Модальный глагол can упражнения детей. Модальный глагол Can

С нуля!
Lesson Thirteen - Урок 13

Внимание! Возможно, уже 1 марта на месте этого курса будет новый уникальный курс английского (специально для этого сайта). Поэтому, подготовьтесь к этому событию, потому что начать придётся с самого начала! Учить не всё придется, если вы уже далеко ушли, но читать надо будет с самого начала, иначе не поймёте, откуда что взялось.

Модальный глагол Can

I Can Ride a Donkey Я умею ездить на осле

Pronunciation - Произношение

Прочитав заголовок, мы недоумеваем и у нас с губ срывается: Ездить на осле? Произнесите:

Ездить на ос ➚ ле? - Riding a ➚ donkey?

Эксцентричный мистер Блисс сел в ярко-желтый автомобиль и сразу помчался. А мы забеспокоились:

Can he ➚ drive? - Он может водить машину?
➚ Can he? - Может?
➚ Really? - Точно?

Word - Слово

Глагол can переводится как мочь , уметь . Очень нужное слово. И простое, хотя его и называют "особым" глаголом. Первая особенность в том, что в настоящем времени у can одна форма для всех лиц. Второе: can работает в паре с обычными глаголами, при этом они используются без частицы to .

I can swim. - Я умею плавать.
You can play chess. - Вы умеете играть в шахматы.
She can cook well. - Она может хорошо готовить.
They can ski. - Они могут кататься на лыжах.

Can прежде всего сообщает о физических способностях и об умении что-либо делать.

We can see and hear. - Мы можем видеть и слышать.
Birds can fly. - Птицы могут летать.
You can speak Russian. - Вы можете говорить по-русски.

Can выражает также желание, возможность и моральное право что-либо предпринимать или не предпринимать.

Can you wait? - Вы можете подождать?
I cannot forgive her. - Я не могу простить ее.
You can take this money. - Можете взять эти деньги.

А мы возьмем глагол ride (ездить) и поведаем, что каждый из нас умеет кататься на велосипеде.

The Simple Present
Простое настоящее время
The Singular The Plural
I can ride a bicycle. We can ride a bicycle.
You can ride a bicycle. You can ride a bicycle.
He can ride a bicycle. They can ride a bicycle.

В вопросах can просто "выносится" в начало предложения. Для отрицательного ответа ставим после глагола частицу not : образуется одно слово cannot ["kænot].

Can you help me? - Вы можете помочь мне?
Yes, I can. - Да, могу.

Can he come now? - Он может прийти сейчас?
No, he cannot. - Нет, не может.

Can they stay for a day? - Они могут остаться на день?
No, they cannot. - Нет, не могут.

Quotation - Цитата

В Евангелии от Матфея (гл. 10, ст. 28) нам советуют не бояться людей: ибо они могут убить только тело, они не могут убить душу.

Do not be afraid of people. They can only kill the body. They cannot kill the soul.

Discussion - Обсуждение

Мысль о поездке верхом или за рулем англичане выражают короче, чем мы, они обходятся без предлога: ride а bicycle (ездить на велосипеде), drive а car (ездить на машине, водить машину). В общем-то, drive не требует, чтобы после него ставилось car .

Не can drive. - Он умеет водить машину.
Не drives fast. - Он ездит быстро.
Не drives to work and back home. - Он ездит на работу и обратно домой на машине.
I like driving. - Я люблю водить машину.

Чуть ниже один "герой" будет уверять, что он отлично лазает по деревьям. По-английски в этой фразе предлог тоже не нужен. Не can climb trees.

Conversation - Разговор

Тему глагола can и геройства продолжают Ру и Тигра, потом к ним присоединяются Пух и Пятачок. Все это герои из книги Алана Милна "The World of Pooh". We know it in translation as "Винни-Пух и все, все, все".

A Champion of Climbing Trees
Чемпион по лазанию на деревья

Roo: What can Tiggers do?
Tigger: Oh, they can do everything.
Roo: Can they fly?
Tigger: Yes, they can.
Roo: Can they fly as well as Owl?
Tigger: Yes. Only they do not want to.
Roo: Why?
Tigger: Well, they do not like it.
Roo: Well, can they jump as far as Kanga?
Tigger: Yes. When they want to.
Roo: I love jumping. Let"s see who can jump farthest, you or me.
Tigger: I can. But we have no time now for jumping.
Roo: I can swim. I love swimming. Can Tiggers swim?
Tigger: Of course they can. Tiggers can do everything.
Roo: Can they climb trees better than Pooh?
Tigger: Climbing trees is what they do best. Much better than Pooh.
Roo: Can they climb this pinetree?
Tigger: Of course they can! You can sit on my back and watch me.
Roo: Oh, Tigger... It is great, Tigger!
Tigger: Up we go! Now you see how Tiggers climb trees... Of course it is not easy... And then you must come down, of course. Backwards... And it is difficult...

(After a while Pooh and Piglet come along. They see Roo and Tigger sitting on a branch of the pinetree.)

Piglet: Hello, Roo! What are you doing there?
Roo: We cannot get down, we cannot get down! It is such fun! Tigger and I are living in a tree, like Owl!

Words - Слова

owl - сова; jump [ʤʌmp] - прыгать; difficult ["difikǝlt] - трудный; branch - ветка.

Notes - Примечания

1. В разговоре идет постоянное сравнение с помощью better ["betǝ] (лучше), best (лучше всего, больше всего), а также оборота as ... as (так же, как). Far (дальний, далеко) имеет форму farthest ["fɑ:ðist] (самый дальний, дальше всего) в превосходной степени.

Tigger says that he can fly as well as Owl. - Тигра говорит, что он может летать так же хорошо, как Сова.

Can he jump as far as Kanga? - Он может прыгнуть так же далеко, как Канга?

Не says that he can climb trees better than Pooh. - Он говорит, что может лазить по деревьям лучше, чем Пух.

Не does everything much better than other animals. - Он делает все намного лучше, чем другие звери.

Climbing trees is what he does best. - Лазить по деревьям - это то, что он делает лучше всего.

Let"s see who can jump farthest, Roo or Tigger. - Давайте посмотрим, кто прыгнет дальше, Ру или Тигра.

2. Существительное back (спина) и наречие backwards ["bækwǝdz] (в обратном направлении, назад) однокоренные. Back встречалось нам в составе horseback . Само по себе оно может быть наречием назад , обратно .

Roo climbed the tree on Tigger"s back. - Ру залез на дерево на спине Тигры.

It is more difficult to climb backwards. - Лезть в обратном направлении трудней.

Не rides on horseback. - Он ездит верхом.

When will they come back? - Когда они вернутся?

Word - Слово

Нам уже известен глагол like (любить). И вот "появляется" love - тоже любить . В чем разница?
Ответ: Like ближе к русскому нравиться .

I like jam. - Я люблю варенье.
We like him. - Он нам нравится.

Love выражает "настоящую" любовь. Слово может быть также существительным. Вспомним историю о Ромео и Джульетте и даже процитируем одну строчку из оригинала.

Romeo loves Juliet. - Ромео любит Джульетту.
It is my lady, о, it is my love! - Вот госпожа моя, о, вот моя любовь!

Кенгуренок Ру восторженно заявляет, что он любит прыгать и, чтобы сохранить более "сильное" значение love , добавим в перевод очень . Можно также использовать русский глагол обожать .

I love jumping! - Я очень люблю прыгать!
Pooh loves honey. - Пух обожает мед.

Discussion - Обсуждение

Слово jumping образовано от глагола jump , от его основы, к которой мы присоединили -ing . И получилось, если буквально, прыгание . Таким способом образуется целый ряд занятий-развлечений, например, swimming (плавание), drawing (рисование).

Не всегда удается перевести одним словом эти английские "образования". Передайте смысл - русским глаголом, существительным, набором слов.

Не likes driving. - Он любит водить машину.
I like walking. - Я люблю ходить пешком.
They like climbing trees. - Они любят лазить на деревья.
Stop talking! - Перестаньте разговаривать!

Поставим свое любимое (или нелюбимое) занятие в начало предложения, оно выполнит роль подлежащего. Поставим после сказуемого - оно будет дополнением.

Jogging is Tim"s favourite sport. - Бег трусцой - любимый спорт Тима.
Sailing is for brave people. - Плавание под парусом - для смелых людей.
She does not like dancing. - Она не любит танцы.
Не hates cooking. - Он ненавидит готовить (еду).

Рассмотрим более трудный пример, где целый набор слов, включая глагол с окончанием -ing , сообщает о каком-то занятии, действии.

Tim hates getting up early . - Тим ненавидит вставать рано.
(Если буквально: вставание рано.)
Не likes showing the way to strangers . - Он любит показывать дорогу приезжим.
(Буквально: показывание дороги приезжим.)

Question - Вопрос

Винни-Пух, увидев Ру и Тигру на сосне, спрашивает: What are you doing there? Почему он не спросит так, как мы учили: What do you do there?
На этот вопрос мы обязательно ответим в следующем уроке. Пока что просто переведем эту реплику и ответ Ру русским настоящим временем.

What are you doing there? - Что вы там делаете?
We are living in a tree! - Мы живем на дереве!

Еще вопрос: Почему in a tree , а раньше, про яблоки, было on a tree ?
Ответ: On a tree - это на "поверхности" дерева, на вершине, на ветках. Но вот совы и белки, в представлении англичан, живут в дереве - в кроне, в дупле, как внутри дома.

There are cones on the tree. - На дереве шишки.
Squirrels live in trees. - Белки живут на деревьях.

Conversation - Разговор

Мы снова заблудились - там же в Лондоне. Can you в просьбе соответствует вежливому Не могли бы вы ... Обратимся к полицейскому (policeman), чтобы он показал нам дорогу к Крепостному мосту.

We: Excuse me, can you show me the way to Tower Bridge?
He: Yes. It is that way to the right.
We: Can I get there by bus?
He: Certainly. Take number twenty.
We: Is it far if I walk?
He: No. It is just a ten minute walk from here.
We: Thank you.
He: You are welcome.

Notes - Примечания

This way означает сюда , that way - туда . Наречие certainly ["sǝ:tnli] - это конечно . Полицейский уверен, что до моста можно дойти за десять минут; если буквально, а ten minute walk - это десятиминутная прогулка .

Grammar - Грамматика

Помните, про гусей: они улетели. They flew off. А Ру с Тигрой не могут слезть. They cannot come down.

В русском языке мы придаем глаголу новые значения с помощью приставок: при шел, у шел, пере шел, на шел, во шел... В английском эту же задачу выполняют частицы (наречия) up , down , in , off ...

Сегодня мы начнем изучать категорию модальности. В нее входят глаголы, которые не являются действиями, а позволяют обозначить оттенки основных событий. С их помощью выражается желание, возможность, запрет или разрешение указанного действия. На сегодняшнем занятии мы разберем, что и когда призван обозначать модальный глагол can в английском языке. Это самый многозначный и часто встречающийся в разговорах представитель этой группы. Рассмотрим его построение, применение и другие грамматические нюансы.

В целом, применять этот глагол несложно, поэтому принцип образования фраз с can содержат даже учебники для малышей. Конечно, для детей отбирают только самые простейшие конструкции, но и усложненные комбинации не представляют трудности для более взрослых людей.

Настоящее время

В утвердительном предложении составное сказуемое имеет вид «can + инфинитив ». Важно заметить, что в данном случае инфинитивы всегда используются без to.

  • Nick can run fast – Ник умеет бегать быстро.
  • My sister can cook a cake – Моя сестра умеет готовить торт.

Спряжение глагола can в настоящем времени одинаково для всех лиц имен существительных и местоимений: он никогда не меняет своего вида и не присоединяет никаких окончаний. По значению данная форма глагола может выражать события настоящего или будущего (ближайшего).

  • My relatives can meet me at the railway station tomorrow – Мо родственники смогут завтра встретить меня на вокзале.
  • She can call them today – Она может позвонить им сегодня.

Модальные глаголы не требуют участия вспомогательных слов, так как по сути сами ими являются. Поэтому вопросительные и отрицательные контексты они создают самостоятельно.

В вопросах составное сказуемое разбивается, и can переезжает в начало предложения. Если же во фразе присутствуют специальные вопросительные слова, то они всегда предшествуют модальному слову.

  • Can you bring the book ? – Вы можете принести эту книгу?
  • When can they arrive to us? – Когда они смогут приехать к нам?

Для отрицания главного глагола can присоединяет частицу not, образовывая комбинацию cannot или сокращенно can’t. Обратите внимание на слитное написание официальной формы.

  • My wife cannot drive a car – Моя жена не умеет водить машину.
  • I can ’t cook lamb chops – Я не смогу приготовить бараньи отбивные.

Иногда глагол can используется в английском языке для построения вопросительно-отрицательных фраз. Они применяются в разговорной речи, так как несут эмоциональный оттенок.

  • Can ’t your child warm up food in the microwave ? – Разве твой ребёнок не может разогреть еду в микроволновой печи?
  • Can ’t they send me the fax ? – Разве они не могут послать мне факс?

Прошедшее время

Официально грамматика выделяет для данного модального слова три формы.

Про сослагательное наклонение пока умолчим, так как это очень сложный грамматический комплекс, а вот конструкции прошлого рассмотрим.

Для прошедшего характерны все те же формы конструкций, что и в настоящем, только can трансформируется в could. Модальное слово по-прежнему одинаково для всех лиц и чисел.

  • I could play basketball very well when I was a teenager – Я мог играть в баскетбол очень хорошо, когда я был подростком.
  • Could he read when he was five ? – Он умел читать, когда ему было 5 лет?
  • My friend could not (couldn’t) pass the exam – Мой друг не мог сдать экзамен.
  • Couldn ’t she call me ? – Разве не могла она позвонить мне?

Зачастую в прошедшем времени вместо could используют глагол manage (форма пр.– managed). Его значение – «удалось, получилось». Обратите внимание, что в данном случае инфинитив будет употребляться уже с частицей to.

  • The exam was difficult but I managed to pass it – Экзамен был трудный, но мне удалось сдать его.
  • She trained hard and she managed to break the world record – Она много тренировалась, и у нее получилось побить мировой рекорд.

Отметим, что иногда встречается использование can и could в сочетании с перфектным инфинитивом, т.е в комбинации can /could + have + причастие II . Подробнее об этом поговорим чуть позже, когда будем обсуждать случаи употребления.

Будущее время

Модальный глагол can в английском языке официально не может употребляться в будущем времени, т.е. к нему нельзя добавить will. Да, с его помощью можно обозначить оттенки будущности, как в Present Simple , но не более того.

Мы можем воспользоваться can для обозначения возможностей, которые у нас уже есть, но мы планируем воспользоваться ими в будущем. Если же, речь идет о том, что нами только будет освоено или получено, то необходимо заменить can на его эквивалент to be able to. Это выражение переводится, как «мочь, быть в состоянии что-либо сделать» и может употребляться во всех временных формах: past , present и future .

  • My father is able to solve any problem – Мой отец в состоянии решить любую проблему.
  • Jack was able to dial the number and call the police – Джек был в состоянии набрать номер и позвонить в полицию.

Однако, чаще всего эту комбинацию используют для выражения именно будущих событий.

  • We will be able to move to Spain in three years – Мы сможем переехать в Испанию через 3 года.
  • Next year I will be able to speak English fluently – В следующем году я смогу бегло говорить на английском языке.

Оборот to be able to также может использоваться для выражения вопроса или отрицания.

  • Will you be able to pay for second vocational education ? – Вы будете в состоянии оплатить второе профессиональное образование?
  • They will not (won’t) be able to buy a new model of this car – Они будут не в состоянии купить новую модель этой машины.

Мы разобрали, как используются модальные глаголы can, could и to be able to в предложениях разного типа. Теперь поговорим об их смысловом значении.

Глагол can в английском языке – когда и зачем употребляется?

В предисловии к материалу мы уже отмечали, что данный глагол многозначен. Подробно рассмотреть все ситуации его употребления нам поможет таблица, данная ниже. В ней же приведем примеры конструкций и их перевод.

Применение can

Ситуация

Примеры

Перевод

1. Указание навыков, способностей, умений.

Выражение возможности совершений действий, связанных с умственными способностями или физическими достижениями.

Can указывает на обобщенные, регулярные или периодические действия. Если из контекста предложения понятно, что речь идет о единичном случае, то лучше заменить can на сказуемое с be able to.

My sister can dance like a professional. Моя сестра умеет танцевать, как профессионал.
Is she able to dance in the concert today? Она может танцевать в сегодняшнем концерте?
We cannot bake a banana pie. Мы не умеем печь банановый пирог.
They will be able to move to London soon. Они скоро смогут переехать в Лондон.
My son could not swim when he was seven. Мой сын не умел плавать, когда ему было 7 лет.
Can you play a guitar? Ты умеешь играть на гитаре?
She was not able to run at that moment. В тот момент она была не в состоянии бежать.
I can play chess well. But last time I didn’t manage to win. Я хорошо умею играть в шахматы. Но в прошлый раз мне не удалось победить.
2. Обозначение разрешения и запрета. В данной категории модальные глаголы can, may и must имеют схожие оттенки значений. Но, конкретно can обладает обобщенной спецификой, несет более разговорный характер, и чаще используется в вопросительных и отрицательных фразах. Can I use your computer? Yes, you can . Можно я воспользуюсь твоим компьютером? Да, пользуйся.
The children cannot go out . Детям нельзя идти на улицу.
You can go to the club after you clean the flat. Ты можешь пойти в клуб после того, как уберешься в квартире.
Nobody can play with my toys! Никому нельзя играть с моими игрушками!
She can come in . Она может войти.
You can’t watch such films. Тебе нельзя смотреть такие фильмы.
3. Выражение просьбы.

В этом значении могут использоваться модальные глаголы can, could , а также may, might . Причем прошедшие формы всегда выражают крайнюю степень вежливости и уважения. Оттенки значений различаются по степени формальности – can более разговорный вариант. Впрочем, в последнее время англичане все больше предпочитают употребление can вместо might.

Could you open the window? Не могли бы вы открыть окно?
Mom, can I buy chips and cola? Мам, можно я куплю чипсы и колу?
Could you give me a glass of water? Не могли бы вы дать мне стакан воды?
Can I lend your pencil? Могу я одолжить твой карандаш?
Dad, can I buy two games? Пап, можно я куплю 2 игры?
Could you spell his name? Не могли бы вы произнести его имя по буквам?
Can we go home? Можем мы идти домой?
4. Указание объективной возможности, т.е. того, что теоретически возможно или запрещено. You can read about this case in the newspaper. Вы можете прочитать об этом случае в газете.
We cannot cross the street here. Мы не можем перейти здесь улицу.
He can find it on the Internet. Он может найти это в интернете.
I couldn’t change the situation. Я не мог изменить ситуацию.
5. Выражение сомнений, удивления, недоверия.

Для сомнений используют вопросы с can. А недоверие выражается отрицанием can’t, но крайняя степень недоверия выражена вопросом с could.

Can it be true? Неужели это правда?
He can’t run faster than I can. Да не может он бегать быстрее меня.
Could our son be in this club? Разве мог наш сын быть в этом клубе?
Can she learn English herself? Неужели она изучает английский самостоятельно?
6. Обозначение возможности выполнения действий в прошлом, предположение их или упрек в невыполнении.

Это как раз те случаи, в которых используется перфектный инфинитив и could. При этом отрицательные фразы несут оттенок невероятности событий.

She could have told me about it. Она могла бы рассказать мне об этом. (но не рассказала)
He couldn’t have called you! Он не мог позвонить тебе! (невероятно, чтобы он ей позвонил).
They could have gone to the theater, but they didn’t. Они могли бы пойти в театр, но они не пошли.
The door was closed. Who could have closed it?

Jack could have closed the door; the neighbors’ say that they saw him.

Дверь была закрыта. Кто бы мог ее закрыть?

Джек мог ее закрыть, потому что соседи говорят, что видели его.

И прошедшее время одного и того же модального глагола (по-английски переводиться как "мочь, уметь" или "мог, умел" в прошедшем времени).

Особенность глагола

Модальный глагол can имеет только две формы: первая форма (can) для всех местоимений и существительных всех лиц, для единственного и множественного числа для выражения настоящего времени, а вторая (его производная) - глагол could употребляется со всеми местоимениями и существительными, обозначающими подлежащее, всех лиц во множественном и единственном числе только в прошедшем времени. Другой формы глагола could не существует.

I could close the window. - Я мог (могла) закрыть окно.

Kate could read this dull journal. - Кейт могла читать этот скучных журнал.

They could speak japanese. - Они могли говорить на японском языке.

Отличие can и could

Кроме того, что эти два глагола являются по сути своей двумя разными формами одного и того же слова в разных временных рамках, между ними есть ещё одно различие. Формы глагола could в вопросительных предложениях выражают более вежливую форму обращения. То есть глагол could в английском языке это ещё и форма сослагательного наклонения - Could you? - Вы не могли бы? - Могли бы вы?

Could you close the window? - Вы не могли бы закрыть окно?

Can you open the door? - Вы можете открыть дверь?

Во втором предложении ставится вопрос о способности выполнить действие. В то время как в первом предложении о потенциальной возможности совершения действия. Разница есть и она вполне ощутима.

Примеры с глаголом could:

Could you complete the task? - Вы не могли бы выполнить это задание?

Could she cook the dinner? - Она не могла бы приготовить ужин?

Примечание:

  • английское слово dinner, которое в школе переводят как "обед", в разговорном английском языке означает "ужин", но не в домашнем семейном кругу;
  • частица "не" в русском переводе предложений примеров не означает отрицания, а указывает на более вежливую форму просьбы.

Правила употребления

1) в первую очередь используются для выражения способности и возможности совершения действия в физической активности.

Could the girls paint like that before they started to study at an art school? - Могли ли девочки рисовать так перед тем, как стали учиться в художественной школе?

My cat could not climb a tree when it hurt the paw. - Моя кошка (кот) не могла (мог) лазить на дерево, когда повредил (а) свою лапу.

2) Глагол could - прошедшее время, но может употреблять в настоящем времени, как уже было сказано выше, в качестве сослагательного наклонения.

Could you bring this notebook from the shelf? - Могли бы вы принести эту записную книжку (тетрадь) с полки?

Could we stay here for the night? - Могли бы мы остаться здесь на ночлег?

3) Когда в предложении глагол could предшествует простому совершённому времени, то речь идёт о событии или действии, которое должно было произойти или случиться, но не произошло и не случилось.

We could have asked him but we were late. - Мы могли спросить его, но мы опоздали.

4) Отрицательные варианты предложений с could в английском языке. Такие предложения строятся на основе добавления к форме модального глагола в прошедшем времени частицы отрицания not.

They could not study at this university. - Они не могли обучатся в этом университете.

She could not know the truth of this incident. - Она не могла знать правду об этом происшествии.

My father couldn"t come to this parental meeting. - Мой отец не мог прийти на это родительское собрание.

5) Could используется также для придания предложению дополнительной эмоциональной окраски. В таком окрасе глагол употребляется только в специальных вопросах и с соответствующей предложению формой инфинитива и смыслового глагола, что также зависит от временных рамок.

What could we be doing this room? - И что мы можем делать в этой комнате? (И что мы делаем в этой комнате?)

В этом случае эмоциональный тон смягчает строго вопросительный тон предложения.

Примечание:

  • в разговорном английском языке чаще всего используются краткие отрицательные формы глагола could not - couldn"t.

Упражнения

Глагол can, could: упражнения на повторение и закрепление пройденного материала.

1) В первом упражнении нужно вставить слова по смыслу, следуя всем вышеперечисленным примерам и правилам. Подсказка - учитывайте перевод конкретного предложения для вычисления правильного ответа на задание. Нужно выбрать между вариантами: could - couldn"t - can - can"t.

  • In my second year as a teacher, I almost lost my self-confidence because I () teach anything. - На моём втором году работы учителем я почти потерял уверенность в себе, потому что не мог учить чему-либо.
  • Nick tried hard to persuade him friend but he () change her mind. - Ник пытался изо всех сил пытался убедить своего друга, что он не может изменить своё мнение.
  • Mary says she () speak six languages but she () talk to customers yesterday as she was a bit nervous. - Мэри говорит, что она может разговаривать на шести языках, но она не могла разговаривать с клиентами вчера, так как немного нервничала.
  • Ted and her father () open the door because it was locked. - Тед и его отец не могли открыть эту дверь, потому что она была сломана.
  • I () finally talk to Lisa after I tried to reach her on the phone for hours. - Я в конце концов не мог поговорить с Лизой, после того как пытался позвонить ей по телефону часами.
  • You () memorize all of the rules in the past, you () do it now either. - Вы могли запомнить все эти правила в прошлом, и вы не можете сделать это сейчас.
  • My brother was the only one who () understand me, but now he () either. - Мой брат был единственным, кто мог понимать меня, но сейчас он тоже не может.
  • Before the nuclear disaster in the 1943"s, people () grow everything in their gardens. - До ядерной катастрофы в 1943 году люди могли выращивать всё в своих садах.
  • No matter how hard we try, we () see the difference in the two pictures our mother says she () easily see. - Не имеет значения как сильно мы стараемся, мы не можем увидеть разницу в этих двух картинах, в которых наша мама сразу может её увидеть.
  • They () choose their opponents. The teams will be matched randomly. - Они не могут выбрать их противников (опонентов). Эти команды выбираются случайных образом.

2) Внимательно прочитайте упражнения и попробуйте определить, какая форма изучаемых в этой статье модальных глаголов может подойти в пропуски (). Заметьте, потенциальный ответ уже стоит в скобках. Нужно только понять правильный ли он или нет. Если нет, то какой ответ, по вашему мнению является правильным для каждого конкретного предложения?

  • It was really scary walking through the forest at night! I (can’t) see a thing, it was so dark!
  • We (could) see from an early age that our daughter loved the water! She’s a professional swimmer now.
  • I would love to be brave enough to skydive, but I (can). I’m so afraid of heights.
  • Of course you (can) bring your boyfriend to the party! He is very welcome.
  • I (could) speak Japanese very well now as I learned the language when I was living there.
  • (Couldn’t) I finish work early today, please? I have a doctor’s appointment I need to go to.
  • Take your jacket with you. It (could) get cold later on.

Ответы на первое упражнение:

  1. couldn"t.
  2. couldn"t.
  3. can - couldn"t.
  4. couldn"t.
  5. could.
  6. could - can"t.
  7. could - can"t.
  8. could.
  9. can"t - can.
  10. can"t.

Ответы на второе упражнение с переводом:

  1. Couldn"t - Было очень страшно идти вквозь лес ночью. Я не мог видеть, так было темно.
  2. Мы с самого раннего возраста могли видеть, что наша дочь любит воду. Сейчас она профессиональная пловчиха.
  3. Can"t - Я хотел быть достаточно храбрым, чтобы прыгать с парашютом, но я не могу. Я так боюсь высоты!
  4. Конечно ты можешь взять своего парня на вечеринку. Ему будут рады.
  5. C- Я могу разговаривать на японском языке очень хорошо, так как изучил этот язык, когда жил там.
  6. Could - Я могу закончить работу сегодня раньше, пожалуйста? У меня есть назначение врача, мне нужно идти. (Здесь уместно употребить и форму can, но could в такой ситуации подходит как нельзя лучше, так как выражает более вежливую форму вопроса.)
  7. Возьми с собой жакет. Позже будет холоднее.

На начальном уровне каждый студент изучает модальный глагол ‘can’. Обычно для отработки грамматики студенты выполняют такие задания, как заполнение пропусков, составление предложений по картинкам, рассказ о том, что они умеют и не умеют. Как разнообразить эти упражнения? Предлагаем нескучные упражнения на отработку модального глагола ‘can’ (для отражения физической или умственной способности, умения что-то сделать).

Упражнение 1 -- Создание мемов или дорисовывание картинок

Как думаете какую картинку студенты лучше запомнят для фразы “It can fly”?



Скорее всего вторую, так как эта картинка веселая, запоминающаяся и нестандартная. Для введения и отработки грамматики подберите веселые картинки, или просто фотографии вместо картинок из учебников, которые не вызывают у студентов никаких эмоциональных откликов.

Если вы ограничены во времени и не можете подобрать подходящие картинки, попросите студентов покреативить и дорисовать, чтобы получилось подходящее предложение. Я очень люблю использовать картинки с котиками (особенно для уроков с детьми, уж очень такие картинки веселят детей). Покажите студентам образец к предложению “It can swim”.


Выдайте предложения с глаголом ‘can’ и попросите дорисовать картинку так, чтобы она соответствовала предложению.

Упражнение 2 -- Необычные возможности

Поработаем над развитием творческого и критического мышления студентов. Предложите два существительных, студенты должны закончить предложение “they both can …”

Например, a parrot and a child -- they both can speak. Усложняйте список (добавьте то, что совсем непохоже друг на друга -- a tortoise and a tree -- they both can live long), устройте конкурс на самые необычные возможности, которые студенты смогут придумать к этим парам.

Вместо пар слов можно использовать и картинки, так студенты вспомнят не только глаголы, но и существительные. Чтобы детям и подросткам было интереснее выполнять задание, выберите смешные картинки. Моим детям нравятся животные, нарисованные в одном “круглом”стиле . Та группа, которая составит больше “they both can…” предложений, получает стикер с животным из этой коллекции.


Младшим школьникам будет интересно поговорить про супергероев. Покажите гифки их любимых героев и обсудите, что они умеют и не умеют делать.


Упражнение 3 -- Составление предложений

Чтобы добавить элемент геймификации в составление положительных и отрицательных предложений, воспользуйтесь монеткой. Подкинуть монетку, если выпадает орел -- сделать положительные предложения, если решка -- отрицательные. Существует множество онлайн монеток, например видео с тыквами и, конечно, песни с SuperSimpleSongs.

Итак, дорогой English Learner, вы изучили теорию по теме и теперь приступаем к практике. Выполнив 11 упражнений ниже , вы научитесь отличать значения основных модальные глаголов can, may, must, should, а составлять с ними отрицательные и вопросительные предложения. Ниже дана краткая сводка основных значений этих глаголов.

Английские модальные глаголы. Упражнения для начинающих (уровень 1)

Упражнение 1. Выберите модальный глагол, исходя из его значения и контекста. Переведите предложения.

Когда кажется, что подходят оба глагола, выбирайте более типичную ситуацию.

  1. You (must, can) go to bed now.
  2. She (may, should) read this book.
  3. I (must, may) go home.
  4. He (can, may) speak English.
  5. The students (must, may) use a calculator at the Maths lessons.
  6. My mother (can, should) cook many delicious dishes.
  7. My father (must, can) drive a car.
  8. Jack (can, must) play the guitar very well.
  9. You (should, must) ask his advice.
  10. Kate (may, can) remember a lot of words.

Упражнение 2. Сделайте данные предложения, в которых есть модальные глаголы, отрицательными.

  1. You must read in bed.
  2. You can cross the road when the lights are red.
  3. You should open the window. It is cold outside.
  4. It is already late. She must go outside.
  5. He should dress so formal if he goes to a picnic.
  6. You must keep books at home so long.
  7. You can park here.
  8. Students may shout at the lessons.
  9. Teachers may be late for school.
  10. Parents must obey their children. (obey — слушаться)

Упражнение 3. Сделайте данные предложения вопросительными.

  1. She can play chess.
  2. He can play hockey.
  3. They may go to the cinema.
  4. I may open the window.
  5. Children and adults must clean their teeth twice a day. (How often…?)
  6. Children must go to school. (Where…?)
  7. English learners must learn English words every day. (What…?)
  8. You should keep your room tidy. (What…?) (keep tidy — держать в порядке)
  9. Children should listen to their parent`s advice.
  10. They should be polite.

Упражнение 4. Составьте вопросы из слов и дайте на них краткий или полный ответ.

  1. your brother/ play/ table tennis/ can? – Yes, he…
  2. your cousin/ can/ ride a horse? – No, he…
  3. may/ go to/ I / the cinema? – Yes, you…
  4. late/ may/ come home/ she? – No, she…
  5. learn this poem/ must/ she/ by heart? – Yes, she…
  6. books/ how many/ they/ must/read? – Only two.
  7. wear/ smart clothes/ for the party/ should/ they? – Yes,…
  8. salt/ how much/ should/ put in the dish/ I ? – Just a little.
  9. the student/ mobile/ phones/ use/ can/ at the exams? – No, they…
  10. children/ come to school / in time/ must? – Yes, they…

Упражнение 5. Найдите ошибки.

  1. You don’t can go to the party.
  2. He musts take his dog for a walk.
  3. I can to help you.
  4. He not must be late.
  5. Can his brother speaks French?
  6. Paul must to go there.
  7. You don’t must smoke here.

Упражнение 6. Выберите правильный вариант CAN’T или COULDN’T.

Начинающим необходимо запомнить, что модальный глагол CAN имеет форму прошедшего времени — COULD.

  1. When my sister was a little girl, she (can’t / couldn’t) read.
  2. You (can/ could) see this picture in the Tretyakov Gallery.
  3. Yesterday I lost my keys and (can’t / couldn’t) get into my flat.
  4. I (can’t/ couldn’t) go out because I have a lot of work.
  5. He (can’t /couldn’t) speak English when he was 10.

Запомните, что CAN’T и MUSTN’T часто переводятся НЕЛЬЗЯ.

Запомните, что

CAN’T — НЕЛЬЗЯ (общее правило, запрет)

MUSTN’T — НЕЛЬЗЯ (личное решение говорящего)

Упражнение 7. Скажите, что НЕЛЬЗЯ делать. Используйте глаголы CAN’ T и MUSTN’ T.

  1. You _____ tell anybody about it. It is a secret.
  2. The baby _______ drink cold milk.
  3. You ______ cross the street here.
  4. You _______speak so loudly. It is very late.
  5. Little children _____ leave home alone.

Упражнение 8. Переведите предложения с выражением НЕЛЬЗЯ. Используйте глаголы CAN’T (общее правило, запрет) и MUSTN’T (решение говорящего).

  1. Ему нельзя пить холодное молоко. Он болеет. (be ill.)
  2. Ей нельзя есть апельсины.
  3. Нам нельзя здесь бегать.
  4. В библиотеке нельзя громко разговаривать. (at the library.)
  5. Здесь нельзя курить.

Упражнение 9. Дайте совет учителям и студентам, используя should (shouldn’t), исходя из контекста.

Запомните! Should — это совет, который не является обязательным.

Teachers / Students

explain the rules very well, get bad marks, give instructions, give bad marks, give nicknames, answer questions

Упражнение 10. Переведите предложения с формами модальных глаголов на английский язык.

  1. Он должен … _____________ learn new English words.
  2. Она умеет … ______________play the guitar.
  3. Людям следует … ____________ be careful when crossing the street.
  4. Водителям не следует… __________drive fast.
  5. Ей разрешают … ____________go to the cinema today?
  6. Мне нельзя … ____________ come home late.
  7. Я не умею … _____________ speak English well.
  8. Детям нельзя … ____________run here.
  9. Им не разрешают … ___________play computer games.
  10. Тебе следует … ___________ try again.

Упражнение 11. Переведите предложения с модальными глаголами.

  1. Я не умею играть на гитаре.
  2. Он не умеет играть в настольный теннис.
  3. Ты умеешь кататься на велосипеде?
  4. Твоя сестра умеет водить машину?
  5. Ты можешь дать мне свою ручку?
  6. Очень жарко. Ты можешь открыть окно?
  7. Можно мне пойти в кино?
  8. Можно мне воспользоваться калькулятором?
  9. Ты должен учить английские слова каждый день.
  10. Тебе следует читать книги на английском языке.
  11. Взрослым не следует кричать на детей.
  12. Ты не должен (нельзя) пользоваться мобильным телефоном на экзамене.
  • изучить
  • продолжить