Музыкальные инструменты относятся к средствам обучения усвоения. Педагогические средства

— совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения. Изменение содержания обучения требует и обновления фондов используемых средств. Наиболее сложную группу технических средств в современном учебном заведении составляют ЭВМ. Это также натуральные объекты (коллекции минералов, гербарии), различного рода изображения (модели, картины, кинофильмы), описания (учебники, другие дидактические материалы), многообразные традиционные технические средства обучения.

Современные средства обучения

Современная система образования представляет собой весьма многообразную , в которой задействованы большие массы людей, сконцентрированы значительные материальные, финансовые и информационные ресурсы. Эти ресурсы, призванные обеспечить образовательный процесс, и называют средствами обучения. Для уяснения содержания этого многопланового понятия обычно выделяют несколько уровней средств обучения.

На уровне отдельного учебного заведения в категорию средств обучения включаются учебные здания с оборудованными лекционными аудиториями и специализированными учебными кабинетами, библиотеками, типографиями, столовыми, медицинскими кабинетами, помещениями для преподавателей, сотрудников и администрации, специальными спортивными сооружениями, общежитиями и т.п. Все это - материальные средства обучения.

К организационным средствам относятся действующие в учебном заведении системы обучения : дневная (очная), вечерняя, заочная, дистантная. К этой же группе средств обучения относят и взятые в совокупности методы обучения, которые были рассмотрены выше, а также характер распределения обучаемых по группам (классам, курсам), продолжительность учебных циклов (четвертей, семестров, общие сроки обучения), характер и сроки контрольных мероприятий — текущих и итоговых.

На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения: словесные (учебники, и учебные пособия, другие тексты), визуальные средства (микроскоп, диаскоп и т.п.), аудиальные (проигрыватель, магнитофон), аудиовизуальные, (телевизор, видеомагнитофон), средства автоматизации процесса обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, локальные телекоммуникационные сети), а также учебно-методические материалы, помещенные на сайтах учебного заведения в сети Интернет.

Среди словесных средств обучения кроме учебников большую роль могут играть раздаточные материалы в виде набора заданий, упражнений, тестов, схем.

Визуальные средства призваны демонстрировать реальные объекты: предприятия, исторические памятники, например Кремль или Красную площадь. Но наиболее практичны, конечно, модели, макеты, карты, рисунки. Их главная задача — обеспечить эффективное восприятие информации, стимулировать учебную деятельность обучаемых.

Технические средства обучения

Сложную группу технических средств образуют компьютеры, созданные на их основе телекоммуникационные сети. Их применение породило педагогическую информатику как особое направление педагогической науки. Современное учебное заведение немыслимо без информационных систем, телекоммуникационных сетей, медиатек и т.п. Информатизация образования — есть внедрение в учебный процесс информационных знаний, методов, технологий. Информатизация педагогической деятельности может фундаментально изменить педагогические концепции и даже, по мнению некоторых ученых (академик В.П. Беспалько), может превратить педагогику в компьютику. В созданных на ее основе образовательных системах главное звено современного обучения — «преподаватель — ученик» — будет заменено звеном — «информационная система — ученик».

Но уже сегодня компьютер зарекомендовал себя в качестве многофункциональной обучающей машины. С его помощью предъявляются не только тексты, но и информация в звуковой форме. Он может формировать не только знания, но и умения, служить развитию учащихся.

Имеющиеся программные продукты постоянно улучшаются. Они используются и для управления образованием, и при проведении научно-педагогических исследований. Применение компьютеров в образовании ведет и к повышению его экономической эффективности. Несомненно, что за информатизацией образования большое будущее.

Однако, поддерживая и развивая компьютеризацию , не следует отбрасывать опыт прошлого. Полезно помнить старую притчу: кто стреляет в прошлое из пистолета, получит от него выстрел из пушки. Нужно помнить, что появление в свое время книгопечатания не повлекло за собой исчезновения живого общения из практики преподавания; также и появление компьютеров не повлечет за собой исчезновения ни печатных носителей информации, ни живого общения. Живое человеческое общение всегда сохранится в качестве незаменимой основы процесса обучения и воспитания.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Г.И.Хозяинов,
кафедра педагогики

Педагогический процесс представляет собой функционирующую педагогическую систему. В состав любой педагогической системы входят компоненты: педагог, учащийся, содержание образования, формы организации педагогического процесса, методы педагогического процесса (методы обучения и методы воспитания), средства педагогического процесса, цель и результат. Самыми крупными составляющими, по другому - процессуальными компонентами, педагогического процесса являются взаимосвязанные между собой обучение и воспитание. Они, в свою очередь, подразделяются на другие, более мелкие составляющие. Например, процесс обучения - на преподавание и обучение и т.д.. И обучение, и воспитание могут рассматриваться как подсистемы функционирующей педагогической системы. У них общие функции (образовательная, воспитательная, развивающая), но с образовательной доминантой - в первом случае, и с воспитательной - во втором.

Процесс обучения представляет собой функционирующую дидактическую систему. В ней задействованы все компоненты педагогической системы. Каждый из них может быть предметом рассмотрения, в данном случае это средства обучения. Все компоненты в целостном педагогическом процессе взаимосвязаны между собой. Их эффективность, как порознь, так и в системе, повышается, если процесс организуется на основе какой либо теории или концепции. Мы основываемся на концепции: обучение, как функциональная дидактическая система, представляет собой систему организации учебной деятельности обучающихся. Этот концептуальный подход распространяется на весь процесс обучения, в том числе и на каждую его составляющую.

Средства обучения взаимосвязаны со всеми компонентами дидактической системы. Это отражено на схеме 1. Для того, чтобы быть задействованными в функционирующей дидактической системе средства обучения должны быть, прежде всего, взаимосвязаны с компонентами дидактического базиса, т.е. с педагогом и его деятельностью, с учащимся и его деятельностью, с содержанием образования. Это реализуется посредством вовлечения компонентов педагогической коммуникации (педагогической надстройки), к которым, кроме средств обучения, относятся формы организации обучения, методы обучения и воспитания. Направленность функционирования дидактической системы задается целью и корректируется результатом, что позволяет назвать их системоориентирующими компонентами.

Схема 1

С педагогической точки зрения взаимосвязи средств обучения (СО) с остальными компонентами отличаются следующими характерными, наиболее значимыми, особенностями: а) для педагога СО - инструмент педагогического труда, позволяющий усилить реализацию его функций; б) для учащихся СО - средство познания и одно из средств реализации учебных функций; в) по отношению к содержанию образования СО - способ передачи содержания и организации его усвоения; г) по отношению к методам учебно-воспитательного процесса и формам организации обучения СО - способ их разнообразия и совершенствования, один из вариантов разработки и применения новых сочетаний компонентов педагогической коммуникации; д) по отношению к СО цель играет общую ориентирующую роль при их создании и применении, при этом СО должны взаимосодействовать достижению результата, который, в свою очередь, может определятся с их помощью.

Условно все СО можно разделить на следующие группы (см. схему 2):

Учебники и учебные пособия;

Средства наглядности;

Средства для осуществления практических действий;

Технические средства обучения;

Вспомогательные средства учебного процесса.

Схема 2

Состав каждой группы этих средств зависит от развития науки, в том числе педагогической практики.

Группа средств "Учебники и учебные пособия" охватывает как литературу для преподавателей, так и литературу для учащихся. Сюда относятся: учебники по каждой дисциплине, научная литература по специальности, дидактические и методические пособия для преподавателей, сборники задач и упражнений, руководства по выполнению самостоятельных работ, контрольные работы, обучающие программы, тетради на печатной основе, словари, справочники и т.д.

В настоящее время разработаны принципы отбора материала для учебников и теоретические основы структурирования их содержания. Различные учебные пособия на печатной основе призваны помочь педагогу и учащимся в передаче и усвоении отдельных вопросов, тем, в научной организации труда, в получении дополнительной информации и т.д.

Средства наглядности, применяемые в обучении, разнообразны.

Наглядность, основанная на использовании реальной действительности, может быть названа предметно-реальной. Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет в себе предметно-образную наглядность и знаковую наглядность. Наглядность, основанная на использовании представлений познающего субъекта, может быть связана с любым из названных видов наглядности.

Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет предметно-образную и знаковую наглядность. Соответственно наглядные учебные пособия могут быть предметно-образными и знаковыми (см. схему 3).

Схема 3

Предметно-образные пособия включают две группы наглядных учебных пособий - натуральные и объемно-образные.

Натуральные наглядные пособия представляют собой натуральные объекты, подлинные предметы, специально обработанные с целью использования их в учебном процессе. К ним относятся, например, гербарии, препараты, коллекции, чучела, скелеты и т.д.

Объемно-образные наглядные пособия представляют собой такие, которые передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объемного образа, являясь трехмерным изображением объекта. К объемно-образным пособиям относятся: модели, макеты, муляжи и т.д.

Знаковые пособия объединяют образно-знаковые и условно-знаковые пособия.

Образно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся: картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т.п.

Условно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, которые передают изучаемые объекты с помощью знака в абстрагированной форме. К условно-знаковым пособиям относятся: карты, схемы, чертежи, формулы, уравнения и т.п.

Средства осуществления практических действий включают приборы и приспособления для учебных экспериментов, учебно-лабораторное оборудование, оборудование мастерских, кабинетов, спортивных залов и т.д.. Основное назначение этой группы средств - способствовать формированию умений и навыков практического характера. При этом среди них могут быть как средства, специально созданные для процесса обучения, так и любые средства окружающей действительности, не создаваемые специально для учебного процесса, но используемые в нем с указанной целью. Формирование опыта осуществления деятельности, как составной части содержания образования, в значительной степени зависит от многообразия этой группы средств обучения.

Технические средства обучения позволяют реализовать одну или несколько дидактических функций с помощью специальных технических устройств. Разнообразие ТСО привело к разработке различных классификаций. Все ТСО делятся на пять групп:

1. Технические средства информации(ТСИ)

2. Технические средства контроля (ТСК)

3. Информационно-контролирующие ТСО (ИКТСО)

4. Тренажерные технические средства (ТТС)

5. Обучающие комплексы на базе ЭВМ (ОК/ЭВМ)

Вспомогательные средства учебного процесса - такие средства, которые являются необходимой составной частью оснащения учебного процесса, но дидактических функций не выполняют. К ним относятся: доска, мел, бумага, учебные принадлежности, зашторивающее устройство и т.п.

Приведенная классификация средств обучения согласуется с классификацией методов обучения по источнику знаний (словесные, наглядные, практические методы обучения). Эта взаимосвязь внимательно проанализирована, и установлено влияние средств обучения на совершенствование методов обучения и методов обучения - на раскрытие возможностей средств обучения.

Несмотря на широкую область применения и разнообразие функций, которые выполняют СО, они не могут заменить преподавателя. Он всегда будет центральной фигурой педагогического процесса. СО не подменяют, а расширяют его возможности. Они - одно из средств обучения, педагогический инструмент в руках преподавателя, которым он должен уметь пользоваться, опираясь на исходные положения, лежащие в основе их применения.

Мотивированность использования СО. Применение СО должно быть методически обоснованно. Целесообразным, достаточно мотивированным использованием какого-то СО, можно считать тот случай, когда не может быть достигнута равная педагогическая эффективность при помощи других, более доступных, средств обучения.

Целенаправленность и функциональная определенность применения СО. В каждом конкретном случае должна быть определена цель применения. Цель применения СО может быть как общего характера (информационно-познавательная или психолого-педагогическая), так и дидактическая (ближайшие дидактические цели обучения). Функциональная определенность требует четкого выявления функций, которую могут выполнять СО в том или другом случае.

Использование СО - органическая составная часть учебного процесса.

СО должны органически вписываться в систему построения учебного занятия. Поэтому необходимо учесть их влияние на его структуру, методику изложения учебного материала и т.д. Следует четко определить их место на занятии, продумать возможность органического включения в деятельность и преподавателя, и учащихся.

Системность применения СО. Эпизодическое использование СО, как правило, не дает нужного результата. Поэтому должна быть разработана система их применения. Эта система имеет две стороны: организационно-педагогическую и методическую. Организационно-педагогическая сторона предполагает проведение анализа всех тем по определенному курсу и распределение СО по темам, т.е. создание системы включения СО как составного элемента при изучении материала. Методическая сторона заключается в разработке и создании определенной методической системы применения СО, которая может быть индивидуальной, но обязательно должна базироваться на общих принципах применения СО. Наиболее целесообразным будет включение их в систему обучения, построенную на определенной дидактической концепции.

Методически грамотное применение средств обучения повышает эффективность учебного процесса. Это подтверждает педагогический эксперимент, в котором проверялось влияние комплекса наглядных средств обучения на качество обучения. Эксперимент проводился в РГАФК на заочном отделении в 1993 году по педагогике. Итоговые результаты экспериментальных и контрольных групп по разделу "Дидактика" приводится в таблице (данные приводятся в процентах).

Критерии оценки
Группы Объем знаний Системность знаний Осмысленность знаний
"5" "4" "3" "5" "4" "3" "5" "4" "3"
Экспер. группа 33,3 33,3 33,3 33,3 60 6,7 46,7 20 33,3
Контр. группа 12,3 33,3 54,8 9,7 35,5 54,8 --- 22,6 77,4

Приведенные данные убедительно подтверждают повышение качества обучения при опоре на определенную концепцию и соблюдение высказанных принципов применения средств обучения.

Педагогическими средствами называют материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса (по Л.Д. Столяренко). Соответственно средства обучения – предметное обеспечение учебного процесса. Это предметы, которые в учебном процессе выполняют роль сенсомоторных стимулов, воздействующих на органы чувств учащихся и облегчающих им непосредственное или косвенное познание мира (В.А. Сластенин). К средствам обучения относят учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства, учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование, автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания и др.).

Дидактические средства выполняют мотивационную, информационную, оптимизационную функции и функцию управления процессом обучения (Р. Фуш, К. Кроль) Эти функции чаще всего выступают вместе, при этом на определенных этапах обучения какая-либо из них может являться доминирующей.

Дидактические средства подразделяются на средства для учителя и учащихся . Первые – это предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые – индивидуальные средства учащихся, с помощью которых они осуществляют учебно-познавательную деятельность (учебники и учебные пособия, письменные принадлежности и т.д.).

Существуют различные классификации средств обучения. Рассмотрим классификацию, в основе которой находится чувственная модальность (см. схему 46).

Схема 46

· Визуальные средства – оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты; среди них выделяют натуральные (природа, реальные предметы), объемные (муляжи, геометрические тела, макеты различных объектов), изобразительные (карты, фотографии, картины), символические (рисунки, иллюстрации), графические (графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и т.д.) средства.

· Аудиальные средства – радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и др.

· Аудиовизуальные средства - кино- и видеотехника, компьютеры.

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения, когда они используются в тесной связи с его другими компонентами. Подбор дидактических средств зависит от материальной базы школы, поставленных целей урока, запланированных методов учебной работы, возраста учащихся, особенностей отдельных учебных предметов.

Следует отметить, что понятие «средства обучения» имеет и более широкий смысл. В этом случае под средствами обучения понимают все, что способствует достижению целей образования: совокупность форм, методов, содержания образования и специальных дидактических средств. Классификация средств обучения в таком понимании представлена в таблице 12 (по Б.Б. Айсмонтасу).


Функция, согласно энциклопедическому словарю – есть внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Дидактические функции, следовательно, характеризуют сущностные свойства и возможности средств обучения в определенной образовательной среде. Для средств обучения характерны такие функции, как:

1) информационная , которая заключается в том, что некоторые средства обучения являются непосредственными источниками знаний, другие же способствуют его передаче опосредованно, например проекционная аппаратура;

2) адаптивная функция средств обучения направлена на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, ориентирование на индивидуальные возможности учащихся и пр.;

3) компенсаторная функция направлена на облегчение процесса обучения, она способствует достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени учащихся, иначе говоря она направлена на интенсификацию труда учителя и учащихся и повышение темпа их работы;

4) управленческая функция направлена на организацию и управление учебно-познавательной деятельности учащихся, предполагает подготовку учащихся к выполнению заданий, организацию их выполнения, получение обратной связи и коррекцию процессов восприятия и усвоения информации;

5) интегративная функция позволяет рассматривать объект или явление как часть и как целое, реализуется при комплексном использовании средств обучения, учит отбирать, связывать в единое целое знания, приобретенные из различных источников информации;

6) интерактивная функция проявляется в прямом взаимодействии учащихся со средством обучения, во взаимном обмене информацией в режиме диалога, т.е. в реализации не только прямой, но и обратной связи;

7) мотивационная функция проявляется в стимулировании и активизации познавательной деятельности учащихся .

В реальном педагогическом процессе все указанные функции средств обучения представлены комплексно. В отдельном же средстве обучения может доминировать та или иная функция, определяя его роль и место в учебном процессе, в системе средств обучения. Именно эти функции учитываются при проектировании системы средств обучения, в определении методики комплексного использования средств обучения.

Рассмотрим функциональные возможности системы средств обучения, опираясь на выбранную нами их классификацию.

Первый элемент системы средств обучения в этой классификации –вербальные средства . Какие функции они выполняют? Известно, что в процессе обучения большая доля информации предъявляется вербально, в форме печатного слова. Как уже отмечалось ранее (гл.2) учебная информация многокомпонентна, она содержит информацию о научном знании, о способах деятельности, о способах организации своей собственной познавательной деятельности, информацию воспитательного характера. В учебно-методической литературе она присутствует в разных видах: вербальном, образном, знаковом. Отсюда следует, что вербальные средства обучения выполняют информационную функцию. Наряду с информационной, они выполняют и управленческую функцию. Она проявляется в руководстве учебной деятельностью учащихся и реализуется за счет разбивки учебного материала на разделы, параграфы, абзацы, за счет заданий и внетекстового компонента (иллюстративный материал, ориентиры усвоения предметного материала и пользования самим учебником), а также за счет вспомогательных заданий, включенных в учебную литературу. Кроме этого, управленческая функция вербальных средств проявляется и в руководстве самостоятельной работой учащихся.

Вербальные средства обучения реализуют и адаптивную функцию, т.к. с их помощью может быть предъявлена информация разных видов, использованы приемы управления восприятием и передачей материала (шрифты, специальные знаки, подчеркивания и пр.), однако затруднена адаптация материала к индивидуальным особенностям учащихся.

Другой элемент системы средств обучения – учебно-наглядные средства . Они помогают полноценному раскрытию учебного материала, особенно когда явления и процессы не могут быть воспроизведены в учебном процессе, когда необходимо ознакомить с внешним видом предмета в его современном виде и в историческом развитии и пр. Иногда учебно-наглядные пособия выступают в роли основного источника информации. Отсюда следует, что этот элемент системы средств обучения также выполняет информационную функцию. В ее выполнении особенно важен начальный этап процесса усвоения знаний – ощущения и восприятия. «Все сигналы, воспринимаемые через органы чувств и ставшие фактором сознания, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге «чувственные образы» включаются в суждения и умозаключения» . Более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает основу для более успешного протекания следующих этапов процесса усвоения. Большие возможности этот элемент системы средств обучения оказывает и на запоминание. Он позволяет закрепить полученные знания в образах, выделить главное и путем создания ярких опорных моментов запечатлеть логическую нить учебного материала. На восприятие, осмысление и запоминание будет оказывать влияние подбор учебно-наглядных пособий, определенная последовательность, логика их подачи, т.е. применение разнообразных управляющих воздействий. Следовательно, эта группа средств обучения выполняет управленческую функцию. Причем разные средства обучения этой группы имеют неодинаковые управленческие возможности. Так, группа натуральных пособий не приспособлена специально к использованию в процессе обучения в отличие от изобразительных и знаковых пособий, в которых заложены некоторые приемы управления восприятием (планы, ракурсы, цветовые выделения и пр.).

Кроме этого, управленческая функция учебно-наглядных средств не ограничивается воздействием на интеллектуальную сферу, она направлена на развитие других сторон психики. Например, зачастую применение учебно-наглядных пособий приводит к переходу произвольного внимания в непроизвольное и наоборот. Следовательно, учебно-наглядные средства позволяют управлять вниманием, концентрировать его, перераспределять, быстро переключать с одного объекта на другой, поддерживать его устойчивость. Однако, управляя восприятием и закреплением, эта группа средств обучения в меньшей степени направлена на преобразование и адаптацию учебного материала к особенностям учащихся.

Учебно-наглядные пособия за счет усиления чувственного аспекта знаний, демонстрации их практической значимости способствуют возбуждению и поддержанию познавательных интересов, т.е. выполняют мотивационную функцию.

Система средств этой группы, улучшая наглядность учебного материала, делает его более доступным, обеспечивает более точную информацию, т.е. выполняет компенсаторную функцию.

Третий элемент системы средств обучения – учебно-лабораторное оборудование в большей степени реализует информационную функцию, т.к. лабораторное оборудование помогает изучить отдельные стороны, свойства, особенности объектов и явлений, выявить их некоторые закономерности, познакомиться с методами, применяемыми в научном исследовании. Управленческие возможности средств обучения этой группы проявляются больше в практической, чем в интеллектуальной сфере. Средства этой группы в большей степени, чем предыдущие создают условия для индивидуальной работы, дают возможность учащимся работать в соответствии с их потребностями и возможностями, т.е. реализуют адаптивную функцию.

Технические средства обучения – четвертый элемент системы средств обучения, их функции подробно описаны Н.М. Шахмаевым, А.П. Прессманом, а функции современных технических средств Г.М. Коджаспировой, К.В. Петровым и Е.С. Полат. В процессе обучения технические средства выполняют роль основного источника информации, или дополняют информацию основного источника, делают ее более наглядной, убедительной, запоминающейся и пр. То есть, они выполняют информационную функцию, при этом особенно важно, что ТСО более полно использует возможности и зрительных, и слуховых анализаторов, в отличие от других средства обучения. Сочетание зрительного и звукового каналов информации при работе с ТСО создает особую атмосферу познавательной активности, соучастия, оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся. Сказанное выше говорит о высоком уровне реализации в процессе обучения мотивационной функции технических средств.

Технические средства обучения выполняют также компенсаторную функцию, так как их применение делает доступным для учащихся труднодоступный или недоступный учебный материал, позволяет увеличить объем самостоятельной работы на уроке и пр. Благодаря реализации с помощью ТСО приемов управления восприятием и переработкой информации (подача материала небольшими порциями, использование планов, ракурсов и пр.) можно говорить об их значительных управленческих возможностях. Технические средства обучения способствуют также реализации адаптивной функции за счет приспособления учебного материала к потребностям аудитории: выборочный показ материала, варьирование темпа и объема информации и пр.

Как мы уже отмечали, за последнее десятилетие принципиально изменилась номенклатура технических средств обучения. На смену учебным кинофильмам, диафильмам, грампластинкам пришли современные электронные средства обучения : видеозаписи, аудиокассеты, CD-ROM, DVD диски, информационно-образовательные среды, типа Интернет. Разрабатываются такие универсальные ТСО, как электронные учебники (см. далее). Например, новый электронный учебник по истории России ХХ века состоит из 4 компакт-дисков и базового «бумажного» тома. В этом учебнике уместилось 6000 иллюстраций, кинохроника и забавная анимация. Можно рассмотреть в подробностях карту военных действий, редкий архивный материал, можно составить конспект, разгадать «исторический» кроссворд, пройти тестирование или ответить на каверзные вопросы, которые даются после каждой лекции. За ответы ставится оценка, которая заносится в память компьютера, открыв соответствующий файл в программе учитель сможет удостовериться в результате самостоятельного обучения . CD-ROM, DVD диски, компьютерные программы дают учащимся возможность вмешиваться по ходу работы в программу, что-либо менять при обсуждении различных вопросов по поводу услышанного, или увиденного. Другими словами, создание новых технических средств обучения привело к расширению функций средств обучения, в частности к появлению интерактивной функции.

Как видим, самая высокая степень реализации указанных выше функций наблюдается у группы технических средств обучения. Это связано с определенными дидактическими особенностями ТСО, к которым относятся: а) информационная насыщенность; б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы; в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов; г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике; д) реальность отображения действительности; е) выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность .

Однако другие группы средств обучения играют в процессе обучения свои, не менее важные роли. Только комплексное применение различных групп средств обучения позволяет реализовать им в процессе обучения интегративную функцию.

Таким образом, использование того или иного средства обучения будет эффективным для реализации целей обучения, если будут учитываться его дидактические свойства и соответственно функции, что зависит от умений учителя, от знания им дидактических свойств и функций.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Понятие о средствах обучения и их сущность

Понятие о средствах обучения. Приступая к рассмотрению средств обучения в педагогическом процессе, необходимо дать ответ на следующие вопросы: что понимается в науке под средством обучения, каковы главные функции средств обучения и на каком основании они выделяются; что понимается под системой средств обучения, какие элементы входят в нес, какие нерешенные проблемы связаны с системой средств обучения?

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности. Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика. Четвертые. рассматривая средства обучения в широком смысле, обозначают этим термином все содержание и весь проект обучения и собственно средства-инструменты обучения.

Ни в коей мере не отвергая ценности ни одного из разработанных подходов, попытаемся рассмотреть средства обучения как некую наиболее полную систему, различные подсистемы которой могут представлять собой тот или иной подход.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала) т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. В обучении иностранным языкам, например, - создать иллюзию общения в иноязычной среде для быстрейшего освоения обучающимся языка . П.И. Пидкасистый понимает под средством обучения материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний. По-видимому, такое определение является наиболее емким и в большей степени отражает современную точку зрения на средства обучения. предмет урок средство обучение

Можно выделить две большие группы средств обучения: средство ~ источник информации и средство - инструмент освоения учебного материала. Тогда можно сказать, что средствами обучения называются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

Все средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т. п.), учебные компьютерные программы, организующе-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общешкольных требований.

Необходимо заметить, что обучение становится эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга. Очевидно, что учитель не может обучать ребенка только словом, не используя наглядный материал в начальных классах и компьютеры. лабораторное и промышленное оборудование в допрофессиональной и профессиональной подготовке. В то же время большое количество средств наглядности, лабораторного оборудования и компьютеров без учителя, его обобщений, контроля и личностно влияния тоже не дадут высокой эффективности в освоении учебного материала. Более того, между идеальными и материальными средствами обучения не существует четкой границы. Мысль или образ могут быть переведены в материальную форму.

Классификация средств обучения. Исходные положения, которые служили основаниями при классификации средств обучения, были предложены В.В.Краевским. Основным звеном в системе образования он считает содержание. Именно оно является тем ядром, над которым надстраиваются методы, формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, который требует определенного взаимодействия элементов системы и определяет состав и взаимосвязи средств обучения.

Содержание образования формируется на трех уровнях. Пер вый и ближайший к педагогу уровень - урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок. Он пытается наиболее полно изложить то содержание образования, которое входит в тему данного урока и объем которого более или менее равен изложенному в учебнике материалу и предлагаемому набору упражнений.

Второй уровень - учебный предмет. Содержание учебного предмета обычно формируется исходя из объема часов, выделенных на предмет, и социальной значимости тех разделов и блоков учебного материала, которые выбраны в качестве учебного мате риала. Если содержание материала, предлагаемого учителем на конкретном уроке (первый уровень), в значительной степени зависит от субъективных факторов (системы преподавания, выбранной учителем, степени подготовлености обучающихся, квалификации учителя, ситуации, сложившейся в ходе обучения, когда возможно и вторичное прохождение материала), то содержание материала предмета в целом определяется стандартами и разрабатывается учеными научно-исследовательских институтов по заказам Минобразования России. Правда, учитель, работающий в школе много лет и ведущий свой предмет почти во всех классах, может дать учащимся значительно больше того, что заложено в стандартах.

Третий уровень - весь процесс обучения (на протяжении всех лет обучения в общеобразовательном учреждении), охватывающий все содержание, т.е. учебные предметы, их количество и объем часов, выделенных на каждый из них. Структуру процесса обучения, количественный и качественный состав учебных предметов разрабатывают, исходя из социального заказа, потребностей общества и возрастных возможностей учащихся, ученые из научно-исследовательских институтов. Педагоги не принимают участие в этих разработках.

На каждом уровне содержание образования имеет свои особенности, присущие только данному уровню. Но если на каждом уровне сеть свое специфическое содержание, то и средства их освоения тоже должны иметь специфические особенности. По мере модификации содержания образования на каждом уровне изменяются и средства обучения. Каждый уровень формирования содержания образования неизбежно должен предполагать свои специфические средства обучения.

К средствам обучения первого уровня мы относим те средства, которые учитель может использовать для организации и проведения урока. К средством обучения второго уровня относятся средства, позволяющие организовать и проводить на необходимом уровне преподавание какого-либо учебного предмета. Для организации всего процесса образования в целом уже недостаточно средств, используемых учителем на уроке, экскурсии, практическом занятии. Недостаточно даже средств, позволяющих организовать изучение отдельного предмета. Необходима уже целая система средств, определяющая изучаемые предметы, их взаимоотношения и взаимосвязи. Таким образом, мы имеем трехуровневую систему средств обучения.

Идеальные средства обучения

Материальные средства обучения

На уровне урока

Языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи:

Произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);

Средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.);

Учебные компьютерные программы по теме урока;

Организующе-координирующая деятельность учителя;

Уровень квалификации и внутренней культуры учителя:

формы организации учебной деятельности на уроке.

Отдельные тексты из учебника,

пособий и книг;

Отдельные задания, упражнения,

задачи из учебников, задачников,

дидактических материалов;

Тестовый материал;

Средства наглядности (предметы,

действующие макеты, модели):

Технические средства обучения:

Лабораторное оборудование.

На уровне предмета

система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.);

Искусственная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейн для плавания, специальная языковая среда для обучения иностранным языкам, создаваемая в лингофонных кабинетах); учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучиния предмету.

учебники и учебные пособия;

дидактические материалы;

книги-первоисточники.

На уровне всего процесса обучения

система обучения;

методы обучения;

система общешкольных требований.

кабинеты для обучения;

библиотеки; столовые, буфеты;

медицинский кабинет;

помещения для администрации и педагогов;

раздевалки;

рекреации.

С точки зрения поуровневых систем средств обучения можно объяснить и употребление термина «средства обучения» в узком и в широком смысле. Одни применяют понятие к уровню урока (в узком смысле), другие к уровню всего процесса обучения (в широком смысле). Мы рассмотрим «средства обучения» на всех уровнях процесса обучения. Под системой средств обучения будем понимать совокупность объектов, необходимых и достаточных для усвоения содержания образования на одном каком-то уровне (уроке, дисциплине, всего образования в целом). Каждый элемент системы представляет собой свою сложную и самостоятельную подсистему.

Средства обучения на уроке

Языковая знаковая система. Первым средством обучения, с которым сталкивается ребенок, приходя в школу, является русский или родной язык, используемый учителем в устной и письменной. Именно он позволяет осуществлять процесс обучения и воспитания.

Конечно речь учителя не рядоположна с остальными элементами системы средств обучения. Учитель организует процесс обучения используя все средства. Но при организации усвоения учебного материала речь учителя (изложение в различных формах выступает в функции средства обучения. Учебная информация многокомпонентна. Учитель передает информацию при объяснении нового материала, опросе, контроле, повторении, управлении деятельностью учащихся. Его речь содержит информацию о научном знании, о способах деятельности на уроках и вне его, о способах организации учащимися своей собственной познавательной деятельности и информацию воспитательного характера . Все эти компоненты информации присутствуют в речи учителя по всем учебным предметам. Язык тем или иным образом входит во все методы и приемы обучения и несет основную нагрузку. Именно поэтому он является одним из ведущих средств обучения учащихся.

Речь (изложение) учителя является для учащихся ведущим источником информации. Роль речи учителя как источника информации уменьшается в направлении от учебных предметов с ведущим компонентом «научные знания» к учебным предметам, формирующим эстетическое отношение к действительности. Понятно, что посредством изложения учителя нельзя исчерпать художественное, тем более музыкальное произведение или живопись. Доминанта учебной информации в разных типах предметов меняется.

Доля различных компонентов информации в каждом предмете различна. Так, в учебных предметах с ведущим компонентом способы деятельности» большое место занимает информация о способах деятельности, а в учебных предметах с ведущим компонентом «художественное образование и эстетическое воспитание» акцент делается на информации воспитательного, эстетически-ценностного характера.

Достижения культуры (живопись, музыка, литература). Важнейшими, но не предназначенными специально для обучения являются такие средства обучения, как произведения литературы, живописи, архитектуры, музыки, народных промыслов и достижения в других областях человеческой деятельности.

Основную роль они играют в преподавании предметов гуманитарной направленности. Так, предмет «Литература» полностью построен на изучении созданных произведений, в ходе которого идет осмысление и сравнение сюжетов, мотивов и действий героев, анализируются особенности языка. В музыке и живописи, как и в литературе, основой выступают уже созданные человечеством образцы. В этих предметах произведения искусства выступают в роли ключевых средств обучения.

Средства наглядности как элемент системы средств обучения помогают полноценному раскрытию и усвоению содержания учебного материала, но иногда они выступают и как самостоятельный источник информации.

Основная функция средств наглядности - иллюстрация, по мощь в наиболее полном и глубоком понимании образа того или иного предмета или явления. Данные функции в разной степени реализуются во всех типах учебных предметов.

Используемые в процессе обучения средства наглядности разделяют на два вида. Изображения предметов и явлений. Сюда относят схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фотографии и т.п. Сами предметы, их действующие макеты, модели. Первые считаются идеальными средствами обучения, вторые - материальными.

Объективная необходимость использования наглядных средств и технических средств обучения (ТСО) в процессе обучения заключается в их огромном влиянии на процесс понимания и запоминания: при опытной проверке эффективности запоминания текста установлено, что при слуховом восприятии усваивается 15% информации, при зрительном -25, а в комплексе, т.е. при зрительном и слуховом одновременно, - 65% .

Исследования физиологов показали, что 80% информации человек получает через зрительный анализатор. Пропускная способность каналов приема и обработки информации по линии «ухо - мозг» равна 50 000 бит/с, а по линии «глаз - мозг» - 50 000 000 бит/с.

Эти данные позволяют сделать вывод, что учитель должен сочетать вербальные методы с невербальными (зрительными, наглядными). И даже учитель иностранного языка, отказавшийся от традиционной методики с ее словесными (вербальными) метода ми, может добиться более высоких результатов путем использования наглядных средств и ТСО.

Учебные компьютерные программы по теме урока. Компьютерная техника как средство обучения обладает огромными возможностями. Любую тему урока можно изложить в увлекательной форме. Однообразные и надоедающие упражнения могут быть представлены в форме игры, составленной очень увлекательно.

Однако для широкого внедрения компьютеров в учебный процесс сегодня есть следующие преграды:

недостаток программного обеспечения для обучения (не разработаны программы по всем предметам и темам, а значительная часть разработанных оставляет желать лучшего);

высокая стоимость оборудования;

неблагоприятное влияние компьютеров на человеческий, а особенно детский, организм.

Тем не менее в ограниченных масштабах созданы и используются (в основном в старших классах) учебные компьютерные программы по физике, химии, математике и другим предметам. Вопрос о полной компьютеризации процесса обучения сегодня не стоит в силу вышеуказанных причин, однако по отдельным темам II предметам использование компьютерных программ ведется и активно расширяется.

Уровень квалификации и внутренней культуры учителя. Это не специфическое и специально не предназначенное для использования учащимся средство обучения. В это понятие в качестве составляющего элемента входит внутренняя культура учителя. Важность этой составляющей сегодня все активнее признается педагогами-практиками и учеными. Одним из доказательств является введение курса «Педагогическое мастерство» почти во всех педагогических университетах и институтах России.

Формы организации учебной деятельности на уроке представляют собой одно из важнейших средств организации обучения учащихся. Их роль в обучении велика; подробному рассмотрению учебной и внеучебной форм организации текущей учебной работы посвящены соответствующие параграфы в главе «Формы организации обучения».

Отдельные тексты по теме урока. Вторым по значимости средством обучения (после речи учителя) выступает текст с изложением учебного материала. Для этого обычно используются учебники, учебные пособия или книги-первоисточники. У разных учителей тексты выполняют различные функции. Так, если учитель доступно, полно и понятно излагает материал, и учащиеся достаточно глубоко его усваивают, то текстам отводится вспомогательная роль (при повторении во время подготовки домашнего задания). Такую роль тексты выполняют в основном в начальной и средней школе. К старшим классам роль текстов значительно меняется. Учащиеся уже сами способны прорабатывать учебный материал, и поэтому какую-то часть его учителя обычно оставляют для самостоятельных и домашних работ.

Задания, упражнения, задачи играют такую же важную роль в обучении, как и тексты. Различие состоит в том, что тексты используются для получения учащимися новых знаний, а задания и упражнения применяют для закрепления полученных знаний, выработки умений и навыков.

Тестовый материал представляет собой задания, предназначенные для проведения контроля и оценки знаний и умений учащихся. Иногда результаты тестов используются в учебном процессе не только для контроля, но и для коррекции выявленных недостатков, т.е. для обучения и развития. Такие разработки называют тестовыми дидактическими материалами.

Технические средства обучения (ТСО) - пожалуй, самое разработанное в педагогической литературе средство обучения.

Функции технических средств обучения не ограничиваются реализацией наглядности в обучении, в ряде случаев они являются самостоятельным источником информации, средством индивидуализации обучения, средством машинного контроля и самоконтроля. Введение в школы компьютеров и достаточно большого набора учебных программ поможет реализовывать указанные функции полнее.

Дидактическая сущность ТСО состоит в том, что они позволяют осуществлять разностороннее, комплексное воздействие на учащихся. Применение ТСО позволяет пробудить у учащихся интерес к знаниям, формирует у них внутреннюю учебно-познавательную мотивацию и положительное отношение к предмету. Использование ТСО позволяет полностью соблюдать дидактические принципы наглядности, систематичности, постепенности и др. При помощи ТСО можно создать искусственную языковую среду для изучения иностранного языка, увеличить объем индивидуальной и самостоятельной работы учащихся.

При многоцелевом назначении в учебном процессе ТСО имеют доминирующие функции - они служат главным образом осознанному усвоению научно-теоретических знаний. В предметах, где главным является формирование отношений, художественное воспитание и образование, технические средства выступают источником создания образа, эмоционального воздействия на учащихся. Последнее должно быть во всех учебных предметах.

ТСО делятся на три группы: информационные - служат передаче информации от учителя к учащимся (прямая связь), контролирующие - служат определению степени и качества усвоения ин формации учащимися (обратная связь) и обучающие ~~ служат обучению учащихся по определенной программе.

Обучающие ТСО наиболее перспективны. Они характеризуются тремя чертами: подают учебный материал небольшими порциями, после каждой порции следует контрольный вопрос, учащиеся имеют возможность немедленного самоконтроля.

Новейшие обучающие ТСО - тренажеры и комплексы на базе персональных компьютеров позволяют учащимся работать активно, устанавливая индивидуальную скорость усвоения материала. Возможности компьютеров в обучении огромны. Как средство обучения они могут использоваться в нескольких функциях: для обучения некоторым способам деятельности, особенно практическим; для индивидуализации обучения; для контроля и самоконтроля; как средство, позволяющее моделировать его изменение в зависимости от условий для наглядности, организации дидактических игр качественно нового уровня. для организации необходимой информационной среды.

Специфически сложным является вопрос о взаимоотношении технических средств обучения с учителем. И дело тут не только в «то, как и какую технику, ТСО надо осваивать. Для этого учителю необходимо учиться разбираться в их устройстве и управлять ими. ТСО, как любой инструмент, расширяет возможности человека (в данном случае в обучении), но требует к себе внимательного и заботливого отношения, специфических знаний и умений. Дело в другом: «помогая» учителю и частично заменяя его, что в значительной части относится к использованию компьютеров в старших классах, ТСО «вытесняет» учителя. В педагогической литературе достаточно много написано на эту тему. Но полностью вытеснить учителя из школы невозможно (время работы на компьютере учащегося ограничено по медицинским показателям 20-30 мин в день для начальной школы и несколькими часами для старшей). Широкое использование компьютеров в старших классах может привести лишь к изменению характера деятельности учителя на этих уроках, но не к его полному вытеснению.

Лабораторное оборудование создается в имеющихся учебных кабинетах и лабораториях физики, химии, биологии и др. Подобная специализация учебных кабинетов необходима, поскольку способствует более углубленному «проникновению» учащихся в тайны предмета, что ведет к повышению качества и количества учебных знаний и умений.

Средства обучения на уровне предмета

Система условных обозначений различных дисциплин. В обучении используются различные системы условных обозначений. Наиболее показательной в этом смысле является математика. Математические символы, знаки действий и т.д. представляют собой целостную систему условных обозначений. Своеобразным является система обозначений, принятых в химии. Физика, широко используя математический аппарат, в то же время сформировала свою систему знаков. Совершенно особый, не буквенно-цифровой подход заложен в системе обозначений музыкальных звуков. Созданная человечеством нотная грамота позволяет записывать любую звучащую мелодию. Существуют и другие системы условных обозначений. Особенно большое число их разработано в области компьютерного программирования (все существующие на сегодня языки программирования обладают своей системой знаков).

Большинство из этих систем становятся международными и, несмотря на языковый барьер между странами, входят в их куль- туру» становясь неотъемлемыми компонентами. В качестве при мера таких общемировых систем можно привести математический язык, который благодаря интенсивному научному обмену учены ми разных стран содержит единые символы и понимается в любой стране мира.

Интересно и то, что некоторые лингвистические языки, начиная доминировать в какой-то профессиональной области, приобретают свойства системы условных обозначений. Такое явление происходит сегодня с английским языком в области программирования - он стал ведущим для всех разработчиков программ и сегодня считается признанным языком программирования. По- видимому, такое явление произошло в связи с тем, что англоговорящие страны первые начали разрабатывать эту профессиональную область и продолжают занимать доминирующую роль в раз витии этой области.

Искусственная среда для накопления навыков по предмету. Важнейшим средством выработки учебных навыков на уроке является отдельное упражнение. Именно оно позволяет учащемуся сформировать и затем закрепить новое умение. Однако более длительное и интенсивное воздействие позволяет добиваться значительно лучших результатов. Из литературы известно, что использование метода «погружения в предмет» дает более высокие результаты, чем традиционные методики обучения. Особенно хорошо это видно на примере преподавания иностранных языков. Здесь даже разработаны методики «погружения» в язык. По мнению методистов, практическое овладение иностранным языком быстрее всего происходит в условиях естественной языковой среды, которая является основным средством обучения языку. В связи с невозможностью создать такую среду в школах складывается искусственная языковая среда путем применения вспомогательных средств обучения - учебников, схем, таблиц. грампластинок, слайдов, кинофильмов, магнитных записей иноязычной речи, компьютерных программ и т.п. Указанные средства необходимы для формирования автоматизированных навыков устной речи и мышления с помощью многочисленных тренировочных упражнений.

Учебники и учебные пособия. Поскольку учебник (вариативные учебники) в силу необходимости почти всегда сочетается с другими учебными книгами и дидактическими материалами, будем называть эту систему учебным комплектом или просто учебной книгой.

Учебник выполняет целый ряд функций: информационную, управленческую (имеется в виду руководство учебной деятельностью), интегрирующую, координирующую, развивающе-воспитывающую и функцию самообразования. Центральной функцией учебника, как отмечают все исследователи учебника, является информационная. Эта функция может быть реализована, если будут реализованы три другие функции: руководство учебной деятельностью, интегрирующая и координирующая. Развивающе-воспитывающая функция учебника, которая пронизывает все его функции, служит в дальнейшей жизни ученика его самообразованию и самовоспитанию.

В учебных предметах разных типах перечисленные выше функции, будучи общими для всех учебников, реализуются по-разному. Информационную функцию, к примеру, в наибольшей степени реализуют учебники по предметам с ведущим компонентом «научные знания». В этих учебниках в целом зафиксировано все предметное содержание, и они характеризуются относительной полнотой. В меньшей степени информационная функция реализуется в учебниках по предметам, где главное внимание сосредоточено на способах деятельности. В ограниченной мере учебник может использоваться в качестве источника информации по учебным предметам с ведущим компонентом «художественное образование и эстетическое воспитание». В этих предметах очень важны сами первоисточники: музыкальные и художественные произведения, живопись. Кроме того, и содержание научной информации в предметах различного типа также меняется. В предметах по основам наук раскрывается сущность явлений, их закономерности, теория. В этих предметах прежде всего объясняются явления, в отличие, скажем, от предметов, ориентированных на формирование практических способов деятельности. В последних значительный объем занимают нормативные правила.

Руководство учебной деятельностью реализуется в учебнике посредством аппарата организации усвоения учебного материала. Этот аппарат состоит из двух частей: вспомогательных знаний, включенных в ткань учебного материала, заданий и внетекстового компонента (иллюстративный материал, ориентиры усвоения предметного материала и пользования самим учебником). В учебниках по предметам с ведущим компонентом «научные знания» управление процессом усвоения учебного материала явно недостаточно. Однако есть и принципиальные ограничения полного алгоритмического предписания для усвоения научно-теоретических знаний. Полный алгоритм усвоения знаний, имеющих мировоззренческую направленность или очень большую сложность, создать нельзя. Скажем, такое понятие, как «масса», или знание первого закона Ньютона, требуют для своего формирования значительной работы мысли ученика. Все задания лишь помогают ему понять содержание, конкретизировать его, показывают связь научных знаний с жизнью, учат применению знаний в жизни. Творческие задания, развивающие мыслительные операции и интеллектуальные структуры учащихся, не самодостаточны для усвоения научно-теоретического содержания. Для организации усвоения учебного материала, например по естественнонаучным дисциплинам необходимы лабораторные работы, практикумы, демонстрация различных явлений и процессов, научных приложений, обращение к наблюдениям за явлениями действительности.

Управленческая функция учебников больше реализуется в группе предметов с ведущим компонентом «способы деятельности». Для этой группы предметов можно дать необходимый комплекс научных знаний, алгоритмов, описывающих эту деятельность, и определенные задания на ее применение. Но для полной организации овладения учебным содержанием учебник недостаточен, ибо нужны практические работы. Меньше всего возможностей для управления познавательной деятельностью учащихся в учебниках по учебным предметам, направленным на нравственно-эстетическое воспитание учащихся.

Управление познавательной деятельностью учащихся в учебниках по различным типам учебных предметов реализуется по- разному. В наименьшей степени эта функция реализуется учебником в предметах эстетического цикла; достаточно ограничена в учебниках по основам наук; в наибольшей степени в учебниках по предметам с ведущим компонентом «способы деятельности».

От полноты реализации этих двух функций - информационной и управленческой - зависит реализация учебником одного аспекта функции самообразования - быть средством самостоятельной работы учащихся: самообучения и самоконтроля. Пропуски занятий учащимися в известном смысле неизбежны, поэтому необходимы научиться самостоятельной работе по овладению учебным мате риалом. Все учебники должны быть доступны для изучений их без учителя. Но не все действующие учебники в одинаковой степени к сожалению, выполняют эту функцию.

Дидактические материалы. Учебник является одним из ведущих и организующих элементов системы средств обучения. Однако на практике значительнее удобнее использование не отдельного учебника, а комплекта учебных пособий куда входят учебник и дидактические материалы на печатной основе, специально разработанные для данного учебника и предлагаемой методики преподавания.

Методические разработки (рекомендации) по предмету. Опосредованным, или косвенным, средством обучения выступают методические рекомендации для учителей. Они не являются непосредственным средством, с которым работает ученик и которое помогает ему усвоить учебный материал, однако рекомендации определяют ход всего процесса обучения, характер той методики, которую применяет учитель, преподавая предмет. Рекомендации являются как бы изложенным на бумаге прообразом методики преподавания и предлагаемого процесса обучения по предмету.

Совершенно обоснованно считается, что для учителя лучшим является не отдельный учебник и даже не учебный комплект (учебник и дидактический материал к учебнику), а учебно-методический комплект, который кроме учебника и дидактического материала для учащихся содержит еще и методические рекомендации для учителя с объяснениями, как использовать данный учебник, на что обращать особое внимание, и с поурочными разработками. В методических рекомендациях обычно показывается логика построения каждого урока, его основные моменты. Указывается (с номерами и страницами), какой материал берется из учебника, какой из дидактического материала. Если необходимо, то приводится дополнительный материал для объяснения и раскрытия сути прорабатываемой темы.

Первоисточники выступают одним из важнейших средств обучения. Однако их значимость в предметах различных типов неодинакова. Для предметов гуманитарного цикла первоисточники играют ведущую роль в обучении. К примеру, для литературы, хотя учащийся и имеет учебник по этому предмету, важнейшим компонентом деятельности является изучение литературных произведений. Тоже относится и к музыке, рисованию. При изучении естественнонаучных предметов учащиеся их почти не используют. Учебники по этим предметам содержат в себе все необходимое для усвоения учебного материала и роль первоисточников здесь минимальна.

Сочетание средств обучения на уроке

В процессе обучения возникает необходимость сочетания элементов системы средств обучения друг с другом. Наибольшую эффективность в обучении дает использование точно подобранной системы средств обучения. Именно поэтому необходимо рассматривать не только средства обучения отдельно, но и варианты их сочетания и взаимодействия. Мы рассмотрим сочетание основных средств обучения: речи учителя (изложения) с учебником, речи с наглядными средствами обучения и ТСО, а также учебника с другими элементами системы средств обучения.

Текст изложения учителем материала отличается от текста изложения учебника: речевой формой, наличием определенных вспомогательных фоновых знаний, конкретными дополнительными пояснениями к способам деятельности. Учитель может применить и иной комплекс наглядных средств, нежели в учебнике, в зависимости от подготовленности учащихся, фактора времени, оснащенности школы наглядными пособиями и кабинетами. Однако содержание устного изложения и учебника должно быть, как правило, одинаково по смыслу, глубине и логике доказательства (во избежание перегрузки учащихся). Главным во взаимодействии изложения учи теля и учебника является то, что изложение учителя, отличаясь от текста учебника, направлено на понимание последнего.

Учебник не должен зависеть от изложения учебного материала учителем. Он должен обеспечить всем учащимся, пропустившим уроки, необходимый минимум в усвоении содержания образования. Сочетание учебника и средств наглядности выражается в наличии того минимума демонстрационно-наглядного комплекса (в рисуночной и знаковой форме), который необходим учащимся.

Сочетание речи с другим элементом системы средств обучения (наглядными средствами) - одно из распространенных явлений в практике обучения. Особое место оно занимает в начальной школе и в группе естественнонаучных дисциплин. Сочетание речи учителя и средств наглядности наиболее характерно для системы Л.В.Занкова. В монографии, специально посвященной этому вопросу, он описал формы и варианты сочетания изложения учителя и наглядных средств . Автор выделил четы реформы сочетания и показал, как одна и та же дидактическая задача может быть решена разными способами. В зависимости от нее источником учебного познания служили преимуществен, но либо сами наглядные объекты, либо изложение учителя, либо то и другое.

Взаимодействие учителя и технических средств обучения достаточно подробно рассмотрено в литературе. Наибольший интерес представляет сочетание изложения (как источника информации) и технических средств обучения в разных типах и группах учебных предметов. В учебных предметах с ведущим компонентом «научные знания» содержание излагается словесно, а технические средства обучения по существу выполняют функцию обеспечения наглядности, помогая увидеть процессы в динамике. Они служат для полноценного раскрытия учебного материала, повышения интереса к нему. В предметах с ведущим компонентом «художественное образование и эстетическое воспитание» роль технических средств обучения как источника формирования образа повышается. Без них иногда невозможно предъявить учебное содержание (к примеру, музыкальное произведение). Однако и в этих учебных предметах технические средства никогда не могут сменить учителя, его комментария, например, к музыке и живописи, его обобщений. При всех обстоятельствах технические средства обучения не могут реализовать важных функций речи учителя - коммуникативной и управленческой, ответственных за коррекцию учебного материала в процессе ознакомления с ним учащихся. Поэтому ограниченной оказывается реализация и главных функций изложения - информативной и воспитывающей.

Значительное место в литературе посвящено вопросу взаимодействия учебника с другими элементами системы средств обучения. Чаще всего используются следующие сочетания: учебник и технические средства обучения, учебник и другие дидактические пособия и книги.

Сочетание учебника с техническими средствами обучения состоит в том, что под готовый учебник подбирается комплекс ТСО.

Сочетание учебника с другими учебными книгами определяется на уровне проектирования учебного книжного комплекта. Совокупность учебного книжного комплекта мы разделили на три категории по степени его отношения к программному материалу. В первую категорию вошли книги, необходимые для самостоятельной работы учащихся по усвоению только программного материала. Это сборники задач и упражнений, книги для чтения, тетради с печатной основой, хрестоматии, некоторая совокупность произведений художественной литературы, сборники документов и книги, служащие для систематизации и обобщения изученных курсов. Необходимо иметь в виду взаимодополняемость распределения функций между учебником и другими учебными книгами. Так, в любой учебник по основам наук должны включаться задачи, которые реализуют, по существу, одну функцию, а именно, помогают понять главное и конкретизируют теоретические положения. Задачи, реализующие преимущественно остальные функции (например, функцию индивидуализации обучения или функцию контроля и самоконтроля), могут быть представлены в задачниках или других дидактических материалах. Сколько нужно задач для усвоения программного материала в учебнике и в задачниках - это тот вопрос, на который методике еще предстоит ответить. Именно в связи с его решением должен решаться вопрос о количестве часов, отведенных программой на ту или иную тему.

Представляет интерес и вопрос о том, должны ли учебник и задачник представлять отдельные книги или одну, как это делается по некоторым предметам. Вероятно, это зависит от числа задач, необходимых для усвоения программного материала. Если задач много, то по книговедческим основаниям учебник и задачник лучше разделить, а по педагогическим соображениям авторский коллектив должен быть один и тот же.

Сочетание учебника с другими необходимыми книгами также зависит от типа учебного предмета, его ведущей функции. Например. для тех дисциплин, где формирование эстетического отношения к действительности имеет важнейшее значение, художественные произведения являются основным источником содержания. Их не может заменить ни учебник, ни хрестоматия. В предметах с ведущим компонентом «научные знания» в группе естественнонаучных дисциплин все основное содержание есть в учебнике, а книга для чтения, хрестоматии служат для ознакомления учащихся с историко-научными сюжетами, современными разделами науки и научными приложениями. К сожалению, среди учебных книг, кроме учебника, нет стабильной книги, предназначенной специально для повторения всего курса. Учащиеся повторяют материал либо в последовательности, совпадающей с первичным ознакомлением с ним, либо пользуются разными пособиями для поступающих в вузы.

Литература

1. Выготский Л. С. Собр. соч. -Т. 6.-М., 1984.

2. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее среда. - М., 1988.

3. Гершунский К.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы.-М.. 1987.

4. Дидактические основы создания и использования технических средств обучения в средней школе / Под ред. Л.П. Прессмаиа.-М., 1981.

5. Замков Л. В. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении -М., 1958.

6. Методические указания по определению уровня педагогической эффективности использования средств обучения и их комплексов, - М., 1984.

7. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998.

8. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского. И.Я. Лернера.-М.. 1989.

9. Технические средства обучения и методика их использования / Сост. Д.Д. Сметанин, К.А. Квасневскии, В. В. Ильин и др.; Под общ. ред. К. А. Квас-невского. - М., 1984

10. Хозяинов Г. И. Средства обучения. - М., 1987. 11. Шахмаев Н. М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. - М.. 198S.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация средств обучения и основные функции. Процесс обучения как сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся направленных к общей цели. Технические средства обучения. Дидактические функции. Виды средств обучения. Сценарий урока.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2009

    Структура педагогического процесса, его содержание и элементы. Средства обучения как компонент процесса обучения. Идеальные и материальные средства обучения. Характеристика средств обучения истории в современной школе. Концептуальные модели обучения.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2013

    Применение средств обучения на уроках производственного обучения. Классификация средств обучения. Печатные и звуковые, экранные и объемные средства. Инструкционные карты: передача информации с помощью текста, чертежа, рисунка. Пикировка сеянцев капусты.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2010

    Роль средств обучения в процессе образования, их классификация. Основные и вспомогательные средства обучения. Особенности использования современных средств обучения на уроках иностранного языка. Современные информационно-коммуникативные технологии.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2014

    Средства обучения как важный компонент данного процесса, классификация и типы. Общая дидактическая роль средств обучения в деятельности учителя технологии. Изучение педагогического опыта и анализ эффективности использования электронных средств обучения.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2015

    Определение методов и средств обучения, их выбор в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала. Структура объяснительно-иллюстративного и частично-поискового, репродуктивного и исследовательского методов обучения.

    презентация , добавлен 05.10.2014

    Средства обучения как компонент процесса обучения. Структура педагогического процесса. Материальные и идеальные средства обучения и их функции. Педагогический контроль как система научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания.

    курсовая работа , добавлен 31.08.2011

    Анализ технологий, обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала. Обзор интерактивного взаимодействия учеников и преподавателей в процессе обучения. Характеристика дистанционного обучения, осуществляемого с помощью компьютерных телекоммуникаций.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2011

    Сущность процесса обучения. Цели, функции и специфика обучения. Структура процесса обучения, характеристика структурных компонентов. Методы обучения, их классификация. Формы организации обучения.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2005

    Законы и закономерности процесса обучения: понятия, сходство и отличия. Содержание основных законов обучения: социальной обусловленности целей, взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Система принципов современной дидактики.