Межрегиональная научно-практическая конференция. "Оценка качества образования - опыт, проблемы, перспективы"

5 – 6 декабря 2017 года в Тамбове прошла межрегиональная конференция «Региональная система оценки качества образования: итоги, задачи, перспективы развития».

Конференция была организована в рамках реализации мероприятия 5.1.«Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.

Целью Конференции являлось представление и обсуждение эффективных практик в сфере развития современной системы оценки качества образования. Организаторами выступали Управление образования и науки Тамбовской области, Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования (далее – ТОИПКРО), Центр экспертизы образовательной деятельности. Конференция проводилась совместно со специалистами ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (далее – МЦКО).

В Конференции приняли участие свыше 200 человек , среди них представители муниципальных органов управления образованием и методических служб, руководители и заместители руководителей общеобразовательных организаций.

На пленарном заседании 5 декабря выступили специалисты Московского центра качества образования, регионального Центра экспертизы образовательной деятельности, ТОИПКРО.

Живой интерес вызвали доклады, представленные гостями из Московского центра качества образования. Широкое обсуждение получили такие темы, как создание инфраструктуры и инструментов для формирования культуры самооценивания, комплексная оценка метапредметных результатов обучения, особенности организации государственной итоговой аттестации в г. Москве. Кроме того, участники конференции имели уникальную возможность познакомиться с опытом работы школ г. Москвы по организации образовательного процесса в классах предпрофессионального обучения. Это Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования, а также инженерные, медицинские, академические классы.

Б.Л. Легостаев, начальник отдела независимого тестирования и развития образовательного потенциала МЦКО, особое внимание в своем выступлении уделил вопросу формирования культуры независимого оценивания. Им были продемонстрированы ресурсные возможности Центра независимой диагностики и электронного сервиса самоподготовки и самопроверки «Мои достижения»: автоматизированная система управления диагностиками, тренажеры по учебным предметам, диагностики в формате виртуальной реальности.

Никого не оставил равнодушным общегородской мегапроект «Московская электронная школа», который был презентован на конференции.

К.В. Матвеев, специалист отдела независимого тестирования и развития образовательного потенциала МЦКО, отметил, что проект предоставляет широкий спектр возможностей как для обычных жителей Москвы, так и для педагогического сообщества. Для москвичей это свободный доступ к электронным учебным материалам, оперативное получение точных сведений об успехах и зонах риска, информация о возможностях столичного образования. Для учителей – эффективное взаимодействие с учениками и родителями при помощи электронных сервисов, планирование и работа при помощи надежных инструментов без отчетов и формальных справок, использование и создание сценариев уроков и учебных материалов.

Актуально прозвучало и выступление О.С. Редкозубовой,специалиста московского РЦОИ, которая поделилась опытом организации ГИА в г. Москве.

Во второй половине дня рассматривались вопросы развития регионального сегмента системы оценки качества образования Тамбовской области.

О.А. Мексичев, директор Центра экспертизы образовательной деятельности, представил результаты реализации мероприятий по развитию национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования в 2017 году в Тамбовской области. В качестве перспектив развития региональной системы НОКО в регионе он обозначил следующие: интеграция региональных исследований качества образования с федеральными (ВПР, НИКО) и международными, а также изменение подходов к анализу результатов оценочных процедур – от среднестатистических значений к персональным.

Проблемам выстраивания региональной и муниципальной системы оценки качества образования было посвящено выступление Е.К. Сальцберг, начальника отдела оценки качества образования Центра экспертизы образовательной деятельности. Елена Константиновна отметила, что к ключевым мерам по контролю за обеспечением объективности результатов оценочных процедур на уровне муниципалитета можно отнести обеспечение независимого наблюдения при проведении внешних оценочных процедур, а также инициирование внешней независимой оценки качества образования и сопоставление результатов с итогами внутришкольного текущего и рубежного оценивания.

Опытом формирования эффективной системы внутришкольной оценки качества образования поделился директор МАОУ «Лицей № 6» г. Тамбова В.Л. Зайцев, который на протяжении многих лет успешно работает по данной проблеме.

Участники конференции познакомились также с актуальными проблемами профессионального развития учительских кадров в контексте анализа результатов внешних оценочных процедур, а также с перспективами развития независимой оценки качества образования в Тамбовской области. Эти вопросы были освещены И.Н. Кирсановым, заведующим лабораторией развития профессиональных компетенций ТОИПКРО и Н.Н. Шарандиной, заведующим отделом экспериментальной работы и инновационной деятельности ТОИПКРО.

Второй день конференции 6 декабря был не менее насыщенным, чем предыдущий. Оценке эффективности образовательной деятельности было посвящено выступление Е.С. Зозуля, заместителя директора Московского центра качества образования. Она рассказала участникам конференции о технологии проведения региональных независимых диагностик, а также о возможностях городской многофункциональной информационно-аналитической системы, формирующей единое сетевое региональное образовательное пространство с унифицированными подходами к управлению качеством образования.

Е.С. Зозуля акцентировала внимание на том, что общим результатом проводимой работы является получение прозрачной и открытой картины качества образования в городе.

Главная тема выступления С.А. Ладыгиной, начальника отдела мониторинга качества образования МЦКО, - построение объективной внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации. Присутствующие познакомились с диагностиками Московского центра качества образования, поработали с матрицей независимых диагностик.

Материалы участников Межрегиональной конференции "Управление качеством образования":

Пленарная часть:

Ковалева Галина Сергеевна, заведующий Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, г. Москва

Лямова Татьяна Викторовна, заместитель директора Департамента образования и молодежной политики Администрации города Нефтеюганска

Мишуринская Наталия Анатольевна, председатель комиссии по повышению качества образования муниципального общественного совета по развитию общего и дополнительного образования в городе Ханты-Мансийске

Семинар «Развитие региональной системы оценки качества образования»:

Карлов Алексей Иванович, директор бюджетного учреждения Орловской области «Региональный центр оценки качества образования», г. Орел

Иликпаева Татьяна Петровна,заместитель директора Департамента образования и науки Курганской области, г. Курган

Леонтьева Елена Геннадьевна, заместитель директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»

Концова Валентина Викторовна,начальник управления общего образования Департамента образования и молодежной политики администрации города Лангепаса

Стендовая презентация «Инновационные модели внутришкольных мониторингов оценки качества образования»:

Райш Ольга Викторовна,директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №2–многопрофильная имени заслуженного строителя Российской Федерации Е.И. Куропаткина», г. Нижневартовск

Озерова Елена Владимировна, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Сургут

Котенёва Ольга Ильинична, директор государственного казённого учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональный центр оценки качества образования», г. Салехард

В рамках II Съезда педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 2017года «Эффективное управление как основа повышения качества образования» пройдет Межрегиональная конференция «Управление качеством образования»

Уважаемые коллеги!

Обращаем ваше внимание, что на странице () размещена Концепция Межрегиональной конференции «Управление качеством образования».

В разделе «Межрегиональная конференция «Управление качеством образования» на главной странице () размещена примерная программа Конференции. В рамках Межрегиональной конференции запланировано пленарное заседание, семинар по теме «Развитие региональной системы оценки качества образования» и стендовая презентация «Инновационные модели внутришкольных мониторингов оценки качества образования».

В Межрегиональной конференции примут участие эксперты в сфере оценки качества образования:

  • Ковалева Галина Сергеевна , руководитель Центра оценки качества образования «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва
  • Карлов Алексей Иванович , директор Регионального центра оценки качества образования Орловской области, г.Орел
  • Котенёва Ольга Ильинична , директор ГКУ ЯНАО «Региональный центр оценки качества образования», г.Салехард
  • Иликпаева Татьяна Петровна , начальник отдела оценки качества образования Департамента образования и науки Курганской области, г.Курган

Актуальные задачи в сфере оценки качества образования в России стали предметом обсуждения участников межрегиональной конференции «Развитие единой системы оценки качества образования: опыт и перспективы», организованной Рособрнадзором.

Открывая конференцию, министр образования и науки РФ Ольга Васильева подвела итоги экзаменационной кампании 2017 года. «Экзамены в форме ЕГЭ прошли максимально объективно», - отметила министр. В то же время, по ее словам, проблемы с объективностью проведения экзаменационных процедур в 9 классах остаются.

Глава Минобрнауки России уделила особенное внимание теме правильного использования результатов Всероссийских проверочных работ. «Нам нужно вести себя очень вдумчиво и корректно и, принимая управленческие решения, четко осознавать, что мы должны на основании проверочных работ помогать тем школам, которые показали более слабые результаты. Нам нужно заниматься разработкой и реализацией новых программ повышения квалификации учителей. Результаты Всероссийских проверочных работ обязательно должны использоваться в работе региональных институтов повышения квалификации и методических служб», - подчеркнула министр.

Ольга Васильева рассказала также о новой модели контрольно-надзорной деятельности в отношении школ. По ее словам, нет необходимости постоянно проверять школы, которые объективно показывают высокие результаты своей работы. В рамках инспекции целесообразно сделать акцент на тех школах, которые явно необъективны или показывают очень низкие результаты обучения.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов поблагодарил всех, кто был задействован в организации ЕГЭ в этом году, за качественную работу, обеспечившую спокойное, прозрачное и объективное проведение экзаменов. «Для нас важно сохранить этот уровень», - сказал он.

Он констатировал, что за четыре последних года была проделана значительная работа по обеспечению объективности результатов ЕГЭ. Теперь, по его словам, важно обеспечить объективность оценочных процедур и на других уровнях системы образования. «В системе образования мы без объективной оценки ни управлять, ни развивать, ни принимать решения, ни обеспечивать качество образования не сможем», - подчеркнул глава Рособрнадзора.

По его словам, главный результат объективного проведения ЕГЭ в последние четыре года – резкое сокращение количества участников экзаменов, которые не смогли преодолеть минимальные пороги по предметам. «Дети стали учиться», - отметил он.

Сергей Кравцов рассказал, что использовавшиеся в этом году в половине пунктов проведения экзаменов (ППЭ) технологии печати контрольных измерительных материалов и сканирования работ участников хорошо себя зарекомендовали. В следующем году при проведении ЕГЭ планируется их использовать повсеместно.

Он напомнил, что разработана модель устного экзамена по русскому языку в 9 классах, которая пройдет широкую апробацию осенью этого года. По словам главы Рособрнадзора, устное собеседование может стать допуском к экзаменам для участников ГИА-9. Данный вопрос еще предстоит обсудить на различных площадках.

Сергей Кравцов рассказал, как ведется подготовка к введению обязательного экзамена по иностранным языкам для выпускников 9 классов в 2020 году и выпускников 11 классов в 2022 году. По его словам, уровень знаний учащихся и методической подготовки учителей вызывают определенную обеспокоенность, поэтому Минобрнауки разрабатывается специальная программа, призванная решить имеющиеся проблемы.

Развитие оценки качества образования в России и использование результатов оценочных процедур обсудили на конференции Рособрнадзора

Актуальные задачи в сфере оценки качества образования в России стали предметом обсуждения участников межрегиональной конференции «Развитие единой системы оценки качества образования: опыт и перспективы», организованной Рособрнадзором.

Открывая конференцию, министр образования и науки РФ Ольга Васильева подвела итоги экзаменационной кампании 2017 года. «Экзамены в форме ЕГЭ прошли максимально объективно», - отметила министр. В то же время, по ее словам, проблемы с объективностью проведения экзаменационных процедур в 9 классах остаются.

Глава Минобрнауки России уделила особенное внимание теме правильного использования результатов Всероссийских проверочных работ. «Нам нужно вести себя очень вдумчиво и корректно и, принимая управленческие решения, четко осознавать, что мы должны на основании проверочных работ помогать тем школам, которые показали более слабые результаты. Нам нужно заниматься разработкой и реализацией новых программ повышения квалификации учителей. Результаты Всероссийских проверочных работ обязательно должны использоваться в работе региональных институтов повышения квалификации и методических служб», - подчеркнула министр.

Ольга Васильева рассказала также о новой модели контрольно-надзорной деятельности в отношении школ. По ее словам, нет необходимости постоянно проверять школы, которые объективно показывают высокие результаты своей работы. В рамках инспекции целесообразно сделать акцент на тех школах, которые явно необъективны или показывают очень низкие результаты обучения.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов поблагодарил всех, кто был задействован в организации ЕГЭ в этом году, за качественную работу, обеспечившую спокойное, прозрачное и объективное проведение экзаменов. «Для нас важно сохранить этот уровень», - сказал он.

Он констатировал, что за четыре последних года была проделана значительная работа по обеспечению объективности результатов ЕГЭ. Теперь, по его словам, важно обеспечить объективность оценочных процедур и на других уровнях системы образования. «В системе образования мы без объективной оценки ни управлять, ни развивать, ни принимать решения, ни обеспечивать качество образования не сможем», - подчеркнул глава Рособрнадзора.

По его словам, главный результат объективного проведения ЕГЭ в последние четыре года – резкое сокращение количества участников экзаменов, которые не смогли преодолеть минимальные пороги по предметам. «Дети стали учиться», - отметил он.

Сергей Кравцов рассказал, что использовавшиеся в этом году в половине пунктов проведения экзаменов (ППЭ) технологии печати контрольных измерительных материалов и сканирования работ участников хорошо себя зарекомендовали. В следующем году при проведении ЕГЭ планируется их использовать повсеместно.