Методы экспериментальной психосемантики метод субъективного шкалирования.

МЕТОДЫ ШКАЛИРОВАНИЯ (англ. methods of scaling) - методы субъективной количественной оценки (измерения) свойств разнообразных объектов (физических, эстетических, социальных, психических и др.).
Для измерения интенсивности ощущения классическая психофизика пользовалась законом Фехнера, который впервые установил количественное отношение между физической и субъективной величинами (т. н. основной психофизический закон). Согласно этому закону, воспринимаемая интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины стимула. Однако основной психофизический закон формулирует некоторую зависимость между величинами ощущения и раздражителя только для случаев, когда изучаются параметры объекта, относящиеся к характеристике интенсивности (вес, яркость и т. д.). Чаще встречаются сложные, многомерные объекты, признаки которых не имеют физических мер. Такие признаки многомерных объектов, а также явлений эстетического и социального характера оказываются вне сферы действия закона Фехнера, но м. б. количественно выражены с помощью методов современной психофизики (С. Стивенс, Л. Терстоун). Исследования многих авторов показали возможность новыми методами количественно характеризовать любые воспринимаемые, представляемые или мыслимые стимулы. К этим методам (которые в отличие от «непрямых» методов классической психофизики называются «прямыми») относятся: уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование (о последних 2 методах см. Измерения в психологии).
1. Метод прямой субъективной оценки величины стимула с использованием стандартного раздражителя и ряда переменных. Стандарт (модуль) обозначается некоторым удобным числом (1, 10 или 100). Задача испытуемого - обозначить числами переменные раздражители так, чтобы эти числа отражали величину отношений между стандартным и переменным.
2. Метод отбора из ряда раздражителей субъективно-половинного или удвоенного раздражителя по сравнению с некоторым исходным стандартным раздражителем, затем половинный или удвоенный по сравнению с только что подобранным раздражителем и т. д.
3. Метод равных интервалов. Этот метод применяется в том случае, когда к 2 данным раздражителям требуется найти 3-й, который должен находиться посередине между данными раздражителями, т. е. он субъективно должен настолько же отличаться от 1-го, насколько и от 2-го. Можно провести деление дальше: между одним из первоначально данных и найденным раздражителем найти промежуточный.
На основе этих методов разработаны субъективные шкалы для громкости, высоты, длительности звука, силы болевого раздражения, для веса, яркости, запаха, вкуса, температуры и т. д. Но эти же методы с некоторыми ухищрениями можно использовать для построения субъективных шкал, напр., для произведений живописи или литературы, сказочных персонажей, писателей, городов и т. п. См. также Кроссмодальное сравнение, Шкалирование многомерное, Шкалирование неметрическое.

Этот метод, заимствованный из классической психофизики: [см.: 51], является простым и прямым методом получения матрицы семантического сходства. Перед испытуемыми ставится задача оценить сходство значений с помощью некоторой градуальной шкалы. Например, в экспериментах Рубинштейна и Гуднау {см.: 339] это была пятизначная шкала, где 0 обозначал низшую степень сходства, а 4 – высшую; в экспериментах А. П. Клименко использовалась десятибалльная градуальная шкала [см.: 100]. Как полагает Миллер, прямой метод шкалирования дает наиболее точные результаты по сравнению с техникой косвенной оценки, но характеризуется значительной трудоемкостью [см.: 330]. Так, исследование семантических отношений и объектов требует для построения матрицы сходства п(п-1) /2 попарных сопоставлений.

В качестве примера использования метода субъективного шкалирования для семантического анализа прилагательных и: глаголов, но без последующей математической обработки данных и построения семантических пространств можно привести работы Мосиера и Клиффа . Примером использования метода субъективного шкалирования с последующей обработкой данных с помощью многомерного шкалирования может служить работа Рипса, Шобина, Смита , посвященная реконструкции семантического пространства названий птиц и животных. В этой работе испытуемых просили оценить по четырехбалльной шкале степень субъективного сходства 12 названий птиц, а также слова птица и животное. Среднегрупповая матрица расстояний (которая обратно пропорциональна матрице сходства объектов) подвергалась процедуре многомерного анализа. Суть ее состоит в следующем: исходя из матрицы субъективного сходства (расстояния между анализируемыми объектами), реконструируется такое геометрическое пространство минимально возможной размерности, в котором расстояния между координатными точками, соответствующими анализируемым объектам, подобны субъективным расстояниям матрицы сходства. Математически процедура многомерного шкалирования заключается в определении координатных проекций точек на некоторые координатные оси, исходя из известных расстояний между этими точками.

В рассматриваемом эксперименте было выделено двухмерное семантическое пространство, удовлетворительно описывающее исходные матрицы данных. На основе найденных нагрузок каждого слова по каждому из выделенных факторов-осей семантического пространства были реконструированы координаты


Рис. 3. Семантическое пространство названий птиц

этих слов в семантическом пространстве (рис. 3). Горизонтальную ось семантического пространства–Ф 1 –авторы интерпретировали как фактор «размер» (орел, гусь«=> малиновка, воробей, голубой попугайчик), а вертикальную – Ф 2 – как фактор «дикость» (орел, сойка, воробей, малиновка) в оппозиции домашним птицам (курица, утка, гусь). Построенное пространство является не только компактной формой описания и дифференциации анализируемой лексики, но и обладает статусом модельного представления вербальной семантической памяти, позволяющего предсказать некоторые закономерности ее функционирования. Согласно этой модели значения слов записываются в памяти как наборы их семантических характеристик, и чем ближе расположены слова в семантическом пространстве, тем более они близки по содержанию. Действительно, если использовать в качестве слова-стимула в ассоциативном эксперименте слово bird (птица), то более частотными ассоциациями будут слова малиновка, воробей, сойка и т. п., имеющие с этим словом меньшие расстояния в семантическом пространстве.

Многомерное шкалирование как процедура математической обработки данных наиболее типична для метода субъективного шкалирования. Но не исключено применение к матрице данных, полученных с помощью субъективного шкалирования, процедур факторного и кластерного анализа. Например, в нашем исследовании матрица сходства поступков строилась как субъективным шкалированием, так и приписыванием поступкам испытуемыми набора заданных мотивов, где мерой сходства поступков выступало сходство их мотивов [см.: 186]. Факторизация данных, полученных в группе взрослых испытуемых, выделила сходство факторных структур матриц, построенных обеими процедурами. Эти результаты свидетельствуют о том, что в основе субъективного сходства поступков лежит их мотивационный аспект.

Методически факторизация матриц сходства, построенных с помощью субъективного шкалирования, может осуществляться двумя способами: 1) когда нормированный коэффициент субъективного сходства рассматривается как приближение к коэффициенту корреляции; 2) когда на основе оценок субъективного сходства каждой пары объектов со всеми другими объектами вычисляется коэффициент корреляции этой пары объектов, который и рассматривается как мера их сходства. Эти допущения и позволяют перейти от матрицы субъективного сходства к матрице корреляции, которая подвергается факторному анализу.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Психосемантика сознания

На сайте сайт читайте: Петренко В.Ф. психосемантика сознания. – м., 1988...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

В зависимости от того, как конкретно осуществляются процедуры шкалирования, выделяют методы косвенного и прямого шкалирования.

Методология непрямого, косвенного шкалирования была разработана Г. Фехнером. В ее основе лежат методы определения порогов ощущений. Для того чтобы измерить какое-либо ощущение, необходимо выразить его в единицах порога. Определив величину стимула, ниже которого ощущение не возникает, мы определяем нулевую точку измерительной психофизической шкалы, обеспечивая таким образом возможность построения шкалы отношений.

Можно в качестве стартового пункта шкалы выбрать и другой стимул, лежащий выше величины порога, но в этом случае мы сможем получить лишь интервальную шкалу. Далее необходимо найти стимул, вызывающий ощущение едва заметного отличия от того нулевого ощущения, которое возникает при воздействии на орган чувств минимального стимула, задающего начало шкалы. Таким образом можно построить математическую функцию, описывающую зависимость ощущений от физических величин стимула. Задача оказывается проще, если принять во внимание закон Э. Вебера, показавшего, что приращение стимула AS, вызывающее ощущение едва заметного отличия, оказывается пропорционально величине самого стимула, т.е. AS = kS. Следует, однако, иметь в виду, что это соотношение справедливо не для всего континуума ощущений, а лишь для его средней части.

Основная проблема такой измерительной процедуры заключается, однако, в том, каким образом рассматривать соотношения между величинами едва заметных различий. Поскольку косвенная процедура шкалирования не предполагает каких-либо способов их сравнения, необходимо сделать произвольное допущение на этот счет. Так, Фехнер предположил, что эти величины не зависят от величины стимула. Это предположение получило название постулата о равенстве едва заметных различий. Введение этого постулата позволило установить характер психофизической зависимости с помощью логарифмической функции.

Другими примерами косвенного шкалирования являются уже упоминавшийся нами метод парных сравнений Тёрстоуна, основанный на сформулированном им законе сравнительных суждений, и аналогичный ему метод сравнительных категорий Торгерсона. Эти методы можно определить как психометрические, в отличие от психофизического метода Фехнера, так как они не требуют соотнесения ощущения с каким-либо физическим признаком шкалируемых объектов.

Наконец, отметим еще несколько методов непрямого шкалирования, получивших довольно широкое распространение в различных отраслях психологии. Это различные варианты метода балльных оценок, метод ранжирования и метод последовательных категорий. Эти методы можно также рассматривать и в качестве методов прямого шкалирования, если задача экспериментатора ограничена построением лишь слабой, порядковой шкалы. Построение интервальной шкалы на основе применения этих методов предполагает исследование частотного распределения оценок разных экспертов или множества повторных оценок одного и того же эксперта и дальнейший перевод полученных данных в значения вероятности. Затем производится трансформация вероятностей распределения в величины стандартного нормального распределения - 2-единицы. Подробнее эти методы будут рассмотрены нами в главе "Методы непрямого шкалирования".

Методами прямого шкалирования принято называть методы, которые в самой своей процедуре обеспечивают построение по меньшей мере интервальной шкалы. Это достигается за счет того, что количественные характеристики измеряемых качеств изначально заданы испытуемому, а сам испытуемый инструктируется так, чтобы провести именно количественное сопоставление объектов оценивания, а не качественное, как в методе балльных оценок, процедура которого весьма напоминает процедуру прямого оценивания.

Например, экспериментатор может попросить испытуемого оценить свои вкусовые ощущения следующим образом: хочу, чтобы вы сообщили мне, насколько сладким вам представляется этот образец, по сравнению со стандартом". Методы прямого шкалирования предполагают, что испытуемый действительно способен осуществить такую оценку. Поэтому никаких специальных процедур трансформации исходных данных, характерных для непрямых методов, данные методы не предполагают. Путь от сырых данных, предоставленных испытуемым, к самой шкале оказывается предельно простым и коротким.

Важным отличием методов прямого шкалирования от уже упомянутых методов балльных оценок, ранжирования, последовательных категорий или парных сравнений, также позволяющих построить интервальную шкалу, является тот факт, что равенство интервалов в случае использования процедур прямого шкалирования устанавливается непосредственно испытуемым в ходе оценивания заданных ему объектов, тогда как косвенные методы предполагают выделение эквивалентных интервалов только на основе анализа частотного распределения ответов испытуемых.

В зависимости от того, какую шкалу позволяют получить методы прямого шкалирования, они подразделяются на интервальные методы и методы величины.

Интервальные методы позволяют устанавливать равенство интервалов. Таким образом, с их помощью можно получить шкалу равных интервалов. Методы величины основаны на сравнении отношений и установлении их эквивалентности. Таким образом, они дают шкалу отношений.

В свою очередь, и те, и другие методы можно разделить на продуктивные и оценочные методы.

Продуктивные методы предполагают, что испытуемые совершают какие-то действия с оцениваемыми объектами. Например, экспериментатор может попросить испытуемого установить величину одного стимула так, чтобы она в два раза превышала величину другого стимула, используемого в качестве эталона. В случае оценочных методов все манипуляции со стимулами выполняет экспериментатор, а испытуемый лишь оценивает свои ощущения. Например, он может сообщить, что новый стимул в два раза больше (ярче, холоднее), чем эталонный, или в полтора раза бледнее, чем эталонный.

Итак, психологическое измерение предполагает выражение психологических особенностей в виде некоторой меры, которая представляет собой значение на шкале. В психологии имеется всего четыре вида шкал, отличающихся по количеству отношений, в которые могут вступать объекты, измеренные с помощью шкалы, и но количеству операций, которые можно производить с этими объектами. Процедуры построения шкал (процедуры шкалирования) предполагают определенный набор правил, в соответствии с которыми строится та или иная шкала. Знание особенностей шкал и правил их построения принципиапьно важно в психологическом исследовании, так как без этого невозможны ни оценка влияния психологических факторов, ни их изменение, ни соотношение друг с другом. Если же измерение проводится с нарушением этих правил, это приведет к искажениям в результатах исследования.

методы, обеспечивающие применение количественных показателей для оценки отношения испытуемых к определенным объектам, в качестве коих могут выступать процессы физические или социальные. Для проведения шкалирования субъективного существует ряд методов, характерных определенными правилами, по коим числовые оценки приписываются определенным качествам объектов. В рамках классической психофизики применяются: метод ошибки средней; метод изменений минимальных; метод раздражителей постоянных. К новым методам относятся:

1) прямые методы - такие как уравнивание интервалов, оценка числовая прямая, сравнение парное, ранжирование;

2) непрямые методы - например, фехнеровский метод шкалирования едва заметных различий (-> микрошкалирование).

МЕТОДЫ ШКАЛИРОВАНИЯ

англ. methods of scaling) - методы субъективной количественной оценки (измерения) свойств разнообразных объектов (физических, эстетических, социальных, психических и др.).

Для измерения интенсивности ощущения классическая психофизика пользовалась законом Фехнера, который впервые установил количественное отношение между физической и субъективной величинами (т. н. основной психофизический закон). Согласно этому закону, воспринимаемая интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины стимула. Однако основной психофизический закон формулирует некоторую зависимость между величинами ощущения и раздражителя только для случаев, когда изучаются параметры объекта, относящиеся к характеристике интенсивности (вес, яркость и т. д.). Чаще встречаются сложные, многомерные объекты, признаки которых не имеют физических мер. Такие признаки многомерных объектов, а также явлений эстетического и социального характера оказываются вне сферы действия закона Фехнера, но м. б. количественно выражены с помощью методов современной психофизики (С. Стивене, Л. Терстоун). Исследования многих авторов показали возможность новыми методами количественно характеризовать любые воспринимаемые, представляемые или мыслимые стимулы. К этим методам (которые в отличие от "непрямых" методов классической психофизики называются "прямыми") относятся: уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование (о последних 2 методах см. Измерения в психологии).

1. Метод прямой субъективной оценки величины стимула с использованием стандартного раздражителя и ряда переменных. Стандарт (модуль) обозначается некоторым удобным числом (1,10 или 100). Задача испытуемого - обозначить числами переменные раздражители так, чтобы эти числа отражали величину отношений между стандартным и переменным.

2. Метод отбора из ряда раздражителей субъективно-половинного или удвоенного раздражителя по сравнению с некоторым исходным стандартным раздражителем, затем половинный или удвоенный по сравнению с только что подобранным раздражителем и т. д.

3. Метод равных интервалов. Этот метод применяется в том случае, когда к 2 данным раздражителям требуется найти 3-й, который должен находиться посередине между данными раздражителями, т. е. он субъективно должен настолько же отличаться от 1-го, насколько и от 2-го. Можно провести деление дальше: между одним из первоначально данных и найденным раздражителем найти промежуточный.

На основе этих методов разработаны субъективные шкалы для громкости, высоты, длительности звука, силы болевого раздражения, для веса, яркости, запаха, вкуса, температуры и т. д. Но эти же методы с некоторыми ухищрениями можно использовать для построения субъективных шкал, напр., для произведений живописи или литературы, сказочных персонажей, писателей, городов и т. п. См. также Кроссмодальное сравнение, Шкалирование многомерное, Шкалирование неметрическое.

Методы шкалирования

Словообразование. Происходит от лат. scala - лестница.

Виды. Для осуществления процесса субъективного шкалирования существует ряд методов, характеризующихся определенными правилами, по которым числа приписываются тем или иным качествам объектов. В рамках классической психофизики применяются методы средней ошибки, минимальных измерений, постоянных раздражителей. К новым психологическим методам относятся, во-первых, прямые методы, такие как уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование, во-вторых, непрямые методы, например, фехнеровский метод шкалирования едва заметных различий.

ШКАЛИРОВАНИЯ, МЕТОДЫ

Просто, процедуры шкалирования. Хотя столетие исследований по конструированию психологических шкал дало десятки вариаций, наиболее распространенные процедуры можно распределить по трем общим классам. 1. Шкалирование интервалов. Субъектов просят оценить стимулы на основе интервалов или различий. В делении пополам субъект должен установить стимул так, чтобы он находился посередине между двумя другими стимулами; при категориальной оценке он должен распределить различные стимулы по малому числу категорий; в методе равно выглядящих интервалов стимулы должны распределяться по группам так, чтобы интервалы между ними были субъективно равными. 2. Шкалирование отношений. Субъект оценивает субъективный опыт, приписывая номера, либо прямо или косвенно, стимулам так, чтобы они отражали их величину, оцененную в ощущениях. При оценке величины каждому стимулу назначается номер, отражающий его пропорциональную интенсивность относительно некоторого стандарта; например, если стандарту присвоен номер "10", то стимулу, субъективно в два раза большему, присваивается "20", на половину меньшему – присваивается "5" и т.д. В методе продуцирования (эталона) субъекта просят произвести стимул, который соответствует некоторому пропорциональному значению стандарта, например, в два раза ярче, соответствующий одной трети по громкости и т.д.; эта процедура также называется методом приспособления. При взаимном сопоставлении модальностей величины получаются косвенным путем; например, громкость тона регулируется так, чтобы он звучал настолько же громко, насколько тяжелым ощущается данный вес. 3. Неметрическое шкалирование. Это процедуры для шкалирования психологических переменных, которые являются не-метрическими, то есть с которыми просто нельзя иметь дело в форме шкап интервалов. В эту группу попадают шкалы предпочтений, вкусов, суждений о ценностях и т.п. Типичная методика здесь состоит в том, что субъекту предъявляют пары стимулов и просят его оценить их в терминах желательности или предпочтения; например, выбрал бы субъект скорее бутерброд с сыром или бутерброд с ветчиной. Имеется несколько математически сложных процедур, с помощью которых эти упорядоченные суждения могут быть представлены в виде истинных шкал интервалов. См. многомерное шкалирование.

Методы шкалирования - количественное выражение признаков многомерных субъективных оценок в отношении объектов (физических, эстетических, социальных и др.).

Для измерения интенсивности ощущения классическая психофизика пользовалась законом Фсхнера, который выразил количественное отношение между физической и субъективной величинами. Согласно этому закону воспринимаемая интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины стимула. Однако основной психофизический закон формулирует некоторую зависимость между величинами ощущения и раздражителя только для случаев, когда изучаются параметры объекта, относящиеся к характеристике интенсивности (вес, яркость и т.д.). Чаще встречаются сложные объекты, которые имеют несколько признаков, напр. форму, качество и т.п. Такие признаки многомерных объектов, а также целый ряд объектов и явлений эстетического и социального характера, требующие оценки, оказываются вне сферы действия закона Фехнера, но могут быть количественно выражены с помощью методов современной психофизики (С. Стивене, Л. Терстон). Исследования многих авторов показали возможность новыми методами количественно характеризовать любые стимулы.

Всякое правило приписывания чисел определенным сторонам объектов, явлений или событий создает некоторую шкалу. Использование различных приемов в приписывании чисел некоторым свойствам воспринимаемых объектов ведет к получению различных шкал. Получаемые таким путем шкалы называются субъективными (или психологическими) в противоположность физическим шкалам для измерения определенных качеств объектов. Для субъективного шкалирования исследователями применялись как классические психофизические методы (метод средней ошибки, минимальных измерений, постоянных раздражителей), так и новые психологические методы, которые можно разделить на две группы. К первой группе относятся прямые методы : уравнивания интервалов, прямой числовой оценки, парного сравнения, ранжирования. Ко второй группе относятся непрямые методы : фехнеровский метод шкалирования, основанный на едва заметных различиях; шкалы, основанные на равной дисперсии и времени реакций.

Наиболее часто применяемые методы построения субъективных шкал:

  1. Метод прямой субъективной оценки величины стимула с использованием стандартного раздражителя и ряда переменных. Стандарт обозначается некоторым удобным числом (или 1, или 10, или 100). Задача испытуемого - обозначить числами переменные раздражители так, чтобы эти числа отражали величину отношений между стандартным и переменным.
  2. Метод отбора из ряда раздражителей субъективно-половинного или удвоенного раздражителя по сравнению с некоторым исходным стандартным раздражителем, затем половинный или удвоенный по сравнению с только что подобранным раздражителем и т.д.
  3. Метод равных интервалов . Этот метод применяется в том случае, когда к двум данным раздражителям требуется найти третий, который должен находиться посередине между данными раздражителями, т.е. должен столько же отличаться от первого, сколько и от третьего. Можно провести деление дальше: между одним из первоначально данных и найденным раздражителем найти промежуточный.

На основе этих методов разработаны субъективные шкалы для громкости, высоты, длительности звука, для силы болевого раздражения, для веса, яркости, запаха, вкуса, температуры и т.д.