Моранди выставка в пушкинском. Выставка джорджо моранди в пушкинском музее

Объясняя разницу между "смотреть" и "видеть", художник и драматург Тонино Гуэрра приводил в пример старую чугунную скамейку. Смотреть на неё могут все, а увидеть одиночество людей, которые на ней сидели и глядели на проезжающие машины - далеко не каждый. Итальянский художник Джорджо Моранди умел видеть. Он считал, что даже "в самом простом на вид предмете настоящий художник может достичь вершин изобразительного мастерства".

Казалось бы, одни и те же бутылочки и вазочки на протяжении многих лет. Но насколько свежо звучит этот его певучий быт. Он творит поэзию быта, так о нём говорили. Он замечает в обыденности музыку, и обманчивая безыскусность его работ скрывает от нелюбопытного взгляда большое мастерство. Завуалированная сложность Джорджо Моранди демонстрируется начиная с этой недели в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Репортаж Станислава Дорэ.

Главные герои и любимые модели Джорджо Моранди - вазы, кувшины, баночки и чашки, привезённые из мастерской художника. Натюрморт всегда был его любимым жанром, чуть меньше он писал пейзажи и совсем редко портреты, в основном самого себя. Моранди не так хорошо известен широкой публике, многим его работы могут показаться простыми, даже невыразительными. Но это лишь поверхность. Для людей, причастных к миру искусства, художник - эталон, редкий пример чистоты и ясности, тонкости и глубины.

"Это такое завораживающее, невероятное и восхитительное чувство, когда ты можешь это ощущать и видеть в этих вещах всё движение его, как один цвет сменяется другим, как это все меняется самым незаметным образом", - комментирует директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак.

Расхожая фраза "Искусство ради искусства" - это про Джорджо Моранди. В его работах нет философских концепций, подтекстов, символов и метафор. Для него самое главное - пластический язык, желание проникнуть в суть вещей и предметов, обозначить и выделить форму.

"Его картины - это всегда синтез пространства и формы, но если мы увидим, то поймем, что никакого пространства он не изображает. Он изображает пространство через предметы, и это тоже есть у итальянцев. Можно вспомнить массу вещей, когда через предмет достигали глубины", - рассказывает куратор выставки Виктория Маркова.

Целый раздел выставки посвящён цветам, и эти работы Моранди почему-то не причислял к натюрмортам. Для него это было отдельное направление, целый мир для созерцания и изучения.

"Моранди абстрагируется от реальности. В его работах - букет меньше вазы, а сама ваза больше похожа на колонну или некое геометрическое тело, в котором цветы растворяются", - отмечает куратор выставки Мария Кристина Бандера.

Кстати, Моранди никогда не писал живые цветы, а либо засушенные, либо созданные из бумаги и шёлка, согласно традиции болонской школы живописи XVIII века.

В экспозиции представлено и графическое наследие автора - его офорты на цинке и меди. Моранди считается одним из лучших европейских мастеров гравюры. Его сравнивают с Рембрандтом. Кстати, мастер четверть века являлся профессором Болонской академии изобразительных искусств, где как раз и преподавал гравюру.

Моранди был скромным и закрытым человеком. Слава и внимание его не интересовали, скорее, даже напрягали. Светского общества избегал. В интервью отказывал. Женат не был, всю жизнь прожил со своими сёстрами. За границей бывал всего пару раз. Художника вполне устраивал аскетичный образ жизни, более того он был ему необходим, чтобы, созерцая, медитируя и концентрируясь на простых объектах, проникнуть в их суть и превратить из бытовых, обыденных в магические и волшебные.

Где: Третьяковская галерея на Крымском валу

Первая выставка великого итальянца в Москве, основателя «метафизического искусства» Джорджо де Кирико. В Третьяковке можно увидеть более ста работ, среди которых не только картины и графика, но и скульптуры, а также театральные костюмы. Их дизайн Кирико разработал специально для балета Сергея Дягилева «Бал». Яркие, запоминающееся образы художника создают ощущение какой-то тайны, будто стоит только вглядеться в картину и откроются загадки мироздания. Именно в работах Де Кирико черпали вдохновение Казимир Малевич и сюрреалисты, включая Сальвадора Дали.

Опыты нечеловеческого гостеприимства

Где: ММОМА на Гоголевском бульваре

В рамках междисциплинарного проекта на стыке выставки, книжной ярмарки, научной конференции и музыкального концерта два здания на Гоголевском бульваре превратились в отель. Как полагается, есть ресепшн, лобби, номера с кроватями и даже технические помещения. Экспонаты, таким образом, становятся гостями отеля. Среди них — отчёт Евгения Антуфьева о поездке в Звенигород в поисках любимого дерева Антона Чехова и работа Алексея Булдакова, в которой компьютерный процессор одновременно добывает биткоины и обогревает помещение, а также другие инсталляции, скульптуры, видеоарт и живопись современных иностранных и российских художников.

Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан

Где: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Удивительные «шедевры из пустыни» всего на месяц приехали в Москву из Узбекистана. Коллекция русского авангарда музея в городе Нукус уступает только коллекции Русского музей в Санкт-Петербурге. Это заслуга бывшего директора местного музея Игоря Савицкого: он начал пополнять коллекцию предметами народного творчества и археологическими артефактами и так увлекся, что переключился сначала на картины художников «туркестанского авангарда», а потом и на работы опальных художников за пределами республики. Савицкий буквально спас полотна Константина Истомина, Роберта Фалька, Любови Поповой и других знаковых фигур XX века, негласно вывозя их из Москвы на поездах как личные вещи. Выставка расположена сразу в двух зданиях музея, но на нее действует единый билет.

Джорджо Моранди. 1890−1964

Где: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. еков


Джорджо Моранди — значительная фигура в живописи ХХ века, предтеча минимализма. Масштабная ретроспектива в Пушкинском позволяет тщательно изучить различные периоды творчества художника. Она для тех, у кого есть время и желание медленно пройтись по залам, четыре из которых заняты знаменитыми монохромными натюрмортами. Кроме них представлены метафизические полотна, пейзажи, портреты и гравюры. Архитектор Кирилл Асс преобразовал залы музея так, что они сами напоминают аскетичные работы Моранди.

До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев.

Где: Еврейский музей и центр толерантности

Вторая часть выставки-блокбастера, посвящённой работам 1918−1930 годов, то есть уже советского периода, когда авангард стал неудобен власти. Полотна, заклейменные формалистcкими, массово отправлялись «в ссылку» в города по всей стране, от Костромы до Омска, от Краснодара до Архангельска, что, собственно, и позволило им сохраниться до наших дней. Более ста картин объединены по стилям и школам, беспредметному и фигуративному направлениям, показывая все разнообразие советского авангарда. Выставка знакомит как с забытыми полотнами мэтров авангарда — Василия Кандинского, Эля Лисицкого, Любови Поповой, Александра Родченко — так и с работами учеников Малевича и малоизвестных художников.

О личности Моранди

Моранди - удивительный феномен. Его образ жизни не характерен для персон из учебника по истории искусств, и вообще нетипичен для XX века. Моранди не был богемным художником - напротив, он вел обычную жизнь и проводил свое время так, как все обычные жители Болоньи. С личной жизнью у него не сложилось: он делил дом с тремя сестрами, которые полностью отдали себя ему. А Моранди, в свою очередь, всего себя отдал творчеству, ни на что больше не отвлекаясь.

О роли Сезанна для искусства XX века

Раннее творчество Моранди принято относить к метафизическому направлению, важному для итальянского искусства начала XX века. В юности Моранди работал в духе творчества и , но вскоре он стал искать свой собственный путь. Произведения раннего периода на выставке в Пушкинском представлены тремя картинами.

В начале XX века живопись впервые не просто переживает временный кризис, но и теряет роль главного итальянского искусства, язык которого сформировался еще на рубеже XIII и XIV веков. В его основе лежала литература - включая такие великие имена, как Данте Алигьери и Франческо Петрарка. С XVIII века изобразительному искусству в Италии отводится главная общественная роль. В XIX веке эстафета передается, и главным национальным искусством становится опера.

Перелом в изобразительном искусстве происходит благодаря открытию французской живописи - Пуссену, Курбе, Жерико и Сезанну, которые составляли одну линию. Ключевую фигуру для всего XX века представлял собой Сезанн, именно он показал, что импрессионизм себя изжил. Импрессионистам удалось перевести жизнь на язык чистой и поэтичной живописи, но вместе с тем они сводили живопись к сиюминутному ощущению, уничтожая ее основы. Сезанн же смог вернуться к основам классической живописи.

Джоржо Моранди в мастерской. Около 1950 года

© Ansa/Archivi Fratelli Alinari, Firenze

О пути итальянского искусства начала прошлого века

В начале XX века итальянские художники начали открывать для себя Сезанна и других французов. В стране стали появляться журналы, рассказывающие о новых направлениях в искусстве и печатавшие французские репродукции. Кроме того, французские живописцы посещали Венецианскую биеннале - там же с ними познакомился и Моранди, который на протяжении всей своей жизни кроме итальянской Швейцарии почти никуда не ездил. Даже в Рим из своего дома в Болонье, где он постоянно и жил, и работал, он отправлялся только ради того, чтобы увидеть Караваджо и Пьетро делла Франческа - остальные классики - Боттичелли, Рафаэль - его не очень волновали.

Открыть итальянцам собственную классику и увидеть абсолютную ценность в итальянском возрождении помог Сезанн. Этому пути следовали Карра и де Кирико, пусть для последнего это и не было так явно. Некоторые работы Карры очень сильно напоминают Пьетро делла Франческа - показательного художника для итальянского XV века, чья живопись сосредоточена на пластике, композиции пространстве. Для таких новаторов первого-второго поколения Возрождения были очень важны перспектива и перспективные построения: именно так они искали новые пути в искусстве.


Джорджо Моранди. Цветы. 1918. Холст, масло. Частная коллекция

О сути итальянской живописи

Чтобы понять суть искусства Моранди, нужно разобраться с тем смыслом, который имело обращение итальянцев в XX веке к собственным истокам. Начиная с эпохи Возрождения и дальше главная проблема, которая волновала итальянских живописцев, - это взаимодействие пространства и пластической формы. Ее в разных школах решали по-разному - совсем как математическую задачу. Разные решения формировали разные языки и разную образную ткань.

Первым проблему формы поставил Джотто. Каждая его работа в некотором смысле представляет собой раму в пространстве, внутри которой помещены фигуры. В отличие от византийского искусства с его бестелесностью, фигуры Джотто имеют объем как скульптуры. До Джотто иконы представляли собой скорее знак и символ, в этих картинах не было действия и как будто не было окружающего мира. А в работах Джотто появилась драматургия. Он не только показывал сюжет, но и будто бы превращал происходящее в театр. Так итальянцы сумели заставить живопись - искусство вневременное - жить во времени.

Проблема формы показательна и для итальянского натюрморта. По-новому эту проблему обозначил Караваджо: в отличие от Джотто, он не прописывал пространство детально, а мог просто наметить фон плоскостью и поместить внутри него объемное тело. У Караваджо есть картина-манифест «Корзина с фруктами», где фактически нет пространства, нет стола. Вместо этого намечено только боковое ребро, однако возникает иллюзия, будто это пространство есть: потому что Караваджо подчеркивает его тенью.

Конечно, искусство - это не только форма, но недооценивать значение формы неправильно. Понимание пластики формы было главной проблемой европейского искусства в целом. Показательно, что за пределами Италии пластику так же глубоко понять не удалось. В немецкой и французской живописи проблема формы, например, может вообще отсутствовать. Многим мировым художникам не удалось простроить этого пространственного отношения внутри своей живописи. Может быть, в этом и есть особенность итальянского мышления.


Джорджо Моранди. Натюрморт. 1958. Холст, масло. Частная коллекция, Турин

О значении натюрморта для Моранди

В интервью 1953 года Моранди подчеркивает важность того момента, когда он открыл для себя Сезанна. При этом именно Сезанн начинает впервые после импрессионистов заниматься натюрмортом. Из импрессионистов только Ренуар немного занимался натюрмортом, хотя и не уделял ему большого значения. Такой расклад неслучаен: натюрморт - это упражнение с бессюжетной пространственной формой, где сюжет не заслоняет живопись. А для Моранди суть живописи составляла именно форма.

Так складывается путь Моранди в истории искусства XX века: он идет в том направлении, которое наметил Сезанн, обращается к своим национальным классикам, например Пьетро делла Франческа, и выбирает в большей степени натюрморт, чем пейзаж (в отличие от Сезанна, у которого все было наоборот: пейзаж ему был интереснее). Моранди видит в натюрморте чистое пространство и чистую форму. В то время как многие художники в начале XX века уходили в чистый формализм и абстракцию, Моранди в их ряду находит свой собственный путь, придерживаясь фигуративного языка.

Моранди говорил, что признает только искусство для искусства, а не ради политики, ради языка и так далее. Он выбирал фигуративное искусство, и оттого кажется, будто бы изображал обыденный мир. На самом деле этот обыденный мир его не интересовал. Мы знаем, как он собирал композиции для своих картин: он покрывал свои сосуды и изящные фарфоровые вазочки гипсом и темперой, красил их в разные цвета. Так он уходил от их бытового смысла и упрощал их.


Джорджо Моранди. Натюрморт. 1941. Холст, масло

© Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

О скромности Моранди

Искусство обманчиво своим сходством с окружающим миром. В этом смысле музыка как будто бы проще для восприятия: она уже заранее готовит нас к абстракции, предлагая чистый мир звука. Моранди из своей живописи будто бы создает музыкальную композицию на взаимодействии ритмики и форм, передавая так свое видение жизни. Может показаться, что всю свою жизнь он писал одно и то же, но совершенно по-разному.

Искусство Моранди отражает все события, что случились в мире за время его жизни. За любовь к затворничеству его называли монахом в келье. При этом монах из кельи участвовал в Первой мировой войне, прошел через эпоху фашизма, Вторую мировую войну. Пока он боролся за свою творческую независимость, пришлось прожить небезоблачную жизнь. Моранди никогда не писал для заработка, жил очень скромно. Работал он очень медленно, создавая всего несколько работ в год. Однажды к нему в мастерскую пришел Антониони, чтобы купить у него картину, в итоге великий деятель кинематографа ушел ни с чем - Моранди сказал, что на продажу ничего нет.

В XX веке искусство было предельно ангажировано - не только в период тоталитаризма, когда в Италии масса художников была коллаборационистами, но и в более сложном смысле - искусство быстро развивалось, а многие художники поддавались влиянию различных стилей и направлений. Моранди же удалось сохранить чистоту своего стиля и не идти на компромиссы. В начале своего пути он был на короткий период связан с метафизикой, но после этого за всю свою жизнь не испытывал никакого влияния других художников или художественных групп. В этом смысле Моранди - это не Пикассо.

Редакция выражает кураторам ГМИИ благодарность за помощь в подготовке материала.

Знаменитый итальянский мастер Джорджо Моранди (1890–1964), прославившийся на весь мир почти монохромными и будто потусторонними натюрмортами и пейзажами, возвращается в Москву почти сорок лет спустя. Его последняя выставка в России проходила здесь же, в ГМИИ им. А. С. Пушкина , в 1973 году, спустя девять лет после смерти художника, возродившего в XX веке былую арт-славу Болоньи.

«Я художник такого типа натюрмортов, которые передают ощущение спокойствия и уединения, настроения, которым я всегда дорожил», - говорил о себе Моранди. Художник умышленно подбирал объекты для своих полотен - прозрачные и полупрозрачные вазы, горшки и бутылки, сосредотачиваясь лишь на композиционном балансе.

Джоржо Моранди в мастерской
около 1950 г.
© Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenze

Вереницы таких картин, конечно, могут быть невероятно скучны - а именно так экспонируют их в его родном городе, в музее его имени. Но кураторы Пушкинского выбрали хронологический формат ретроспективы, а значит, скучно не будет: в ранние годы Моранди активно экспериментировал (в его арсенале того времени разнообразные стили авангардной живописи), а затем занимался и гравюрой.

Всего в Москве показывают более девяноста произведений разных периодов - от живописи и гравюр до фотографий и личных вещей художника из Музея Моранди в Болонье, флорентийского Фонда Роберто Лонги и частных собраний.

«Натюрморт»
1941
Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

«Натюрморт»
1958
Частная коллекция, Турин

С 25 апреля по 10 сентября в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков пройдет масштабная ретроспектива творчества Моранди (1890-1964), одного из ведущих художников Италии ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи.

Творчество Моранди давно получило мировое признание, а сегодня его произведения в центре внимания международной зрительской аудитории и художников, для которых они не теряют своей актуальности. На выставке будет представлено более 90 экспонатов, среди которых 82 шедевра мастера из всемирно известных музеев и частных коллекций.

Цель выставки — показать масштабность творчества Джорджо Моранди. Отобранные для экспонирования в Москве произведения охватывают весь творческий путь художника, плодотворно работавшего на протяжении полувека.

В экспозиции будет показано около 70 живописных полотен и акварелей, с достаточной полнотой характеризующих этапы творческого пути мастера — от авангардных метафизических композиций до самых поздних эмоционально взволнованных работ, отличающихся строгостью и образной глубиной. На протяжении всей жизни художник сохранял верность двум жанрам — натюрморту и пейзажу, изображая предметный мир и природу, которые его окружали.


Экспозиция построена в хронологической последовательности и тематически будет разделена на главные направления: автопортрет, натюрморт, пейзаж и цветы. В некоторых случаях особый акцент сделан на работах, которые сам Моранди называет «вариантами» — это схожие, но всегда отличающиеся друг от друга композиции с изображением одних и тех же предметов.

Чтобы предоставить зрителям возможность более подробно ознакомиться с методом работы Моранди, в отдельном разделе выставки будет представлено около 20 гравюр, демонстрирующих талант Моранди-гравера — этот его талант получил мировое признание, и впервые за свои гравюры мастер был награжден премией на биеннале в Сан-Паулу в 1953 году. Наряду с гравюрами экспозиция включает и несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национального центра графики (Рим).

Произведения для выставки скрупулезно отбирались кураторами в крупных музейных коллекциях: в Музее Моранди в Болонье — официальной институции, представляющей работы художника, в фондах, в частности в Фонде Маньяни Рокка (Траверсетоло, Парма) и Фонде Роберто Лонги (Флоренция), а также в авторитетных частных коллекциях.


Кроме того, на выставке будут показаны некоторые предметы из мастерской Моранди, предоставленные Объединением музеев Болоньи. Этот раздел выставки будет сопровождаться фотографиями художника и мастерской Моранди.

Этот выставочный проект во всей своей полноте ставит целью ознакомить российских зрителей с творческими идеями и масштабом личности Джорджо Моранди, который, как говорил он сам, в своих произведениях стремился «дотронуться до дна, до самой сути вещей».