Мы видим что костяных коньках найденных. Кто придумал коньки? В суффиксах прилагательных пишется Н

КОСТЯНОЕ РЕБРО КОНЬКА

Н.Г. Орлова

Один мальчик двенадцати лет прочитал строки Пушкина: Как весело, обув железом ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных вод!
Он с удивлением спросил у своей старшей сестры: «Как? Разве в пушкинские времена уже катались на коньках?» - «Нашел чему удивляться! - ответила сестра. - Не только в пушкинские, но и в петровские катались. Сам Петр Первый любил кататься, «обув железом ноги».

Петр I действительно был заядлый конькобежец. Мало того, он считается первым, кто придумал соединить конек и ботинок. Ему надоело привязывать коньки ремнями к сапогам, а тогда других коньков не было, и он накрепко прибил коньки к подошвам. Когда через 150 лет американец Джексон Гейс стал рекламировать свое изобретение конек, крепко присоединенный к ботинку, - его вынуждены были огорчить. Так что настоящим изобретателем «фигурного конька» следует считать Петра Первого.

«Нашли чем удивить! - скажете вы вслед за сестрой мальчика. - Мы это давно знаем из романа «Петр Первый» А. Толстого». В таком случае, может, вас удивит тот факт, что уже древние люди увлекались катанием на коньках. Их мастерили из ребер или трубчатых костей животных. Кость распиливали вдоль, шлифовали и делали отверстия, чтобы ее можно было привязать к ноге. Археологи не раз находили такие коньки при раскопках. В Британском музее в Лондоне, например, экспонируются замечательные костяные коньки длиной примерно в 30 сантиметров с несколькими отверстиями. Несколько тысяч лет назад какой-то любитель конькобежного спорта из северного племени катался по зеркалу застывшего озера. Эти коньки долгое время ученые считали самыми древними. Но не так давно в Казахстане были найдены коньки еще древнее - их изготовление относят к бронзовому веку.
Это тщательно отполированные кости животного. В носке и на конце конька располагаются дырочки для крепления.
Костяные коньки продержались в употреблении очень долго. Шекспир еще застал их в Англии, а в Норвегии и Исландии на костяных коньках катались даже в XIX веке. Но в эти века были и другие коньки: их изготавливали из дерева, а снизу обивали железом. А с конца XVII-начала XVIII века в Нидерландах й Англии стали изготавливать полностью металлические коньки.

Хорошо скользить по ровному, гладкому льду катка. Маленькие дворовые катки мы заливаем сами, как умеем. Но приготовить хороший лед на самом деле целое искусство. Конечно, лучше всего делать это на ночь, когда мороз покрепче. Заливают воду постепенно: образуется ледяная корочка - заливают один слой, потом еще один и так далее. Есть настоящие мастера по приготовлению льда, их называют «ледоварами». Для разных видов конькобежного спорта лед «варят» по-разному. Беговую дорожку готовят так: заливочная машина проходит круг и делает остановку, чтобы образовалась ледовая корочка. Затем снова делает круг. Таких кругов ей нужно сделать не меньше восьмисот, чтобы получить двадцатисантиметровый слой льда.
А для хоккейного поля сначала площадку засыпают снегом, затем утрамбовывают и после этого льют воду. Кроме того, лед шлифуют, чтобы, как говорится, не было «ни сучка, ни задоринки».
Искусственные ледовые арены помогают делать холодильные машины. Первые искусственные катки появились в прошлом веке в Париже, затем в Лондоне и других городах Европы.

Но есть коньки, которым лед совершенно не нужен. Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о роликах. Многие думают, что ролики появились совсем недавно. А вот и нет! Им уже двести лет. Конечно, по сравнению с коньками они еще совсем молоденькие, но два века ведь тоже что-то значат. Первые «земляные коньки» изготовил парижский резчик и медальер Ванледе. И с тех пор постепенно ролики стали завоевывать мир. Сначала на роликовые коньки встали спортсмены, за ними - балетные артисты. И вот уже понеслись по улицам городов мальчишки-газетчики, письмоносцы и курьеры - люди иногда весьма почтенного возраста. Попробовали ролики экскурсоводы в музеях - и им понравилось. На ролики встали служащие аэропортов, рабочие сборочных цехов и ткачихи.
Чего только не придумывали рационализаторы, чтобы увеличить скорость роликов! В Париже состоялись испытания моторизованных коньков с миниатюрным бензиновым двигателем и бензобаком в каждом. В США изобрели колесные коньки, которые снабжены электрическими моторами, а аккумулятор прикрепляется к широкому поясу. А вот еще один вид очень оригинальных роликов - ролики с вентилятором. Ты одеваешь ролики, берешь вентилятор в руки и мчишься со скоростью ветра, который вырабатывает вентилятор.
Но прижились только простые ролики - веселое, приятное и экологически чистое средство передвижения.
В нашей стране сейчас наступил самый настоящий «роликовый бум». Роликобежцы любят кататься группами - это уже что-то вроде клуба по интересам.
А еще ролики дали жизнь скейту - доске на колесах, катание на которой - дело смелых и ловких. Судя по тому, как много ребят, ловко балансируя, стремительно мчатся на них, смелых и ловких у нас очень много.

Я познаю мир: История вещей /Авт.- сост. Н.Г. Орлова. - М.:АСТ, 2004.- 511 с.

Вариант 17

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.

1.Укажите два предложения , в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.
2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство русского языка.
3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась при описании «высоких образов» и чувств.
4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.
5) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, расширив диапазон художественного использования звукописи за счёт включения в него всего лексического богатства русского языка.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1) Наоборот, 2) Например,
3) Однако 4) Именно 5)Поэтому

2.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЯЗЫ́К (язы́ка книжн. устар., только в 3, 4 знач.), м.
1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать языком. Показать язык кому-н. «Язык не лопатка, знает что сладко. «Поговорка. «И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык.» Пушкин. «Языком играл сигналики, песни пел - такие хватские. «Некрасов.
|| Кушанье из языка животных. Язык с картофельным пюре. Копченый язык.

2 . только ед. Способность говорить, выражать словесно свои мысли, речь. «Голос мой не задрожит, и язык не отнялся.» Пушкин. «Она без языка лежит, руками объясняется.» Тургенев. Лишиться языка. Владеть языком. Язык - один из признаков, отличающих человека от животных. «Язык до Киева доведет.» Пословица.
3 . Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. «Язык есть важнейшее средство человеческого общения…» Ленин. «…Национальная общность немыслима без общего языка…» Сталин. «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Тургенев. «На всех языках говорит.» Лермонтов. Родной язык. Славянские языки. Национальные языки. Древние языки(преимущ. о греческом и латинском). Новые языки (современные западноевропейские). Живой язык). Мертвый язык (см. мертвый). Изучать языки. История русского языка.
4 . Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками. Литературный язык. Разговорный язык. Профессиональные языки. Газетный язык. Поэтический язык. Воровской язык.
5. только ед. Способ выражения, стиль, свойственный кому-чему-н. Язык Пушкина. Язык художественных произведений.
6 . только ед. Словесно выраженная мысль, речь того или иного содержания. «Правдив и свободен их (волхвов) вещий язык.» Пушкин. У него злой язык. Острый язык. Лживый язык. Туманный язык.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

накренИться

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Да-а, видок у тебя НЕПРИГЛЯДНЫЙ.

За окном машины НЕПРОГЛЯДНАЯ тьма: ни одного огонька не видно.

БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ молебен отслужили при большом стечении народа.

Конструкции были специально разработаны для возведения жилых зданий в зоне ВЕЧНОЙ мерзлоты.

Собрание шло в помещении БЫЛОЙ школы.

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

ДВУМСТАМ сорока трем много ЯБЛОК
самый УМНЕЙШИЙ много ЧУЛОК
пара НОСКОВ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.

2) По приезду в Сочи мы, как всегда, остановились в гостинице «Жемчужина».

3) Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.
4) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.
5) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.

6) Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

7) В журнале «Собеседнике» напечатана рецензия на недавно вышедший роман известного писателя.

8)Лермонтов в романе показал облик своего современника и раскрывает его внутренний мир.

9) Друг сказал, что я не согласен с решением класса.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

подп..рать, распол..гающий,

р..шение, выб..раясь, обл..нившийся

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..подтишка, в..бираться

не..своенный, з..рождаться

пр..вычка, пр..возмочь

раз..скивать, пост..ндустриальный,

п..догреть, нед..есть

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

эмал..вый дешёв..нький

син..ватый увид..в

удоста..вавший

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

слыш..мый движ..мый

высуш..шь постел..нный дыш..шь

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

Неужели твой кот ни капли меня (не)боится?

Всё было по-прежнему, но в саду были (не)старые, а новые качели: их полностью скрывали разросшиеся кусты сирени.

Брат убежал, опять (не)вымыв за собой грязную посуду.

Всё шло очень хорошо, пока (не)произошёл этот дурацкий случай с потерянными деньгами.

Есть дома было (не)чего, и мы отправились в магазин.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НЕ) СМОТРЯ на причитания бабушки, я ВСЁ(ТАКИ) ушёл.

Видимо, ему (НЕ) ЗДОРОВИЛОСЬ, (ПО) ЭТОМУ он отказался от пищи.

(В) ЗАКЛЮЧЕНИЕ мы ХОТЕЛИ(БЫ) поблагодарить устроителей праздника.

(ПО) НЕВОЛЕ заяц бежит, когда лететь (НЕ) (НА) ЧЕМ.

ЧТО(БЫ) такое ещё придумать, ЧТО(БЫ) не было так скучно?

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Мы видим, что в костя(1)ых коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы, продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесёмок.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На клумбе видны были желтые и алые тюльпаны и несколько высоких гладиолусов.

2) В этом доме бывали Карамзин и Жуковский Грибоедов и Пушкин.

3) Курсанты в это время обычно уже спят или готовятся ко сну.

4) Иван Сергеевич одинаково сильно любил и родную Лугу и Петербург и Новгород.

5) Разговаривавший с нами старик то ласково щурил глаза то внезапно становился суровым.

16. Расставьте знаки препинания:

Громом возвестив весну (1) гроза звенела (2) по траве (3) давно ожидавшей влаги и прохлады.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Тёмное небо над освещённой улицей (1) казалось (2) чёрным, тяжёлым пологом.

Солнце и (3) казалось (4) само небо прятались за скалами.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

19. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города. (3)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии.

(5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:

(7)–Мам, а почему нельзя?

(8)–Потому что… – раздражённо отвечала мать. (9)–Вон у отца отпрашивайся!

(10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать.

(11)–Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина… (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло!

(21)–Да-а! (22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена.

(23)–Ты иди мой руки и давай садись ужинать…

(24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там её не найдут.

(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.

(34)–Ну, получается, что я обманул тебя!

(35)–Меня? – она улыбнулась. (36)–Разве ты меня обманул?

(37)–А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.

(39)…Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но с … понял, что никогда не сделает этого.

(42)–Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение, крикнула из кухни жена.

(44)«Разве ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп.

(По С.С. Качалкову*)

* Сергей Семёнович Качалков (род. в 1943 г.) – современный писатель-прозаик.

20. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 41?

1) интересом

2) надеждой

3) отчаянием

4) нетерпением

21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложение 4 содержит описание состояния героя.

2) В предложениях 16 – 19 представлено рассуждение.

3) Предложение 25 содержит описание.

4) В предложении 10 содержится повествование.

22. В каком предложении используются контекстные антонимы?

1) 6 2) 29 3) 32 4) 44

23. Среди предложений 39 – 44 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами

24. «Автор, передавая речевую манеру персонажа, использует синтаксическое средство выразительности – А__________ (предложения 14, 18). Для описания внутреннего состояния героини используются тропы: Б __________ («глаза светились от счастья» в предложении 31) и В__________ («тоскливое разочарование» в предложении 29). Такое синтаксическое средство, как Г_________ (в предложении 36), обретает в тексте особую значимость».

Список терминов :

2) сравнение

4) парцелляция

5) экспрессивно-оценочные слова

6) диалектизм

7) вопросительное предложение

8) разговорные синтаксические конструкции

9) метафора

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к варианту

Вариант 17

Самый умный

Обленившийся

Подогреть

недоесть

Удостаивавший

Постеленный

Нездоровилось

Отчаянием

  • Истечение через малые отверстия в тонкой стенке при постоянном напоре
  • Ответ: 7 – С. отверстия канала; 8 – D. приливы; 9 – В. проход в полость рамы; 10 – А. сливная труба.
  • Расчет расстояния от среза платы или от не металлизированного отверстия до элемента печатного рисунка
  • Стеноз левого атриовентрикулярного отверстия (митральный стеноз). Изменения внутрисердечной гемодинамики. Физикальная и инструментальная диагностика.
  • Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.


    (1)Янтарь возник из смолы хвойных деревьев, живших 35-40 миллионов лет назад. (2) <…> деревья при глубоком повреждении коры обильно выделяют смолистый сок, в состав которого входят скипидар, вода и смоляные кислоты. (3)В тёплом субтропическом климате того времени вода и легколетучий скипидар испарялись, а смола затвердевала на деревьях в виде наростов.

    1. В каких из приведённых ниже предложений верно переданаГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

    1. Хвойные деревья, жившие 35-40 миллионов лет назад, при глубоком повреждении коры обильно выделяли смолистый сок.

    2. В состав смолистого сока хвойных деревьев входят вода, скипидар и смоляные кислоты.

    3. Янтарь – затвердевшая смола – возник в результате испарения воды и скипидара из смолистого сока живших 35-40 миллионов лет назад хвойных деревьев.

    4. Янтарь – это сок хвойных деревьев, который обильно выделялся при повреждении коры.

    5. Янтарь, возникший в результате испарения воды и скипидара из смолистого сока древних хвойных деревьев, и есть затвердевшая смола.

    2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

    Однако Вопреки этому Дело в том, что Несмотря на это, Хотя

    Ответ:_______________________________________

    3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОСТАВ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    СОСТАВ , а, м.

    1. чего. Совокупность людей, предметов, образующих какое-н. целое. Входить в с. президиума. Личный с. С. исполнителей. Офицерский с. армии.

    2. Продукт смеси, соединения чего-н. Лекарственный с. Химический с.

    3. Сцепленные друг с другом железнодорожные вагоны, поезд. Тяжеловесный с. Подать с. на станцию. С. пойдёт в депо. * В составе кого-чего, предлог с род. п.

    Ответ: _______________________________________

    4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это сло-во.

    лгалА клалА отозвалАсь поднЯвшись надОлго

    Ответ:_______________________________________

    5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.

    Предлагаемый студентам дополнительный курс лекций позволит им ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знаниях.

    Территорию, находящуюся под местом кладки карниза, в целях безопасности необходимо ОГОРОДИТЬ.

    После обсуждения радостной новости вся компания пребывала в ИГРИСТОМ настроении, поэтому подготовку к экзамену было единодушно решено перенести на следующий день.

    ПАМЯТНЫЕ монеты представляют увлекательную и очень интересную страницу истории нумизматики.

    Ответ:_______________________________________

    6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    молодые БУХГАЛТЕРЫ ИХНЕЙ работой

    ПОЕЗЖАЙ В ТЕЧЕНИЕ тридцати пяти минут

    дамских ТУФЕЛЬ

    Ответ:_______________________________________

    7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Составляя предложение, мне было сделано замечание. Б) Одним из самостоятельных видов искусства, существующий с конца XV века, является графика. В) Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей: Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого. Г) О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме». Д) Благодаря дружбы с семьёй Аксакова по приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме писателя. ОШИБКИ 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью

    А Б В Г Д

    8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    возр. .ст к..нституционный расст..лать обл..гать преподн..сить

    Ответ:_______________________________________

    9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

    нен..глядный, с..звучие пр..морье, пр..обрёл

    в..будоражить, не..жатый небез..нтересный, сверх..зысканный

    пр..вокзальный, пр..острый

    Ответ:_______________________________________

    10. Е .

    налаж..вать откле..ваться настойч..вый сбивч..вый стержн..вой

    Ответ:_______________________________________

    11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

    бор..шься дремл..шь постел..шь смотр.. шь бре..шься

    Ответ:_______________________________________

    12. Определите предложение, в которомНЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

    (НЕ)СМОТРЯ на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.

    Сегодня его слова звучали (НЕ)ТЕПЛО и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.

    Глаза его горели ничем (НЕ)УКРОТИМОЙ страстью.

    Был тихий, вовсе (НЕ)ЖАРКИЙ июньский день.

    Посещение Петром стоматолога (НЕ)БЫЛО отложено.

    Ответ:_______________________________________

    13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутсяСЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    1) Точно ТАК(ЖЕ) как детство человека кажется ему прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества ТО(ЖЕ) окрашены для нас в романтическую дымку.

    2) (НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.

    3) Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.

    4) Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.

    5) (ЗА)ЧАСТУЮ люди не осознают, (НА)СКОЛЬКО важно следить за своим здоровьем.

    Ответ:_______________________________________

    14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

    Мы видим, что в костя(1)ых коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы, продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесёмок.

    Ответ:_______________________________________

    15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

    1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

    2) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.

    3) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.

    4) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.

    5) Как театр так и кинематограф являются видами массового искусства.

    Ответ:_______________________________________

    16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


    1 | |



    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Церковь Василия Блаженного увенча(1)а огромной, радужного цвета главой, чрезвычайно похожей на хрустальную гранё(2)ую пробку стари(3)ого графина. 1) 1, 22) 23) 34) 2, 3


    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Церковь Василия Блаженного увенчана огромной, радужного цвета главой, чрезвычайно похожей на хрустальную гранёную пробку старинного графина. 1) 1, 22) 23) 34) 2, 3














    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Старший лесник, дли(1)ый и неуклюжий, в галифе из домотка(2)ого сукна, в стира(3)ой сорочке, сидел в стороне от всех и насмешливо улыбался. 1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 2, 3


    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Старший лесник, длинный и неуклюжий, в галифе из домотканого сукна, в стираной сорочке, сидел в стороне от всех и насмешливо улыбался. 1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 2, 3



    — обувь с прикрепленными лезвиями, предназначенная для прогулок или спортивных соревнований на льду. Полозы делаются из различных сплавов, в прошлых веках изготавливались из стали, а еще раньше — из костей животных. Лезвия крепятся к ботинку намертво или быть съемными. Интересно, что нет того, кто придумал коньки, ведь их изобрели еще в бронзовую эпоху.

    Кто изобрел коньки?

    Здесь узнаем, когда и где появились первые коньки, в каком веке. Конкретного изобретателя у этого инвентаря нет. Самое старое костяное изделие обнаружили в 1967 году на побережье Южного Буга рядом с Одессой. Возраст находки составляет 3200 лет. Первые упоминания о неких приспособлениях, одеваемых на ноги для хождения по льду, встречаются в древнегреческих источниках.

    Согласно античным книгам, первые костяные коньки использовали киммерийцы — народ, обитавший на побережье Днепровского лимана, где найдены первые археологические находки. Параллельно подобные конструкции использовались и в других точках Земли: на территории России, Англии, Китая и в прочих уголках мира.

    Из чего были сделаны первые коньки?

    На территории Сибири изготавливались из моржовых бивней, а в Китае — из бамбука. В большинстве регионов мира использовалось дерево и кости животных, чаще — бедренные из-за длины, прочности и характерного изгиба тазобедренного сустава на одном конце.

    Как первые коньки изготавливали из дерева и костей животных?

    Для этого кость или дерево стачивали с одной стороны, чтобы образовалась плоская поверхность под подошву. С двух сторон проделывались отверстия, через которые продевались крепления для обуви. С другой стороны кости часто делалась продолговатая вырезка, в которую вставлялась плоская кость или дерево, игравшие роль лезвия.

    Такие приспособления плохо скользили, поэтому люди отталкивались палками. Костяной инвентарь использовался вплоть до XIII века, так как железо в те времена стоило очень дорого, а кость прекрасно справлялась с поставленной задачей. Переход на железо состоялся лишь при расширении металлообработки.

    Упоминание о костяных коньках встретилось в книге «Хроники знатного города Лондона», которую написал Стефаниус — монах XII века. Он рассказывал, что при замерзании болота, которое омывало северную часть городского вала у Муфильда, ребенок катался по льду, надевая на ботинки бедренные кости животных и отталкиваясь руками с помощью деревянных палок.

    Когда появились первые коньки?

    Теперь разберем, кто же завез коньки в Россию? Мы можем гордиться тем, что классический вид — стальные лезвия на ботинке — появился благодаря русскому императору Петру I. До этого лезвия крепились то к деревянным брускам, то к стальным трубкам, но это было неудобным для катания. Петр I с подобающей решительностью прикрепил деревянные коньки к сапогам, намертво прибив их гвоздями.

    Он же и привез коньки в Россию, вместе с картофелем, модой на новую одежду и балы, кораблестроением и чугунным литьем. Указом Петра I в Туле началось производство коньков. После смерти императора наступила реакция, и о новой моде на некоторое время забыли. Возобновить ее удалось Александру I, который увидел Европу во время Наполеоновских войн.

    Бурный рост популярности коньков и начался с 1842 года, когда залили первый каток. Речная или озерная гладь замерзает неровными буграми, так как вода при застывании расширяется, что сильно мешает новичкам осваивать искусство катания на льду. С момента возникновения ровной глади наступил спортивный бум.

    В Российской Империи конькобежная организация открылась в 1864, а уже в 1887 г. прошли первые международные соревнования по конькобежному спорту, где победил знаменитый российский скороход и фигурист Александр Паншин. После Октябрьской революции катки для фигуристов и строились по всей стране.

    Эволюция беговых коньков

    История беговых коньков начинается в середине XIX столетия. Первоначально стальное лезвие крепилось на деревянной подошве и привязывалось к ноге с помощью ремней. Такая конструкция давала некоторую подвижность ботинка на ноге, что было существенным недостатком. В 1880 году созданы первые трубчатые коньки. Они крепились к сапогу сзади и спереди с помощью четырех и шести шурупов соответственно.

    В 1887 году после победы Александра Паншина стал популярен его вариант коньков, где лезвие было удлинено и стало очень узким, а передняя часть слегка загибалась, при этом мешающий завиток отрезали. Следующее улучшение произошло благодаря норвежцу Х. Гагену, который сделал стальную трубку, а уже в нее вставил железный полоз.

    Последующие изобретения происходили с материалом лезвия. На рубеже XIX и XX веков началось серьезное развитие химии. Было изобретено легирование стали, что увеличивало прочность полозов в два раза. Это позволило уменьшить толщину лезвия и сделать его легче.

    Последнее радикальное изменение произошло в 1990 г., когда создали коньки с раскрывающейся пяткой, крепящиеся лишь на носке, из-за чего они стали походить на шлепанцы. Такое строение улучшило скольжение, облегчило бег, так как не надо было больше поднимать всю конструкцию.

    Эволюция фигурных коньков

    Исполнение прыжков, сложных движений на льду имело популярность и до фигурного катания. Первое объединение любителей открылось в Эдинбурге в 1742 г. Старт классическому фигурному катанию задал американец Хейнc, который в середине XIX столетия впервые исполнил танец на коньках под музыку.

    Новая мода быстро набрала популярность, в 1871 г. фигурное катание стало видом спорта. В 1908 г. по этому виду спортивных состязаний прошли соревнования в первых летних Олимпийских играх. В программу включили выполнение трудных прыжков, поворотов и других трюков на льду.

    Идеальная форма лезвия и ботинок находилась постепенно. В это время коньки стали гораздо короче, так как иначе партнеры мешали друг другу. Одновременно с этим удлинилась задняя часть, при этом впереди на полозах сделали зубцы, которые позволили выполнять сложные номера, стоя на пальцах.

    В 1976 в список Олимпийских игр добавили танцы на льду, в это же время победителями первых соревнований по новому виду спорта признаны фигуристы СССР — Людмила Пахомова и Александр Горшков. К этому времени ботинок у коньков стал гораздо мягче.

    Эволюция хоккейных коньков

    Хоккей с шайбой появился в 1879 г. Однако в России он к Октябрьской революции не стал популярным. После прихода к власти пролетариата спортсмены стали играть в хоккей с надувным резиновым мячом, а вот пластиковую шайбу ввели лишь к 1946 г. На тот момент старинные коньки стали крайне неудобными.

    Сначала укоротились лезвия, а позже их сделали значительно крепче благодаря легированию стали. Позднее ботинок стал устойчивее и подвижнее. На переднем конце полоза появился предохранитель. Последнее нововведение заключается в подвижности лезвий, которые при отталкивании отстают от ботинка, а обратно к подошве возвращаются с помощью пружины.

    Эволюция роликов

    Антикварные ролики середины XVIII века имеют крупные металлические колёса (значительно больше ступни) со спицами. Изобретение не обрело большой популярности, так как было практически неуправляемым. Первая успешная конструкция, сделанная в 1819 году, представляла собой двухполозные попарно закреплённые колёса. Такой антиквариат теперь можно увидеть в Лувре.

    Современные роликовые коньки появились в конце XX века, когда колеса расположили в одну линию. Устройство хоть и было более трудным в освоении, но зато сильно снизило трение. Скорость катания мгновенно возросла. В 1995 г. состоялось последнее улучшение — ботинок роликов стал мягким.

    Знаете ли вы?

    Лезвие у коньков очень узкое, из-за чего на небольшом участке создается крайне высокое давление. Под этим давлением лед плавится, из-за чего появляется прекрасная смазка, которая сильно снижает коэффициент трения. Благодаря этому появляется легкость скольжения.

    Первые лезвия имели сильно загнутый носок, из-за чего передняя часть полозьев напоминала лошадиную голову. Именно поэтому приспособление и получило своё название — коньки.