Молитва от малодушия. Протоиерей Димитрий Смирнов: Малодушие есть результат маловерия

Или духа. Такие люди буквально окружают нас, боясь ответить на грубость продавца или заступиться за слабого. Это не обязательно признак трусости, ведь данный психотип появляется вследствие воспитания, при котором в человеке с самого детства не был заложен основной стальной стержень. Так что такое малодушие и можно ли с ним бороться?

Немного о термине

Малодушие представляет собой поведение индивидуума, находящегося в обществе. Такой психотип людей, как правило, не способен осуществить свои идеи, цели, желания или мечты. Препятствием в этом выступает любой страх или боязнь совершить ошибку.

Так что такое малодушие? Оно проявляется в виде зависти, скованности, стеснения, трусости, неуверенности, боязни, слабохарактерности и непроизвольной агрессии. Тип развивается у людей в двух случаях: с самого детства, из-за неправильного воспитания и окружающей обстановки, а также после серьезной психологической травмы.

Малодушный человек - кто он?

Такой индивидуум может и не подозревать о своем психотипе, однако он постоянно чувствует напряжение, которое со временем перерастает в депрессивное состояние.

Как правило, человек проявляет душевную слабость, когда дело касается его личной жизни, карьеры и общения с другими людьми. Его легко подавить морально, подчинить себе и заставить делать что-то из личной инициативы. Это не означает, что вы настолько искусный манипулятор. Малодушный человек просто не способен отказать из-за стеснения или страха. Но не думайте, что он не будет об этом переживать. Напротив, такой индивидуум корит себя за свою слабохарактерность и безвольность.

Поведение малодушного человека можно сравнить разве что с предательством собственной личности, мечты и идеи. Несмотря на его вполне реальные желания, например, стать врачом или завести собаку, он будет скрывать их от окружающих.

Но остается вопрос: "Что такое малодушие и может ли человек с ним бороться?" Несомненно, нужно изменять такой психологический тип, и если не самостоятельно, так с помощью специалиста. У каждого слабовольного человека есть три пути:

  1. Бороться с самим собой.
  2. Пустить все на самотек и просто продолжать погружаться в депрессивное состояние.
  3. Копить злость на себя и окружающих, которая впоследствии выльется во что-то большее.

Нередко безвольные и слабохарактерные люди не понимают, что жизненный успех и продвижение находятся в их собственных руках, а не зависят от окружающих. Конечно, малодушие - это тип характера, который формируется с раннего детства, зачастую в неблагоприятной семейной обстановке, где родители сразу дают понять, что их ребенок - не личность, а слабый и мягкотелый подчиненный.

Как с этим бороться?

Синонимы малодушия - трусость, робость, слабохарактерность, бесхребетность, безвольность и душевное бессилие. Одну из этих черт может приписать себе каждый человек, проявляя отсутствие духа в самых неожиданных ситуациях.

Существует единственное правило, которое поможет избавить вас от этого недуга: "Начать бороться с самим собой, действовать вопреки слабости и апатии". Сколько бы времени ни прошло, малодушие будет поглощать вас, разрастаясь с каждым годом все больше. В конечном итоге это может вас либо убить, либо оставить на улице без гроша в кармане, либо превратить в одинокого, пустого человека. Ведь у малодушных людей, как правило, нет друзей и близких, которым бы они доверяли и доверялись сами.

Этот психотип людей меняется, но очень долго. Вы должны скорректировать все свои привычки, познакомиться с харизмой и ораторским искусством, узнать характеры окружающих и начать анализировать их. При этом не нужно бояться попасть в нелепую ситуацию, где, возможно, у вас будут потеть ладони от страха.

Откуда берется малодушие?

Как уже было сказано выше, слабохарактерность и отсутствие воли (а также другие синонимы малодушия), начинают развиваться в раннем детстве. В первую очередь на это влияют родители, а затем уже одноклассники, друзья и учителя.

Родители не учат детей быть сильными, а показывают, как надо подстраиваться под их желания и цели. Например, если чадо не вправе выбирать себе круг деятельности, занятия, хобби и друзей, то со временем его истинное "я" пропадает. Ребенок просто делает то, что ему велят, чувствуя фибрами души, что все идет как-то не так. Но как должно быть на самом деле, возможно, этот ребенок, взрослея, не поймет никогда.

Примеры малодушия

Теперь вы знаете, что такое малодушие, но как этот психологический тип проявляется в реальном мире?

  • Во-первых, человек никогда не будет спорить с окружающими, а даже если и начнет, то не сможет привести действительно весомые аргументы. Это приводит к тому, что индивидуум не будет отстаивать свои интересы и взгляды, просто соглашаясь с чужим мнением, несмотря на то, что в глубине души он категорически против.
  • Во-вторых, все качества малодушия очень редко проявляются в одном человеке. Например, такой психотип можно присудить людям, которые очень скупы или лицемерны, не уверены в себе или робкие.
  • В-третьих, у таких людей всегда есть внутри злоба или ненависть, которая и сделала их малодушными. Возможно, они осознают ошибку в воспитании, патологическую обстановку в школе или университете.

Ошибки родителей

Если вы совершенно не ожидали, что ваш ребенок превратится в малодушного человека, то в первую очередь нужно искать корень проблемы в себе, а не судить чадо и обвинять его. Авторитарное воспитание, манипуляции детьми, рукоприкладство и использование приказного тона - это способы сломать дух малыша, у которого только начал формироваться стальной волевой стержень.

Перебороть в себе страх и неуверенность легко, главное, лишь начать действовать. Не бойтесь говорить в открытую о своих желаниях, даже если вы мечтаете написать картину или сочинять стихи. Конечно, поначалу кто-то будет смеяться над вашими идеями, но поняв серьезность намерений, перестанут, начнут уважать.

Не бойтесь отстаивать свои права и делать те вещи, которые вызывают у вас страх. Например, не стесняйтесь сообщить прохожему, что тот наступил вам на ногу или помогите бабушке перейти дорогу. Просто возьмите за правило: делайте сразу, если хочется (или если кажется, что так будет правильнее).

Если кто-либо знает, какое решение он должен принять, чтобы произвести нечто хорошее или помешать чему-либо дурному, но не делает этого, то это называется малодушием.

Малодушие — удел ничтожных. Тот, чье сердце твердо, чьи поступки совершаются в согласии с его совестью, будет отстаивать свои принципы до конца своей жизни.

Среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимают страх, печаль, унынье, тоска, малодушие, зависть, ненависть.

В чарке тоска ищет облегчения, малодушие — храбрости, нерешительность — уверенности, печаль — радости и находит лишь гибель.

Малодушие как качество личности – склонность проявлять немощь души и, как следствие, отсутствие твердости, силы воли, решительности, уверенности и последовательности в поведении, вплоть до трусости и предательства.

В битве при реке Треббии, что в Италии, нашими войсками командовал Александр Васильевич Суворов. Врага было вчетверо больше. Один из полков дрогнул, смалодушничал и в панике побежал. Суворов как раз был рядом. Что может сделать полководец, видя в глазах своих солдат ужас и безумие? Расстреливать? Кричать: «Остановитесь?». Суворов поступил иначе: «Молодцы! Заманивай!», — прокричал он. Поравнявшись с бегущими в панике солдатами, он поскакал впереди, как бы ведя за собой солдат, крича «Не отставай! Хорошо, что догадались! Заманивай, шибче, шибче, заманивай!» Поддавшись малодушию, бойцы сначала не обращали внимания на поведение командира, сзади французы, пули свистят, мало ли что кричит Ляксандра Василич, но Суворов уже командовал все настойчивее «Ровнее шаг, пускай не отстают, заманивай. Заманивай!» Они уже не бежали, а организованно отступали. Паническое бегство и постыдное малодушие превратились в хитрый маневр. Внезапно Суворов скомандовал «Стой!». Солдаты остановились. «Вперед, чудо–богатыри, бей штыком, колоти прикладом!» Настроение солдат переменилось, от малодушия не осталось и следа. Рядом был их кумир — любимый Суворов. Французы слишком далеко отошли от основных войск и сейчас были не в самом лучшем положении. И они совершенно не ожидали, что перепуганные русские способны на кинжальную контратаку. Три дня шло сражение. Победила русская армия. Наши потери - тысяча убитых. Французов - шесть тысяч убитых и двенадцать тысяч пленных.

«Малодушие всегда найдет себе философское оправдание», – писал А. Камю. Кому ж хочется признаваться в слабоволии, трусости, неуверенности в себе, боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия? Куда проще оправдать немощь души непреодолимостью препятствий, злым роком судьбы, кознями окружающих, переменчивостью фортуны. У малодушного мощный оправдательный механизм безработным не бывает. Мелочные расчеты превращаются в безвыходную ситуацию, при которой малодушие не могло поступить как-то иначе. Пагубное стороннее влияние становится принципиальностью и обязательностью. Потеря твердой уверенности в достижении цели объясняется благоразумием, маневренностью и новой целенаправленностью. Малодушие, как правило, приводит к конформизму, заискиванию, лицемерию, угодничеству, боязни открытого конфликта и действиям исподтишка.

Зачастую люди малодушничают, но, занимаясь самообманом, думают, что они проявляют смиренность. Уступать в результате давления – это не смиренность. Например, преподаватель не может справиться с аудиторией, малодушничает и говорит студентам: «Делайте что хотите, только посещайте лекции». Смиренный человек будет выполнять свои обязанности, но при этом не позволит студентам «ходить по головам». Он скажет им: «Отсутствие дисциплины и смиренности не позволит Вам усвоить материал. Я вас уважаю, понимаю, как Вы устали, поэтому я готов читать лекции в предельно простом изложении. Готов отвечать на Ваши вопросы. Словом, по Вашему желанию мы можем изменить форму подачи лекций, но с дисциплиной я шутить никому не позволю». Такого человека, в отличие от малодушного, будут по-настоящему уважать.

В книге Г. Белых и А. Пантелеева «Республика ШКИД» как раз описан такой эпизод. В школу приходит преподаватель литературы. Понимая, насколько перед ним опасный контингент учащихся, он смалодушничал, не решился достучаться до разума бывших беспризорников и сразу стал с ними заискивать. Придя в класс, он сказал: «- Не правятся мне ваши педагоги. Больно уж они строги к воспитанникам. Нет товарищеского подхода. Класс удивленно безмолвствовал, только один Горбушка процедил что-то вроде «угу». Разговор не клеился. Все молчали. Вдруг воспитатель, походив по комнате, неожиданно сказал: — А ведь я хороший певец. — Ну? — удивился Громоносцев. — Да. Неплохо пою арии. Я даже в любительских концертах выступал. — Ишь ты! — восхищенно воскликнул Янкель. — А вы нам спойте что-нибудь, — предложил Японец. — Верно, спойте, — поддержали и остальные. Пал Ваныч усмехнулся. — Говорите, спеть? Гм… А урок?.. — Ладно, урок потом. Успеется, — успокоил Мамочка, не отличавшийся большой любовью к урокам. — Ну ладно, будь по-вашему, — сдался воспитатель… — Что уж с вами делать, мерзавцы этакие! Так и быть, спою вам сейчас студенческие куплеты. Когда, бывало, я учился, мы всегда их певали. Он опять откашлялся и вдруг, отбивая ногой такт, рассыпался в задорном мотиве: Не женитесь на курсистках, Они толсты, как сосиски, Коль жениться вы хотите, Раньше женку подыщите, Эх-эх труля-ля… Раньше женку подыщите… Класс гоготал и взвизгивал. Мамочка, тихо всхлипывая короткими смешками, твердил, восхищаясь: — Вот это здорово! Сосиски. Бурный такт песни закружил питомцев. Горбушка, сорвавшись с парты, вдруг засеменил посреди класса, отбивая русского. А Пал Ваныч все пел: Поищи жену в медичках, Они тоненьки, как спички, Но зато резвы, как птички. Все женитесь на медичках. Ребята развеселились и припев пели уже хором, прихлопывая в ладоши, гремя партами и подсвистывая. По классу металось безудержное: Эх-эх, труля-ля… Все женитесь на медичках…»

Иоанн Златоуст говорил: «Малодушен не переносящий обид, малодушен не переносящий искушений». В малодушии отсутствует вера. Вера – это связь с кем-то. Малодушный человек не находит в себе опоры и потому постоянно зависим от поддержки других. Его спасет общество смелых и решительных людей. Здесь он может затеряться и не обнаружить свое порочное качество личности. Но когда он лишен связи с сильными людьми, когда он остается наедине с собой и с трудными ситуациями жизни, страх становится его господином. Малодушие – следствие страха, за которым отсутствует вера.

В начале правления династии Восточная Хань (25 - 220) вражеские войска совершили ночной набег в расположение У Ханя, начальника войскового приказа. Все вокруг пришли в замешательство, лишь один У Хань невозмутимо продолжал лежать на своём ложе. Когда солдаты увидели, что их военачальник сохраняет присутствие духа, их растерянность улеглась, и они вскоре пришли в себя. Теперь У Ханю нельзя было терять ни минуты. Он приказал своим отборным частям предпринять в ту же ночь ответную вылазку. Вскоре противник был обращён в бегство. У Хань воздействовал на своих подчинённых не напрямую, например, угрожая сурово наказать растерявшихся воинов, а потушил пламя охватившего их страха. Малодушие было задавлено на корню.

Петр Ковалев

«Если у человека нет силы воли, то он не может сделать ничего… Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло - Свою волю - Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло - волю человеческую. Если человек имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным, и он летит». (Старец Паисий Святогорец)

- Отец Алексий, что такое малодушие?

Со значением понятия «малодушие» очень важно разобраться в самом начале нашего разговора, так как оно не имеет столь ясного и однозначного выражения, как, к примеру, уныние, сребролюбие, ложь, тщеславие.

«Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова определяет малодушие как «отсутствие твердости духа, решительности, мужества». Такого рода малодушие сводится к нерешительности, трусости и затрагивает, главным образом, душевные чувства и способности человека.

В.И. Даль в своем толковом словаре пытается отразить более глубокую духовную природу малодушия, определяя его как «отчаяние, упадок духа». В этом случае малодушие оказывается следствием действия в человеке таких страстей, как печаль и уныние, и находится с ними в синонимической связи.

Если мы попробуем заглянуть в другие словари, то найдем новые оттенки смысла данного слова, и все они будут иметь право на существование.

Вот почему мне кажется оправданным дать в пределах нашей беседы понятию «малодушие» следующую расширенную трактовку.

Малодушие - это немощь души человека, которому свойственно отсутствие твердости, решимости и последовательности в действиях, вплоть до трусости и предательства. Различные проявления малодушия чаще всего замечаются нами в сфере земной деятельности человека, однако они всегда являются следствием тех духовных слабостей и недостатков, которые сокрыты в глубине человеческого сердца. Развитие малодушия неизбежно приводит к упадку духа и отчаянию.

В аспекте духовной жизни под малодушием мы понимаем отсутствие решимости, должного настроя христианина следовать заповедям Божиим.

Чем сила духа отличается от силы воли? Кого, с православной точки зрения, можно назвать человеком с сильным духом?

Тот конкретный смысл, который вкладывается в слова «сила духа» и «сила воли» разными людьми, может оказаться весьма неоднозначным. Давайте определимся с данными понятиями следующим образом.

Сила духа - сила высшей сферы человеческой души, которая в православной аскетике и именуется духом. Дух по своей природе всегда обращен к Богу, и он не может считаться сильным, если человеческое сердце не исполнено светом Божественной благодати, если в глубине его еще не изжиты грубые страстные влечения. Действие духа всегда руководится Промыслом Божиим и направлено только на добрые деяния, угодные Богу. Чем ближе человек к познанию истинного Бога, чем более его сердце освящено действием Божественной благодати, чем более свободно оно от страстей - тем сильнее дух человека. Согласно православному пониманию, быть сильным духом вне истинной веры и Церкви невозможно.

Сила воли - одна из врожденных, естественных сил человеческой души. Она не связана напрямую с духовно-нравственным совершенством человека и может быть направлена как на добро, так и на зло. Человек с сильной волей может быть и вне Церкви, вне благодатной жизни. В период социализма в СССР миллионы людей проявляли сильную волю ради служения коммунистическим идеалам. Однако вне действия Божественной благодати человек далеко не всегда способен употребить свою сильную волю на служение добру и во благо окружающим. Отсутствие духовной рассудительности может постепенно довести человека с сильной волей до таких извращенных форм, как тирания и жестокость. Нечто похожее на силу воли демонстрируют даже злоумышленники, когда оказываются готовыми пожертвовать своей жизнью в момент совершения преступления. Кроме того, если сильная воля не укрепляется действием Божественной благодати, она может быть легко утрачена человеком. Мне известно очень много примеров людей, которые в юности обладали сильной волей, были пламенными приверженцами высоких ценностей и идеалов, но уже в зрелом возрасте оказались слабовольными и разочаровавшимися в жизни.

Таким образом, человек, сильный духом, будет обладать и силой воли, так как дух, подкрепляемый Божественной благодатью, подчиняет себе все силы души, направляя их на служение Богу и ближним. Человек же, сильный волей, далеко не всегда обладает силой духа и не всегда оказывается способным проявлять сильную волю как положительное качество своей души.

Святитель Николай Сербский говорил: «Преступление - всегда слабость. Преступник - это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя… Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости». Как правильно понимать эти слова? О какой слабости в них говорится?

Мы отметили выше, что вся воля человека как естественная сила души может быть направлена как на совершение добра, так и на совершение зла. Крайним проявлением злой воли является преступление.

В наше время, во многом благодаря кинематографу, преступники нередко воспринимаются в качестве примера для подражания - мужественными, последовательными, волевыми. Однако если внимательно приглядеться к обстоятельствам совершаемых ими преступлений, то на деле все окажется совершенно иным. Если посмотреть на насильника, который избирает жертвой слабую женщину, посмотреть на грабителя, который внезапно нападает с оружием на беззащитного человека, посмотреть на вора, который ночью пробирается в квартиру, пока никто его не видит и хозяев нет дома, посмотреть на убийцу (киллера), который из укрытия производит свой зловещий выстрел, - мы увидим, что здесь нет никакого мужества. Для кого-то кажется героем прелюбодей, готовый идти на все ради «любви» к порочной женщине. Но если вспомнить о том, сколько страдания и боли этот человек причинил своей законной жене и детям ради низкой страсти, мы поймем, что этот человек не герой любовных похождений, а просто предатель.

Поэтому в преступниках и грешниках только подобие мужества и силы воли. Более им свойственны трусость и слабость. Та слабость, жертвою которой они неоднократно становились в своей жизни: и тогда, когда позволили порочным мыслям пленить свою душу, и тогда, когда позорно поддавшись этому пленению, встали на преступный путь, и тогда, когда избирали способы совершения своих преступлений, свойственные только трусам и предателям.

На эту слабость преступников и указывает святитель Николай Сербский в приведенном вами высказывании - для того, чтобы люди не обольщались их ложным мужеством и героизмом.

Известный ответ Господа апостолу Павлу гласит: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9). О какой немощи здесь идет речь? Не о наших же лени, унынии, малодушии.

В православной аскетике слово «немощь» может пониматься двояко. Следует различать, во-первых, внутреннюю немощь человека, которая проявляется в пленении его души различными страстями, в том числе и унынием, и леностью, и малодушием. А во-вторых, немощь внешнюю, которая проявляется в болезнях тела, скорбях и искушениях, приходящих извне, независимо от воли и желания самого человека.

Однако эти внешние немощи, с одной стороны, для простых грешных людей, а с другой - для праведников, отмеченных Богом благодатными дарами, имеют принципиально различный характер. Для обычного человека телесные недуги, внешние напасти и скорби являются следствием поражения его души греховными недугами, действие которых разрушительно сказывается как на его физическом здоровье, так и на всех обстоятельствах жизни. Избавиться от этих немощей можно через исцеление души от заразы греха.

Для праведников же, отмеченных благодатными дарами, такие немощи посылаются Богом с той целью, чтобы Его угодники не возгордились, но всегда помнили, Чьею силою совершаются ими чудные дела; чтобы они всегда осознавали естественную немощь человеческой природы, которая может легко подвергнуться падению и утратить великие дары, лишившись Божественной благодати. Опыт духовной жизни показывает, что праведник, которому многое дано от Бога, не может сохранить ни свой дар, ни высоту жизни, если все в его судьбе будет складываться легко и безоблачно и если различные внешние немощи по Промыслу Господа не будут закалять его сердце. В этих-то немощах праведников и совершается сила Божия.

- Взаимосвязано ли малодушие с лжесмирением? Если да, то каким образом?

О лжесмирении мы говорим в том случае, если внешне человек ведет себя смиренно, но внутреннее его состояние не соответствует внешнему, а зачастую оказывается прямо противоположным. Например, когда человек внешне показывает уважение к другому, а внутренне испытывает к нему ненависть и презрение; проявляет покорность и солидарность, а сам строит коварные планы; в глаза говорит комплименты, а за спиной источает ругательства.

Лжесмирение имеет различные проявления, и все они так или иначе связаны с малодушием.

Лжесмирение может выражаться в лицемерии по отношению к вышестоящим. В этом случае человек может легко поступиться своим мнением, пренебречь правдой и справедливостью; он готов терпеть любые унижения, пойти на любые компромиссы с совестью, чтобы не испортить отношения с более сильными и влиятельными людьми, не остаться без их покровительства. Однако по отношению к слабым и беззащитным такой человек нередко ведет себя тиранично и жестоко. Например, не редкость, когда муж после унижений и неприятностей на работе, придя домой, вымещает свои негативные эмоции на жене и детях. Святые отцы совершенно справедливо настаивали на том, что истинное смирение человека проявляется по отношению к тем, кто слабее его, а истинное мужество - по отношению к более сильным. Так, по отношению к начальнику на работе было бы мужественно высказать свое мнение, чтобы отстоять правду, а по отношению к жене и детям - смириться и потерпеть их недостатки.

Лжесмирение может проявляться в лицемерии по отношению к равным себе, когда человек хочет казаться в глазах окружающих добрым и учтивым. Если он и делает зло другим людям, то тайно и исподтишка. В настоящее время многие считают, что выгодно казаться забитым, слабым и серым - так можно лучше устроиться в жизни, а также избежать многих неприятностей и конфликтов. Однако люди, рассуждающие таким образом, забывают, что для подобной комфортной жизни придется поступиться своею честью и принципами, придется трусливо молчать в тех обстоятельствах, когда попирается правда и справедливость. Такое состояние разрушительно сказывается на духовно-нравственной жизни человека, окончательно лишая его и силы воли, и силы духа.

Лжесмирение может проявляться и по отношению к нижестоящим, когда, например, начальник потакает грехам своих подчиненных, не спешит наказывать их за различные недостатки и промахи с той целью, чтобы снискать почет и похвалы вверенных его попечению людей, заручиться их благожелательностью и поддержкой, а также избежать заговоров и злоумышлений тех, кто может быть недоволен его требовательностью и твердостью.

Как видим, малодушие, связанное со лжесмирением, может выражаться различно - от явной трусости до более тонких проявлений, связанных со страстью тщеславия.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если б решимость имели, то и жили бы так, как отцы, в древности просиявшие». Иначе говоря, между человеком погибающим и человеком спасающимся одна только разница - решимость. На чем должна быть основана эта решимость?

Вокруг нас очень много искушений и соблазнов, которые являются помехой в нашем духовно-нравственном развитии, постоянно отбрасывают нас назад на пути ко спасению и жизни вечной. Мы часто склонны считать эти искушения и соблазны неопасными и невинными, а потому не проявляем должной решимости избегать их ради непорочного служения Богу. Нередко и силы духа для этого не хватает. Древние же отцы, в отличие от нас, имели такую решимость, а потому и достигли высот духовной жизни. Думаю, так можно кратко выразить смысл приведенного изречения преподобного Серафима.

Отец Геннадий Нефедов сказал: «Первый вопрос, который священник должен задать прихожанину на исповеди: „Чадо, како веруешь?“ А второй: „Что тебе мешает правильно верить и жить по вере?“ Тогда исповедь не превратится в перечисление неблаговидных дел и поступков, о которых сообщает на исповеди священнику верующий, причем не всегда при этом глубоко раскаиваясь в них». Как вы считаете, если бы батюшки всегда так проводили исповедь, у нас было бы больше крепких в вере мирян?

Подобную форму исповеди могут взять на заметку многие священники, но ее ни в коем случае нельзя считать универсальной.

Необходимо учитывать то обстоятельство, что у священнослужителей, совершающих таинство исповеди, существенно различен и опыт духовной жизни, и уровень познаний в вопросах веры, и склад личного характера. Весьма различны и исповедники, приносящие свое покаяние. Поэтому у каждого опытного священника в арсенале свои формы проведения исповеди, свои подходы - в зависимости от состояния кающегося и обстоятельств, при которых совершается таинство.

Главное - чтобы исповедь не сводилась к формальному перечислению грехов, а побуждала кающегося к непрестанной работе над собой, к реальному исправлению своих пороков и недостатков, к возрастанию в добре.

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

О МАЛОДУШИИ

Наверно, малодушие - это та самая черта характера, которая объединяет в себе целую группу других негативных черт, которые в свою очередь можно объединить словом «дурной нрав». Но в основе этой группы, конечно, лежит единый источник, служащий причиной остальных пороков.

С одной стороны, значение слова очевидно - союз слова «малый (или в смысле «немощный») со словом «душа». С другой стороны, нелишним будет определить, что же подразумевается под «малой» или «немощной» душой.

Толковый словарь Ушакова Д. Н. определяет малодушие как «нерешительность, безволие, упадок духа».

Словарь Ожегова: «Отсутствие твердости духа, решительности, мужества».

То есть определенно малодушие связано с отсутствием воли, силы духа. Но какие именно черты олицетворяют собой именно малодушие?

Родословная малодушия

Это, в первую очередь, страх перед людьми, а не перед Всевышним. Это неуверенность в себе, проявляющаяся в подверженности чужому мнению, влиянию. Иными словами, это форма зависимости от окружающих, когда отношение человека детерминировано людским мнением, одобрением или неприятием, но никак не чувством ответственности перед Всевышним или преданности Ему. Порлеев С. В. в «Энциклопедии пороков» пишет:

«Сочтите малодушного человека глупым - и более абсурдных поступков, чем те, которые последуют от него, вы не увидите. Скажите ему, что он зауряден, бездарен, труслив - и точно: все его проявления станут невыносимо скучны, примитивны и отвратительно робки. Однако по этой же причине, если Вы отнесетесь к малодушному человеку уважительно, он продемонстрирует редкие образцы ума, самоотверженности, мужества. Внушите ему, что он смел, и перед Вами явится герой, изумляющий своей доблестью и отвагой. Глядя на него, Вы не сможете поверить, что сами, собственным влиянием вызвали на свет столь яркие проявления человеческого характера. Малодушие означает, что человек в себе самом не имеет опоры и потому непрестанно нуждается в поддержке других. Только от чужого мнения и внушения обретает он веру в собственные силы. Но уж если малодушный получил столь необходимую ему поддержку, откуда только в нем все берется! Более вдохновенного человека тогда трудно сыскать. Мысли его становятся гибки и остроумны, действия - дерзки и отважны, а характер - стойким и сильным. Оттого мы вправе сделать вывод, что не малодушный человек виновен в своих недостатках; не сам по себе его душевный изъян приводит к постоянной уступчивости, слабости духа и унижающим достоинство поступкам. В неприглядных проявлениях малодушного характера виновны прежде всего окружающие, использующие во зло природную податливость и мягкость его душевного склада. Окружите малодушного человека людьми храбрыми, умными и достойными; поверьте в то, что ему, малодушному, присущи лучшие нравственные качества - и тогда вы станете свидетелем чуда. Силой вашего убеждения гадкий утенок превратится в сильную, прекрасную птицу, которая умчится в свободном полете!».

Если учитывать значимость искренности намерений человека даже в самых внешне высоких делах, то успехи и подвиги малодушного человека становятся не такими уж и ценными - потому что они совершены в угоду окружающему, в них нет глубины, нет искренности. В таких случаях понимаешь, что стоит этому человеку оказаться в другой компании, и он в угоду им может совершить совершенно другие поступки. Потому что в разных группах различные системные ценности: что для одной дикость, для другой может быть проявлением творческой натуры. Итак, следующее качество малодушия - лицемерие, заискивание, конформизм. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, определил лицемера как овцу, которая мечется от одного стада к другому. Таков и малодушный человек: его убеждения меняются вместе с ситуацией, группой людей или обстоятельствами, в которых он оказывается. Из этого следует, что его собственная «карта мира» лишена четких контуров.

Всевышний Аллах говорит в хадисе Кудси, что «самое лучшее, что приходит в сердце - это глубокое убеждение». У малодушного человека нет твердых, глубоких убеждений. А его поведением управляет инстинкт самосохранения.

Я бы определила сутью равнодушия такое свойство как трусость. Трусость иметь свою точку зрения, отстаивать ее, защищать свои интересы или интересы дела, которому он предан. Скупость - черта малодушных. Но скупость - это та же трусость. Это страх, что милостыня обеднит его. Или что долг не будет ему возвращен. Или что доброе слово и искренность сделают его уязвимым.

В религиозно-духовном контексте малодушие - это отсутствие решительности в служении Аллаху, следованию пути Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, который включает в себя множество признаков, как психологического, так и поведенческого плана. Иными словами, малодушие - это дитя слабой веры.

Теплицы малодушия

Как человек становится малодушным. В первую очередь, влияет воспитание. Воспитание, в котором ребенка подавляют, не позволяют развиваться, быть искренним, открытым. Когда его ставят в такие условия, что он может получить желаемое только путем обмана, притворства или хитрости. Такие дети вырастают умными, пронырливыми, «дипломатичными». Но эти качества в свете малодушия отнюдь не делают ему чести.

Второе - социальное воспитание. Особенно в традиционных обществах. Когда, например, осуждают поведение или убеждения, которые расходятся с традиционными представлениями о морали и нравственности. Даже если поступки человека - совершенно правильны.

Третье - личностная пассивность, отсутствие самовоспитания. Каждый человек в той или иной мере сталкивается с неприятием, с опасностью, со страхом. Малодушные люди в таких ситуациях сдаются без боя, не прилагают усилий для защиты себя, своего дела. Постепенно они привыкают жить в страхе и подчиняться из желания избежать опасности. Таким образом, они только усиливают это качество в себе.

Примечательно, что, несмотря на страх, присущий им, они все же малобезопасны для окружающих. Потому что когда исчезает ситуация страха они могут стать самыми подлыми, жестокими и бесчеловечными. Это только еще раз подчеркивает их лицемерную сущность.

Молитва и борьба

Человек - раб Всевышнего, чьи нужды, молитвы и дела зависят от Его воли. Если кто-либо признает в себе малодушие, и Аллах одарит его желанием избавиться от этого качества, то он может обратиться к Всевышнему с молитвой, которую читал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Смысл ее следующий: «О, Аллах, я ищу Твоей защиты от чувства тревоги и печали, от проявлений слабости и лени, от трусости и малодушия , от скупости и бремени долгов, и от притеснения со стороны окружающих».

Приводится также другая молитва Посланника Аллаха, да будет доволен им Аллах:

«О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе за защитой от бессилия, лени, трусости, жадности, дряхлости, жестокости, отвлеченности (рассеянности), зависящим от кого-либо, от отклонения и того, чтобы быть нуждающимся. И я прибегаю к Тебе за защитой от нищеты, неверия, нечестия, несчастья, лицемерия, показухи. И прибегаю к Тебе от глухоты, немоты, сумасшествия, проказы, разложения и худших из болезней»

Человек не всегда обладает всеми качествами малодушия. Иногда его малодушие проявляется в скупости. Иногда - в нерешительности. Иногда - в притворстве. Чтобы победить малодушие, нужно развивать в себе качества, противоположные ему. Например, если человек скуп, то раздавать милостыню ради Аллаха; если он лжив - то стать правдивым; если лицемерен - то стать искренним и честным.

Наряду с этим, человек должен углублять знания, увеличивать поклонение, практику размышлений, потому что по причине взаимосвязанности улучшение одной части души проливает свет и на другие. Это работа, требующая терпеливости, стойкости, искренности, а также упования на Аллаха. Но как прекрасно воздаяние Аллаха за труды ради Него!

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Грех малодушия многими считался и особенно в наши дни считается грехом неважным, незначительным, а потому и простительным. На самом деле это совсем не так: малодушие может довести человека до весьма тяжелого проступка и даже до величайшего, какое только можно себе представить, преступления.

И это мы сейчас увидим.

В неделю 3-ью по Пасхе св. Церковь, продолжая торжествовать Воскресение Христово, особо, в связи с этим, празднует память святых праведных Жен-Мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима , потаенных, «страха ради иудейска», учеников Христовых, ибо все эти лица явились свидетелями смерти Христовой на кресте, Его погребения и затем преславного Воскресения Его из мертвых.

В связи с этим все чрезвычайно-умилительное Богослужение этого воскресного дня и за ним следующей седмицы напоминает нам Богослужение Великого Пятка и Великой Субботы, поскольку из чинопоследования этих дней заимствуются целиком даже некоторые песнопения, лишь с добавлениями, в коих прославляется Христос, как уже Воскресший.

Св. Жены-Мироносицы это те духовно-облагодетельствованные Господом Иисусом Христом женщины, которые были преданы Ему до самозабвения, служили Ему во время Его земной жизни « от имений своих » (Лк.8:2-3), то есть материально поддерживали Его и учеников Его, заботясь об их земных нуждах, безстрашно последовали за Ним на Голгофу, оплакивая Его (Лк.23:27), созерцали Его крестные страдания и участвовали в Его погребении в саду у Иосифа Аримафейского, который испросил Тело Иисусово у Пилата и положил Его, вместе с Никодимом, принесшим благовонный состав из смирны и алоя, обвив плащаницею, в своем новом гробе (Mф. 28:57-61; Ин. 19:38-42).

Все это происходило в пятницу пред наступлением вечера, когда иудеям уже ничего нельзя было делать до окончания дня субботнего покоя. Поэтому все это делалось поспешно, и почитавшие Господа женщины считали, что телу их возлюбленного Учителя не было воздано достаточно почестей, путем возлияния на Него драгоценных ароматов. И вот, купив эти ароматы и благовонные масти еще в ту же пятницу до наступления темноты, они, как истые иудеянки, « в субботу остались в покое по заповеди » (Лк.23:54-56).

« В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу » (Лк.24:1). Наиболее восторженно любившая Господа Мария Магдалина опередила их всех, пришла раньше всех, « когда было еще темно » (Ин. 20:1) и увидела, « что камень отвален от гроба » (Ин. 20:1), о чем она и побежала скорее сказать ученикам Господа Петру и Иоанну. За эту свою ревность она и удостоилась первая из всех Жен-Мироносиц (после Пречистой Матери Божией, как говорит церковное предание) увидеть Воскресшего Господа, когда вторично пришла ко гробу, стояла там и плакала, недоумевая, чем объяснить, что не нашла Тела Господа в открытом гробе. Господь почтил ее великой честью, поручив ей возвестить ученикам Его о Его воскресении из мертвых (Ин. 20:11-18), и о предстоящем Своем восшествии к Богу-Отцу.

С тех пор св. Мария Магдалина приняла на себя апостольскую миссию - всюду и всем возвещать о великом событии Воскресения Христова, за что и наименована св. Церковью «равноапостольной». Как говорит предание, с проповедью о Христе Воскресшем из мертвых, она дошла до самого царственного града Рима, предстала пред самим грозным и мрачным кесарем Римским - Императором Тиверием и преподнесла ему красное яичко, приветствовав его словами пасхального приветствия христиан: « Христос Воскресе! »

В ответ на выраженное кесарем недоумение, что все это значит, она благовествовала и ему о Воскресении Христовом, разсказав подробно всю историю неправедного осуждения Господа на крестную смерть римским прокуратором Понтием Пилатом, по требованию иудейских первосвященников и старейшин народных.

Выслушав это, Тиверий, как настоящий римлянин, (а римляне гордились своим образцовым правосудием!), воспылал гневом на Пилата, допустившего такой противный римским законам неправедный суд, вызвал его к себе из Иудеи, отрешил от высокого поста прокуратора и отправил в ссылку, где он в тяжком изгнании скорбно закончил свои дни, потерпев, таким образом, праведную кару Божию за осуждение на смерть Сына Божия: терзаемый тоской и отчаянием он окончил жизнь самоубийством.

Как это все необыкновенно для нас поучительно и вразумительно!

Ведь что побудило Пилата подписать смертный приговор Господу Иисусу Христу, без которого иудеи не смели и не имели права предать Его смерти?

Разве он действительно считал Господа опасным государственным преступником, который бы заслуживал такую позорную и мучительную казнь, как распятие на кресте?

Отнюдь нет, и даже совсем наоборот!

Из всех евангельских повествований всех четырех евангелистов мы ясно видим, что он всячески пытался спасти Господа от злобы столь люто ненавидевших Его иудеев. И мало того: он не только не находил в Нем никакой вины, как сам заявил об этом иудеям (Ин. 18:38), но даже считал Его Праведником и умыл свои руки пред народом, в знак того, что он считает себя невиновным в крови Его (Мф. 27:24). Наивное действие, ибо ведь от него зависело пролить или не пролить кровь этого Праведника, но оно с очевидностью показывает, что Пилат не хотел смерти Господа! И он неоднократно предлагал отпустить Господа зная, что, собственно не народ требует Его смерти, а первосвященники, которые « предали Его из зависти » (Ин. 15:10).

Но использовав успешно, путем наговоров, так называемое «стадное чувство», первосвященники так сумели возбудить и настроить народ против Господа, что на вопрос Пилата, пытавшегося освободить Господа: « Кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам, Варавву или Иисуса, называемого Христом? », они отвечали: «Варавву» и стали неистово кричать, требуя смерти Господа: « Возьми, возьми, распни Его! » (Мф. 27:17-24 и Ин. 19:15).

По всем данным, это было очень неприятно Пилату, но он, слыша такой неистовый крик народа, испугался, как бы не произошло народное возмущение и даже возстание против римской власти, за которое ему потом придется отвечать перед римским кесарем. А особенно испугали его кричавшие: « Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю » (Ин. 19:12). Из истории известно, что император Тиверий был очень подозрительным человеком и охотно принимал всякие доносы, а потому Пилат испугался, что могут сделать донос и на него, будто он в заговоре с государственным преступником-бунтовщиком против императорской власти, и тогда он сам может жестоко пострадать от Тиверия. И это опасение решило все: « Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу разбойника Варавву; а Иисуса предал в их волю » (Лк.23:24-25), осудив Его на распятие. « И взяли Иисуса и повели » (Ин. 19:16).

Что же, следовательно, сыграло решающую роль в осуждении Господа на поносную и мучительную смерть крестную?

Малодушие Пилата, который, боясь за свою собственную участь, покривил душой и поступил против совести, осудив на смерть ни в чем неповинного, даже вопреки государственным римским законам, требовавшим тщательного и справедливого судопроизводства.

И что же? Помогло это проявление малодушия Пилату?

Мы видим, что нет! Он все-таки пострадал от того же самого императора Тиверия, которого он боялся. Кара Божия постигла его и за его малодушие и за его неправедный суд над Человеком, Которого он признавал Праведником. Но ведь это был не простой праведник, а Сам Воплотившийся Единородный Сын Божий.

Сколь же безмерно велико, следовательно, преступление Пилата, в котором он, только по своему малодушию, соучаствовал с иудеями!

Отсюда вывод: вот, как опасно и зловредно малодушие и к каким губительным последствиям может оно привести человека, для которого на первом месте стоит не моральный долг его, не голос совести, а какие бы то ни было свои чисто-личные эгоистические соображения и интересы!

И вот почему необходимо всячески гнать от себя всякое проявление малодушия, особенно тем, кто занимает какой-либо ответственный пост и должен судить по правде, поступая всегда и во всем только по совести, а нам, христианам, еще и по велениям Слова Божия, по заповедям Христовым и согласно учению нашей св. Церкви, каковые и даны нам Богом, дабы контролировать нашу совесть, способную иногда под влиянием врага Божия и врага человеческого спасения, глохнуть и отклоняться от правого пути и не всегда безошибочно руководить нашими поступками и поведением.

Но что сказать о нашем поистине страшном, почти безсовестном времени, когда большинство людей, даже занимающих самые высокие посты и должности в общественной, государственной и церковной жизни, по малодушию и преследуя только свои личные интересы, готовы совершить любую несправедливость и пойти на всякое преступление - готовы попрать все законы и Божеские и человеческие, лишь бы только самим себе не причинить какого-либо вреда или ущерба, а наоборот - приобрести себе какую-нибудь выгоду? Это - такое теперь обычное явление!

Будем чаще напоминать и самим себе и другим малодушие Пилата, которое довело его до такого страшного преступления, как Богоубийство, и нисколько не помогло ему, как не поможет и никому другому, действующему по внушению малодушия, а не по долгу своему и внушениям совести, просветленной Законом Божиим.

« Господи, избави мя всякаго неведения, и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия! » - так учит нас каждодневно молить Бога, отходя ко сну, наша Святая Церковь.

Господи, вразумляй нас всегда и избави от этого пагубного греха Пилатова!