Межсистемные связи евгеники с другими науками. Евгеника в Сингапуре

ЕВГЕНИКА - ЭТИКОПРАКТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Мещеряков Александр Олегович

студент 1 курса, лечебного факультета, Оренбургской Государственной Медицинской Академии, РФ, г. Оренбург

Воробьев Дмитрий Олегович

научный руководитель, ассистент кафедры философии Оренбургской Государственной Медицинской Академии, РФ, г. Оренбург

Евгеника - совокупность социобиологических и политических мероприятий, направленных на улучшение наследственных характеристик человеческих популяций. Термин «евгеника» предложил в 1883 Френсис Гальтон. Согласно ему, евгеника - это наука, которая призвана разрабатывать методы социального контроля, которые «могут исправить или улучшить качества будущих поколений, как физические, так и интеллектуальные» .

Истоком споров о евгенике является полемика о влиянии наследственности и воспитания на личность человека. Следует сразу отметить, что сами гены не закладывают никакой информации о социальном поведении (не существует генов, отвечающих за рождение хороших программистов, художников, строителей). Генотип (совокупность всех генов, которыми обладает данный организм) определяет совокупность белков, которые и являются основой признаков. Признаки могут модифицироваться под воздействием окружающей среды в определенных пределах, определяемых генотипом (норма реакции). Существуют признаки с широкой (количественные показатели: рост, вес и т. д.) и узкой (цвет глаз, волос и т. д.) нормой реакции. Совокупность генов определяет пределы развития некоторых признаков (допустим, степень развития некоторых видов памяти, цветового зрения или физической силы и выносливости), но в вопросах социального воспитания и меры развития этих способностей за окружающей средой остается последнее слово (способность программировать, наличие художественного вкуса или умение ровно укладывать кирпичи - заслуга общества) .

Введение в генетику .

Евгеника основывается на наследственных характеристиках человека, чтобы понять ее суть необходимо знать основы генетики.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Отцом генетики считается монах Грегор Мендель, который в работе «Опыты над растительными гибридами» (1865 г.) сформулировал три закона наследственности, т. н. «Законы Менделя», к которым относятся:

1. Закон единообразия гибридов первого поколения

2. Закон расщепления признаков

3. Закон независимого наследования признаков

Также Мендель показал, что некоторые наследственные задатки не смешиваются, а передаются от родителей к потомкам в виде дискретных (обособленных) единиц. Признаки, которые наследуются по законам Менделя, называются менделирующими (цвет глаз, некоторые наследственные заболевания, например серповидноклеточная анемия).

Достижения Г. Менделя были забыты вплоть до 1900 годов, когда исследования по изучению гибридизированных растений возобновились, показав справедливость законов Менделя.

Вскоре английский натуралист Уильям Бэтсон ввёл в употребление название новой научной дисциплины: генетика (в 1905 г. в частном письме и в 1906 г. публично). В 1909 году датским ботаником Вильгельмом Йогансеном введён в употребление термин «ген».

Важным вкладом в развитие генетики стала хромосомная теория наследственности

Хромосомная теория наследственности - теория, согласно которой передача наследственной информации в ряду поколений связана с передачей хромосом, в которых в определённой и линейной последовательности расположены гены

Она был разработана, прежде всего, благодаря усилиям американского генетика Томаса Хант Моргана и его учеников и сотрудников, избравших объектом своих исследований плодовую мушку Drosophila melanogaster . Изучение закономерностей сцепленного наследования позволило путем анализа результатов скрещиваний составить карты расположения генов в «группах сцепления» и сопоставить группы сцепления с хромосомами (1910-1913 гг.).

Эпоха молекулярной генетики начинается с появившихся в 1940-1950-х гг. работ, доказавших ведущую роль ДНК в передаче наследственной информации. Важнейшими шагами стали расшифровка структуры ДНК (Д. Уотсон, Ф. Крик, Х.Ф. Уилкинс), триплетного кода, описание механизмов биосинтеза белка, обнаружение рестриктаз и секвенирование ДНК .

Евгеника: за и против.

В настоящее время развитие генетики и методов генной инженерии сделали вопрос о применении евгеники снова актуальным. Современная наука предоставляет возможность изменять последовательность нуклеотидов в ДНК некоторых растений и животных. Так как человек является объектом живого мира, то возникает вопрос о возможности применения данных методов в отношении человека. С позиции большинства деятелей науки и искусства, евгенический подход может кардинально изменить облик современного человека, при этом нет никакой уверенности в том, что эти изменения будут благоприятны . Следует привести аргументы против евгеники, как с позиции современной генетики, так и с этико-моральной позиции:

1. Полимерные гены;

Еще во времена Г. Менделя было понятно, что не все признаки передаются из поколения в поколение согласно законам наследственности, которые объясняют наследование признаков с узкой нормой реакции, имеющих только один альтернативный признак (см. примеры выше). В последствие выяснилось, что многие признаки кодируются более чем одной наследственной единицей, например, многие количественные показатели с широкой нормой реакции: вес, рост и т. д. Характер их наследования гораздо удобнее исследовать статистически, чем аналитически. Таким образом, невозможно с достаточной точностью прогнозировать проявление этих признаков.

2. Сложность «уничтожения» рецессивных генов;

Многие мутантные признаки наследуются рецессивно, то есть при наличии рецессивного гена, отвечающего за дефект, и гена доминантного, отвечающего за традиционное проявление признака, фенотип будет «нормальным». Таким образом, в популяции образуется группа носителей мутантного гена, которые не проявляют никаких признаков мутации. Даже при использовании методов негативной евгеники, такого как ограничение репродукции обладателей «дефектных» признаков, полное исключение мутантного гена не гарантируется.

3. Сила гетерозигот.

В некоторых случаях организмы, имеющие как рецессивный, так и доминантный ген, более выражено проявляют какой-либо признак. Эти организмы получили название гетерозиготных. Примером могут служить гибридные сорта кукурузы, полученные от двух чистых линий, имеющие более крупные початки, чем у их предков. Последующие поколения гибридной кукурузы имеют уже меньшие размеры початков, так как их потомки уже имеют в своем генотипе либо все доминантные гены, либо все рецессивные. Это явление было названо «сверхдоминированием». Примером сверхдоминирования у человека является проявление серповидноклеточной анемии, возникающей в результате мутации гена 16-й хромосомы в локусе, контролирующем синтез гемоглобина. У пациентов, имеющих оба рецессивных гена, проявляются признаки этого заболевания, но у людей, гетерозиготных по этой паре генов, симптомы заболевания проявляются только в условиях гипоксии, но при этом обладатель такого генотипа становится устойчивым к малярии. В районах, неблагополучных в отношении малярии, примерно 80% человеческой популяции имеют гетерозиготный генотип. Как и в предыдущем случае, попытка ограничить репродукцию гомозиготных организмов не приведет к стабильному результату.

4. Ген - основа белка, а белок - основа признака;

Основным структурным компонентом любого живого существа на Земле является белок. Белки выполняют большое количество функций, и именно информация о последовательностях аминокислот (компонентах белков) в различных протеинах содержится в ДНК. Совокупность белков образует организм и влияет на проявление присущих ему признаков. Проблема изучения и контроля признаков заключается в том, что влияя на геном человека, мы влияем не на признак, а на белки, контролирующие его. Например, один белок может влиять сразу на несколько признаков (см. предыдущий пункт), но в тоже время, один признак может контролироваться множеством белков.

5. Не всегда генотип полностью определяет фенотип.

Как уже было указано выше, не все признаки (особенно поведенческие) полностью зависят от генотипа. В некоторых случаях, обладатель определенного генотипа может не проявлять признака, который должен был проявиться в данном случае: в качестве примера можно привести полидактилию или многопалость, зависящую от доминантного гена. В 20 % случаев обладатели доминантного гена многопалости имеют нормальное количество пальцев на руках. Самое главное, что признак, зависимый от генома, может проявляться различным образом. Например, трехцветность кошек, определенная их генотипом, может проявляться в самых разнообразных цветовых узорах.

6. Норма реакции

Проявление признака варьирует в пределах, заданных генотипом и степень проявления этого признака зависит в некоторой мере от воздействия окружающей среды. Пределы проявления признака, зависимого от генотипа, называют нормой реакции. Некоторые признаки обладают широкой нормой реакции и сильно зависят от условий окружающей среды. В среднем, несмотря на весьма разнообразные генотипы, дети блокадного Ленинграда ниже, чем их потомки, жившие в условии продовольственного достатка.

7. «Кто хочет стать демиургом?»

Особо жаркие дискуссии возникают при осуждении вопроса о том, какой организации делегировать право на изменение человеческого генома: государству, крупным корпорациям, исследовательским институтам или частным лицам? В любом случае, организация-творец будет стараться извлечь из своего весьма выгодного положения максимальную пользу.

8. «Предопределенность» человеческой судьбы и существования.

Внося в геном человека определенные изменения, мы напрямую влияем на судьбу человека, если не детерминируем ее. Хорошо, если мы наградим человека нечеловеческой мощью, интеллектом или ловкостью, но как объяснить сильному и выносливому морлоку, что он был лишен интеллектуальных способностей Эйнштейна или талантов Паганини во имя интересов общества.

С другой стороны, сторонники евгеники утверждают, что она, как метод и научная дисциплина демонизирована применением ее с целью достижения «расовой чистоты» в период правления А. Гитлера в 1933-1945 годах. Предполагается, что снятие запрета на внесение изменений в геном человека позволит увеличить приспособленность человека (как индивидуума, так и общества в целом) к воздействиям окружающей среды. К основным аргументам в пользу евгеники относятся:

1. Снятие генетического груза;

Вследствие развития медицины и науки качество жизни человека улучшилось, и благотворное влияние естественного отбора снизилось. В результате чего появились так называемые «болезни цивилизации», такие как ожирение, ишемическая болезнь сердца, гипертония, язвенная болезнь желудка и т. д. Следствием улучшения условий существования человека является накопление в популяции мутантных генов, которые проявляются у потомков в виде неблагоприятных признаков и генетических заболеваний.

2. Возможность влиять на геном человека

Благодаря методам евгеники у человечества появляется возможность контролировать собственное биологическое развитие в том направлении, которое будет казаться ему наиболее оптимальным.

3. Улучшение соматических характеристик человека;

Прекрасная память, продолжительная молодость, физическая сила и выносливость - все это, гипотетически, генетика способна подарить человеку уже сегодня.

4. Генотерапия и предотвращение развития генетических заболеваний;

Замена определенных генов позволила бы уже в перинатальном периоде полностью избавить человека от таких заболеваний, как хорея Гантингтона, синдром Дауна, транслокационных лейкозов, синдрома Марфана и других генетических заболеваний, причем внесение изменений в человеческий геном сделало бы бессмысленным аборт по причине наличия у плода генетических аномалий.

5. Увеличение приспособленности человека как биологического вида к окружающей среде;

В мудрых руках евгеника позволила бы человечеству быстро и эффективно подстраиваться к меняющимся условиям окружающей среды.

Евгеника «положительная» и «отрицательная»:

Методы евгеники условно делят на:

1. «Положительную» евгенику. Содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие и высокий интеллект).

2. «Отрицательную» евгенику. Прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают расово, физически или умственно неполноценными.

В настоящий момент к практикуемым методам негативной евгеники можно отнести перинатальную диагностику и практику абортов.

Исторические примеры применения евгеники

Античный мир

Базовые принципы селекции были известны еще в древности. На основе опыта разведения домашних животных и выращивании растений зародилась идея применения методов селекции в отношении человека. Особенно ярким примером практического осуществления данных принципов является древняя Спарта, славившаяся своими бесстрашными войнами. Спартанцы умерщвляли физически неполноценных детей, являясь, в некоторой мере, первооткрывателями негативной евгеники.

Платон, описывая идеальное государство, писал, что не следует растить детей неполноценных, либо рожденных от родителей, имеющих какие-либо дефекты. Он предлагал запретить оказание помощи людям с врожденными уродствами и тем, кто был изувечен в силу собственных пороков, а морально неполноценных ожидала смертная казнь.

Американская мечта

В 1904 в штате Индиана был издан закон о принудительной стерилизации преступников-рецидивистов. В течение тридцати лет «индианский метод» был введен еще сорока штатах. В какой-то мере он был даже гуманным (не идет ни в какое сравнение со спартанскими методами или ужасами холокоста): после стерилизации человек был способен получать удовольствие от полового акта, хотя и не имел возможности дать потомство. Уклонистов ожидали 3 года заключения, либо штраф в размере 1000$. Стерилизация сохраняла жизнь человеку, давая ему шанс на реабилитацию, но при этом исключала его влияние на генофонд популяции. В последствие, «индианский метод» распространился не только на преступников, но и на душевнобольных, проституток, представителей андеркласса и даже на лиц, состоящих в неосвященном в церкви браке (в результате чего стерилизации подверглось значительное количество индейцев). В результате этого программа потерпела фиаско, так как с помощью методов селекции предполагалось избавиться от «язв на теле общества», при этом не учитывались причины появления «неблагополучных элементов», среди которых были не только наследственные, но и социальные.

Впрочем, для США индианский опыт не является первым случаем применения евгеники. Южане, например, с помощью методов селекции пытались создать «породы» сильных и послушных рабов.

Нацистская германия: программа Т-4, проект « Lebensborn ».

Преступления нацистов 1933-1945 в корне изменили отношение к евгенике. В этот период применялись самые жестокие и аморальные методы «очищения арийской расы». В качестве примера можно привести программу Т-4: недееспособные, больные психическими и неврологическими заболеваниями, такими как шизофрения, БАР, эпилепсия, различные формы слабоумия, подвергались стерилизации, а спустя некоторое время программа стала предусматривать их полное уничтожение. Если говорить об эффективности этих мер, то уже к 60-ым годам XX века количество лиц, страдающих психическими заболеваниями, достигло уровня 20-ых годов. Все неарийцы признавались «недочеловеками» и подлежали умерщвлению, в целях расовой гигиены.

В тоже время проводилась программа увеличения рождаемости среди обладателей «расово чистых» жителей германии: семьям немецких полицейских выдавались дополнительные выплаты за рождение детей, а действующая программа “Lebensborn” (нем. «Источник жизни») была направлена на патронат «расово чистых» немецких детей и их родителей. На территории нацистской Германии создавались Дома матери и Дома ребенка, в которых производилось воспитание немецких детей и «германизация» детей, насильно вывезенных из оккупированных территорий.

Победа союзников в 1945 году поставила крест не только на преступлениях национал-социалистов, но и на самой евгенике (всей, не только негативной): само слово «евгеника» стало табуированным, а об идеи ее практического применения не шло и речи.

Перспективы развития евгеники как метода.

Евгеника, безусловно, послужила одним из стимулов зарождения и развития генетики человека и ее важной части – медицинской генетики. Поставленные евгеникой цели - освободить генотип человека от вредных наследственных задатков и обогатить его ценными для физического и умственного развития генами - полностью актуальны и теперь. Однако для этого еще не наступило время. Академическая стадия развития евгеники, о которой говорили ее основоположники, еще не завершена.

Факторами, лимитирующими развитие методов изменения генотипа человека, являются:

1. Недостаточное развитие генетики человека. Статистическое прогнозирование развития генетических заболеваний и признаков. Детальное изучение генетики человека, биохимии и физиологии позволило бы точно уяснить влияние генотипа на формирование фенотипа (совокупности признаков).

2. Отсутствие методов массового генетического скрининга. Скрининг - стратегия в организации здравоохранения, направленная на выявление заболеваний у клинически бессимптомных лиц в популяции. Еще не существует методов быстрого и недорогостоящего секвенирования человеческого генома (совокупности всех генов организма). Генетический скрининг позволил бы расширить понятия о генофонде (совокупности всех генов популяции) человечества и взаимовлиянии генов.

3. Табу на изменение генома человека. В наши дни основная задача медицинской генетики и медиков в целом - управлять проявлением наследственных изменений в ходе развития ребенка - создавать адаптивную среду (климат, диета, лекарства, профессиональные вредности) для исключения или снижения заболеваемости, нетрудоспособности и смертности, обеспечивать высокое качество жизни для каждого человека в соответствии с его генотипом . Однако болезнь легче предупредить, чем лечить. В аспекте предотвращения генетических заболеваний инициативу евгеники перехватывает фетальная генетическая терапия - совокупность генноинженерных (биотехнологических) и медицинских методов, направленных на внесение изменений в генетический аппарат клеток человека в целях лечения заболеваний .

О возможностях евгеники говорят результаты последних опытов по улучшению генома мышей:

· существенное улучшение некоторых видов памяти

· улучшение цветового зрения

· существенное продление периода активной молодости

· усиление регенерации тканей

· увеличение физической силы и выносливости

· снижение риска раковых заболеваний

· снижение риска ожирения

Таким образом, возможности современной генетики и современное законодательство ставят под вопрос использование евгеники в настоящий момент. Недостаточность знаний о геноме человека и невозможность аналитического прогнозирования генных, хромосомных, геномных и мультифакториальных заболеваний не позволяет прогнозировать влияние изменения генома определенного индивидуума на дальнейшее развитие человеческой популяции. Возможно, дальнейшее развитие генетики и генной терапии позволит изменять геном человека и прогнозировать влияние этих изменений на генофонд человечества. Развитие «позитивной» евгеники позволило бы избежать проблемы применения абортов с целью предотвращения рождения детей с генетическими заболеваниями.

Список литературы:

  1. Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. М.: Высш. шк., 1988 г. - 424 с.
  2. Гершензон С.М., Бужиевская Т.И. Евгеника: 100 лет спустя. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/MEN/HERSH.HTM (дата обращения 3.05.2014).
  3. Дубинин Н.П. «Общая генетика» М., 1976. - 592 с.
  4. Закон РФ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» Статья 2. Основные понятия. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.garant.ru/10135402/ . (дата обращения 3.05.2014).
  5. Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику. М., 1964. - 490 с.
  6. Galton F. Inquiries Into the Human Faculty. L., 1883. - p. 305

Термин «евгеника » впервые предложил английский натуралист Ф. Гальтон в 1883 г., понимая под ним учение о «хорошем роде», или «хорошем рождении».

Ф. Гальтон видел пути улучшения людей в поощрении и ограничении определенных браков.

В среде прогрессивной общественности в 20-30-х годах текущего столетия сложилось резко отрицательное отношение к данному разделу науки. Это было вызвано тем, что фашизм в целях оправдания войн и ограбления народов положил в основу своей идеологии расовую «теорию», а средством ее осуществления так называемую «расовую гигиену». Расовая теория исходила и исходит из совершенно ложного представления о генетической обусловленности духовного и интеллектуального превосходства одних рас и народов над другими. Более того, этой теорией допускается, что причиной материального и социального неравенства среди одного народа является генетическая неполноценность неимущих классов.

Как известно, расовая теория являлась мировоззрением всякого эксплуататорского класса во все эпохи развития общества. С ее помощью пытались объяснить неравенство людей даже внутри одной нации причинами, якобы не зависящими от самих людей, - биологическим неравенством. На самом деле человечество на всем земном шаре представляет собой один вид Homo sapiens, имеющий равновероятные наследственные потенции в отношении видовых признаков. Это объясняется следующими причинами:

  1. человек имеет монофилетическое происхождение;
  2. с момента начала цивилизации и развития общественного производства прошло еще слишком мало времени (в эволюционном смысле) для того, чтобы успели произойти крупные генетические расхождения в определении интеллектуальных свойств людей в процессе их расселения;
  3. с развитием цивилизации все более увеличивается панмиксия и сокращается число изолятов; в частности, европейские народы представляют собой наиболее панмиктическую популяцию, и поэтому в ней особенно маловероятны замкнутые популяции - расы, изоляты;
  4. по мере развития классового общества внутри каждой нации и государства сменялись не только господствующие классы, но и их конкретные носители наследственности - люди.

Наблюдающиеся различия цвета кожи, формы волос, строения тела и черепа (долихоцефалы, брахицефалы), строения молекулы гемоглобина, групп крови и т. д. - есть конкретное отражение генетического дрифта по отдельным генам, но не по генотипу в. целом. В этом убеждает полная плодовитость метисов любых человеческих рас, полное сходство кариотипа, сходство по группам крови, тождество строения головного мозга и других признаков.

Таким образом, для расовой теории не существовало и не существует никакой научной основы. Фашизм проповедует не евгенику как науку, а расовую гигиену, целью которой является уничтожение социально неугодных людей.

Культура и уровень развития человека прямо обусловлены уровнем развития производительных сил и способа производства. В силу этих причин у разных народов возникла разница в накоплении индивидуального опыта, обобщенного в культуре того или иного народа. Если сравнить среднеобразованного человека нашего времени с таковым XIX, XVIII и тем более XVII столетий, то нельзя не признать, что первый имеет несравнимо большую информацию о природе, чем вторые. Однако доказано, что в течение 8-12 поколений, сменившихся с тех пор, никаких существенный генетических сдвигов в отношении структуры и функции головного мозга в человеческой популяции не произошло. При этом роль естественного отбора непрерывно снижалась, а панмиксия увеличивалась.

Развитие цивилизации, накопление и передача знаний из поколения в поколение совершаются с помощью механизма сигнальной наследственности. Накопление индивидуального опыта путем познания природы и воздействия на нее осуществляется через две системы функционального кодирования приобретенного индивидуального опыта: устного и печатного слова. Именно данный механизм передачи индивидуального приспособления, в основе которого лежит механизм условно-рефлекторной деятельности, приобрел особое значение в накоплении и передаче культуры, в поведении и психике человека. В процессе накопления индивидуального опыта человека, в отличие от животных, ведущую роль играло общественное производство, т. е. деятельность самих людей.

В учении об евгенике были допущены принципиальные ошибки, и сам термин был дискредитирован. Однако мы считаем необходимым этот раздел науки восстановить в правах, очистив его от лженаучной шелухи.

Человек произошел в процессе эволюции. Этот процесс шел, идет и будет идти в будущем. Однако механизм эволюции разумного человека резко отличен от механизмов эволюции животных и растений. По мере того как человек стал овладевать природой и расширять свои возможности воздействия на нее, т. е. стал сам создавать условия своей жизни, роль естественного отбора в эволюции человека стала сокращаться. Однако это не означает, что действие естественного отбора когда-либо абсолютно прекратится. Все те природные факторы, регуляцией которых человек не овладел, например некоторые инфекционные болезни, биотические и абиотические факторы среды, будут воздействовать на эволюцию человека.

Чем же характеризуется эволюция человека? Во-первых, из-за сокращения действия естественного отбора векторность эволюции человека будет сниматься, а темп ее замедляться; во-вторых, по мере развития цивилизации и снятия национальных и прочих барьеров в бесклассовом обществе произойдет гибридизация народов, т. е. осуществится всеобщая глобальная панмиксия, и в связи с этим роль случайного момента в эволюции уменьшится.

В целях управления эволюцией человечества требуется научно обоснованная регуляция ее. Для этого необходима специальная наука - евгеника, предметом которой явилось бы изучение путей и методов особенностей эволюции человека, что осуществимо в полной мере только в условиях социального и экономического равенства людей. В классовом обществе проведение евгенических мероприятий ограничено, так как невозможна полная реализация положительных для общества наследственных потенций людей.

Евгеника должна быть синтетической наукой, основывающейся на достижениях изучения биологии человека: генетики, физиологии, анатомии, психологии, эмбриологии, биохимии и на успехах математики. При этом экстраполяция биологических закономерностей на эволюцию человека должна быть согласована с законами развития общества.

Евгеника должна создать комплексные методы исследования на основе методов разных дисциплин. К ним могут быть отнесены методы популяционной генетики, санитарной и демографической статистики, медицинской генетики и других наук. Методы евгеники будут совершенствоваться по мере расширения и углубления тестирования генетической потенции человека.

Некоторые биологи склонны отказаться от термина «евгеника», заменив его антропогенетикой или медицинской генетикой. С этим согласиться трудно. Медицинская генетика, изучающая наследственные болезни, их этиологию и лечение, является лишь частным разделом антропогенетики, которая изучает генетические закономерности наследования свойств человека как в норме, так и в патологии, не касаясь эволюции человека. Евгеника же должна заниматься изучением эволюции человека и путей избавления от неблагоприятных наследственных факторов, отягощающих человечество. Успехи евгеники будут зависеть от уровня цивилизации и организации общества.

Отбросив всякие социальные извращения научных основ, евгеника должна существовать и развиваться как наука, основанная на точных биологических и генетических знаниях. Ее развитие может быть особенно успешным в условиях социалистического общества, так как только при материальном равенстве людей может быть обеспечена полная забота о духовном и физическом здоровье человека. Однако было бы глубоким заблуждением полагать, что каждый человек в равной мере способен к любого рода деятельности. Для каждого человека характерен свой генотип и, естественно, не каждый генотип в равной мере определяет способности к музыке, математике или спорту. Интеллектуальные способности определяются работой головного мозга. Они определяются наследственно, так же как и любые другие свойства организма. Для выявления всех генотипических возможностей человека требуется адекватное генотипу воспитание и тренировка. В силу неадекватности условий воспитания в обществе пропадают огромные интеллектуальные резервы, которые обязательно должны быть использованы.

Поскольку невозможны эксперименты по размножению человека, возникает необходимость поисков других путей контроля над эволюцией человеческого рода. Условиями для этого являются:

  • социальное и экономическое равенство людей, дающее возможность для всех генотипов реализовать свои наследственные возможности;
  • ограждение человека от действия мутагенов, вызывающих наследственные и врожденные болезни;
  • разработка методов предупреждения реализации наследственных и врожденных болезней и их лечения;
  • установление оптимальных условий обучения, передачи знаний и навыков от поколения к поколению и совершенствование памяти;
  • составление родословных семей, отягощенных наследственной болезнью; их регистрация и диспансеризация через медико-генетические учреждения;
  • медико-генетические консультации бракосочетающимся;
  • повышение культурного уровня всего общества.

Таким образом, задачей евгеники является отыскание путей ограждения человека от отягощения наследственными болезнями, поиск методов оптимальной реализации генотипа в выборе профессий, повышение биологического образования самого человека и решение других проблем, связанных с оздоровлением человеческого общества. При этом рост культуры самого человека как члена общества явится важным фактором его биологического прогресса.

В человеческом обществе невозможен насильственный подбор, но, благодаря разумной деятельности, сам человек придет к сознанию необходимости учета наследственных факторов. Чем глубже будут его знания в области анатомии, физиологии и наследственности, тем многообразнее и гармоничнее будут его требования в свободном выборе партнера.

Человек должен властвовать не только над природой, но и над собой, ибо ответственность каждого человека перед обществом должна возрастать.

Дарвина, написанного еще в 1859 году, распродавались в считаные дни, а споры о путях эволюции и возможностях на нее повлиять не утихали ни на минуту. За несколько десятилетий, что ученые интенсивно исследовали эволюционный подход, появилось много направлений в биологии, некоторые из которых предлагали активное воздействие на ход эволюции человека.

Евгеника - что такое?

На протяжении всей своей истории человечество использовало селекцию для того, чтобы повышать урожайность сельскохозяйственных культур и производительность домашних животных. Таким образом, история евгеники имеет свои корни в самом желании человека максимально повышать производительность не только животных, но и своего собственного вида.

Отдельной дисциплины, занимающейся научной этикой в XlX веке еще не существовало, поэтому роль главного ограничителя и препятствия на пути улучшения человеческого вида взяла на себя церковь, которая активно критиковала всякие попытки вмешаться в устройство божественного творения.

Таким образом, идеи евгеники состоят в том, чтобы путем целенаправленного отбора произвести улучшение человеческого вида, осуществляя контроль над деторождением и брачными союзами.

Популярность и сомнительная репутация

В первые десятилетия XX века она приобрела такую популярность, что некоторые государства стали задумываться о применении на практике ее основных положений. Так состоялся союз Германской нацистской науки и евгеники. Именно при получили наиболее ужасное распространение такие меры, как принудительная стерилизация, эксперименты над живыми людьми и уничтожение целых групп населения, признанных правительством нежелательными.

Однако евгенические законы применялись и далеко за пределами нацистской Германии. Например, в США в некоторых штатах беднякам и людям с низким IQ предлагали вознаграждение за прохождение добровольной стерилизации. Предполагалось, что люди с нежелательными качествами могут испортить генофонд самим фактом рождения детей.

В первую очередь евгеника - изучающая искусственный отбор, главным объектом которого становится человек. Существуют два способа осуществлять контроль над таким отбором: так называемая позитивная евгеника концентрируется на стимулировании браков, в результате которых рождаются дети с востребованными чертами; негативная генетика основана на исключении рождения детей с дефектами развития или чертами, нежелательными для общества. С развитием диагностических медицинских технологий в арсенале евгеники оказались такие способы контроля рождаемости, как генетические тесты и УЗИ-диагностика.

Вернувшаяся евгеника

Что такое евгенические принципы, становится понятно, если взглянуть на проблему ретроспективно. В первую очередь стоит разобраться со значением самого слова. В переводе с древнегреческого слово переводится примерно как "благороднорожденный". Так зародилось учение евгеника. Что такое искусственный отбор, стало понятно в 1883 году, когда ученый Ф. Гальтон опубликовал свой фундаментальный труд "Исследование человеческих способностей и их развитие".

Главной опорой ученых-евгеников была идеология генетической детерминированности. Суть учения Гальтона сводилась к тому, что ни воспитание, ни образование не влияют радикальным образом на манеру поведения, но ведущую роль имеет наследственность, которая определяет, в том числе и социальное поведение.

С публикации этой книги началось победное шествие евгеники по университетам Европы. Новая наука заслужила себе место в академической среде.

Евгеника как наука. Основные положения

В 1907 году в Британии было создано Общество Гальтона, в котором занимались разработкой положений новой науки и поиском инструментов для применения их на практике. В США аналогичное общество появилось в 1921 году и получило название Американского Евгенического Общества.

История евгеники неразрывно связана с понятием социального дарвинизма, который основан на том, что только определенные классы и сословия, а также люди с некоторыми антропологическими признаками достойны продолжить свой род.

Этика евгеники основывается на том, что люди не рождаются равными, только самые достойные вправе контролировать ход эволюции человека, вмешиваясь в репродуктивный процесс. Таким образом, евгеника - изучающая селекцию человека.

Критика современников

Несмотря на победное шествие новой науки по университетам и правительственным кабинетам, далеко не все интеллектуалы поддерживали ее методы. Убежденными противниками евгенических методов были писатель Честертон, американский социолог Лестер Уорд, а также биологи Фишер и Холдейн, которые выразили сомнение в том, что стерилизация "дефективных" может привести к исчезновению из человеческой популяции нежелательных признаков.

Самый многочисленный и мощный лагерь последовательных противников принудительной стерилизации и искусственной селекции состоял из представителей религиозных организаций. Несмотря на то что на первых порах некоторые религиозные деятели с интересом отнеслись к новой науке, уже после 1930 года поддержка прекратилась. Так как против применения евгенических законов высказался папа Пий Xl, который ясно заявил, что светские власти не имеют права распоряжаться телами своих подданных.

Нацизм и понижение уровня исследований

Репутационные проблемы у евгеники как науки начались в 1930 годах, когда нацистский генетик Эрнст Рудин взялся использовать ее для оправдания преступлений Третьего рейха. К тому моменту уже было примерно понятно, как работает естественный отбор и евгеника. Что такое нацистская медицина станет понятно немного позже, но эта связь бесповоротно испортит репутацию евгенической науке.

Ближе к концу Второй мировой войны репутация евгеники была окончательно испорчена. Замечательно иллюстрацией к эволюции взглядов на методы искусственной селекции служит история Герберта Уэллса, которой из последовательного сторонника принудительной стерилизации превратился за тридцать лет в убежденного борца за права человека. В том числе он утверждал, что никто не имеет права калечить человека, каким бы тяжелым ни было его заболевание, но, напротив, общество должно брать на себя заботу о нем. Но, несмотря на сопротивление некоторых представителей общественности, в Швеции, например, принудительная кастрация "неполноценных" осуществлялась до 1976 года.

Возрождение интереса

После разоблачения преступлений нацистской Германии, вдохновленных евгеническими исследованиями, репутация науки была, казалось, окончательно испорчена. Однако после долгого забвения интерес к экспериментам вновь вернулся и теоретическим исследованиям над геномом вновь возродился, но уже в виде респектабельной генетики.

Оплотом новой евгенической революции стали США, где существует достаточное количество высокотехнологичных исследовательских центров, занимающихся генетической инженерией, клонированием и пренатальной диагностикой, занимающей особое место в данном научном направлении. Так идеи евгеники нашли свое продолжение в генной инженерии.

В 2003 году Таня Симончелли, работавшая на тот момент помощником директора по криминологии при правительстве США, заявила, что пренатационная генетическая диагностика открывает новую эру евгеники, которая, в отличие от нацистской, должна не служить человеконенавистнической идеологии, а отвечать спросу рядового населения.

Реабилитация учения

Британский эволюционный биолог заявил в своей газетной статье в 2006 году, что евгеника - наука будущего. Он также заявил, что из-за того, что науку в своих интересах использовали нацистские лидеры, на ней лежит тень, препятствовавшая на протяжении нескольких десятилетий проведению объективных исследований в этой области.

Исследователь добавил, что, по его мнению, подобный подход мало чем отличается от селекции в сельском хозяйстве. Разумеется, в своем оправдании евгенического подхода ученый основывается на том, что со времен Третьего Рейха этика науки не стояла на месте и сможет дать ответ на многие сложные вопросы и помочь найти решение в неоднозначных ситуациях.

Однако подход Докинза существенно отличается от его предшественников. Он не столько предлагает влиять на результат беременности и заниматься искусственным отбором, сколько настаивает на том, что евгеника поможет человеку больше узнать о самом себе. Например, после прохождения генетических тестов родители не станут тратить время на обучение ребенка музыке, если тесты не покажут соответствующих способностей. Предполагается, что подобные тесты помогут улучшить достижения в спорте, если люди будут знать свои сильные и слабые стороны. По мнению Докинза, решением многих проблем современного мира может стать генетика и евгеника.

Предлагает вспомнить Международный комитет по биоэтике, члены которого считают, что такой подход открывает дорогу дискриминации и стигматизации и ставит под сомнение идею всеобщего равенства людей.

Несмотря на то что современные сторонники евгеники всячески избегают сравнения с практиками двадцатого века, используя слова "репродуктивная генетика" и "зародышевый выбор", фактически все эти исследования являются частью селекции человека.

Одна из наиболее распространенных сегодня медицинских процедур - пренатальный скрининг - тоже может рассматриваться как форма реализации евгенического подхода. С медицинской точки зрения, такой скрининг может предупредить рождение ребенка с серьезными генетическими отклонениями и наследственными заболеваниями.

Современная евгеника: проблемы с эффективностью

Впервые о сложностях с реализацией генетического отбора способами евгеники заявил в 1915 году который считал, что личностные характеристики не могут передаваться по наследству он, например, сомневался, что склонность к насилию и преступности может передаваться от родителей детям и указывал на то, что наследование происходит социальным путем через воспитание, а не через геном.

Кроме того, он привел результаты наблюдений за мухами, которые свидетельствовали о том, что негативные факторы - такие как лишние пары глаз или лап - появляются у дрозофил не только в результате наследования, но и как следствие мутаций.

Однако сегодня наука евгеника опирается на более совершенные технологии. Например, тесты, которые семейные пары проходят, прежде чем зачать ребенка, позволяют определить, существует ли риск рождения ребенка с генетическими отклонениями и, соответственно, отказаться от рождения в таком случае. Но и про этот высокотехнологичный тест нельзя сказать, что он дает стопроцентную защиту от ошибки: известны случаи, когда пары, решившие все же зачать ребенка несмотря на отрицательный результат тестирования, рождали здоровых детей.

Потеря генетического разнообразия

Специалисты по генетике и эволюционной биологии бьют тревогу из-за того, что чрезмерная увлеченность селективной политикой может привести деградации человеческой популяции подобно тому, как деградируют популяции, проживающие в очень маленьких ареалах или на островах.

Эдвард Миллер настаивает на том, что любому поколению надо дать возможность внести свой маленький вклад в эволюционное развитие вида и указывает на то, что даже явления, которые могут казаться нам отрицательными, в конечном счете имеют огромное значение для биологического развития.

Оппозиция к евгенике

Большинство противников евгеники указывают на то, что какими бы благими ни были намерения исследователей, в конечном счете все это приведет к действиями противоречащим этике. К таким действиям противники евгеники относят принудительную стерилизацию, генетическую дискриминацию, сегрегацию и, возможно, геноцид.

В свое основополагающей статье об эволюции Лори Эндрюс утверждает, что злоупотребление возможностью вмешиваться в ход эволюции приведет к появлению так называемого постчеловека, который может отличаться от современного непредсказуемым набором качеств. Кроме того, он рекомендует не вмешиваться в такие фундаментальные процессы, как старение и продолжительность жизни, которыми как раз и заинтересована евгеника.

Что такое человеческая жизнь? Каков ее смысл и может ли человек брать на себя роль творца? Этими вопросами задаются многочисленные специалисты по биоэтике. Ответов на данный момент существует множество, но все они не кажутся убедительными, а это значит, что над решением этических задач будет биться не одно поколение биологов, этиков, философов и богословов. Проблемы евгеники достойны того, чтобы им уделяли самое пристальное внимание.

Евгеника – учение об улучшении наследственности человека, своего рода селекция, позволяющая контролировать генофонд. Была популярна в начале 20 века, эти постулаты использовали нацисты гитлеровской Германии, что оттолкнуло от них общество. Но в начале нового тысячелетия ученые вновь заявили о пользе этого учения для науки.

Евгеника - что это?

Основные принципы евгеники первым обозначил в конце 19 века английский психолог Фрэнсис Гальтон. В 20 веке некоторые правительства даже взяли на заметку это учение для практического применения, но препятствием стали этические принципы и отсутствие высокой результативности на практике. Евгеника - это наука, определяющая принципы аутоселекции, ученые выделяют несколько форм:

  1. Биомедицинская . Вмешательство в генетику, чтобы повлиять на выживаемость и здоровье людей.
  2. Дискриминационная . Уничтожение отобранных групп населения.
  3. Репрессионная . Подавление общества насильно навязанными идеями.

Свою ценность сохранила для будущего биомедицинская евгеника, позволяющая:

  • избегать рождения детей с дефектами;
  • обследовать молодые пары на наличие наследственных отклонений;
  • составлять банк спермы и яйцеклеток известных деятелей.

Евгеника - «за» и «против»

Что изучает евгеника? Эта наука исследует проявления конкретных особенностей или генов в той или другой популяции. Исследования показали, что генные частоты меняются при:

  • мутациях;
  • естественном или искусственном отборе;
  • случайном сочетании генов у пары;
  • миграции.

Евгеника – это не только полезное, но и опасное учение. Опыт показал, что идея создать расу суперлюдей увлекала многих ученых и деятелей разных стран. Но такое увлечение стало порождением геноцида и насилия. Исследователи пытаются разделить позиции:

  1. Положительный аспект . С каждым годом в обществе увеличивается генетический груз, уменьшить его может помочь евгеника: аборты, биотестирование групп риска.
  2. Отрицательный аспект . До сих пор нет определения, как и почему наследуются дефекты, от которых всегда хотели избавить общество.

Позитивная и негативная евгеника

Утверждения о пользе и вреде практического использования этих постулатов сформулировали такие виды евгеники:

  1. Позитивная. Улучшение человеческой расы за счет приближения к уровню лучших представителей.
  2. Негативная. Удаление из генофонда носителей наследственных дефектов.

Печальную известность приобрела негативная евгеника, первыми решились побороться с деградацией человечества путем насилия в начале 20 века правители США. В штате Индиана появился закон о принудительной стерилизации алкоголиков, психически больных и закоренелых преступников, позже его нарекли «индианским». За 26 лет его применяли еще в сорока штатах, но без высокой результативности.

Позитивная евгеника

Положительная евгеника поощряет рождение потомства с лучшими генами, но она не получила отдельной программы развития, поскольку так и не было сформулировано:

  • четкого определения, какие признаки желательны, а какие – нет;
  • эффективных методов;
  • знаний о генетике ценных признаков.

Поэтому евгенические мероприятия пока ограничиваются только попытками не допустить передачу тяжелых наследственных патологий. История имеет два примера такого успешного применения:

  1. Программа предотвращения в-талассемии, которую еще называют серповидноклеточной анемией, на Сардинии.
  2. Фильтрация браков в Израиле, этим занимается специальная организация. Это стало необходимым при ярком проявлении в семьях гена Тея-Сакса, присущего только евреям. Он провоцирует рождение тяжелобольных детей, если у пары выявляют такой ген, то их отговаривают от свадьбы.

Негативная евгеника

Отрицательная евгеника имеет более четкие постулаты, поскольку нежелательные признаки определить намного проще. Их генетика лучше исследована учеными, что позволяет избежать таких проявлений. Но это направление запятнало себя насильственными проявлениями на практике:

  • уничтожение асоциальных элементов общества в нацистской Германии;
  • закон о стериализации;
  • жесткий запрет браков.

Цель подобных методов – изъятие нежелательных генов, но внедрение привело к тысячам личных трагедий. До сих пор нет четких данных, помогли ли такие методы отсеять «генетический мусор» в расе арийцев в начале прошлого века. Но снижение процента рождения больных эпилепсией детей в Швеции, когда в 18 веке появился закон о табу на брак людей с таким диагнозом, исследователи зафиксировали.


Расизм и евгеника

Люди нередко считают расизм и евгенику сходными учениями, но это не так. Евгеника, как наука, разрабатывает методы улучшения наследственных качеств человека и тормозит вырождение генофонда. А в основе расизма – утверждения о неравноценности определенных рас, только на основании другого цвета кожи, цвета волос или глаз, принадлежности к конкретной национальности. Здоровье, потенциал – то, что ценится при отборе евгеникой, расизм полностью игнорирует.

Этические проблемы евгеники

Проблемой евгеники называют этическую, поскольку сохранение жизни детям с мутациями и ослабленным физически отрицательно влияет на генофонд. Возникает противоречие: принципы гуманизма защищают любую жизнь, и при этом приводят к вырождению людей. Некоторые ученые считают, что если генетический контроль помогает избавить человечество от уродств и болезней, все средства оправданы. Большинство исследователей такие идеи евгеники не поддерживает, считая, что нужно добиваться улучшения, а не уничтожать.

Евгеника - интересные факты

Евгеника в современном мире нашла применение в генной инженерии – разработке методов снижения . С помощью основных принципов этого учения ведутся разработки:

  • в генной терапии;
  • коррекции генома яйцеклеток;
  • репродуктивном клонировании.

Грамотный подход создал науку, которая получила название «новая евгеника». В пользу правильного внедрения основных принципов свидетельствует интересный факт. До середины 60-х годов прошлого века Сингапур был одной из беднейших стран третьего мира, но через пару десятков лет превратился в сильную державу. Все это - благодаря социальной политике, специальные организации создавали браки на основе уровня интеллекта, с молодежью работали отличные психологи и врачи.

Евгеника (от греческого слова Eugenes – породистый, благородный) – учение, призывающее бороться с явлениями вырождения в генофонде Человечества с помощью селекции применительно людей. Самые первые представления о евгенике были впервые представлены на суд общественности в 1865 г. английским психологом Ф.Гальтоном в статье «Наследственный талант и характер», в которой он предлагал изучать явления, способные улучшить умственные способности, физическое здоровье и одаренность будущих поколений. Термин «евгеника» был введен им намного позже – в 1883 г. Сам Ф. Гальтон давал определение евгеники как науки, изучающей факторы, улучшающей врожденные качества рас.

Евгеника и программы сокращения населения

Позитивная и негативная евгеника

Различают так называемую «позитивную евгенику» и «негативную евгенику» . Впрочем, грань между ними весьма условна.

В позитивной евгенике во главу угла ставится вопрос о содействии воспроизводству людей с генетическим кодом, не загрязненным наследственными заболеваниями, а также людей с высоким интеллектом.

В негативной евгенике большее внимание уделяется прекращению воспроизводства физически или умственно неполноценных людей, а также людей, имеющих опасные наследственные заболевания.

Широкую реализацию получила негативная евгеника: во многих странах мира быстро завоевала популярность «научно обоснованная» стерилизация людей, объявленных в конкретном обществе неугодными.

Например, в Германии это были объявленные неполноценными евреи и цыгане, несущие угрозу политическому строю представители других политических партий, душевно больные люди, а также гомосексуалисты; в США стерилизации и кастрации подвергались половые извращенцы и коммунисты, подобные же методы применялись в Норвегии, Швеции, Швейцарии, Финляндии и Эстонии.

История евгенистического движения в России

Рассвет, закат и возрождение евгеники

Свой рассвет евгеника переживала в начале 20 века, однако после Второй Мировой войны это учение начали ставить в один ряд с такими понятиями как: «фашизм» , «лагеря смерти» , «жестокие медицинские эксперименты» , «массовое уничтожение людей» , «преступление против Человечества» . Из-за чего данное учение попало под своеобразное общественное табу на несколько десятилетий.

В современном мире (население которого на данный момент по приблизительным подсчетам равно количеству людей, живших во все времена до 21 века ) учение о евгенике приобретает новую популярность, поскольку с ростом населения проблема наследственных заболеваний приобретает впечатляющий масштаб: процент генетически здоровых людей критически уменьшается.

Основные проблемы евгеники

Известно, что поначалу каждый человек представляет из себя оплодотворенную яйцеклетку, которая развивается в человеческое существо в соответствии с заложенным в нее жестким генетическим кодом. После рождения человек попадает в социальную среду, которая тоже оказывает на него серьезное формирующее воздействие. Вопрос о том, чем является человек: продуктом воспитания или продуктом случайного набора хромосом не имеет однозначного ответа . В связи с этим основные проблемы евгеники сводятся к трем вопросам:

  • Каковы цели евгеники?
  • Что именно в наследственности людей призвана изменить евгеника?
  • Какими способами можно изменить наследственность людей?

Еще одной серьезной проблемой евгеники является этическая проблема, ведь разрабатывая лекарства, продляющие жизнь людям, больным опасными болезнями и инвалидам, сохраняя жизнь недоношенным детям и детям с серьезными генетическими мутациями, которые благодаря достижениям современной медицины смогут дать потомство, Человечество собственноручно ослабляет свой генофонд. То есть, принципы гуманизма, защищающие право на жизнь любого человека в некоторой степени способствуют вырождению человеческого рода и исчезновения человека как вида. Больше всего разногласий в обществе возникает при обсуждении абортов, эвтаназии, экспериментов с оплодотворенными яйцеклетками, клонирования человека. При этом все упомянутые процессы можно отнести к мощным методам селекции, а следовательно евгеники.

Основные достижения евгеники

  1. Генетическое консультирование для будущих родителей – получает все большее распространение в цивилизованных странах. Оно состоит в анализе наследственности обоих будущих родителей и расчете степени риска получить больное потомство. На данном этапе развития генетики с большой долей вероятности можно оценивать риск развития таких наследственных болезней как гемофилия, анемия, порок сердца, некоторые виды рака и др. Пройдя генетическое обследование предполагаемые родители могут: принять решение вообще не заводить совместных детей; получить подтверждение о хорошем генетическом здоровье и высоких шансах иметь здоровое потомство; получить информацию о болезнях, с которыми может родиться их совместный ребенок, и возможно, предотвратить тяжелые последствия на раннем этапе развития болезни;
  2. Рекомендуемое врачами диагностическое исследование плода с помощью современных технологий (например, УЗИ), анализов и генетических тестов, позволяющее выявить тяжелые формы патологии (отсутствие конечностей, пороки развития внутренних органов, синдром Дауна и т.п.) и прервать беременность на ранних этапах;
  3. Развитие – разработка методов избавления от генетических заболеваний и улучшения генетического кода посредством внесения в него исправленных генов.

Юридические документы

Поскольку учение об улучшении наследственности и методы, которыми ее пытаются улучшать, постоянно вызывает полемику в обществе, то не удивительно, что было принято множество международных документов, призванных оградить общество от негативных последствий этих методов и избежать повторения страшных ошибок.

Так, в 1964 г. была принята Хельсинская декларация Всемирной медицинской ассоциации об этических принципах научных медицинских исследованиях с участием человека. В 1997 г. ЮНЕСКО была принята Всеобщая декларация о геноме и правах человека, а в 2005 – Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека и Декларация о клонировании человека.

Впрочем, в разных странах принято еще очень много подобных документов, одни из которых запрещают генетические эксперименты и клонирование, другие – разрешают в научных целях.

Следует отметить, что никакие юридические документы не смогут остановить научный прогресс (разве что замедлить), а знания, получаемые в результате беспристрастных научных экспериментов с наследственностью (даже при соблюдении всех морально-этических норм) вполне традиционно приведут как к созданию новых методов улучшения жизни человека, так и к способам эту жизнь ухудшить и уничтожить.

Будущее евгеники

К сожалению, первоначальная задача евгеники, поставленная ее основателем: «улучшить врожденные качества рас» не достигнута, а применение принудительной стерилизации и эвтаназии миллионов совершенно не заслуживающих такой участи людей, оправдываемое «научно обоснованной» заботой о будущих поколениях, навсегда очернило это поначалу совершенно не подразумевающее ничего плохого учение. На данный момент, в связи с быстрым развитием и впечатляющими успехами генетики, учение о негативной евгенике уходит в прошлое. И кто знает, но возможно совсем скоро, настает эра позитивной евгеники.