Младенец иван антонович. Иоанн Антонович: краткая биография, годы правления и история

Восточнее Междуречья простирается обширное Иранское нагорье, окруженное со всех сторон горами. На востоке оно граничит с долиной реки Инд, на севере доходит до Каспийского моря, а на юге – до Персидского залива. На большей его части расположены выжженные солнцем пустынные равнины Деште-Лут и Деште-Кевир (Большая Соляная пустыня). Дождей здесь всегда выпадало крайне мало, а немногочисленные реки были маловодны, многие из них пересыхали во время засухи, поэтому вода здесь являлась большой ценностью. Земледелием здесь можно было заниматься только на западе, в долинах рек, зато были хорошие условия для развития скотоводства: в жаркое время года скот перегоняли на тучные горные пастбища. Кроме того, горные районы были богаты лесом и природными ископаемыми, такими как медь, железо, серебро и свинец. Населяли Иранское нагорье многочисленные племена, некоторые из которых упоминаются в месопотамских летописях. Самым крупным племенным объединением, населявшим эту территорию, были эламиты, завоевавшие расположенный на плодородной равнине древний город Сузы и основавшие там могущественное государство Элам. В ассирийских летописях можно встретить также упоминания о населявших эти земли в IX в. до н. э. крупных союзах племен мидян и персов. В VII в. до н. э. на этой территории появилось сильное государство Мидия, а затем и Персидское царство, во главе которого стоял царь Кураш (Кир) Ахеменид. Следует отметить, что персидские правители считали своим родоначальником легендарного вождя Ахемена, жившего в VIII–VII вв. до н. э. Наибольшего могущества персидская держава достигла при преемнике Кураша – Кире II Великом.

Рождение империи

Кир II Великий (558–529 гг. до н. э.)

Кир Великий (рис. 4) был одним из крупнейших вождей персов. Ни один из правителей прежде не обладал таким огромным государством и не одерживал столько блистательных побед, как Кир II.

Рис. 4. Кир II Великий


Считается, что именно он является подлинным создателем Персидского государства, объединившим под своей властью персидские племена – мидийцев и пасаргадов. Существует много легенд, рассказывающих о детстве и юности этого великого правителя, но почти в каждой из них подлинные исторические сведения причудливо переплетаются со сказочными преданиями. Одни легенды повествуют, что Кир был подкидышем, которого воспитали пастухи, в других рассказывается, что его, как Ромула и Рема, вскормили дикие звери.


Согласно сведениям, оставленным Геродотом, матерью Кира была дочь мидийского царя Астиага – Мандана, которой предсказали, что она родит сына, который станет владыкой мира. Царь Астиаг, испугавшись пророчества, приказал знатному мидийцу Гарпагу убить младенца, но он отдал малыша пастуху и его жене, а те, вместо того чтобы оставить ребенка на съедение диким зверям, вырастили мальчика как собственного сына. Когда Киру было десять лет, за незначительный проступок его доставили к царю Астиагу, который признал в нем своего внука, заставил его приемного отца рассказать правду и жестоко наказал Гарпага за обман. Мальчика же в целости и сохранности отправили к настоящим родителям в Персию.

Когда Кир вырос, он стал храбрым воином, а в 558 г. до н. э. – царем персов, чье государство в этот период находилось в зависимости от царей Мидии. Новый властитель решил положить этому конец и в 550 г. до н. э. захватил мидийскую столицу Экбатану и присоединил Мидию к своему государству. По сведениям вавилонских историков, «серебро, золото и прочие сокровища Экбатаны были разграблены и унесены в Аншан». На месте решающего сражения с мидийцами была построена первая столица Персидского царства – город Пасаргады. На этом Кир не остановился: он мечтал о создании великого и могущественного Персидского государства.

В VI в. до н. э. возник древнеперсидский календарь. Он состоял из двенадцати лунных месяцев по 29 или 30 дней, которые в сумме составляли только 354 дня, поэтому каждые три года добавляли еще дополнительный тринадцатый месяц.

Продолжая свою завоевательскую политику, Кир Великий захватил Армению, Парфию и Каппадокию. Разгромив войска лидийского царя Креза, который был известен во всем Древнем мире как обладатель несметных богатств, Кир присоединил к своим владениям и эту страну. Историк Геродот сообщал, как лидийский царь Крез вопрошал аракула в Дельфах, начинать ли ему войну с Персией, и получил ответ: «Если царь пойдет войной на персов, то сокрушит великое царство». А когда разгромленный и попавший в плен Крез упрекнул дельфийских жрецов в обмане, те заявили, что в войне действительно сокрушено великое царство, но не Персидское, а Лидийское.

Следует отметить, что не только персы были заинтересованы в создании огромной державы: почти все население Передней Азии давно нуждалось в сильном государстве, способном обеспечить безопасность торговых путей и относительную стабильность для деятельности финикийских и малоазийских купцов, заинтересованных в расширении своей торговли и открытии единого рынка между Западом и Востоком. На пути к созданию такого могущественного государства стоял Вавилон, который, несмотря на его мощные, почти неприступные стены, Кир Великий сумел взять осенью 539 г. до н. э. Тогда он проявил себя как величайший политик и дипломат: когда зажиточные граждане и жрецы без боя открыли персам городские ворота, жителям была обещана неприкосновенность, а для самого Вавилонского царства сохранена некоторая самостоятельность – Вавилон стал одной из резиденций Кира Великого.

О мирном вступлении персидского войска в Вавилон рассказывает манифест Кира, в котором он сообщает, что захват города был вынужденной мерой, и желанием царя было лишь защитить его от других врагов: «Забота о внутренних делах Вавилона и обо всех его святилищах тронула меня. И жители Вавилона нашли исполнение своих желаний, и бессчетное иго было снято с них… Мардук, великий владыка, благословил меня, Кира, царя, чтящего его, и Камбиза, моего сына, и все мое войско милостью…». После Вавилона персидские войска двинулись далее к побережью Средиземного моря. Присоединив к своим владениям земли Палестины и Финикии, царь Кир восстановил Иерусалим и многие финикийские города и разрешил евреям вернуться из вавилонского плена на свою родину. В Палестине было создано теократическое государство во главе с верховным жрецом, который был одновременно военачальником и судьей.

Присоединяя к своей державе покоренные земли, персы не разрушали завоеванные города, а напротив, уважали чужие традиции, веру и культуру. Покоренные земли лишь объявлялись сатрапией (провинцией) Персии и облагались данью. Кир провозгласил себя «царем вселенной, великим царем, сильным царем, царем Вавилона, царем Шумера и Аккада, царем четырех стран света». Под властью персов оказалась огромная территория, простиравшаяся от Ирана и Средней Азии до Эгейского моря. Последним независимым государством на Ближнем Востоке оставался только Египет.

Однако Кир не решился на поход в далекий Египет, так как на востоке было очень неспокойно. Там обитали нападавшие на персидские владения из Средней Азии многочисленные племена саков и массагетов, непрекращающиеся войны с которыми велись вплоть до 529 г. до н. э., пока в одной из них Кир не погиб. По свидетельству древнегреческого историка Геродота (484–425 гг. до н. э.), было разгромлено и все его войско: «Большая часть персидского войска пала на месте сражения, сам Кир был убит». В своей «Истории» он рассказывает легенду о том, что царица массагетов Томирис поклялась досыта напоить Кира кровью, поэтому после победы над персами она приказала найти его тело, и, отрубив ему голову, положить ее в кожаный мех, наполненный человеческой кровью. Завершить строительство столицы Персидского государства Пасаргады Кир Великий так и не успел. Но уже при его правлении на высокой террасе были построены дома из тесаного камня и кирпича, облицованного светлым песчаником, а в центре города был возведен великолепный царский дворец, окруженный прекрасными четырехуровневыми садами и огороженный высокой зубчатой стеной. Вход во дворец охраняли величественные статуи быков с человеческими головами, а внутри располагались пышные царские покои и ападана – зал для торжественных приемов со множеством колонн. До нашего времени сохранилась гробница Кира Великого. Построенная в виде каменного дома с двускатной крышей и небольшой дверью, она расположена на выложенной из камня террасе, к которой ведут семь широких ступеней. Вход в гробницу был украшен изображением символа верховного бога Ахура-Мазды – крылатым солнечным диском. Греческий автор Страбон утверждал, что еще при Александре Македонском на гробнице существовала надпись, гласившая: «Человек! Я Кир, который оставил господство Персии и был господином Азии».

Камбиз II (529–523 гг. до н. э.)

После смерти Кира Великого на престол вступил его старший сын Камбиз. С его приходом к власти в разноплеменном и разноязычном Персидском государстве начались беспорядки. Справившись с ними, Камбиз решил предпринять поход в Египет. В 525 г. до н. э. благодаря своей огромной армии и флоту финикийцев, а также предательству командира греческих наемников и командующего египетским флотом Камбиз сумел покорить Египет и был провозглашен его фараоном, основав таким образом новую, XXVII династию.

Разгром сильного египетского войска так напугал некоторые племена Северной Африки, что они добровольно покорились персам. «Судьба Египта устрашила живших по соседству с Египтом ливийцев, которые сдались персам без боя, сами наложили на себя дань и послали подарки Камбизу. Подобно ливийцам поступили, будучи также перепуганы, киреяне и баркияне», – писал греческий историк Геродот.

Крез – это имя стало нарицательным благодаря легендарному богатству последнего царя Лидии (560–547 гг. до н. э.). Крез прославился не только своим несметным состоянием, но и щедрыми жертвоприношениями Аполлону Дельфийскому. Согласно одной из легенд Крез спросил греческого мудреца Солона, когда тот однажды посетил столицу Лидии – Сарды, можно ли считать владельца столь великих богатств поистине наисчастливейшим из смертных, на что Солон ответил: «Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти».

Став фараоном покоренного Египта, Камбиз также мечтал о завоевании могущественного Карфагена. Но исполнить свои замыслы ему не удалось, так как финикийцы отказались предоставить ему флот для войны со своими соотечественниками, а совершать поход через палящие пески пустыни было крайне опасно. Одержимый победами царь не остановился и решил пойти вглубь африканского материка для покорения богатой золотом Нубии и западных оазисов. Однако экспедиция, направленная им на поиски оазисов, бесследно пропала в песках пустыни, а воины, посланные на завоевание Нубии, погибли – кто от нубийских стрел, кто от изнуряющей жары. Неудачи персов спровоцировали восстание египтян, но персидский властелин, возвратившись в Мемфис, сурово расправился с восставшими – все зачинщики были казнены. Пока Камбиз пребывал в Египте, начались волнения в самой Персии. За время его отсутствия власть в стране захватил его младший брат Бардия, хотя позднее Дарий I утверждал, что власть в стране под видом Бардии была захвачена магом и самозванцем Гауматой. Узнав об этом, Камбиз поспешил вернуться в Персию, но по дороге умер при загадочных обстоятельствах. В Персии началась великая смута: страна стала распадаться, государства, прежде завоеванные персами, начали возвращать себе самостоятельность. Одним из первых отделился Египет.

Таким образом, персам потребовалось лишь около тридцати лет, чтобы возникла великая военная империя. Как и другие подобные ей империи, Персидская была создана при помощи оружия и сохраняла свое превосходство до той поры, пока у власти стояли честолюбивые и отважные предводители.

На пике могущества

Дарий I Великий (522–486 гг. до н. э.)

Осенью 522 г. до н. э. в результате борьбы за власть повелителем Персидского царства стал Дарий I, приходившийся дальним родственником Киру Великому. В наследство ему досталась мятежная Персия. Опираясь на свою армию, Дарий сумел вновь подчинить своей власти отделившиеся территории и страхом удержать их в повиновении. В ходе двадцати сражений, в которых погибли около 150 000 восставших, власть персидского царя была восстановлена на всей территории державы. Не имея возможности вести карательные операции одновременно во всех направлениях, Дарий усмирял одно восстание, а затем ту же армию, при помощи которой подавил первое восстание, бросал против других мятежников.

В знак своих успехов Дарий I повелел высечь на отвесной скале в Бехистуне гигантскую надпись, сообщавшую о первых годах его царствования и об одержанных им победах, на трех главных языках государства: древнеперсидском, аккадском и эламском. Надпись гласила, что до прихода Дария к власти в государстве царили смута и хаос, люди убивали друг друга, а он «умиротворил всех, поставив на место как богатых, так и бедных».

Надпись располагалась на высоте более 100 м над уровнем земли, высота ее вместе с рельефом составляла 7 м 80 см, а ширина – 22 м. Над текстом было помещено изображение верховного бога Ахура-Мазда, протягивавшего Дарию кольцо – символ власти. Сам царь был изображен в полный рост – 172 см, а за его спиной стояли копьеносец и лучник. Дарий попирал левой ногой мага Гаумату, пытавшегося захватить царский престол, рядом стояли скованные цепью девять царей, выступивших против царя. На востоке власть персов распространялась вплоть до реки Инд, на севере Дарий поработил области Средней Азии, а на западе дошел до Эгейского моря и захватил острова, им были вновь завоеваны Египет и Нубия. Таким образом, Персидская империя охватывала огромные территории в Азии и Африке.

«Гаумата – персидский царь, правил в 522 году до н. э. Согласно официальной версии, изложенной Дарием I на Бехистунской скале, Гаумата, мидийский маг (жрец), воспользовавшись отсутствием Камбиса II, находившегося во главе своей армии в Египте, захватил власть в свои руки. Чтобы обосновать свои права на престол, Гаумата выдал себя за Бардию – младшего брата Камбиса, убитого последним еще до своего похода в Египет. Правление Гауматы продолжалось менее семи месяцев. В сентябре 522 г. до н. э. маг был убит». (Энциклопедический словарь).

Восстановив великую империю, созданную Киром и Камбизом, значительно расширив ее границы, молодой правитель персов приступил к ее организации: государство при Дарии I было разделено на двадцать сатрапий, во главе каждой из которых стоял поставленный царем правитель – сатрап («хранитель царства»). Границы сатрапий почти совпадали с рубежами прежних самостоятельных государств. О своих делах сатрапы отчитывались перед царем и должны были следить за процветанием вверенных им провинций и за своевременной уплатой налогов в царскую сокровищницу. У каждого сатрапа был свой придворный штат, не менее пышный, чем царский, с такими же должностями и чинами. Для того чтобы обезопасить царя от предательства, за каждым сатрапом присматривали главный надзиратель, называвшийся «царским оком», а также тайные посланцы-шпионы. Кроме сатрапа, в провинцию назначался еще военачальник, который обязан был защищать ее от врагов, вести борьбу с грабежами и разбоями, охранять дороги. Сатрап должен был следить за военачальником, а военачальник – за сатрапом. Дарий установил новую общегосударственную налоговую систему. Все сатрапии обязаны были платить строго фиксированные для каждой области денежные налоги, устанавливавшиеся с учетом площади обрабатываемой земли и степени ее плодородности. Налогами были впервые обложены также и храмы в покоренных областях.

Персидская армия

Так как власть персов держалась на военной силе, им была необходима хорошо обученная и организованная армия. Персидская армия состояла из пехоты, конницы и колесничных войск, позже в ее состав стали входить и греческие наемники. Еще при Кире были образованы конные полки, в которых легкие военные колесницы заменили более прочными, дышла и колеса которых были оснащены серпами. Сражавшиеся на них воины были одеты в прочные панцири. Легкая персидская конница была экипирована в холщовые панцири, чешуйчатую броню и вооружена мечами, луками и щитами. Тяжелые конники носили латы, закрывавшие все тело воина. Кроме мечей, луков и щитов, она была вооружена длинными копьями. Пехота также делилась на легкую и тяжелую. Легкая пехота была вооружена копьями, мечами, луками и щитами и одета в легкие панцири; тяжелая пехота – саблями, топорами, секирами и носила тяжелые доспехи. О боевых качествах персидских воинов и техническом оснащении их сражений писали многие греческие историки. Так, древнегреческий писатель и историк Ксенофонт в своей «Греческой истории» так описывал сражение знаменитого спартанского царя Агесилая с персидским военачальником Фарнабазом: «Однажды, когда его воины (Агесилая), рассеянные по равнине, беззаботно и безо всяких мер предосторожности забирали припасы, так как до этого случая они ни разу не подвергались опасности, они внезапно столкнулись с Фарнабазом (персидский военачальник), имевшим с собой около четырехсот всадников и две боевые колесницы, вооруженные серпами. Увидя, что войска Фарнабаза быстро приближаются к ним, греки сбежались вместе, числом около семисот. Фарнабаз не мешкал: выставив вперед колесницы и расположившись со своей конницей за ними, он приказал наступать. Вслед за колесницами, врезавшимися в греческие войска и расстроившими их ряды, устремились всадники и уложили на месте до ста человек; остальные бежали к Агесилаю, находившемуся неподалеку с тяжеловооруженными воинами».

Привилегированную часть войска персов составляли так называемые отряды «бессмертных», формировавшиеся только из мидийцев, персов и эламитов. В них были 2000 отборных всадников, 2000 пеших копейщиков и 10 000 пеших воинов. Личная охрана царя, состоявшая только из представителей персидской знати, насчитывала тысячу солдат.

Отличительными знаками «бессмертных» были золотые и серебряные шары, насаженные на тупые концы копий. Во время похода впереди войска несли золотое изображение орла – военного знака Ахеменидов. Подготовка этих воинов начиналась еще в детстве, они должны были прекрасно владеть оружием. Древнегреческий историк Геродот в «Истории в девяти книгах» (V в. до н. э.) писал о воспитании будущих воинов: «Доблесть персов – мужество. После военной доблести большой заслугой считается иметь как можно больше сыновей. Тому, у кого больше всех сыновей, царь каждый год посылает подарки. Ведь главное значение они придают численности. Детей с пяти до двадцатилетнего возраста они обучают только трем вещам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости. До пятилетнего возраста ребенка не показывают отцу: он среди женщин. Это делается для того, чтобы в случае смерти ребенка в младенческом возрасте не доставлять отцу огорчения». Предполагают, что название «бессмертные» появилось потому, что количество воинов в этих отрядах было неизменным: если один из них умирал или погибал, его место сразу же занимал другой.

Основную часть армии составляли персы, которые начинали служить с двадцати лет, а также мидийцы. Воины, находившиеся на службе, ежемесячно получали плату продуктами питания и всем необходимым. Вышедшие в отставку получали небольшие наделы земли и были освобождены от уплаты податей. В случае войны царь собирал огромное ополчение со всего государства: все народы, населявшие огромную ахеменидскую империю, были обязаны выделять для этого определенное количество воинов. В завоеванных землях персидские цари размещали военные гарнизоны; так, например, в Египте постоянно находилась армия в 10 000-12 000 человек. По свидетельству Ксенофонта (не позже 444 г. до н. э. – не ранее 356 г. до н. э.), царь ежегодно производил смотры своего войска, которое располагалось вокруг царской резиденции. В сатрапиях же смотры осуществлялись специально назначенными чиновниками. За хорошее содержание войска царь награждал сатрапов, за плохое – снимал с должности и строго наказывал.

При Дарии в Персии появился флот и для морских сражений персы стали использовать финикийские, а впоследствии египетские корабли.

Изображения ахеменидских царских штандартов сохранились на настенных росписях дворца Ападана в Персеполе. При раскопках в столице Ахеменидов археологами был обнаружен штандарт с изображением золотого орла с распростертыми крыльями, держащего в каждой лапе по одному золотому венцу. Штандарт был красного цвета и по периметру имел кайму из красно-бело-зеленых треугольников. Штандарт Ахеменидов упоминается Ксенофонтом в «Анабасисе» (I, X) и «Киропедии» (VII, 1, 4) как «золотой орел, поднятый на длинное копье».

Большое значение для развития торговли и хозяйственной жизни страны имели хорошие и безопасные дороги. Такие дороги были проложены между персидскими городами. На них же была организована регулярная почта: через каждые 1,5–2 км наготове стоял всадник с лошадью. Как только получал пакет, он мчался во весь опор до следующего поста, чтобы передать послание по назначению. Помимо почты на дорогах через каждые 15–20 км были построены гостиницы для отдыха путешественников, а специальные отряды стражи несли охрану дорог, делая их безопасными. Виновные в разбое на дорогах строго наказывались. По словам Геродота, часто у дорог можно было увидеть людей с отрубленными ногами и руками – это были разбойники, грабившие путников.

Введенная при Дарии высокопробная золотая монета стала основой денежной системы державы Ахеменидов. Вес ее составлял 8,4 г. Золотые монеты, называемые «дариками», имел право чеканить только царь, серебряные – сатрапы, а медные деньги могли чеканить и в городах. Кроме того, Дарий занимался обширной строительной деятельностью. В период его правления были построены многочисленные дороги, мосты, дворцы и храмы. Самым грандиозным строительным предприятием Дария было сооружение канала, который должен был соединить Средиземное море с Красным. Такой канал уже был прорыт во времена правления египетской царицы Хатшепсут, но он давно пришел в негодность. Геродот сообщал, что канал, построенный при Дарии и соединивший два моря, имел протяженность 84 км, был проложен восточнее Нила, пересекал озеро; и чтобы пройти по нему, кораблю требовались четыре дня. Недалеко от канала по приказу Дария была поставлена стела с надписью: «Я перс из Персии… Египет завоевал… Постановил этот канал прорыть… И корабли пошли по этому каналу из Египта в Персию так, как моя воля была». Власть Дария отличалась своей деспотичностью. Он окружал себя неслыханной роскошью и даже внешне, по своему облачению, должен был отличаться от своих поданных: ношение пурпурных одежд и короны было исключительной привилегией царя. К его услугам были множество слуг и придворных, а также огромная армия чиновников, занимавшихся государственными делами. Дарий I продолжил завоевательскую политику Кира и Камбиза. Для того чтобы укрепить власть персов, он предпринял большой поход против саков, а затем и против скифов. Скифы не стали сражаться с персами в открытом бою – они применили тактику «выжженной земли»: уничтожали колодцы и продовольствие на пути следования персидской армии, нападали на отставшие отряды персов. Дарий пытался навязать скифам решающее сражение, но те отказали ему. Когда завоеватели углубились в степи, скифы прислали Дарию необычный подарок – птицу, мышь, лягушку и пять острых стрел. Персы долго гадали над значением этого дара, пока советник Дария не разъяснил его. Это был своеобразный ультиматум: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Силы персов постепенно таяли, царю пришлось прекратить этот неудачный поход и повернуть назад.

Тем не менее в результате завоевательской политики Дария персы сумели овладеть восточной частью Балканского полуострова, захватить греческую колонию Византии и ряд островов. Власть персов также признала Македония. Только Афины и Спарта осмелились открыто выступить против персидской армии. В 590 г. до н. э. афинское войско нанесло сокрушительное поражение персам на Марафонской равнине. Столь неожиданное сопротивление захватническим устремлениям персидского царя и поражение не избавили Дрия от мысли о новом походе против непокорных греков. Но его пришлось отложить – помешало вспыхнувшее в Египте восстание против персидского владычества, и Дарий, так и не успев восстановить свою власть в этой стране, умер в возрасте 64 лет.

Культура персов

В культурном отношении персы отставали от многих покоренных ими народов, обладавших богатым многовековым культурным наследием. По этой причине персам приходилось признавать их превосходство. У персов даже не было собственной письменности: сначала они заимствовали ассирийское клинообразное письмо, а затем стали пользоваться арамейским языком. Государственной религией персов был зороастризм, названный так по имени легендарного пророка Заратустры. Священная книга персов называлась «Авеста», а верховным богом считался бог света и добра Ахура-Мазда, который изображался в виде крылатого солнечного диска и олицетворял всякое благое начало – свет, огонь, добро, земледелие и оседлое скотоводство. Ему противостоял бог зла и тьмы Анхра-Майнью (Ариман), воплощавший зло, темноту, мрак и кочевой образ жизни. Своими поступками и помыслами персы должны были содействовать победе добра над злом, света – над мраком. Считалось, что этим они помогут победе Ахура-Мазды над Анхра-Майнью. Согласно учению зороастрийских жрецов вся мировая история продолжается двенадцать тысяч лет. Первые три тысячи лет – это «золотой век». Тогда правил Ахура-Мазда. В это время не было ни холода, ни жары, ни болезней, ни смерти, ни старости. На земле было много скота. Но «золотой век» закончился, и АнхраМанью вызвал голод, болезни и смерть. Однако скоро в мир придет спаситель. Он будет из рода Зороастра, и тогда добро восторжествует над злом. На земле наступит мир, в котором станет владычествовать Ахура-Мазда. Будет вечно сиять солнце, а зло исчезнет навсегда.

Также персы почитали и древних языческих богов – покровителей земли, неба и воды, среди которых наибольшим почитанием пользовался бог солнца Митра. Впоследствии с его культом была связана вера в загробную жизнь, которая получила широкое распространение.

Так как Персидское государство было очень большим, в нем существовали несколько столичных городов – Сузы, Экбатана, Вавилон и Пасаргады. Цари жили то в одной столице, то в другой: весной Дарий вместе со всем двором переезжал из Суз в прохладную Экбатану, а зимой предпочитал жить в Вавилоне. Обычай требовал, чтобы раз в год правитель посещал родовой город персидских царей – Пасаргады. Так, Дарий решил недалеко от Пасаргад построить в живописной долине новый роскошный дворец, который стал впоследствии символом мощи и великолепия империи. Но самому Дарию не пришлось увидеть окончания его строительства, и дворец достраивали уже его преемники. Дворец и прочие здания города были возведены из известняка на гигантской, имеющей почти прямоугольную форму каменной платформе пятнадцатиметровой высоты и площадью 135 000 м 2 . Греческие писатели с восхищением сообщали о его великолепии, называя его Персеполем, что означало «Город персов». Защищен был город тройной системой укреплений.

За Персеполем на склонах горы археологи обнаружили высеченные в скале гробницы царей: Артаксеркса II и Артаксеркса III – и недостроенную гробницу Дария III. В нескольких километрах севернее, на противоположном берегу реки Пулвары, на отвесном утесе расположены гробницы Дария I, Ксеркса, Артаксеркса I и Дария II. В настоящее время это место называется Накши-Рустем («Рисунки Рустема»).

Парадный зал царского дворца площадью 3600 м 2 был квадратным, а его потолок покоился на 72 двадцатиметровых каменных колоннах. Дальше было расположено еще одно грандиозное парадное помещение – «Зал ста колонн», который был возведен уже сыном Дария Ксерксом. На высокою каменную террасу, на которой был сооружен дворец, вела высеченная в скале широкая лестница в два пролета и семиметровой ширины, состоявшая из 110 ступеней. Напротив лестницы были расположены главные ворота, украшенные гигантскими скульптурами крылатых быков, высеченных из известняка. С другой стороны ворота охраняли величественные крылатые быки с человеческой головой, похожие на ассирийских шеду. На воротах была помещена надпись: «Так сказал Ксеркс царь: милостью Агура-Мазды я построил эти ворота, названные Всемирными». Стены дворцовых покоев были украшены великолепными скульптурными рельефами, прославлявшими царя и рассказывавшими о роскошной придворной жизни. Дворец в Персеполе воплощал идею Дария о едином государстве. Так, на одной из лестниц был высечен барельеф с изображением шествия представителей 33 народов, населявших государство, которые несли всевозможные подарки и подати персидскому царю. Каждый народ был изображен в своей национальной одежде, разнообразные лица и прически соответствовали их этническому типу: в высоких остроконечных шапках и с длинными бородами ступали вожди саков, в длинных одеждах шествовали жители Вавилона, здесь же можно было увидеть знатных сирийских, индийских и персидских вельмож, фракийцев и эфиопов. И все они несли дорогие подарки: драгоценные одеяния и золотые украшения, великолепное оружие, вели коней, двугорбых верблюдов, диких львов и жирафов. На барельефах, украшавших внешнюю сторону парадной лестницы, было изображено торжественное шествие царской гвардии.

Во дворце также располагались жилые помещения и царская сокровищница. Дарий не жалел средств на строительство своего великолепного дворца, для его отделки с разных концов империи доставлялись необходимые материалы: драгоценную древесину ливанского кедра, тиковое и черное дерево, самоцветы и слоновую кость, золото и серебро. В библейских сказаниях можно найти упоминание о его убранстве: «Белые бумажные и яхонтового цвета шерстяные ткани, прикрепленные виссонными и пурпурными шнурами, висели на серебряных кольцах и мраморных столбах… Золотые и серебряные ложи были на помосте, устланном камнями зеленого цвета и мрамором, и перламутром, и камнями черного цвета». (Ветхий завет. Книга Есфири. Гл. 1).

Справа от ападаны, центрального большого зала, располагался жилой дворец Дария I. В самом дворце сохранилась надпись: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид, построил этот дворец». Деревянные двери были обшиты тонкими бронзовыми листами и украшены рельефами из драгоценных металлов. Во время археологических раскопок были найдены фрагменты подобных листов. Персидские мастера достигли удивительного мастерства в обработке металлов: они создавали удивительные вещи, изумляющие своей тонкой отделкой и оригинальностью форм. До нашего времени дошел поразительной красоты золотой кубок в виде рога, нижняя часть которого исполнена в виде зверя.

Помимо городских дворцов, царю принадлежали загородные поместья с роскошными и благоустроенными парками, фруктовыми садами, с угодьями для царской охоты. Согласно преданиям великолепный дворец в Персеполе был разрушен и сожжен Александром Македонским. Как рассказывает известный греческий историк Плутарх, для того, чтобы перевезти все богатства, захваченные Александром в городе, потребовалось 10 000 пар мулов и 5000 верблюдов. Гибель священного города персов – города, где погребали царей и куда доставляли дань из всех подвластных земель – ознаменовала конец и самой великой Ахеменидской империи.

Закат империи

Мечту Дария о господстве Персии над всем миром попытался осуществить и его преемник – сын Ксеркс. Геродот, в свое время описавший в своей «Истории» греко-персидские войны, вложил в уста Ксеркса следующие слова: «Если мы завоюем афинян и соседний с ними народ, занимающий земли фригиянина Пелопа, то пределы персидской земли раздвинем до эфира Зевса. Солнце не будет взирать ни на какую страну за пределами нашей: я вместе с вами пройду всю Европу и все земли превращу в одну. Если покорим названные здесь народы, то, как говорят, не останется больше ни одного города, ни одного народа, которые дерзнули бы на бой с нами. Итак, мы наложим иго рабства как на виновных перед нами, так и на невинных». Ксеркс начинает энергично готовиться к новому походу против Греции. Он заручился поддержкой Карфагена и решил атаковать греков с моря. Ксеркс использовал весь накопленный до этого инженерный опыт. По его приказу был сооружен канал через перешеек на Халкидике. На строительство согнали множество работников из Азии и с прилегающего побережья. Вдоль берегов Фракии были созданы продовольственные склады, через Геллеспонт переброшены два понтонных моста длиной по 7 стадий (около 1360 м) каждый. Надежность мостов позволяла Ксерксу перебрасывать войска туда и обратно по мере необходимости. И летом 480 г до н. э. огромная персидская армия, насчитывавшая согласно исследованиям современных историков около 75 000 человек начала переправляться через Геллеспонт. Многолетние греко-персидские войны (500–449 гг. до н. э.) закончились победой греков, которые, объединившись, сумели отстоять свободу и независимость своей родины. В историю вошли битвы при Марафоне, Платее и Саламине, подвиг трехсот спартанцев во главе с царем Леонидом. Участвовавшие в новой битве персидские воины смогли удерживать превосходившие силы противника два дня, но все погибли в этом неравном бою. На их братской могиле была высечена надпись «Странник! Весть отнеси всем гражданам Лакедемона. Честно исполнив свой долг, здесь мы в могиле лежим». Поражение в этой войне показало непрочность империи персов, могущество которой начало таять буквально на глазах.

Согласно учению зороастрийских жрецов вся мировая история продолжалась 12 000 лет. Первые 3000 лет – это «золотой век». Тогда правил Ахура-Мазда. В это время не было ни холода, ни жары, ни болезней, ни смерти, ни старости. Но «золотой век» закончился, и Анхра-Майнью вызвал голод, болезни и смерть. Однако скоро в мир придет спаситель. Он будет из рода Зороастра, и тогда добро восторжествует над злом.

Почувствовав слабость Персии, стали восставать и понемногу отделяться бывшие персидские провинции: Вавилония, Египет, Мидия, Малая Азия, Сирия и др. В 336 г. к власти пришел Дарий III; впоследствии его назовут царем, потерявшим империю. Весной 334 г. до н. э. в поход против персов во главе объединенной македоногреческой армии выступил Александр Македонский (рис. 5).

Рис. 5. Александр Македонский


Его войско состояло из 30 000 пехотинцев: тяжеловооруженных и легковооруженных воинов, а также пятитысячной конницы. Персидское войско в несколько раз превосходило армию Александра, но большую его часть составляли воины, набранные из покоренных стран. На берегах реки Граник состоялось первое крупное сражение македонцев и персов. Македонские войска под предводительством Александра нанесли поражение персам, а затем овладели греческими городами в Малой Азии и отправились вглубь страны. Они захватили города Палестины и Финикии, Египет, перешли реки Тигр и Евфрат. Близ города Гавгамелы произошла решающая битва, из которой македонцы вновь вышли победителями. Потерявший самообладание Дарий III (около 38–30 гг. до н. э.), не дождавшись даже исхода сражения, бежал с жалкими остатками своей армии в Экбатану, где его и убили по приказу сатрапа Бесса, который надеялся, что это замедлит продвижение войск Александра. Александр приказал разыскать и казнить убийц Дария, устроив затем персидскому царю пышные похороны. Дарий III стал последним царем династии Ахеменидов. Так великая Персидская империя Ахеменидов завершила свой исторический путь, а все ее владения стали частью империи Александра Македонского. После смерти Александра Великого Иранское нагорье вошло в состав государства Селевкидов, получившего свое название по имени одного из его полководцев, а затем – в состав Парфянского государства.

ЦАРЬ ДАРИЙ I АХЕМЕНИД "РАЗГЛЯДЕЛ" СИЛУЭТЫ БУДУЩЕЙ СТОЛИЦЫ на обширной равнине Марвдашта и начал строительство в 520 году до н.э. По заранее продуманному плану город продолжали возводить вплоть до 460 года цари Ксеркс и Артаксеркс. Роскошные дворцы с бесчисленными залами невероятных размеров, культовые сооружения, административные здания, парадный въезд в город с монументальной лестницей, 106 ступеней которой были вытесаны из цельных плит восьмиметровой ширины и много еще чего невероятного, "охраняемого" скульптурами гигантских крылатых быков с человеческими головами... На барельефах дворцового комплекса изображены восседающие на тронах Ахеменидские цари, которым подносят дары подданные империи. Их лица и одеяния настолько разнятся, что и сегодня легко различить греков, нубийцев, индусов, армян, вавилонян, мидийцев, эламитов и прочих. Индусы подносят золото, греки – шерсть (золотое руно), армяне – коней... Со времен событий, изображенных на барельефе, минуло 2,5 тысячи лет. Давно нет ни великого Вавилона, ни Мидии, ни Элама. Но Иран и по сей день продолжает оставаться серьезной региональной державой – страной очень самобытной, отмеченной тысячелетней историей государственности и культурной преемственностью.

В богатейшей истории человечества было не так уж много периодов, сыгравших ключевую роль в сближении народов и выведении межэтнических, культурных и прочих контактов на принципиально новый уровень. Особенно это касается периода древней истории, когда межкультурные контакты были привилегией крайне узкой группы лиц – преимущественно финикийских или греческих мореплавателей.

Значимый имперский опыт оставила человечеству древнеиранская Ахеменидская держава. Возникшая в 6 в. до н.э., она охватывала огромное пространство – от Индии до Египта: Малую и Среднюю Азию – Элам, Вавилонию, Сирию, Финикию, Египет и многие другие страны, в том числе и Армению. История сохранила данные о восстаниях в Армении, как, впрочем, и факт, к примеру, службы армянских легионеров в ахеменидском войске. Интересно, что название нашей страны в ее нынешней форме впервые засвидетельствовано в ахеменидский период. Страна “Армина” упомянута в древнеперсидской версии триязычной Бехистунской надписи Дария I Ахеменида 6 в. до н.э. (в эламской и вавилонской версиях надписи она названа соответственно Харминуйя и Урашту).{gallery}persia{/gallery}

ИМПЕРИЯ БЫЛА НЕ ПРОСТО ОБШИРНА, НО И КРАЙНЕ РАЗНОРОДНА по своему составу – она включала более восьмидесяти народов, часть из которых к тому времени создала великие культуры, опирающиеся на тысячелетнюю традицию, другие же намного отставали в своем развитии. "Царям царей" хватило мудрости и политической зрелости, чтобы не использовать единых подходов к этим столь сильно отличающимся друг от друга народам. Ведь даже к представителям таких древних, но совершенно несхожих цивилизаций, как вавилонская, греческая, египетская, был полностью неприемлем единый подход. Ахемениды проводили крайне гибкую национальную политику, основанную на сохранении самобытности, своеобразия менталитета, национальных традиций. Особенностью сверхдержавы был не только ее пестрый этнический или религиозный состав. Помимо прочего, населявшие ее народы имели совершенно разные исторически сложившиеся режимы – монархические, аристократические, демократические, теократические, разный социально-экономический уклад, совершенно различную степень зависимости от центра...

За очень короткий промежуток времени – Ахеменидская империя возникла и сформировалась менее чем за 40 лет – была создана не просто оптимальная система управления этим гигантом, но, что еще важнее – имперская идеология и единое культурно-историческое пространство. А ведь многие народы империи буквально недавно даже не подозревали о существовании друг друга. В разных частях империи в воинских легионах рядом с вавилонянами, иудеями служили хорезмийцы, армяне и представители других народов. Возникли мощные связи между интеллектуальными элитами – зороастрийские маги активно общались с вавилонскими храмовыми чиновниками, идеологами иудейского вероучения, греческими мыслителями... Вообще влияние древнеиранской религиозной традиции просматривается во многих религиозных системах, да и сам древнеиранский пантеон значительно пополнился богами неиранского происхождения, которые были полностью ассимилированы. Чего стоит один только образ богини Анахиты, в древности почитаемой и армянами: ее имя – производное от Анаитиды (Анатис) – греческой богини, чей культ был широко распространен в Малой Азии.

Многие ли сверхдержавы смогли подняться до имперской идеологии Ахеменидов, провозглашавшей атмосферу лояльности, веротерпимости (безусловно, в языческом ее понимании), полного отсутствия этнической, религиозной или какой-либо другой демаркации. Ахеменидская идеология преследовала совершенно четкую цель. Подданные империи были обязаны признавать, что Ахемениды - идеальные защитники закона, правопорядка и соцальной спроведливости, что именно их власть способствует установлению идеального миропорядка. Данная концепция власти - концепция идеального правителя - существовала у иранцев с древнейших времен: царь ариев должен был быть наделен хварной – некоей "божественой харизмой". Само понятие хварна в разные периоды имело множество значений – от "добра, блага" и до "блеска, великолепия". Хварна представлялась и некоей ипостасью благой судьбы, дарующей удачу, успех, победу царям. В конце концов хварна превратилась в символ законной царской власти. Хварной, согласно традиции, был наделен мифологический первый царь ариев – Йима, но как только он встал на путь лжи, хварна отлетела от него в виде сокола. Подобного сокола можно видеть и над головами ахеменидских царей, изображенных на барельефах: он одновременно символизирует и власть, данную Ахеменидам свыше, и перманентную угрозу потерять эту власть, если они сойдут с пути истины.

НО НАЛИЧИЕ СОЗДАННОЙ АХЕМЕНИДАМИ В КРАТЧАЙШИЙ СРОК имперской идеологии не предполагало идеологического давления. Общество не подвергалось идеологической обработке, людей не преследовали за убеждения, а тем более – по этническому или религиозному принципу. Не было контроля за информацией – образованные жители, скажем, Египта, Палестины, Месопотамии свободно читали в своих библиотеках отнюдь не проверенную цензурой литературу. Как следствие мягкого идеологического климата в империи практически отсутствовали этнические или религиозные распри. Единственным поводом для разногласий в Ахеменидской империи была торговая и экономическая конкуренция.

Ахеменидская администрация также включала в себя множество представителей разных народов – кто, как не они, выступали лучшими экспертами в вопросах управления столь пестрой империей. Ахемениды вовсе не стремились к всеобъемлющему контролю за своими подданными. И отнюдь не потому, что у государства не было для этого средств или должного опыта, просто с точки зрения менталитета древнего иранца подобный контроль выглядел противоречащим традиционным отношениям и божественному обустройству.

Если подданный империи явно не отвергал власть Ахеменидов, его убеждения не привлекали внимания государства. Ахеменидские цари прекрасно осознавали свою сверхзадачу и трепетно относились к государственному опыту еще недавно могущественных ассирийцев, урартов, вавилонян, египтян и др. Они четко понимали, с кем имеют дело, и подчеркнуто выражали глубокое уважение древним традициям народов, даже выступая их преемниками и хранителями. В империи оберегалась и частная жизнь подданных, в особенности семейные отношения. Действовала хорошо разработанная система социальной защиты, распространявшаяся на всех подданных независимо от этнической принадлежности. Были предусмотрены специальные льготы для беременных женщин и матерей, а также других групп, нуждающихся в социальной поддержке.

Династийной столицей столь великой державы мог быть только град-жемчужина, подобный Персеполю! В его дворцы стекались несметные трофеи, чтобы быть брошенными к ногам "царя царей", отсюда во все концы необъятной империи мчались тысячи гонцов с царскими приказами. Здесь было все самое лучшее – то, что соответствовало статусу властелинов половины земли...

Но "цари царей", управлявшие сотней наций, не всегда справлялись с собственным двором – при поздних Ахеменидах он был практически раздираем внутренними противоречиями. Кроме того, персы были уверены в своем военном могуществе и в целом игнорировали надвигающуюся с запада угрозу. В результате империя пала под ударами армии Александра Македонского.

Кто бы мог подумать, что выстроенная во всем своем великолепии не на века – на тысячелетия, парадная имперская столица, спустя каких-то 130 лет после того, как она обрела свой окончательный вид, будет не просто разграблена – предана огню! Так Александр Великий отомстит персам за сожженный в греко-персидский войнах Акрополь. Трудно поверить, что произошла эта драма по велению сердца самого Александра, хотя деяниям его, безусловно, был не чужд античный драматизм. Но к моменту трагедии от города уже было взято все, что возможно!

АЛЕКСАНДР ПРОВЕЛ ЗДЕСЬ ЗИМУ, ВОССТАНОВИЛ ВОЙСКО и воодушевил его для новых побед богатой добычей – античные авторы сообщают, что для вывоза драгоценностей из Персеполя в захваченные ранее Сузы и Вавилон грекам понадобилось 10 000 подвод, 300 верблюдов и бесчисленное количество мулов. Так стоило ли уничтожать то, что и без того принадлежало победителю и было призвано лишь усилить блеск его собственной славы и теперь уже принадлежавшей ему империи – империи Александра? Скупое сообщение Плутарха о конце Персеполя добавляет вполне реалистичные для античной драмы детали: "Александр пировал и веселился вместе с друзьями. В общем веселье вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. Среди них особенно выделялась Таида, родом из Аттики. То умно прославляя Александра, то подшучивая над ним, она во власти хмеля решилась произнести слова, вполне соответствующие нравам и обычаям ее родины… Таида сказала, что в этот день, глумясь над надменными чертогами персидских царей, она чувствует себя вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии. Но еще приятнее было бы для нее теперь же с веселой гурьбой пирующих пойти и собственной рукой на глазах у царя поджечь дворец Ксеркса, предавшего Афины губительному огню. Пусть говорят, что женщины, сопровождавшие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота.

Слова эти были встречены гулом одобрения и громкими рукоплесканиями. Понуждаемый упорными настояниями друзей, Александр вскочил с места и с венком на голове и факелом в руке пошел впереди всех…"

Парадокс, но самого Александра – покорителя Ахеменидской империи - историки называют "последним Ахеменидом". В этом, кстати, тоже можно усмотреть величие этой сверхдержавы, проявившееся и в самый драматичный период ее истории.

Ведь, покорив империю, Александр Македонский не пытался ничего институционально изменить, не проводил особых преобразований. Ему было очевидно, что он имеет дело со слаженно работающей государственной структурой. Наоборот, он очень быстро "персизировался", если так можно выразиться, перенял многие обычаи ахеменидского двора. Грозный и жестокий завоеватель в этом случае действовал не только силой оружия. Понимая, что люди, создавшие такую империю, могут помочь и ему укрепить свою власть, Александр приблизил к себе многих персов, женился на дочери царя Дария. Его примеру последовали и 10 000 македонцев, тоже женившихся на персиянках. Быть может, Македонский сумел бы сохранить это огромное государство, но ошибки и слабости свойственны и великим. Успехи опьянили завоевателя, он впал в разгул, стал проявлять необоснованную жестокость. Начались распри. Империя Александра – и все же это все еще была Ахеменидская империя – была обречена. Вскоре Александр Македонский умер, не успев разрушить свой величественный образ и кровью обретенную славу. А поскольку умер он совсем молодым, трудно судить даже, была ли у него вообще своя концепция государства. Или все-таки он был рожден только великим полководцем...

В любом случае персидский опыт изменил его, возможно, сделал более космополитичным. Диодор Сицилийский (I век до н.э.) цитирует меморандум Александра, планировавшего великие переселения народов, создание городов со смешанным населением и прочие мультикультурные сверхпроекты. Кто знает, возможно, Македонскому очень захотелось создать свою империю – семью народов, без чужаков, без маргиналов... Эдакая ахеменидская прививка великому полководцу-чужестранцу. Вы думаете, этот вектор исчез с его смертью? Отнюдь. Александр успел передать его одному неординарному представителю принципиально иной культуры, с которой успел соприкоснуться перед смертью. Но об этом – в другой раз...

Ахемениды , древнеперсидская царская династия (558 г. до н.э - 330 г. до н.э.)

Династия Ахеменидов ведет начало от легендарного Ахемена (лат. Achaemenes, др.-перс. Хахаманиш), вождя союза персидских племен.

Персия первых Ахеменидов входила в состав Мидийской державы (мидийцы были близкородственным народом), и вместе с Мидией участвовала в разгроме Ассирийской империи . Потомок Ахемена Кир II Великий , правивший с 559 г. до н.э. в области Парса и г. Аншане (Северный Элам), основал огромную империю, объединившую большинство стран Передней Азии: в 550 г. до н.э. -549 г. до н.э. была захвачена Мидия, в течение последующих трех лет были завоеваны все страны, входившие в состав бывшей Мидийской державы; в 546 г. до н.э. - Лидийское царство и греческие города Малой Азии; между 545 г. до н.э. и 539 г. до н.э. - значительная часть Средней Азии; в 539 - Вавилония (Кир II был коронован как царь Вавилона). В 525 г. до н.э. персидский царь Камбиз II после битвы при Пелусии подчинил Египет ; между 519 г. до н.э. и 512 г. до н.э. при Дарии I были покорены острова Эгейского моря, Фракия , Македония и северо-западная часть Индии .

В начале V в. до н.э. , при Дарии I , начинается период противостояния Персидской державы и греческих полисов, боровшихся за свою независимость. В этот период, известный как Греко-персидские войны, как персы, так и греки активно вмешиваются в внутренние дела Греции и Персидской державы, соответственно. К концу V в. до н.э. греческие наемники составляли важнейшую часть персидского войска; а, например, условия Анталкидова мира, завершившего Коринфскую войну, были, фактически, составлены персидским царем.

Греко-персидские войны, пришедшиеся на период расцвета демократических Афин и древнегреческой цивилизации, способствовали объединению греческих городов перед лицом внешнего врага и экспансии греческой культуры на Ближний восток, с одной стороны; с другой стороны, выявили противоречия как в самой Греции, так и в Персии, а также способствовали созданию эллинистических государств, в которых древнегреческая культура сочеталась с персидской политической системой. Период Греко-персидских войн прекрасно отражен в сочинениях древнегреческих историков.

Греческим городам удалось остановить экспансию Ахеменидов, и, начиная с конца V в. до н.э. империю сотрясают постоянные смуты: после смерти каждого царя начинаются династические войны за престол, постоянно происходят восстания в различных сатрапиях, некоторые регионы получают фактическую независимость (например, Египет).

В 334 г. до н.э. царь Александр Македонский вторгается в пределы государства Ахеменидов; последний персидский царь Дарий III терпит поражение. В 331 г. до н.э. происходит решающая битва при Гавгамелах, после которой империя Ахеменидов прекращает свое существование. Почти все страны бывшей империи входят в состав державы Александра Македонского.

Управление империей Ахеменидов, представлявшей собой восточную деспотию, осуществлялось при помощи сложной бюрократической системы, оформившейся при Дарии I. Государство было разделено на 20 военно-административных округов (сатрапий), во главе которых стояли специальные чиновники (сатрапы); они обязаны были собирать с населения и платить персидскому царю подати (деньгами и натурой).

По этническому составу и социальному укладу империя Ахеменидов была неоднородна. В городах Малой Азии, в Вавилонии, Финикии и Египте в сельском хозяйстве и ремесле широко применялся труд рабов, в то же время отсталые области Фракии, Македонии, кочевые арабские и скифские племена находились на стадии разложения родового строя. Персидская администрация сохраняла в завоеванных странах старые местные законы, религии, денежные системы, письменность и языки. Сами персы были освобождены от податей и принудительных работ. Персидские цари, их родственники, сатрапы и вельможи имели крупные рабовладельческие хозяйства.

Основными представителями династии были:

  •  Ахемен (др.-перс. Хахаманиш, правил в период до 675 г. до н.э.)
  •  Теисп (др.-перс. Джишпиш или Чишпиш, 675-640)
  •  Кир I (др.-перс. Куруш, 640-580)
  •  Камбиз I (также Камбис, др.-перс. Камбуджия, 580-559)

1987. , chapter 2 «Armenia from the Median Conquest to the Rise of the Artaxiads». Harvard University Department of Near Eastern Languages and Civilizations and National Association for Armenian Studies and Research, 1987:

Оригинальный текст (англ.)

Стр. 39
By 585 B.C., the power of the Medes extended as far as the Halys River; they were thus in possession of the entire Arm. plateau and the former territories of Urartu.
...
The Armenians , as we have seen, appear to have settled in the area of Van and in the northeast, in the region of Ararat . Numerous other peoples also inhabited the plateau: Herodotus mentions the Suspyrians, Alarodians and Matieni; and Xenophon met on his march the Chaldaeans, Chalybians, Mardi, Hesperites, Phasians and Taochi.

Стр. 45
Armenia was divided into two satrapies, the 13th and 18th, by the Persians, and several sites mentioned in the inscriptions at Behistun have been identified in the south and west of the Armenian plateau, in the provinces of Aljnik and Korcayk.
...
The 18th satrapy included the regions around Ararat ; we shall discuss below the principal sites of the Achaemenian period from that region: Arin-berd (Urartean Erebuni) and Armawir (Urartean Argistihinili).

  • Daryaee, edited by Touraj. The Oxford handbook of Iranian history. - Oxford: Oxford University Press, 2012. - P. 131. - «Although the Persians and Medes shared domination and others were placed in important positions, the Achaemenids did not – could not – provide a name for their multinational state. Nevertheless, they referred to it as Khshassa , "the Empire".». - DOI :10.1093/oxfordhb/9780199732159.001.0001 .
  • Ричард Фрай. Наследие Ирана. - М. : Восточная литература РАН, 2002. - С. 20. - ISBN 5-02-018306-7 .
  • История Ирана / М.С.Иванов. - М. : МГУ, 1977. - С. 488.
  • М.М.Дьяконов. Очерк истории древнего Ирана. - М. , 1961.
  • Н. В. Пигулевская. История Ирана с древнейших времён до конца 18 в.. - Л. , 1958.
  • История (Геродот) , 3:90-94
  • John William Humphrey, John Peter Oleson i Andrew Neil Sherwood: «Grčka i rimska tehnologija» (Greek and Roman technology ), str. 487.
  • Robin Waterfield i Carolyn Dewald: «Herodot - Povijesti» (Herodotus - The histories ), 1998., str. 593.
  • «Krezov Život» (Life of Crassus ), Sveučilište u Chicagu
  • Darel Engen: «Gospodarstvo antičke Grčke» (The Economy of Ancient Greece ), EH.Net Encyclopedia, 2004.
  • Darije Veliki: popis satrapija s odgovarajućim porezima (Livius.org, Jona Lendering)
  • Talent (unitconversion.org)
  • И. Дьяконов «История Мидии», стр. 355, 1956

    Сатрапская династия Оронтов сидела при Ахеменидах в восточной Армении (в XVIII сатрапии, земле матиенов-хурритов, саспейров-иберов и алародиев-урартов; однако, как показывает само название, здесь жили уже и армении)…

  • И. Дьяконов «Закавказье и сопредельные страны в период эллинизма», глава XXIX из «История Востока: Т. 1. Восток в древности». Отв. ред. В. А. Якобсен. - М.: Вост. лит., 1997:

    Оригинальный текст (рус.)

    Колхи время от времени посылали Ахеменидам символическую дань рабами, возможно захваченными у соседних горских племен, и поставляли вспомогательные отряды, по-видимому, в распоряжение сатрапа Западной (или собственно) Армении (13-й сатрапии Ахеменидов, первоначально называвшейся Мелитеной; Северо-Восточная Армения, продолжавшая называться Урарту, составляла 18-ю сатрапию и в то время, по всей вероятности, еще не вполне арменизировалась по языку; в ее состав входили наряду с армянами, урартами-алародиями и хурритами-матиенами также и восточные протогрузинские племена - саспиры)

  • Дж. Бурнутян, «A Concise History of the Armenian People», Mazda Publishers, Inc. Costa Mesa California, 2006. Стр. 21

    Оригинальный текст (англ.)

    Armenia is listed as the 10th satrapy in the Persian inscriptions at Naqsh-e Rostam. In the fifth century Herodotus mentions Armenians occupying the 13th satrapy, while the remnants of the Urartians (Alarodians) lived in the 18th satrapy. Armenians soon became the dominant force in those satrapies and subjugated or assimilated the other groups.

  • Развитие цивилизаций, народы, войны, империи, легенды. Вожди, поэты, ученые, бунтари, жены и куртизанки.


    Т.Захарова
    Древняя Персия - бесстрашная, грозная, неумолимая империя, не знавшая себе равных в завоеваниях и богатстве, во главе которой стояли незаурядные, честолюбивые и могущественные правители. С момента возникновения в 6 в. до н.э. до завоевания Александром Македонским в 4 в. до н.э. в течение двух с половиной столетий Персия занимала главенствующее положение в Древнем мире. Затем, после 100-летнего господства греков, началась эра Парфянского и Новоперсидского царств, более 7 веков противостоявших Риму, Византии, исламскому миру.


    Т.Захарова
    Древний город, духовный прародитель большинства «цивилизованных» религий. Трилитон, чудо трех камней, каждый из которых весит более 800 тонн. Мегалитная платформа храма Юпитера - сложена специально для храма или предназначалась для иных, неизвестных ныне целей?


    Т.Захарова
    Самая загадочная женщина древнего мира - красавица или демон? Умная правительница или хитрая интриганка? Любимая жена или коварная соблазнительница? Великие книги древних по-разному рассказывают о волнующей легенде, ставшей символом женственности, тайны и величия.


    Т.Селянинова
    Три поколения правителей, дипломатов, философов, литераторов. Три поколения, влиявших на судьбы Молдавии, России, Турции. Честолюбивые планы, сбывшиеся надежды, жестокие разочарования. Любовь и политика, семья и государственные приоритеты.


    Т.Захарова
    До появления маяка история архитектуры не знала примеров, когда сооружение, имевшее, техническое назначение, становилось предметом всеобщего почитания и даже поклонения. В средние века руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость Кайт Бей и в ней существуют поныне. Сейчас она превращена в египетский военный форт. Поэтому добраться до остатков маяка невозможно даже ученым-археологам.


    Т.Селянинова
    Известный всему миру семейный и любовный переплет с участием особ королевской крови, обманутых жен, верных любовниц и тому подобное. Почему распался волшебный брак? Да и был ли он на самом деле столь уж счастливым с самого начала? Золушкам и охотницам на принцев - на заметку.


    А.Вещагина
    Падкое на разные необычности и пытливое человечество находит корреляции между положением звезд на небе сейчас и динамикой роста цен на пшеницу в Древнем Риме времен Цезаря. И каждая мало-мальски отличающаяся, выделяющаяся, примечательная дата становится источником вдохновения для любителей создавать статистические выкладки и проводить сравнительные анализы. 29 февраля - один из регулярно случающихся дней, когда такие выкладки и исследования становятся особо актуальными.


    Т.Захарова
    Женский день задумывался прежде всего как день эмансипации, день проведения митингов и различных политических акций. Основной смысл был в организации одновременного выступления женщин в разных странах. И участвовали в этих выступлениях прежде всего женщины-революционерки, участницы рабочих интернационалов. Агитировали они не за весну, любовь и красоту, а за свои права на труд, отдых, достойную оплату и равные права с мужчинами.


    Т.Захарова
    "Историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей». "


    К.Шувалов
    Гуманисты стремились насытить свой ум и стиль жизни опытом античности, постепенно переходя от простого заимствования этого опыта к выработке нового убеждения, которым отождествлялось человеческое знание с добродетелью. Духовность, универсальность человека превращалась в чистый культ знаний.


    К.Шувалов
    В настоящее время христианская церковь признает только четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Эти тексты были названы каноническими и внесены в Новый Завет в 325 году в ходе первого Никейского собора, созванного при поддержке римского императора Константина Великого.


    К.Шувалов
    Цивилизации античности существенны для наc не только как предшественницы христианства, но сохранившимися от них собственными ценностями. Ценностная ориентация любого человека, народа осуществляется не на безликое добро и зло, любовь и ненависть, но на их персонификацию, деятельность предшественников, особенно, великих, в соответствии с этими ценностями.


    К.Шувалов
    Средневековье поставило перед людьми проблему: что важнее - земное или духовное, небесное? Конечно, как и во всех делах житейских, существует некоторый компромисс между крайностями, меняющийся от народа к народу и со временем. Абсолютизация духовного - аскеза - в целом есть тормоз земной жизни и может быть лишь уделом избравших себе этот путь. Абсолютизация земного ведет ведет либо к политическому раздраю и нравственной распущенности. Где же золотая середина?