Мне мешает мое альтер эго. Как создать себе альтер эго

«Другой я» - именно так с латинского переводится выражение «alter ego», которым пользуются для обозначения воображаемой или существующей на самом деле альтернативной личности человека.

Но откуда этот другой берется? И можно ли оставаться в трезвом уме, если в тебе уживаются сразу несколько личностей?

Маска, я тебя знаю!

Прежде всего отметим, какие значения может принимать выражение «альтер эго».

  • Лицо, уполномоченное действовать от имени другого лица.
  • Образ, имидж, созданный для сцены.
  • Другая сущность человека, созданная им сознательно или возникшая вследствие психического расстройства.

Самые ранние упоминания об этих двух словах относятся еще к античности, однако широкую известность они получили благодаря монархам европейских государств, которые, передавая бразды правления преемнику, провозглашали его «вторым королевским я» - alter ego regis. Отсюда и первое значение слова.

Однако в наши дни в подавляющем большинстве случаев альтер эго - явление не политического, а психологического и культурного порядка. Так, например, в литературе нередки случаи, когда в произведении действует персонаж, представляющий альтер эго автора. Либо речь идет о двух (или более) героях, которые имеют так много общего, что кажутся разными сторонами одной и той же личности. То же в кинематографе: стоит только вспомнить знаменитый фильм Дэвида Финчера «Бойцовский клуб».

А что говорить о многочисленных сценических образах, которые создают популярные исполнители! Например, победительница конкурса «Евровидение» бородатая женщина Кончита Вурст - иное воплощение Томаса Нойвирта, марсианин Зигги Стардаст - Дэвида Боуи…

Но одно дело - люди творческие. Игра воображения, возникающие и исчезающие лирические герои, желание почувствовать себя другой личностью, которая сможет сказать обществу то, чего не смогли бы они сами, - все это неотъемлемые составляющие их жизни. А если альтер эго появляется у самых обычных мужчины или женщины? Что значит оно тогда? Нужно ли сразу бежать к психологу или даже к психиатру?

Во-первых, придумать себе образ может любой человек, не только артист или писатель. Например, по каким-то причинам вы не желаете открывать окружающим свою истинную сущность, или хотите произвести на кого-то нужное впечатление, или просто развлекаетесь…

Другие привычки, другая одежда, другое поведение в обществе - и вот вместо тихого, нелюдимого книжного червя перед нами звезда вечеринок. Как далеко могут зайти такие игры, решать только самому человеку, главное, чтобы они не приносили вреда окружающим и ему самому.

Во-вторых, появление альтер эго действительно может быть сигналом тревоги. Близкий человек временами словно бы перевоплощается, ведет себя совершенно иначе, а затем не может вспомнить, что делал? Такие симптомы, возможно, означают диссоциативное расстройство идентичности (его также называют расщеплением личности или расстройством множественной личности).

Обычно такое заболевание возникает из-за сильнейших психических травм, долговременного физического или эмоционального насилия или становится следствием другого расстройства психики, которое не было обнаружено ранее. К счастью, расщепление личности - явление чрезвычайно редкое.

Если же оно все-таки будет диагностировано, то следует помнить, что в настоящее время патологию лечат с помощью различных видов . Во многих случаях удается значительно облегчить симптомы. Автор: Евгения Бессонова

Некоторые из наиболее важных и оригинальных фигур в истории создавали альтер-эго для широкого спектра целей. Хорошее альтер-эго может держать вашу истинную личность в тайне или помочь вам мысленно отделить особо сложные мнения или действия. Являетесь ли вы супергероем-любителем, пытающимся скрыть свою истинную кроткую личность, или подрывным писателем, надеющимся защитить свою репутацию от отрицательной реакции общества, которое еще не готово принять ваше видение, хорошее альтер-эго может быть жизненно важным помощником в достижении ваших целей. Это руководство поможет вам создать себе уникальное альтер-эго для вашей уникальной ситуации.

Шаги

Часть 1

Создание вашей новой личности
  1. Определите цель вашего альтер-эго. Почему вы создаете альтер-эго? Какую цель вы стремитесь достичь? Вы создаете альтер-эго для удовольствия или для серьезной цели? Ответы на эти вопросы повлияют на процесс принятия решений во время создания вашего альтер-эго. Например, если вы пытаетесь создать литературный псевдонимом, чтобы ваше имя не появилось на произведении искусства, которое посчитают спорным, возможно, вам потребуется придумать только поддельное имя. Однако если вы музыкант и хотите расширить свой творческий диапазон, воплотив скандальную новую личность, вы можете разработать подробную историю и индивидуальность вашему персонажу. Соизмерьте свои амбиции с вашими целями при создании альтер-эго.

    • В общем смысле нет такого понятия как альтер-эго, оно слишком тщательно продумано. Пока вы не начнете размывать психическую линию между вашим альтер-эго и вашей истинной сущностью, не стесняйтесь создавать настолько подробное альтер-эго, насколько вы посчитаете нужным.
  2. Дайте вашему альтер-эго личность и голос. Наиболее важная черта вашего альтер-эго – это его или ее личность – то как он/она говорит и действует. Будет ли это альтер-эго всего лишь заменять вас – другими словами, это будете вы, только с другим именем? Или это будет уникальный персонаж с личностью, отличной от вашей? Сделайте свой выбор на основе вашей цели для вашего альтер-эго. Если вы пишете полу-автобиографическое произведение, ваш самовведенный персонаж, вероятно, должен говорить и действовать так же, как вы. Однако, если вы создаете для себя альтер-эго супергероя, вы, возможно, захотите, чтобы ваш персонаж был преувеличенно лихим и эффектным – более, чем любой нормальный человек.

    • Часто альтер-эго наделяют чертами, которых не хватает их создателям. Приобретая это альтер-эго, создатель может попытаться преодолеть трудности, вызванные недостатками его личности. Например, если вы обычно робкий и застенчивый, вы можете перевоплотиться в свое дерзкое, уверенное альтер-эго, когда вы на вечеринке, полной незнакомых людей.
  3. Придайте вашему альтер-эго характерный внешний вид. Как выглядит ваше альтер-эго? У нее/него непритязательный, но запоминающийся облик или же она/он выделяются в толпе? Появление вашего персонажа должно соответствовать или подходить вашей личности – если вы создали персонаж скользкого продавца подержанных автомобилей, вы, например, можете одеть его в броские костюмы, зачесать его волосы назад и растянуть большую, неискреннюю улыбку на лице. Если ваше альтер-эго – это нереальная фигура, как пришелец или супергерой, вам, возможно, даже понадобится разработать сногсшибательный костюм, чтобы отразить его или ее сверхчеловеческий статус.

    • Если вы планируете притворяться вашим альтер-эго в реальной жизни, имейте в виду ваши собственные взгляды при разработке вашего персонажа. Убедитесь, что вы можете реалистично имитировать вашего персонажа, изменяя одежду, используя косметику и т.д. Если вы профессиональный борец сумо весом 181,44 кг (400 фунтов), вашему альтер-эго тощего компьютерного хакера, возможно, придется остаться в сфере художественной литературы.
  4. Придумайте достойную предысторию вашему альтер-эго. Персонажи редко существуют в творческих вакуумах. Предоставление вашему альтер-эго убедительной (но достойной) личной истории может придать реализм его или ее внешности и личности. Она также может помочь вам принять решения относительно этих вещей, если у вас возникли проблемы с хорошими идеями. Предыстория вашего персонажа может быть расплывчатой или подробной. Вы можете быть обычным человеком или выдающимся. «Правильных» вариантов нет, когда вы создаете предысторию, – только логические варианты, которые отражают индивидуальность и внешний вид персонажа. При написании истории вашего альтер-эго, задайте себе подобные вопросы:

    • Откуда появилось мое альтер-эго?
    • Какая у него/нее жизнь?
    • Какой опыт сформировал его/ее?
    • Кого она/он знает и с кем она/он имели отношения?
  5. Подберите подходящее имя. Это наиболее интересная часть всего процесса! Хорошее, броское имя может превратить альтер-эго из просто интересного в культовое . Составьте список имен, в том числе даже идей, которые вы считаете глупыми или неуместными, –они могут привести вас к настоящему вдохновляющему имени. Придумайте имена, которые удовлетворяют цели вашего альтер-эго. Если вы, например, иностранный шпион, отправленный на Средний Запад США, вам подойдет скучное, скромное имя, как "Крис Стивенс". Вы (очевидно) не выберете себе сногсшибающее имя, которое будет привлекать к себе внимание, как "Ксавье Рекс Ривьера де-ла-Крус" или насмешливо-ироническое имя, как "Гай МакНормалсон" (в английской "Guy" означает парень, малый).

    • Часто имя альтер-эго будет отражать его или ее роль или личность. Рэпер Нэс иногда называет себя "Нэс Эскобар" – ссылка на наркобарона Пабло Эскобара и отражение его зловещей личности.
    • Еще одна распространенная уловка – выбор имени, которое в некотором роде ссылается на ваше имя. Имя вашего альтер-эго может быть анаграммой вашего собственного имени или какого-либо другого слова или фразы (как в серии книг Гарри Поттер , где главный злодей использует свое настоящее имя, Том Марволо Реддл, для анаграммы "Лорд Волан-де-Морт"). Это имя также может неявно ссылаться на ваше настоящее имя (Дженнифер Лопес, например, будет Джей Ло или Лола).
  6. Заполните мелкие детали о вашем альтер-эго. Придайте вашему персонажу реальной глубины, придав ему или ей уникальных, специфических черт. У реальных людей есть особенности и причуды, так что ваш персонаж будет казаться более реальным, если у него или нее они тоже будут. Вы можете подобрать детали, которые соответствуют роли вашего персонажа или личности – альтер-эго седого наемника может ходить, слегка прихрамывая, как результат старой необъяснимой травмы. С другой стороны, вы можете выбрать черты, которые интересно контрастируют с фоном, выбранным вашему персонажу. Например, вы могли бы придать тому же персонажу наемнику детский энтузиазм для игры в блошки. Хорошие альтер-эго, как реальные люди, – сложные и часто противоречивые.

    Часть 2

    Использование вашей новой личности
    1. Начните использовать ваше альтер-эго. Теперь, когда вы создали отличительное альтер-эго, пора попробовать себя в его роли! Попрактикуйтесь говорить, действовать, и/или писать, как ваш персонаж. Тщательно изучите ваши действия и ваш «голос» - например, думать о том, будет ли ваш персонаж ходить или говорить определенным образом на основе его/ее предыстории и личности. Соберите материалы или одежду и сделайте костюм для вашего альтер-эго (комиссионные магазины могут быть хорошим выбором за их низкие цены и вышедшую из моду одежду). Только вы можете решить, как далеко может зайти ваше альтер-эго – если повезет, ваш персонаж может даже стать известнее вас!

      • Подумайте о том, чтобы показать свой персонаж на следующей костюмированной вечеринке или встрече фанатов, в которой вы участвуете!
    2. Оставайтесь в образе. Ваше альтер-эго будет казаться более "реальным" и подлинным, если вы полностью отдадитесь вашей работе. Если вы будете метаться между вашей новой личностью и старой, люди будут видеть вас как человека в костюме, а не как совершенно нового человека. Сопротивляйтесь любым побуждениям действовать так, как вы это обычно делаете. Это легче сделать, если вы проводите в роли персонажа часы (или даже дни), прежде чем вам нужно просто побродить вокруг дома или побегать по делам в роли вашего альтер-эго. Вы легко вживетесь в ваш новый образ, если сможете выполнять простые задачи. И более сложные спектакли, в свою очередь, будут выглядеть более естественно.

      • Попробуйте изменить свои ежедневные привычки и распорядок, чтобы они соответствовали вашему альтер-эго. К примеру, если ваш персонаж ухаживает за собой иначе, чем вы, внесите эти изменения в вашу собственную жизнь. Уважаемые актеры, работающие по системе Станиславского, такие как Дэниэл Дэй-Льюис, известны перенятием привычек их персонажа. Чтобы подготовиться к своей роли в фильме Эпоха невинности , Льюис поливал себя одеколоном и надевал одежду 1870-ых г., выполняя свои ежедневные поручения!
    3. Ищите вдохновение от известных альтер-эго. Сотни людей на протяжении всей истории имели альтер-эго. Если вам не хватает вдохновения, поищите в учебниках истории примеры того, как перевоплотиться в новую личность. Многие альтер-эго, как знаменитый персонаж музыканта Дэвида Боуи "Зигги Стардаст", стали культурными критериями для музыки, моды и других видов искусства. Другие, как персонажи актера Саши Барона Коэна (Борат, Бруно и др.), затмили их создателя в плане известности и признания. Осознайте ваш исторический контекст – ваш альтер-эго, осознанно или неосознанно, вероятно, создан под влиянием последних альтер-эго.

      • Не стесняйтесь воздать должное прошлым альтер-эго через небольшие ссылки, детали и т.д., но, как и в любом произведении искусства, не занимайтесь полным плагиатом творений других людей.
      • Также полезно поискать примеры альтер-эго, которые не сработали. Например, звезда кантри-музыки 90-х гг. Гарт Брукс был широко высмеян за его мрачную персону "Криса Гейнса". Его альтер-эго серьезный, неуверенный в будущем музыкант альтернативного рока оказался смешным и неестественным по сравнению с его относительно серьезной работой в кантри-музыке до того момента. Попробуйте составить списки того, что исторически получилось и не получилось на основе альтер-эго в вашей области – литература, музыка и т.д.
    • Убедитесь, что у вашего альтер-эго есть недостатки.
    • Если есть недостатки, которые вы хотели бы преодолеть, пусть ваше альтер-эго тоже к этому стремится.
    • Постарайтесь написать книгу или комикс о жизни вашего альтер-эго.
    • Получайте удовольствие!
    • Будьте изобретательны, но верны себе.

    Предупреждения

    • Если ваш персонаж слишком безупречен, это может снизить вашу самооценку.
    • Не уходите с головой в жизнь вашего альтер-эго, помните, что вы, ваша жизнь и ваши друзья намного важнее, чем ваше альтер-эго.

Раздвоение личности как развить

Воображаемые личности. Как создавать своих двойников во благо

Благодаря голливудским блокбастерам, мы знаем, что у людей с расстроенной психикой бывает множество заболеваний, например, они могут воображать себя кем-то другим и вести себя соответственно. Классический пример такого фильма, это «Бойцовский клуб» от Финчера, фильм снят крупными стежками, в книге Паланика, эта история рассказана полнее и лучше. Для тех, кто не знаком с фильмом или книгой, рекомендую наверстать упущенное, но здесь изложу краткий синопсис.
Главный герой устал от обыденности и однажды он встречает человека, который показывает ему выход из привычной жизни, это бойцовский клуб или бои с другими яппи, которые также утомлены окружающей действительностью. Бои дают вкус к жизни, открывают новые возможности, дают новый мир. В конце фильма герой осознает, что все это время он был двумя людьми одновременно, он узнает это по косвенным признакам и на этом картина и заканчивается. А наше повествование с этого и начинается.

К сожалению, массовая культура обожает штампы, и история психологических двойников построена на них. В сознании обычного человека иметь психологического двойника означает быть ущербным, а также иметь серьезную патологию – одним словом болеть. Шарики, зашедшие за ролики, это не лучший диагноз для любого человека, поэтому мы избегаем даже мысли о том, что такое возможно с нами. И гоним от себя все, что считаем патологией. К счастью, психологические двойники отнюдь не только негатив, это часть нашего сознания, которая сегодня изучена с точки зрения только патологии. И, наверное, этим объясняется то, как мы относимся к подобному явлению и почему зачастую не ставим его себе на службу.

Люди придумывали дополнительные личности или личины, для своего сознания испокон века. Как правило, они проецировали новую личность вовне, для того, чтобы добиться результатов во внешнем мире. В рамках моего рассказа нас не интересует эта часть истории, все мы пытаемся быть лучше в глазах окружающих и добиваемся этого разными способами. Это часть жизни любого человека, к счастью, я не знаю никаких исключений (позерство и отрицание этого факта видел, но полного отсутствия игры в личины никогда – вопрос в том, насколько сильно личина отличается от человека).
Если проекция своей личины вовне считается в обществе допустимой и особо не обсуждается, то совсем другое дело, когда человек начинает проецировать ее на свое сознание. Это уже трактуется как признак психического расстройства. Но так ли это? Можно ли создать свое второе я или альтер-эго, не повредив своему сознанию и какие выгоды мы можем из этого извлечь?

Ответ следует искать в детских играх, через которые проходит любой человек. В возрасте от 3 до 5 лет у детей впервые появляются воображаемые друзья, они также примеряют на себя различные роли (супергерой, принцесса, космонавт, пожарник и так далее). Если к ролям своих детей родители относятся спокойно, то попытку разговаривать с воображаемыми друзьями, они воспринимают часто как отклонение от нормы. Детские психологи съели не одну собаку на объяснении того, почему это нормально и почему для развития ребенка этот этап важен. К слову сказать, это отличная иллюстрация того, что считается нормой в нашем обществе, а что нет. Для детей мы допускаем возможность играть воображением в кого-то другого, для себя почти всегда отрицаем такую возможность. И зря.

Не претендую на истину в последней инстанции, но как мне кажется именно массовая культура и старик Фрейд поработали над тем, чтобы заключить наше сознание в ошибочную концепцию «здорового» восприятия сознания в рамках одной личности с жестко заданными характеристиками и признаками. В начале 20 века Фрейд в своей работе «Жуткое» рассматривает эффект двойников, толкование исключительное негативное – по Фрейду это патология. Примерно тех же воззрений придерживаются ученики основателя психоанализа, они задают вполне уверенное направление развития этой науки. Виноват ли в этом Фрейд и стоит ли нам винить его в этом? Не думаю, так как он вырос в среде, где уже были вполне сформированные представления о психологических двойниках. Одним из ярчайших романов является «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона, эта работа появилась еще в 1886 году. В посмертном письме, главный герой, положительный доктор Джекил, признается в том, что обнаружил, что в сознании существует как положительное, так и отрицательное начало. Человек это синтез двух начал, а он смог их разделить. И поэтому все преступления сделанные мистером Хайдом, это преступления темной стороны личности доктора Джекила. На мой взгляд, эта история самое яркое отражение тех концепций, что бытовали в период романтизма и были подхвачены современной массовой культурой.

Копнем чуть глубже – 17-18 век, эпоха романтизма. Для психологических двойников в немецких произведениях вводят термин доппельгангер (в переводе это банальный двойник - Doppelganger). Очевидно, что этот двойник человека возникает как антипод уже существующему образу ангела-хранителя и несет отрицательную направленность, у него демоническая природа. Кто-то говорит о том, что доппелььгангер имеет физическую сущность, кто-то указывает на то, что это аспект сознания человека. Мы можем идти еще дальше во времени, окунуться в кельтские сказания, где также повествуется о двойниках. Но в рамках моего рассказа, мне было важно показать, что явление психологических двойников известно давно, а также то, что в массовой культуре сложилось крайне отрицательное отношение к нему.
Психологический двойник на практике – все за и против
Встреча с доппельгангером несет смерть, которую можно трактовать как первоначальное разрушение личности и последующую смерть тела. Думаю, что история доктора Джекила ровно о том же. Тот набор моральных ценностей, что есть у вас, может не совпадать с вашим двойником. Переходя от одного состояния к другому, вы сохраняете память о сделанном, как результат, возникает психологическая проблема – надлом. Но зачастую подобные истории связаны с органическими поражениями головного мозга, болезнями и тому подобными вещами. Для здорового человека создание временных психологических двойников, это отличный способ добиться изменения тех ограничений, что есть в его сознании, психологических установках, даже в физических возможностях тела. Звучит как некое шаманство, которое отлично работает на практике. Главное не заиграться в эту игру и контролировать процесс. Ниже я приведу простейшие примеры того, как можно использовать психологических двойников, хотя я предпочитаю термин психологические личины.

Пример рутинной работы
В жизни множество вещей, которые нам не нравится делать. Они нам не интересны, вызывают скуку и так далее. Как правило, это рутинные вещи. Заставить себя их делать очень тяжело. Психологическая личина позволяет добиться выполнения такой работы, без негативных эмоций и работы из под палки. Например, этот способ рекомендует Юрген Вольф в книге «Школа литературного мастерства», он представляет, что является супергероем «Чистильщиком». Когда ему нужно разобрать рабочий стол, он входит в этот образ – его герой не тратит время на что-то иное, кроме разборки бумаг. Представив этот образ, Юрген Вольф начинает разбирать свой стол и в итоге тратит меньше времени на это действие, но главное, оно его не раздражает.

На мой вкус, этот пример из реальной жизни работает, но выглядит несколько смешно и искусственно. Кто из нас мыслит так картинно и шаблонно? Немногие. Тем более, что мышление Вольфа, это мышление сценариста пишущего для Голливуда, нам оно в качестве прообраза совсем не подходит. Так как же быть? Конструирование психологической личины
Лучшего материала для конструкции вашей личины, чем вы сами, не найти. Вы знаете все свои сильные и слабые стороны, а также представляете, что именно вы не любите делать. Подавляющее большинство методик связанных с психологией или историй успеха, изменений сознания, говорят о том, как Добиться постоянного изменения сознания . На мой взгляд, это излишне для большинства жизненных ситуаций, так как нам Нужна временная конструкция, которую можно использовать по мере необходимости . Создание временной конструкции не требует таких постоянных усилий, поддержания себя в определенном тонусе и не ломает ваши психологические установки. Это очень важно, это мягкое и главное временное изменение, которое полностью подконтрольно вам.
Например, работая со статистическими данными, мне всегда было грустно. Огромный объем цифр, большое число листов, любить такую работу может только своеобразный человек, которым я не являюсь. К сожалению, эта работа требует не только внимательности и усидчивости, но и попыток найти закономерности. Как проявить творческое начало при необходимости долго сидеть и смотреть в однообразные колонки цифр? Выход в конструировании психологической личины. Мое альтер-эго для такого случая это я, с рядом изменений. В частности, я сконструировал свое сознание так, что получаю удовольствие от того, чтобы находить схожесть или закономерности, а также необычности в рядах цифр. Все, что выбивается из общего плана, дает всплеск эмоций, радость от того, что я нашел нечто новое. За основу при конструировании я брал свои впечатления от эмоций, которые у меня вызывает неожиданный выигрыш в казино (сильные впечатления, которые отлично встраиваются в любую личину), а также чувство завершенности по окончании сборки большого паззла. Две основных эмоции, которые важны, так как у меня они ассоциируются с удовольствием, а сборка паззла дает опыт того, что в итоге я получу моральное удовлетворение, но для этого надо проявить усидчивость.
Кто-то делает нечто подобное, но прибегает к другим трюкам – часто это называют настроиться на работу. Очень важно понять, что единожды создав такую психологическую личину, которая опирается на ваш личный опыт, вы сможете доставать ее из шкафа в любой нужный момент. То есть вы будете проявлять те черты характера, которые у вас уже есть, только тогда, когда вам нужно. Вне зависимости от того, как вы себя ощущаете в данный момент, вы просто переключаетесь на ту работу, что вам нужна и делаете ее качественно.

Из маленьких трюков – сделав работу, надо не забыть «выключить» свою личину, и вернуться в нормальное состояние. Кому-то это нужно, кому-то как мне нет. Просто рекомендация на всякий пожарный случай.

Возможно, что к этому моменту у вас уже возникло неприятие «шарлатанства», которое я проповедую. Не стоит тогда даже пробовать применить это на практике, все равно не получится. Да и не нужно это вам. Если вы считаете, что что-то подобное возможно, а вы готовы попробовать, то создайте психологическую личину очень простой конфигурации и посмотрите, как она работает для вас. Для каждого человека это индивидуально. Не пытайтесь создать сложную конструкцию, выберите одну-две эмоции и отталкивайтесь от них, создайте альтер-эго, которое поможет вам в решении рутинных задач. Потренируйтесь неделю, другую. Уверен, что вы увидите, что это работает.
Если эта методика приглянется большому числу людей, то в следующем материале я могу рассказать подробнее, что можно делать еще с конструктами и какие полезные трюки в этой области есть. Надеюсь, что вам было интересно прочитать этот текст, и он заставил вас подумать о психологии людей, перебрать в памяти свой жизненный опыт.

Эго - это все то, чем мы на самом деле не являемся, это наша ложная сущность, которая находится в постоянном поиске чего-либо, чего-то хочет, в чем-то сомневается, боится и постоянно комплексует. Наше второе "Я" состоит из наших верований, убеждений, сомнений, скрытых страхов и желаний. Это наш неконтролируемый ум, который постоянно критикует и осуждает. Подсознание, которое решает, хорошо или плохо, нравится или не нравится. Есть также такое понятие в психологии, как альтер-эго. Что скрытая вторая персона, личность внутри личности. Альтер-эго проявляется в конкретной среде или под воздействием каких-либо внешних или внутренних факторов.

Определение понятия

Альтер-эго психология (Alter ego - «другой я» в переводе с латинского языка) называет реальную или выдуманную альтернативную сущность человека. Это может быть абсолютна любая персона или образ: псевдоним и связанный с ним прототип, наместник. Кроме того, в человеке может быть не одна, а несколько личностей, которые появились в результате психического расстройства.

Что зависит от нашего альтер-эго

Что это - альтер-эго? Что оно дает нам и что зависит от него? Именно эго определяет, чего мы хотим от жизни: любви, материальных благ, красоты, здоровья и так далее. Все эти желания порождают постоянные страдания, поскольку нашим запросам нет предела. Пока мы сопоставляем себя со своим альтер-эго, мы не видим реальность такой, какая она есть в действительности. Настоящее и реальное - это смерть для нашей ложной скрытой сущности. Именно по этой причине наше альтер-эго делает все возможное, чтобы убежать от того, что происходит здесь и сейчас. В моменты, когда молчит ум, когда мы находимся в настоящем времени, наше эго растворяется, и в это мгновение мы становимся теми, кто мы есть на самом деле.

Ложная сущность человека - «Я»

В зависимости от контекста, слово «Я» олицетворяет или глубочайшую истину, или огромную ошибку. Это слово по своей сути является наиболее употребляемым совместно со своими производными - «мне», «мое», «меня» и так далее. При этом оно является одним из тех слов, которые вводят в сильнейшее заблуждение. Слово «Я» в пределах обычного ежедневного применения в речи изначально указывает на неправильное восприятие сущности, которой ты являешься. То есть своего альтер-эго. Что это слово олицетворяет воображаемое чувство личности, не каждый понимает.

Обладающий даром чувствовать саму суть реальности пространства и времени Альберт Эйнштейн называл это ложное восприятие себя и своей сущности «оптическим обманом зрения». В дальнейшем это мнимое «Я» принимается за отправную точку для последующих неверных интерпретаций реальности. Альтер-эго - что основание, на котором строятся взаимоотношения и взаимодействия мыслительной деятельности. И в результате реальность становится лишь отражением отправной иллюзии.

Где используется термин «альтер-эго»

Иногда термин «альтер-эго» можно встретить в литературе и творческих работах при описании персонажей, образы которых схожи с автором или между собой. К примеру, один из героев нескольких фильмов Антуан Дуанель - это альтер-эго творца и сценариста фильма - Франсуа Трюффо.

Выражение «альтер-эго» (прохождение игры с аналогичным названием, как говорят, довольно захватывающе) впервые было использовано греческим философом Зеноном Китийским, жившим в IV—III веках до н. э. Свое распространение оно получило благодаря традиции, принятой в некоторых европейских государствах в прошлые века. Когда правитель передавал свою власть преемнику, он давал ему звание второго «Я» короля - «альтер-эго-регис». Считается, что такая традиция возникла на Сицилии.

Психология и социология/2.Формы работы психолога-практика

Дурсунова А.И.

Казанский Федеральный Университет, г. Елабуга, Россия

Альтер-эго или коварная иллюзия

В каждой области медицины есть своя «королева болезней» – проблема, которую и решить не получается, и игнорировать нельзя, да еще к тому же она обрастает несметным количеством мифов и легенд. В психиатрии корона принадлежит, конечно же, шизофрении. П опробуем разобраться в понятиях и определениях шизофрении, особенностях протекания ее симптомов и синдромов, о возможных ее исходах.

В отечественной наукешизофренический симптомокомплекс - это хроническое эндогенное заболевание, проявляющееся различной негативной и позитивной симптоматикой, и характеризующееся специфическими нарастающими изменениями личности.

Здесь, мы сделаем паузу и переключим внимание на еще один аспект изменения личности, это ее множественность, то есть Alter ego - вторая сущность человека, вторая или персона внутри персоны. Распространенным это выражение стало благодаря обычаю, который был принят в некоторых государствах Европы в прошлом: когда король передавал всю свою власть какому-нибудь наместнику, а оннаграждал его званием «королевского второго Я» -«альтер эго регис» .

Возможно, кого-то это удивит, но практически у всех людей существует множественность личностей. Рождаемся все мы индивидуальностями, и с возрастом постепенно становимся отдельными личностями (человек, который имеет своим специфические особенности характера и поведения). Быть может это истинное проявление личности, а может образ того, кем хочется быть. Грань здесь слишком тонка и отличить ее весьма сложно, кто Вы - Ваше эго или Ваше Альтер эго.

В настоящее время с данным вопросом мы сталкиваем повсеместно, написаномножество книг, снято достаточное количество фильмов. Термин Альтер эго считается «чем – то необычным, привлекательным». Маркетологи используют его для звучного названия своей организации.

Исходя из выше сказанного, хочется рассказать об истории множественности Билли Миллигана, который, совмещал в себе 24полноценных личности, которые были очевидны для окружающих. Обычно люди свои внутренние споры придерживают при себе, многие из нас даже не осознают их, но у этого англичанина каждая отдельная личность жила своей особенной жизнью. Казалось, что просто несколько отдельных душ поселились в одном теле как в коммуналке.

Из 24 личностей Билли Миллигана 10 были основными, а остальные жестко подавлялись за какое-нибудь аморальное поведение. Ученым была оказана огромная честь познакомиться с жителями страны «Билли Миллиган».

Калейдоскоп личностей был фантастическим: Артур – интеллигентный англичанин, отвечавший за порядок в отношениях между субличностями, Рейджен – коммунист из Югославии, два подростка, трехлетняя девочка, 19-летняя девушка, Аллен – художник, музыкант и мошенник и другие.

Альтер-личности у Билли Миллигана появились в возрасте 3-4 лет (безымянный мальчик, с которым он играл, и Кристин, которая заботилась о младшей сестре). Число личностей возросло в возрасте 8-9 лет, когда маленького Билли неоднократно насиловал и избивал отчим. Базовыми считались 10 личностей (описание дано по состоянию на 1977-1978 годы, во время лечения). Это те, которыестали известны психиатрам, адвокатам, полиции и прессе во время суда .

Таким образом, личность формируется в силу жизненных обстоятельств и итогового накопления личного опыта, привычек, характера и тому подобное. Альтер эго является специфической отличной психической структурой, которая в той или иной ситуации ведёт себя в соответствии с имеющимся образцом. С повышением сознания, существующие в памяти, структурные образы личностей и альтер эго сводятся к некому общему знаменателю. Проще выражаясь, будучи в постоянной осознанности характер поведения человека будет стремиться к единственности. Если же сознание уменьшается, то на помощь в образовании индивидуального поведения и поддержании жизни приходят различные психические программы, направленные на управление человека.

Литература:

1. Ismailova N.I.,Ljdokova G.M., Panfilov A.N. Psychological Ways of Coping with Difficult Life Situations of Men of All Ages // Middle-East Journal of Scientific Research 14 (12): 1618-1622, 2013.

2. Кризисная психология. Справочник практического психолога/сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ, 2008 – 286 с.