Модель обложки с аннотацией.

Лев Николаевич Толстой

Ответы к стр. 74 — 75

Лев Толстой
Два брата

В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть.
Одною осенью поспел у них хлеб, они убрали и поделили поровну зёрна.
Пришла ночь. Лёг старший брат; не спится ему. Он думал: «Хорошо ли мы хлеб поделили? У брата семья большая, ему на детей хлеба много надо. Пойду и подложу ему своих зёрен». Так и сделал.
Не спалось ночью и младшему брату. Он думал: «Хорошо ли мы с братом хлеб поделили? Мы-то с женой молодые; дети нам на помощь растут; а брат с женой одинокие, постарше нас. Надо ему хлеба от себя прибавить». Задумал и сделал.
Днём смотрят братья: зерна не убыло. Подивились, но друг другу ничего не сказали.
И так несколько ночей братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал.
С тех пор ещё крепче стала любовь между братьями. И прожили они счастливо до глубокой старости.

1. Проталинки
Перечитайте первый абзац сказки. Впишите пропущенные слова.

В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли . У старшего брата детей не было; у младшего было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно , что любо было на них смотреть.

2. План
Есть ли ошибка в плане? Если есть, укажи её.

3 ∗ . Соответствие
Подберите пословицы, которые подходят к этой сказке. Запишите.

Что людям пожелаешь, то и сам получаешь.
Доброе братство милее богатства.
Не надобен клад, коли в семье лад.

4. Модель

Сделайте модель обложки к сказке.

Тип урока : урок методологической направленности

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством Л.Н.Толстого и его произведениями.

Задачи :

· Образовательные: обобщить читательский опыт по произведениям Л.Н. Толстого, закрепить знания учащихся об особенностях жанров произведений; обобщить особенности басни в прозаической форме, умение находить ее мораль.

· Развивающие: развитие речи (умения оформлять свои мысли в устной форме), находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; обогащать словарный запас; развитие умения анализировать и оценивать прочитанное; развивать творческие способности.

· Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству Л. Н. Толстого; воспитание доброты, ответственности за свои поступки, честности, чувства товарищества, желания прийти на помощь однокласснику; формировать умения работать в паре, в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система учебников «Начальная школа XXI века»

Учитель : Головко Оксана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение» Энгельсского района Саратовской области

Предмет: литературное чтение

Класс : третий

Тема урока: Творчество Л.Н.Толстого. Обобщение.

Учебник Л.А. Ефросинина Литературное чтение, учебная хрестоматия, рабочая тетрадь часть 1

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством Л.Н.Толстого и его произведениями.

Задачи :

  • Образовательные: обобщить читательский опыт по произведениям Л.Н. Толстого, закрепить знания учащихся об особенностях жанров произведений; обобщить особенности басни в прозаической форме, умение находить ее мораль.
  • Развивающие: развитие речи (умения оформлять свои мысли в устной форме), находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; обогащать словарный запас; развитие умения анализировать и оценивать прочитанное; развивать творческие способности.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству Л. Н. Толстого; воспитание доброты, ответственности за свои поступки, честности, чувства товарищества, желания прийти на помощь однокласснику; формировать умения работать в паре, в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения

Тип урока : урок методологической направленности

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование :

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Творчество Толстого», портрет Л. Н.Толстого, плакат «Жанры произведений Льва Толстого», выставка книг, энциклопедия, толковый словарь, 4модели обложек к произведениям, плакат «Правила работы в группе», аудиозапись песен «Дорогою добра», «Доброта».

Для учеников: учебник, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, пословицы для каждого ученика, копилка добрых дел, лист самооценки.

Структура и ход урока

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация

(самоопределение к учебной деятельности)

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Вы тихонечко садитесь

И работать не ленитесь.

Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь своему товарищу и мне.

Приветствие учащихся.

Личностные: самоопределение, готовность и способность к саморазвитию.

2.Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

3. Постановка учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднений

Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, послушайте, пожалуйста, притчу:

Жила - была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот она и обратилась к седому и мудрому волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи завтра утром, когда первые птицы запоют.

Пришла Любовь в условленное место и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот, выбирай,- сказал волшебник.- одну зовут Радость, другую- Удача, третью Красота, четвертую- Дружба, пятую Доброта.

Они все прекрасны,- сказала Любовь.- Не знаю, кого и выбрать…

Твоя правда,- ответил волшебник,- они все хороши, но выбери только одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась.

- Потом подошла к одной, протянула ей руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.

А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав куплет песни.

Кого же выбрала девушка Любовь?

Как вы думаете, как может называться тема нашего уроке?

Как вы считаете, можно ли творчество Льва Николаевича Толстого связать со словом добро, доброта?

Предположите тему урока.

Кто может сформулировать тему урока?

(Дети «Добро в творчестве Л. Н. Толстого» )

- Какую цель мы поставим на уроке?

(Доказать, можно ли слово добро. доброта связать с творчеством Толстого).

А как мы это будем доказывать?

  1. Вспомнить, биографию Толстого
  2. Прочитать произведения писателя.
  3. Обобщить знания жанров произведений
  4. Работать над выразительностью чтения.

Слушают притчу

(презентация)

Слушают песню «Дорогою добра»(1 куплет)

Отвечают на вопросы.

Дети составляют план урока.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию, выражать свои мысли.

Цель-создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха..

Регулятивные: умение концентрировать своё внимание, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы.

Регулятивные:

прогнозирование,

целеполагание- постановка учебной задачи на основе анализа того, что ещё неизвестно.

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы

Коммуникативные: аргументация своего мнения.

4. Реализация построенного проекта

Можно ли сказать, что Л. Н. Толстой был добрым человеком?

Какие добрые дела сделал в своей жизни писатель?

(Школу построил в Ясной Поляне для крестьянских детей.

Написал книгу «Азбука».

Бесплатно учил детей.

Не наказывал учеников. и т. д.)

Вывод : Лев Николаевич Толстой любил детей, сам был добрым человеком. (в каком рассказе говорится? Про огурцы

Учитель: Если вам захочется побольше узнать о жизни Толстого, то где можно найти информацию? (Интернет, в книге в библиотеке, в энциклопедии) в уголке чтения в классе)

Заполните лист самооценки

Вспоминают биографию писателя и делают вывод.

Познавательные: п остроение логической цепи рассуждений, умение на основе анализа делать выводы)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Лев Толстой говорил: « Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»

В каких произведениях мы можем наблюдать добрые поступки героев?

Каждая группа посовещается и выберет только одно произведение.

Задание для работы в группе :

1 группа -читает по цепочке (сказка «Два брата»)

2 группа -шепотом по часовой стрелке по цепочке (быль «Лев и собачка»)

3 группа -против часовой стрелки по цепочке по абзацу («Как боролся русский богатырь»)

4 группа- по ролям (басня «Белка и волк»)

Проверка: Наша группа считает…

Чтение отрывка из произведения (все слушают и соглашаются или нет)

У вас на партах лежат модели обложек к вашим книгам. Составим одну модель обложки. Как она будет называться? (сборник).

А могут ли все эти произведения находится в одной книге?

Вывод: Да, в сказках (баснях, рассказах, былинах, былях) проникнуты (о добре к людям, животным), о любви к Родине

Самостоятельная работа в тетрадях стр. 89-90 №1,2,4

(33,№5)

Проверка. (на слайде)

Вывод: писатель написал разные по жанру произведения .

Заполните лист самооценки.

На доске

4 модели обложки к произведениям

Толстого.

Работают в группе.

Вспоминают правила работы в группе . (Можно ли работать по-доброму? Что это значит?)

Дети вспоминают правила работы в группе.

Знакомятся с новым словом «сборник» (слайд)

Составление обобщающей схемы(таблицы)

Взаимопроверка

Познавательные: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстами и иллюстрациями)

Коммуникативные: учет разных мнений, сотрудничество, умение работать в группах

Регулятивные:

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: расширение словарного запаса, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

6.Динамическая пауза

Танцевальная минутка на песню «Доброта»

Выполняют движения под музыку

Личностные: ориентирование на здоровый образ жизни

Коммуникативные: умение сотрудничать

7.Применение знаний и умений в новой ситуации.

Творческая работа.

Название сборника вы можете подобрать сами, составив предложение из нескольких частей.

1.Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.

2.Доброе братство милее богатства.

Зачитайте свои предложения.

Все, что вы зачитали относится к какому жанру? (пословица)

Составьте свою пословицу о добре, доброте.

Заполните лист самооценки

Дети

составляют пословицу и выбирают ту, которая больше всего подходит к модели обложки.

Работают в паре.

Составляют свои пословицы.

Коммуникативные: умение сотрудничать, работать в паре.

Личностные: стремление к успешной деятельности

А вы, ребята, в своей жизни совершаете хорошие добрые поступки?

Запишите их на листочках. Я предлагаю завести в нашем классе копилку добрых дел. Озвучьте свои хорошие поступки и опустите в копилку.

В конце каждой недели мы сможем сосчитать, сколько сделано добрых дел и каких.

Пусть она ежедневно пополняется и никогда не будет пустой.

Ведь все знают, что надо делать, но ведь не все соблюдают? А самое главное соблюдать, делать.

Чтение стихотворения «Доброе сердце» (автор М. Садовский) (по ролям)

8.Домашнее задание

по выбору

  1. Написать своё небольшое произведение (сказку, рассказ, быль)
  2. Нарисовать иллюстрацию к своим хорошим делам
  3. Сделать поделку.

Записывают в дневник

9. Подведение итогов.

Рефлексия

деятельности

Какую учебную цель мы поставили на уроке?

Смогли мы её достичь?

Кто встретил трудности?

Вы вместе работали и знаете кто, как работал на уроке. Посоветуйтесь, и решите какие оценки кому поставите?

Регулятивные:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

Коммуникативные: учет разных мнений, сотрудничество

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Приложение 1.

Лист самооценки ученика(цы) _____________________________________________________

Критерии

Отлично

Хорошо

Могло быть и лучше

1.Я знаю биографию Л. Н. Толстого.

2.Я работал(а) в группе над произведениями писателя.

3.Я выполнил(а) самостоятельную работу «Жанры произведений».

4.Я сочинил(а) свою пословицу.

5.Я прочитал(а) произведения Л. Н. Толстого.

6. Я усвоил(а) тему урока.


«Севастопольские рассказы Толстого» - И.Айвазовский Севастополь. Иллюстрация к «Севастопольским рассказам» Л.Н.Толстого. 1953. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. А.В.Кокорин. Ф.Рубо. Фрагмент панорамы Ф. Рубо «Оборона Севастополя». На военной службе. «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстой. Д.Н.Кардовский. В.Верещагин апофеоз войны.

«Толстой Кавказский пленник урок» - Как герой оказался в плену? 1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Деятельный человек. Как герой готовился к побегу? Плен – неволя. Всем помогает, даже своим врагам – татарам. Жилин. Чем герой занимался в плену? 4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении».

«Толстой Два брата» - Я хочу учиться. На разминку. Л.Н. Толстой 1828-1910. Работа над 2-ой частью сказки. Библиотека в Ясной Поляне. Л.Н.Толстой создаёт «Азбуку» и «Книги для чтения». Л. Н. Толстой участвовал в обороне Севастополя. Главная мысль сказки. Познакомимся с творчеством Л.Н. Толстого и произведением « Два брата».

«Детство Толстого» - Что побуждает к жизни? 2010. Коровиной – 1ч., Москва «Просвещение» - 2004 г. Н. Мир глазами ребёнка. Толстого « Детство». Я. Толстого «Детство». Основополагающий вопрос. Чувства,поступки и духовный мир гл.героя в повести Л. 7 класс Предмет: литература Учебное пособие: учебник – хрестоматия под редакцией В.

«Жилин и Костылин» - И не знает, как выбраться. Звериный лик завоеванья Дан Лермонтовым и Толстым… Вл.Слепак. Бежит малый за Жилиным, кричит: - Не ходи! Как закричит Костылин: - Ой, больно! Выехавшие навстречу казаки принудили чеченцев прекратить преследование». Прожил так Жилин месяц. Полез и Костылин, да зацепил камень ногой, загремел.

«Кавказский пленник Толстого» - Лев Толстой Кавказский пленник. Наша цель. Загадка рассказа. Мы учимся читать книгу! Рассказ написан боевым офицером. История создания рассказа. Цель наша проста и ясна.

Всего в теме 34 презентации