На чьей стороне правда в «Песне про царя…. Основные особенности «Песни про купца Калашникова»

Главные герои поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — купец Степан Парамонович Калашников и царский опричник Кирибеевич. Действие поэмы происходит во времена правления царя Ивана Грозного. Во время пира царь Иван Васильевич обратил внимание на одного из своих опричников по имени Кирибеевич, который был задумчив и грустен. На вопрос царя, в чем причина его печали, Кирибеевич ответил, что он очарован красавицей Аленой Дмитревной, но она не обращает на него никакого внимания. Кирибеевич попросил царя отпустить его в приволжские степи, чтобы там, в бою сложить буйную голову.

Царь рассмеялся на эти слова. Он дал Кирибеевичу свой перстень и красивое ожерелье, после чего велел идти свататься к Алене Дмитревне. При этом царь сказал, что если опричник понравится красавице, пусть празднуют свадьбу. Ну а если не понравится, то пусть не гневается.

Царь не знал, что Кирибеевич обманул его и не сказал, что Алена Дмитревна уже была замужем за купцом Калашниковым. В тот день Степан Парамонович Калашников, как обычно, торговал в своей лавке. Торговля шла плохо, в лавку никто не заходил. После вечерни Калашников закрыл лавку и отправился домой.

Дома он с удивлением обнаружил, что стол не накрыт к ужину, жена Алена Дмитревна его не встречает и детей нигде не видно. Старая работница рассказала хозяину, что Алена Дмитревна пошла в церковь к вечерне, но до сих пор не вернулась, хотя поп с попадьей уже давно прошли к своему дому. А дети до сих пор не спят и плачут без матери.

Прошло время, и купец услышал, как открываются двери. В дом вошла его жена, Алена Дмитревна. Одежда на ней была порвана, платка на голове не было, а волосы были распущены. Калашников гневно стал спрашивать жену, где она была все это время?

Алена Дмитревна повалилась мужу в ноги и рассказала, что когда она возвращалась после вечерни домой, ее догнал царский опричник Кирибеевич. Он схватил ее за руки, принялся целовать на людях и уговаривал полюбить его. Рассказав это, Алена Дмитревна попросила мужа вступиться за ее честь.

Купец Калашников вызвал двух своих младших братьев и рассказал о случившемся. Он добавил, что собирается сразиться с Кирибеевичем в честном кулачном бою. Степан Парамонович просил братьев выйти на бой с Кирибеевичем, если потерпит поражение.

На следующий день на льду Москвы-реки состоялся кулачный бой, на котором присутствовал царь Иван Васильевич. В круг вышел Кирибеевич и стал вызывать себе противника. Когда к нему вышел купец Калашников, Кирибеевич стал спрашивать, как зовут его противника, и какого он роду-племени.

На это Степан Парамонович представился и сказал, что он честный человек и чужих жен никогда не позорил. Еще купец добавил, что биться будет насмерть. Тут Карибеевич понял, что перед ним муж Алены Дмитревны.

Поединок начался, и первый удар купцу в грудь нанес Кирибеевич. Но купец сумел выдержать этот удар. В ответ он ударил опричника в левый висок, и этот удар оказался смертельным.

Царь, узнав о смерти своего опричника, разгневался и велел привести к нему купца. Он спросил у Калашникова, намеренно или случайно тот убил Кирибеевича. Купец честно ответил, что он сделал это намеренно, но причину называть отказался. Калашников был готов понести заслуженное наказание и только просил царя позаботиться о своей семье и двух младших братьях. Царь обещал не оставить их своей милостью, но велел казнить купца Калашникова за намеренное убийство.

Похоронили Степана Парамоновича за Москва-рекой, на пересечении трех дорог. На его могиле поставили кленовый крест. И хотя могила его была безымянной, проходящие мимо люди долго помнили, кто в ней похоронен за что он погиб.

Таково краткое содержание поэмы.

Главная мысль поэмы Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» заключается в том, что самое дорогое у человека – это его честь. Купец Калашников хорошо знал эту истину, и он без колебаний отправился на защиту своей чести и чести своей жены, прекрасно зная, что понесет суровое наказание от царя.

Поэма учит ценить и защищать честь и достоинство, как свои, так и дорогих сердцу людей.

В поэме мне понравился главный герой, купец Степан Парамонович Калашников, который не побоялся пойти на смерть ради защиты чести и достоинства своей семьи.

Какие пословицы подходят к поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?

Бесчестье хуже смерти.
За совесть да за честь — хоть голову снесть.

Поэма Лермонтова представляет собой песню про царя Ивана Васильевича, про его любимого опричника и про смелого купца, про Калашникова. Как же описывает Лермонтов купца Калашникова?

За прилавкою сидит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович.

Купец Степан Парамонович - один из главных героев поэмы М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...», можно даже назвать его основным образом в поэме, поскольку он играет положительную роль.

Вот он сидит за прилавком да «шелковые товары раскладывает», «речью ласковой гостей он заманивает, злато, серебро пересчитывает». А как «отзвонят вечерню во святых церквах», так «запирает Степан Парамонович свою лавочку дверью дубовою...» и идет домой к молодой жене и детям.

Только в самом начале описания купца Калашникова мы видим уже, что «недобрый день задался ему». Пока это выражается только в том, что «ходят мимо баре богатые, в его лавочку не заглядывают», а по приходу домой видит он, что и в доме неладно: «не встречает его молода жена, не накрыт дубовый стол белой скатертью, а свеча перед образом еле теплится».

А когда Степан Парамонович задает вопрос своей работнице, что такое дома делается, то выясняет, что жена его, Алена Дмитриевна, еще с вечерни не вернулась.

По возвращении жены не узнает он ее, не поймет, что с ней сделалось: «.. .перед ним стоит молода жена, сама бледная, простоволосая, косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны, смотрят очи, как безумные; уста шепчут речи непонятные». Когда рассказала ему жена, что «опозорил ее, осрамил» «злой опричник царский Кирибеевич», то не стерпел обиды удалой купец Калащников - созвал он своих братьев меньших и сказал он им, что вызовет завтра на кулачный бой своего обидчика и будет биться с ним насмерть, а их просил, если его побьют, выйти биться вместо него «за святую правду-матушку».

Образ купца Калашникова поражает нас своей силой духа. Это защитник земли русской, защитник своей семьи, правды.

Лермонтов противопоставляет в своем произведении опричнику Кирибеевичу купца Калашникова. Он показывает купца не только как «удалого бойца», но и как борца за правое дело. Его образ - образ богатыря русского: «горят очи его соколиные», «могутные плечи он распрямляет», «боевые рукавицы натягивает».

Во всех поступках и действиях купца видно, что он борется за правое дело. Вот, выходя на бой, он «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», а обидчику своему он говорит, что «жил он по закону господнему: не позорил он чужой жены, не разбойничал ночью темною, не таился от свету небесного...»

Потому и «побледнел в лице, как осенний лист» опричник царя, опозоривший жену купца.

Купец Калашников не просто смелый и мужественный человек, он силен своим духом и потому побеждает.

И подумал Степан Парамонович:

Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!

А победив опричника, верного слугу царя Ивана Васильевича, не боится перед ним ответ держать, что убил он его «вольной волею», только за что убил, не может он сказать царю, чтобы не подвергать честь свою и жены поруганию.

Вот и идет он на плаху за свою честность, смелость. А то, что «ответ держал он по совести», понравилось даже царю. Но царь не мог отпустить его просто так, ведь убит его лучший опричник, его верный слуга. Потому и готовят топор для купца, а молодую жену его и детей царь пожаловал из казны, братьям его велел торговать «безданно, беспошлинно».

Образ купца Степана Парамоновича - это образ сильного, смелого человека, «удалого бойца», «молодого купца», честного и стойкого в своей правоте. Потому и песня про него сложена была, и люди не забывают его могилу:

Пройдет стар человек - перекрестится,

Пройдет молодец - приосанится,

Пройдет девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку.

Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории. Настоящим героем произведения становится не царь, а молодой купец Калашников. Произвол и беззаконие были визитной карточкой опричников. Простой народ их боялся. Знатные люди избегали общения с ними. Михаил Юрьевич Лермонтов очень точно описал атмосферу царствования Ивана Грозного:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Царь замечает, что его верный слуга Кирибеевич сидит мрачнее тучи, не ест и не пьет. Разгневался царь:

…стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником.

Царь узнал, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну. Но Кирибеевич не сказал, что она жена купца Калашникова. Посоветовал царь Иван Васильевич:

Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное…

…И пошли дары драгоценные

Ты своей Алене Дмитриевне:

Как полюбишься – празднуй свадебку,

Не полюбишься – не прогневайся.

Не будь Кирибеевич слуга царя, разве посмел бы он оскорбить замужнюю женщину, да не крепостную, а купеческого рода! Михаил Юрьевич Лермонтов видит в поступке опричника прямую связь с царским покровительством «своему войску». Не будь такой опеки, попридержал бы себя Кирибеевич. Однако не только это, но и молодость и безрассудность опричника заставляют его прямо заявить о своей любви. Он влюблен, молод, поэтому мало раздумывает над последствиями своего поступка. Опричник Кирибеевич опозорил Алену Дмитриевну перед соседями. Он ее обнимал, целовал, сорвал бухарскую фату, подаренную мужем.

И он стал меня целовать‑ласкать

И, целуя, все приговаривал:

«Отвечай мне, чего тебе надобно,

Милая моя, драгоценная».

Алена Дмитриевна жалуется мужу, прося у него, единственного ее защитника, помощи:

Ты не дай меня, свою верную жену,

Злым охульникам в поругание!

Купец Калашников решил в кулачном бою на Москве‑реке наказать опричника в присутствии царя. Купец призвал своих братьев в случае своей гибели отстоять честь семьи. На следующий день зазывалами был брошен клич:

Ой, уж где вы, добрые молодцы?..

Кто побьет кого, того царь наградит,

А кто будет побит, тому бог простит.

Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, свое происхождение, свое независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов «стоять за правду до последнего».

Купец честен, смел и благороден. Он шел на кулачный бой не силушкой похвастаться, а отстоять честь жены и достоинство семьи, за что и поплатился собственной головой. Растеклась толпа в обе стороны, и вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец Калашников. Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая почтение не столько власти, сколько Богу и людям.

Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве‑реке. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка. По приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство «верного слуги».

И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною;

И головушка бесталанная

Во крови на плаху покатилася…

Иван Васильевич «восстановил справедливость» после смерти Кирибеевича и казнил Калашникова. Он был казнен и погребен не по христианскому обряду, а как разбойник – промеж трех дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил по себе добрую память:

Пройдет стар человек – перекрестится,

Пройдет девица – пригорюнится,

А пройдут гусляры – споют песенку.

«Песня про удалого купца Калашникова» написана Лермонтовым в стиле песни‑повествования певцов‑гусляров, которые поют славу казненному Калашникову и осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народа.

    • Михаил Юрьевич Лермонтов – это яркий и самобытный поэт, который создал галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго их запоминаешь. Такими героями являются персонажи произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: сильный и неукротимый Кирибеевич, гордый и мужественный купец Калашников, верная и любящая Алена Дмитриевна. Одна из важнейших характеристик героев «Песни про купца […]
    • 1 версия таблицы Калашников Кирибеевич Положение в поэме Степан Парамонович Калашников - исключительно положительный, хотя и трагичный герой. Кирибеевич - искобчительно отрицательный персонаж. Чтобы показать это, М.Ю. Лермонтов не называет его по имени, а лишь дает ему кличку «басурманский сын» Положение в социуме Калашников занимался купечеством, то есть - торговлей. Имел собственную лавку. Кирибеевич служил Ивану Грозному, был воином и защитником. Семейный быт Степан Парамонович […]
    • Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически. Его произведение пронизано народной поэтикой. «Песня про купца Калашникова» представляет собой […]
    • Древняя столица России всегда привлекала воображение художников, писателей и поэтов. Даже строгая красота Петербурга не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Этот город для Лермонтова наполнен неземной музыкой колокольных звонов, которую он сравнивал с увертюрой Бетховена. Только бездушный человек может не видеть этой величественной красоты. Для Лермонтова Москва являлась источником мыслей, чувства и вдохновения. В Москве происходит действие «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого […]
    • Поэма «Мцыри» написана абсолютно в духе М.Ю.Лермонтова и отражает главную направленность тематики всего творчества автора: романтичные и мятежные настроения, скитания, поиски истины и смысла, вечное стремление к чему-то новому и захватывающему. Мцыри – молодой монах, предпринявший попытку сбежать от службы и начать вольную жизнь. Важно отметить, что бежал он не потому, что к нему плохо относились или ему приходилось жить в неблагоприятных условиях. Как раз наоборот, монахи его спасли, когда он был еще мальчиком, […]
    • Любопытство, бесстрашие, неоправданная тяга к приключениям - характеристики главного героя романа. На протяжении всей книги, автор показывает его нам с самых разных сторон. Сначала это взгляд Максим Максимыча, а потом уже и записки самого Печорина. Не могу назвать «судьбу» героя трагичной, так как ни смерть Бэлы, ни Грушницкого, ни печаль Максим Максимыча не делают его жизнь трагичнее. Возможно, даже собственная смерть не многим хуже, чем всё вышеперечисленное. Герой весьма отстраненно относится к людям, играет […]
    • Григорий Печорин Максим Максимыч Возраст Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет Почти пенсионер Военное звание Офицер русской императорской армии. Штабс-капитан Черты характера Всё новое быстро надоедает. Страдает от скуки. Вообще, уставший от жизни, пресыщенный молодой человек, ищет отвлечения на войне, однако буквально за месяц привыкает к свисту пуль и грохоту разрывов, снова начинает скучать. Уверен, что приносит окружающим одни несчастья, что усиливает его […]
    • Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
    • В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Наглядно мы видим это в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин - представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М.Ю.Лермонтов первым создал в русской литературе образ "потерянного" […]
    • Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
    • И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! М.Ю. Лермонтов В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов […]
    • Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
    • Вообще-то я не большой поклонник романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", единственная часть, которая мне нравится-это "Бела". Действие в ней происходит на Кавказе. Штабс-капитан Максим Максимыч, ветеран Кавказской войны, рассказывает попутчику случай, произошедший с ним в этих местах несколько лет назад. Уже с первых строчек читатель погружается в романтическую атмосферу горного края, знакомится с горными народами, их бытом и обычаями. Вот как Лермонтов описывает горную природу: "Славное […]
    • Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее: И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. […]
    • Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ― это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно […]
    • В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― образ юноши‑горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к […]
    • Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой. Герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»: Таких […]
    • Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно‑философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
    • Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения […]
    • Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову. Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, […]
  • Многие поэты и писатели обращались к историческому прошлому своего народа в поиске героических характеров, в стремлении рассказать о трагических судьбах людей. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная М. Ю. Лер­монтовым, возвращает нас в эпоху правления Ивана Гроз­ного. Стремление показать именно дух того времени, ха­рактеры и отношения живших тогда людей отразились даже в названии произведения. На первом месте там сто­ит царь Иван Васильевич - Грозный, как его прозвали в народе. Свою поэму Лермонтов назвал «Песней...», потому что " она написана в духе народной песенной поэзии. Благодаря этому авторское отношение к героям и событиям, проис­ходящим в поэме, смешивается с народной оценкой. Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Действительно, грозен царь. Не смеют люди жаловать­ся и роптать на произвол и беззаконие царских опрични­ков, хотя много бед и обид нанесли те простому народу. Пострадал из-за молодого опричника Кирибеевича и глав­ный герой поэмы - удалой купец Степан Парамонович Калашников. Смел и честен купец. Он гордится тем, что: ...родился я от честнова отца, И жил я по закону Господнему. Жена Калашникова - Алена Дмитревна - невольно стала причиной большой беды. В образе Алены Дмитрев- ны поэт воплотил идеал русской женщины: она хорошая мать и верная, любящая жена. Ходит плавно - будто лебедушка; Смотрит сладко - как голубушка; Молвит слово - соловей поет... Полюбил Алену Дмитревну царский опричник Кирибеевич. Не смог он справиться с силой своего чувства, слаб и бесчестен оказался. Встретил он вечером чужую жену, при­знался ей в своей любви, силой задержал. Предлагал Ки­рибеевич за любовь Алене Дмитревне богатства и славу, целовал ее при соседях и чужих людях. О себе он говорил: Я не вор какой, душегуб лесной, Я слуга царя... а на самом деле хотел украсть не только чужую жену, но и чужую любовь, чужое счастье. Однако не поддалась Але­на Дмитревна на подлые уговоры, вырвалась, побежала до­мой просить защиты у любимого мужа и верного защит­ника. Не боится она «смерти лютыя», не боится «людской молвы» - страшится того, что не поймет ее муж, обвинит в грехе. Возмутился купец Калашников вероломством оприч­ника. Смело встает он на защиту чести своей жены, своей семьи. Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому, - объясняет он своим братьям. Он решает вступить с обид­чиком в кулачный бой, чтобы «биться насмерть», и просит братьев продолжить бой, если он сам погибнет. Гордый был купец. Чувство собственного достоинства не позволило ему просить помощи у царя, чтобы тот нака­зал подлого опричника. Ни с кем, кроме братьев, не поде­лился купец своим горем. На следующий день вышел Калашников на бой против Кирибеевича. Много народу должно было наблюдать за их поединком, и царь в том числе. Услышав имя своего противника и поняв, что тот вы­шел «на страшный бой, на последний бой», Кирибеевич «побледнел в лице, как осенний снег». Неспокойно у него на душе, нечиста совесть. Испугался Кирибеевич: Бойки очи его затуманились, Между сильных плеч пробежал мороз, На раскрытых устах слово замерло... Не только за свою честь вступает в бой удалой купец Калашников. За его могучими плечами - весь народ, оби­женный произволом царских слуг. Поэтому и победил в страшном поединке купец, отомстив за позор и обиду. Од­нако не закончились беды на этом - рассердился царь, велел привести купца-самовола, грозно спросил: «вольной волею или нехотя» убил Калашников царского слугу? Мужественно и с достоинством держится купец при царе и его слугах. Он понимает, что, даже узнав правду, Иван Грозный не простит ему смерти Кирибеевича. Одна­ко обманывать царя купец тоже не собирается: Я убил его вольною волею, А за что, про что - не скажу тебе, Скажу только Богу единому. Просит Калашников царя лишь о том, чтоб тот не «ос­тавил своей милостью» жену, детей и братьев купца. Оценил Иван Грозный смелость и честность купца и, посылая его на смерть, обещал ему выполнить просьбу. Однако, казня Степана Калашникова, царь мстит ему та­ким образом за его выступление против насилия и произ­вола. И казнили Степана Калашникова Смертью лютою, позорною. Народ же оценил поступок купца как подвиг, он не забудет, что в «безымянной могилке» похоронен человек, не побоявшийся выступить за правду. Поэтому: ...проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек - перекрестится, Пройдет молодец - приосанится, Пройдет девица - пригорюнится, А пройдут гусляры - споют песенку.

    Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории. Настоящим героем произведения становится не царь, а молодой купец Калашников. Произвол и беззаконие были визитной карточкой опричников. Простой народ их боялся. Знатные люди избегали общения с ними. Михаил Юрьевич Лермонтов очень точно описал атмосферу царствования Ивана Грозного:

    Не сияет на небе солнце красное,

    Не любуются им тучки синие:

    То за трапезой сидит во златом венце,

    Сидит грозный царь Иван Васильевич.

    Царь замечает, что его верный слуга Кирибеевич сидит мрачнее тучи, не ест и не пьет. Разгневался царь:

    …стукнул палкою,

    И дубовый пол на полчетверти

    Он железным пробил оконечником.

    Царь узнал, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну. Но Кирибеевич не сказал, что она жена купца Калашникова. Посоветовал царь Иван Васильевич:

    Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый

    Да возьми ожерелье жемчужное…

    …И пошли дары драгоценные

    Ты своей Алене Дмитриевне:

    Как полюбишься – празднуй свадебку,

    Не полюбишься – не прогневайся.

    Не будь Кирибеевич слуга царя, разве посмел бы он оскорбить замужнюю женщину, да не крепостную, а купеческого рода! Михаил Юрьевич Лермонтов видит в поступке опричника прямую связь с царским покровительством «своему войску». Не будь такой опеки, попридержал бы себя Кирибеевич. Однако не только это, но и молодость и безрассудность опричника заставляют его прямо заявить о своей любви. Он влюблен, молод, поэтому мало раздумывает над последствиями своего поступка. Опричник Кирибеевич опозорил Алену Дмитриевну перед соседями. Он ее обнимал, целовал, сорвал бухарскую фату, подаренную мужем.

    И он стал меня целовать‑ласкать

    И, целуя, все приговаривал:

    «Отвечай мне, чего тебе надобно,

    Милая моя, драгоценная».

    Алена Дмитриевна жалуется мужу, прося у него, единственного ее защитника, помощи:

    Ты не дай меня, свою верную жену,

    Злым охульникам в поругание!

    Купец Калашников решил в кулачном бою на Москве‑реке наказать опричника в присутствии царя. Купец призвал своих братьев в случае своей гибели отстоять честь семьи. На следующий день зазывалами был брошен клич:

    Ой, уж где вы, добрые молодцы?..

    Кто побьет кого, того царь наградит,

    А кто будет побит, тому бог простит.

    Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, свое происхождение, свое независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов «стоять за правду до последнего». Купец честен, смел и благороден. Он шел на кулачный бой не силушкой похвастаться, а отстоять честь жены и достоинство семьи, за что и поплатился собственной головой. Растеклась толпа в обе стороны, и вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец Калашников. Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая почтение не столько власти, сколько Богу и людям.

    Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве‑реке. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка. По приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство «верного слуги».

    И казнили Степана Калашникова

    Смертью лютою, позорною;

    И головушка бесталанная

    Во крови на плаху покатилася…

    Иван Васильевич «восстановил справедливость» после смерти Кирибеевича и казнил Калашникова. Он был казнен и погребен не по христианскому обряду, а как разбойник – промеж трех дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил по себе добрую память:

    Пройдет стар человек – перекрестится,

    Пройдет девица – пригорюнится,

    А пройдут гусляры – споют песенку.

    «Песня про удалого купца Калашникова» написана Лермонтовым в стиле песни‑повествования певцов‑гусляров, которые поют славу казненному Калашникову и осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народа.