Мышление и деятельность обществознание. Лекция по обществознанию на тему "деятельность и мышление"


Лекция:


Понятие, свойства и виды мышления

Познание окружающего мира происходит с помощью органов чувств и мышления. Мышление является основой рационального познания. Мыслящий человек задаёт вопросы и ищет на них ответы. В процессе мышления он обрабатывает информацию, устанавливает причинно – следственные связи между предметами и явлениями.

Запомните определение термина урока:

Мышление - это активный процесс познания, представляющий собой опосредованный и обобщенный способ отражения предметов и явлений окружающей действительности.

Познание окружающего мира с помощью органов чувств непосредственно. К примеру, чтобы решить, что сегодня надеть по погоде, нужно выйти на улицу и узнать тепло или холодно. Это простой пример, иллюстрирующий то, как при непосредственном исследовании устанавливается прямой контакт с объектом познания.

Познание же с помощью мышления опосредованно . Узнать тепло или холодно на улице можно с помощью термометра, опираясь на высоту ртутного столба. В данном случае то, что нас интересует, мы узнали с помощью посредника (термометра). Именно опосредованность мышления даёт широкие познавательные возможности. Потому, как невозможно установить прямой контакт со всеми объектами познания. Ещё одним важным свойством мышления является обобщенность . Что случится если бросить лист бумаги в огонь? Сгорит. Почему мы в этом уверены? Потому что раньше видели, что бумага в огне горит. Обобщенность мышления заключается в том, что человек собирает факты о каком-либо предмете или явлении, полученные ранее и на их основании делает вывод. К примеру, врач обобщил имеющиеся факты о болезни и назначил лечение больному. Экономист обобщил факты и определил наилучший путь повышения эффективности предприятия.

Результатом мышления являются мысли (понятия, идеи). Мысли всегда выражаются словами, даже если мы не произносим их вслух. Поэтому мышление связано с речью. Осуществляется мышление в форме суждений. Стремясь найти истину человек рассуждает и выводит умозаключение, которые бывают индуктивными, дедуктивными и по аналогии.

    Индукция – это конечный вывод от частного к общему. Пример: ель, которая растёт в соседском дворе летом и зимой бывает зелёной, значит все ели относятся к вечнозелёным хвойным деревьям.

    Дедукция – это обратный индукции вывод от общего к частному. Пример: преступления наказуемы, дача взятки преступление, следовательно, дача взятки наказуема.

    Умозаключение по аналогии – это вывод от частного к частному. Когда свойства одного предмета переносятся на другой предмет. Пример: планеты Марс и Земля во многом похожи. На Земле есть жизнь. Поскольку Марс похож на Землю, вероятно на Марсе есть жизнь.

Виды мышления

Характеристика мышления

Наглядно – действенное
Первый вид мышления, связанный с практической деятельностью, когда мыслительные операции переходят в действие. Данный вид мышления особенно важен для детей до 3 лет, поскольку ребёнок развивается когда вертит, открывает, тянет предметы. Наглядно - действенное мышление актуально и для взрослого человека, к примеру, когда он изучает новый бытовой прибор, переставляет в квартире мебель. Значит это мышление прежде всего характерно для инженеров, механиков, техников, ремонтных работников.
Наглядно – образное
Это мыслительные операции с образами. Ключевую роль в данном виде мышления играют восприятие и воображение. С помощью наглядно – образного мышления мы можем представить то, чего не видим. К примеру, планируя ремонт квартиры, мы представляем как будут выглядеть те или иные обои на стенах. Данный вид мышления свойствен всем людям, но особенно важен для художников, дизайнеров, стилистов.
Словесно – логическое
В данном виде мышления образы уходят на второй план, а мыслительные операции связаны с логическими понятиями (житейскими и научными). Ключевую роль в нём играет рассудительность, доказательность, обоснованность и, конечно, грамотное владение речью. Данный вид мышления особенно важен для людей, чья деятельность связана с изложением мыслей при помощи речи (дикторы, публицисты, литераторы, юристы, учителя и многие и другие).

Мышление тесно связано с деятельностью. Ведь от мыслей человек переходит к действиям. Мышление само по себе уже деятельность – интеллектуальная и познавательная, но оно неотрывно и от других форм деятельности. Перейдем ко второму термину урока.

Понятие и характер деятельности

Деятельность – это целенаправленный процесс человеческой активности, удовлетворяющий потребности и преобразующий мир.

Деятельность человека существенным образом отличается от активности животных. Во-первых, тем, что животные приспосабливаются к окружающим условиям, а человек не только приспосабливается, но ещё и преобразует их. С помощью орудий труда человек изменяет окружающий мир, подстраивает его под свои нужды, делает комфортным для себя. Так, человек строит или разрушает дома, возводит памятники, получает образование и т.д. Во-вторых, поведение животных целесообразно инстинктам, деятельность человека тоже целесообразна, но ещё и целеполагательна, целенаправленна. Это означает, что поведение животного зависит от инстинктов, которыми он не в силах управлять. Проголодался хищник и тотчас отправился на поиск жертвы. Однако, трудно представить себе льва, задумывающего охоту на завтра. То есть животное не ставит перед собой цели на будущее. А человек, в отличие от животных, может руководить своими инстинктами, потому что обладает разумом. Поэтому деятельность человека носит сознательный характер. Это означает, что прежде чем, что-то сделать, человек ставит цель и прогнозирует результат деятельности. Например, прежде чем начать строительство архитектор планирует проект дома. Любая деятельность направлена на достижение результата, будь это мытьё посуды, чтение учебника или беседа с другом. Поэтому деятельность имеет и продуктивный характер. Общественный характер означает то, что в процессе деятельности возникают отношения между людьми.


Итак, запомните! Поведенческая активность животных целесообразна, а деятельность человека целесообразна, целеполагательна и целенаправленна. Она носит сознательный, преобразовательный, орудийный, продуктивный и общественный характер.

Структура деятельности

Деятельность состоит из структурных единиц. Человек, без которого деятельность невозможна, является субъектом . То, на что направлена деятельность субъекта называется объектом . Например, врач (субъект) лечит больного (объект); Саша (субъект) моет посуду (объект). Почему врач лечит больного, а Саша моет посуду? Потому что в этом есть нужда, то есть потребность . Она тоже входит в структуру деятельности. На основе потребностей формируются мотивы , которые побуждают к деятельности. Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, мотивы игровой деятельности у разных людей различны: один хочет победить, второму интересен сам процесс, третий играет ради общения и т.д. Одним из важных элементов в структуре деятельности является цель . Это идеальный образ результата, которого бы человек хотел достигнуть. Для достижения цели человек использует предметы, технологии, способы и другие средства . Например, ученик хочет сдать государственную итоговую аттестацию по обществознанию на высший балл – это цель. Для этого он использует такие средства, как курс обществознания на портале Cknow, онлайн-тестирование, занятия с репетитором, учебники, пособия, таблицы и др. Любая деятельность является процессом , а значит состоит из цепи действий, реализуя которые можно добиться своей цели. Если человек достиг цели, значит он получил результат своей деятельности.

Подытожим, в структуру деятельности входят такие элементы, как:

  • субъект,
  • объект,
  • потребность,
  • мотивы,
  • цель,
  • средства,
  • процесс,
  • результат.

Виды деятельности

Потребностей у человека много, значит и виды деятельности многообразны. Рассмотрим классификации по направлению и по содержанию.

По направлению выделяют материальную и духовную виды деятельности. Духовная деятельность имеет три формы: познавательная, прогностическая, ценностно - ориентировочная.

    Материальная деятельность связана с производством материальных благ. Примеры: изготовление стула, ремонт квартиры, строительство дома.

    Духовная деятельность связана с производством знаний, идей, принципов, ценностей и других нематериальных благ. Примеры: воспитание ребенка, сочинение рассказа.

    Познавательная деятельность направлена на поиск и обработку информации и получение знаний. Примеры: исследования учёного, написание реферата.

    Прогностическая деятельность связана с предвидением последствий каких-либо явлений. Примеры: деятельность астронома, прогнозирование последствий возможного землетрясения, урагана.

    Ценностно – ориентировочная деятельность направляет человека на общечеловеческие ценности и идеалы (доброта, честность, справедливость, истина, красота, гуманность и т.д.). Данный вид деятельности проявляется в отношении человека к окружающей действительности: людям, природе, культуре. Ценностные ориентации человека формируются в процессе социализации, в беседе с матерью или другом, на уроке или классном часу. Человек раскрывает свой ценностно – ориентировочный потенциал в общении, познании, учёбе, труде, игре и других видах деятельности.

По содержанию деятельность бывает трудовая, учебная и игровая.
  • Трудовая деятельность направлена на производство общественно-полезных продуктов, материальных и нематериальных (духовных) благ. Трудовая деятельность требует наличия знаний, умений, мастерства. Различают физический и интеллектуальный труд. Является ведущим видом деятельности для взрослого человека.
  • Учебная деятельность направленна на передачу знаний, умений, навыков и форм поведения подрастающему поколению. Учеба играет решающую роль в интеллектуальном, нравственном и психическом развитии человека. Является ведущей деятельностью в школьном и студенческом возрасте.
  • Игровая деятельность главным образом направлена на развлечение и отдых. Игра приносит радость и удовольствие, в этом заключается её гедонистическая функция. Но игра выполняет ещё и познавательную функцию, способствует развитию личности. Является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста.
Особым видом деятельности является общение . В чём особенность? В том, что общение строится по принципу «субъект – субъект», а другие виды деятельности по принципу «субъект – объект». Что же такое общение? Во-первых, это процесс установления межличностных или межгрупповых контактов. Во-вторых, способ передачи информации от одного человека другому. Большинство видов деятельности невозможны без общения. Оно бывает вербальное (с помощью языка) и невербальное (с помощью мимики, жестов).

Уровни способностей

Почему одна и та же деятельность у одного человека получается лучше, чем у другого? Всё дело в способностях человека. Существует несколько уровней способностей:

  • Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма, являющиеся предпосылками формирования и развития способностей. Например, абсолютный слух, необходим для развития музыкальных способностей.

Мышление и деятельность – основные категории, выделяющие человека из животного мира. Только человеку присущи мышление и преобразующая деятельность.

Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Однако мышление не может быть полностью объяснено исключительно деятельностью мозга. Мыслительная деятельность связана не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием, а также с речевой и трудовой деятельностью человека. Формы мышления: суждения, понятия, представления, теории и т. д.

Мышлению свойственны такие процессы, как анализ (разложение понятий на части), синтез (объединение фактов в понятие), абстракция (отвлечение от свойств предмета при его изучении, оценка его «со стороны»), постановка задач, нахождение путей их решения, выдвижение гипотез (предположений) и идей.

Мышление и речь. Мышление неразрывно связано с речью; именно результаты мышления отражаются в языке. Речь и мышление имеют схожие логические и грамматические конструкции, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Не все замечают, что когда человек думает, то проговаривает про себя свои мысли, ведет внутренний диалог. Этот факт подтверждает взаимосвязь мышления и речи.

Деятельность человека – действия, деяния отдельного человека. Деятельность изменяет внешний мир и самого человека, раскрывает его сущность. Деятельность человека зависит от его предпочтений.

воспитания и образования. Виды трудовой деятельности: умственный труд (например, вычисление уравнений) и физический труд (например, уборка класса).

В структуре деятельности выделяют субъект и объект. Субъект – тот, кто действует (например, ученый, который смотрит в микроскоп), объект – то, на что направлена деятельность (например, микроскопические бактерии). Субъект и объект могут быть как одушевленными, так и неодушевленными.

Виды деятельности:

1) материальная (человек ест, пьет, копает, моет посуду);

2) духовная (думает, поет песню, играет на гитаре):

3) общественная (мать присматривает за ребенком, спортсмен выступает в соревнованиях, политик участвует в выборах).

В разном возрасте у человека преобладает один из видов деятельности: для детей основной деятельностью является игра, для школьников и студентов – учеба, для взрослых – труд.

Потребности – это необходимость человека в чем-либо. Именно потребности побуждают человека к деятельности. Существует много классификаций потребностей. Приведем самую известную классификацию, разработанную американским психологом А. Маслоу. Он выделял следующие виды потребностей человека: 1) физиологические (потребность в пище, дыхании, воспроизводстве рода, отдыхе); 2) жизненно важные (безопасность, комфорт); 3) социальные (общение, привязанность); 4) престижные (уважение, успех, высокие оценки); 5) духовные (самовыражение и реализация интересов).

1.5 Мышление и деятельность Богбаз10, §5, 46 – 47; 48 – 53; Богпроф10, §8, 85-88 (социальная сущность деятельности, мышление и деятельность, мышление и язык); Богпроф10, §17, 168-171 (структура деятельности), 174 (виды деятельности).

Мышление

Средство мышления – язык.

Типы мышления .

1) Образное мышление. Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку

2) Понятийное (теоретическое) мышление. Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения - использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3) Знаковое мышление. Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений. Наука все чаще использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

.

1) Наличие потребности (материальной или духовной) что-то понять, узнать, объяснить.

2) Формулирование задачи (вопроса)

3) Решение поставленной задачи (т.е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций

Формы мышления :

1) понятийные; 2) ассоциативно-образные; 3) вербально-речевые; 4) деятельностно-орудийные.

Дея­ тельность - это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающе­го мира.

Структуры деятельности:

    Объект – это то на что направлена деятельность.

    Субъект – это тот кто ее осуществляет.

    Цель - это идеальный образ того результата, которого стремится получить субъект.

    Средства её достижения

    Результат

Основным мотивом, побуждаю­щим человека к деятельности, яв­ляется его желание удовлетворить свои потребности.

Потребности:

    Физиологические

    Социальные

    Идеальные

Виды деятельности:

    Прак­тическая деятельность (преобразование существующих в реальности объектов природы и общества).

      Материально – производственная

      Социально – преобразовательная

    Духовная (изменение сознания людей)

    1. Познавательная

      Ценностно–ориентировочная

      Прогностическая

Деятельность может быть созидательной или разрушительной.

Общение – это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

Виды общения:

    Общение между реальными субъектами (между двумя людьми).

    Общение между реальным субъектом и иллюзорным партнером (человек с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами).

    Общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом).

    Общение воображаемых партнеров (литературных персонажей).

Формы общения:

  • Монолог или реплики.

Коммуникация – это процесс взаимодействия между двумя или более субъектами целью передачи информации.

Подробно

    7.1. Деятельность.

7.1.1. Что такое человеческая деятельность?

7.1.2. Отличия деятельности человека от поведения животных.

7.1.3. Структура деятельности:

7.1.4. Виды деятельности.

7.1.5. Творчество.

7.2. Мышление.

7.2.1. Что такое мышление?

7.2.2. Типы мышления.

7.2.3. Формы мышления:

7.2.4. Мышление и язык.

7.2.5. Этапы мыслительной деятельности.

7.3. Деятельность или суета сует ?

7.1 . Деятельность .

7.1.1. Что такое человеческая деятельность ?

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

7.1.2. Отличия деятельности человека от поведения животных .

Деятельность человека :

1) приспособление к природной среде путем её масштабного преобразования, создание искусственной среды существования человека;

2) целеполагание в деятельности;

3) сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию;

4) воздействие на среду специальными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические способности человека (способность изготовлять орудия для изготовления орудий);

5) творческий характер деятельности;

6) способность абстрактно мыслить и излагать в членораздельной речи содержание, результаты своего мышления.

Поведение животного :

1) приспособление к условиям среды перестройкой собственного организма (мутация);

2) целесообразность в поведении;

4) воздействие на природу только органами тела;

5) потребительский характер – ничего нового не создают, только пользуются тем, что дано природой изначально.

Чем трудовая деятельность человека отличается от «труда» животных ?

Деятельность – это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. В процессе деятельности человек познаёт мир, создаёт необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жильё и др.), духовные продукты (например, науку, литературу, музыку, живопись), а также себя самого (свои волю, характер, способности).Неотъемлемой чертой деятельности является её 1) осознанность. К другим её характеристикам можно отнести 2) продуктивность, 3) преобразующий и 4) общественный характер.

Многие действия, производимые животными, внешне напоминают трудовые действия людей. К примеру, бобры, подобно людям, возводят плотины на реках; птицы строят гнёзда. Животные обучают своих детёнышей охотиться, добывать пищу. Многие делают запасы на зиму. А пчёл и муравьёв иногда даже называют «социальными животными», так как они действуют сообща и их совместные действия отличаются чёткой организацией и распределением «ролей».

3) Людьми движут осознанные мотивы и сознательно выдвинутые цели деятельности, а поведение животных исключительно инстинктивно. Поведение животных не связано с самостоятельной постановкой цели и её осмысленным принятием. Задачи, которые «решают» животные, стоят перед ними объективно, и способ их решения наследуется одним поколением животных за другим. Ни одно животное не в состоянии изобрести собственный, оригинальный, не похожий на имеющийся, путь решения той или иной задачи. Животное не может выйти за рамки биологической программы своих действий. Человек же в трудовой деятельности сознательно выдвигает цель, выбирает рациональные способы её достижения, прибегает к творческим решениям. 4) Способность трудиться сообща многие ошибочно считают способностью, свойственной и человеку, и животным. Но если помнить, что животные действуют, а не трудятся, что ими движут инстинкты, безусловные рефлексы, а не сознательно поставленные цели и волевые усилия, можно однозначно заявить, что труд – вид деятельности, свойственный только человеку.

7.1.2. Структура деятельности :

2) средства;

3) продукты (результаты);

4) мотивы;

5) действия.

7.1.3. Виды деятельности .

Классификация №1 (по содержанию) :

2) учение (учёба, познание);

4) общение.

Труд – деятельность, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Особенности трудовой деятельности : целесообразность; нацеленность на достижение ожидаемых результатов; наличие знаний, умений, навыков; практическая полезность; получение результата; преобразование внешней среды обитания.

Учение – деятельность, направленная на приобретение человеком знаний, умений, навыков.

Учение может быть организованным (в образовательных учреждениях) и неорганизованным (побочный, дополнительный результат других видов деятельности).

Игра – деятельность, которая ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры.

Особенности игровой деятельности : происходит в условной ситуации; используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности.

Общение – 1) установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми; 2) вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

Как соотносятся деятельность и общение ? (точки зрения) :

1) Общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства.

2) Общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т.д.

3) Общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Общение и коммуникация .

Коммуникация – общение, обмен информацией между людьми.

Различия :

1) Получатель информации : общение – человек; коммуникация – человек, животное, машина.

2) характер обмена : общение: взаимный обмен при активном участии каждого субъекта; коммуникация: однонаправленный поток информации при формальной характере обратной связи.

3) Последствия : общение: усиливается общность участников; коммуникация: участники остаются обособленными.

Виды общения.

По используемым средствам общения :

1) непосредственное – с помощью естественных органов;

2) опосредованное – с помощью специальных средств (газета или компакт-диск);

3) прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга;

4) косвенное – через посредников, которыми могут выступать другие люди.

По субъектам общения :

1) между реальными субъектами;

2) между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются качества субъекта общения;

3) между реальным субъектом и воображаемым партнером («внутренний голос»);

4) между воображаемыми партнерами (художественный образ).

Функции общения :

1) социализация;

2) познавательная;

3) психологическая;

4) отождествления (выражение причастности человек к группе: «Я – свой» или «Я чужой»);

5) организационная.

Классификация №2 (по объектам и результатам деятельности) :

1) практическая: материально-производственная (преобразование природы), социально-преобразовательная (преобразование природы);

2) духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).

Классификация №3 (по характеру последствий) :

1) созидательная;

2) разрушительная.

7.1.4. Творчество .

Творчество – деятельность, порождающая нечто 1) качественно 2) новое, никогда ранее не существовавшее или активное, 3) отвечающее потребностям времени освоение уже существующего богатства культуры.

Творчество является синтетическим видом человеческой деятельности, объединяющим в себе на новом, высшем уровне некоторые элементы как предтрудовой инстинктивной деятельности людей (внутренняя мотивация активности), так и труда (осознание целей деятельности).

Механизмы творческой деятельности :

1) комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий;

2) воображение;

3) фантазия;

4) интуиция.

7.2 . Мышление .

7.2.1. Что такое мышление ?

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и проч.

Биологическая основа мышления – головной мозг человека.

Средство мышления – язык.

База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов.

7.2.2. Типы мышления .

Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усиление абстрагирования и обобщения.

Особенности мышления первобытного человека отличаются от человека современного чувственной конкретностью и предметностью супротив больших обобщающих способностей. На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления:

1) Образное мышление. Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

2) Понятийное (теоретическое) мышление. Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3) Знаковое мышление. Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т.е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал их использовать в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

7.2.2. Формы мышления :

2) ассоциативно-образные;

3) вербально-речевые;

4) деятельностно-орудийные.

7.2.3. Мышление и язык .

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

7.2.4. Этапы мыслительной деятельности .

Несмотря на то, что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга, оно по своей природе социально. Для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Процесс мышления проходит ряд этапов:

1) Наличие потребности (материальной или духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить. Наличие интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности. Умение определить новое, необычное от известного. Стремление узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.

2) Формулирование задачи (вопроса) – определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.

3) Решение поставленной задачи (т.е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, абстрагирования, конкретизации.

4) Достижение нового знания, которым раньше человек не владел.

7.3 . Деятельность или суета сует ?

По своей активности человек избыточен, он производит уйму совершенно ненужных ему вещей. Возможно, в этой избыточности кроется одна из причин того экологического абсурда, в котором мы сегодня находимся. Известно, что только 2% осваиваемых природных ресурсов имеют непосредственное отношение к удовлетворению жизненно необходимых человеческих потребностей. Всё остальное – в конечном счёте свалка побрякушек, украшений и сумасшедших технологий, направленных на удовлетворение человеческого тщеславия.

Задание Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Мышление и деятельность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.




4.1.понятийное 4.2.образное 4.3.вербально-речевое 4.4. деятельностно-орудийное 5. Неразрывность деятельности с мышлением 5.1.мотив деятельности формирует мышление 5.2.мышление в процессе постановки цели деятельности 6.Мышление и деятельность обладают личностным характером










Оценивание Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов. 1 балл






Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Труд как экономический ресурс. 2. Спрос и предложение на рынке труда. 3. Сегментация рынка труда: а) руководители высшего звена; б) специалисты с высшим образованием; в) персонал средней квалификации; г) высококвалифицированные рабочие и др. 4. Мотивация труда и трудовые отношения: а) оплата труда; б) развитие экономической демократии. 5. Безработица: а) сущность безработицы; б) структура и виды безработицы; в) масштабы безработицы. 6. Государственное регулирование рынка труда: а) стимулирование роста занятости; б) программы профессионального образования; в) программы социального страхования.








Оценивание Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован. ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. 2 балла


Оценивание Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов. 1 балл Возможные задания Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме « Рынок и его роль в экономической жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме « Собственность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание № 2458

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль выборов в политическом процессе». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированны в подпунктах.


Пояснение

При ана­ли­зе от­ве­те учитываются:

− кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их соответствия

заданной теме;

− пол­но­та от­ра­же­ние ос­нов­но­го со­дер­жа­ния в плане;

− со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1) Де­мо­кра­ти­че­ский ме­ха­низм при­ня­тия по­ли­ти­че­ских решений

2) Из­би­ра­тель­ные права граждан:

а) активное избирательное право;

б) пассивное избирательное право.

3) Прин­ци­пы демократического из­би­ра­тель­но­го права:

а) всеобщность;

б) равенство;

в) тайна выборов;

4) Из­би­ра­тель­ные системы:

а) мажоритарная;

б) пропорциональная

5) Роль выборах в политическом процессе:

а) формирование представительных органов власти;

б) общественный контроль за деятельностью государственной властью;

в) социальное представительство и т.д.

6) Пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны власти

7) Вы­бо­ры в не­де­мо­кра­ти­че­ских обществах

Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и

подпунктов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4, 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Баллы
28.1 Раскрытие темы по существу 3
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. 2
0
Указания по оцениванию:

28.2 1
1
Все иные ситуации 0
Максимальный балл 4

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Задание № 2459

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство как институт политической системы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированны в подпунктах.


Пояснение

При ана­ли­зе ответе учитываются:

− кор­рект­ность формулировок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия заданной теме и чет­ко­сти выражения мысли;

− от­ра­же­ние в плане ос­нов­ных аспектов темы в опре­де­лен­ной (адекватной за­дан­ной теме) последовательности.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия данной темы:

1) По­ня­тие государства

2) При­зна­ки государства:

а) территориальная организация;

б) пуб­лич­ный характер власти;

в) суверенитет;

г) ис­клю­чи­тель­ное право на взи­ма­ние налогов и др.

3) Внут­рен­ние и внеш­ние функции государства:

а) политическая;

б) экономическая;

в) социальная;

г) обес­пе­че­ние национальной безопасности;

д) меж­ду­на­род­ное сотрудничество и др.

4) Го­су­дар­ствен­ный аппарат

5) Форма государства:

а) форма правления (монархия, республика);

б) форма государственно-территориального устройства (унитарное, федеративное и конфедеративное);

в) по­ли­ти­че­ский режим (тоталитаризм, авторитаризм, демократия).

Возможно дру­гое количество и (или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Наличие любых двух из 2,3,4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Критерии оценивания ответа на задание 28 Баллы
28.1 Раскрытие темы по существу 3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

0
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов

28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей 1
Все иные ситуации 0
Максимальный балл 4

Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Задание № 3326

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические права и свободы граждан». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Пояснение

При анализе ответа учитывается:

− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

− Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

1. Понятие прав и свобод гражданина.

2.Классификация прав человека:

а) гражданские (личные);

б) политические;

в) социально-экономические;

г) культурные.

3. Политические права граждан:

а) права на участие в управлении делами государства;

б) свобода объединений;

в) свобода собраний и т.д.

4. Избирательные права граждан:

а) активное право;

б) пассивное право.

5. Гарантии политических прав в демократическом обществе.

6. Механизмы защиты политических прав и свобод гражданина.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Критерии оценивания ответа на задание 28 Баллы
28.1 Раскрытие темы по существу 3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

0
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов

28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей 1
Все иные ситуации 0
Максимальный балл 4

Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Задание № 5325

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность и мышление». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Пояснение

При ана­ли­зе от­ве­та учитывается:

– со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа;

– на­ли­чие пунк­тов плана, ука­зы­ва­ю­щих на по­ни­ма­ние эк­за­ме­ну­е­мым ос­нов­ных ас­пек­тов дан­ной темы, без ко­то­рых она не может быть рас­кры­та по существу;

– кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана.

Формулировки пунк­тов плана, име­ю­щие абстрактно-формальный ха­рак­тер и не от­ра­жа­ю­щие спе­ци­фи­ки темы, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие деятельность.

2. Структура деятельности:

а) субъект;

б) объект;

г) мотивы;

д) действия;

е) результат.

3. Виды деятельности:

а) игра, учение, труд, общение;

б) духовная, практическая (материальная) и др.

4. Мотивы деятельности:

а) потребности;

б) интересы;

в) убеждения и т.д.

Признаки деятельности:

а) сознательный характер;

б) преобразовательный характер;

в) орудийный характер и т.д.

6. Понятие и виды мышления:

а) словесно-логическое;

б) наглядно-образное;

в) наглядно-действенное.

7. Взаимосвязь мышления и деятельности:

а) мышление как основа рационального познания;

б) мышление и речь и т.д.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2-6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Критерии оценивания ответа на задание 28 Баллы
28.1 Раскрытие темы по существу 3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

0
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов

Пример 5.

Оцените это решение в баллах: