Набоков машенька очень краткое содержание.

Сюжет романа раскрывается вокруг главного героя Ганина Льва Глебовича, который с весны 1934 года проживает в Берлине. Его соседями в пансионате являются машинистка, математик, танцовщики.

Год назад, Ганину улыбнулась удача и он, с легкостью, устроился на работу. Герой неоднократно поменял место работы. За этот период, он накопил достаточно средств, чтобы покинуть город и вернуться на Родину. Держит его здесь лишь отношения с Людмилой, которой он сыт по горло за три месяца отношений. Но, Ганин никак не может найти причину для разрыва связи с девушкой. Герой решительно настроен на отъезд, даже владелице пансионата говорит о своем решении.

Математик Алферов сообщает Ганину, что в эти выходные приезжает его супруга Машенька. Затем приглашает его в свою комнату и показывает фото любимой. Ганин шокирован, так как узнал в девушке свою бывшую любовь. Как будто мир остановился перед его глазами, и герой полностью окунулся в прошлое, лет на девять назад. Юноша сообщает Людмиле, что его сердце принадлежит другой. Отныне он чувствует полную свободу.

Когда Ганину исполнилось шестнадцать лет, он отправился в имение под Воскресенском, где встретился с прекрасной девушкой Машенькой. Ее образ являлся ему не раз в мечтах, а теперь она была рядом. Смуглая девушка с длинной косой и красивыми чертами лица. Машенька была позитивным человеком. На ее лице всегда была улыбка. Они часто встречались около речки.

Однажды Ганин обнаружил, что за ними наблюдают. Оказалось, что это сын сторожа. Герой хорошо его избил за это. Уже был конец лета, и Ганину было пора отправляться домой в Петербург. Маша вернется в город лишь в ноябре. Начались холода, и гулять на улице долгое время было невыносимо, поэтому влюбленные голубки вынуждены общаться по телефону. Вскоре семья Маши переезжают в столицу.

Летом они снова увиделись, но их встречи стали редкими, так как расстояние от одной усадьбы до другой было примерно пятьдесят верст.

Последняя их встреча состоялась в поезде, после этого Ганин не видел свою возлюбленную.

Танцовщики Колин и Горноцветов организовывают праздник в честь отъезда Ганина и Подтягина. Праздник невеселый, так как Подтягин плохо себя чувствует, накануне этого дня у него случился приступ. Афанасьев пьян, его напоил Ганин. Каждый занят своими делами.

Ганин отправляется на вокзал и с нетерпением ждет встречи с Машенькой. Сидя на лавочке в парке, он осознает, что его любовь к девушке – это прошлое, она закончилась много лет назад. Теперь у каждого из них своя жизнь. Герой берет свой багаж, отправляется на другой вокзал и уезжает на юго-запад Германии.

Картинка или рисунок Машенька

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Гоголь Вий

    Хома Брут на своё несчастье встретил ведьму, которая оседлала его, как коня, и понеслась на нём по полям верхом. Сумев освободиться, парень сумел забраться на саму старуху и начал бить её поленом

  • Краткое содержание басни Обоз Крылова

    Нагруженный глиняными горшками, шел обоз. Во время его следования, выпала необходимость спуститься с крутой горы. Хозяин взял одну лошадь и повел ее первой.

  • Краткое содержание Урал-батыр

    Янбирде – «Давший Душу» первый человек и его жена Янбике («Душа») в одиночестве жили в краю вечного лета, занимались охотой на львах, верным спутником им был сокол.

  • Краткое содержание Глазами клоуна Белль

    Шестидесятые годы 20 века. Бонн. Ганс Шнир - актер комического жанра, от его имени идет повествование в романе Генриха Белла Глазами клоуна. У молодого человека (возраст его 28 лет) непростые времена. Его первая любовь

  • Краткое содержание Медной горы Хозяйка Бажова

    В этом рассказе речь идет о крепостном Степане, который работал на рудниках. Однажды он встретил Хозяйку медной горы и проходил все испытания, которые она ему задавала.

Сегодня Владимира Набокова принято относить к категории русскоязычных писателей, живущих за рубежом. Однако в России ему не удалось получить должной известности, поэтому наиболее выдающиеся произведения были написаны за границей. Таковым является и «Машенька» (1926) - первый роман Набокова. Произведение было опубликовано под псевдонимом В. Сирин - его придумал сам Владимир Владимирович. Краткое содержание Набокова «Машенька» по главам позволит читателю понять отношение писателя к России и эмиграции.

Несколько слов о жизни и судьбе автора

Владимир Набоков является противоречивой фигурой в русской литературе. Соотечественники, творившие в пределах родины, могли считать его предателем и называть постыдным словом «эмигрант». За границей он не стесняется давать уроки английского языка и зарабатывать этим на жизнь. Творческий рост писателя происходит с необычайной быстротой: он экспериментирует с формой и объемами своих произведений и из автора рассказов превращается в романиста: до 1937 года ему удается написать 8 романов на русском языке. Среди наследия Владимира Набокова особенно выделяются произведения «Лолита», «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь» - их оценит любой читатель, прочитав краткое содержание. «Машенька» Набокова также относится к лучшим книгам автора.

Композиция произведения

«Воспомня прежних лет романы, воспомня прежнюю любовь» - этим эпиграфом начинается роман «Машенька». Пушкинскую заимствовал неслучайно, поскольку ее трактовка может быть неоднозначной. В контексте романа любовь к женщине перекликается с любовью к Родине; Машенька является средством, через которое автор выражает тоску по России.

Книга состоит из двенадцати глав, в которых имя девушки упоминается 43 раза. Краткое содержание Набокова «Машенька» позволяет понять, что сама она мелькает только лишь в воспоминаниях Ганина и не появляется собственной персоной. Образ девушки и ее мужа фигурирует в более позднем романе «Защита Лужина», где она остается «душенькой» с особенными глазами.

«Машенька» как прощание с Россией

Находясь за рубежом, Набоков не переставал думать о Родине и в своих произведениях неоднократно упоминал о судьбе эмигрантов. Переезд за границу для одних был счастливым, а для других - наоборот. Краткое содержание «Машенька» Набокова отражает эту мысль. Уехав из России в 1919 году, писатель никогда не сможет вернуться обратно, как и главный герой произведения Лев Глебович Ганин. Обитатели пансиона - эмигранты из России - считают свою историческую родину «проклятой», «кавардаком». Один лишь Лев Глебович вспоминает о ней с нежностью, поскольку именно там он повстречал свою

Владимир Набоков: «Машенька». Краткое содержание, анализ конфликта

Действие происходит в 1926 году в берлинском пансионе. Лев Глебович Ганин представляется читателю молодым человеком, испробовавшим себя во всех отраслях деятельности: он был рабочим, статистом и даже официантом. Накопив достаточно денег на билет, Ганин готов выехать из Берлина, но его удерживает Людмила - женщина, роман с которой длится три месяца и уже порядком поднадоел ему. Лев Глебович после долгих раздумий объявляет ей, что полюбил другую женщину. Ею оказывается юношеская любовь Ганина. Краткое содержание «Машенька» Набокова позволяет понять эволюцию чувств главного героя, который, как оказалось, даже спустя много лет после разлуки с нежностью вспоминает о своей первой возлюбленной.

Фотографию этой девушки Льву Глебовичу показывает некий Алферов, который приходится ей мужем. Однако он не знает, что Ганин и Машенька знакомы девять лет - это был первый опыт юношеской любви для обоих. В последующие дни главный герой романа живет воспоминаниями, когда он совсем был молод и горяч. Из пансиона он решается выехать в субботу - именно тогда, когда приезжает к своему мужу Машенька. Ганин нарочно ставит будильник Алферова на позднее время, чтобы он опоздал на вокзал. Желая встретить Машеньку, Лев Глебович сам отправляется к поезду, но в последнюю минуту передумывает и берет билет на юго-запад Германии.

История любви Машеньки и Ганина

Увидев и узнав на фотографии Алферова свою первую возлюбленную, Лев Глебович «помолодел ровно на девять лет». Он вспоминает счастливую юность и историю знакомства с Машенькой. Ганин встретил ее будучи шестнадцатилетним мальчишкой, выздоравливая после тифа. Он создал себе идеальный женский образ, находясь в Воскресенском соборе, и узнал его в скором времени наяву. Машенька была смуглой девушкой с «горящими татарскими глазами», со звонким голосом и необычной веселостью. Впервые Ганин встретил ее в окружении трех подруг и назначил им встречу, на которую она явилась уже одна. Так и свел два любящих сердца Владимир Набоков.

Машенька… Краткое содержание по главам позволяет понять читателю натуру этой девушки. Свидания подростков были сладостными и одновременно невинными. Они оба знали, что в скором времени их ждет расставание: Ганину суждено было отбыть в Петербург, но «снеговая эпоха любви» в этом городе возобновилась в ноябре, когда в город приехала Машенька. Обоих тяготило то, что их семьи не были знакомы, поэтому вместо встреч подростки проводили вечера за телефонными разговорами. Под Новый год их свидания закончились и возобновились лишь летом - именно тогда Машенька, будто убедившись в бесконечности этих отношений, сказала Ганину: «Я твоя. Делай со мной все, что хочешь». Ничего противозаконного в тот день юный Лев со своей возлюбленной не сделал, опасаясь, что в парке их может кто-нибудь заметить. Их последняя встреча состоялась через год в поезде, после чего Ганин и Машенька в военные годы обменивались нежными письмами. Вскоре они потеряли друг друга. Неизвестно, вспоминала ли Машенька о своей первой любви, Ганин же пережил приятное потрясение лишь тогда, когда увидел ее на фотографии Алферова.

Образ матушки-России в романе

У героев произведения отношение к исторической родине разное: некоторые эмигранты счастливы, что покинули ненавистный край, другим же, наоборот, скучно в Берлине. Именно в России находятся родные Ганину и Набокову лесные опушки, поля, особенные рассветы и закаты. «Без нашей эмигрантской любви России - крышка» - произносит Подтягин, один из обитателей пансиона. Эту же мысль разделяет в своей книге Владимир Набоков. «Машенька» (краткое содержание произведения позволяет читателю понять истинные переживания самого писателя) - роман, который стал криком души и образом прощания с матушкой-Россией.

Весна 1924 г. Лев Глебович Ганин живёт в русском пансионе в Берлине. Помимо Ганина в пансионе живут математик Алексей Иванович Алферов, человек «с жидкой бородкой и блестящим пухлым носом», «старый российский поэт» Антон Сергеевич Подтягин, Клара - «полногрудая, вся в чёрном шёлку, очень уютная барышня», работающая машинисткой и влюблённая в Ганина, а также балетные танцовщики Колин и Горноцветов. «Особый оттенок, таинственная жеманность» отделяет последних от других пансионеров, но, «говоря по совести, нельзя порицать голубиное счастье этой безобидной четы».

В прошлом году по приезде в Берлин Ганин сразу нашёл работу. Был он и рабочим, и официантом, и статистом. Оставшихся у него денег достаточно, чтобы выехать из Берлина, но для этого нужно порвать с Людмилой, связь с которой длится уже три месяца и ему порядком надоела. А как порвать, Ганин не знает. Окно его выходит на полотно железной дороги, и поэтому «возможность уехать дразнит неотвязно». Он объявляет хозяйке, что уедет в субботу.

От Алферова Ганин узнает, что в субботу приезжает его жена Машенька. Алферов ведёт Ганина к себе, чтобы показать ему фотографии жены. Ганин узнает свою первую любовь. С этого момента он полностью погружается в воспоминания об этой любви, ему кажется, что он помолодел ровно на девять лет. На следующий день, во вторник, Ганин объявляет Людмиле, что любит другую женщину. Теперь он свободен вспоминать, как девять лет назад, когда ему было шестнадцать лет, он, выздоравливая после тифа в летней усадьбе под Воскресенском, создал себе женский образ, который через месяц встретил наяву. У Машеньки была «каштановая коса в чёрном банте», «татарские горящие глаза», смугловатое лицо, голос «подвижный, картавый, с неожиданными грудными звуками». Машенька была очень весёлая, любила сладкое. Она жила на даче в Воскресенске. Как-то с двумя подругами она забралась в беседку в парке. Ганин заговорил с девушками, они договорились на следующий день поехать кататься на лодке. Но Машенька пришла одна. Они стали каждый день встречаться по той стороне реки, где стояла на холме пустая белая усадьба.

Когда в чёрную бурную ночь, накануне отъезда в Петербург к началу учебного года, он в последний раз встретился с ней на этом месте, Ганин увидел, что ставни одного из окон усадьбы приоткрыты, а к стеклу изнутри прижалось человеческое лицо. Это был сын сторожа. Ганин разбил стекло и стал «бить каменным кулаком по мокрому лицу».

На следующий день он уехал в Петербург. Машенька переселилась в Петербург только в ноябре. Началась «снеговая эпоха их любви». Встречаться было трудно, подолгу блуждать на морозе было мучительно, поэтому оба вспоминали о лете. По вечерам они часами говорили по телефону. Всякая любовь требует уединения, а у них приюта не было, их семьи не знали друг друга. В начале нового года Машеньку увезли в Москву. И странно: эта разлука оказалась для Ганина облегчением.

Летом Машенька вернулась. Она позвонила Ганину на дачу и сказала, что папа её ни за что не хотел снова снять дачу в Воскресенске и она теперь живёт в пятидесяти верстах оттуда. Ганин поехал к ней на велосипеде. Приехал уже затемно. Машенька ждала его у ворот парка. «Я твоя, - сказала она. - Делай со мной все, что хочешь». Но в парке раздавались странные шорохи, Машенька лежала слишком покорно и неподвижно. «Мне все кажется, что кто-то идёт», - сказал он и поднялся.

Он встретился с Машенькой через год в дачном поезде. Она сошла на следующей станции. Больше они не видались. В годы войны Ганин и Машенька несколько раз обменялись нежными письмами. Он был в Ялте, где «готовилась военная борьба», она где-то в Малороссии. Потом они потеряли друг друга.

В пятницу Колин и Горноцветов по случаю получения ангажемента, дня рождения Клары, отъезда Ганина и предполагаемого отъезда Подтягина в Париж к племяннице решают устроить «празднество». Ганин с Подтягиным отправляется в полицейское управление, чтобы помочь тому с визой. Когда долгожданная виза получена, Подтягин случайно оставляет паспорт в трамвае. С ним случается сердечный припадок.

Праздничный ужин проходит невесело. Подтягину опять становится плохо. Ганин поит и так уже пьяного Алферова и отправляет его спать, а сам представляет, как встретит утром Машеньку на вокзале и увезёт её.

Собрав вещи, Ганин прощается с пансионерами, сидящими у постели умирающего Подтягина, и едет на вокзал. До приезда Машеньки остаётся час. Он усаживается на скамейку в сквере около вокзала, где четыре дня назад вспоминал тиф, усадьбу, предчувствие Машеньки. Постепенно «с беспощадной ясностью» Ганин осознает, что его роман с Машенькой кончился навсегда. «Он длился всего четыре дня, - эти четыре дня были, быть может, счастливейшей порой его жизни». Образ Машеньки остался вместе с умирающим поэтом в «доме теней». А другой Машеньки нет и не может быть. Он дожидается момента, когда по железнодорожному мосту проходит экспресс, идущий с севера. Берет таксомотор, едет на другой вокзал и садится в поезд, идущий на юго-запад Германии.

Весна 1924 г. Лев Глебович Ганин живёт в русском пансионе в Берлине. Помимо Ганина в пансионе живут математик Алексей Иванович Алферов, человек «с жидкой бородкой и блестящим пухлым носом», «старый российский поэт» Антон Сергеевич Подтягин, Клара - «полногрудая, вся в черном шёлку, очень уютная барышня», работающая машинисткой и влюбленная в Ганина, а также балетные танцовщики Колин и Горноцветов. «Особый оттенок, таинственная жеманность» отделяет последних от других пансионеров, но, «говоря по совести, нельзя порицать голубиное счастье этой безобидной четы».

В прошлом году по приезде в Берлин Ганин сразу нашёл работу. Был он и рабочим, и официантом, и статистом. Оставшихся у него денег достаточно, чтобы выехать из Берлина, но для этого нужно порвать с Людмилой, связь с которой длится уже три месяца и ему порядком надоела. А как порвать, Ганин не знает. Окно его выходит на полотно железной дороги, и поэтому «возможность уехать дразнит неотвязно». Он объявляет хозяйке, что уедет в субботу.

От Алферова Ганин узнает, что в субботу приезжает его жена Машенька. Алферов ведёт Ганина к себе, чтобы показать ему фотографии жены. Ганин узнает свою первую любовь. С этого момента он полностью погружается в воспоминания об этой любви, ему кажется, что он помолодел ровно на девять лет. На следующий день, во вторник, Ганин объявляет Людмиле, что любит другую женщину. Теперь он свободен вспоминать, как девять лет назад, когда ему было шестнадцать лет, он, выздоравливая после тифа в летней усадьбе под Воскресенском, создал себе женский образ, который через месяц встретил наяву. У Машеньки была «каштановая коса в черном банте», «татарские горящие глаза», смугловатое лицо, голос «подвижный, картавый, с неожиданными грудными звуками». Машенька была очень веселая, любила сладкое. Она жила на даче в Воскресенске. Как-то с двумя подругами она забралась в беседку в парке. Ганин заговорил с девушками, они договорились на следующий день поехать кататься на лодке. Но Машенька пришла одна. Они стали каждый день встречаться по той стороне реки, где стояла на холме пустая белая усадьба.

Когда в черную бурную ночь, накануне отъезда в Петербург к началу учебного года, он в последний раз встретился с ней на этом месте, Ганин увидел, что ставни одного из окон усадьбы приоткрыты, а к стеклу изнутри прижалось человеческое лицо. Это был сын сторожа. Ганин разбил стекло и стал «бить каменным кулаком по мокрому лицу».

На следующий день он уехал в Петербург. Машенька переселилась в Петербург только в ноябре. Началась «снеговая эпоха их любви». Встречаться было трудно, подолгу блуждать на морозе было мучительно, поэтому оба вспоминали о лете. По вечерам они часами говорили по телефону. Всякая любовь требует уединения, а у них приюта не было, их семьи не знали друг друга. В начале нового года Машеньку увезли в Москву. И странно: эта разлука оказалась для Ганина облегчением.

Летом Машенька вернулась. Она позвонила Ганину на дачу и сказала, что папа её ни за что не хотел снова снять дачу в Воскресенске и она теперь живёт в пятидесяти верстах оттуда. Ганин поехал к ней на велосипеде. Приехал уже затемно. Машенька ждала его у ворот парка. «Я твоя, - сказала она. - Делай со мной все, что хочешь». Но в парке раздавались странные шорохи, Машенька лежала слишком покорно и неподвижно. «Мне все кажется, что кто-то идет», - сказал он и поднялся.

Он встретился с Машенькой через год в дачном поезде. Она сошла на следующей станции. Больше они не видались. В годы войны Ганин и Машенька несколько раз обменялись нежными письмами. Он был в Ялте, где «готовилась военная борьба», она где-то в Малороссии. Потом они потеряли друг друга.

В пятницу Колин и Горноцветов по случаю получения ангажемента, дня рождения Клары, отъезда Ганина и предполагаемого отъезда Подтягина в Париж к племяннице решают устроить «празднество». Ганин с Подтягиным отправляется в полицейское управление, чтобы помочь тому с визой. Когда долгожданная виза получена, Подтягин случайно оставляет паспорт в трамвае. С ним случается сердечный припадок.

Праздничный ужин проходит невесело. Подтягину опять становится плохо. Ганин поит и так уже пьяного Алферова и отправляет его спать, а сам представляет, как встретит утром Машеньку на вокзале и увезет её.

Собрав вещи, Ганин прощается с пансионерами, сидящими у постели умирающего Подтягина, и едет на вокзал. До приезда Машеньки остается час. Он усаживается на скамейку в сквере около вокзала, где четыре дня назад вспоминал тиф, усадьбу, предчувствие Машеньки. Постепенно «с беспощадной ясностью» Ганин осознает, что его роман с Машенькой кончился навсегда. «Он длился всего четыре дня, - эти четыре дня были, быть может, счастливейшей порой его жизни». Образ Машеньки остался вместе с умирающим поэтом в «доме теней». А другой Машеньки нет и не может быть. Он дожидается момента, когда по железнодорожному мосту проходит экспресс, идущий с севера. Берет таксомотор, едет на другой вокзал и садится в поезд, идущий на юго-запад Германии.

Весна 1924 г. Лев Глебович Ганин живёт в русском пансионе в Берлине. Помимо Ганина в пансионе живут мате-матик Алексей Иванович Алферов, человек «с жидкой бородкой и блестящим пухлым носом», «старый россий-ский поэт» Антон Серге-евич Подтягин, Клара — «полно-грудая, вся в черном шёлку, очень уютная барышня», рабо-та-ющая маши-нисткой и влюб-ленная в Ганина, а также балетные танцов-щики Колин и Горно-цветов. «Особый оттенок, таин-ственная жеман-ность» отде-ляет последних от других панси-о-неров, но, «говоря по совести, нельзя пори-цать голу-биное счастье этой безобидной четы».

В прошлом году по приезде в Берлин Ганин сразу нашёл работу. Был он и рабочим, и офици-антом, и стати-стом. Остав-шихся у него денег доста-точно, чтобы выехать из Берлина, но для этого нужно порвать с Людмилой, связь с которой длится уже три месяца и ему порядком надоела. А как порвать, Ганин не знает. Окно его выходит на полотно железной дороги, и поэтому «возмож-ность уехать дразнит неот-вязно». Он объяв-ляет хозяйке, что уедет в субботу.

От Алфе-рова Ганин узнает, что в субботу приез-жает его жена Машенька. Алферов ведёт Ганина к себе, чтобы пока-зать ему фото-графии жены. Ганин узнает свою первую любовь. С этого момента он полно-стью погру-жа-ется в воспо-ми-нания об этой любви, ему кажется, что он помо-лодел ровно на девять лет. На следу-ющий день, во вторник, Ганин объяв-ляет Людмиле, что любит другую женщину. Теперь он свободен вспо-ми-нать, как девять лет назад, когда ему было шест-на-дцать лет, он, выздо-рав-ливая после тифа в летней усадьбе под Воскре-сен-ском, создал себе женский образ, который через месяц встретил наяву. У Машеньки была «кашта-новая коса в черном банте», «татар-ские горящие глаза», смуг-ло-ватое лицо, голос «подвижный, картавый, с неожи-дан-ными груд-ными звуками». Машенька была очень веселая, любила сладкое. Она жила на даче в Воскре-сенске. Как-то с двумя подру-гами она забра-лась в беседку в парке. Ганин заго-ворил с девуш-ками, они дого-во-ри-лись на следу-ющий день поехать кататься на лодке. Но Машенька пришла одна. Они стали каждый день встре-чаться по той стороне реки, где стояла на холме пустая белая усадьба.

Когда в черную бурную ночь, нака-нуне отъезда в Петер-бург к началу учеб-ного года, он в последний раз встре-тился с ней на этом месте, Ганин увидел, что ставни одного из окон усадьбы приот-крыты, а к стеклу изнутри прижа-лось чело-ве-че-ское лицо. Это был сын сторожа. Ганин разбил стекло и стал «бить каменным кулаком по мокрому лицу».

На следу-ющий день он уехал в Петер-бург. Машенька пере-се-ли-лась в Петер-бург только в ноябре. Нача-лась «снеговая эпоха их любви». Встре-чаться было трудно, подолгу блуж-дать на морозе было мучи-тельно, поэтому оба вспо-ми-нали о лете. По вечерам они часами гово-рили по теле-фону. Всякая любовь требует уеди-нения, а у них приюта не было, их семьи не знали друг друга. В начале нового года Машеньку увезли в Москву. И странно: эта разлука оказа-лась для Ганина облег-че-нием.

Летом Машенька верну-лась. Она позво-нила Ганину на дачу и сказала, что папа её ни за что не хотел снова снять дачу в Воскре-сенске и она теперь живёт в пяти-де-сяти верстах оттуда. Ганин поехал к ней на вело-си-педе. Приехал уже затемно. Машенька ждала его у ворот парка. «Я твоя, — сказала она. — Делай со мной все, что хочешь». Но в парке разда-ва-лись странные шорохи, Машенька лежала слишком покорно и непо-движно. «Мне все кажется, что кто-то идет», — сказал он и поднялся.

Он встре-тился с Машенькой через год в дачном поезде. Она сошла на следу-ющей станции. Больше они не вида-лись. В годы войны Ганин и Машенька несколько раз обме-ня-лись нежными пись-мами. Он был в Ялте, где «гото-ви-лась военная борьба», она где-то в Мало-россии. Потом они поте-ряли друг друга.

В пятницу Колин и Горно-цветов по случаю полу-чения анга-же-мента, дня рождения Клары, отъезда Ганина и пред-по-ла-га-е-мого отъезда Подтя-гина в Париж к племян-нице решают устроить «празд-не-ство». Ганин с Подтя-гиным отправ-ля-ется в поли-цей-ское управ-ление, чтобы помочь тому с визой. Когда долго-жданная виза полу-чена, Подтягин случайно остав-ляет паспорт в трамвае. С ним случа-ется сердечный припадок.

Празд-ничный ужин проходит неве-село. Подтя-гину опять стано-вится плохо. Ганин поит и так уже пьяного Алфе-рова и отправ-ляет его спать, а сам пред-став-ляет, как встретит утром Машеньку на вокзале и увезет её.

Собрав вещи, Ганин проща-ется с панси-о-не-рами, сидя-щими у постели умира-ю-щего Подтя-гина, и едет на вокзал. До приезда Машеньки оста-ется час. Он усажи-ва-ется на скамейку в сквере около вокзала, где четыре дня назад вспо-минал тиф, усадьбу, пред-чув-ствие Машеньки. Посте-пенно «с беспо-щадной ясно-стью» Ганин осознает, что его роман с Машенькой кончился навсегда. «Он длился всего четыре дня, — эти четыре дня были, быть может, счаст-ли-вейшей порой его жизни». Образ Машеньки остался вместе с умира-ющим поэтом в «доме теней». А другой Машеньки нет и не может быть. Он дожи-да-ется момента, когда по желез-но-до-рож-ному мосту проходит экспресс, идущий с севера. Берет таксо-мотор, едет на другой вокзал и садится в поезд, идущий на юго-запад Германии.