Монолог вот тото все вы. Горе от ума – монолог Фамусова: «Вот то-то, все вы гордецы

Меню статьи:

Прежде чем делать выводы из монолога Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы», нужно сначала обратить пристальное внимание на характер самого этого героя, выяснить, он положительный или отрицательный и какое значение имеют его речи в комедии И. Грибоедова «Горе от ума».

Кто такой Фамусов?

Павел Афанасьевич Фамусов – влиятельный дворянин, занимающий большой пост в Москве. Он – управляющий в казенном месте, отец семнадцатилетней Софии.

Человек консервативных взглядов, Фамусов противится любым переменам, происходящим в государстве. Кроме того, он враг чтения, образования и всего нового, предпочитающий жить согласно устоявшимся понятиям и взглядам.

Павел Афанасьевич – олицетворение всего дворянского общества в целом.

Чем вызван монолог Фамусова

Причиной монолога Павла Афанасьевича Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы» стало желание убедить Чацкого, спорящего с ним, в своей несомненной правоте.

Этот, по мнению Фамусова, опасный для общества человек, надолго вывел его из равновесия своей фразой: «Служить бы рад – прислуживаться тошно», и он хочет непременно навязать свою точку зрения, которую считает единственно правильной, наставить на путь истинный бунтаря Чацкого.

Идеал Фамусова

«Вот то-то, все вы гордецы, спросили бы, как делали отцы» – начинает речь рассерженный Павел Афанасьевич, давая понять, что поступки отцов для него – образец для подражания, и другого образа жизни он просто не приемлет. «Учились бы, на старших глядя» – упрекает он, и сразу же приводит в пример своего покойного дядю Максима Петровича, который, по его мнению, достоин всяких похвал.

Фамусов акцентирует внимание на том, что он «не то на серебре, на золоте едал». Истинными ценностями этого героя являются материальные и только материальные блага, погоня за богатством.

Предлагаем Вашему вниманию монолог Чацкого из комедии “Горе от ума” А. Грибоедова.

Дядя Фамусова окружал себя роскошью, и это больше всего нравилось недалекому во взглядах на жизнь герою. «Весь в орденах» – еще одно достоинство Максима Петровича, подчеркнутое Фамусовым. Правда, потом он упоминает о падении своего кумира, но преподносит ситуацию настолько умело, что даже в этом случае Максим Петрович выглядит молодцом: «На ку́ртаге ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб» – восхищается он. И продолжает:
«Старик заохал, голос хрипкой;
Был высочайшею пожалован улыбкой; Изволили смеяться; как же он? Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
Упал вдруго́рядь – уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно…»



Казалось бы, такое кривляние вызывает у людей негативные ассоциации, но только не у Фамусова. «А? как по‑вашему? по‑нашему – смышлен.

Упал он больно, встал здорово» – делает вывод он.

Темы, рассматриваемые в монологе Фамусова

Фамусов в своем монологе подчеркивает мысль, что успеха добиться можно только путем угодничества низших чинов перед высшими. «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб» – не стесняется приводить в пример такое качество Фамусов. Он уверен, что самое главное для человека – добиться признания в обществе, даже если для этого потребуется унизиться перед одними и унизить других.

Фамусовское общество – минувший век

Монолог Фамусова в произведении Грибоедова «Горе от ума» представлен с определенной целью: показать разложение так называемого фамусовского общества; осудить взгляды тех людей, которые являются противниками творчества, образования, всяких нововведений и хороших идей; которые ошибочно уверены, что жить так, как они – единственно правильно и разумно и которые считают, что причиной всех бед является наука.


Отрицательный герой – Максим Петрович – представлен в глазах Фамусова идеалом, которому просто необходимо подражать. И в этом – трагедия изживающего себя дворянства как класса в целом.

Реакция Чацкого на монолог Фамусова

Прослушав этот монолог, Чацкий возражает: «И точно, начал свет глупеть». Он категорически не согласен с тем, что сказал Фамусов, но понимает, что большие перемены ожидают общество только в будущем. Сейчас же люди стучат лбом об пол, и это унижение перед высшими чинами считается не только нормальным, но даже похвальным. Такая «раболепская» точка зрения совершенно неприемлема для Чацкого, но его время еще не наступило.

Современные Фамусовы

Многие писатели-классики, критикующие застойное прошлое, видели выход в людях будущего, которые поведут человечество по новому пути. Однако, с тех пор, как Грибоедов написал свое произведение, прошло почти двести лет, но и сейчас появляются Фамусовы, только уже в другом обличье и с другими наставлениями. Да, мир изменился, человек многого достиг, особенно в техническом прогрессе, наука движется вперед семимильными шагами, но пороки общества проявляют себя так же, как и прежде. Есть даже такое понятие как «фамусовщина» – то есть косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз навсегда определенный уклад жизни… И такие люди, к сожалению, встречаются в современном мире.

Монолог Фамусова “Вот то-то, все вы гордецы” из комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

5 (100%) 1 vote

* ДЕЙСТВИЕ II *
ЯВЛЕНИЕ 2


Чацкий

Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?

Фамусов

Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.

Чацкий

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Фамусов

Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; *
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.
А в те поры все важны! в сорок пуд...
Раскланяйся - тупеем * не кивнут.
Вельможа в случае * - тем паче,
Не как другой, и пил и ел иначе.
А дядя! что твой князь? что граф?
Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге * ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкой;
Был высочайшею пожалован улыбкой;
Изволили смеяться; как же он?
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
Упал вдругорядь - уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по вашему? по нашему - смышлен.
Упал он больно, встал здорово.
Зато, бывало, в вист * кто чаще приглашен?
Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?
Максим Петрович! Шутка!
В чины выводит кто и пенсии дает?
Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, - нутка!

Чацкий

И точно, начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом,
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.
Прямой был век покорности и страха,
Все под личиною усердия к царю.
Я не об дядюшке об вашем говорю;
Его не возмутим мы праха:
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком?
А сверстничек, а старичок
Иной, глядя на тот скачок,
И разрушаясь в ветхой коже,
Чай приговаривал: "Ax! если бы мне тоже!"
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;
Недаром жалуют их скупо государи.

Фамусов

Ах! Боже мой! он карбонари! *

Чацкий

Нет, нынче свет уж не таков.

Фамусов

Опасный человек!

Чацкий

Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.

Фамусов

Что говорит! и говорит, как пишет!

Чацкий

У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок.

Фамусов

Он вольность хочет проповедать!

Чацкий

Кто путешествует, в деревне кто живет...

Фамусов

Да он властей не признает!

Чацкий

Кто служит делу, а не лицам...

Фамусов

Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам.

Чацкий

Я наконец вам отдых дам...

Фамусов

Терпенья, мочи нет, досадно.

Чацкий

Ваш век бранил я беспощадно,
Предоставляю вам во власть:
Откиньте часть,
Хоть нашим временам в придачу;
Уж так и быть, я не поплачу.

Фамусов

И знать вас не хочу, разврата не терплю.

Чацкий

Я досказал.

Фамусов

Добро, заткнул я уши.

Чацкий

На что ж? я их не оскорблю.

Фамусов (скороговоркой)

Вот рыскают по свету, бьют баклуши,
Воротятся, от них порядка жди.

Чацкий

Я перестал...

Фамусов

Пожалуй, пощади.

Чацкий

Длить споры не мое желанье.

Фамусов

Хоть душу отпусти на покаянье!

Перейти на... Новостной форум Форум для обсуждений общих вопросов по курсу Глоссарий Уважаемые родители! Уважаемые коллеги! Давай познакомимся! Задание Введение Словарь Домашнее задание Советуем познакомиться План урока Ария князя Игоря Фрагмент фильма Поэтический перевод Н. Заболоцкого и перевод Д.С. Лихачева Ответь письменно на вопрос План урока Презентация Комментированное чтение Жанровое своеобразие «Слова о полку Игореве» Домашнее задание План урока Тест Тест в формате ЕГЭ Лекция академика Дмитрия Сергеевича Лихачева Напиши сочинение План урока План урока Проверочная работа Ломоносов – реформатор РЕФОРМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ Домашнее задание Попробуй пройти тест Глоссарий План урока Ода (в сокращении) Отрывок для заучивания Материал для самостоятельного изучения Гавриил Романович Державин Военная карьера – гражданская карьера Державин – поэт. Первые опыты Зрелые годы РУИНА ЧТИ План урока Фелица Образ поэта Задание Анализ «Памятника» ПАМЯТНИК Домашнее задание План урока Работа с цитатами ФАКТЫ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ Задание План урока Тест: Факты жизни писателя « НЕДОРОСЛЬ » Задание План урока Отрицательные персонажи Отрицательные персонажи (продолжение) Основные проблемы комедии « Недоросль» Исследовательская работа Подведем итоги План урока Карамзин - журналист Карамзин-историк ОСНОВАТЕЛЬ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА Задание План урока Это интересно Задание Сравнительная таблица. Основные черты. ПОДУМАЕМ НАД СМЫСЛОМ ПОВЕСТИ Афоризмы Н.М. Карамзина Советуем посмотреть Тест Установи соответствие Домашнее задание План урока НЕВЫРАЗИМОЕ Романтизм и реализм Творчество МОРЕ Анализ поэтического текста. Море История любви Романтические искания (1808-1830) «Гений перевода» «Невыразимое» План урока Тест Жизненный и творческий путь Жизненный и творческий путь План урока Заполни пропуски Комедия классицизма. Теория. Чаадаев Петр Яковлевич Декорации и костюмы Комментированное чтение. I действия Действие I План урока Проверка домашнего задания Распределите цитаты Петрушка, вечно ты с обновкой Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой Действие II. Явление 11 План урока Действие III Ответы Иллюстрации Д.Н. Кардовского Иллюстрации Н. В. Кузьмина План урока Действие IV. ЯВЛЕНИЕ 4 Ответ 1 Действие IV . ЯВЛЕНИЕ 12 Не образумлюсь... виноват Выявление черт различных жанров в комедии Гончаров - критик. Мильон терзаний Домашнее задание В. Г. Белинский о комедии «Горе от ума» И.А. Гончаров о комедии «Горе от ума» А. А. Григорьев о Чацком В. Э. Мейерхольд о постанове комедии К. С. Станиславский о комедии Материалы для сочинений Тест Соотнести реплики персонажей с их портретными изображениями Тест Второстепенные персонажи Задания формата ЕГЭ План урока Лицейский период (1813- май 1817 г.) Петербургский период (июнь 1817 - начало мая 1820 г.) Период южной ссылки (май 1820 - июль 1824 г.) Ссылка в Михайловское (август 1824 - сентябрь 1826 г.) Творчество конца 20-х годов (сентябрь 1826- начало сентября 1830 г.) Болдинская осень (1830) Творчество 1830-х годов (1831-1836) План урока Ода «Вольность» (1817) Ответы Деревня (1819) К Чаадаеву «Птичка», «Узник» Во глубине сибирских руд АНЧАР Домашние задание. Лицейские друзья План урока Тема дружбы в разные периоды творчества Пушкина Анакреонтические мотивы Южный период (1820-1824) Позднее творчество (конец 1820-х - 30-е годы) План урока Я вас любил... Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ... Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина МАДОННА На холмах Грузии лежит ночная мгла План урока Телега жизни Телега жизни (Анализ) Дорожные жалобы (текст и вопросы для анализа) Брожу ли я вдоль улиц шумных… Тест Когда за городом, задумчив, я брожу Задание БЕСЫ Задание План урока ПОЭТ ПРОРОК Exegi monumentum Тест по творчеству А.С. пушкина (Биография и лирика) Тест в формате ЕГЭ Источники «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Жанр. Сюжет. Композиция» Опера «Евгений Онегин» План урока Текст первой главы с примечаниями Исследовательская работа Значение первой главы Введение Внимательный читатель Евгений Онегин и Владимир Ленский Анализ шестой главы романа Домашнее задание Белинский и Герцен о Ленском План урока Татьяна и Ольга. Сравнительная характеристика Татьяна Ларина Образ Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Образ Татьяны Лариной (В.Г. Белинский) Достоевский о Татьяне Лариной Споры о Татьяне в русской критикеXXвека План урока В.Г. Белинский об Онегине Ф.М. Достоевский об Онегине Гуковский об Онегине Мережковский об Онегине Образ автора в романе «Евгений Онегин» - реалистическое произведение Материалы для написания сочинения Контрольное задание №1 Контрольный тест Тест в формате ЕГЭ План урока Биография Этапы творческого пути М.Ю. Лермонтова СМЕРТЬ ПОЭТА Средства художественной выразительности «Смерть поэта» (вопросы и задания) План урока Парус Когда волнуется желтеющая нива И СКУЧНО И ГРУСТНО План урока Нет, я не Байрон, я другой Я жить хочу! хочу печали Я жить хочу! МОЛИТВА Есть речи - значенье Поэт «Поэт». Вопросы и задания ПРОРОК План урока НИЩИЙ МОЛИТВА Расстались мы, но твой портрет План урока Прощай, немытая Россия, РОДИНА ДУМА Контрольный тест Тест в формате ЕГЭ План урока Предисловие (текст) Предисловие. Вопросы и задания Сюжет и композиция романа Роль рассказчика в романе Задание Иллюстрации к роману План урока Бэла Анализ эпизода Максим Максимыч Задание Психологический портрет Печорина (отрывок) План урока Предисловие Тамань Княжна Мери Размышления Печорина накануне дуэли Фаталист План урока Печорин и Максим Максимыч Печорин и Грушницкий Печорин и Вернер Сопоставительный анализ мужских образов романа Дружба в жизни Печорина План урока Образ Бэлы в романе Белинский о романе. Домашнее задание Роман в критике Задание План урока Черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени» Контрольный тест План урока История создания Мертвых душ. Особенности жанра и композиции Данте Алигьери «Божественная комедия» Данте Алигьери. Биография «Божественная комедия» «Построение поэмы. Система образов» Итоговые вопросы План урока Манилов Коробочка Ноздрев Собакевич Плюшкин Задание Задание №2 План урока Образ города в поэме Эпизод Глоссарий Повесть о капитане Копейкине Чичиков и чиновники города NN Поэма о величии России Собакевич об умерших крестьянах Русь! Русь! вижу тебя Образ автора в поэме «Мертвые души» Домашнее задание План урока Портрет, одежда, речь Глава 11. Биография героя Выводы «Живая» душа Чичиков или «мертвая»? Домашнее задание Задание Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками Контрольный тест по поэме Домашнее задание Жизненные источники повести Шинель Гоголевское видение темы «маленького человека» «Медный всадник» и «Шинель» Тест Кукрыниксы. Шинель Савва Бродский. Шинель План урока Некрасов - поэт и журналист Некрасов как редактор Основные темы лирики Некрасова Домашнее задание В дороге (текст) В дороге (вопросы и задания) Вчерашний день (текст, задания) Тройка Тройка (вопросы и задания) Любовная лирика Некрасова Ты всегда хороша несравненно Я не люблю иронии твоей Мы с тобой бестолковые люди Вопросы и задания Контрольный тест Тест в формате ЕГЭ Домашнее задание Детские годы В инженерном училище Начало литературной деятельности В кружке Петрашевского Арест и ссылка «БЕДНЫЕ ЛЮДИ» Работа с текстом Анализ произведения Домашнее задание Исследовательская работа План урока Лев Николаевич Толстой Глава XXX. МОИ ЗАНЯТИЯ Глава XXXI. COMME IL FAUT Глава XLV. Я ПРОВАЛИВАЮСЬ Вопросы к повести «Юность» Домашнее задание План урока "Тоска". Текст. Вопросы и задания Задание по рассказу «Смерть чиновника» Контрольный тест Домашнее задание Иван Алексеевич Бунин Иван Алексеевич Бунин План урока Проверь себя На распутье План урока Блок и его окружение Презентация Александр Александрович Блок Блок и его время Россия Учимся определять стихотворный размер Вопросы и задания к стихотворению "Россия" Тест Глоссарий План урока А вы могли бы? Послушайте! Тест в формате ЕГЭ План урока Из биографии поэта Поэтические образы. Тропы Цветопись Песенность стиха Край любимый Любовь ко всему живому Учимся определять стихотворный размер Контрольный тест по лирике XX века Справочный материал. Рифма Справочный материал. Стихосложение. Творческое задание Дополнительное задание План урока Жизнь и творчество Автобиографическое признание Главы I-II Глава VI Глава VII Глава IX, Эпилог Итоги План урока Летопись родной земли Презентация «Михаил Александрович Шолохов». Иллюстрации Кукрыниксов Судьба человека Шолохов - мастер художественной детали Роль пейзажа в рассказе Этапы развития действия План урока "Матренин двор". Первые впечатления О достоверности изображенного и особенностях жанра О рассказчике-повествователе и героине рассказа О судьбе Матрены и смысле рассказа Задание в формате ЕГЭ Итоговый тест Итоговый тест (окончание) Творческое задание по прозе XX века Установи соответствие Выполни задание


Вот то-то, все вы гордецы. Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя

Вотъ то-то, всѣ вы гордецы.

Спросили бы, какъ дѣлали отцы?

Учились бы, на старшихъ глядя.

Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. 2, 2. Фамусовъ.

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "Вот то-то, все вы гордецы. Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя" в других словарях:

    Вот то то, все вы гордецы Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя Грибоедов. Горе от ума. 2, 2. Фамусов … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Монолог - (от греч. mуnos – один и lоgos – слово, речь) представляет собой речь, обращенную к самому себе или другим (речь от первого лица), не рассчитанную, в отличие от диалога (см.), на непосредственную вербальную реакцию другого лица (лиц). – М.… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795 1829). Слова Чацкого (действ. 2, явл. 2). Фамусов Сказал, бы я, во первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди тка послужи. Чацкий Служить бы рад, прислуживаться… … Словарь крылатых слов и выражений

Предлагаем вашему вниманию музыкальную композицию от исполнителя - Lil Kid, под названием - Монолог Фамусова Вот то-то, все вы гордецы. На данной странице вы сможете не только прочитать слова или текст песни Lil Kid – Монолог Фамусова Вот то-то, все вы гордецы , но и воспользоваться возможностью онлайн прослушивая. Для того чтобы скачать Lil Kid – Монолог Фамусова Вот то-то, все вы гордецы на ваш персональный компьютер нажмите на соответствующую кнопку расположенную правее данного текста.

Lil Kid - Монолог Фамусова Вот то-то, все вы гордецы

317268953

Слова Lil Kid - Монолог Фамусова Вот то-то, все вы гордецы

Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; *
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.
А в те поры все важны! в сорок пуд...
Раскланяйся - тупеем * не кивнут.
Вельможа в случае * - тем паче,
Не как другой, и пил и ел иначе.
А дядя! что твой князь? что граф?
Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге * ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкой;
Был высочайшею пожалован улыбкой;
Изволили смеяться; как же он?
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
Упал вдругорядь - уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по вашему? по нашему - смышлен.
Упал он больно, встал здорово.
Зато, бывало, в вист * кто чаще приглашен?
Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?
Максим Петрович! Шутка!
В чины выводит кто и пенсии дает?
Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, - нутка!