялась у памятника Г. Нжде на подножии горы Хуступ (часть праха Нжде осталась в Спитакаворе: так как там тоже место паломничества - сказал депутат Серж Мкртчян, который был одним из организаторов похоронной церемонии).

Сочинения

  • «Борьба детей против отцов» (1927 г.)
  • «Семь заветов моим соратникам»
  • «Автобиография»
  • «Этновера»
  • «Народ, исповедующий мужество-арийство»
  • «Мое кредо»
  • «Открытые письма армянской интеллигенции»
(1955-12-21 ) (69 лет) Звание

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны () и объявлением Россией амнистии для дашнаков, явился в российское посольство в Софии с предложением своих услуг. Был назначен заместителем командира II Добровольческого отряда (армянские формирования в составе русской армии - командиром отряда был Дро). В начале мая 1915 года был награждён орденами св. Владимира 3 степени и св. Анны 4 степени за бои в Берклерийском ущелье и при Шейх-Кара. В июле 1915 года был награждён Георгиевскими крестами 3 и 2 степеней за бои в ущелье Магреод. С мая 1917 был городским комиссаром в Александрополе (Гюмри)

Первая Республика

Впоследствии в письме Сталину он объяснял свое сотрудничество с нацистами двумя мотивами - антитурецким и желанием спасти армян от участи евреев (по отношению к армянам на Балканах немцами начали предприниматься дискриминационные меры ).

Арест и тюремное заключение

Гарегин Нжде (Գարեգին Նժդեհ​) - армянский военный и государственный деятель, основоположник концепции новой националистической идеологии. В этой статье мы не стали рассказывать историю его героической жизни, а лишь собрали некоторые из его высказываний, призванных поднимать дух армянского народа.

«Родина живёт патриотизмом и умирает из-за его отсутствия. Наш народ без патриотизма, что тело без души».

«Род - это элита армянства, сливки, высшей целью которой является увековечение своего вида на Родине. Род несёт в себе армянство и передаёт его следующему поколению. Для Рода незаменима Родина, её независимость необходима как кислород. Род сражается и умирает, спасая честь армянства».

«Да, жизнь - это борьба. Борьба требует оружия. Но бесчеловечен тот, кто достает оружие из ада».


«Невежество, эгоизм, предательство - вот три непримиримых врага патриотизма. Патриотизм и гуманизм совместимы абсолютно. Только любящий свою нацию способен любить человечество».

«Я увидел свободного душой, находящегося в рабстве, и полюбил человека. Я увидел раба, находящегося на свободе, и возненавидел человека».

«Истинно счастлив только тот, кто не чувствует присутствие насилия. Истинно свободен тот, кто свободен от страха смерти».

«Нельзя быть одновременно плохим человеком, но хорошим армянином, нельзя быть несовершенным человеком, но совершенным армянином».

«Мое имя - борьба, мой конец - победа».

«Высокие должности без духовного величия похожи на глиняную статую, воздвигнутую на золотой пьедестал».

«Не знаю, есть Бог или нет, но хотел бы, чтобы он был. И если он есть - я бессмертен».

«Я твой живой меч, родина, который должен принести тебе победу».

«Никуда без Сюника и Арцаха. Без этого сильного позвоночника географической Армении наша целостная родина не может существовать».

«Созидательно не уподобляйся. Уподобление – убийство личности. Люби возвышенное, красивое и героическое даже в своих врагах. Не завидуй, так как у мира нет ничего, что не имела бы твоя душа. Злость – слабость. Надменность – не сила, а слабость. Не смотри на людей свысока – это не добавляет авторитета. Слабый стремится угодить толпе, удостоиться внимания улицы. Будь рыцарем, в первую очередь, по отношению к своей личности».

«Душа, живущая в человеке стоит больше, чем весь мир».

«Деревня - боль и страдание мира, чьё вечное бремя - нужда, нищенство и горечь, а страдальческая жизнь её сыновей - нескончаемое сражение, у которой море боли и гора страданий».

«Смысл жизни состоит в духовном, а не в материальном строительстве».

«Нравственная сила помогает существовать маленьким народам, она помогает и армянам в их неравной борьбе. Она ведет к успеху, она ведет к победе слабых в борьбе против сильных противников».

«Родная земля одного народа не может стать постоянной родиной другого».


«Народ намного сильнее, чем временные бедствия, нужда и насилие».


«Твое спасение - в твоих горах. Возле крестов своих храмов воздвигни утес и боготвори, поклоняйся, чтобы не ослабло спасительное поклонение к твоим горам».

«От слез бедняков и трусости слабых разрушается родина».

«Душа моя и мысли восстают против этого людоедского мира. Того мира, который на протяжении тысячелетий преследовал, мучил и четвертовал проповедников возвышенных идеалов любви, справедливости и независимости».

«Один народ – одна семья. Среди народа не может быть раскола и ты не имеешь права быть внутренне расколотым».

«Будь сильным, еще сильней и всегда сильным. Народы, в конце концов, становятся хозяевами не того, что им достается, а того, чего они достойны, что они могут обеспечить своими собственными силами».

«Наша беда не в том, что в мире существуют турки, а в том, что существуют туркоподобные армяне»


«Ничего не стоит народ, если он не владеет искусством самозащиты. Печальное доказательство сказанного – пассивная гибель части западного армянства. Безмолвно гибнущий народ жалок. Может быть, ему и будут сочувствовать, но в союзники не возьмут. У слабых союзников не бывает»