Моделирование как метод познания. Модели используются человеком для

От Гость >>

Умоляю.. по тексту ответьте на вопросы!
Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц государству. Налоги и сборы являются основным источником доходов государственного бюджета. Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.

Налоги выполняют следующие функции: фискальную (обеспечивают финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, оборону страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов, например фундаментальная наука, многие учебные заведения, библиотеки и т.п.); распределительную (перераспределяют доходы между разными группами населения в целях сглаживания неравенства в обществе); стимулирующую, или антиинфляционную (способствуют развитию научно-технического прогресса, увеличению числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путём применения льготного налогообложения); воспитательную (сдерживают потребление продуктов, вредных для здоровья, устанавливая на них повышенные налоги); контрольно-учётную (посредством налогообложения ведётся учёт доходов граждан, предприятий и организаций).

По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги.

В мировой практике существуют следующие системы по видам налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная. В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т.п.). В регрессивной системе налогообложения предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества.

(По материалам энциклопедии для школьников)

1. Как в тексте определяется воспитательная функция налогов? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите пример, иллюстрирующий выполнение этой функции.

2. В стране Z возник значительный дефицит бюджета. Правительство вынесло на рассмотрение парламента законопроект об отказе от пропорциональной шкалы и введении прогрессивной шкалы налогообложения. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите по одному возможному аргументу (объяснению) сторонников и противников этого нововведения.

3. Объясните основное различие между прямыми и косвенными налогами. Привлекая обществоведческие знания, приведите по одному примеру каждого из названных видов налога (обязательно указывайте, какой вид налога Вы иллюстрируете).

4. В тексте названы основные функции налогов. Как Вы думаете, какую из них иногда называют социальной? Свой ответ аргументируйте (объясните) с опорой на текст.

6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Предлагаем вашему вниманию тренировочный комплект олимпиадных заданий из разных разделов языкознания. Материалы могут быть использованы учителями и школьниками старших классов для подготовки к олимпиадам разных уровней (школьным, муниципальным, региональным), ключи к заданиям дают возможность самопроверки. Мы надеемся, что наш опыт будет интересен и полезен также и нашим коллегам – членам жюри, участвующим в подготовке и проведении региональных олимпиад по русскому языку, и рассчитываем на творческое использование наших материалов, так как новая форма или идея поможет значительно разнообразить содержание олимпиадных заданий.

Задания для учащихся 9-го класса

1. Перечислите гласные, которые могут чередоваться с нулем звука, т.е. быть «беглыми». Приведите по два примера на каждый случай.

2. Объясните слитное и раздельное написание выделенных слов.

Выражение лица ее также сделалось так же принужденно. (М.Ю. Лермонтов. Княгиня Лиговская)

3. Определите лексическое значение существительных полдень и полночь (полнощь), а также производных от них прилагательных полуденный, полночный (полнощный) в каждом из приведенных отрывков произведений А.С. Пушкина. В чем заключается общая особенность семантики указанных слов?

1) Меж нами есть одно преданье: / Царем когда-то сослан был / Полудня житель к нам в изгнанье. («Цыганы»); На утренней заре пастух / Не гонит уж коров из хлева, / И в час полуденный в кружок / Их не зовет его рожок. («Евгений Онегин»); Пора покинуть скучный брег / Мне неприязненной стихии, / И средь полуденных зыбей, / Под небом Африки моей, / Вздыхать о сумрачной России... («Евгений Онегин»)

2) И утро в полночь обратя, / Спокойно спит в тени блаженной / Забав и роскоши дитя. («Евгений Онегин»); Родился я под небом полунощным , / Но мне знаком латинской музы голос. («Борис Годунов»); Теперь полунощной порой / У спящего теснит дыханье / Домашний дух. («Цыганы»); Вперед! Мечом и грудью смелой / Свой путь на полночь пробивай. («Руслан и Людмила»)

4. Как возникло и что обозначает в современном языке устойчивое сочетание проба пера ?

5. Приведенные ниже примеры разделите на две группы (выпишите только номера предложений) в зависимости от значения постфикса -ся в возвратном глаголе и поясните свой ответ.

1) Кошка царапается. 2) Проволока гнется. 3) Сухая трава колется. 4) Орехи легко колются. 5) Крапива больно жжется. 6) Ящик не выдвигается. 6) Эта краска смывается. 7) Уголь пачкается.

6. Известно, что в русском языке начиная с XVIII века «формы множественного числа употребляются для выражения почтительной вежливости к собеседнику, для выражения официальной далекости и корректной обходительности» (Виноградов В.В. Русский язык).

Какие особенности употребления «множественного вежливого», уже не соответствующие современной языковой норме, отражены в репликах персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Лиза (Молчалину):

Скажите лучше, почему
Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы.

Лиза (Фамусову):

Пустите, ветреники сами,
Опомнитесь, вы старики.

Фамусов (Скалозубу):

Вы повели себя исправно.
Давно полковники, а служите недавно.

Фамусов (о Максиме Петровиче и реакции императрицы на его шутовское падение):

Был высочайшею пожалован улыбкой,
Изволили смеяться.

7. Укажите в данных предложениях индивидуально-авторские слова, образованные по одной и той же модели. Каким способом они образованы? Приведите не менее трех примеров общеупотребительных слов, образованных по данной модели.

1) Потом рядом со мной возникли два прозрачных человека, встали в позы и начали говорить. Один держал в правой руке лопату, а в левой сжимал свиток пергамента. Другой опирался на киркомотыгу и рассеянно играл огромной медной чернильницей, подвешенной к поясу. (А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу)

2) – Я хочу докопаться до азиатских пустынь, – сказал он, – там пески засосали замки, усадьбы, города, там обсерватории, библиотеки, театры – империя каких-нибудь персогреков. (Ю.Домбровский. Факультет ненужных вещей). 3) И они двинулись в танце по кругу, чуть приседая на каждом шагу, ритмично покачиваясь и издавая какие-то криковдохи. (Л.Улицкая. Веселые похороны).

8. В приведенных ниже словах графически выделите морфему, в состав которой входит сочетание ей. Какая из данных словоформ допускает два варианта разбора?

Ничей, ключей, погорячей, ручей, статей, полей, злей, пришей, под крышей, шейный.

9. Какая архаичная синтаксическая черта, типичная для литературного языка XVIII – начала XIX в., отражена в следующих предложениях? Каково требование современной литературной нормы в отношении этих конструкций?

1) С знакомцем съехавшись однажды я в дороге, / С ним вместе на одном ночлеге ночевал. (И.А. Крылов) 2) Глядя епископ на пепел пожарный, / Думает: «Будут мне все благодарны». (В.А. Жуковский) 3) В тени фиалка притаясь, / Зовет к себе талант безвестный. (П.А. Вяземский) 4) По крайней мере, мне казалось иногда, / Что, сидя ты со мной, не в духе… (А.С. Грибоедов)

10. Проанализируйте особенности выражения сравнения в приведенных примерах.

1) …а над невысокими домами, в бледно-розовом морозном небе, среди столбов голубого, синего и лилового дыма, поднимающегося из труб, перед нами уже начинала светиться полная луна, холодная и яркая, как серебряный полтинник. (В.П. Катаев) 2) Луна висела над собором большая, мутно-прозрачная, как кусок янтаря над свечкой. (Ю.О. Домбровский) 3) И луна плыла, как лодка, и ладья плыла луною. (Ю.Мориц)

Сочините свои сравнения – образы луны, используя различные языковые средства выражения сравнения.

Задания для учащихся 10-го класса

1. Основная функция буквы г заключается в обозначении на письме звуков [г] – г од и [г’] – г ид. А какие еще звуки может обозначать эта буква? Приведите по одному примеру на каждый случай.

2. В некоторых из приведенных ниже слов допущены орфографические ошибки. Перепишите все слова верно. В выделенных словах укажите признаки их иноязычного происхождения.

Инцидент, прецендент, будущий, жаждующий, апелляция, предыстория, интригант, эликсир, масонство, агенство, компроментировать, иммиграция, эмиграция.

3. Слово марионетка является суффиксальным производным от заимствованного в XVIII веке существительного марионетта (франц. marionetta ). В каких значениях употребляется это слово в современном языке? Что объединяет слово марионетка с исконно русскими названиями кукол матрешка и петрушка ?

4. Известно евангельское выражение: Зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на подсвечнике . Что обозначает устаревшее слово спуд ? Назовите слова и выражения современного русского языка, возникшие на основе формы под спудом, и укажите их значение.

5. а)Определите значение слова ужо в речи героев романа И.А. Гончарова «Обломов». К какой части речи относится это слово?

1) – Не получили ли вы письма от Андрея Иваныча? – спросила она [Ольга]. – Получил, – ответил Обломов. – Что он пишет? – Зовет в Париж. – Что ж вы? – Поеду. – Когда? – Ужо… нет, завтра… как соберусь. 2) Она повела глазами вокруг, по деревьям, по траве, потом остановила их на нем, улыбнулась и подала ему руку. – Разве мне не будет больно ужо, когда вы будете уходить? – прибавила она.

б) В каком значении употреблено это слово Евгением – героем поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»?

<….> Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! –
Шепнул он, злобно задрожав, –
Ужо тебе!..» И вдруг стремглав
Бежать пустился.

6. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

ОCЕНЬ

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит,
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

(М.Ю. Лермонтов)

7. В романе Н.С. Лескова «Соборяне» читаем:

– Что это за ланпопо? – спросил Ахилла.

– Не ланпопо, а лампопо – напиток такой из пива и меду делается.

Слово лампопо носит шутливый характер, оно возникло в речи гусар – любителей смешивать напитки, по значению точно соответствует английскому по происхождению выражению фифти-фифти . Как образовалось это слово?

8. Объясните, почему возникает комический эффект в данном тексте.

Однажды Глупый Король решил пойти войной на другого, Неглупого короля и захватить его королевство. «Сколько раз я его просил добровольно отдать мне свое королевство, – говорил Глупый Король жене. – Но он отвечал, что я ерунжу, что в случае чего я очучусь в незавидном положении. Но теперь я его убежу не словами, а превосходящей силой и техникой, я обезлюжу его королевство!» (Ф.Д. Кривин)

9. Какие предложения (и части сложных предложений) являются односоставными, а какие – двусоставными? Укажите тип односоставных предложений.

1) Что за утро! 2) На улице безлюдно. 3) Здесь растут сосны, а подальше – березы. 4) Его окликнули. 5) Уже идет! 6) Давайте споем! 7) Когда он подготовится, то прекрасно отвечает. 8) Осень нынче чудесная.

10. Охарактеризуйте особенности сравнения, использованного в данном фрагменте поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».

Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу. Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!..
И, грабежом отягощенны,
Боясь погони, утомленны,
Спешат разбойники домой,
Добычу на пути роняя.

Задания для учащихся 11-го класса

1. Перед вами начало одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные: помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайла не попали. («Премудрый пискарь»).

а) Как долго удалось прожить родителям премудрого пескаря? Объясните значение и происхождение выражения аридовы (аредовы) веки . б) Написание пи скарь , ари довы веки является устаревшим с точки зрения современной орфографической нормы. Когда были утверждены «Правила русской орфографии и пунктуации», действующие ныне? Приведите свой пример устаревших орфографических вариантов слов, которые встречались вам в произведениях русской литературы, изданных до принятия этого документа, упорядочившего наше правописание.

2. Один из героев повести А.П. Чехова «Черный монах» – садовод Егор Семенович Песоцкий говорит о будущем своей дочери:

– Может, это и эгоизм, но откровенно говорю: не хочу, чтобы Таня шла замуж. Боюсь! Тут к нам ездит один ферт со скрипкой и пиликает; знаю, что Таня не пойдет за него, хорошо знаю, но видеть его не могу!

Каково значение и происхождение слов ферт и пиликать ? Какую роль играют эти слова в характеристике говорящего – отца Тани? Ср. оценку жениха в авторском повествовании: К Песоцким <…> иногда приезжал молодой человек, сосед, хорошо игравший на скрипке .

3.Определите лексическое значение выделенных слов. К какой части речи относятся эти слова? Как они образовались?

I. 1) Прежде, как Богу-то чаще молились, и земля лучше родила. Урожаи-то были не нынешние, сам-четверт да сам-пят, сторицею давала земля. (М.Е. Салтыков-Щедрин . Господа Головлевы). 2) Угоды наши скудные, / Пески, болота, мхи, / Скотинка ходит впроголодь, / Родится хлеб сам-друг. (Н.А. Некрасов . Кому на Руси жить хорошо)

II. 1) <…> ибо купцы по торговым дням приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю. (Н.В. Гоголь . Мертвые души) 2) И лишь зимой, в морозы и метели, / Я помню, мы безвыходно сидели / Сам-друг с тобой в разрушенном дому. (Н.А. Некрасов . Затворница)

4. Объясните значение выделенного в предложении устойчивого выражения.

У нас, в нашем городе, Сосновская скоро стала притчей во языцех . (И.А. Бунин. Дело корнета Елагина)

Переведите на современный язык архаичную форму во языцех . Приведите свой пример фразеологизма, в составе которого закрепилась какая-либо древняя грамматическая форма имени или глагола.

5. Внимательно прочитайте текст, написанный просветителем XVIII века Феофаном Прокоповичем. Кратко сформулируйте главную мысль текста. Объясните лексическое значение выделенных слов и приведите примеры современных слов, этимологически родственных данным.

Если в мучительские осужден кто руки,
Ждет бедная голова печали и муки,
Не вели томить его делом кузниц трудных,
Не посылать в тяжкие работы мест рудных:
Пусть лексикон делает – то одно довлеет,
Всех мук роды сей един труд в себе имеет.

6. Выпишите из данного списка те словоформы, в составе которых есть нулевые морфемы. Сгруппируйте примеры по типу нулевой морфемы.

Прочитать, гений, синий, прорубь, свой, золотой, подсказал, принес, волчий, поделом, разгром, (много) рек, узнай, край, моложе, (несколько) семей, удаль, взахлеб, сжег, радость, нежен, улей, стричь, (без) ключей, прилягте, мамин (платок), добр, лишь.

7. Охарактеризуйте особенности числа каждого имени существительного в приведенном фрагменте текста.

Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березах у межи,
Беспечно иволги болтают.

(И.А. Бунин)

8. Какими языковыми средствами создается комический эффект в приведенном ниже фрагменте текста (эпизод на занятиях в монастыре)? Объясните значение архаизма днесь.

– Василиса, что значит «днесь»? – этим вопросом начинала мать Анатолия занятия.

Василиса закатывала в потолок свой единственный глаз и неуверенно, в пятидесятый раз отвечала одно и то же:

Игуменья качала головой.

– Вчерась? – заливалась в смятении краской ученица.

(Л.Е. Улицкая. Казус Кукоцкого)

9. Дайте полную синтаксическую характеристику приведенному ниже предложению. Какие особенности построения, ритма и интонации делают предложение художественно выразительным? Каким термином называется такая форма организации предложений?

Как ни ярок был день, как ни золотило солнце те места на снегу ли, на деревьях ли, куда оно попадало прямыми лучами, как ни густа была синева там, куда не достигало солнце, как ни розовели вверху безлистые купы берез, как ни ослепительно сверкали иногда крупные кристаллики снега, когда глаза мои попадали на зайчика, отбрасываемого этими кристалликами, – все же ничего не было ярче красных грудочек снегирей. (В.А. Солоухин)

10. Проведите анализ средств межфразовой связи в данном описании.

На эстраде, за тюльпанами, где играл оркестр короля вальсов, теперь бесновался обезьяний джаз. Громадная, в лохматых бакенбардах горилла с трубой в руке, тяжело приплясывая, дирижировала. В один ряд сидели орангутанги, дули в блестящие трубы. На плечах у них верхом поместились веселые шимпанзе с гармониями. Два гамадрила в гривах, похожих на львиные, играли на роялях, и этих роялей не было слышно в громе и писке и буханьях саксофонов, скрипок и барабанов в лапах гиббонов, мандрилов и мартышек. (М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита)

ОТВЕТЫ. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

9-й класс

1. «Беглыми» являются гласные о о т – рта, уголо к – уголка), е е нь – дневной, глупе ц – глупца), и (соби рать – собрать, лиси й – лисья), ы (назы вать – назвать, вты кать – воткнуть). В редких случаях возможна (по аналогии) «беглость» других гласных, ср. зая ц – зайца.

2. Также – союз (= тоже); так же – наречие с частицей (так же, как…).

3. Полдень – 1) полдень, середина дня; 2) юг. Полночь – 1) полночь, середина ночи; 2) север. Соответственные значения и у производных прилагательных: полуденный – полуденный и южный, полночный (полнощный) – полночный и северный. Таким образом, общая особенность семантики указанных слов заключается в совмещении значений времени и места. Необходимо иметь в виду, что утраченное современным языком пространственное значение (полночь – север, полдень – юг) чрезвычайно широко отражается в классических художественных текстах XIX века, и незнание этой семантической черты, по-видимому, ведет к недопониманию многих произведений школьной программы.

4. Первый литературный опыт. От старинного обычая пробовать гусиные перья, черкая ими по бумаге: какое пишет лучше?

5. Группу 1 составляют предложения 1, 3, 5, 8; группу 2 – предложения 2, 4, 6, 7. Возвратные глаголы качественно характеризуют предмет, называя признак по действию – активный или пассивный. В группе 1 глаголы с -ся обозначают способность предмета производить действие, а в группе 2 – способность испытывать действие, подвергаться ему.

6. Не соответствует современной литературной норме употребление в форме множественного числа имен существительных, выступающих как часть составного именного сказуемого при вежливом местоимении вы в роли подлежащего (вы повесы, вы старики, вы полковники). Имена прилагательные в аналогичной функции, а также глагольные формы сказуемого в современном языке по-прежнему употребляются в форме множественного числа: выражения вы скромны, вы повели себя исправно соответствуют современной норме. Устаревшим и ненормативным в современном языке является также употребление в форме множественного числа глагольного сказуемого для выражения особого почтения, когда речь идет о третьем лице (изволили смеяться – об императрице).

7. Киркомотыга, персогрек, криковдох . Слова образованы способом сложения основы одного слова с целым вторым словом: киркомотыга <–- кирк (а) + мотыга . Словообразующий аффикс – соединительный гласный (интерфикс) о . Словообразовательное значение – соединительное: слова этого типа мотивированы сочинительным рядом равноправных слов и называют предмет, объединяющий в себе признаки двух предметов, названных производящими словами.

Общеупотребительные интерфиксальные сложения: железо бетон, лесо тундра, лесо парк, лесо степь, свето тень, носо глотка, металло керамика, металло черепица и т.п.

Данный словообразовательный тип необходимо отличать от сложносуффиксальных слов типа мясорубка, змеелов, соковыжималка, огнетушитель и т.д. (они мотивированы подчинительными словосочетаниями и не имеют соединительного значения), а также от составных слов без интерфикса типа диван-кровать, дом-музей, вагон-ресторан и проч.

8. Ни-чей (часть корня), ключ-ей (окончание род. пад. мн. ч.), по-горяч-ей (формообразующий суффикс сравн. степени прилагательного или наречия), ручей (часть корня), статей (часть корня; окончание нулевое), по-лей (часть корня) и пол-ей (окончание) , зл-ей (суффикс сравн. степ.), при-шей (часть корня), крыш-ей (окончание твор. пад. ед. ч.), шей- н-ый (часть корня).

9. В примерах представлено включение подлежащего внутрь деепричастного оборота, так что деепричастие отрывается от зависимых от него слов. Эта синтаксическая черта является устарелой уже для XIX века: она характерна более всего для писателей, чья литературная деятельность началась в конце XVIII века; очень много подобных конструкций в произведениях И.А. Крылова, ср. общеизвестное: На ель Ворона взгромоздясь… и др.

Современная норма ориентирована на такой порядок слов, при котором прямо связанные друг с другом слова располагаются непосредственно рядом, так что обособленный деепричастный оборот не разрывается на части.

10. 1) Сравнение выражено одним из наиболее характерных способов – сравнительным оборотом с союзом как (как серебряный полтинник). 2) В предложении представлено параллельное сравнение : два предмета (луна и собор) сравниваются с двумя предметами (кусок янтаря и свеча). 3) Средство выражения сравнения – форма творительного падежа. Это предложение – пример зеркального сравнения : сначала лодка сравнивается с луной, затем, наоборот, луна – с лодкой. Ср. такой же прием: Скрипит, скрипит, как снег, капуста, / И снег скрипит, как кочаны. (О.Чухонцев)

10-й класс

1. [к] – рог , берег ; [х] – Бог , мяг ко; [х’] – лег ки; [в] – тог о.

Кроме того, буква г при передаче в тексте диалектной речи обозначает звонкий щелевой звук, парный глухому согласному [х]. Этот согласный отсутствует в литературном языке и является характерной чертой южнорусского наречия. Ср. также произношение некоторых междометий: ага, эге, ого .

2. Инци дент , прецедент, будущий, жаждущий, а пелл яция , предыстория, интриган, э ликс ир, масонство, агентство, компрометировать, иммиграция, эмиграция.

3. Слово марионетка, кроме прямого значения «вид куклы, приводимой в движение при помощи нитей» (ср. театр марионеток ), получило в русском языке переносное значение «человек, подчиняющийся чужой воле, слепо выполняющий навязанную ему роль» (чаще всего о политическом деятеле, ср. марионеточное правительство ). Французское слово marionetta, явившееся источником русского слова марионетка , представляет собой форму уменьшительного имени от Мария .

Марионеттой называли кукольное изображение Девы Марии в рождественских представлениях с сюжетом рождения Младенца Христа в пещере близ Вифлеема. Таким образом, слова матрешка (уменьшительное от Матрена ), петрушка (уменьшительное от Петр ) и марионетка (уменьшительное от Мария ) иллюстрируют переход имен собственных в нарицательные, ср. также название игрушки ванька-встанька .

4. Церковнославянское слово спудъ имеет значение «сосуд» – зажженную свечу не ставят под перевернутым, опрокинутым сосудом. В современном языке употребляются прилагательное подспудный в значении «скрытый, глубинный» и производное от него наречие подспудно (ср. подспудное желание; надеялся подспудно ). Существуют также выражения хранить под спудом «держать в тайнике» и достать из-под спуда «вынуть из укрытия».

5. а) Ужо (из уже – с переходом е в о под ударением, ср. древнерусское лице -> лицо и др.) – это наречие времени. Слово имеет лексическое значение «сейчас, в данный момент» или «в ближайшее время, незамедлительно». Интересно, что слово ужо встречается в романе И.А. Гончарова в речи таких героев, как Обломов и Ольга Ильинская, т.е. в речи образованных дворян. Видимо, это наречие носило разговорный характер, но не было просторечным или диалектным, каким воспринимается нами теперь.

б) Слово ужо употребляется для выражения угрозы и имеет значение «вот будет время!», «ну, погоди же!».

С точки зрения современной литературной нормы слово воспринимается как архаизм, оно отчасти сохраняется в диалектах и просторечии в тех же значениях.

6. Поникши – усеченная форма действительного причастия прошедшего времени (форма омонимична деепричастию поникши ); уж, порою, поневоле, ночью – наречия; тускл – краткая форма имени прилагательного; меж, сквозь – предлоги; лишь – частица.

7. Слово лампопо – результат перестановки слогов в слове пополам . Подобная фонетическая модификация слов часто происходит в результате многократного произнесения слова по слогам, ср. (по-по-лам)-(по-по -лам)-(по-по -лам)… Лампопо в XIX веке делали из равных частей пива и медовухи.

8. Комический эффект создается морфологическими средствами : текст специально «нагружается» отсутствующими в литературном языке формами 1-го лица ед. ч. настоящего или будущего простого времени от глаголов с дефектными (неполными) парадигмами. Формы образованы от глаголов ерундить (разг.), очутиться, убедить, обезлюдить по продуктивной модели – с регулярным чередованием д//ж, т//ч, ср. ходить – хожу, платить – плачу .

9. 1) Односоставное (назывное). 2) Односоставное (безличное). 3) 1-я часть – двусоставная полная, 2-я часть – двусоставная неполная. 4) Односоставное (неопределенно-личное). 5) Двусоставное неполное. 6) Односоставное (определенно-личное). 7) 1-я часть – двусоставная полная, 2-я часть – двусоставная неполная. 8) Двусоставное.

10. Данный тип сравнения называют спадающим (завершающим). Синтаксически его структура представляет в первой части (предмет сравнения) завершенное высказывание, а второй член сравнения (то, с чем сравнивают), очень объемный и развернутый, дается после паузы и вводится обычно наречием так. Эта фигура художественного синтаксиса очень характерна для литературного языка первой половины XIX века, встречается как в лирике, так и в эпосе, где часто выполняет функцию замедления повествования. Другие названия данного приема – эпическое сравнение, гомеровское сравнение (эта особенность поэтического слога воспроизводит манеру поэм Гомера).

11-й класс

1. а) Аредовы веки прожить – «прожить очень долго». Фразеологизм восходит к библейскому рассказу о патриархе Иареде, прожившем 900 лет. б) «Правила русской орфографии и пунктуации» были утверждены Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 году (это последняя серьезная орфографическая реформа, которой предшествовала длительная работа по упорядочению правописания). В послереволюционных изданиях до 1956 года часто встречаются варианты типа пискарь – пескарь, снигирь – снегирь, мачиха – мачеха, эксплоатация – эксплуатация ; написание чорт, жолудь, шопот, жолоб и др. слов с о после шипящих; варианты написания с э и е иноязычных слов (диета – диэта, кашне – кашнэ и т.п.); слитное написание темнозеленый, сероголубой и т.п. прилагательных, обозначающих оттенки цветов; слитное написание наречий типа попрежнему, позимнему ; дефисное написание элемента полу-: полу-пальто, полу-устав и т.д

2. Ферт – самодовольный, развязный, обычно франтоватый человек; это значение развилось на основе названия буквы ф «ферт» в кириллической азбуке (начертание буквы напоминает подбоченившегося человека); пиликать – плохо играть (на скрипке), слово возникло на основе звукоподражания.

Оба слова относятся к эмоционально-оценочной лексике, они являются ярким языковым средством выражения отрицательной оценки и отчетливо свидетельствуют о субъективном отношении говорящего к тому, о ком говорится. Субъективно-оценочные слова раскрывают эгоистические чувства отца Тани, его неприязнь к возможному жениху ярче, чем прямое признание в эгоизме.

3. I. 1) Сам-четверт – вчетверо, сам-пят – впятеро (в четыре, в пять раз больше по сравнению с посеянным); сторицею – стократно, во сто раз больше. 2) Сам-друг – вдвое, в два раза больше, чем было посеяно (это очень бедный урожай).

II. 1) Сам-шест – вшестером, сам-сём – всемером. 2) Сам-друг – вдвоем.

Ср. аналогичные примеры из Словаря В.И. Даля: Горохъ пришелъ въ закромъ самъ-десятъ. Мы самъ-десятъ въ артели .

Все слова относятся к количественным наречиям. Они образовались лексико-синтаксическим способом (без участия словообразующих аффиксов) из сочетания определительного местоимения сам и краткой формы счетных прилагательных (порядковых числительных) четвертый, пятый, шестой, седьмой, другой (в значении «второй»). Наречие сторицею (книжное, церковнославянское по происхождению) – результат адвербиализации (перехода в наречия) формы творительного падежа имени существительного, ср. в «Материалах для словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского: шестерица – число, в шесть раз большее; четверицею – в четыре раза больше и др.

4. Притча во языцех – то, о чем все говорят, предмет всеобщих пересудов. Во языцех (буквально: в языках ) – архаичная форма предложного падежа множественного числа от слова язык(ъ) в значении «народ». Фразеологизмы с архаичными грамматическими формами: ничтоже сумняшеся , темна вода во облацех , одним махом семерых побивахом , бодливой корове бог рог не дает и др.

5. Главная мысль текста: составление словаря – тяжелый труд, превосходящий все виды мучительных наказаний. Лексикон – словарь, ср. лексика, лексикология, лексикография ; дов леет – является достаточным; родственные слова: довольно в значении «хватит, достаточно», удовлетворительный . Ср. также книжное устойчивое выражение: Довлеет дневи злоба его . Значение фразеологизма: каждому дню хватает своих проблем (на основе этого выражения возникло слово злободневный в значении «актуальный»).

6. Слова с нулевым окончанием в различных грамматических формах: гений, прорубь, свой, подсказал, принес, волчий, разгром, рек, край, семей, удаль, сжег, радость, нежен, улей, мамин, добр.

Слова с нулевым формообразующим суффиксом: принес, сжег, узнай, прилягте (суффиксы прошедшего времени и повелительного наклонения).

Слова с нулевым словообразующим суффиксом: прорубь <- прорубить, удаль <- удалой, разгром <- разгромить.

7. Строфа наполнена именами существительными в разных числовых формах, при этом грамматическая категория числа проявляется у них по-разному. У конкретных имен существительных, называющих поддающиеся счету предметы, есть обе числовые формы (ед. и мн. ч.), которые передают соответственно грамматические значения одного предмета (межа) или неопределенного множества однородных предметов (иволги, ветви, березы). Ряд существительных, представленных в тексте, стоит вне категории числа , т.е. не образует соотносительных числовых форм с указанными грамматическими значениями, что объясняется особенностями их семантики. Это существительные отвлеченные, обозначающие состояние природы (тепло, блеск, солнце – в данном контексте в значении «солнечный свет») или вещественные (бархат, мед). В формах ржи и пшеницы значение мн. числа реализуется как указание на протяженное пространство, занятое тем, что названо формой ед. ч. (рожь, пшеница). Это пространственное значение достаточно регулярно реализуется в группе названий растений, сельскохозяйственных культур (ср. мхи, овсы, льны, подсолнухи ), а также некоторых вещественных существительных (ср. льды, снега и др.). Таким образом, категория числа обнаруживает лексико-грамматический характер.

8. Наречие днесь имеет значение «сегодня, ныне, теперь», оно возникло как сращение существительного и указательного местоимения: дьнь + сь (буквально: день сей ) -> днесь ; аналогичным сращением является и синонимичное наречие сегодня . Главное средство создания комического эффекта – столкновение стилистически несовместимых слов: книжного, церковнославянского слова днесь и просторечного, ненормативного вчерась, а также тонкая языковая игра, связанная с разложением этих слов на составные части. Страдания неспособной к книжным премудростям пожилой одноглазой ученицы юмористически изображаются также с помощью трансформации фразеологизма закатывать глаза в значении «заводить зрачки под верхние веки (при страдании, обмороке и т.п.)».

9. Предложение – пример периодической речи . Главные признаки периода : четкое ритмико-интонационное и смысловое членение фразы на две части («повышение» и «понижение»); выделение внутри первой части, значительно большей по объему, однотипных, симметричных отрезков (колонов, или членов периода). В данном предложении роль членов периода играют пять придаточных частей с уступительным значением, параллелизм которых подчеркнут анафорой (как ни). Осложнение этих частей однородными членами и наличие при них придаточных второй степени не затемняют ритмического рисунка, свойственного периоду: первая часть произносится в убыстренном темпе, с возрастанием тона, после паузы темп резко снижается.

10. В данном абзаце представлена параллельная связь частей: все предложения связаны с первой фразой. Эта фраза завершается ключевыми словами, заявляющими тему описания: бесновался обезьяний джаз . Последующие четыре предложения раскрывают и конкретизируют значение этих лексем, причем каждая из фраз содержит смысловые элементы всех трех ключевых слов.

Главным средством межфразовой связи являются тематические группы слов, обеспечивающие единство текста на лексическом уровне. Группа слов, называющих различные музыкальные инструменты (словоформы: с трубой, в трубы, с гармониями, на роялях, роялей, саксофонов, скрипок, барабанов ), развертывает ключевое слово джаз , занимающее в первом предложении позицию подлежащего. Определение обезьяний (джаз) вводит еще одну текстообразующую группу слов – видовых названий обезьян: горилла, орангутанги, шимпанзе, два гамадрила, (в лапах) гиббонов, мандрилов, мартышек . Смысл сказуемого бесновался раскрывается в глагольных формах последующих предложений: приплясывая, дирижировала, дули (в трубы), играли (на роялях) , а также в отглагольных существительных, передающих звуковой эффект (в громе и писке и буханьях); в эту же тематическую группу включается и категория состояния со значением слухового восприятия: (этих роялей) не было слышно.

Важную роль играют и грамматические особенности текста: имена существительные в трех последних фразах употребляются исключительно в форме множественного числа, что укрепляет параллелизм конструкций и одновременно усиливает воздействие создаваемой художником фантастической картины на читателя: множество обезьян, множество инструментов и множество оглушительных звуков. Налицо также и единство видо-временного плана предложений, составляющих фрагмент текста: все глаголы – несовершенного вида, в формах прошедшего времени, обозначают параллельно происходящие действия (прошедшее описательное).

Наконец, обстоятельства места и времени, с которых начинается первое предложение (На эстраде, за тюльпанами, где играл оркестр короля вальсов, теперь… ), относятся по смыслу ко всем последующим фразам, что характерно для текстов с параллельной связью: это значительно усиливает связь частей данного описания.

Н.В. ВОРОНИНА,
Т.В. ЕГОРОВА,

г. Ульяновск

Оценка конъюнктуры рынка

Метод фокус-группы при проведении маркетинговых исследований

Существует несколько типов вопросов, которые могут использовать в анкете. Приведите по одному примеру для каждого типа вопроса

25.

1.Какой концепции придерживаются школы обучения вождению автомобилем, если процесс обучения стандартизирован, а все усилия направлены на снижение затрат при увеличении количества обучаемых. Сущность данной концепции и ограничения

2.Назовите основные факторы макросреды функционирования ОАО ММК (Вашего предприятия)

3.Укажите особенности покупательного поведения для этапа жизненного цикла семьи – «полное гнездо, ребенок дошкольник». Аргументируйте ответ

5.Виды розничных торговцев по принадлежности и концентрации

6.Структура цены, ее связь с другими функциями маркетинга, ценовая и неценовая конкуренция

26. Ответы на вопросы по маркетингу

1.Что такое маркетинг? Для чего применяется маркетинг и какой вариант маркетинга Вам подходит?

2.Функции маркетинга в организации

3.Разработать маркетинговое исследование

27. Ответы на вопросы по маркетингу

1. Подготовьте вопросы анкеты, сформулируйте выборку с целью получения первичной информации о каком-либо товаре. Проведите опрос и представьте результаты.

2. На примере какого-либо товара опишите этапы жизненного цикла товара.

3. Когда фирме при установлении цен на новый товар целесообразно использовать стратегию «снятия сливок»? Приведите примеры.

4. Задание направлено на оценку показателей конкурентоспособности предприятий. При выполнении этого задания необходимо выбрать несколько предприятий (минимум – два), составить перечень значимых показателей конкурентоспособности. Далее на основе опроса выявить, весовую значимость этих показателей. Полученную информацию можно оформить в виде таблицы.

28. Ответы на вопросы по маркетингу

1.Маркетинговая среда предприятия

3.Стратегии установления цен

3.Разработать анкету для предприятия, производящего стройматериалы с целью изучения потребностей населения

4.На каком этапе жизненного цикла находятся: а) моющие обои; б) жалюзи

29. Анализ водки как товарной продукции

30. Маркетинг как инструмент управления муниципальным хозяйством

Глава 1. Муниципальный маркетинг: сущность, виды и особенности развития

1.1.Сущность и концепции развития маркетинга

1.2.Понятие и особенности использования маркетинга в системе муниципального управления

1.3.Основные задачи и модели распределения маркетинговой деятельности в муниципальном образовании

1.4.Нормативно-правовая база функционирования маркетинга муниципального образования

Глава 2. Маркетинговая система, ее функции в управлении муниципальным хозяйством

2.1.Субъекты муниципального рынка и их функционирование

2.2.Внешняя и внутренняя среда муниципального маркетинга

2.3.Роль маркетинга в управлении муниципальной экономикой

2.4.Совершенствование информационного обеспечения маркетинговой деятельности муниципального образования

31. Ответы на вопросы по маркетингу

1.Объекты и направления маркетинговых исследований

2.Изучение намерений покупателей и их поведения при и после покупки товара

32. Комплексный анализ маркетинговой деятельности предприятия

1. Характеристика фирмы

1.1. Общие сведения о предприятии

1.2. Принципы оплаты труда

1.3. Характеристика персонала

2. Производственная деятельность

2.1. Организация производства

2.2. Обеспечение электронными комплектующими

2.4. Качество продукции и развитие производства

2.5. Финансирование

3. Продукция и услуги

3.1. Продукция

3.2. Экспорт

3.3. План НИР и ОКР

4. Рынок и маркетинг

4. Моделирование и формализация (9 кл) .

4. 1 Модели и моделирование

Человек стремится познать объекты окружающего мира, он взаимодействует с существующими объектами и создает новые объекты.

Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании «заместителей» реальных объектов. «Объ­ект-заместитель» принято называть моделью , а исходный объект - прототипом или оригиналом.

Модель – это объект, который обладает некоторыми свойствами другого объекта (оригинала ) и используется вместо него.

Например, в разговоре мы замещаем реальные объекты их именами, оформите­ли витрин используют манекен - модель человеческой фигуры, конструкторы стро­ят модели самолетов и автомобилей, а ар­хитекторы - макеты зданий, мостов и парков. Моделью является любое нагляд­ное пособие, используемое на уроках в школе: глобус, муляж, карта, схема, таб­лица и т. п.

Что можно моделировать?

Можно строить модели объектов. Например,

Уменьшенные копии зданий, кораблей, самолетов, …

Модели ядра атома, кристаллических решеток

Чертежи

Можно строить модели процессов. Например,

Изменение экологической обстановки

Экономические модели

Исторические модели

Можно строить модели явлений. Например,

Землетрясение

Солнечное затмение

Модели используются человеком для:

Представления материальных предметов (макет за­стройки жилого района в мастерской архитектора);

Объяснения известных фактов (макет скелета челове­ка в кабинете биологии);

Проверки гипотез и получения новых знаний об иссле­дуемых объектах (модель полета самолета новой кон­струкции в аэродинамической трубе);

Прогнозирования (сделанные из космоса фотоснимки движения воздушных масс);

управления (расписание движения поездов) и т. д.

Модель важна не сама по себе, а как инструмент, облегчающий познание или наглядное представление объекта. Моделирование – это процесс создания и использования моделей для изучения оригиналов.

Когда используют моделирование:

оригинал не существует

Древний Египет

Последствия ядерной войны

исследование оригинала опасно для жизни или дорого:

Испытание нового скафандра для космонавтов

Разработка нового самолета или корабля

оригинал сложно исследовать непосредственно:

Солнечная система, галактика (большие размеры)

Атом, нейтрон (маленькие размеры)

Процессы в двигателе внутреннего сгорания (очень быстрые)

Геологические явления (очень медленные)

интересуют только некоторые свойства оригинала

Проверка краски для фюзеляжа самолета

Чем больше признаков объекта отражает модель, тем она полнее. Отразить в модели все признаки объекта - оригинала невозможно, да и не нужно. Признаки объекта – оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели, определяются целью моделирования – назначением будущей модели. Эти признаки являются существенными для данной модели с точки зрения цели моделирования.

Цели моделирования

исследование оригинала изучение сущности объекта или явления

анализ («что будет, если …») научиться прогнозировать последствия различных воздействиях на оригинал

синтез («как сделать, чтобы …») научиться управлять оригиналом, оказывая на него воздействия

оптимизация («как сделать лучше») выбор наилучшего решения в заданных условиях

Что общего у всех моделей? Какими свойствами они обладают?

Во-первых, модель не является точной копией объек­та-оригинала: она отражает только часть его свойств, от­ношений и особенностей поведения. Например, на мане­кен можно надеть костюм, но с ним нельзя поговорить. Модель автомобиля может быть без мотора, а макет дома - без электропроводки и водопровода .

Во-вторых, поскольку любая модель всегда отражает только часть признаков оригинала, то можно создавать и использовать разные модели одного и того же объекта. Например: мяч может воспроизвести только одно свойст­во Земли - ее форму; обычный глобус отражает, кроме того, расположение материков; а глобус, входящий в со­став действующей модели Солнечной системы, - еще и траекторию движения Земли вокруг Солнца. Оригиналу может соответствовать несколько разных моделей и наоборот!

Чем больше признаков объекта отражает модель, тем она полнее. Однако отразить в модели все свойства объек­та-оригинала невозможно, а чаще всего и не нужно. Ведь при создании модели человек, как правило, преследует вполне определенную цель и стремится наиболее полно от­разить только те признаки объектов, которые кажутся ему важными, существенными для реализации этой цели. Если, например, модель самолета создается для кол­лекции, то в ней воспроизводится внешний вид самолета, а не его летные характеристики.

От цели моделирования зависят требования к модели: какие именно признаки объекта-оригинала она должна отражать. Тип модели определяется целями моделирования.

Отразить в модели признаки оригинала можно одним из двух способов. Природа моделей может быть двух видов. Во-первых, материальные (натурные, физические, предметные) модели. Они копируют, воспроизводят признаки оригинала. Примерами натурных моделей являются муляжи и маке­ты - уменьшенные или увеличенные копии, воспроизво­дящие внешний вид объекта моделирования (глобус), его структуру (модель Солнечной системы) или поведение (ра­диоуправляемая модель автомобиля).

Во-вторых, информационные модели – описание признаков оригинала на од­ном из языков кодирования информации (в виде словес­ного описания, формул, схем или чертежей).

Информатика рассматривает построение информационных моделей с помощью компьютерной техники . Информационно культурный человек должен уметь строить различные информационные модели, как с помощью компьютера, так и без него.

4.2 Классификация моделей

Существует множество вариантов классификации информационных моделей. Рассмотрим некоторые из них.

Если взять за основу классификации предметную область , то можно выделить физические, экологические, экономические, социологические и другие модели.

В зависимости от учёта фактора времени выделяют динамические (изменяющиеся с течением времени) и статические (не изменяющие­ся с течением времени) модели.

Модели по области применения бывают учебные (в т. ч. тренажеры), опытные – при создании новых технических средств, научно-технические.

В зависимости от формы представления информации об объекте моделирования различают знаковые, образные и смешанные (образно-знаковые) виды информационных моделей.

Модели по структуре бывают

Табличные модели (пары соответствия)

Существуют специальные виды моделей . К ним относятся:

- имитационные - нельзя заранее вычислить или предсказать поведение системы, но можно имитировать её реакцию на внешние воздействия. Задача – найти лучшее решение методом
проб и ошибок
(многократные эксперименты)

Примеры: испытания лекарств на мышах, обезьянах, … модели процесса обучения

- игровые – учитывающие действия противника. Задача – найти лучший вариант действий в
самом худшем случае.

Примеры: модели экономических ситуаций; модели военных действий; спортивные игры; тренинги персонала

4.3 Информационные модели

Объект-оригинал можно заменить набором его свойств: названий (величин) и значений. Набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуе­мых объектах и процессах, называют информационной моделью.

Например, информационная модель дачного дома - карточка из каталога, по которому заказ­чик строительной компании может выбрать подходящий проект. Каждая карточка в каталоге содержит таблицу с названиями (величинами) свойств дома и значениями этих свойств.

Все названия свойств в информационных моделях - это всегда знаковые элементы, потому что название может быть выражено только знаками. А вот значения величин могут нести как знаковую, так и образную информацию. Например, значение величины «внешний вид» может быть выражено образным элементом (рисунком), а значения остальных величин выражены с помощью знаков (чисел, слов, запятых). Образным элементом информационной модели может быть не только рисунок или фотография, но и объемный макет или видеозапись . Однако при этом обязательно дол­жна иметься возможность связать этот элемент с характе­ристикой конкретного объекта. Например, в строке «Внешний вид» в каталоге домов может быть указан шифр макета. А чтобы сами макеты были элементами ин­формационной модели, а не украшением, их нужно снаб­дить ярлыками с шифрами.

Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. По способу представления различают следующие виды информацион­ных моделей:

Образные модели (рисунки, фотографии и др.) пред­ставляют собой зрительные образы объектов, зафиксиро­ванные на каком-либо носителе информации (бумаге, фо­то - и кинопленке и др.). Много информации дают специалистам полученные со спутников фотографии поверхности Земли.

Знаковые информационные модели строятся с использованием различных естественных и формальных языков (знаковых систем). Знаковая информационная модель может быть представлена в фор­ме текста на естественном языке или программы на языке программирования, формулы (например, площади прямо­угольника S = а b ) и т. д.

В смешанных информационных моделях сочетаются образные и знаковые элементы. Примерами смешанных информационных моде­лей могут служить географические карты, графики, диаграммы и пр. Во всех этих моделях используются одновременно и графические элементы, и знаки.

4.4 Этапы построения информационной модели

Любая модель строится для решения некоторой задачи. Построе­ние информационной модели начинается с анализа условия этой за­дачи, выраженного на естественном языке (рис. 2.2).

В результате анализа условия задачи определяется объект модели­рования и цель моделирования.

После определения цели моделирования в объекте моделирования выделяются свойства, основные части и связи между ними, сущест­венные с точки зрения именно этой цели. При этом должно быть чётко определено, что дано (какие исходные данные известны, какие данные допустимы) и что требуется найти в решаемой задаче. Также должны быть указаны связи между исходными данными и результа­тами.

Следующим этапом построения информационной модели являет­ся формализация - представление выявленных связей и выделен­ных существенных признаков объекта моделирования в некоторой форме (словесное описание, таблица, рисунок, схема, чертёж, фор­мула, алгоритм, компьютерная программа и т. д.).

Формализация - это замена реального объекта его формальным опи­санием, т. е. его информационной моделью.

Информационные модели существуют отдельно от объектов моделирования и могут подвергаться обработке независимо от них. Построив информационную модель, человек использует её вместо объекта-оригинала для исследования этого объекта, решения поставленной задачи.

4.5 Словесные модели.

Один из видов информационных знаковых моделей – это словесные модели. Словесные модели - это описания предметов, явлении, событий, про­цессов на естественных языках. Ещё их называют текстовыми моделями. Например, гелиоцентрическая модель мира, которую предложил Коперник, словесно описывалась следующим образом:

· Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца:

· орбиты всех планет проходят вокруг Солнца.

Словесная модель состоит из отдельных элементов – слов, взаимосвязанных между собой по смыслу. В свою очередь слова состоят из элементов – букв, связанных между собой правилами правописания. Слова являются подсистемами для текста и надсистемами для букв. Текст в целом является моделью – описанием оригинала. Он может отражать различные свойства описываемого объекта. Качество словесной информационной модели зависит от правильности написания слов, точности их подбора, правильности соединения слов в предложения и порядка следования слов и предложений в тексте.

Словесные модели могут описывать ситуации, события, процессы. Множество словесных моделей содержится в школьных учебниках, энциклопедиях. Словесными описаниями мы пользуемся в общении (в письмах, при разговоре…) Для построения этих моделей мы используем обычный привычный нам разговорный язык.

Есть некоторые особенности у разговорных языков:

Многозначность, синонимия, омонимия – одно и то же слово может иметь несколько значений, несколько слов могут иметь один и тот же смысл, одно и то же значение.

Слова могут быть использованы и в прямом, и в переносном смысле.

Эти особенности делают человеческую речь выразительной, красочной, эмоциональной. Но их наличие делает невозможным использование разговорного языка во многих науках, при создании словесных (знаковых) информационных моделей для точных наук. Математика, химия, информатика и др. науки на основе разговорного языка создают свой, формализованный научный язык, содержащий множество терминов (слов, свойственных только данной науке). Формализованный – значит не имеющий многозначности, синонимов, омонимов. В формализованном языке за каждым словом закреплено ровно одно значение и смысл.

Словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговорный и книжный стили. Книжный стиль имеет следующие разновидности: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и четкость изложения. В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов, терминов.

Художественный стиль – это стиль художественных произведений. Его основное назначение – воздействовать на читателя или слушателя с помощью образных средств языка (сравнений, метафор, эпитетов и др.)

Официально-деловой стиль используется при оформлении документов.

Публицистический стиль используется при написании статей, заметок в журналах и газетах.

Работа со словесными информационными моделями (историческими, биологическими, географическими, художественными и иными текстами-описаниями) требует вдумчивого отношения к прочитанному. Чем лучше оформлен текст, чем лучше он отформатирован, тем легче его читать и анализировать.

Произведения художественной литературы - это тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определенных сторо­нах человеческой жизни. Анализируя литературное произведение, вы выделяете в нём объекты и их свойства, отношения между героя­ми, связи между событиями, проводите параллели с другими произ­ведениями и т. п. Самое непосредственное отношение к понятию мо­дели имеет такой литературный жанр, как басня. Смысл этого жанра состоит в переносе отношений между людьми на отношения между вымышленными персонажами, например животными.

4.6 Математические модели

Основным языком информационного моделирования в науке яв­ляется язык математики. Информационные модели, построенные с использованием математичес­ких понятий и формул, называются математическими моделями.

Пример 1. На рис. 2.3 приведена геометрическая модель доказа­тельства теоремы Пифагора. Она столь проста, что доказательство равенства с2 = а2 + b2 становится очевидным.

DIV_ADBLOCK58">

· системы программирования;

· электронные таблицы;

· специализированные математические пакеты и программные сред­ства для моделирования.

Математические модели, реализованные с помощью систем программи­рования, электронных таблиц, специализированных математических па­кетов и программных средств для моделирования, называются компью­терными математическими моделями.

Средства компьютерной графики позволяют визуализировать ре­зультаты расчётов, получаемых в процессе работы с компьютерными моделями.

Особый интерес для компьютерного математического моделирова­ния представляют сложные системы, элементы которых могут вести себя случайным образом. Примерами таких систем являются много­численные системы массового обслуживания: билетные кассы, торго­вые предприятия, ремонтные мастерские, служба скорой помощи, транспортные потоки на городских дорогах и многие другие модели. Многим знакома ситуация, когда, придя в кассу, магазин, парикмахер­скую, мы застаём там очередь. Приходится либо вставать в очередь и какое-то время ждать, либо уходить, т. е. покидать систему необслуженным. Возможны случаи, когда заявок на обслуживание в системе мало или совсем нет; в этом случае она работает с недогрузкой или простаивает. В системах массового обслуживания количество заявок на обслуживание, время ожидания и точное время выполнения заяв­ки заранее предсказать нельзя - это случайные величины.

Имитационные модели воспроизводят поведение сложных систем, элементы которых могут вести себя случайным образом.

Имитационное моделирование - это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения натурных испытаний с реальным оборудованием проводят опыты с помощью компьютерных моделей. Для получения необходимой информации осуществляется много­кратный «прогон» моделей со случайными исходными данными, ге­нерируемыми компьютером. В результате образуется такой же набор данных, который можно было бы получить при проведении опытов на реальном оборудовании или в реальной системе. Однако имитаци­онное моделирование на компьютере осуществляется гораздо быст­рее и обходится значительно дешевле, чем натурные эксперименты.

Вопросы и задания выполнить письменно в тетради.

1. Что такое модель? Что такое моделирование?

2. Что можно моделировать? Ваши примеры.

3. Когда используют моделирование? Ваши примеры.

4. Каковы цели моделирования? Ваши примеры.

5. Назовите основные свойства моделей.

6. Как можно назвать отношения между объектом-ори­гиналом и его моделью?

7. Докажите на примере, что одному объекту может соответствовать несколько моделей и наоборот.

8. Приведите собственные примеры натурных и информационных моделей.

9. Какие вам известны классификации моделей? Ваши примеры.

10. Приведите примеры использования моделей для:

a. представления материальных предметов;

b. объяснения известных фактов;

c. проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах;

d. прогнозирования;

e. управления

11. Перечислите виды информационных моделей. Приведите собственные примеры на каждый вид.

12. Опишите этапы построения информационной модели.

13. Приведите пример информационной модели:

a. ученика вашего класса;

b. книги в библиотеке

14. Какие модели называют словесными? Из чего они состоят?

15. Что могут описывать словесные модели? Где мы их используем?

16. Каковы стили словесных описаний? Кратко охарактеризуйте каждый стиль словесных описаний. (Где он применяется) Ответ изобразите схемой.

17. Какие модели называют математическими? Ваши примеры.

18. Какие модели называют имитационными?

19. Приведите по 1 собственному примеру словесных моделей, рас­сматриваемых на уроках истории, географии, биологии.

20. Вспомните басни: «Волк и ягнёнок», «Ворона и лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Какие черты характера людей и отно­шения между людьми смоделировал в них автор?

21. Решите, составив математическую модель, следующую задачу. Пароход прошёл 4 км против течения реки, а затем прошёл ещё 33 км по течению, затратив на весь путь один час. Найдите соб­ственную скорость парохода, если скорость течения реки равна 6,5 км/ч.

22. Решите, составив логическую модель, следующую задачу.

На международных соревнованиях по прыжкам в воду первые пять мест заняли спортсмены из Германии, Италии, Китая, Рос­сии и Украины. Ещё до начала соревнований эксперты высказа­ли свои предположения об их итогах:

1) Первое место займёт спортсмен из Китая, а спортсмен из Украины будет третьим.

2) Украина будет на последнем месте, а Германия - на пред­последнем.

3) Германия точно будет четвёртой, а первое место займёт Ки­тай.

4) Россия будет первой, а Италия - на втором месте.

5) Нет, Италия будет пятой, а победит Германия.

По окончании соревнований выяснилось, что каждый эксперт был прав только в одном утверждении. Какие места в соревнова­нии заняли участники?