Мышление и интеллект модели интеллекта. Мышление

Мышление и интеллект - близкие понятия. Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается. Таким образом выделяется проблематика развития интеллекта.

Термин «мышление» соответствует в нашей обиходной речи слову «обдумывание» или (менее нормативно, но, возможно, точнее) «думание». Слово «ум» выражает свойство, способность. Обдумывание - это процесс. Решая задачи, мы думаем, а не «обдумываем» - это сфера психологии мышления, а не интеллекта. Итак, оба условия выражают разные аспекты того же явления. Интеллектуальный человек - тот, который способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект - способность к мышлению. Мышление - процесс, в котором реализуется интеллект.

ИНТЕЛЛЕКТ - это определенная степень способности человека решать задачи и проблемы соответствующей сложности.

С этих позиций можно говорить об уровне развития интеллекта. Он, по логике, может быть низким, средним и высоким (или начальным, низким, средним, достаточно высоким и высоким).

Мышление и интеллект издавна считают важнейшими и характерными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используется термин «homo sapiens» - человек разумный. Тот же, кто потерял разум, кажется нам искалеченным в самой человеческой сути.

Казалось, бы нелогичным разместить фразу "куплю пиломатериал " в этой статье, но мой проект не коммерческий и требует небольших вложений средств.

Возникает еще один, на наш взгляд, важный вопрос: одинаково ли проявляется интеллект в различных аспектах жизнедеятельности? Как показывают исследования - нет. Личность может значительно отличаться интеллектом в разных отраслях, например, науке (физике) и быть совершенно беспомощной в жизненных ситуациях. Это наблюдалось при переходе от социалистической к рыночной экономике после распада Советского Союза. Кроме этого, она может успешно решать сложные проблемы в области, например механики, и быть совершенно неспособной руководить научным коллективом или принимать элементарные решения в области финансов. Поэтому целесообразно говорить об интеллекте научном, профессиональном, жизненном, семейном, общем управленческом, политическом, социальном и т.п.

Мышление рассматривают как вид познания. Познание с психологической точки зрения предстает как создание представлений о внешнем мире, его репрезентации, модели или образа. Чтобы добраться на работу, нам нужна определенная пространственная репрезентация пути между домом и работой. Чтобы понять то, что рассказывают на лекции про войны Александра Македонского, нужно создать определенную репрезентацию побед великого полководца.

Однако мышление - это еще не все познание. Человек, который увидел в небе самолет, также создает репрезентацию увиденного. Однако эта репрезентация является результатом не мышления, а восприятия. Поэтому мышление определяют не просто как познание, а как специальное познание, «опосредованное и обобщенное».

Что это означает? Возьмем пример, который часто используют. Выглянув на улицу, человек видит, что крыша соседнего дома мокрая. Это акт восприятия. Если же человек по виду мокрой крыши делает вывод, что прошел дождь, то мы имеем дело с актом мышления, хотя и достаточно простым. Мышление является опосредованным в том смысле, что оно выходит за пределы непосредственно данного. По одному факту мы выводим заключение о другом.

В случае мышления, таким образом, мы имеем дело не просто с созданием репрезентации на основании наблюдения внешнего мира. Процесс мышления значительно сложнее: сначала создается репрезентация внешних условий, а затем из нее выводится следующая репрезентация. В частности, в нашем примере человек создает сначала первую репрезентацию, принадлежащую к сфере восприятия (образ мокрой крыши), а затем выводит из нее вторую репрезентацию (недавно прошел дождь).

Французский исследователь Ж. Пиаже пользуется понятием «интеллект», а не «мышление». Когда же он говорит о «психологии мышления», то имеет в виду лишь определенную трактовку мышления, главным образом то, которое представлено в трудах представителей вюрцбургской школы, к которой он относился критически. Давая определение интеллекта, Пиаже рассматривает такую его трактовку, как «психическая адаптация к новым условиям», как «акт внезапного понимания».

Понятия мышление и интеллект

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако
внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем
сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет — в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты.

Мышление — это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Мышление — это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Внешние стороны вещей, явлений отражаются, главным образом, с помощью живого созерцания, эмпирического познания, а общее в вещах — с помощью понятий, логического мышления. В мышлении, в понятиях уже отсутствует непосредственная связь с вещами. Мы можем понимать и то, что не в состоянии воспринимать.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Так, осматривая место
происшествия, следователь находит некоторые следы прошедшего события.
Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между
ними, следователь путем логического мышления реконструирует возможный
ход событий. Эта реконструкция происходит опосредствованно, путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Это опосредованное отражение возможно
лишь на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек
правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений — такова сущность человеческого мышления.

Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.
Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь.

В многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная деятельность, мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышления, виды мышления, индивидуально-типологические особенности мышления, мышление как процесс решения творческих, нестандартных задач.

Мыслительная деятельность — система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы. Мыслительные действия — совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на системе операций.

К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация. Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и
синтез — это две неразрывные стороны всего процесса познания. Продукт мыслительных действий — определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления: суждение, умозаключение и понятие.

Психология изучает закономерности творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам, к открытию новых знаний. По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразделяется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную.
Структурной единицей практического мышления является действие, а
коммуникативной единицей — сигнал. В художественном мышлении структурной единицей является образ, а коммуникативной единицей — символ. В научном мышлении соответственно — понятие и знак.

Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различных операционных процедур. Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.
Эвристическое мышление — творческое решение нестандартных задач.
Дискурсивное мышление (рассудочное) — мышление, носящее рассудочный
характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию. Совершаясь по общим законам, мышление различных людей отличается индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением анализа и синтеза.
Мышлению присущи свои закономерности: 1. мышление — это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. 2. это взаимодействие всегда осуществляется в целях разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и имеет своим результатом новое обобщение.

Проблемность выражается в том, что мышление всегда возникает в связи с решением какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации. Проблемная ситуация — это такое обстоятельство, в котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний.

Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыслительная операция основаны на анализе и синтезе. Как известно, основным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и синтеза. Мышление как функция мозга также основано на этом принципе.

На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса.
Всякий поиск ответа на какой-либо вопрос требует и анализа и синтеза в
их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными
операциями являются абстракция и обобщение). Анализ — выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение существенного от несущественного. Он дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками. Например, анализируя следы преступления, следователь выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение. Результаты анализа объединяются, синтезируются.

Синтез — объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними. Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.
Анализ и синтез обеспечивают непрерывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явлений.

Обобщенность мышления проявляется в том, что мышление осуществляется с целью познания тех или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Существенное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов К решению отдельной конкретной задачи можно применять обобщенные знания, общие правила. В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное выражение общего.
Мышление является формой человеческого познания. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями и формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.
Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения.
Интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок) представляет собой способность мышления, рационального познания. Это латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум») и по своему смыслу он тождествен ему.

Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученые различных специализаций. Один из основных вопросов, стоящих перед психологией — это вопрос является ли интеллект врожденным или формируется в зависимости от окружающей среды. Этот вопрос, пожалуй, касается не только интеллекта, но здесь он особенно актуален, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений) приобретают особую ценность на современном этапе развития цивилизации.

Сейчас особенно нужны люди, способные нестандартно и быстро мыслить, имеющие высокий интеллект, чтобы решать сложнейшие научно-технические задачи, и мало того, что обслуживать суперсложные машины и автоматы, но и создавать их.

Определений интеллекту было дано много, здесь постарались и философы, и биологи и психологи.

С конца XIX века в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственного развития — с помощью специальных тестов и определённой системы их статистической обработки в факторном анализе.

Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращённо IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, устанавливаемый на основе различных тестовых методик. Коэффициент интеллектуальности привлекает тем, что позволяет количественно в цифрах выразить уровень интеллектуального развития.

Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью системы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине в 1903 году, а термин был введён австрийским психологом В. Штерном в 1911 году.

Большинство тестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями, стало ясно, что они имеют ограничения при определении способностей к различным видам деятельности.

В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер, среди них получил наибольшую известность тест структуры интеллекта Амтхауэра. Польза практического применения этого теста, точнее знание степени развития тех или иных интеллектуальных возможностей человека, дает возможность оптимизировать взаимодействие руководителя и исполнителя в процессе трудовой деятельности.

Высокий коэффициент интеллектуальности (выше 120 единиц IQ) не обязательно сопутствует творческому мышлению, которое очень трудно оценить. Творческие люди способны действовать нестандартными методами, иногда наперекор общепринятым законам, и получают хорошие результаты, делают открытия.

Способность получать такие необыкновенные результаты нестандартными способами называют креативностью. Мало того, что творческие люди, обладающие креативностью, решают проблемы нестандартными способами, но они еще их и сами генерируют, бьются над ними и в результате решают, т.е. находят тот рычаг, который способен «перевернуть земной шар».

Однако нестандартное мышление не всегда бывает креативным, часто оно бывает просто оригинальным, поэтому действительно трудно определить творческое мышление, а тем более дать ему какую-то количественную оценку.

Развитие интеллекта — это изменение процессов и способностей в течение всей жизни. Можно определить интеллект тем направлением, на которое ориентировано его развитие, и не думать при этом о границах интеллекта. Основной теорией развития интеллекта можно назвать теорию стадий Пиаже, который сделал свои выводы, наблюдая за детьми разного возраста.

Интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофактурную величину. Он определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума. По сути, интеллект – это то, что выделяет человека из мира животных, что придает ему особую значимость, позволяет динамически изменять окружающий мир, перестраивать среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности.

Спиркин А.Г. Философия. Мышление: его сущность и основные формы // www/ polbu.ru

Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 1. 2003.

Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.,1984.

Асмолов А.Г. Психология личности. — М.,МГУ,1990

Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] Комаров Евгений Иванович

Соотношение понятий «ум» и «интеллект»

Изучение различных источников, в которых рассматриваются данные понятия, позволило установить определенные соотношения между ними.

1. Интеллект – это ум, а ум – это и есть важнейшее проявление интеллекта.

В данном соотношении понятия «интеллект» и «ум» трактуются как набор определенных знаний, навыков и умений на данный момент времени, которые характеризуют познавательно-мыслительные способности человека «вообще» и конкретного человека.

Во многих национальных культурах эти понятия увязываются со спецификой знаний, навыков и умений, качество реализации которых накладывает отпечаток на оценку интеллекта и, следовательно, ума.

Поэтому тесты, предназначенные для оценки интеллекта/ума в одной национально-культурной среде, могут дать совершенно другие результаты в иной. Их некорректно рассматривать как некие универсальные оценочные инструменты: интеллект/ум, начиная с индивидуального и заканчивая национальным уровнем, имеет свои особенности.

Попытки конструирования искусственного интеллекта связаны с тем, что человек пытается создать некое подобное себе существо. Одно из направлений этой деятельности – идея о приобретении и развитии интеллекта за счет работы с информацией. При «рождении» искусственного интеллекта его «мозг» будет все больше и больше работать с информацией и за счет этого наращивать свою мощь.

2. Понятие «интеллект» является более объемным по сравнению с понятием «ум».

В данном соотношении понятие «ум» выступает как часть интеллекта и одновременно является показателем его уровня.

Основатель административной школы менеджмента А. Файоль (1841–1925), обобщая свой личный опыт руководящей деятельности, впервые предложил элементы квалификации руководителей и служащих предприятий:

Здоровье и физическая выносливость;

Ум и умственная работоспособность;

Нравственные качества;

Общий запас знаний;

Административные познания;

Осведомленность в сфере прочих функций.

При этом А. Файоль отмечает: «Ум слагается из способности понимать и усваивать, рассуждать и запоминать. Умственная работоспособность позволяет с силою сосредоточивать мысль на одном важном предмете или же обсуждать многообразные темы, легко переходя от одной к другой». Пожалуй, он был первым, кто начал использовать термин «умственная работоспособность».

3. Ум – базовое понятие по отношению к понятию «интеллект».

Сторонники данного подхода делают акцент на том, что интеллект формируется и развивается благодаря умственным способностям человека.

Более умный – значит более интеллектуальный. «Поумнение» человека означает прогресс и в его интеллектуализации, а отупение вызывает снижение интеллекта.

В настоящее время многие исследователи считают, что у любого человека существует так называемая генетически заданная потребность в восприятии информации и в ее освоении, которая удовлетворяется в первичном, а затем и в более широком социуме с помощью технологий развития (образования) и саморазвития (самообразования). Следовательно, новые решения проблемы интеллектуализации можно обнаружить именно во взаимосвязи «человек и информация».

Из книги ЧАВО автора Протопопов Анатолий

Из книги Педагогическая психология: конспект лекций автора Есина Е В

1. Соотношение обучения и развития Педагогическая психология занимает определенное место между педагогикой и психологией, являясь сферой их совместного изучения взаимосвязей между обучением, воспитанием и развитием психики человека.Она изучает в первую очередь

Из книги Психотехнологии измененных состояний сознания автора Козлов Владимир Васильевич

СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ СТРУКТУР Стержень человека – это «Я»-социальное. Личность и группа поддерживают нормальный баланс, когда их не «сносит» в какую-то сторону. Внутренняя идея гармонии личности и социальных общностей заключается в триединстве этих эго-идентификаций:

Из книги Перегруженный мозг [Информационный поток и пределы рабочей памяти] автора Клингберг Торкель

Рис 11. Соотношение «Я»-реального и «Я«-потенциального Это связано с тем, что человек и группа структурированы не только изнутри, но в основном они внешне поле-обусловлены и от них ожидают способностей и возможностей, зависящих от того, какое место они заняли в социальных

Из книги Виктимология [Психология поведения жертвы] автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

1.2. Типы жертв и виды виктимности: соотношение понятий Центральное, стержневое понятие виктимологии - жертва (лат. - victima, англ. - viktim, франц. - viktime, откуда и название самой науки). Однако, несмотря на то что виктимология естественно представляет собой учение о жертве

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

Из книги Язык и разум человека автора Леонтьев Алексей Алексеевич

12.1. Соотношение любви и секса Известный социолог Питирим Сорокин писал в начале XX в., что любовь проявляется в двух формах. «Если внимательно присмотреться к тем формам, в которых в наше время проявляется любовь между полами, то нельзя не поразиться одним весьма странным

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Интеллект шимпанзе и интеллект Наполеона На вопрос, возможно ли мышление без языка, затруднительно ответить одной фразой, так, чтобы ответ был убедительным. Поэтому придется начать издалека и сравнить особенности поведения человека и животных. Тогда, вероятно, и

Из книги Мифы о возрасте женщины автора Блэр Памела Д.

Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт

Соотношение сознания и бессознательного Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного. Эта модель сложилась в психоанализе в

Из книги Как разговаривать с кем угодно. Уверенное общение в любой ситуации автора Роудз Марк

Соотношение сознания и бессознательного Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного.По мнению ученого, первым двум областям психики

Из книги автора

Соотношение мифов и реальности «В СМИ отражается наше коллективное беспокойство о старении. Мне нравится называть его „миф о несчастье“». * * *Чтобы спокойно принять свой возраст, мы должны помнить о старых и новых мифах о старении, которые нередки в нашей современной

Из книги автора

Часть I. Что важнее: IQ, интеллект или интеллект успеха?

Из книги автора

Соотношение постоянства и разнообразия Когда вы стремитесь чем-то увлечь человека, важно также учитывать такие аспекты, как постоянство и разнообразие. Все мы в жизни стремимся и к постоянству, и к разнообразию, но вот в чем и как – этим люди здорово отличаются друг от

Ум, разум, здравый смысл, интеллект, креативность, мышление, сообразительность – очень часто простые смертные и ученые-психологи вкладывают в эти понятия разный смысл. Исследователи же работают прежде всего с интеллектом человека.

Определение интеллекта как способности учиться и размышлять было сформулировано еще в первой половине XX столетия известным русским психологом Львом Выготским. Он предложил перестать рассматривать человеческий интеллект в виде какой-то «фиксированной величины», которую можно измерить в лабораторных условиях. Согласно Выготскому, наилучшим показателем интеллекта является то, как люди усваивают новое, а не уровень знаний, который они накопили к определенному моменту времени. Такой подход не удивляет, поскольку Выготский работал в послереволюционные годы и ему приходилось иметь дело с людьми, исходный культурный уровень которых был невысок.

Существует так же много принципов, позволяющих определить, на чем основывается интеллект, и способов выявления его составляющих, как и определений самого понятия «интеллект». Британские психологи Сирил Бёрт и К.Е. Спиерман выдвигают на первый план два основных принципа, утверждая, что интеллект, во-первых, является единичным измеряемым объектом, а во-вторых, он врожденный и неизменный.

Психолог из Чикагского университета Л.Л. Тёрстон не согласен с ними, заявляя, что существует семь первичных умственных способностей:

понимание речи,

речевые способности,

способность к исчислению,

восприятие пространства,

ассоциативная память,

скорость восприятия,

логическое мышление.

Другой психолог, Джой П. Гилфорд, выявляет не менее 120 типов умственных способностей. А Стивен Дж. Гулд, современный специалист из Гарварда и выдающийся исследователь, вообще полагает, что интеллект не может быть адекватно измерен. Сам факт, что количество умственных способностей колеблется между семью у Тёрстона и 120 у Гилфорда, показывает, что наличие какого-то конкретного круга базовых свойств ума вообще является предметом воображения.

Одна из современных точек зрения на интеллект такова: интеллект не является единой унитарной конструкцией. Скорее, он состоит из отдельных компонентов. Стернберг (Sternberg) предположил, что их три. Свою гипотезу он назвал трехкомпонентной теорией интеллекта: Согласно этой идее, интеллект включает в себя: а) метакомпоненты, которые используются нами для планирования, оценки и наблюдения за тем, как мы думаем; б) компоненты усвоения знания, которые заключают в себе способность обработать информацию, хранящуюся в нашей памяти или приходящую к нам извне; в) исполняющие компоненты, представляющие собой навыки мышления, которыми мы пользуемся, читая эту книгу. Все эти компоненты можно изучить, развить и улучшить. Три данных компонента определяют то, в какой степени человек способен справляться с новой для него задачей.

Интеллект остается неопределенным. Уже в 1990-х годах Джон Б. Кэрролл предложил список из более чем 70 различных способностей, которые могут быть определены с помощью те­стов на IQ.

Если вообще существует некий взгляд, присущий большинству, можно принять в этом качестве мнение 52 ведущих психологов, опубликованное в Wall Street Journal в декабре 1994 г. Их коллективный текст гласил следующее :

Интеллект существует как наиболее общая умственная способность, включающая способности к логическому мышлению, планированию, решению проблем, абстрактному мышлению, восприятию сложных идей, быстрому обучению и обучению на основе опыта.

Интеллект может быть измерен в частности с помощью теста на IQ. Невербальные тесты должны использоваться в тех случаях, когда конкретные навыки не связаны с языком.

Тесты на IQ не являются культурно обусловленными.

IQ, более чем другие системы измерений, связан со сферами образования, экономического положения, вида деятельности и социальной средой, но тем не менее тесты на IQ представляют важную шкалу измерений.

Наследственность играет в формировании интеллекта роль более существенную, чем окружение, но и среда оказывает сильное влияние.

Личности не рождаются с неизменным уровнем развития интеллекта (показателем IQ), но он частично стабилизируется в период детства, а впоследствии меняется незначительно.

Здесь уместно отметить несостоятельность последних заключений. Ведь если определяющую роль в формировании интеллекта играет наследственность, то, как можно объяснить «комплекс Маугли» – ребенок, в раннем возрасте попавший «на воспитание» к зверям, не обладает интеллектом человека и практически не способен к развитию интеллекта. Приведем некоторые определения интеллекта .

Врожденное или унаследованное качество, в отличие от способностей, приобретенных с помощью индивидуального опыта.

Британская энциклопедия

Врожденное качество, в отличие от способностей, приобретенных в процессе обучения.

Герберт Спенсер

Общие врожденные познавательные способности.

Сирил Бёрт

… способность, действовать целесообразно, думать рационально и действовать эффективно в отношении окружающей Среды.

Д. Векслер

Интеллект – это способность решать проблемы незапрограммированным (творческим) образом.

Стивен Дж. Гулд

… способность к абстрактному мышлению.

Л. М. Терман

Свидетельство первоклассного интеллекта – способность удержать в сознании две противоположные идеи одновременно и при этом сохранять способность действовать.

Ф. Скотт Фитцджеральд

… способность найти адекватный способ реагирования на си­туацию, связанную с окружающей средой.

Роберт Франклин

Интеллект – это способность приобретать необходимые знания для решения новых проблем; уровень интеллекта измеряется скоростью, с которой агент решает проблемы.

Дональд Штернер

Большинство людей связывают развитый интеллект с объёмом специальных знаний и умением анализировать и решать творческие задачи. Поэтому можно дать следующие определения:

Интеллект – это объём знаний, которыми владеет человек, и его способность к творческому мышлению.

Творческое мышление – это процесс преобразования вновь поступающей и имеющейся у субъекта информации, который приводит к получению неизвестного ранее результата.

Процесс преобразования информации – это решение задачи.

Если этот результат не был известен только самому субъекту, то задача чаще всего не являлась следствием какого-то противоречия. Творческая задача всегда возникает в результате необходимости устранить возникшее или обострившееся противоречие.

Приведенные определения имеют два достоинства. Во-первых, они не противоречат всему спектру мнений об интеллекте и, во-вторых, что для нас очень важно, из этих определений понятно, что именно следует улучшить, если хочешь стать умнее. Тем не менее, следует отметить, что интеллект и мышление зависят также от работы всех психических систем, включая подсознательные механизмы.

Необходимо дать краткое пояснение, почему мы постоянно обращаем­ся к творческому мышлению, почему для реализации творческого процесса недостаточно следовать формальной логике.

В философской литературе издавна имелись разные понимания того, в чем состоит значение формальной логики для науки и какова ценность ее предписаний для процесса человеческого познания. Наряду с энтузиазмом, который высказывали в этом вопросе сами логики, существовала и противоположная точка зрения, с классической определенностью высказанная еще Джоном Локком, утверждавшим, что "правильное рассуждение покоится не на предикаментах и предикабилиях, а на чем-то другом и заключается вовсе не в том, чтобы говорить по модусам и фигурам" . Философ предостерегал молодых людей, чтобы они не тратили много времени на чисто логические исследования.


«Это все равно, — писал он, — как если бы человек, который намерен сделаться живописцем, тратил все свое время на изучение ниток различных тканей, на которых он собирается рисовать, и на пересчитывание волосков каждой кисти или щеточки, которыми он намерен пользоваться для накладывания своих красок» . Локк отрицал за логическими понятиями статус реального и существенного знания, которое связывал лишь с содержательными истинами, и видел в занятиях логикой совершенно неправильное употребление разума «на профессиональном пути к знанию».

Согласно прежней методологической парадигме в точной науке, которой признаются в первую очередь математика и физика, сами методы исследования также должны быть точными, то есть подчиненными жестким правилам формального вывода и осуществляемыми по непреложным образцам логики.

Дело, однако, оборачивается не совсем так. Чем более гладко, логически безупречно проходит рассуждение, тем меньше шансов добыть на этом пути по-настоящему крупный результат. Ибо логика способна обслуживать ход мышления лишь в пределах заданного, уже разведанного, может только подтвердить (или, наоборот, опровергнуть) открытие, но не привести к нему. Поэтому при встрече с принципиально новым явлением опираться на логические правила с целью объяснить его бесполезно. Более того, как замечает известный советский физик, академик П. Капица, «острое логическое мышление, которое свойственно математикам, при построении новых основ скорее мешает, поскольку оно сковывает воображение» .

П. Капица считал, что острое логическое мышление порой мешает ученому, поскольку окончательная ясность может закрыть выходы к новым проблемам и нестандартным поворотам ищущей мысли. Известный советский физик, академик Л. Мандельштам заметил: «Если бы науку с самого начала развивали такие строгие и тонкие умы, какими обладают некоторые современные математики, которых я очень уважаю, точность не позволила бы двигаться вперед» .

Выходит, что там, где исследователь делает крутой поворот от устоявшихся положений, точность в размышлениях не помощник. Наоборот, здесь лучше сбиться с проезжей колеи, пойти по бездорожью, поплутать. Фактически своим наиболее значительным подъемам по ступеням прогресса наука как раз обязана отступничеству от четких норм всемогущей научной парадигмы, от дисциплинарного логического мышления, которое не в силах одарить оригинальной идеей.

Отец диалектического метода (диалектической логики) Гегель писал: «Сравнение образцов, до которых поднялись дух практического и религиозного миров и научный дух во всякого рода реальном и идеальном сознании, с образом, который носит логика (его сознание о своей чистой сущности), являет столь огромное различие, что даже при самом поверхностном рассмотрении не может не бросаться тотчас в глаза, что это последнее сознание совершенно не соответствует тем взлетам и не достойно их» (цит. по ).

Итак, наличные логические теории не соответствуют действительной практике мышления. Следовательно, мышление о мышлении (т.е. логика) отстало от мышления обо всем прочем, от мышления, которое реализуется как наука о внешнем мире, как сознание, зафиксированное в виде знания и вещей, созданных силою знания, в виде всего организма цивилизации. Выступая как мышление о мире, мышление достигло таких успехов, что рядом с ним мышление о мышлении оказывается чем-то совершенно несоизмеримым, убогим, ущербным и бедным. Если принять на веру, что человеческое мышление и в самом деле руководилось и руководится теми правилами, законами и основоположениями, совокупность которых со­ставляет традиционную логику, то все успехи науки и практики становятся попросту необъяснимыми.

Касаясь вопроса возникновения антиномий, Гегель полагал: противоречие должно быть не только выявлено, но и разрешено. Для того чтобы мышление могло его разрешить, оно предварительно должно остро и четко его зафиксировать именно как антиномию, как логическое противоречие, как действительное, а не мнимое противоречие в определениях.

А вот этому-то традиционная логика не только не учит, но и прямо мешает научиться. Поэтому она делает мышление, доверившееся ее рецептам, слепым и несамокритичным, приучая его упорствовать на догмах, на абстрактных "непротиворечивых" тезисах. Так что Гегель с полным правом определяет прежнюю формальную логику как логику догматизма, как логику конструирования догматически непротиворечивых внутри себя систем определений .

Можно утверждать, что для плодотворной творческой деятельности не обязательно специально изучать формальную логику. Достаточно владеть ею на том уровне, который принято называть здравым смыслом. Каким же должно быть мышление человека? Оно должно быть творческим.

Разговор о творческом мышлении невозможно вести без уточнения самих понятий «творчество» и «мышление». Здесь также не наблюдается единодушия, и разные авторы в своих работах обязательно дают свое видение этой категории. «Творчество – создание новых культурных и материальных ценностей» . «Деятельность людей, создающих качественно новые материальные и духовные ценности» . Автор об

ширного труда по творческому мышлению, содержащему анализ 548 научных работ, определяет творчество через творческие способности человека. «Творчество» (креативность) – это трудное для определения слово. Мы говорим: «это творчество», если человек сделал нечто такое, что можно назвать необычным, но в то же время значимым и полезным. Таким образом, творчество определяется через последствие процесса, а ни как сам процесс" .

Выделим общие компоненты, характерные в определении творчества, как в приведенных выше монографиях, так и в специальных словарях . Во-первых, понятие "творчество" связывается непосредственно с че­ловеком, однако при этом полностью игнорируется творческое начало Природы. Во-вторых, к творчеству относят только создание новых не­обычных, значимых ценностей. Следовательно, всю остальную деятельность человека нельзя отнести к творческой, что категорически неверно. Ведь пик творческой деятельности для каждого человека приходится на детский возраст, когда (летучая фраза) ребенок открывает для себя мир. Следовательно, в определении творческого акта нужно учитывать его принадлежность к субъекту творчества. И, в-третьих, творчество нельзя изолировать от мышления. Ведь любая творческая деятельность начинается с мыслительного процесса.

Следовательно, мышление и творчество составляют две фазы одного целого. Еще Гегель рассматривал всю историю человечества как процесс "внешнего обнаружения" силы мысли, как процесс реализации идей, понятий, представлений, планов, замыслов и целей человека, как процесс опредмечивания логики, т.е. тех схем, которым подчиняется целенаправленная деятельность людей.

В гегелевское понимание мышления, таким образом, с необходимостью включается также и процесс “опредмечивания мышления”, т.е. его чувственно-предметной, практической реализации через действие, в чувственно-природном материале, в мире чувственно созерцаемых вещей. Практика — процесс чувственно-предметной деятельности, изменяющей вещи в согласии с понятием, с планами, вызревшими в лоне субъективного мышления, – здесь начинает рассматриваться как столь же важная ступень развития мышления и познания, как и субъективно-психический акт рассуждения по правилам, выражающийся в виде речи.

Гегель тем самым прямо вводит практику в логику, делая колоссальный шаг вперед в понимании мышления и науки о нем.

Поскольку мышление внешне выражает себя не только в виде речи, но и в реальных действиях, в поступках людей, постольку о мышлении гораздо вернее можно судить "по плодам его", чем по тем представлениям, которые оно само о себе создает. Поэтому мышление, реализующее себя в реальных действиях людей, и оказывается подлинным критерием правильности тех субъективно-психических актов, которые внешне выражают себя только в словах, в речах и книгах .

Мышление отождествляется с размышлением, с рефлексией, т.е. с психической деятельностью, в ходе которой человек отдает себе полный отчет в том, что и как он делает, осознает все те схемы и правила, по кото­рым он действует.

На нынешнем уровне наших знаний о мыслительном процессе появилось информационное определение мышления. Так, английский кибернетик У. Росс Эшби рассматривает мышление как процесс обработки информации по некоторой программе, предполагающей отбор, по крайней мере, на порядок выше случайного.

Разумеется, нельзя отождествлять человеческое мышление лишь с процессом обработки информации: оно ведь имеет и биологический, и социальный аспекты. Но познавательная сторона мышления заключается в активном извлечении информации из внешнего мира и ее обработке. Когда говорят, что мышление есть обработка информа

ции, то не столько определяют мышление, сколько указывают на одно из его свойств .

Известно, что творческая личность обладает целым рядом незаурядных качеств, к которым можно отнести следующие: установка на творчество, преданность науке, страсть к познанию неизведанного, чувство удивления, чувство новизны, творческое воображение, любознательность, целеустремленность, оригинальность, независимость, склонность к риску, гибкость, критичность и дивергентность мышления, трезвый скептицизм, чувствительность к проблемам, открытость к новому опыту, объективность суждений, способность к сотрудничеству в современном научном коллективе, стремление к интеллектуальному успеху, жажда признания, способность генерировать идеи, способность долго удерживать внимание на определенном объекте, склонность к игре, чувствительность к юмору, готовность памяти, смелость ума и духа, скромность, наблюдательность, трудолюбие, способность к эвристическим процессам, настойчивость, выдержка, способность доводить начатое дело до конца, вера в свое высокое предназначение . Но главное, конечно, особый тип мышления, который называют обычно творческим. По поводу того, как формируется и развивается творческое мышление, до сих пор нет единого мнения, как нет его в определении таких категорий, как «творчество», «мышление», «система», «информация» и даже «природа». Поэтому разговор о творчестве уместно вести в рамках основных дефиниций, приведенных в словаре.

Мышление и интеллект


Введение


Мир становится все сложнее, и, чтобы быстрее адаптироваться к новым условиям, каждому из нас нужно научиться полнее использовать свой мозг.

Но много ли мы знаем о взаимодействии этого удивительного органа с окружающей действительностью? Пробуждаетесь ли Вы ото сна, усваиваете информацию, планируете будущее, любите или страдаете - все это происходит в вашей голове.

Человеческий мозг - удивительный орган, но, увы, почти половина населения развитых стран жалуется на ухудшение его работы. А вы ничего не замечаете? Вы помните, что делали в прошлую субботу? Вы знаете наизусть дни рождения всех ваших родных? И - что очень важно - вы делаете что-нибудь для развития своих творческих способностей?

Наш головной мозг состоит примерно из 100 миллиардов нервных клеток, между которыми каждую миллисекунду (1/1000 с) проскакивают буквально сотни тысяч электрических импульсов. Вопреки распространенному мнению нет абсолютно никаких причин для постепенного ухудшения их работы с возрастом.

Что происходит в головном мозге человека, когда он решает сложную задачу? Правда ли, что умные люди достигают в жизни большего, чем глупые?

Не так давно биологи, медики и психологи развернули новое наступление на тайны мозга.


1.Что такое интеллект? О чем говорит IQ?


Интеллект - это совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека общих свойств предметов и явлений, а также связей и отношений между ними. Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности.

Десятки лет главной мерой способностей считается коэффициент интеллекта - IQ. Однако сейчас известно, что для решения сложных задач важнее упорство, самодисциплина и эмоциональная стабильность.

Эти особенности отчисти врожденные, но их можно развить воспитанием.

Человеческий разум, - бесспорно, удивительнейшее достижение эволюции, продукт миллионов лет развития мозга.

Его уникальные свойства проявляются не только в изобретении машин и создании литературных, музыкальных и других шедевров.

Не менее поразительны признаки ума, не требующие от нас ни усилий, ни подготовки - например, смех в ответ на шутку.

«Хотел бы я взглянуть на компьютерную программу для чувства юмора, - иронизирует Дуглас Хофстадтер, американский психолог и автор популярно книги «Гедель, Эшер, Бах: вечное золотое плетение». - Это было бы серьезной заявкой на интеллект».

Каждому хочется прослыть умным и услышать то же самое о своих детях.

Однако интеллект не передается по наследству, то есть не зависит, скажем, от IQ родителей.

Генетики полагают, что хромосомы определяют наш разум процентов на 30; остальное - влияние среды. Впрочем, спор о соотношении в человеке врожденного и приобретенного - пустая трата времени, напоминающая диспут о том, что важнее для дерева - климат или почва.

Никто не знает, какие факторы и каким путем формируют сознание человека.

Никто не может объяснить, что такое интеллект: ученые предлагают различные определения и критерии. Тем не менее на практике эта уникальная человеческая черта оценивается количественно, причем несколькими способами.

Испытуемым предлагают продолжить цифровой ряд, завершить фигуру, сравнить рисунки, сделать логический вывод и тому подобное.

По специальным формулам и таблицам результаты этих тестов сводятся в единый показатель - коэффициент интеллекта, или IQ.

Но можно ли измерить то, что не определено? И, что важно, насколько универсален IQ? Позволяет ли он сравнить разных людей? Ведь для многих из нас абстрактная логика - далеко не главное в жизни.

Какой процент такого сложного явления, как интеллект, измеряет IQ?

Он, например, ничего не говорит о нашей обучаемости. Это плохо, ведь от потенциала человека порой зависит больше, чем от достигнутого им уровня.

Следовательно, высокий IQ, вопреки сложившемуся мнению, не гарантирует успехов в учебе или профессиональной деятельности.

Признавая, что IQ малоинформативен, многие крупные фирмы тестируют своих сотрудников в особых центрах, где им предлагается решить ряд поведенческих задач, имитирующих рабочие ситуации.

Обычно такая проверка длится два дня и отнимает массу сил. Речь идет в основном о ролевых играх, в которых испытуемый выступает в качестве начальника или подчиненного и должен о чем-то договариваться, быстро решать вопросы, находить общий язык с коллегами и даже делать с ними бумажные модели машин.

Жюри оценивает его способности по разным критериям, включая понятливость, стиль руководства, самодисциплину, уверенность в себе («ассертивность»).


2. Путь к успеху, творческий подход

интеллект мышление мозговой дивергентный

Такие черты, как самодисциплина, усидчивость или амбициозность, IQ не оценивает, а они зачастую важнее для жизненного успеха, чем ум «в чистом виде».

Вспомните школьных или институтских знакомых. У всех найдутся примеры того, как круглый отличник и лидер класса стал незаметным служащим, а двоечник и тугодум, мучительно преодолевавший годы учебы, превратился в преуспевающего бизнесмена, политика, а то и ученого.

Разве любой из нас не назовет человека, который отнюдь не блещет умом, зато великолепно устроился в жизни - приличная работа, счастливый брак, многочисленные друзья, послушные дети, полезные знакомства? Почему такие ситуации - почти правило?

Исследователь интеллекта Роберт Стернберг попробовал ответить на этот вопрос, использовав притчу о двух школьных друзьях, очень разных по характеру и темпераменту.

Одного родители, учителя и друзья считают умным, и для этого есть все основания. Его отличные отметки и прекрасные рекомендации - путь к успешной карьере. У второго паренька голова далеко не такая светлая. Отметки средненькие, однако у него хватает здравого смысла и вообще он «себе на уме»

Вот гуляют как-то друзья по лесу и вдруг замечают рядом очень голодного и злого медведя. Первый мальчик быстро прикидывает, что зверь настигнет их максимум за минуту, и впадает в панику. А второй спокойно снимает резиновые сапоги и надевает кроссовки. «Какой же ты дурак, - отчаянно кричит первый. - Человек бегает медленнее медведя». - «Знаю, - отвечает второй. - Но мне главное бежать быстрее тебя».

Первый мальчик способен быстро проанализировать проблему, но его интеллект на этом останавливается. Второй мыслит не столько вглубь, сколько вширь - принимает творческое решение, адекватно реагируя на непривычную ситуацию. Он демонстрирует так называемый практический ум (сообразительность, хитрость), то есть помогающее достичь цели сочетание рассудительности и воображения.

Способность к творчеству, оформлению фантазии в логические конструкции, очевидно, зависит от сенсорного опыта.

Взаимодействие индивидуальных переживаний с тем, что принято называть интеллектом, интереснее всего изучать на примере гениев, то есть в высшей степени одаренных личностей.

Например, испанский сюрреалист Сальвадор Дали (1904-1989), прославившийся бредовыми образами, выполненными в детальном «фотографическом» стиле, порой вдохновлялся изменчивыми формами облаков.

Даже нобелевский лауреат, великий физик Альберт Эйнштейн (1879-1955) признавался, что не любит формул. Для него решающее значение имели фантастические идеи типа путешествия верхом на луче света.


3. Эмоции и мысли


Мыслей без эмоций не бывает. Они неразрывны, как две стороны медали. Это позволило Жану Пиаже (1896-1980), швейцарскому психологу и пионеру изучения интеллектуального развития детей, говорить о «логике эмоций».

По его мнению, они служат двигателем и проводником наших мыслительных процессов, ощущений и действий.

Именно они оценивают происходящее в голове и отбирают, что именно сохранить в памяти.

События, связанные с сильными чувствами или сенсорными впечатлениями, запоминаются легче.

Вот почему мы «живем» главным образом эмоционально окрашенными моментами своего прошлого.

Эта избирательная память формируется очень рано. Между 6-м и 20-м месяцами жизни у ребенка возникают сильные эмоциональные связи с родителями и другими важными для него людьми. Если этого не произойдет, человек рискует до конца своих дней остаться одиноким. Любви, как известно, не научишься по книжкам - ее надо пережить.

Для младенца она равносильна уверенности в любой момент присосаться к материнской груди. Потом она начинает ассоциироваться с ласками и поцелуями.

Со временем человек включает в ее определение такие понятия, как восхищение, гордость, снисходительность, дружба.


4. Сколько у нас умов?


У нас есть второй тип интеллекта, который не оценивается тестами на IQ. Немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) писал о «воспитании сердца».

Сейчас принято говорить об эмоциональном интеллекте (ЕQ). К нему относят такие человеческие качества, как эмпатию (умение понять состояние другого), уверенность в себе, эмоциональный самоконтроль, характер, такт, восприимчивость.

При этом IQ и ЕQ не пропорциональны друг другу - одним всего хватает, другим недостает одного типа интеллекта, третьим - сразу обоих.

Главное свойство ЕQ - способность оценивать собственное эмоциональное состояние, «заглядывать внутрь себя». Это тесно связано с понимание и контролем своего поведения.

Развитый ЕQ можно назвать «холодной головой при горячем сердце»: даже сильно волнуясь, человек не дает чувствам влиять на качество своих решений.

Такое свойство жизненно необходим психотерапевтам и философам, которые по роду занятий должны бесстрастно интерпретировать свои и чужие переживания.

Особый тип ЕQ важен для политиков, религиозных лидеров и педагогов. Чтобы работать с людьми, им постоянно надо ставить себя на их место - улавливать настроение, темперамент, мотивы и цели окружающих, сопоставлять их эмоции с собственными.

Другими словами, «взгляд внутрь» должен сочетаться со «взглядом наружу» - это качество иногда называют социальным интеллектом.

По мнению американского профессора психологии Хауарда Гарднера, у человека как минимум семь типов «умственных способностей».

Выше уже говорилось о двух аспектах социального интеллекта. К ним можно добавить следующие «таланты».

Речевые способности - универсальный признак, характеризующий людей любой культуры, независимо от уровня их развития. Лингвистический интеллект особенно важен для поэтов, сценаристов, издателей и ораторов.

Человек отличается от других животных способностью говорить, выражать свои мысли. По тому, что и как сказано, можно судить о чувствах говорящего. Мышление невозможно без речи, но неразрывно связано и с эмоциями.

Логически-математический аппарат тоже свойствен всем нам, даже не умеющим считать.

Пространственная ориентация - еще одна интеллектуальная способность, очень важная в любом обществе. Без нее люди не только заблудились бы в открытом море, но и не добрались бы домой с работы. Это качество особенно развито у скульпторов, архитекторов, картографов.

Физико-кинестетический интеллект - особый тип ума. Он позволяет нам усваивать разнообразнейшие движения. Умение ездить на велосипеде или вязать крючком остается с человеком до конца жизни.

Наконец есть Музыкальный интеллект. В каждом из нас живет музыкант - мы легко превращаем звуки и ритмы в мелодии. Особо одаренные могут использовать для этого специальные инструменты.


5. Мышление, борьба с хаосом


У вас никогда не было такого: не знаешь, с какого конца взяться за дело?

Если да, значит пора подумать о более эффективнх стратегиях решения проблем. Научиться смотреть им в корень.

Маргарита живет с семьей в пригороде мегаполиса. По будням она должна всех поднять, накормить завтраком, подвести мужа Антона на работу, старшую дочку Марину в школу, младшую Арину в садик и быть к 9.00 в своем офисе. Разве может человек столько успевать? Один только завтрак отнимает уйму времени, особенно, если у членов семьи разные потребности: Антон требует кофе, Марина любит яичницу, а Арина хочет шоколадный завтрак.

В общем, это вопрос организации: действуя по плану, Маргарита держит все под контролем. Однако каждый вечер она внимательно продумывает следующий день. Если утром планировать на ходу, проблемы просто захлестнут бурным потоком, не оставляя времени на раздумья.

Придется переключаться на режим чрезвычайной ситуации, то есть выбирать не оптимальный вариант, а меньшее из зол.

Что конкретно делает Маргарита? Во-первых, все, что можно, готовит с вечера. Во-вторых, кое-что делается одновременно: пока закипает вода - жарится яичница и подогревается молоко. Пока кофе и яйца остывают - смешивается готовый завтрак и режется колбаса. В-третьих, действует система приоритетов. Сначала завозится младшая в садик, так детей принимают очень рано, потом старшая в школу, потом муж на работу.

Весь свой график Маргарита держит в голове. Она отлично помнит, что важно, что может подождать, а что вообще не обязательно.

В своем распорядке она выделила постоянные и переменные величины, не забыв оставить «резерв» для непредвиденных обстоятельств.

Маргарита упрощает себе жизнь, не только избавляясь от лишних повседневных хлопот, но и постоянно совершенствуя и распространяя на окружающих выигрышную стратегию, которая годится для любых, в том числе гораздо более напряженных ситуаций.

Без того или иного «менеджмента» трудно справиться даже с житейскими делами, не говоря уже о семейных праздниках или поездках.

Специалисты считают, что организация шумного дня рождения со множеством гостей по сложности сопоставима с работой директора крупной фирмы.


6. Монахи из Варанаси


Согласно этой легенде, в храме североиндийского города Варанаси монахи с незапамятных времен возятся с пирамидой из 64 золотых пластин, сложенных по убыванию размера - самая крупная внизу, самая мелкая - на вершине.

Они должны перенести это сооружение в другое место, но с условием - за один прием можно тащить только одну пластину. Правда, в качестве перевалочного пункта разрешено использовать третью точку. Однако в любом случае пластины должны укладываться друг на друга по убыванию размеров, то есть меньшая поверх большей, и сниматься, естественно, только сверху.

Древнее пророчество говорит, что, когда монахи завершат этот труд, их храм обратится в прах, а Земля растворится в небытии. Но когда же наступит конец света?

Этот вопрос заинтересовал французского математика Эдуарда Люка, он провел соответствующие расчеты и получил точный результат. Если на один перенос каждой пластины отводить всего по секунде, от начала до конца судьбоносных манипуляций должно уйти примерно 580 миллионов лет.

Около 100 лет назад легенда о золотых пластинах монахов из Варанаси дала начало до сих пор популярной настольной игре, получившей название «Ханойская башня».

Она существует в разных вариантах, но суть у них одна. И вывод тоже однозначен: неподъемная на первый взгляд проблема в конце концов разрешается, причем делается это не сразу, а постепенно, шаг за шагом.

Если число пластин сократить до двух, задачка предельно упрощается. любой сможет решить ее в три хода - если, конечно, правильно сделает первый из них.

Игровые ситуации во многом похожи на реальные. Прежде всего надо всегда четко отделять главное от второстепенного. Поскольку каждая мелочь часто тянет за собой новую задачу, то в поисках все прибывающих побочных решений есть опасность настолько уклониться от цели, что она совсем исчезнет из виду.

Наш мозг автоматически вырабатывает оптимальную стратегию решения проблемы, учитывая запасные варианты. Обычно люди использую схемы, уже принесшие успех в сходных ситуациях. Зачастую мы даже не осознаем стереотипности своего выбора.

Однако чем активнее человек вспоминает прошлый опыт, тем лучше он понимает, что делать в той или иной обстановке, поскольку проблемы в нашей жизни, как ни крути, довольно однотипные.

Если как следует не продумать первый шаг, вас ждет лишняя головная боль. К сожалению, идеального рецепта от всех болезней нет. У каждого из нас свои подходы к решению сложных проблем.

В зависимости от ситуации успех приносят различные стратегии.

Вывод очевиден: чем больше их вариантов приготовлено про запас, тем выше шансы оптимальным способом выкрутиться из непростой ситуации


7. Нестандартное мышление. Новый взгляд на старые проблемы


Изобретение велосипеда было, несомненно, крупным техническим достижением. Однако у ранних моделей педали крепились прямо к оси, и приходилось слишком быстро крутить ногами.

Выход нашли в сильном увеличении переднего колеса, что подняло седока высоко над землей. Скорость движения, естественно, возросла, но машина стала слишком громоздкой и небезопасной для массового использования.

Появление в конце ХIХ века цепной передачи решило проблему. С такой «революцией в сознании» каждый из нас то и дело сталкивается в собственной жизни.

Накатанные схемы далеко не всегда позволяют достигнуть намеченной цели. Применяя их, все больше запутываешься в сложностях и уже готов признать задачу неразрешимой. Однако рано или поздно в голову приходит совершенно новый выход. Зачастую решение у нас перед носом, но мы его просто не замечаем.

Не заводится автомобиль, чудит компьютер, настырный клиент не дает нормально работать. Рассчитывать на помощь не приходится, а надо как можно быстрее решить проблему. Как часто в таких ситуациях мы не замечаем за деревьями леса: выход очевиден, но мы настолько привыкли к старой двери, что даже не смотрим в другом направлении.

Так было и с мастерами велосипедных дел. По счастливой случайности, огромные колеса делали в тех же слесарных мастерских, что и приводные цепи. Наконец, один из рабочих предложил очевидное: цепную передачу с особой шестерни перенести на ось колеса, при чем - для удобства - заднего. Результат мы видим на наших улицах.

Прикиньте, например, склонны ли вы для пользы дела отступать от служебных или технических инструкций. Если да, значит, зеведете машину, заменив сгоревший предохранитель скрепкой для бумаг; укротите компьютер, несколько раз подряд «неправильно» перезагрузив его; утихомирите зануду клиента подарком от фирмы.

Как говорится, вашу голову посетила очередная вспышка вдохновения. Такие «эврики» обычно случаются, когда их меньше всего ждешь.

Исследователи подсчитали, что лишь 4 процента блестящих идей, изменяющих политику фирмы, возникают непосредственно в кабинетах ее руководства.

Вдохновение гораздо чаще озаряет менеджеров, когда они принимают душ, завтракают, прогуливаются, застревают в автомобильной пробке, трясутся в автобусе или наслаждаются концертом.

По-гречески «Эврика!» значит «Нашел!» (в смысле - решение). Так, согласно легенде, воскликнул великий греческий ученый Архимед (около 287 - 212 до н.э.), выскочив голым из ванны, когда открыл свой известный закон: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной им жидкости.

С тех пор для изобретателей и первооткрывателей слово «эврика» является синонимом гениального творческого озарения.

Великий физик Исаак Ньютон (1642-1727) сформулировал закон всемирного тяготения, увидев, как на землю упало яблоко.

Знаменитый нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн (1879-1955) говорил, что лучшие идеи посещают его во время бритья.

Французский математик Жюль Анри Пуанкаре (1854-1912) нашел изящное решение сложнейшей задачи, садясь в автобус. «Я направлялся в Кутанс, - вспоминал он, - совершенно не думая о работе, и когда ставил ногу на ступеньку, внезапно четко представил себе эту формулу».

Вдохновение испытывает большинство людей. Можно назвать эти моменты неожиданным приведение мыслей в порядок.

Немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) говорил об ощущении «чудесной ясности», охватившем его при открытии законов движения планет.

Даже если вспышка вдохновения и не проясняет всех деталей решения, вы интуитивно чувствуете, что оно найдено.


8. Нестандартное мышление. Извилистый путь


Вдохновение связано практически со всеми сторонами человеческой жизни. Однако, в отличие от математических выкладок, этот феномен уходит корнями в подсознание.

Объяснить окружающим то, что предельно ясно тебе самому, зачастую сложно. Вот почему кругом столько экстрасенсов и пророков, утверждающих, что тайное знание дано им «свыше».

Большинство озарений подобно давно зреющим нарывам - это результат неоднократных бесплотных поисков ответа на волнующий вопрос. В среднем для формулировки новой мысли необходимо 65 вполне очевидных соображений.

Обычно свежая идея незаметно развивается в глубинах мозга. Ученые называют это «внутренним инкубационным периодом»: пока одна часть психики занимается текущими вопросами, другая экспериментирует с накопленным материалом, пытаясь использовать его по максимуму.

Однако большинству из нас, чтобы крикнуть «Эврика!», надо немного подготовиться, о точнее, оторваться от автоматического и монотонного выполнения повседневных дел. Рутина убивает вдохновение.

Мы слишком редко задумываемся над простыми вещами и забываем, что любые целенаправленные действия - решение уравнений, езда на велосипеде - подразумевают не только стереотипные движения, но и работу мозга.

В то же время именно рутина содержит в себе решение большинства проблем. Парадоксально, но факт: сутью гениального изобретения всегда становится саамы обычный процесс.

Открытие лежит перед нами - надо лишь «отсечь от него все лишнее».

Наглядный пример - лучевая терапия раковых опухолей.

В первые годы ее применения врачи столкнулись с серьезной проблемой: радиация не только подавляла злокачественный рост, но и поражала здоровые ткани, получавшие слишком высокую дозу облучения.

Решение было найдено неожиданное, но удивительно простое.

Источник радиации стали вращать вокруг больного так, чтобы лучи постоянно оставались сфокусированными на опухоли. В результате она разрушается, а окружающие ткани облучаются намного слабее и серьезно не страдают.


9. Мозговая атака. Дивергентное мышление


Один из самых эффективных методов творчества - мозговой штурм, предложенный в 1948 г. Алексом Осборном, который определил четыре правила этого процесса: высказывается любая идея; чем больше идей, тем лучше; все идеи обсуждаются; приветствуются любые комбинации, модификации или уточнения высказанных идей.

На сколько эффективен этот метод, демонстрирует пример американского космического агентства - НАСА.

Проектировщики, размышляя, чем бы заменить молнию в скафандре астронавтов, опробовали метод максимально свободных ассоциаций.

Из словаря наугад бралось слово, и все фантазировали, как связать его с застежкой.

Образ «леса» вызвал у кого-то мысль о шипах, цепляющихся за одежду. Так появился новый тип застежки, известный нам как «липучка».

Новые решения обычно рождаются тогда, когда ваши мысли не скованы никакими рамками. Оптимальный результат дает не только сосредоточенность, но и максимальная открытость впечатлениям - использование одновременно мозга и органов чувств.

Психологи определяют такой свободный поиск ассоциаций «дивергентным» (расходящимся) мышлением.

Оно противоположно «конвергентному» (сходящемуся), когда у разных объектов ищут общие черты.

Этот метод типичен для тестов на IQ и обычно предполагает единственный ответ.


10 Тренировка интеллекта и мышления


Вставание со стула кажется простым делом, но речь идет о согласованной последовательности множества движений. Работа двух с лишним десятков мышц контролируется тысячами сигналов, которые идут к ним и от них по нервам, спинному и головному мозгу.

Одновременно другие системы непрерывно следят за равновесием тела, обеспечивая его мгновенную корректировку. Последняя задача требует взаимодействия вестибулярного аппарата (во внутреннем ухе), глаз, мозжечка и коры больших полушарий - ее двигательной области.

То, что кажется простым и естественным, на самом деле является высоким мастерством, приобретенным нами в раннем детстве. Причем активируются все нужные системы автоматически за доли секунды.

«Что делает этот старик в моей спальне?» - кричала пожилая женщина, требуя вызвать полицию. Она не узнала в спящем мужчине собственного мужа. Это симптом особой формы слабоумия (обычно возрастного), описанного немецким врачом Алоисом Альцгеймером (1864-1915). Болезнь характеризуется худшим типом забывчивости: люди помнят то, что было десятки лет назад, но текущие события полностью выветриваются из их головы за каких-нибудь полчаса.

Недавно ученые установили, что к болезни Альцгеймера существует наследственная предрасположенность.

Нервные клетки не восстанавливаются. Их у человека примерно 100 миллиардов, и все уже на месте к моменту рождения. Потом между ними устанавливаются все новые связи, но одновременно происходит и отмирание. А новых клеток, увы, уже не образуется.

Однако молодость - понятие относительное. Многие люди до преклонных лет сохраняют удивительную бодрость тела и духа. Это в первую очередь относится к натурам творческим, нередко продолжающим работать буквально до последнего вздоха.

Французская писательница Симона де Бовуар (1908-1950) занималась беллетристикой до 85 лет.

Английский драматург, нобелевский лауреат Джордж Бернард Шоу (1856-1950) сочинял до 93 лет.

Немецкий философ Ханс Георг Гадамер (1900-2002) в свои 98 лет читал лекции, удивляя студентов живостью ума.

Эти и многие другие примеры показывают, что, непрерывно тренируя мозг, можно до глубокой старости компенсировать неизбежное отмирание нервных клеток - видимо, качеством работы оставшихся.

Более того, интеллектуальная активность, похоже, продлевает человеку жизнь.

Связь высокоразвитого интеллекта с долголетием обнаружилась у монахинь. Все они ведут здоровую жизнь, поэтому обычно достигают солидного возраста. У них оценили уровень интеллекта. Оказалось, что самые «одаренные» из них доживают в среднем до 88 лет, тогда как прочие - всего лишь до 81.

Высокообразованные люди в четыре раза реже страдают от атрофии мозга, чем малообразованные, без особых интересов.

Другими словами, мозг, как и мышцы, для развития и сохранения сил требует регулярных нагрузок.

Следя за своим душевным здоровьем, большинство из нас может противостоять возрастному ослаблению мыслительных способностей.


11. По ту сторону мышления


Наш мозг анализирует объекты, то есть раскладывает их на множество составляющих и хранит их порознь. Например, зрительные образы и названия находятся в «разных углах» памяти. Как правило, с каждым из них сразу ассоциируется определенное понятие: «стул - сидеть», «поэт - Пушкин»… Обычно таких простейших связей нам хватает, однако некоторые задачи требуют проведения других, менее очевидных параллелей. Воображение - это в принципе синтез новых сочетаний из далеко разбросанных по памяти фрагментов разных понятий.

В результате использования метода свободных ассоциаций стул, который одновременно деревянный, высокий, красивый и так далее, может стать топливом (+ печка), лестницей (+ люстра), произведением искусства (+музей).

Этот же метод уже больше века применяют психоаналитики: чтобы выяснить подсознательный конфликт, мучающий пациента, они просят его называть любые понятия, всплывающие в голове в связи с предлагаемым словом. (Пушкин - поэт, бакенбарды, дуэль, Дантес…)


12. Путешествие по сонному царству


Не признающая никаких границ фантазия порой подсказывает решение сложнейших научных проблем.

Знаменитый немецкий химик Фридрих Август Кекуле фон Штрадониц (1829-1896) увидел во сне обезьян, которые водят хоровод, а потом змею, кусающую себя за хвост. Как и все органики той эпохи, он пытался понять структуру бензольной молекулы. Сны подсказали ответ: это кольцо.

Сновидения вдохновляли многих писателей и художников.

Например, шотландец Роберт Луис Стивенсон (1850-1894) сочинил свои самые знаменитые романы, в том числе «Остров сокровищ» на основе образов и сюжетов, явившихся ему во сне.

Обычно мы не влияем на то, что нам снится. Однако специалисты различают особый «интерактивный» тип сновидений, в которых вы играете не привычную роль пассивного зрителя в ночном кинотеатре, а являетесь одновременно главным героем и сценаристом.

По мнению психологов, такому сну можно научиться с помощью специальной программы тренировок. Его интерактивный сюжет лучше запоминается, и в результате вы получаете дополнительный источник достаточно неординарных данных для своего творческого потенциала.


13. Секрет слепого пятна


Всем нам свойственно присутствие слепого пятна в отношении определенных людей, занятий, событий.

Это значит, что мы не принимаем всерьез, а то и вовсе не замечаем чего-то важного и даже потенциально опасного для нас.

Например, ведя автомобиль, мы по понятным причинам не видим многого сзади и сбоку от нас - а ведь оттуда в принципе грозят любые неожиданности.

Слепым пятном называют так же особый участок поля зрения.

Проведем опыт.

Закройте левый глаз, а правым пристально смотрите на первую букву в этой строчке. Теперь ведите пальцем по строчке вправо. Следите за ним «краем глаза», продолжая смотреть на букву. К середине страницы палец «исчезнет», а потом снова появится.

Этот феномен известен давным-давно и объясняется отсутствием световоспринимающих рецепторов сетчатки в месте отхода от глазного яблока зрительного нерва. Там в нашем поле зрения небольшой пробел.

Однако интересно не само присутствие этого слепого пятна, а то, что мы его не замечаем. Обычно мы смотрим вокруг обоими глазами, которые к тому же непрерывно движутся, меняя угол зрения на окружающее, а в результате один компенсирует пропускаемое другим.

Однако, глядя даже одним глазом, мы не заметим слепого пятна. Объясняется это особенностями обработки информации нашим мозгом.

Обрабатывая сигналы от сетчатки, мозг, пользуясь накопленной информацией, просто «дорисовывает» пустую часть нашего поля зрения так, чтобы она соответствовала своему окружению.

Например, читая строчки, мы не видим сразу всех букв, но уверены в их наличии. Такие пропуски бывают и в мыслительном процессе.

Быстрое и простое решение буквально перед носом, но мы его не замечаем, а потом удивляемся: «Как же я не сообразил?» или «Вертелось ведь в голове».


14. Пища для ума


На головной мозг приходится всего 2 процента массы тела, но он потребляет 20 процентов нашей энергии - почти исключительно в форме глюкозы.

Чтобы дать мозгу достаточное количество топлива, мы должны съедать как можно больше «сложных углеводов» (полисахаридов).

Вероятно, лучшие их источники - рис, хлеб, картофель и цельнозерновые продукты, которые должны давать нам около 410 процентов калорий.

Для оптимальной работы мозга необходим нормальный обмен веществ, а для его реакций - все известные науке витамины.

Недостаток хотя бы одного ведет к рассеянности, забывчивости, быстрой утомляемости, депрессии.

Например, витамин С сейчас называют «интеллектыальным» - установлена корреляция его уровня в организме с показателем IQ.

Один плод киви или стакан грейпфрутового сока обеспечивает нас аскорбинкой на целые сутки.

Для нервов полезны витамины В, особенно В12, которого много в печени и яйцах.

Те же источники богаты фолиевой кислотой, поддерживающей, как считается, вкус к жизни.

Минеральные вещества необходимы для разнообразных реакций, включая проведение электрических импульсов нервами.

Особенно опасен дефицит кальция, калия или натрия. Он сразу приведет к резкому снижению нашей работоспособности.

Среди миктроэлементов чаще всего недостает железа, необходимого для снабжения кислородом всех тканей.

К симптомам этого дефицита относятся утомляемость, беспокойство и рассеянность.


15. Физическая природа мышления


Какова физическая природа мышления? Тут много неясного, но, очевидно, сначала объект воспринимается как обобщенное целое. То есть мы понимаем, что видим дерево, даже если не различаем, сосна это, дуб или береза.

Аналогично выделяется образ лиственного (или хвойного) дерева, а потом уже обращается внимание на листья, цветки, форму роста.

Поиск объяснения этого феномена - одна из главных задач когнитивной психологии. Она выделяет, например, проблему «объекта-фона», пытаясь определить, по каким признакам различные, заполняющие поле зрения элементы, например мазки на картине (естественно, реалистической), мы распределяем между значимыми для нас образами.

Возможный подход к решению этой проблемы наметился в конце 1980 гг. Нейробиологи обнаружили, что реакция на объект возбуждает нейроны в самых разных участках головного мозга (кошки).

Очевидно, они совместными усилиями обрабатывают получаемую информацию, а говоря конкретно, - некоторое время дают по 40 импульсов в секунду.

Это открытие взволновало исследователей.

Не найдена ли физическая основа сознания или хотя бы распознания объектов? Может это значит, что мы осознаем их, когда спонтанно возникает группа нейронов с импульсацией, частота которой равна 40 герц.


16. Мышление, интеллект, речь


После тяжелой травмы головы француз по фамилии Леборнь произносил только одно слово «Тан» и получил прозвище Тан-Тан.

Остаток жизни он провел в сумасшедшем доме. Мозг пациента после его смерти изучил французский хирург Поль Брока (1824-1880). Он подтвердил свою догадку: у Тан-Тана был поврежден определенный участок левого полушария - так называемая моторная речевая зона, или центр Брока.

В 1874 г. молодой немецкий психиатр Карл Вернике (1848-1905) изучил группу пациентов со странным симптомом. Они могли связно говорить, но часто употребляли слова, выпадающие из контекста.

И, в отличие от Тан-Тана, не понимали чужую речь. Несмотря на нормальный слух, они не могли «расшифровать» смысла фраз, на каком бы языке те ни звучали.

В результате стало ясно: нормальная речь требует понимания других. Услышанные или прочитанные фразы сначала обрабатываются сенсорной речевой зоной (центром Вернике), обычно находящейся в левом полушарии. Здесь речь наполняется смыслом.

Однако, чтобы говорить самому, нам нужен двигательный центр Брока, расположенный в другом месте.

Появление членораздельной речи было, несомненно, решающим шагом в эволюции человека. Это сказалось на всех сторонах жизни наших предков - усложнились орудия, возникли новые общественные отношения, пронизанные ритуалами, зачатками мифологии и религии - того, что мы называем духовной культурой.

Заметно увеличился головной мозг. Видимо, это хотя бы отчасти потребовалось для обработки нового типа информации, объем которой стал постоянно возрастать, накапливаясь в каждом поколении.

Формирование современной речи шло рука об руку с развитием понятийной структуры нашего сознания.

Умение называть объекты означает способность абстрагироваться от них, классифицировать окружающую действительность.

Однако связь между речью и логическим мышлением очень сложна.

Утратив в результате травмы речевые центры головного мозга, люди не обязательно становятся круглыми идиотами.

Более того, способность сравнивать и систематизировать понятия возникает даже у тех, кто никогда в жизни не говорил.

Мышление развивается независимо от речи, хотя и под ее влиянием.

Заключение


Допустим, мы максимально развили свою эмоциональность. Означает ли это счастье? Исследования показывают, что личная удовлетворенность не зависит от уровня тех или иных интеллектуальных способностей.

Адекватное поведение обеспечивается только взаимодействием всех проявлений интеллекта. И в этом смысле обществу полезно умственное развитие всех его членов.

Игнорирование каких-либо сторон интеллекта, скажем школьными программами, чревато появлением личностных «перекосов» с роковыми последствиями для отдельных индивидов и популяции в целом.

Итак, интеллект и мышление - две стороны одной медали.

Уже не первый год нейробиологи изучают механизмы мыслительных процессов. Они выделили в головном мозгу части, специализированные на различных видах интеллектуальных задач - типа «формулировки», «распознавания», «выслушивания». По мнению нейробиологов, такие мыслительные структуры формируются в первые годы жизни.

Если дети растут в среде с дефицитом стимулов, их умственное развитие отстает от нормы.

При полном отсутствии внешних раздражителей нервные связи в мозгу вообще не образуются.

Хотя основы интеллекта заложены в генах и формируются в первые годы жизни, ум человека, безусловно, развивается в течение всей жизни.

Прекратив думать, мозг начинает деградировать. Регулярная его тренировка позволяет сохранить удивительную ясность ума даже в глубокой старости.


Список литературы


1. Шеппах Д., «Мысль, разум, интеллект», 2003, «Ридерз Дайджест»

Величковский Б.М., Капица М.С., Психологические проблемы изучения интеллекта. М.: Наука, 1987

Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. М.: Прогресс, 1965

Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Психология, диагностика, педагогика. Киев: НИИ психологии, 1992

Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии. 1980. №2.

Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» Психологический журнал. 1998. Т. 19. №2.

Карпов Ю.В., Талызина Н.Р. Критерий интеллектуального развития детей // Вопросы психологии. 1985. №2.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Академия, 2000

Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2002

Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2000

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999

Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.