Московский государственный университет печати. Стилистически не оправданное употребление заимствованных слов

Что способствует потере производства в качестве и отделке тканей .

Исправленный вариант: Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что влечет ухудшение качества тканей и их отделки.

Ø Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве.

Исправленный вариант: Первые годы перестройки положительно отразились на жилищном строительстве.

Ø Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла 1.

Исправленный вариант: Благоприятно сказался на промышленниках Указ императора Павла 1.

Ø Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов.

Исправленный вариант: Как в опыте западных стран, так и в отечественной практике распространены факты разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов.

Ø Есть возможность тяжелых осложнений .

Исправленный вариант: Существует вероятность тяжелых осложнений.

Ø Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город.

Исправленный вариант: Многочисленные стихийно расположенные базары сильно обезобразили город.

2. Отметьте случаи лексического плеоназма, а также стечения однородных слов и отредактируйте фразы.

Ø Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались , а вообще не принимались во внимание .

Лексический плеоназм: Лексема «игнорировать» имеет значение ‘не принимать во внимание’.

Исправленный вариант: Территориальные образования в недавнем прошлом вообще не принимались во внимание.

Ø К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки.

Значение лексемы «прерогатива» уже включает в себя сему «исключительность»: прерогатива – это исключительное право кого-либо. Таким образом, здесь имеет место лексический плеоназм.

Кроме того, встречается в предложении и случай стечения однокоренных слов: «исключительная» и «исключает».

Исправленный вариант: К тому же право подписи под документом – прерогатива префекта, что исключает возможность сделки.

Ø Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления.

Значение лексемы «сосуществование» включает в себя сему «одновременность». Таким образом, в предложении имеет место лексический плеоназм.

Исправленный вариант: Реформа ведется при одновременном существовании старых и новых структур управления.

Ø Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.

Лексический плеоназм: в значении лексемы «остаток» уже присутствует сема «последний».

Исправленный вариант: Остатком свободной торговли являются стихийные базары.

Ø В состав группы вошли: страховая компания, гостиничная фирма , социальная фирма.

Стечение однокоренных слов – «фирма» (2 раза).

Исправленный вариант: В состав группы вошли: страховая компания, гостиничная и социальная фирмы.

Ø К вышеизложенному следует добавить о значении роли, которую сыграл закон монополистического развития.

Значение слова «добавить» - ‘сказать в дополнение к изложенному’. В данном случае имеет место лексический плеоназм.

Исправленный вариант: Следует добавить о значении роли, которую сыграл закон монополистического развития.

Ø Если это гипотетически предположить , то ситуация видится в ином свете.

Значение лексемы «гипотетически» - ‘предположительно’. В предложении – лексический плеоназм.

Исправленный вариант: Если это предположить, то ситуация видится в ином свете.

Ø Мы добились столь высоких хороших результатов.

В данном контексте лексема «высоких» выступает в значении ‘Очень хороших’. Таким образом, в предложении имеет место лексический плеоназм.

Исправленный вариант: Мы добились столь высоких результатов.

Ø Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.

Значение лексемы «высоко» уже включает в себя сему ‘позитивно’.

Исправленный вариант: Пресса высоко оценивает результаты выборов.

3. Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам и составьте по одному словосочетанию на каждую пару слов.

длинный – протяженный; длинные волосы.

длительный – долговременный; длительный отпуск.

запасный - резервный, дополнительный; запасный выход.

запасливый – предусмотрительный; запасливый хозяин.

злой – недобрый, вредный; свирепый; злой враг.

злостный – злонамеренный; злостный преступник.

комический – комедийный; комедийный талант.

комичный – смехотворный; комичная ситуация.

нестерпимый – невыносимый; нестерпимая боль.

нетерпимый – недопустимый; недопустимый проступок.

оборотливый – предприимчивый; оборотливый делец.

оборотный – противоположный; оборотная сторона.

опасный – рискованный; рискованный поступок.

опасливый – осторожный; опасливый человек.

понятный – ясный; понятный текст.

понятливый – способный; понятливый ребенок.

скрытый – тайный; скрытая угроза.

скрытный – неоткровенный; скрытный человек.

удачный – счастливый; удачный вечер

удачливый – везучий, успешный; удачливый человек.

фактический – действительный; фактическое положение дел

фактичный – достоверный, документальный; фактичное изложение.

явный – бесспорный, нескрываемый; явная вражда.

явственный – четкий, отчетливый; явственный смысл

4. А. Объясните, каково значение юридических терминов-паронимов.

доказанность – ‘положение, подтвержденное какими - либо фактами, доводами’

доказательность – ‘убедительность, основывающаяся на очевидных доказательствах.’

убедительность – ‘доказательность, заставляющая убедиться в чём–н.

убежденность – ‘твёрдая уверенность в чём–н.’

наследство – ‘имущество, переходящее после смерти его владельца к новому лицу’

наследование – ‘Осуществление права на получение наследства после кого–н.’

наследник – ‘лицо, которое получает наследство, наследует кому–н.’

наследователь – ‘лицо, которое распоряжается своим имуществом на случай смерти путем составления завещания’

Б. Определите значение следующих фразеологических паронимов.

Брать за душу – волновать

брать на душу – принимать на свой счет

девать некуда – очень много

деваться некуда - ничего не поделаешь, приходится признаться, согласиться.

скор на руку - быстро делает что–н.

на скорую руку - быстро и небрежно, а также вообще торопливо.

стать на путь – принять направление

стать на пути – преграждать дорогу

в стороне - в отдалении, на расстоянии от кого-чего–н.

на стороне - соблюдая интересы кого–н.

махать рукой – принебрегать чем - либо

махнуть рукой - перестать заниматься, интересоваться кем-чем–н., убедившись в бесполезности своих усилий.

В. Отметьте случаи, связанные с неточным выбором паронимов и исправьте предложения.

На проездную часть дороги выбежала женщина. Исправленный вариант: На проезжую часть дороги выбежала женщина.

Лицо, привлекающее к уголовной ответственности впервые , не является рецидивистом. Исправленный вариант: Лицо, привлекающееся к уголовной ответственности впервые, не является рецидивистом.

Опьяненный Сидоров стал наносить удары отдыхающим. Исправленный вариант: Опьяневший Сидоров стал наносить удары отдыхающим.

Подсудимый не оправдал доверенность отца . Исправленный вариант: Подсудимый не оправдал доверие отца.

И вот сегодня перед нами пролились неоплаканные слезы его матери. Исправленный вариант: И вот сегодня перед нами пролились невыплаканные слезы его матери.

5. Объясните значение фразеологических оборотов, в состав которых входят юридические термины.

вступить в свои права – Начать делать что–н. на правах собственника.

на птичьих правах – не имея прочного положения, обеспечения

на равных правах – на одинаковых основаниях, в равных отношениях.

закон не писан – пренебрежительное отношение к чему-либо, игнорирование чего-либо

для отвода глаз – чтобы отвлечь внимание, обмануть.

замести следы – скрыть что-либо

след простыл – убежал, исчез, а также пропал совершенно.

пока суд да дело – пока что–н. происходит, длится, тянется.

буква закона – Прямой и строгий смысл закона.

6. Исправьте ошибки, связанные с употреблением канцеляризмов, речевых штампов.

1) Мы намечаем встречу где-то в районе 18 часов. Мы намечаем встречу примерно в 18 часов.

2) Прошлым летом я с сыном проживал в г. Николаеве у дальних родственников. Прошлым летом я с сыном жил в г. Николаеве у дальних родственников.

3) На ближайшем собрании мы запросили руководство завода о причинах невыполнения плана. На прошлом собрании мы спросили руководство завода о причинах невыполнения плана.

4) В летнее время взрослые и дети отдыхают буквально во всех уголках нашего района, где не исключена возможность обнаружить взрывоопасные предметы, которые за истечением времени могут взорваться. В летнее время взрослые и дети отдыхают во всех уголках нашего района, где можно обнаружить взрывоопасные предметы, которые за истечением времени могут взорваться.

5) Он вышел из состояния равновесия и упал. Он потерял равновесие и упал.

6) По объяснению подсудимой она не могла унести папки, купленные ею в магазине, по причине несения арбуза. Подсудимая объяснила, что она не смогла унести папки, купленные ею в магазине, так как в руках несла арбуз.

7) Он покончил жизнь путем погружения в воду. Он утопился.

8) Заплесневевшая томат-паста была подвергнута уничтожению путем зарытия в яму . Заплесневевшая томат-паста была закопана в яму.

9) Иванов ударил меня в область лица, в район правого уха. Иванов ударил меня в лицо – в правое ухо.

10) О случившемся Петров не знал вследствие недоведения до его сведения обстоятельства дела со стороны Щеголевой. О случившемся Петров не знал, так как Щеголева ему не сообщила.

11) Ковалев залез во внутренний карман потерпевшего по вопросу грабежа . Ковалев залез во внутренний карман потерпевшего, так как хотел его ограбить.

12) Поливая зеленые насаждения на подоконнике, подсудимая увидела проходившую мимо окна женщину, которую она ревновала к мужу . Поливая комнатные растения на подоконнике, подсудимая увидела проходившую мимо окна женщину, к которой она ревновала мужа.

7. Составьте словосочетания с данными синонимами, обратите внимание на различие сочетаемости синонимов:

натуральный шелк, естественный выход; НО естественный (натуральный) цвет.

фальшивая нота, искусственный мех; НО фальшивая (искусственная) улыбка.

3)Одно деяние расчленяется на два самостоятельных действия, и каждое из них рассматривается как независимое друг от друга преступление.

4) Можно отписаться от любой претензии, отмахнуться от всякого иска.

5) Каждый из нас когда-то был наивным в этих вопросах.

15. Отметьте случаи нарушения порядка слов, исправьте предложения.

Ø Указанные действия имеют производный характер от основополагающего направления борьбы с преступностью государственных органов .

Исправленный вариант: Указанные действия государственных органов имеют производный от основополагающего направления борьбы с преступностью характер.

Ø Прошу уволить вас по собственному желанию.

Исправленный вариант: Прошу вас уволить меня по собственному желанию.

Ø Устименко ударил по лицу Бери .

Исправленный вариант: Устименко ударил Бери по лицу.

Ø Потерпевший показал рану резаную на груди .

Исправленный вариант: Потерпевший показал резаную рану на груди.

Ø Костров на иждивении имеет троих детей.

Исправленный вариант: Костров имеет на иждивении троих детей.

Ø В кювете был обнаружен мотоцикл рядом с поперек лежащим гражданином с помятой вилкой, погнутым бачком и без последнего колеса.

Исправленный вариант: Рядом с поперек лежащим гражданином в кювете был обнаружен мотоцикл с помятой вилкой, погнутым бачком и без последнего колеса.

Ø Прибыв на место происшествия, произвел осмотр места происшествия, где была совершена кража с участием понятых.

Исправленный вариант: Прибыв на место, где была совершена кража, произвел осмотр места происшествия с участием понятых.

16. Отметьте случаи нарушения форм управления, исправьте предложения:

Ø На проезжую часть дороги выбежал молодой человек с целью остановки автомашины.

Исправленный вариант: На проезжую часть дороги выбежал, чтобы остановить автомашину, молодой человек.

Ø Обнаруженные ссадины возникли в результате от воздействия твердого тупого предмета.

Исправленный вариант: Обнаруженные ссадины возникли в результате воздействия твердого тупого предмета.

Ø Дубова своим халатным отношением создала возможность в краже денег.

Исправленный вариант: Дубова своим халатным отношением создала возможность кражи денег.

Ø Порученные работы его выполнялись хорошо.

Исправленный вариант: Порученные работы им выполнялись хорошо.

Ø Гуров не имел намерений на причинение вреда здоровья кого-либо из граждан.

Исправленный вариант: Гуров не имел намерений причинить вред здоровью кого-либо из граждан.

Ø Весь транспорт был изъят на приведение в порядок строительную площадку металлургического завода.

Исправленный вариант: Весь транспорт был изъят для приведения в порядок строительной площадки металлургического завода.

Об этом Бирюков пояснил на очной ставке.

Исправленный вариант: Это Бирюков пояснил на очной ставке.

17. Определите, какие ошибки допущены в предложениях с однородными членами и исправьте их:

Все эти показания говорят о невиновности моего подзащитного и что он не принимал участия в разбойном нападении.

Исправленный вариант: Все эти показания говорят о невиновности моего подзащитного и о том, что он не принимал участия в разбойном нападении.

Мне сказали, что намечается вылазка в лес с детьми, женами, удочками и другим спортинвентарем .

Исправленный вариант: Мне сказали, что намечается вылазка в лес с детьми, женами, необходимо взять удочки и другой спортинвентарь.

На обочине дороги обнаружены две пуговицы: одна женская и одна черная.

Исправленный вариант: На обочине дороги обнаружены две пуговицы.

Кроме огрызка малосольного огурца, документов у задержанного не обнаружено.

Исправленный вариант: У задержанного обнаружен только огрызок малосольного огурца, документов у него не обнаружено.

Лицо, находясь в состоянии алкогольного опьянения, нарушив правила дорожного движения, и совершил наезд.

Исправленный вариант: Лицо, находясь в состоянии алкогольного опьянения, нарушило правила дорожного движения и совершило наезд.

18. Найдите ошибки в употреблении сложных предложений и исправьте их.

Ø Ответчику направлена претензия, на которую от него получен ответ, в котором он старается оправдаться.

Ø Во время осмотра все члены семьи в составе трех человек находились в квартире, двери которой были открыты, и плакали.

Ø Петрова ломиком нанесла несколько ударов по двери, но не была подвергнута экспертизе на предмет определения степени алкогольного опьянения.

Ø В результате небрежного хранения стеклотары и нарушения техники безопасности свалившийся со стеллажа металлический сосуд, получил вмятину в боку и стал непригодным для дальнейшего использования по назначению, кроме того, нанес телесный ущерб кладовщику.

Ø Меркурьев в своих показаниях пояснил, что нож, которым он ударил студента, взял из газона.

19. Найдите в данных предложениях последовательное «нанизывание» падежей и объясните, чем это вызвано. Трансформируйте предложение для устного высказывания.

1. Просим принять меры по устранению причин протекания полов в душевых помещениях бытовок заготовительного цеха и сдаче корпусов в эксплуатацию.

2. Мы наметили некоторые мероприятия для того, чтобы устранить отставание в производстве деталей.

3. Необходимо воспитывать население, улучшая отношение к проведению мероприятий по озеленению города.

Во всех предложениях имеет место последовательное «нанизывание» падежей (чаще – родительного). Это обусловлено тем, что текст относится к официально-деловой функциональной разновидности речи. Нанизывание же падежей затрудняет понимание текста и не подходит для устной речи.

20. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Я мог бы найти объяснение этим явлениям, взяв в качестве иллюстрации последние события.

2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, мы предлагаем следующее.

3. У меня руки развязаны, когда я гляжу на то, что происходит сегодня.

4. Торговый зал очистили от людей, опасаясь, что рухнет потолок.

5. Подъем цены на машины, топливо прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции.

6. Прочитав вторично рукопись, я подумал, что она нуждается в серьезной доработке.

7. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае мы учитываем местные особенности.

8. Выяснив, что объем производства уменьшился, мы ставим вопрос о причине этого.

9. Придавая большое значение методологии исследования, мы провели ряд экспериментов.

10. Изучая процесс разгосударствления, мы обнаруживаем определенную закономерность.

21. Употребите данные словосочетания в единственном числе :

старинный рояль, ваша фамилия, заказная бандероль, наш плацкарт, старинная банкнота , новая расценка, хороший шампунь, кожаная туфля, молодой жираф, черный ботинок, войлочный тапок, болезненная заусеница.

22. Приведите по одному словосочетанию на каждое из представленных слов.

развитОй социализм, рАзвитый смысл, развитЫй ребенок ; обходной лист, обходный маневр; переходной светофор, переходный этап; переводной рисунок, переводный роман; переносной шнур, переносный смысл; подвижной состав , подвижный ребенок; призывной возраст, призывный крик; характЕрный штрих, харАктерный актер; чудной человек, чудный вечер.

23. Найдите в предложениях нарушения административного речевого этикета. Объясните характер допущенных ошибок и отредактируйте данные варианты.

Просим прислать проект устава фирмы. Институт просит представить экспонаты для выставки в приемлемом для экспонирования виде. Направляем откорректированный вариант проекта нового положения, который просим рассмотреть и утвердить. Просим срочно выслать необходимую документацию. Просим сообщить результаты эксперимента.

В данных предложениях допущены стилистические ошибки. Стилистически неуместное употребление этикетных форм и речевых штампов.

24. Определите, какие из приведенных плеонастических выражений закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме.

закрепились в языке

противоречат языковой норме

народная демократия

народный фольклор

монументальный памятник

реальная действительность

период времени

памятный сувенир

частная собственность

патриот своей родины

габаритные размеры

огромная махина

практика работы

взаимно друг к другу

25. Определите, почему выделенные слова употреблены неудачно, исправьте ошибки в словоупотреблении.

Выделенные слова употреблены неудачно - из-за их многозначности теряется истинный (вкладываемый автором) смысл предложения.

В перспективе неизбежность перехода к новым отношениям очевидна. Новое перераспределение денег связано с торговлей компонентами и технологиями, а также с предоставлением фирмами услуг. Однако нельзя относить корни предпринимательства только к середине 19 века, они намного глубже. Нехватка приборов ставит под сомнение результаты эксперимента. Компания РИКО изготовит обувь для всей страны. Вы как редактор можете сохранить этот термин.

26. Исправьте стилистические недочеты в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм.

Согласно приказу директора предприятие перешло на круглосуточную работу. Разрушения произошли из-за плохой работы системы водоснабжения . Из-за того, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях.

В связи с недостаточностью освещения многие растения гибнут. По окончании работы все должны собраться в зале. Из-за указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. По истечении некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. По причине запланированной работы, некоторым придется работать сверхурочно. Из-за трудностей мы не успели выполнить задание в срок.

27. Составьте письмо, ответом на которое могло бы быть данное письмо.

С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам.

В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно.

С уважением, Иван Иванович.

(подпись)

Направляем вам информационные материалы об изделиях нашей фирмы с приложенными каталогами, рассчитываем на дальнейшее сотрудничество с вашими заказчиками. Просим известить нас о получении данного письма и о результатах рассмотрения заказчиками наших материалов.

С уважением и благодарностью, Сергей Петрович.

1. Колебания в грамматическом роде имен существительных.

2. Вариантность падежных окончаний: а) формы именительного падежа множественного числа; б) родительный падеж множественного числа; в) родительный падеж единственного числа; г) предлож­ный падеж единственного числа.

3. Синонимия полных и кратких форм прилагательных.

4. Ошибки в образовании и употреблении форм имен прилагательных.

1. В отличие от лексической грамматическая система обладает относительно большой устойчивостью и слабой восприимчивостью к влиянию социальных факторов. Однако и грамматические категории подвержены историческим изменениям, которые приводят к сдвигам в нормах, их неустойчивости, возникновению разнообразных грамматических вариантов. Равноценных нормативных родовых вариантов в СРЯ немного: скирд – скирда, эполет – эполета и т.д. Некоторые параллельные формы мужского и женского родов различаются по смыслу: округ округа . Родовые варианты охватывают некоторые имена существительные, употребляющиеся для обозначения лиц женского пола: преподаватель – преподавательница, переводчик – переводчица и т.д.

Рассказать, какие формы этих слов употребляются в официальных документах, а какие находятся за пределами литературного языка.

Колебания в роде неизменяемых имен существительных характерны, прежде всего, для иноязычных по происхождению слов, представляющих исключение из общих правил. (Правило – средний род). К исключениям относятся слова мужского рода, обозначающие названия языков (хинди, суахили и т.п.), названия ветров (сирокко, торнадо ), слово пенальти, а также существительные женского рода, как кольраби, салями и т.п. Данные исключения из правил объясняются активным влиянием слова с родовым понятием: хинди – язык, пенальти – штрафной удар, салями – колбаса и т.п.

Рассказать, какого рода неизменяемые заимствованные слова, обозначающие названия животных и птиц.

2. А. Колебания в образовании форм именительного падежа множественного числа чаще всего наблюдаются у двусложных существительных: катер, бункер и т.п. Для большинства трёхсложных слов нормативно традиционное окончание -ы (-и) . Слова, употребляющиеся в СРЯ в именительном падеже множественного числа с окончанием -а (-я) , не имеют чётких семантических и морфологических характеристик; основная их примета – акцентологическая (т.е. ударение). Существительные с неподвижным типом ударения употребляются в именительном падеже множественного числа с окончанием -ы (-и) .

Б. У большинства единиц измерения в родительном падеже множественного числа прочно закрепилось нулевое окончание (ампер, ватт, вольт и т.п.). Вариантные формы наблюдаются у существительных грамм, килограмм, гектар . Формы на -ов употребляются преимущественно в письменной речи, нулевое окончание допустимо в разговорной речи: 5 грамм (разг.) – 5 граммов (письм.). Для существительных-на­званий овощей, фруктов, плодов общелитературным является окончание -ов . Для существительных-названий парных предметов или предметов, состоящих из двух или нескольких частей, нормой является нулевое окончание: ботинки – много ботинок и т.п. Исключение: носки много носков .

В. В родительном падеже единственного числа вариантные формы на -у (-ю) могут образовываться только у существительных мужского рода, называющих неодушевленные предметы, не поддающиеся счёту: кусок сыру и т. п. В глагольно-именных сочетаниях нормативной продолжает оставаться форма на -у (-ю) : купить сахару и т.п. В именных сочетаниях нейтральной считается форма на -а (-я) : килограмм сахара и т.п.

Рассказать, в каких ещё случаях сохраняются формы на -у (-ю) .

Г. В предложном падеже единственного числа у существительных мужского рода основным является окончание . Вариантное окончание
возможно лишь в сочетаниях с предлогами в и на в обстоятельственном значении места, реже – состояния или времени действия: в цеху, в снегу, на берегу .

Рассказать, какие формы носят нейтральную окраску, а какие разговорную.

3. Полные и краткие формы прилагательных различаются стилистически: краткие носят книжный характер, полные – разговорный или нейтральный. Для краткой формы прилагательного характерен оттенок категоричности, для полной – смягчённости: он глупый – он глуп и т.п. Для полной и краткой форм прилагательного характерны также смысловые различия. Полные формы выражают признак постоянный, безотносительный, пассивный; а краткие – временный, относительный, активный. Но в научной речи для обозначения постоянного, безотносительного признака, свойства или качества используются краткие прилагательные, так как здесь определения, описания даются в категоричной форме: кислород бесцветен и т.п. Вследствие стилистических, смысловых различий полные и краткие прилагательные не могут использоваться как однородные сказуемые; в качестве однородных употребляются либо только полные, либо только краткие формы: Октябрь на редкость холодный, ненастный или Сила моряков неудержима, настойчива .

4. Распространёнными ошибками являются: а) образование сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных путём соединения простой и сложной форм: более сильнее, самый сильнейший и т.п.; б) образование сочетаний несколько поподробнее (приставка по- имеет значение «несколько, немного »); в) образование форм сравнительной степени от относительных прилагательных: более деревянный стол, более литературный вариант и т.п.; г) образование форм превосходной степени путём присоединения к прилагательным в форме положительной степени приставки наи- : наивыгодный, наиприятный и т.п. При употреблении форм сравнительной степени должен быть указан объект сравнения: Сейчас нет задачи важнее, чем выполнение плана.

Рассказать об употреблении простой и сложной форм сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных в различных стилях речи.

Слова, употребленные в переносном значении с целью создания образа, называются тропами. Тропы придают наглядность изображению тех или иных предметов, явлений. (Грузовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле.)

Употребление тропов может стать причиной разнообразных речевых ошибок. Неудачная образность речи - довольно распространённый недостаток стиля авторов, которые плохо владеют пером.

Высокопарное звучание металогической речи, создающее ложный пафос и неуместный комизм, не так давно был отличительной чертой публицистического стиля. В небольших заметках, имеющих строго информативное назначение, писали: Монтажники пересекли экватор монтажных работ. Искажает смысл высказывания неуместное употребление единственного числа вместо множественного: Стюардесса посмотрела на меня нежным глазом и пропустила вперед. Это наводит на мысль, что у стюардессы был только один глаз.

Серьезный недочет методологической речи - противоречивость тропов, соединенных автором. Используя несколько метафор, эпитетов, сравнений, пишущий должен соблюдать единство образной системы, чтобы тропы, развивая авторскую мысль, дополняли друг друга. Несогласованность их делает речь нелогичной: Молодая поросль наших фигуристов вышла на лед (поросль не ходит). Человек - чистая доска, на которой внешнее окружение вышивает самые неожиданные узоры (на доске можно рисовать, но не вышивать, а вышивают по канве, да и сравнение человека с доской не может не вызвать возражения).

Разрушение образного значения тропа как речевая ошибка приводит к неуместному каламбуру, создает неясность высказывания: Подземные богатыри в четвертом квартале вышли на более высокие рубежи (читатель может подумать, что теперь шахтеры будут добывать уголь в новых, более «высоких» пластах).

Стилистика частей речи

При стилистическом подходе к частям речи на первый план выдвигается изучение их использования в различных стилях и функционально-смысловых типах речи, определение стилистической активности тех или иных лексико-грамматических разрядов и отдельных грамматических категорий имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, наречий.

При употреблении имен существительных встречаются всевозможные речевые ошибки. Неправильно употребляются вариантные формы падежных окончаний существительных: Авторы пишут о неоплатном долгу каждого перед матерью…(следовало: долге). Может быть стилистически не оправдано предпочтение формам женского рода личных существительных, имеющим разговорно-просторечную окраску: Выступила лауреатка второй премии Мицуко Ухидо. Нельзя заменять соответствующие формы рода и числа существительных просторечными вариантами: Набив мешок отборной шишкой, Потапов сбросил его с вершины могучей кедры (следовало: шишками (мн.ч.), кедра (муж.р.).

Самой распространённой ошибкой при употреблении имен прилагательных является неправильное образование степеней сравнения: в этом случае соединяют простую форму сравнительной степени и элемент сложной - слово «более» (более лучший, более худший), возникает плеонастическое сочетание, которое подлежит стилистической правке: Более худший показатель характеризует финансовое положение населения в 1996 году. - Более высокий показатель характеризует… Или: финансовое положение населения в 1996 году несколько улучшилось. Плеонастические сочетания при употреблении прилагательных в сравнительной и превосходной степени свидетельствует о крайне низкой культуре речи. Например: Нет ничего более худшего, чем невежество. При использовании имен прилагательных возможны ошибки в образовании кратких форм: Этот призыв и в настоящее время действенен. Предпочтительнее - действен.

Употребление в речи имен числительных вызывает немалые трудности. Встречаются ошибки в их склонении: Этим лицам разрешено совместительство, лишь бы общая сумма не превышала триста рублей (надо: трехсот). Смешение основ мужского и женского рода числительного «оба - обе»: Палки о двух концах, его били обеими (вместо: обоими, имеется ввиду концами). Иногда по ошибке собирательные числительные соединяются с существительными женского рода: Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд (четырём работницам).

Нередки ошибки в выборе падежной формы числительного в словосочетании с одушевленными существительным, которые требуют стилистической правки: 1. Комбат не мог рассказывать об этом спокойно: скольких товарищей он потерял в бою! - …сколько товарищей он потерял в бою! 2. За весь день мы поймали лишь два рака и три линя. - …поймали двух раков и трёх линей. Категория одушевленности проявляется только при употреблении числительных два, три, четыре при указании на живые существа. Поскольку в письменной речи числительные часто передаются цифрами, следует особенно внимательно «озвучивать» тексты такого рода. Об этом надо помнить дикторам радио и телевидения, а также редакторам, говорящим материалы с числительными для передачи в эфире.

При функционально-стилевой характеристике местоимений прежде всего обращает на себя внимание их особая употребительность в разговорной речи. Для устной формы общения требование абсолютной точности не является столь обязательным, как для письменной. Непосредственный контакт участников диалога, его ситуативная восполняемость, возможность использования говорящими предситуации, которая определяет тему и является своеобразным «прологом» к высказыванию, - все это позволяет использовать местоимения в разговорной речи несравненно чаще, чем в книжной.

Использование в речи местоимений требует особого внимания автора и редактора, так как неумелое обращение с этой частью речи может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания (Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась.). Местоимения обычно указывают на употребление ранее в тексте существительные, стоящие в той грамматической форме рода, числа. При этом в предложении не должно создаваться условий для ошибочного осмысления местоимений. Из контекста должно быть ясно, какое именно существительное заменяется местоимением. В наших примерах это требование не выдержано.

Для устранения таких ошибок нужно изменить порядок слов (Пришло письмо на судно. Скоро оно снялось с якоря.).

Рассмотрим несколько примеров стилистической правки предложений, в которых причиной речевых ошибок стали местоимения. 1. выросло целое поколение, для которых война - история. -- …поколение, для которого война - история. 2. Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем им поднять культуру земледелия. -- Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем колхозникам «Восхода» поднять культуру земледелия. Как видим, наиболее универсальный способ стилистической правки в подобных случаях - замена местоимения соответствующим именем существительным.

В результате авторской небрежности порой возникает неоправданная замена одного местоимения другим: Мы провели это время без никакой пользы. (надо: без всякой пользы). Ошибки возникают в результате неправильного выбора притяжательных местоимений: Врач попросил сестру взять в лаборатории свой анализ крови (его анализ или её?) - возвратно-притяжательное местоимение порождает двусмысленность, если в предложении два реальных субъекта (врач и сестра). Таким образом, небольшая группа слов, выступающих в русском языке в роли местоимений, может стать причиной досадных речевых ошибок, устранение которых требует пристального внимания автора и редактора.

Из всех частей речи глагол выделяется лингвистами как самая сложная и самая емкая. А.Н. Толстой писал: «Движение и его выражение - глагол - являются основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе.» [Толстой А.Н. Собрание сочинений: в 10 т. - М., 1961. Т. 10. С. 212]

При стилистической правке рукописей редактор замечает ошибки в образовании личных форм глагола: Моль угнездяется моментально (надо: может угнездится моментально). Особого внимания требует употребление временных форм глагола. Так, стилистически не мотивировано использование глагола в прошедшем времени в предложении: У носорога всегда имелся запас жира на суровое время года в форме огромного нароста на загривке. Стилистическая правка: На загривке у носорога есть огромный нарост, это запас жира, который помогает ему пережить бескормицу.

Очевидны ошибки, связанные со случайной заменой форм прошедшего времени глагола формами настоящего времени в таких предложениях: Традиционной техникой стенных рукописей была фреска, на которой краски наносятся (наносились) на сырую штукатурку. Особого внимания требует употребление возвратных глаголов. Обращение к ним бывает необоснованным: За эти годы уже начал писаться второй дневник.

При употреблении причастий встречается неправильный выбор их временных форм, а иногда и видовых форм: Вспоминая первое выступление нашей фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов драматического театра (следует: состоявшей); Грязь в город несут тракторы и грузовики, въезжающие на асфальт с просёлочных дорог, и машины, остановившиеся на обочине (надо: останавливавшиеся). Как видно из последней правки, недопустим разнобой видо-временных форм причастий, употребленных в одном предложении (въезжающие - значит, и останавливающиеся, а не остановившиеся). Иногда ошибки связаны с неправильным образованием причастий: человек, привыкнувший ко всеобщему вниманию (вместо: привыкший).

При употреблении деепричастий возможны ошибки в их образовании: Заметя волнение собеседника … (следует: заметив). Если несколько деепричастий оказываются в одном предложении, не исключены ошибки при сочетании форм разного вида: Определив эти величины и измеряя силу тяжести на различных широтах, мы определим по формуле и сжатие Земли. Стилистическая правка: Определив эти величины и измерив силу тяжести… При употреблении деепричастий нельзя не учитывать их грамматических особенностей и стилистических функций речи.

Стилистическое значение наречия определяет его грамматическая природа как слова, обозначающего признак действия, состояния, качества и выступающего в роли обстоятельства, примыкающего к глаголу, прилагательному, наречию, предикативному слову и реже к существительному. Указывая на признак признака, эта часть речи выполняет изобразительную роль, предоставляя в распоряжение писателя богатую палитру языковых красок. Анализируя употребление авторами наречий, редактор устраняет ошибки в образовании форм сравнительной степени: С этим заданием он справился ловчее (ловче; возможны варианты: Это задание он выполнил ловко, не так, как предыдущее.) Встречаются плеонастические сочетания при образовании сравнительной степени наречий плохо, хорошо, свидетельствующие о низкой речевой культуре пишущего (или говорящего): В посткоммунистической России жить стало ещё более хуже (надо: еще хуже).

Как видим, при употреблении наречий нередки такие же ошибки, как при употреблении прилагательных, и прежде всего это плеонастические сочетания при образовании сравнительной степени.

В художественной речи диалектизмы выполняют важные стилистические функции: помогают передать деревенский быт, пейзаж, особенности речи героев. Умело, введенные диалектные слова являются благодарным средством речевой экспрессии. В научном и официально-деловом стилях диалектизмы не находят применения. Диалектная лексика в произведениях публицистического стиля возможна, но требует большой осторожности. В публицистике нежелательно употребление диалектизмов наравне с литературной лексикой, особенно недопустимы диалектизмы в авторском повествовании. Например: Тут Широких увидел Лушникова, и они вернулись на место сбора, разложили костер и стали кричать товарищей; Ледокол шел ходко, но Степан надеялся проскочить на правый берег, пока тропа на реке не порушена - заменяя диалектизмы общеупотребительными словами, предложения можно исправить так: …стализвать товарищей; Ледокол двигался быстро , но Степан надеялся проскочить на правый берег, пока лед на реке был еще цел (пока не тронулся лед ).

Исходя из требования доступности, понятности текста, обычно отмечают, что диалектизмы, использованные писателями, не должны требовать дополнительных разъяснений, должны быть понятны в контексте. Совершенно недопустимо использование диалектных слов, значение которых не вполне ясно автору. Так, повествуя о юбилейном рейсе паровоза, журналист пишет:

Все было так, как 125 лет назад, когда такой же паровичок прошел по первопутку ... Однако он не учел, что слово первопуток означает «первый зимний путь по свежему снегу».

5. Использование профессиональной лексики в литературном языке

К профессиональной лексике относятся слова и выражения, используемые в различных сферах производства, техники, не ставшие, однако, общеупотребительными. В отличие от терминов профессионализмы функционируют преимущественно в устной речи как "полуофициальные" слова, не имеющие строго научного характера. Профессионализмы служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т. п. Например: балда (тяжелый молот для раздробления камней и горных пород)- в речи горняков, камбуз (кухня на судне), кок (повар) - в речи моряков, шпон (тонкая металлическая пластинка, вставляемая между строками набора для увеличения расстояния между ними), полоса (набранная или уже напечатанная страница), шапка (общий заголовок для нескольких заметок) - в речи полиграфистов.

В составе профессиональной лексики можно выделить группы слов, различные по сфере употребления: профессионализмы, используемые в речи спортсменов, шахтеров, врачей, охотников, рыбаков.

Слова, представляющие собой узкоспециальные наименования, применяемые в области техники, называются техницизмами .



Особо выделяются профессионально-жаргонные слова, которые имеют сниженную экспрессивную окраску. Например, инженеры употребляют слово ябедник в значении «самозаписывающий прибор»; в речи летчиков бытуют слова недомаз и перемаз (недолет и перелет посадочного знака), пузырь , колбаса - «шар-зонд»; у журналистов - подснежник - «человек, работающий в газете корреспондентом, но зачисленный в штаты по другой специальности»; как обозвать? - «как озаглавить (статью, очерк)?»; закурсивить (выделить курсивом).

В справочниках и специальных словарях профессионализмы часто заключаются в кавычки, чтобы их можно было отличить от терминов.

При определенных условиях профессионализмы находят применение в литературном языке. Так, при недостаточной разработанности терминологии профессионализмы нередко играют роль терминов. В этом случае они встречаются не только в устной, но и в письменной речи.

Если вы только что закрепили себе Окна 95, вы можете увидеть, что ваша мышь плохо себя ведет. Курсор может не двигаться или движение мыши может проявлять странные следы на поверхности стола, окнах и обоях. Мышь может неадекватно реагировать на щелчок по почкам. Но не спешите! Это могут быть физические проблемы, а не клоп Окон 95 (см.: http://lib.ru).

В газетах использование профессионализмов требует осторожности.

Проникают в язык газеты и профессионализмы сниженного стилистического звучания, очень распространенные в разговорной речи. Например, очеркисты обращаются к таким выразительным профессионализмам, как «челноки », «челночный бизнес» , «включить счетчик» (повысить процент кредита) и т. п. Однако излишнее употребление профессионализмов мешает восприятию текста и становится серьезным, недостатком стиля. Профессионально-жаргонная лексика не употребляется в официально-деловом стиле. В художественной литературе она может быть использована наряду с другими просторечными элементами как характерологическое средство.

Сегодня русский литературный язык активно пополняется разговорной лексикой, а поэтому профессиональные и профессионально-жаргонные слова появляются на страницах газет, журналов. Многие профессионализмы стали широко известны, хотя до недавнего времени лексикологи не включали их в толковые словари. Например, перестало быть узкопрофессиональным наименование «черный ящик» , означающее «защищенный бортовой накопитель полетной информации». При описании авиакатастроф журналисты свободно используют этот профессионализм, и комментарии к нему появляются лишь в том случае, если автор статьи хочет изобразить картину трагедии наглядно:

Среди разбросанных в радиусе десятка километров обломков столкнувшихся самолетов аварийная комиссия отыскала два «черных ящика» с Ил-76Т и один такой же прибор с саудовского «Боинга».

Эти укрытые в прочнейшие металлические корпуса оранжевого цвета устройства выдерживают без повреждений 1000-градусную температуру и стократную перегрузку при ударе.

Вариант 1.

Найдите в приведенных предложениях случаи немотивированного употребления разговорных и просторечных слов. Отредактируйте предложения.

Необъятный горизонт; всеохватывающий взор
8. Подберите несколько антонимов к словам.

Вежливость-невежливость-наглость, вечность-миг, возникать-пропадать-исчезать, гигант-лилипут, мальчик-спальчик, движение-остановка, естественный-искусственный, знание-незнание, искренность-неискренность, истина-ложь, красивый-ужасный, свет-тьма, свобода-неволя, цивилизация-хаос.

Вариант 3.

1. Найдите историзмы и архаизмы, укажите различные типы архаизмов (фонетические, словообразовательные , лексические, семантические).


  1. В конце каждого письма Александр Львович неукоснительно справлялся (лексический) о том, что играют сейчас в петербургских театрах и каковы сейчас погоды (словообразовательный) в Петербурге.

  2. .…. спросил у Вильгельма, как бы осердившись (словообразовательный) .

  3. Он прошел по окраине пражского предместья и стал искать харчевни (лексический)

  4. Мебель была мягкой, столы широкие, диваны- покойные (лексический) .

  5. В это время мимо проносится в прекрасных санях какой-то статский советник (историзм) с белым плюмажем (историзм) и, вглядевшись в Вильгельма, низко ему кланяется.

  6. В Пьемонте карбонарии (историзм) , друзья вольности, восстали против иезуитов, судей, против короля.

  7. Мелькают тракты (семантический) , версты (семантический) , запыленные листы придорожных деревьев.

2. Укажите речевые штампы и другие стилистические недочёты в предложениях , взятых из репортажей и газетных статей. Отредактируйте предложения.


  1. Неплохими темпами организованы работы на строительстве коровника.

  2. Нельзя сбрасывать со счетов погодные условия нынешнего года.

  3. В настоящее время имеется ввиду провести некоторые мероприятия по ряду вопросов, касающихся решения проблемы жилища будущего.

  4. Многие вопросы, касающиеся дальнейшего подъёма туризма, ещё ждут своего решения.
3. Разделите существительные на три группы: с окончанием во множественном числе –а,я; с окончанием во множественно числе – ы,и; с вариативным окончанием –а,я и –ы,и.

Бухгалтеры, выборы, инструкторы, гербы, шофёры, крендели, инженеры, контейнеры, офицеры, токари, тракторы, редакторы, лекторы, порта.

Борта, буфера, цеха, инспектора, цвета, директора, инспектора, штабеля, купола, округа,

Образы (а), свитеры(а).

4. Составьте словосочетание существительное + прилагательное со следующими словами.

Мой визави, справедливый судья, справедливое жюри, густое желе, цветная брокколи , зеленоглазое такси, новый тюль, горячий кофе, придорожное кафе, резвый пони, назначенный пенальти, вкусная иваси, сильный торнадо, большая мозоль, новый шампунь, заказная бандероль, круглый (круглая) сирота, лучший староста, пестрый какаду, капризный белоручка, интересный хинди, прелестный колибри, большая моль , зеленое бра.


5. Образуйте родительный падеж множественного числа.
Абрикосы - абрикосов, ананасы - ананасов, апельсины - апельсинов, баклажаны - баклажанов, бананы - бананов, барышни - барышень, басни - басен, бланки - бланков, вафли - вафель, георгины - георгин, гольфы - гольф, гектары - гектаров, грузины - грузин, иглы - игл, карты - карт, килограммы - килограммов , носки – носков (носок), оладьи - оладий, погоны - погон, полотенца - полотенец, простыни – простынь (простыней), сапоги - сапог, туфли - туфель, чулки - чулок, яблони - яблонь, ясли - яслей.
6. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

Это самый новый проект. Завод оказался более передовым, чем его конкурент. Гоголь изображает помещиков реалистичнее. Вариант заместителя оказался худшим. В комнате теперь светлее. Самая высокая гора Земли – Эверест. Сегодня спортсмены в лучшей форме. Посетителей в ресторане вчера было несколько меньше.


7. Согласуйте подлежащее и сказуемое.

Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены. Ряд новых домов стоят в конце деревни. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке. На концерте выступила 21 певица. За моей тележкой четвёрка быков тащили другую. Много птиц сидело на ветвях. Серёжа с Петей долго ждали возвращения матери.

8. Определите, какого управления требуют приведённые ниже слова.


Беспокоиться, тревожиться

за кого-нибудь, о ком-нибудь

Упрекать, порицать

в чем-нибудь, за что-нибудь

Удивляюсь, удивлён

чему-нибудь, чем-нибудь

Превосходство, преимущество

над чем-нибудь, перед чем-нибудь

Уверенность, вера

во что-нибудь, в чем-нибудь

Оплатить, заплатить

что-нибудь, за что-нибудь

Касаться, относиться

кого-нибудь, к кому-нибудь

Препятствовать, тормозить

чему-нибудь,что-нибудь

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

080502.65- «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

г. Дальнереченск

2009
Основная литература


    1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - 31-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 539 с.

    2. Русский язык и культура речи: учебник / под ред.: О. Я. Гойхмана. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2008.

  1. Симоненко, С. З. Русский язык: учеб.-метод. комплекс / С. З. Симоненко; ДВГТУ. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008. - 106 с.
Дополнительная литература

  1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

  2. Гринько, Е.Н. Риторика и риторическая культура: история и теория: учебное пособие / Е.Н. Гринько. - Владивосток: ДВГТУ, 2004. - 163 с.

  3. Данцев, А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учебник / А.А. Данцев. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 320 с.

  4. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учебное пособие / Г.Н. Иванова-Лукьянова. - 5-е изд. - М. : Флинта, 2003. - 200 с. –

  5. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие / О.М. Казарцева. - 4-е изд. - М. : Флинта, 2001. - 496 с.

  6. Карепанова, Л.В. Русский язык и культура речи: учеб.-метод. комплекс / Л.В. Карепанова. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008. - 69 с.

  7. Кузнецов, И.Н. Современная риторика: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. - М. : Дашков и К о, 2003. - 480 с.

  8. Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Кузнецова. - 3-е изд. - М. : Форум, 2012. - 368 с.

  9. Культура русской речи: учебник / под ред.: Л.К. Граудиной, В.Н. Ширяева. - М. : Норма, 2000. - 560 с.

  10. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум / под ред.: И.М. Рожковой. - 9-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта, 2002. - 315 с.

  11. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум / под ред.: И.М. Рожковой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта, 1999. - 315 с.

  12. Львов, М.Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие / М.Р. Львов. - М. : Академия, 2003. - 272 с.

  13. Матвеева, Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика: учебное пособие / Т.В. Матвеева. - М. : Флинта; Наука, 2003. - 432 с.

  14. Русский язык и культура речи: учебник / под ред.: В.И. Максимов. - М. : Гардарики , 2002. - 413 с.

  15. Солганик, Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: учеб. пособие / Г.Я. Солганик, Т.С Дроняева. - М. : Академия, 2002. - 256 с.
Электронные ресурсы

  1. http://znanium.com/bookread.php?book=148732 Буторина Е. П. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. - М. : Форум, 2008. - 295 с

  2. http://znanium.com/bookread.php?book=129829 Гойхман О. Я. Русский язык и культура речи: учебник / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина; под ред.: О.Я. Гойхмана. - 2-e изд., перераб. и доп.- М. : ИНФРА-М, 2009. - 240 с.

  3. http://znanium.com/bookread.php?book=149899 Мандель Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М. : Вузовский учебник, 2009. - 267 с.

  4. http://window.edu.ru/resource/643/75643 Райская Л.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнич. ун-та, 2009. - 148 с.
Справочная литература

  1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. М., 2003.

  2. Баранов А. Н., Караулов Ю. Н. Словарь политических метафор. М., 1994.

  3. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов русского языка. М., 2002.

  4. Берков В. П., Мокиенко В. М., Шулежкова С. Г. Большой словарь крылатых слов русского языка. М., 2000.

  5. Бучкина Б. З. Орфографический словарь русского языка: Слитно? Раздельно? Через дефис? М., 1999.

  6. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке СПб., 2000.

  7. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.

  8. Иванова Т. Ф., Черкасова Т. А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. 2-е изд., испр. М., 2002.

  9. Квеселевич Д. И. Толковый словарь ненормативной лексики русского языка. М., 2003.

  10. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. М., 2003.

  11. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русского жаргона. СПб., 2000.

  12. Новиков А. Б. Словарь перифраз русского языка (на материале газетной публицистики). 2-е изд., стереотип. М., 2000.

  13. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. ред. Бурцева В. В. 3-е изд., стереотип. М., 2002.

  14. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 24 изд. М., 2003.

  15. Полный справочник по орфографии и пунктуации / Под ред. О. А. Соболевой. М., 1999.

  16. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2003.

  17. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. М., 2003.

  18. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1999. Т. I – IV.

  19. Солганик Г. Я. Толковый словарь: Язык газеты, радио, телевидения. М., 2002.

  20. Соловьев Н. В. Словарь правильной русской речи. М., 2006.

  21. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1934 – 1940. Т. I – IV.

  22. Толковый словарь русского языка: (Языковые изменения конца ХХ столетия) / Под ред. Г. Н. Скляревской. М., 2001.

  23. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Пер. с нем. и дополнения О. Н. Трубачева. М., 1964 – 1973. Т. I – IV.

  24. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)

Дальнереченский социально-экономический институт (филиал)

ГЛОССАРИЙ

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

080502.65- «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

г. Дальнереченск

ГЛОССАРИЙ

Акцентологический минимум


а´вгустовский

ге´рбовый

инжене´ры

агроно´мия

группирова´ть

инстру´кторы

алкого´ль

гу´сеница

инструме´нт

алфави´т

давни´шний

информи´ровать

ана´лог

демокра´тия

и´скра

ана´том

диало´г

испове´дание

апартаменты

диплома´тия

и´сподволь

аре´ст

диспансе´р

исче´рпать

аристокра´тия

добы´ча

катало´г

афе´ра

догово´р

каучу´к

бази´роваться

догово´ры

кварта´л

балова´ть

договорённость

киломе´тр

бензопрово´д

дозвони´ться

кичи´ться

бескоры´стный

докуме´нт

кла´дбище

блоки´рование

до´ллар

кладова´я

бомбардирова´ть

досу´г

кле´ить

бытие´

ерети´к

коклю´ш

валово´й

заброни´ровать (закрепить)

компромети´ровать

ве´рба

забронирова´ть (покрыть броней)

констати´ровать

ве´рование

зави´дно

коры´сть

вероиспове´дание

за´говор

костюмиро´ванный

втри´дорога

задо´лго

крапи´ва

вы´боры

заку´порить

краси´вее

вы´говоры

зло´ба

ку´хонный

высокопоста´вленный

зна´мение

магази´н

высокопроизводи´тельный

зна´чимый

мальчико´вый

газиро´ванный

избалова´ть

манёвр

газопрово´д

избало´ванный

медикаме´нт

гаранти´рованный

избра´нник

менова´я

гегемо´ния

и´здавна

молодёжь

ге´незис

изобрете´ние

моноло´г

глубокоуважа´емый

и´мпорт

назва´ный (брат)

наме´рение

по´хороны

ста´туя

нача´ть

похоро´н

столя´р

некроло´г

похорона´м

тамо´жня

не´нависть

предвосхи´тить

трети´ровать

непревзойдённый

предложи´ть

трубопрово´д

нефтепрово´д

премирова´ние

уве´домить

никчёмный

премиро´ванный

уве´домленный

новорождённый

прецеде´нт

углуби´ть

нормирова´ние

пригово´р

узако´еннный

нормиро´ванный

прида´ное

украи´нец

обеспе´чение

призы´в

уку´порить

облегче´ние

прину´дить

уме´рший

облегчи´ть

приня´ть

упро´чение

обощи´ть

приобрете´ние

фарфо´р

одноимённый

произведённый

фейерве´рк

околёсица

произнесённый

фети´ш

опе´ка

псевдони´м

фили´стер

опломбиро´ванный

раду´шный

формирова´ть

опто´вый

рассредото´чение

фла´нговый

осве´домить

револьве´р

хода´тайство

осведомлённый

реда´кторы

хозя´ева

осмысле´ние

реме´нь

христиани´н

осмы´сленный

рудни´к

цеме´нт

острие

сантиме´тр

цехово´й

отча´сти

свёкла

че´рпать

па´мятуя

си´лос

шасси´

парали´ч

сирота´

шофёр

парте´р

сироты´ (род. пад.)

щаве´ль

па´сквиль

сиро´ты (мн. ч.)

экзальтиро´ванный

па´хота

соболе´знование

экспе´рт

пе´рвенствовать

повреме´нный

подро´стковый

поимённый

помирённый


совреме´нный

созы´в


сосредото´чение

сре´дство

сре´дства (мн. ч.)


экспе´ртный

э´кспорт

языко´вая (колбаса)

языкова´я (система)


Орфографический минимум

аббревиатура

витрина

жюри

аккомпанемент

военачальник

заведующий

аккумулятор

волеизъявление

здравствовать

аккуратный

восшествие

зиждиться

аннотация

впечатление

игнорировать

аннулировать

галерея

идеология

антрепренёр

галлюцинация

идиллия

алюминиевый

генеалогия

иждивенец

аплодисменты

геноцид

избиратель

аппарат

гуманизм

иллюзия

аппендицит

дебютировать

иллюстрация

аппликация

деградация

имитация

артезианский

дезертир

иммунитет

ассамблея

дезинфекция

импресарио

ассигнования

дезинформация

импровизация

ассимиляция

декламация

индивидуализация

ассистент

демагогия

индивидуум

ассортимент

депрессия

индифферентный

ассоциация

дефект

инициалы

аттракцион

дефицит

инициатива

балласт

диапазон

инкриминировать

банальный

дилетант

инспирировать

бандероль

дирижёр

инсценировать

безвозмездный

дискредитировать

интеллектуальный

безмятежный

дискриминация

интеллигент

безработица

директива

интервью

безукоризненный

диссертация

инцидент

брошюра

диссонанс

инъекция

бюллетень

дистиллированный

ипподром

вакантный

дрессированный

искусный

вегетарианец

жестикуляция

искусственный

ветеран

животрепещущий

искусство

взимать

жокей

кавказский

виртуоз

жонглировать

каламбур

каллиграфия

кристаллический

престиж

канонада

кристальный

претендент

капитуляция

либретто

претенциозный

карикатура

легитимный

префектура

кассационный

лицемерный

прецедент

кассета

макинтош

привилегия

катастрофа

манекен

приоритет

квинтэссенция

маркетинг

прокламация

кибернетика

меморандум

пропаганда

классификация

мемориал

профанация

коллега

менталитет

реминисценция

коллизия

местничество

ренессанс

коллоквиум

меценат

референдум

колония

мировоззрение

сентенция

колоннада

мультипликация

стагнация

колорит

мятежный

суверенитет

колоссальный

наваждение

суррогат