Милый друг мопассан краткое содержание по главам. Ги мопассан - милый друг

Жорж Дюруа. Кто это?

Скорее всего, вам знакомо его имя - имя обаятельного и развратного авантюриста, и бессовестного соблазнителя; имя нищего отставного военного, стремящегося выбиться в люди и достигшего своей наглой беспардонной цели. Это Милый друг, Жорж Дюруа, чье имя является символом корыстного обольстителя и сластолюбивого честолюбца.

Жил ли такой человек на самом деле? Жорж Дюруа - главный герой романа французского писателя Ги де Мопассана "Милый друг". И хотя это можно только представить, сколько у него было прототипов и прообразов, не говоря уже о подражателях и последователях.

Что же хотел показать своим бесценным произведением французский литератор? Чем примечательна характеристика Жоржа Дюруа в романе "Милый друг"? И можно ли найти оправдание его бесчинным поступкам и действиям? Давайте попробуем разобраться.

Социальная проблематика романа

События в "Милом друге" переносят читателей во Францию, в период Третьей республики. На чем сосредоточено общество того времени?

Большинство людей потеряли духовный стержень. Они видят счастье и благополучие лишь в деньгах и знатном происхождении. Если ты дворянин - тебе можно все. А если ты богат - тебе можно невозможное. К сожалению, этого принципа придерживается и Жорж Дюруа - герой романа "Милый друг".

Окружающие люди диктуют ему свои условия. Общество, развращенное богатством, теряет свое моральное лицо и забывает о совести. Женщины, как богатые, так и бедные, продают себя, дабы приобрести состоятельность и роскошь. Мужчины смотрят на противоположный пол лишь с эгоистической точки зрения. Матери и отцы готовы жертвовать счастьем своих детей, дабы упрочить личные материальные и финансовые дела.

Ко всему этому страдает отсутствием каких-либо моральных и нравственных принципов. Плотская любовь движет большинством из представителей аристократии, для них удовлетворение своих физических желаний и наслаждений стоит во главе угла всех забот и беспокойств. Супружеские измены, публичные дома и беспорядочные половые отношения уже никого не удивляют и не озадачивают.

Люди живут лишь для того, чтобы ублажать свои телесные желания, не считаясь с мнением нравственных канонов и счастьем окружающих их близких. Такое же отношение к морали имеет и Дюруа.

Нравственность

Жорж Дюруа (на французском - Zhorzh Dyurua) с самых первых страниц романа предстает перед читателями как образец ненасытного и распутного сластолюбца. Для него женщина - это не личность, которую нужно любить и о которой необходимо заботиться, а объект его алчного вожделения, который надобно использовать как можно скорее в собственных целях. К слову, большинство женщин, с которыми общается Дюруа, сами идут этим скользким путем и желают быть использованными.

Чувственный, животный разгул, которому предается Жорж Дюруа, - это удовлетворение его первостепенной потребности (наравне с потребностями в пропитании и одежде), поэтому главный герой не испытывает угрызений совести, идя на поводу собственной похоти.

Не задумываясь, он использует свои низменные страсти, чтобы выбраться из нищеты и убогости. Он беззастенчиво играет женщинами, глядя на них как на средство своего обогащения и восхождения по социальной лестнице.

Немного разобравшись в социально-бытовых вопросах романа, давайте теперь кратко познакомимся с его содержанием. Это поможет нам увидеть образ главного героя изнутри, в его поступках и отношениях с другими персонажами.

Описание Дюруа

Жорж Дюруа - обаятельный молодой человек, своей грациозной фигурой и красивым лицом он может нравиться и вызывать восхищение. Он отпрыск бедных крестьян, пытающийся любыми способами выбиться в свет.

Главный герой честолюбив и двоедушен, обольстителен и прекрасен. Однако с помощью своей внешности он не может добиться благоденствия и всеобщего признания.

Кроме симпатичного облика, Дюруа больше не имеет ничего - у него нет ума, нет талантов, нет связей и, естественно, нет денег. Однако есть огромное желание их иметь.

Старый знакомый

Итак, главный герой работает за гроши и мечтает о лучшем, блуждая по малознакомому ему Парижу. Ему жарко и душно, и у него нет средств даже на кружечку пива. Однако он по-прежнему, без устали и сожалений, бродит по улочкам города в поисках благоприятного случая. Что это за случай? Уж не встреча ли с богатой незнакомкой?

Как бы там ни было, но состоятельные дамы не обращают внимания на бедно одетого человека. Чего не скажешь о нищих и обездоленных куртизанках. Одна из них - Рашель, теряет голову от обаятельного провинциала и отдается ему почти бесплатно, пробуждая в его душе желание очаровывать и использовать влюбленных в него женщин.

Дюруа по-прежнему ждет случая познакомиться с обеспеченной аристократкой, но встречает всего лишь… старого товарища. Эта встреча в корне меняет жизнь и будущее главного героя.

Шарль Форестье - бывший сослуживец Жоржа по Алжиру. Однако жизнь в столице пошла ему на пользу - он пополнел, приобрел модную профессию журналиста, обзавелся деньгами. Шарль угощает Дюруа кружкой пива и приглашает его к себе на светский ужин, дабы произвести впечатление на нужных людей.

По всему видно, что главный герой не испытывает к Форестье никаких дружеских чувств. Понятия о товариществе чужды ему, однако он понимает, что процветающий журналист может быть ему полезен.

Ужин

На званом вечере Жорж старается понравится всем участникам торжества, и это ему удается. Он целует маленькую Лорину, и тогда мать девочки - Клотильда де Марель, проникается к нему симпатией. Дюруа производит впечатление на жену Форестье, Мадлену, а также на богатого владельца газеты Вальтера и его супругу.

С первого раза у главного героя получается пробить себе дорогу: Вальтер делает ему заказ на очерк о солдатской жизни, Мадлена бескорыстно сочиняет рассказ вместо него, очерк одобрен редактором и опубликован. Жоржу также предоставили новое задание, однако…

Пробы пера

У него нет таланта сочинительства. Форестье отказывают в помощи Дюруа, тот своими силами пишет очерк, но газета его отвергает. Помучавшись, Жорж решается стать репортером, а не сочинителем. В этом деле нужен не талант, а настырность, обаяние и наглость.

Как репортер, главный герой завоевывает расположение Вальтера и начинает зарабатывать немалую сумму денег. Он вращается в высших кругах, ему удается жить лучше и богаче. И все же…

Возрастают не только доходы Дюруа, но и его желания. Молодой человек не может оставаться в тени богатых и знатных знакомых. Он сам хочет жить в роскоши и почитании, с шиком одеваться и вкушать дорогие блюда.

Постоянная любовница

Что делать миловидному изворотливому репортеру, дабы достичь своей цели? Он решает найти дополнительный источник дохода - мадам де Марель.

Молодая женщина - эффектная яркая брюнетка. Она редко видит мужа и постоянно скучает. В Дюруа Клотильда находит отражение самой себя. Она такая же рискованная, как и он, такая же артистичная и отчаянная.

Отношения с Жоржем начинаются с мелкой, малоприметной интрижки, но оканчиваются жгучей, всепоглощающей страстью, которой суждено длиться всю жизнь главных героев. Госпожа де Марель с головой окунается в плотские удовольствия, отдавая всю себя новому чувству. Она снимает квартиру для встреч с пламенным любовником, одаривает его небольшими, но значительными суммами.

Осознавая, что у Милого друга есть другие женщины, Клотильда очень злится и ревнует, но в то же врем прощает Дюруа снова и снова. Она не может представить жизни без этого очаровательного авантюриста, становится его рабой и служанкой.

Пользуясь деньгами и подарками любовницы, молодой человек не испытывает зазрения совести или сожаления. Он делает вид, что берет у нее в долг, однако понимает, что никогда не будет его возвращать.

Отношения с Мадленой

Интересны и многогранны отношения между Жоржем и женой его друга Форестье. Собираясь отомстить бывшему боевому товарищу, Дюруа старается соблазнить его супругу. Однако, та сразу раскусила безвестного молодого репортера и предложила ему… дружбу. И даже посоветовала попробовать покорить сердце госпожи Вальтер.

Однако, вскоре муж Мадлены умирает, и симпатичная вдова выходит замуж за Дюруа. Их брак - не союз двух влюбленных, а соглашение двух авантюристов, которые стараются улучшить свой социально-бытовой статус. Мадлена придумывает мужу титул, пишет за него статьи, добывает ему у своего любовника почетный орден. Она настоящая опора и боевая подруга, умеющая обольщать и блистать в светском обществе, дающая продуманные, мудрые советы.

Брак Мадлены и Жоржа - образец типичного светского брака того времени, основанного не на чувствах и нежности, а на разуме и обоюдной выгоде.

Виржиния Вальтер

Однако Жорж Дюруа не удовлетворяется совместной жизнью с Мадленой, каких бы золотых гор она не сулила. Ему необходимо все и сразу, он не хочет копить богатство медленно и постепенно.

В этом помочь Дюруа могут другие женщины. Вначале главный герой соблазняет госпожу Вальтер - стареющую богобоязненную даму, супругу своего начальника и покровителя. Как видим, у главного героя нет никаких рамок приличия, чувств благодарности или субординации.

Виржинии нелегко дается падение - она долго борется с собой, долго сомневается и переживает. И, наконец, уступает настойчивым уговорам Жоржа и становится его любовницей. Она предает мужа, рассказывая своему Милому другу о его таинственных планах, она добывает ему деньги и драгоценности.

Но отношения со зрелой женщиной не интересны беспринципному Дюруа. Он быстро теряет интерес к своей пассии и, несмотря на ее протесты и сцены ревности, продолжает посещать Клотильду.

Второй брак

Как же Дюруа стать богатым и независимым? Молодой человек решается вновь вступить в брак, однако на этот раз избрать себе невесту с большим и внушительным приданым. Выбор Жоржа падает на Сюзанну Вальтер - глупенькую и невинную восемнадцатилетнюю красавицу.

Дюруа жестко добивается развода с Мадленой и отбирает у нее половину состояния, не испытывая ни капли совести перед той, которая столько сделала для его благосостояния!

Затем главный герой цинично соблазняет дочь своей бывшей любовницы Виржинии, тем самым заставляет родителей дать согласие на этот бесчестный брак.

Наконец, желание молодого человека осуществились - он взял в приданое несколько миллионов. Теперь он уже не будет чувствовать ни жары, ни духоты, и никогда не испытает жажды пива. Но будет ли он счастлив?

Влияние

Как видим, образ Жоржа Дюруа очень сложен и многогранен. Он порождает бурю негативных эмоций и презрения, и все же вызывает симпатии и сочувствие. Ведь Жорж Дюруа - это только следствие духовного разложения всей нации, морального упадка и нравственного растления целого общества.

Примечательно, что тип главного героя не оставляет равнодушным никого. О нем много судят и толкуют, его ставят в пример и обвиняют.

Интересно, что характер Милого друга нашел свое отображение в современной музыке. Кто же был впечатлен тем бесстыдством и той наглостью, которыми прославился Жорж Дюруа? "Чиж" в своей песенной композиции упомянул имя главного героя романа наряду с пьяницами, наркоманами и непризнанными талантами.

Мопассан Анри Рене Альбер Ги де

«Милый друг»

Жорж Дюруа, сын зажиточных крестьян, содержателей кабачка, по прихоти природы наделён счастливой наружностью. Он строен, высок, белокур, у него чудные усы… Он очень нравится женщинам, и он в Париже. Но у него в кармане три франка, а жалованье будет только через два дня. Ему жарко, ему хочется пива… Дюруа шляется по Парижу и ждёт случая, который ведь должен же представиться? Случай — это, скорее всего, женщина. Так и будет. Все его случаи произойдут от женщин… А пока что он встречает Форестье.

Они вместе служили в Алжире. Жорж Дюруа не захотел быть первым в деревне и попытал счастья в военной службе. Два года он грабил и убивал арабов. За это время у него появилась привычка ходить, выпятив грудь, и брать то, что хочется. И в Париже можно выпячивать грудь и толкать прохожих, но здесь не принято добывать золото с револьвером в руке.

А толстый Форестье преуспел: он журналист, он состоятельный человек, он благодушен — угощает старого друга пивом и советует заняться журналистикой. Он приглашает Жоржа назавтра обедать и даёт ему два луидора (сорок франков), чтобы тот мог взять напрокат приличный костюм.

С этого все и началось. У Форестье, оказывается, есть жена — изящная, весьма хорошенькая блондинка. Является её подруга — жгучая брюнетка г-жа де Марель с маленькой дочкой. Пожаловал г-н Вальтер, депутат, богач, издатель газеты «французская жизнь». Тут же известный фельетонист и ещё знаменитый поэт… А Дюруа не умеет обращаться с вилкой и не знает, как быть с четырьмя бокалами… Но он быстро ориентируется на местности. И вот — ах, как кстати! — разговор пошёл об Алжире. Жорж Дюруа вступает в разговор, как в холодную воду, но ему задают вопросы… Он в центре внимания, и дамы не сводят с него глаз! А Форестье, друг Форестье, не упускает момент и просит дорогого патрона г-на Вальтера взять Жоржа на службу в газету… Ну, это посмотрим, а пока Жоржу заказаны два-три очерка об Алжире. И ещё: Жорж приручил Лорину, маленькую дочку г-жи де Марель. Он поцеловал девочку и качает её на колене, и мать изумлена и говорит, что г-н Дюруа неотразим.

Как счастливо все завязалось! А все оттого, что он такой красавец и молодец… Осталось только написать этот чёртов очерк и завтра к трём часам принести его г-ну Вальтеру.

И Жорж Дюруа садится за работу. Старательно и красиво выводит он на чистом листе заглавие: «Воспоминания африканского стрелка». Это название подсказала г-жа Вальтер. Но дальше дело не идёт. Кто же знал, что одно дело болтать за столом с бокалом в руке, когда дамы не сводят с тебя глаз, и совсем иное дело — писать! Дьявольская разница… Но ничего, утро вечера мудренее.

Но и утром все не так. Усилия напрасны. И Жорж Дюруа решает просить о помощи друга Форестье. Однако Форестье спешит в газету, он отсылает Жоржа к своей жене: она, мол, поможет не хуже.

Г-жа Форестье усадила Жоржа за стол, выслушала его и через четверть часа начала диктовать статью. Удача несёт его. Статья напечатана — какое счастье! Он принят в отдел хроники, и наконец-то можно навеки покинуть ненавистную контору Северной железной дороги. Жорж делает все правильно и точно: сперва получил в кассе жалованье за месяц, а уж потом обхамил на прощанье начальника — получил удовольствие.

Одно нехорошо. Вторая статья не выходит. Но и это не беда — нужно взять ещё один урок у г-жи Форестье, а это одно удовольствие. Тут, правда, не повезло: сам Форестье оказался дома и заявил Жоржу, что, дескать, не намерен работать вместо него… Свинья!

Дюруа зол и сделает статью сам, безо всякой помощи. Вот увидите!.. И он сделал статью, написал. Только её не приняли: сочли неудовлетворительной. Он переделал. Опять не приняли. После трёх переделок Жорж плюнул и целиком ушёл в репортёрство.

Вот тут-то он и развернулся. Его пронырливость, обаяние и наглость пришлись очень кстати. Сам г-н Вальтер доволен сотрудником Дюруа. Одно только плохо: получая в газете в два раза больше, чем в конторе, Жорж почувствовал себя богачом, но это длилось так недолго. Чем больше денег, тем больше их не хватает! И потом: ведь он заглянул в мир больших людей, но остался вне этого мира. Ему повезло, он служит в газете, он имеет знакомства и связи, он вхож в кабинеты, но… только как репортёр. Жорж Дюруа по-прежнему бедняк и подёнщик. А здесь же, рядом, в своей же газете, — вот они! — люди с карманами, полными золота, у них шикарные дома и пикантные жены… Почему же это все у них? Почему не у него? Здесь какая-то тайна.

Жорж Дюруа не знает разгадки, зато он знает, в чем его сила. И он вспоминает г-жу де Марель, ту, что была с дочкой на обеде у Форестье. «До трёх часов я всегда дома», — сказала она тогда. Жорж позвонил в половине третьего. Конечно, он волновался, но г-жа де Марель — само радушие, само влекущее изящество. И Лорина обращается с ним как с другом… И вот уже Жорж приглашён на обед в ресторан, где будут они с г-жой де Марель и супруги Форестье — две пары.

Обед в отдельном кабинете изыскан, длителен и прян непринуждённой, лёгкой болтовнёй на краю непристойности. Г-жа де Марель обещала напиться и исполнила обещание. Жорж её провожает. В экипаже он некоторое время нерешителен, но, кажется, она шевельнула ногой… Он кинулся в атаку, она сдалась. Наконец-то он овладел настоящей светской женщиной!

На другой день Дюруа завтракает у своей возлюбленной. Он ещё робок, не знает, как пойдёт дальше дело, а она обворожительно мила, и Жорж играет влюблённость… И это так нетрудно по отношению к такой великолепной женщине! Тут входит Лорина и радостно бежит к нему: «А, Милый друг!» Так Жорж Дюруа получил своё имя. А г-жа де Марель — её зовут Клотильда — оказалась восхитительной любовницей. Она наняла для их свиданий маленькую квартирку. Жорж недоволен: это ему не по карману… Да нет же, уже уплачено! Нет, этого он допустить не может… Она умоляет, ещё, ещё, и он… уступил, полагая, что вообще-то это справедливо. Нет, но как она мила!

Жорж совсем без денег, но после каждого свидания обнаруживает в жилетном кармане одну или две золотые монеты. Он возмущён! Потом привыкает. Только для успокоения совести ведёт счёт своего долга Клотильде.

Случилось так, что любовники сильно повздорили. Похоже, что это разрыв. Жорж мечтает — в виде мести — вернуть долг Клотильде. Но денег нет. И Форестье на просьбу о деньгах ссудил десять франков — жалкая подачка. Ничего, Жорж отплатит ему, он наставит рога старому Другу. Тем более, он знает теперь, как это просто.

Но что это? Атака на г-жу Форестье сразу захлебнулась. Она приветлива и откровенна: она никогда не станет любовницей Дюруа, но предлагает ему свою дружбу. Пожалуй, это дороже рогов Форестье! А вот и первый дружеский совет; нанесите визит г-же Вальтер.

Милый друг сумел показаться г-же Вальтер и её гостям, и не проходит недели, а он уже назначен заведующим отделом хроники и приглашён к Вальтерам на обед. Такова цена дружеского совета.

На обеде у Вальтеров произошло важное событие, но Милый друг ещё не знает, что это важное событие: он представлен двум дочерям издателя — восемнадцати и шестнадцати лет (одна — дурнушка, другая — хорошенькая, как кукла). Зато другое Жорж не мог не заметить, Клотильда все так же обольстительна и мила. Они помирились, и связь восстановлена.

Болен Форестье, он худеет, кашляет, и видно, что не жилец. Клотильда между прочим говорит, что жена Форестье не замедлит выйти замуж, как только все будет кончено, и Милый Друг задумался. А пока что жена увезла бедного Форестье на юг — лечиться. При прощанье Жорж просит г-жу Форестье рассчитывать на его дружескую помощь.

И помощь понадобилась: г-жа Форестье просит Дюруа приехать в Канн, не оставить её одну с умирающим мужем. Милый друг ощущает открывающийся перед ним простор. Он едет в Канн и добросовестно отрабатывает дружескую повинность. До самого конца. Жорж Дюруа сумел показать Мадлене Форестье, что он Милый друг, прекрасный и добрый человек.

И все получилось! Жорж женится на вдове Форестье. Теперь у него есть изумительная помощница — гений закулисной журналистики и политической игры… И у него прекрасно устроенный дом, и ещё он стал теперь дворянином: он поделил на слоги свою фамилию и прихватил название родной деревни, он теперь дю Руа де Кантель.

Они с женой друзья. Но и дружба должна знать границы… Ах, зачем такая умная Мадлена по дружбе сообщает Жоржу, что г-жа Вальтер от него без ума?.. И ещё того хуже: она говорит, что, будь Жорж свободен, она бы советовала ему жениться на Сюзанне, хорошенькой дочери Вальтера.

Милый друг снова задумался. А г-жа Вальтер, если присмотреться, ещё очень даже ничего… Плана нет, но Жорж начинает игру. На этот раз объект добропорядочен и борется отчаянно с самим собой, но Милый друг обложил со всех сторон и гонит в западню. И загнал. Охота окончена, но добыча хочет достаться охотнику опять и опять. У него же другие дела. Тогда г-жа Вальтер открывает охотнику тайну.

Военная экспедиция в Марокко решена. Вальтер и Ларош, министр иностранных дел, хотят нажиться на этом. Они скупили по дешёвке облигации марокканского займа, но стоимость их скоро взлетит. Они заработают десятки миллионов. Жорж тоже может купить, пока не поздно.

Танжер — ворота Марокко — захвачен. У Вальтера пятьдесят миллионов, он купил роскошный особняк с садом. А Дюруа зол: большие деньги опять не у него. Правда, жена получила в наследство от друга миллион, и Жорж оттяпал у неё половину, но это — не то. Вот за Сюзанной, дочерью Вальтера, двадцать миллионов приданого…

Жорж с полицией нравов выслеживает жену. Ее застали с министром Ларошем. Милый друг одним ударом свалил министра и получил развод. Но ведь Вальтер ни за что не отдаст за него Сюзанну! На это тоже есть свой приём. Не зря он совратил г-жу Вальтер: пока Жорж обедал и завтракал у неё, он сдружился с Сюзанной, она ему верит. И Милый друг увёз хорошенькую дурочку. Она скомпрометирована, и отцу некуда деваться.

Жорж Дюруа с юной женой выходит из церкви. Он видит палату депутатов, он видит Бурбонский дворец. Он достиг всего.

Но ему никогда уже не будет ни жарко, ни холодно. Ему никогда так сильно не захочется пива.

Жорж Дюруа стройный и необыкновенно красивый юноша всегда покоряет женщин своей наружностью. Родители парня зажиточные крестьяне. У них свой кабачок. Юноша в Париже, а в его кармане пару франков. Юноша бродит по улицам города с надеждой встретить женщину. Но случайно происходит встреча с бывшим сослуживцем Форестье.

Форестье по сравнению с другом добился большего в жизни. У него приличная работа журналиста. Он может позволить себе угостить друга пивом. Форестье советует Жоржу заняться тоже журналистикой и приглашает парня на обед.

За обеденным столом собрались знатные и известные люди города. А Жорж не знает, как правильно обращаться с приборами, но быстро приспособился. Оживился парень, когда речь зашла об Алжире, там они с Форестье служили, и тема знакома. Жорж становится центром внимания. Женщины только и смотрят на него. Маленькая Лорина тоже привязалась к парню. Форестье попросил у г-на Вальтера принять Дюруа на работу в редакцию. Тот пообещал подумать и дал пока написать несколько очерков про Алжир. Всё началось очень хорошо.

Теперь дело за очерками. Жорж берётся за перо, но кроме заглавия ему ничто не идёт на ум. Утром картина повторилась. За столом было куда проще. На выручку пришла г-жа Форестье. Очерк готов, его приняли на работу в отдел хроники.

Дюруа получил жалованье, нагрубил начальнику и ушёл с конторы Северной железной дороги, которую так ненавидел.

Пришла очередь второй статьи, но опять нельзя сдвинуться с места. Надежда на г-жу Форестье. Но в этот раз дома оказался г-н Форестье, который сказал, что не намерен работать за Жоржа. После нескольких неудачных попыток сделать статью, Дюруа уходит в репортёрство.

Здесь у него дела пошли успешно. Помогли обаяние и наглость. Парень ощутил вкус денег. Ему захотелось иметь то, что есть у других: большие дома, полные карманы денег, красавицы-жёны. Его мучает вопрос, в чём тайна их богатства? Разгадка ему не известна, но в своей силе он уверен.

Дюруа позвонил г-же Марель. Вот он с ней и семья Форестье в ресторане. Г-жа Марель пьяна. Они в экипаже. Жорж первое время нерешительный, но потом он добился настоящей светской женщины.

Во время завтрака у Клотильды прибежала Лорина и крикнула: «А, Милый друг!». Г-жа де Марель была необыкновенной любовницей. А после каждого свидания он находил в кармане жилетки золотые монетки. Поначалу возмущался, но потом привык и только вёл счёт. Они поссорились, и Жорж хотел соблазнить г-жу Форестье. Женщина отвергла предложение стать любовницей, но предложила свою дружбу.

Форестье заболел. Жена увозит его на юг и просит Милого друга тоже приехать и помочь ухаживать за больным мужем. Жорж едет и показывает, какой он хороший и отзывчивый человек. После смерти друга, он жениться на г-же Форесте и получил хорошую помощницу для журналистики, обустроенный дом, титул дворянина, даже фамилию поделил. Теперь он дю Руа де Кантель.

Начинается игра. Г-жа Вальтер раскрывает тайну о планах мужа в Морокко, где они дёшево скупили облигации займа. Пока не поздно, она посоветовала Жоржу их тоже купить. Но Жорж считает, что большой куш достался не ему. Жену застаёт с министром Ларошем, получает развод и часть денег, но для его этого мало. На примете Сюзанна. Пойдя на хитрость, он увозит девушку и Вальтеру ничего не остаётся, как выдать дочь замуж и дать 25 миллионов приданного. Теперь Милый друг добился своей цели.

Жорж Дюруа, сын зажиточных крестьян, содержателей кабачка, по прихоти природы наделен счастливой наружностью. Он строен, высок, белокур, у него чудные усы… Он очень нравится женщинам, и он в Париже. Но у него в кармане три франка, а жалованье будет только через два дня. Ему жарко, ему хочется пива… Дюруа шляется по Парижу и ждет случая, который ведь должен же представиться? Случай - это, скорее всего, женщина. Так и будет. Все его случаи произойдут от женщин… А пока что он встречает Форестье.

Они вместе служили в Алжире. Жорж Дюруа не захотел быть первым в деревне и попытал счастья в военной службе. Два года он грабил и убивал арабов. За это время у него появилась привычка ходить, выпятив грудь, и брать то, что хочется. И в Париже можно выпячивать грудь и толкать прохожих, но здесь не принято добывать золото с револьвером в руке.

А толстый Форестье преуспел: он журналист, он состоятельный человек, он благодушен - угощает старого друга пивом и советует заняться журналистикой. Он приглашает Жоржа назавтра обедать и дает ему два луидора (сорок франков), чтобы тот мог взять напрокат приличный костюм.

С этого все и началось. У Форестье, оказывается, есть жена - изящная, весьма хорошенькая блондинка. Является её подруга - жгучая брюнетка г-жа де Марель с маленькой дочкой. Пожаловал г-н Вальтер, депутат, богач, издатель газеты «французская жизнь». Тут же известный фельетонист и еще знаменитый поэт… А Дюруа не умеет обращаться с вилкой и не знает, как быть с четырьмя бокалами… Но он быстро ориентируется на местности. И вот - ах, как кстати! - разговор пошел об Алжире. Жорж Дюруа вступает в разговор, как в холодную воду, но ему задают вопросы… Он в центре внимания, и дамы не сводят с него глаз! А Форестье, друг Форестье, не упускает момент и просит дорогого патрона г-на Вальтера взять Жоржа на службу в газету… Ну, это посмотрим, а пока Жоржу заказаны два-три очерка об Алжире. И еще: Жорж приручил Лорину, маленькую дочку г-жи де Марель. Он поцеловал девочку и качает её на колене, и мать изумлена и говорит, что г-н Дюруа неотразим.

Как счастливо все завязалось! А все оттого, что он такой красавец и молодец… Осталось только написать этот чертов очерк и завтра к трем часам принести его г-ну Вальтеру.

И Жорж Дюруа садится за работу. Старательно и красиво выводит он на чистом листе заглавие: «Воспоминания африканского стрелка». Это название подсказала г-жа Вальтер. Но дальше дело не идет. Кто же знал, что одно дело болтать за столом с бокалом в руке, когда дамы не сводят с тебя глаз, и совсем иное дело - писать! Дьявольская разница… Но ничего, утро вечера мудренее.

Но и утром все не так. Усилия напрасны. И Жорж Дюруа решает просить о помощи друга Форестье. Однако Форестье спешит в газету, он отсылает Жоржа к своей жене: она, мол, поможет не хуже.

Г-жа Форестье усадила Жоржа за стол, выслушала его и через четверть часа начала диктовать статью. Удача несет его. Статья напечатана - какое счастье! Он принят в отдел хроники, и наконец-то можно навеки покинуть ненавистную контору Северной железной дороги. Жорж делает все правильно и точно: сперва получил в кассе жалованье за месяц, а уж потом обхамил на прощанье начальника - получил удовольствие.

Одно нехорошо. Вторая статья не выходит. Но и это не беда - нужно взять еще один урок у г-жи Форестье, а это одно удовольствие. Тут, правда, не повезло: сам Форестье оказался дома и заявил Жоржу, что, дескать, не намерен работать вместо него… Свинья!

Дюруа зол и сделает статью сам, безо всякой помощи. Вот увидите!.. И он сделал статью, написал. Только её не приняли: сочли неудовлетворительной. Он переделал. Опять не приняли. После трех переделок Жорж плюнул и целиком ушел в репортерство.

Вот тут-то он и развернулся. Его пронырливость, обаяние и наглость пришлись очень кстати. Сам г-н Вальтер доволен сотрудником Дюруа. Одно только плохо: получая в газете в два раза больше, чем в конторе, Жорж почувствовал себя богачом, но это длилось так недолго. Чем больше денег, тем больше их не хватает! И потом: ведь он заглянул в мир больших людей, но остался вне этого мира. Ему повезло, он служит в газете, он имеет знакомства и связи, он вхож в кабинеты, но… только как репортер. Жорж Дюруа по-прежнему бедняк и поденщик. А здесь же, рядом, в своей же газете, - вот они! - люди с карманами, полными золота, у них шикарные дома и пикантные жены… Почему же это все у них? Почему не у него? Здесь какая-то тайна.

Жорж Дюруа не знает разгадки, зато он знает, в чем его сила. И он вспоминает г-жу де Марель, ту, что была с дочкой на обеде у Форестье. «До трех часов я всегда дома», - сказала она тогда. Жорж позвонил в половине третьего. Конечно, он волновался, но г-жа де Марель - само радушие, само влекущее изящество. И Лорина обращается с ним как с другом… И вот уже Жорж приглашен на обед в ресторан, где будут они с г-жой де Марель и супруги Форестье - две пары.

Обед в отдельном кабинете изыскан, длителен и прян непринужденной, легкой болтовней на краю непристойности. Г-жа де Марель обещала напиться и исполнила обещание. Жорж её провожает. В экипаже он некоторое время нерешителен, но, кажется, она шевельнула ногой… Он кинулся в атаку, она сдалась. Наконец-то он овладел настоящей светской женщиной!

На другой день Дюруа завтракает у своей возлюбленной. Он еще робок, не знает, как пойдет дальше дело, а она обворожительно мила, и Жорж играет влюбленность… И это так нетрудно по отношению к такой великолепной женщине! Тут входит Лорина и радостно бежит к нему: «А, Милый друг!» Так Жорж Дюруа получил свое имя. А г-жа де Марель - её зовут Клотильда - оказалась восхитительной любовницей. Она наняла для их свиданий маленькую квартирку. Жорж недоволен: это ему не по карману… Да нет же, уже уплачено! Нет, этого он допустить не может… Она умоляет, еще, еще, и он… уступил, полагая, что вообще-то это справедливо. Нет, но как она мила!

Жорж совсем без денег, но после каждого свидания обнаруживает в жилетном кармане одну или две золотые монеты. Он возмущен! Потом привыкает. Только для успокоения совести ведет счет своего долга Клотильде.

Случилось так, что любовники сильно повздорили. Похоже, что это разрыв. Жорж мечтает - в виде мести - вернуть долг Клотильде. Но денег нет. И Форестье на просьбу о деньгах ссудил десять франков - жалкая подачка. Ничего, Жорж отплатит ему, он наставит рога старому Другу. Тем более, он знает теперь, как это просто.

Но что это? Атака на г-жу Форестье сразу захлебнулась. Она приветлива и откровенна: она никогда не станет любовницей Дюруа, но предлагает ему свою дружбу. Пожалуй, это дороже рогов Форестье! А вот и первый дружеский совет; нанесите визит г-же Вальтер.

Милый друг сумел показаться г-же Вальтер и её гостям, и не проходит недели, а он уже назначен заведующим отделом хроники и приглашен к Вальтерам на обед. Такова цена дружеского совета.

На обеде у Вальтеров произошло важное событие, но Милый друг еще не знает, что это важное событие: он представлен двум дочерям издателя - восемнадцати и шестнадцати лет (одна - дурнушка, другая - хорошенькая, как кукла). Зато другое Жорж не мог не заметить, Клотильда все так же обольстительна и мила. Они помирились, и связь восстановлена.

Болен Форестье, он худеет, кашляет, и видно, что не жилец. Клотильда между прочим говорит, что жена Форестье не замедлит выйти замуж, как только все будет кончено, и Милый Друг задумался. А пока что жена увезла бедного Форестье на юг - лечиться. При прощанье Жорж просит г-жу Форестье рассчитывать на его дружескую помощь.

И помощь понадобилась: г-жа Форестье просит Дюруа приехать в Канн, не оставить её одну с умирающим мужем. Милый друг ощущает открывающийся перед ним простор. Он едет в Канн и добросовестно отрабатывает дружескую повинность. До самого конца. Жорж Дюруа сумел показать Мадлене Форестье, что он Милый друг, прекрасный и добрый человек.

И все получилось! Жорж женится на вдове Форестье. Теперь у него есть изумительная помощница - гений закулисной журналистики и политической игры… И у него прекрасно устроенный дом, и еще он стал теперь дворянином: он поделил на слоги свою фамилию и прихватил название родной деревни, он теперь дю Руа де Кантель.

Они с женой друзья. Но и дружба должна знать границы… Ах, зачем такая умная Мадлена по дружбе сообщает Жоржу, что г-жа Вальтер от него без ума?.. И еще того хуже: она говорит, что, будь Жорж свободен, она бы советовала ему жениться на Сюзанне, хорошенькой дочери Вальтера.

Милый друг снова задумался. А г-жа Вальтер, если присмотреться, еще очень даже ничего… Плана нет, но Жорж начинает игру. На этот раз объект добропорядочен и борется отчаянно с самим собой, но Милый друг обложил со всех сторон и гонит в западню. И загнал. Охота окончена, но добыча хочет достаться охотнику опять и опять. У него же другие дела. Тогда г-жа Вальтер открывает охотнику тайну.

Военная экспедиция в Марокко решена. Вальтер и Ларош, министр иностранных дел, хотят нажиться на этом. Они скупили по дешевке облигации марокканского займа, но стоимость их скоро взлетит. Они заработают десятки миллионов. Жорж тоже может купить, пока не поздно.

Танжер - ворота Марокко - захвачен. У Вальтера пятьдесят миллионов, он купил роскошный особняк с садом. А Дюруа зол: большие деньги опять не у него. Правда, жена получила в наследство от друга миллион, и Жорж оттяпал у нее половину, но это - не то. Вот за Сюзанной, дочерью Вальтера, двадцать миллионов приданого…

Жорж с полицией нравов выслеживает жену. Ее застали с министром Ларошем. Милый друг одним ударом свалил министра и получил развод. Но ведь Вальтер ни за что не отдаст за него Сюзанну! На это тоже есть свой прием. Не зря он совратил г-жу Вальтер: пока Жорж обедал и завтракал у нее, он сдружился с Сюзанной, она ему верит. И Милый друг увез хорошенькую дурочку. Она скомпрометирована, и отцу некуда деваться.

Жорж Дюруа с юной женой выходит из церкви. Он видит палату депутатов, он видит Бурбонский дворец. Он достиг всего.

Но ему никогда уже не будет ни жарко, ни холодно. Ему никогда так сильно не захочется п


Проблематика, доминирующая в романе, не исключает в то же время философских раздумий писателя над смыслом человеческой жизни, в которых чувствуется нарастающий пессимизм Мопассана. Раздел 3. Художественные особенности романов "Жизнь" и "Милый друг": переводческий аспект 3.1 Пейзаж как одна из художественных особенностей романа "Жизнь" 3.1.1 Определение понятия пейзаж ПЕЙЗАЖ - (от фр. ...

Палаты депутатов и передние государственных деятелей, но при этом не способен дописать фельетон, начатый для него Мадленой. Он соблазняет Клотильду де Марель, дочь которой Лоринна называет Д. "Милым другом". Специально для свиданий с ним Клотильда снимает квартиру, а во время безденежья тайком подсовывает деньги. Чтобы улучшить свое служебное положение, Д. советуется, предварительно признавшись в...

И это прилагательное, и никогда не следует удовлетворяться приблизительным...» Флобер, помимо прочего, учил и высочайшей чувствительности и всеобъемлемости писателя - быть «одновременно пустыней, путешественником и верблюдом». Мопассан упорно трудился, потратив на флоберовскую школу мастерства не меньше семи лет. Множество сюжетов и тем было накоплено им за это время. Однако работы Мопассана...

Зображаються. Це була особлива форма викриття буржуазної дійсності. Учасники збірки „Вечори в Медяне” написали свої новели у вигляді протесту проти прикрашеної батальної літератури; Мопассан не сперечався з нею в „Пампушці”, не озброювався на неї, але він протиставив її лакувальним зображенням свій об"єктивний малюнок. Проте Мопассан і сам, мабуть, вважав, що об"єктивна манера не дозволяє ...

Сын зажиточных крестьян Жорж Дюруа от природы наделен восхитительной внешностью. Он носил прелестные усы, белокурые волосы выглядели всегда не отразимо, а стройная фигура выделяла его из толпы. Благодаря этому, он имел поразительный успех среди женщин и жил он в Париже. В это время он испытывал серьезную финансовую нужду: в кармане у него оставалось всего лишь три франка, а новое жалование выплатят только через пару дней. Жара каждую минуту забирала у него массу сил и он страшно хотел кружечку пива. Дюруа, гуляя по парижским улицам, все время ждет какого-то необыкновенного случая. А кто ищет, тот, как известно, всегда находит. Конечно, он искал женщину, по вине которой и произойдут все интереснейшие события. Но не будет забегать вперед, а просто поясним, что он встретил Форестье.
Вместе с ним Жорж служил в Алжире. Молодой человек пренебрег успехом в собственной деревушке и пошел служить в армию. Около двух лет он проводил грабежи, которые неизменно сопровождались убийствами арабских людей. Именно это и выработало у него привычку брать все, что он пожелает и ходить с выпяченной грудью. Жаль только, что в Париже не принято зарабатывать на жизнь, махая револьвером.
Его друг по службе Форестье стал преуспевать в журналистике, чем и заработал себе неплохое состояние. По своему душевному благородству он угощает своего друга отменным пивом и дает совет заняться журналистской деятельностью. Жорж был приглашен на завтрашний обед и принимает от Форестье сорок франков. Этих денег хватит на то, чтобы взять на прокат хороший костюм.
Это и послужило началом интереснейшей истории. Форестье женат на изящной и симпатичной блондинке. Подруга жены - жгучая брюнетка госпожа Марель имеет дочь. Порадовал всех своим визитом и издатель газеты «Французская жизнь» господин Вальтер - депутат и весьма состоятельный человек. Кроме этого, он был еще и знаменитым поэтом. Дюруа теряется в четырех бокалах и с трудом справляется с вилкой, хотя и быстро ориентируется среди этих весьма одаренных господ. Наконец, разговоры пошли об Алжире. Будто в холодную воду с оппонентами Дюруа вступает в разговор и ему, конечно, начинают задавать кучу вопросов. Он почувствовал на себе внимание заинтересованных женских взглядов. Форстье быстро пользуется этим моментом и просит Вальтера взять друга в его газету. Дюруа получает своей первых неофициальный заказ: сделать пару очерков о службе в Алжире. Жоржу удалось расположить к себе Лорину - маленькую дочурку госпожи Марель. Он тихо укачивает ее на коленях, а мама с восхищением наблюдает за красивым новым гостем.
Казалось, счастью не было предела. Все благодаря его неотразимой внешности и умениям. Остается только выполнить данный ему заказ и принести его Вальтеру к трем часам.
Жорж не теряет времени и начинает работать. Вот уже выведено: «Воспоминания африканского стрелка». Он воспользовался помощью госпожи Вальтер и вывел именно это название. Жаль только в дальнейшем написании ему никто уже не помогал и все остановилось. Одно дело рассуждать при виде красивых дам с бокалом вина, но заниматься писательством - совсем другое! Жорж решает оставить это занятие до утра.
Утром все усилия оказались напрасными и новоиспеченный писатель просит помощи у своего друга Форестье. Тот, ссылаясь на дела в газете, отправляет его к своей жене, которая, по его словам, сможет помочь.
Госпожа Форестье, усадив Жоржа за удобный стол и выслушав его, уже через минут 15 начала диктовать ему аккуратные строки. И вот, работа готова - удача и теперь на его стороне! Его принимают в отдел хроники и он, наконец, может покинуть ненавистную работенку на Северной железной дороге. Тут Жорж поступает, как истинный джентльмен: сначала он получает жалование на весь месяц, а уж потом, обхамив начальство с ног до головы, уходит в приятном расположении духа...
...и опять попадает в нелепую ситуацию. Вторая статья тянется очень трудно. Хорошо, что он уже знает, каким образом следует решать подобные проблемы. Он опять просит помощи у госпожи Форестье. Но ее муж оказывается дома и сообщает Жоржу, что не собирается проделывать работу за него.
Дюруа в обиде на друга решает написать все сам. Посмотрим на них, когда его статью напечатают! Но не напечатали и после всевозможных правок тоже. Жорж решил оставить написание статей и уходит в простые репортеры.
И здесь его ждал успех. Причиной всему стали его невероятная пронырливость, наглость и обаяние. Господин Вальтер доволен новым сотрудником. Жорж получал жалование в два раза больше, чем в конторе, однако счастье длилась не долго. Как известно, чем больше денег есть у человека, тем меньше их хватает на жизнь. Жоржу легко удавалось следить за жизнью великих людей, но сам он всегда оставался за кадром. Он уважаемый...репортер и с этим ничего не поделать. Его принимают богатейшие люди в свои кабинеты только в качестве газетчика. Жорж вновь чувствует себя обедневшим, хотя в его же газете работают люди с карманами полными наличных. У них есть красивые жены и шикарные дома. Дюруа начинает одолевать зависть.
Увы он не знает ответа на всего его вопросы, однако он превосходно умеет пользоваться своей силой. Ему вспомнилась госпожа де Марель, та, которая была с дочуркой на званом обеде у Форестье. Она дала понять Жоржу, что она всегда дома только до трех часов. Визит к ней немного взволновал его, но де Марель - воплощение изящества и теплого радушия. Он получает приглашение в ресторан вместе с супругами Форестье.
Блюда, которые он отведал, были превосходны! Да и обстановка в отдельном ресторанном кабинете располагала к беседе. Госпожа де Марель изрядно выпила и Жорж проводил ее домой. Еще в экипаже Жорж, преодолевать легкую нерешительность, бросился в атаку. Де Марель не смогла устоять и тут же он овладел ею.
На следующий день Жорж уже завтракает вместе с возлюбленной. Он продолжает играть влюбленность, но еще пытается бороться с робостью. Он не знает, как пойдет дальнейший ход событий. В комнату вбегает Лоран и радостно бежит к нему. Она считает Жоржа своим другом и это очаровательно. Клотильда, так зовут де Марель, оказывается еще и отличной хозяйкой. А для свиданий она сняла маленькую скромную квартирку. Но это вызвало у Жоржа недовольство, ведь оплачивать квартиру ему не по карману, хотя она оплачена Клотильдой. Она умоляет его дать согласие на это и в конце концов он соглашается, считая это полностью справедливым. Ее красота не перестает поражать его.
Жорж все острее испытывает финансовую нужду, но после каждого свидания обнаруживает у себя в карманах пару золотых монет он Клотильды. Такое положение вещей его явно не устраивает, но он быстро мирится с этим и продолжает вести счет своего долга просто для успокоения души.
Но вот любовники ссорятся. Вероятнее всего разрыв. Жорж намерен отомстить, полностью возместив все долги, однако у него по-прежнему ни гроша. Он просить о помощи друга Форестье, но тот дает ему лишь жалкую подачку - десять франков. Жорж решает отомстить ему и наставить рога старому другу - тому человеку, который помог ему.
Атака на госпожу Форетье заканчивается полным провалом. Она также приветлива и любезна, но стать любовницей она точно не желает. В ответ на всяческие соблазны со стороны Дюруа она предлагает дружбу, а это уже посерьезней, чем просто наставить рога. Первый дружеский совет пришелся кстати и Жорж наносит визит госпоже Вальтер.
Уже через неделю после этого визита Жорж начинает заведовать отделом хроники и приглашается семьей Вальтеров на обед. Вот это цена дружеского совета!
На званом обеде Жоржа ждало важное событие. Однако Милый друг еще даже не подозревает что это за событие. Он будет представлен двум дочерям издателей - шестнадцати и восемнадцати лет. Одна из низ очень миловидна, другая - простая дурнушка. Но Жоржа вновь начала волновать Клотильда - все такая же неотразимая и обольстительная. Они мирятся и любовная гармония восторжествовала.
Внезапно заболевает Форестье. Его слабость, кашель и стремительное похудание говорит о том, что ему не долго осталось. По словам Клотильды, его жена тут же выйдет замуж за другого, не успев оправится от тяжелой потери. И тут Жорж зачинает усиленно задумываться о будущем. Тем временем жена увезла Форестье на лечение на юг. На прощальной встрече Милый друг уверяет госпожу Форестье, что поможет всем, чем сможет.
Разумеется, помощь не заставила себя долго ждать. Через некоторое время госпожа Форестье просит его посетить их в Каннах и всячески помочь ей справится с умирающим супругом. Жорж отправляется в поездку и добросовестно выполняет все обещания. До самой кончины он сумел зарекомендовать себя в качестве надежного друга и просто доброго человека.
Все сложилось так, как планировалось! Жорж вскоре заключает брак с вдовой Форестье. Теперь в его окружении есть замечательная помощница - просто гений истинных политических интриг. Он получил дворянский титул, шикарный дом. Жоржа больше не устраивала его фамилия и он делит ее на слоги в сочетании с названием родной деревушки. Теперь его величают дюРуа де Кантель.
В лице жени он обрел настоящего друга, однако дружба в их понимании имеет определенные границы. Зачем, скажите на милость, умнейшая Мадлена сообщает Милому другу, что госпожа Вальтер в тайне любит его? Мало того, она передает ему ее слова, что если Жорж был бы свободен, ему было бы сподручно жениться на ее дочке Сюзанне.
И он снова погружается в задумчивость. Госпожа Вальтер, к стати сказать, тоже весьма прелестна. Жорж начинает свою игру. На этот раз объект полон противоречий, но весьма добропорядочен. Милому другу получается загнать Вальтер с западню и она открывает ему тайну.
Ларош, будучи министром иностранных дел в компании с господином Вальтером хотят крупно заработать на военной экспедиции в Марокко. Тут же они скупают за бесценок облигации марокканского займа, стоимость которых вот-вот поднимается. Жорж волен прикупить несколько таких акций. Затея оказалась чудная: они заработали десятки миллионов.
Марокканские ворота Танжен уже захвачены! Вальтер покупает шикарный особняк с чудесным садом. Дюруа опять не в настроении. Большие деньги опять проскочили мимо него. Хорошо, что жена получила в наследство весьма серьезный капитал, и Жорж взял у нее половину, но все равно это не принесло ему ожидаемой эйфории. А вот за дочерью Вальтера Сюзанной двадцать миллионов в качестве приданого.
Жоржу удалось выследить жену. Вместе с полицией нравов он застал ее с Ларошем. Одного удара хватило, чтобы повалить министра и объявить о разводе. Вальтер был явно против женитьбы с Сюзанной, однако за время присутствия Жоржа в их доме ему удалось крепко расположить к себе дочурку и они вместе убегают из дома. Сюзанна скомпрометирована и Вальтер обязан провести свадьбу.
Наконец Жорж Дюруа добился всего, чего хотел, он и думать забыл о тепле и холоде и о том, что ему когда-то хотелось пива.
Краткое содержание романа «Милый друг» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Милый друг». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Ги де Мопассан

Два приятеля

Париж был осажден, голодал, задыхался. Воробьев на крышах становилось все меньше, сточные канавы пустели. Ели что попало.

Господин Мориссо, часовщик по профессии и солдат в силу обстоятельств, уныло и с пустым желудком прогуливался в ясное январское утро вдоль внешнего бульвара, заложив руки в карманы форменных штанов; внезапно он остановился перед другим солдатом, узнав в нем своего старого приятеля. То был господин Соваж, его знакомец по рыбной ловле.

До войны каждое воскресенье, на рассвете, Мориссо отправлялся по железной дороге в Аржантей с бамбуковой удочкой в руке и жестяной коробкой за спиной. Он доезжал до Коломба, оттуда пешком добирался до острова Марант и, достигнув этого места своих мечтаний, закидывал удочку и рыбачил до самой ночи.

Каждое воскресенье встречал он там другого рыболова-фанатика, господина Соважа, веселого и дородного человечка, торговца галантереей с улицы Нотр-Дам-де-Лорет. Часто проводили они по полдня, сидя рядышком с удочкой в руке, свесив над водой ноги, и скоро между ними возникла тесная дружба.

Бывали дни, когда они совсем не разговаривали. Иногда же беседовали, но чудесно понимали друг друга и без слов, так как у них были общие вкусы и одинаковые переживания.

Весной, по утрам, часов в десять, когда помолодевшее солнце поднимало над спокойной рекой легкой пар, уносящийся вместе с водой, и славно припекало спины ярых рыболовов, Мориссо порой говаривал соседу:

– А? Какова теплынь!

На что господин Соваж отвечал:

– Не знаю ничего приятнее.

И этого им было достаточно, чтобы понимать и уважать друг друга.

Осенью, к концу дня, когда небо, окровавленное заходящим солнцем, отражало в воде очертания пурпуровых облаков, заливало багрянцем всю реку, воспламеняло горизонт, освещало красным светом обоих друзей и позлащало уже пожелтевшие деревья, трепетавшие ознобом зимы, господин Соваж, глядя с улыбкой на господина Мориссо, говорил:

– Каково зрелище?

И Мориссо, восхищенный, отвечал, не отрывая глаз от поплавка:

– Это будет получше бульваров, не правда ли?


Узнав теперь друг друга, они обменялись крепким рукопожатием, взволнованные встречей при столь изменившихся обстоятельствах. Господин Соваж, вздохнув, тихо сказал:

– Ну и дела!

Мориссо угрюмо простонал:

– Погода-то какова! Сегодня первый ясный день с начала года.

Небо действительно было совсем синее и залито светом.

Они пошли рядом, задумчиво и печально. Мориссо снова заговорил:

– А рыбная ловля? А? Вот приятные воспоминания!

Господин Соваж спросил:

– Когда только мы опять вернемся туда?

Они вошли в маленькое кафе, выпили абсента и снова стали бродить по тротуарам.

Вдруг Мориссо остановился:

– Не пропустить ли еще стаканчик?

Господин Соваж не возражал:

– К вашим услугам.

Они зашли в другой кабачок.

Когда они вышли оттуда, головы их были сильно отуманены, как бывает с людьми, основательно выпившими на пустой желудок. Было тепло. Ласковый ветерок порхал по их лицам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.