Миссионерский портал диакона андрея кураева. Кураев обнажается

Диакон Андрей Вячеславович Кураев – священнослужитель, философ, богослов и общественный деятель, он оппозиционно настроен ко многим инициативам РПЦ, за что получил негласное прозвище «либерала от РПЦ». Он придерживается позиции о необходимости просветительской деятельности среди молодежи, также известен как разоблачитель гомосексуализма среди священников РПЦ.

Детство и юношеские годы

Будущий религиозный деятель родился 15 февраля 1963 года в Москве, семье убежденных атеистов. Отец, Вячеслав Иванович, известный советский ученый-философ, был личным помощником академика Петра Федосеева, видного идеолога КПСС. Мать, Вера Трофимовна, преподавала материальную диалектику в АН СССР.


Мальчику с ранних лет внушалось, что бога не существует, а жизнь на земле возникла согласно общепринятой теории Дарвина. Андрюша рос обычным советским школьником, хорошо учился, много читал, был редактором стенгазеты «Атеист» и образцовым пионером и комсомольцем.

Окончив школу в 1979 году, он решил пойти по стопам родителей и поступил в главный университет страны на кафедру научного атеизма. В МГУ Кураев зарекомендовал себя талантливым студентом, ему прочили прекрасную карьеру и престижное место преподавателя в будущем. Никто и не догадывался, что в душе Андрея вера в бога уже давно вытеснила основные догмы марксизма-ленинизма.


Тайное стало явным, когда родители случайно застали сына с богословскими писаниями в руках. Отпираться было бессмысленно, и юноша признался, что верует, собирается креститься и хочет поступать в духовную семинарию. Родители пытались всячески переубедить сына и не портить карьеру ни себе, ни отцу, однако молодой человек был непреклонен. На семейном совете был достигнут компромисс, в результате которого Андрей 29 ноября 1982 года принял крещение в стенах храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, а окончив МГУ с красным дипломом в 1984 году, поступил в столичную духовную семинарию (МДА).

Из-за этого Вячеславу Ивановичу запретили выезжать в заграничные командировки и уволили с должности референта партийного чиновника. Однако эти события не повлияли на отношения в семье, родители с пониманием отнеслись к выбору сына и всячески поддерживали его на протяжении всей жизни.

Карьера в РПЦ

Еще во время учебы в семинарии Кураев стал писать статьи и публиковать их в журнале «Вопросы философии». Участвовал в религиозных диспутах, на которых яростно отстаивал свои убеждения. В 1988 году он окончил МДА и поступил на богословский факультет Бухарестского университета и там же, в Румынии, получил сан дьякона с величайшего благословения патриарха Феоктиста. В университете он учился до 1990 года, но не окончил его.


Вернувшись в Москву, Кураев три года проработал личным секретарем патриарха Алексия, параллельно читая лекции по православию в МГУ на факультете журналистики. При этом он не переставал совершенствовать свои знания и окончил столичную духовную академию.

В 1993 году священнику предложили возглавить факультет богословия МДА. В 35 лет Кураев стал самым молодым профессором богословия, а его заслуги были высоко отмечены патриархом Всея Руси. В 1994 году он защитил диссертацию на тему «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения» и получил степень кандидата философских наук. Спустя год он получил степень кандидата богословия с диссертацией на тему «Традиция. Догмат. Обряд».


Работы Андрея Вячеславовича на духовные темы легли в основу нескольких учебников по богословию, тиражи книг давно превысили шестьсот тысяч экземпляров, а на лекциях в МГУ не найти свободного места.

Кураев объездил с миссионерскими проповедями всю страну, а в последнее время часто выступает с обличительными материалами. Так, огромный резонанс вызвало его интервью на радиостанции «Эхо Москвы», в котором он разоблачает миф о схождении Благодатного огня, а также публикация о гомосексуальном скандале в стенах Казанской семинарии.


В 2009 году патриарх Кирилл назначил Андрея Кураева ответственным за создание школьного учебника по основам православной культуры, который был апробирован в 2010 году под названием «Основы религиозных культур и светской этики».


В 2013 году Кураева уволили из преподавательского состава МДА. Основной причиной диакон назвал поддержку Pussy Riot после их скандального выступления в храме Христа Спасителя, а также откровенный разговор о «голубом скандале» в Казани.


О деятельности священника режиссером Валерием Отставных был снят документальный фильм «48 часов из жизни диакона Андрея Кураева», в котором он подробно осветил одну из его миссионерских поездок.


В отличие от многих священников, Кураев активно присутствует в Сети. Широкое известен его блог в Живом Журнале, его рассуждения часто транслируются в эфире радио «Эхо Москвы».

Скандальные высказывания

В своих публикациях Кураев часто затрагивает острые темы, его высказывания получают критику с «обоих полюсов». Он неуважительно высказывался в адрес муфтия Нафигулла Аширова, который среди других видных мусульманских деятелей России подписал открытое письмо Путину «Клерикализм – угроза национальной безопасности России». Кураев предлагал отправитель его в «бессрочную командировку».


В 2007 году Кураев усомнился в божественном происхождении благодатного огня – слова греческого патриарха Феофила о том, что «это не ежегодно свершающееся чудо, а лишь напоминание о свете, воссиявшем при Воскресении Христа», диакон ответил: «Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверное, и не мог».

Андрей Кураев. «Мастер и Маргарита»

Также священника обвиняли в антисемитизме. В 1998 году он издал книгу «Как делают антисемитом» (второе издание вышло в 2006 году), а в 1999 в статье «Можно ли не праздновать 8 марта?» нашел сходство праздников 23 февраля и 8 марта с еврейским Пуримом, после чего осудил празднующих: «Как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей?».

А в своей книге «Православие и эволюция» Кураев раскритиковал течение западного креационизма, отметив, что в православии нет никаких оснований для отрицания теории эволюции.

Андрей Кураев о посте и заблуждениях

В 2014 году священник критиковал присоединение Крыма к России, заметив, что страна больше потеряет, чем приобретет.

Личная жизнь Андрея Кураева

Всю свою жизнь Андрей Вячеславович решил положить на алтарь веры, поэтому у него нет ни жены, ни детей. Он живет в небольшой квартире на западе Москвы и служит протодиаконом в Тропарёвском храме Архангела Михаила, расположенном неподалеку.


Андрей Кураев сейчас

Кураев продолжает активную миссионерскую деятельность. Одним из главных каналов просвещения он считает свои книги. Одна из последних – «Женские вопросы к церкви» (2017), в которой объяснил в том числе, почему в православии нет женщин-священников и как относится церковь к женщине в новом веке.

Особое мнение. Андрей Кураев

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска. Владыке сослужили епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор, благочинные Симбирской епархии, настоятели храмов города Симбирска.

За Литургией молились монашествующие Симбирской епархии, священнослужители, прибывшие в кафедральный собор по окончании богослужений в своих приходских храмах, благотворители, представители общественности, казаки, православная молодежь, педагоги и воспитанники воскресных школ, многочисленные прихожане разных храмов Ульяновской области, верующие из Республики Татарстан. К соборной молитве присоединились Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, Глава города Ульяновска Сергей Панчин, представители областной и городской администраций.

После службы митрополит Анастасий поблагодарил духовенство, монашествующих и мирян за молитвы и обратился к пастве с прощальным словом.

– Дорогой владыка Диодор! Дорогой Сергей Иванович! Дорогие отцы, братья и сестры! Я хотел бы поблагодарить вас за то, что вы терпели меня в течение четырех с лишним лет. Мы вместе с вами молились, вместе решали проблемы, которые стоят перед нашей Церковью. Мы любили этот край, делали все возможное для того, чтобы нашим людям жилось благоприятно на этой благословенной земле. В жизни бывает так, что наши планы не совпадают с планами Божьими. Пять дней тому назад вы поздравляли меня с 75-летием. А еще через три дня для меня, а, наверное, и для вас, как гром среди ясного неба прозвучало определение Священного Синода о почислении меня на покой.
Что такое покой? Это время, в которое мне надо вновь постараться пребывать с Богом. Неспроста Господь отправляет меня на покой. Слишком много я интересовался жизнью людей, которые прошли испытания адом, жизнью наших подвижников, которых мы сейчас прославляем. Их жизнеописания мы изучаем слишком поверхностно. Мы равнодушно относимся к их подвигу. Были они такие хорошие и благочестивые, потом их в ссылку сослали, они отсидели, вышли на свободу, а их и в алтарь не стали пускать. Некоторые священники были вынуждены молиться в дверях, потому что официальное руководство не допускало их до алтаря. Наверное, такая же участь ждет и меня. Возможно, и мне предстоит почувствовать то, что чувствовали люди, которые были носителями Святого Православия, которые любили свою Родину, любили Церковь, любили народ Божий. Каково им было пребывать в таком состоянии? Это известно одному Богу. Я прошу Господа, чтобы Он помог мне в несении жизненного креста. Я хочу поблагодарить Вас, владыка Диодор и владыку Филарета, за то, что мы вместе не только решали насущные вопросы, но и находились в молитвенном евхаристическом общении с нашей паствой. Наша паства всегда поддерживала своих пастырей и возносила молитвы с нами. Дай Бог, чтобы эти молитвы продолжались до конца нашего земного бытия. Я хотел бы поблагодарить руководство Ульяновской области, которое отзывалось на все наши просьбы, и само выходило на нас с предложениями сделать то-то и то-то. Дай Бог, чтобы новый архиерей, назначенный Священным Синодом на эту богоспасаемую землю, выполнял наказы верующих людей, был добрым пастырем для вас, а самое главное – был молитвенником за Церковь Симбирскую, за весь Симбирский край, – сказал владыка Анастасий.
За большой вклад в сохранение духовных и культурных традиций, укрепление межконфессиональных связей, активную просветительскую деятельность на территории Симбирской-Ульяновской области Сергей Морозов удостоил митрополита Анастасия Высшего почетного знака Губернии «За Веру и добродетель».

На молитвенную память Сергей Морозов преподнес владыке Анастасию образ апостола Иоанна Богослова.

– Икона, перед которой вознесено много молитв, пусть служит напоминанием о том, что на Симбирской земле владыку ждут всегда, – заключил Сергей Морозов.

– Спаси Господи, дорогой Сергей Иванович. Иоанн Богослов – единственный из апостолов, который скончался своей смертью. Он был носителем христианского учения. Буду молиться, чтобы все было хорошо, – сказал архиерей в ответ.

От лица Симбирского духовенства слово произнес благочинный Симбирского округа, настоятель храмов Трех святителей протоиерей Николай Косых.

– На протяжении своего архипастырского служения Вы, владыка, как купец искали доброго бисера – Христа и обрели Его. Вы стали тем, о чем пишет святой апостол Павел – храмом Духа Святого. Вы стали тем сосудом, который преисполнился благодати Духа Святого. Господь увидел, что сосуд переполнился. Вы собирали, а теперь пришла пора расточать. Вы были ограничены временем и местом. Кафедра архиерейская отнимает много времени, много времени требуется посвящать административному и хозяйственному служению. Господь решил освободить Вас от этого. Теперь у Вас больше времени для того, чтобы раздавать людям собранную Вами благодать. Владыка, мы Вам не говорим «Прощайте», мы говорим «До свидания». Мы имеем надежду на то, что не только двери Вашего сердца, но и двери Вашего дома всегда будут открыты для нас. Мы, немощные, будем приходить к Вам, чтобы получить поддержку. Плачущие – за утешением, заблудшие – за вразумлением и наставлением. Это отнимает, владыка, очень много времени и сил духовных. Феофан Затворник удалился, чтобы много дать. Вот и Вы удаляетесь, чтобы много дать. Храни Вас Бог, дорогой владыка, на многая и благая лета!

Слова благодарности и поддержки митрополиту Анастасию сказали священники, монашествующие, сотрудники приходов и епархиального управления, благотворители и общественные деятели, которым довелось потрудиться с владыкой. Прихожане дарили архиерею иконы, цветы, благодарили за молитвы и попечение, просили не оставлять их без молитвенной помощи, выражали надежду на продолжение дальнейшего Евхаристического общения. Люди долго не отпускали полюбившегося им архипастыря, подходили в храме и буквально окружили его на улице. Владыка благословил и выслушал каждого, поблагодарил за тепло и поддержку, призвал к молитве и сам пообещал молиться о своей симбирской пастве."

Российский религиозный и общественный деятель, писатель, богослов. Автор официального учебника по основам Православной культуры. Деятельность и комментарии Кураева в общественном пространстве регулярно вызывают полярные мнения - от благодарностей за миссионерство до обвинений в разжигании межэтнической и межрелигиозной розни.

Биография

Будущий богослов Андрей родился в семье ярых атеистов в Москве. Отец, Вячеслав, был секретарем крупного партийного руководителя, мама преподавала в Академии наук диалектический материализм.

Андрея также воспитывали в духе атеизма, он с детских лет был уверен, что Бога не существует. Во время учебы в школе выпускал газеты, в которых приводил доказательства своих убеждений. Вообще это было нормой, в советские годы практически все были убежденными атеистами. Верующие люди буквально преследовались, а молодежь испытывала трудности при поступлении на учебу и при трудоустройстве.

В 1979-м Андрей стал одним из студентов высшего учебного заведения Москвы, изучал научный атеизм. Проучившись несколько лет, в 1982 году принял решение креститься в храме Рождества Предтечи Иоанна. Что стало причиной такого поворота в убеждениях – неизвестно. Но родители, мягко говоря, были не в восторге от выбора сына. Однажды вернувшись с работы, взрослые застали сына с Евангелием в руках. Все надежды на перспективное будущее сына и карьера отца могли обрушиться в один момент. Уговоры были тщетны, в результате папу не отпустили в командировку во Францию, уволили с работы. Но отношения между родителями и верующим сыном не испортились. Андрей Вячеславович доподлинно изучил историю религии, ознакомился с работами великих философов. Для поступления в семинарию необходимо было разрешение определенных органов. Для этого Андрей в 1984 году получил диплом, в 1985-м устроился на должность секретаря Духовной академии и попутно поступил в семинарию. Буквально через год здание семинарии сгорело при крупном пожаре, и Кураеву пришлось искать другое место работы. Он подрабатывал на стройке и ждал, пока восстановят здание и будет формироваться штат сотрудников, к которым по приглашению ректора примкнул и наш герой. В 1988-м была окончена Московская духовная семинария, начались публикации священника в журнале «Выбор».

В августе этого же года в журнале «Вопросы философии» стали появляться статьи молодого философа, и его пригласили на первый открытый диспут в Коломенский пединститут, где начинающий духовник одержал победу над убежденными атеистами. А победитель отправился в Румынию для учебы в православной церкви. Два года он проучился в Бухарестском университете на факультете православия. В 1990 году, в день Петра и Февронии получил сан диакона от патриарха Феоктиста. В 1990 году Андрей Кураев вернулся в Россию и три года работал первым помощником Алексия. Духовник до сих пор вспоминает великого патриарха как мудрого и милосердного человека. Для Кураева эти годы стали весьма полезными, он многому научился от своего учителя, обрел опыт и познания.

Начиная с 1991 года преподает Слово Божье на факультете журналистики. При этом священник продолжал развивать свое духовное образование и окончил МДА, а в 1993 году стал деканом факультета богословия. В 1994-м защитил еще один диссертационный проект, но уже в Институте философии, и получил статус кандидата наук. Его работа «Традиция. Догмат. Обряды» была отмечена бурными аплодисментами.

В 1996 году патриарх Алексий назначил Андрея Кураева профессором в секторе богословия. Ему было всего 35 лет, и в истории духовенства это первый случай, когда такой статус дается в столь молодом возрасте. Много времени уделял Андрей выпуску религиозной литературы и в соавторстве с Султановым, Чернышовым, Глазычевым, Кургиняном, Махначом выпустил цикл статей «Иное. Хрестоматия нового российского самосознания», в которых для общественности весьма доступным языком представлялась концепция веры.

Более 10 лет, с 1993 по 2013 год, работал в родной духовной семинарии. Попутно заведовал кафедрой богословия в Свято-Тихвине. Андрей Кураев неоднократно пользовался доверием Синода, состоял в редколлегии при выпуске сборника богословских трудов, в Синодальной комиссии и церковном совете по защите от алкогольной зависимости. До 2007 года служил на Пресне в храме Рождества, затем был переведен в Тропаревский в храм Архангела Михаила. Патриарх Всея Руси Кирилл в 2009-м возвел Кураева в сан протодиакона, за активное миссионерство возложен двойным орарем и камилавкой. Духовника можно часто увидеть на экранах в различных ток-шоу, в поездках по странам. Своим главным предназначением Кураев считает воспитание в молодежи веры, милосердия и любви к ближнему.

Широкая общественная популярность миссионера сыграла с ним злую шутку. В 2013 году Кураев был отчислен из преподавательского состава и исключен из числа профессоров Академии за эпатажную и провокационную деятельность в СМИ и блогосфере. Кураев был возмущен увольнением и связал его со своими записями в «Живом Журнале» оскандалах в духовных семинариях и с несогласием с уголовным преследованием и тюремным заключением участниц группы Pussy Riot.

В 2016 году был включен в список лиц, которым запрещен въезд в Латвию. А в мае 2017 года на Кураева была наложена епитимья (церковное наказание для мирян) в виде сорокоуста (ежедневные молитвы на протяжении 40 дней), который он совершал в Новоспасском монастыре.

Личная жизнь

Как-то Кураева спросили, что для него значит жизнь. Он ответил: «Моя жизнь – это две даты, между которыми поставлен знак «тире». Также он считает существование на земле командировкой для покойника. А что касается личной жизни, то она вся посвящена Божьему слову и миссионерству. География путешествий Андрея весьма широкая. С проповедями он посещал Казахстан, Белоруссию, европейские страны, Азию. Его слушателями являются ученики школ, студенты вузов, солдаты в армии, заключенные в тюрьмах.

Для Кураева все люди уважаемы, и каждому из них он готов донести истинную веру и рассказать об интересных фактах, подтверждающих существование Бога. Среди его друзей можно встретить рок-музыкантов, политиков, писателей. Андрей с удовольствием слушает Высоцкого, Макаревича, Галича, цитирует Булгакова, Шекспира, Пастернака. Духовник считает, что для общения с людьми необходимо знать современную литературу, музыку, быть в курсе политической жизни любого государства. Свою деятельность определяет как работу в «пограничной зоне», он не служитель Церкви и в то же время находится на пути к вере.

Как подло и низко ведет себя о.Андрей Кураев в последнее время.

Не буду вновь говорить о его симпатиях к Болотному митингу и оппозиции, не хочу повторяться о его " сказочном" восприятии выступления скандальной панк-группы в Храме Христа Спасителя и даже не стану напоминать о выворачивании о.Кураевым наизнанку правды, когда вина богохульниц в одночасье превратилась с какого-то перепугу в вину христиан.

Скажу про иное, что раньше лишь смутно и вскользь обращало мое внимание, но я надеялась(и даже была уверена), что это всего лишь мои личные подозрения.

Я читаю блог о.Кураева с самого его открытия и хорошо помню, что любые наглые и оскорбительные реплики в адрес Церкви и Святейшего Патриарха удалялись раньше о.Андреем моментально.
Но вот уже примерно год, как я стала обращать внимание на то, что ругать Патриарха Кирилла, называть его " Гундяеем" и что-то подобное в ЖЖ о.Андрея считается допустимым.
Никаких комментариев, например, по поводу оскорбления Дмитрием Быковым в его статье " Толоконные лбы" Святейшего Патриарха - со стороны Кураева не последовало, хотя я обращалась с этим вопросом и к нему в личку, и в блоге.
При перепосте о.Андреем хамского фельетона про " Зуб медведя Серафима Саровского" мне также показалось, что ирония была направлена не только на людей, стоявших к Поясу Богородицы в те дни, но и на Святейшего Патриарха.
Фраза Кураева о бестактности, обращенная к выступлению Патриарха Кирилла на встрече с Путиным, лишила меня надежды на то, что я ошибалась в своих догадках.
А указание Кураева на " Эхе Москвы" о том, когда и как должен говорить Патриарх о хулиганской выходке панк-группы, это ли не наглость?

И вот на днях была поставлена последняя точка, отброшены все сомнения. Я не считаю, что человек, именующий себя миссионером, умеющий ладно и складно читать лекции о Православии и Церкви, носящий сан протодиакона Русской Православной Церкви имеет право так по хамски отзываться о Патриархе да еще и на просторах интернета, а не на собственной кухне в Москве.

О чем я?
А вот, о чем.

Многие знают(или догадываются), что у о.Андрея есть в ЖЖ двойники(клоны) - им же созданные аккуанты, которые он использует часто для комментариев как в своем блоге, так и в чужих.
Я знаю точно о двух из нескольких таких клонов Кураева.
О ком чаще идет речь в их комментариях? Конечно же, о самом себе любимом.
Само по себе - это не плохо и не хорошо. Любой человек имеет право, вероятно, создавать свои клоны-блоги. И я бы не стала сейчас об этом говорить, но о.Кураев переступил черту.

В последние дни один из его клонов распространил информацию о том, что Кураева в понедельник 12 марта будут разбирать на ученом совете в Московской Духовной Академии. Замечу, что настоящий порядочный мужчина об этом кудахтать, как испугавшийся петух, не стал бы. Или сказал бы, но честно и открыто в своем основном блоге. Но о.Андрей привык действовать иначе(кругами, да полями с болотами), вызывая ажиотаж-психоз публики и потом за этим же наблюдая.

Но и это - пол-беды. Этот же клон о.Андрея выдал 8 марта такой перл, которым я лично возмущена до предела. И не желаю об этом молчать.
В теме о статье В.Р.Легойды Кураев комментирует, прячась за спину своего двойника, так:

" Слова Легойды лукавы. Именно церковь требует расправы и именно его святейший шеф требует расправы и над девушками и даже над Кураевым."

ЭТО ЧТО ТАКОЕ, ОТЕЦ АНДРЕЙ?
Итак, у Вас Легойда - лукав, Церковь требует расправы(заметьте, именно расправы, а не законного решения суда!), Святейший Патриарх называется Кураевым - " святейшим шефом", а разбор слов и поступков блинопёка Кураева сам Кураев акцентирует словом " ДАЖЕ"!
О, Боже, как посмели в Московской Духовной Академии, как посмел Святейший Патриарх прикасаться к этой священной корове?! А откуда у Вас информация, что Святейший требует над Вами расправы? А? Незнайка с луны донес или еще какая иуда придумала?

Отец Андрей,
Вы переступили черту и Ваши гаденькие и подлые выверты за спиной Ваших клонов - мерзки.
Что бы Вы не говорили, стараясь(по-Вашему) соответствовать Евангелию, подобное Ваше поведение вызывает лишь презрение и неприязнь к Вам, как к человеку непорядочному и лживому.
За свои слова и поступки надо уметь отвечать, если уж извиняться Вы за долгие годы так и не научились.

Храни Господь Святейшего Патриарха Кирилла!

Пока идут новогодние каникулы, в жизни одного известного ЖЖ-деятеля – Диакона Андрея Кураева – разворачивается трагедия шекспировского размаха.
Не сомневаюсь, что найдется кто-нибудь, задавший вопрос: «А кто такой этот Диакон Андрей Кураев?». Вот вам ссылка из Википедии:

Как следует из этой статьи, он родился в 1963 году. Его отец служил секретарем у очень интересного человека – Петра Федосеева, директора Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (1967-1973), Института Философии АН СССР (1955-1962), вице-президента АН СССР, курирующего гуманитарный блок (1962-1967, 1971-1988). Короче говоря, папа Андрея Кураева был секретарем у человека, длительное время определяющего идеологию в СССР. Уж не Федосееву ли мы обязаны Перестройкой? Скажи мне, у кого ты работаешь секретарем, и я скажу тебе, кто ты, и что ты с этого имеешь.
Во всяком случае, Андрюша Кураев в 9-ом классе выпускал школьную газету «Атеист» и в 16 лет поступил на философский факультет МГУ. Кто помнит тогдашнюю кухню, тот сразу поймет, что речь идет об очень большом блате и нежелании служить в армии. Видимо, мама нажимала на папу, чтобы он сделал все, чтобы мальчик не пошел в солдаты, ребенку пришлось заняться выпуском атеистической газеты, что, вероятно, пошло ему в зачет при поступлении: надо же было как-то объяснять, почему отдали приоритет 16-летнему мальцу на факультете, куда набирали преимущественно уже отслуживших в армии и бывших членами КПСС.
Специализировался Кураев на кафедре научного атеизма. Но уже тогда он проявил противоречивость своего характера: на третьем курсе он окрестился. Это не помешало ему окончить факультет и даже поступить в аспирантуру: видимо, старые связи отца продолжали работать. Не то, чтобы тогда окрестившихся репрессировали, но все же при приеме в аспирантуру на философском (в первую очередь бывшим идеологическим) факультете членство в КПСС было почти обязательным. Аспирантуру он не окончил, но диссертацию в 1994 году защитил: «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения». В 1985 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1988 году. В 1995 году защитил диссертацию «Традиция. Догмат. Обряд» на соискание степени кандидата богословия. Все это время работал в штате Московской духовной академии, в том числе, как и его папа, секретарем.
Вот этот пассаж из Википедии: «В том же 1988 году был приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт. По результатам диспута Московский обком КПСС вынес специальное постановление «О неудовлетворительной постановке атеистического воспитания в Коломенском пединституте» и пролоббировал отправку Андрея на учёбу в Румынскую Православную Церковь». Почему обком КПСС лоббировал учебу Кураева в православной церкви, я не пойму.
Институт в Бухаресте Кураев не окончил, но зато именно там его рукоположили в диаконы.
По возвращении из Румынии, с 1990 по 1993 годы, работал референтом Патриарха Алексия. Затем преподавал в различных богословских вузах. В 1996 году Патриархом Алексием II по представлению учёного совета РПУ был назначен профессором богословия. Имеет благодарность от Патриарха Алексия II за свою миссионерскую деятельность. 15 февраля 2003 года Патриархом Алексием награждён орденом преподобного Сергия Радонежского 3-й степени.
В 1995 году участовал, вместе с группой других молодых интеллектуалов (С. Чернышов, А. Белоусов, В. Л. Глазычев, С. Е. Кургинян, В. Л. Махнач, В. Радаев, Ш. Султанов и др.), в сборнике «Иное. Хрестоматия нового российского самосознания».
С осеннего семестра 2004 года по декабрь 2013 года основное место работы - Московская духовная академия и семинария (МДАиС).
На выборах 2009 года активно поддерживал будущего патриарха Кирилла.
Андрей Кураев ведет блог в ЖЖ, очень много пишет для различных СМИ, участвует в телешоу и пр. Думаю, его многие знают.
По ЖЖ я его помню по двум скандалам. Первый был связан со смертью Патриарха Алексия II. Именно Кураев написал, что тот умер сортире. Вроде бы, что тут особенного? Но осадочек остался. В другой раз Кураев вступился за Пусси Риот. Еще в самом начале связанной с их выступлением истерией он выступил с примиряющем постом, что, мол, ничего страшного не произошло, а он бы на месте настоятеля ХХС пригласил их попить чайку и ущипнул за попку. Еще был скандал с евреями по поводу праздника Пурим.
Несмотря на это Кураев чувствовал себя отлично. Совсем недавно он публиковал в своем блоге скан с результатом какого-то опроса, по которому он оказался на 12-ом месте среди величайших интеллектуалов России, а патриарх Кирилл – только на 13-ом (на первом там Навальный, Путин где-то далеко в конце). Свою радость Кураев выражает следующим образом:
«Я не хотел
Я просто не знал
Я не голосовал
Я больше не буду

Простите, Ваше Святейшество,
я с ними не согласен »
И вот с 19 декабря 2013 года Кураев начал публикации в связи с историей в Казанской семинарии. Студенты этого учебного заведения написали письмо с жалобами на проректора, который по их утверждениям приставал к ним с неприличными предложениями. В Казань поехала инспекция из Учебного комитета Русской православной церкви во главе с протоиереем Максимом Козловым. По результатам работы комиссии был уволен проректор семинарии, пресс-секретарь Татарстанской митрополии игумен Кирилл (Илюхин).
Вот как описывает сложившуюся ситуацию Кураев:
«В декабре 2013 я ошибся...
Ну вот и я, узнав об инспекции о. Максима Козлова в Казанскую семинарию и о том, что о. Максим принял жалобы семинаристов, поверил им и настоял на увольнении похотливого проректора, решил, что «по всей стране началось».
Зная о. Максима как исключительно карьерного священника, который ни шага не ступит без воли руководства, я счел, что наконец-то в патриархии проснулась решимость потревожить хоть одно голубое болотце.
Кроме того, было понятно, что лобби есть, что казанский митрополит поставил всех «своих» под ружье, и на о. Максима и получателей его доклада (включая Патриарха) будет оказываться максимально большое давление с целью все опять замять.
Вот я и решил помочь и о. Максиму и казанским семинаристам своими публикациями. Причем поначалу я просто делал посты из казанской прессы и с других блогов
».

Казалось бы, Кураев не сделал ничего плохого. Более того, он рассчитывал на благодарность:
«Интересно, что за неделю до ученого совета Академии на заседании Синодальной Богословской Комиссии мы вполне дружески беседовали с о. Максимом Козловым и именно на тему его казанской инспекции. Тогда он подтвердил вину проректора и то, что сама проверка была вызвана потоком жалоб со стороны семинаристов. Претензий ко мне за то, что я поддержал выводы инспекции о. Максима, высказано не было. Беседовали мы и в присутствии ректора Академии архиепископа Евгения. На шуточное предложение о. Максима назначить меня на освободившуюся должность проректора Казанской семинарии владыка Евгений реагировал вполне серьезно: идея ему понравилась… »
Вот видите: "вполне серьезно"! Счастье было так возможно! Но 30 декабря на ученом совете Московской духовной академии в своем докладе глава проверяющей комиссии прот. Максим Козлов подтвердил вину проректора КазДС игумена Кирилла Илюхина, а потом предложил перейти к оргвыводам - уволить из МДА диакона Кураева.
Вот как сам Кураев объясняет решение ученого совета:
«И вдруг главным основание для моего увольнения из Академии доклад о. Максима выдвигает именно мою поддержку его же позиции. При этом вовсе не я сделал казанскую инспекцию достоянием гласности.
К чести моих коллег, они были, мягко говоря, изумлены таким пируэтом.Но в итоге вопрос о моем увольнении был принят без голосования и просто внесен в протокол. Причем на обеде Козлов уламывал несогласных тем доводом, что Академии надо избавиться от меня побыстрее, пока Патриархия не приняла по отношению ко мне более крутых мер.
На Совете меня обвиняли в том, что я всюду подписываюсь как профессор Академии.
Еще на совете меня обвиняли в защите «пусек». Ну так я много раз пояснял, что защищаю не их хулиганство, а наше Евангелие.
Но верхом страстно-мстящего недомыслия стала глупейшая увязка моего увольнения с казанским гомоскандалом. Причем этот гомоподтекст сакцентировал даже великий борец за чистоту генеральной линии Кирилл Фролов: "Да, Кураева выгнали из Богословской Комиссии. Доигрался. Что было последней каплей? Думаю, публикация в блоге чьей-то клеветы на духовного отца Святейшего Патриарха Кирилла митр. Никодима (Ротова)
".

Мне захотелось взглянуть на те посты, за которые Кураева уволили. Вот выдержка из первого, от 19 декабря:
«В каком-нибудь будущем веке патриархом становится гомосексуал. Этот человек христианин по убеждениям, аскет, который заметил в себе мерзкую страсть, осознал ее именно как мерзость и смог ее одолеть хотя бы в том смысле, что удержал свои дурные мысли от перехода в дела. И он искренне и покаянно желает очистить хотя бы церковную элиту от гомосексуалистов.
Вот именно он и смог бы это сделать - так как для решения этой задачи ему не нужны будут мегабайты архивов тайных съемок и тома доносов. Говорят, что у гомосексуалов есть "гей-радар" - "способность гея вычислять гея на основе ряда внешних признаков или внутренних ощущений. Подобные суждения обычно спонтанны, основаны на первом впечатлении, внутреннем голосе
»
Любопытные фантазии, верно? Что это за патриарх, являющийся латентным гомосексуалистом и умеющий поэтому легко отличать геев от всех остальных?
Дальше – больше. Кураев публикует открытое письмо к нему некоего анонима:
«http://diak-kuraev.livejournal.com/566085.html
«…В Ленинграде, в 1976 году я крестился на дому. Крестил меня священник отец Лев Конин…Мой крестный отец был псаломщиком в церкви Кулич и Пасха, где я познакомился с отцом Василием Ермаковым, о котором до сей поры вспоминаю с благодарностью и уважением. Крестный мой до службы псаломщиком (не самая лучшая карьера?) был келейником у митрополита Никодима, о влиянии которого на современную Русскую православную церковь Вы знаете больше, чем я. Скажу, что епископа Выборгского я видел не один раз, с моим крестным он был, можно сказать, другом. Секретарем Владыки в то время был иеромонах Симон, нынешний архиепископ Бельгийский. К чему я всё это? Просто мать Ростислава, моего крестного, была неизлечимо больна, и я выполнял обязанности сиделки, кухарки и т.д. И вот один раз она сказала мне такую вещь - Ростислав был "сослан" в псаломщики из келейников Владыки потому что не уступил его, Владыки, домогательствам…Я точно знаю, что митрополит Никодим Ротов, умерший на приеме у папы Римского в присутствии о.Льва Церпицкого, самый великий деятель Русской православной церкви за последние 50 лет, был безусловно гомосексуалистом.
К чему тут я? Оказалось, что я тоже гей, хотя на то время я этого не осознал. Не осознавший себя я (одной фразой) поехал в город Киров, что на реке Вятка, и перед рождеством 1979 года туда прибыл. Епископ Хрисанф принял меня так, как принял бы правильный праведник, - незнакомому человеку около полуночи открыли дверь, впустили, накормили и уложили спать. Утром я поехал вместе с келейниками и иподиаконами Владыки на службу в единственный тогда в Кирове собор. Через несколько дней Владыка отправил меня служить псаломщиком в Слободской, в огромный Екатерининский собор, где я увидел впервые единственного святого, которого я в жизни видел - отца Аполлинария Павлова. И надо же было так случиться, что именно там всё ЭТО и произошло. То, что я знал и до этого, стало для меня реальным.

Отец Андрей, я был гомосексуалистом, начиная лет с 10. Я просто не ставил это во главу угла. Я думал, что все так и вырастают, да, в общем, меня это и не интересовало.
Я даже в конце концов женился, у меня два ребенка, но, когда младшему из них было три года, я ушел из семьи, и стал жить с мужчиной, и брак этот (не надо придавать сакрального значения тому, чего нет, а именно слову "брак" только на том основании, что Христос освятил вино в Кане Галилейской) длится уже 24 года. Дети меня понимают, я люблю своих внуков, старший из которых скоро будет учиться в православной школе, что мне не очень нравится, но возражать я не буду. Почему Вы, заступившийся, хотя бы частично, за пусек, почему Вы ничего не скажете ничего о идиотской травле геев, какой не было и в СССР, когда существовала почти не работающая статья?
Почему молчит Патриарх, который был когда-то рукоположен митрополитом-гомосексуалистом, (это не упрек, но Кирилл ведь всё знал)величайшим деятелем Русской православной церкви, а теперь бесстрастно наблюдает за тем, как его клир проповедует ненависть?
Ладно, я знаю, что не наследую Царствия Божиего, но ведь, согласитесь, это мое личное дело. Я рискую только тем, что окажусь в аду с такими малосимпатичными лицами, как "блудники просто, идолослужители, прелюбодеи, малакии (а таковых, насколько я понимаю, уж настолько много, что и сосчитать нельзя), воры, лихоимцы (осужденные или нет?), пьяницы (ну уж тут вы меня не смешите, треть России сюда прикатит), злоречивые (да уж ладно, стерпим), хищники (а вот кто это такие, я даже и понять не могу, думаю, что и Вы тоже). Я знаю, что не наследую Царства Божия только потому, что я родился геем, и я с этим смиряюсь. Но Вы лично, отец Андрей, неужели не можете понять, что это мое личное дело, и тот, кто на меня будет охотиться только за то, что я такой, уже совершенно определенно окажется в аду?
Многое еще хотелось бы сказать, но надо закончить, и закончить лучше всего, по-моему, так: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12) ».
Самым интересным здесь, безусловно, является утверждение, что духовный наставник и рукоположивший нынешнего патриарха митрополит Никодим (Ротов) был явным гомосексуалистом, который наказывал тех, кто ему отказывал. Можно сделать вывод, что неспроста он благоволил Кириллу.
Что ж, раз с Кураевым так поступили, то он вышел на тропу войны:
«Эта история теперь станет очевидным для многих доказательством существования влиятельнейшего голубого лобби в нашей Церкви (не в Московской Академии: в ней сейчас чисто).
В какие выси уходит эта голубая порука? Впрочем, лучше остановить полет недозволенной фантазии старый анекдотом про мужа, нанявшего частного детектива для слежки за женой: "Ах, опять эта проклятая неизвестность!"
».
Как я понимаю, это опять намек на патриарха Кирилла.
Диакон говорит, что после увольнения у него образовалось много свободного времени. Каждый день теперь Кураев публикует новые ужасы о семинариях и священнослужителях. Если кто любит порнушку, то вам к нему. Там голые мальчики плавают в бассейнах, а иерархи на них смотрят и пускают слюни, там высшие священнослужители рассказывают неприличные анекдоты на голубую тему, пьют водку и спаивают детей, купаются в роскоши, издеваются над простыми попами, ненавидят женщин.
Свои посты Кураев оправдывает «слезой ребенка», т.е. совращенных семинаристов. Кроме того, он находит, что мерзости священства приводят к тому, что русские люди принимают мусульманство и становятся ваххабитами, взрывающими русские города.
Вот его пост по поводу Павла Печенкина (Печенкин был подозреваемым в взрыве на волгоградском вокзале, но подозрения не оправдались
http://pg12.ru/news/view/63718).
«…Чтобы русский парень, родившийся и живущий в Поволжье, принял ислам, в нем должна накопиться изрядная толика энергии ненависти и отторжения от православия. Не просто равнодушия и незнания, а именно ненависти.
И что же может быть провокатором такого ненависти? – Нет не философские книги.
Полагаю, что свою страшную роль играет и слух о самой грязной грязи на самом верху Церкви. Слух о мужеложестве местного митрополита очень "в руку" шулерам ваххабистской пропаганды, а сам Анастасий на посту митрополита очень удобен местному ваххабитскому лобби. Его действия и бездействия (в частности - равнодушие к проблемам кряшен, отказ их защищать) приводят к тому, что у этнических православных Поволжья - русских, кряшен, марийцев, чувашей, мордвы - утрачивается доверие к Православию
».
http://diak-kuraev.livejournal.com/577878.html

Но сегодня он поместил вообще нечто: это из исповеди очередного анонимного совращенного:
http://diak-kuraev.livejournal.com/579299.html
«Впервые меня посвятили в "свои" не в Твери. Внутренне я был готов. К сожалению, да. Я свыкся, что по другому никак. Мне сто раз говорили, что "так все живут". И патриарх Алексий в первую очередь. Мне показывали софринский календарь с фотографиями епископов и говорили: вот этот *** с патриархом много лет живет - и теперь великий святитель. Показывали фото, как этот *** был в Калинине. И был похож на меня. Вот этот говорили с другим живет и т. д. ».
Т.е. Кураев помещает утверждения о том, что патриарх Алексий тоже был гомосексуалистом. А ведь его даже предлагали канонизировать, но пока решили подождать 50 лет.
Вспомним, что Алексий сделал для Кураева много хорошего, и что тот был его референтом. Так откуда же такая неприязнь? То рассказ о не совсем приличном месте кончины, то публикация анонима с подобными утверждениями? За что Кураев невзлюбил покойного? Невольно хочется задать вопрос, какие у них были отношения.
«Обо мне все люди скажут сердцем чист и не спесив
Или я в масштабах ваших недостаточно красив...
».

Может, из-за этого?


В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)