На стенах кремля во время войны. Издательство родная ладога

Для пилотов Люфтваффе Москва с самого начала войны была целью номер один. Но, благодаря подвигу советских летчиков и воинов ПВО, столицу спасли от серьезных разрушений. И не все знают, что наряду с военными Москву защищал целый батальон художников. За считанные дни они нарисовали на месте Москвы совсем новый город. И Кремлевские башни превратились в густые облака. Как создать такую оптическую иллюзию, знал авангардист Яков Чернихов.

Первая воздушная тревога была объявлена в Москве уже на второй день войны.

"Большое время было потрачено на то, чтобы выключить свет, фонари, закрыть окна, затемнить Московский Кремль", - рассказывает научный сотрудник Федеральной службы охраны РФ Валентин Жиляев.

И хотя первая тревога была учебной, выяснили: к налётам вражеской авиации Москва не готова, и нужно срочно собрать все силы в кулак, лишь бы спасти город. Ведь ещё 22 июня, в самый день объявления войны, в небе над Москвой кружил немецкий самолёт-разведчик. Используя мощную оптику, он сделал сотни снимков столицы - самую точную карту, какую только можно придумать. Особое внимание, конечно же, Московскому Кремлю. Каждый лётчик Вермахта знал, как он выглядит с высоты. Инструкции чётко диктовали, что уничтожать и как найти цель.

"То, что вы увидите, может измениться через какой-то срок, и не будет соответствовать этим фотоснимкам. Предупреждали, что Манежная площадь и сам Манеж будет перестроен и перекрашен. Мы не узнаем Красной площади", - рассказывает научный сотрудник Федеральной службы охраны РФ Валентин Жиляев.

В Берлине ещё предполагали, а в Москве уже остановили строительство Дворца Советов и все силы во главе с архитектором Борисом Иофаном бросили на маскировку Кремля и его окрестностей. Эти документы хранились в сейфах под грифом "совершенно секретно" почти 70 лет. Эскизы, которые 14 июля 1941 года лёгли на стол главы госбезопасности Лаврентия Берии, вероятно, их изучил и сам Сталин - всё-таки дело особой важности. Архитекторы предложили раскрасить кремлёвские стены и здания по всему периметру так, чтобы внешне они стали похожи на обычные городские кварталы. А Красную площадь следовало застроить домами и засадить деревьями. В то же время над маскировкой столицы работали художники. Авангардист Яков Чернихов по заказу Наркомата обороны за короткое время придумал особые изображения, которые с расстояния производили магический эффект: пролетает немецкий ас над Кремлём, а там, внизу какие-то окраины, или лес с озером, или, вообще, густые облака.

"При наведении на цель у тебя есть секунды. И вот эти секунды художник рассчитывает так, чтобы в это кратчайшее мгновение и произошёл обман!" - объясняет архитектор Андрей Чернихов, внук художника Якова Чернихова.

Фотокорру американского журнала "Лайф" Маргарет Берк-Уайт, которая находилась в Москве с первого дня войны, удалось застать не только самое начало авианалётов на столицу (простым москвичам было запрещено фотографировать), но и сделать из своего номера в "Национале" уникальный снимок, как рисовали прямо на асфальте Манежной площади крыши окрестных зданий.

До самой Тайницкой башни маскировщики собирались перекинуть ещё один мост через реку, правда, фальшивый, из фанеры. Но идею отвергли: а вдруг получится очень уж не похоже или помешает судоходству? Зато, буквально за несколько дней красная кирпичная стена Кремля превратилась в пёструю улицу с окнами и дверьми. А над зубцами выросли будто бы крыши домов. Остро не хватало ни рукавиц, ни краски, ни гвоздей, но люди работали на износ.

Уже к концу июля Кремль было не узнать даже с земли, не то, что с воздуха. В первую очередь погасили все звёзды, надели на них чехлы, а сами башни перекрасили в разные цвета. Зелёные крыши сделали коричневыми, чтобы не отличались от обычных московских, а жёлтые фасады кое-где стали чёрными, и казалось, будто это уже не одно здание, а несколько разных. Все дорожки в Кремле засыпали песком. Под краской и брезентом спрятали золотые купола колокольни и соборов. А на Красной площади и Васильевском спуске выросли целые кварталы. Кроме того, в Тайницком саду натянули брезент, расписанный под крыши, и через стену перекинули полотно с нарисованной дорогой.

Всё это с самолёта осмотрела особая комиссия и настояла, чтобы перекрасили ещё Большой Кремлёвский дворец, Александровский сад застроили макетами домов, а все мосты через реку укрыли под слоем чёрной краски. Дольше всего архитекторы ломали голову, как спрятать излучину реки Москвы. Ведь место-то самое приметное.

"Там были поставлены баржи, и на этих баржах было построено что-то вроде домиков с разным освещением. И сверху было, действительно, впечатление, что там находится город малоэтажной застройки! Излучина была совсем не видна!" - рассказывает вдова комиссара маскировочного батальона МПВО Бориса Маркуса Светлана Маркус.

Конечно же, на то, что центр Москвы для пилотов Вермахта будто совсем куда-то исчез, никто и не рассчитывал. На разведсъёмке видно, что Красная и Манежная площади замаскированы, но легко разобраться что и где, правда, днём. Но ведь бомбили, в основном, ночью. И вот тут немецких асов удалось сбить с толку. И если из 8,5 тысяч бомбардировщиков к Москве сумел прорваться лишь каждый 37-й, а почти 1,5 тысячи были сбиты силами ПВО, то уже в городе каждая третья бомба угодила в ложную цель.

"Бомбардировка была очень неэффективная. Это было, по существу, сбрасывание бомб по площадям! Куда попадёт - и хорошо!" - говорит военный историк Борис Невзоров.

Возможно, это и случайность, но все здания с крайне редких снимков замаскированной Москвы, действительно, остались целы. Театр Вахтангова на Арбате был разрушен почти до основания. А вот в Большой прилетела всего одна бомба. Знаменитый фасад и колесницу Аполлона сотрудники укрыли прямо декорациями оперы "Князь Игорь". Что вместе с нарисованной на площади крышей, видимо, и спасло Большой от прямого попадания фугасной бомбы. Кремль немецкая авиация пыталась уничтожить 8 раз. Сбрасывали даже бочку с нефтью, которая взяла и не загорелась. Но, страшно рискуя, часть маскировки, в том числе и с Мавзолея, сняли к 7 ноября, чтобы защитники столицы уходили на смерть из того города, который любили.

"Отрадно было, что Москва жива, Москва борется и Москва побеждает. Представляете, такой был подъём! Мы топали так строевым шагом, будто фашистов вбивали в землю!" - вспоминает ветеран Великой Отечественной войны, участник военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года Леонид Шевелёв.

После парада Москву бомбили ещё 5 долгих месяцев, до марта 1942 года. Потом маскировку постепенно снимали, и довоенный вид города помогал людям верить в мирную жизнь. В последнюю очередь, лишь через год после Победы, очистили от краски, которая слишком въелась, купола кремлёвских соборов. И сегодня они какое-то особое напоминание о титанической работе солдат, офицеров, инженеров и художников, спасших это для всех нас.

Руководил маскировкой Кремля Борис Михайлович Иофан вместе с группой архитекторов. Знаменитые рубиновые звезды на кремлевских башнях затянули защитными чехлами. Точно также закрыли и соборные кресты. Сами купола были окрашены в черный цвет.

Весьма узнаваемыми с воздуха оставались и зубцы Кремля. Специально для маскировки по всему периметру стены были выстроены макеты жилых домов. Мавзолей Ленина ― наиважнейший в то время символ Советского Союза ― превратили в жилой двухэтажный дом. На Красной площади нанесли раскраску, похожую на разметку жилых кварталов. Между Спасскими и Боровицкими воротами сделали насыпь из песка ― так получилась иллюзия проезжей части. Все здания Кремля обрели грязно-серый цвет.

Было изменено и очертание Москвы-реки. Использовав специальный камуфляж, а также сделав макет моста между Большим Каменным и Москворецким мостами, защитники столицы смогли дезориентировать врага.

Московский Кремль бомбили восемь раз, но ни одного пожара или серьезного разрушения нанесено не было. Никто не знает, какие были бы последствия, если бы проект маскировки не был осуществлен.

Маскировка Мавзолея.

Вид на Кремль с Большого Москворецкого моста. Стену и башни замаскировали под жилые дома.

Для маскировки Кремля и прилегающих территорий используется плоскостная имитация с перекраской крыш и открытых фасадов зданий.

Еще один кадр. На шпили Кремля натягивали чехлы, на площадь наносили специальную раскраску, создавая иллюзию жилых кварталов.

Попавшие 7 ноября 1941 года на Красную площадь люди не узнали ставшего уже привычным облика Московского Кремля. Еще летом его как следует замаскировали, опасаясь ударов фашистской авиации, а специально перед легендарным парадом - демаскировали. И почти сразу же после того, как по Красной площади прошли полки Красной Армии, прямиком отправлявшиеся на передовую, снова укрыли фанерными маскирующими щитами.

Сталинский лауреат

После нападения Германии на СССР началась серьезная подготовка Московского Кремля и других объектов к маскировочным работам. Руководство страны небезосновательно опасалось бомбардировок Москвы - как показали дальнейшие события, эта угроза была абсолютно реальной. 28 июня 1941 года фашисты взяли Минск. Это заставило форсировать многие работы, в том числе и те, что касались маскировки. По распоряжению высшего руководства комендант Московского Кремля генерал-майор Николай Спиридонов пригласил для разработки и осуществления проекта защиты лауреата Сталинской премии академика Бориса Иофана.

«К начальным работам по маскировке Московского Кремля приступили уже 28 июня, - рассказывает старший научный сотрудник Центра по связям с прессой и общественностью Федеральной службы Охраны (ФСО) РФ Ольга Кайкова. - План был утвержден уже 14 июля 1941 года. Маскировали башни Кремля и сам Кремль очень тщательно, была разработана целая система, позволяющая сделать их незаметными для врага. Борис Михайлович Иофан, возглавлявший эти работы, за короткое время создал серию эскизов для маскировки Кремля».

Кайкова продолжает: «Была проделана гигантская работа. На каждое кремлевское здание и сооружение подготовили отдельный эскиз - всего их было около двадцати. Часть эскизов и рабочих чертежей были подписаны Иофаном 23 июля, а закончились все работы к 1 августа 1941 года. Сложность их состояла в том, что Кремль своеобразен по своей архитектуре, он имеет особую форму, очень выделяется на местности и с воздуха хорошо просматривается».

Дом с мезонином имени Ленина

Кстати, выбор кандидатуры для осуществления задуманного был неслучаен. Именно архитектор Борис Иофан был автором грандиозного проекта Дворца Советов (правда, так и не осуществленного из-за начавшейся войны). И маскировка Кремля ему и возглавляемой им группе архитекторов удалась на славу. Надо заметить, что в силу серьезности положения и большой вероятности бомбардировок работы по проектированию начались одновременно с покраской зданий в маскирующие тона.

Не хватило буквально недели: работы еще были не закончены, когда в ночь на 22 июля Москва и Кремль подверглись бомбардировке фашистской авиацией. Одна бомба попала (но не взорвалась) в Большой Кремлевский Дворец. Вместе с тем работы по «исчезновению» построек продолжались.

«Разрабатывали схемы маскировки целыми участками, - продолжает Ольга Константиновна. - Например, среди прочего имелся план маскировки кремлевской стены, которая выходит на Красную площадь. В этот же участок попадала Спасская башня и все те здания, которые просматриваются с этой стороны».

Проект предусматривал два варианта. Первый сводился к плоскостной имитации и предусматривал перекраску фасадов и крыш - купола всех кремлевских храмов (Ивана Великого, Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов) были полностью закрашены. По индивидуальным эскизам выбирались неброские, преимущественно серые тона, чтобы с воздуха они «растворились» и были невосприимчивы для глаза. Спасская башня и Кремлевская стена были замаскированы под жилые кварталы: на стенах были нарисованы ложные окна, по крышам шла темная полоса, и это выглядело с воздуха как дорога. То есть все делалось для того, чтобы максимально запутать и дезориентировать противника.

Второй вариант предусматривал объемную маскировку. По наружному контуру Александровского сада выстроили ложный квартал. Территория Тайницкого сада и вся Красная площадь была застроена такими же макетами. Мавзолей тоже был преобразован в небольшой жилой дом с мезонином. Идея состояла в том, чтобы скрыть Кремль и создать на его месте имитацию обычных жилых кварталов.

Фанерные чехлы для рубиновых звезд

Рубиновые звезды на кремлевских башнях и соборные кресты убрали в фанерные чехлы, а сами башни выкрасили таким образом, что с высоты они абсолютно не выделялись на общем фоне. В этом и заключалось искусство маскировки - благодаря художественному преобразованию эти величественные строения совершенно не просматривались как башни. Верхняя часть Спасской башни, например, была выкрашена в темные тона и с большой высоты «съедалась», не определялась с воздуха. А нижняя была замаскирована под жилой дом. Таким образом был преображен весь Кремль.

Грязно-серыми красками раскрасили для немецкой авиации все зеленые крыши кремлевских зданий (которых в Москве практически нигде больше не было) и даже саму Красную площадь, так что сверху она выглядела кварталом жилых домов. Можно только представить, какая это была гигантская работа, ведь площадь только самого Кремля составляет 28 гектаров.

Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

Была предпринята удачная попытка изменить ориентиры на Москве-реке. Для этого «убрали» с помощью той же специальной раскраски Большой Москворецкий и Большой Каменный мосты. А между ними появился макет другого, несуществующего моста.

Все работы вели солдаты кремлевского полка специального назначения, за каждым взводом которого был закреплен определенный объект. По понятным причинам особое беспокойство руководства вызывали высотные строения Кремля. Самая высокая на его территории 82-метровая колокольня Ивана Великого благодаря мастерству Бориса Иофана преобразилась так, что визуально различима была лишь с высоты ста метров.

Здания-призраки

Как бы ни маскировали Московский Кремль, летчики немецкой авиации все-таки могли отыскать его по характерной треугольной форме и отсутствию теней у некоторых нарисованных на его площадях (в том числе и на Красной) «жилых домов». Тени давали лишь естественные постройки Кремля да здания-призраки из фанеры. А так как за восемь бомбардировок с фашистских самолетов было сброшено довольно большое количество осветительных бомб (на дневные акции немцы не решались), сразу становились видны примерные очертания того, что было за кремлевской стеной.

Одних только зажигательных бомб на Кремль было сброшено полторы сотни. Комплекс кремлевских храмов - это святое, намоленное за сотни лет место. Может быть, именно поэтому часть смертельного груза просто не взорвалась. Нацисты бомбардировали Кремль фугасными бомбами и даже бочками с нефтью, однако особых разрушений и ни одного пожара на его территории не произошло.

Маскировали не только сам Кремль, но и здания и объекты, находящиеся рядом: Манеж, Исторический музей, Большой театр. Надо отдать должное академику Борису Иофану и его группе архитекторов: по воспоминаниям одного из немецких асов, бомбивших Москву, летчики люфтваффе были порядком сбиты с толку маскировкой «сердца Москвы». Найти Кремль авиаторам в конечном итоге все-таки удалось, но с большим трудом.

Фото: Александр Устинов / РИА Новости

«Госприемку» комплекса маскировочных работ в конце июля устроил старший офицер госбезопасности Николай Шпигов (впоследствии генерал-майор КГБ). Облетев Москву и ее исторический центр на высоте тысячи метров, Николай Семенович по достоинству оценил все сделанное архитекторами и остался доволен.

Незлатые купола

К слову, за все восемь бомбардировок немцам лишь однажды удалось нанести Кремлю более или менее значительный урон. Во время одного из налетов бомба весом в тонну упала во двор Арсенала. Разрушенным оказался гараж особого назначения (ГОН) и восточная часть Арсенала. Но главное - погиб целый взвод красноармейцев, не успевших эвакуироваться в бомбоубежище, многие были ранены.

Лишь незадолго до легендарного парада Победы, состоявшегося 24 июня 1945 года, маскировку Кремля и окрестных построек окончательно демонтировали. В апреле 45-го в Мавзолей вернули тело вождя мировой революции. Те, кто занимался восстановлением первоначального облика Кремля, столкнулись с серьезной проблемой: за время войны серая краска, которой покрыли кремлевские храмы, намертво въелась в наружное покрытие куполов. Но и эту проблему вскоре решили.

Кстати, бытует легенда, согласно которой точную копию Кремля из фанеры построили на Ходынском поле столицы. Так это или нет - доподлинно не известно: архивных документов, свидетельствующих об этом, не существует, а специалисты не дают однозначного ответа.

Для того чтобы защитить Кремль от бомбежек во время Великой отечественной войны, была продумана целая система маскировки. О том, как удалось сделать "невидимым" такое большое пространство, – в нашем материале

Первый с момента начала Великой отечественной войны обстрел Кремля с воздуха произошел в ночь на 22 июля. Во время шестичасового налета гитлеровцы сбросили более 56 тысяч зажигательных авиабомб и полторы тысячи фугасных. Погибли 1327 человека, пострадали более шести тысяч. Одна из фугасных бомб даже попала в Большой Кремлёвский дворец, пробила крышу Георгиевского зала, но каким-то чудом не взорвалась.

Во время первого налёта Кремль почти не пострадал. Однако 12 августа немцы решили вновь атаковать историческое здание. Одна из бомб попала в здание Арсенала, полностью разрушив его восточную часть. Кроме того, пострадал кабинет Сталина – там после налета пришлось менять оконные переплеты.

26 июня 1941 года генерал-майор Николай Спиридонов представил наркому внутренних дел СССР Лаврентию Берии записку, в которой предлагал немедленно приступить к маскировке Кремля и прилегающих к нему территорий. К записке прилагался проект плана такой маскировки.

Он предусматривал перекраску крыш и фасадов всех кремлевских зданий и стен для создания на них перспективного вида городских зданий. Кремлевские звезды решили выключить, а потом закрыть специальными щитами. Таким же образом закрыли и соборные кресты. Купола башен и церквей окрасили в черный цвет.

Также предусматривалось проведение объемной имитации. Чтобы сбить с толку гитлеровцев, архитекторами выстраивались целые ложные городские кварталы. Над Мавзолеем возвели макет городского здания, примыкающего к кремлевскому корпусу №1.

Эффективность маскировки многократно проверялась воздушным наблюдением и аэросъемкой с боевых высот. Ниже приводим рассекреченный документ по осмотру маскировки Кремля с самолета:

Маскировка зданий вокруг Кремля.

Заключение по осмотру маскировки Московского Кремля с самолёта. Хотя на фото еще отсутствует маскировочная раскраска на Большом театре

Сов. секретно

Осмотр произведён 29 июля с. г. в период с 15.00 до 15.35 с самолёта «Дуглас». Высота наблюдения 1.000 метров. Наблюдение произведено плановое и перспективное со всех сторон под различными углами. Облачность несплошная; высота облаков более 1.500 м.

Наблюдатели: майор государственной безопасности тов. Шпигов, тов. Федоровский и майор тов. Баданин.

Окраска Кремлёвских стен и фасадов кремлёвских зданий под перспективу города даёт положительные результаты. Немаскированные здания (корпус № 1, Большой Кремлёвский дворец, Иван Великий и пр.) резко выделяются большими ярко окрашенными массивами и подлежат обязательной перекраске (по принятому проекту)

Окраска площадей, расположенных вокруг Кремля, под фон городских зданий даёт положительные результаты при плановом наблюдении и при перспективном свыше 45°. При наблюдении под меньшими углами поверхности площадей не видны (они закрыты рядом расположенных высоких зданий), но отсутствие объёмных форм на площадях отделяет кремлёвские стены от городских зданий, окаймляющих площади. Это явление возможно только на низких высотах; при наблюдении с боевых высот оно практического значения не имеет, т. к. угол наблюдения значительно увеличится.

Учитывая эффективность окраски площадей, следует расписать пл. Моссовета, Пушкинскую площадь и среднюю часть ул. Горького от Моссовета до Манежной пл. (с задачей показать окончание Горьковской магистрали у пл. Моссовета), т. к. они могут служить ориентирами на подходах к Кремлю.

Резко демаскирует Кремль при подходе с северо-запада Александровский сад, который необходимо застроить макетами, разрезать дорогами и тем самым уничтожить однотипный массив зелени.

Крупнейшим ориентиром Кремля является стрелка и обводный канал; их демаскирующее значение необходимо уничтожить. Необходимо также закрасить в чёрный цвет надводные части 3-х мостов, т. к. они выявляются крупными белыми прямоугольниками, облегчающими отыскание Кремля в ночное время. Статуя женщины, установленная над зданием по ул. Горького, заметна с воздуха, и т. к. других подобных статуй в городе нет, то по ней легко опознать ул. Горького, а по последней установить местоположение Кремля. Статую необходимо снять.

Кровли макетов, установленных по склону Тайницкого сада, с высоты 1.000 метров отличаются от кровель действительных зданий по качеству фактуры (иное отражение света); возможно, что с больших высот макеты будут более приближаться к действительности. Необходимо воздушным наблюдением проверить с высоты 2-3 тысячи метров как эти макеты, так и макеты, изготовленные из окрашенного полотна.

ШПИГОВ, ФЕДОРОВСКИЙ, БАДАНИН

Полностью сделать Кремль "невидимым" сделать было, конечно, невозможно, однако эти меры способствовали сохранению архитектурного ансамбля Кремля с находящимися на территории зданиями, музеями, историческими и культурными ценностями, а также помогли уменьшить возможные масштабы людских потерь.

Многие события военной истории хорошо известны, однако открываются и новые факты. Как удалось замаскировать и сохранить уникальные архитектурные и стратегические объекты Москвы и Ленинграда?

Прорисовка Кремлевской стены. Она должна была сливаться с пейзажем, имитировать жилую застройку — так легендарный архитектор Борис Иофан летом 1941 года придумал спрятать самый узнаваемый московский вид — главную цель фашистских бомбардировок. Каково было удивление летчиков Люфтваффе, когда они не обнаружили ни Кремля, ни Мавзолея, ни Красной площади! А ведь это гигантская территория — двадцать семь с половиной гектаров. Исчезли крепостные стены, Мавзолей, колокольня Ивана Великого высотой 81 метр — все словно растворилось в городской застройке.

На месте Мавзолея возвели муляж трехэтажного здания. Трибуны перекрыли подвешенными полотнищами, раскрашенными под крыши домов. На кремлевских стенах нарисовали окна и двери. Зубцы покрыли фанерой, сымитировав крыши. Все старинные здания внутри Кремля стилизовали под обычные дома и густой краской закрасили древнюю позолоту куполов и крестов.

"Была задача — максимально сделать неузнаваемым Кремль, поэтому были закрыты чехлами красные звезды. Были прорисованы темной краской купола колокольни Ивана Великого, звонницы кремлевских соборов", — рассказал официальный представитель Федеральной службы охраны России, доктор исторических наук Сергей Девятов.

Впрочем, маскировали не только Кремль. Ложные объекты строили по всей столице. На улицах появились здания-призраки. Силуэты многих сооружений изменили маскировочными сетками. Построенный перед самой войной в виде гигантской звезды театр Советской Армии — идеальную авиацель — камуфляжная раскраска словно стерла из городского пейзажа. Повсюду протянулись несуществующие дороги, а настоящие разрисовали под крыши домов.

Стратегические Волоколамское и Ленинградское шоссе при взгляде с высоты словно бы перестали существовать. "Ленинградское шоссе первое время часто загораживали макетами домов, кусками фанеры, имитирующими крыши", — вспоминает житель поселка Сокол Сергей Церевитинов.

Не менее тщательно маскировали промышленные объекты. Чтобы спрятать знаменитое предприятие "ЗИС" и шарикоподшипниковый завод, прибегли к грандиозным бутафорским постройкам. "Кроме камуфляжной маскировки придумали на пустырях сделать фальшивый завод", — рассказал сын командира маскировочного батальона Бориса Маркуса Константин Маркус. Именно этот завод фашистская авиация уничтожит, приняв за настоящий.

Грандиозные работы параллельно шли и в Ленинграде. Бойцы созданного из промышленных альпинистов аварийного батальона маскировали шпили, купола и десятки других высотных ориентиров при помощи одних лишь стремянок, веревок и альпинистского оборудования, без установки лесов и под постоянным обстрелом. Михаил Бобров был в числе тех, кто спас большинство знаменитых памятников Петербурга. "Красили мы только два собора - Исаакиевский собор и шпиль Петропавловского собора. Десять дней — и купол растворился в осеннем мглистом небе. Еще четыре звонницы. Пятнадцать дней — и нет", — вспоминает Бобров.

Сложно представить современный облик Петербурга и Москвы, если бы не мужество таких людей, как Михаил Бобров. За 900 дней блокады Ленинграда удалось сохранить большинство исторических зданий.

Москва пережила 95 ночных и 30 дневных налетов, в которых участвовало 7200 самолетов, но только считаные бомбы упали на территорию Кремля и других стратегических объектов столицы.