Межкультурные конфликты. Межкультурные конфликты и методы их решения

Шарабарина Елизавета Алексеевна,
Леднева Дарья Константиновна,

Омская юридическая академия

Ни одна культура, ни одно общество не являются гомогенными (однородными) по своему составу. Чаще всего они представляют собой мозаику различных этнических культур и субкультур. При этом для каждой из них характерны свои нормы и правила обще-ния, ценностные ориентации, мировосприятие. В силу этого со-циокультурного многообразия люди неизбежно вступают в проти-воречия и конфликты друг с другом.

Диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов (как и конфликтов, вообще) предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только недостаточное знание языка и связанное с этим простое непонимание партнера по коммуникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими участниками. Конфликты нельзя рассматривать только как деструктивную сторону процесса коммуникации. Согласно теории позитивного конфликта, конфликты понимаются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны носить дисфункциональный характер. Согласно К. Делхес, существуют три основные причины коммуникационных конфликтов: личные особенности коммуникантов, социальные отношения (межличностные отношения) и организационные отношения. К личностным причинам конфликтов относятся ярко выраженные своенравие и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или готовность к адаптации, подавленная злость, несговорчивость, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие. Люди, наделенные такими качествами, часто вызывают конфликты.

К социальным причинам возникновения конфликтов относят сильно выраженное соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточную поддержку или готовность к компромиссам, противоречащие цели и средства для их достижения.

К организационным причинам конфликтов относят перегрузку работой, неточные инструкции, неясные компетенции или ответственность, противоречащие друг другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризацию укоренившихся позиций и ролей.

В процессе коммуникации с представителями других культур причинами напряженности и конфликта очень часто бывают ошибки атрибуции. Знание (или незнание) культурных особенностей партнеров играет огромную роль в построении атрибуций. Обладание такой информацией позволяет многое прояснить относительно того, что является желательным и на что накладывается табу в каждой конкретной культуре.

В культурной антропологии выделяют несколько видов межкультурных конфликтов:

  • между различными этническими группами и их культурами (например, между армянами и азербайжданцами, грузинами и осетинами и т.д.);
  • между религиозными группами, представителями различных религий (например, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, православными и униатами на Западной Украине, суннитами и шиитами в мусульманстве);
  • между поколениями и носителями разных субкультур;
  • между традициями и новациями в культуре;
  • между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями (вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок).

Главной причиной межкультурных конфликтов служат культурные различия между народами, которые могут принимать форму противоречия или даже открытого столкновения. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой довольно пестрое явление, то в нем вполне естественно возникают очаги напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей.

Самые очевидные примеры столкновений культур дает просто реальное общение с иностранцами, как в их стране, так и в своей родной. Такого рода конфликты порождают множество курьезов, анекдотов, смешных сюжетов ("наши за границей", иностранцы в России и т. п.), неприятностей, драм и даже трагедий.

Приведем несколько примеров. Итальянская семья усыновила чернобыльского мальчика. Ночью в посольстве Украины в Риме раздался звонок: взволнованный женский голос просил о помощи: "Приезжайте скорее, мы не можем его уложить спать, он кричит, плачет, будит соседей". На место происшествия помчалась посольская машина с переводчицей, которой бедный мальчик объяснил, рыдая: "Я хочу спать, а они надевают на меня костюм!" Ложиться спать для мальчика обозначало: раздеваться. В его культуре не было пижамы, да еще имеющей вид тренировочного костюма.

Яркий пример конфликта культур при восприятии иностранной литературы приводит американский антрополог Лора Бохэннен, пересказавшая «Гамлета» Шекспира туземцам Западной Африки. Они восприняли сюжет через призму своей культуры: Клавдий — молодец, что женился на вдове брата, так и должен поступить хороший, культурный человек, но нужно было это сделать немедленно после смерти мужа и брата, а не ждать целый месяц. Призрак отца Гамлета вообще не уложился в сознании: если он мертв, то как он может ходить и говорить? Полоний вызвал неодобрение: зачем он мешал дочери стать любовницей сына вождя — это и честь и, главное, много дорогих подарков. Гамлет убил его совершенно правильно, в полном соответствии с охотничьей культурой туземцев: услышав шорох, крикнул «что, крыса?», а Полоний не ответил, за что и был убит. Именно так и поступает каждый охотник в африканском лесу: услышав шорох, окликает и, если нет человеческого отклика, убивает источник шороха и, следовательно, опасности.

Или, например, такой случай: студенты из Таиланда перестали посещать лекции по русской литературе. "Она на нас кричит", - сказали они о преподавательнице, говорившей, в соответствии с русской педагогической традицией, громко, четко и ясно. Эта манера оказалась неприемлемой для студентов-тайцев, привыкших к иным фонетическим и риторическим параметрам.

Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными.

Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками.

Для решения таких проблем мы предлагаем несколько действенных методов:

  1. Изучение значений слов

Различные понятия содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному.

В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына брата отца и сына сестры отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников.

Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников.

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

  1. Знание ценностей

Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Следовательно, для успешной коммуникации необходимо не только иметь и придерживаться своих ценностей, но и знать и уважать ценности своего партнера по коммуникации.

  1. Знание реалий языка

При прочтении иностранной художественной литературы часто возникают трудности, вполне понятные для твоего народа события истолковываются совершенно по-другому.

В вариантах «Евгения Онегина» у Пушкина есть такие строки: «„Женись!" — „На ком?" — „...На Лидиной". — „Что за семейство! У них орехи подают, они в театре пиво пьют"». Иностранный читатель недоумевает: какие явно негативные причины не позволяют жениться на бедной Лидиной? Почему угощать орехами или в театре пить пиво настолько противоречило нормам дворянских женихов в культуре пушкинской эпохи, что исключало возможность брака.

Однако, для российских читателей вполне понятно, что жениться на Лидиной не позволяет бедность её семьи.

Следовательно, для правильного понимания текста просто необходимо не только знать правильное значение слов, но также реалии и традиции того языка, на котором ведется повествование.

Итак, для предотвращения межкультурных конфликтов необходимо уважать ценности, традиции, взгляды другой нации или народа, а не вступать в бессмысленные споры и конфликты, чья страна лучше, умнее и т.п. Однако это не говорит о том, что для успешной коммуникации нужно отречься от своих убеждений и ценностей. Уход от конфликта, уступки и компромисс - вот некоторые универсальные способы для предотвращения всех споров, в том числе и межкультурных.

Для этого наиболее эффективными методами мы считаем изучение значений слов, знание ценностей и реалий языка коммуникации.

Ваша оценка: Пусто

В процессе межкультурного взаимодействия участвуют донорская культура, передающая свой культурный опыт, и культура-реципиент, принимающая культурный опыт. Формы взаимодействия культур:

Аккультурация (от англ. acculturation воспитание в конкретной культуре, слияние культур в результате их длительного взаимодействия, образование, развитие ) – длительное прямое взаимодействие культур, приводящее к изменениям в их духовной и материальной сферах. Например, следствием походов Александра Македонского стало тесное взаимодействие между западной и восточной культурами, что привело, с одной стороны, к эллинизации ближневосточных стран, но, с другой стороны, – к укоренению ряда норм персидской культуры в эллинской среде. Также можно привести пример воздействия исламской культуры на культуру зороастризма, в ходе чего значение зороастризма было минимизировано. Причём в данном воздействии мирные идеологические средства утверждения ислама в традиционно зороастрийской среде сочетались с силовым воздействием и даже такими методами, как, например, похищение дочерей из зороастрийских семей. В данном случае аккультурация привела к иной форме межкультурной коммуникации - ассимиляции.

Понятие аккультурация стало активно употребляться с конца XIX столетия в США. Это было связано с возросшим научным интересом к жизни североамериканских индейцев, многих из которых к этому времени истребили. Некоторое время термин аккультурация был взаимозаменяемым для термина ассимиляция . Однако не во всяком случае аккультурация приводит к ассимиляции. Часто аккультурация сводится к адаптации культуры к новым условиям. В 1940 году была издана работа американского культуролога Редфилда Линтона «Аккультурация в семи племенах американских индейцев», где были выделены два типа условий, в которых может происходить аккультурация. Во-первых, при аккультурации констатируется свободное заимствование взаимодействующими культурами элементов друг друга, протекающее при отсутствии военно-политического доминирования одной группы над другой. Во-вторых, при аккультурации имеет место направляемое культурное изменение, при котором господствующая в военном или политическом отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции группы, которая в военном и политическом смыслах более слабая. Каждое из этих условий в корне влияет на характер аккультурации. В последнем случае аккультурация может сводиться к насильственной ассимиляции, как это было в случае отношений между правительством США и индейцами.

Однако далеко не всегда аккультурация при военно-политическом господстве одной из сторон приводит к насильственным методам. Так, почти все некоренные народы России, приняли российское подданство не в силу военного превосходства России, а в силу принятия русской православной культуры, как наиболее способствующей духовному возрастанию народов. Так, Ермак Тимофеевич покорил великие сибирские просторы не силой 540 казаков, а, прежде всего, примером доброты, благородства и целомудренного поведения. При этом многие элементы коренных народов Сибири были сохранены и функционируют в качестве органичной части повседневной жизни по сей день. Здесь нельзя забывать, что сама по себе военная мощь культуру не покаряет - она может лишь физически уничтожить её носителей, на время подавить выступления отдельных людей, утопить в крови восстание народов. Военные, оторванные от своей культуры, приходит и уходят, оставляя после себя либо добрую память как о благородных воинах-освободителях, либо разруху, боль, отчаяние и ненависть. Военная мощь культуры не созидает, она может либо защищать культуру, либо её уничтожать. Например, сколько бы ни пытались мусульманское и западноевропейские правители покорить Эфиопию, этого им сделать не удавалось. Даже в условиях военной слабости Эфиопии успех мусульман или европейцев мог быть лишь кратковременным, ибо эфиопы всегда сохраняли преданность своей древней православной культуре. Ещё Наполеоном было точно отмечено, что на штыке нельзя сидеть. Культура покаряется лишь более великой культуре.

Ассимиляция (от лат. assimilatio слияние, усвоение, уподобление ) – усвоение чужой культурной традиции на фоне утраты своей культурной традиции вследствие прямого, часто насильственного, вмешательства во внутреннюю жизнь культуры. Например, племена гутиев, вторгшихся в земли шумерских городов, быстро ассимилировались, восприняв более высокую культуру шумеров.

Инкультурация (по аналогии с инкорпорацией, то есть процесс вхождения, внедрения в состав чего-либо) – процесс вхождения в культуру, овладение этнокультурным опытом, в ходе которого человек чувствует себя частью культуры и отождествляет себя с её традицией. Здесь можно обратиться как к примерам жизни частных лиц, так и к примерам из жизни народов. Зачастую эмигрант в среде чужой культуры привыкает к новым условиям и начинает их воспринимать как нормальные, мыслит в соответствии с установками новой культурной традиции. Также народы, будучи включёнными в систему иной культуры, со временем начинают отождествлять себя с ней.

Интеграция (от лат. integratio восполнение, восстановление ) – состояние системы нескольких культур, при котором её разнородные элементы сохраняют свою самобытность и функционируют согласованно и гармонично. Примером тому может послужить культура СССР, где множество культур таких народов, как украинцы, белорусы, литовцы, таджики, казахи и ряд других народов, сохраняя свою культурную самобытность, взаимодействовали друг с другом гармонично и ориентировались на единую законодательную базу.

Сепарация (от лат. separatio отделение ) – это такое отношение человека к культуре, при котором он сохраняет приверженность своей культурной традиции, живя при этом в иной культуре. Например, русские эмигранты после революции 1917 года адаптировались в чужих странах, как правило, на основе сепарации.

Если сепарация является требованием доминирующей группы, то её называют сегрегацией (от лат. segregatio отделение ). Например, в США в первой половине ХХ века было сегрегированное обучение – раздельное обучение белых и цветных детей.

Межкультурный диалог . Процесс межкультурной коммуникации, носящий мирный характер.

Конфликт .

Конфликт

Проблема конфликта настолько сложна, что ею занимается отдельная отрасль знания – конфликтология. В культурологии и социологии уместно говорить о внутреннем конфликте личности, связанном с её «расщеплением», о межличностных конфликтах, происходящих в повседневной жизни как дома, так и на работе, а также о межэтнических и международных конфликтах. В данном случае будет сделан акцент на межэтнических и международных конфликтах. Последние необязательно должны сопровождаться кровопролитием. Существуют и ненасильственные конфликты, такие как политические, экономические, дипломатические. Однако нередко конфликты приводят к вооружённым столкновениям, этническим чисткам.

Выделяют различные типы конфликтов:

    Межгосударственные конфликты . Например, фолклендский конфликт между Великобританией и Аргентиной в 1982 году, конфликт между США и Гренадой в 1983 году, между США и Панамой в 1989 году. Спецификой межгосударственных конфликтов является обоюдное восприятие территории и своего правомочия как государственных ценностей.

    Региональные конфликты между различными этносами, раздёлёнными общей административной (внутрифедеральной) границей в рамках единого государства. В этих случаях посредником в разрешении такого конфликта должна быть центральная государственная власть. Однако, если таковая слишком слаба и не пользуется авторитетом в регионах, то допускается вмешательство международной организации в качестве третейского судьи.

    Конфликт между Центром и регионом , допустим, субъектом федерации (например, между сербами и албанцами в Югославии). Подобные конфликты проистекают внутри государства, однако с различных сторон, вовлечённых в конфликт, рассматриваются по-разному. В Центре такой конфликт воспринимается как внутренний, а в регионе его определяют в качестве внешнего. Так, с позиции российских граждан конфликт в Чечне в 90-х годах ХХ века является внутрироссийским конфликтом, спровоцированным сепаратистскими настроениями и интересами криминальных структур как в России, так и в самой Чечне. В то же время, с позиции чеченских сепаратистов, конфликт в Чечне является войной за независимость чеченского народа, а спровоцирован он внешней агрессией России против республики Ичкерии.

    Местные конфликты проистекают между различными этническими образованиями, проживающими в рамках единых государственных, федеральных границ, например, в одном городе или области.

В соответствии с причинами возникновения конфликтов последние можно классифицировать на такие типы: территориальный, экономический, политический, исторический, ценностный, конфессиональный, социально-бытовой. Для каждого из этих типов следует выделить причины их возникновения. Так, для территориального конфликта причинами могут послужить нечёткая демаркация границ; возвращение на родину ранее депортированного этноса; историческое прошлое народов, например, наличие на спорной территории культового или культурно-исторического памятника того или иного этноса; произвольное изменение границ или насильственное включение определённой территории в соседнее государство. Нередко территориальные конфликты происходят внутри государства, когда в стране развиты сепаратистские настроения, когда власть Центра не может обеспечить правопорядок в регионах. Подчас территориальные конфликты обусловлены тем, что какой-либо один народ оказался на землях различных стран. Например, сомалийцы в результате того, что европейцы – бывшие колонизаторы – произвольно «нарисовали» политическую карту данного региона, оказались в разных странах: помимо собственного государства Сомали, сомалийцы живут в Джибути, северо-восточной части Кении, а также в Эфиопии. Район в Эфиопии, где этнически преобладают сомалийцы, называется Огаденом. Во второй половине ХХ века между Эфиопией и Сомали за Огаден произошло несколько жёстких, кровопролитных войн. Формально Огаден по сей день принадлежит Эфиопии, но ситуация в данном регионе остаётся взрывоопасной. Дополнительным поводом к войне между Эфиопией и Сомали может быть и то, что в Эфиопии распространено христианство в монофизитской форме, а в Сомали – ислам.

Экономический конфликт часто мотивирован неравенством этносов в обладании и распоряжении материальными ресурсами; нарушением баланса экономических интересов между Центром и регионами. В конце ХХ-начала XXI веков, когда проблема сырьевых ресурсов особенно остра, вероятность конфликтов на экономической почве достаточно высокая. Например, в современном мире до сих пор остаётся взрывоопасной ситуация вокруг островов Спратли в Южно-Китайском море. После того, как на шельфе вокруг данных островов обнаружили запасы нефти, интерес к данной группе островов резко возрос. В 1988 году ВМС Китая нанесли военный удар по вьетнамскому флоту, потопив один эсминец, вследствие чего погибло 77 вьетнамских моряков. Несмотря на то, что острова были испанской территорией, в 1898 году перешедшей по Парижскому договору Филиппинам, сейчас на эти острова свои права отстаивают такие страны, как Филиппины, Малайзия, Бруней, Вьетнам, с 1951 года – Япония, с 1957 года – США, а с 1971 года – Тайвань.

В современном мире конфликты весьма часто происходят на политической основе . Так, во время противостояния СССР и США конфликты возникали из-за принятия или отвержения отдельными странами социалистического или капиталистического уклада жизни страны. Часто правительство США преступно организовывало и вооружало банды, действовавшие против мирного населения той страны, где народ добился принятия прогрессивных социалистических реформ. Ярким примером этому служат события в Никарагуа в 80-х годах ХХ века. Так, когда народ в Никарагуа сверг до крайности жестокий режим ставленника США Самосы, то правительство США создало в соседнем Гондурасе банды, которые, уничтожая мирных жителей, должны были дискредитировать социалистическое народной правительство. В конечном итоге в небе над Никарагуа был сбит американский самолёт с оружием на борту. Попавший в плен американский лётчик предстал перед международным трибуналом, на котором выяснилось, что США нелегально продавали противотанковые ракеты в Иран – стране, воевавшей в это время с Ираком, а за деньги, полученные от такой торговли, снабжали бандитов оружием.

Причины конфликта могут корениться в противоречии господствующих установок и стереотипов. Действительно, среди различных видов межэтнических конфликтов можно выделить конфликт стереотипов . Последний находит своё проявление в ходе столкновения наций, что обусловлено исторически сложившимся восприятием их друг другом как противников. Разрешение подобных конфликтов требует от этноса больших волевых усилий и отказа от стереотипов, установок, обуславливающих столкновение. Наглядным примером такого конфликта служат этнические чистки в Бурунди и Руанде. В этих двух территориально сравнительно маленьких африканских странах большинство населения представляют народы тутси и хуту. Тутси, являясь кочевыми скотоводами, в XIV веке пришли на земли современных стран Руанды и Бурунди, покорив при этом местных жителей – хуту. В ходе взаимоотношений между ними назрела довольно-таки сложная ситуация: в сознании тутси хуту расценивались как второсортные люди, обязанные прислуживать им; хуту же стали воспринимать тутси как жестоких завоевателей. Однако такое положение дел не вызывало у тутси и хуту явной ненависти друг к другу, воспринималось ими как некая должная социальная структура.

В период эпохи колониализма ряд серьёзных проблем между тутси и хуту удавалось сглаживать на основе родовых культурных традиций, а также на базе единого законодательства, которое представляла Бельгия. До середины ХХ века авторитет метрополии, как гаранта соблюдения права, в целом, был непоколебим, а посему и право, отличавшееся национальной нейтральностью, являлось относительно эффективным. Когда же в 1962 году страны Бурунди и Руанда стали независимыми, то сила исторически сложившихся стереотипов, установок оказалась настолько велика, что спровоцировала всплеск ненависти между тутси и хуту. В получившей независимость Бурунди, где соотношение тутси и хуту было примерно таким же, что и в Руанде, началась цепная реакция: здесь тутси сохранили большинство в правительстве и в армии, однако это отнюдь не помешало хуту создать несколько повстанческих армий. Первое восстание хуту пришлось на 1965 год; оно было жестоко подавлено. В ноябре 1966 года, в результате военного переворота, была провозглашена республика и в стране установлен тоталитарный военный режим. Новое восстание хуту в 1970-1971 гг., принявшее характер гражданской войны, привело к тому, что около 150 тысяч хуту было убито и не менее ста тысяч стали беженцами.

Руанда получила независимость в 1962 году. Обиженные хуту тут же пришли к власти и начали оттеснять тутси. Массовые преследования тутси, начавшиеся в конце 80-х годов и достигшие своего пика в 1994 году, в странах Западной Европы расценили как геноцид. В 1994 году, за несколько недель, было убито 800 тысяч тутси, а также умеренных хуту. Около 1,7 миллионов хуту стали беженцами – в их лагерях в то время от холеры и от голода умирали ежедневно по 2000 человек.

Государственные чиновники, являясь частью народа, призывают к этническим чисткам, а подчас и непосредственно в них участвуют. Например, ряд государственных министров правительства Руанды прямо призывали народ к уничтожению народа тутси. Так, в Руанде премьер-министр Жану Камбанде, министр информации Элиезера Нийитегека и другие политики прямо призывали народ к этническим чисткам против тутси. Самое ужасающее в таких случаях то, что люди, как правило, следуют таким бесчеловечным призывам и законам, сохраняя тем самым законопослушность, но, по сути, прекращая быть людьми. Такая законодательная система санкционирует право на бесчестье и высвобождает все животные инстинкты, которые в синтезе с воображением, как психической функции, и со спекулятивным рассудком приводят к диким, страшным поступкам. Тот факт, что люди следуют букве закона свидетельствует об отсутствии развитой идеи личной ответственности за содеянное, о господстве родоплеменных установок. Слабость естественного права перед выхолощенной буквой закона указывает на явную недостаточность развития представлений о личной чести. Отсутствие ясного представления о чести личности делает индивида зависимым от властей, которые издают аморальные указы и, мягко выражаясь, странные прокламации. Так, в 1990-м году издание хуту «Кангура» («Проснитесь») напечатало 10 указов хуту:

    Каждый хуту должен знать, что женщина тутси, где бы она ни была, преследует интересы ее этнической группы. Поэтому предателем будет считаться тот хуту, который женится на женщине тутси, заведет дружбу с женщиной тутси, или будет держать тутси в качестве секретарши или наложницы.

    Каждый хуту должен помнить, что дочери нашего племени более сознательно относятся к своей роли жён и матерей. Они более красивы, честны и работоспособны в качестве секретарш.

    Женщины хуту, будьте бдительны, попытайтесь образумить своих мужей, братьев и сыновей.

    Каждый хуту должен знать, что тутси лжив в сделках. Его единственной целью является превосходство его этнической группы. Посему предателем будет считаться каждый хуту, который

– является деловым партнером тутси;

– который вкладывает деньги в проект тутси;

– который одалживает или ссужает деньги тутси;

– который помогает тутси в бизнесе посредством выдачи лицензии и так далее.

    Хуту должны занимать все стратегические посты в политике, экономике, правоохранительных органах.

    В сфере образования большинство учителей и учеников должны принадлежать к племени хуту.

    Вооруженные силы Руанды будут комплектоваться исключительно представителями хуту.

    Хуту должны перестать жалеть тутси.

    Хуту должны быть едины в борьбе против тутси.

    Каждый хуту должен распространять идеологию хуту. Хуту, который попытается помешать своим братьям распространять идеологию хуту, считается предателем.

Конечно, такие настроения доминируют не только у хуту, но и у тутси, что не внушает оптимизма в успешном разрешении данной проблемы. Вышеперечисленные предписания из издания «Кангура» указывают, что принципы межэтнической ненависти глубоко вжились не только в социально-политическое, но и родоплеменное сознание обоих этносов, поэтому даже на уровне отдельной семьи конфликт останется открытым. Конфликт между тутси и хуту продолжается и в начале XXI века, причём уже не только на землях Руанды и Бурунди. В эту войну сегодня напрямую втянуты четыре государства: Руанда, Уганда, Бурунди и Демократическая республика Конго (бывший Заир), впрочем, в ней активно участвуют еще и Ангола, Зимбабве, Намибия.

С 1999 года, на почве конфликта в Руанде, в ДРК начался межэтнический итурийский конфликт между народностями хема, поддержавшими хуту, и ленду, выступившими за тутси. За первые четыре года этого конфликта погибло более 50 000 человек. Кроме того, данное столкновение сопровождалось каннибализмом, причём каннибализмом не на основе языческих культов и не из-за голода, а по причине звериной жестокости. Очень сильно пострадали пигмеи, которые, хотя и не принимали участия в конфликте, но, как наиболее беззащитные, подвергались издевательствам со стороны вооружённых бандитов. Конфликт закончился лишь в 2005 году.

Конфликт также может провоцироваться различными представлениями о вещах и явлениях, например о частной собственности. В этом случае уместно обратиться к бушменскому вопросу в Ботсване и ЮАР. Бушмены не имеют представлений о частной собственности. Все вещи, находящиеся в природе, бушмен считает возможным забрать себе. Однако он никогда единолично ими не пользуется. Например, если бушмен найдёт, например, банан, то он сам его не съест, а принесёт в свой род, где старейшины разделят банан между всеми членами рода. Бушмены очень добродушны и, если видят, что вещью пользуется человек, никогда её не украдут. Их добродушие часто вызывает восторженное удивление. Зафиксирован случай, когда из лёгкого частного самолёта при посадке пассажир выбросил баночку из-под кока-колы. Бушмен подобрал баночку и побежал за самолётом, чтобы отдать её пассажиру. Удивительно, что бушмен может подойти к антилопе или другому дикому травоядному животному, чтобы попить их молоко. Причём животные не боятся их и подпускают вплотную, чего не позволяют людям сделать, когда те охотятся. На вопрос: как это удаётся? – бушмены отвечают, что говорят животным, что желают попить молока, а не охотиться.

Всё же проблема бушменского вопроса состоит в том, что корова, пасущаяся в поле, не может восприниматься бушменом в качестве собственности другого человека, поэтому она становится объектом охоты. Бушмены не понимают, что такое частная собственность. На этой почве между бушменами и бечуанскими племенами (бамангвато, бангвакетсе, батавана, батвана) возник серьёзный конфликт. Бечуаны – скотоводы, поэтому защищают свой скот, рассматриваемый ими в качестве частной собственности. В случае, если бушмен на охоте убьёт корову, бучуаны уничтожают не только самого незадачливого охотника, но и весь его род и всех, случайно встретившихся бушменов. Более того, борьба против бушменов ведётся ещё более жестоким способом: отравляют колодцы. В пустыне Калахари, которая на бечуанском языке называется Кари-кари (жаждущая земля ), не имеется открытой воды, поэтому отравление одного колодца способно повлечь смерть десятков людей.

Религиозные установки и убеждения также могут послужить толчком к эскалации конфликта. Например, мусульмане Палестины, Сирии убеждены, что земли, заселённые евреями, даны мусульманам от Аллаха, поэтому для исламского мира уступка территорий евреям является преступлением против Аллаха.

Серьёзный конфликт на религиозной почве возник в Судане. С 1983 года было убито 1,2 млн. человек. Военные действия наносят глубокий урон экономике страны, так как ведение военных действий обходится в 1,5 млн. долларов в день. В основе конфликта лежат противоречия между мусульманами севера (составляющими большинство в правительстве) и южанами, исповедующими христианство, а также различные языческие верования.

Истоки конфликта прослеживаются со времен британского колониального правления. В течение десятилетий колониальные власти разделяли Судан на северный и южный как в экономической сфере (юг менее развит), так и в социальной. В южных провинциях, где с древних времен исповедовали христианство, в большей степени была распространена деятельность западных просветительских организаций и христианских миссий. Здесь открывались христианские школы, строились храмы. Завоевание Суданом независимости в 1955 году не способствовало уравниванию в правах севера и юга. А провозглашение Судана унитарной парламентской республикой и игнорирование требований южан об автономии в значительной мере способствовало обострению конфликта. Кроме того, с первых дней независимости правительство проводило дискриминационную политику в отношении населения юга. С началом процесса арабизации Судана в 1983 году и введением мусульманского законодательства обязательным на всей территории Судана, военные действия возобновились с новой силой. По сути, вопрос стоит о том, каким должен быть Судан: светским или исламским. В этой войне правительственные мусульманские войска использовали самые дикие методы. Например, в Хартуме был разработан план уничтожения самоценности культур народов южного Судана. В соответствии с одним из пунктов этого плана, солдат-мусульманин за надругательство над четырьмя женщинами-христианками на юге страны в присутствии свидетелей имеет право получить от правительства деньги. В ходе осуществления такого преступления человек по своей сути уподобляется сатане. Надломленная женщина не имеет своего мнения, быстро подчиняется требованиям самого преступного характера, она превращается в средство для осуществления зла. В этом отношении справедливы слова Евангелия от Матфея «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить…» (От Матфея, 10: 28). Наконец, на фоне таких событий выглядит вполне закономерным явлением быстрое распространение СПИДА. Эскалация конфликта на юге Судана, особенно на юго-западе (в Дарфуре) в начале 2003 года, последовала за появлением в регионе двух повстанческих группировок: «Освободительной армии Судана» (ОАС) и «Движения за справедливость и равноправие» (ДСР). Конное проправительственное ополчение, известное под названием «Джанджавид», получило от правительства Судана санкцию на разрушение деревень и уничтожение их жителей. Ополченцы, опустошившие значительную часть Дарфура, получали от суданских властей оружие, деньги и поддержку. Нередко их сопровождали подразделения правительственных сил; им оказывали поддержку бомбардировщики и штурмовые вертолёты. В ходе конфликта примерно 1 400 000 человек (преимущественно жители сельских районов) стали вынужденными переселенцами. Их деревни были сожжены, домашний скот угнан, а остальное имущество подверглось разграблению.

Список государств, допустивших - умышленно или случайно - поставку вооружений и техники военного назначения в Судан, занимает несколько страниц.

Несмотря на то, что война в Судане официально закончилась осенью 2005 года, по сути она продолжается и в нынешнее время. В мае 2006 года главы ряда конфликтующих сторон подписали Дарфурский мирный договор. Однако с момента подписания договора нестабильность в регионе только усилилась; убийства, надругательства, число вынужденных переселенцев в Дарфуре возросло.

Конфликт также может произойти из-за ошибочного, неправильного восприятия людей одной культуры людьми другой культуры (например, на островах Карибского бассейна туземцы, воспринимая испанцев как богов, утопили нескольких из них с целью убедиться, что их тела нетленны).

Часто конфликт вызван тем, что в обществе пути самоутверждения связаны с агрессивным поведением. Например, США как независимое государство сложилось в ходе войны 1775–1782 гг. Во время этой войны в обществе в качестве идеала был востребован воин, а его поведение являлось примером для большинства. Однако с окончанием войны необходимость в таком образе воина отпала, но сам образ воина остался в национальном сознании, поэтому мужчины, желая утвердить себя как в обществе, так и в своих глазах, как правило, поддерживали любые агрессивные войны, которые США вели против индейцев, Мексики, Испании… В данном случае американская общественность оказалась заложницей собственных установок.

Как это ни парадоксально, но часто конфликты происходят по единоличному решению какого-либо руководителя государства, который чувствует поддержку правительств крупных стран. Так, в августе 2008 года президент Грузии М. Саакашвили издал указ о начале военных действий против южноосетинского народа. Этот народ, который проживал на территории Южной Осетии с периода среднего бронзового века, в XXI веке подвергся геноциду, этническим чисткам. Только своевременное вмешательство России позволило сохранить жизни десяткам тысяч мирных южноосетинцев. В очередной раз российские миротворцы предотвратили экскалацию конфликта на Кавказе, показав этим всему миру то, что Россия продолжает защищать справедливость, честь и жизнь людей, руководствуясь исключительно благородными задачами.

Тем не менее надо понимать, что воли лишь одного политика для разжигания войны недостаточно, если для этого не существует каких-либо существенных предпосылок в определённой части общества. При рассмотрении международных преступлений всегда следует учитывать то, что подсудны не только политики, отдававшие аморальные приказы, но и, например, те рядовые солдаты, которые, руководствуясь чувством ненависти, низменными инстинктами, расстреливали, давили гусеницами танков безвинных маленьких детей, заживо сжигали мирные семьи.

В целом же, провоцируют конфликты люди, не чуждые агрессивных замыслов и аморальных действий, не желающие считаться с законами, с принципами справедливости, нравственно нечистоплотные, но при этом чаще всего обладающие реальной властью и силой. Действительно, духовно полноценный человек всегда будет стремиться избежать кровопролития, попрания чести людей, даже если и не будет обладать обширными сведениями о культурах разных народов. Например, капитан Лаперуз ничего не знал об особенностях мировосприятия туземцев острова Пасхи. Однако, когда те, не имея представлений о частной собственности, похищали разные вещи у французских моряков, Лаперуз, будучи добрым, благородным человеком, всячески пытался предотвратить вооружённые столкновения, ибо никакие предметы, даже все сокровища Вселенной, не должны стать причиной для убийства людей и унижения их человеческого достоинства.

Американский антрополог Ф. Бок во введении к сборнику "Культурный шок" дает такое определение культуры: «Культура в широком смысле слова - это то, через что ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает все убеждения и все ожидания, которые высказывают и демонстрируют люди... Когда ты в своей группе, среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо все вы - и ты, и они - ведете себя в принципе все равно, знаете, чего ждать друг от друга. Но находясь в чужом обществе, ты испытывать трудности, ощущение беспомощности и дезориентированности, что можно назвать культурным шоком ".

Суть культурного шока - конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций: старых, характерных индивиду как представителю того общества, которое он покинул, и новых, в которое он прибыл. То есть, культурный шок - это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

На основе многочисленных исследований коммуникации культур западными учеными (М. Беннет и др.) Определены шесть типов реакции на другую культуру. В поведении одного и того же человека в зависимости от ситуаций и задач отрабатываются различные поведенческие установки, изменяющиеся по мере накопления жизненного опыта и знаний.

Отрицание различий культур - тип восприятия, основанный на уверенности в том, что все люди в мире делятся (или обязаны разделять) одни и те же убеждения, установки, нормы поведения, ценности. Это типичная позиция обывателя, убежденного, что все должны думать и поступать так же как он. Однако отрицание как тип реакции на другую культуру со временем обычно претерпевает изменения. В этом случае отрицание может модифицироваться в защитную реакцию.

Защита собственной культурной преимущества - тип восприятия, в основе которого является признание существования других культур, но в то же время складывается устойчивое представление о том, что ценности и обычаи чужой культуры является угрозой для привычного порядка вещей, мировоззренческих основ, образа жизни, сформировавшийся. Это достаточно активная (порой агрессивная) позиция, реализуемой в утверждении непременного собственного культурного превосходства и пренебрежении к другим культурам.

Межкультурные различия при защитной реакции отчетливо фиксируются как негативные стереотипы другой культуры. Все люди оказываются разделенными по признаку «мы» (хорошие, правильные, культурные и др.) И «они» (полная противоположность). В то же время ряд негативных характеристик, как правило, приписывается всем членам инокультурных группы и каждому из них в отдельности. Типичные ситуации, когда формирование защитной реакции практически неизбежно: контакты представителей разных рас, внешне, физически отличаются друг от друга; взаимодействие групп иммигрантов и коренного населения; адаптация отдельных «чужаков» в новой культуре студентов и специалистов, рабочих, обучающихся и работающих за рубежом, сотрудников международных организаций и иностранных компаний и др.

Казалось бы, что люди разных рас, национальностей или конфессий обязательно найдут общий язык, если вступят в прямой контакт, познакомятся поближе. Однако при низком уровне межкультурной компетентности, которым характеризуется "защитное" восприятие чужой культуры, происходит нечто противоположное: негативные стереотипы и проявления агрессивности лишь усиливаются. Формирование защитной модели поведения и восприятия происходит как непосредственно, в межличностном общении, так и через социальные институты (культурные, образовательные, воспитательные, политические и др.).

Минимизация культурных различий - достаточно распространенный, по западным меркам, способ восприятия других культур. Им характеризуют признание возможности существования инокультурных ценностей, норм, форм поведения и поиск общих объединяющих черт. Такой была типичная реакция советского человека на межкультурные различия внутри страны, когда ценностное содержание национальных культур, этнических и религиозных групп проявлялся через стереотипизированные общесоветской символы (об этом свидетельствует известная формулировка «новая историческая общность людей - советский народ").

Гораздо реже по сравнению с описанными типами межкультурного восприятия (даже при стабильной ситуации, тем более в условиях кризиса) встречаются варианты позитивного отношения к межкультурным различиям, когда человек способен принять существование другой самобытной культуры, адаптироваться к ней или интегрироваться в нее.

Культурный конфликт является столкновением ценностей доминирующей культуры и субкультуры. Культурный конфликт - причина культурных изменений. Культурный конфликт приобретает различной формы:

- Аномия - разрушение культурного единства из-за отсутствия четких социальных норм. Процесс распада доминирующей системы ценностей обычно связан с ослаблением влияния религии и политики, что приводит к распаду этических принципов;

- "Культурное отставание" - состояние, при котором изменения в материальной сфере опережают возможности нематериальной культуры (обычаев, традиций, законов, убеждений) приспособиться к ним;

- Господство чужой культуры - навязывание собственной культуры другим обществам. Конфликт возникает из-за несовместимости ценностей таких культур.

По мнению Ф. К. Бока, существуют пять способов решения этого конфликта . Первый способ можно условно назвать геттоизации (от слова гетто). Он реализуется в ситуациях, когда индивид прибывает в другое общество, но пытается или оказывается вынужденным (по незнанию языка, природную робость, вероисповедания или по определенным другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он стремится создать собственное культурную среду - окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурных среды.

Практически в любом крупном западном городе существуют изолированные и замкнутые районы, населенные представителями других культур. Это китайские кварталы или целые Чайнатауна, кварталы или районы, где проживают выходцы из мусульманских стран, индийские кварталы и др. Такие примеры можно привести и в Украине. В Херсонской и Донецкой областях поселениями компактно проживают греки, в Одесской - болгары, в Крыму - крымские татары.

Второй способ решения конфликта культур - ассимиляция, по сути, противоположная геттоизации. В случае ассимиляции индивид, наоборот, полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж чужой культуры. Обычно, это не всегда удается. Причиной осложнений становится или недостаточная пластичность индивида, или сопротивление культурной среды, членом которого он намерен стать. Такое сопротивление наблюдалось, например, в некоторых европейских странах (во Франции, Германии) применительно к новым эмигрантов из Украины, России и стран СНГ, желающих ассимилироваться там и стать гражданами этих стран. Даже при условии успешного овладения языком и достижения приемлемого уровня повседневной компетентности, среда не принимает их как своих, они постоянно "выталкиваются" в ту среду, которую можно назвать невидимым гетто - в круг соплеменников и "спивкультурникив", вынужденных вне работы общаться только между собой. Разумеется, для детей таких эмигрантов, включенных в инокультурных среду с раннего детства, ассимиляция не проблема.

Третий способ решения культурного конфликта - промежуточный - заключается в культурном обмене и взаимодействии. Для того, чтобы обмен осуществлялся адекватно, то есть принося пользу и обогащая обе стороны, нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что на практике случается, к сожалению, очень редко, особенно, если стороны изначально неравны: одна - автохтоны, другая - беженцы или эмигранты. Результаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся видимыми и весомыми лишь по прошествии значительного времени.

Четвертый способ - частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурных среды частично, то есть в какой-то одной из сфер жизни: например, на работе руководствуется нормами и требованиями инокультурных среды, а в семье, на решение, в религиозной сфере - нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления культурного шока, пожалуй, самая распространенная. Эмигранты чаще всего ассимилируются частично, разделяя свою жизнь как на две неравные половины. Как правило, ассимиляция оказывается частичной в случае, если невозможна полная Геттоизация или когда по разным причинам невозможна полная ассимиляция. Но она может быть также вполне намеренным позитивным результатом обмена и взаимодействия культур.

Пятый способ преодоления конфликта культур - колонизация. Определить механизм колонизации в самом общем виде очень просто. О колонизации можно говорить тогда, когда представители чужой культуры, прибыв в страну, активно навязывают населению свои ценности, нормы и модели поведения.

В этом контексте термин колонизация не имеет политическое звучание и не имеет оценочного характера, а просто описанием типа взаимодействия культурных и ценностных систем. Колонизация в политическом смысле является лишь одной из многочисленных форм культурной колонизации, причем не самой действенной формой, поскольку часто преобразования какого-либо государства или территории в колонию сопровождалось НЕ столько культурной колонизацией, сколько геттоизации прибывших, которые жили почти не соприкасаясь с автохтонной культурой, а потому практически не влияя на нее. Другой формой культурной колонизации (гораздо более действенной) практика помощи слаборазвитым странам, широко распространилась, со стороны индустриальных государств. Например, когда западная фирма осуществляет строительство ирригационного канала в засушливой африканской или ближневосточной стране, она не только внедряет новые модели технологической и организационной культуры, к которой вынуждены приспосабливаться и которую вынуждены усваивать туземные рабочие, используемые на сооружении канала, но и вносит глубокие изменения в культуру земледелия, которое начинает функционировать по западным моделям и технологиям, и в то же время кардинально меняется социальная и культурная организация общества в целом.

Культурная колонизация возможна не только в слаборазвитых странах. Формой культурной колонизации стала определенная американизация жизни в Западной Европе после Второй мировой войны, выразилась в широком распространении образцов и моделей поведения, характерных американской (прежде всего массовой) культуре. Западная Украина только в течение прошлого века пережила четыре волны культурной колонизации. Первая из них связана с польской и австрийской интервенцией, вторая с советской индустриализацией, полностью изменила уклад жизни и в селе, и в городе, внедрила радикально новые культурные формы и жизненные стили. С третьей волной колонизации связано активное внедрение и усвоения во всех сферах жизни: от секса до бизнеса, от кулинарной практики в государственной организации западных по происхождению ценностей, норм, поведенческих и организационных моделей.

В социальных и политических науках такие процессы описываются термином модернизация, имеющий оценочный характер и предполагает, что новые модели, пришедшие на смену старым, имеют современный характер, который соответствует высшей степени развития. Срок культурная колонизация в ценностном отношении -нейтральний, он лишь обозначает и описывает процесс замещения собственных норм, ценностей, моделей и образцов поведения соответствующими нормами, ценностями, моделями и образцами, пришедшие извне, с инокультурного среды.

В современной социологии и антропологии есть и другие попытки типологизации межкультурных взаимодействий. Так, Η. К. Иконникова, основываясь на разработках западных исследователей, предлагает усложненный вариант типологии, основанный на линейной схеме прогрессивного развития взаимного восприятия культур-контрагентов :

Игнорирование различий между культурами;

Защита собственной культурной преимущества;

Минимизация различий;

Принятие существования межкультурных различий;

Адаптация к другой культуре;

Интеграция и в родную, и в другую культуры.

Сильная сторона этой типологии заключается в раскрытии социально-психологического содержания взаимодействия культур и в двухуровневой ступенчатой дифференциации установок взаимного восприятия, слабой ее стороной является упрощенный подход к социальной и культурной ситуации взаимодействия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха (техникум)»

по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность»

МДК 20.10.14 «Изучение основ психологии»

Культура разрешения конфликта

Выполнила:

Студентка III курса

Группы ДГ-32

Кондакова Мария

Санкт-Петербург

План реферата

Введение

1. Классификация конфликтов

2. Причины конфликтов

3. Управление конфликтами

4. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

5. Культура поведения

Заключение

Список литературы

Введение

Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами -- лицами или группами.

Существует обыденное представление, что конфликт -- это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт -- это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления.

Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом.

1. Классификация конфликтов

Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д.

Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта.

Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей.

В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный смысл конфликта.

Существует как множество причин, факторов и разновидностей конфликта, так и пути его решения: методы, стили, стратегии.

Таблица 1. Классификация конфликтов

Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.

Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:

· Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению.

· Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.

· Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.

· Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» -- страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.

· Улучшаются отношения между людьми.

· Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.

Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:

· Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.

· Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.

· Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции -- только как об отрицательной, а о своей позиции -- как об исключительно положительной.

· Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.

· Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.

· Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.

Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта -- рассогласование личных потребностей и требований производства.

Межличностный конфликт -- это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта -- это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой конфликт -- это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Социальный конфликт -- это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

2. Причины конфликтов

Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.

· Распределение ресурсов. В любых организациях, даже самых крупных и богатых, ресурсы всегда ограничены. Необходимость их распределять практически всегда приводит к конфликтам, так как люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.

· Взаимозависимость задач. Если один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов. Например, руководитель подразделения объясняет низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно ремонтировать оборудование. Ремонтники же, в свою очередь, жалуются на нехватку специалистов и винят отдел кадров, который не может принять на работу новых работников.

· Различия в целях. Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на расширении ассортимента продукции, ориентируясь на потребности рынка, а производственные подразделения заинтересованы в увеличении объёма выпуска существующей номенклатуры изделий, поскольку освоение новых видов связано с объективными трудностями.

· Различия в способах достижения целей. Очень часто руководители и непосредственные исполнители могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.

· Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная информация или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.

· Различие в психологических особенностях являются еще одной причиной возникновения конфликтов. Она отнюдь не главная и основная, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает определенными личностными особенностями: темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками.

3. Управление конфликтами

Каждый человек своеобразен и уникален. Однако порой психологические различия участников совместной деятельности бывают столь велики, что мешают ее осуществлению и повышают вероятность возникновения всех типов конфликтов. В таком случае можно говорить о психологической несовместимости людей.

Некоторые специалисты-психологи считают, что существуют конфликтные типы личности.

Демонстративный. Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это - жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

Ригидный (косный). Люди этого типа не умеют перестраиваться, т.е. учитывать в своем поведении изменение ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность. Для данного типа конфликтных личностей характерно следующее поведение. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждение собственной значимости. Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.

Педант. Личность "сверхточного" типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна, отталкивает людей от себя. Предъявляет повышенные требования к себе и к окружающим. Обладает повышенной тревожностью. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Страдает сам от себя. Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

"Бесконфликтный". Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая ответственность в принятии решения на других (руководитель на своего заместителя), беспринципная. Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность, что чревато последствиями.

Большое значение имеет ситуация, в которой конфликты возникают и развиваются. В одних случаях она способствует конфликту, в других - тормозит его, сковывает инициативу противоборствующих сторон.

Различия между людьми являются одной из ведущих причин конфликтов. Кроме того, на совместимость влияют такие факторы как:

· Различное мировосприятие.

· Различное отношение людей к своим обязанностям.

· Разное понимание смысла выполняемой работы.

· Различная степень подготовленности к выполняемой работе.

· Противоположность интересов.

· Различие черт характера.

Управление конфликтами

Наличие многочисленных причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, но совсем не обязательно приводит к конфликтному взаимодействию. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Однако, вступив в конфликт, каждая из сторон, как правило, начинает делать все для того, чтобы была принята ее точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое. Поэтому в таких случаях необходимо управление конфликтами, чтобы сделать их последствия функциональными (конструктивными) и уменьшить количество дисфункциональных (деструктивных) последствий, что, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.

Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами.

Структурный метод:

· Четкую формулировку требований, то есть разъяснение требований к результатам работы как каждого конкретного работника, так и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил и выполнения работы.

· Использование координирующих механизмов, то есть строгое соблюдение принципа единоначалия, когда подчиненный знает, чьи требования он должен выполнять, а также создание специальных интеграционных служб, которые должны увязывать между собой цели различных подразделений.

· Установление общих целей и формирование общих ценностей, то есть информирование всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также о состоянии дел в различных подразделениях.

· Использование системы поощрений, которая основана на критериях эффективности работы, исключающая столкновение интересов различных подразделений и работников.

4. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях - межличностные стили

Борьба (принуждение), когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.

Уход (уклонение), когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.

Приспособление (уступчивость), когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными.

Компромисс . Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.

Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.

Сотрудничество , когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.

Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах -- это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

5 . Культура поведения

Все существующие методы разрешения конфликтов можно разделить на две группы: негативные методы (виды борьбы, целью которой является достижение победы одной стороны) и позитивные методы. Употребляется термин «негативные методы» в том смысле, что итогом конфликта станет разрушение отношения единства сторон, принимающих участие в конфронтации. Результатом позитивных методов должно стать сохранение единства между конфликтующими сторонами. Сюда включаются различные виды конструктивного соперничества и переговоров.

Борьба - цель-изменение конфликтной ситуации. Достичь этого можно следующими способами:

· Воздействием на оппонента, его оборону и обстановку;

· Изменением соотношения сил;

· Ложной или правдивой информацией противника о своих намерениях;

· Получением корректной оценки ситуации и возможностей противника.

Позитивные методы решения конфликтов в первую очередь включают переговоры.

Метод переговоров, основанных на некоторых принципах, можно охарактеризовать четырьмя правилами, каждое из которых составляет элемент переговоров и является рекомендацией по их проведению.

· Отделите понятия «участник переговоров» и «предмет переговоров». Поскольку любой человек, который участвует в переговорах, обладает определенными чертами характера, не стоит обсуждать отдельную личность, поскольку это привнесет ряд барьеров эмоционального характера. В процессе критики участников сами переговоры лишь обостряются.

· Ориентируйтесь на интересы, а не на позиции, поскольку вторые могут скрывать истинные цели участников переговоров. Стоит помнить, что противоположные позиции всегда скрывают больше интересов по сравнению с теми, что нашли отражение в самих позициях.

· Продумайте выгодные для обеих сторон варианты разрешения конфликтов. Договоренность, основанная на интересах, подталкивает участников к поиску выгодного для всех решения посредством анализа вариантов, которые удовлетворят обе стороны. Таким образом, дебаты приобретают характер диалога «мы против проблемы» вместо дискуссии в формате «я против тебя».

· Займитесь поиском объективных критериев. Согласие должно иметь в основе нейтральные по отношению к оппонентам критерии. Исключительно в таком случае консенсус будет справедливым и длительным. Субъективные же критерии ведут к ущемлению одной из сторон и полному разрушению согласия. Объективные критерии формируются на основе четкого понимания сути проблем.

Высокая эмоциональность в процессе разрешения конфликта - барьер на пути к его успешному урегулированию. Способность проводить эффективное разрешение социальных конфликтов напрямую зависит от ваших умений, таких как:

· Спокойствие и стрессоустойчивость. Такие личностные качества позволят более хладнокровно оценивать вербальные и невербальные коммуникации.

· Способность контролировать свое поведение и эмоции. Если вы умеете это делать, вы всегда донесете свои потребности оппоненту без излишнего раздражения или устрашения.

· Умение слушать и обращать внимание на слова и проявление чувств других людей.

· Осознание того, что все люди по разному справляются с той или иной ситуацией.

· Способность избегать оскорбительных поступков и слов.

Заключение

Наиболее важными препятствиями к эффективному поиску выхода из конфликтной ситуации являются:

1) видение выхода из конфликта исключительно в виде своей победы,

2) эмоциональные аспекты, препятствующие компромиссу или уступкам,

3) отсутствие навыков ведения переговоров и выработки компромисса,

4) использованию неэффективных стратегий в данном конфликте.

В конфликтной ситуации ее участники оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиально возможных стратегий:

1) всеми доступными средствами добиться победы,

2) уйти от конфликта,

3) вести переговоры с целью преодолеть конфликт компромиссом и сотрудничеством.

Конфликт может быть трудно управляемым, если:

1) одна или обе стороны желают продолжения конфликта,

2) участники рассматривают свои интересы как взаимоисключающие и воспринимают конфликт как борьбу,

3) эмоциональные отношения сторон таковы, что конструктивное взаимодействие почти невозможно,

4) различия в восприятии сути конфликта связаны либо с изначальными расхождениями в ценностях сторон, либо с разной интерпретацией сути происходящего,

5) проявленный конфликт есть только "верхушка айсберга", и его разрешение не имеет значительного влияния на глубокие антагонистические корни.

Успешному урегулированию конфликта способствуют следующие факторы:

1) признание участниками существующих разногласий, а также права сторон на свои позиции,

2) согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, делает возможной эффективную коммуникацию между сторонами.

Неполное решение межличностных конфликтов ведет к их возобновлению. Однако не стоит воспринимать его как ущербное действие, поскольку далеко не каждый конфликт можно разрешить с первого раза. Конфликт можно рассматривать как возможность для развития. Если вы можете разрешить конфликт во взаимоотношениях, то получаете в виде награды доверие. У вас появляется уверенность, что ваши отношения не разрушатся от различных неурядиц.

Список литературы

психологический конфликт компромисс ригидный

1. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2000.

2. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедий)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психологические особенности поведения человека в конкретных конфликтных ситуациях. Предполагаемые стили поведения в конфликте: соперничество, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество. Анализ конфликтных ситуаций и результаты поведения.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2013

    Основные методы решения социального конфликта: вмешательство нового лица; внутренне самостоятельный. Классификация стратегий разрешения противоречий: конкуренция; игнорирование, уклонение от конфликта; приспособление; сотрудничество и компромисс.

    реферат , добавлен 26.01.2013

    Кооперация и напористость как основные линии поведения в конфликтологии. Характеристика способов реагирования человека в конфликтных ситуациях (соперничество, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество), формы их проявления и эффективность.

    презентация , добавлен 04.04.2016

    Определение конфликта как открытого противостояния. Рассмотрение типов поведения людей в конфликтной ситуации: стратегия "практика", "собеседника" и "мыслителя". Стили разрешения споров: конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество и компромисс.

    реферат , добавлен 22.01.2012

    Стили поведения в конфликтных ситуациях: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление и соперничество (конкуренция). Общий подход к управлению конфликтными ситуациями. Виды конфликтов в организации: горизонтальные, вертикальные и смешанные.

    контрольная работа , добавлен 01.09.2013

    Классификация конфликта. Причины и условия возникновения конфликтных отношений в деловом общении. Стратегия поведения и методы разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными. Задачи руководителя по разрешению конфликта. Технология компромиссов.

    реферат , добавлен 29.09.2008

    Типы конфликтов, их причины. Управление конфликтной ситуацией. Признаки деструктивного конфликта и этапы его развития. Действия руководителя и способы разрешения конфликта. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях. Проявление гнева и угроз.

    презентация , добавлен 02.03.2013

    Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Специфика поведения юношей и девушек. Программа эксперимента по изучению гендерных различий поведения в конфликтных ситуациях у студентов. Шкалы по методике К. Томаса: сотрудничество, соперничество, избегание.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2016

    Конфликт как разновидность стресса, причины его возникновения. Конфликтная личность в трудных ситуациях. Основные типы конфликтных личностей и их характеристика. Поведенческие типы стратегий, применяемые людьми, участвующих в конфликтных ситуациях.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    Основные причины конфликтов и их факторы. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Соперничество, или решение конфликта силой. Уход от решения проблемы. Конфликт между личностью и группой. Решение конфликта путем компромисса, приспособления или уступки.

». Чаще всего под конфликтом понимается любой вид противоборства или несовпадения интересов. Нормальный человек, даже самый неконфликтный, не в состоянии прожить без разногласий с окружающими. «Сколько людей — столько мнений», и мнения разных людей неизбежно вступают в противоречие друге другом. Современная объясняет возникновение конфликтов разными причинами. В частности, существует точка

зрения, согласно которой вражда и предубежденность между людьми извечны и коренятся в самой природе человека, в его инстинктивной «неприязни к различиям». Так, представители социал- дарвинизма утверждают, что законом жизни является борьба за существование, наблюдающаяся в животном мире. В человеческом обществе она проявляется в виде различного рода конфликтов: иными словами, конфликты для человека так же необходимы, как питание или сон.

Специальные исследования опровергают эту точку зрения; доказано, что как враждебность к иностранцам, так и предубеждения против какой-то конкретной народности не являются всеобщими, а возникают под влиянием причин социального характера. Но конфликты нельзя рассматривать только как деструктивную сторону процесса коммуникации. В теории позитивного конфликта конфликты понимаются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны носить дисфункциональный характер. Этот вывод в полной мере относится и к конфликтам, носящим межкультурный характер.

Отметим те аспекты конфликта, которые непосредственно связаны с проблемой межкультурного общения. Исходя из этого будем рассматривать конфликт не как столкновение или конкуренцию культур, а как нарушение коммуникации.

Конфликт имеет динамический характер и возникает в самом конце ряда событий: положение вещей -> возникновение проблемы конфликт. При возникновении конфликта отношения между коммуникантами не прекращаются, а скорее отклоняются от имеющейся модели коммуникации и дальнейшее развитие отношений возможно как в позитивном направлении, так и в негативном.

Выделяют три основные группы причин коммуникационных конфликтов:

  • личностные причины — ярко выраженные своенравие и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или готовность к адаптации, подавленная злость, несговорчивость, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие. Люди, наделенные такими качествами, часто вызывают конфликты;
  • социальные причины — сильно выраженное соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточная поддержка или готовность к компромиссам, противоречащие цели и средства для их достижения;
  • организационные причины — перегрузка на работе, неточные инструкции, неясные компетенции или ответственность, противоречащие друг другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризация укоренившихся позиций и ролей.

Кроме того, причинами напряженности и конфликта бывают ошибки атрибуции, т.е. ошибки интерпретации, посредством которой индивид, не имея достаточной информации о происходящем, приписывает наблюдаемым и переживаемым событиям или действиям определенные причины. Знание (незнание) культурных особенностей партнеров играет огромную роль в построении атрибуций. Такая информация позволяет многое прояснить относительно того, что желательно и на что накладывается табу в каждой конкретной культуре.

Конфликты наиболее часто возникают между теми, кто находится в зависимых отношениях (например, партнеры по бизнесу, друзья, коллеги, родственники, супруги). Чем теснее эти отношения, тем более вероятно возникновение конфликтов, так как при значительной частоте контактов с другим человеком повышается вероятность возникновения конфликтной ситуации в отношениях с ним.

В межкультурном общении причинами коммуникативных конфликтов могут выступать не только культурные различия, но и вопросы власти или статуса, социальное расслоение, конфликт поколений и т.д., а также чрезмерное акцентирование различий между противоборствующими сторонами, которое может принимать форму противопоставления собственной этнической группы другой группе.

В реальной жизни «чисто» межкультурные конфликты не встречаются. Реальные отношения предполагают наличие множества взаимопроникающих конфликтов, и было бы ошибкой считать, что в основе любого конфликта между представителями различных культур лежит незнание культурных особенностей партнера по коммуникации. Поэтому не стоит питать иллюзий относительно того, что одно лишь знание культурных различий является ключом к разрешению межкультурных конфликтов.

Современная конфликтология утверждает, что любой конфликт можно урегулировать или значительно ослабить, если сознательно придерживаться одною из пяти стилей поведения.

Соревнование - «прав тот, кто сильнее» — активный стиль, не приводящий к сотрудничеству. Этот стиль характерен для такой ситуации, когда одна из сторон добивается своих целей и стремится действовать в своих интересах независимо оттого, какое воздействие это оказывает на других. Подобный способ разрешения конфликта, сопровождаемый созданием ситуации «победа-поражение», использованием соперничества и игры с позиции силы для достижения своих целей, сводится к подчинению одной стороны другой.

Сотрудничество - «давайте решим это вместе» — активный, ориентированный на сотрудничество стиль. В данной ситуации обе стороны конфликта стремятся к достижению своих целей. Такой стиль поведения характеризуется стремлением решить проблему, выяснить разногласия, обменяться информацией, видеть в конфликте стимул к конструктивным решениям, выходящим за рамки данной конфликтной ситуации. Выходом из конфликта считается нахождение решения, выгодного обеим сторонам, эту стратегию часто называют «победа — победа».

Уход от конфликта - «оставьте меня в покое» — пассивный, не направленный на сотрудничество стиль. Одна из сторон может признавать, что конфликт имеет место, но выбирает такой стиль поведения, который позволяет избежать конфликта или заглушить его, в надежде, что конфликт разрешится сам собой. Поэтому разрешение конфликтной ситуации откладывается, используются полумеры, чтобы заглушить конфликт, или скрытые меры для того, чтобы избежать более сильной конфронтации.

Уступчивость - «только после вас» — пассивный, ориентированный на сотрудничество стиль. В отдельных случаях одна из сторон конфликта может попытаться умиротворить другую сторону, поставив ее интересы выше собственных. Подобное стремление успокоить другого предполагает уступчивость, подчинение и податливость.

Компромисс- «пойдем друг другу навстречу» — при этом стиле поведения обе стороны конфликта идут на взаимные уступки, частично отказываясь от своих требований. В этом случае никто не побеждает и никто не проигрывает. Подобный выход из конфликта предваряют переговоры, поиски вариантов и путей к взаимовыгодным соглашениям.

Как и любой другой аспект , стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культуры участников конфликта. Так, значительные культурные различия можно наблюдать в методах разрешения конфликта британскими и китайскими менеджерами. Китайцы предпочитают пассивные стили поведения, такие, как «компромисс» или «уступчивость», а британцам более свойственны активные стили типа «сотрудничество» или «соревнование». Приверженность китайцев к указанным стилям поведения объясняется их стремлением к гармонии и сохранению «лица». Взаимоотношения людей в китайском обществе основываются на осознании того, что человек существует только как часть семьи или клана. Это требует от индивида уважения к общественной иерархии. Необходимость проявления почтительности к старшим ориентирует китайцев на подчинение власти и подавление агрессии. Идея гармонии побуждает китайцев всегда искать золотую середину из крайностей и учит их достижению равновесия путем контролирования эмоций. Наконец, понятие «лицо» воспитываету китайцев умение сохранять самообладание, не терять чувства собственного достоинства и не создавать ситуации, ведущие к «потере ли на» другим и людьми.