С нуля!
Lesson Thirteen - Урок 13
Внимание! Возможно, уже 1 марта на месте этого курса будет новый уникальный курс английского (специально для этого сайта). Поэтому, подготовьтесь к этому событию, потому что начать придётся с самого начала! Учить не всё придется, если вы уже далеко ушли, но читать надо будет с самого начала, иначе не поймёте, откуда что взялось.
Модальный глагол Can
I Can Ride a Donkey Я умею ездить на осле
Pronunciation - Произношение
Прочитав заголовок, мы недоумеваем и у нас с губ срывается: Ездить на осле? Произнесите:
Ездить на ос ➚ ле? - Riding a ➚ donkey?
Эксцентричный мистер Блисс сел в ярко-желтый автомобиль и сразу помчался. А мы забеспокоились:
Can he ➚ drive? - Он может водить машину?
➚ Can he? - Может?
➚ Really? - Точно?
Word - Слово
Глагол can переводится как мочь , уметь . Очень нужное слово. И простое, хотя его и называют "особым" глаголом. Первая особенность в том, что в настоящем времени у can одна форма для всех лиц. Второе: can работает в паре с обычными глаголами, при этом они используются без частицы to .
I can swim. - Я умею плавать.
You can play chess. - Вы умеете играть в шахматы.
She can cook well. - Она может хорошо готовить.
They can ski. - Они могут кататься на лыжах.
Can прежде всего сообщает о физических способностях и об умении что-либо делать.
We can see and hear. - Мы можем видеть и слышать.
Birds can fly. - Птицы могут летать.
You can speak Russian. - Вы можете говорить по-русски.
Can выражает также желание, возможность и моральное право что-либо предпринимать или не предпринимать.
Can you wait? - Вы можете подождать?
I cannot forgive her. - Я не могу простить ее.
You can take this money. - Можете взять эти деньги.
А мы возьмем глагол ride (ездить) и поведаем, что каждый из нас умеет кататься на велосипеде.
The Simple Present
Простое настоящее время |
|
The Singular | The Plural |
I can ride a bicycle. | We can ride a bicycle. |
You can ride a bicycle. | You can ride a bicycle. |
He can ride a bicycle. | They can ride a bicycle. |
В вопросах can просто "выносится" в начало предложения. Для отрицательного ответа ставим после глагола частицу not : образуется одно слово cannot ["kænot].
Can you help me? - Вы можете помочь мне?
Yes, I can. - Да, могу.
Can he come now? - Он может прийти сейчас?
No, he cannot. - Нет, не может.
Can they stay for a day? - Они могут остаться на день?
No, they cannot. - Нет, не могут.
Quotation - Цитата
В Евангелии от Матфея (гл. 10, ст. 28) нам советуют не бояться людей: ибо они могут убить только тело, они не могут убить душу.
Do not be afraid of people. They can only kill the body. They cannot kill the soul.
Discussion - Обсуждение
Мысль о поездке верхом или за рулем англичане выражают короче, чем мы, они обходятся без предлога: ride а bicycle (ездить на велосипеде), drive а car (ездить на машине, водить машину). В общем-то, drive не требует, чтобы после него ставилось car .
Не can drive. - Он умеет водить машину.
Не drives fast. - Он ездит быстро.
Не drives to work and back home. - Он ездит на работу и обратно домой на машине.
I like driving. - Я люблю водить машину.
Чуть ниже один "герой" будет уверять, что он отлично лазает по деревьям. По-английски в этой фразе предлог тоже не нужен. Не can climb trees.
Conversation - Разговор
Тему глагола can и геройства продолжают Ру и Тигра, потом к ним присоединяются Пух и Пятачок. Все это герои из книги Алана Милна "The World of Pooh". We know it in translation as "Винни-Пух и все, все, все".
A Champion of Climbing Trees
Чемпион по лазанию на деревья
Roo: | What can Tiggers do? | |
Tigger: | Oh, they can do everything. | |
Roo: | Can they fly? | |
Tigger: | Yes, they can. | |
Roo: | Can they fly as well as Owl? | |
Tigger: | Yes. Only they do not want to. | |
Roo: | Why? | |
Tigger: | Well, they do not like it. | |
Roo: | Well, can they jump as far as Kanga? | |
Tigger: | Yes. When they want to. | |
Roo: | I love jumping. Let"s see who can jump farthest, you or me. | |
Tigger: | I can. But we have no time now for jumping. | |
Roo: | I can swim. I love swimming. Can Tiggers swim? | |
Tigger: | Of course they can. Tiggers can do everything. | |
Roo: | Can they climb trees better than Pooh? | |
Tigger: | Climbing trees is what they do best. Much better than Pooh. | |
Roo: | Can they climb this pinetree? | |
Tigger: | Of course they can! You can sit on my back and watch me. | |
Roo: | Oh, Tigger... It is great, Tigger! | |
Tigger: | Up we go! Now you see how Tiggers climb trees... Of course it is not easy... And then you must come down, of course. Backwards... And it is difficult... | |
(After a while Pooh and Piglet come along. They see Roo and Tigger sitting on a branch of the pinetree.) |
||
Piglet: | Hello, Roo! What are you doing there? | |
Roo: | We cannot get down, we cannot get down! It is such fun! Tigger and I are living in a tree, like Owl! |
Words - Слова
owl - сова; jump [ʤʌmp] - прыгать; difficult ["difikǝlt] - трудный; branch - ветка.
Notes - Примечания
1. В разговоре идет постоянное сравнение с помощью better ["betǝ] (лучше), best (лучше всего, больше всего), а также оборота as ... as (так же, как). Far (дальний, далеко) имеет форму farthest ["fɑ:ðist] (самый дальний, дальше всего) в превосходной степени.
Tigger says that he can fly as well as Owl. - Тигра говорит, что он может летать так же хорошо, как Сова.
Can he jump as far as Kanga? - Он может прыгнуть так же далеко, как Канга?
Не says that he can climb trees better than Pooh. - Он говорит, что может лазить по деревьям лучше, чем Пух.
Не does everything much better than other animals. - Он делает все намного лучше, чем другие звери.
Climbing trees is what he does best. - Лазить по деревьям - это то, что он делает лучше всего.
Let"s see who can jump farthest, Roo or Tigger. - Давайте посмотрим, кто прыгнет дальше, Ру или Тигра.
2. Существительное back (спина) и наречие backwards ["bækwǝdz] (в обратном направлении, назад) однокоренные. Back встречалось нам в составе horseback . Само по себе оно может быть наречием назад , обратно .
Roo climbed the tree on Tigger"s back. - Ру залез на дерево на спине Тигры.
It is more difficult to climb backwards. - Лезть в обратном направлении трудней.
Не rides on horseback. - Он ездит верхом.
When will they come back? - Когда они вернутся?
Word - Слово
Нам уже известен глагол like
(любить). И вот "появляется" love
- тоже любить
. В чем разница?
Ответ: Like
ближе к русскому нравиться
.
I like jam. - Я люблю варенье.
We like him. - Он нам нравится.
Love выражает "настоящую" любовь. Слово может быть также существительным. Вспомним историю о Ромео и Джульетте и даже процитируем одну строчку из оригинала.
Romeo loves Juliet. - Ромео любит Джульетту.
It is my lady, о, it is my love! - Вот госпожа моя, о, вот моя любовь!
Кенгуренок Ру восторженно заявляет, что он любит прыгать и, чтобы сохранить более "сильное" значение love , добавим в перевод очень . Можно также использовать русский глагол обожать .
I love jumping! - Я очень люблю прыгать!
Pooh loves honey. - Пух обожает мед.
Discussion - Обсуждение
Слово jumping образовано от глагола jump , от его основы, к которой мы присоединили -ing . И получилось, если буквально, прыгание . Таким способом образуется целый ряд занятий-развлечений, например, swimming (плавание), drawing (рисование).
Не всегда удается перевести одним словом эти английские "образования". Передайте смысл - русским глаголом, существительным, набором слов.
Не likes driving. - Он любит водить машину.
I like walking. - Я люблю ходить пешком.
They like climbing trees. - Они любят лазить на деревья.
Stop talking! - Перестаньте разговаривать!
Поставим свое любимое (или нелюбимое) занятие в начало предложения, оно выполнит роль подлежащего. Поставим после сказуемого - оно будет дополнением.
Jogging is Tim"s favourite sport. - Бег трусцой - любимый спорт Тима.
Sailing is for brave people. - Плавание под парусом - для смелых людей.
She does not like dancing. - Она не любит танцы.
Не hates cooking. - Он ненавидит готовить (еду).
Рассмотрим более трудный пример, где целый набор слов, включая глагол с окончанием -ing , сообщает о каком-то занятии, действии.
Tim hates getting up early
. - Тим ненавидит вставать рано.
(Если буквально: вставание рано.)
Не likes showing the way to strangers
. - Он любит показывать дорогу приезжим.
(Буквально: показывание дороги приезжим.)
Question - Вопрос
Винни-Пух, увидев Ру и Тигру на сосне, спрашивает: What are you doing there?
Почему он не спросит так, как мы учили: What do you do there?
На этот вопрос мы обязательно ответим в следующем уроке. Пока что просто переведем эту реплику и ответ Ру русским настоящим временем.
What are you doing there? - Что вы там делаете?
We are living in a tree! - Мы живем на дереве!
Еще вопрос: Почему in a tree
, а раньше, про яблоки, было on a tree
?
Ответ: On a tree
- это на "поверхности" дерева, на вершине, на ветках. Но вот совы и белки, в представлении англичан, живут в дереве - в кроне, в дупле, как внутри дома.
There are cones on the tree. - На дереве шишки.
Squirrels live in trees. - Белки живут на деревьях.
Conversation - Разговор
Мы снова заблудились - там же в Лондоне. Can you в просьбе соответствует вежливому Не могли бы вы ... Обратимся к полицейскому (policeman), чтобы он показал нам дорогу к Крепостному мосту.
We: | Excuse me, can you show me the way to Tower Bridge? | |
He: | Yes. It is that way to the right. | |
We: | Can I get there by bus? | |
He: | Certainly. Take number twenty. | |
We: | Is it far if I walk? | |
He: | No. It is just a ten minute walk from here. | |
We: | Thank you. | |
He: | You are welcome. |
Notes - Примечания
This way означает сюда , that way - туда . Наречие certainly ["sǝ:tnli] - это конечно . Полицейский уверен, что до моста можно дойти за десять минут; если буквально, а ten minute walk - это десятиминутная прогулка .
Grammar - Грамматика
Помните, про гусей: они улетели. They flew off. А Ру с Тигрой не могут слезть. They cannot come down.
В русском языке мы придаем глаголу новые значения с помощью приставок: при шел, у шел, пере шел, на шел, во шел... В английском эту же задачу выполняют частицы (наречия) up , down , in , off ...
Сегодня мы начнем изучать категорию модальности. В нее входят глаголы, которые не являются действиями, а позволяют обозначить оттенки основных событий. С их помощью выражается желание, возможность, запрет или разрешение указанного действия. На сегодняшнем занятии мы разберем, что и когда призван обозначать модальный глагол can в английском языке. Это самый многозначный и часто встречающийся в разговорах представитель этой группы. Рассмотрим его построение, применение и другие грамматические нюансы.
В целом, применять этот глагол несложно, поэтому принцип образования фраз с can содержат даже учебники для малышей. Конечно, для детей отбирают только самые простейшие конструкции, но и усложненные комбинации не представляют трудности для более взрослых людей.
Настоящее время
В утвердительном предложении составное сказуемое имеет вид «can + инфинитив ». Важно заметить, что в данном случае инфинитивы всегда используются без to.
- Nick can run fast – Ник умеет бегать быстро.
- My sister can cook a cake – Моя сестра умеет готовить торт.
Спряжение глагола can в настоящем времени одинаково для всех лиц имен существительных и местоимений: он никогда не меняет своего вида и не присоединяет никаких окончаний. По значению данная форма глагола может выражать события настоящего или будущего (ближайшего).
- My relatives can meet me at the railway station tomorrow – Мо родственники смогут завтра встретить меня на вокзале.
- She can call them today – Она может позвонить им сегодня.
Модальные глаголы не требуют участия вспомогательных слов, так как по сути сами ими являются. Поэтому вопросительные и отрицательные контексты они создают самостоятельно.
В вопросах составное сказуемое разбивается, и can переезжает в начало предложения. Если же во фразе присутствуют специальные вопросительные слова, то они всегда предшествуют модальному слову.
- Can you bring the book ? – Вы можете принести эту книгу?
- When can they arrive to us? – Когда они смогут приехать к нам?
Для отрицания главного глагола can присоединяет частицу not, образовывая комбинацию cannot или сокращенно can’t. Обратите внимание на слитное написание официальной формы.
- My wife cannot drive a car – Моя жена не умеет водить машину.
- I can ’t cook lamb chops – Я не смогу приготовить бараньи отбивные.
Иногда глагол can используется в английском языке для построения вопросительно-отрицательных фраз. Они применяются в разговорной речи, так как несут эмоциональный оттенок.
- Can ’t your child warm up food in the microwave ? – Разве твой ребёнок не может разогреть еду в микроволновой печи?
- Can ’t they send me the fax ? – Разве они не могут послать мне факс?
Прошедшее время
Официально грамматика выделяет для данного модального слова три формы.
Про сослагательное наклонение пока умолчим, так как это очень сложный грамматический комплекс, а вот конструкции прошлого рассмотрим.
Для прошедшего характерны все те же формы конструкций, что и в настоящем, только can трансформируется в could. Модальное слово по-прежнему одинаково для всех лиц и чисел.
- I could play basketball very well when I was a teenager – Я мог играть в баскетбол очень хорошо, когда я был подростком.
- Could he read when he was five ? – Он умел читать, когда ему было 5 лет?
- My friend could not (couldn’t) pass the exam – Мой друг не мог сдать экзамен.
- Couldn ’t she call me ? – Разве не могла она позвонить мне?
Зачастую в прошедшем времени вместо could используют глагол manage (форма пр.– managed). Его значение – «удалось, получилось». Обратите внимание, что в данном случае инфинитив будет употребляться уже с частицей to.
- The exam was difficult but I managed to pass it – Экзамен был трудный, но мне удалось сдать его.
- She trained hard and she managed to break the world record – Она много тренировалась, и у нее получилось побить мировой рекорд.
Отметим, что иногда встречается использование can и could в сочетании с перфектным инфинитивом, т.е в комбинации can /could + have + причастие II . Подробнее об этом поговорим чуть позже, когда будем обсуждать случаи употребления.
Будущее время
Модальный глагол can в английском языке официально не может употребляться в будущем времени, т.е. к нему нельзя добавить will. Да, с его помощью можно обозначить оттенки будущности, как в Present Simple , но не более того.
Мы можем воспользоваться can для обозначения возможностей, которые у нас уже есть, но мы планируем воспользоваться ими в будущем. Если же, речь идет о том, что нами только будет освоено или получено, то необходимо заменить can на его эквивалент to be able to. Это выражение переводится, как «мочь, быть в состоянии что-либо сделать» и может употребляться во всех временных формах: past , present и future .
- My father is able to solve any problem – Мой отец в состоянии решить любую проблему.
- Jack was able to dial the number and call the police – Джек был в состоянии набрать номер и позвонить в полицию.
Однако, чаще всего эту комбинацию используют для выражения именно будущих событий.
- We will be able to move to Spain in three years – Мы сможем переехать в Испанию через 3 года.
- Next year I will be able to speak English fluently – В следующем году я смогу бегло говорить на английском языке.
Оборот to be able to также может использоваться для выражения вопроса или отрицания.
- Will you be able to pay for second vocational education ? – Вы будете в состоянии оплатить второе профессиональное образование?
- They will not (won’t) be able to buy a new model of this car – Они будут не в состоянии купить новую модель этой машины.
Мы разобрали, как используются модальные глаголы can, could и to be able to в предложениях разного типа. Теперь поговорим об их смысловом значении.
Глагол can в английском языке – когда и зачем употребляется?
В предисловии к материалу мы уже отмечали, что данный глагол многозначен. Подробно рассмотреть все ситуации его употребления нам поможет таблица, данная ниже. В ней же приведем примеры конструкций и их перевод.
Применение can |
||
Ситуация |
Примеры |
Перевод |
1. Указание навыков, способностей, умений.
Выражение возможности совершений действий, связанных с умственными способностями или физическими достижениями. Can указывает на обобщенные, регулярные или периодические действия. Если из контекста предложения понятно, что речь идет о единичном случае, то лучше заменить can на сказуемое с be able to. |
My sister can dance like a professional. | Моя сестра умеет танцевать, как профессионал. |
Is she able to dance in the concert today? | Она может танцевать в сегодняшнем концерте? | |
We cannot bake a banana pie. | Мы не умеем печь банановый пирог. | |
They will be able to move to London soon. | Они скоро смогут переехать в Лондон. | |
My son could not swim when he was seven. | Мой сын не умел плавать, когда ему было 7 лет. | |
Can you play a guitar? | Ты умеешь играть на гитаре? | |
She was not able to run at that moment. | В тот момент она была не в состоянии бежать. | |
I can play chess well. But last time I didn’t manage to win. | Я хорошо умею играть в шахматы. Но в прошлый раз мне не удалось победить. | |
2. Обозначение разрешения и запрета. В данной категории модальные глаголы can, may и must имеют схожие оттенки значений. Но, конкретно can обладает обобщенной спецификой, несет более разговорный характер, и чаще используется в вопросительных и отрицательных фразах. | Can I use your computer? Yes, you can . | Можно я воспользуюсь твоим компьютером? Да, пользуйся. |
The children cannot go out . | Детям нельзя идти на улицу. | |
You can go to the club after you clean the flat. | Ты можешь пойти в клуб после того, как уберешься в квартире. | |
Nobody can play with my toys! | Никому нельзя играть с моими игрушками! | |
She can come in . | Она может войти. | |
You can’t watch such films. | Тебе нельзя смотреть такие фильмы. | |
3. Выражение просьбы.
В этом значении могут использоваться модальные глаголы can, could , а также may, might . Причем прошедшие формы всегда выражают крайнюю степень вежливости и уважения. Оттенки значений различаются по степени формальности – can более разговорный вариант. Впрочем, в последнее время англичане все больше предпочитают употребление can вместо might. |
Could you open the window? | Не могли бы вы открыть окно? |
Mom, can I buy chips and cola? | Мам, можно я куплю чипсы и колу? | |
Could you give me a glass of water? | Не могли бы вы дать мне стакан воды? | |
Can I lend your pencil? | Могу я одолжить твой карандаш? | |
Dad, can I buy two games? | Пап, можно я куплю 2 игры? | |
Could you spell his name? | Не могли бы вы произнести его имя по буквам? | |
Can we go home? | Можем мы идти домой? | |
4. Указание объективной возможности, т.е. того, что теоретически возможно или запрещено. | You can read about this case in the newspaper. | Вы можете прочитать об этом случае в газете. |
We cannot cross the street here. | Мы не можем перейти здесь улицу. | |
He can find it on the Internet. | Он может найти это в интернете. | |
I couldn’t change the situation. | Я не мог изменить ситуацию. | |
5. Выражение сомнений, удивления, недоверия.
Для сомнений используют вопросы с can. А недоверие выражается отрицанием can’t, но крайняя степень недоверия выражена вопросом с could. |
Can it be true? | Неужели это правда? |
He can’t run faster than I can. | Да не может он бегать быстрее меня. | |
Could our son be in this club? | Разве мог наш сын быть в этом клубе? | |
Can she learn English herself? | Неужели она изучает английский самостоятельно? | |
6. Обозначение возможности выполнения действий в прошлом, предположение их или упрек в невыполнении.
Это как раз те случаи, в которых используется перфектный инфинитив и could. При этом отрицательные фразы несут оттенок невероятности событий. |
She could have told me about it. | Она могла бы рассказать мне об этом. (но не рассказала) |
He couldn’t have called you! | Он не мог позвонить тебе! (невероятно, чтобы он ей позвонил). | |
They could have gone to the theater, but they didn’t. | Они могли бы пойти в театр, но они не пошли. | |
The door was closed. Who could have closed it?
Jack could have closed the door; the neighbors’ say that they saw him. |
Дверь была закрыта. Кто бы мог ее закрыть?
Джек мог ее закрыть, потому что соседи говорят, что видели его. |
И прошедшее время одного и того же модального глагола (по-английски переводиться как "мочь, уметь" или "мог, умел" в прошедшем времени).
Особенность глагола
Модальный глагол can имеет только две формы: первая форма (can) для всех местоимений и существительных всех лиц, для единственного и множественного числа для выражения настоящего времени, а вторая (его производная) - глагол could употребляется со всеми местоимениями и существительными, обозначающими подлежащее, всех лиц во множественном и единственном числе только в прошедшем времени. Другой формы глагола could не существует.
I could close the window. - Я мог (могла) закрыть окно.
Kate could read this dull journal. - Кейт могла читать этот скучных журнал.
They could speak japanese. - Они могли говорить на японском языке.
Отличие can и could
Кроме того, что эти два глагола являются по сути своей двумя разными формами одного и того же слова в разных временных рамках, между ними есть ещё одно различие. Формы глагола could в вопросительных предложениях выражают более вежливую форму обращения. То есть глагол could в английском языке это ещё и форма сослагательного наклонения - Could you? - Вы не могли бы? - Могли бы вы?
Could you close the window? - Вы не могли бы закрыть окно?
Can you open the door? - Вы можете открыть дверь?
Во втором предложении ставится вопрос о способности выполнить действие. В то время как в первом предложении о потенциальной возможности совершения действия. Разница есть и она вполне ощутима.
Примеры с глаголом could:
Could you complete the task? - Вы не могли бы выполнить это задание?
Could she cook the dinner? - Она не могла бы приготовить ужин?
Примечание:
- английское слово dinner, которое в школе переводят как "обед", в разговорном английском языке означает "ужин", но не в домашнем семейном кругу;
- частица "не" в русском переводе предложений примеров не означает отрицания, а указывает на более вежливую форму просьбы.
Правила употребления
1) в первую очередь используются для выражения способности и возможности совершения действия в физической активности.
Could the girls paint like that before they started to study at an art school? - Могли ли девочки рисовать так перед тем, как стали учиться в художественной школе?
My cat could not climb a tree when it hurt the paw. - Моя кошка (кот) не могла (мог) лазить на дерево, когда повредил (а) свою лапу.
2) Глагол could - прошедшее время, но может употреблять в настоящем времени, как уже было сказано выше, в качестве сослагательного наклонения.
Could you bring this notebook from the shelf? - Могли бы вы принести эту записную книжку (тетрадь) с полки?
Could we stay here for the night? - Могли бы мы остаться здесь на ночлег?
3) Когда в предложении глагол could предшествует простому совершённому времени, то речь идёт о событии или действии, которое должно было произойти или случиться, но не произошло и не случилось.
We could have asked him but we were late. - Мы могли спросить его, но мы опоздали.
4) Отрицательные варианты предложений с could в английском языке. Такие предложения строятся на основе добавления к форме модального глагола в прошедшем времени частицы отрицания not.
They could not study at this university. - Они не могли обучатся в этом университете.
She could not know the truth of this incident. - Она не могла знать правду об этом происшествии.
My father couldn"t come to this parental meeting. - Мой отец не мог прийти на это родительское собрание.
5) Could используется также для придания предложению дополнительной эмоциональной окраски. В таком окрасе глагол употребляется только в специальных вопросах и с соответствующей предложению формой инфинитива и смыслового глагола, что также зависит от временных рамок.
What could we be doing this room? - И что мы можем делать в этой комнате? (И что мы делаем в этой комнате?)
В этом случае эмоциональный тон смягчает строго вопросительный тон предложения.
Примечание:
- в разговорном английском языке чаще всего используются краткие отрицательные формы глагола could not - couldn"t.
Упражнения
Глагол can, could: упражнения на повторение и закрепление пройденного материала.
1) В первом упражнении нужно вставить слова по смыслу, следуя всем вышеперечисленным примерам и правилам. Подсказка - учитывайте перевод конкретного предложения для вычисления правильного ответа на задание. Нужно выбрать между вариантами: could - couldn"t - can - can"t.
- In my second year as a teacher, I almost lost my self-confidence because I () teach anything. - На моём втором году работы учителем я почти потерял уверенность в себе, потому что не мог учить чему-либо.
- Nick tried hard to persuade him friend but he () change her mind. - Ник пытался изо всех сил пытался убедить своего друга, что он не может изменить своё мнение.
- Mary says she () speak six languages but she () talk to customers yesterday as she was a bit nervous. - Мэри говорит, что она может разговаривать на шести языках, но она не могла разговаривать с клиентами вчера, так как немного нервничала.
- Ted and her father () open the door because it was locked. - Тед и его отец не могли открыть эту дверь, потому что она была сломана.
- I () finally talk to Lisa after I tried to reach her on the phone for hours. - Я в конце концов не мог поговорить с Лизой, после того как пытался позвонить ей по телефону часами.
- You () memorize all of the rules in the past, you () do it now either. - Вы могли запомнить все эти правила в прошлом, и вы не можете сделать это сейчас.
- My brother was the only one who () understand me, but now he () either. - Мой брат был единственным, кто мог понимать меня, но сейчас он тоже не может.
- Before the nuclear disaster in the 1943"s, people () grow everything in their gardens. - До ядерной катастрофы в 1943 году люди могли выращивать всё в своих садах.
- No matter how hard we try, we () see the difference in the two pictures our mother says she () easily see. - Не имеет значения как сильно мы стараемся, мы не можем увидеть разницу в этих двух картинах, в которых наша мама сразу может её увидеть.
- They () choose their opponents. The teams will be matched randomly. - Они не могут выбрать их противников (опонентов). Эти команды выбираются случайных образом.
2) Внимательно прочитайте упражнения и попробуйте определить, какая форма изучаемых в этой статье модальных глаголов может подойти в пропуски (). Заметьте, потенциальный ответ уже стоит в скобках. Нужно только понять правильный ли он или нет. Если нет, то какой ответ, по вашему мнению является правильным для каждого конкретного предложения?
- It was really scary walking through the forest at night! I (can’t) see a thing, it was so dark!
- We (could) see from an early age that our daughter loved the water! She’s a professional swimmer now.
- I would love to be brave enough to skydive, but I (can). I’m so afraid of heights.
- Of course you (can) bring your boyfriend to the party! He is very welcome.
- I (could) speak Japanese very well now as I learned the language when I was living there.
- (Couldn’t) I finish work early today, please? I have a doctor’s appointment I need to go to.
- Take your jacket with you. It (could) get cold later on.
Ответы на первое упражнение:
- couldn"t.
- couldn"t.
- can - couldn"t.
- couldn"t.
- could.
- could - can"t.
- could - can"t.
- could.
- can"t - can.
- can"t.
Ответы на второе упражнение с переводом:
- Couldn"t - Было очень страшно идти вквозь лес ночью. Я не мог видеть, так было темно.
- Мы с самого раннего возраста могли видеть, что наша дочь любит воду. Сейчас она профессиональная пловчиха.
- Can"t - Я хотел быть достаточно храбрым, чтобы прыгать с парашютом, но я не могу. Я так боюсь высоты!
- Конечно ты можешь взять своего парня на вечеринку. Ему будут рады.
- C- Я могу разговаривать на японском языке очень хорошо, так как изучил этот язык, когда жил там.
- Could - Я могу закончить работу сегодня раньше, пожалуйста? У меня есть назначение врача, мне нужно идти. (Здесь уместно употребить и форму can, но could в такой ситуации подходит как нельзя лучше, так как выражает более вежливую форму вопроса.)
- Возьми с собой жакет. Позже будет холоднее.
На начальном уровне каждый студент изучает модальный глагол ‘can’. Обычно для отработки грамматики студенты выполняют такие задания, как заполнение пропусков, составление предложений по картинкам, рассказ о том, что они умеют и не умеют. Как разнообразить эти упражнения? Предлагаем нескучные упражнения на отработку модального глагола ‘can’ (для отражения физической или умственной способности, умения что-то сделать).
Упражнение 1 -- Создание мемов или дорисовывание картинок
Как думаете какую картинку студенты лучше запомнят для фразы “It can fly”?
Скорее всего вторую, так как эта картинка веселая, запоминающаяся и нестандартная. Для введения и отработки грамматики подберите веселые картинки,
или просто фотографии вместо картинок из учебников, которые не вызывают у студентов никаких эмоциональных откликов.
Если вы ограничены во времени и не можете подобрать подходящие картинки, попросите студентов покреативить и дорисовать, чтобы получилось подходящее предложение. Я очень люблю использовать картинки с котиками (особенно для уроков с детьми, уж очень такие картинки веселят детей). Покажите студентам образец к предложению “It can swim”.
Выдайте предложения с глаголом ‘can’ и попросите дорисовать картинку так, чтобы она соответствовала предложению.
Упражнение 2 -- Необычные возможности
Поработаем над развитием творческого и критического мышления студентов. Предложите два существительных, студенты должны закончить предложение “they both can …”
Например, a parrot and a child -- they both can speak. Усложняйте список (добавьте то, что совсем непохоже друг на друга -- a tortoise and a tree -- they both can live long), устройте конкурс на самые необычные возможности, которые студенты смогут придумать к этим парам.
Вместо пар слов можно использовать и картинки, так студенты вспомнят не только глаголы, но и существительные. Чтобы детям и подросткам было интереснее выполнять задание, выберите смешные картинки. Моим детям нравятся животные, нарисованные в
одном “круглом”стиле
. Та группа, которая составит больше “they both can…” предложений, получает стикер с животным из этой коллекции.
Младшим школьникам будет интересно поговорить про супергероев. Покажите гифки их любимых героев и обсудите, что они умеют и не умеют делать.
Упражнение 3 -- Составление предложений
Чтобы добавить элемент геймификации в составление положительных и отрицательных предложений, воспользуйтесь монеткой. Подкинуть монетку, если выпадает орел -- сделать положительные предложения, если решка -- отрицательные. Существует множество онлайн монеток, например
видео с тыквами
и, конечно, песни с SuperSimpleSongs.
Итак, дорогой English Learner, вы изучили теорию по теме и теперь приступаем к практике. Выполнив 11 упражнений ниже , вы научитесь отличать значения основных модальные глаголов can, may, must, should, а составлять с ними отрицательные и вопросительные предложения. Ниже дана краткая сводка основных значений этих глаголов.
Английские модальные глаголы. Упражнения для начинающих (уровень 1)
Упражнение 1.
Выберите модальный глагол, исходя из его значения и контекста. Переведите предложения.
Когда кажется, что подходят оба глагола, выбирайте более типичную ситуацию.
- You (must, can) go to bed now.
- She (may, should) read this book.
- I (must, may) go home.
- He (can, may) speak English.
- The students (must, may) use a calculator at the Maths lessons.
- My mother (can, should) cook many delicious dishes.
- My father (must, can) drive a car.
- Jack (can, must) play the guitar very well.
- You (should, must) ask his advice.
- Kate (may, can) remember a lot of words.
Упражнение 2. Сделайте данные предложения, в которых есть модальные глаголы, отрицательными.
- You must read in bed.
- You can cross the road when the lights are red.
- You should open the window. It is cold outside.
- It is already late. She must go outside.
- He should dress so formal if he goes to a picnic.
- You must keep books at home so long.
- You can park here.
- Students may shout at the lessons.
- Teachers may be late for school.
- Parents must obey their children. (obey — слушаться)
Упражнение 3. Сделайте данные предложения вопросительными.
- She can play chess.
- He can play hockey.
- They may go to the cinema.
- I may open the window.
- Children and adults must clean their teeth twice a day. (How often…?)
- Children must go to school. (Where…?)
- English learners must learn English words every day. (What…?)
- You should keep your room tidy. (What…?) (keep tidy — держать в порядке)
- Children should listen to their parent`s advice.
- They should be polite.
Упражнение 4. Составьте вопросы из слов и дайте на них краткий или полный ответ.
- your brother/ play/ table tennis/ can? – Yes, he…
- your cousin/ can/ ride a horse? – No, he…
- may/ go to/ I / the cinema? – Yes, you…
- late/ may/ come home/ she? – No, she…
- learn this poem/ must/ she/ by heart? – Yes, she…
- books/ how many/ they/ must/read? – Only two.
- wear/ smart clothes/ for the party/ should/ they? – Yes,…
- salt/ how much/ should/ put in the dish/ I ? – Just a little.
- the student/ mobile/ phones/ use/ can/ at the exams? – No, they…
- children/ come to school / in time/ must? – Yes, they…
Упражнение 5. Найдите ошибки.
- You don’t can go to the party.
- He musts take his dog for a walk.
- I can to help you.
- He not must be late.
- Can his brother speaks French?
- Paul must to go there.
- You don’t must smoke here.
Упражнение 6.
Выберите правильный вариант CAN’T или COULDN’T.
Начинающим необходимо запомнить, что модальный глагол CAN имеет форму прошедшего времени — COULD.
- When my sister was a little girl, she (can’t / couldn’t) read.
- You (can/ could) see this picture in the Tretyakov Gallery.
- Yesterday I lost my keys and (can’t / couldn’t) get into my flat.
- I (can’t/ couldn’t) go out because I have a lot of work.
- He (can’t /couldn’t) speak English when he was 10.
Запомните, что CAN’T и MUSTN’T часто переводятся НЕЛЬЗЯ.
Запомните, что
CAN’T — НЕЛЬЗЯ (общее правило, запрет)
MUSTN’T — НЕЛЬЗЯ (личное решение говорящего)
Упражнение 7. Скажите, что НЕЛЬЗЯ делать. Используйте глаголы CAN’ T и MUSTN’ T.
- You _____ tell anybody about it. It is a secret.
- The baby _______ drink cold milk.
- You ______ cross the street here.
- You _______speak so loudly. It is very late.
- Little children _____ leave home alone.
Упражнение 8. Переведите предложения с выражением НЕЛЬЗЯ. Используйте глаголы CAN’T (общее правило, запрет) и MUSTN’T (решение говорящего).
- Ему нельзя пить холодное молоко. Он болеет. (be ill.)
- Ей нельзя есть апельсины.
- Нам нельзя здесь бегать.
- В библиотеке нельзя громко разговаривать. (at the library.)
- Здесь нельзя курить.
Упражнение 9. Дайте совет учителям и студентам, используя should (shouldn’t), исходя из контекста.
Запомните! Should — это совет, который не является обязательным.
Teachers / Students
explain the rules very well, get bad marks, give instructions, give bad marks, give nicknames, answer questions
Упражнение 10. Переведите предложения с формами модальных глаголов на английский язык.
- Он должен … _____________ learn new English words.
- Она умеет … ______________play the guitar.
- Людям следует … ____________ be careful when crossing the street.
- Водителям не следует… __________drive fast.
- Ей разрешают … ____________go to the cinema today?
- Мне нельзя … ____________ come home late.
- Я не умею … _____________ speak English well.
- Детям нельзя … ____________run here.
- Им не разрешают … ___________play computer games.
- Тебе следует … ___________ try again.
Упражнение 11. Переведите предложения с модальными глаголами.
- Я не умею играть на гитаре.
- Он не умеет играть в настольный теннис.
- Ты умеешь кататься на велосипеде?
- Твоя сестра умеет водить машину?
- Ты можешь дать мне свою ручку?
- Очень жарко. Ты можешь открыть окно?
- Можно мне пойти в кино?
- Можно мне воспользоваться калькулятором?
- Ты должен учить английские слова каждый день.
- Тебе следует читать книги на английском языке.
- Взрослым не следует кричать на детей.
- Ты не должен (нельзя) пользоваться мобильным телефоном на экзамене.
- изучить
- продолжить