Мы добиваемся не правды, а эффекта. Семь мудрецов

На стенах дельфийского храма было написано семь коротких изречений - уроков жизненной мудрости. Они гласили: «Познай себя самого»; «Ничего сверх меры»; «Мера - важнее всего»; «Всему свое время»; «Главное в жизни - конец»; «В многолюдстве нет добра»; «Ручайся только за себя».

Греки говорили, что оставили их семь мудрецов - семь политиков и законодателей того времени, о котором мы рассказываем. Это были: Фалес Милетский, Биант Приенский, Питтак Митиленский, Клеобул Линдский, Периандр Коринфский, Хилон Спартанский, Солон Афинский. Впрочем, иногда в числе семерых называли и других мудрецов, иногда приписывали им и другие изречения. Стихотворение неизвестного поэта говорит об этом так:

Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье.

«Мера важнее всего!» - Клеобул говаривал Линдский;

В Спарте - «Познай себя самого!» - проповедовал Хилон;

«Сдерживай гнев», - увещал Периандр, уроженец Коринфа;

«Лишку ни в чем», - поговорка была митиленца Питтака;

«Жизни конец наблюдай», - повторялось Солоном Афинским;

«Худших везде большинство», - говорилось Биантом Приенским;

«Ни за кого не ручайся», - Фалеса Милетского слово.

Говорили, что однажды рыбаки на острове Кос вытащили из моря великолепный золотой треножник. Оракул ведел отдать его самому мудрому человеку в Греции. Его отнесли Фалесу. Фалес сказал: «Я не самый мудрый» - и отослал треножник Бианту в Приену. Биант переслал его Питтаку, Питтак - Клеобулу, Клеобул - Периандру, Периандр - Хилону, Хилон - Солону, Солон - обратно Фалесу. Тогда Фалес отослал его в Дельфы с надписью: «Аполлону посвящает этот треножник Фалес, дважды признанный мудрейшим среди эллинов».

Над Фалесом смеялись: «Он не может справиться с простыми земными заботами и оттого притворяется, что занят сложными небесными!» Чтобы доказать, что это не так, Фалес рассчитал по приметам, когда будет большой урожай на оливки, скупил заранее все маслодавильни в округе, и, когда урожай настал и маслодавильни понадобились всем, он нажил на этом много денег.

«Видите, - сказал он, - разбогатеть философу легко, но неинтересно».

Биант с другими горожанами уходил из взятой неприятелем Приены. Каждый тащил с собою все, что мог, один Биант шел налегке. «Где твое добро?» - спросили его. «Все мое - во мне», - отвечал Биант.

Питтак справедливо правил Митиленами десять лет, потом сложил власть. Народ наградил его большим земельным наделом. Питтак принял только половину и сказал: «Половина больше целого».

Клеобул и его дочь Клеобулина первыми в Греции стали сочинять загадки. Вот одна из них, ее разгадает всякий:

Есть на свете отец, двенадцать сынов ему служат;

Каждый из них родил дочерей два раза по тридцать;

Черные сестры и белые сестры, друг с другом несхожи;

Все умирают одна за другой, и все же бессмертны.

Хилон говорил: «Лучше решать спор двух врагов, чем двух друзей: здесь сделаешь одного из врагов другом, там - одного из друзей врагом». Кто‑то похвалился: «У меня нет врагов». - «Значит, нет и друзей», - сказал Хилон.

Солона спросили, почему он не установил для афинян закона против отцеубийства. «Чтобы он не был нужен», - ответил Солон.

Кроме того, семерым мудрецам, вместе и порознь, приписывали и другие уроки жизненной мудрости. Вот некоторые их советы:

Не делай того, за что бранишь других.

О мертвых говори или хорошо, или ничего.

Чем ты сильнее, тем будь добрее.

Пусть язык не опережает мысли.

Не спеши решать, спеши выполнять решенное.

У друзей все общее.

Кто выходит из дома, спроси: зачем?

Кто возвращается, спроси: с чем?

Не чванься в счастье, не унижайся в несчастье.

Суди о словах по делам, а не о делах по словам.

Вы скажете, что это и так все знают?

Да, но все ли так и поступают?

Впрочем, ведь и сами мудрецы, когда их спросили, что на свете труднее всего и что легче всего, ответили: «Труднее всего - познать самого себя, а легче всего - давать советы другим».

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Пропаганда утрачивает силу, как только становится явной.

Чем ложь грубее, тем легче ей верят.

Йозеф Геббельс

Живешь, смотришь на людей, и сердце должно либо разорваться, либо превратиться в лед.

Шамфор

Худших всегда большинство.

Биант из Приены, надпись на храме Аполлона в Делъфах

Люди не знают, чего хотят, до тех пор, пока им это не предложат.

Т. Конран

Как плох обычай наш. Когда трофей У эллинов победный ставит войско Между врагов лежащих, то не те Прославлены, которые трудились, А вождь один хвалу себе берет.

Еврипид, «Андромаха»

Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается.

Екклесиаст, 6:7

И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их.

Екклесиаст, 9:11

В военных делах самое могущественное – счастье.

Тацит

К этому времени (1924) относится задушевная беседа Сталина, Дзержинского и Каменева за бутылкой вина на даче. На вопрос, что каждый больше всего любит в жизни, разогретый Сталин ответил с необычайной откровенностью: «Наметить жертву, все подготовить, беспощадно отомстить, а потом пойти спать».

Лев Троцкий, «Сталин»

Честного политика элементарно опознать по внешнему виду: у него на зубах растут волосы.

Образованная посредственность все равно остается посредственностью. Другими словами, если консультанты по ведению бизнеса не имеют своего, зачем они нужны.

Никогда не нанимайте университетских профессоров в качестве консультантов по любому предмету. Они ничего не знают о прикладных аспектах и живут в своих иллюзиях и безумных теориях. Что гораздо хуже – они учат этим теориям молодые, невинные и ни о чем не подозревающие умы.

«Менеджер мафии»

Проблема заключается в том, что наше время – время не очень серьезных людей. Мы даже говорим о человеческих ценностях так, как будто они являются обычным товаром – свитерами или туфлями от Gucci, которые можно приобрести за деньги. Это то же самое, что думать, будто присутствие на нескольких семинарах по лидерству, управлению и другим аспектам бизнеса откроет тебе все тайны мастерства.

М. Гербер, «Малый бизнес: от иллюзий к успеху»

Само плывет в руки только то, что не тонет.

Основное правило покупки бизнеса

В Неаполе, на Мургалино, по правой стороне, если идти к Потесволли, живет одни честный сапожник. Каждое утро с восходом солнца его маленькая собачка выбегает из дома и лает на Везувий.

Гор Видал, «Бэрр»

"Всё своё ношу с собой"
Биант.

А) место рождения и упоминания

Биант Приенский (также Виант, Биас, Биант из Приены, VI век до н. э.) - древнегреческий мудрец и общественный деятель, один из семи особо чтимых мудрецов. Родившись в небольшом ионийского города Приена, он не оставил после себя ощутимых биографических следов. Есть сведения, что отцом Бианта был некий Тевтам, но из какого тот происходил слоя - совершенно неизвестно.

Стоит однако напомнить, что Приена - ионийский город на западном берегу Карии, на мысе Микале, при устье реки Геза, в 10 км к северу от Меандра и в 16 км на восток от Эгейского моря. Сама же Иония являлась областью на западном побережье Малой Азии у Эгейского моря, (теперь территории, прилегающие к Измиру в Турции). Основанная в XI в. до н. э. Эпитом, сыном Нелая, она входила в число двенадцати ионийских городов, среди которых были Милет, Миунт, Эфес, Колофон, Лебедос, Теос, Эритрея, Клазомены и Фокея. К Ионии относились острова Самос и Хиос и Смирна - колония, основаннная эолийцами и позже захвачена Колофоном, став ионийским городом. Каждый город был практически полностью автономен, и хотя их объединяли общие политические интересы, они не составляли конфедерации как, например, ахейцы или беотийцы. Предложение Фалеса Милетского объединиться в политический союз было отвергнуто (VI век до н. э.).

Во время правления лидийского царя Крёза Иония была завоёвана и вошла в состав Лидии. Правление Крёза завершилось полным завоеванием его царства персидским царём Киром II Великим, основателем империи Ахеменидов. После непродолжительного сопротивления все города эллинов на западном побережье попали в полное подчинение к персам. Жители Приены принимали самое видное участие в панионийском празднестве и в восстании против персов.
Именно тогда произошёл наиболее известный эпизод из жизни Бианта. Когда персы покорили Приену, и жители, покидая город, забирали всё своё имущество, один Биант не взял ничего. На вопрос, почему он ничего не берёт, Биант ответил: «Всё своё ношу с собой».
Это изречение скоро стало одной из излюбленных греческих пословиц. Эта фраза, известная также в латинской версии - Omnia mea mecum porto - стала крылатой.

Наиболее полные сведения о Бианте приводит Диоген Лаэртский в своём труде «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Кроме этого известны следующие упоминания о Бианте:

Гераклит, очень критичный и скупой в суждениях, позитивно отзывался о Бианте. Известно следующее упоминание: «Был в Приене Биант, сын Тевтама, в котором больше толку, чем в других»;

Есть запись о нём и в известной античной хрии, когда эфиопский царь задаёт задачу египетскому - выпить море, на что Биант придумывает ответ, но об этом чуть ниже;

Оставил о нём высказывание и Василий Кессарийский - святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов.(IV в.н.э.). Сохранилась запись следующего содержания: «Поэтому Виас, когда сын, отправляясь к Египтянам, спрашивал, что делая, особенно угодит он отцу, отвечал: „Приобрети напутствие к старости“, а напутствием назвал добродетель, заключив ее в тесные пределы; потому что ограничил пользу ее продолжением человеческой жизни».

Б) умный политик

1. Между Самосом и Приенами шла продолжительная борьба за кусок малоазийского побережья, лежащего напротив Самоса. Борьба шла с переменным успехом, но в одном из сражений жители Приены разгромили самосцев, уничтожив более тысячи их воинов. Но на стороне Самоса выступил Милеет, и в битве при Дриуссе приенцы были разбиты милетянами. Тогда на Самос отправился Биант, которому удалось добиться урегулирования конфликта на удовлетворивших всех условиях.

2. Во время II-ой Мессенской войны Биант выкупил из спартанского плена несколько мессенских девушек, воспитал их как своих дочерей и затем отослал их в Мессению к отцам, дав каждой из них приданое. Через некоторое время после этого афинские рыбаки вытащили из моря бронзовый треножник с надписью «Мудрому». Тогда перед народным собранием выступил отец одной из девушек (по другой версии выступали сами девушки, но это маловероятно), рассказал о судьбе этих девушек и добродетельном поступке Бианта из Приены и объявил, что мудрый – это Биант. Народное собрание согласилось с этим предложением, и треножник был послан Бианту. Биант же, увидев надпись на треножнике, заявил, что мудрый – это Аполлон, и не принял треножника.
По другой версии, Биант посвятил этот треножник храму Геракла в Фивах, так как он был потомком фивян, основавших Приену.
Впрочем, аналогичные рассказы существуют про большинство греческих мудрецов.

3. Когда лидийский царь Алиатт (отец известного Креза) осаждал Приену, Биант с помощью небольшой хитрости сумел спасти родной город. Он раскормил двух своих мулов и подогнал их к лагерю царя. Тот поразился виду раскормленных мулов и решил, что у осажденных полный порядок с продовольствием. Алиатт решил пойти на переговоры и послал своих представителей в Приену для переговоров. Биант тем временем велел накопать большие кучи песка и присыпал их слоем зерна. Затем эти кучи зерна были продемонстрированы послам Алиатта. Получив сообщение послов об увиденном, Алиат заключил с Приеной мирный договор. Вскоре после этого Алиатт пригласил Бианта к себе, но тот отказался и сказал: "Пусть Алиатт наестся луку". (Т.е. пусть он наплачется.)

4. Лидийский царь Крез вел завоевательные войны в Малой Азии. Ему удалось захватить греческие города на материке и заставить их платить ему дань. Через некоторое время Крез решил покорить греков и на островах и начал приготовления к строительству большого флота.
В это время в сарды прибыл Биант Приенский, который уже имел репутацию одного из мудрейших людей Эллады. Крез решил с ним побеседовать, пригласил его к себе и стал расспрашивать, что нового в Элладе. Биант ответил:
"О, царь! Островитяне закупают множество коней, собираясь в поход на Сарды против тебя".
Вначале Крез решил, что Биант говорит правду, и стал высказываться так:
"О, если бы только боги внушили островитянам эту мысль идти на конях против лидийцев".
Тут Бианту пришлось прервать царя, чтобы избежать недоразумения:
"Царь! Ты, конечно, страстно желаешь, чтобы островитяне со своей конницей попали в твои руки на материке, и к этому у тебя есть все основания. Что же, ты думаешь, желают островитяне, узнав, что ты намерен построить флот против них? Ничего другого, как захватить лидийцев на море и отомстить за порабощенных материковых эллинов".
Крез задумался, потом решил, что Биант говорит правильно и велел прекратить все приготовления к строительству флота. С ионийскими же островитянами он по совету Бианта стал поддерживать дружеские отношения.

5. Когда ионийские города Малой Азии были захвачены персами, в Панионии собрались представители этих городов и стали решать, что же им дальше делать. Тогда Биант из Приены посоветовал ионийцам отплыть на Сардинию и основать там один, общий для всех ионян, город. Таким путем ионийцы создали бы самый крупный и процветающий город во всем Средиземноморье и избежали бы порабощения персами.
Это предложение Бианта было отвергнуто, да и сам он, постранствовав некоторое время, вернулся в родной город.

6. Очень большую известность Бианту в Древней Греции принесли его выступления в суде, причём он никогда не брался выступать в защиту неправого дела. У Гиппонакта сохранилась даже поговорка: "Сильнее, чем приенянин Биант в споре". Причем, сам Биант говорил, что лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, – ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов – твоим другом.

Некоторые же исследователи полагают, что Биант нёс антидемократическое содержание, когда утверждал, что большинство всегда неправо. Диоген Лаэртский считал наиболее известным изречением Бианта следующее: "Большинство – зло".
Трактовать это изречение можно по-разному. Некоторые находят родство со следующей сентенцией Бианта: "Жизнь, говорил он, надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много; а друзей любить так, будто они тебе ответят ненавистью, – ибо большинство людей злы". У Стобея сохранился краткий вариант: "Большинство людей дурны".

В) веселые анекдоты о Бианте

Существует и два анекдота, которые более известны в сборниках об Эзопе, но эти истории, несомненно, имеют древнее происхождение.

Первая. Царь Египта Амасис однажды послал Бианту жертвенное животное и попросил его вырезать и прислать ему обратно самую лучшую и самую худшую его части. Биант вырезал и отослал царю язык жертвы. Эта история получила широкую известность и принесла Бианту большую славу.
Только все дело в том, что саисский царь Амасис правил тогда (570-526 гг. до Р.Х.), когда Бианта уже не было в живых.

Сохранилась и другая история про Амасиса и Бианта. Амасис прислал Бианту письмо, в котором просил помочь ему в споре с эфиопским царем. Тот обещал уступить Амасису много городов и земель, если тот выпьет море, а в противном случае царь Египта вынужден будет уступить ему земли у Элефантины. Биант посоветовал Амасису согласиться на предложение эфиопского царя и выпить море, но тот должен предварительно перекрыть все реки и ручьи, впадающие в море. «Пусть сначала запрёт все реки, впадающие в море, пока царь будет его пить, - потому что речь ведь шла о том море, которое есть, а не о том, которое прибудет». Ведь Амасис соглашается выпить только то море, которое будет в момент заключения договора, а не то, которое будет постоянно пополняться реками и ручьями.

Сохранилось еще несколько анекдотов, относящихся к Бианту.
Однажды Биант плыл на корабле среди не слишком добропорядочной и нечестивой публики. Когда началась буря, люди стали взывать к богам о помощи, но Биант прикрикнул на них:
"Тише, не то боги услышат, что вы здесь!"

Один нечестивый человек спросил у Бианта, что такое благочестие. Биант не ответил. Тот стал приставать, почему, мол, не отвечаешь. Тогда Биант сказал, что благочестие – это не его дело.

Г)Знаменитые афоризмы

"Лучший дом тот, в котором хозяин также ведет себя по доброй воле, как вне дома – по воле законов".
"Сила человеку дается от природы, умение говорить на благо отечества – от души и разумения, а богатство средств – у многих от простого случая".
"Не спеши браться за дело, а взявшись, будь тверд".
"Говори, не торопясь: спешка – знак безумия".
"Люби разумение".
"О богах говори, что они есть".
"Недостойного за богатство не хвали".
"Не силой бери, а убеждением".
"Что удастся хорошего, то, считай, от богов". (Вариант: "Причиной любой удачи считай богов, а не себя".)
"Из молодости в старость бери припасом мудрость, ибо нет достояния надежнее".

Биант говорил, что несчастен тот, кто не в силах снести несчастье; что только больная душа может влечься к невозможному и быть глуха к чужой беде.
На вопрос, что трудно, Биант ответил:
"Благородно перенести перемену к худшему".
На вопрос, что человеку сладко, Биант ответил:
"Надежда".
На вопрос, какое занятие человеку приятно, Биант ответил:
"Нажива".

Вот еще несколько афоризмов Бианта:
"Надо посмотреть на себя в зеркало, и если выглядишь прекрасным - поступай прекрасно, а если безобразным - то исправляй природный недостаток добропорядочностью".
"В бедности богатых не кори, если только не очень задолжал".
"Не болтай: промахнешься - пожалеешь".
"Не будь ни дурнем, ни злыднем".
"Безрассудства не одобряй, рассудительность - люби".
"Соображай, что делаешь".
"Слушай побольше, говори к месту".
"Бери убеждением, а не силой".

Умер Биант в суде, но уже будучи глубоким стариком. Легенда о его смерти гласит, что он выступал перед судом в чью-то защиту. Закончив свое выступление, он сел и положил свою голову на грудь внука. Потом была речь его противника. Затем судьи подали свои голоса, и дело решилось в пользу того человека, которого защищал Биант. Когда же судей распустили, то оказалось, что мертвый Биант лежит на груди своего внука.
Граждане Приены устроили ему пышные похороны, а на гробнице сделали надпись:
"В славных полях Приенской земли рожденный, почиет
Здесь, под этой плитой, светоч ионян, Биант".

В Палатинской Антологии сохранилась другая версия эпитафии Бианту:
"Здесь почиет Биант. Сединой убеленного снежной
Свел его пастырь Гермес мирно в Аидову сень.
Правою речью своей заступившись за доброго друга,
Он на груди дорогой к вечному сну отошел".

В Приене в честь Бианта был выделен священный участок, называвшийся Тевтамий (название дано по имени его отца).

Биант сочинил около 200 стихов про Ионию и про то, как ей лучше достигнуть благополучия. Но из всех его стихов сохранился только такой:
"Будь всем гражданам угоден, где тебе ни случится жить:
В этом – благо истинное, дерзкому же норову
Злая сверкает судьба".

Биант свято верил в силу закона, ибо считал: ""Крепче всего народовластие там, где закона страшатся, словно тиранна". Биант утверждал, что царь или тиранн более всего стяжает славы, "когда он первый явит образец покорности законам".

Наиболее странной и малоизвестной фигурой среди семи мудрецов является Биант из небольшого ионийского города Приена. Его считают первым среди всех семи мудрецов, но биография его нам совершенно неизвестна.

Отцом Бианта был некий Тевтам, но совершенно неизвестно, из богатой или бедной семьи происходил мудрец. В этом отношении расходятся мнения даже древнегреческих источников.

Считается, что Биант жил в VI веке до Р.Х., был современником знаменитого царя Креза и пережил завоевание персами ионийских городов Малой Азии.

В различных трудах древнегреческих авторов сохранилось несколько упоминаний о политической деятельности Бианта Приенского, а также цитируются его высказывания, но даже дотошный Диоген Лаэртский не смог дать его биографии. Поэтому мне придется ограничиться передачей сохранившихся скудных фрагментов из его жизни.

Между Самосом и Приенами шла продолжительная борьба за кусок малоазийского побережья, лежащего напротив Самоса. Борьба шла с переменным успехом, но в одном из сражений жители Приены разгромили самосцев, уничтожив более тысячи их воинов. Но на стороне Самоса выступил Милеет, и в битве при Дриуссе приенцы были разбиты милетянами. Тогда на Самос отправился Биант, которому удалось добиться урегулирования конфликта на удовлетворивших всех условиях.

Во время II-ой Мессенской войны Биант выкупил из спартанского плена несколько мессенских девушек, воспитал их как своих дочерей и затем отослал их в Мессению к отцам, дав каждой из них приданое.
Через некоторое время после этого афинские рыбаки вытащили из моря бронзовый треножник с надписью «Мудрому». Тогда перед народным собранием выступил отец одной из девушек (по другой версии выступали сами девушки, но это маловероятно), рассказал о судьбе этих девушек и добродетельном поступке Бианта из Приены и объявил, что мудрый – это Биант. Народное собрание согласилось с этим предложением, и треножник был послан Бианту. Биант же, увидев надпись на треножнике, заявил, что мудрый – это Аполлон, и не принял треножника.

По другой версии, Биант посвятил этот треножник храму Геракла в Фивах, так как он был потомком фивян, основавших Приену.
Впрочем, аналогичные рассказы существуют про большинство греческих мудрецов.

Когда лидийский царь Алиатт (отец известного Креза) осаждал Приену, Биант с помощью небольшой хитрости сумел спасти родной город. Он раскормил двух своих мулов и подогнал их к лагерю царя. Тот поразился виду раскормленных мулов и решил, что у осажденных полный порядок с продовольствием. Алиатт решил пойти на переговоры и послал своих представителей в Приену для переговоров. Биант тем временем велел накопать большие кучи песка и присыпал их слоем зерна. Затем эти кучи зерна были продемонстрированы послам Алиатта. Получив сообщение послов об увиденном, Алиат заключил с Приеной мирный договор. Вскоре после этого Алиатт пригласил Бианта к себе, но тот отказался и сказал:

"Пусть Алиатт наестся луку".
(Т.е. пусть он наплачется.)

Лидийский царь Крез вел завоевательные войны в Малой Азии. Ему удалось захватить греческие города на материке и заставить их платить ему дань. Через некоторое время Крез решил покорить греков и на островах и начал приготовления к строительству большого флота.
В это время в сарды прибыл Биант Приенский, который уже имел репутацию одного из мудрейших людей Эллады. Крез решил с ним побеседовать, пригласил его к себе и стал расспрашивать, что нового в Элладе. Биант ответил:

"О, царь! Островитяне закупают множество коней, собираясь в поход на Сарды против тебя".
Вначале Крез решил, что Биант говорит правду, и стал высказываться так:
"О, если бы только боги внушили островитянам эту мысль идти на конях против лидийцев".
Тут Бианту пришлось прервать царя, чтобы избежать недоразумения:
"Царь! Ты, конечно, страстно желаешь, чтобы островитяне со своей конницей попали в твои руки на материке, и к этому у тебя есть все основания. Что же, ты думаешь, желают островитяне, узнав, что ты намерен построить флот против них? Ничего другого, как захватить лидийцев на море и отомстить за порабощенных материковых эллинов".
Крез задумался, потом решил, что Биант говорит правильно и велел прекратить все приготовления к строительству флота. С ионийскими же островитянами он по совету Бианта стал поддерживать дружеские отношения.

Когда Приену захватили персы, многие жители стали покидать город, стремясь захватить с собой как можно больше различного имущества – ведь на чужбине все пригодится. Среди этой толпы беженцев выделялся Биант, который спокойно шагал, держа лишь в одной руке небольшой узелок. Кто-то из горожан стал удивляться такому поведению Бианта, кто-то стал насмехаться над ним. На вопрос же, почему он ничего с собой не взял из родного города, Биант ответил знаменитой фразой:

"Все мое ношу с собой".
Это изречение скоро стало одной из излюбленных греческих пословиц.

Когда ионийские города Малой Азии были захвачены персами, в Панионии собрались представители этих городов и стали решать, что же им дальше делать. Тогда Биант из Приены посоветовал ионийцам отплыть на Сардинию и основать там один, общий для всех ионян, город. Таким путем ионийцы создали бы самый крупный и процветающий город во всем Средиземноморье и избежали бы порабощения персами.

Это предложение Бианта было отвергнуто, да и сам он, постранствовав некоторое время, вернулся в родной город.

А всего Биант сочинил около 200 стихов про Ионию и про то, как ей лучше достигнуть благополучия. Но из всех его стихов сохранился только такой:

"Будь всем гражданам угоден, где тебе ни случится жить:
В этом – благо истинное, дерзкому же норову
Злая сверкает судьба".

Очень большую известность в Древней Греции Бианту принесли его выступления в суде, причем он никогда не брался выступать в защиту неправого дела. У Гиппонакта сохранилась даже поговорка:

"Сильнее, чем приенянин Биант в споре".

И умер Биант в суде, но уже будучи глубоким стариком. Легенда о его смерти гласит, что он выступал перед судом в чью-то защиту. Закончив свое выступление, он сел и положил свою голову на грудь внука. Потом была речь его противника. Затем судьи подали свои голоса, и дело решилось в пользу того человека, которого защищал Биант. Когда же судей распустили, то оказалось, что мертвый Биант лежит на груди своего внука.

Граждане Приены устроили ему пышные похороны, а на гробнице сделали надпись:

"В славных полях Приенской земли рожденный, почиет
Здесь, под этой плитой, светоч ионян, Биант".

В Палатинской Антологии сохранилась другая версия эпитафии Бианту:

"Здесь почиет Биант. Сединой убеленного снежной
Свел его пастырь Гермес мирно в Аидову сень.
Правою речью своей заступившись за доброго друга,
Он на груди дорогой к вечному сну отошел".

Сохранилось еще несколько анекдотов, относящихся к Бианту.

Однажды Биант плыл на корабле среди не слишком добропорядочной и нечестивой публики. Когда началась буря, люди стали взывать к богам о помощи, но Биант прикрикнул на них:

"Тише, не то боги услышат, что вы здесь!"

Один нечестивый человек спросил у Бианта, что такое благочестие. Биант не ответил. Тот стал приставать, почему, мол, не отвечаешь. Тогда Биант сказал, что благочестие – это не его дело.

Царь Египта Амасис однажды послал Бианту жертвенное животное и попросил его вырезать и прислать ему обратно самую лучшую и самую худшую его части. Биант вырезал и отослал царю язык жертвы. Эта история получила широкую известность и принесла Бианту большую славу.

Только все дело в том, что саисский царь Амасис правил тогда (570-526 гг. до Р.Х.), когда Бианта уже не было в живых.

Сохранилась и другая история про Амасиса и Бианта. Амасис прислал Бианту письмо, в котором просил помочь ему в споре с эфиопским царем. Тот обещал уступить Амасису много городов и земель, если тот выпьет море, а в противном случае царь Египта вынужден будет уступить ему земли у Элефантины.
Биант посоветовал Амасису согласиться на предложение эфиопского царя и выпить море, но тот должен предварительно перекрыть все реки и ручьи, впадающие в море. Ведь Амасис соглашается выпить только то море, которое будет в момент заключения договора, а не то, которое будет постоянно пополняться реками и ручьями.

Две последних анекдота более известны в сборниках об Эзопе, но эти истории, несомненно, имеют древнее происхождение.

О Бианте упоминает и всем недовольный Гераклит:

"Был в Приене Биант, сын Тевтама, в котором больше толку, чем в других".
В устах Гераклита это звучит наивысшей возможной похвалой.

В Приене в честь Бианта был выделен священный участок, называвшийся Тевтамий (название дано по имени его отца).

Вот почти все, что нам известно о жизни мудреца по имени Биант из Приены.

Мне осталось привести напоследок наиболее известные изречения и сентенции, приписываемые Бианту.

Диоген Лаэртский считал наиболее известным изречением Бианта следующее:

"Большинство – зло".
Трактовать это изречение можно по-разному. Некоторые находят родство со следующей сентенцией Бианта:
"Жизнь, говорил он, надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много; а друзей любить так, будто они тебе ответят ненавистью, – ибо большинство людей злы".
У Стобея сохранился краткий вариант:
"Большинство людей дурны".
Некоторые же исследователи полагают, что афоризм Бианта несет и антидемократическое содержание – большинство всегда неправо.

Биант говорил, что лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, – ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов – твоим другом.

Биант утверждал, что царь или тиранн более всего стяжает славы,

"когда он первый явит образец покорности законам".

Вот еще несколько приписываемых Бианту изречений:

"Крепче всего народовластие там, где закона страшатся, словно тиранна".
"Лучший дом тот, в котором хозяин также ведет себя по доброй воле, как вне дома – по воле законов".
"Сила человеку дается от природы, умение говорить на благо отечества – от души и разумения, а богатство средств – у многих от простого случая".
"Не спеши браться за дело, а взявшись, будь тверд".
"Говори, не торопясь: спешка – знак безумия".
"Люби разумение".
"О богах говори, что они есть".
"Недостойного за богатство не хвали".
"Не силой бери, а убеждением".
"Что удастся хорошего, то, считай, от богов". (Вариант: "Причиной любой удачи считай богов, а не себя".)
"Из молодости в старость бери припасом мудрость, ибо нет достояния надежнее".

Биант говорил, что несчастен тот, кто не в силах снести несчастье; что только больная душа может влечься к невозможному и быть глуха к чужой беде.

На вопрос, что трудно, Биант ответил:

"Благородно перенести перемену к худшему".
На вопрос, что человеку сладко, Биант ответил: На вопрос, какое занятие человеку приятно, Биант ответил:

Вот еще несколько афоризмов Бианта:

"Надо посмотреть на себя в зеркало, и если выглядишь прекрасным - поступай прекрасно, а если безобразным - то исправляй природный недостаток добропорядочностью".
"В бедности богатых не кори, если только не очень задолжал".
"Не болтай: промахнешься - пожалеешь".
"Не будь ни дурнем, ни злыднем".
"Безрассудства не одобряй, рассудительность - люби".
"Соображай, что делаешь".
"Слушай побольше, говори к месту".
"Бери убеждением, а не силой".

(Продолжение следует)