Московский государственный университет печати

морфологический принцип , сущность которого в следующем: морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. Так, корень хлеб во всех родственных словах пишется одинаково, но произносится по-разному в зависимости от того, какое место в слове занимают гласный или согласный звуки, ср.: [хл"и э ба], [хл"ьбаво с]; приставка под- в словах подпилить и подбить одна и та же, несмотря на разное произношение, ср.: [пътп"ил"и т"] [падб"и т"]; прилагательные насмешливый и хвастливый имеют один и тот же суффикс -лив- ; безударное окончание и ударное обозначаются одинаково: в столе - в кни ге, большо го - вели кого, си него - моего и т.п.

Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем истинность той или иной морфемы путем подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы Морфема оказалась в сильной позиции (под ударением, перед р, л, м, н, j и т.д.), т.е. была бы четко обозначена.

Роль морфологического принципа в орфографии велика, если иметь в виду, что в русском языке широко развита система внутриморфемных чередований, обусловленных разными причинами.

Наряду с морфологическим действует и фонетический принцип , в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся. Например, приставки на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через- ), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с , ср.: воз разить - вос кликнуть, из бить - ис пить, низ вергнуть - нис послать и т.п.

Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных о - ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочо к - но жичек , парчо в ый - коче во й, свечо й - ту чей и т.п.

Корневой гласный и после русских приставок на согласный переходит в ы и обозначается этой буквой тоже в соответствии с фонетическим принципом, т.е. пишется так, как слышится и произносится: предыстория, предыюльский, розыгрыш, разыгрывать и т.п.

Действует в нашей орфографии также исторический, или традиционный, принцип, по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину. Так, написание гласных и, а, у после шипящих - это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка. По этому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка в целом.

Существует в современной орфографии и принцип дифференцированного написания (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения, ср.: ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки).

Кроме названных в правописании необходимо отметить и принцип слитного, дефисного и раздельного написания: сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов - раздельно.

Подводя итог, можно говорить о том, что многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой - взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.

Правописание гласных в корне

Проверяемые безударные гласные

В безударном положении в корне пишется такая же гласная, что и в соответствующем ударном слоге однокоренного слова: примирять (мир) - примерять (примерка), прополоть (прополка) - выпалить (запал), запевать (запеть) - запивать (запить), полоскать (полощут) - поласкать (ласка), посветить (свет) - посвятить (святость), задрожать (дрожь) - раздражать (дразнит), иссякать (иссякнуть) - иссекать (сечь), озимь (зимний) - оземь (о землю), приведение (приведший) - привидение (видеть), развеваться (веять) - развиваться (развитие), скрепя сердце (скрепка) - скрипя зубами (скрип) и т.п.

В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам. Так, безударные неполногласные сочетания ра, ла (врата, сократить, бразды, глава, облако, влачить и под.) всегда пишутся с буквой а - это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные оро, оло (ворота, короткий, борозды, голова, волочить ).

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. В словах зато пить, опо здать, прогло тить, раздво и ть, зато птать и других гласная о проверяется однокоренными словами по здно, гло тка, дво е, то пчет , хотя есть глаголы затапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать .

Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения. Так, в слове аккомпане мент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпани ровать суффикс -ирова- - немецкий. Ср.: абоне мент - абони ровать , ангаже мент - ангажи ровать ; слова интелли генция и инте ллект в латинском языке образованы от разных основ одного корня.

Упражнение 1 . Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.

Би чевать, бла говоление, вда леке, выздо роветь, допо здна, дря хлеть, еди ничный, зако лоть, зака лить, запе вала, истре пать, изло мать, кня жение, ле кторий, ле пнина, ми нер, нава рить, нако вальня, наго ро дить, зали вать, ки товый, смя гчение, прите снять, старо жил, осто рожный, уди вляться, обо дрённый, оде ре венелый, уда литься, упло тнить, запла тить, ще дрота.

Упражнение 2

1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.). 2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.). 3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.). 5. В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.). 6. Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришв.).

Непроверяемые безударные гласные

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю. Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто .

Упражнение 3 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по словарю написание слов с пропущенными гласными.

I. 1. К...нарейка завертела хорошенькой х...хлатой головкой, наклоняя ее вниз и набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие голоса птиц вливалась и тихая песенка к...ноплянки (М. Г.). 3. Зеленые г...рлянды дубовых листьев, перемешанные с букетами астр, г...оргинов, л...вкоев и гв...здики, обвивали сп...рально стальной корпус машины (Купр.). 4. Все заняли цыгане, которые навели целый т...бун лошадей, крытых п...понами (Буи). 5. Крейсера как не бывало. Только облако пара и дыма густо заклубилось над местом, к...т...строфы (Н.-Приб.). 6. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем м...р...дианам земного шара (А. Т.) 7. Море непрерывно крутящимися валами ок...ймляло берег (Бун.). 8. Лес щедр на развлечения. То с ветки на ветку перескочит белка, то, оглушительно захлопав крыльями, вырвется из орехового куста т...терка (Сол.). 9. Мы спустились в д...лину и, как только нашли воду, тотчас же остановились среди дубового редколесья (Аре.). 10. Месяц скрылся уже за близким г...р...зонтом черных гор, которые виднелись направо, и бросал на верхушки их слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком,покрывавшим их подошвы (Л. Т.).

II. Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, г...рельеф, заб...тонировать, к...л...нча, к...рогаз, к...мп...новать, люм...н...сценция,ф...соль, б...кл...жан,г...рпун,гр...м...здить, зак...ченелый, л...кв...дировать, м...золь, об...гренный, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, б...атлон, в...трушка, в...рн...саж.

III. Заинд...велый, к...рбюратор, к...росин,к...горта, л...ванда, м...л...нхолик, м...заика, н...ктюрн, п...мфлет, п...т...кантроп, в...девиль, д...летант, ид...ал...зация, к...нгуру, н...в...ждение, об...грить, пер...скоп, р...зеда, ф...рватер, г...г...мония.

Чередующиеся гласные в корнях

Написание чередующихся гласных в корнях е/и; о/а; а/я/им; а/я/ин зависит от ударения; характера согласной, перед которой находится гласная в корне; от суффикса, следующего за корнем; от лексического значения корней.

1. Ударением, т.е. по фонетическому принципу, определяется написание гласных в следующих корнях:

Гар-/-гор- - под ударением пишется а : зага р, уга р, нага р ; без ударения - о : заго релый, уго реть, подго реть, пого релец, выго рание .

Исключения : вы га рки (спец.), и зга рь (диал.), при га рь (разг.);

Зар-/-зор- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: за рево, зо ри, зо рька ; без ударения - а : за ря, за рница, оза рять, оза рение, за ревой, за рянка .

Исключение : зо ревать ;

Клан-/-клон- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: кла няться, покло н ; без ударения - о : покло ниться, покло нение, скло ниться и др.;

Твар-/-твор- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: тво рчество, тва рь ; без ударения - о : тво рить, претво рять, затво рить и др.

Исключение : утва рь (непроизводное);

Плав-/-плов- - в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пло вец, пло вчиха . В остальных случаях пишется а : пла вучий, попла вок, пла вник, пла вунец (жук-плавунец ). В слове плы вун (спец.) пишется ы в соответствии с произношением.

2. Качеством согласной, перед которой находится корневая гласная, определяется написание корней:

Кас-/-кос(н)- - перед согласной н пишется о : ко сн уться, прико сн овение ; в остальных случаях - а : ка саться, ка сательная ;

Лаг-/-лож- - перед согласной г пишется а : излагать, полагать, предполагать ; перед согласной ж пишется о : изло жить, предло жить, поло жить .

Исключение : по лог (непроизводное);

Раст-/- ращ-/-рос- - в безударном положении пишется только перед следующими ст и щ : вырас ти, выращ енный, позарас ти, проращ енный, возраст , раст ение ; в остальных случаях - о : выро сла, водоро сли, поро сль .

Исключение : отра сль (хотя нет сочетания ст ); ро сток, ро стовщик, Ро стов, Ро стислав (хотя есть сочетание ст ) и производные от них;

Скак-/-скоч- - без ударения а пишется только перед к : прискак ать, обскак ать, на скак у ; перед ч пишется о : заскоч ить, выскоч ка .

Примечание. Необходимо различать в написании формы 1-го лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов заска кать (начать скакать) и заско чить (зайти ненадолго); соответственно: заска чу и заска чи - заско чу и заско чи .

3. От следующего за корнем суффикса зависит написание корней: -бар-/-бер-, -дир-/-дер-, -мир-/-мер-, -пир-/-пер-, -тир-/-тер-, -блист-/-блест-, -жиг-/-жег-, -стил-/-стел-, -чит-/-чет- - гласная и пишется, если после корня следует суффикс -а- ; в остальных случаях пишется е : приби ра ть - прибе ру; зади ра ть - заде ру; зами ра ть - заме реть - уми ра ть - уме реть; запи ра ть - запе реть; сти ра ть - сте реть - выте реть; бли ста ть - бле стеть, бле сна, бле снуть; выжи га ть - выже г; засти ла ть - засте лить; вычи та ть - выче т, выче сть (но: вычи тать - вычи тка - от чи тать ).

Исключения : сочетать, сочетание, чета (от корня -чет- );

В чередующихся корнях им/а(П.), ин/а(П.) пишутся сочетания им, ин , если за корнем следует суффикс -а- : сжима ть - сжа ть, взима ть - взя ть, обнима ть - обня ть, занима ть - заня ть, внима ть - вня ть, примина ть - примя ть .

4. По значению различается написание корней:

Мок-(-моч-)/-мак- - в словах со значением «пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде» пишется корень -мок-(-моч-) : промо кательная бумага, непромо каемый плащ, вымо ченная рыба ; в словах со значением «погружать в жидкость» пишется корень -мак- : ма кать хлеб в сметану, обма кнуть кисть в краску ;

Равн-/-ровн- - в словах со значением «равный, наравне, одинаковый» пишется корень -равн- : пора вняться с грузовиком, ра внение по росту ; в словах со значением «прямой, гладкий, ровный» пишется корень -ровн- : выро внять клумбы, выро вненная площадка, подро внять челку .

Исключения : ра внина, ро весник, поро вну, уро вень .

Примечание. Если после глагола следует дополнение с предлогом с , то всегда пишется корень -равн- : Не сра внивай себя с ним ; однако в устаревшем обороте сро внять с землей (разрушить до основания) пишется о .

Упражнение 4 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. В выделенных словах обозначьте корни.

Пл...вучий мост, зам...реть; от страха, оз...рять верхушки деревьев, соб...раться в дорогу, зап...реть дверь, бл...стящий ответ, зеленый р...сток, платье на выр...ст, заст...лить постель, покл...ниться таланту, вечерняя з...рница, заск...чить на часок, проск...чи по комнате, отек...чи в сторону, ко всему прид...раться, скачкообразная походка, неприемлемое преп...рательство, сложное упражнение, равнозначные величины, прим...рить противников, изл...жить факты, импортная заж...галка, постоянное налом...нание, обильное исп...рение, поч...татели таланта, жуткое отвр...щение, вым...кнуть под дождем, немыслимое оп...здание, разж...гать неприязнь, распол...жение армии, ур...внять в правах, сидеть зап...ршись.

Упражнение 5 . Вставьте недостающие орфограммы. Объясните свой выбор.

1. От роду китенку всего несколько часов, он еще плавать не может, торчит в воде стоймя, как попл...вок, но длиной этот новорожденный семь метров, а весом пять тонн. И начнет чудо-малыш р...сти не по дням, а по часам (Над.). 2. Кошевой и старшины сняли шапки и раскл...нялись во все стороны (Г.). 3. Быстро и ловко она расст...лила сено, разр...вняла его, перевернула раненого (Закр.). 4. Лет десять тому назад несколько тысяч десятин выг...рело в Полесье и до сих пор не зар...сло (Т.). 5. 3...ря запылала пожаром и охватила полнеба (Т.). 6. В руке бл...стит высокого цилиндра глянец (Бл.). 7. Всех офицеров ск...кало семнадцать человек (Л. Т.). 8. Через две минуты мы пор...внялись с человеком (П.). 9. Врач поставил точку, пром...кнул голубой пром...кашкой написанное и поднял глаза (Аст.). 10. Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выр...внялась... (Т.). 11. Березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не к...снулся холодно играющий луч зимнего солнца (Т.).

Упражнение 6 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Тихо ум...рали над рекой туманы (Аст.). 2. От з...ри до з...ри за Игрицей не потухал костер (Алекс.). 3. С первыми звуками, с пробуждением людей туманы уб...рались в лога, ущелья... (Аст). 4. В качающихся его отсветах то и дело выр...стала согбенная фигура работника (Алекс.). 5. Местами мы приг...бались, чтобы пролезть под накл...нившуюся сосенку, по кустам перепл...тались камнеломки... (Аст.). 6. Он стоял, слушал и глядел вниз... на расст...лавшееся перед ним под горою море ог...ленных макушек леса... (Л. Т.). 7. Птицы все громче и хлопотливее щ...бегали в чаще (Л. Т.). 8. Я вздрагивал, ёжился, облизывал горьковатые капли с губ, и бабушка выт...рала мою стриженную голову ладонью... уверяя, что от р...сы да от дождя люди р...стут большие-пребольшие (Аст.). 9. Туман все плотнее пр...жимался к земле... (Аст.). 10. В два ряда по обе стороны выстр...ились анисовки... (Алекс.). 11.Давным-давно сотв...ренный, мир жил своей неповторимой сложной и вечной жизнью (Алекс.). 12. Перед окнами сразу же нач...нались Малые луга, прост...равшиеся до синеющей вдали Салтыковской горы (Алекс.). 13. Из прибрежных зар...слей поднимались дикие утки (Алекс.). 14. Лес ответствовал ему покорным шелестом желтеющих листьев, нар...стающим шумом падающих деревьев (Алекс.). 15. Михаил вытянул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 16. ...А под конец, зам...рев на миг, рассыпался крупным градом... (Алекс.). 17. Музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст). 18. В промежутках совершенной тишины слышан был ш...рох прошлогодних листьев (Л. Т.). 9....Ласка, вздрогнув, переступила осторожно несколько шагов и, скл...нив голову набок, стала прислушиваться (Л. Т.). 20. Не успела Улька додумать до конца, как парень пор...внялся с ней и преградил дорогу (Алекс.). 21. Щеки его покраснели, глаза заг...релись и гневно, почти злобно, уставились на нее (Боб.). 22. Лица моего к...снулись цепкие, всегда студеные листья хмеля (Аст.). 23. Я зам...раю в восторге (Леск.). 24. Там гаснет огонь машины и заж...гается другой, огонь очага или камина (Гонч.). 25. Все победы начинаются с побед над самим собой (Леон.).

Упражнение 1.

Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова.

Объед...нение, вопл...щение, обог...щение, прод...лжение, уд...вление; р...скошный, разъ...ренный, пренебр...жительный, уж...сающий, ст...снительный; разоч...ровать, исс...кать, распор...диться, возр...дить, изм...нить; скр...пить листы - скр...петь перьями; раск...лить железо - раск...лоть полено; не об...жать слабых - об...жать всю территорию; овл...деть знаниями, любимый препод...ватель, пол...тический компромисс, всеобщее пок...яние, ч...столюбивый человек, за...вление правительства, озн...меновать событие, российское гр...жданство.

Упражнение 2.

Объясните правописание безударных гласных в корнях слов, обращая внимание на их значение.

Ч...стота эксперимента - ч...стота волн, разр...дить атмосферу - разр...дить посевы, спл...тить единомышленников - запл...тить долг, спуститься в цветущую д...лину - быть вд...леке от дома, сп...шите видеть - сп...шите данные, обл...ченный властью - обл...ченный судом

Упражнение 3.

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

Охр...нять (склад), вл...стелин, ук...р...тить (платье), кр...тчайший, сокр...щение, прохл...дительные (напитки), г...л...вной (отряд), з...лотая (цепочка), поздр...вление, чер...довать, (выглядеть) пом...л...девшим, пост...ронние, подб...родок, загр...дительные (сооружения).

Упражнение 4.

Вставьте пропущенные буквы, найдите проверочные слова. Выясните, в каких родственных словах происходит чередование гласныхо - а в корне. Объясните, почему эти слова нельзя использовать в качестве проверочных.

Оп...здать, укор...тить, разбр...сать, вопл...щать, выр...внять, отк...пать, выд...лбить, раскр...ить.

Упражнение 5.

Вставьте непроверяемые безударные гласные.

В...стибюль, акк...мп...немент, об...яние, нав...ждение, возр...жать, пан...рама, п...риферия, ув...ртюра, эксп...римент, импр...визация, к...мб...незон, экстрав...гантный.

Упражнение 6.

Перепишите слова, подчеркивая непроверяемые безударные гласные. Объясните значения данных слов и составьте с ними предложения.

Образец: Альманах - сборник произведений различных авторов. Вскоре был выпущен альманах.

Аплодировать, интеллигентный, конфликт, интеллект, компетентность, лаконичный, дискриминация, референдум.

Упражнение 7.

Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.

Бичевать, благоволение, вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, истрепать, изломать, княжение, лекторий, лепнина, минер, наварить, наковальня, нагородить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, осторожный, удивляться, ободрённый, одеревенелый, удалиться, уплотнить, заплатить, щедрота.

Упражнение 8.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.). 2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.). 3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.). 5. В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.). 6. Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришв.).

Упражнение 9.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по словарю написание слов с пропущенными гласными.

I. 1. К...нарейка завертела хорошенькой х...хлатой головкой, наклоняя ее вниз и набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие голоса птиц вливалась и тихая песенка к...ноплянки (М. Г.). 3. Зеленые г...рлянды дубовых листьев, перемешанные с букетами астр, г...оргинов, л...вкоев и гв...здики, обвивали сп...рально стальной корпус машины (Купр.). 4. Все заняли цыгане, которые навели целый т...бун лошадей, крытых п...понами (Буи). 5. Крейсера как не бывало. Только облако пара и дыма густо заклубилось над местом, к...т...строфы (Н.-Приб.). 6. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем м...р...дианам земного шара (А. Т.) 7. Море непрерывно крутящимися валами ок...ймляло берег (Бун.). 8. Лес щедр на развлечения. То с ветки на ветку перескочит белка, то, оглушительно захлопав крыльями, вырвется из орехового куста т...терка (Сол.). 9. Мы спустились в д...лину и, как только нашли воду, тотчас же остановились среди дубового редколесья (Аре.). 10. Месяц скрылся уже за близким г...р...зонтом черных гор, которые виднелись направо, и бросал на верхушки их слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком,покрывавшим их подошвы (Л. Т.).

II. Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, г...рельеф, заб...тонировать, к...л...нча, к...рогаз, к...мп...новать, люм...н...сценция,ф...соль, б...кл...жан,г...рпун,гр...м...здить, зак...ченелый, л...кв...дировать, м...золь, об...гренный, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, б...атлон, в...трушка, в...рн...саж.

III. Заинд...велый, к...рбюратор, к...росин,к...горта, л...ванда, м...л...нхолик, м...заика, н...ктюрн, п...мфлет, п...т...кантроп, в...девиль, д...летант, ид...ал...зация, к...нгуру, н...в...ждение, об...грить, пер...скоп, р...зеда, ф...рватер, г...г...мония.

Упражнение 10.

Вставьте пропущенные буквы; объясните свой выбор.

Пол_скать собаку, пол_скать белье; знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты; раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика, пок_рить вершину; обл_гчить ношу; обл_чить ложь; просл_влять героя; благосл_влять на подвиг; прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги; дост_жения в спорте; прив_дение к знаменателю, похож на прив_дение; д_лекий огонек, расст_латься по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке; ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы, прекр_тить ссору, прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся; работники просв_щения; скр_пить договор п_чатью; зав_зировать документ; зав_зался спор; упл_тнить график работы.

Тест на тему «Безударные гласные в корне слова»

1.В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) препод..вать, пол..гается, упр..щать

4) пригл..шать, уг..сать, выр..сти

2.В каком ряду во всех словах пропущено И?

1) проб..раться, соед..нение, от..гощать

2) забл..стел, разв..вать ум, приор..тет

3) прив..легированный, пост..лать, изв..нился

4) прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно

3.В каком ряду во всех словах пишется буква О?

1) обл..котиться, изл..гаю, к..нцелярия

2) з..ря, г..лантерея, пок..яние

3) выр..зительный, р..сток, к..лейдоскоп

4) укр..щать, предл..жение, зап..нки

4.В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) б..режливый, выб..рем, выб..раем

2) соб..рут, в красном б..рете, разб..раться

3) т..рраса, ст..реть с доски, пот..рять

4) раст..ряться, т..рмометр, раст..рание

5.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

1) несг..раемый, впеч..тление, вел..сипед

2) к..сающийся, изл..жение, п..стух

3) выр..сла, декл..рировать, опр..вдать

4) медик..менты, к..нтинент, мини..тюра

6.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?

1) благосл..вить, сокр..щать, р..скошный

2) предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3) безотл..гательный, отр..сль, ди..гональ

4) предпол..жительно, прор..стать, п..норама

7.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) прив..заться, поскр..пывающий, ог..рчение

2) ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая

3) ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать

4) обж..гаться, пок..сившийся, ок..нчание

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) ст..рательно, прик..снуться, кв..танция

2) эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать

3) пре..бладать, п..чать, тор..пясь

4) осл..жненный, м..лькают, м..тодика

9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) выцв..сти, л..тучий, обж..гание

2) в..ршина, подд..ржать, сож..лея

3) нар..стание, загр..мождать, обн..женный

4) дел..гат, перег..реть, об..зательныйй

10. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

1) пригл..шать, уг..сать, выр..сти

2) предст..влять, предназн..чение, дек..рация

3) д..роженька, ф..нтазия, л..боратория

4) препод..вать, пол..гается, упр..щать

11. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?

1) с..мейный, ч..ловечество, оз..рять

2) м..лчаливый, бл..годушие, зан..маться

3) возвр..щение, согр..вать, л..рический

4) гл..внейший, преод..ление, д..намичный

12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) умн..жать, напр..вление, фин..нсист

2) р..альный, ск..зание, м..тинговать

3) м..ридиан, прогр..ссивный, сп..саться

4) мин..ральный, зап..саться, повт..рение

13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) нагр..вать, стр..мление, подж..гатель

2) под..рить, хв..стун, просл..вляя

3) переб..решь, к..варный, ст..рона

4) об..яние, прик..снуться, л..скающий

14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) в..зти, к..пучий, взр..стить

2) выт..рать, р..гламент, огр..жденный

3) ед..ница, приз..мляясь, оп..здать

4) пр..зидиум, пож..мать, см..гченный

Правописание безударной гласной в корне слова (перейти к тесту)

1. - 4)
2. - 3)
3. - 4)
4. - 3)
5. - 4)
6. - 1)
7. - 1)
8. - 4)
9. - 2)
10. - 3)
11. - 3)
12. - 1)
13. - 2)
14. - 3)

Записать предложения под диктовку. К выделенным словам с безударной гласной подобрать проверочные и поставить ударения.

1) 3ачастили дожди, и на даче стало тоскливо.

2) Я отворил калитку и обежал вокруг дома.

3) Санька подпоясался и стал примерять отцовскую фуражку.

4) Девочка побежала к речке полоскать белье.

5) Старик медленно жевал хлеб и запивал его квасом.

6) Мотор затрещал, потом постепенно стал затихать.

7) Чайник накалился, распаялся и стал протекать.

8) Я отворил дверь, и луч прожектора ослепил меня.

9) Буря не утихала: деревья скрипели и трещали, удары грома сотрясали землю.

На более позднем этапе полезно проводить работу со словами, в которых несколько безударных гласных, проверяя каждую из них: нагромождать — огромный — громоздкий.

Проголодался, остепенился, опередить, критиковать, клокотание, молотить, безлошадный, периодический, оберегать, сопровождать, развеселился, лепетать, обязательный, щекотать, хлопотать, медицина, огонек, тяжелеть, вечерело, рокотать,’ облокотился, торговать, трепетать, озеленение, говорить, хохотать, приспособление, защебетали, грохотанье, удесятерить.

Учащиеся старших классов обычно не ошибаются там, где безударная гласная проверяется легко. Их. затрудняют слова с неясной этимологией. В этих случаях следует выяснять не только правописание слова, но и его происхождение. Предлагаем слова, над которыми следует систематически работать.

Баюкать, обаятельный — баять; благодарить — благо, дар; приближаться, близнецы, близорукий — близко; возразить, заразить — раз, сразу; до свидания — видеть; жилец, жилище, оживиться — жить; обличить — облик, лик; корыто, кора — корка; ликовать, лицевать, различать, олицетворение — лик; насекoмoe — насечка; напряженный — упряжь, пряжка; неутомимый — томный, истома; осведомить — ведать; ошеломить шлем (шелом); осенить — сень; изображать — образ; племянник — племя; преобладать, овладеть, владыка — власть; вспорхнуть, порхать, порошок, пороша — порох; подчиненный, чиновник — чин; перчатка — перст; плашмя — плаха; сумеречный, смеркаться — меркнуть; сострадание, пострадать, страдная пора, страда — страждущий; подлинный — той же длины; смекалка — намек; сокровенный — сокровище; втихомолку, потихоньку, исподтишка — тихо.

Еще чаще встречаются ошибки в словах с непроверяемыми безударными гласными. К сожалению, большинство учителей только указывает на существование таких слов, но не обращается к ним достаточно часто, а ‘Это как раз слова, которые требуют систематической работы. Словарная работа здесь необходима потому, что учащиеся не только неправильно пишут эти

слова, но и не всегда понимают их значение.

Приведем несколько упражнений. (При выполнении этих упражнений — учащиеся пользуются словарями.)

1. К каждому из данных существительных подобрать синоним, затем образовать глагол, с которым составить словосочетание («глагол + существительное»): аплодисменты (рукоплескания) — аплодировать чтецу.

Аргумент, аккомпанемент, состязание, пропаганда, фантазия, регламент, координация.

2. К каждому из данных слов подобрать синоним, затем образовать прилагательное, с которым составить словосочетание (<<прилагательное + существительное»): аналогия (cxoдство) — аналогичный случай.

Апатия, гуманность, интенсивность, оптимизм, пессимизм, реакция, скептицизм, традиция, прогресс, принцип, интеллект.

3. К каждому, из данных слов подобрать синоним, затем образовать существительное, прилагательное или причастие и составить с каждой частью речи предложение: гарантировать (ручаться),На телевизор дают гарантию. Гарантийный срок кончился.

Демонстрировать, фантазировать, симпатизировать, мотивировать квалифицировать, концентрировать.

4. Определить по словарю значение данных слов и составить с ними предложения: альманах-сборник произведений различных авторов. Вскоре был выпущен альманах.

Авангард, ансамбль, анонимный, баллотироваться, гегемония, деликатный, дифирамб, инициатива, идеализировать, интеллигентный, компетентность, олимпиада, реагировать, ситуация, спартакиада, универсальный, фестиваль.

Особую группу составляют слова с безударными чередующимися гласными. Учащиеся должны четко знать эти корни и правила, которыми определяется их правописание.

При повторении безударных гласных полезно включать в упражнения и слова с чередованием чтобы учащиеся их не смешивали.

1. Подобрать парное слово с чередующейся гласной, составить с ним словосочетание: соберу — собирать грибы, пловец — плавучий дом отдыха.

Загорелый, обмакнуть, прикосновение, произрастать, отскочить, вырастет, предполагать, озарять, приросли.

2. Разобрать по составу.

Безотлагательно, предположение, водоросли, расположившись, растительность, произрастать, поравняться, наставление, внимательный, отскочила.

3. Подобрать к данным словам однокоренные с чередующейся гласной, составить с ними словосочетания: выровнять-уравнять в правах, уровень воды, решить уравнения, равняться па лучших, поравнялся со мной.

Предположить, вырастать, озарять, прикосновение, обгореть, проскочить, поднимать.

4. Вставить пропущенные буквы.

Непром…каемыЙ плащ, несг…раемыЙ шкаф, изб…рательная кампания, преклонный возр…ст, предрол…гает встретиться, выр…щенное дерево, испортилась г…релка, прор…стание семян,

костер разг…рается, распол…жились на траве, пром…кательная бумага, разр..внять грядку,

прик…сновение обж…гает, предпол…жение отп…дает, выск..чил из зар…слеЙ, з…ря зан..мается.

5. Предложения для объяснительного диктанта на чередование гласных.

1) Горит восток зарею, новой. Уж на равнине по холмам грохочут пушки (П.).

2) Равняясь, строятся ПОЛКИ (П.).

3) От зари алый свет разливается (Ник.).

4) Мы с Павлом прибрали мастерскую. а вечером меня заставляли растирать краски (М.Г.).

5) Зарница начинала ярко блестеть на востоке (Л.Т.).

6) Сердце.в ней, замерло, когда гoсyдapь заперся с ее отцом (П.).

7) С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает все доступное для глаза (Ч).

Если учащиеся четко представляют, в каких корнях происходит чередование полногласных и неполногласных сочетаний,

то можно использовать еще один прием проверки безударных гласных: к полногласному сочетанию подобрать однокоренное слово с неполногласным сочетанием: голосистый — безгласный (оло-ла).

Предлагаем еще задания для тренировки.

1. Подо6рать слово с полногласным или неполногласным сочетанием, подчеркнуть чередующиеся буквы:

а) Охлаждать, преграждать, возглавлять, разоблачать, охранять,привлекать, превратился, поздравление, драгоценный;

2. К данным словам подобрать однокоренные сполногласными и неполногласными. сочетаниями: провозглашать (голос, возглас, согласование, глашатай, голосовать, отголосок, оглашать, голосистый, nриглашение,6езголосый, голосование, голосовой).

Безоблачный, чередовать, ворота, холод, страна, город, голова, краткий, молодость, хранить, превратить.

3. Разобрать слова по составу, подчеркнуть полногласные и неполногласные сочетания.

Всесторонний, безнравственный, насторожиться, заграждение, кратчайший, главенствовать, поздороваться, превратиться, голосование, горожанин, распространять, поздравить, древонасаждение, середина, подбородок, младенец.

4. Проверить безударные гласные двумя способами: холодок-холод, холодный, прохлада.

Голова, молодой, деревцо, бережок, сторона, золотой, горожанин.

5. Составить предложения с данными словами.

Городской — гражданский, влачить — волочить, краткий — короткий, странный — посторонний, головной — главный.

Чтобы повторить все способы проверки безударных гласных, можно предложить учащимся обобщающее задание. Из данных ниже словосочетаний и предложений выписать:

1) слова, в которых безударная гласная проверяется ударением (к ним подбирается проверочное слово и ставится ударение);

2) слова, в которых происходит чередование гласных (к этим словам подбирается пара с чередующейся гласной);

3) слова с полногласными и неполногласными сочетаниями (к ним также подбирается пара с полногласием или неполногласием).

а) Притворить дверь, дождь утихает, ослепительный свет, очаровательный вид, внезапный гром, пятнистый тигр, предполагаемый срок, удобрять землю, разъяренный зверь, преодолеть трудности, выровнять край, промокательная бумага, скаковая лошадь, низкие берега.

1) Тёма помогал загорелым рыбакам расстилать сети.

2)Река протекала в густых зарослях.

3) Со стороны Волги слышалось то нараставшее, то затихавшее грохотанье.

1) Средь полей необозримых в небе ходят без следа облаков неуловимых волокнистые стада (Л.,).

2) Томленье страшное разлуки мой стон молил не прерывать(П).

3) Роскошной Грузии долины ковром раскинулись вдали (Л.).

4) Необозримое поле блестит мокрой зеленью, расстилается до самого горизонта, в него упирается линия ярко-зеленой межи (Л. Т.).

5) Меня пробирала дрожь и начинало клонить ко сну (11. Т.).

6) Молодые деревья росли очень тесно, ничей топор еще не коснулся их стройных стволов (Т.).

7). Мать тщательно собирала кусочки разорванных черновиков прокламаций и сжигала йх (М. Г.).

8) Три дня у Ниловны дрожало сердце, замирая каждый раз, как она вспоминала, что в дом придут какие-то чужие люди (М. Г.).

9) Порою Софья, гибко наклоняясь, срывала полевой цветок и легким прикосновением тонких быстрых пальцев любовно гладила дрожащие лепестки (М. г.). 10) Николай кончил говорить, снял очки, вытер их, посмотрел на свет и стал вытирать снова (М. Г.).

Тренировочные упражнения

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ И БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

(5 класс)

1. Зачеркните ненужную букву. Подберите проверочное слово. Поставьте ударение.

Образец: Б - жать - бег.

о а

В - зить -__________ Л - вить -__________

А о

И а

Поч -нить-_________ Схв - тить-________

Е о

А а

Бр-дить -__________ Ирин - сить -________

О о

X-дить-__________ Нак-сить-_________

О о

А а

Осм - треть -_________ Накл - нить -__________

О о

2. Вставьте нужную букву, подберите проверочное слово.

Св..ла (____ _) гнездышко,

св..ла (_______ ) по ступенькам;

|сл..зать (___________) с крыши,

Сл..зать (___________) сметану;

отв..рить (__________) дверь,

отв..рить (__________) картофель;

прим..рить (_________) врагов,

прим..рять (__________) костюм.

3. Вставьте нужную букву, подберите проверочное слово.

Б или п? Голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий, ро..кий, гу..ка, ю..ка,

Шлю..ка.

В или ф? Вере..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка, ше..ский, уло..ка, голо..ка,

Пла..ки.

Г или к? Сапо.., пото.., вра.., дру.., подви.., поджё.., кру.., плу...

Д или т? Селе..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий, моло..ьба, тру...

Ж или ш? Но..ка, бума..а, варе..ка, ладо..ка, руба..ка, кру..ка, поро..ки,

Обло..ка.

3 или с? Ука..ка, ни..кий, ко..ьба, дер..кий, про..ьба, ска..ка,

Подвя..ка, ма..ка.

4. Проверьте написание по орфографическому словарю:

вел..с..пед баске..бол крос.. тен..с

г..мнаст м..ршрут к..чевник ф..гура

фотоап…арат зд..ровье к…мпьютер к..рзина

в..кзал г .рдероб г..тара п..ркет

пр..фес..ия б..нокль р..дар рег..он

зап…ведник

5. Вставьте пропущенные буквы. Те, которые можно проверить ударением, проверьте. Написание остальных посмотрите в словаре.

Что не полезет в самую..громную к..стрюлю в мире

В эту самую..громную к..стрюлю

Запр..сто пролезет что угодно:

П..варешки, ложки, стол и стулья,

Даже шкаф поместится св..бодно.

Влезет кран подъемный, новостройка,

А за ними следом - т..л..вышка,

Не пролезет ни за что в к..стрюлю

Только ее собственная_____________.