Методы биологии. Биология как наука

Каталог заданий. Задания 1. Роль биологии в в практической деятельности людей

Какое био­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние может про­ве­сти женщина, изображённая на кар­ти­не Анри Ма­тис­са «Женщина перед аквариумом»?

1) определить фи­зи­че­ские свой­ства воды в аквариуме

2) сравнить со­став воды в ак­ва­ри­уме с водой в реке

3) определить ви­до­вой со­став оби­та­те­лей аквариума

4) описать форму аквариума

Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?

1) анатомия

2) эволюционное учение

3) генетика

4) экология

Кого счи­та­ют создателем кле­точ­ной теории иммунитета?

1) Ч. Дарвина

2) И. П. Павлова

3) Л. Пастера

4) И. И. Мечникова

Система наи­бо­лее общих зна­ний в определённой об­ла­сти науки - это

2) эксперимент

4) гипотеза

На рисунке изображён великий русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX в., известный тем, что создал

1) учение о доминанте

2) клеточную теорию

3) учение о биосфере

4) теорию возникновения человека

Сформулировать гипотезу - значит

1) собрать имеющиеся факты

2) выдвинуть предположение

3) подтвердить объективность полученных данных

4) провести эксперимент

Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?

1) физиология

2) гигиена

3) анатомия

4) медицина

Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию

1) эволюционного учения

2) клеточной теории

3) рефлекторной теории

4) генной теории

На рисунке изображён великий английский естествоиспытатель и биолог середины XIX в., известный тем, что создал

1) рефлекторную теорию

2) теорию эволюции

3) клеточную теорию

4) теорию иммунитета

Систематика - это наука, изучающая

1) функции организмов в природе

2) родственные связи организмов

3) образ жизни организмов

4) внешнее строение организмов

Законы наследования признаков организма установил

1) И. П. Павлов

2) И. И. Мечников

3) Г. Мендель

4) Ч. Дарвин

Какая наука изучает процесс фотосинтеза?

1) генетика

2) физиология

3) экология

4) систематика

На рисунке изображён великий французский естествоиспытатель и биолог конца XVIII - начала XIX в., известный тем, что создал первую научную

1) хромосомную теорию

2) теорию эволюции живого мира

3) клеточную теорию

4) теорию иммунитет

Факт существования сезонной линьки у животных был установлен

1) методом микрокопирования

2) методом наблюдения

3) экспериментальным методом

4) гибридологическим методом

Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

1) эксперимента

2) наблюдения

3) моделирования

4) анализа

Каким методом воспользовался И. П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

1) описание

2) наблюдение

3) эксперимент

4) моделирование

Выдающийся рус­ский физиолог, учёный-энциклопедист конца XIX в. И. М. Се­че­нов известен тем, что объяснил

1) ме­ха­низ­мы движения крови по ма­ло­му и боль­шо­му кругам кровообращения

2) при­ро­ду образования услов­ных и без­услов­ных рефлексов у че­ло­ве­ка и животных

3) ме­ха­низ­мы зрительного вос­при­я­тия сетчаткой глаза

4) при­ро­ду психических явлений, в ос­но­ве которых лежат фи­зио­ло­ги­че­ские процессы - рефлексы

Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом

1) измерения

2) описания

3) сравнения

4) эксперимента

Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1) сравнение двух микропрепаратов

2) измерение кровяного давления у пациента

3) формирование условного рефлекса на звонок

4) описание нового вида организмов

Закономерности передачи наследственных признаков изучает

1) генетика

2) антропология

3) экология

4) молекулярная биология

Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?

1) молекулярно-генетический

2) органоидно-клеточный

3) биогеоценотический

4) популяционно-видовой

Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется

1) агроном

2) зоотехник

3) селекционер

4) ветеринар

Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

1) палеонтология

2) генетика

3) эмбриология

4) систематика

Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?

1) экспериментальным

2) генеалогическим

3) наблюдения

4) гибридологическим

Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке?

1) молекулярно-генетический

2) органоидно-клеточный

3) организменный

4) биогеоценотический

Каким методом воспользуется учёный-ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?

1) абстрагирования

2) сравнения

3) моделирования

4) экспериментальным

Какой термин в переводе с греческого означает «знание о душе»?

1) анатомия

2) физиология

3) гигиена

4) психология

Какой уровень организации жизни отражён на гравюре И. Шишкина «Ручей в лесу»?

1) биогеоценотический

2) популяционно-видовой

3) биосферный

4) органоидно-клеточный

Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относят к группе методов

1) моделирования

2) измерения

3) наблюдения

4) экспериментальных

Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья человека?

1) анатомия

2) антропология

3) ветеринария

4) гигиена

Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется

1) цитолог

2) эмбриолог

4) селекционер

При разведении растений на приусадебном участке Вы, скорее всего, воспользуетесь знаниями, полученными из области

1) медицины

2) эволюционного учения

3) агротехники

4) молекулярной биологии

Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?

1) динамометр

2) спирометр

3) фонендоскоп

4) глюкометр

Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

1) биогеоценотический

2) популяционно-видовой

3) клеточный

4) биосферный

Применение ка­ко­го на­уч­но­го ме­то­да ил­лю­стри­ру­ет сюжет кар­ти­ны гол­ланд­ско­го ху­дож­ни­ка Я. Стена «Пульс», на­пи­сан­ной в се­ре­ди­не XVII в.?

1) моделирование

2) измерение

3) эксперимент

4) абстрагирование

Что из приведённого можно изу­чать с по­мо­щью па­ле­он­то­ло­ги­че­ских методов?

1) половое по­ве­де­ние земноводных

2) эволюцию млекопитающих

3) тонкую струк­ту­ру ор­га­но­и­дов клетки

4) зависимость ско­ро­сти ре­ак­ции от температуры

Что из приведённого можно изу­чать с по­мо­щью наблюдения?

1) зависимость ско­ро­сти ре­ак­ции от температуры

2) тонкую струк­ту­ру ор­га­но­и­дов клетки

3) половое по­ве­де­ние земноводных

4) эволюцию млекопитающих

Что из пе­ре­чис­лен­но­го изу­ча­ет наука «физиология»?

1) стро­е­ние кле­ток насекомых

2) си­сте­ма­ти­ку по­кры­то­се­мен­ных растений

3) про­цес­сы внут­ри­кле­точ­но­го ды­ха­ния рыб

4) стро­е­ние зад­них ко­неч­но­стей лягушек

Что из пе­ре­чис­лен­но­го изу­ча­ет наука «цитология»?

1) си­сте­ма­ти­ку хор­до­вых животных

2) стро­е­ние кле­ток растений

3) хи­ми­че­ские ре­ак­ции дыхания

4) мор­фо­ло­гию пе­ред­них ко­неч­но­стей животных

Какой метод Вы бы ис­поль­зо­ва­ли для изу­че­ния по­ве­де­ния пчёл?

1) микроскопия

2) гибридизация

3) вскрытие

4) наблюдение

Какой метод Вы бы ис­поль­зо­ва­ли для изу­че­ния стро­е­ния клет­ки растений?

1) гибридизация

2) вскрытие

3) микроскопия

4) эксперимент

Закономерности пе­ре­да­чи на­след­ствен­ных при­зна­ков изучает

1) генетика

2) систематика

3) антропология

4) биохимия

Это порт­рет члена Лон­дон­ско­го ко­ро­лев­ско­го общества, ко­то­рый пер­вым уви­дел и опи­сал микробов. Кто это?

1) Дж. Пристли

2) У. Гарвей

3) А. Везалий

4) А. Левенгук

1) палеонтология

2) этимология

3) физиология

4) генетик

Какая из пе­ре­чис­лен­ных наук не от­но­сит­ся к биологическим?

1) антропология

2) зоология

3) криптология

4) ботаника

Какая из пе­ре­чис­лен­ных ниже наук изу­ча­ет стро­е­ние кле­ток пе­че­ни человека?

1) ге­не­ти­ка

2) эм­брио­ло­гия

3) цитология

4) физиология

Какая из пе­ре­чис­лен­ных ниже наук изу­ча­ет стро­е­ние за­ро­ды­ша человека?

1) ци­то­ло­гия

2) ге­не­ти­ка

3) физиология

4) эмбриология

Каким ме­то­дом вос­поль­зо­вал­ся И.П. Павлов, чтобы уста­но­вить ре­флек­тор­ную при­ро­ду вы­де­ле­ния же­лу­доч­но­го сока?

1) наблюдение

2) моделирование

3) эксперимент

4) описание

На ри­сун­ке изображён фраг­мент эн­це­фа­ло­грам­мы человека. Рас­шиф­ро­вать её поз­во­лят зна­ния в области

1) анатомии

2) физиологии

3) генетики

4) гигиены

Какая наука изу­ча­ет стро­е­ние и рас­про­стра­не­ние древ­них папоротниковидных?

1) се­лек­ция

2) эко­ло­гия

3) физиология

4) палеонтология

Какая наука изу­ча­ет вза­и­мо­от­но­ше­ния живых ор­га­низ­мов и среды их обитания?

1) фе­но­ло­гия

2) фи­зио­ло­гия

3) систематика

4) экологи

Какой метод ис­сле­до­ва­ния при­ме­ня­ет девушка, изображённая на картинке?

1) экс­пе­ри­мент

2) на­блю­де­ние

3) сравнение

Каким ме­то­дом вос­поль­зу­ет­ся учёный-зоолог при уста­нов­ле­нии род­ства между озёрной ля­гуш­кой (1) и зелёной жабой (2)?

1) аб­стра­ги­ро­ва­ния

2) экс­пе­ри­мен­таль­ным

3) моделирования

1. В какой области биологии была разработана клеточная теория?

1) вирусологии 3) анатомии

2) цитологии 4) эмбриологии

2. Примером применения экспериментального метода исследования является

1) описание строения нового растительного организма

2) сравнение двух микропрепаратов с различными тканями

3) подсчёт пульса у человека до и после нагрузки

4) формулирование положения на основе полученных фактов

3. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение 3) измерение

2) описание 4) моделирование

4. Чтобы проверить научную гипотезу в области иммунологии, необходимо

1) создать теорию 3) провести эксперимент

2) построить модель 4) собрать научные факты

5. Что является объектом изучения в области гистологии?

1) экосистемы 3) миграции птиц

2) нуклеиновые кислоты 4) животные ткани

6. Какие уровни организации живой материи являются предметом изучения экологии? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) молекулярный 4) популяционно-видовой

2) клеточный 5) органо-тканевый

3) организменный 6) биогеоценотический

7. Для измерения мышечной силы у человека экспериментатору необходим

1) спирометр 3) электрокардиограф

2) тонометр 4) динамометр

8. Доказать родство изображённых организмов позволит метод

1) эксперимента 3) наблюдения

2) сравнения 4) моделирования

9. В какой области биологии сделал свои открытия И.И. Мечников?

1) анатомия 3) селекция

2) зоология 4) иммунология

10. Чем метод моделирования отличается от метода наблюдения?

1) его проводят квалифицированные учёные

3) изучается не сам объект, а его копия

4) он более продолжителен по времени

11. Чтобы доказать невозможность самозарождения, итальянский естествоиспытатель Ф. Реди должен был

1) изолировать мясо от комнатных мух 3) постоянно убирать с мяса появившихся личинок

2) рассмотреть кусочки мяса под микроскопом 4) держать мясо в тепле

12. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение 3) измерение

2) эксперимент 4) анализ

13. Основоположником науки систематики является

1) К. Линней 3) Ч. Дарвин

2) Ж. Б. Ламарк 4) Аристотель

14. Наиболее точно узнать, как влияют разные условия на прорастание семян разных растений, можно методом

1) наблюдения 3) описания

2) моделирования 4) эксперимента

15. На рисунке изображён фрагмент энцефалограммы человека. Расшифровать её позволят знания в области

1) гигиены 3) физиологии

2) генетики 4) анатомии

16. Обезьяна впервые, с помощью лежавшей на полу верёвки, достаёт чашку с пищей, подвешенную к потолку. Как называют такую форму поведения?

1) инстинкт 3) элементарная рассудочная деятельность

2) безусловный рефлекс 4) запечатление

17. На фотографии изображена камера Скиннера, в которой содержится крыса. Она, нажимая на определённые кнопки и рычажки, получает корм. Какой метод является ведущим в изучении поведения млекопитающего в таких условиях?

1) анализ 3) измерение

2) эксперимент 4) моделирование

18. В какой области биологии сделал свои открытия Л. Пастер?

1) анатомия 3) генетика

2) ботаника 4) иммунология

19. В какой области биологии были разработаны представления о наследственности?

1) генетики 3) микробиологии

2) вирусологии 4) физиологии

20. Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?

1) его осуществляют квалифицированные учёные

2) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3) он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях

4) он более продолжителен по времени проведения

21. В какой области биологии была разработана рефлекторная теория поведения?

1) цитология 3) физиология

2) анатомия 4) эмбриология

22. Каким методом воспользовались учёные Дж. Уотсон и Ф. Крик для построения трёхмерной структуры ДНК?

1) наблюдения 3) сравнительно-историческим

2) моделирования 4) экспериментальным

23. Данная фотография иллюстрирует метод

1) моделирования 3) обобщения

2) эксперимента 4) статистический

24. Специальность врача, специализирующегося на лечении болезней желудка и двенадцатиперстной кишки, –

1) отоларинголог 3) офтальмолог

2) гастроэнтеролог 4) эндокринолог

25. Какой метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки?

1) моделирования 3) сравнения

2) эксперимента 4) наблюдения

26. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение 3) измерение

2) описание 4) обобщение

26. Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю

2) опустите лист хлорофитума в раствор йода

3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.

4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки

5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

27. Активное применение учёными-биологами компьютера позволило широко внедрить в научную деятельность метод

1) наблюдения 3) эксперимента

2) измерения 4) моделирования

28. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение 3) измерение

2) экспериментальный 4) обобщение

29. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

1) систематика 3) генетика

2) палеонтология 4) эмбриология

30. Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) анатомия 4) молекулярная биология

2) биоценология 5) психология

3) физиология 6) эволюционное учение

31. Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относят к группе методов

1) измерения 3) экспериментальных

2) наблюдения 4) моделирования

32. Сформулировать гипотезу – значит

1) подтвердить объективность полученных данных

2) провести эксперимент

3) выдвинуть предположение

4) собрать имеющиеся факты

33. Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья человека?

1) ветеринария 3) гигиена

2) анатомия 4) антропология

34. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

1) эксперимента 3) анализа

2) моделирования 4) наблюдения

35. Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.

Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.

Изменение скорости размножения бактерий за определённое время

1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента?

2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой пробирке?

3) Чем можно объяснить полученные результаты?

36. Закономерности передачи наследственных признаков изучает

1) генетика 3) антропология

2) экология 4) молекулярная биология

37. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1) описание нового вида организмов

2) сравнение двух микропрепаратов

3) формирование условного рефлекса на звонок

4) измерение кровяного давления у пациента

38. Система наиболее общих знаний в определённой области науки – это

1) гипотеза 3) теория

2) эксперимент 4) факт

39. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×7, а линзы объектива ×40?

40. Какой уровень организации жизни отражён на гравюре И.Шишкина «Ручей в лесу»?

1) биосферный

2) органоидно-клеточный

3) биогеоценотический

4) популяционно-видовой

41. Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего.

В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) биоценоз 4) многоклеточный организм

2) популяция 5) биосфера

42. Каким методом воспользуется учёный-ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?

1) абстрагирования

2) экспериментальным

3) моделирования

4) сравнения

43. На рисунке изображён великий английский естествоиспытатель и биолог середины XIX в., известный тем, что создал

1) теорию эволюции

2) клеточную теорию

3) рефлекторную теорию

4) теорию иммунитета

44. Систематика – это наука, изучающая

1) внешнее строение организмов 3) образ жизни организмов

2) функции организмов в природе 4) родственные связи организмов

45. Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке?

1) молекулярно-генетический

2) органоидно-клеточный

3) организменный

4) биогеоценотический

46. Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?

1) глюкометр 3) спирометр

2) динамометр 4) фонендоскоп

47. Каким методом воспользовался И.П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

1) наблюдение 3) эксперимент

2) описание 4) моделирование

48. Марии необходимо сделать рисунки разных по форме клеток. Какой микроскоп ей лучше выбрать для такого исследования?

1) линза окуляра ×7, а линза объектива ×40

2) линза окуляра ×20, а линза объектива ×20

3) линза окуляра ×15, а линза объектива ×40

4) линза окуляра ×5, а линза объектива ×80

49. Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?

1) экология 3) эволюционное учение

2) анатомия 4) генетика

50. Выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист конца XIX в. И.М. Сеченов известен тем, что объяснил

1) механизмы зрительного восприятия сетчаткой глаза

2) природу образования условных и безусловных рефлексов у человека и животных

3) механизмы движения крови по малому и большому кругам кровообращения

4) природу психических явлений, в основе которых лежат физиологические процессы - рефлексы

51. Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом

1) эксперимента 3) описания

2) измерения 4) сравнения

52. На рисунке изображён великий французский естествоиспытатель и биолог конца XVIII –

начала XIX в., известный тем, что создал первую научную

Здравствуйте , уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу .

На этой странице моего блога находятся тестовые вопросы Открытого банка заданий ФИПИ ОГЭ по первому разделу биологии «Биология как наука. Методы биологии».

Чтобы проверить свой уровень подготовленности к экзамену, отвечайте на тесты самостоятельно, а потом свои ответы вы можете сверить с моими ответами , заказав их .

1.
В какой области биологии была разработана клеточная теория?
1) вирусологии
2) цитологии
3) анатомии
4) эмбриологии

Примером применения экспериментального метода исследования является
1) описание строения нового растительного организма
2) сравнение двух микропрепаратов с различными тканями
3) подсчёт пульса у человека до и после нагрузки
4) формулирование положения на основе полученных фактов

Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?
1) наблюдение
2) описание
3) измерение
4) моделирование

Чтобы проверить научную гипотезу в области иммунологии, необходимо
1) создать теорию
2) построить модель
3) провести эксперимент
4) собрать научные факты

Что является объектом изучения в области гистологии?
1) экосистемы
2) нуклеиновые кислоты
3) миграции птиц
4) животные ткани

Какие уровни организации живой материи являются предметом изучения экологии? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) молекулярный
2) клеточный
3) организменный
4) популяционно-видовой
5) органо-тканевый
6) биогеоценотический

Для измерения мышечной силы у человека экспериментатору необходим
1) спирометр
2) тонометр
3) электрокардиограф
4) динамометр

1) молекулярно-генетический
2) органоидно-клеточный
3) организменный
4) биогеоценотический

Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?
1) глюкометр
2) динамометр
3) спирометр
4) фонендоскоп

Каким методом воспользовался И.П. Павлов, чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?
1) наблюдение
2) описание
3) эксперимент
4) моделирование

Марии необходимо сделать рисунки разных по форме клеток. Какой микроскоп ей лучше выбрать для такого исследования?
1) линза окуляра ×7, а линза объектива ×40
2) линза окуляра ×20, а линза объектива ×20
3) линза окуляра ×15, а линза объектива ×40
4) линза окуляра ×5, а линза объектива ×80

Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?
1) экология
2) анатомия
3) эволюционное учение
4) генетика

Выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист конца XIX в. И.М. Сеченов известен тем, что объяснил
1) механизмы зрительного восприятия сетчаткой глаза
2) природу образования условных и безусловных рефлексов у человека и животных
3) механизмы движения крови по малому и большому кругам кровообращения
4) природу психических явлений, в основе которых лежат физиологические процессы – рефлексы

Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом
1) эксперимента
2) измерения
3) описания
4) сравнения

На рисунке изображён великий русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX в., известный тем, что создал

1) клеточную теорию
2) теорию возникновения человека
3) учение о биосфере
4) учение о доминанте

Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется
1) ветеринар
2) зоотехник
3) агроном
4) селекционер

Николаю необходимо изучить строение растительной клетки. Для успешного выполнения исследования ему необходим микроскоп с увеличением, равным ×200. У него есть объектив, дающий увеличение в 20 раз (×20). Какое увеличение окуляра ему необходимо?
1) ×4000
2) ×220
3) ×180
4) ×10

Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки
2) слежение за миграцией косяка трески
3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок
4) лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья
5) описание внешних признаков бобовых растений
6) выработка условного пищевого рефлекса

Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?

1) определить физические свойства воды в аквариуме
2) определить видовой состав обитателей аквариума
3) описать форму аквариума
4) сравнить состав воды в аквариуме с водой в реке

Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?
1) гигиена
2) физиология
3) анатомия
4) медицина

В какой области биологии сделал свои открытия Т. Шванн?
1) цитологии
2) анатомии
3) психологии
4) генетики

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) предметное и покровное стёкла протрите салфеткой
2) осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом
3) пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло
4) положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода
5) рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз (объектив – ×8, окуляр – ×7)
6) пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по прорастанию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов
2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой
3) смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной
4) через сутки обследуйте семена, изменения заносите в дневник наблюдений
5) возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу
6) поставьте тарелку в тёплое место

На рисунке изображён выдающийся российский учёный, лауреат Нобелевской премии в области медицины за 1908 г., известный тем, что создал

1) учение о пристеночном пищеварении
2) учение об условных рефлексах
3) теорию эволюции
4) учение о клеточном иммунитете

Какая наука изучает условия сохранения здоровья человека?
1) анатомия
2) физиология
3) гигиена
4) генетика

В какой области биологии сделал свои открытия Г. Мендель?
1) цитология
2) ботаника
3) генетика
4) медицина

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата листа элодеи и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) с помощью пипетки капните на предметное стекло каплю воды
2) препаровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным стеклом

4) отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды
5) рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении в 300 раз (объектив – ×20, окуляр – ×15)

На рисунке изображён выдающийся российский учёный, получивший Нобелевскую премию за описание процессов нервной регуляции пищеварения, который известен тем, что создал современную

1) анатомию
2) физиологию
3) генетику
4) цитологию

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.*

1) для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой крышкой
2) поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли
3) спустя 2–3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку горящую лучинку (длинная тонкая палочка)
4) плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое, тёмное место на 2–3 дня
5) прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение 5–6 дней
6) добавьте в банку немного воды

* Очень плохой тест, некорректный, так как после 5) правильными ответами могут быть 2) или 6). Если ссылаться на инструкцию в учебнике Пасечника, то после ответа 5) следует ответ 2).

В какой области биологии сделал свои открытия В.И. Вернадский?
1) анатомия
2) ботаника
3) генетика
4) экология

Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?
1) физиология
2) гистология
3) эмбриология
4) цитология

Н.И.Пирогов известен в науке тем, что
1) впервые применил наркоз в хирургии
2) создал учение об иммунитете
3) доказал невозможность самозарождения
4) создал учение о биосфере

Выявить необходимость углекислого газа для образования крахмала в листьях можно с помощью
1) эксперимента по фотосинтезу
2) наблюдения за развитием растения
3) сравнения растений разных природных зон
4) измерения органов растений

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.
2) ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп
3) в момент исчезновения пульса тонометр указывает минимальное (диастолическое) давление
4) плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её
5) в момент появления пульсовых ударов показатель тонометра соответствует максимальному (систолическому) давлению
6) приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями тонометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе

В какой области биологии сделал свои открытия И.М. Сеченов?
1) анатомии
2) ботаники
3) физиологии
4) зоологии

Чтобы проверить научную гипотезу в физиологии человека, необходимо
1) создать теорию
2) построить модель
3) провести эксперимент
4) провести наблюдение






Какой метод исследования применяет девушка, изображённая на картинке?

1) эксперимент
2) наблюдение
3) сравнение
4) анализ

Кто из учёных впервые обнаружил клетки в срезе пробки и впервые употребил термин «клетка»?
1) Р. Гук
2) И.П. Павлов
3) Г. Мендель
4) Н.И. Вавилов

Какой учёный выделил три формы борьбы за существование?
1) Аристотель
2) К. Линней
3) Ж.Б. Ламарк
4) Ч. Дарвин


1) цитологии
2) анатомии
3) психологии
4) медицины

Наиболее точный метод, с помощью которого можно узнать, как влияют разные условия на рост растений, – это метод
1) наблюдения
2) моделирования
3) описания
4) экспериментальный

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата мякоти плода томата. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите его в каплю воды на предметное стекло
2) рассмотрите препарат с помощью лупы
3) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла
4) разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и накройте её покровным стеклом
5) пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло

И.П. Павлов внёс огромный вклад в развитие науки
1) анатомии
2) физиологии
3) генетики
4) экологии

В какой области биологии сделал свои открытия К. Линней?
1) цитологии
2) систематики
3) генетики
4) вирусологии

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по изучению действия ферментов слюны на крахмал. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) в две пробирки добавьте по 1 мл слюны, а в третью – столько же воды
2) пометьте пробирки и налейте в каждую по 2–3 мл клейстера
3) сделайте вывод
4) через 10 мин. во все пробирки добавьте по две капли йодного раствора
5) возьмите три чистые пробирки
6) первую пробирку поместите на лёд, а вторую и третью – в тёплую воду

На рисунке изображён выдающийся английский врач, анатом, физиолог, эмбриолог первой половины XVII в., известный тем, что

1) создал учение о кровообращении
2) открыл явление фотосинтеза
3) создал учение о естественном отборе
4) открыл законы наследственности

В какой области биологии сделал свои открытия К.А. Тимирязев?
1) цитологии
2) ботаники
3) психологии
4) медицины

Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчёта пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.
2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки
3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья
4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс
5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии
6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца

В какой области биологии сделал свои открытия Л. Пастер?
1) цитологии
2) ботаники
3) психологии
4) микробиологии

В какой области биологии сделал свои открытия Ч. Дарвин?
1) цитологии
2) молекулярной биологии
3) генетики
4) эволюционного учения

Шведский учёный К.Линней создал
1) теорию эволюции
2) классификацию растений
3) теорию возникновения жизни на Земле
4) клеточную теорию

Опять очень «корявый» тест. К. Линней описал 10 тыс. растений и 4,5 тыс. животных. Он создатель систематики органического мира (и растений, и животных). Впервые поместил человека в один отряд с обезьянами

Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?
1) физиология
2) систематика
3) экология
4) селекция

Выберите пару животных, в экспериментах с которыми были сделаны основные открытия в области физиологии животных и человека.
1) лошадь и корова
2) пчела и бабочка
3) собака и лягушка
4) ящерица и голубь


1) И.И.Мечникова
2) Л.Пастера
3) Ч.Дарвина
4) И.П.Павлова

Учёный-селекционер хочет выяснить влияние величины освещённости на скорость фотосинтеза у нового сорта пшеницы. Для этого в первую очередь он должен
1) поставить эксперимент
2) провести наблюдения
3) прочитать статью о фотосинтезе
4) сравнить данные из разных литературных источников

Какой научный метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки?
1) синтеза
2) сравнения
3) наблюдения
4) анализа

Как называется наука о наследственности и изменчивости?
1) эмбриология
2) цитология
3) физиология
4) генетика

Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки, – это
1) закон
2) научный факт
3) теория
4) гипотеза

На рисунке изображён фрагмент электрокардиограммы человека. Знания в области какой биологической науки позволят её расшифровать?

1) гигиена
2) генетика
3) физиология
4) анатомия

Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке?

1) молекулярно-генетический
2) органоидно-клеточный
3) организменный
4) биогеоценотический

Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×7, а линзы объектива ×40?
1) ×740
2) ×280
3) ×47
4) ×33

Как формулируется одно из положений клеточной теории?
1) клетки организма выполняют сходные функции
2) клетки организмов отличаются друг от друга размерами
3) клетки разных организмов сходны по своему строению
4) клетки одноклеточных и многоклеточных организмов имеют разный состав химических элементов

Наука, занимающаяся классификацией организмов на основе их родства, – это
1) физиология
2) анатомия
3) систематика
4) зоология

В естественно научном познании природы эксперимент в первую очередь позволяет
1) проверить гипотезу
2) зафиксировать факт
3) сформулировать закон
4) описать явление

Предположим, что у Вас в руках есть справочник по физиологии. Какую информацию из нижеприведённой Вы сможете в нём найти?
1) в пасти у тигра есть мощные клыки, резцы и коренные зубы
2) цветковых растений, известных на сегодня, около 250 тысяч видов
3) цвет оперения кур и яичной скорлупы породы леггорнов чаще всего белый.
4) нормальная частота пульса у человека – 60–80 ударов в минуту

Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?

1) молекулярно-генетический
2) органоидно-клеточный
3) биогеоценотический
4) популяционно-видовой

Как называют объект, отмеченный буквой А?

1) предметное стекло
2) покровное стекло
3) оптическое стекло
4) матовое стекло

Клеточная теория имеет важнейшее значение для понимания
1) процессов дыхания и питания
2) круговорота веществ в биосфере
3) приспособленности организмов к среде обитания
4) общих принципов построения тел живой природы

Суть клеточной теории отражена в следующем положении:
1) вирусы – наименьшие клеточные организмы, обитающие на Земле
2) клетки всех организмов выполняют схожие функции
3) все клетки имеют ядро
4) многоклеточные организмы развиваются из одной исходной клетки

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фик­сированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зарисуйте микропрепарат крови человека, сделайте обозначения
2) зажмите препарат крови человека лапками-держателями
3) положите микропрепарат крови на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткого изображения крови человека
6) поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего стол

Какое открытие было сделано в биологии благодаря применению метода наблюдения?
1) установление условно-рефлекторного выделения пищеварительных соков
2) создание вакцины против полиомиелита
3) открытие клеточного ядра у растений и животных
4) создание нового сорта пшеницы

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фик­си­ро­ванным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе за­пи­шите соответствующую последовательность цифр.



3) положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на пред­метный столик


На какой фотографии изображён один из создателей клеточной теории?

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Николаю дали задание изучить сходства и различия человека и приматов. Каким методом он воспользуется в первую очередь, чтобы выполнить такое задание?
1) описания
2) моделирования
3) сравнения
4) измерения

Что позволяет эксперимент в биологии?
1) наблюдать явление
2) проверить гипотезу
3) проверить наблюдение
4) описать явление

Роль клеточной теории в биологической науке заключается в
1) том, что учёные стали активно использовать микроскоп в своих ис­следо­ваниях
2) выяснении механизмов деления клеток
3) обобщении знаний о единстве строения организмов
4) открытии самой клетки

Изучите график, отражающий процесс роста и развития насекомого. Определите длину насекомого на 30-й день его развития.
1) 3,4
2) 2,8
3) 2,5
4) 2,0

Изучите график, отражающий процесс роста и развития насекомого. В какой день длина насекомого составит 3,5 см?
1) 38
2) 39
3) 40
4) 42

Оптимальный способ изучения растительной клетки -
1) наблюдение
2) микроскопия
3) замораживание-скалывание
4) окрашивание

В инструкции к лабораторной работе перепутан порядок действий. Восстановите последовательность хода работы и запишите правильный порядок пунктов.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Как работать с микроскопом
Цель: изучить приёмы работы с микроскопом.
Оборудование: а) микроскоп, б) салфетки, в) готовый микропрепарат, г) тетрадь, д) учебник.

Ход работы

1) Открыть диафрагму.
2) Определить увеличение окуляра и объектива микроскопа.
3) Установить микроскоп в удобное положение перед собой на рас­сто­яние ширины ладони от края парты.
4) Вращая макровинт, установить тубус в таком положении, чтобы расстояние от линзы до предметного столика было не более 1 см.
5) Чистой салфеткой протереть все линзы, микроскоп убрать в спе­ци­аль­ный футляр.
6) Поместить препарат на предметный столик микроскопа и, глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние не станет 4-5 мм.
7) Медленно поворачивая микровинт, добиться резкого изображения объекта
8) Глядя в окуляр, поворачивать зеркало, чтобы добиться равномерного максимального освещения поля зрения.

Название «клетка» придумал
1) Аристотель
2) Левенгук
3) Дарвин
4) Гук

Объекты изучения какой из приведённых наук находятся на доклеточном уровне организации живого?
1) анатомия
2) экология
3) молекулярная биология
4) эмбриология

Согласно теории Шванна и Шлейдена, элементарной единицей живого является
1) клетка
2) молекула ДНК
3) ткань
4) организм

Объекты изучения какой из приведённых наук находятся на надорганизменном уровне организации живого?
1) молекулярная биология
2) экология
3) эмбриология
4) анатомия

К частным биологическим методам исследования относится метод
1) экспериментальный
2) наблюдения
3) генеалогический
4) моделирования

На какой фотографии изображён один из создателей рефлекторной теории?

1) М. Шлейден
2) Ч. Дарвин
3) Г. Мендель
4) И. Павлов

На какой фотографии изображён один из создателей эволюционного учения?

1) Т. Шванн
2) Ч. Дарвин
3) Г. Мендель
4) И. Павлов

Что из перечисленного изучает наука «физиология»?
1) строение клеток насекомых
2) систематику покрытосеменных растений
3) процессы внутриклеточного дыхания рыб
4) строение задних конечностей лягушек

Что из перечисленного изучает наука «цитология»?
1) систематику хордовых животных
2) строение клеток растений
3) химические реакции дыхания
4) морфологию передних конечностей животных

Укажите грамотно записанное название вида (по Линнею).
1) жёлтый одуванчик
2) одуванчик лекарственный
3) сорняк одуванчик
4) одуванчик

Самой крупной из перечисленных систематической категорией является
1) род
2) вид
3) тип
4) царство

В каком из вариантов правильно указана иерархия систематических групп растений
1) класс – отдел – порядок – семейство – род – вид
2) отдел – класс – порядок – семейство – род – вид
3) класс – отдел – порядок – вид – семейство – род
4) класс – отдел – порядок – род – вид – семейство

Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод
1) наблюдения
2) хроматографии
3) центрифугирования
4) выпаривания

При изучении наследственных болезней человека используется
1) микроскопический метод
2) экспериментальный метод
3) генеалогический метод
4) моделирование

Что из перечисленного ниже может стать объектом изучения учёного-зоолога?
1) жизненный цикл гриба подосиновика
2) строение передней конечности ящерицы
3) жизненный цикл вируса табачной мозаики
4) строение мужской шишки сосны

Кого из перечисленных учёных считают создателем эволюционного учения?
1) И. Мечникова
2) Л. Пастера
3) Ч. Дарвина
4) К. Линнея

Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×6, а линзы объектива ×40?
1) ×240
2) ×46
3) ×34
4) ×640

Международная «Красная книга» – это
1) сборник научных трудов о наиболее важных для человека видах организмов
2) документ, содержащий сведения об охраняемых государствами видах организмов
3) энциклопедия наиболее часто встречающихся видов организмов, населяющих разные страны
4) международный закон об охране редких и исчезающих видов организмов

Что из перечисленного является заслугой К. Линнея?
1) создание клеточной теории
2) разработка эволюционной теории
3) открытие наследственной изменчивости
4) развитие систематики

Синонимом понятия «ядерный организм» является термин
1) одноклеточный
2) эукариот
3) прокариот
4) простейший

Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют
1) воспроизведением
2) обменом веществ
3) саморегуляцией
4) раздражимостью

Что может стать предметом изучения учёного-ботаника?
1) строение передней конечности ящерицы
2) систематика беспозвоночных животных
3) строение венчика цветка гороха
4) жизненный цикл гриба подосиновика

В какой области биологии сделал свои открытия М. Шлейден?
1) анатомия
2) генетика
3) цитология
4) психология

Для установления тонкого строения митохондрий и аппарата Гольджи Вы выберете
1) простую лупу
2) световой микроскоп
3) электронный микроскоп
4) сканирующий микроскоп

1) с 1-го по 3-й час
2) с 3-го по 7-й час
3) с 7-го по 12-й час
4) с 12-го по 16-й час

При изучении строения тканей растения используется
1) микроскопический метод
2) экспериментальный метод
3) генеалогический метод
4) моделирование

В первую очередь эксперимент в биологии позволяет
1) наблюдать явление
2) проверить гипотезу
3) оценить факт
4) провести классификацию

Какое увеличение даёт линза объектива, если увеличение микроскопа составляет ×280, а увеличение линзы окуляра ×7?
1) ×10
2) ×20
3) ×30
4) ×40

Известно, что Луи Пастер – микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации.Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) В своих экспериментах учёный доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.
2) Изучая физические свойства винной кислоты, обнаружил, что она обладает оптической активностью.
3) Разработал метод предохранительных прививок.
4) Открыл мельчайшие организмы – анаэробы, которые могут жить без кислорода.
5) Учёный был награждён орденами почти всех стран мира.
6) Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 минут или при температуре 70–80 °C в течение 30 мин.

Известно, что Иван Сеченов – выдающийся русский физиолог, эволюционист, предложивший систему исследования сложных форм поведения человека. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.

1) Работал в химической лаборатории Д.И. Менделеева и читал лекции в клубе художников.
2) Вместе с женой впервые перевёл на русский язык сочинение Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».
3) Родился учёный в 1829 году.
4) В лаборатории К. Бернара экспериментально проверил гипотезу о влиянии центров головного мозга на двигательную активность.
5) Автор статьи «О поглощении СО2 растворами солей и сильными кислотами».
6) Углублённо изучал различные направления философии и психологии.

Известно, что Карл Линней – выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.

1) К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.
2) У себя на родине учёного ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.
3) В своих работах учёный писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».
4) К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.
5) Учёным было описано около полутора тысяч новых видов растений.
6) К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции – в деревне Росхульт в провинции Смоланд.

Известно, что Иван Павлов – один из авторитетнейших мировых учёных, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.

1) Иван Павлов читал много художественной и научной литературы.
2) В 1883 году учёный защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
3) Создал общепризнанное учение о двух сигнальных системах.
4) Разработал методику опытов с мнимым кормлением.
5) Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви.
6) Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года.

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови лягушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зарисуйте микропрепарат крови, сделайте обозначения
2) зажмите препарат крови лапками-держателями
3) положите микропрепарат крови на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату крови, пока не увидите чёткое изображение крови лягушки

Установите хронологическую последовательность появления научных теорий и открытий в биологии. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) эволюционное учение Ч. Дарвина
2) клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена
3) установление структуры молекулы ДНК Дж.Уотсоном и Ф. Криком
4) теория условных рефлексов И.П. Павлова

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зарисуйте микропрепарат крови человека, сделайте обозначения
2) зажмите препарат крови человека лапками-держателями
3) положите микропрепарат крови на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткого изображения крови челека
6) поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего стола

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба
2) глядя в окуляр микроскопа, настройте свет
3) положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик
4) зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения
5) зажмите препарат лапками-держателями
6) максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте

РАЗВИТИЕ ИММУНОЛОГИИ
История иммунологии – науки об иммунитете – началась в Англии в 1796 г. В то время было известно, что человек, единожды переболевший и оставшийся в живых, больше оспой не заболевает, а также то, что коровы тоже подвержены похожей болезни.
Сельский врач заметил, что доярки, как правило, не болели тяжёлым инфекционным заболеванием – натуральной оспой, главным признаком которой являлись пузырьки на коже, заполненные бесцветной жидкостью. Врач понял, что коровья оспа – лёгкая форма натуральной. У больных коров на вымени также появлялись пузырьки с жидкостью. Они лопались во время дойки, так как доярки интенсивно массировали вымя. При этом жидкость из пузырьков попадала в трещины кожи на ладонях доярок. Женщины заболевали, но болезнь протекала у них в лёгкой форме. Э. Дженнер понял, что жидкость, выделявшаяся из оспенных пузырьков коровы, обладает лечебными свойствами и может быть использована в качестве вакцины.
Открытие Дженнера основывалось не на знании причин возникновения оспы, а на наблюдательности. Лишь столетием позже было выяснено, что инфекционные заболевания вызывают болезнетворные микроорганизмы, которых исследователи научились выделять. В 1879 г. Л. Пастер, изучая куриную холеру, обнаружил, что после введения ослабленных бактерий куры не гибли, а, наоборот, становились совершенно невосприимчивыми к этой болезни. Открытие привело Л. Пастера к разработке методов предупредительных прививок и созданию вакцин. Учёный получил вакцины против сибирской язвы, бешенства и других инфекционных болезней.

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?
Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят: предметы – из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.
Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.
Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности.
И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы.
Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм».
Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы – это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.

«ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ»
В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.
Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нём забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели – прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.
Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка, был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой – 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.


1) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.?
2) Каковы результаты эксперимента, проведённого в XIX в.?
3) Каковы истинные причины смерти подростка в замке герцога?

Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.
1) Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.?
2) Объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка?

***************************************************************************************

Мои ответы репетитора по биологии на эти 250 вопросов Открытого банка заданий ФИПИ ОГЭ раздела «Биология как наука. Методы биологии» вы можете

1) На какой стадии развития кузнечика появляются крылья?

2) Кто из кузнечиков издаёт «стрекотанье» и какие «инструменты» они для этого используют?

3) К какому отряду относится кузнечик и сколько у него пар конечностей?


КУЗНЕЧИК ПЕВЧИЙ

Кузнечик певчий – наиболее типичный представитель семейства Длинноусые, отряда Прямокрылые. У этих насекомых удлинённое тело, характерные прямые крылья и сильные, длиннее остальных, задние ноги. Благодаря таким ногам они прекрасно прыгают.

У кузнечика развитие происходит с неполным превращением, и насекомое постепенно с рядом линек приближается к взрослой форме, зачатки крыльев увеличиваются, и при последней линьке кузнечик становится крылатым. Стрекотанье кузнечиков мы начинаем слышать лишь в июле, когда они становятся взрослыми, так как звуковой аппарат помещается у них на крыльях.

Чаще всего заметить кузнечика очень сложно, поскольку окраска тела обеспечивает ему надёжную маскировку. Они ловко маскируются: зелёный – в зелёной траве; бурый – ближе к обочинам дорог. Помочь делу может отчасти способность кузнечика производить известное стрекотанье. Прислушиваясь к нему и понемногу осторожно подвигаясь к источнику звуков, можно обнаружить сидящего где-нибудь самца кузнечика.

Обычно «песни» кузнечиков лучше всего слышны тихим тёплым вечером. Для стрекотания большинство самцов-кузнечиков трутся ногами о самые толстые прожилки на своих надкрыльях, подобно тому, как скрипач водит смычком по струнам скрипки. На груди кузнечика сверху помещаются 2 пары крыльев. Их надкрылья являются довольно плотными, снабжены множеством жилок, поразительно напоминающих жилкование листьев.

Каждый вид кузнечиков издаёт свой, только ему присущий звук. Многие учёные могут даже определить, к какому виду принадлежит кузнечик, просто вслушиваясь в его стрекот. Чем быстрее самец-кузнечик потирает ногами о крылья, тем выше издаваемый звук. Кузнечик, медленно работающий ногами, производит лишь низкое гудение. У самцов-кузнечиков есть несколько поводов для «песен»; вероятно, самый важный из них – это привлечение внимания самок. Учёные даже ставили опыт, проигрывая запись «песни» самца-кузнечика самкам, которые при этом немедленно приходили в волнение.

Кроме частей тела, производящих звуки, у кузнечиков имеются образования, воспринимающие звуки, – органы слуха. Они расположены на голенях передних ног в виде двух продольных щелей, помещающихся с боков верхней части голеней, недалеко от сочленения их с бедрами.