Методы выявления негативных лидеров в классном коллективе. Лидер знает, чего хочет, и занимается этим

Вы успешный руководитель и компетентный менеджер, ваша команда работает как единое целое, один за всех, и все за одного. Уверены? А может, команда идёт не за вами, а за тем, кого в психологии называют неформальным лидером?

Ещё Рузвельт говорил: «Лидер ведёт за собой, а босс управляет». Попробуем разобраться, так ли это, и понять, кто такой неформальный лидер (НЛ), как его вычислить, какими бывают неформальные лидеры и как с ними сотрудничать.

Нередки случаи, когда неформальное лидерство порождает бесконечные склоки, конфликты и расслоение коллектива на враждующие группировки. Перетягивание каната между руководителем и неформальным лидером может серьёзно отразиться на производительности труда и психологическом климате в коллективе.

Кто такой неформальный лидер

Чтобы не погружаться в сложные психологические термины, поясним просто. Начальника на руководящую должность назначают. Неформальный лидер может быть как младшим специалистом, так и менеджером среднего звена.

Здесь главное не пост, а набор личных качеств, жизненный опыт и авторитет.

Ведущие игроки есть во всех сферах деятельности. Ведь каждый коллектив - это мини-общество. А обществу нужно за кем-то идти. И в этой ситуации авторитет личности сильнее, чем авторитет должности. Каждому руководителю важно знать и понимать, как сотрудничать и вообще сосуществовать с НЛ.

Для начала определите, кто это.

Как вычислить неформального лидера

Самый точный способ определить НЛ - социометрический тест. Помните, подобные проводили психологи в школах? Если возможности пригласить специалиста и провести тестирование нет, то проанализируйте самостоятельно:

  • с кем чаще общаются сотрудники по нерабочим вопросам;
  • к кому обращаются за профессиональным советом;
  • кто озвучивает причины недовольства в коллективе;
  • кто вносит новые предложения и идеи.

Наверняка при составлении планов, обсуждении нововведений кто-то из подчинённых выражал общее мнение, чаще других задавал вопросы либо выступал зачинщиком . Присмотритесь к этому человеку и манере его поведения с коллегами.

Есть два стиля: конструктивный и деструктивный. В первом случае неформальный лидер генерирует идеи, организовывает рабочий процесс и мотивирует коллег, во втором - вносит разлад и создаёт конфликтные ситуации.

С конструктивным важно наладить партнёрские отношения, ведь его деятельность идёт на пользу как отделу, так и бизнесу. С деструктивным сложнее, но и его энергией можно управлять. Главное - распознать истинные мотивы лидерства: желание власти, желание самореализоваться. Когда вы поймёте, что движет этим сотрудником, будете знать, что делать.

6 типов неформальных лидеров

Грамотный руководитель умеет и управлять подчинёнными, и выстраивать доверительные отношения с разными неформальными лидерами. Описание ниже поможет правильно идентифицировать НЛ и понять, как действовать.

1. Инноватор

Эмоциональный и творческий. Его идеи оригинальны. Этот неформал способен дать заряд энергии в коллективе и сдвинуть стереотипные подходы в сторону новаторства. Если он не находит поддержки или сталкивается с критикой - быстро опускает руки, как любой творческий человек.

Как это использовать

  • Советуйтесь с ним, когда бизнесу нужен глоток свежего воздуха. Коллектив готов идти за инноваторами и воплощать их идеи в жизнь. Возможно, за такими нововведениями будет стоять ещё один виток успеха компании.
  • Этот тип получает удовлетворение от поиска и внедрения нового. Каждый мозговой штурм в вашей команде должен проходить при участии, а лучше под руководством инноватора.
  • Эмоциональные всплески в поведении этого человека помогут оголить проблемы в коллективе. Используйте этот сигнал, чтобы вовремя решить неурядицы и нейтрализовать недовольство среди подчинённых.

2. Координатор

Деловой и организованный. Готов спланировать работу и чётко скоординировать процессы. У него есть аргументированные ответы на все вопросы, поэтому в коллективе он пользуется большим авторитетом. А некоторые могут даже побаиваться сухой натуры координатора.

Как это использовать

  • Поручайте деловому лидеру организаторскую работу - он будет с радостью её выполнять.
  • Сделайте координатора своей правой рукой. Можете смело возложить часть своих контролирующих обязанностей на этот тип. Легализируйте его власть повышением и сделайте партнёром.
  • Используйте авторитет координатора, чтобы заработать пару очков в глазах сотрудников и для себя. Он может стать вашим голосом или проповедником непопулярных решений.

3. Серый кардинал

Живёт в тени начальника. Но в то же время знает всё: у кого горят дедлайны, кто недавно поссорился с мужем (или женой), а кто подыскивает новую работу. Но эту информацию кардинал собирает не для сплетен в курилке.

Как это использовать

  • Узнавайте полезную информацию, чтобы быть в курсе внутренних процессов в коллективе.
  • Будьте осторожны: серые кардиналы влияют на самого начальника. Поэтому даже компетентные советы подвергайте анализу.
  • Уважайте серого кардинала и дайте ему это почувствовать. Тогда он не будет играть против вас.
  • Кардинал никогда не возьмёт ответственность за принятые вами решения. Даже если он повлиял на это.

4. Революционер

Бунтарь и критикан. Тот, кто стоит во главе настроений недовольства в коллективе. Ему ничего не нравится. Революционер высказывает, что не так, но не предлагает, как это исправить. Этот тип может послужить причиной конфликтов и образования враждующих группировок.

Как это использовать

  • Предложите революционеру решить проблему, а не просто сотрясать воздух. Скорее всего, это поставит его в тупик. А тем членам коллектива, которые идут за ним, поможет понять, что НЛ силён только на словах.
  • Направьте буйную энергию революционера на общественную деятельность.
  • Поручите дополнительные проекты или переведите в другой отдел, где контакты с коллегами минимальны.
  • Если же эти шаги не помогут, а конфликты продолжатся, выход один - вводить штрафы или уволить бунтаря.

5. Весельчак

О таких говорят «душа компании». Коллектив идёт за ним, потому что он обаятельный и с ним не скучно. Под лёгким и непринуждённым руководством сотрудники готовы выполнять даже монотонную работу.

Как это использовать

  • Сотрудничайте на равных. Ведь в глазах подчинённых он свой.
  • Передавайте некоторые сложные задания через весельчака, назначьте его руководителем проекта.
  • Определите такого НЛ главным по работе с новичками. Тогда процесс адаптации пройдёт быстрее.
  • Весельчак создаёт комфортную атмосферу в отделе. Поручите ему придумать совместный досуг для коллег. Мероприятия вне офиса - его конёк.

6. Кризис-менеджер

Это ситуативный лидер. Он может никак не проявлять себя в ежедневной работе, но при форс-мажорах быстро ориентироваться и принимать решения.

Как это использовать

  • Дайте проявить себя в стрессовых ситуациях. Скажите прямо: «Сейчас ты главный!»
  • По результатам оцените работу кризис-менеджера и поблагодарите при остальных членах коллектива.
  • Поощрение - это важный фактор для НЛ. Но хвалить нужно, когда действительно есть за что.

В заключение

Сотрудничайте с неформальным лидером и попытайтесь сделать его союзником. Не бойтесь появления НЛ. Проанализируйте его личность, компетенции, авторитет и определите, каких качеств не хватает вам.

Возможно, Теодор Рузвельт прав и ваша главная задача как начальника - управлять? Используйте лидерство коллег на пользу бизнесу. И тогда успех будет не за горами!

Мечтая о реализации собственных идей и проектов, люди изучают чужие биографии, присматриваются к окружающим и самостоятельно пытаются понять, как становятся лидерами другие. Первоначально нужно разобраться с определением данного понятия, выделить основные черты, а также выделить ту область и группу людей, среди которых необходимо проявление данной черты. Далеко не всегда требуются лидерские способности, иногда логичнее и экономичнее с точки зрения вложенной энергии занять исполнительскую позицию. И умение распределять и варьировать проявления своей натуры также является одной из черт лидерства.

Советы, как стать лидером могут наполняться различными нюансами, но при этом есть основные базовые моменты, которые необходимо развивать. Первоначально необходимо учиться ставить цели, определять их надежность, адекватность и необходимость достижения.

Узнавая, как становятся лидерами, можно заметить одну общую тенденцию – принятие ответственности и осуществление выбора. Человек, отвечающий за ход собственной судьбы, для многих становится опорой и ориентиром в личном движении. По сути тот, кто способен принимать решения в итоге начинает принимать их за остальных людей в различных кризисных или непонятных ситуациях. Кроме того те, кто не обладает собственным достаточным уровнем решимости или сомневается, боится сделать последний шаг, такой пример рядом может выступать как своеобразная страховка от ошибки.

Лидер не будет отдавать решения, касающиеся важных для него моментов, но даже в каждом маленьком проявлении постарается осуществить личностный индивидуальный выбор. Ответственность за последствия таких решений человек несет самостоятельно. Это прекрасные ощущения в случае успеха или довольно тяжелые переживания в ситуации неудачи, поскольку некого обвинить, а необходимо садиться и разбирать упущения, составлять новый план или отказываться от реализации.

Кто такой лидер

Лидер тот, кто постоянно движется к намеченному, и ведет за собой других, поэтому важна не только целеустремленность, но и способность различать ложные ценности и истинные. Помогает развитию лидерства максимальная инициативность и планирование на будущее. Применять такой подход нужно не только относительно глобальных проектов, рассчитанных на десятилетия, а даже вечернего времяпровождения и выходных. Начиная задумываться о деталях, личность развивает в себе способность к нахождению уникальных решений там, где это не принято, а планирование помогает решить большинство задач на ходу. Важное лидерское умение – распределять задачи между всеми участниками процесса, с учетом способностей, интересов каждого и потребностей общего дела.

Лидер это человек, способный руководить группой людей не на формальном уровне поставленной должности, а тот кто, обладая высоким авторитетом и признанным уровнем доверия, может оказывать влияние на действия и выборы людей, даже не имея формальной власти.

Лидер возможен исключительно в социальной группе, с общими интересами и целями, над достижением или сохранением которых работают все участники коллектива. В периоды перемен, неизвестности или необходимости принятия судьбоносных решений все члены данной группы вполне могут передать судьбу дальнейшего хода процесса в руки лидера. Это сравнимо с вожаком стаи, которого все будут слушаться, а его мнение окажется решающим, несмотря на предварительную оценку большинства.

В меньшей степени данное понятие используют для обозначения достижений человека. Это касается лидерства в спортивных достижениях, скорости научных разработок или достижения финансового положения. Также имеется много уровней лидерства – от планетарного и государственного до межличностного. Даже в системе отношений, состоящей из двух человек, можно выделить того, кто принимает все важные решения и способен влиять на мнение партнера.

Но внешняя стороны влияния на других остается заманчивой для многих лишь до той поры, пока не оказывается, что существует еще внутренний аспект, необходимость соответствовать личностно званию лидера. Прежде чем учиться контролировать и направлять других людей, принимать решения, касающиеся их жизни, необходимо разобраться со своей.

Лидер обладает железной и выдержкой, способен найти мотивацию для своего продвижения дальше, поставить актуальные цели и разработать систему их достижения. Только обладая совершенным навыком успешного построения своей жизни, человек приобретает умение влиять на других. Точнее оно приходит автоматически, поскольку люди будут тянуться за хорошим настроением, советом, помощью, примером или конструктивной критикой.

Лидерские качества не определяются генетикой, также развитию такой способности не поможет чтение нескольких книг и статей, и даже прохождение соответствующих тренингов. Только постоянное применение собранных или полученных на чьем-то примере рекомендаций поможет воспитать в себе эту черту. Некоторым повезло, и изначально их воспитание было направлено на выявление уникальных способностей личности и развитие этих качеств в благоприятной атмосфере, формирующей адекватную самооценку и уверенность. Тем, кого воспитывали на искусственных ценностях, без учета индивидуальности, всячески запрещали проявление активности, инициативы и занижали самооценку, будет сложнее. Лидер – тот, кто творит себя своими руками, поступками и стремлениями, выборами и суждениями каждый момент, не останавливаясь.

Лидер скорее возьмет всю ответственность на себя, чем будет обвинять других. Такой человек понимает свою долю влияния на события настоящего и далекого будущего, причем не только своего, но и всех причастных, и принимает ответственность за последствия, не прячась за других. Он способен принять важное решение. Основываясь на пользе и логическом анализе, а не на стремлении получить желаемое одобрение. Поэтому многие решения, принятые лидером могут быть неприятны для других, но вместе с этим они будут выполнены. Поскольку аргументация своих выборов, а также сложившаяся репутация будут свидетельствовать в пользу временных неудобств ради дальнейшего продвижения.

Способность вести за собой у лидера появляется не вследствие манипуляций или шантажа, а благодаря собственной харизме, ораторскому мастерству, умению преподносить факты и анализировать ситуацию. Тот, кто нравится обществу, получает больше поддержки и помощи, соратников и защитников, чем тот, кто пытается искать иные рычаги давления.

Ответственность, проявляющаяся как осознанное принятие всех последствий, распространяется не только на собственную жизнь. Осознавая силу своего влияния на определенную группу людей, лидер всегда будет ставить интересы социума выше своих личных, делая все для улучшения жизни окружающих.

Качества лидера

Лидерские качества могут отличаться для военного и педагога, в семье в управлении государством, для спортивных достижений и для поиска общих точек между людьми. Но, не смотря на всю специфику различных областей, в ходе множества проведенных исследований были выявлены основные качества для лидера любого уровня.

Устойчивость, постоянства и твердость характера стоят на первом месте среди лидерских проявлений. Поскольку именно характер позволяет продолжать борьбу и не соглашаться на компромиссные решения удобные для других, но пагубные для него. Постоянство выбора напрямую влияет на репутацию. Тот, кто поддерживает разные идеи не вызывает доверия у последователей, как и те, кто способен предать интересы группы под давлением страха или других эмоций.

Преданность делу, выбранному пути, своей социальной группе – то, что будет вдохновлять людей примером, а также то, что дает уверенность. Лидер обязан предоставлять людям ощущение надежности и стабильности, что достижимо только при проявлении собственной преданности и устойчивости убеждений при любых внешних событийных изменениях.

Люди примыкают к тем, кто вызывает симпатию, поэтому высокий уровень , умение в любом человеке разглядеть потенциал и приятные качества являются залогом хорошего отношения.

Позитивный человек, который любит людей, открыт для знакомства и общения, который способен подбодрить и указать на сильные стороны – тот, кто нужен большинству.

Поддерживать силу духа и прекрасный настрой, возвращать веру и силы, тогда когда опускаются руки – вот одна из важных функций лидера. Когда такой человек попросит приложить массу усилий и потерпеть неприятные времена, его будут слушать и поддерживать, а при другом характере подобные требования могут привести к бунту.

Но умение общаться включает не только позитив и умение приободрить. Лидерское качество – это умение донести информацию любого содержания до человека любого уровня развития, установить успешную коммуникацию между двумя враждующими, передать свои знания. Это требует тонкого чувствования других, понимания основ психологии и хорошо развитых коммуникативных навыков.

Кроме того, постоянное повышение своих знаний необходимо для дальнейшей передачи их другим в доступной форме. Поскольку лидер не столько указывает, что делать, сколько открывает новые пути и возможности, определяя наиболее оптимальные способы продвижения. Компетентность необходима не только в ведущей, но и в соседних областях. Так тренер спортивной команды, являясь лидером должен учитывать не только спортивную технику. Но и психологию каждого участника, особенности взаимодействия в коллективе, а также особенности диеты.

Активность и инициативность – важные качества для лидера. Он постоянно сам возможности развития и реализации планов или придумывает новые идеи. Вопрос внешней мотивации не актуален для таких людей. Черта инициативность вполне обеспечивает внутреннюю мотивированность к достижениям. А человек, который смог мотивировать к деятельности себя в дальнейшем сможет найти для остальных. Причем, не применяя для этого негативных способов воздействия, когда человек вынужден выполнять приказ. Такая мотивация вырабатывается на основе глубокой увлеченности, погруженности в процесс, страстной охваченностью идеей. Лидер сам всегда внутренне горит тем, куда стремится и этот огонь способен зажечь активность в других, заставить людей стать рядом.

Но такая увлеченность у лидеров всегда соседствует с важным умением критически оценивать ситуацию и справляться с проблемами, просчитывать риски. Тот, кто фанатично углубляется в идею, витает в мечтах и не предполагает трудностей не станет лидером. Только понимание, что любая деятельность будет вызывать трудности, проблемы, а возможно и провалы можно двигаться дальше. Умение решать и предотвращать проблемы – важная черта, складывающаяся из жизненного опыта, способности к анализу, стойкости характера и ответственности.

Ответственность – это та черта, которая не сразу проявляется для окружающих у лидеров, но она является стержнем. При первом же случае, когда тот, кому доверили выбор и власть откажется принять результаты своего решения, ссылаясь на обстоятельства или обвиняя других – люди отвернутся, а последователей останется меньше. Обычно после нескольких таких инцидентов рядом не остается никого.

Психология лидерства

Психология лидера обусловлена личностными чертами, которые проявляются на поведенческом уровне, ценностном и смысловом поле. В поведении такого человека можно выделить по невербальным признакам мимики и позы, а также жестам. Это будут сигналы уверенности и открытости, стремления вперед и настроенности на контакт. Поскольку лидеры обладают немного другим мышлением, чем большинство людей, это отражается на их походке и стиле общения. Среди особенностей поведения выделяются открытый уверенный взгляд, приподнятый уровень подбородка, ровная осанка.

Лидеры привыкли занимать центральное место в аудитории или главное за столом, причем происходит это скорее неосознанно, но, тем не менее, окружающие практически никогда не пытаются поменять такое положение дел.

Психология лидера имеет творческую направленность и разнообразное проявление себя. Такие люди постоянно стремятся к созиданию, на всех уровнях – от межгосударственных альянсов до кружевной салфеточки. Стремление улучшать этот мир, находить новые, более адекватные способы труда, красивые локации и экономичные изобретения – все зависит от направленности человека, но это всегда будет творческий поиск созидательных направлений. Именно эта тенденция заставляет их искать новые методы применения вместо критики. В принципе критика вообще практически отсутствует у лидеров, ее заменяет стремление найти пользу. Это еще одна причина почему настоящие лидеры постоянно окружены людьми, поскольку среди обывателей довольно много критикующих и унижающих суждений, при этом практически отсутствует поддержка.

Особенность восприятия мира лидерами такова, что они постоянно находятся вне обстоятельств, даже всей душой болея за идею. Они думают на несколько шагов вперед и не погружаются в ситуацию настоящего момента, что делает их эмоционально устойчивыми. Пока основная часть людей будет пребывать в панике от провала случившегося вчера, лидер может тихонько улыбаться, поскольку уже придумал, какую выгоду из этого можно извлечь спустя полгода. Отрешенность помогает отделять главное от второстепенного, контролировать ход движения и вовремя менять планы, а возможно и цели.

Лидер не работает в одиночестве или только для достижения собственных интересов. Преданность своим людям заставляет искать пути, оптимальные для большинства, в некоторые моменты возможны даже жертвы и личные вложения. Глобальность мышления открывает истину того, что если будут счастливы окружающие люди, то и тому, кто помог им достигнуть этого состояние, все вернется вместе с благодарностью. Вкладывая в других, лидер в итоге получает больше, чем, если бы стремился наполнить только собственный сосуд потребностей. Но забота об окружающих не имеет корыстных мотивов – это проявление своеобразного равноправного способа взаимодействия и обмена энергией с пространством.

Как стать лидером в коллективе

Лидерами становятся те, кто имеет высокий уровень интеллекта и широкий кругозор, благодаря чему можно стать не только примером, но и уметь вдохновлять и объяснять свои идеи любому человеку. Также требуется развитие постоянного , поскольку ведущая роль предполагает трудный и длительный путь, с периодическими неудачами и возможно при отсутствии перерывов. Невозможно бросить все на половине, тогда при возвращении те, кто шел раньше за вами больше не захотят поддерживать, опасаясь очередной остановки. Это не означает продолжать делать все время то, что выполняли раньше – так вы не добьетесь изменения ситуации. Но стоит находиться в движении, поиске новых возможностей, путей, решений и особенно тогда, когда все опустили руки или случился очередной провал.

Советы психологов, как стать лидером в коллективе отражают более практичное направление в развитии перечисленных личностных особенностей лидера. За один день занять лидерскую позицию невозможно, для этого требуются регулярные проявления своих умений, первым из которых является развитие коммуникативной функции. Под коммуникацией подразумевается умение объяснить другим свою позицию, вдохновить людей своими идеями. Чем лучше построены навыки общения, тем легче человеку будет мотивировать других на совместную деятельность, а также упростит процесс решения конфликтных ситуаций. Развивайте коммуникацию с людьми разных уровней, учитесь общаться с представителями всех профессий и возрастов. Чем больше практики во взаимодействии, тем выше вероятность найти ко всем подход.

Необходимо постоянно заниматься , чтобы предугадывать свои реакции, уметь противостоять и выявлять собственные ценности. Кроме того человек, который хорошо понимает себя, способен лучше понимать других, что поможет в индивидуальной мотивации и для создания успешной команды. Успех складывается ведь не из отбора незнакомых кандидатов с лучшими рекомендательными письмами, а из правильного распределения людей, с учетом их способностей и интересов. Зная ценности каждого можно составлять успешные тандемы, а разбираясь в особенностях способов решения проблем, людей можно ставить на соответствующие должности.

Поощряйте других за любые продвижения, не скупитесь на похвалу – это вдохновляет людей, а для того, кто подарил им вдохновение, многие сделают практически все. Хвалить можно и за поданные идеи, а также за настроение. Человек, принесший кофе на весь офис порой заслуживает большей похвалы, чем бухгалтер, сдавший отчет вовремя. Избегайте манипулятивной функции похвалы для создания конкуренции – задача лидера максимально устранить такие проявления, а обеспечить дружескую атмосферу взаимопомощи.

Помогайте другим, учите, передавайте опыт, делитесь секретами, но не делайте вместо других. Когда вы советуете, то показываете, что верите в человека, а когда делаете за него, то это унижает. Многим из тех, кого вы научили впоследствии можно делегировать часть своих дел, как вариант поощрения и оказания доверия. Только не сбрасывайте черновую работу, а всегда думайте над развитием человека и том, как этот вид деятельности поможет ему «прокачать» собственные навыки и добиться успеха.

Постоянно работайте над собственным развитием, причем основную часть должно занимать то, чем интересуется коллектив. Скоро появятся те, кто знает больше, умеет лучше, и прислушиваться начнут к ним. Но кроме профессиональной линии развивайтесь личностно, что будет делать вас интересным и всесторонне развитым собеседником. Оставайтесь всегда в команде и замечайте тех, кто рядом с вами. Не выспавшегося дизайнера можно отпустить домой, а сотруднице, у которой болеет ребенок преподнести фрукты, у студента-заочника поинтересоваться об экзаменах. Именно человеческое отношение делает вас приятным для других.

Работайте над эмоциональной устойчивостью, поскольку именно она необходима ведущему. Человек подверженный эмоциональным всплескам не способен управлять общим движением, и даже своей жизнью. Сохранять спокойствие помогает уверенность в выбранном курсе, методах достижения, а также в окружающих людях. Уверенность позволяет отказывать, что обычно вызывает трудности у большинства людей и приводит к невыгодным компромиссам и пустым обещаниям.

В свою очередь неформальный лидер делает главную ставку на людей и взаимоотношения между ними. Он прекрасный психолог, и личные контакты - его жизненная среда, энергию которой он может направлять по своему усмотрению. Поэтому такой сотрудник может одинаково легко привлечь коллег как к участию в новом проекте, так и к саботажу решений официального руководства.

Достаточно часто скрытый лидер использует те методы, которыми по какой-либо причине пренебрег официальный руководитель. Главный из них - внимание к человеку: "серые кардиналы" в большинстве своем прекрасные психологи и хорошие управленцы.

Скрытый лидер стремится оставаться в тени, так как оттуда легче управлять, в том числе и директором. Он не пойдет на открытый конфликт с руководителем, не проявит себя открытой оппозицией или эмоциональностью. Ему нравится получать свое, строя интриги и "дергая за ниточки".

Руководитель движет коллектив в одну сторону, а этот лидер движет его в другую. Такой лидер начинает создавать круг своих "подчиненных", компанию внутри компании, которая подвластна больше ему, нежели руководителю. Но далеко не обязательно, что так происходит во всех компаниях, где есть скрытые лидеры.

Талантливый руководитель, умеющий организовать своих подчиненных, способен распространить свое влияние и на внутреннего лидера. Если тот будет единодушен с руководителем, с директором, с учредителем, то это прекрасно, это замечательно. Если скрытый лидер будет уважать руководителя, то компания будет развиваться и двигаться в одном направлении. Если нет, то сотрудники будут прислушиваться к тому, кто имеет для них больший авторитет. А это тот случай, когда существует негласный конфликт между руководителем и скрытым лидером. Поэтому важно успеть усмотреть такие моменты и вовремя понять, что человеку нужно. Если "скипетр и держава" - выделить ему сферу для руководства; если он довольствуется своей скрытой ролью - поднять в глазах коллектива, считаясь с его авторитетом, мнением и идеями. Либо расстаться.

Легализация скрытого лидера - один из способов нейтрализации его негативного влияния. Став одним из руководителей, он потеряет в глазах коллектива авторитет оппозиционера. Если влияние неформального лидера положительно, то его назначение на руководящую должность только увеличит полезность: люди к нему потянутся.

Выяснить, кто в компании скрытый лидер, возможно при организации обратной связи с сотрудниками. В разговоре быстро понимаешь, что не только мнение руководителя для них первично. На основе высказываний сразу появляются ориентиры, чьими указаниями они руководствуются.

Феномен неформального лидерства в коллективе - медаль с оборотными сторонами. Задача руководителя - повернуть ее так, чтобы направить авторитет такого лидера в нужное русло. Главное - перераспределить его энергию: она должна быть потрачена не на интриги, а на решение задач.

Хорошо иметь скрытого лидера на должности заместителя руководителя: с одной стороны, он открыт, с другой - управляет не только формально, но и неформально. Не самый лучший вариант, когда скрытым лидером является бухгалтер. Бухгалтерия - это информационная база принятия решений. Она должна быть независимой от симпатий и антипатий лидеров.

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной работы

Выявление лидера в рабочем коллективе

Практика

Выполнил

Студент 3-го курса ФПП

Литенков С.И.

Санкт - Петербург 2009 г.

Цель работы

Выявить в маленьком рабочем коллективе состоящим из трех человек и работающих в одном отделе по оформлению заказов на доставку. На сколько каждый из них на практике способен проявлять себя в роли лидера. Уровень их эмоциональной отзывчивости друг к другу, способности сопереживать. И на сколько в созидательной деятельности они способны к проявлению агрессии.

Я данной цели мною были выбраны три методики: "Эффективность лидерства", "Исследование уровня эмпатийных тенденций", опросник Басса-Дарки, описание психологического теста Басса-Дарки на выявление агрессии.

Методика 1. Эффективность лидерства

Замечание: Если эта методика используется для самооценки ру-ководителя, то возникает опасность искажения результатов вследствие субъективной установки показать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководителем предлагать его подчиненным, а затем обобщать полученные результаты.

Коршикова Ирина. 33 балла.

Галанов Анар. 37 баллов.

У данного испытуемого стиль его руководства считается высокоэффективным (с учетом высказанного выше замечания).

Добролюбова Мария. 32 балла.

У данной испытуемой стиль ее руководства считается высокоэффективным (с учетом высказанного выше замечания).

Общий вывод по проведенной методике: Среди опрошенных рецендентов наиболее высокий уровень руководства выявлен у Гасанова Анара.

Методика 2. Исследование уровня эмпатийных тенденций

Предлагаемая ниже методика используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия - ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и, прежде всего при обучении и воспитании.

Замечание: Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы "не знаю" на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами "да, всегда"? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти - можете считать, что работу выполнили напрасно.

Коршикова Ирина. На вопросы опросника с учетом выше указанного замечания отвечала откровенно. 61 балл.

Галанов Анар. На вопросы опросника с учетом выше указанного замечания отвечал откровенно. 60 баллов.

У данного испытуемого нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас "толстокожим", но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

Добролюбова Мария. На вопросы опросника с учетом выше указанного замечания отвечала откровенно. 50 баллов.

У данной испытуемой нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас "толстокожим", но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

Общий вывод по методике: Среди опрошены рецендентов уровень эмпатийности, соответствует номе присущей подавляющему большинству людей. Завышенного или заниженного уровня выявлено не было.

Методика 3. Опросник Басса-Дарки. Описание психологического теста Басса-Дарки на выявление агрессии

Примечание:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида- зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Коршикова Ирина.

Физическая агрессия - 6 баллов

Косвенная агрессия - 5 баллов

Раздражение - 5 баллов

Негативизм - 4 балла

Обида - 3 балла

Подозрительность - 8 баллов

Вербальная агрессия - 7 баллов

Чувство вины - 7 баллов

Индекс агрессивности - 18

Индекс враждебности - 11

У данной испытуемой уровень агрессивности находится в норме, а вот уровень враждебности незначительно завышен. Склонна к конфликностям.

Галанов Анар.

Физическая агрессия - 7 баллов

Косвенная агрессия - 6 баллов

Раздражение - 5 баллов

Негативизм - 4 балла

Обида - 2 балла

Подозрительность - 7 баллов

Вербальная агрессия - 6 баллов

Чувство вины - 6 баллов

Индекс агрессивности - 18 баллов

Индекс враждебности - 9 баллов

У данного испытуемого уровень агрессивности находится в норме. Уровень враждебности так же в приделах нормы.

Добролюбова Марина.

Физическая агрессия - 5 баллов

Косвенная агрессия - 4 балла

Раздражение - 3 балла

Негативизм - 3 балла

Обида - 2 балла

Подозрительность - 8 баллов

Вербальная агрессия - 5 баллов

Чувство вины - 7 баллов

Индекс агрессивности - 13 баллов

Индекс враждебности - 10 баллов

У данного испытуемой уровень агрессивности понижен, враждебность в пределах нормы. Не конфликтна.

Вывод: В представленном коллективе наиболее выражаются Лидерские качества на практике, способность к руководству у Галанова Анара.коллективе Дипломная работа >> Психология

Включают в себя условия труда и оборудование рабочих мест. Обеспеченность труда техникой, связью... социометрии применяется с целью выявления сплоченности коллектива и наличие неформальных лидеров . Метод социометрии, был разработан...