Методика выявления самооценки для студентов. Методика Дембо Рубинштейн: исследование самооценки

Возникает вопрос о способах выявления ее реального уровня. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.

Думаю, каких либо стопроцентных методик не существует, но попытки их создания предпринимались.

Хочу привести одну из самых известных. Это методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн.

Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) — известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 — 1990) — советский психолог, модифицировала методику Дембо.

Проведение теста

Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на бланке нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки — это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний — от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки — от «о» до знака «-«; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Рубинштейн Сусанна Яковлевна

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средний» и «высокий» уровень) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальный показатель (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-«. Расстояние между х и о — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» — это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, — «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерные оценки, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

«О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

Методики

исследования самооценки и уровня самоактуализации.

Методика изучения личностной самооценки (разраб. Прихожан)
Методика применяется для исследования самооценки и уровня притязаний учащихся 7-11 классов. Время проведения - 10-12 минут. Каждому школьнику выдается бланк инструкции с заданием. На бланке нарисовано 7 вертикальных линий длиной по 10 сантиметров каждая. Вертикальная линия условно обозначает развитие качества, стороны личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка). Испытуемому предлагается оценить следующие качества, стороны личности: здоровье (как тренировочная, не анализируется), ум (способности), характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. На каждой линии черточкой (-) испытуемый отмечает, как он оценивает развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент, после этого - крестиком (х), при каком уровне развития этих качеств, сторон, он был бы удовлетворен собой или почувствовал бы гордость за себя.
Инструкция:

«Каждый человек оценивает свои возможности, способности, характер и т.д. Уровень развития каждого качества, стороны личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На бланке нарисовано семь таких линий, они обозначают: 1-я - здоровье, 2-я - ум (способности), 3-я - характер, 4-я - авторитет у сверстников, 5-я - умение многое делать своими руками (умелые руки), 6-я - внешность, 7-я - уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она обозначает. Например: в линии здоровья нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя - абсолютно здорового.

На каждой линии черточкой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон, вы были бы удовлетворены собой или почувствовали бы гордость за себя.

Итак, (-) - уровень развития у вас качества, стороны личности в настоящий момент; (х) - такой уровень развития качества, стороны личности, к которому вы стремитесь, достигнув которого вы будете удовлетворены собой.»

Обработка данных:

На каждой из линий (шкал) образуются 3 показателя:


  1. Уровень притязаний 9 расстояние в миллиметрах от (О) до (Х).

  2. Уровень самооценки - от (О) до (-).

  3. Разность самооценки и уровня притязаний - величина расхождения между (Х) и (-). Если (Х) - ниже (-) - будет отрицательное значение расхождения.
Все самооценки по 6 качествам (2-7 линии) суммируются и определяется средняя самооценка (СО). Аналогично - средний уровень притязаний (УП) и средняя величина расхождения между самооценкой и уровнем притязаний.

Результаты по СО, УП и (УП-СО) сопоставляются со среднестатистическими оценками и определяется уровень их сформированности.


Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Завышенный уровень

Уровень притязаний

менее 60

Самооценка

менее 45

Степени расхождения между уровнем притязаний и самооценкой. Степень дифференцированности УП и СО определяется как разность между максимальными и минимальными показаниями по УП и СО.

Анализ профиля СО и УП.

Соединив линией показания СО и УП по шкалам, получаем профиль СО и УП. Если линия почти прямая - незрелость, малодифференцированность СО или УП. Высокая степень дифференцированности - неровности, спады, подъемы. Чем больше разность между минимальной и максимальной СО (УП), тем менее достоверный средний показатель. Следует обратить особое внимание на случаи, когда УП ниже, чем СО, когда некоторые шкалы пропускаются или заполняются неполностью. Это может свидетельствовать об очень высоком (низком) уровне или несформированности СО (УП).

Количественная оценка СО и УП.

Уровень притязаний - норма (60 - 89) - реалистичный, более оптимальный 75 - 89. Оптимистическая направленность личности - движущий фактор развития личности.

От 90 - 100 - нереалистическое, некритическое отношение к своим возможностям. Особое внимание - выше 100. Для старшего школьного возраста это неблагоприятный показатель личностной незрелости - не представляет реально возможности своего развития.

Результат меньше 60 - заниженный уровень притязаний. Неблагоприятный индикатор - неуверенность в себе. Если такой показатель по отдельным шкалам - пренебрежение к данному качеству.

Уровень самооценки - норма (45 - 74), адекватная, реалистическая, наиболее благоприятная - 60 - 74.

Завышенная самооценка - 75 - 100 - переоценка себя, свидетельствует о неблагополучии (отклонении) в развитии личности - личностной незрелости. Не может реально сравнивать себя с другими людьми, нечувствителен к внешнему влиянию, опыту, критике.

Ниже 45 - недооценка себя, крайне неблагоприятно для развития личности (группа риска). Два механизма - ненужность своей персоны, ни на что неспособный; иногда это самозащитная реакция. Человек декларирует, что он ни на что не способен (при этом оценивает себя нормально), для того, чтобы оправдать свое бездействие.
Качественная интерпретация результатов.

Уровень притязаний - реальность целей, которые ставятся, реальность оценки своих возможностей как стимул личностного развития. Норма - умеренная степень расхождения между УП и СО - (8 - 22) , если же различия слабые (полное совпадение - всего достиг) - притязания не служат стимулом для личностного развития, школьник не занимается самовоспитанием, самоформированием. Обратить внимание на место (-) и (Х) - вверху или внизу. Внизу - смирился со своей никчемностью, не ставит целей, задач (по большинству шкал).

Сильные расхождения между УП и СО - характерен резкий разрыв между УП и СО, между тем к чему стремится и что считает для себя возможным. Особенно неблагоприятно - СО -внизу, УП в верхней части шкалы.

Норма - сочетание средней или высокой самооценки с умеренной ее дифференцированностью со средним или высоким уровнем притязаний при умеренной дифференцированности, умеренное расхождение между самооценкой и уровнем притязаний. Достаточно сбалансированное развитие личности, функции стимулятора выполняет уровень притязаний.

Варианты:

Высокая СО с умеренной дифференцированностью - благоприятная для развития личности. Как это относится с УП? Должен быть высокий и достаточно дифференцированный - реальная оценка, хорошие стимулы развития.

Низкая СО с умеренной дифференцированностью, большое расхождение между УП и СО - свидетельствует о неблагоприятном отношении к себе.

Средняя слабодифференцированная самооценка в сочетании со средним УП и средним расхождением между УП и СО - человека удовлетворяет серая середина, никаких взлетов от себя не ждет и не хочет.

Высокая слабодифференцированная СО сочетается с очень высоким недифференцированным УП - в своей самооценке школьник отражает только положительные черты, некритичность, нет постановки целей развития.

Очень высокая недифференцированная СО с очень высоким недифференцированным УП, низкое расхождение между ними - глобальная удовлетворенность собой, закрытость для внешнего опыта, инфантилизм - низкий уровень развития личности. Может быть и реактивный характер ответов как отклик на какой-либо внутренний или внешний конфликт, высокий уровень тревожности.

Методика исследования самоотношения (МИС).

МИС является традиционным тестом - опросником с четко определенным предметом диагностики - отношением личности к собственному «Я». В его основе лежит понимание отношений как сложной уровневой эмоционально - оценочной системы для адекватного и полного описания которого явно не достаточно существующих представлений о двух уровнях самооценки: глобальной самооценки и частных самооценок. Было выдвинуто положение о том, что самоотношение может быть понято как выражение смысла «Я» для субъекта, как некоторое устойчивое чувства в адрес собственного «Я», которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей, различающихся как по эмоциональному тону переживаний, так и по семантическому содержанию.

Было выделено 9 шкал, в которых содержится 110 пунктов, которые и составили настоящую версию опросника.

Процедура проведения опроса заключается в том, что испытуемому предъявляется тестовой буклет, содержащий 110 вопросов, и стандартный бланк ответов.

Инструкция подразумевает две градации ответов: « согласен - не согласен», которые фиксируются в соответствующих позициях бланка.

Шкальные значения подсчитываются по девяти шкалам с помощью ключа - трафарета, накладываемого на бланк. Полученные таким образом баллы по специальной таблице переводятся в оценки - « стены».

Интерпретация проводится путем анализа профиля девяти показателей, которые совместно дают полную картину самоотношения испытуемого.

Выделенные шкалы могут быть проинтерпретированы следующим образом.

Шкала 1 - « внутренняя честность» - включает 11 пунктов, связанных с такими аспектами самоотношения, которые, являясь значительными (в первую очередь с точки зрения моральных норм), часто оказываются малозначительными.

Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности «Я» , повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже значимую неприятную информацию. Крайне низкие значения могут свидетельствовать о самообнаженности, граничащей с цинизмом.

Высокие значения шкалы говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать или выдавать значимую информацию о себе. В крайнем выражении - о прямой лжи и фальсификации результатов в сторону социально - желаемых ответов.

Шкала 2 - « самоуверенность» - содержит 14 пунктов, задающих представления о себе как о самостоятельном, волевом энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.

Положительный полюс шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, отсутствие внутренней напряженности. Низкие значения говорят о неудовлетворенности собой и своими возможностями, сомнении в способности вызвать уважение.

Шкала 3 - « саморуководство» - содержит 12 пунктов, отражает представления о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности, интегрирующий и организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в собственных руках, и испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей.

Низкие баллы свидетельствуют о вере субъекта в подвластность его «Я» внешним обстоятельствам, на способность противостоять судьбе, плохой саморегуляции, отсутствие тенденции искать причины поступков и результатов в себе самом. Конструкт, лежащий в основ шкалы, близок по содержанию к локусу контроля.

Шкала 4 - «отраженность самоотношения » - включает 11 пунктов связанных с ожидание отношением к себе со стороны других людей.

Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать у других уважение , симпатию, одобрение и понимание. С низкими значениями связано ожидание противоположных чувств от обобщенного другого.

Шкала 5 - « самоценность » - содержит 14 пунктов. Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном «Я», ощущение ценности своего «Я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» интимным критериям любви, духовности, богатствам внутреннего мира. Низкие баллы говорят о недооценки своего собственного, духовного «Я», сомнении в ценности собственной личности, отстраненности, граничащей с безразличием к своему «Я», потере интереса к своему внутреннему миру.

Шкала 6 - «самопринятие» - включает 12 пунктов.

Высокий полюс соответствует эмоциональному, безусловному принятию себя пусть даже с некоторыми недостатками, одобрению своих планов и желаний. Низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств - недостаточном самопринятии, что является важным симптомом дезадаптации.

Шкала 7 - « самопривязанность » - включает 12 пунктов. Высокие значения шкалы говорят о ригидности Я - концепции, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я - образу. В последнем случае тенденция сохранению такого образа - один из защитных механизмов самопознания.

Низкие значения свидетельствуют о противоположных тенденциях - желании что - то в себе изменить, тяга соответствию с идеальным представлениям о себе, неудовлетворенности собой.

Шкала 8 - «внутренняя конфликтность» - содержит 15 пунктов.

Высокие значения по шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, тревожно - депрессивных состояниях.

Умеренное повышение по шкале свидетельствует о наличии повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном « образе - Я», отсутствии вытеснения.

Крайне низкие значения шкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве, интуитивных тенденциях.

Шкала 9 - «негативное эмоциональное самоотношение» - содержит 10 пунктов.

Высокие значения говорят об интраинтуитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи , собственные недостатки. По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей 8 шкалой. Однако, если 8 шкала характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей) , то 9 шкала является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, даже несмотря на высокую самооценку собственных качеств и достижений.


Надежность - согласованность шкал обеспечивается процедурой отбора пунктов с высокими и устойчивыми нагрузками по соответствующему фактору.

Достоверность результатов контролируется использованием шкалы 1 в качестве достоверности. Высокие оценки по данной шкале свидетельствуют о недостаточной рефлексии представлений и переживаний, связанных с « Я - концепцией » , а также о тенденции давать социально - желательные ответы. Результаты испытуемых, имеющих 9 - 10 стенов по данной шкале, следует считать недостоверными.

Так как шкалы опросника умеренно коррелируют между собой, была проведена факторизация матрицы интеркорреляций шкальных значений. В результате было получен три независимых фактора.

Первый фактор составили шкалы: внутренней честности (1) , самоуверенности (2), саморуководства (3) и отраженного самоотношения (4). Все эти шкалы выражают оценку собственного « Я » испытуемого по отношению к социально - нормативным критериям: моральности, успешности, воли, целеустремленности, социального одобрения и т. п. , что дает основания интерпретировать данный фактор как самоуважение.

Во второй фактор вошли три шкалы: самоценность (5) , самопринятие (6) , самопривязанность (7) . Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение субъекта к своему « Я » и могут быть интерпретированы как шкала аутосимпатии.

Третий фактор, содержащий шкалы: внутренняя конфликтность (8) и самообвинение (9) - связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения, и может быть назван фактором « внутренней неустроенности » .

Применение опросника МИС возможно при решении широкого круга научных и практических задач. Опросник может оказаться полезным в таких сферах практической психологии, как психологическое консультирование, групповая и индивидуальная психокоррекция и психотерапия, которые, как известно, непосредственно связаны с воздействием на самоотношение клиента или пациента. Представляется целесообразным использование методики в массовых обследованиях, когда показатели по 8 и 9 шкалам, например, могут свидетельствовать о потребности респондента к психологической помощи.

Анкета МИС.


  1. Мои слова довольно редко сходятся с делом.

  2. Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.

  3. К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.

  4. У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю, мне неприятно.

  5. Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.

  6. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни - это не противиться собственной судьбе.

  7. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

  8. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

  9. Я не способен причинять душевную боль самым близким людям.

  10. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

  11. Совершив какой - то промах, я часто не могу понять, как мне могло прийти в голову, что из задуманного получится что - нибудь хорошее.

  12. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

  13. В моей личности, наверное, есть что - то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.

  14. Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.

  15. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

  16. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

  17. Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.

  18. Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.

  19. Бывало, и не раз, что я остро ненавидел самого себя.

  20. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

  21. В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью .

  22. Иногда я сам себя плохо понимаю.

  23. Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.

  24. Думаю, что без труда мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

  25. Если я и отношусь к кому - нибудь с укоризной, то, прежде всего, к самому себе.

  26. Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по - настоящему.

  27. Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.

  28. Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

  29. Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.

  30. Часто, не без издевки, я подшучиваю над самим собой.

  31. Если бы мое второе « Я » существовало, то для меня бы это был довольно скучный партнер по общению.

  32. Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил, чтоб в чем - то стать другим.

  33. В целом, меня устраивает то, какой я есть.

  34. К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.

  35. Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.

  36. Я думаю, что имею умного и надежного советчика в самом себе.

  37. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

  38. Я часто, но довольно безуспешно, пытаюсь в себе что - то изменить.

  39. Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.

  40. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

  41. Я редко остаюсь не понятым в самом важном для меня.

  42. Я думаю, что другие, в целом, оценивают меня достаточно высоко.

  43. То, что со мной случается - это дело моих собственных рук.

  44. Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственное правильное решение.

  45. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: « И поделом тебе » .

  46. Я не считаю, что я достаточно духовно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей.

  47. У меня нередко возникает сомнение, а такой ли я на самом деле, каким я себе представляюсь.

  48. Я не способен на измену даже в мыслях.

  49. Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией .

  50. Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.

  51. Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.

  52. Я могу сказать, что в целом контролирую свою судьбу.

  53. Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.

  54. Каким бы я ни казался окружающим, я то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.

  55. Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.

  56. Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.

  57. Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.

  58. Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.

  59. Что - то мешает мне понять себя по - настоящему.

  60. Во мне есть много такого, что вряд ли вызывает симпатию.

  61. В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся сами собой.

  62. Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.

  63. Быть снисходительным к своим слабостям вполне естественно.

  64. Я убедился, что глубокое проникновение в самого себя - малоприятное и довольно рискованное занятие.

  65. Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.

  66. У меня бывали такие моменты, когда я понимал, что и меня есть за что презирать.

  67. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.

  68. Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяет мою ценность как личность.

  69. Долгие споры с самим собой чаще всего оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение.

  70. Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.

  71. Если говорить откровенно, то иногда я бываю неприятен.

  72. Можно сказать, что я себе нравлюсь.

  73. Я человек надежный.

  74. Осуществление моих желаний мало зависит от везения.

  75. Мое внутреннее « Я » всегда мне интересно.

  76. Мне очень просто убедить себя.

  77. Близким людям свойственно меня недооценивать.

  78. У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противоречу.

  79. Мне кажется, что я все - таки не умею злиться на себя по - настоящему.

  80. Я убедился, что в серьезных делах на меня можно не рассчитывать.

  81. Порой мне кажется, что я какой - то странный.

  82. Я не склонен пасовать перед трудностями.

  83. Мое собственное « Я » не представляется мне чем - то достойным глубокого внимания.

  84. Мне кажется, что глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я начинаю гораздо лучше себя понимать.

  85. Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих .

  86. Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.

  87. Где - то, в глубине души, я считаю себя слабаком.

  88. Если я искренне и обвиняю себя в чем - то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго.

  89. Мой характер, каким бы он ни был, меня устраивает.

  90. Я вполне ясно себе представляю, что ждет меня впереди.

  91. Иногда мне бывает довольно трудно найти общий язык со своим внутренним « Я ».

  92. Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинению в свой адрес.

  93. Я не хотел бы сильно меняться, даже в лучшую сторону, потому что каждое изменение - это потеря какой - то дорогой частицы самого себя.

  94. В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал.

  95. Вряд ли во мне есть что - то, чего бы я не знал.

  96. Мне еще многого не хватает, чтобы сказать себе: « Да, я вполне созрел как личность » .

  97. Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.

  98. Иногда я оказываю бескорыстную помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах.

  99. Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.

  100. Те, кто меня любят, просто не знают, что я за человек.

  101. Убедить себя в чем - то не составляет для меня большого труда.

  102. Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.

  103. Мне кажется, что мало кто уважает меня по - настоящему.

  104. Если не мелочиться, то в целом, меня не в чем себя упрекнуть.

  105. Я сам создал себя таким, каков я есть.

  106. Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.

  107. Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.

  108. Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.

  109. Думаю, что моя судьба все равно сложится не так, как бы мне хотелось теперь.

  110. Уверен, что в жизни я на своем месте.

Психодиагностика самосознания направлена на выявления продукта самосознания – представления о себе. Самооценка – важный фактор, в значительной мере определяющий поведение человека, направление его деятельности и общение с окружающими.

Методик самооценки личности, дающих 100% результат, пожалуй, не существует, но попытки их создания предпринимались неоднократно. Наиболее часто практикующие психологи используют методики самооценки личности, разработанные С.А. Будасси, Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн, а также Л.П. Пономаренко.

Методика самооценки личности Будасси

Самооценка связана с потребностью в самоутверждении, стремлением найти свое место в жизни и социуме, то есть с одной из основных потребностей человека.

Тестирование С.А. Будасси позволяет измерять самооценку в количественном выражении, основываясь на ранжировании. Представления человека о самом себе кажутся ему достоверными, независимо от того, объективны они или субъективны, истинны или ложны. При этом качества, которые человеку свойственно приписывать самому себе, не всегда адекватны. Методика самооценки личности Будасси определяет уровень и адекватность самооценки, как соотношение между идеальным и реальным Я.

Самооценка личности происходит двумя путями:

  • Сопоставляя уровень своих желаний с реальными достижениями;
  • Сравнивая себя с другими людьми.

При этом она всегда субъективна, а ее показателями являются уровень и адекватность.

Собственное отношение к себе складывается у человека под влиянием оценок окружающих людей, это распространяется на отдельные формы активности: поведение, общение, деятельность и переживания. Методика самооценки личности Будасси предполагает оценку четырех блоков качеств, каждый из которых является отражением одного из уровней активности личности. По результатам исследования самооценка может быть:

  • Оптимальной – человек правильно оценивает свои способности и возможности, относится к себе достаточно критически, реально смотрит на неудачи и успехи, ставит перед собой осуществимые цели. Оценку своих достижений он проводит не только со своей точки зрения, но и пытается предположить, как это выглядит в глазах других людей. То есть адекватная самооценка не допускает с одной стороны, переоценки, а с другой – излишней критичности к себе;
  • Неоптимальная – слишком завышенная или заниженная самооценка. Неадекватно завышенная самооценка приводит к тому, что человек идеализирует себя и свои возможности. Это чревато игнорированием неудач ради сохранения привычной высокой оценки себя и своих поступков. При этом человек отвергает все, что нарушает это идеалистическое представление, восприятие действительности искажается и отношение к ней становится не рациональным, а исключительно эмоциональным. Справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов деятельности – как несправедливо низкая.

Данная методика самооценки личности также позволяет выявить заниженную самооценку, то есть ниже реальных возможностей человека. Это, обычно, приводит к робости, неуверенности в себе и как следствие, невозможности реализовать свои способности. Такой человек боится поставить перед собой сложные цели, ограничиваясь решением обыденных задач.

Неадекватная самооценка нарушает процесс самоуправления и зачастую приводит к конфликтным ситуациям. Человек с завышенной самооценкой провоцирует конфликт из-за пренебрежительного отношения к другим и неуважительного обращения с ним. При заниженной самооценке люди чрезмерно критичны, они требовательны к себе и не менее требовательны к другим. Из-за этого также могут возникать конфликты, так как такой человек не прощает промахов и склонен постоянно подчеркивать недостатки других, хоть и делает это из лучших побуждений.

Данная методика самооценки личности позволяет получить ее количественную характеристику, что может стать отправной точкой для развития у обследуемого адекватной самооценки на основе самопознания.

Только познав и оценив себя, человек может сознательно контролировать свое поведение и заниматься самовоспитанием.

Методика самооценки личности Дембо-Рубинштейн

Эта методика названа по имени двух ее авторов, Тамары Дембо и Суссаны Яковлевны Рубинштейн. Дембо разрабатывала свою методику для изучения представлений о счастье, а Рубинштейн создала ее модификацию для изучения самооценки, расширив по количеству шкал и вариантам интерпретации.

Методика самооценки личности Дембо-Рубинштейн основана на непосредственной оценке по шкале ряда личных качеств, таких как характер, здоровье, способности и др. В рамках этого тестирования, обследуемые должны на вертикальных линиях отметить знаками уровень развития у них определенных качеств и притязаний, то есть какое развитие этих качеств могло бы их удовлетворить. Основными параметрами самооценки является ее высота, устойчивость и реалистичность. Эта методика самооценки личности часто используется психологами в практической работе со школьниками.

Методика «Дерево»

Изучение самооценки качеств личности по методике Л.П. Пономаренко используется для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Эта методика направлена на определение особенностей протекания адаптационного процесса и позволяет выявить возможные проблемы ребенка.

В ходе тестирования детям предлагается лист бумаги, на котором изображено дерево с расположенными на нем и под ним человечками. Рассмотрев внимательно дерево и человечков обследуемый должен обвести фломастером красного цвета ту фигурку, с которой он себя ассоциирует, а зеленого – человечка, на месте которого он бы хотел находиться. При этом каждая ветка дерева может быть равна личным достижениям и успехам. Каждому человечку присвоен номер. Интерпретация результатов выполнения этой методики самооценки личности проводится исходя из того, какие позиции выбирает школьник.

Тест-опросник «Определение уровня самооценки»С.В.Ковалёв

Описание методики

Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.

Инструкция

«Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:

4 – очень часто;

3 – часто;

2 – иногда;

1 – редко;

0 – никогда.»

Стимульный материал

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнаковыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто понапрасну волнуюсь.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

Обработка результатов

Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям.

Интерпретация результатов

с умма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки , при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;

сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки . Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.

сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки , при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.

% учащихся испытывают высокий уровень самооценки, адекватно реагиру ю т на замечания других и трезво оценива ю т свои действия;

% учащихся испытывают средний уровень самооценки . Они время от времени ощуща ю т необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценива ю т себя и свои способности без достаточных на то оснований.

% учащихся испытывают средний уровень самооценки , при котором они нередко болезненно перенос я т критические замечания в свой адрес, чаще стара ю тся подстроиться под мнение других людей, сильно страда ю т от избыточной застенчивости.

Тест Будасси

Инструкция

Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые, на Ваш взгляд, должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во второй колонке).

Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «Идеал») цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее.

Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное я» цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее все 20 качеств.

Тестовое задание

Идеал Качества Реальное я
Обидчивость
Осторожность
Педантичность
Подозрительность
Принципиальность
Высокомерие
Аккуратность
Беспечность
Вдумчивость
Вспыльчивость
Гордость
Грубость
Доброта
Жадность
Жизнерадостность
Завистливость
Застенчивость
Злопамятность
Искренность
Капризность
Легковерие
Мечтательность
Нежность
Непринужденность
Нерешительность
Несдержанность
Уступчивость
Упрямство
Радушие
Развязность
Рассудочность
Решительность
Сдержанность
Стыдливость
Терпеливость
Трудолюбие
Трусость
Увлекаемость
Упорство
Черствость
Честность
Чуткость
Эгоизм

Спасибо за ответы!

Ключ к тесту Будасси на самооценку личности

Описание

Метод Будасси основан на представлении о том, что статистической нормой является закономерное несовпадение реальной и идеальной я-концепции. В психологии принято выделять две формы я-концепции – реальную и идеальную. Понятие «реальная» – это представление личности о себе, о том, какой я есть. Идеальная же я-концепция (идеальное «Я») – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Рассогласо-вание между реальным и идеальным Я может быть источ-ником как серьезных внутриличностных конфликтов, так и саморазвития личности - многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. Когда испытуемому предлагается проранжировать отобранные им или инструктором 20 качеств сначала «в идеале», а потом «в соответствии со своими качествами», по сути, он предоставляет свои идеальную и реальную Я-концепции, разница между которыми и соответствует уровню самооценки.

Ключ к тесту

Обработка результатов проводится следующим образом: в колонке d записывается разница между данными колонок Идеал и Я Реальное (из большего числа вычтите меньшее).

В колонке d² эта разница возводится в квадрат. После этого числа из колонки d 2 суммируются. S d² это сумма d квадратов. Самооценка определяется по формуле Роджерса (по коэффициенту корреляции рангов):

r =1 - (6 S d²/(n³ -n)), где d – разность номеров рангов, n – число рассматриваемых свойств (20).

Интерпретация результата

  • r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку;
  • r стремится к –1, то это указывает на заниженную самооценку;
  • при –0,5 < r< +0,5 - самооценка нормальная