Московский государственный университет технологий и управления.

Тема. «Поэты и писатели Кубани»
Цель: формировать целостное представление о кубанской культуре и казачьем быте; обобщить знания учащихся о творчестве кубанских поэтов и писателей; развивать интерес к литературе родного края и желание ее изучать;
Оборудование: таблички с названиями команд: «Казаки», «Атаманы», «Кобзари», «Есаулы»; портреты писателей - К. Обойщикова, В. Неподобы, Варвары Бардадым, В. Нестеренко и любых 2-3 других, известных детям; нумерованные листочки с ячейками, в которые будут вписываться фамилии поэтов.
План урока.
I Орг. момент.
Учитель: Друзья!
Наш край – Кубань – богат!
В нем нивы тучные растят,
Хлеб засыпают в закрома,
Возводят новые дома,
Машины строят, сталь куют,
Удобную мебель создают …
Всех этих добрых дел творцы –
Умельцы, славные кубанцы.
Они – волшебники труда,
В работе первые всегда.
(В. Нестеренко)

Благодатен и славен Краснодарский край – край интенсивного сельского хозяйства, край высших учебных заведений и многих научно-исследовательских институтов, край первоклассных курортов и великолепных ландшафтов, край двух южных морей Черного и Азовского. Едва ли можно назвать такое место в стране – город, край или область, где не пользовались бы изделиями краснодарских заводов, продукцией легкой и пищевой промышленности Кубани. Твердые и ценные сорта пшеницы, рис, фрукты, овощи, превосходный чай, сахар и др. дает Кубань. А кубанской земле возделывается больше ста сельскохозяйственных культур.

Но не только урожайными нивами, садами, бахчами и овощами славится кубанская земля, она богата и знатными людьми, чьи трудовые подвиги известны далеко за пределами края.
Интересна, богата событиями история краснодарского края. Есть, что показать, есть о чем рассказать из прошлого и настоящего Кубани. С Кубанью связано много имен выдающихся писателей: А.Пушкина,
Ю. Лермонтова, Л. Толстого, М. Горького, А. Фадеева, А. Толстого и многих др.
Не остаются в долгу перед любителями словесности и наши кубанские поэты и прозаики И. Варавва, В. Неподоба, К. Обойщиков,
А. Пивень и многие другие. Композиторы Кубани на многие стихи наших поэтов написали музыку.

II Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке Кубановедения мы обобщим знания о творчестве кубанских поэтов и писателей. А поможет нам в этом популярная игра «КВН».
(Учащиеся класса заранее разбиваются на 4 команды, в каждой по 5-6 человек.)

III Выступление команд.

1. Конкурс «Приветствие».

Вы знаете, что каждая игра «КВН» начинается с приветствия команд. В нашем клубе веселых и находчивых этот конкурс заключается в следующем: каждая из команд в порядке жеребьевки должна выбрать себе название из представленных на доске табличек. После этого участники игры должны оригинально представить свою команду и объяснить смысл или значение, выбранного ими названия.

Возможные варианты названий команд.
«Казаки» - 1 в старину на Украине и в России: члены военноземледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства;
2 крестьяне, потомки таких поселенцев, а также бойцы воинской части, состоящей из этих крестьян.

«Кобзари» - украинский народный певец, играющий на кобзе (старинный щипковый музыкальный инструмент)

«Атаманы» - название военных должностей в казачьих областях и в казачьих войсках; лицо, занимающее такую должность.

«Есаулы» - казачий офицерский чин, равный капитану в пехоте, а также лицо, имеющее этот чин.

2. Конкурс «Картинная галерея».

Каждой команде необходимо вытянуть из рук учителя листок с номером, на котором нужно вписать фамилию поэта, произведения которого изучались, после того, как учитель напомнит некоторые автобиографические сведения о нем. Количество ячеек на листке должно совпадать с количеством букв в фамилии.
После этого нужно будет найти портрет писателя среди приготовленной к уроку «Картинной галереи», а так же прочитать одно или несколько стихотворений, написанных этим поэтом.

Он начал писать свои первые стихи в 4-м классе. В Краснодарском книжном издательстве вышло 13 поэтических сборников. Из них 5 для детей. В 1993 году он издал лирический репортаж «Путешествие по «Родине», о людях колхоза «Родина» Усть-Лабинского района. Во втором классе мы познакомились с его книгой «Зайка-пешеход».

О Б О Й Щ И К О В
Дети читают стихотворение Кронида Обойщикова «Кубань – земля такая»

Кубань – земля такая:
Лишь первый луч скользнет –
И поле оживает,
И гром земной плывет,
И землю плуг срезает,
Как масло.
Круглый год
Здесь что-то засевают,
И что-то убирают,
И что-нибудь цветет.
Кубань – земля такая:
От края и до края
Две Дании войдет.
Омытая морями,
Укрытая в леса,
Пшеничными полями
Глядится в небеса.
А снежные вершины –
Как воина седины,
Как мудрость старины.
Кубань – земля такая:
В ней слава боевая
И слава трудовая
Цементом скреплены.
Цветет в Новороссийске
Священная земля.
И, словно обелиски,
Застыли тополя.
Кубань – земля такая:
От хлеба золотая,
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни запевает,
И душу открывает,
Прозрачную до дна.
Казачка огневая,
Красива, молода,
Кубань – земля такая:
Однажды приласкает -
Полюбишь навсегда!

Этот кубанский поэт свой сборник стихов «Солнышко проснулось» посвятил своей дочке Даше. Читая их во 2 классе, вы убедились, что они помогли вам почувствовать и увидеть красоту живой природы, понять, что такое настоящий труд, Родина, семья. В настоящее время он – автор 14 книг поэзии и прозы для взрослых и детей.

Н Е П О Д О Б А

Дети читают стихотворения Вадима Неподобы.

«В зоопарке»

Я с папой в зоопарке
Вчера была полдня.
Олени, леопарды
Смотрели на меня.

Звала меня мартышка
С малышкой на спине.
Ломал решетку мишка,
Чтоб подойти ко мне.

Тигренок р-рыкнул близко,
И лапу подал он.
Раскланивался низко
Передо мною слон.

Лисята подбежали
И стали у дверей…
Ну как они узнали,
Что я
люблю
зверей?..
«Считалка»

Раз, два, три, четыре, пять.
Я легла в кроватку спать.
Мне не нужно «баю-баю» -
Я сама себе считаю,
Чтобы крепко-крепко спать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз –
Заснул в снегу зайчишка.
Два –
Заснули в норке мышка.
Спят под крышей снегири –
Три.
По местам своим в квартире
Спят игрушки все –
Четыре.
Спит луна на тучке –
Пять.
Даша тоже хочет спать.


В. Неподобы «Солнышко проснулось»:
«Скакалка», (стр. 21)
«С добрым утром», (стр. 26)
«Непоседа», (стр, 30)

Этой кубанской поэтессой очень забавно и весело написан сборник стихов для детей «Хозяюшка». Все ее стихи пронизаны любовью к детям, их маленьким горестям и радостям.
Б А Р Д А Д Ы М

Представители третьей команды читают наизусть стихотворения Варвары Бардадым.

«Не грусти»

Мне кивает головой
Колокольчик голубой.
Наклонилась я к нему,
Не звонит он.
Почему?
Может, скучно одному?
Не грусти!
Печаль пройдет.
Утром солнышко взойдет.
И запляшет над тобой
Мотылек озорной.
И закружат пчелы
Хоровод веселый.
И синичек стая
Крикнет, пролетая:
- С добрым утром!
Привет!
Улыбнешься ты в ответ
И поймешь – грустить нельзя,
Если рядом есть друзья.

«Плакса»
Дочка целый час ревела.
Маму слушать надоело.
Прочь ушла она: устала.
Дочка плакать перестала.
Говорит ей папа в шутку:
- Еу, поплачь еще минутку!
Замахала дочь руками:
- Не тебе я плачу –
Маме!
«Летчик»
Был матросом я вчера.
И шофером был я.
Нынче новая игра:
Руки будто крылья…
Я раскинул их вразлет –
Превратился в самолет.
Я лечу по улице.
Бабушка волнуется
И летит за мной вослед,
А за бабушкою дед,
А за дедушкой Трезор.
Я пикирую на двор,
Делаю посадку,
На горох,
На грядку.

Возможные варианты чтения наизусть стихотворений из сборника
В. Бардадым «Хозяюшка»
«В школу» (стр. 39)
«Дежурный» (стр. 40)

Этот поэт родился и живет в станице Брюховецкой. Автор шести детских книжек. Он хорошо знает и понимает жизнь сельских детей, о них и рассказывает он в своем сборнике стихов «Лошадка». «Раз – загадка, два – отгадка» - это для ребят которые очень любят отгадывать загадки.

Н Е С Т Е Р Е Н К О

Представители четвертой команды читают наизусть стихотворения В. Нестеренко. Возможно проведение конкурса на лучшего знатока отгадок.

«Колесо обозрения»

Лучший день – воскресенье –
Наконец-то настал!
Колесо обозренья –
Как о нем я мечтал!
Поднимаюсь все выше
Над станицей моей –
Все сильнее я слышу
Запах спелых полей.
Вот знакомая речка –
У далекой межи –
Темно-синим колечком
На просторе лежит.
Птиц веселое пенье
Рвется к солнцу звеня…
Колесо обозренья
Опускает меня.
Колесо обозренья –
Нужно взрослым сказать –
Колесом удивленья
Я прошу называть.
«Друзья»
Мы с Полканом не скучаем,
Мы большие сним друзья:
Вместе бегаем и лаем –
Друг без друга нам нельзя.
Я ношу Полкану кости,
А когда приходит ночь,
Просит пес:
- К тебе бы в гости…
Как лохматому помочь?..
- В будке пусть живет дворняжка!
- Мне твердят, а я все злюсь:
- Знай, Полкан, мне очень тяжко –
Я к тебе переселюсь.

В конце октября,
Не спросив разрешенья,
Прервав загражденья
Из вороха туч,
Пробрался в осенние
Чудо-владенья
Морозец, который
Был очень колюч.
И осень вздохнула
Тревожно, устало,
И был листопад
Одинок-одинок,
А черное поле
Серебряным стало,
И зеркало лужицы
Склеил ледок.

3. Конкурс «Автобиографический».

Учитель На предыдущих уроках во втором и третьем классах мы познакомились с жизнью и творчеством многих писателей нашего края. Каждой команде дается 3 минуты для того, чтобы вы подумали, кого из писателей и поэтов вы бы хотели нам представить сегодня.

Возможные варианты ответов.

Иван Федорович Варавва
Родился 5 февраля 1925 года в донской слободе города Ракова, ныне город Новобатайск Самарского района Ростовской-на-Дону области, куда вынужденно переселились с Кубани его предки после окончания гражданской войны. В 1932 году семья поэта вернулась на Кубань: сначала в станицу Кущёвскую, а потом в Староминскую.
Прямо со школьной скамьи, в свои неполные восемнадцать лет, Иван Федорович уходит добровольцем на фронт. Его военный путь начался под городом Хадыженском, где он принимает боевое крещение. Двадцатилетним сержантом в мае 1945 года молодой поэт оставил свой первый автограф на стене рейхстага, в Берлине. Награжден тремя боевыми орденами и медалями.
В столичных и краснодарских издательствах опубликовано более тридцати поэтических книг.

Пивень Александр Ефимович (1872-1962)
Его родовая фамилия – Пивень (петух, кочет) как бы предвещала славное будущее певцу родного края.
Родился он 3 (15) июня 1872 года в станице Павловской. Отец, Ефим Григорьевич, служил псаломщиком при местной Успенской церкви. Человек исключительно честных правил, личным примером прививал сыну нравственные качества своего старинного рода. Мать – дочь священника – дочь священника – была женщиной образованной и начитанной. Пяти лет он умел читать, писать, знал таблицу умножения. Отец гордился успехами первенца. Частенько при гостях Саша декламировал звонкие вирши. Гости хвалили смышленого хлопчика, предсказывая ему большое будущее.
На семью свалилось горе – умерла мать. Предоставленный самому себе, малыш подружился с соседскими мальчишками, бродил по станице и, голодный, совершал казачьи набеги на чужие сады и огороды. А чуть подрос, его отдали в станичную школу. Учился на удивление всем – круглый отличник.
С самых ранних лет он жил в гуще народной, видел жизнь без прикрас. Слышал раздольное пенье казачек, быстро схватывал и запоминал всякие присказки, смеховинки и поговорки из казачьего быта.
Все годы Пивень собирал песни и поговорки, особенно любил записывать «побрехеньки», брызжущие народным юмором. Люди не унывали, не теряли бодрости духа, не смотря на тяжелые условия жизни, на повальные болезни (то холера, то чума), стихийные бедствия (то буря, то наводнение, то град с куриное яйцо). И Александр Ефимович заражался этим безунывным восприятием бытия.

Виталий Петрович Бардадым

Родился 24 июля 1932 года в Краснодаре в семье потомственных казаков.
Кубанцы его знают как историка – очеркиста, краеведа. Много лет он ходил по екатеринодарским дворикам. Ездил по казачьим станицам, по разбитым кубанским монастырям, встречался со старожилами и собирал живую историю Кубани.
Историко-краеведческие публикации В. Бардадыма впервые воскресили многие страницы родной истории, имена выдающихся деятелей отчего края.

Валерий Николаевич Кандауров

Родился в январе 1949 года в Усть-Лабинске Краснодарского края в семье рабочего. Учился в музыкально-педагогическом училище, музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова и Краснодарском институте культуры. С 1970 года работал музыкальным руководителем в п/лагере, музыкальным работником детского сада, зав. Народным отделением в музыкальной школе Усть-Лабинска. С 1980 года преподаватель музыки в Социально-педагогическом колледже. Директор п/лагеря «Казачья вольница». Руководил самодеятельными детскими и взрослыми хоровыми коллективами, с также оркестрами народных инструментов.
С августа 2001 года начальник отдела по культуре, делам молодежи, физкультуры и спорту Усть-Лабинского района. Отличник народного образования, награжден 3-мя правительственными наградами.

Виктор Стефанович Подкопаев (1922 – 1973)

Родился 3 октября 1922 года в Курской губернии в селе Ключи, которое славилось своими сладкими холодными ключами, давшими имя этому небольшому русскому поселению. 16-летним подростком он связал свою судьбу и жизнь с Кубанью, названной им поэтически точно и образно – «краем тополиным». Первые стихотворные опыты его опубликованы, когда ему было двадцать лет. Ободренный доброжелательными откликами, Виктор Подкопаев свой поэтический дар сполна, с истиной щедростью русской души, отдал Кубани, ее трудолюбивым людям, благодатной земле, которая его поила и кормила, и создала имя поэта. Свои стихи В. Подкопаев не сочинял в пустом кабинете, мучительно подперев подбородок рукой, - строчки лились сами собой, как степной поток – потому что поэт жил каждодневными думами своего края, его свершениями.
Последний, 1973 год был очень напряженным и деятельным в жизни В. Подкопаева. Он, как всегда, много работал, разъезжал по краю, выступал в станичных клубах, писал боевые публицистические стихи. Готовил новый сборник. Он не щадил себя – жил и горел. И в этом видел смысл своей жизни. В такой напряженной до предела обстановке сгорело его сердце.
…И прошло четверть века как ушел от нас добрый друг и поэт В. Подкопаев. Но его душевная искренность, его доброта живут: они звучат в каждой строке его стихов, что оставил Виктор Стфанович людям на память…
4. Конкурс «На театральных подмостках»
Учитель Наш следующий конкурс не только заключительный, но и самый зрелищный. Каждая команда заранее должна была подготовить инсценировку, в которой бы отражался быт и культура кубанского казачества.

Возможные варианты инсценировок.
Забавная побасенка «Чи кораблi ïдять, чи нi?», записанная Александром Пивнем.
Мальчики в казачьих костюмах разыгрывают диалог.

«Зустрились у станицi на базарi два захожих парня, та й завели таку балакачку:
- Здоров, брате!
- Здоров, Кiндрате!
- Вiдкiля iдеш?
- Вiдсиля не видно.
- Хiба дуже далеко?
- А вже ж далеко!
- Як?
- Та так, що ти там зроду не був!
- Чи-ба! А може й був?
- Де тобi там бувать! Тебе й по мордi видно, що iще ти не був у бувальцях!
- Та брешеш! Може бiльше тебе бачив!
- Що ти там бачив?
- Скрiзь бував iвсячину бачив!
- А ти ж у Ананi був?
- А то нi? Ще раньше тебе!
- А де ж вона?
- Протiв неба на землi!
- Не хвастай! Я добре знаю, що ти там не був.
- Ов-ва!
- От тобi й ов-ва!
- Брешеш, був i усе там бачив!
- Що ж ти там бачив?
- Га?
- Що ж ти там бачив, питаю?
- Що я там бачив?
- Э?
-Усе!
- А кораблi бачив?
- Що?
- Кораблi.
- А тож як! Ще б пак не бачив! Может и ïх не бачив? А я ïх ïв!
- Ĭв? Ото дурный! Вони ж деревьянi!
- Хто?
- Кораблi! Хiба ïх ïдять? На ïх ïздять!
- Тю! Так то я забув! Я думав, що то тi раки, що у морi живуть».

Инсценирование сказки «Тройная благодарность», обработанной Б. Алмазовым

Оформление: несколько пеньков, веточки деревьев, с одной стороны - из куска материи выложить лужицу, с другой два ученика держат горизонтально синюю ткань, которая имитирует реку, несколько деревьев с осенней листвой.

Выходит мальчик в костюме солдата.-казака. Видит в луже барахтается муравей (мальчик в шапочке муравья) – тонет. Солдат подает муравью соломинку, по которой муравей выбирается на сушу.

Спасибо тебе, казак, за помощь!
- Не стоит благодарности! Велика ли помощь: соломинку подать.
- Для тебя соломинка, а для меня – жизнь! Настанет время, я тебя трижды отблагодарю.
- (казак смеется) Какая может быть помощь от такого маленького муравья? (расходятся в разные стороны.)

На казака нападают абреки (два мальчика в соответствующих костюмах). Они связывают казака веревками.Дорогой казак пытается вырваться. Вдруг он слышит голос муравья (записанный на аудиокассету).
«Не показывай виду, казак, что ты будешь развязан. Я веревку перегрызу как дойдете до поворота – прыгай в реку и плыви, абреки тебя не догонят – плавать не умеют.»
Солдат «отбрасывает абреков, один из них падает «замертво», другой пытается выстрелить из ружья.
Казак имитирует плавательные движения (для этого ребята, держащие ткань, слегка потряхивая ею изображают волны, а мальчик – казак размахивает руками, то появляется, то исчезает).
Снова звучит голос муравья в записи:
«Плыви дальше я укушу стрелка в щеку, он потеряет прицел».
Абрек бросает ружье и с криком убегает. Солдат выходит из реки, садится на пенек, усталым голосом говорит:

Осень. С полей все убрали. Ни кукурузного початка, ни пшеничного колоса нет, чтобы подкрепиться. Благодарю тебя, Господь Бог за то, что умираю ни в плену, а на вольной воле, хоть и в чужой стороне.

Наползают муравьи (мальчики в соответствующих костюмах) и каждый приносит казаку пшеничное зернышко. Казак «съедает» зерно ненадолго засыпает, а проснувшись, потягивается (во время сна может звучать музыка) и говорит:

Ну спасибо, муравей, за помощь!
- Велика ли помощь – зернышко принести!
- Для тебя зернышко, а для меня – жизнь!
- Ну что, (смеется муравей) понял теперь, что и от малого добра большая польза бывает.

Инсценирование детских колядок и щедровок.

Выходят дети в костюмах ряженых, отправляющихся колядовать и щедровать.

***
Коляд, коляд, колядныця,
Добра з мэдом паляныця,
А без мэду ни така,
Дай, тётка, пьятака,
Ны дасы пьятака –
Возьму быка за рога,
А кобылу за чупрыну
Да й повыду на могылу,
А з могылы та й в кабак,
Та й пропью за пьятак!
Оставайся дядько, так.

Щедривочка щедрувала
До виконца прыпадала.
Шо ты, тётка, наварыла,
Шо ты, тётка, напыкла,
Нысы нам до викна.

Я девочка младэнька,
В мэнэ юбка новэнька,
Черевычкы козловэньки,
Будтэ с празнычком здоровэньки!

Я малэнький мальчик,
Стал на стаканчик,
А стаканчик – хруп!
А ты, дядя, давай руп!

***
Щедрык, вэдрык,
Дайтэ варэнык,
Грудочку кашкы,
Кильце ковбаскы!

Колядин, колядин,
А я в бабушки адин,
А вы мене не пытайтя,
Три копейки дайтя.

Каледа, каледа
Нынче хлеба ни едят.
Дай, бабка, пирога,
одну бочку тварага!

Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством;
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!

Инсценирование стихотворения В. Бардадыма «Как в казаки принимали».
В сценке участвуют: автор, атаман, мальчики в костюмах казаков-новобранцев – 3 -5 человек, писарь.

АВТОР Как на службу принимали молодцов -
Посбегались станичане всех концов.
АТАМАН Где те хлопцы?
АВТОР Поднял брови атаман.
И спросил с ухмылкой хитрой станичан:
АТАМАН Где лебедики, что плыли по земле?
Где любезные, что спали во седле?
Пили горькую с маком, ели печево с таком?
Где соколики, что жаждут постромы?
АВТОР Новобранцы закричали:
НОВОБРАНЦЫ Это – мы!
Добре! Добре! Ну, а чей ты?
Говори!
АТАМАН Тут, я бачу, все вы, хлопцы,
Главари!
КАЗАК 1 Я Ивашкой Дулей батьком наречен.
АТАМАН С твоей страшной волчьей ряшкой ты смешон!
Будешь Волком прозываться ты, браток.
А пока ему затрещин дать с пяток!
Ну, а ты чей будешь, хлопец удалой?
Ты – с нечесаной, кудлатой головой?
КАЗАК 2 Я – Зиновий Горох, да простит меня бог!
АТАМАН Не годится то прозванье!
С сего дня – Писарчук, а ну пиши-ка:
Фрол Мотня!
Как же поп тебя, мой сокол, окрестил?
АВТОР Атаман другого хлопца вдруг спросил
КАЗАК 3 Я без пачпорта, кошовый, без имён
Ненароком на свет божий был рожден.
АТАМАН Может, хлопче, ты чужой и басурман?
КАЗАК 3 Милуй бог! Я, батько, бедный, из крестьян!
Я споткнулся, окунулся во реку -
Потерялось моё имя на веку!
АВТОР Вся толпа захохотала, будто гром
Прокатился над станицей, над бугром
И, любуясь крепкой силой молодца,
Атаман похлопал спину удальца.
И ударил кулаком он по доскам –
И чернила по скатерке расплескал.

АТАМАН Запиши его в реестру:
Нил Силач!
АВТОР С перепою писарь вывел:
Нил Сопач!..
В пластуны записан хлопец
Волк Иван –
Он разведчик и гроза для басурман.
И прославился отвагой
Фрол Мотня:
Невредимым выходил он из огня.
А Сопач остался силачом,
Страх ему неведом, нипочём:
Бьет врага и шашкой, и плечом
Булавой казацкой – кулаком!

Москва: «Химия», 1987, 240 с.

Описана технология пиролиза углеводородов с целью получения низших олефинов. Кратко изложены основы термодинамики и кинетики процессов, современные представления о механизме превращений в интервале 650-900 °С. Приведены сведения о составе сырья и его свойствах, а также их влияние на состав продуктов пиролиза. Описаны конструкции трубчатых реакторов и закалочно-испарительных аппаратов. Освещены основные направления усовершенствования существующих и разработки новых процессов. Книга предназначена для инженерно-технических работников нефтехимической промышленности.

Описаны конструкции трубчатых реакторов и закалочно-испарительных аппаратов. Освещены основные направления усовершенствования существующих и разработки новых процессов.
Книга предназначена для инженерно-технических работников нефтехимической промышленности.

Современное состояние производства и потребления низших
олефинов

Основные этапы развития процесса пиролиза углеводородного сырья
Производство и потребление продуктов пиролиза
Сырьевая база производства низших олефинов

Научные основы процесса пиролиза углеводородов

Термодинамика пиролиза углеводородов
Химизм пиролиза углеводородов
Реакции свободных углеводородных радикалов
Кинетические параметры элементарных реакций
Математические модели кинетики пиролиза

Пиролиз различных видов сырья

Газообразное сырье
Бензиновые фракции
Тяжелые нефтяные фракции
Фракция С4 и жидкие продукты пиролиза
Пиролиз на олефиновых установках, гибких по перерабатываемому сырью

Параметры процесса и их значение для оптимального ведения пиролиза

Влияние параметров пиролиза на жесткость и селективность процесса
Влияние параметров на коксообразование и отложение кокса при пиролизе углеводородного сырья

Конструктивное оформление блока пиролиза

Трубчатые печи
Реконструкция печей пиролиза
Расчет печей пиролиза
Закалочно-испарительные аппараты (ЗИА)
Расчет закалочно-испарительных аппаратов
Материальное оформление печей пиролиза

Эксплуатационные характеристики печных блоков крупнотоннажных этиленовых производств

Технологическая схема производства этилена
Технологическая схема и оборудование установки пиролиза
Установка химической подготовки воды
Установка получения пара разбавления
Показатели работы печного блока
Пиролиз бензиновых фракций
Пиролиз широкой фракции легких углеводородов и сжиженных газов
Пиролиз этана
Расходные нормы сырья
Условия эксплуатации печных блоков
Надежность работы оборудования печного блока

Нетрадиционные методы пиролиза

Пиролиз в присутствии гетерогенных катализаторов
Пиролиз в присутствии гомогенных инициаторов
Пиролиз углеводородного сырья в расплавленных средах
Высокотемпературный пиролиз с газообразным теплоносителем
Термоконтактные процессы пиролиза

Экономика производства низших олефинов
Сырьевой, фактор в формировании затрат
Стоимостно-мощностной фактор
Фактор материалоемкости

Приложения
Библиографический список

Скачать файл

  • 14.64 МБ
  • добавлен 06.11.2010

М.: Химия, 1987 г, 240 с. Описана технолоrия пиролиза уrлеводородов с целью получения низших олефинов. Кратко изложены основы термодинамики и кинетики процессов, современные представления о механизме превращений в интервале
650-900 оС. Приведены сведения о составе сырья и ero своЙствах, а также их влияние на состав продукто...

  • 8.26 МБ
  • добавлен 19.04.2010

В книге освещены общие вопросы современного пиролиза углеводородного сырья, изложены основные направления и тенденции развития производства низших олефинов и других ценных продуктов для нефтехимического и органического синтеза методами пиролиза. Приведены результаты исследований авторов по наиболее перспективным направлениям раз...

  • 9.72 МБ
  • добавлен 29.06.2010

М.: КолосС, 2007. - 334 с: ил. - (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).
Даны теоретические основы, классификация, современное состояние и вероятные пути развития физико-химических технологических процессов переработки углеводородного сырья как в России, так и в других странах. Рассмотрены проблемы по...

  • 2.45 МБ
  • добавлен 15.10.2011

Учебное пособие. - Алматы: Казак университеті, 2002. - 129с.

Учебное пособие посвящено изложению основ одной из динамично развивающихся областей химии - нефтехимии. Приведены сведения о видах сырья нефтехимической промышленности, процессах выделения и разделения углеводородного сырья из нефти и газа. Большое внимание уд...

  • 5.14 МБ
  • добавлен 15.09.2011

Москва, Издательство ИЛ, 1952. - 400 с.

В книге собран довольно обширный материал по исследованиям и технологическому осуществлению большого числа процессов переработки углеводородного сырья. Даны сведения об источниках и подготовке сырья для химической переработки.

  • 1.43 МБ
  • добавлен 31.01.2012

Москва, Издательство «Техника», ТУМА ГРУПП, 2011. - 192 с.

Представлены материалы докладов VI международной научно-технической конференции «Глубокая переработка нефтяных дисперсных систем».

Общие вопросы переработки нефтяных дисперсных систем
Подготовка и первичная переработка углеводородного сырья
Прои...

  • 3.15 МБ
  • добавлен 02.11.2011

М.: ГосТопТехИздат. 1960 - 174 с.

Изложены основные методы химической переработки углеводородов, входящих в состав природных и попутных нефтяных газов. Описаны схемы процессов окисления, конверсии, нитрования, хлорирования и др.
Дано описание технологических процессов, краткое изложение основных принципов переработк...

Мухина Т.Н. работает в Московском государственном университете технологий и управления (МГУТУ) на кафедре «Менеджмент» с 2002 года. За ним закреплены следующие дисциплины: «Менеджмент», «Управление решения», «Экономико-математические методы», «Прогнозирование принятия управленческих решений».

Рассмотрев отчет обо всех видах учебно-методической нагрузки за 2007-2013 гг. по кафедре «Менеджмент» можно отметить:

1. Учебная работа

В течение 2007-2013 гг. Мухина Т.Н. выполняет все виды учебной нагрузки: читает лекции, проводит практические и семинарские занятия, рецензирует курсовые и контрольные работы, принимает зачеты и экзамены, оценивает проверочные знания студентов, ведет руководство дипломными работами. Мухина Т.Н. владеет глубокими знаниями в области менеджмента, управленческих решений и др. Используя накопленные в течение длительного периода материалы, он в доступной форме доводит их до студентов, помогает студентам решать проблемы, которые находят отражение в их дипломных работах.

Практические и семинарские занятия проводятся со студентами в тесной взаимосвязи теории с практикой. На занятиях студентам предоставляется возможность ознакомиться и использовать в их дальнейшей практической деятельности современные методы мониторинга и анализа данных. Также на занятиях широко используется графический и информативный материал по менеджменту, управлению предприятием и инвестиционному менеджменту.

2. Учебно-методическая работа

Лекции, практические и семинарские занятия проводятся Мухиной Т.Н. в точном соответствии со стандартами, утвержденными Министерством образования и науки РФ по различным специальностям, а также учебно-практическим пособиям, модульным картам, методическим указаниям, рабочим программам, методическим указаниям по дипломному проектированию в разработке которых Мухина Т.Н. принимала непосредственное участие.

3. Научно-методическая работа

В течение 2007-2013 гг. Мухина Т.Н. ежегодно принимал участие в научно-теоретических конференциях, проводимых в Московском государственном университете пищевых производств, на которых были одобрены основные научные положения выполняемых им исследований.

4. Научно-исследовательская работа 5. Трудовая и исполнительная деятельность

В течение всего периода работы старшем преподавателем, Мухина Т.Н. полностью соблюдала график учебного процесса, не имела нарушений трудовой дисциплины, опозданий на аудиторские и практические занятия, квалифицированно проводила консультации со студентами, принимала экзамены и зачеты, участвовала в научно-теоретических семинарах кафедры «Менеджмент» при обсуждении научно-исследовательских работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом.

На протяжении всего периода работы на кафедре «Менеджмент» Мухина Т.Н. проявила себя отзывчивым, исполнительным и трудолюбивым работником.

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что Мухина Т.Н. является квалифицированным преподавателем, владеющим достаточным опытом научно-педагогической работы

Мухина Н.Б. …но как стать такой организацией?
Учительская газета. Москва. 2016, № 2от 12 января http://www.ug.ru/archive/63388

...но как стать такой организацией? Гимназия №1538 в рамках реализации своей программы развития на 2015-2018 гг. провела конференцию «Гимназия №1538 - самообучающаяся организация».

Наша гимназия - крупный территориальный образовательный комплекс (12 структурных подразделений - 8 дошкольных отделений и 4 школьных отделения, расположенных в отдельных зданиях в районе Митино), в котором обучают свыше 4000 обучающихся и воспитанников. В рейтинге вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2014-2015 учебного года (Топ-300) наша гимназия занимает почетное 55-е место, в рейтинге российских школ Топ-500 мы в составе 139 лучших московских школ.
На августовском педсовете мы приняли программу развития гимназии до 2018 года, одна из задач которой внедрение практико-ориентированной модели профессионального развития управленческой команды и педагогического коллектива, основанной на принципе самообучающейся организации. Профессиональное развитие кадрового состава - ведущее направление программы развития нашей гимназии.
Для нашей гимназии конференция, на которой мы говорили о принципах самообучающейся организации, стала не только серьезным разговором, но и праздником профессиональной зрелости и экспертизы на готовность коллектива работать в режиме развития.
Конференция ставила своей целью профессиональное развитие и консолидацию педагогических работников образовательного комплекса. В ходе подготовки конференции и разработки программы оргкомитет поставил такие задачи: провести инвентаризацию, экспертизу и трансляцию лучших образовательных практик, опыта и профессиональных методических разработок педагогических работников гимназии по реализуемым образовательным программам дошкольного, общего и дополнительного образования; обсудить на конференции ключевые задачи развития гимназии на период до 2018 г.; создать секционные площадки для совершенствования профессионального мастерства учителей и воспитателей, обмена опытом всех педагогических работников образовательного комплекса. Программа секционной работы была построена с учетом приоритетов государственной программы «Столичное образование», на основе профессионального стандарта педагога и направлений программы развития гимназии. Мы продумали обучающий формат конференции, поэтому предусмотрели участие наших педагогических работников в качестве модераторов, докладчиков, ведущих мастер-классов и обучающихся (слушателей).
В соответствии с программой конференции состоялись заседания 8 секций по ключевым направлениям развития гимназии, в которых приняли участие свыше 200 педагогических работников школьных и дошкольных отделений, 60 выступили в качестве докладчиков, ведущих мастер-классов. Педагоги представили свой педагогический опыт, методические находки, разработки. В работе секций, по сути, была проведена трансляция лучших образовательных практик и методических разработок, их инвентаризация и профессиональная экспертиза. Педагоги имели возможность обменяться опытом, обсудить направления развития, совершенствовать свое профессиональное мастерство.
На секционные заседания были приглашены представители системы образования и науки Москвы в качестве экспертов. Эксперты приняли участие в профессиональной экспертизе содержания докладов и мастер-классов, с которыми выступили учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, психологи, логопеды. Участие экспертов имело большой обучающий эффект и пользу профессионального общения. В работе секции интеграции общего и дополнительного образования приняла участие член-корреспондент РАО, зам. директора ИХОиК РАО Л.Савенкова, в работе секции проблем преподавания русского языка - председатель Ассоциации учителей русского языка Р.Дощинский, секцию проектной деятельности возглавил профессор МФТИ К.Скворчевский, секцию проблем преемственности дошкольного и начального образования экспертировала директор школы №2006 В.Илюхина, в работе секции профильного и предпрофильного образования принял участие учитель школы №2016 С.Сладков. В работе конференции приняли участие в качестве наблюдателей представители управляющего совета гимназии, межрайонного совета директоров школ Митино - Строгино.
Наряду с этим в рамках конференции была развернута большая выставочная экспозиция творческих работ участников студий и творческих объединений дополнительного образования, состоялись мастер-классы по художественной росписи по стеклу, бумагокручению, живописи, батику. Большой интерес вызвала благотворительная выставка текстильной продукции, изготовленной студентами колледжа малого бизнеса №4. Все участники конференции получили итоговый документ - сертификат участника, докладчика, ведущего мастер-класса или модератора конференции.
Мы прогнозировали ожидаемые результаты в позитивной мотивации педагогического коллектива гимназии на профессиональный рост и качественные достижения, ставили своей целью ознакомиться с опытом педагогов разных подразделений, мотивировать работников на объединение, стремились нацелить коллектив на выравнивание и устойчивое развитие всех структурных подразделений образовательной организации. Результат мотивации многократно превзошел ожидаемый эффект. Об этом свидетельствовали итоги анкетирования, которое было проведено по итогам конференции, и тот позитивный резонанс, который вызвала конференция и всего коллектива. Все 12 структурных подразделений гимназии обсуждали итоги, впечатления, открытия, сделанные на конференции.
Проведенная работа выявила колоссальный потенциал коллектива, стала стимулом к дальнейшему росту, появились новые идеи, предложения, интерес к работе педагогов с разных площадок. Конференции предшествовала большая управленческая работа по анализу проблем, постановке задач развития, выявлению именно тех точек роста, которые нужны именно нашему коллективу. Я как директор совершенно счастлива, потому что были найдены точные ключи, которые завели мотор зажигания коллектива на новые свершения, на профессиональный рост и осмысленную качественную работу. Оказалось, что в ходе конференции мы все вместе преодолели какой-то рубеж скромности и неумения рассказывать о своей работе, публично рефлексировать и мастерски ее представлять. Эта новая компетенция открылась коллективу в масштабах всей конференции, у нас как будто прорезался голос, который, я надеюсь, будет чаще звучать в многоголосном хоре столичного образования.

Наталья МУХИНА, директор гимназии №1538