Монголо-татарское иго на Руси. Суждения и оценки (основные точки зрения на взаимоотношения Руси и Орды в XIII-XV вв.)

Изучение монголо-татарского нашествия в нашей стране имеет многовековую историю. Оно началось с того далекого времени, когда русские летописцы - современники нашествия, вернувшись в разгромленные Батыем города, описывали события «Батыева погрома» и делали попытки оценить обрушившееся на Русь бедствие. Все летописи, независимо от их политической ориентации, называют татарский погром страшным бедствием для русской земли, «злом христианам». С горечью вспоминали современники о былом могуществе и богатстве русской земли, «многими городами украшенной», и рисовали картины страшного разгрома после нашествия Батыя.

Однако уже в первые десятилетия после «Батыева погрома» прослеживается особенность, характерная для последующей историографии монгольского нашествия: стремление подчинить освещение событий непосредственным политическим целям. При анализе летописных записей о нашествии Батыя в различных сводах заметно различное отношение летописцев к событиям. Если в южнорусской летописи (Ипатьевская летопись) всячески подчеркивалась жестокость монголов и их вероломство (многочисленные упоминания о татарской «льсти»), красочно описывалась оборона русских городов (Козельска, Киева и других), то суздальский летописец (Лаврентьевская летопись), отражавший примирительную по отношению к Орде политику северорусских князей, повествует о нашествии Батыя более сдержанно и лояльно. Лаврентьевская летопись совершенно не упоминает о вероломстве монголо-татар, настойчиво проводит мысль о невозможности сопротивления завоевателям (с этой целью, вероятно, было совершенно упущено известие о героическом сопротивлении Козельска и ряда южнорусских городов), а в дальнейшем отмечает, что ордынские ханы принимали явившихся с покорностью русских князей «с честью» и отпускали «много почтивше».

Примирительное отношение к татарскому владычеству, отражавшее реальную политику русских феодалов, было вообще характерно для летописцев в первые полтора века после нашествия Батыя; только в годы, когда в Орде происходили смуты, в летописях появлялись обличавшие иго записи (например, под 1262 и 1409 гг.).

Новые тенденции в оценке монголо-татарского владычества складываются в процессе борьбы русского народа за свержение иноземного ига. В московском летописании утвердилось представление о периоде монголо-татарского ига как о времени угнетения, разжигания ордынскими ханами «усобиц» и «неустроения» Руси. Это время противопоставляется и домонгольской истории Руси, и времени объединения русских земель «под рукой» великого московского князя (Казанский летописец XVI в.). С таких же позиций оценивает иго «Степенная книга» и «Синопсис» архимандрита Иннокентия Гизеля (1674 г.), выдержавший 30 изданий и надолго ставший самым популярным русским историческим сочинением.

Попытка дать общую картину событий монголо-татарского нашествия и оценить его роль в истории Руси относится к XVIII столетию (В.П. Татищев, И.Н. Болтин, М.М. Щербатов и др.).

Большое значение в дальнейшем изучении всего комплекса вопросов, связанных с монголо-татарским завоеванием, сыграли конкурсы на разработку этой темы, объявленные Российской Академий наук. В 1826 г. в «Программу задач, предложенных Российской Академией наук», был включен вопрос о последствиях монголо-татарского завоевания для Руси.

В 1832 г. Российская Академия наук вторично объявила конкурс на разработку вопроса о монгольском завоевании Восточной Европы и истории Золотой Орды, установив первую премию в 200 червонцев. «Программа задач, предлагаемых Академией Наук к соисканию 1834 и 1835 гг. по части истории», составленная известным востоковедом первой половины XIX в. академиком X. Френом, представляла, по существу, изложение взглядов самого автора программы на роль монголо-татарского завоевания.

В 30-х годах XIX в., непосредственно после опубликования «Программы» Академии наук, появились два больших курса русской истории: «История русского народа» Н.А. Полевого и «Русская история» Н.Г. Устрялова. Н.А. Полевой писал, что в «монгольский период» перед «бурей» нашествия «исчезают самобытные частности» и появляется «из мелких русских княжеств великое Российское государство». Однако, по его мнению, образование единого русского государства произошло не благодаря содействию монголов: Орда и не догадывалась, что «внук Калиты, губителя родных, щедрого поклонника ханов, обнажит уже на Орду меч». Н.Г. Устрялов признает известное содействие ордынских ханов «в перевесе князя Московского над удельными», но тоже подчеркивает, что это содействие не следует преувеличивать. Татарское влияние, по мнению Н.Г. Устрялова, проявлялось в изменении представлений народа о верховной власти, в усилении власти князей над всеми слоями русского общества, в некоторых изменениях податной системы и уголовном праве (смертная казнь, телесные наказания), однако татары не изменили «самобытности народной».

Дальнейшее развитие взглядов на монгольское нашествие содержится в трудах историков «государственной школы» К.Д. Кавелина и С.М. Соловьева.

К.Д. Кавелин сформулировал свою точку зрения на монголо-татарское иго в статье «Взгляд на юридический быт древней Руси» (1846 г.). По его мнению, татары не внесли в развитие русского исторического процесса никаких новых «начал», способных разрушить «родовой быт славян», и «все монгольское влияние ограничилось несколькими словами, может быть, и даже вероятно, несколькими обычаями, не совсем для нас лестными, каковы: пытка, кнут, правеж». Однако и К.Д. Кавелин отмечает, что «монголы разрушают удельную систему», а татарское владычество «усилило власть великого князя и тем воссоздало видимый центр политического единства Руси», способствуя в известной степени складыванию «единодержавия».

В целом историография 30-40-х годов XIX в. характеризуется большим вниманием историков к событиям монголо-татарского нашествия, постановкой принципиальных вопросов о роли монгольского ига в русской истории и о степени влияния завоевателей на различные стороны жизни русского общества. В это время была подвергнута критике официально-монархическая концепция исторического развития Н.М. Карамзина и в ряде работ и статей, особенно в трудах революционных демократов, сформулирован передовой по тому времени взгляд на монголо-татарское нашествие и его последствия.

50-60-е годы XIX в. внесли мало нового в историографию монгольского нашествия. Немногочисленные статьи, посвященные частным вопросам темы, работы церковных авторов (в которых трактовка исторического материала, как правило, была целиком подчинена задаче восхваления церкви и духовенства) и несколько брошюр из серии «Чтений для народа» - вот, пожалуй, и все, что прибавили эти десятилетия к историографии нашествия.

В 70-х годах появляется ряд университетских курсов и общих статей, в которых заметны попытки оценить последствия монгольского завоевания для истории России. В 1870 г. Н.И. Костомаров в большой статье «Начало единодержавия в древней Руси» выступил против С.М. Соловьева, отрицавшего положительное влияние татарского ига на складывание «единодержавного государства». В отличие от С.М. Соловьева, Н.И. Костомаров утверждал, что «в Северо-Восточной Руси до татар не сделано никакого шага к уничтожению удельно-вечевого строя» и только в татарском «рабстве Русь нашла свое единство, до которого не додумалась в период свободы». В целом, по мнению Н.И. Костомарова, «татарское завоевание дало Руси толчок и крутой поворот к монархии», которая и наступила в результате ослабления Золотой Орды и «перехода верховной власти к великому московскому князю».

80-90-е годы XIX в. мало внесли в историографию монгольского нашествия. В единственном общем курсе этого времени - «Истории России» Д. Иловайского (1880 г.) - не содержится никакой оценки монгольских завоеваний; раздел второго тома «Истории России», посвященный нашествию Батыя, представляет собой простую компиляцию. Немногочисленные статьи, вышедшие в 80-х - начале 90-х годов, касались преимущественно частных вопросов монгольского нашествия.

В начале XX в. продолжалась публикация источников, связанных с историей монголов и монголо-татарского завоевания Руси. В 1907 г. В.О. Поповым были опубликованы «Яса Чингиз-хана» и «Уложение монгольской династии Юань-чао-Дянь-чжань».

В целом для русской буржуазной историографии периода империализма характерно отсутствие новых идей в освещении истории монгольского завоевания, возвращение к теории «решающего влияния» татарского ига на формирование русской государственности, преуменьшение разрушительных последствий татарских погромов. В ряде работ историков этого периода оценка монголо-татарского нашествия на Русь и его последствий вообще отсутствует (Д.И. Троицкий, М. Дьяконов) или представляет собой эклектическое объединение взглядов предшествующих исследователей (Д.И. Багалей, С.К. Шамбинаго).

Подводя итоги развития русской дореволюционной историографии монгольского нашествия, можно отметить, что русские дореволюционные историки накопили значительный фактический материал о завоевании монголо-татарами русских княжеств, сделали ряд ценных наблюдений и интересных выводов по частным вопросам темы и источниковедческому анализу документов. В русской буржуазной историографии периода империализма наблюдается отход от многих правильных положений, выработанных историографией середины XIX в. (особенно в трудах революционных демократов), тенденция к преуменьшению разрушительных последствий татарских погромов и стремление отыскать «положительное влияние» завоевателей на русскую историю (в вопросе о складывании единого русского государства). Источниковедческая база русской дореволюционной историографии монгольского нашествия была недостаточной; мало использовались восточные источники, почти не привлекался к исследованию археологический материал. Можно вполне согласиться с оценкой состояния историографии нашествия, сделанной в 1913 г. К.А. Стратонитским: «Ни в одной книге, ни в одной статье, где рассматривается та или другая сторона нашей жизни хотя сколько-нибудь с исторической точки зрения, не обходится без упоминаний о татарах, татарщине, татарских обычаях... А между тем, едва ли можно указать на какой-либо другой вопрос в русской истории, который был бы так мало разработан, как вопрос о татарах».

Н.С. Трубецкой в статье «О туранском элементе в русской культуре» (1925 г.) подчеркивал мысль об огромном положительном влиянии на русскую культуру и государственность монголов и вообще «туранского народа». По мнению Н.С. Трубецкого, перенимание русским народом характерных для «туранского психологического типа» черт (устойчивость убеждений, сила, религиозность) явилось «благоприятным условием» для образования русского государства, и «туранское влияние» для Руси «в общем было положительно»: «Московское государство возникло благодаря татарскому игу. Русский царь явился наследником монгольского хана: «свер­жение татарского ига» свелось к замене татарского хана православным царем и к перенесению ханской ставки в Москву. Произошло обрусение и оправославление татарщины, и московский царь оказался носителем этой новой формы татарской государственности».

В 1926 г. в книге «Евразийство. Опыт систематического изложения», являвшейся, по существу, официальным изложением программы «евразийцев», подобная схема русского исторического развития была снова подтверждена. В разделе «Общие положения» указывалось: «Термином «Евразия» мы означаем особый материк, как место развития специфической культуры, евразийской и русской. Культурное и географическое единство Евразии сказывается в ее истории, определяет ее хозяйственное развитие, ее самосознание и ее историческую миссию в отношении Европы и Азии... Впервые евразийский культурный мир предстал на сцене как целое в империи Чингиз-хана. Монголы сформулировали историческую задачу Евразии, положив начало ее политическому единству и основам ее политического строя. Они ориентировали к этой задаче евразийские национальные государства, прежде всего и больше всего - Московский улус. Это Московское государство, органически выросшее из Северо-Восточной Руси, заступило место монголов и приняло на себя их культурно-политическое наследие».

К числу историков «евразийской школы» относился в 20-х - начале 30-х годов и Г. Вернадский. Он в полной мере соглашался с традиционной для евразийцев схемой русского исторического процесса и места в русской истории монголо-татарского завоевания.

В статье «Два подвига св. Александра Невского», опубликованной в 1925 г. в «Евразийском временнике», Г. Вернадский писал о том, что монгольское завоевание Руси было в значительной степени оправдано тем, что иначе русские земли попали бы под власть западных государств, и только монголы предотвратили это. «Русь могла погибнуть в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта не могла. Предстояло выбирать между Западом и Востоком. Даниил Галицкий выбрал Запад... Александр Невский выбрал Восток и под его защитой решил отбиваться от Запада». Г. Вернадский хвалил Александра Невского за его «смирение» по отношению к Орде и так оценивал русско-татарские отношения: «Александр видел в монголах дружественную в культурном отношении силу, которая могла помочь ему сохранить и утвердить русскую культурную самобытность от латинского Запада».

«Историческая школа евразийцев» 20-х - начала 30-х годов оставила в наследство зарубежной историографии целую систему взглядов на русскую историю и особенно на роль монгольских завоеваний в истории русского народа и других народов Восточной Европы. В общих чертах взгляды «евразийцев» сводились к следующему:

  • 1) монголо-татарские завоевания рассматривались как исторически необходимое и прогрессивное явление;
  • 2) преувеличивался уровень культуры, государственности, военного искусства монголов; идеализировались «гениальность» и «мудрая государственная деятельность» монгольских ханов и полководцев;
  • 3) замалчивался грабительский характер монголо-татарских завоеваний, разрушавших производительные силы и культуру оседлых стран;
  • 4) русская история рассматривалась лишь в связи с историей монгольской империи как история одного из «монгольских улусов», лишенного самостоятельного исторического бытия;
  • 5) великие достижения русского народа в создании своей самобытной национальной культуры и государственности приписывались «благотворному» монгольскому влиянию, восприятию «монгольской государственной идеи»;
  • 6) объявляя русских «туранским народом», близким монголам и тюркам, «евразийцы» подчеркивали их «противоположность» западно-европейским народам, проповедовали «вечный конфликт» между Востоком и Западом.

Разработка советскими историками вопросов, связанных с оценкой монгольских завоеваний и их роли в истории оседлых народов Азии и Восточной Европы, показала полную научную несостоятельность выводов «евразийцев». Исследования Б.Я. Владимирцева, А.Ю. Якубовского, М.Г. Сафаргалиева показали, что монголо-татары по уровню экономического, политического и культурного развития стояли гораздо ниже покоренных ими народов и не могли дать им ничего «положительного» и «исторически ценного». Раскопки советских археологов Б.А. Рыбакова, М.К. Каргера, Н.Н. Воронина, А.Л. Монгайта, В.К. Гончарова и других на огромном фактическом материале доказали разрушительный характер монголо-татарского завоевания, которое сопровождалось опустошением целых стран, гибелью городов и сельских поселений, массовым избиением населения и привело к длительному упадку ремесла, торговли, культуры. В исследованиях А.Н. Насонова, Б.Д. Грекова, Л.В. Черепнина опровергается мнение о якобы «положительном» влиянии монголо-татар на процесс складывания русского централизованного государства и великорусской народности.

После второй мировой войны в зарубежной буржуазной историографии появились работы, в которых повторялись в тех или иных вариантах многие выводы «евразийской школы». Конечно, в новых исторических условиях, когда Советский Союз возглавил могучий лагерь социализма, когда наша страна вступила в период развернутого строительства коммунизма и стали очевидны преимущества социалистической системы, даже самые яростные враги коммунизма не решаются говорить о «кризисе» большевистской идеологии и скорой «гибели» Советской власти. Но основные исторические выводы евразийцев о «прогрессивности» монгольских завоеваний, о том, что русская культура и государственность сложились под монгольским влиянием, о «вечном конфликте» между западом и востоком, о якобы природной агрессивности «востока» и т.д. до сих пор бытуют в буржуазной историографии.

В первые ряды современной буржуазной исторической науки выдвинулись такие старые «зубры» евразийства, как профессор (ныне американский) Георг Вернадский. В книге «Монголы и Русь» (1953 г.) Г. Вернадский повторяет многие положения евразийцев по этой важной проблеме русской истории. Он полностью растворяет историю России как «субвассала» монгольской империи в истории великих и золотоордынских ханов, старается преуменьшить разрушительные последствия нашествия, дает положительную оценку влияния монголо-татарского ига на формирование русской государственности.

Активная проповедь «прогрессивности» монголо-татарских завоеваний, которая прослеживается в работах Г. Вернадского, является довольно распространенной в современной буржуазной историографии. Так рассматривается, например, монгольское завоевание в «Иллюстрированной истории России», изданной в 1957 г. в Нью-Йорке. Большое распространение получила теория влияния на русскую историю различных иноземных «культур», которая объясняет формирование государственности, права, развитие культуры и т.д. различными «влияниями»: в древности - варягов, с принятием христианства - Византии, в средние века - монголов, а с Петра I - «европейской цивилизации».

История монголо-татарского завоевания XIII в. и его влияния на русскую историю является предметом постоянной фальсификации и со стороны западногерманских реваншистских историков.

Бывший гитлеровский зондерфюрер, а ныне западногерманский историк Г. Раух даже исключает Россию из числа европейских государств. По его утверждению, монгольское завоевание превратило «Московское государство» в «азиатскую державу».

Другой западногерманский историк Г. Штёкль тоже утверждает, Россия, начиная с монгольского нашествия XIII в., уничтожившего все «европейские тенденции», оказалась «вне Европы», стала враждебной и угрожает «вечным восточным империализмом». По примеру своих американских единомышленников, Г. Штёкль отказывает Руси в способно самостоятельно развиваться и называет в качестве определяющих факторов русской истории влияние Византии и татарское господство.

Западногерманский историк Михаил Правдин (псевдоним Mиxaила Хароля) пишет, что в историческом развитии России до начала XVII определяющую роль играли различные иноземные «влияния», и называли Киевскую Русь государством «европейско-византийским», а Московское государство - «варяжско-византийско-монгольским». О «решающем влиянии монгольского ига на образование единого Русского государства на «русский характер» пишет и Герхард Тимм.

Утверждения современных буржуазных историков о России как носительнице особой «азиатской культуры», глубоко отличной от культуры «запада», России как «азиатской стране» преследуют далеко идущие литические цели. Тезис об «исключительности» русской истории, «глубоко отличной» от «европейской», используется апологетами современного капитализма для объявления социалистической революции в России и все еще «на востоке» исторической случайностью, не обязательной для «запада», для проповеди «вечного конфликта» между «востоком» и «западом» для запугивания масс каким-то «восточным империализмом», якобы оставшимся в наследство России от Чингиз-хана. Утверждая, что русская культура и государственность сложились под монгольским влиянием, буржуазные историки стараются доказать неспособность русского народ самостоятельному историческому развитию, стараются принизить геройский подвиг народов СССР.

Взгляды советских историков на монголо-татарское нашествие и его последствия для Руси складывались в процессе преодоления ошибочных тенденций, оставшихся в наследство от русской буржуазной историографии, и в борьбе с «теориями» реакционных зарубежных историков.

Для советской историографии 20-х годов было характерно большое внимание к вопросам истории Золотой Орды, без изучения которой невозможно решить вопрос о степени влияния монголо-татарских завоеваний на русскую историю (работы Н.И. Веселовского, Ф.В. Баллода, В.В. Бартольда, Ф.И. Успенского и других). Однако, справедливо критикуя представление о полной «дикости» татаро-монголов, эти исследователи, в свою очередь, допускали серьезную ошибку, выражавшуюся в преувеличении социального и культурного уровня Золотой Орды и ее влияния на покоренные народы. Так, Ф.В. Баллод приписывает монгольским завоевателям «какое-то особо бережное отношение к представителям науки, искусства и ремесла» и считает их «культурным народом, занимавшимся промышленностью и торговлей», имевшим «свои собственные золотоордынские искусство и архитектуру, плоть от плоти мусульманского искусства, как самостоятельная ветвь». В книге Н.К. Арзютова «Золотая Орда» золотоордынское государство характеризуется как «держава купцов». Известная переоценка роли торговли в экономике Золотой Орды содержится и в статье А. Якубовского «Феодальное общество Средней Азии и его торговля с Восточной Европой в X-XV вв.».

В работах 20-х годов, касающихся монголо-татарского нашествия на Русь и его последствий, взгляды дореволюционных историков по этой проблеме еще не подверглись коренному пересмотру. Даже в работах М.Н. Покровского заметна недооценка разрушительных последствий нашествия, признание за завоевателями известной роли в образовании русского централизованного государства. М.Н. Покровский, например, подвергал сомнению «ходячее мнение, будто татарское нашествие было разгромом культурной страны «дикими кочевниками».

Большой вклад в исследование монголо-татарского завоевания внесла историческая литература середины и второй половины 30-х годов. Среди работ, посвященных вопросам общественно-экономической истории монголов, следует отметить книгу Б.Я. Владимирцева «Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм». Б.Я. Владимирцев определяет общественный строй монголо-татар как своеобразную форму феодализма, «кочевой феодализм», экономической основой которого являлась феодальная собственность на пастбища. Исследования Владимирцева показали несостоятельность представления о «торговом характере» золотоордынского государства и более высоком уровне развития его по сравнению с феодальной Русью.

Важную роль в пересмотре представлений о высоком уровне развития Золотой Орды сыграла работа А.Ю. Якубовского о ремесле столицы Орды - Сарая-Берке. А.Ю. Якубовский убедительно доказывает, что культура золотоордынских городов имела эклектический, несамостоятельный характер, а вовсе не являлась самобытной «татарской культурой». Итоги изучения истории Золотой Орды были подведены А.Ю. Якубовским в книге «Золотая Орда».

В 1937 г. с обобщающей статьей, посвященной татарскому нашествию на Русь, выступил в «Историческом журнале» Б.Д. Греков. Он указывал, что политика ордынских ханов не только не способствовала складыванию русского централизованного государства, но даже, наоборот, это произошло «вопреки их интересам и помимо их воли». Общая характеристика тяжелых последствий монголо-татарского завоевания для развития Руси содержалась в сборнике «Восточная Европа под властью монгольских завоевателей»: «Татарское владычество имело для русского народа отрицательный и регрессивный характер. Оно способствовало росту феодального гнета и задерживало экономическое и культурное развитие страны». Регрессивное влияние монголо-татарского завоевания на экономическое и политическое развитие феодальной Руси показал на материале Левобережной Украины В. В. Мавродин. В большой статье «Левобережная Украина под властью татаро-монголов» В. В. Мавродин прослеживает некоторые последствия нашествия: опустошение целых областей «татарскими погромами», ослабление княжеской власти и усиление феодальной раздробленности, отлив населения в лесные районы, - картину, типичную для всей Руси после «Батыева погрома». Оценка монгольского нашествия как страшного бедствия, которое «задерживало экономическое и культурное развитие русских земель», содержится и в работах К.В. Базилевича и В.Н. Бочкарева.

В том же году вышла в свет монография А.Н. Насонова «Монголы и Русь. История татарской политики на Руси». Основной вывод А.Н. Насонова о том, что «политика монголов на Руси заключалась не в стремлении создать единое государство из политически раздробленного общества, а в стремлении всячески препятствовать консолидации, поддерживать взаимную рознь отдельных политических групп и княжеств», убедительно опровергает бытовавшее в русской дореволюционной и современной буржуазной историографии мнение о «положительном влиянии» монголов на процесс складывания единого русского государства.

Среди работ конца 30-х годов, касавшихся отдельных вопросов монголо-татарского нашествия на Русь, можно назвать работы В.Т. Пашуто и Н.И. Сутта, раздел книги М.Д. Приселкова об упадке русского летописания после нашествия Батыя, несколько работ по истории отдельных городов и княжеств Руси, а также две статьи, появившиеся в начале 40-х годов, - С. Ильина «Селигерский путь Батыя к Новгороду» и Н. Лебедева «Византия и монголы в XIII веке».

Советская историография 30-х - начала 40-х годов выработала, таким образом, единый научно обоснованный взгляд на последствия монголо-татарского нашествия как на страшное бедствие для русского народа, надолго задержавшее экономическое, политическое и культурное развитие Руси. Значительно расширилась за этот период источниковедческая база. В 1937 г. был опубликован новый перевод «Истории монголов» Д"Оссона и интересный сборник «История Татарии в документах и материалах», содержащий многочисленные выдержки из современных нашествию восточных и западных источников. В 1940 г. С.А. Аннинским были опубликованы известия о татарах и Восточной Европе венгерских миссионеров XIII в. (Юлиана и «брата Иоганки»). К 1941 г. относится публикация С.А. Козиным «Сокровенного сказания» - единственного доступного монгольского источника XIII в. В том же году увидел свет второй том «Сборника материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из персидских сочинений» В.Г. Тизенгаузена. Этот сборник, подготовленный к изданию А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным, представляет собой ценнейшее собрание восточных источников по истории монголов и монгольского завоевания Восточной Европы.

Послевоенный период развития советской историографии характеризуется прежде всего широким привлечением к исследованиям археологического материала. Археологические данные полностью подтвердили разработанную советской историографией оценку монголо-татарского нашествия как тяжелого бедствия для русского народа, сопровождавшегося колоссальным разрушением производительных сил и неисчислимыми жертвами. Археологами воссозданы яркие картины героического сопротивления и гибели под ударами монголо-татарских завоевателей ряда русских городов (Мурома, Рязани, Владимира, Чернигова, Киева, Колодяжина и др.), показан на археологическом материале упадок русского города после «Батыева погрома». Широкое привлечение археологического материала позволило советским историкам решить многие вопросы, считавшиеся неразрешимыми в дореволюционной историографии. Б.А. Рыбаков в капитальном исследовании «Ремесло Древней Руси» показывает страшные последствия татарского погрома для ремесла и торговли русского города; его выводы о разрушении монголо-татарским нашествием ремесленного производства, о разрыве торговых связей города с деревней, о нарушении широкой торговли крупных торговых центров с периферией и об общем упадке городского ремесла второй половины XIII-первой половины XIV в., сделанные на основе богатейшего фактического материала, раскрывают одно из самых тяжелых последствий нашествия - упадок русского средневекового города. Материалы раскопок Л.П. Зяблиным так называемых «татарских курганов» дали возможность опровергнуть бытовавшее в историографии мнение о существовании в южнорусских степях какой-то «татарской культуры» и ее «большом влиянии» на окружающие районы. «Татаро-монгольское нашествие, - пишет Л. П. Зяблин, - не привело к возникновению новой культуры в степях после XIII в., а сами монгольские элементы этой культуры занимают ничтожное место». Привлечение археологических материалов сделало возможным восстановить историю борьбы народов Поволжья против монголо-татарских завоевателей. Значительный материал накоплен советской археологической наукой по сельским поселениям феодальной Руси (городища сельского типа и селища), обобщение которого проливает свет еще на одну сторону последствий монголо-татарского завоевания - влияние «татарских погромов» на историю русской феодальной деревни.

Дальнейшей разработке подвергся в исторической литературе послевоенного периода вопрос о первом вторжении монголов в пределы русских земель и битве на реке Калке. Статья Л.А. Сердобольской «К вопросу о хронологии похода русских князей против татар и битвы при реке Калке», вышедшая в 1947 г., значительно дополнила статью на эту же тему А.Б. Салтыкова. Статья К.В. Кудряшева уточнила на основании анализа письменных источников местоположение реки Калки. Источниковедческому анализу летописных известий о битве при Калке посвящены статьи Н.В. Водовозова и А.В. Эммаусского.

Несомненной заслугой советской историографии последних лет является разоблачение бытовавшей в современной буржуазной историографии легенды о стремлении папства оказать действенную помощь русскому народу в борьбе с монгольскими завоевателями. В работах В.Т. Пашуто и Б.Я. Рамма показана вероломная, своекорыстная политика папской курии, которая старалась использовать обрушившееся на русские земли бедствие и под прикрытием лицемерных обещаний помощи против татар подготав­ливала порабощение Руси.

В советской историографии получил дальнейшее развитие поставленный передовыми представителями русской общественной мысли еще в первой половине XIX в. вопрос о всемирно-историческом значении героической борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей, которая спасла страны Центральной и Западной Европы от разгрома кочевниками. Как показали работы советских историков, «решающим фактором, предопределившим неудачный поход в Западную Европу, была четырехлетняя борьба Руси с монголами».

Большое принципиальное значение имела постановка в советской историографии вопроса об особенностях классовой борьбы в условиях иноземного ига и ее роли для сохранения русским народом возможностей своего самостоятельного исторического существования, о регрессивном влиянии монголо-татарского завоевания на процесс формирования русского централизованного государства и великорусской народности, о последствиях татарского погрома для русских городов и условиях их развития в период иноземного ига, о влиянии нашествия и тяжкого многовекового ига на развитие русской общественно-политической мысли и т.д.

Советские историки решительно выступили против идеализации Чингиз-хана и его агрессивных последователей, против утверждений некоторых зарубежных историков о «прогрессивности» монгольских завоеваний. В содержательной статье Н.Я. Мерперта, В.Т. Пашуто и Л.В. Черепнина «Чингис-хан и его наследие», в известной мере подводившей итоги исследований советских ученых по этой проблеме, убедительно показано, что «кровавое дело, начатое Чингис-ханом и продолженное его потомками, дорого обошлось русскому народу и другим народам нашей Родины, принесло им неисчислимые бедствия. Поэтому напрасно пытаются некоторые историки оправдать действия Чингис-хана тем, что он якобы покончил с феодальной замкнутостью и содействовал сближению народов. Эти историки закрывают глаза на то, что завоевания Чингис-хана, подорвав экономику ряда стран, на многие десятилетия затормозили их консолидацию и взаимное сближение. Освободительная борьба народов против деспотии Чингис-хана и его преемников являлась актом величайшего прогресса».

Дальнейшее развитие получило в советской историографии последних лет изучение истории самой Золотой Орды и ее взаимоотношений с Русью. В 1950 г. вышла книга Д.Б. Грекова и А.Ю. Якубовского «Золотая Орда и ее падение», дополнившая и продолжившая хронологически довоенное исследование этих же авторов. Значительным вкладом в историографию Золотой Орды явились работы М.Г. Сафаргалиева. Его книга «Распад Золотой Орды» (1960 г.) подвела итоги многолетних исследований автора. Продолжалось исследование монголо-татарских завоеваний и в историографическом плане.

Последовательное изложение событий монголо-татарского нашествия на Русь содержится в соответствующих разделах общих исторических трудов и в ряде научно-популярных работ советских историков. В этих работах дается правильная оценка последствий монгольского завоевания, содержатся ценные наблюдения о ходе нашествия Батыя, о международной обстановке того времени, излагаются события установления ига и борьбы русского народа против ордынского владычества.

Источники, содержащие сведения о монголо-татарском нашествии и установлении иноземного ига над Русью, довольно многочисленны и разнообразны. Страшный «Батыев погром», надолго нарушивший нормальное развитие народов Восточной Европы и сопровождавшийся неисчислимыми жертвами, оставил глубокий след в умах современников. О нашествии писали и русские летописцы, и персидские историки, и авторы западноевропейских хроник, и монахи-миссионеры, путешествовавшие в ставку «великого хана», и составители официальных китайских историй. Правда, в большинстве их записи (за исключением русских летописей) отрывочны и фрагментарны, но в сумме они все-таки дают довольно подробную картину монголо-татарских завоеваний.

Ценнейшим, единственным в своем роде источником по истории татаро-монгольского нашествия на Русь в XIII в. являются русские летописи, содержащие систематическое изложение событий монгольского нашествия на Русь. Летописи дают возможность проследить основные этапы и выяснить направление ударов завоевателей, характеризуют страшные последствия татарского погрома для русских земель. Почти исключительно на основании русских летописей можно проследить процесс установления татарского ига над Русью, классовую борьбу и борьбу внутри класса феодалов в этот период, систему организации ордынской власти над русскими княжествами. Русские летописи как памятники общественно-политической мысли того времени показывают отношение к иноземному игу различных классов русского феодального общества и тлетворное влияние тяжкого и позорного ига на развитие национального самосознания Руси. Анализ летописных сводов различной политической ориентации (владимирских, новгородских, южнорусских, московских) дает возможность восстановить объективную картину монголо-татарского нашествия и установления ига, показать героическую борьбу русского народа против иноземных завоевателей в XIII в.

Использование русских летописей как основного источника исследования значительно облегчалось тем, что русская историческая наука накопила значительный материал по критическому анализу летописных сводов, политической направленности отдельных летописцев, выделению из состава более поздних сводов первоначальных текстов, оценке достоверности сообщаемых ими сведений.

Для исследования событий нашествия Батыя и процесса установления монголо-татарского ига наибольший интерес представляют Лаврентьевский, Академический (Суздальский), Тверской, Симеоновский, Воскресенский и Никоновский списки русской летописи, а также новгородские своды и южнорусский летописец (Ипатьевская летопись). Достоверность сведений различных списков русской летописи далеко не равноценна. Лаврентьевская летопись, переписанная в 1377 г. с «ветхого летописца» 1305 г., содержит описание монголо-татарского нашествия на Русь по ростовским сводам 1239 и 1263 гг., т.е. сделанное вскоре после «Батыева погрома». С другой стороны, ростовское происхождение этой части Лаврентьевской летописи является причиной умалчивания о некоторых эпизодах похода Батыя (например, об обороне Козельска), смягчения в ряде случаев жестокостей татар, тенденциозного освещения русско-ордынских отношений в первые десятилетия после нашествия (ростовские князья известны своими тесными связями с ордынскими ханами и лояльной политикой по отношению к Орде). Это же замечание, хотя и в меньшей степени, относится к Академическому списку Суздальской летописи (XV в.), раздел которой с 1237 по 1418 гг. восходит к своду ростовского епископа Ефрема, и к Ермолинской летописи (вторая половина XV в.), тоже широко отражавшей ростовское летописание.

Довольно подробно о событиях нашествия Батыя и периода установления монголо-татарского ига сообщает Тверская летопись, в которой, кроме тверского летописного материала, отразилось новгородское и псковское летописание, а также ростовские записи (по А.А. Шахматову). Большой раздел о нашествии Батыя содержится в Симеоновской летописи (список первой половины XVI в.). По наблюдениям А.А. Шахматова и М.Д. Приселкова, Симеоновская летопись восстанавливает текст сгоревшей в 1812 г. древнейшей московской летописи 1490 г. (Троицкой летописи) и отличается большой достоверностью. Очень сложен вопрос о степени достоверности Никоновской (Патриаршей) летописи (XVI в.). Являясь обширной компиляцией различных источников, происхождение и состав которых не всегда удается выяснить, Никоновский летописный свод содержит много интересных подробностей нашествия Батыя и установления монголо-татарского ига. Записи Никоновской летописи далеко не всегда подтверждаются другими летописцами, что очень затрудняет ее использование как источника. Несколько особняком в списке летописных источников нашествия стоят южнорусские летописи. События нашествия Батыя на Северо-Восточную Русь в Ипатьевской летописи даются очень кратко и неточно, последовательность их нарушается, многие подробности похода, известные по северо-русским летописям, вообще отсутствуют. Однако данные Ипатьевской летописи ценны тем, что приводят эпизоды нашествия Батыя, упускаемые тенденциозными ростовскими летописцами. К числу таких эпизодов относятся, например, сведения о сдаче в плен руководивших обороной Владимира сыновей великого князя Юрия (о чем суздальские летописи сообщают очень неопределенно), об обороне Козельска, о татарской «льсти» и т.д.

Ценным дополнением к летописным известиям являются исторические повести, житийная литература и актовый материал (очень немногочисленный). Русские исторические повести времени монгольского нашествия («Повесть о нашествии Батыя на Русь», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском» и др.) дополняют летописные известия о походе Батыя новыми материалами, приводят красочные эпизоды борьбы русского народа против завоевателей3. «Повесть о разорении Рязани Батыем», сохранившаяся в составе «Повести о приходе чудотворного Николина образа Зарайского из Корсуни-града в пределы Рязанские», служит весьма ценным дополнением к летописным известиям о разгроме Батыем Рязанского княжества. Только в составе этой «Повести» содержится известное сказание о Евпатии Коловрате, воссоздающее героический эпизод борьбы русского народа с завоевателями. По мнению Н. В. Водовозова, «Повесть» была написана в XIII в., по свежим следам событий, и имела несомненную историческую основу. Мнение Н.В. Водовозова представляется достаточно обоснованным. В заключительной части «Повести» указано, что ее автором был «Еустафей второй, Еустафеев сын Корсунска», который жил не позднее второй половины XIII в. Время написания «Повести» поддается еще большему уточнению: «Олег Красный, упомянутый автором «Повести» среди павших в битве в 1237 г. князей, попал в плен и вернулся в Рязань в 1252 г. Можно предположить, что «Повесть» была написана до 1252 г., сразу после нашествия Батыя, так как о возвращении в Рязань князя Олега автор, конечно, знал бы. О том, что «Повесть» была написана по свежим следам нашествия и ее автор был участником или, по крайней мере, современником событий, свидетельствует подробное описание похорон каждого убитого в битве князя, разрушений церквей в Рязани и т.д.

Интересные данные о периоде установления монгольского ига и взаимоотношениях русских феодалов с ордынскими ханами сообщают «жития святых», вопрос об использовании которых в качестве исторического источника давно поставлен в русской историографии. Хорошо известны исследователям и неоднократно привлекались к изучению истории Руси второй половины XIII в. «жития» Михаила Черниговского, Александра Невского, Федора Ярославского, «св. Петра, царевича Ордынского» и др. Ценность житийной литературы в качестве исторического источника заключается в том, что «жития» сообщают много интересных подробностей, бытовых деталей, конкретных эпизодов отношений русских феодалов с ордынскими ханами, упущенных официальными летописателями.

Значительное место в источниковедческой базе монголо-татарского нашествия на Русь занимают восточные источники: персидские, арабские, монгольские, китайские, армянские. Среди публикаций восточных источников особую ценность представляют сборники переводов персидских и арабских авторов по истории Золотой Орды В.Г. Тизенгаузена. Два тома этих материалов, содержащие выдержки из сочинений 41 арабского и персидского автора, являются исключительным по своей ценности сборником фактического материала для изучения нашествия монголов на Восточную Европу и истории Золотой Орды. Из персидских авторов самые достоверные и подробные сведения о походе монголов на Восточную Европу приводит Рашид-ад-Дин. Рашид-ад-Дин (Фазль-Аллах Абу-ль-Хайр Хамадани, 1247 - 1318 гг.) был официальным историком ильханов династии Хулагидов и великим визирем монгольского правителя Газан-хана. Основной труд Рашид-ад-Дина - «Сборник летописей» («Джами ат-таварих») - был написан, по мнению Д"Оссона, на основании монгольских архивов в Персии (где хранились «исторические отрывки признанной подлинности, написанные на монгольском языке и алфавите»), сведений «ученых различных национальностей», устных рассказов представителей монгольской феодальной знати и отличался достоверностью и критическим отбором источников. И. П. Петрушевский называет Рашид-ад-Дина «точным историком» и, оценивая «Сборник летописей», пишет об «огромной ценности его как исторического источника». Рашид-ад-Дин сообщает не только о подготовке монгольского наступления на Восточную Европу, но и довольно подробно описывает события похода Батыя на русские княжества, в некоторых случаях дополняя и уточняя свидетельства русских летописцев. Основной труд Рашид-ад-Дина, «Сборник летописей», неоднократно публиковался в отрывках (публикации И. Березина, В. Тизенгаузена), а в 1948 - 1952 гг. издан в научном переводе, снабженном многочисленными комментариями. Менее достоверны сведения о монгольских завоеваниях другого персидского историка - Джувейни (1226 - 1283 гг.). Труд Джувейни, придворного историка династии Хулагидов («История завоевателей мира»), представляет собой откровенную апологию монгольских завоеваний. Д"Оссон называет Джувейни «панегиристом варваров» и ставит под сомнение ценность его труда как исторического источника. Определенный интерес представляет та часть труда Джувейни, которая посвящена подготовке монгольского нашествия на Восточную Европу (1223 - 1236 гг.). В основном по этому же периоду сообщают сведения «Сокровенное сказание», единственный доступный монгольский источник XIII в., и китайская история Юань-чао-ми-ши, выдержки из которой были опубликованы в 1866 г. Палладием. Фрагментарные записи о походе Батыя, отобранные из китайских источников, имеются в интересной публикации А. И. Иванова «Походы монголов на Россию по официальной китайской истории Юань-ши». Довольно подробно писали о монгольских завоеваниях XIII в. армянские историки. Правда, нашествия на русские земли они касались только мимоходом, но записи об организации монгольского владычества над завоеванными странами, о политике привлечения на свою сторону местных феодалов, о размерах и организации сбора дани помогают выяснить, например, принципы организации татарского властвования и над Русью.

Другую группу источников представляют записки западноевропейских путешественников-миссионеров XIII в. и западноевропейские «хроники» (французские, венгерские, и т.д.). О состоянии Восточной Европы накануне нашествия Батыя, вооруженных силах монголов и их подготовке к вторжению, о завоевании Нижнего Поволжья и Волжской Булгарии интересные сведения сообщают записки венгерского миссионера XIII в. Юлиана. Плано Карпини, Рубрук и Марко Поло в своих сочинениях писали о последствиях монгольских завоеваний, об организации их власти над покоренными странами, о внутренней жизни Золотой Орды и Центральной Монголии, о политике ордынских и великих монгольских ханов. Кое-какие данные о монгольских завоеваниях приводят западноевропейские хроники, выдержки из которых были опубликованы в 1937 г. в сборнике документов по истории Татарии.

Российский историк и журналист, профессор государственного университета Илии в Грузии Олег Панфилов в своей публикации рассказал о том, что его знакомые, жители Монголии, недовольны мнением об их стране, бытующим среди российских граждан. Россияне до настоящего времени говорят о Монголии как о дикой стране.

Монголы не отрицают, что в 13-14 веках Чингисхан и его наследники создали огромную империю. То, что любое заболевание является плохим, современные монголы не отрицают, но призывают помнить также о вкладе своих предков в развитие россиян. В свое время монголы обучили русских, как создавать государство, и базисным основам военного дела. Однако вместо благодарности адрес в Монголии от россиян постоянно слышатся только упреки и ложь.

В 21 веке можно констатировать, что современная история Монголии воспринимается россиянами с точки зрения советской историографии, которая, в свою очередь, определяла отношение к стране как к еще одной республике в составе Страны Советов. Из Москвы за событиями в Монголии наблюдали особенно пристально. Попытка обрести самостоятельность, предпринятая в Монголии в 1921 году, закончилась захватом власти большевиками в 1924 году.

Как известно, одним из обязательных элементов прихода к власти большевиков является волна репрессий. В Монголии главными врагами социалистических идеалов были назначены буддийские священники и монахи, которых изначально было в стране 120 тысяч (каждый пятый житель государства). После массовых репрессий и расстрелов многочисленные здания храмов, монастырей и прочих строения подобного предназначения были переданы во владения государства, исключением стал только монастырь Гандан в Улан-Баторе.

Избавление Монголии от коммунизма состоялось в 1989 году. Смена государственного устройства началась с выступления молодежных организаций, весной 1990 года новые лидеры страны добились роспуска Монгольской Народно-революционной партии (аналог КПСС). Еще через два года в Монголии принята новая Конституция, в тексте которой закреплены независимость и приверженность демократическим ценностям.

Несмотря на то что в большинстве стран постсоветского пространства о настоящей демократии до теперешнего времени почти ничего не знают, Монголию воспринимают как наследницу Орды, самой большой империи за всю человеческую историю. Если подобную неприязнь проявляли к Монголии греки или персы - победителя в споре можно было бы определить с помощью сравнительного анализа могущества империй Александра Великого или царя Дария. Но от россиян, знающих свою историю очень плохо, претензии выглядят как минимум нелепо.

Кого уместнее варварами называть - россиян или монголов?

Общеизвестно, что до времен Чингисхана на территории современной Монголии уже было несколько государственных образований - в 3 веке до н.э. Хунну, в первые века нашей эры - Сяньбинское государство, каганаты Жужаньский, Тюркский, Уйгурский и Киданьский. Только после этого, в середине 12 века, у Есугэя-багатура родился Тэмуджин. Затем, после получения им титула Чингисхана, он покорил Китай,Кавказ, Центральную Азию, и Восточную Европу. Для сравнения следует отметить, что в это время на территории Центральной России было всего несколько княжеств.

«Русские княжества» находились на территории Московской, Владимирской, Рязанской, Новгородской, Псковской и Смоленской областей. Орда с княжествами лишь граничила, облагала их оброками, регулировала отношения между князьями, отдаляла или приближала к себе некоторых из них. Князья в это время друг друга подсиживали, предавали, устраивали мятежи - отцы убивали детей, а дети - отцов и братьев.

Одной из основных версий объяснения отрицательного отношения к «татаро-монголам» является их жестокость. Войны и завоевания принуждают проявлять жестокость, но русские князья 12-14 веков могут дать фору «варварам» в жестокости, совершении убийств, грабежей, поджогов. Многие современные россияне используют сравнение с Ордой для описания чего-то ужасного.

В 21 веке доступ к источникам информации значительно упростился. Любой желающий может найти данные о том, что «татаро-монголы» не посылали на самом деле в «русские княжества» оккупационные войска. Княжества завоевывались, но затем почти всем занимались князья - они собирали дань, вершили правосудие, казнили, наказывали, миловали.

Глупо на самом деле называть варварским государство, объединившее в своем составе территория от Иртыша до Дуная. Археологами зафиксировано на этой территории 110 городских центров, общее число городов в Орде приближалось к 150. Ордынцы торговали со всеми крупными промышленными центрами Европы и Азии, в стране чеканились серебряные и медные монеты, стоимость которых признавалась всеми купцами.

На протяжении двух веков армия Орды была самой могущественной. Созданное монголами государственное устройство позволяло эффективно регулировать отношения внутри огромной империи. Именно этот государственный механизм использовали «русские князья», которым до этого времени более четкого административного устройство не довелось увидеть.

Примечательно также то, что монголы никогда не вмешивались в религиозную или культурную жизнь захваченных территорий. Язык и письменность местного населения ордынцы никогда не меняли. Можно заметить даже обратную тенденцию - на оккупированных территориях монголы развивали науку и искусство. Негативное отношение россиян к монголам Панфилов объясняет пропагандой, выставляющей нужном Кремлю свете также чеченцев, таджиков, а теперь и грузинов с украинцами.

Да и как татарское влияние на русскую жизнь могло быть значи­тельно, если, завоевав Русь, татары не остались жить в русских облас­тях, богатых неудобными для них лесами, а отошли на юг, в открытые степи? На Руси они оставили, для наблюдения, своих наместников «бас­каков» с военными отрадами. Особые татарские чиновники, «числен­ники» или «писцы», изочли и переписали все население Руси, кроме церковных людей, и наложили на него дань, получившую название «вы­хода». Сбором этой дани и вообще татарским управлением на Руси заведовали в Золотой Орде особые чиновники - «даруги» или «доро­ги», посылавшие на Русь «данщиков» для дани и «послов» для: других поручений. Русские князья у себя дома должны были иметь дело с баскаками и послами; когда же князей для поклона или дел вызывали в Орду, то там их «брали к себе в улус» дороги, заведовавшие их княже­ствами. Редко появляясь массами в покоренной стране в начале свое­го господства, татары впоследствии еще реже появлялись там - ис­ключительно для сбора дани или в виде войска, приводимого боль­шей частью русскими князьями для их личной цели. Этот обычай брать дружину у соседних народов - обычай стародавний; еще в Х и XI вв. князья нанимали себе в помощь варягов, половцев и т. д.”

Главная мысль Платонова заключалась в том, что если и находятся следы влияния татар в администрации, во внешних приемах управления, то они невелики и носят характер част­ных отрывочных заимствований; такие заимствования были и от варя­гов, и из Византии. Поэтому мы можем далее рассматривать внутрен­нюю жизнь русского общества в ХШ в., не обращая внимания, на факт татарского ига.

И следуя, таким образом, мысли

Соловьева С. М. ,

ко­торый с особым ударением говорил: «Историк не имеет права с половины XIII в. прерывать естественную нить событий, именно, постепенный переход родовых княжеских отношений в государственные, вставлять татарский период и выдвигать на первый план татар, татарские отношения, вследствие чего необходимо закрываются главные явления, главные причины этих явлений».

Цитата Соловьева очень хорошо и кратко отражает суть оценки незначительного влияния татаро – монгольского ига на развитие Руси.

Оценка негативного влияния татаро – монгольского нашествия - самая распространенная в нашей стране, почти во всех школьных учебниках она встречается. Детей в России учат на основе этой теории.

Но в чем же она заключается? Эта точка зрения негативно оценивает Золотую Орду, интерпретируя её как “государственного – угнетателя”, как явление непрогрессивное, несовместимое с нормами и представлениями европейской цивилизации (иго). В трудах классиков марксизма термин “татарщина” был синонимом варварства и нес исключительно пренебрежительный смысл.

Представители этой оценки укоренили в сознании народа тезис, что “монголо – татарское иго отбросило Русь в её развитии на двести лет назад”.

Представителями этой теории являются Лихачев, Карамзин, Вернадский.

Карамзин Н.М.:

Прочитав только отрывок из книги Николая Карамзина “предания веков” уже хорошо прослеживается негатив ко всему татаро – монгольскому народу: он называет их варварами. А уж в полном собрании сочинений “История государства Российского” Карамзин пишет о влиянии татаро – монгольского ига подробно:

«Нашествие Батыя испровергло Россию. Могла угаснуть и последняя искра жизни; к счастью, не угасла: имя, бытие сохранилось; открылся только новый порядок вещей, горестный для человечества, особенно при первом взоре…Сень варварства, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу в то самое время, когда благодетельные сведения и навыки более и более в ней размножались, народ освобождался от рабства, города входили в тесную связь между собой для взаимной защиты в утеснениях; изобретение компаса распространило мореплавание и торговлю; ремесленники, художники, ученые ободрялись правительствами; возникли университеты для высших наук; разум приучался к созерцанию, к правильности мыслей; нравы смягчались; войны утратили свою прежнюю свирепость; дворянство уже стыдилось разбоев, и благородные витязи славились милосердием к слабым, великодушием, честию; обходительность, людскость, учтивость сделались известны и любимы. В сие же время Россия, терзаемая монголами, напрягала силы свои единственно для того, чтобы не исчезнуть: нам было не до просвещения!

… так называемые послы ордынские и баскаки, представляя в России лицо хана, делали, что хотели; самые купцы, самые бродяги монгольские обходились с нами как с слугами презрительными. Что долженствовало быть следствием? Нравственное уничтожение людей. Забыв гордость народную, мы выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых; обманывая татар, более обманывали и друг друга; откупаясь деньгами от насилия варваров, стали корыстолюбивее и бесчувственнее к обидам, к стыду, подверженные наглости иноплеменных тиранов. От времен Василия Ярославича до Иоанна Калиты (период самый несчастнейший!) отечество наше походило более на темный лес, нежели на государство: сила казалась правом; кто мог, грабил; не только чужие, но и свои; не было безопасности ни в пути, ни дома; татьба сделалась общею язвою собственности…

Внутренний государственный порядок изменился: все, что имело вид свободы и древних гражданских прав, стеснилось, исчезало. Князья смиренно пресмыкаясь в Орде, возвращались оттуда грозными властелинами, ибо повелевали именем царя верховного…».

Это не единственное ужасное описание времени татаро – монгольского ига:

Артемов В.В., Лубченков Ю.А.

Наиболее страшными были первые десятилетия татаро – монгольского ига. В эти годы татаро – монголы часто совершали походы на Русь. По своим последствиям они были нередко ещё более разрушительными, чем само Батыево нашествие. Главной целью походов было получение добычи, включая невольников, а также устрашение оставшихся в живых жителей.

В первые годы ига население Руси резко сократилось, немало городов исчезло навсегда, были забыты многие ремесла, прекратилось каменное строительство.

В свое время Вернадский отмечает влияние ига на политическую и экономическую структуру России.

Вернадский:

Монгольское правление не могло не отразиться на всей по­литической и экономической структуре России и оставило много несмываемых следов в русской жизни, которые были очевидны долгое время после ее освобождения. Разорение, вызванное монгольским нашествием 1237 года, было воспри­нято как национальная катастрофа. Последующее постоян­ное изъятие из Руси людских и финансовых ресурсов мешало быстрому восстановлению нации. Разрушение во время наше­ствий большинства русских главных городов нанесло серьез­ный удар по городской цивилизации, которая расцвела в предыдущий период. Периодические призывы искусных мас­теров на ханскую службу полностью дезорганизовали русское промышленное производство. Ряд русских производств, та­ких, как искусство эмали, филигрань, изделия с чернью, резьба по камню, прекратили свое существование. Но в то вре­мя, как ремесло приходило в упадок, земледелие продолжало расширяться и стало основой русской экономики, Именно в монгольский период Россия превратилась в преимущественно аграрную страну.

В политическом отношении упадок городов означал ослаб­ление авторитета городских собраний. Кроме того, монголы сознательно пытались обуздать вече, так как считали населе­ние городов по-прежнему способным противостоять их власти на Руси. Князья сами в большинстве случаев относились к ве­че с подозрением и с готовностью следовали ханским указани­ям по политике в отношении к городам. Городское ополчение было распущено. В результате всего этого вече прекратило действовать в Московии, исключая спорадические возрожде­ния в кризисные моменты, такие, как, например, во время на­шествия Тохтамыша. Таким образом, демократический эле­мент старой русской системы управления был разбит вдребез­ги, за исключением Новгорода и Пскова.

Совет бояр, который представлял аристократический эле­мент управления в Киевской Руси, продолжал помогать князьям, но ему не удалось получить какие-либо конституци­онные права. После того как князья полностью подчинились хану, ханский ярлык стал защищать их против выдвижения политических требований и городским населением, и боярст­вом. Бояре были свободны менять одного князя на другого с сохранением при этом своих родовых поместий. Однако с подъемом Москвы великий князь стал смотреть с подозрени­ем на тех бояр, которые покинули службу у него, особенно во время войны или межкняжеских конфликтов. При правле­нии Дмитрия Донского и после него было несколько случаев конфискаций земельных владений бояр, которых великий князь посчитал предателями, по крайней мере в одном случае боярин был казнен.

Вполне естественно, что власть князей претерпела измене­ния. Их власть в первом веке правления монголов была по­ставлена под бдительный контроль ханов. Князю разреша­лось иметь свиту, но за сбором людей для отправки в армию следили сами монголы. За князем оставалась его судебная власть над его подопечными, дела которых он разбирал или лично, или через своих помощников. Помимо этого у него почти не было других административных обязанностей, и он принужден был удовлетвориться этой узкой сферой управле­ния своими подданными. Следовательно, его феодальные пра­ва и обязанности приобретали большую важность, и его двор становился центром государства, Главой органа управления его имениями становился наиболее влиятельный придвор­ный. Слуги князя - мелкие дворяне, пребывавшие при его дворе, - были как социальная группа главной опорой власти. Когда хан уполномочил своих русских вассалов собирать для него налоги, компетенция великого князя расширилась.

I. Традиционная оценка

С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и большинство историков

1) Для Руси являлось большим бедствием.

система отношений завоевателей (монголов) и побежденных (русских), которая проявлялась в:

- Политической зависимости русских князей от ханов Золотой Орды, выдававших ярлыки (грамоты) на право княжения в русских землях;

- Даннической зависимости Руси от Орды. Русь платила дань Золотой Орде (продовольствием, ремесленными изделиями, деньгами, невольниками);

- Военной зависимости - поставкой русских воинов в

монгольские войска.

2) Ига на Руси не было (Л.Н. Гумилев)

Существовали союзнические отношения Руси и Орды. Русь

платила дань, а Орда взамен обеспечивала безопасность русских княжеств.

3) Так называемое монголо-татарское иго - просто специфический период в истории русского государства, когда страна была разделена на две части

Мирное гражданское население, управляемое князьями

Постоянное регулярное войско - Орда под управлением военачальников – ханов (этой точки зрения придерживаются А. Фоменко, В. Носовский).

I I. Этимология «иго»

От древнеслав. – иго, ярмо

От лат. jugum - гнет, господство, владычество, связанное с порабощением, угнетением подвластных людей

Приложение 5.

Александр Невский (1220-1263 ) – князь новгородский (с 1236 г.), князь киевский (с 1245 г.), великий князь владимирский (с 1252 г.).

Успехи в борьбе с немецкими и шведскими рыцарями в 1240-1242 гг. укрепили авторитет князя Александра Невского, что было особенно важно в условиях, когда русские княжества были покорены монголо-татарскими завоевателями.

В 1243 г. первым из русских князей ярлык на великое княжение Владимирское от хана Батыя получил владимирский князь Ярослав Всеволодович. В 1246 г. великий хан монголов Гуюк призвал князя Ярослава Всеволодовича в столицу Монгольской империи Каракорум, где князь неожиданно скончался (по одной из версий, был отравлен). После Ярослава старшинство и Владимирский престол наследовал его брат Святослав Всеволодович, который утвердил своих племянников, сыновей Ярослава, на землях, переданных им в управление великим князем Ярославом Всеволодовичем.

В 1247 г. в Каракорум были вызваны князья Александр и Андрей. Пока они добирались до Монголии, хан Гуюк умер, а новая ханша Огуль-Гамиш решила назначить великим князем Владимирским Андрея, Александр же получил в управление опустошенную южную Русь и Киев.

На родину братья Ярославичи вернулись только в 1249 г. Александр в свои новые владения не поехал, вернулся в Новгород. Есть сведения, что Римский папа Иннокентий IV в 1251 г. прислал к Невскому двух кардиналов со своей буллой, где предлагал военную помощь в обмен на подчинение римскому престолу и принятие католичества. Князь Александр отказался, сказав: "си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем".


В 1252 г. Огуль-Гамиш была свергнута новым великим ханом Мункэ (Менге). Воспользовавшись этим, хан Батый вручил ярлык на великое княжение Владимирское великому князю Александру Невскому, который был срочно вызван в столицу Золотой Орды Сарай. Но его младший брат Андрей, поддержанный братом Ярославом, тверским князем, и Галицким князем Даниилом Романовичем, отказался подчиниться решению Батыя.

Для наказания непокорных Батый посыла л на Русь монгольский отряд под командованием Неврюя, в результате чего Андрей и Ярослав бежали в Швецию. Позже Андрей вернулся, старший брат помирил его с Батыем и дал удел в Суздале.

Хан Батый умер в 1255 г. Его сын Сартак, друг Александра Ярославича, был убит. Новый правитель хан Берке ввел на Руси обычную для покоренных земель систему обложения данью, и в 1257 г. в Новгород, как и в другие русские города, направлены были "численники" для проведения подушной переписи населения. Пришла весть, что монголы, якобы с согласия князя Александра Невского, хотят наложить дань на вольный Новгород. Новгородцы начали антиордынское восстание, которое продолжалось полтора года. Невский лично навел порядок, казнив наиболее активных бунтовщиков. Город был сломлен и с тех пор посылал дань в Золотую Орду.

В 1262 г. восстания против ордынцев мощной волной прокатились «по всем градам русским» - Ростову, Суздалю, Ярославлю. Хан Берке был в гневе и стал собирать войско для похода на Русь. Александр Ярославич лично отправился с дарами в Орду и отговорил хана от карательных акций. Хан удерживал князя возле себя всю зиму и лето, только осенью Невский смог вернуться на родину. По дороге он заболел, и 19 ноября 1263 г. скончался в Городце Волжском, приняв перед кончиной монашеский постриг. Погребен Александр Ярославич был во владимирском монастыре Рождества Богородицы.

Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого. При участии его сына Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла была написана житийная повесть, получившая широкое распространение.

В XVI в. Александр Невский был официально канонизирован Русской Православной церковью. Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти.

Даниил Галицкий (1201 - 1264), князь галицкий и волынский, сын князя Романа Мстиславича, правнук великого князя киевского Владимира Мономаха.

В раннем детстве после смерти отца Даниил едва не погиб в удельных усобицах. Княжича Даниила спасла мать, вдова Романа Мстиславича, увезя вместе с братом Васильком в Польшу. Там княгиня с детьми в относительной безопасности пережила межкняжескую и боярскую усобицу в своих родовых владениях.

Даниил Галицкий рано понял, какие беды приносят Русской земле распри, и в последующем сурово карал их зачинщиков в своих владениях.

В 1211 г. десятилетний Даниил Романович неожиданно стал галицким князем. Бояре Галича, нуждавшиеся в послушном правителе, возвели его на княжеский престол в этом древнерусском городе. Однако уже в следующем 1212 г. своевольные бояре, обладавшие немалой военной силой, изгнали Даниила из Галича, лишив власти. Боеспособной дружины у князя Даниила Романовича не было, и отстоять отцовский престол с оружием в руках он не мог.

Правнук знаменитого Владимира Мономаха жил в изгнании до 20-летнего возраста. В ходе княжеских усобиц в 1221 г. он стал удельным князем на Волыни.

В 1223 г. князь Даниил Романович вместе со своей дружиной участвовал в совместном походе нескольких русских князей и половецких ханов против монгольской орды и в битве на реке Калке, которая закончилась полным разгромом половецкого войска и большинства княжеских дружин. Даниил Романович в битве на Калке получил ранение в грудь.

К 1229 г. молодой волынский князь завершил объединение волынских земель в единое большое княжество. В 1237 г. он со своей дружиной сражался против немецкого Тевтонского ордена.

Даниил Галицкий вел упорную борьбу против засилья бояр и княжеских распрей на Руси, ослаблявших страну.

В стремлении расширить собственные владения, князь Даниил Романович совершил несколько походов по южной Руси. В 1238 г.он овладел городом Галичем, а затем и Киевом. Теперь он имел титул князя волынского и галицкого, но чаще всего именовался Даниилом Галицким. Именно под этим именем он вошел в русскую историю.

Ведя упорную борьбу за усиление своего влияния, Даниил Галицкий опирался на мелких служилых людей и городское население. Он содействовал развитию городов, привлекая для этого ремесленников и купцов. При Данииле Романовиче были построены такие города, как Холм, Львов, Угровеск, Данилов. Был обновлен город Дрогичин. Князь перенес столицу Галицко-Волынского княжества из Галича в построенный им стольный град-крепость Холм, который стоял на более удобных торговых путях и откуда можно было быстро оказать помощь приграничью удельного княжества в случае беды.

Вторжение монголо-татарского войска хана Батыя на Русь привело к полному разорению Галицко-Волынского княжества, были сожжены многие его города и селения, тысячи людей уведены в полон. Сам князь с семьей и небольшой дружиной бежал в соседнюю Венгрию.

После ухода степных завоевателей Даниил Галицкой главное внимание уделил восстановлению разрушенных волынских городов. Ему, равно как и почти всем русским удельным князьям, пришлось признать власть Золотой Орды и ежегодно выплачивать ей большую дань.

Даниил Галицкий, как и Александр Невский, принимал энергичные меры для предотвращения новых монголо-татарских вторжений, а также против усилившейся агрессии венгерских, польских и немецких завоевателей. В 1245 г. в битве под Ярославлем (Галицким) войска во главе с Даниилом Галицким разгромили венгерско-польские полки, которых поддерживали галицкие бояре. Эта победа завершило почти 40-летнюю борьбу за восстановление единства Галицко-Волынской Руси. Даниил Галицкий в начале 50-х гг. XIII в. добился признания прав на австрийский герцогский престол для своего сына Романа.

Даниил Галицкий не решился на открытую вооруженную борьбу с могущественной Золотой Ордой, не имея для этого больших военных сил и союзников. Ему пришлось без промедлений ехать с поклоном и дорогими подарками для самого хана, его жен и семьи, знатных монгольских вельмож на далекие берега Волги в золотоордынскую степную столицу Сарай. Там прославленному князю предстояло пройти унизительную процедуру признания себя данником великого монгольского хана Батыя.

В древнерусской летописи говорится, что русский князь «сидел на коленях и холопом называл себя» перед золотоордынским ханом. Этого было достаточно (не считая, разумеется, дорогих подарков) для признания удельного правителя на Руси покорным данником.

Даниил Галицкий продолжал искать пути освобождения русской земли от монгольского ига и мечтал об организации крестового похода объединенных европейских государств на золотоордынскую столицу Сарай. Для этого Даниил Романович с большим «бережением» вел переговоры с Римским папой Иннокентием IV. В 1254 г. князь галицкий и волынский принял от папской курии королевский титул. Процедура коронования проходила в Дрогичине. Понимая объединительную и духовную роль православия, Даниил Галицкий отверг настойчивым попыткам католической церкви распространить свое влияние на Руси, что вызвало большое недовольство новоиспеченным европейским королем в далеком Риме. Князь Даниил Романович не стал менять православную веру на католическую.

Не найдя себе надежных и сильных союзников, Даниил Галицкий попытался в одиночку противостоять Золотой Орде. Его войска успешно действовали против татарского темника Куремсы, нанеся ему несколько поражений. Однако конные тысячи Куремсы успели опустошить окрестности города-крепости Кременца. Ханский темник безуспешно пытался взять осажденный город Луцк.

В Сарае быстро поняли опасность, исходившую от мятежного русского князя, и послали в поход на Галицко-Волынскую Русь большое конное войско под командованием опытного и жестокого полководца Бурундая. Поскольку силы были неравны, Даниил Романович покорился вошедшим в его владения ордынцам.

Галицкий князь должен был «разметать городы свои», то есть уничтожить пограничную систему крепостей, которая ограждала Галицкую Русь от вторжений монгольских войск. Галицким полкам под командованием князя Василька Романовича пришлось в составе монгольского войска принять участие в походах в польские и литовские земли.

В последние годы своей жизни Даниил Галицкий в военных походах не участвовал. После смерти Даниил Галицкий был похоронен в своей столице городе Холме. В историю Отечества князь Даниил Романович Галицкий вошел как умный и дальновидный государственный деятель, и храбрый воин.

Приложение 6. Ход династической войны в первой половине XVв.

Монголо – татары – союз кочевых племен восточной и центральной Азии. Чингисхан создал ог­ромную империю: Китай, Сибирь, Ср. Азия, Ближний Восток, Забайкалье, часть Сев. Кавказа.

Золотая Орда – одна из частей (улусов - уделов) монгольской империи. В XIIIв власть получил в ней Бату- Хан (Батый) г Сарай- Бату на Волге (сарай – «дворец»). Жесткая дисциплина.

Битва закончилась полным поражением русских дружин.

Причины поражения:

1. не было единого командования;

2. недооценка противника;

3. некоторые русские князья отказались помочь половцам.

Коротко: В результате монголо-татарского нашествия, русские княжества утратили к середине XIII в. независимость. Но из-за непригодности лесной зоны к ведению качевого хоз-ва монголо-татары не расселились на Руси и не сформировали здесь свои администрации.

В 1227 г. После смерти Чингисхана его наследники разделили между собой огромную империю на улусы. Внук Чингисхана Вату(по-русски Батый) получил в улус Сибирь и западные земли. В 1237 г. Началось нашествие монголов на Русь. Войско Батыя прошло через Рязанское княжество, сожгло Рязань и двинулось во Владимиро-Суздальскую землю, затем он начал свой второй поход – на запад: разорив южные русские земли.

В Восточной Европе в 1242г. образовался Умус Джучи (Золотая Орда), в зависимости от которой оказались русские уделы. Экономическая зависимость русских княжеств от Орды заключалась в ежегодной выплате дани (Ордынского «выхода»). Монголо-татары распространили на Руси централизованную систему сбора дани, для чего переписали население.

Русские княжества сохранили автономию. Их политическая зависимость заключалась в получении князьями власти лишь с согласия ханов Орды. Право на власть гарантировал выданный ханом Ярлык. Русские князья обязаны были предоставлять ханам военные контингенты для участия в войнах Орды.

С целью сохранения духовности Руси, Великий Владимир.князь Александр Невский препятствовал попытке экспансии на Русь европейских рыцарских катол.орденов и ориентировался на сотрудничество с Ордой. Политический строй ордынского гос-ва предоставлял собой Восточную деспотию.

Поражение русских князей поведением ордынских ханов привело к проникновению деспотических черт в русские традиции осуществления власти. Русские князья также заимствовали у Орды различные формы организации управления, сбора налогов, ямской службы. Культурное влияние Орды на Русь ограничилось заимствованием на бытовом уровне. Разорение в ходе монголо-татарского нашествия русских городов, повторные набеги ордынцев, выплата дани тормозили развитие ремесел и торговли, сдерживали формирование эконом.основы для объединения Руси. Монголо-татарское влияние усилило возникшее во Владимирской земле черты самовластия.

Последствия нашествия:

1. гибель миллионов людей;

2.разорение Руси. Многие города обезлюдели;

3. прекращение экспансии монголо-татар в Европу;

4. установилось монголо-татарское иго;

Сущность монголо-татарского ига:

1. после трехлетней войны - мирное сосуществование орды и княжества;

2. монголо-татары не включили в состав Золотой Орды русские земли;

3. не создавали органов управления;

4. не держали своей армии на Руси;

5. признавали власть русских князей;

6. терпимо относились к христианству;

7. не пытались менять язык и культуру, даже поселиться на Руси;

8. не пытались уничтожить русских как народ;

9. на Русь была наложена дань («выход»). Сборщики дани – баскаки. Большая часть дани шла русским князьям;

10. учредили должность «старшего» князя. Он отвечал за сбор дани со всей Руси. К старшему князю рус­ские стали относиться по-другому.

Русь между Востоком и Западом.

    Руси и Орда.

    1206 – образование Монгольской империи (объединение всех монгольских племен Темучжином – Чингисханом ); начало завоеваний - Северный Китай, Средняя Азия, Северный Кавказ

    1223 – первая встреча русско-половецкого войска с монгольскими отрядами на реке Калке, русские войска и половцы потерпели поражение (отсутствие единого командования и несогласованность действий русских князей)

    согласно последним данным, в битве на Калке участвовали не дружины южнорусских князей, а народные русские ополчения

Батый – внук Чингисхана

1237-1238 – I поход хана Батыя на Северо-Восточную Русь

    Рязань (1700 добровольцев Евпатия Коловрата ), Коломна, Москва, Владимир (князь Юрий Всеволодович ), битва на реке Сить закончилась полным разгромом русского войска и гибелью князя Юрия; разорение Северо-Восточной Руси

    Козельск – «злой город»

    до Новгорода не дошел (весенняя распутица, труднопроходимые для монгольской конницы густые леса, обескровлено войско монголов)

    результат: разорение значительной части Северо-Восточных земель Руси

1239-1240 – II поход хана Батыя на Южную Русь

    разорение Киева (Десятинная церковь), Галицко-Волынского княжества

    вторжение монголов в Польшу, Венгрию, Чехию

    причины поражения Руси в борьбе с монголами: 1) раздробленность и отсутствие единства в русских землях; 2) высокое воинское мастерство монгольского войска; 3) столкновение двух различных типов социально-экономической и политической организации общества (Русь – оседло-земледельческий, Монголия – кочевой, ориентированный на военные завоевания)

    образование Золотой Орды (1243 ) со столицей в городе Сарай

Примеры зависимости Руси от Золотой Орды:

    находящиеся в зависимости от ханов русские земли обязаны были платить дань – «ордынский выход» («выход» состоял из нескольких видов налогов, основным из которых являлась дань) и собирать войско на службу монголам (набор «в число»)

    русские княжества стали в вассальные отношения к хану, князья получали «ярлык» (княжескую грамоту) на княжение

Но русские земли не вошли непосредственно в состав Золотой Орды. Для сбора дани и поставки русских воинов в монгольскую армию был создан институт «даруга» - по-монгольски, а по-тюркски – «баскак». Когда войска баскаков оказывались не в состоянии справиться с такими затруднениями, как бунты населения, русские князья обязаны были поддержать их, используя войска, находившиеся в их распоряжении. В XV веке институт баскачества был упразднен. Выход стали собирать сами князья.

    баскаки – представители хана, которые ведали сбором дани, и наказывали за непослушание

    бесермены – восточные купцы, которым Золотая Орда передала право сбора дани с русских земель

Две точки зрения на ордынское иго.

Традиционная: для Руси иго было большим бедствием. Эта концепция берет свое начало от древнерусских летописей («Повесть о разорении Батыем Рязани», Лаврентьевская, Ипатьевская, Тверская летописи и другие).

Сторонники другого направления считают нашествие Батыя рядовым нашествием кочевников (то есть никакого порабощения не было, более того, по взаимовыгодному союзу монголы даже оберегали русские княжества и помогали им в борьбе с врагами). Не отрицаются ими обычно и тяжесть этой зависимости. Другое дело, что оценка этому, в конечном счете, дается позитивная.

Л.Н. Гумилев:

«Великий западный поход Батыя правильнее было бы называть великим кавалерийским рейдом, а поход на Русь у нас есть все основания называть набегом. Ни о каком монгольском завоевании Руси не было и речи. Гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать. С окончанием похода Батый ушел на Волгу, где основал свою ставку - город Сарай».

    Некоторые ученые полагают, что монголо-татарское нашествие оказало глубоко регрессивное воздействие на экономическое и политическое развитие Руси. Какие другие точки зрения на эту проблему вам известны? Какую точку зрения вы считаете наиболее убедительной? Аргументируйте свое мнение.

Может быть изложено другое суждение: монгольское господство охраняло Русские земли от экспансии со стороны Литвы и западноевропейских рыцарей.

Аргументы в поддержку точки зрения, изложенной в задании:

    опустошение Русских земель монгольскими погромами и систематическое ограбление русского народа ордынскими данями

    городское ремесло было подорвано разрушением городов и уводом в плен ремесленников, крестьянское хозяйство разорялось монгольскими «ратями» и тяжелыми выплатами в Орду

    экономические связи города с деревней оказались нарушенными, ухудшились условия внешней торговли

    господство Орды явилось тормозом для развития производительных сил Руси, находившиеся на более высоком уровне экономического и культурного развития

    господство Орды консервировало и усугубляло раздробленность страны

Аргументы в поддержку иной точки зрения:

    многие монголы путем смешанных браков вошли в состав русского народа

    русские князья и бояре считали, что выгоднее иметь не очень сильного союзника за широкими степями, какой была Золотая Орда, чем Ливонский орден и Польшу на переднем крае агрессивного рыцарства у себя под боком (Л.Н. Гумилев)

    Деятельность Александра Невского.

    «Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру»

    в 1237 году Орден Меченосцев объединился с Тевтонским орденом, и стал называться Ливонским орденом (это слияние еще более усилило опасность для Руси, как раз в это время подвергающейся монгольскому нашествию)

    15 июля 1240 – Невская битва (ижорцы предупредили новгородцев и князя Александра Ярославича; сокрушительный разгром шведов)

Историческое значение побед Александра Невского:

    остановлена экспансия Ливонского ордена на восток

    Русь отстояла Новгородскую и Псковскую земли, берега Финского залива

    первые успехи русских войск со времен нашествия Батыя

    Александр Невский – защитник православной Руси от католического Запада

В середине XIII века великий князь владимирский Александр Невский стремился поддерживать мирные отношения с ордынскими ханами, избегать конфликтов и не давать поводов для новых вторжений. Но была и другая точка зрения:

    в начале 50-х годов XIII века великий князь владимирский Андрей Ярославич в союзе с Дании­лом Галицким и тверским князем готовил поход против Орды и был разбит

    в те же годы пытался противостоять Орде Даниил Галицкий, но потерпел поражение и был вынужден признать зависимость от ордынских ханов

    в 1257 году было жестоко подавлено антиордынское восстание в Новгороде

Чем объяснялась такая политика Александра Невского?

    разоренная и раздробленная Руст не имела достаточных сил, чтобы противостоять Орде

    Александр Невский стремился сосредоточить основные силы на противодействии агрессии крестоносцев с запада

    политика, избранная Александром Невским, позволяла русским землям восстанавливать разрушенное сельское хозяйство, ремесла, торговлю

    она позволяла избегать новых разорительных вторжений ордынских ратей