Можно ли гордиться своей праведностью. Можно ли гордиться и стыдиться за других людей

Спрашивает Анастасия
Отвечает Александра Ланц, 07.03.2011


Вопрос : "Можно ли собой гордиться,когда у тебя что-то получилось,когда ты преодалеваешь каки либо усилия над собой и все получается,с Божьей помощью конечно? В хорошем смисле.. Или это считается греховной гордостью?"
Мир вам, Анастасия!

Вот несколько Библейских текстов, которые я рекомендую вам выписать на отдельный лист бумаги, чтобы время от времени размышлять о них.

Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель [его]... ()

Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость ().

Погибели предшествует гордость, и падению - надменность ().

Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь ().

Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу (Притч. 8:13).

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ().

Откуда она берётся?

Истоки гордости находятся...

1) в непонимании того, каким человек, собственно, должен быть.

2) в попытках сравнивать себя с собой или с другими людьми

3) в желании быть закрытой системой, растущей исключительно за счёт себя самой, т.е. становиться лучше, умнее, сильнее и пр. за счёт самого себя, так, чтобы как можно больше славы принадлежало только тебе.

4) в желании самопрославления или другими словами - в желании самоуважения и уважения со стороны других людей, т.е. в желании видеть своё «я» хоть чуточку, но выше, хоть чуть-чуть, но больше... даже если речь идёт о каких-то отрицательных качествах этого самого «я».

5) в духе соперничества, который управляет этим миром.

К чему неминуемо ведёт гордость?

1) к возрастанию в гордости, т.е. если вы позволите себе хвалить себя за что-то одно, то обязательно появится ещё что-то, за что тоже придётся похвалить себя, а там ещё что-то...

2) к депрессиям, потому что когда вдруг оказывается, что ты упал (а падения неизбежны) там, где только что вознёсся, то синяки, ушибы, переломы (в зависимости от высоты, на которую гордость уже успела тебя вознести) будут давать о себе знать именно в симптомах депрессии. Депрессия или полная апатия так же появляется, когда осознав, что ты можешь гордиться чем-то, ты видишь, что в принципе не можешь гордиться чем-то ещё.

3) к зависти, т.к. гордость всегда возникает на основе сравнения, и если вдруг «образец» для сравнения уходит далеко вперёд, а ты чувствуешь, что уже никогда за ним не поспеешь, то возникновение зависти неизбежно, а там присовокупятся ненависть, раздражение и пр. Как ни странно, но можно завидовать даже самому себе.

4) к насаждению в сердце идольчиков и идолов в зависимости от того, в каком направлении развивается ваша гордость. Если это желание быть лучшим учеником, то идолом станет учёба, оценки, похвальбы от учителей, если это желание быть преуспевающим бизнесменом, то идолом станет бизнес, деньги, комфорт, если это внешний вид, то идолом станет внешность, мода и т.д.

5) к желанию абсолютной независтимости от кого бы то, чего бы то ни было. Чем сильнее гордость, тем меньше она позволяет человеку проводить время в совещаниях, в выслушивании советов, тем активнее она заставляет человека принимать решения в зависимости только от его собственных удобств и собственных представлений о том, что правильно, а что неправильно.

6) к трусости или нескрываемой наглости, бунту, потому что гордый человек либо будет очень бояться потерять все свои «достижения», а значит, не сможет смело смотреть в глаза возможным переменам, либо гордый человек пойдёт к маячащим впереди целям по чужим жизням.

Поэтому, дорогая Анастасия, если вы желаете оставаться в покое и радости , я очень советую вам гнать из вашего сердца любые намёки на появление в нём хотя бы самой малюсенькой гордости, потому что она не замедлит начать расти и шириться как раковая опухоль. Вот почему Бог Вседержитель ненавидит гордость – она пожирает людей, делает их неспособными услышать Его Голос, упрекающий и одновременно спасающий. Гордость, если позволить ей существовать в вашем сердце, однажды начнёт противиться всякой попытке Бога исправить ваш путь. «И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их» ().

Есть только один способ, позволяющий избежать появления любого вида гордости в вашем сердце. Вам необходимо верою ухватиться за утверждение Библии о том, что вы созданы по образу и подобию Бога. Это поможет вам перевести взгляд ваших духовных глаз с себя, своих каких-то достижений на Бога и начать постигать, Каков Он.

Да, когда вы переключите своё внимание с себя на Творца, вы неминуемо впадёте в шок о того, что Он бесконечно прекрасен, бесконечно свят, мудр, совершенен... а вы... даже сравнивать невозможно. Но когда вы начнёте это понимать, молите Бога во что бы то ни стало удержать ваш взгляд на Нём, чтобы вам не начать вновь водить вашими духовными глазами по сторонам в поисках какого-то стандарта пониже, подостижимее. Верою держитесь за то, что если Бог создал вас по Его Собственному образу и подобию, значит, есть какой-то путь примирения вашей, моей и всякой человеческой никчёмности и Его абсолютного совершенства!

Начало этого пути обозначено в «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» Поразмыслите над этими словами. Действительно, что у вас есть, что вы не получились бы? Ум – от Бога, тело, в котором этот ум содержится, - от Бога, сила думать и действовать – от Бога, дыхание – от Бога, способности – от Бога. У вас нет ничего своего, а всё, что вы производите – это результат того, как вы используете мудрость, таланты, способности и пр., данные Богом. Чем вам хвалиться? Тем более, что от вас, как от Божьего ребёнка, ожидается , что вы будете развиваться, улучшаться и пр, потому что вы на то и были созданы, в вас изначально заложено стремление к этому и возможности достижения этого. Чем хвалиться в таком случае? Может ли двухлетний ребёнок хвалиться тем, что он начал ходить, а трёхлетний – тем, что начал говорить? Нет. Потому что это в них заложено и горе, если они по какой-то причине откажутся это делать – для них же хуже, не так ли? То же самое и с нами. Чем нам хвалиться, если мы просто делаем то, для чего предназначены и делает это за счёт силы Самого Вседержителя?

Продолжение пути примирения нашего с вами несовершенства с совершенством Бога обозначено в «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» . А! Так у нас всё-такие есть возможность хвалиться и быть гордыми! Только надо чтобы полностью поменялось направление . Если обычный человек направляет свои хвалы внутрь себя и на себя, то тот, кто познал любовь Божию, всегда будет направлять свои хвалы из самого центра своего сердца в Небо к Создателю. Вот почему Давид, чьё сердце взирало на Бога и только на Бога, всё более различая Его совершенство, Его красоту, Его мудрость, вот почему Давид пел:

Будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.

Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.

Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.

Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.

Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.

Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия. ()

Апостол Павел вторит Давиду: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом » ().

Подведём некоторые итоги того, что было сказано?

Никогда и ни за что не допускайте в своё сердце желание гордиться собою или каким другим человеком, даже чуточку, даже в шутку, потому что гордость может заразить ваше сердце, быстро и незаметно запустив в него тьму и перекрыв доступы для Света.

Для того, чтобы противостоять гордости всегда помните о своём предназначении – уподобляться Христу и о том, что Сам Христос даёт вам для этого и силы и возможности.

На всех своих путях постигайте, Каков Бог, и учитесь превозносить только Бога, потому что только Он, собственно, и достоин превознесения, ведь только Он обладает абсолютным, бесконечным совершенством во всём. Для нас с вами нет и не может быть лучшего образца для подражания. А если при этом помнить о том, что Он, Такой огромный и прекрасный, ЛЮБИТ нас и постоянно протягивает нам руку помощи... то как можно не хвалить Такого Бога?

С любовью во Христе Иисусе,

Читайте еще по теме "Разное":



Гордиться

Горди́ться

глаг. , нсв. , употр. часто

Морфология: я горжу́сь , ты горди́шься , он/она/оно горди́тся , мы горди́мся , вы горди́тесь , они гордя́тся , горди́сь , горди́тесь , горди́лся , горди́лась , горди́лось , горди́лись , гордя́щийся , горди́вшийся , гордя́сь

1. Если вы гордитесь чем-либо или кем-либо, значит, вы испытываете чувство радости, большого удовлетворения при виде чьих-либо успехов, достижений в какой-либо области или же от осознания чьих-либо исключительных достоинств, способностей, положительных черт характера.

Он гордится своими детьми. | Я горжусь моей страной. | Гордитесь: вы написали прекрасную работу. | В районе построены две новые школы, проведены дороги - нам есть чем гордиться!

2. Если о ком-либо говорят, что ему нечем гордиться , значит, он ничего не достиг в жизни, не сделал ничего хорошего, достойного уважения, восхищения и т. п.

Тебе нечем гордиться: ни богатством, ни славой, ни честно прожитой жизнью.

3. Если о ком-либо с осуждением говорят, что он гордится , значит, он считает себя лучше всех, постоянно демонстрирует своё превосходство над остальными, относится ко всем с презрением.

Несмотря на свои успехи, он не задирал носа и не гордился.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Антонимы :

Смотреть что такое "гордиться" в других словарях:

    Величаться, возноситься, заноситься, зазнаваться, кичиться, надмеваться, чваниться, быть гордым; возгордиться, возмечтать о себе, возомнить (думать, мнить, иметь высокое мнение) о себе, вздернуть (поднять, задирать) нос, заспесивиться. Надулся,… … Словарь синонимов

    ГОРДИТЬСЯ, горжусь, гордишься, несовер. 1. кем чем. Испытывать радостную гордость. Он гордится своим сыном. 2. чем. Кичиться, величаться. «Что, красавица, нагло глядишь? чем гордишься?» Некрасов. 3. без доп. Держать себя горделиво, заносчиво. Что … Толковый словарь Ушакова

    ГОРДИТЬСЯ, ржусь, рдишься; несовер., кем (чем). Испытывать гордость от чего н. Г. успехами. Г. сыном. Г. нечем кому н. (нет оснований быть самоуверенным, важничать). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    гордиться - гордиться, кичиться Стр. 0230 Стр. 0231 Стр. 0232 Стр. 0233 Стр. 0234 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

    гордиться - кем чем и (разг.) за кого. И хочу трудиться так, жизнью жить такою, чтоб далекий мой земляк мог гордиться мною (Твардовский). Гордиться за сына … Словарь управления

    гордиться - очень гордиться … Словарь русской идиоматики

    Несов. неперех. 1. Испытывать гордость 1., 2.. 2. разг. Держать себя высокомерно, надменно. отт. Ставя что либо себе в заслугу, хвастаться, кичиться этим. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Гордиться, горжусь, гордимся, гордишься, гордитесь, гордится, гордятся, гордясь, гордился, гордилась, гордилось, гордились, гордись, гордитесь, гордящийся, гордящаяся, гордящееся, гордящиеся, гордящегося, гордящейся, гордящегося, гордящихся,… … Формы слов

    Стыдиться … Словарь антонимов

    гордиться - см.: Ну и гордись до пенсии! … Словарь русского арго

Книги

  • Еня и Еля Олимпиада в Волшебном лесу Сказки которые помогают интересоваться спортом укреплять здоровье уважать старания и труд гордиться достижениями радоватьсяпобеде ценить режим и порядок , Гончарова А.. Эта удивительная книга увлекает миром спортивных соревнований, знакомит с зимними видами спорта, объясняет значение слов и событий, связанных с Олимпийскими играми... Дети, читая чудесные…

Ибо это именно то чувство, которое превозносит человека над другими людьми. Да, что там над людьми? Гордыня способна превознести человека над самим Господом и понятное дело, что ничего хорошего в этом нет.

Но признаюсь вам, я испытываю чувство гордости за поступок запорожского священника, который отказался отпевать некрещеного младенца, и вот почему:

На самом деле мне радостно осознавать, что среди нашего духовенства есть принципиальные, преданные Христу и Церкви люди, которые не бояться исповедовать свою веру во всей чистоте, не взирая на политическую конъюнктуру или пристрастия мира сего. Люди, которые не бояться пострадать за Христа. Не боятся скорбей и лишений. Люди, которые лучше и чище меня. Люди, с которых я могу брать пример. Потому что они на деле исполняют заповедь Спасителя: «Блаженны вы когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестие за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах…» (Лк. 6, 22-23).

Грех ли это? Вряд ли? Ибо чувство это не возносит меня над такими людьми. И даже наоборот, побуждает меня к покаянию за то, что я не полностью отдаю себя служению Господу и Его Церкви (может быть для этого чувства нужно найти какой-то другой, более подходящий термин?)

Но в это же время мне бывает стыдно за тех своих сослужителей, которые поливают грязью Церковь на разного рода антицерковных помойках, типа «Эха Москвы», или на страницах украинской ура-патриотической прессы. А некоторые умудряются даже делать это на католических ресурсах.

Вы спросите и что в этом чувстве (стыда за других людей) такого удивительного или необычного?

Так вот, не так давно, в одном из православных печатных изданий, мне на глаза попалась статья о том, как плохо испытывать чувство стыда за других. Ее автор, явно движимый благородным порывом ответить на критику Церкви со стороны светского общества, обрушился на всех тех, кому бывает стыдно за своих братьев по вере. Ибо по его мнению: «Стыд за других – то, что человек видит именно других намного хуже, и не хочет быть в их тени, не хочет, чтобы его ассоциировали с ними» .

Если говорит коротко, то в целом контекст статьи выдержан в стиле – «сам дурак», а именно: если вам вдруг стало стыдно за другого человека, то на самом деле, это чувство является признаком вашей духовной незрелости, реальной гордыни (т.е. греховного состояния) и самолюбия. Именно поэтому, делает вывод автор, если нам и должно быть за кого-то стыдно, то только за себя. А сами эти чувства (стыд за других и стыд за себя) несовместимы никоим образом.

Но важно даже не это. На мой взгляд, данный материал как раз и является признаком нашей духовной незрелости, попыткой самооправдания – худшего из пороков, мешающего нам трезво оценить свою жизнь, увидеть свои ошибки и недостатки.

По меткому выражению прп. аввы Исайи, самооправдание есть конец страстей! Если попытаться более глубоко вникнуть в смысл этой фразы, станет понятно ее истинное значение: самооправдание – это лакмусовая бумажка духовной жизни человека или, точнее сказать, оно есть свидетельство полного отсутствия духовной жизни в человеке, признак абсолютного доминирования страстей в нашей душе.

Привычка оправдывать свои недостатки, как правило, характеризуется полным отсутствием критического отношения к себе, т.к. оправдывающийся человек скорее склонен увидеть грехи ближнего, а собственное осуждение объяснить дьявольскими кознями или завистью окружающих.

Страсть к самооправданию рождается очень просто, легким наветом против тех, кто указывает нам на наши грехи и недостатки. Слушая такого человека, легче всего сказать себе: этот человек гордый (ему бы только обличать, да осуждать, т.е. опять тот же аргумент в стиле – «сам дурак») – и мы уже не можем смотреть на него иначе, как сквозь призму этого ложного «рассуждения», – мол, где же у него там гордость сидит? Думая так, мы, естественно, фактически без труда находим то, что ищем, потому что искать гордость в человеке – все равно, что искать песок в пустыне – не найти невозможно: песок повсюду, куда ни посмотришь. В противовес этому, мы невольно начинаем любить похвалы, лицемерие и человекоугодие. Нередко склоняя голову перед «хвалебным пением» в нашу честь и придавая смиренно-елейное выражение своему лицу, не забудем заметить: «Ну, что вы – я человек грешный!», хотя в это же время душа наша бывает преисполнена сладостного умиления и чувства собственной значимости.

Так что, скорее всего, автор разбираемой нами статьи и сам не заметил, как допустил явную ошибку, а лучше сказать нарушил логическую последовательность в рассуждении, а именно: для него стыд за других, и собственная гордыня являются тождественным понятиями. Таким образом, он нарушил сразу два закона логики: закон тождества и закон достаточного основания.

Почему так получилось понять трудно? Еще раз скажу – в реальности гордыня и производное от нее самооправдание, это такое состояние, когда нам неприятны замечания со стороны, а неприятны они нам именно потому, что мы видим себя лучше других и т.д.

В противоположность самооправданию, чувство стыда (не важно за себя или за других) принципиально несовместимо с гордыней. Стыд практически всегда рождается вследствие раскаяния человека. Можно даже сказать, – вследствие нашего покаяния. А у покаяния совершенно другой вектор, нежели у гордыни. Покаяние, стыд – это признак смирения, а не гордыни. И поэтому стыд за других вовсе не означает того, что мы автоматически считаем себя лучше этих людей. Стыд за других – это чувство боли и сострадания к тому человеку, по отношению к которому это чувство возникло. В нашей душе это чувство должно вызывать антипатию не к конкретному человеку, а ко греху, который тот сотворил. В том числе, это чувство должно и нас предостерегать от того, чтобы не впасть в аналогичных грех.

За Церковь нам действительно стыдиться нечего, т.к. Церковь свята и непорочна и Она – есть Тело Христово, Столп и утверждение Истины и т.д. Но все же Церковь это одна семья и мы в этой семье друг другу не чужие. Лично я воспринимаю любой публичный и непубличный грех своих собратьев священнослужителей (в том числе и иерархов), как личную трагедию родных мне людей. Да мне стыдно за тех, кто ведет в Церкви двойную жизнь (с одной стороны служит в ней, а с другой, ни за что, ни про что, поливает ее грязью).

Конечно же, я согласен с тем, что за себя лично нам тоже должно быть (хотя бы периодически) стыдно. И все же стыд за других людей очень часто является показателем того, что совесть в нас еще жива. Ну согласитесь, странно было бы узнать, что матери, сын которой совершил гнусный поступок (с нравственной точки зрения или уголовное преступление, например), не стыдно за своего сына. Что же она его хвалить должна? Нет, она должна взять ответственность за его воспитание на себя и поэтому в этой ситуации есть место обоим видам стыда. В противном случае получается так, что за себя стыдиться она может (мол виновата не доглядела), а вот за сына нет, – мол мальчик он у меня хороший и ни в чем не виноват (или в крайнем случае, – бес попутал). Что это если не боязнь взять на себя ответственность за грех близкого человека, воспитанием которого она занималась не один год?

И, кстати, ответственности этой не боялись святые отцы, которые прямо, без всякой тени ложного смирения говорили о проблемах и нравах современного им общества и внутри церковной жизни. Тем самым исполняя заповедь апостола Павла: « Согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5,20).

В качестве примера позволю привести себе только лишь несколько цитат св.отцов на эту тему (хотя на самом деле таких цитат у св.отцов можно найти огромное количество). Уже апостолам приходилось писать горькие слова о своих учениках: «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?» (Гал. 5,7). «Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Фил. 2, 20-21).

А вот свт. Григорий Богослов прямо пишет о том, что ему бывает стыдно за своих собратьев: «…Мне стыдно было за других, которые, будучи ничем, не лучше прочих (если еще не хуже) с неумытыми, как говорится, руками, с нечистыми душами берутся за святейшее дело…».

В письме к своему другу св.Василию Великому он пишет: «Спрашиваешь, каковы наши дела? Крайне горьки. Церкви без пастырей; доброе гибнет, злое наружи; надобно плыть ночью, нигде не светят путеводительные звезды. Христос спит».

Да и сам свт. Василий Великий сказал не мало горьких слов на эту же тему: «…Церкви почти в таком же положении, как и мое тело: не видно никакой доброй надежды: дела непрестанно клонятся к худшему… Я, быв когда-то на духовных празднествах, встретил едва одного брата, который, по-видимому, боялся Господа, но и тот был, одержим диаволом. Много, правда, слышал я и душеполезных речей; впрочем, ни в одном из учителей не нашел добродетели соответствующей речам… Любовь охладела, разоряется учение отцев, частые крушения в вере, молчат уста благочестивых... И хотя скорби тяжкие, но нигде нет мученичества, потому что притеснители наши имеют одно с нами именование».

Вторит ему и свт. Григорий Двоеслов: «Смотрите, мир полон священников, но редко встречаешь делателя на жатве Божьей, ибо мы согласны облекаться епископским саном, но не исполнять обязанностей нашего сана. Есть, любимейшие братья, в жизни епископов великое зло, которое сокрушает меня. Дабы кто не подумал, что я желаю причинить кому-либо личную обиду, я самого себя первого в этом зле обличаю; вопреки моей воле я поддаюсь требованиям варварской эпохи. Это зло заключается в том, что мы вдались в занятия века сего и что наши действия не соответствуют достоинству сана. Мы бросаем дело проповеди. Если мы призваны к епископскому званию, то это, вероятно, в наше же наказание, ибо у нас только имя епископа, но нет достоинств. Те, кто нам вручены, отходят от Бога, а мы молчим; они гибнут во зле, а мы им и руки не протягиваем, чтобы вытянуть их. Занятые мирскими делами мы безразличны к судьбе душ».

Не оставались в стороне от насущных проблем своего времени и святые более близкого к нам времени. Так, в середине XIX века святитель Игнатий (Брянчанинов) рисует не менее печальную картину: «Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихии мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят… Положение Церкви и христианства самое горестное. Предсказанное в Писании совершается, охлаждение к вере объяло и наш народ, и все страны, в которых доселе держалось православие… Заезжал ко мне протоиерей из того села, в котором живут потомки Сусанина, человек довольно умный. Он сказывал, что крестьяне пропились и обнищали донельзя, что этого тока ничем нельзя удержать… Вместе с разгульною жизнью явилось особенное охлаждение к Церкви и духовенству (что тут скажешь - прямо про наше время). Кутилы из крестьян кутят и впали в индефферентизм по отношению к религии; не кутилы обращаются в большом количестве к расколу. Дворянство бедно и не может помогать церквам и духовенству, как помогали прежде. Содержание духовенства скудеет и скудеет. Протоиерей, имеющий практический взгляд, говорил, что этому положению не видно исхода и что последствия этого положения должны быть многоплодны… Дух времени таков, что скорее должно ожидать окончательных ударов, а не восстановления».

Так вот, именно для того чтобы дух нашего антихристианского времени не завладел нами полностью мы и должны не бояться стыдиться за свои неблаговидные поступки и за неблаговидные поступки других людей, в том числе наших оппонентов.

"Своей национальностью гордятся только те, кому гордиться больше нечем". Кто же не сталкивался с подобной формулировкой? Лично я – многократно. Это довольно популярный у либеральцев миф, распространению которого они всячески способствуют. И ведь на самый первый взгляд приведённая сентенция кажется сокрушительной и уничижающей. Однако трезвый ум быстро увидит, что в ней нет логики. Это превосходно иллюстрирует пример следующей фразы, построенной по в точности той же схеме.

Красную икру едят только те, кому больше нечего есть.

Каково, а? Итак, что мы видим: изначальное утверждение является вовсе не аргументом, предназначенным для донесения некой истинной информации, а обыкновенной манипуляцией, попирающей логику ради выполнения своего предназначения: навязать объектам манипуляции нужное субъекту манипуляции мнение. Что гордиться своей национальностью есть дело недостойное и постыдное. Задействованный в манипуляции принцип элементарен и большинству людей известен ещё с младшей группы детского сада. Кто гордится – тот ссаный лох. Не хочешь считаться лохом – не смей гордиться и не смей даже поминать. По определённым причинам либеральные русофобы очень не хотят, чтобы русские люди сознавали себя именно русскими людьми, помнили о своей национальности, а тем паче считали её чем-то важным, гордились ею и ценили её. С этой целью они ведут пропаганду, назначение которой заключается вовсе не в информировании обывателя логичными истинами, а в навязывании выгодного либеральцам мировоззрения и в недопущении распространения крайне нежелательных для либеральцев взглядов, сколь бы истинны оные ни были. В самой же либеральной пропаганде истины нет ровным счётом ни шиша, а одни сплошные манипуляции. Либеральные русофобы готовы сеять в людские головы заведомую ложь ради своей корысти, чем и занимаются. Именно с этой точки зрения следует воспринимать всю так называемую аргументацию либеральцев. Это важный момент, запомним его и для дальнейших ссылок пометим как пункт (Ё).

"Позвольте," – запротестуют либеральцы – "но почему сразу красная икра? А как же гнилая картошка? Ни один нормальный человек не станет её есть при наличии более качественной пищи. А вот всякая нищая беднота будет – от безысходности. Потому что ничего другого нет". Это само собой. Русскую национальность либеральцы могут себе воображать не иначе чем какой-нибудь пакостью, которой гордиться можно только от безысходности, как жрать гнилые овощи, когда ничего съестного окромя оных нет.

От безысходности, значит. Хорошо. Своей русской национальностью гордился, например, Дмитрий Иванович Менделеев. И Александр Васильевич Суворов тоже гордился. И ещё многие великие люди гордились, которым уж точно было чем гордиться помимо национальности. Выходит, они ею гордились вовсе не от безысходности.

"Ну, мало ли, какие бывают девиации!" – найдётся что ответить либералец – "Некоторые состоятельные люди любят иногда пообедать в Макдоналдсе. А иные богатые господа и вовсе являются извращенцами-копрофагами. Из этого же не следует, что говно – деликатес!".

Да, ради того, чтобы выставить русскую национальность кАкой, гордиться которой стыдно, либеральцы готовы даже Менделеева записать в копрофаги. Знамо дело.

В принципе, уже одного этого достаточно, чтобы заключить, что всякий уважающий себя русский человек гордиться своей национальностью просто обязан. Однако, либеральцы (а также те, кто в их пропаганду поверил, увы) пытаются приводить обоснования, почему же всё-таки гордиться своей национальностью является делом порочным и предосудительным. Эти обоснования, безусловно, заслуживают разбора.

Итак, что там нам поют изряднопорядочные общечеловеки? Они говорят, что гордиться можно только тем, в чём есть твоя личная заслуга и достижение. Это по определению, дескать, так. В том же, что человек родился русским, нет никакой его личной заслуги, потому гордиться своей русской национальностью есть дело бессмысленное, а, следовательно, глупое. Стыдно вести себя глупо – взрослые ведь люди. Итого: гордиться своей русской национальностью есть занятие глупое и стыдное.

Как всё логично выглядит, не правда ли?! А между тем, аргументация насквозь лживая.

Начать с вопроса, а что это за определение гордости такое и откуда оно взялось? А это определение, дорогие мои читатели, либеральцы сами же и придумали. Специально такое, чтобы на его основании было удобно строить свою аргументацию. Но подают такой невозмутимый вид, будто введённое ими определение является само собой разумеющимся и всегда и до них было, а они только обращаются к уже готовому. В общем, вспоминаем пункт (Ё). Так у них и выходит, что тем, в чём нет твоей личной заслуги, гордиться нельзя. А вот тем, что является твоим достижением, гордиться можно. Последнее они разрешают, значит. Им кажется, что в таковом разрешении не содержится угрозы для их пропаганды (в этом они заблуждаются, что я покажу ниже).

Так или иначе, введённого либеральцами определения вы не найдёте в толковых словарях русского языка (разве что в написанных самими либеральцами, но лично я сомневаюсь в существовании таковых словарей). Можете сами проверить. Для тех, кому лень лезть в словари самостоятельно, приведу словарные статьи здесь (те их части, которые представляют интерес в рамках рассматриваемой темы).

Большой толковый словарь русского языка под редакцией С.А.Кузнецова

ГОРДИТЬСЯ, горжусь, гордишься; нсв.
1. (кем-чем). Испытывать гордость (1-ое, 2-ое значение). Гордиться учеником, родителями. Гордиться рекордом. Гордитесь: вы написали прекрасную работу. Втайне, в душе горжусь, что знаком с ним. Гордиться нечем (нет оснований для гордости за какие-либо дела, поступки и т.п.; ничего хорошего в том, что сделано, нет).
ГОРДОСТЬ, -и; ж.
1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная гордость. Мужская, девичья гордость. Рабочая, профессиональная гордость. Гордость не позволяет принять чью-либо помощь. Гордость мешает сделать что-либо. Из гордости сделать что-либо.

2. Чувство удовлетворения от осознания достигнутых успехов, чувство превосходства в чём-либо. Говорить с гордостью. Испытывать гордость. Гордость отца, сына. Гордость за чьи-либо успехи. Гордость за науку. Гордость за родину. С гордостью думать, говорить о ком-либо.

Современный толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой
ГОРДИТЬСЯ; несов.
1. Испытывать гордость (1,2).
ГОРДОСТЬ; ж.
1. а) Чувство собственного достоинства, самоуважения. б) разг. Преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим; высокомерие, надменность.

2. Чувство удовлетворения от достигнутых кем-либо успехов, от сознания важности, значительности чьей-либо деятельности.

Толковый словарь Ожегова
ГОРДИТЬСЯ
испытывать гордость от чего-нибудь
Гордиться успехами. Гордиться сыном. Гордиться нечем.
ГОРДОСТЬ
1. чувство собственного достоинства, самоуважения
Национальная гордость.

3. чувство удовлетворения от чего-нибудь
Гордость победой.

Ну? И где положения о том, что гордиться можно только тем, в чём есть твоя личная заслуга? Что нельзя или бессмысленно гордиться чем-то помимо этого? Нет его. Однако же, почему либеральное толкование слова "гордиться" проглатывается объектами информационного воздействия без какого-либо внутреннего протеста? А потому, что оно выглядит правдоподобным и рациональным. Однако, если хорошенько с этим разобраться, всё оказывается не столь однозначным. Рассмотрим примеры предметов гордости, собственно гордости и её взаимосвязи с заслугами в предметах гордости.

Вот, скажем, есть красивая девушка. Многие парни ей любуются, ценят её общество и желают составить ей пару. В собственной красоте девушкиной заслуги нет – она же родилась такая – но девушка что видит: другие люди вокруг ценят её красоту, значит, оная является достоянием ценным. Ценным атрибутом ЕЁ личности. И она начинает своей красотой гордиться. А почему бы ей и не гордиться? – она же первая красавица в городе. Да, может быть, не все такую гордость одобрят, но при этом все признАют, что ей гордиться ЕСТЬ ЧЕМ.

Немного конкретизируем пример. Вот, скажем, живёт в миру девушка, обладательница красивых больших сисек, которыми она славится на всю округу. Имеет она право ими гордиться? Безусловно. "Вот какие у меня зач0тные сиськи, у других девок таких нет!". И как бы кто к такой гордости ни относился, но признАют все, что этой девице гордиться, действительно, ЕСТЬ ЧЕМ, хотя её собственной заслуги в том нет. Но вот в том же посёлке какая-то другая девка иззавидовалась, пошла да и накачала в собственные маленькие сиськи силикон, и у неё тоже стали большие. Но в её случае в её больших сиськах уже есть её же собственная заслуга. И что? Как к этому отнесутся люди вокруг? Известно как: "Сиськи большие? Ну да, но они же не натуральные! Вот были бы такие же настоящие – тогда бы да, а то силиконовые – гордиться нечем!". Да, именно так: гордиться нечем, хотя есть собственная прямая заслуга. А в первом случае заслуги нет, а гордиться есть чем.

А какой-нибудь парень от рождения здоровый и сильный. Его за это пацаны на районе уважают и девки к нему льнут. Может он своей богатырской силушкой гордиться? Да может, почему нет-то? Его же кореша ценят, в сложных случаях зовут помочь урегулировать вопросы: "Колян, будь другом, выручи. Тут один бычок борзый предъяву кидает, надо его урезонить. От тебя ничего не требуется, просто рядом постоишь, пока я базарить буду, ладно?!".

Про то, чтобы гордиться умом, я вообще молчу. В интернетах собственным умом гордятся, по-моему, чуть менее, чем все, очень часто оным даже не обладая, но сей малозначительный фактор гордиться не мешает:)))

А хорошим здоровьем? Скажем, парень так про себя думает: "У меня с детства отличное здоровье. Никогда ничем серьёзным не болел, никаких тебе аллергий, никаких одышек и с давлением всё чики-пуки. Зрение всю жизнь оба глаза по единице, нервы железные. Блин, да я для любой девки выгодный жених, потому что от меня дети родятся такие же здоровые, а не заморыши-задохлики, с которыми потом по больницам устанешь бегать". Почему ему не гордиться тем, что его выгодно отличает от других молодых людей? Гордиться, дорожить и беречь: даже если второе и третье не вытекает напрямую из первого, первое второму и третьему, как минимум, способствует, что однозначно свидетельствует о его пользе.

В общем, каким бы неправильным либеральцы это ни считали, а в обществе сложился такой порядок, что гордиться уместно не только заслугами. Гордость вполне понятным образом может проистекать, например, от обладания чем-то, представляющим ценность. Имеет смысл отметить, что оборотной стороной чьей-либо гордости часто является чья-то зависть. Иными словами, где есть предмет для чьей-то зависти, там есть и повод для чьей-то гордости.

Теперь посмотрим, а какова заслуга человека в собственных заслугах? Да-да, это не опечатка. Именно так: какова заслуга в заслугах? Вот, скажем, возьмём великого физика XIX века Уильяма Томсона (он же лорд Кельвин). Почему он стал тем великим физиком, которым стал? Почему открыл свои открытия? Ну, для начала, потому что он был умный, очевидно. Но ведь в этом нет его заслуги, не так ли? Кому-то не повезло родиться умным, а Уильяму Томсону повезло. Согласно либеральцам, гордиться тут нечем. О, я так и слышу в своём воображении голоса возражающих мне оппонентов: "Мало ли кто родился умным! Заслуга лорда Кельвина не в том, что он был умный, а в том, что со своим умом не проленился, лёжа на диване. Много рождается умных, но лордами кельвинами из них становятся единицы. Потому что великий человек – это поперёд всего труд, и лишь во вторую очередь – талант!". Тут опять же возникает вопрос: один умник родился ленивым, второй – трудолюбивым и любознательным. И какова его в том заслуга? Да никакой! "Если хочешь чего-то добиться, лень надо превозмогать и заставлять себя работать!" – продолжит либералец неуверенным голосом, очевидно заранее предвидя мой ему ответ. И именно этот ответ он получит. Чтобы превозмогать лень, нужна сила воли. Одному человеку не повезло родиться со слабой волей, а другому повезло родиться с сильной (какая, очевидно, была у лорда Кельвина). И какова его в том заслуга? Да никакой! "Силу воли нужно развивать!" – обречённо выкрикивает мой воображаемый оппонент, с чётким пониманием того, что следующим ходом получает неизбежный мат. Да. Чтобы воспитывать в себе какое-то качество характера, нужна сила воли. Или внешний воспитатель. Тем более это касается воспитания силы воли. Не имея к тому уже готовой силы воли или же строгого наставника, силу воли не воспитать. Поскольку первый пункт заведомо не выполнен, всё упирается в наставника. Кому-то не повезло и у него не было мудрого учителя. А кому-то повезло и у него мудрый учитель был, но разве есть в таковом везении заслуга ученика? Нет.

В итоге, что мы видим? Человеческие заслуги перестают выглядеть столь явными, какими казались поначалу. Всё большая доля заслуг человека переходит к судьбе, которой угодно было одарить его необходимым набором личностных качеств. Кто-то заранее рождается быть великим, а кто-то рождается к свершениям не приспособленный. В этом отношении заслуги выдающихся учёных, военных или политических деятелей не очень сильно отличаются от больших сисек первой районной красавицы. Вы не подумайте, я не ставлю знак равенства между открытиями лорда Кельвина или, там, Роберта Бойля и большими сиськами, если чо:)

Ну, так что же такое гордость? Прежде всего, это положительная эмоция, выражающая удовлетворение, довольство. Но это, конечно, не всё, потому что удовольствие, например, полученное от сытного обеда, названо гордостью быть, очевидно, не может. Гордость – это эмоция торжественной радости, испытываемая человеком от осознания... Чего? В общем случае, атрибутов своей личности, которые он сам оценивает как превосходящие оные у многих других людей. Ну, или, как минимум, как однозначно положительные, хорошие. То есть, иначе говоря, есть у человека некоторые пунктики, в которых он ощущает свою повышенную полноценность, и он от осознания этих пунктиков прётся, ловит кайф:) Ведь гордость – это, своего рода, лёгкая эйфория. Разумеется, к упомянутым атрибутам личности необходимо отнести причастность человека к успехам других людей, и к другим людям, добившимся тех или иных успехов. Поэтому, можно гордиться кем-то, но только тем, к кому имеешь отношение. То есть, можно гордиться другом - чемпионом области по фехтованию, а вот, например, Майка Тайсона (бывшего абсолютного чемпиона мира по боксу в супертяжёлом весе) можно уважать, но гордиться им неуместно (если Вы, конечно, ему не добрый приятель или, хотя бы, не американец... или хотя бы не боксёр... или хотя бы не негр...).

Теперь, как это применимо к национальности. Очевидно, национальность можно считать атрибутом личности. Можно ли национальностью гордиться? Не знаю, как другими, а Русской Национальностью однозначно можно и следует. Что значит национальность человека? Она значит его принадлежность к своему народу. Значит, что человек является частью этого народа. И если ты русский, значит, внутри тебя течёт кровь Великого Народа, построившего государство с самой большой территорией, освоившего самые труднодоступные земли, победившего самые сильные армии мира.

"И что? В чём повод для радости? В чём заключается повышенная полноценность данного атрибута?" – спросит непонятливый читатель. "Фи!" – поморщатся антифашисты – "он заговорил про кровь!". Ещё бы. Не только про кровь, но и про родство. Вы никогда не обращали внимание на то, что врачи-психиатры или, например, врачи-онкологи интересуются, были ли у близких родственников пациента случаи заболевания психозами или раком? Вот то-то. Предрасположенность – дело такое. Довольно рискованно иметь среди родственников больного шизофренией или раком. И наоборот: очень благоприятно иметь среди родственников сплошь здоровых людей, живущих до ста лет и дольше. Я только что банальнейшую вещь сказал, не правда ли?

И что бы там ни балаболили либерасты, а люди интуитивно очень хорошо чувствуют значимость этой самой предрасположенности. Потому один родственник может стать причиной для более пристального отношения к другому. Не зря же люди стесняются своих родителей-алкоголиков, не торопятся рассказывать друзьям, что брат сидит в тюрьме, а папаша два года лежал в психушке. Особенно когда дело касается общения с противоположным полом. Кому же охота связываться с представителем семейки, имеющей в своей истории столь неприглядные страницы. А благополучной семьи стесняться никто не будет, конечно.

Предрасположенность касается и народов, очевидно. Если народ в целом склонен к великим свершениям, то и его отдельные представители, очевидно, имеют к великим свершениям повышенную предрасположенность и способность. Наши русские предки способны были делать великие дела, это было им по плечу. В тебе, мой русский читатель, течёт та самая Русская Кровь, так что и тебе свершения тоже по плечу, можешь за них смело браться: у тебя должно получиться – не зря же внутри тебя Русская Кровушка-то течёт. Так что память о своей Русской Национальности как минимум прибавляет людям веры в собственные силы, а это уже большое дело. Вот вам и повод о ней помнить, вот и повод ею гордиться. И пофиг на то, что в том нет твоей личной заслуги.

Примечательный момент состоит в том, что когда в диалоге с либеральцами ты в ответ на их выкладки про отсутствие заслуг в твоей национальности говоришь "Ну и что, я всё равно горжусь", их иногда прорывает и они выкладывают сокровенное: "Да чем тут можно гордиться-то?! Вековым рабством?! Беспробудным пьянством?! Повсеместным воровством?! Тем, что всю жизнь жили в говне?!". Это я ещё сильно смягчил цитаты. А ведь что в приведённом примере произошло? Отчаявшись убедить собеседника в бессмысленности национальной гордости, либералец далее совершает попытку перебить её навязанным национальным стыдом! То есть у либеральца подход получается какой: русской национальностью гордиться нельзя, потому что твоей заслуги в том, что ты родился русским, нет. Казалось бы, и стыдиться русской национальности по аналогичным причинам нельзя. Ан нет! Вот стыдиться-то как раз своей национальности русские обязаны, несмотря на то, что их вины в том, что они родились русскими, нет. Такие либеральные антифашисты ещё и не забывают напомнить, что на русских лежит неискупимая вина, что им надлежит каяться и платить за Сталина, за убитого царя, за тюрьму народов, за миллионы изнасилованных немок, за Афганистан, за милых чеченцев и чудесных грузин и ещё за тысячи разных других злодеяний. Идею выплат компенсаций Германией евреям либералец тоже горячо одобряет, хотя нынешние немцы, с налогов которых выплачиваются штрафы, в деяниях Гитлера совершенно точно не виноваты.

Как видим, либеральцы демонстрируют замечательное двоемыслие. Почему? Смотрите пункт (Ё). Либералец борется не за истину, а за свои цели. Если ради этого ему потребуется использовать противоречащее друг другу враньё, он будет это делать. Истинная цель либеральца – внушить людям, что русской национальности следует стыдится. Цель минимум – отучить гордиться. Для достижения второй цели либералец применяет аргументы, обращающиеся к рациональному началу человека. Если их применить по отношению к стыду, из них следовало бы, что стыдиться русской национальности тоже не следует, как и гордиться ей. Но к этой части либералец данные аргументы не применяет. Он их использует лишь как средство, сам же им значения не придаёт.

Либералец – он, в действительности, не только против гордости русской национальностью, но и против любого положительного отношения к ней. Положительное отношение может быть не только гордостью. Вообще, возможных типов отношений может быть три: положительное, нейтральное, и отрицательное. Приведу их ниже с конкретизацией видов отношений по типам (в скобках перечислены типичные действия, к которым данным типом отношения порождается склонность).

1) Положительное: радость, удовольствие, гордость (ценить, дорожить, объединяться, бороться, требовать групповых прав)
2) Нейтральное: безразличие, равнодушие (не придавать значения, манкировать, заботиться о личных интересах)
3) Отрицательное: досада, стыд, горечь (проклинать, отстраняться, платить, каяться, нести наказание, терпеть)

Что значит русская национальность? Что человек является частью Русского Народа. Что значит положительное отношение к своей национальности, а особенно гордость ею? Что человек себя сознаёт как часть своего народа, что считает это важным, ценит это и дорожит им. Что, как минимум, он намерен и дальше сознавать себя частью народа. И что значит, если таких людей будет много? А это и будет настоящий народ, осознающий себя как народ и отстаивающий свои групповые интересы. А вот это – кошмар любого этнического антифашиста и безродного космополита. Поэтому любое положительное отношение русского человека к своей национальности означенные господа воспринимают зело болезненно. Начинают противодействовать, в меру своей скудной фантазии пытаясь перевести возмутителей спокойствия из вышеприведённого пункта 1) хотя бы в пункт 2), а лучше в 3). При этом любое положительное отношение к русской национальности антифашистом живо трактуется как гордость, потому что с ней проще всего бороться – к ней можно применить аргумент про "нет никакой заслуги". Даже если изначально речь ни о какой гордости не шла, антифозные либеральцы переводят тему именно на гордость и далее оную пытаются опровергать. Вот, зацените свежий пример , случившийся недавно по случаю грядущей переписи.

И вот всё у них так. Стоит только русским просто вспомнить про свою национальность не злым словом, как безродные космополиты начинают яростно шипеть, совершать свои озлобленные ужимки, неистово скакать и расшвыривать вокруг себя говно, подобно бешеным макакам. А ведь вызвавшие такую их реакцию люди всего-то навсего пожелали, чтобы у них (людей, не либеральных макак) не похерили национальность. Казалось бы, с чего тут завертеться волчком? Если Вы русофоб, то есть с чего. Ведь мечта безродных космополитов – чтобы русские в массе своей представляли примерно вот таких особ:

И любой самый мизерный всплеск национального самосознания у русских людей безродных космополитов от претворения их вожделенной мечты в жизнь отдаляет. Как тут не забеситься. Вот они и бесятся. Вы почитайте комментарии по вышеприведённой ссылке. Там отдельные персонажи договорились до того, что лучше величаться гномом 80-ого уровня, чем назвать себя русским. Превосходная иллюстрация ненависти по национальному признаку, я считаю. И подобные особы ещё пеняют кому-то про нацизм. Опять же поминаем добрым словом пункт (Ё) – очень полезный пункт, о нём следует помнить вообще всегда:)

Во время устраиваемых ими по ситуации сеансов коврового говноплюйства либеральцы в запале припадков своей бессильной злобы против русского национального самосознания зачастую окончательно теряют берега и неудержимыми поносными струями одаривают изумлённую публику какой-то совсем уж малоосмысленной иступлённой ахинеей. Так мы узнаём о том, что если русские люди будут помнить о своей национальности, а не дай Боже, и гордиться ею, то они все немедленно окончательно деградируют и сопьются пивом на диванах перед телевизорами, утратив последнюю мотивацию к личностному развитию и не желая более трудиться и заниматься чем-либо полезным. Дескать, зачем мне к чему-то стремиться, если я и так великий сын великого народа – можно продолжать нажираться пивом перед дуроскопом, не теряя от того ни малейшей толики своего величия. (В помянутом дуроскопе, к слову сказать, показывают как раз таких вот либеральцев – всяких сванидзей с гордонами, которые учат русских правильно жить. При этом, по мнению либеральцев же, от телевизора у зрителей случается деградация. Мнение абсолютно верное, между прочим. Вот такие наущения правильно жить, да.) Понятно, что логики в таких выступлениях нет, а есть лишь истерика навроде той, что случилась с Гордоном, когда он в телевизоре заключил, что если, не дай Бог, русские узнают, что у их народа многовековая история со множеством свершений и подвигов, они сразу же побреют затылки, закричат "Хайль Гитлер!" и устроят холокост. Поэтому, дескать, правду от русских надо любой ценой утаивать, а заместо неё внушать им полезное враньё, что они всю жизнь жили в говне, а потому так полагается и впредь ныне, и присно, и во веки веков, аминь!

Удивительное же дело. Это ж какими кретинами надо полагать людей, чтобы ожидать, что они в такое донельзя идиотское рассуждение поверят. И каким надо самому быть беспросветным кретином, чтобы полагать людей столь непроходимыми кретинами. Впрочем, я не знаю: может, условно безродные космополиты судят по себе, а у них жизненная логика именно такая, что узнай они про подвиги своего народа, сразу бы побрили затылки и пошли устраивать геноцид другим народам. В принципе, есть некоторые основания полагать последнее предположение правдой, да.

Что же касается деградации под пиво перед дуроскопом со сванидзами и гордонами. Совершенно же понятно, что память о своей национальности, о своей принадлежности к своему Великому Народу, гордость этой принадлежностью свидетельствует о какой-никакой, а сознательности в человеке. А именно сознательные люди более склонны к ответственному поведению. А к безответственному прожиганию жизни, заливанию себя пивом и деградации как раз более склонны люди несознательные. К ответственному поведению и ответственному отношению к своей жизни более склонны те, у кого внутри есть хоть какой-то идеологический стержень. Сопьются и деградируют скорее те, кому на всё плевать, кто не помнит ни Родины, ни Народа, ни своей к нему принадлежности. Лично я знаю не одного человека, который, например, полностью прекратил курить и употреблять алкоголь по идеологическим причинам. (Да чего далеко ходить, когда я сам такой. То, что я абсолютно не употребляю алкоголь – это ладно. Я это дело просто не люблю. Но курить-то мне очень нравится. И чо? – не курю же. Не в последнюю очередь из-за сознания себя частью Русского Народа и того, что курением я бы ему вредил. Пользуясь случаем, хочу прорекламировать свою . Как минимум двум людям она помогла избавиться от пагубной привычки. Это werwolf_tamboff и кровавый вертухай камрад vyatsky . У последнего сегодня, кстати говоря, исполнилось ровно полгода, как он не курит. Кэп, поздравляю, так держать!) И не знаю ни одного, который сделал бы то же самое от того, что ему пофиг. В том и дело, что безразличие может только способствовать деградации, но не уберечь от неё. Либеральцы же пытаются подать дело так, будто всё наоборот и национальная сознательность будет способствовать деградации, а безразличие от оной убережёт. Такому выверту есть одно название: пункт (Ё).

Однако вернёмся к истокам. Занимательно то, что даже в задаваемом либеральцами для своего удобства терминологическом поле гордость национальностью оказывается делом вовсе не бессмысленным, хотя само поле либеральцами и задавалось для того, чтобы утвердить обратное. Сами смотрите. Либеральцы постулируют, что гордиться можно только тем, в чём есть твоя заслуга. А можно ли гордиться отцом или дедом? – спрашиваешь ты их. Нельзя, потому что в этом нет твоей заслуги. А сыном? Сыном можно, – милостиво разрешают либеральцы, – потому что в том твоя заслуга есть: ты же его вырастил и воспитал. По той же логике, очевидно, своими сыновьями может гордиться и весь народ в целом, ведь он их вырастил и воспитал. Это важный момент: народ может гордиться своими сыновьями. Но народ состоит из отдельных людей, а это значит, что когда народ гордится своими сыновьями, ими во множестве гордятся отдельные представители народа. При этом продолжительность жизни народа многократно превышает продолжительность жизни составляющих его людей. Из этого следует, что славными сыновьями Русского Народа, Великими Русскими Героями вправе гордиться любой представитель Русского Народа в любое время, а такая гордость и есть гордость национальностью. Как видите, даже по либеральным канонам выходит, что гордиться национальностью можно. Вот такой случился казус. Либеральцы дали добро, сами то проморгав, гг.

Но нам их разрешение не требуется, конечно. Срали мы на разрешения и запреты этих изовравшихся истероидных ебанатов. Гордиться русской национальностью можно и следует. Наконец-то я напишу то, ради чего затевался весь этот огромный текст. Объясню, что же значит гордиться национальностью и главную причину, почему это следует делать.

Русская Национальность – это принадлежность к Русскому Народу, ко всем поколениям Русских Предков. Осознание Русской Национальности – осознание своей связи со всеми этими предками, память о них. Гордость национальностью – это гордость предками, добрая и торжественная память о них.

Всем нормальным людям хочется оставить по себе добрую память. Продолжить после смерти свою жизнь на земле в плодах и последствиях своих дел. Кому ж не охота, чтобы его помнили потомки?! Кто-то хотел бы, чтобы потомки им гордились. Но даже тем, кто этого сам не хотел, таковая гордость потомков своим предком была бы приятна. Так сделаем же им приятное, камрады. Будем ими гордиться. Возможно, это добавит им ещё толику блаженства на том свете. Разве ж они того не заслужили? Разве ж мало они сделали для России и Русских, а в конечном счёте для нас с вами? Разве ж не проливали они кровь – свою и чужую – ради того, чтобы Русским Людям благополучно жилось на Русской Земле?

Разве ж мало было среди них героев? Чего ст0ят только Иван Сусанин и Александр Матросов. Вы хоть представляете, ЧТО это были за подвиги?! Один подвиг – идти в бой, совсем другой – на гарантированную смерть. И это ради того, чтобы потомки Русских Людей жили на Русской Земле.

Либеральцы говорят, что нет моей заслуги в том, чтобы родиться Русским, как нет и заслуги в том, чтобы вообще родиться. А вот мои предки и другие Русские Люди ради того, чтобы на Русской Земле рождались и жили их потомки, поливали её кровью и потом. В том числе, чтобы родился я. То есть они считали, что оно того стоило. Считали, что я этого заслуживаю. Ну и чьё мнение для меня имеет больший вес: вонючих либеральцев, считающих, что я ничем не заслужил родиться Русским, или же мнение Великих Предков, которые посчитали, что я этого заслуживаю? Пусть даже засчитали мне такую заслугу авансом. Стало быть, верили в меня. Верили, что я справлюсь. Оказали мне высокое доверие. И я это оказанное доверие ощущаю, равно как и благодарность за него. И разве ж оказанное высокое доверие Великих Людей – не повод для гордости? Безусловно, повод. Но оказанное доверие надо оправдывать, потому это ещё и большая ответственность. Мне выпала честь родиться Русским, родиться представителем этого Великого Народа. Такой честью грех не гордиться. Но эта честь – ещё и долг. Долг потомка перед предками. Долг в меру своих сил позаботиться о дальнейшем благополучии народа, о жизни его будущих потомков. И уж я постараюсь не подвести.

Вот это и значит гордиться Русской Национальностью. А ещё это значит мотивировать ей многие свои действия и поведение. Помните знаменитое:

– Русские, сдавайтесь!
– Русские не сдаются!

То есть даже когда идея сдаться кажется сама по себе довольно привлекательной, не позволять себе уступить её соблазну, дабы не замарать гордого имени Русского Человека. Не уронить достоинства перед Героическими Предками и перед единоплеменниками, которые заветы Предков свято чтят. Вот что значит национальная гордость!

Понятно теперь, почему начинают так нервничать безродные космополиты, когда где-то среди русских людей появляется хотя бы намёк на национальную гордость? Понятно, откуда берётся пункт (Ё)? Реакция либеральцев на малейшее появление русской национальной гордости есть истерика микробов при виде мыла. Ибо когда множество русских людей начнёт думать описанным выше образом, начнёт гордиться своей русской национальностью, тогда очень быстро множество русских людей осознает себя единым Русским Народом, осознает свои групповые интересы и задастся разными вопросами. Типа таких, какого лешего на нашей шее делают всякие сванидзы и гордоны? Каким таким бесовским порядком Русские Города оказались наводнены сонмищами хачей и чурок? С какого перепуга все властные структуры в россиянской федерашке заполнены нерусью?

Потому, друзья! Давайте будем гордиться своей Русской Национальностью.

Ну и, конечно, не забываем, что чуть более, чем через месяц, 4-ого ноября, состоится Русский Марш. Все, кому не насрать на свою Русскую Национальность, приходите!

Благодарю за внимание. Всего доброго.

В рамках Всероссийского репрезентативного опроса Независимая исследовательская служба «Среда» интересовалась у сограждан, какие ассоциации возникают у них со словом «Родина». Формулировку «гордость Родиной, патриотизм» выбрали 8% респондентов, по частоте упоминаний она заняла 6-е место среди 14 позиций. Это единственная строчка, по которой опрошенные женщины и мужчины статистически значимо различаются (соответственно 6% и 10% упоминаний).

Можно ли гордиться своим родом, своей страной?

Алексей Ильич ОСИПОВ , заслуженный профессор Московской Духовной Академии

Мы убеждены: наш народ имеет своё лицо, он не хуже других народов. Мы знаем, что он неоднократно показывал замечательные образцы и ума, и знания, и мужества, и стремления к свободе, и доброты, и любви. В нашем понимании гордость за народ не есть самомнение и не есть презрение к другим.

Дело в том, что само понятие «гордость» может иметь различные смыслы. Одно – это почитание себя выше и лучше других. С христианской точки зрения такое чувство имеет отрицательный характер. Но, говоря о гордости за свой народ, за свою страну, мы, русские, не мыслим себя лучше других и не презираем другие народы. В понятие «гордость» мы вкладываем нечто другое.

Мы убеждены: наш народ имеет своё лицо, он не хуже других народов. Мы знаем что он неоднократно показывал замечательные образцы и ума, и знания, и мужества, и стремления к свободе, и доброты, и любви. Ещё раз подчёркиваю, что в нашем понимании гордость за народ не есть самомнение и не есть, следовательно, презрение к другим. Хотелось бы, чтобы все народы мыслили именно так.
Наряду с этим мы употребляем другой термин – патриотизм. Если перевести его на христианский язык – любовь к своему народу, любовь к своей стране. Вообще любовь является важнейшей характеристикой сознания нашего человека.

Недаром Достоевский писал, что наш народ обладает всемирной отзывчивостью. Это означает, что мы относимся с благожелательством к другим людям. Обратите внимание, у нас в России может человек любой национальности заниматься любым делом.

Действительно, наш человек очень широк. Мы позволяем всем жить у нас, всех привечаем. Есть такая важная черта у русского народа. И я думаю, что эта черта самая лучшая с христианской точки зрения. Этим мы можем гордиться.

В очень условном смысле мы можем применить понятие «гордость» к нашему национальному самосознанию. Мы говорим, скорее, о любви к Родине, о любви к своему народу.

Протоиерей Николай ОЗОЛИН ,
профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже :

С того момента, когда мы начинаем чем-то гордиться, мы это портим
– Прежде всего, надо договориться о терминах. Когда гордость касается высших ценностей, ничего страшного, ничего отрицательного в ней нет. Вся проблема гордости в том, что люди грешны и потому легко впадают в самомнение. Наверное, не случайно гуманизм породил самообольстительную формулу «человек – это звучит гордо».

А одна из высших христианских добродетелей – обратное гордости смирение, к которому призван каждый христианин. Смиренный человек всегда к себе располагает. Он способен вас выслушать, он может войти в положение другого человека. С того момента, когда мы чем-то гордимся, мы портим то, чем гордимся, и прежде всего, для себя самих. Свой же род, свою семью, свою страну надо не портить, их надо в первую очередь любить. А любовь – это всегда ответственность, и тогда можно забыть про гордость. Это нелегко, но это наше христианское понимание дела, и, в общем, самая суть нашей жизни.

Протоиерей Владислав ЦЫПИН ,
заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии, профессор, доктор церковной истории и церковного права :

Гордостью может называться уважение к предкам
– Всякого рода личная гордость – гордыня. А значит, чувство греховное, за которое перед Богом предстоит нести ответственность. Но и уважение к предкам может быть названо гордостью за них. Любовь к своей стране проявляется по-разному. В том числе она предполагает и гордость за прошлые успехи, за совершенные предками подвиги, за достойное место среди других стран и народов.

То же самое относится к чувству человека, которое его связывает со своим народом, с согражданами, с диаспорой за пределами Отечества. То есть, помимо патриотизма, который Церковь благословляет, есть ещё и вполне дозволенное чувство причастности к судьбе и к жизни своего народа, к прошлому и будущему своего этноса. Всё это справедливо и для России, и для русского народа.


Протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ
,
ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма святителя Николая в Кузнецкой слободе :

По-настоящему гордиться следует святыми и подвижниками
– Народ – это организм, единство которого можно сравнить с семьей. Равно как в доброй семье каждый блюдет ее общие интересы, и в своем народе всякий верный сын не вправе убежать на страну далече ради собственной корысти. В наши дни, увы, мы часто видим прямо противоположные примеры. Еще недавно слово «патриотизм» было чуть ли не ругательным, и многие считали почетным покинуть свою Родину и искать счастье на чужбине. Но ведь это противно самому человеческому естеству!

Зато когда оказываешься вдали от Родины, начинаешь ценить свое Отечество. Это не только географическое понятие, не только народные традиции. Это понятие святое. Оно корнями уходит в духовную жизнь, а теряя корни, человек теряет будущее. Мне кажется, само воспитание должно строиться на любви к своему Отечеству, к своим святым и подвижникам. В общем, к яркому идеалу, которым является русская святость, сама душа нашего народа.

О своей гордости за Россию мужчины заявляют в 1,5 раза чаще чем женщины