Московский государственный университет технологий и управления. Школа для девочек «Московский пансион государственных воспитанниц»

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос сильной и всесторонне развитой личностью, с хорошим воспитанием и закаленным характером, без вредных привычек, присмотритесь внимательнее к кадетским школам. Целью кадетского образования является воспитание патриотично настроенного, дисциплинированного человека.

Обучение в кадетских корпусах существенно отличается от обычного общеобразовательного. Помимо обязательных предметов, дети изучают военную историю, основы военного дела, проходят усиленную физическую подготовку. Учебный день здесь длится дольше, причем педагоги никаких поблажек ребятам не делают. Еще одно существенное отличие – строжайшая дисциплина. Воспитанники носят специальную форму, часто ходят строем, отдают честь старшим по званию. На каникулах ребята участвуют в соревнованиях, культурных и экскурсионных мероприятиях.

Разновидности кадетских школ

Кадетские корпусы могут курировать МЧС, ФСБ и организации, подведомственные Минобороны РФ. В таких учреждениях военная дисциплина: постоянное проживание, увольнения строго по выходным и праздничным дням. Режим дня тщательно спланирован, у воспитанников практических не остается свободного времени. Поступить сюда сложно, да и учиться нелегко! Поэтому чаще всего здесь можно встретить детей, которые в дальнейшем планируют поступать в органы внутренних дел или на военную службу.

Существуют также кадетские школы, учрежденные московским Департаментом образования. В них могут поступить исключительно дети с московской пропиской. Многие из таких школ также функционируют в режиме интерната, однако получить увольнение здесь намного проще.

Условия приема

В кадетский корпус принимаются дети, годные по состоянию здоровья (перечень противопоказаний изложен в Приложении 3 к приказу N 473 от 16. 10. 2002 Комитета Здравоохранения Москвы) и желающие учиться. Для поступления необходимо подать заявление в Приемную комиссию в установленные сроки и приложить пакет необходимых документов (указывается на сайте образовательного учреждения), пройти диагностику в МЦКО по следующим предметам: русский язык, математика, английский язык, и медицинскую комиссию. Помимо этого, кандидаты на поступление проходят тестирование на уровень физподготовки и собеседование с психологом. По результатам проведенных мероприятий Приемная комиссия, учитывая состояние здоровья, мотивацию, наличие дополнительных достижений (награды, полученные за участие в творческих и спортивных мероприятиях), уровень физической подготовки и успеваемость, принимает решение. При этом первоочередным правом на зачисление пользуются кандидаты, направленные по целевому набору. Также при поступлении льготами пользуются дети-сироты и дети военнослужащих.

При зачислении в кадетскую школу существуют ограничения по возрасту. Малышей сюда не берут, за редким исключением. Поздно думать о поступлении и в старшей школе, так как программа подготовки рассчитана на определенный период, минимум 3 года. Идеальное время для поступления – окончание начальной школы.

Преображенский кадетский корпус

Адрес: г. Москва, м. Бульвар Рокоссовского, ул. Лосиноостровская, д. 22a;

Учредитель:

Образование: Основное, среднее

Режим: школа-интернат для мальчиков, пятидневная учебная неделя, по выходным дети разъезжаются по домам.

Преображенский кадетский корпус – казенное государственное образовательное учреждение, цель которого – предоставление качественного образования, нравственное, физическое и социальное развитие учащихся.

Здесь работают талантливые педагоги. Перед ними стоят непростые задачи: заинтересовать учеников, создать на уроках благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, научить ребят работать в команде, и, конечно же, доступно и понятно излагать материал. И им это удается. По окончании школы кадеты поступают в Академию ФСБ, ФСО и прочие силовые структуры РФ.

КШИ №5 реализовывает образовательные программы в соответствии с ФГОС, а также программы дополнительного образования по следующим направлениям:

  • математика,
  • физика,
  • биология,
  • обществознание,
  • военное дело,
  • пулевая стрельба,
  • лего-конструирование и моделирование,
  • музееведение,
  • бодибилдинг,
  • баскетбол,
  • гандбол,
  • легкая атлетика,
  • футбол,
  • автоспорт,
  • ансамбль духовых инструментов или оркестр на выбор,
  • хоровое пение,
  • театральное и музыкальное творчество.

В кадетской школе созданы все условия для здорового развития детей: ежедневно проводятся влажная уборка и проветривание помещений, поддерживается оптимальный тепловой режим. Все воспитанники КШИ №5 получают вкусное и сбалансированное шестиразовое питание. Режим дня тщательно спланирован: уроки сменяются прогулками, физическими тренировками и перерывами на прием пищи. Поэтому, несмотря на насыщенную основную и дополнительную образовательную программу, дети не испытывают переутомления.

Школа расположена в большом здании, на территории которого имеются:

  • учебные кабинеты и кабинеты для самоподготовки,
  • актовый зал и танцевальный залы,
  • библиотека,
  • большой и малый спортзал,
  • тренажерный зал,
  • стрелковый тир,
  • лыжная база.

Помимо этого, на улице расположены полоса препятствий с резиновым покрытием, площадка для занятий автоспортом, футбольные, волейбольные, баскетбольные и теннисные площадки, гимнастический городок и беговая дорожка.

В распоряжении образовательного учреждения вся необходимая для организации учебного процесса техника: ПК, проекторы и плазменные панели, интерактивные доски, МФУ, музыкальные центры.

Первый Московский кадетский корпус


Адрес: г. Москва, Тимирязевская, ул. Вучетича, д. 30, стр. 1

Филиалы:

  1. Четвертый Новомихалковский проезд, д.14, стр. 3
  2. ул. Зеленоградская, д. 9

Учредитель: Московский Департамент образования

Образование: начальное, основное, среднее

Режим: школа-интернат, обучение в первой половине дня, после обеда дополнительное образование; в филиале №3 – дневное обучение. В субботу и воскресенье, а также в праздничные дни воспитанники отправляются домой.

Первый Московский кадетский корпус – государственно казенное учреждение. В отличие от других кадетских школ, здесь реализовываются программы не только средней и старшей школы, но и начального образования (в двух филиалах), есть подготовка к школе. Для самых маленьких предусмотрены логопедические занятия, курс «английский для малышей», программа социально-психологической адаптации «сказка общения». С 8 до 10 лет дети начинают изучать английский язык более углубленно: курсы «увлекательный английский» и «английский язык. фонетика».

КШИ №1 может по праву гордиться количеством секций и кружков. Здесь воспитываются настоящие бойцы, всесторонне развитые. Дисциплина соответствует военному учреждению.

Программы дополнительного образования:

  • углубленное изучение математики;
  • история;
  • правоведение;
  • проектная и исследовательская деятельность: музеи, парки, усадьбы; секреты русского языка;
  • натуральное и физико-математическое моделирование: шахматы, мир вокруг нас, географические исследования, загадки химии, занимательная математика, программирование;
  • музейное дело;
  • занимательный английский;
  • обществознание;
  • авиамоделирование, компьютерное моделирование, ракетное моделирование;
  • робототехника;
  • занимательная физика;
  • огневая и пилотажная подготовка;
  • военное дело;
  • многоборье ГТО, спортивная гимнастика, плаванье, баскетбол, футбол;
  • спортивная стрельба;
  • самбо и рукопашный бой, дзюдо;
  • пожарное и спасательное дело (подготовка МЧС);
  • ритмическая гимнастика, бальные и народные танцы;

В рассматриваемой школе-интернате созданы все условия для нормального проживания, предоставляется пятиразовое питание. Здание спроектировано и обустроено согласно нормам СанПин и требованиям действующего законодательства. Кадетский корпус включает в себя учебные и жилые помещения, столовую, медицинский блок. В жилом комплексе расположено 60 спален, рассчитанных на проживание до 240 учеников. В каждой комнате отдельный санузел. На этаже располагаются по три дополнительных помещения. Здесь дети играют со сверстниками, отдыхают, занимаются самоподготовкой.

Материально-техническое оснащение

В здании школы расположены все необходимые для проведения теоретических и практических занятий, самообучения и организации досуга, помещения:

  • Учебные кабинеты;
  • Актовый зал;
  • Мастерские;
  • Лаборатории по химии и физике, биологии;
  • Кабинеты по радиоэлектронным технологиям и информатике;
  • Библиотека;
  • Большой и малый спортзал, тренажерный зал, бассейн;
  • На прилегающей территории построен открытый спорткомплекс, в состав которого входит большая и малая полоса препятствий, гимнастический комплекс, хоккейное, волейбольное и баскетбольное поле, беговая дорожка.

Все вышеперечисленные помещения располагают необходимым техническим оснащением.

Московский казачий корпус имени Шолохова

Адрес: Москва, ул. Марш. Чуйкова, д. 28, стр. 4

Учредитель: МВД РФ

Образование: Основное, среднее в соответствии с ФГОС

Режим: школа-интернат, 5-дневная учебная неделя, занятия с 8.30 до 15.00

Московское президентское кадетское училище им. Шолохова – государственное казенное учреждение, созданное в 2015 году на базе КШИ №7. Здесь дети обучаются с 5–11 класс, готовятся к поступлению в высшие гражданские и военные учреждения РФ. Преимущественным правом поступления пользуются ребята, родители которых служат во внутренних войсках МВД РФ.

Программы дополнительного образования:

  • баскетбол,
  • рукопашный бой,
  • народные и бальные танцы,
  • история казачества, внутренних войск, православной культуры,
  • юный музеевед,
  • экскурсовод,
  • военная и строевая подготовка,
  • школа командира,
  • оператор-монтажер.

В кадетском училище уделяется огромное внимание безопасности воспитанников. Территория здания охраняется круглосуточно, находится под системой наружного и внутреннего видеонаблюдения. Учреждение работает в режиме интерната. Жилые корпусы оборудованы просторными комнатами, рассчитанными на проживание 2–6 человек, полным комплектом мебели, инвентаря, отдельными санузлами, бытовыми помещениями. Питание пятиразовое.

Материально-техническое оснащение

На территории училища находятся:

  • актовый и хореографический зал;
  • зал для борьбы;
  • 2 музея;
  • спортивный городок: полоса препятствий, беговая дорожка, игровые площадки, лазерный тир.

Учебные классы оборудованы АРМ, дидактическими материалами, эргономичной мебелью, отвечают нормам СанПин.

Московский Георгиевский кадетский корпус


Адрес: Москва, ул. Мал. Ботаническая, д.24Б

Учредитель: Московский Департамент образования

Образование: Основное, среднее

Режим: школа-интернат

Учреждение работает 5 дней в неделю. На выходные дети отправляются домой. Также, в отличие от других кадетских школ, ребята по желанию могут уходить в увольнение и среди недели. Обучение ведется с 7-го класса и предусматривает усвоение программы ФГОС и получение дополнительного образования. Большая часть воспитанников школы – дети военнослужащих и сироты (льготная категория).

Во время каникул школа привлекает кадетов к многочисленным мероприятиям: экскурсии и культурные программы, соревнования, кадетские балы и т. д.

Программы дополнительного образования:

  • военная история,
  • основы военной службы,
  • юный стрелок,
  • патриоты РФ,
  • школа командиров,
  • волейбол,
  • академический хор,
  • вокальный ансамбль.

Жилой комплекс включает в себя 18 спален, 2 санузла и 2 душевые комнаты. Все дети получают бесплатное шестиразовое питание, медицинское обслуживание и, в случае необходимости, психологическую помощь.

Материально-техническое оснащение

В учебном корпусе и на прилегающей территории рассматриваемой кадетской школы расположены:

  • актовый зал;
  • музей;
  • библиотека;
  • 16 учебных классов;
  • конференц-зал,
  • мастерская;
  • 2 класса для проведения лабораторных работ;
  • спортзал;
  • спортивный городок: волейбольная, баскетбольная, гимнастическая площадки, беговая дорожка, полоса препятствий и прыжковая яма.

Учебные кабинеты отвечают нормам образовательного стандарта и требованиям СанПин и оснащены современной техникой, мебелью и дидактическими материалами. Огромное внимание также уделено организации правильного освещения.

Школа для девочек «Московский пансион государственных воспитанниц»

Адрес: г. Москва, Волжский б-р, д. 52 /29, стр. 1

Учредитель: Московский Департамент образования

Образование: Основное, среднее

Режим: школа-интернат

Особенностью образовательного процесса рассматриваемой школы для девочек является изучение, наряду с обязательными предметами ФГОС, кадетской составляющей.

Программы дополнительного образования:

  • школа юного экскурсовода,
  • правоведение,
  • основы военной службы,
  • живопись, графика,
  • ударные инструменты (барабаны, ксилофон, литавры),
  • бальные и народные танцы,
  • эстрадный вокал,
  • художественное чтение.

Огромное внимание здесь уделяется организации здоровье сберегающей среды и популяризации здорового образа жизни. Руководство следит за соблюдением санитарно-гигиенического режима: ежедневное проветривание помещений, влажная уборка, использование эргономичной мебели в жилом и учебном комплексе. Воспитанницы придерживаются строгого распорядка дня, куда включены обязательные оздоровительные мероприятия.

Материально-техническое оснащение

Классы оборудованы эргономичной мебелью с регулировкой по высоте, компьютерами, проекторами, интерактивными досками и прочими техническими средствами обучения, методическими материалами. Помимо учебных классов, на территории здания расположены:

  • Актовый зал;
  • Спортивный и танцевальный зал;
  • Музыкальный и литературный класс;
  • Кабинет труда;
  • 2 кабинета информатики;
  • Большая библиотека;
  • Музей;
  • Тренажерный зал.

По формату обучения наиболее близкими к кадетским школам являются Вы можете ознакомится с набором услуг и выбрать подходящий вам пансион на страницах нашего каталога.

Мы на семейном совете решили, что мой сын будет поступать в 10-й класс президентского кадетского училища. Сын учится в обычной школе без троек и любимые предметы у него физика, математика, информатика и физкультура. Поэтому вполне реально поступить и учиться именно здесь. Во первых, после окончания можно поступать сразу в военный институт. Во вторых, сын обретет самостоятельность. В третьих, когда находишься в коллективе сверстников и днем и ночью, обретаешь друзей. В четвертых, судя по отзывам...

Мы побывали с сыном Денисом на дне открытых дверей 2 февраля 2019 года, где ознакомились с условиями обучения, питания и проживания. В училище показали два музея. Пообщались с кадетами и их воспитателями. Кадетам нравится здесь учиться и жить. В актовом зале выступил начальник училища и его заместители, все подробно рассказали и ответили на вопросы. Очень порадовала оснащенность современной техникой и идеальный порядок на территории. Сын захотел поступить в 5-й класс, хотя ему нравится и школа...

У меня два сына – разница 2 года. Старший поступил в Московское президентское кадетское училище в 2017 году. Младший сын собирается поступать в этом году. Хорошие воспитатели и учителя, пяти разовое питание. Учатся шесть дней в неделю. Получается выходной день воскресенье. Дополнительно кружки и секции для всестороннего развития: спортивные, рисование, танцы. Кадеты заняты с утра до вечера. Бывают выезды на различные мероприятия. Детям интересно. А это самое главное для родителей и детей.

Хочу поздравить учителей и воспитателей с наступившим 2019 годом! Я довольна, что мной внук учится в этом училище. В прошлом году он успешно, на четверки и пятерки сдал экзамены. Учителя – профессионалы своего дела и с душой относятся к своей профессии. Спасибо за Ваш тяжелый труд!

Мой сын поступил в кадетское училище в 2016 году. Сейчас он на третьем курсе (7 класс). За неделю до начала учебного года у пятиклассников проводятся недельные сборы. Дети знакомятся друг с другом, с воспитателями, привыкают к распорядку дня. Это очень грамотный подход. И 1 сентября приходят на занятия морально подготовленными. Обучение шесть дней в неделю. Получилось так, что мы подружились семьями благодаря кадетскому училищу. Мы ездили отдыхать семьями в Ярославль и Питер. Вначале учиться было...

Спасибо воспитателям и учителям, что работают вместе и делают одно дело вместе. Достойное образование, плюс нужное воспитание и хорошая физическая нагрузка - вот что нужно нашим мальчишкам! vnvculture402.
2018-06-22


Для тех, кто усиленно пишет про предвзятость руководства кадетского корпуса, хочу сразу ответить - ваши претензии, господа, абсолютно безосновательны! Вы поливаете грязью уважаемое учебное заведение, исходя из своих собственных домыслов, не приведя, при этом, ни одного конкретного факта. Я многодетная мать со средним, можно сказать низким доходом. В нашем взводе таких семей большинство. Это многодетные, одиночки, сироты и т. п. Двое моих детей поступили одновременно в пятый класс без взяток и...

Я действительно горжусь тем, что мой сын поступил и учится в кадетском училище им. Шолохова. Причём могу сказать с уверенностью «бывалого», поскольку старший сын выпускник этого училища, проучился здесь с 5-го по 11-й класс: это лучшее учебное заведение в котором даётся достойное образование очень опытными преподавателями. Они душу вкладывают в каждого и добиваются результатов! Воспитатели постоянно с пацанами, растят настоящих мужчин! Да, учиться тяжело, труднее чем в обычной школе, так как помимо...

Чем Вы вообще руководствуетесь, когда отдаете ребенка в кадетский корпус? Неужели Вы не способны дать своему ребенку нормальную жизнь, образование и воспитание? Можно говорить что угодно, на улице ужас, в школах ужас, пьют, курят, в компьютерные игры играют, в интернет лазят, вот ужас. Это жизнь, дорогие родители, и пытаясь уберечь ребенка от его реалий таким образом Вы не помогаете ему. Я не говорю о тех, кто сам решил там учиться, флаг им в руки и "шагом мм-ааарш!". Такие тоже имеются, но...

В Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе прошел оч-ный этап Всероссийского смотра-конкурса на звание

«Лучший казачий кадетский корпус».

11 мая 2017 года в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе был проведен очный этап Всероссийского смотра-конкурса на звание «Лучший казачий кадетский корпус».

Организаторы конкурса: Совет при Президенте РФ по делам казачества, Министерство образования и науки РФ, Российское движение школьников, МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет).

Конкурс проводится в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 августа 2009 г. № 977 «О смотре-конкурсе на звание «Лучший казачий кадетский корпус» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 февраля 2015 г. № 130 «О проведении смотра-конкурса на звание «Лучший казачий ка-детский корпус» в целях определения лучших общеобразовательных организаций, добив-шихся наилучших результатов в освоении образовательных программ основного общего и среднего общего образования, интегрированных с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к государ-ственной службе российского казачества, а также в военно-патриотическом воспита-нии молодёжи, сохранении и развитии исторических, культурных и духовных традиций российского казачества.

На торжественную церемонию завершения Конкурса в Музей Великой Отечественной войны прибыли заместитель министра образовании и науки Татьяна Юрьевна Синюгина, заместитель Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Алексей Николаевич Журавлев, заместитель Полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Любовь Павловна Совершаева, ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского Валентина Николаевна Иванова, начальник управления по работе с казачеством Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Вадим Леонидович Погребняк, войсковой атаман Центрального казачьего войска казачий генерал Иван Кузьмич Миронов, атаманы войсковых казачьих обществ, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, духовник МГУТУ иерей Тимофей Чайкин; войсковой священник Централь-ного казачьего войска, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира при Московском президентском кадетском училище войск на-циональной гвардии Российской Федерации иерей Марк Кравченко, другие почетные гости из числа духовенства Русской Православной Церкви и казачьих обществ.

Священник Тимофей Чайкин совершил молитву на начало всякого доброго дела, после чего замминистра образования и науки РФ Т.Ю. Синюгина, ректор МГУТУ им. К.Г.Разумовского В.Н.Иванова, атаман Кубанского войскового казачьего общества Николай Александрович Долуда поздравили участников с проведением Конкурса.

По окончании церемонии состоялся парад казаков-кадет из разных образовательных организаций.

Участие в смотре-конкурсе приняла делегация работников и кадетов Московского президентского кадетского училища имени М.А. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации.

Во втором туре приняли участие 10 лучших казачьих кадетских корпусов, определенных Конкурсной комиссией по итогам I тура, в котором приняли участие более 80 общеобразовательных организаций со всей нашей страны.

Делегацией Московского президентского кадетского училище имени М.А. Шолохова на суд Конкурсной комиссии были представлены презентация и видеоролик об Училище, Конкурс «Казачья родословная» и Смотр строя и казачьей песни (торжественный марш и прохождение с песней).

Яркая презентация, живое выступление кадетов с рассказом об Училище с исполнением песни и стенд с материалами об Училище закономерно принесли успех делегации Училища.

По итогам второго тура Смотра-конкурса на звание «Лучший казачий кадетский корпус» Московское президентское кадетское училище имени М.А. Шолохова получило высокую оценку с вручением диплома лауреата Смотра-конкурса.









  • ← Предыдущая
  • Следующая →

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

  • Самые юные кадеты-шолоховцы впервые посетили Центральный музей Росгвардии 26 апреля 2019, 14:21 43 5
  • Шефское угощение сладостями кадет МПКУ имени М.А.Шолохова курсантами участниками тренировки парадного расчета Саратовского военного института и личным составом парадного расчета Отдельной дивизии оперативного назначения имени Ф.Э. Дзержинского войск национальной гвардии Российской Федерации 26 апреля 2019, 08:51 30 8
  • 25 апреля 2019, 17:13 22 2
  • Соборование прихожан и кадетов в храме св. равноап. кн. Владимира при Московском президентском кадетском училище имени М.А. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации 24 апреля 2019, 10:10 51 12
  • КАДЕТЫ МПКУ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА приняли участие в торжественном мероприятии - ВСЕРОССИЙСКИЙ АВТОПРОБЕГ «ВАХТА ПАМЯТИ. СЫНЫ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ» 23 апреля 2019, 10:31 62 4
  • Кадеты Московского президентского кадетского училища им. М.А. Шолохова приняли участие в военно-патриотическом слёте кадетских классов Росгвардии Московского гарнизона 20 апреля 2019, 17:30 112 23
  • 16 апреля 2019, 17:23 73 4
  • Кадеты училища приняли участие в освящении и установке Креста Храма Святого Равноапостольного князя Владимира 11 апреля 2019, 13:37 109 6
  • У кадет МПКУ - новые тренажёры и борцовский зал 04 апреля 2019, 20:27 216 17
  • В ФГКОУ МПКУ имени М.А. Шолохова войск национальной гвардии РФ ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НАБОР в 10 классы 01 апреля 2019, 17:38 403
  • 28-29 марта были проведены соревнования этапа Спартакиады Училища по волейболу. 01 апреля 2019, 12:04 88 3
  • В Центральном доме Российской Армии имени М.В. Фрунзе состоялся музыкально-хореографический вечер - весенний бал «Надежда. Вера. Любовь» 31 марта 2019, 19:56 67 3
  • Кадеты училища – победители V этапа Кубка Московской области по армейскому рукопашному бою "Юный армеец" 31 марта 2019, 15:30 75 6
  • первая совместная тренировка парадных расчетов пеших и механизированных колонн по подготовке к военному параду в честь 74-ой годовщины победы в Великой Отечественной войне 29 марта 2019, 15:42 142 20
  • НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ МПКУ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА ОБСУДИЛ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧИЛИЩА 29 марта 2019, 12:03 81
  • Кадеты Московского президентского кадетского училища им. М.А. Шолохова приняли участие в праздновании Дня Росгвардии в Кремле 29 марта 2019, 11:56 93
  • Поздравление с Днем войск национальной гвардии Российской Федерации 27 марта 2019, 11:42 75 1
  • итоги межрегионального конкурса сочинений «Долг. Честь. Отечество. Польза» 26 марта 2019, 18:41 43
  • Накануне профессионального праздника войск национальной гвардии Российской Федерации в училище проведен День Росгвардии 23 марта 2019, 13:46 40 4
  • В рамках профориентационной подготовки кадет старших классов проведена встреча с представителем командования Авиации Росгвардии 23 марта 2019, 13:37 27 1

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

  • Внимание! День открытых дверей состоится 2 февраля 2019 года с 10.00 до 13.00 28 января 2019, 17:23 1222
  • Заседание Попечительского Совета в Московском президентском кадетском училище имени М.А. Шолохова 10 февраля 2017, 19:43 1025
  • Торжественная клятва 16 октября 2016, 05:14 1008
  • В Московском президентском кадетском училище имени М.А. Шолохова начались вступительные испытания 01 июня 2017, 17:46 923 8
  • День открытых дверей 11 февраля 2017 года в 11.00 14 декабря 2016, 12:51 601
  • ВОЕННО-ПОЛЕВЫЕ СБОРЫ КАДЕТОВ МОСКОВСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА ИМ. М.А. ШОЛОХОВА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 мая 2018, 11:43 496 25
  • День Знаний в Московском президентском кадетском училище имени М.А. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации 01 сентября 2018, 13:40 492 15 1

12.05.2017

Состоялся очный этап смотров-конкурсов на звание «Лучшая казачья образовательная организация, реализующая образовательные программы среднего профессионального образования» и «Лучший казачий кадетский корпус»

Состоялся очный этап смотров-конкурсов на звание «Лучшая казачья образовательная организация, реализующая образовательные программы среднего профессионального образования» и «Лучший казачий кадетский корпус»

11 мая 2017 года в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе состоялся очный этап смотров-конкурсов на звание «Лучшая казачья образовательная организация, реализующая образовательные программы среднего профессионального образования» и «Лучший казачий кадетский корпус».

Конкурс был подготовлен и проведен МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первым казачьим университетом) по заданию Минобрнауки России.

Среди почетных гостей на финальном этапе смотров-конкурсов присутствовали заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Татьяна Синюгина, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Председатель Совета при Президенте Российской федерации по делам казачества Александр Беглов, Председатель совета войсковых атаманов, член Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, войсковой атаман Кубанского казачьего войска, казачий генерал Николай Долуда, ректор МГУТУ им К.Г. Разумовского (ПКУ), член Совета при Президенте по делам казачества Валентина Иванова, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Тимофей Чайкин, атаманы, казачьи генералы.


На торжественном открытии мероприятия Татьяна Синюгина поприветствовала участников слета: «Сегодняшнее мероприятие проходит в знаковом месте для всей России – мы с вами находимся на территории Центрального музея Великой Отечественной войны в дни празднования великой победы. Победа для нашего народа – это символ мужества, героизма, непреклонной воли и безответного и безоглядного следования всем тем традициям, которые есть у нашего поколения. Я уверена, что вы будете славными продолжателями всех традиций и тех славных дел, которые есть, были и будут у нашей великой страны. Также уверена, что вы не подведете и будете достойной сменой тем, кто был перед вами».

Николай Долуда обратил внимание на то, что сейчас казачьему образованию уделяется огромное внимание, количество казачьих кадетских корпусов растет с каждым годом. «Самое главное, что мы ничему плохому в этих классах и школах казачат не учим, мы учим их уважать труд, уважать старших, быть вежливыми, любить свое отечество и быть готовыми защищать Родину. Эти принципы приемлемы для человека любой национальности, для любого, кто любит свою Родину. Мы должны чтить культуру, историю, обычаи и традиции казачьего народа. Потенциал казачества огромен, и страна в полной мере может положиться на казаков», - добавил Долуда.


Валентина Иванова отметила, что на сегодняшний день международная обстановка резко обостряется, усиливается политика санкций запада в отношении российской Федерации, готовятся террористические атаки со стороны ИГИЛ. «Противостоять этому может и должно казачество России, надежда Родины», - добавила Иванова.


Завершилось открытие торжественным возложением гирлянды участниками смотра-конкурса и делегатами слета к Вечному огню на Поклонной горе.

По завершении открытия в Большом киноконцертном зале состоялся просмотр презентаций казачьих кадетских корпусов. Всего на участие в конкурсе было подано 20 заявок, до очного этапа дошли 11 корпусов – победители заочных этапов. Среди них: Новороссийской казачий кадетский корпус (Краснодарский край), Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус (Ростовская область), Ейский казачий кадетский корпус (Краснодарский край), Московское президентское кадетское училище им. М.А. Шолохова внутренних войск министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Москва), Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус (Ростовская область), Горожанский казачий кадетский корпус (Воронежская область), Университетский казачий кадетский корпус (филиал) МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), Курганинский казачий кадетский корпус (Краснодарский край), Шахтинский генерала Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус (Ростовская область), Кропоткинский казачий кадетский корпус имени Г.Н. Трошева (Краснодарский край), Кубанский казачий кадетский корпус имени атамана М.П. Бабыча (Краснодарский край). Основная программа конкурса включала в себя презентацию образовательной организации, казачью родословную одного из участников команды, смотр строя и песни и оформление уголка образовательной организации.


Тем временем в Малом киноконцертном зале состоялся просмотр презентаций казачьих образовательных организаций. Всего на участие в конкурсе было подано 10 заявок, до очного этапа дошли 6 организаций – победители заочных этапов. Среди них: Сальский казачий кадетский профессиональный лицей (Ростовская область), Аграрно-промышленный колледж (Тамбовская область), Миллеровский казачий кадетский профессиональный лицей (Ростовская область), Сибирский казачий институт технологий и управления МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ) (омская область), Димитровградский технический колледж (казачий кадетский корпус имени генерал-майора В.В. Платошина, Ульяновская область), Красноуфимский педагогический колледж.


По итогам конкурсов абсолютным победителем в смотре-конкурсе на звание «Лучшая казачья образовательная организация, реализующая программы среднего профессионального образования» стал Димитровградский технический колледж, в смотре-конкурсе на звание «Лучший казачий кадетский корпус» стали победителями стали Горожанский казачий кадетский корпус (филиал) МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), Шахтинский генерала Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус (Ростовская область), Ейский казачий кадетский корпус (Краснодарский край). Абсолютный победитель будет определен в течение мая конкурсной комиссией Минобрнауки России. Вручала дипломы лауреатам и победителям директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Ирина Мануйлова.


В восьмой раз в нашей стране был проведен смотр-конкурс на звание «Лучший казачий кадетский корпус». Учрежденный по инициативе Президента Российской Федерации на сегодняшний день он является, пожалуй, единственным конкурсом для образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, который проходит под эгидой Министерства образования и науки России, и председателем конкурсной комиссии которого является сам Министр. Уже этот факт говорит о высокой значимости казачьего образования для руководства нашей страны, что не может ни радовать.

В первые годы своего существования смотр-конкурс приобрел значительную популярность среди учреждений общего образования, ориентированных на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества. В нем помимо собственно казачьих кадетских корпусов стали принимать участие казачьи школы, отдельные казачьи классы, казачьи учреждения среднего профессионального образования. Неудивительно поэтому, что три года назад было принято решение проводить его по номинациям, отдельно для казачьих кадетских корпусов, для организаций среднего профессионального образования (колледжей и техникумов), казачьих школ и казачьих классов. Тогда же организатором смотра-конкурса по поручению Минобрнауки России стал Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского (Первый казачий университет), что также выглядело логично, поскольку этот столичный вуз должен был стать флагманом сформированной, прежде всего, на Дону и на Кубани, системы непрерывного казачьего образования.

Что собой представляет этот смотр-конкурс сегодня, и какими видятся его перспективы, попробовал разобраться автор этих строк, посетив финальную часть конкурса, которая проходила 11 мая в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.

Смотр-конкурс без Аксая - что хоккейный чемпионат без Канады

Поскольку смотр-конкурс на звание «Лучший казачий кадетский корпус» является наиболее значимым из всех конкурсных мероприятий, занявший первое место в нем получает знамя Президента России, я сконцентрирую свое внимание именно на этом мероприятии. По положению смотр-конкурс проводится в два тура, причем во второй тур выходят 10 образовательных организаций, занявших по итогам первого (заочного) тура места в первой десятке.

По данным Минобрнауки России в смотре-конкурсе 2017 года приняли участие 19 казачьих кадетских корпусов, что является одним из самых низких показателей за всю его историю - в лучшие годы в смотре-конкурсе принимали участие более 30 образовательных организаций. Но это происходило, когда смотр-конкурс был общим и для казачьих кадетских корпусов, и для казачьих школ, и для казачьих колледжей (техникумов). Вместе с тем, показательно отсутствие в нем представляющего Всевеликое войско Донское Аксайского Данилы Ефремова казачьего кадетского корпуса Министерства обороны России - неоднократного победителя смотра-конкурса прежних лет. Благодаря своим блестящим участиям в парадах в честь Дня Победы на Красной площади в течение нескольких последних лет этот корпус стал визитной карточкой не только казачьего образования, но и всего российского казачества.

В конце зимы этого года мне удалось в очередной раз побывать в этом корпусе. Должен отметить, что переход в ведение Министерства обороны положительно сказался на его развитии. За существенным усовершенствованием материальной базы произошли позитивные изменения в учебном и воспитательном процессах, итогом чего стал рост результатов выпускников корпуса как по ЕГЭ, так и в спорте, учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческих соревнованиях. Не побоюсь предположить, что на сегодняшний день Аксайский казачий кадетский корпус - наиболее динамично развивающаяся образовательная организация, ориентированная на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества. Отсутствие на смотре-конкурсе аксайских кадет во главе с харизматичным начальником корпуса, участником боевых действий в Афганистане и контртеррористических операций в Чечне полковником Василием Александровичем Донцовым - большая потеря для смотра-конкурса этого года. Проводить его без Аксая - все равно, что проводить чемпионат мира по хоккею без Канады или чемпионат мира по футболу - без Бразилии. Победители смотра-конкурса, не одолевшие Аксайский казачий кадетский корпус, никогда не смогут считать себя полноценными победителями, равно как чемпион мира по хоккею, не обыгравший канадцев.

Справедливости ради надо отметить, что позитивный пример участия в смотре-конкурсе общеобразовательной организации, принадлежащей силовому ведомству, все же есть. Это Московское президентское кадетское училище имени М.А.Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации, которое в недалеком прошлом было казачьим кадетским корпусом. Сегодня оно восстанавливает былые позиции в смотре-конкурсе (а именно этот корпус занял первое место в самом первом смотре-конкурсе в 2010 году) и делает это небезуспешно, второй раз подряд войдя в десятку участников его финального тура!

«Киса, Вы больны организационным бессилием!»

К сожалению, эту цитату от Остапа Бендера с полным правом можно отнести к организатору смотра-конкурса - Московскому государственному университету технологий и управления имени К.Г.Разумовского (Первому казачьему университету). Подозрения о том, что с организационными моментами «не все ладно» возникло у меня еще при входе в Центральный музей Великой Отечественной войны. Перед началом смотра-конкурса ежась от пронизывающего холодного ветра (а май в Москве выдался в этом году весьма холодным) немногочисленная по меркам Поклонной горы группа зрителей, в основном студентов Первого казачьего университета, возглавляемых ректором В.Н.Ивановой, наблюдала за показательными выступлениями молодых казаков. Судя по услышанным мной репликам, преобладал пессимистический настрой. «Опять эти казаки! Лучше бы сразу поехали в универ на пары, скоро экзамены,» - делится с подругой одна из студенток. «Ладно тебе, скоро выпустимся - забудем про этих «ряженых». Потерпи еще немного,» - звучит ей в ответ.

Войдя в зал, где должен был проводиться смотр-конкурс, я не обнаружил в нем никого, кроме звукооператоров и фотографов, кто бы представлял Первый казачий университет - ни студентов-волонтеров, которые курируют конкурсантов, ни представителей руководства университета. Заглянув за сцену, удивился еще больше - ответственные сотрудники Минобрнауки России двигали мебель, готовя сценическое пространство для выступлений. Апофеозом неорганизованности стала рассадка конкурсантом в зале. При входе в него столпилась большая группа взрослых и кадет, не зная, что им делать. Проблему разрешила начальник отдела Минобрнауки России С.Д.Ермакова, лично рассадив каждую делегацию и гостей смотра-конкурса, всего не менее 150 человек. Наблюдая, как лихо с этим в одиночку справилась Светлана Даниловна Ермакова, вспомнилось знаменитое некрасовское «есть женщины в русских селеньях …». Часто в различных СМИ принято ругать федеральное Министерство образования и науки за недостаточную квалификацию при решении тех или иных вопросов. Но, наблюдая за организацией финала смотра-конкурса на звание «Лучший казачий кадетский корпус», приходишь к другому выводу - ругать следует не Минобрнауки России, а горе-исполнителей его поручений, таких как Первый казачий университет. А министерство, к сожалению, в этой ситуации оказывается в роли короля, которого «играет свита».

Не рады такой организации дела и представители Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, три последних года гостеприимно принимающего смотр-конкурс. «С ужасом ожидал сегодняшнего дня, поскольку знал, что порядка не будет!» - поделился со мной своим мнением один из сотрудников музея. «Первоначально был заказ на 300 обедов, вчера сказали, что будет 400 человек, сегодня с утра - 500, а реально пришли все 600, причем подавляющее большинство из них - дети. Как их накормить, разместить?». Неудивительно, что многие из них остались без горячего питания, довольствуясь загодя припасенными «сухими» пайками (Напомню читателям, что наряду со смотром-конкурсом, 11 мая на Поклонной горе проводились конкурсы казачьих школ, казачьих классов и казачьих учреждений среднего профессионального образования - прим. авт.) .

Жаловались участники смотра-конкурса - немосквичи и на размещение в столице. «Нам предложили поселиться в хостеле, где в комнатах - черная плесень. Пришлось самостоятельно искать место для ночлега,» - посетовал руководитель одной из делегаций. «А нам предложили поселить детей в общежитии Первого казачьего университета вместе со студентами. Мы отказались,» - поддерживает его коллега.

Ну а что же Первый казачий университет? Студенты-казаки присутствовали на смотре-конкурсе, но активности при этом не проявляли. «Нам ничего не велели делать», «Валентина Николаевна (В.Н.Иванова, ректор университета - прим. авт.) ничего не сказала,» - односложно отвечали они на вопросы о своих функциях. Их старшие товарищи также были не склонны обсуждать происходящее. Да и что тут обсуждать - очевидно, что университет в сегодняшнем своем состоянии явно не способен на необходимом уровне проводить мероприятия федерального значения. Сказываются последствия авторитарного, не допускающего делегирования полномочий подчиненным, стиля руководства ректора Первого казачьего университета; отсутствие в нем высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт организации мероприятий федерального уровня для школьников; общее ослабление позиций университета в образовательном пространстве России. И это - несмотря на имеющийся двухлетний опыт организации смотра-конкурса на звание «Лучший казачий кадетский корпус». Словом, впервые за более чем пятнадцатилетнее участие автора этих строк в разных качествах в педагогических конкурсах федерального уровня, таких как «Учитель года России», «Лучшая школа года России» и других, мне пришлось наблюдать столь слабую организацию федерального конкурсного мероприятия!

Но, довольно об организации! Как же представили себя участники смотра-конкурса на сцене Центрального музея Великой Отечественной войны?

Когда «зажигает» батька-директор

В финале смотра-конкурса выступали 11 казачьих кадетских корпусов, пять из которых представляли кубанское казачество. Столь представительно Кубань в нем была представлена впервые, что свидетельствует о правильности курса на развитие казачьего кадетского образования в Краснодарском крае.

Открывало финал выступление обладателя прошлогоднего первого места - Новороссийского казачьего кадетского корпуса. Стало уже традицией, что в смотре-конкурсе этот корпус традиционно борется за самые высокие места. И в этом году выступление новороссийцев было оригинальным и содержательным. Как всегда кадеты корпуса зажигательно исполняли казачьи танцы, демонстрировали отличное владение шашкой и ногайкой. Но … ребятам и педагогам не хватало привычного для них драйва. Во многом - из-за отсутствия безвременно ушедшего год назад директора корпуса, замечательного педагога Андрея Борисовича Лактюшкина. Нынешнее же выступление черноморских кадет вселяет надежду, что уже очень скоро мы вновь увидим Новороссийский казачий кадетский корпус среди победителей смотра-конкурса.

То, чего не доставало новороссийцам, с лихвой компенсировал в своем выступлении другой представитель Кубани - Ейский казачий кадетский корпус. За отведенные регламентом на выступление 10 минут ейские кадеты весьма подробно рассказали об основных достижениях и перспективах развития своей образовательной организации, что, в общем-то, всегда хочется услышать от конкурсантов. Настоящим лидером коллектива показал себя директор корпуса полковник-орденоносец Виктор Алексеевич Зайцев, который за непродолжительное время выступления успел и «повоспитывать» молодых казаков, и лихо исполнить с ними «лезгинку». Настоящий батька-директор!

Особенно обрадовал своим участием в финале смотра-конкурса Курганинский казачий кадетский корпус. Этот корпус участвовал во всех восьми смотрах-конкурсах, но до сих пор ни разу не попадал в число лучших. Одиннадцатое, четырнадцатое, тринадцатое места - постоянно чего-то немного не хватало курганнинцам. Их дебют во втором туре вцелом удался. Со сцены звучали интересные факты о корпусе, например, о том, что более 80% его выпускников успешно учатся в вузах силовых ведомств, а значит, он полностью оправдывает свое существование. Полезной представляется и идея проведения конкурса сочинений о казачьих родословных, реализованная в Курганнинском корпусе. Хочется верить, что это образовательное учреждение еще не раз окажется финалистом смотра-конкурса.

Завершали выступление конкурсантов, также как и его открывали, кубанцы - Кропоткинский казачий кадетский корпус имени Г.Н.Трошева и Кубанский казачий кадетский корпус имени атамана М.П.Бабыча. Оба они в разные годы занимали призовые места в смотре-конкурсе. Но сегодня предел их притязаний - первая десятка этого соревнования. Конечно, и кадеты, и педагоги обоих корпусов старались выступить как можно лучше, однако чувствовалось, что их потенциал раскрыт еще далеко не полностью.

Донцы - молодцы

Чуть меньшим количеством, чем Кубань, - четырьмя казачьими кадетскими корпусами, было представлено на финальном этапе смотра-конкурса Всевеликое войско Донское. При этом надо отметить, что среди них был выступавший вне конкурса Университетский казачий кадетский корпус-интернат, который является филиалом Первого казачьего университета в городе Морозовске Ростовской области. Он также является старожилом смотра-конкурса, не пропускавшим ни одного из восьми подобных состязаний. Причем последние четыре года - выступая «под флагом» МГУТУ имени К.Г.Разумовского. С точки зрения своего развития необходимо признать, что присоединение к Первому казачьему университету пошло только на пользу корпусу - потихоньку он стал выбираться из бедственного положения, в котором находился к моменту вхождения в состав университета, что естественным образом сказывается и на качестве участия в смотре-конкурсе. Теперь это - уже не безоговорочный аутсайдер состязания. Но и до высот морозовцам все еще очень далеко. На смотре-конкурсе нельзя делать ставку исключительно на самых младших кадет-казачат - эпоха умиления «малышней» уже давно прошла! В ходе выступления необходимо использовать все пространство сцены, а не отдельную ее часть. Но если упорно и с умом потрудиться Университетский казачий кадетский корпус-интернат потенциально вполне может составить конкуренцию ведущим казачьим кадетским корпусам России.

Традиционно мощно на смотре-конкурсе выступил Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус. Его отличительная особенность - совместное обучение юношей и девушек, что позволяет успешно решать многие воспитательные задачи и добиваться очень высоких результатов в ЕГЭ. Казачки, возглавляемые директором корпуса Владимиром Николаевичем Диденко, умеют, кажется все: и учиться, и барабанить, и декламировать стихи, и шагать строем. Жалко только, что они забыли дома парней-казаков - с ними Белая Калитва выглядела бы более органично.

Есть прогресс в выступлениях на смотре-конкурсе и у старейшего в Ростовской области Донского Императора Александра III казачьего кадетского корпуса. За последнее время качество образования его кадет и результативность участия этого образовательного учреждения в различных мероприятиях неизменно растет, что нашло свое отражение в увиденном на Поклонной горе.

«Гвоздем» же программы финала этого года стало выступление Шахтинского генерала Я.П.Бакланова казачьего кадетского корпуса. Оно оказалось наиболее сбалансированным с точки зрения сочетания содержательности и художественной формы. Члены жюри и зрители узнали многое из жизни кадет: об их проектной деятельности; зарубежных поездках по памятным местам, связанным с казачеством и кадетами; успехах в спорте и взаимодействии с Русской православной церковью. Достойное место в представлении корпуса занял рассказ о новых военно-исторических реконструкциях, «душой» которых является его директор Виталий Александрович Бобыльченко. В исполнении ребят проникновенно звучали стихи о родном кадетском корпусе и героях-казаках. Лейтмотивом же выступления баклановцев можно считать девиз «Мы постоянно совершенствуемся во всем!», для стимулирования чего собственно и проводится смотр-конкурс.

Не менее, чем шахтинцы, своим выступлением порадовали и представители Горожанского казачьего кадетского корпуса, представляющие Воронежскую область и Центральное казачье войско. Ребята с верховьев Дона и их педагоги раз за разом в течение уже 4-х лет показывают неслучайность своего присутствия в элитной части смотра-конкурса и делают это год от года все более успешно. Только они исполняли казачью песню «а капелла», только они демонстрировали строевые приемы с оружием в ходе строевого смотра. И все это - на фоне содержательного рассказа о развитии корпуса, повествование которого грамотно дополнялось казачьим танцем и шермициями. Чем оригинальным порадуют нас кадеты из Горожанки на следующий год - эта загадка наверняка будет одной из главных интриг смотра-конкурса - 2018.

Дон - Кубань - Дон. Прервется ли традиция?

В соответствии с положением о смотре-конкурсе, конкурсная комиссия определила трех его победителей: Шахтинский генерала Я.П.Бакланова казачий кадетский корпус, Ейский казачий кадетский корпус Краснодарского края и Горожанский казачий кадетский корпус. Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества в ближайшее время должен определить, кто из них займет первое место и завоюет Знамя Президента России, а также займет второе и третье места. Напомню, что в прошлый год обладателем Знамени был Новороссийский казачий кадетский корпус, а в позапрошлом - Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус. Прервется ли традиция, по которой после кубанского корпуса Знамя «переезжало» в донской - об этом мы узнаем, надеюсь, весьма скоро.

Итоги смотра-конкурса: позитив и проблемы

К позитивным моментам смотра-конкурса, безусловно, следует отнести значительное внимание, которое по-прежнему уделяет ему Министерство образования и науки России, а также атаманы реестровых войсковых казачьих обществ. Так его финальный этап открывала заместитель министра Татьяна Юрьевна Синюгина, в жюри смотра-конкурса работали практически все атаманы реестровых ВКО. Экспозиции конкурсантов посетил Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества Александр Дмитриевич Беглов.

Прорывным в смотре-конкурсе этого года можно с полным правом считать выступление Ейского казачьего кадетского корпуса Краснодарского края, существенно лучше прошлогоднего оказались результаты корпусов из Горожанки (Воронежская область) и Курганинска (Краснодарский край). Второй год подряд с блеском выступили кадеты - баклановцы из Ростовской области.

Однако на этом позитивные стороны смотра-конкурса, похоже, исчерпываются. Вопросов и проблем завершившийся смотр лучших казачьих образовательных организаций оставил немало. И главная из них - сужение географии участников. По сути своей, борьба в финале развернулась между донцами и кубанцами. В нее смогли «вклиниться» лишь представляющий Центральное казачье войско Горожанский казачий кадетский корпус, да Московское президентское кадетское училище имени М.А.Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации. В былые же времена в «десятку» финалистов «заходили» кадетские корпуса из Хабаровского края, Республики Бурятия, Новосибирской области, Ставропольского края, причем всегда в ней присутствовали представители не менее 4-х войсковых казачьих обществ. К сожалению, ни одного корпуса не представила казачья Волгоградская область, перестали участвовать в нем корпуса из Пензы, Хабаровска и ряда других городов. Кто-то скажет, что участие в смотре-конкурсе - дело недешевое, в условиях кризиса каждая копейка на счету. Но кризис возник не сейчас, а такое значительное его территориальное сокращение произошло сравнительно недавно.

Думается причин происшедшего, как минимум, две. Об одной из них - слабом уровне организации смотра-конкурса со стороны Первого казачьего университета, порождающем недоверие к самому этому состязанию, я сказал выше. Вторая причина - отсутствие реального методического сопровождения подготовки конкурсантов к смотру-конкурсу, которая должна начинаться задолго до его объявления. В былые годы подготовка конкурсантов к следующему смотру-конкурсу начиналась чуть ли не с момента объявления его итогов конкурсной комиссией. Разрабатывались или дорабатывались программы развития корпусов, образовательные программы предметов казачьего компонента, собиралось папки достижений корпусов, готовились программы выступлений. И все это - при методической помощи регионов и федерального уровня. Результатом такой работы стало поступательное развитие практически всех казачьих кадетских корпусов - участников смотра-конкурса. А что мы имели сегодня? Выходя на майские праздники, корпуса официально не знали, кто из них будет участвовать в финале 11 мая, а кто - нет! «От организаторов конкурса мы слышим то, что давным-давно знаем и без них,» - эту мысль мне приходилось слышать в той или иной форме практически от всех конкурсантов, с которыми приходилось общаться 11 мая.

Вызывает вопросы целесообразность проведения ряда конкурсных испытаний финального этапа смотра-конкурса. Например, крайне затруднительно по видеоролику оценивать качество строевой подготовки кадет. Оно во многом определяется качеством самой видеосъемки. Для того, чтобы добиться объективности оценивания, это состязание нужно оценивать «вживую», причем специалистами по строевой подготовке, а не всем составом жюри. К тому же заранее следует определить набор строевых приемов, которые надлежит оценивать. Иначе будет иметь место ситуация этого года, когда один корпус сделал ставку на одиночную строевую подготовку, другой - на прохождение торжественным маршем, а третий - на строевые приемы с оружием.

Существенные затруднения вызывает и оценивание конкурса казачьих родословных. У одного юного казака в роду царский генерал, а у другого - Герой Социалистического Труда; один знает свою родословную до шестого колена и легенды о происхождении рода, а другой - до восьмого. Как это все оценивать? Чья родова «круче»? Будь членом жюри, оценил бы всех конкурсантов максимальным баллом. Но тогда в чем же смысл этого конкурсного испытания?

Не все так, как хотелось бы и в организации основного конкурсного испытания финала - презентации корпусов. Как сочетать информативность и высокий художественный уровень, иначе говоря, достичь баланса между содержанием и формой? Лишь немногим конкурсантам удалось это в нынешнем году. Очевидно, что участие в финале смотра-конкурса требует более длительной подготовки, что следует учитывать его организатору при планировании конкурсных мероприятий.

Проблемы смотра-конкурса требуют скорейшего разрешения. В настоящее время представители многих казачьих кадетских корпусов выражают неудовлетворенность его организацией, отмечая, что смотр-конкурс не способствует объединению казаков и развитию казачьих образовательных организаций. Что делать в этой ситуации - понятно. Хватит ли воли изменить ситуацию?

Андрей Бакурадзе ,
доктор философских наук, кандидат педагогических наук, главный редактор журнала «Практика административной работы в школе».

В материале использованы фотографии из фотоотчета Шахтинского генерала Я.П.Бакланова казачьего кадетского корпуса.