Методы пед исследования теоретические. метод тестирования и другие

Методы теоретического характера опосредованно и непосредственно выходят на анализ реальных педагогических процессов, имея в виду выявление их причин, источников развития, системы условий, обеспечивающих их эффективное функционирование.

К ним, прежде всего, относятся моделирование, построение идеализированных объектов (идеализация). В предыдущем разделе в связи с логикой педагогического исследования упоминались модели - теоретическая и нормативная. Ввиду исключительной важностиметода моделирования, который фактически, в явном, а чаще - в неявном виде применяется в любой исследовательской работе, остановимся на нем подробнее.

Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Второй из объектов называют моделью первого. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции объекта исследования. В основе моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество!) между исследуемым объектом (оригиналом) и его моделью. Например, модель фюзеляжа самолета может использоваться для изучения потоков воздуха, обтекающих реальный самолет в настоящем полете.

На этом примере можно показать главные характеристики моделирования. Объект-оригинал, то есть реальный самолет, разумеется, не нужно, да и невозможно строить только для определения лучшей формы фюзеляжа. Создается минимальное по размерам его подобие, оснащается электронными датчиками и помещается в аэродинамическую трубу. Это и есть модель самолета, воспроизводящая объект-оригинал - настоящий самолет - лишь по контуру, по внешним очертаниям. Разумеется, нет необходимости в это крошечное подобие самолета встраивать пассажирские кресла, двигатели и т.п. Модель похожа на моделируемый объект, но не тождественна ему, поскольку отражает только то его свойство или свойства, которые мы сами выбираем. Она похожа на ракету-носитель: ее используют как познавательное средство для решения определенной исследовательской задачи, а потом с ней можно расстаться.

Наши примеры относятся к моделям материальным (или вещественным, физическим). Но есть еще модели мысленные, которые называют идеализированными. В таком наименовании отображен способ их конструирования. Идеализированная модель - средство познания, существующее столь же давно, сколь и сама наука. В сущности, любое теоретическое представление, сложившееся в результате наблюдений и экспериментов, может выступать как модель, однако при том условии, что такое представление не изолировано от процесса научного познания, а включено в этот процесс, служит средством познания. Теоретическое представление выступает как модель при сопоставлении с объектом-оригиналом. В этом мысленная модель ничем не отличается от модели материальной. В нашем примере мы взяли самолет только в одном отношении, отвлекаясь от многих жизненно важных для реального самолета «подробностей», таких, как, допустим, двигатели. Так же и теория отражает объект действительности в определенном отношении, выделяет что-то одно, отвлекаясь от другого. Из многих свойств объектов (ими могут быть стакан чая, крыша, нагретая солнцем, человеческое тело) она выделяет только одно - теплоту или молекулярную структуру. Именно идеализированная модель позволила Ньютону усмотреть родство между падением яблока и движением небесных светил.

Теоретическая модель (модельное представление), как и материальная, подобна действительности лишь в определенном отношении. Она не может быть пассивным, «прикрепленным» к своему объекту, его зеркальным отпечатком. Теоретическое представление становится моделью именно вследствие того, что отношение адекватности заменяется отношением подобия: благодаря относительной самостоятельности представления человек может соотносить его с предметами, чьим непосредственным образом оно не является.

Можно утверждать, что эта процедура научного познания является для педагогики особенно трудной и в то же время насущно необходимой. Течение педагогического процесса определяется сложными, множественными и разнонаправленными факторами, что затрудняет обнаружение в нем закономерных связей. И как раз практическая невозможность создания условий, в которых школьник, класс или школа в целом не испытывали бы влияния множества факторов, которые не могут быть учтены, свидетельствует о необходимости построения теоретических моделей, дающих мысленное, «идеальное» представление об изучаемых объектах. Особенно это важно в экспериментальном исследовании, где сочетаются несколько методов.

Проведение педагогического исследования на должном научно-теоретическом уровне невозможно без построения теоретических моделей-представлений.

Мысленное конструирование «чистого» образа (идеализированной модели) школьника или класса, не испытывающего никаких других влияний, кроме допущенных или введенных самим исследователем, позволило бы, сопоставляя такой образ с действительностью, выявлять и в дальнейшем исследовать те самые факторы, от которых в данном случае отвлекся ученый.

«Идеальный» в этом смысле ученик предстает только с одной стороны, выступает лишь в одном отношении: не как реальный, живой человек, ребенок, а лишь как весьма «тощая» абстракция, которую только в таком нарочито обедненном виде и можно «вписать» в систему теоретического отражения обучения. В этой системе ученик будет определен в качестве идеализированной модели реального ученика лишь с одной стороны: как объект преподавания и субъект учения. Зато он по определению учится «идеально», усваивает ровно столько материала, сколько положено, не больше и не меньше. Он не ест, не спит, а только учится. Разумеется, при сопоставлении этого неживого образа с настоящим учеником обнаруживаются расхождения между идеальным и реальным положением дел. Следующей задачей становится исследование причин расхождения и, если понадобится, способов их преодоления. Возможно, учебник оказался слишком сложным, поэтому реальный ученик не может усвоить этот материал. Причиной может оказаться неэффективная организация процесса обучения. Значит, нужно заняться разработкой другого содержания и форм организации процесса обучения. Моделирование, таким образом, позволяет выявить то самое несоответствие результатов целям, о котором говорилось во 2-й главе этой книги как об одном из факторов, обусловливающих обновление цикла связи науки и практики (см. 2.3). После этого искусственная конструкция «идеализированный ученик» будет отброшена подобно ракете-носителю, выполнившей свое предназначение.

Общее представление о том, что должно быть сделано, чтобы изменить педагогическую действительность так, чтобы она оказалась максимально приближенной к теоретически обоснованному, а значит - к мысленно конкретному представлению о ней, содержится в модели должного, нормативной модели. Такая модель, как и модель теоретическая, является идеализированной и обобщенной. Она не составляет непосредственного проекта, «сценария» педагогической деятельности, а выступает как прообраз таких проектов, дает ответ на вопрос: что должно быть сделано для достижения лучших результатов?

Наконец, это общее представление находит свою конкретизацию в проекте педагогической деятельности. Как уже говорилось, проект содержит конкретные нормы такой деятельности, адресованные практике.

Таким образом, моделирование выступает как общий метод познания на всех этапах педагогического исследования.

Здесь были описаны не все возможные методы. На самом деле число их велико и, в принципе, может возрастать за счет общенаучных методов, потребность в использовании которых заранее нельзя предусмотреть. Выбор и набор методов исследования должны определяться не формальным стремлением «придать научность» получаемым результатам и не их количеством - чем больше, тем лучше, а спецификой темы и задач данного исследования, его логикой и объективной необходимостью. Для правильного выбора нужно знать общие и частные возможности метода, его место в системе исследовательских процедур в соответствии с особенностями изучаемого материала и уровнем изучения педагогической действительности.

К теоретическим методам педагогического исследования относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация

Анализ и синтез

Эти методы научного познания не существуют изолированно друг от друга анализ является мысленного или фактического разложения целого педагогического явления или процесса на части синтез - восстановление целостности рассмотрение. Дуван педагогического явления или процесса во всем многообразии его проявленииів.

Методы анализа и синтеза применяют в теоретических исследованиях при определении проблемы поиска, формулировка гипотезы, задач исследования. Используют их и с целью корректировки эксперимента не обходится без них и при подведении итогов опытно-поисковой работы, формулировании выводов и рекомендацииій.

Индукция и дедукция

В процессе использования этих методов происходит переход знания о единичном и отдельное в знания об общем, и наоборот. В педагогическом исследовании его используют для выяснения причинно-следственной вых связей между педагогическими явлениями, обобщение эмпирических данных на основе логических рассуждений от конкретного к загального.

По методу индукции на основании общих знаний делают выводы об общем. Метод дедукции предполагает формулирование выводов путем от общего к частному. Основой дедуктивного метода является научным е положение, не требующих опытно-экспериментального подтверждения, а воспринимаются как аксиомми.

В педагогическом исследовании методы индукции и дедукции всегда взаимодействуют между собой как диалектическое единство познания общего и конкретного

Сравнение

Как метод педагогического исследования сравнения заключается в сопоставлении полученных результатов исследования с намеченными целями. В процессе исследования получены результаты сравнивают не только с целями, но и с с состоянием объекта до начала исследования, что позволяет проследить динамику исследуемого явленийа.

Классификация

Задачей ее является логичное распределение педагогических фактов, явлений, процессов с присущей для группы признаком

Обобщение

По своей сути оно является логической операцией, в результате которой происходит переход от единичного к общему, от менее общего к более общему суждения, знания, оценки

Абстрагирование

К этому методу прибегают при необходимости выделить из совокупности признаков, свойств явления те, что составляют предмет исследования есть абстрагирования является процессом мыслительного отвлечения исследователя е ид каких-либо признаков, качеств педагогического явления, от самого явления с целью более глубокого изучения його.

Конкретизация

Этот мыслительный процесс предусматривает предоставление предмета конкретного выражения. При конкретизации происходит обогащение педагогических понятий новыми признаками, поскольку этот метод направлен на освещение развития предмета как целостной системыи.

Математические и статистические методы педагогического исследования

Эти методы применяются в педагогике для обработки полученных методами наблюдения и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между исследуемыми феноменами. Сущность математического политических методов заключается в описании педагогических явлений с помощью количественных характеристик, использовании кибернетических моделей для определения оптимальных условий управления процессом обучения и воспитания. Зам осування их для отражения педагогических явлений возможно при условии массовости, типичности, измеримости объявленияищ.

В процессе педагогического исследования нередко возникает потребность в сравнении, сопоставлении педагогических фактов, явлений и процессов по определенным параметрам. Для этого уровне качественных характеристик этих параметров п обозначают определенными числовыми показателями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. К наиболее використовуваниших математического ичних методам относятся: методы регистрации, ранжирование, измеренияння.

Метод регистрации

Этот метод предполагает выявление определенного качества в явлениях данного класса и расчета по наличию или отсутствию ее (например, количества совершенных учащимися негативных поступков)

Метод ранжирования

Значит этот метод размещения зафиксированных показателей в определенной последовательности (уменьшение или увеличение), определение места в этом ряду объектов (например, составление списка учеников в зависимости от уровня успешно шности и др.).

Метод моделирования

Его сущностью является создание и исследование научных моделей - смыслово представленной и материально реализованной системы, которая адекватно отражает предмет исследования (например, моделирует оптимизацию структуры ктуру учебного процесса, управления учебно-воспитательным процессом и т.д..

Метод измерения

Предусматривает этот метод присвоения объектам количественных измерителей соответствии с определенными правилами (коэффициент интеллектуальности"IQ"). Используют такие измерительные шкалы:

1 измерения в шкале наименований (номинальные измерения). Для этого объекты группируют в классы, каждому из которых присваивается определенную цифру. Психологи часто кодируют пол, обозначая лицо женского пола нулем, а мужска ичои - единицей. При этом используют ту особенность чисел, 0 отличается от 1, и если предмет. А имеет 0, а предмет. Б - 1, то. А и. Б отличаются от измеряемой качества. Но это не значит, что. Б содержит больше качества, чемніж. А.

2. Порядок в шкале измерения. Учитывая, что в измеряемых предметах разное количество качества, используют качество"упорядоченных"чисел, по которой число, приписанное. А, больше числа, приписанного. Б. Это означает, что в. А содержится больше данного качества, чем уості, ніж у. Б.

3. Интервальные измерения. Например, одинаковые разности чисел соответствуют одинаковым разностям значение измеряемой признаки или качества предмета (время между 1940 и 1945 гг равен времени между 1980 и 1985 гг)

4 измерения отношений. Отличается от интервального только тем, что нулевая точка не произвольна, а указывает на отсутствие измеряемой качества. Примером этого вида шкалы являются рост и вес нулевого роста не существует есть, а человек ростом 183 см вдвое выше мальчика, имеет рост 91,5 с5 см.

Педагогические явления и процессы динамические, постоянно меняются. Переменными являются характеристики людей или вещей, например вес, возраст, скорость чтения, количество детей. Некоторые из этих переменных непрерывные, т.е. изме. Иры они могут иметь любое значение (вес, возраст, время реагирования). Другие переменные дискретные (непрерывно) - измерения могут давать только отдельные значения (например, количество детейей).

Изменения различных качеств личности условно можно оценить по пятибалльной шкале:

"5"- качество проявляется очень сильно и постоянно;

"4"- качество проявляется сильно и часто;

"С"- трудно определить (проявления и непроявление одинаковы);

"2"- качество проявляется слабо и редко;

"1"- качество проявляется очень слабо или не проявляется вообще

Использование любого из методов педагогического исследования имеет целью получение достоверных данных о педагогической реальность. Важно, чтобы данные, полученные в результате использования одного метода,. Подтв ерджувалися данным, полученными с помощью друх.

Теоретические методы педагогического исследования

Теоретические методы необходимы для определения проблемы научного педагогического исследования, формулирование гипотез и оценки собранных фактов. Теоретические методы прежде всего связанные с изучением научной литературы работ классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике и психологии; историко-педагогических работ и документов; периодических педагогических изданий; художественной литературы о школе, воспитание, учителей; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежных наук. Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже хорошо изучено в области педагогики, из которых ведутся научные дискуссии, устарело, а какие вопросы еще не решены. Кроме того, это дает возможность выяснить, что наиболее существенного была создана по исследуемой проблеме на сегодня, поскольку это важно для сбора идей и определения тезауруса, то есть источников, на основе которых и будут строиться все гипотезы, модели, проекты будущей работы исследователя.

С целью накопления научных фактов целесообразно использовать метод изучения нормативных и инструктивно-методических дока ментов по исследуемой проблеме, анализа школьной (вузовской), учительской и ученической документации (планов, аналитических докладов, тетрадей учеников, личных дел учащихся, медицинских карт, журналов, ученических дневников, протоколов общих собраний, методических заседаний, педагогических советов и т.п.), "вооружает" исследователя определенными объективными данными, которые характеризуют реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы по исследуемой проблеме; реферирования - краткое изложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирования - ведения более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений публикации; аннотирования - краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

К теоретическим методам исследования относятся историко-генетический метод, метод моделирования, а также различные умственные процедуры логического мышления: анализ (расчленение на части), синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, сравнение, обобщение и др. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Сравнение. Речь идет о сопоставлении полученных результатов с целями, намечались. Любая оценка всегда сравнением с идеальным или оптимальным. Но важно сопоставлять не только с тем, как должно быть, но и с тем, как было раньше, что

позволяет увидеть положительные и отрицательные сдвиги, то есть динамику процесса. Сравнение как умственная процедура очень продуктивное при анализе информации о любом человеке, включенную в педагогический процесс: говорят о ней разные люди (учителя, сверстники, родители, друзья и др.).

Классификация. Сущность этой умственной процедуры при анализе информации заключается в логическом распределении фактов, данных, явлений и т.п. по какой-либо одной признаком, присущим для этой группы.

Анализируя меры, собранные факты, работу в целом, исследователь использует и обобщения. Обобщение предполагает логический переход от единичного к общему, от менее общего к более общему суждения, знания, оценки. Обобщенное суждение, будучи более глубоким отражением действительности, позволяет проникнуть в сущность мероприятий, явлений и таким образом оценить деятельность педагогов с принципиальных позиций. Но обобщения - это не суммирования. Чаще всего обобщения информации при анализе целесообразно сочетать с выделением главного, существенного. Например, в ходе проведения психолого-педагогического консилиума экспертами были названы много причин неуспеваемости деятельности одного из очень "тяжелых" испытуемых. Суммирование этих причин ничего не дало бы для принятия оптимальных управленческих решений. Однако, если, выделив все причины (так называемое поле причинам), путем обобщения определить доминирующие, выявить из них главные и первопричины, то можно быстро определить обоснованные эффективные меры. Ведь причины неуспеваемости взаимосвязаны, каждая порождает другие, следовательно, и все они зависят от первопричины, от доминирующих причин.

Большую помощь педагогу-исследователю может оказать и абстрагирования - процесс мыслительного "отвлечения" исследователя от каких-либо признаков или качеств предмета от самого предмета, чтобы глубже изучить его, изолировать от других предметов, признаков. Речь идет о первоначальном отвлечения от конкретных фактов и поиск научно обоснованного алгоритма деятельности (ведь любые алгоритмы предполагают моделирования, имитации, то есть абстрагирование от конкретных форм проявления сущности). Затем информацию выстраивают в соответствии с найденного алгоритма, модели

(вспомним систему мер по оптимизации управления, процесса обучения, различные достопримечательности и т. д.). Предельным случаем абстрагирования является идеализация, в результате которой создается понятие о идеализированный объект (идеальный педагог, идеальная школа).

Конкретизация - логическая форма, противоположная абстракции. Это мыслительный процесс преобразования предмета из выделенных ранее абстракций. Во время конкретизации понятия обогащаются новыми признаками, так как она направлена на освещение развития предмета как целостной системы. Конкретным здесь называют единство многообразного, сочетание многих признаков, качеств предмета. Абстрактным, наоборот, называют односторонней, изолированную от других моментов признак предмета.

Теоретический анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы обнаруживаем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность исследуемых педагогических явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли исследователя от отдельных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

В поиске оптимального решения в экспериментальной работе полезны и такие процедуры, как аналогия, интегрирования, систематизация и др. Причем при анализе информации ни одна из названных аналитических процедур не производится в чистом виде, все они взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом и выделенные нами по доминантному признаку.

Моделирования. Широко применяют в теоретических исследованиях прием сравнения и особенно аналогию - специфический вид сравнения, дает возможность устанавливать сходство явлений. Аналогия дает основание для выводов об эквивалентности в определенных отношениях одного объекта относительно другого. Тогда более простой по структуре и доступен для изучения объект

стал моделью более сложного объекта, именуемого прототипом (оригиналом). Появляется возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу. В этом сущность одного из специфических методов теоретического уровня - моделирование. При этом возможно полное освобождение субъекта от эмпирических ссылок выводу, когда сами умозаключения от модели к прототипу приобретают форму математических соответствий (изоморфизма, гомоморфизма, изофункционализму), а мышление начинает оперировать реальными, а воображаемыми моделями, воплощаются затем в форме схематических знаковых моделей (графиков, схем, формул и т.д.).

Изоморфизм - отношение между объектами, имеющими разный состав, но тождественную или подобную структуру, когда каждому элементу одного объекта соответствует один элемент другого. Гомоморфизм - структурное сходство двух объектов, когда каждому элементу одного может соответствовать группа элементов другое. Изофункционализм - сходство функций или действий объектов.

Модель - вспомогательный объект, выбранный или притворной человеком в познавательных целях, дает новую информацию об основном объекте. В дидактике начало попытки создать пока на качественном уровне, модель учебного процесса в целом. В то же время модельное представление отдельных сторон или структур обучения практикуют уже достаточно широко (например, сделана попытка представить содержание образования как многоуровневую педагогическую модель социального заказа, есть исследования, в которых математически моделируются отдельные стороны обучения).

Моделирование в теоретическом исследовании служит также задаче конструирования нового, того, чего нет еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов и тенденций развития их, ищет на основании ключевой идеи новые сообщения их, мысленно компонует, то есть моделирует нужное состояние исследуемой системы. Создают модели гипотезы, раскрывающих механизмы связи между компонентами обучения (например, связи между овладением знаниями, способами деятельности и психическим развитием личности), на основании которых строят рекомендации и выводы, проверяются эмпирически. Проверенные модели-гипотезы превращаются в научные теории, во многом сохраняя свой модельный характер. Необходимо только помнить, что любая модель всегда "беднее" за прототип, отражая только его отдельные стороны и связи, поскольку теоретическое моделирование всегда включает идеализацию.

Особым видом моделирования, основанной на идеализации, можно считать мысленный эксперимент. В таком эксперименте исследователь на основании теоретических знаний об объективном мире и эмпирические данные создает идеальные объекты, соотносит их в определенной динамической модели, имитируя мнением движение и ситуации, возможные в реальном экспериментировании. При этом идеальные объекты и модели обнаруживают в "чистом" виде наиболее важные для исследователя существенные связи и отношения.

Существенно, что метод моделирования реальных педагогических процессов сочетает эмпирические и теоретические методы научного педагогического исследования. Он заключается в создании идеальной, с точки зрения научных данных, модели организации и условий функционирования любой части целостного педагогического процесса. Моделирование возможно в процессе изучения и экспериментирования отдельных педагогических форм, методов работы, их взаимосвязи. Его применяют и в организации крупномасштабных исследований. Разрабатывают и устраивают новые модели для экспериментирования учебного плана, типа учебного заведения, системы самоуправления, программы действия учебно-воспитательных комплексов, организации учебной или производительного труда, программы воспитания и режима для тех, кто учится или воспитывается.

Математические и статистические методы в педагогике

Математические и статистические методы в педагогике применяют для обработки данных, полученных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между исследуемыми явлениями. Эти методы помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, является регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов определяют средние величины полученных показателей: среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп); медиана - показатель середины ряда (например, при наличии 12 учеников в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все ученики распределены по рангу их оценок); степень рассеяния - дисперсия или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. Все чаще в педагогических исследованиях используют различные формы

математического анализа (факторного, регрессионного, корреляционного и т.д.). Для проведения этих расчетов используют соответствующие математические формулы, применяют справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью методов математической статистики, позволяют установить количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

В педагогической науке еще много невыявленных связей и зависимостей, дают простор для научных поисков молодых исследователей. Важнейшим условием успешного развития педагогики является сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, овладевая основными методами педагогического исследования, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять собственные педагогические находки и открытия.

На сегодня в педагогических исследованиях в основном применяют комплексные методики, требующие участия ученых разных специальностей: педагогов, философов, социологов, психологов, физиологов, медиков. Комплексность добавляет научно-педагогическим исследованием коллективный характер и обеспечивает возможность получения убедительных результатов. Опытно-экспериментальные исследования требуют широкого привлечения в исследовательский процесс передовых учителей и педагогов-Нова-торов. Поэтому такие исследования выполняют как индивидуально, так и коллективно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Эмпирические методы педагогического исследования

по дисциплине «Методология и методы научного исследования»

Казань-2016

ВВЕДЕНИЕ

2.2 Наблюдение

2.3 Беседа

2.4 Опрос

2.5 Социометрический метод

2.6 Метод тестирования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Методологические проблемы педагогики всегда относились к наиболее актуальным, острым вопросам развития педагогической мысли. Изучение педагогических явлений с позиций диалектики, т. е. науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, позволяет выявить их качественное своеобразие, связи с другими социальными явлениями и процессами. В соответствии с принципами этой теории обучение, воспитание и развитие будущих специалистов исследуются в тесной связи с конкретными условиями общественной жизни и профессиональной деятельности. Все педагогические явления изучаются в их постоянном изменении и развитии, выявлении противоречий и путей их разрешения.

Объект изучения в работе - педагогическое исследование. Предмет исследования - эмпирические методы педагогического исследования.

Цель работы - выявить сущность методов эмпирических исследований.

Задачи, решаемые в ходе работы:

Сформулировать понятие и значение педагогического исследования;

Сформулировать понятие и значение эмпирического исследования;

Рассмотреть варианты эмпирических исследований, охарактеризовать.

1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Поисковая деятельность педагога реализуется в виде исследований, образовательных проектов. Исследовательская деятельность педагога является стихийной, кратковременной (ситуативной) и обрывочной, в ней не отслеживаются результаты. Причин может быть обозначено много: отсутствие теоретической подготовки, отсутствие четких педагогических целей, педагогической позиции, отсутствие экспериментальных навыков и так далее. Однако именно исследовательская позиция педагога послужила основой зарождения инновационной волны в России. Качественный переход педагогических исследований на теоретический уровень осмысления создает основу для дальнейшего поддержания режима инновационности учебных заведений. "Таким образом, позиция педагога-исследователя возникает в данном варианте рассуждения как феномен инновационной школы и фактически становится обязательной для всех педагогов инновационных школ" (Т.М. Ковалева).

Не менее важной является проблема исследовательской деятельности учащихся. Если понимать под исследованием способ получения нового знания, то исследование - один из базовых видов образовательной деятельности, реализуемых в процессе обучения. Рассматривая организацию "учебного" исследования, можно отметить, что исследование противоречит классно-урочной форме обучения. Поэтому в классе возможно лишь обучение приемам и "рецептам" экспериментальной работы, собственно же исследование является индивидуальной формой деятельности. При этом, с точки зрения педагога - организатора ученического исследования, исследовательская деятельность не может рассматриваться только как способ получения информации. Имея чётко определенные этапы проведения, исследование формирует логическое мышление. При этом параллельно решается проблема освоения источников информации, ее анализа, выбора методов исследования, осмысления полученных результатов, их обработки и представления научному сообществу.

Уровень и направленность таких исследований могут быть различны.

Например: исследовательская деятельность педагога по организации образовательной среды; исследовательская деятельность педагога в области методических разработок; исследовательская деятельность педагога в области разработки авторских программ; исследовательская деятельность педагога, обращенная на технологизацию собственного профессионального опыта; организация исследовательской деятельности школьников; исследовательская деятельность педагогов-управленцев в области анализа, проектирования, развития образовательного учреждения; и так далее.

В связи с таким содержательным многообразием предложено выделить: исследование - как один из способов повышения квалификации педагога, формирование позиции педагога-исследователя.

2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирические методы играют особо важную роль в педагогических исследованиях, позволяя обеспечить непосредственно практическое познание участников педагогического процесса, точную регистрацию педагогических фактов и явлений для последующего теоретического анализа. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания научной теории. Ключевые слова: методы педагогического исследования, эмпирические методы исследования.

Как отмечает О. Ю. Ефремов, метод педагогического исследования представляет собой совокупность способов, приемов, операций практического и теоретического познания и изучения педагогических явлений и процессов, обладающих родством теоретической системы представлений и основного технологического приема, и подчиненных решению определенных задач. Несмотря на многообразие существующих классификаций, наиболее общим является деление методов исследования на теоретические и эмпирические. К теоретическим относят методы анализа и синтеза, абстрагирования и идеализации, моделирования и конкретизации теоретического знания.

Эмпирические методы исследования - приемы, процедуры и операции эмпирического познания и изучения явлений действительности, способы решения научно-исследовательских задач обеспечивают непосредственное восприятие (сбор) информации, накопление, классификацию и обобщение исходного материала по исследуемой проблеме . Эти методы используются на всех этапах научно-педагогической деятельности, они применяются как в концептуальных исследованиях, так и для решения частных задач.

К эмпирическим методам исследования относят:

1. метод изучение литературы и других источников;

2. наблюдение;

3. беседа;

4. опрос;

5. социометрический метод;

6. метод тестирования и другие.

Эти методы, являясь специальными, используются в комплексе со всеми другими методами психолого-педагогических исследований, представляют их составную часть . Рассмотрим каждый из методов подробнее

2.1 Метод изучения литературы и других источников

Изучение литературы, рукописей, документов, материалов, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения неясностей в разработке вопроса. Тщательное изучение литературы позволяет отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

Алгоритм работы с литературой:

Составление списка подлежащих изучению произведений (библиографии), включающего книги, журналы, статьи в сборниках и др. Библиографию по теме исследования лучше составлять, выписывая необходимые данные о каждом источнике: автор, название, место и год издания, издательство, количество страниц;

Определение способа обработки содержания: изучение с конспектированием; выборочное чтение, сопровождающееся выписками; общее ознакомление;

Результаты изучения литературы по каждому вопросу полезно оформить в виде тематических обзоров, рецензий, рефератов, в которых, изложив суть отдельных положений, нужно четко выявить основные точки зрения, вскрыть совпадающие, различающиеся в них точки зрения, обозначить мало разработанные, неясные и дискуссионные положения.

Важно подчеркнуть, что нового, оригинального вносит автор работы, высказать свое отношение к авторской позиции, к полученным исследователями выводам

2.2 Наблюдение

Наблюдение как метод сбора педагогической информации.

Одним из эмпирических методов педагогического исследования, которому уделяется большое внимание, является наблюдение. Этот метод предполагает целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксацию проявлений педагогических явлений и процессов.

Особенностями наблюдения как научного метода являются:

Направленностью к ясной, конкретной цели;

Планомерность и систематичность;

Объективность в восприятии изучаемого и его фиксации;

Сохранение естественного хода педагогических процессов.

Наблюдение может быть:

Целенаправленным и случайным;

Сплошным и выборочным;

Непосредственным и опосредованным;

Длительным и кратковременным; о

Открытым и скрытым «инкогнито»;

Констатирующим и оценивающим;

Сплошным и выборочным;

Неконтролируемым и контролируемым (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре);

Каузальным и экспериментальным;

Полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной ситуации).

Наблюдение как метод исследования предполагает выполнение исследователем следующих правил:

Четкое определение цели наблюдения;

Составление, в зависимости от цели, программы наблюдения;

Детальная фиксация данных наблюдения;

Как и любой метод, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки. К сильным сторонам следует отнести возможность изучения предмета в его целостности, естественном функционировании, живых многогранных связях и проявлениях. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Следовательно, результаты наблюдения должны быть обязательно подкреплены данными, полученными с помощью других методов психолого- педагогического исследования

2.3 Беседа

Беседа - один из основных методов педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.

Практика педагогических исследований выработала определенные правила применения метода беседы:

Беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;

Формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;

Подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы;

Избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника;

Вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;

Не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;

Выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживал доброжелательный настрой.

Методы опроса в структуре педагогического исследования. Методы опроса представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы. К этим методам прибегают в тех случаях, когда источником необходимой информации становятся люди - непосредственные участники изучаемых процессов и явлений. С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

Методы опроса в педагогических исследованиях применяются в следующих формах:

Анкетирования (письменного опроса),

Интервью (устного опроса),

Экспертного опроса.

Кратко охарактеризуем каждый из указанных методов.

Анкетирование - метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных педагогических явлений. Как и в беседе, в основе анкетирования лежит специальный вопросник - анкета. Исходя из того, что анкета - это разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, часто с вариантами ответов на них, разработка ее требует особого внимания, вдумчивости. Пример анкетирования приведен в приложении А.

Интервью - разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. В основе интервью лежит обычная беседа. Однако в отличие от нее роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования. Специфика интервью состоит в том, что исследователь определяет заблаговременно лишь тему предстоящего исследования и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в процессе общения лица, берущего интервью (интервьюера), с лицом, дающим его. От характера этого общения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации. Пример интервью представлен в приложении Б.

Одним из наиболее эффективных методов сбора информации в педагогическом исследовании является экспертный опрос, предполагающий получение данных с помощью знаний компетентных лиц. Под ними понимаются не обычные респонденты, а высококвалифицированные, опытные специалисты, которые дают заключение при рассмотрении какого-либо вопроса. Результаты опросов, основанные на суждении специалистов, называются экспертными оценками. Поэтому этот метод нередко называют методом экспертных оценок. Повышение достоверности результатов экспертного опроса достигается с помощью логических и статистических процедур, подбора специалистов, организации опроса, обработки полученных данных.

2.5 Социометрический метод

Социометрический метод (метод социометрии) позволяет выявить межличностные отношения в группе людей с помощью их предварительного опроса. Для составления социограмм принята определенная символика. Используя ее, на социограмме отражают результаты социометрического измерения, приведенные в матрице выбора. На ней стрелки указывают, кто кого выбирает. Если стрелка стоит в двух концах линии, то выбор взаимный. Иногда пунктиром на социограмме отображено и негативное отношение испытуемых друг к другу. При проведении социометрического опроса целесообразно обеспечить анонимность получения информации с целью повышения объективности исследования. Результаты исследования должны интерпретироваться осторожно.

Таким образом, социометрия позволяет в кратчайший срок вскрыть структуру межличностных отношений в группе, систему симпатий и антипатий, однако она не всегда позволяет достаточно надежно диагностировать содержательные характеристики общения, взаимоотношения. Пример социометрического метода представлен в приложении В.

2.6 Метод тестирования

Метод тестирования, то есть выполнения испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения. Этот метод позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствия определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.

Тест - это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности изучаемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношения к тем или иным объектам.

В результате тестирования обычно получают некоторую характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности.

Тесты по направленности делятся на тесты достижения, способностей и личности:

а) тесты достижений - в основном дидактические, определяющие уровень овладения учебным материалом, сформированность у обучающихся знаний, навыков и умений;

б) тесты способностей (позволяющие судить не только о результатах в усвоении определенного учебного материала, но и о предпосылках респондента к выполнению заданий данного типа, класса). Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются интеллектуальными. К ним относятся, например (тест Равена, тест Амтхауэра, субтесты Векслера и др.). Тест способностей представлен в приложении Г;

в) тесты личности, дающие возможность по реакции на задания теста судить об особенностях свойств личности - направленности, темпераменте, чертах характера. Проявления свойств личности вызываются посредством предъявления проективного материала (незаконченные предложения, изображения - стимулирующие у респондентов ассоциативные реакции).

Метод тестирования является наиболее спорным и одновременно широко распространенным при исследовании личности.

Таковы основные характеристики лишь некоторых, наиболее часто применяемых методов. Эти методы, являясь специальными, используются в комплексе со всеми другими методами педагогических исследований, представляют их составную часть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении следует сделать обобщающие выводы о методике и методах педагогического исследования: педагогическое исследование предназначено для получения информации по организации и эффективности педагогического процесса для последующей корректировки педагогического процесса с целью увеличения его эффективности; К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические данные о педагогических процессах, можно отнести те, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой. Из них были рассмотрены метод изучения литературы и других источников, наблюдение, беседа, опрос, социометрический метод, тестирование. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания педагогической теории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

исследование педагогический метод

1. Кузнецова, А. Я. Рефлексивность методологии современного образования / А. Я. Кузнецова // Педагогический вестник Казахстана. - 2005. - № 2. - С. 13-21

2. Гаррас Ж. Е. Обеспечение обоснованности и достоверности научно-педагогического знания посредством применения эмперических методов // Известия № 148, 2012.

3. Федотова Г. А. Методология и методика психолого- педагогических исследований: Учеб. Пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого / Авт.-сост. Г. А. Федотова: - Великий Новгород, -2006. - 112 с.

4. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: - 2005. - 208 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Закон и закономерность педагогического исследования, его уровни. Основные компоненты научного исследования. Методы изучения педагогического опыта. Сущность метода педагогического эксперимента и тестирования. Методика изучения коллективных явлений.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Компьютер как инструмент педагогического исследования. Конструирование логики педагогического исследования. Построение основной гипотезы исследования. Фиксация данных педагогического исследования. Автоматизация процесса анкетирования и тестирования.

    реферат , добавлен 10.12.2012

    Понятие педагогического исследования, общая классификация методов психолого-педагогических исследований. Характерные черты эмпирических и теоретических исследований. Пути внедрения результатов исследования, характерные ошибки при выборе методов.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Методологическая культура исследователя и ее признаки. Особенности науки о воспитании. Основные методологические принципы педагогического исследования. Научный закон и его классификация. Методы педагогического исследования и методика их проведения.

    реферат , добавлен 12.11.2014

    Предметы и объекты различных отраслей педагогики и психологии. Основные общенаучные принципы психолого-педагогического исследования и требования к процессу его проведения. Сущность, достоинства и недостатки методов наблюдения и экспертных оценок.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2014

    Обоснование совокупности методологических подходов и средств историко-педагогического исследования развития педагогического знания, образующих методологическую систему. Теоретико-методологическое обеспечение научных исследований по истории педагогики.

    Характеристика теоретических и математико-статических методов педагогического исследования. Виды, формы и методы контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Технология (этапы) формирования коллектива. Накопление фактов о педагогическом явлении.

    контрольная работа , добавлен 06.04.2014

    Понятие "обученность", особенности педагогического контроля обученности старшеклассников. Организация экспериментального исследования возможностей метода тестирования как средства педагогического контроля обученности старшеклассников, анализ результатов.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2010

    Изучение и обобщение передового педагогического опыта трудового обучения. Использование в исследовании трудовой и технологической подготовки школьников метода опроса. Осуществление исследования процесса трудового обучения школьников методом тестирования.

    учебное пособие , добавлен 20.02.2014

    Специфика психолого-педагогического развития дошкольников. Классификация методов, применяемых в детской психологии. Методические рекомендации исследования уровня развития ребенка в ДОУ, их педагогическое значение для учебно-воспитательной работы.

Методы педагогических исследований.

Методы педагогического исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.

Анализ - мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделœение отдельных признаков и качеств явления.

Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Всесторонний анализ признаков качеств позволяет глубже раскрыть их.

Синтез - мысленное соединœение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое.

Синтез - это смысловое соединœение. В случае если просто суммировать признаки явления, между ними не возникает логической системы, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.

Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании.

Абстрагирование - мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на базе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе процесс, противоположный абстрагированию).

Сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

Для того чтобы сравнить между собой определœенные явления, крайне важно выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, составной частью этого процесса всœегда будет анализ, так как во время установления различий в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение - это выявление определœенных соотношений между признаками, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.

Обобщение - выделœение в явлениях общих черт, ᴛ.ᴇ. подытоживание исследования.

При использовании метода сравнения устанавливаются общие признаки явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению.

Моделирование - это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделœей.

Индукция и дедукция - логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т.п.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

Наблюдение - метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств (целœенаправленное, систематическое изучение определœенного педагогического явления). Наблюдение наряду с самонаблюдением является основным исследовательским методом.

Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основными из них являются:

· целœенаправленность;

· аналитический характер.
Размещено на реф.рф
Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются;

· комплексность. Следует не выпускать из поля зрения ни одной значительной стороны наблюдаемого;

· систематичность. Необходимо не ограничиваться разовым ʼʼснимкомʼʼ наблюдаемого, а на базе более или менее продолжительных (пролонгированных) исследований выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определœенный период.

Виды наблюдений различаются по следующим признакам: по временной организации - непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени); по объёму - широкое (сплошное), когда фиксируются нес доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов; по способу получения сведений - непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). При прямом наблюдении исследователь регистрирует увиденные факты, при косвенном наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

Наблюдение должна быть также включенным и невклю-ченным (по типу связи наблюдателя и наблюдаемого). Включенное наблюдение предполагает, что исследователь сам является членом группы, поведение которой рассматривается. В случае если при этом он маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождаются серьезные этические проблемы. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта͵ он наблюдает за происходящим со стороны.

По условиям проведения наблюдения бывают полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

Существуют и другие виды наблюдения исходя из того, какой признак положен в основу исследования.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны. Достоинства наблюдения заключаются в том, что оно позволяет изучить предмет:

· в целостности;

· в естественном функционировании;

· в многогранных связях и проявлениях. Недостатки наблюдения состоят в том, что данный метод

· не позволяет:

· активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определœенные ситуации;

· наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц;

· охватить некоторые труднодоступные явления, процессы;

· избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя;

· делать точные замеры.

Беседа в качестве метода научного исследования дает возможность узнать мнение, отношение воспитателœей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения крайне важно й информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны.

Исследователь, проводящий беседу, должен уметь вызвать собеседника на откровенность, четко ставить вопросы, которые должны быть тактичными, при этом нецелœесообразна постановка вопросов ʼʼв лобʼʼ. Беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование.

При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определœенной последовательности. Ответы при этом можно открыто фиксировать.

Рассмотренные выше методы исследования при всœех их положительных сторонах обладают существенным недостатком: с их помощью ученый получает сравнительно ограниченное количество данных, причем эти данные не носят достаточно представительного характера, то есть относятся к небольшому числу обследуемых объектов. Между тем нередко возникает крайне важно сть провести массовое изучение тех или иных вопросов. В этих случаях используется анкетирование.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет). Применяются различные типы анкет:

· открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа͵ и закрытые, в которых крайне важно выбирать один из готовых ответов;

· полузакрытые (полуоткрытые), когда даются готовые ответы и можно добавлять собственные;

· именные, предлагающие указывать фамилию испытуемого, и анонимные - без указания автора ответов;

· полные и урезанные;

· пропедевтические и контрольные; и т.д.

Тестирование - метод педагогического исследования с использованием тестов.

Тест (от англ. test - проба, испытание, исследование) - стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тест выступает в качестве измерительного инструмента͵ в связи с этим он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Это ни в коей мере не случайно подобранный набор вопросов. Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Педагогический эксперимент - преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов.

Как и наблюдение, педагогический эксперимент считается базовым исследовательским методом. Но если при наблюдении испытатель пассивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.

Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, который проводится в искусственно созданных условиях.

Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. Он исключает то напряжение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют.

Учитывая зависимость отхарактера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты бывают констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента).

Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент - это активное формирование какой-либо установки.

К педагогическому эксперименту предъявляются определœенные требования. В первую очередь, он не должен допускать риска для здоровья участников эксперимента. Во-вторых, его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом.

Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом принято называть специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

По форме фиксации информации существуют следующие документы:

· письменные (содержат в основном буквенный текст); к ним относятся классные журналы, дневники, медицинские карты, тетради учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателœей, учебные планы, протоколы собраний, программы, контрольные работы и др.;

· статистические (информация в основном цифровая);

· иконографические (кино- и фотодокументы, картины);

· фонетические (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты);

· технические (чертежи, поделки, техническое творчество).

К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогических работников.

М.Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики.

Новаторство представляет собой собственные методические находки, новые наработки.

Методом педагогического исследования является шкалирование, ᴛ.ᴇ. превращение качественных факторов в количественные ряды.

Такое преобразование дает возможность, к примеру, качества личности изобразить в виде шкалы. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, принято называть рейтингом.

К методам научного исследования относится также метод обобщения независимых характеристик, предполагающий выявление и анализ мнений, полученных от различных людей, а также метод педагогического консилиума, ᴛ.ᴇ. обсуждение результатов изучения уровня воспитанности и обученности школьников и совместная выработка средств преодоления недостатков.

В последние годы всœе большее распространение получает социометрический метод, который позволяет установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе, по пому метод принято называть также методом структурного акал та коллектива.

Особое положение занимают математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала.

Математические и статистические приемы в педагогике используются для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Οʜᴎ дают возможность оценить результаты работы, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Каждый из них выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельной стороны педагогического процесса. Для всœестороннего изучения применяются методы исследования в совокупности.

Методы педагогических исследований. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы педагогических исследований." 2017, 2018.