Михаил Мирончик: «Те годы я не забуду никогда.

Признаюсь, для меня эта тема (прохождения срочной службы в Афганистане. - Авт.) долгое время была, если так можно сказать, закрытой, - начал разговор мой собеседник - председатель комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета Михаил Мирончик. - Дело в том, что уже после службы и учебы я пытался устроиться на работу. Во время собеседования особа, которая меня принимала, узнав, что я служил в Афгане, отнеслась к этому негативно, заявив, что, скорее всего, у меня что-то не в порядке с головой…

Работать с этим человеком после таких слов Михаил Владимирович не захотел, о чем сказал нанимателю прямо в лицо. Но впоследствии он старался умалчивать о своей службе. К двум его армейским фотоальбомам, хранящим немало разных воспоминаний, из домашних никто не решался подходить. Только глава семейства, порой ностальгируя по тем временам, друзьям-товарищам, мог в очередной раз пролистать их страницы.

С тех пор Михаила Владимировича еще больше зауважали окружающие, да и самому ему стало легче на душе: отлегло. Он передал для школьного музея личные вещи, связанные со службой, и с тех пор охотно рассказывает подрастающему поколению о том, что служба в армии закаляет характер и делает мальчика мужчиной. Но никогда не желает ребятам такой службы, которая была у него в Афгане.

…Михаил Мирончик в 1983 году поступил на геофак Белорусского государственного университета. Окончив два курса, как и многие другие студенты, был призван в Вооруженные Силы. После ускоренного курса подготовки в «учебке» в Волгоградской области он был направлен для прохождения срочной службы в Афганистан. Вернувшись на Родину, окончил вуз. У Михаила Владимировича две медали - «За боевые заслуги» и «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Все это сухие цифры и факты. На самом же деле те эмоции, которые испытывал парень во время службы, одними словами не передать.

Моя жизнь и жизнь моих товарищей подвергалась опасности каждый день, - со вздохом произносит Михаил Владимирович. - К сожалению, многие из них не вернулись. Меня Бог миловал…

В Афганистане, в частности, в районе Кандагара, Михаил Мирончик выполнял задачи в составе инженерно-саперной роты - начал службу младшим сержантом, в запас увольнялся старшиной. Но не в званиях, наверное, дело, а в том, что, победив свои комплексы и страхи, научившись справляться с психологическими барьерами, он сумел дойти до конца, при этом не потеряв себя и достойно справившись со всеми возложенными задачами.

Главной нашей задачей было обеспечение личного состава водой, - продолжил свой рассказ мой собеседник. - Дело осложнялось тем, что большую часть времени подразделение дислоцировалось в пустыне. Чтобы добраться до ближайшего водоема, закачать в резервуар воду для фильтрации и дальнейшей выдачи военнослужащим, нужно было пройти немалый путь под пулями душманов, которые постоянно обстреливали нас.

Кроме того, из-за острой нехватки специалистов, а также большого количества раненых и убитых именно Михаилу Мирончику было доверено разбираться с работой специальной техники, с серьезной системой фильтрации воды, процедурой ее очистки. Ответственность на нем лежала немалая, ведь бывало и такое, что душманы отравляли водоемы. Все это нужно было учитывать. Сам процесс выдачи воды тоже был непрост. По словам Михаила Владимировича, он и двое его подчиненных порой работали сутками, сменяя друг друга на пару часов.

Вспомнил мой собеседник и 1 января 1986 года, когда в пустыне выпал снег. В тот день ему и его товарищам предстояло выдвинуться в ущелье за 11 километров от района сосредоточения к ближайшему водоему. БТР, водовозка и МАЗ уже были готовы отправиться в путь, как в палаточный городок прибежал афганец и сообщил, что всю ночь «духи» минировали дорогу, по которой собирались двигаться бойцы. Эта случайность спасла жизнь нашим солдатам.

Но не всем так везло. Многие не вернулись «из-за речки». Так, Михаил Владимирович потерял там друга Николая Доманцевича, он погиб за год до увольнения в запас. Уже после возвращения на родину старшина запаса Михаил Мирончик навестил родственников Николая, выразил соболезнование, рассказал о том, как достойно служил тот на благо Отечества…

Слушая ветерана-«афганца», я невольно задумался о том, насколько же тяжело приходилось солдатам в то время, в реальных боевых условиях. И ведь они справлялись! Не говоря о том, что возвращались из армии настоящими мужчинами, героями своего времени. Мою мысль поддержал и мой собеседник:

Да, это была очень жесткая школа жизни. Но я не жалею, что прошел ее. Я стал твердым, несломленным, уравновешенным, вдумчивым, научился в такие молодые годы ценить жизнь. Все это помогало мне в дальнейшем - принимать важные решения, делать правильный выбор, расти.

Поговорили мы с председателем комитета по образованию Мингорисполкома и о современной армии, нынешних солдатах, которые, слава богу, имеют возможность служить в мирной стране, зачастую - в том же городе, в котором жили и учились до получения повестки. Понимают ли эти ребята, насколько им повезло?..

Как я писал выше, в 1990 году Михаил Мирончик окончил БГУ, после чего работал заместителем директора по воспитательной работе в СШ № 110, учителем географии в СШ № 207 и 187. В 2005–2011 гг. являлся директором средней школы № 11 и гимназии № 56 города Минска. В 2010‑м Михаил Мирончик окончил Академию управления при Президенте Республики Беларусь.

Михаил Владимирович провел аналогию службы в армии с образовательным процессом. Так, в школах, как и в армейских подразделениях, за молодыми специалистами закрепляются опытные, которые оказывают всяческую поддержку молодежи.

В целом, пройдя службу, имея определенный опыт, я считаю, что каждый молодой человек должен быть морально и физически подготовлен к службе в армии, и начинать эту подготовку нужно еще в школах, - добавил мой собеседник. - Именно поэтому мы создали на базе минских школ центры допризывной подготовки, о которых на раз писала и ваша газета…

Сейчас Михаил Владимирович - майор запаса. Дело в том, что он окончил военную кафедру с получением первого офицерского звания. Очередные ему присваивались согласно установленным срокам. У офицера запаса взрослые дочь и сын, есть и внук - Семён, ему два с половиной годика. Уверен, когда Семён подрастет, он будет гордиться своим дедом, настоящим защитником Отечества.

Майор Андрей Бокза, «Ваяр»,

[email protected], фото из личного архива Михаила Мирончика

Навигация по записям

Выпуск № 30

Поиск:

Архив выпусков:

Рубрики

Выберите рубрику _Свежий выпуск “Взаимодействие-2018” “ЗАПАД 2013” “Запад-2017” “Рюкзачок” в армии “Славянское братство-2015” “Славянское братство-2017” “Славянское братство-2018” “Танковый биатлон” “Щит Союза – 2011” “Щит Союза-2015” «Авиадартс‑2015» «Армейские международные игры - 2015» «Армейские международные игры - 2016» «Армейские международные игры - 2017» «Армейские международные игры - 2018» «Боевое братство - 2017» «Боевое братство - 2017» «Боевое содружество - 2015» «Взаимодействие-2017» «Взаимодействие‑2014» «Взаимодействие‑2018» «ВоенТВ» представляет «ВОИН СОДРУЖЕСТВА - 2014» «ВОИН СОДРУЖЕСТВА - 2015» «Запад‑2017»: послесловие «мастера автобронетанковой техники - 2015» «Нерушимое братство - 2017» 20 лет журналу “Армия” 2016-й - Год культуры 2017-й - год науки 2018-Год малой родины 90 лет БВГ MILEX – 2017 Publishing EXPO – 2015 А знаете ли вы Абитуриент-2014 Абитуриент-2018 Авиация:особый ракурс Азимут Актуально Актуальное интервью Акценты Акция Акция “Наши дети” Анализируем события Аналитика и цифры Ангольский дневник Анонс Армейская среда Армейская учебка Армейские будни Армейские международные игры Армейский спорт АрМИ-2018: послесловие Армии наших соседей Армия – детям Армия – ступень к карьерному росту Армия в его судьбе Армия в лицах Армия и культура Армия и личность Архивы истории Аукцион Афганский дневник Афиша БВГ-гостиная Без рубрики Безопасность движения Белорусская неделя моды Белорусские колумбы Благое дело Блогеры в армии Боевая подготовка Боевое дежурство Боевое содружество Будь в курсе! В армии В армиях мира В армиях ОДКБ В армиях СНГ В ВВС и войсках ПВО В военкоматах В жизни есть всегда место подвигу В Зарубежье В зеркале времени в мире В мире прекрасного В организациях БСО В организациях ДОСААФ в стране В ЦДО В центре внимания Век и вехи Великие битвы Вести из войск Ветераны в строю Вехи истории Вечные ценности Взаимодействие-2015 Взгляд на проблему Взрослым о детях Визитная карточка – гостеприимство Виртуальный полигон Внимание - конкурс! Во внутренних войсках Военная история городов Военная медицина Военная присяга Военная энциклопедия Военно-патриотическое воспитание Военное образование Военные династии Военные истории Военные профессии Военные тайны Военный архив Воин Содружества Вооружённые Силы Республики Беларусь - на благо общества Вопрос – ответ Воспитать патриотов Воспоминания Время события люди Вслед за событием Встреча для вас Выборы Выборы – 2015 Выпуск Выставки Газетный сериал Гарнизоны Геополитика Герои земли белорусской Год воинской дисциплины и безопасности военной службы Год малой родины Горжусь службой Горячая точка Государственная граница Далёкое-близкое Дата в календаре Династии Директива№1: к исполнению Дневник солдата Домострой Допризывная подготовка Дорогами освободителей ДОСААФ ДОСААФ: подготовка Есть мнение Есть такая профессия Женское лицо белорусской армии Женсоветы Жилищный вопрос Жыццёвiнкi За Веру и Отечество Забытый подвиг Забытый полк Закон и порядок Записки ликвидатора Записки неисторика Зваротная сувязь Здоровье Здравия желаю! Знай наших! Идеологическая работа Из блокнота журналиста Из истории Белорусской военной газеты Из недавнего прошлого Из первых уст Из почты Из района учения Имя в истории Индекс успеха Инновации Интервью Инфографика Испытано на себе Исторические байки История оружия Итоги-2018 К 100-летию Вооружённых Сил Беларуси К 100-летию ВС РБ К 100-летию медицинской службы Вооруженных Сил Беларуси К 100-летию со дня начала Первой мировой войны К 20‑й годовщине гибели Владимира Карвата К 25-летию вывода советских войск из Афганистана К 30-й годовщине аварии на ЧАЭС К 30‑летию Белорусского общественного объединения ветеранов К 30‑летию вывода советских войск из Афганистана К 30‑летию вывода советских войск из Афганистана К 60-летию МСВУ К 70-летию Великой Победы К 70-летию освобождения Беларуси К 71-летию Великой Победы к 75-летию начала великой отечественной войны К 75-летию освобождения Беларуси К 93-летию «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» К 95-летию органов военной контрразведки К 95-летию создания строительно-эксплуатационных организаций ВС РБ К 95‑летию «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» К 95‑летию создания финансовой службы Вооружённых Сил К пятилетию “ВАЯРА” Как это было Калейдоскоп Киберспорт Книжная полка Ко Дню Конституции Республики Беларусь Ко Дню матери Ко Дню танкистов Компетентно Конкурсы Коротко Крупным планом Культурное пространство Литературная страница Личность Личный прием граждан Люди и судьбы Международное военное обозрение Международное военное сотрудничество Международные контакты Мемуары Министерство обороны информирует Минское подполье Миротворцы Мнение Молодежный спектр Молодые офицеры Мысли вслух На житейских перекрестках На заметку читателю На книжную полку На личном приеме НА ПОЛЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРАЖЕНИЙ Наблюдатель Нам пишут Наряд по кухне Наука и армия Национальная безопасность Наша гостиная Наша почта Наше наследие Наши земляки в армии Невыдуманные истории Незабываемое Неизвестные страницы войны Нерушимое братство - ​2015 Ничто не забыто Новости Новости ВПК Новости Центрального Дома Офицеров Нужна помощь! НЦПИ Республики Беларусь сообщает Образование Обратная связь Обращение Общественная безопасность Общество Объявления Один день из жизни Окно в природу Олимпийские чемпионы Они были первые Они защищают Отечество Оружие Оружие Победы Особая служба Особый случай От сердца к сердцу Отечественные предприятия Отечество Офицер милиции предостерегает Офицерские жены Офицерские ритуалы Офицерские семьи Офицерское собрание Офицеры по призыву Официально Охрана труда Память Парламентские выборы-2016 Парламентский вестник Патриотическое воспитание Персона Письмо в редакцию Планета людей По страницам стенной печати Под острым углом Подготовка к “АрМИ-2018” Подготовка к параду Подробности Поздравления Полезная информация Портрет современника Почтовый ящик Поэтическая страница Правопорядок Пресс-служба МО РБ Призыв Призыв 2016 Призыв-2013 Призыв-2014 Присяга Происшествия Профессионалы Прямая линия Путевые заметки Пятое колесо Равнение на лучших Разное Ракурс Расследование Реализация военной техники Реализация имущества Резолюция Родители - о службе сыновей Родная мова Семейная суббота Семейные ценности Семейный архив Слово читателя Современники Солдатская среда Солдаты победы Сотки Сотрудничество Социум Союзники Союзное государство Спадчына Спасибо за службу! Специальная техника Специальный проект: в армиях ОДКБ Специальный репортаж Спорт Спрашивали – отвечаем Становление Страна Страницы истории Субботний рассказ Судьба Судьба человека Сыновья отечества Телемба-2014 Техника и вооружение Точка зрения Требуется помощь Увлечения Увольнение в запас Уик-энд Уникальная профессия Уникальные подразделения Урожай Урожай-2017 Урок мужества Уточнение Учения ФГШ Фельетон Форма одежды Фоторепортаж Хозяину на заметку Хронограф Честь имею Чтобы помнили Школа солдатского актива Щит и меч Эволюция бронетехники Экономика Эксклюзив Это интересно Эхо события Юбилей Юридическая консультация Я горжусь службой в Вооруженных Силах Беларуси

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Столичную систему образования можно сравнить с одной большой экспериментальной площадкой. В прошлом учебном году в Минске стартовал проект «Электронная школа ». В Лицее БГУ функционирует «Виртуальная школа ». Пять столичных школ участвуют в эксперименте по внедрению отраслевой системы оплаты труда педагогов. В минских школах открываются интегрированные классы для детей с расстройствами аутистического спектра . На базе минских учебных заведений созданы площадки по апробации независимой аттестации школьников за курс базовой школы. В микрорайоне «Маяк» введена в строй экспериментальная школа - уникальная не только для Минска, но и для всей Беларуси. Об инновациях и «подводных камнях», без которых никогда не обходится внедрение нового, мы беседуем с председателем Комитета по образованию Мингорисполкома Михаилом Мирончиком .

- Михаил Владимирович, вот уже более года в учреждениях образования города проходит апробация системы «электронный журнал-дневник» и электронной карты учащегося. Можно ли уже делать какие-то выводы?

Результаты апробации показали высокую заинтересованность всех участников образовательного процесса, вовлеченных в проект. Когда эксперимент запускался, для него специально подбирались учебные заведения с различным уровнем материально-технического обеспечения, чтобы увидеть те моменты, которые нужно дорабатывать, развивать и позиционировать как дальнейший путь развития в плане информатизации учреждений образования. Например, для внедрения электронной карты учащегося требуется наличие определенной инфраструктуры в школе. Внедрить электронные журналы и дневники оказалось проще, чем сделать из карточки учащегося не простой электронный пропуск в школу и ключ авторизации в компьютерном зале, а встроить ее в инфраструктуру «Умного города». Чтобы школьник имел возможность пользоваться самыми разными полезными сервисами: задействовать карточку в городском пассажирском транспорте, расплачиваться за питание в школьной столовой... К тому же требуется грамотная разъяснительная работа и доведение до родителей информации, что это не тотальное слежение за детьми, не нарушение их прав, не вторжение на их личную территорию. Сейчас решаются организационные вопросы с Минсктрансом и Главным управлением потребительского рынка Мингорисполкома: что они должны сделать со своей стороны, а что должны сделать школа и банк. Рассчитываем, что к концу 2015 года все школы будут оборудованы нужными техническими устройствами и смогут внедрить электронную карточку.

Что касается второй части проекта, то наиболее высокий уровень заинтересованности к отмене бумажного дневника проявили учащиеся, отметив удобство в получении актуальной информации по домашним заданиям и школьным событиям в любое время при помощи любого персонального компьютерного устройства, подключенного к интернету. Проект показал также активное участие в системе и интерес к ней родителей, которые могут не только смотреть оценки своих детей, но и получать файлы с комментариями учителя. У педагога есть возможность объяснить, почему, например, он поставил ребенку ту или иную оценку.

Мы убедились, что один из самых важных аспектов для успешного внедрения в образовательный процесс системы «электронный журнал-дневник » - это внедрение базового пакета доступа к электронному журналу, что позволяет создать основу для централизованного предоставления услуг всем участникам образовательного процесса. А сдерживает внедрение электронного журнала так называемая «двойная бухгалтерия» и выполнение учителем двойной работы - необходимость заполнения электронного и бумажного журналов. Отмена бумажных журналов стала бы настоящим облегчением для учителя.

Сегодня стоит проблема серьезной технической поддержки сетей школ - IT-специалистов не хватает . Не всегда хватает мощности интернет-подключения. Возникают вопросы с мобильностью педагогов. Было бы хорошо оснастить учителей планшетами , чтобы они не теряли время для внесения всех нужных сведений. Это было бы хорошим мотивирующим средством для педагогов и одновременно подняло бы их имидж. Но для этого требуется привлечение спонсорских средств. Требуется также принятие на уровне страны положения о дистанционном обучении в системе общего среднего образования.

- «Умные» устройства из сферы высоких технологий все активнее прописываются в наших школах: интерактивные доски, интерактивные панели, электронные микроскопы, планшеты и электронные книги... А не получится ли так, что современные технологии захватят школьников больше, чем учебный материал?

Современный школьник сегодня воспринимает все гаджеты цифрового мира как естественную для него среду . Для подрастающего поколения процесс усвоения технологий происходит без проблем, причем независимо от гуманитарных или технических наклонностей школьника, в то время как старшему поколению приходится себя преодолевать, чтобы усвоить технические навыки. Поэтому, когда учитель не использует в образовательном процессе IT-технологии, возникает ситуация разрыва между поколениями и недоразумения, что в итоге негативно сказывается и на качестве образования.

- А как в столице дела с внедрением профильного обучения на старшей ступени школы?

В текущем учебном году в 195 из 368 десятых классов школ, гимназий и лицеев изучение отдельных предметов ведется на повышенном уровне. В гимназиях открыто 136 профильных классов и 59 классов - в школах. 75 классов имеют физико-математическое направление (1596 учащихся), 83 - филологическое (1956 учащихся), 15 - химико-биологическое (364 учащихся), 3 - обществоведческое и 2 - экономическое. Также действуют 17 мультипрофильных классов и классов с двумя моделями.

Если посмотреть, как учащиеся десятых классов распределились по направлениям обучения, то около 44% из них выбрали филологическое направление, почти 42% - физико-математическое, 10,8% - химико-биологическое и 1,7% - обществоведческое и историко-правоведческое.

- На августовском форуме педагогических работников вы подняли очень злободневную тему - сужение белорусского сегмента в образовательном пространстве столицы и исчезновение в некоторых районах города белорусскоязычных классов и групп. Позволю себе вас процитировать: «Безусловно, гораздо проще сократить, закрыть, ликвидировать. Между прочим, молодых родителей, которые хотели бы учить детей по-белорусски, в городе много». Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы белорусский язык вернулся в наши школы?

Я говорил, что в этом вопросе очень многое зависит от личной позиции руководителя учреждения образования. В Минске действует пять гимназий с белорусским языком обучения , которые очень достойно выполняют миссию по возрождению и сохранению не только белорусского языка, но и культурных традиций. Однако очевидно, что для города с почти двухмиллионным населением этого недостаточно.

В столице действует достаточно развитая сеть белорусскоязычных групп в детских садах . Но родители, отдавая ребенка в белорусскоязычный сад, должны быть уверены, что затем ребенок сможет продолжить обучение на белорусском языке в школе, лицее, колледже, ВУЗе. Должна сохраняться преемственность в обучении. С молодыми родителями, которые хотели бы учить своих детей по-белорусски, надо работать.

Хочу отметить, что в учреждениях общего среднего образования проводится много мероприятий по популяризации белорусского языка. Для учащихся 6-10 классов проходит городская интернет-олимпиада по учебным предметам «Белорусский язык» и «Белорусская литература». Для учащихся 9-11 классов организуется городской конкурс работ исследовательского характера (конференция) по белорусскому языку и литературе.

Проведен городской поэтический конкурс, посвященный 100-летию со дня рождения Максима Танка. В рамках городского фестиваля художественного и интеллектуального творчества «Поклонимся великим тем годам » прошел конкурс чтецов произведений белорусских писателей на тему Великой Отечественной войны.

Регулярно проводятся встречи с белорусскими писателями, организовано издание настенных газет, журналов, посвященных жизни и творчеству белорусских писателей, вопросам развития белорусского языка и литературы. Проводятся викторины, литературные конкурсы, утренники, праздники, тематические вечеринки, посвященные творчеству белорусских писателей... И все-таки белорусский сегмент в образовательном пространстве столицы нужно расширять, поскольку формирование у молодого поколения национального самосознания неразрывно связано с уважительным отношением к родному языку.

- На том же форуме министр образования обратил внимание на то, что в минских школах не очень озабочены восстановлением педагогических кадров. Мол, учителя не агитируют за профессию педагога. Согласны ли вы с такой постановкой вопроса?

Полагаю, что сегодня нужно говорить вообще о престиже педагогической профессии и статусе педагогов в обществе. Согласен с тем, что каждый настоящий педагог должен подготовить себе смену. И лучшей агитацией является профессиональная деятельность педагога . На недавней встрече с молодыми педагогами в рамках Минского молодежного фестиваля педагогических идей и решений я интересовался, кто или что привело их в профессию. И практически каждый говорил, что был в их жизни педагог, на которого хотелось быть похожим...

- Минск - город больших возможностей, в том числе и в плане трудоустройства. Что в столице делается для того, чтобы остановить отток молодых педагогов из учреждений образования?

Во-первых, молодой педагог, пришедший в учреждение образования, должен почувствовать, что его там действительно ждали. Значение имеет абсолютно все: как встретили его в педагогическом коллективе, какие создали условия... Естественно, что у педагога-новичка возникает много вопросов при подготовке к уроку, при заполнении документации, организации воспитательной работы. Не бросили ли его наедине с этими проблемами?

Поэтому в каждом учреждении образования в начале учебного года за молодыми специалистами закрепляются наставники из круга наиболее опытных педагогов, которые помогают молодым коллегам в их профессиональном становлении. В учреждениях образования, где работают более трех молодых педагогов, организуется работа школы молодого учителя. Своеобразным отчетом работы школы учителя-новичка стали уже традиционные педагогические марафоны : во Фрунзенском районе столицы это «Золотые крупицы педагогического опыта », в Октябрьском - «День молодого учителя », в Ленинском - «Вести с уроков молодых педагогов », в Партизанском - «Первая проба ».

Сегодня мы делаем ставку на молодежь: школа должна наполниться энергией молодых! Современной школе требуются неординарные и многогранные молодые педагоги. В конце октября уже в третий раз прошел Минский молодежный фестиваль педагогических идей и решений. Хочется верить, что в системе столичного образования навсегда сохранится традиция, идущая от фестиваля - бережного, внимательного отношения к молодому учителю, оказания ему всяческой поддержки.

Молодежь волнует жилищный вопрос. Три года назад Комитету по образованию было выделено 120 мест в общежитии по улице Гинтовта . Надеемся, что педагогам будут предоставлять и арендное жилье .

Безусловно, материальные атрибуты - важны, но они - не единственный критерий престижности нашей профессии. Я вообще считаю, что престижной нашу профессию делают сами педагоги - люди, выполняющие самую важную миссию на Земле. Только уверенный в себе человек может вызывать уважение у других. Учитель должен быть для учеников авторитетом, объектом для подражания, а родители должны стать нашими партнерами. Учитель - это не просто профессия, а жизненное кредо.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 25 ноября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/11/62036.html

В этот день в 1989 г. последний советский солдат перешел мост пограничной реки Амударьи под Термезом – завершился вывод советских войск из Афганистана. Война длилась 9 лет 1 месяц и 18 дней. О патриотическом воспитании молодежи, афганском синдроме и втором дне рождения – в откровенной беседе с председателем комитета по образованию Мингорисполкома Михаилом Мирончиком. Михаил Владимирович прошел через горнило той войны. И хотя этого факта в своей биографии он не скрывал, долгое время отказывался говорить с журналистами на тему службы в Афганистане. Да и в семье Мирончика такие разговоры до сих пор под запретом. Может, внуку дедушка расскажет, когда тот подрастет…

Когда Михаила Мирончика в 2012 году назначили на нынешнюю должность, на одном популярном интернет-портале появилась статья: «Афганец» возглавил комитет по образованию Мингорисполкома». Попытка корреспондента зацепить читателей броским заголовком отозвалась болью в сердце…

– И вот спустя годы вы сняли табу с афганской темы. Почему?

– Понял, что был неправ, когда всячески пытался перевернуть эту страницу своей жизни. Подтолкнуло к такому решению и активное обсуждение в СМИ молодежной инициативы к Дню святого Валентина. В традиционно патриотическом для Беларуси феврале вдруг сместились акценты: вместо бесед о доблести и чести – валентинки кумирам… Ведь обычно в феврале в минских школах проходит декада военно-патриотического воспитания. Начинается она с Дня памяти воинов-интернационалистов и завершается Днем защитников Отечества. К слову, впервые я рассказал о военном прошлом школьникам. Работал тогда директором 11-й школы. Однажды в мой кабинет вместе с классным руководителем пришли десятиклассники, у которых я вел уроки географии: «У нас есть к вам серьезное предложение». Я насторожился. А дело было вот в чем: объявили республиканский конкурс, посвященный военно-патриотической тематике. И ребята пришли просить меня рассказать об армейской службе. Не смог им отказать. Итогом наших бесед стал интересный проект с мультимедийной презентацией. Тогда я впервые увидел в глазах школьников живой интерес к этой теме и глубокое уважение к военным, служившим в Афганистане. Авторы проекта стали призерами конкурса. К сожалению, с каждым годом ветеранов Великой Отечественной войны становится все меньше. Считаю, что воины-интернационалисты могут послужить достойным примером патриотизма, мужества, доблести, чести для подрастающего поколения.

– Тема афганской войны находит свое отражение не только во встречах с ребятами, но и в экспозициях школьных музеев.

–В минских школах сегодня функционируют 115 музеев различного профиля, в том числе и посвященные войне в Афганистане – в школах № 66 и 119, гимназии № 9. В 2014-м к 25-летию со Дня вывода советских войск из Афганистана во 2-й школе открылся Музей чести и доблести воинов-интернационалистов, а в прошлом году в 223-й – музей «Память». В других учреждениях образования афганской теме посвящены отдельные экспозиции. Но сегодня недостаточно только собирать материалы и организовывать выставки. Воспитательный аспект лежит гораздо глубже. Мы не должны быть безразличными к живым людям, к семьям погибших, для которых память и простое человеческое внимание – на вес золота. Патриотизм начинается с малого. Это чувство надо воспитывать, и тому способствуют встречи учащихся, членов советов музеев с ветеранами войны в Афганистане. В прошлом году такая общегородская встреча прошла в Доме кино. В 2016-м ее формат изменится: воины-интернационалисты станут гостями и членами жюри секции «Афганское эхо» во время II Городских краеведческих чтений, которые пройдут в марте в гимназии № 41. Считаю, что юноша должен быть подготовлен морально и физически к службе в армии. Поэтому в каждом районе на базе одной из школ созданы центры допризывной подготовки. В летнее время работают военно-патриотические лагеря. Армия – это хорошая школа жизни, ее должен пройти каждый парень, если позволяет здоровье.

– Правда, что однажды вам отказали в приеме на работу из-за афганского эпизода в биографии?

– Не совсем так. В конце 1990-х я пришел устраиваться заместителем директора по воспитательной работе в одну из минских школ. Заместитель главы районной администрации, курировавшая социальные и идеологические вопросы, ознакомившись с моим личным делом, спросила, нет ли у бывшего «афганца» проблем с психикой, можно ли такому детей доверить? Для меня этот вопрос прозвучал как оскорбление. «Извините, я не хочу с вами работать», – сказал и ушел. Действительно, многие ребята вернулись из Афгана покалеченными. Что помогло выстоять мне? Меня призвали в армию после второго курса географического факультета БГУ. И такой предмет, как психология, успел изучить, худо-бедно научился работать над собой, анализировать происходящее. Возможно, это помогло мне не сломаться, как тем, кто попал в афганскую мясорубку сразу после школьной скамьи. Возможно, если бы в то время в армии были психологи, многие молоденькие солдатики смогли бы устоять перед мощным психическим давлением войны. Не скрою, мой характер изменился очень резко. Взбалмошному домашнему мальчику пришлось в одночасье возмужать. Сначала ускоренная учебка в городе Волжске, где все студенты из Минска служили в одной роте. Конечно, разговоры ходили всякие. Но пока самолет не приземлился в Кабуле, не осознавал, что меня ждет Афган. С ноября 1985-го по май 1987-го служил в 70-й бригаде в Кандагаре. Мама долго не знала, что я там. Берег ее, потому и не говорил. В тот год, когда меня призвали в армию, умер отец, и мама тяжело переживала его смерть. Писал ей, что служу в Монголии. Когда мать узнала правду, поначалу упрекала меня: как ты мог утаить? А позже призналась: если бы сразу узнала, вряд ли бы пережила. В то время в СССР уже почти все знали о «черных тюльпанах»…

– Каким запомнился Афганистан?

– Угнетала сама природа: серые мрачные горы, вокруг сплошная пустыня. Изнуряющая жара летом и продувающий насквозь зимой, засыпающий песком ветер-афганец… Первые три года после возвращения домой я даже летом ходил в куртке, мне было холодно. Однажды выпал снег – редкое явление в пустыне. Это было 1 января 1986 года. Почему запомнил? Тот день стал моим вторым рождением. Наша бригада все никак не могла выехать, почему-то тянули время. И вот к нам прибегает запыхавшийся афганский солдат и говорит, что всю дорогу, по которой мы собирались двигаться, ночью заминировали душманы. Задержись он на несколько минут, мы бы с вами сейчас не разговаривали. В воронку от взрыва фугасной мины можно танк вместить…

Во время службы в Афганистане. Михаил Мирончик второй слева в самом верхнем ряду

– Страшно было осознать, что находились в шаге от смерти?

–Страшно было, когда, демобилизовавшись, домой улетал. Накануне душманы сбили самолет с нашими ребятами. А в Беларуси меня ждали мама, сестра, невеста… Вдали от родины, семьи ощущаешь страшную тоску. Как в той песне: «Разумею цяпер, чаму з выраю жураўлi на Палессе ляцяць». Рядом с близкими можно любые невзгоды пережить, плечом к плечу. Первое время дома часто снилась война, просыпался в холодном поту. А потом вспомнил свои юношеские сны, в которых, как оказалось, видел Афган. На войне обостряются все чувства, сильно воинское братство. Как у мушкетеров: один за всех и все за одного. Бывало, уходили на боевые операции на целый месяц. Питались из одного котелка и солдаты, и офицеры. Поскольку служил в инженерно-саперной роте, боевых потерь было очень много. Сапер ведь ошибается только один раз. Меня ангел-хранитель спасал, не иначе. Но многих товарищей я потерял. По возвращении в Беларусь поехал в Рогачев навестить семью друга. Николай Доманцевич погиб в конце мая 1986-го. Он, видимо, предчувствовал, что домой не вернется. Была у военных такая традиция – за год до дембеля приобретали чемоданчик-дипломат и постепенно наполняли его всякими вещами, сувенирами. Как-то раз я спросил Колю: «А ты собираешься дипломат покупать?» – «Думаю, что он мне может не пригодиться», – ответил он. В книге «Память» есть глава о Доманцевиче, там фото с биографией и мое письмо, которое я написал его матери, когда Николай погиб. С теми, кто выжил, и сегодня поддерживаю связь. Когда пришел работать в комитет, заново познакомился с бывшим политруком нашей бригады Владимиром Ильичом Шоковым. Пару лет назад мы занимались созданием музеев афганской славы. И вот входит в мой кабинет мужчина, чье лицо кажется знакомым. С тех пор тесно общаемся.

Не скрою, 15 февраля для меня морально тяжелый день. Только в последние годы начал ходить на остров Мужества и Скорби…

Дополнительная информация

Михаил Мирончик служил в Афганистане с 1985 по 1987 г. Награжден медалями «За боевые заслуги» и «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».