Методика работы с неговорящими детьми.

В настоящее время резко возросло количество детей, у которых отсутствует речь. Эти дети, как правило, имеют комплексное органическое нарушение. Их группа неоднородна. В неё входят дети с моторной и сенсорной алалией, анартрией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Общим для всех этих детей является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, повышенная эмоциональная истощаемость. Эти дети обладают общей моторной неловкостью, снижением общей работоспособности, внимания, памяти, двигательной расторможенностью или заторможенностью. Всё это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребёнка с окружающим миром.

Необходимой предпосылкой для обеспечения целостной психической деятельности, по мнению нейропсихологов и нейрофизиологов Р. Левиной, А. Семенович, Г. Волковой, В. Ковшикова, Е. Соботович, З. Агранович и др. является формирование совместной работы полушарий головного мозга. Вербальную деятельность организует взаимосвязь центров восприятия речи (центр Вернике – в задневисочной коре) и её воспроизводства – произнесения (центр Брока – в нижних отделах лобной области коры) и локализуется у правшей в левом полушарии. Каждое из полушарий формирует свои принципы организации речи:

– правое полушарие формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создаёт ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете;

– левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление и высказывания, и характеристику свойств предмета.

С точки зрения нейропсихологического подхода, трудности неговорящих детей связаны с внутриутробной или возникшей в младенчестве дисфункцией определённых структур головного мозга (в первую очередь стволовых). При сложности дефекта безречевых детей необходима ранняя работа с ними для развития психических функций, личности в целом, для профилактики вторичных отклонений в структуре дефекта.

Работа по стимуляции речевого развития неговорящих детей – длительный и трудоёмкий процесс. Он включает в себя многочисленные направления и разнообразные её виды: коррекционные, воспитательные, обучающие, развивающие. Формирование речи, эмоционально-волевой сферы, элементарных математических представлений, развитие интеллекта, моторики, произвольных движений, совмещённых с речью, обогащения словаря и представлений об окружающем мире, активизации познавательных процессов и многое другое.

В нашем детском саду коррекционная работа с безречевыми детьми строится в несколько этапов.

Первый – психомоторный или двигательный. Упражнения выполняются в определённой последовательности – в соответствии с онтогенезом развития:

1. Рождение ребёнка. Он проходит родовые пути.

2. Ребёнок лежит на спине.

3. Поворачивается на один бок, на другой, на живот.

4. Ползает по-пластунски.

5. Поднимает руки, упирается.

6. Поднимает голову и охватывает пространство.

7. Садится.

8. Ползает на четвереньках.

9. Встаёт, сначала с помощью рук, потом без.

10. Начинает ходить с помощью взрослого, затем самостоятельно.

Мы понимаем, что если ребёнок развивается, не нарушая этой последовательности, правильно пройденные этапы двигательного развития запускают ряд важнейших рефлексов, позволяют без искажений воспринимать пространственную сферу, сначала пространство собственного тела – ползает, двигается «право-лево, вверх-вниз» и ту среду, которая его окружает. Лёжа на спине, ребёнок видит потолок. Глазами оценивает горизонталь. Лёжа на животе, может оценивать вертикаль. При этом голова совершает движения изолированно от тела, а не вместе с ним. Когда ребёнок садится, руки у него свободны, он начинает манипулировать предметами. И далее прорыв в освоении пространства – повороты вокруг себя через постепенное вставание на четвереньки и долгожданное перемещение.

Таким образом, последовательно формируются представления о взаимоотношении внешних объектов и тела и их отношений между собой. А это значит, что формируется возможность обозначения этих отношений словами, понимание употребления предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций: пространственно-временных, пространственно-следственных. Благодаря способу передвижения формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка. Искажается двигательная сфера – искажается речевое развитие. Поэтому мы много и систематически работаем с пальчиковой гимнастикой, так как через движение идёт воздействие на речевые зоны.

Учитывая неоднородную картину нарушений нервно-психической деятельности у различных категорий безречевых детей, в каждом конкретном случае мы стараемся выбирать наиболее рациональные формы организации работы, опираясь при этом на комплексный подход, предложенный Л.С. Выготским и адаптированный к неоднородной группе безречевых детей. Большая роль в ней отводится подготовительному этапу. Главная его задача: установить эмоциональный контакт с ребёнком, добиться положительного отношения к логопедической деятельности, снять напряжение, развить предпосылки позитивного общения. Её решение создаёт предпосылки для развития эмоциональных аспектов коммуникации, звуковых вокализаций. Для решения этой задачи мы используем методы, разработанные Т.В. Башинской и Т.Б. Пятница по координации речи с движением. На подготовительном этапе наиболее эффективными являются упражнения по синхронизации речи с движением крупных суставов руки – плечевого, локтевого. Основной идеей их методики заключается в максимальном совмещении момента резкого движения плечевого сустава (размах, бросок, линия) с моментом начала речи (голосовой реакцией).

Детская психика устроена так, что при эмоциональном возбуждении у ребёнка повышается двигательная активность, а это в свою очередь вызывает у него чувство радости. Практика показывает, что активные движения локтевого и плечевого суставов руки вызывают наиболее сильный двигательный импульс, который легко совмещается с непроизвольным резким выдохом, а он, в свою очередь, непроизвольной голосовой реакцией. Совмещение последней с резким движением способствует вовлечению в работу механизма управления речью. Прочувствовав возможность свободного непроизвольного произнесения звука в момент движения (броска), ребёнок совершенствует свои речевые возможности, подбирает различные эмоциональные возгласы, подражая логопеду. Одновременно с совершенствованием речевых возможностей усложняются и преумножаются движения руки, переходя от активности плечевого и локтевого суставов к мелкой моторике пальцев. Постепенная модификация естественной голосовой реакции в речевые звуки, слоги, слова помогает выстраивать грамматически верную развёрнутую речь.

Игры и упражнения для формирования звуков и голосовой реакции, разработанные Т.В. Башинской, Т.Б. Пятница.

1. Учим отвечать на вопрос словом после вопроса логопеда – «Я», «Прятки».

2. Вызываем эмоцию радости от выполнения задания, учим произносить звук в момент движения – «Салют».

3. Учим выражать просьбу жестом – «Дай».

4. Упражняем в совмещении движения крупных суставов рук с голосовой реакцией – «Мяч», «Камешки», «Цапли», «Подъёмный кран».

6. Закрепляем умение произносить звукоподражания в момент движения – «Попрыгунчики» (народная игра), «Зарядка». «Кот-шалунишка».

На этом этапе вместе с развитием правильной двигательной активности безречевых детей мы уделяем много внимания развитию понимания речи, воспитанию речевой активности, формированию пассивного и активного словаря.

Вся работа по формированию и развитию речи базируется на доступном для ребёнка виде выражения мыслей и желаний – жесте, сопровождаемом звуком. Каждый «звук» сопровождается движением, а каждое движение – «звуком.

На первом этапе уровень требований к речи ребёнка низок. Мы следим только за тем, чтобы ребёнок произносил лишь доступные, желанные для него «слова», не испытывал затруднений в подборе языковых средств. При речевых затруднениях логопед даёт образец, стимулирует речь ребёнка и создаёт постоянную ситуацию успеха.

При переходе к работе над «слогом», используя умение произносить звук в момент действия, формируется слоговая структура путём повтора одинаковых звуков и движений. Внимание ребёнка следует обращать на необходимость чёткого произношения звуков и слогов в течение нескольких повторов.

При работе над «словом» дети знакомятся с ритмическим рисунком высказывания, рифмой, мелодикой языка. Каждое своё высказывание логопед должен произносить нараспев, утрируя интонацию. Включать ребёнка в пение, вводить в его речь новые, трудные, на первый взгляд слова.

На втором этапе – формируем фразовую речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Второй этап наиболее важен в психологическом плане. Ребёнок уже может выражать свои мысли в виде интонационно оформленного и полноценного по слоговому составу высказывания. Основная задача в работе над «фразой» – воспитывать у него потребность в правильном звуковом оформлении собственной речи.

Формирование «связной речи» помогает закреплению полученных ранее навыков, развитию понимания речи, грамматического строя языка. Главная наша задача – научить ребёнка помогать себе в трудных ситуациях жестами, шагами, прыжками, хлопками. Работая над стимуляцией речевого развития неговорящих детей, мы придерживаемся следующих дидактических принципов:

– принцип комплексности (врачи, инструктор ЛФК, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, родители);

– принцип опоры на различные анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический, двигательный);

– принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции, так как опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых, компенсаторных началах;

– принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), так как работа над каждым заданием проводится в определённой последовательности;

– принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны педагога.

Опираясь на научные исследования специалистов по работе с неговорящими детьми и исходя из собственного опыта, мы пришли к выводу, что прогноз у таких детей вполне благоприятен, если у ребёнка отмечаются такие показатели:

– слабая выраженность неязыковых расстройств;

– благоприятная микросоциальная среда;

– потребность в речи;

– наличие медико-педагогического сопровождения.

Данный опыт работы был представлен на городском семинаре в рамках УЧСИБа

Ребенку нужно научиться:

  1. Подражать звукам окружающей среды и повторять простые звуковые комплексы. Обучение ребенка произнесению простых звуковых комплексов и звукоподражаний животных – хороший способ расширить его активный словарь (слова, которые малыш говорит). В любом языке есть простые короткие звуковые комплексы, обозначающие звуки окружающей среды, действия и эмоциональные состояния людей. Они состоят из звуков, легких для повторения, что делает их незаменимым средством освоения произношения звуков родного языка.

Ø Учить ребенка повторять звукокомплексы можно в простой игре, используя игрушки или картинки, или просто сопровождать звуками свои действия с предметами. Если у вас есть большая картонная коробка и резиновые игрушки – фигурки животных, можно научить ребенка повторять звукоподражания голосам этих животных. Заранее сложите игрушки в коробку. Сядьте с малышом на пол около коробки. Постучите ручкой ребенка по коробке, произнося за него вопрос: «Кто там?» Достаньте из коробки одну игрушку (например, кошку) и назовите ее ребенку: «А там у нас МЯУ !» Голосом и интонацией выделяйте звукоподражание. Многократное повторение этой игры поможет малышу запомнить звукоподражания и научиться повторять их вслед за вами.

Ø Научить ребенка повторять простые звуковые комплексы можно, играя с предметами и игрушками. Покажите ребенку, как можно комментировать различные действия звукокомплексами. Например, ударяя ручкой ребенка по барабану, произнесите «БАМ! », побуждая его повторить вслед за вами. Бросая камешки в любую емкость с водой, говорите «БУЛЬ !», стуча игрушечным молоточком по дощечке – «ТУК-ТУК », разрушая башню из кубиков – «БАХ! »

Ø Используйте аудиокассеты или компакт-диски на которых записаны звуки и шумы окружающей среды. Разложите перед ребенком картинки, учите его соотносить звуки с соответствующими картинками. Поощряйте малыша имитировать звуки окружающей среды.

Ø Сделайте альбом из фотографий и рисунков с изображениями разных предметов, животных, игрушек. На альбомном листе должна быть только одна картинка! Рассматривая, например, собаку, скажите малышу: «Посмотри, какая маленькая собачка. Ав-ав! – говорит собачка» Поощряйте ребенка повторять вслед за вами соответствующие звуки.

Звукокомплекс Картинка
Эмоциональные состояния людей
А-а-а Девочка плачет.
Бо-бо Мальчик упал, потирает колено
Ну-ну-ну! Мама грозит пальчиком малышу, который рвет книжку
Аххх! Восклицает бабушка, которой малыш дарит цветы
Ай-ай-ай! Дедушка хмурит брови – малыш перепачкался кашей
Звукоподражания животных
Мяу Кошка
Ав-ав Собака
Му-у-у Корова
Бе-е Баран
Ме-е-е Овца
Хрю-хрю Свинья
Тпрррр Лошадь
Иа-иа Ослик
Пи-пи-пи Мышка
Ш-ш-ш Змея
Кв-в-ва Лягушка
Уф-уф Медведь
У-у-у Волк
Р-р-р Лев
Ф-ф-ф-ф Ежик
Звукокоплексы (птицы и насекомые)
Га-га-га Гусь
Кря-кря Утка
Чик-чирик Воробей
Чив-чив Синица
Кар-кар Ворона
Ух-ух Сова
Ку-ку Кукушка
Ку-ка Ре-ку Петушок
З-з-з Комар
Ж-ж-ж Шмель
Звуки окружающей среды
Шлеп Ребенок идет по лужам
Буль-буль Рыбы плавают в воде
Кап-кап Идет дождь
Бултых Лягушонок прыгает в воду
Бах Падает пирамидка из кубиков
Бряк Разбилась чашка
Тук-тук-тук Дятел стучит клювом
Бим-бом Дверной колокольчик
Чик-чик-чик Мама открывает дверь ключом
Тик-так Идут часы
Звукокомлексы, обозначающие действия и предметы
Ам-ам Малыш ест
Топ-топ Малыш идет
Прыг-скок Малыш прыгает
А-а-а Малыш спит
Чирк Малыш рисует
Щелк Малыш закрывает шкатулку
Ля-ля-ля Малыш поет песенку
Плюх Малыш бросает камень падает в воду
Скрип-скрип Малыш закрывает дверь, которая скрипит
Дзинь Малыш нажимает на кнопку звонка
Трынь Малыш играет на пианино
Бум-бум Малыш ударяет по барабану
О-па Мяч
Ням-ням Конфетка
Алё Телефон
Би-би Машина
Ту-ту Поезд
Ляля Кукла
  1. Повторять за взрослым простые слоги или слова. Речь ребенка развивается благодаря общению с окружающими людьми, в первую очередь с родителями. Слушая взрослых и наблюдая за их артикуляцией, ребенок учится воспроизводить отдельные звуки, слоги, слова. Первые звукокомплексы и слова, которые учится произносить ребенок, состоят из так называемых «звуков видимой артикуляции». Это звуки, в образовании которых принимают участие губы и зубы, – [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д]. Часто первые слова состоят из двух одинаковых слогов. Вспомните, какие слова, хорошо знакомые вашему ребенку, состоят из перечисленных звуков (мама, папа, баба, би-би, ту-ту, бо-бо, ав–ав, ням-ням и т.д.). Запишите эти слова. Вот несколько вариантов игр, которые помогут вам стимулировать повторение ребенком слов.

Ø Возьмите ребенка на руки и подойдите к зеркалу. Показывая на себя, громко произнесите: «МАМА». Показывайте ручкой ребенка на себя, побуждайте его назвать слово.

Ø Сядьте с малышом друг напротив друга. Хорошо, если ваши лица находятся приблизительно на одном уровне (этого можно добиться, если посадить малыша на большой стол, рядом с которым вы сидите на стуле).

Возьмите картинку, на которой нарисовано знакомое ребенку слово или сам предмет. Удерживая картинку на уровне своих губ, громко и четко произнесите слово. Повторите слово несколько раз, а потом спросите ребенка: «Что это?», побуждая его повторить услышанное слово. Не торопите малыша. Для некоторых детей важно делать паузу, чтобы они могли подумать. Не нужно добиваться от ребенка правильной артикуляции. Он может повторить не целое слово, а только слог или отдельный звук. Например, вместо «баба» кроха может сказать «ба», вместо «ту-ту» – «у-у». Хвалите ребенка за любую попытку повторения.

Ø Укладывая малыша спать, поиграйте с ним в такую игру. Положите малыша рядом с собой, чтобы он видел ваше лицо. Одну ручку малыша прижмите к своим губам, а другую – положите к себе на горло. Это даст ему возможность не только слушать, но и ощущать произнесение. Говорите разные звуки и слова, побуждая малыша повторить их вслед за вами.

  1. По просьбе взрослого показывать части тела. Умение ориентироваться в схеме собственного тела является одним из показателей речевого и познавательного развития ребенка. Родители постоянно употребляют эти слова в обиходе, например, ухаживая за ребенком или собирая малыша на прогулку. Выясните, какие части тела малыш уже может назвать, а какие еще нет. Познакомьте малыша с названиями основных частей тела и лица (рука, нога, живот, попа, глаза, уши, нос, рот, голова).

Ø Предлагаем вам традиционную игру. Сядьте напротив ребенка и, показывая то на себе, то на ребенке называемую часть тела, говорите: «Где у мамы нос? Вот у мамы нос. А где у Сони нос? Вот у Сони нос!» Игру можно усложнить, если вы будет дотрагиваться до называемой части тела ручкой ребенка.

Ø Помочь ребенку запомнить ту или иную часть тела могут зрительные ориентиры. Надевайте на ручки или ножки ребенка яркие тряпичные браслеты или ленточки или привлекайте к ним внимание малыша.

Ø Дотрагиваясь до определенной части тела, читайте малышу стихотворения или песенки, в которых упоминаются эти слова. Например:

Маленькие ножки,

Маленькие ножки!

За водой ходили

Маленькие ножки.

И домой спешили

Маленькие ножки.

Дома танцевали

Маленькие ножки,

Ой, как танцевали

Маленькие ножки.

– Ножки, ножки, где вы были?

– За грибами в лес ходили.

– Что вы, ручки, работали?

– Мы грибочки собирали.

– А вы, глазки, помогали?

– Мы искали да смотрели -

Все пенечки оглядели…

  1. Узнавать хорошо знакомые предметы (понимать слова). Овладевая родным языком, ребенок сначала учится понимать значение слова, а затем – произносить его. Важно знакомить малыша с новыми понятиями, расширяя тем самым его внутренний (понятийный) словарь. В первую очередь знакомьте ребенка с теми словами, которые наиболее актуальны в повседневной жизни. Можно выделить несколько важных групп слов: наиболее важные для ребенка люди, еда, части лица и тела, игрушки и вещи ребенка, одежда и обувь, действия, слова, отражающие состояния человека.

Ø Используйте любые повседневные ситуации, чтобы закрепить названия слов, которые вы хотите помочь запомнить ребенку. Можно использовать прием переноса . Когда вы сидите за столом, покажите малышу свою ложку и скажите: «Вот моя ложка . А где твоя ложка ? Покажи мне твою ложку !» Если ребенок не понимает, о каком предмете идет речь, обхватите руку малыша и вместе возьмите ложку и снова назовите ее. Повторяйте эту игру снова и снова, пока ребенок не усвоит название предмета.

Ø Прием «параллельного рассказа» или «ритуал называни я». Следите за направлением внимания вашего малыша. Когда он смотрит на предмет, ваш «параллельный рассказ» о нем поможет запомнить и понять значение этого слова. Отправьтесь вместе с ребенком на экскурсию по дому, как можно раньше научите его показывать пальчиком тот предмет, который его заинтересовал, а сами называйте его. Старайтесь называть не только предметы, но и действия ребенка, например: «Соня кушает кашку! Ам! Вкусная каша!»

Ø Заведите дневник наблюдения за развитием речи ребенка. Лучше использовать тетрадь с алфавитным указателем, заносите в нее слова на соответствующую букву. За динамикой развития речи ребенка легко проследить, если вы будете заносить сведения в такую таблицу:

  1. Говорить несколько слов. Развивая пассивную речь (понимание слова), не забывайте стимулировать активную (собственную) речь малыша. Для этого слова нужно многократно повторять ребенку. Детям легче всего повторять короткие слова, состоящие из одного-двух слогов. Поощряйте ребенка, если он пытается пользоваться другими способами общения: мимикой, жестами и интонацией.

Ø Играйте в «разговор по очереди». Установите с малышом контакт «глаза в глаза», улыбайтесь ему и, если он начал вокализовать, попробуйте повторить его вокализацию. Если вам сложно воспроизвести ее, удивитесь: «Правда? Неужели?» Произнесите эту фразу с такой интонацией, словно звуки, которые произносит ваш ребенок, и вправду имеют для вас большое значение. Поощряйте желание малыша говорить, брать на себя инициативу в разговоре и получать от этого удовольствие.

Ø Прием дополнения и развития мысли. Когда малыш начинает произносить отдельные слова, дополняйте и продолжайте его фразы. Например, указывая на кошку, малыш говорит: «Ки!», а вы договариваете: «Да, это киса. Киса говорит “мяу”!»

Ø Прием «лесов» (подпорок). Читайте ребенку стихи, поощряя его договаривать простые слова в конце строчки. Для таких занятий прекрасно подходят русские потешки и речевые игры: «Гуси-гуси», «Сорока-сорока», «Каравай-каравай». Например,

Взрослый: Гуси, гуси.

Ребенок: Га-га-га.

Взрослый: Есть хотите?

Ребенок: Да! Да! Да!

  1. Показывать на картинках одежду, игрушки, предметы домашнего обихода. Важным умением, характеризующим развитие речи и мышления ребенка, является способность узнавать на картинках хорошо знакомые предметы. Сделайте крупные фотографии таких предметов, например ботинка, мячика, плюшевого мишки, шапочки и др.

Ø Сначала убедитесь в том, что ребенок знает и правильно показывает предметы, которые вы называете. Положите перед ребенком три любых предмета (игрушки). Попросите его: «Покажи, где твой мишка?» Если малыш затрудняется ответить, помогите ему. Направляя ручку малыша, дотроньтесь до предмета и назовите его: «Вот мишка!»

Ø Когда малыш будет безошибочно показывать все три предмета, научите его класть фотографию предмета рядом с предметом. Объясняйте ребенку: «Посмотри, что на этой картинке? Это твой мишка. Покажи мне твоего мишку. Вот он! Давай положим его фотографию рядом». Помогайте малышу, направляйте его руку, когда он подносит фотографию к предметам. Постепенно старайтесь меньше помогать ребенку.

Ø Учите малыша узнавать и по вашей просьбе протягивать картинку или фотографию с изображением слова, не показывая соответствующий предмет. Для этого положите перед ребенком три картинки, назовите предмет и попросите малыша показать картинку, на которой изображен этот предмет.

  1. Сопровождать игры звуками и шумом. Помогите малышу научиться переносить имеющиеся у него произносительные навыки в игровую деятельность.

Ø Учите малыша сопровождать звуками простые игры с игрушками. Покажите ребенку, как катать машинку, протягивая «У-У-У» или имитируя звук мотора «Р-Р-Р», разрушать башню из кубиков или деталей строительного конструктора, говоря «БАХ!», показывать, как ходит, переваливаясь, мишка, произнося «ТОП – ТОП – ТОП».

Ø Купите тематические игровые наборы для ролевых игр: «ДОМ» с комплектом фигурок основных членов семьи, «Зоопарк», «Ферма». Учите малыша манипулировать с фигурками людей и животных, сопровождая игру подходящими по смыслу вокализациями. Например, «А-а-а» – спит малыш, «Ам!» – кормим куклу, «Тр-р-р» – звонит телефон в доме, а папа отвечает: «АЛЕ!»

Ø Учите малыша баюкать куклу, ходить с ней гулять, водить ее в гости и кормить, варить обед и другим действиям. Поощряйте стремление ребенка сопровождать игру любыми доступными ему вокализациями.

  1. Словесно выражать свои желания. Этоочень важно для дальнейшего развития ребенка. Овладев этим навыком, ребенок сможет рассказать о своих потребностях и чувствах (голода, жажды, боли) или сделать выбор.

Ø Используйте любые повседневные ситуации для того, чтобы стимулировать ребенка выражать свои потребности. Если малыш не может выразить словами свои желания, научите его использовать сначала жесты или мимику, отражающие его просьбу. Например, если кроха хочет пить или есть, он может показывать на рот, если хочет гулять – на дверь и т.п. Поощряйте любые попытки ребенка сопровождать звуками или словами свои просьбы.

Ø Учите малыша просить, называя интересующий его предмет. Покажите малышу любую игрушку, которая ему нравится, удерживая ее в своих руках. Если малыш протягивает руки по направлению к ней, попробуйте заставить его выразить желание в ответ на вопрос: «Что ты хочешь? Ты хочешь БИ-БИ? Попроси у меня "БИ-БИ"». Стремитесь к тому, чтобы ребенок произносил звукокомплексы или полные формы слов – в зависимости от его произносительных возможностей.

Ø Усложняйте игру: пусть малыш выбирает интересующую его игрушку из двух. Например, в ответ на ваш вопрос: «Что ты хочешь? Мишку или машинку?», малыш должен назвать ту игрушку, которая его интересует.

  1. Называть предметы (отвечать на вопрос «Что это?»). Прием вопросов и ответов поможет малышу начать понимать смысл обращенных к нему вопросов.

Ø Покажите малышу игрушку и спросите: «Что это?» Затем назовите игрушку, выделяя голосом нужное слово: «Это мяч !» После многократного повтора попробуйте побудить ребенка ответить на вопрос: «Что это?», употребив знакомое для него слово.

Ø Усложните упражнение. Предложите ребенку назвать по очереди три предмета окружающей обстановки: задайте крохе вопрос «Что это?» и покажите на предмет. Сначала разложите предметы на столе, и если ребенок легко справился с заданием, расположите их в пределах комнаты.

  1. Говорить двухсловное предложение. После того как ребенок научится употреблять отдельные слова, нужно начать стимулировать формирование фразовой речи. Первые предложения вашего малыша не обязательно должны состоять из полных форм слов. Это могут быть предложения на так называемом «детском» языке, состоящие из лепетных или неполных форм слов.

Ø Рассматривая с ребенком картинки или наблюдая реальные ситуации, учите малыша описывать все то, что он видит. Не бойтесь использовать любые, доступные малышу формы слов. Вот примеры первых простых предложений, которые вы можете формировать у ребенка:

Ø Учите малыша говорить простые предложения с короткими словами-связками, сопровождая речь подходящими по смыслу жестами:

  1. Рассматривать и называть картинки в книжке.
Выбирайте малышу книгу, которая бы отвечала следующим требованиям: 1) Картинки должны быть четкими и простыми, с минимальным количеством деталей. Это могут быть фотографии знакомых ребенку предметов. 2) На лицевой стороне листа должен быть изображен всего один предмет, а оборотная сторона должна быть пустой. Это поможет малышу лучше сконцентрировать внимание на картинке и не отвлекаться. 3) Покупайте книжки с тяжелыми картонными страницами с глянцевой поверхностью. Малыш может переворачивать их самостоятельно, но не может порвать. Такая книга прослужит дольше. 4) Покупайте книжки-игрушки, в которых можно открывать спрятанные картинки. 5) Покупая книгу, выбирайте короткие сказки или истории с предсказуемым концом. 6) Делайте свои книжки с фотографиями ребенка, членов вашей семьи, предметов домашнего обихода и игрушек.

Ø Начните с простых книг без текста, с крупными красочными картинками. Посадите ребенка себе на колени. Рассматривая книгу, рассказывайте малышу о том, что нарисовано на картинке. Ваш комментарий не должен быть слишком простым. «Посмотри, это яблоко. Яблоко большое, круглое, зеленое. Ты любишь яблоко? Яблоко вкусное. Яблоко сладкое. Покажи мне, где яблоко?» Говорите четко и медленно. Дайте ребенку время рассмотреть картинку как следует. Рассказывая о детали, рукой ребенка дотрагивайтесь до нее. Например, когда вы говорите о том, что яблоко круглое, проведите его рукой, описывая круг. Сначала рассматривайте с ребенком одну и ту же книгу. Когда малыш потеряет интерес, поменяйте книгу.

Ø Постепенно знакомьте малыша с книгами, в которых рядом с картинкой есть стишок или небольшой рассказ о предмете, который изображен на рисунке. Читая ребенку, задайте ему вопрос о персонаже стихотворения или сказки: «Где собачка? Покажи собачку». Затем задайте вопрос по-другому: «Кто нарисован на картинке?», побуждая его ответить вам: «Собачка (или ав-ав)». Если малыш затрудняется, подскажите ему ответ: попросите принести игрушечную собачку. Таким образом, ребенок сможет уловить вязь между картинкой и реальным предметом (игрушкой).

1. Называть свое имя в ответ на вопрос «Как зовут?» Одним из показателей развития самосознания ребенка является его умение называть собственное имя.

Ø Встаньте с малышом перед зеркалом. Показывайте пальчиком ребенка на него и громко говорите: «Саша!» Когда малыш научится называть себя по имени, научите его называть свое имя в ответ на ваш вопрос «Как тебя зовут?».

1. Различать понятия «большой», «маленький». Малыш познакомится с простыми характеристиками предметов.

Ø Возьмите две игрушки, отличающиеся по размеру, например большую и маленькую игрушечные собачки. Поговорите с малышом об этих игрушках: «Смотри, к тебе в гости пришли две собачки. Эта – большая. Послушай, как она громко лает: АВ-АВ-АВ! А это маленькая. Она лает тихо: ав-ав-ав. Давай посадим их в домики?»

Ø Из двух картонных коробок, отличающихся по размеру, сделайте два домика, вырезав в боковых стенках отверстия. Объясните ребенку: «Большую собачку мы посадим в большой домик, а маленькую собачку – в маленький домик». Покажите малышу, как это сделать. Затем достаньте игрушки из коробки и предложите повторить ваши действия. Протягивайте малышу по одной игрушке, называя ее размер: «Вот тебе большая собачка. В какой домик ты ее посадишь?» Если ребенок пытается посадить большую собачку в маленькую коробку или наоборот, терпеливо объясните ему: «Посмотри, большая собачка не помещается в этот домик. Давай попробуем посадить ее в этот большой домик» или «Этот домик слишком большой для маленькой собачки, давай попробуем посадить ее в домик поменьше».

Ø Учите малыша сортировать разные по размеру предметы – большие и маленькие мячи, ложки, кубики.

Ø Учите ребенка показывать на картинках и в книжках большие и маленькие предметы, после того как вы назовете их.

2. Повторять два числа. Учите ребенка произносить цифры. Это упражнение не ставит целью формирование элементарных математических представлений. Помогайте малышу запоминать и повторять доступные для него слова.

Ø Для того чтобы познакомить ребенка с числовыми понятиями, создавайте игровые ситуации, в которых нужно считать различные предметы или просто называть числа.

Ø Считайте, загибая пальчики ребенка.

Ø Называйте цифры, нажимая пальчиком малыша на кнопки телефона.

Ø Показывайте крохе цифры в книжках и громко называйте их.

Ø Рассыпьте на однотонный цветной поднос тонким слоем манку, рисуйте пальчиком малыша цифры и называйте их, стимулируя его повторить вслед за вами.

3. Говорить предложениями из двух-трех слов. Одним из показателей речевого развития ребенка является постепенное усложнение фразовой речи, умение употреблять в спонтанной речи фразу, состоящую из 2–3 слов.

Ø Произносите короткие фразы, состоящие из слов, которые есть в активном словаре вашего ребенка. Используйте любые спонтанные ситуации – прогулку, рассматривание картинок в книжке, чтобы стимулировать ребенка говорить простые короткие фразы. Вот несколько примеров коротких фраз, которые могут быть доступны вашему малышу: «Это большой дом. Там папа идет. Я иду домой. Тут маленький кот».

Ø В дальнейшем пользуйтесь приемом расширения предложения. Показывайте малышу, как можно удлинять фразу, прибавляя по одному слову: «Вот дом. Вот большой дом. Вот большой синий дом. Вот большой синий красивый дом».

4. Употреблять местоимения «я», «мне», « мое», «мои». Умение употреблять эти местоимения является показателем не только речевого развития ребенка, но и его самоидентификации.

Ø Помогите малышу понять, в каких ситуациях употребляются соответствующие местоимения. Задавайте малышу вопросы, требующие односложного ответа. Например, показывая любимое малышом лакомство, спросите: «Кто хочет печенья?», побуждая его ответить «Я!».

Ø Разбирая вещи в шкафу, покажите малышу и спросите: «Чья это рубашка?», побуждая его ответить: «МОЯ!»

Ø Создавайте аналогичные ситуации, для того, чтобы научить ребенка употреблять другие местоимения.

5. Называть действия (спит, идет, кушает). Используя простые глаголы, малыш расширяет свои речевые возможности: он может рассказать о своих желаниях, потребностях и действиях.

Ø Учите малыша описывать действия, наиболее часто совершаемые в быту:

§ действия, которые он сам совершает в данный момент (я иду, я ем, я бегу и т. д.);

§ действия, которые он совершает, манипулируя с игрушкой (машина едет, кукла спит);

§ действия, которые он видит на картинке или фотографии (мама стоит, папа сидит, баба идет, малыш ест, кот спит, собака пьет).

Логопедическая работа с неговорящими детьми.

В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности с целью их социальной адаптации и интеграции в общество.

Долгое время детей с умеренной степенью умственной отсталости из-за тяжелого недоразвития познавательной деятельности, а также отчетливо выраженных физических и психических нарушений считали необучаемыми. В последнее время формируется общественное мнение относительно детей- инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развития, но нуждающиеся в определенной опеке, индивидуальной помощи.

Дети с умеренной умственной отсталостью являются наиболее сложной группой аномальных детей. На фоне глубокого нарушения всей познавательной деятельности особенно отчетливо выступает недоразвитие речи. Большая часть детей, поступивших в специальные коррекционные учреждения имеют системное недоразвитие речи разной степени выраженности. Поэтому, коррекция речевых нарушений у данной категории детей является необходимостью. В данной статье будет представлена система работы с неговорящими детьми. Предлагаемая система работы была создана на основании методики Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, адаптированной для данной категории детей, использован опыт работы А.В. Гришвиной, Е.Я.Пузыревской, Е.В.Сочевановой, Г.А.Каше, Р.И.Лалаевой.

Коррекционная работа проводится по следующим направлениям:

1 .Развитие психических функций

2..Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации.

4. Развитие импрессивной речи

5. Развитие экспрессивной речи.

1. Развитие психических функций

Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребенком с умеренной умственной отсталостью – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому начинается работа с развития подражательной способности ребенка. Нужно научить его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

Многие исследователи (А.А.Катаева, Е.А.Стребелева, В.И.Липакова и др.) считают, что работу по развитию импрессивной речи детей с умственной недостаточностью следует начинать с создания сенсорной базы, так как в процессе восприятия ребенком накапливаются зрительные, двигательные, слуховые, осязательные образы, что необходимо для дальнейшего развития их устной речи. Важно, чтобы процесс восприятия свойств предметов был сопряжен со словом. В этом случае слово оказывается наполненным конкретным значением и вызывает в представлении ребенка образ предмета.

В играх на развитие зрительного восприятия, памяти, внимания детям дается понятие об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), форме предметов (круг, треугольник, квадрат), величине (большой, маленький): формируется умение удерживать в памяти ряд предметов, картинок.

Развитие слухового восприятия, памяти, внимания направлено на то, чтобы в процессе специальных игр и упражнений у детей развивалась способность узнавать и различать неречевые звуки. Широко используются музыкальные игрушки. Определенное место занимает работа над воспроизведением ритма. Ребенка просят отхлопать, отстучать по столу (на бубне, барабане) несложный ритм.

2. Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации

Развитию общей моторики способствуют физминутки, речевые игры с движением, когда логопед читает текст, а дети выполняют соответствующие движения. Это и ходьба (на месте, на носочках, на пятках, с движением рук), и прыжки (на обеих ногах и поочередно на каждой), и игры в мяч (ловить, катать, по заданию подкатом попасть в ворота и т.д.).

Развитие моторики пальцев рук, пространственных представлений и пространственной ориентации предполагает повторение определенных манипуляций пальцами рук, произведенных учителем (сжимание в кулак, сгибание и разгибание); построение из кубиков домиков, башен; работу с разборными игрушками, мозаикой; составление предметных разрезных картинок; складывание из палочек геометрических фигур; раскрашивание рисунков по контуру; расстегивание пуговиц, завязывание шнурков; пальчиковую гимнастику.

3.Развитие дыхания, голоса, артикуляционной моторики

Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Этот период является подготовительным. Ведется работа над:

1) формированием: долгого выдоха и усилением направленной воздушной струи.

Начинать работу нужно с постановки диафрагмального дыхания, далее переходить к воспитанию плавного длительного выдоха, а затем к развитию правильного дыхания в процессе речи.

2) формированием простейших артикуляционных движений.

Упражнения для губ: сжатие, вытягивание трубочкой, растягивание в улыбку, открывание и закрывание рта, сосательные движения, вибрация, дутье.

Упражнения для языка: движение языка вперед - назад при открытом рте, вправо- влево, вверх- вниз, щелканье.

Упражнения на начальных этапах даются дозировано (особенно упражнения на дыхание), чтобы не утомить ребенка, не вызвать ухудшения самочувствия. Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме, ведь многие дети боятся зеркала, не терпят вмешательства в рот.

4.Развитие импрессивной речи

Дети с умеренной умственной отсталостью даже в школьном возрасте имеют разный уровень развития импрессивной речи.У одних понимание обращенной речи в пределах бытовой ситуации, а у других оно практически отсутствует. Развитие импрессивной речи предполагает:

1) Понимание элементарных инструкций (на, дай, возьми, положи, открой, закрой) в процессе обыгрывания игрушек и действий с предметами..

2) Накопление пассивного предметного словаря.Ребенок должен запомнить названия предметов, которые его окружают.

Нужно заметить, что не все дети на начальных этапах работы понимают изображение предметов на картинке. С такими детьми работа ведется с использованием игрушек, а иногда и натуральных объектов, например овощей или фруктов. Позже учим детей устанавливать сходство предмета и его изображения.

3) Понимание названий действий. Важной составляющей является накопление пассивного глагольного словарного запаса. Глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам или близкие ему люди (спит, ест, идет, сидит, стоит, бежит, прыгает и т. д.). Обучение пониманию действий лучше начинать с выполнения этих действий самим ребенком. Когда он достаточно хорошо сможет выполнять действия по инструкции, можно перейти к обыгрыванию их с помощью игрушек. В процессе организованной логопедом игры ребенку даются задания типа: посади куклу, положи мишку спать т.д. Далее переходим к сюжетным картинкам. Сначала учим детей понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом, например: мальчик стоит, сидит, ест, пьет и т. д.

Затем усложняем задачу и учим ориентироваться в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов и субъектов действия. Детям задаются вопросы: «Покажи, кто бежит? Кто рисует? Кто стоит?»

4) Понимание вопросов по поводу происходящих действий: где? куда? что? откуда? кому? для кого?

Сначала понимание каждого вопроса отрабатывается отдельно. Постепенно дети учатся ориентироваться в понимании вопросов, поставленных к сюжетной картинке.

5) Узнавание предмета по назначению.

6) Узнавание предмета, игрушки, животного по описанию.

7) Соотнесение слов «один-много» с соответствующим количеством предметов.

8) Соотнесение слов «большой- маленький» с величиной предмета.

Если ребенок не соотносит цвет или величину с их словесным обозначением, то нужно ограничиться сличением предметов по их цвету или величине.

9) Различение грамматической формы единственного и множественного числа существительных с окончаниями –ы(-и) (шар-шары, мяч- мячи), с окончаниями-а(-я) (дом-дома).

5.Развитие экспрессивной речи

Поскольку экспрессивная речь неговорящих детей состоит из отдельных плохо произносимых звукоподражаний или односложных слов-корней, основная задача логопеда - вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.

Логопеду нужно создать такие условия, чтобы затрагивались положительные эмоции ребенка, чтобы ему захотелось подражать слову взрослого. В работе с «особыми» детьми важно учитывать их индивидуальные особенности. Логопеду следует понаблюдать, к каким занятиям или игрушкам они проявляют особый интерес, в каких ситуациях у них возникает речевая активность. Некоторые дети «говорят» во время движения, другие - когда играют с любимой игрушкой. Необходимо максимально использовать эти моменты, т.к. не все дети способны, особенно на первых этапах, к произвольной деятельности. Активизация речи должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Широко используются звучащие и музыкальные игрушки («квакающие» лягушки, «пищащие» птички, погремушки, гармошки, «говорящие» куклы в нарядной одежде), а также яркие пирамидки, мячи и т.д.

Последовательность работы по вызыванию речи может быть следующая:

    Развитие произносимой речи на звукоподражаниях.

Подражание крикам животных («мяу», «ав-ав»), музыкальным игрушкам («ля-ля-ля», «ду-ду»), транспорту («би-би»), различным шумам («бах», «топ-топ», «кап-кап»), выражение своего состояния («ай», «бо-бо»).

Надо подбирать звукосочетания исходя из возможностей детей. У одних легче вызываются губные звуки («ба-ба»), у других –переднеязычные («дя-дя»), у третьих-заднеязычные («га-га»), а кто-то может произнести только гласные.

2) Называние в доступной форме близких ребенку лиц (мама, папа, баба и т. д.), имен близких или игрушек.

3) Просьбы («дай», «на»).

После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо начинать работу над воспроизведением ударного слога, а затем интонационно- ритмического рисунка одно- .двух-, трехсложных слов.

Лепетные слова объединяются в простые предложения, содержащие обращение и повеление (Мама, дай); указательные слова и именительный падеж существительных (Тут киса); повеление и прямое дополнение (Дай мяч).

Все занятия логопеда с данной категорией детей проходят в игровой форме, что позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.

Используются речевые игры, яркие, интересные игрушки. Игра является необходимостью, без которой не возможны положительные результаты. Медленно, но речь детей развивается, они начинают использовать ее как средство общения.

Занятие № 5

Задание 1.

Цель: активизировать ощущения собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей.

Взрослый выдавливает крем на гладкую поверхность (зеркало, плоскую тарелку) и, работая рукой ребенка, размазывает крем по зеркалу (тарелке). Все действия сопровож­ даются словами:

По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)

Топ-топ! (стучит ладонью по зеркал у)

По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)

Скок-скок! (постукивающие движения).

Аналогичные движения производятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:

По кочкам, по кочкам - топ-топ,

На бугорочки - скок-скок,

В ямку - бух!

Задание 2 .

Цель: формировать произвольный выдох .

Игра «Занавесочка». Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги. Предлагаемая инструкция: «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).

Задание 3.

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания «а-а-а », развивать слуховое внимание.

Игра «Айболит »: взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знако­ мые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.

    У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»

    Как плачет Зайка?

    У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.

Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним, потом произносит само­ стоятельно звукоподражание «а - а - а!»

Занятие № 6.

Задание 1.

Цель: активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоцио­ нальный настрой на занятия со взрослым.

Взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

Сорока - сорока Кашку варила.

Деток кормила.

Этому дала (по очереди загибаются мизинец),

Этому дала (безымянный),

Этому дала (средний),

Этому дала (указательный),

Этому дала (большой пальцы).

Задание 2.

Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику),

На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нуж­ ную коробочку).

Варианты:

    использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;

    увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).

Задание 3.

Цель: учить соотносить игрушки с сопряженным, отраженным или произвольным зву­ коподражанием и различать их.

Игра «У нас в гостях» («Зоопарк»): Из-за ширмы последовательно появляются игруш­ ки: мишка, кукла, крокодил, волк, зайчик. Они «здороваются» с малышом («а - а - а», «у - у - у») и прячутся за ширму.

Вопросы и инструкции:

    Угадай, кто поздоровался? Покажи.

    Позови того, кто поздоровался (вызов звукоподражаний).

Усложнение:

А . «Чудесный мешочек».

Доставая из него игрушки, ребенок воспроизводит звукоподражания.

Вопросы и инструкции:

- Покажи, кто позвал?

Кто поздоровался так: «А - а - а»?

Б . «Кто ушел?» На столе 2-3 игрушки (самолет, волк, крокодил). Ребенок воспроиз­ водит звукоподражание к каждой игрушке. После этого одна из них убирается (напри­ мер, крокодил).

Вопрос: «Кто ушел?» (побуждать к произнесению звукоподражания).

Взрослый обращает внимание на то, как ребенок фиксирует взгляд на игрушке и про­ слеживает взглядом ее движение над ширмой.

Инна Солдатова

МБДОУ «Детский сад «Берёзка» п. Пурпе ЯНАО

Начальный этап работы с неговорящими детьми . Методические приёмы и игры , способствующие формированию пассивного словаря и импрессивной речи ребёнка.

Материал разработала :

учитель –логопед Солдатова Инна Анатольевна

первая кв. кат.

В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими, а также выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме .

Неправильно было бы пытаться „перескочить" этот естественный период в развитии детской речи и начинать логопедическую работу с неговорящими детьми с разучивания правильно произносимых слов или , что еще хуже, с постановки звуков. Однако не следует расширять автономную речь детей. Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов .

Логопеду необходимо создать условия , в которых бы у ребенка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Так, например, по просьбе логопеда ребенок подражает крикам животных и птиц : „ам“, „му“, „ко-ко“ и т. д. ; це

очка этих звукоподражаний удлиняется до 3-4 слогов : „ам-ам-ам“ (подражает лаю собаки) или „ко-ко-ко“ (подражает кудахтанью курицы) .

Активизация речи детей, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельность ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при различных,- но обязательных условиях : эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры , насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей , насколько изобретательным будет логопед.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще : „Сделай, как я делаю“. Необходимо научить детей под

ажать действиям с предметами (например, игра в мяч, научить подражать движениям рук, ног, головы („Полетели, как птички“; „Постоим на одной ножке" и т. п.) . Свои действия и действия детей логопед сопровождает словами , желательно в стихотворной форме .

Задание 1 Научить ребенка класть кисти рук на стол таким образом, как кладет их взрослый.

Приемы к выполнению задания

Логопед предлагает положить ладошки на стол так, как он показывает. Вначале дети выполняют только одно движение обеими кистями рук, например, кладут руки на стол ладонями вниз.

(Задания 1-3 имеют одну общую цель-развитие подражания телесным движениям, мимическим, дыхательным, артикуляционным, голосовым.)

Выполнив это движение по подражанию за взрослым, дети убирают руки со стола, кладя их себе на колени. Затем им предлагается попеременно положить руки ладошками вверх, поставить их на ребро, зажать в кулачок и т. п.

После того как ребенок научится воспроизводить всего одно движение кистями рук, ему предлагается соединить два движения, например : положить кисти рук ладонями вниз и здесь же их поставить на ребро, а затем уже убрать со стола. Отрабатывая репродукцию двух попеременно сменяющихся поз кистей рук, дети постепенно овладевают серией движений, которые логопед может сопровождать коротким четверостишием :

Ладошки вверх, ладошки вниз, а теперь их на бочок и зажали в кулачок.

С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т. д. ; потянуть звуки „а-а-а-а“ (девочка плачет, „у-у-у“ (труба гудит, „ау“ (заблудились дети, „и-и-и“ (плачет мышонок, „уа“ (плачет Ляля, „ой-ой, ай-ай“ (укусила оса) .

Задание 2. Провести упражнения для губ. Например, сделать трубочку; остановить лошадку,тпру“); попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы.

Задание 3. Провести упражнения для языка, например : облизывать губы; показать, как кошка лакает молоко; сделать „уколы“ в каждую щеку; „почистить зубы языком; пощелкать языком.

Игровые приемы, сочетающие в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание отдельных звуков, слогов

Логопед читает текст, дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.

„Ходьба.

Логопед. Мы проверили осанку.

Дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята.

Логопед. И свели лопатки (дети отводят плечи назад) .

Мы ходим на носках (идут на цыпочках) .

Мы идем на пятках (идут на пятках) .

Мы идем, как все ребята (шагают маршеобразно) .

И как мишка косолапый (идут размашисто, в развалку) .

„Ходьба“.

Все проводится как в предыдущем упражнении, движения сопровождаются проговариванием слогов ах, ох, ух в такт шагов.

Логопед. Как косолапый мишка,

Пойдем мы все потише,

Потом пойдем на пятках,

А после на носках.

Потом быстрее мы пойдем (ох, ох, ох)

И после к бегу перейдем. (Бегут, затем останавливаются : ух)

„Подуем на плечо“.

Логопед. Подуем на плечо (голова прямо - вдох, голова повернута - выдох) . Подуем на другое (дуют на плечо) .

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою (поднимают голову вверх, дуют через губы) .

Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют) И остановимся пока.

„Труба“.

Логопед. Мы пришли и сели (сидят на стуле) .

Играем на трубе (подносят кисти рук, сжатые в кулак, к губам) .

Подудим мы в свою трубу.

Дети. Ту-ту-ту, бу-бу-бу.

„Насос“.

Логопед. Это очень просто : покачай насос ты.

Дети. С-с-с-с (изображают накачивание насоса, наклоняясь вниз, делают выдох, распрямляясь, делают вдох).

Логопед. Накачай насос ты. Это очень просто.

Дети. С-с-с-с.

„Дом маленький, дом большой".

Логопед. У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводит руки в стороны) .

Дети (сердито) . Ой, ой, ой (поднимают руки вверх) .

Логопед. А у зайца маленький, ай, ай, ай (жалобно) .

Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками.

Дети (жалобно) . Ай, ай, ай.

Логопед. Мишка наш пошел домой (дети идут вразвалку) .

Дети (сердито) . Ой, ой, ой.

Логопед. Да и крошка заинька.

Дети (прыгают на двух ногах) . Ай, ай, ай.

Логопед. Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Дети сидят на корточках.

Дети (жалобно) . Ох, ох, ох.

Логопед. Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

Дети распрямляются, потягиваются.

Дети (весело) . Ай, ай, ай.

Логопед. Усы раздвинув смело,

Жуки жужжат в траве.

Дети сидят, раздвинув руки.

Логопед. „Ж-ж-ж-у,- сказал крылатый жук,-

Посижу и пожужжу.

Дети складывают на груди руки.

Дети. Ж-ж-ж-ж.

Логопед. Бормочут куры по ночам.

(Дети стоят, согнувшись в спине, свесив руки и опустив головы. Похлопывают себя по коленям, произносят : тах-тах-тах.)

Дети. Тах-тах-тах.

Логопед. Поднимем руки мы к плечам.

(Дети выпрямляются, делают вдох.)

Потом опусти так.

Дети наклоняют корпус вперед.

Дети. Ко-ко-ко.

„Самолет.

Логопед. Посмотрите в небеса -

Самолет там, как оса.

Дети смотрят вверх.

Логопед и дети. З-з-з-з.

Логопед. Жужжит самолет и машет крыльями.

Дети разводят руки и поворачивают туловище вправо-влево.

Дети. З-з-з.

Задание 4. Вызвать аморфные слова . В скобках приведено возможное звукопроизношение слов . Допустимы любые ответы.

Замечание к выполнению задания.

Логопед называет те слова , которые хочет получить в экспрессивной речи неговорящего ребенка . Надо подбирать звукосочетания исходя из возможностей детей. У одних детей легче вызываются губные звуки („баба",му-му“, у других - задненёбные,ка-ка“,га-га“, у третьих - переднеязычные („ди-ди“, „ти-ти") .

Удавшиеся звуковые комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5-6 повторений) . Произнести эти звукосочетания то тихо, то громко, то медленно, то быстро, то сердито, то нежно, ласково. Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Артикуляционные упражнения лучше давать только в игровой форме .

Название близких ребенку лиц : мама,ма“, папа,па“, баба,ба“, дядя,дя“, тетя,ть“).

Имена близких лиц или игрушек, кукол : Оля („о“,оя“, Нина,ни“, Вова („ова“,ва“) .

Просьбы : дай, на („дя“,ня“, где? ,де“, там,тя“, здесь,де“) . Выражение желания что-либо повторить еще раз : еще („исё“,сё“) .

Выражение своего состояния междометиями „ай“, „ой“ (больно, „шшь“ (тише) .

Подражания крикам животных : собаки - ав-ав, ам-ам („аф“) ; коровы-му-му,у“); ослика - иа-иа,а“); кошки - мяу-мяу („ау“,мияу“) ; козлика - бе-бе,пи-пи“).

Подражание крикам, пискам : комара - и-и-и; птички -

пи-пи-пи или ти-ти-ти („и“,ти“) ; кукушки - ку-ку-ку („уку“) ; курочки - ко-ко-ко, ко-ко-ко,око“); лягушки - ква-ква,ва-ва“, тяп-тяп,яп“).

Подзывы животных и управление животными : кошкой - ксс-кс-кс или кис-кис-кис, брысь,бить“); управление лошадкой - но (поехали, пру (остановились) ; позвать цыплят - тип-тип-тип или цып-цып-цып.

Подражание музыкальным игрушкам : дудочке - ду-ду-ду

Дю“); балалайке - ля-ля-ля („я) ; колокольчику- бом-бом-бом („ом-ом“) .

Подражание транспортным шумам : машине - би-би, ди-ди; самолету - у-у-у (низким голосом) ; паровозу - ту-ту.

Подражание шумам, производимым предметом при падении ,- бух или бах („ах“,вах“) ; звукам шагов - топ-топ („оп“,оп“) ; стуку молотка - тук-тук,ту-ту“); каплям воды - кап-кап.

Эмоциональные восклицания : ай, ой, ох-ух,хь“).

Игровой прием к заданию

„Какое у Маши высокое крылечко. Дом куклы Маши стоит на горе. К нему из кубиков дети строят крыльцо. На столе разложены игрушки, изображающие зверей, птиц и т. д. В гости к Маше приходят звери, птицы. Когда они поднимаются по ступенькам, то на каждой ступеньке „подают голос : одни выражают свою усталость, а другие - радость. „Га-га-га. - говорит гусь, „ко-ко-ко. “ -

кричит курочка, „ой-ой-ой. .- жалуется лиса, „пи-пи-пи-пи“,- радостно пищит мышонок.

Задание 5. Предложить детям назвать свои игрушки, знакомые предметы (или предметные картинки) ; допустимы искажения и замещения звуков.

Примерный лексический материал

Киска, зайчик, мишка, рыба, козлик, собака, Петя, белка, лиса, ослик.

Мяч или мячик,аги“, гриб или грибок,ги“, дом или домик,оми“, кубик,ку“, машина,сина“, самолет,алё“, пароход,охот“).

Примечание. Для активизации речи рекомендуем использовать игры в „магазин " (дети покупают игрушки, предметы, „Узнай новую игрушку" (дети называют неожиданно появляющиеся игрушки, „Какой игрушки нет?“ (ребенок называет игрушку, которую от него спрятали , „Расставь игрушки, как я скажу, а потом их назови сам“, „Кто быстрее принесет игрушку", „Подскажи нужное слово " (логопед читает стихотворение, дети подсказывают рифмующиеся слова ).

Задание 6. Предложить повторить за логопедом названия предметных картинок. Можно организовать игру в лото. Логопед четко, утрированно произносит ударные гласные в словах . Дети произносят слова как могут . Произношение гласных а, о, у, и (под ударением) желательно затем отработать .

а : Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, сани, тапки, шапка, палка, мак, зайка, рак, мальчик, пальчик, чашка.

о : Оля, Коля, Зоя, ослик, домик, боты, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка, лодка.

у : утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

и : Дима, киса, Инна, гриб, липа, Зина, Нина.

Задание7. Вызвать у детей двухсловные предложения с помощью соединения слов где , дай, на, вот, тут и произносимых слов из заданий 5 , 6.

Где мячик? („де мя?“) -Вот мячик („оть ати“) .

Где машина? („де сина?“) -Вот машина („оть сина“) .

Дай машину („дя сина“, „дя си“) .

Дай кису („дя ки“, „дай кс“, „дя кс“) .

Пример : фрагмент игры в лото

Логопед подбирает предметные картинки, на которых изображены предметы, животные, названия которых доступны детям. Организуя игру в лото (или любую другую, логопед ставит ребенка перед необходимостью попросить знакомую картинку.

Отдавая картинку, ребенок должен сказать слова на , дай, вот, бери.

Игровой прием

Прячут игрушки, названия которых дети знают. Если ребенок

задает ведущему вопрос, включающий слово где и название игрушки (в любом произношении, то ведущий дает игрушку, о которой спрашивал ребенок.

Задание 8. Научить ребенка дай пить („дя пи“) дай еще („дя исё“) мама, идем („мама дём“) идем домой („дё амо“)

выражать свои желания словесно : хочу пить („атю пи“) хочу гулять („атю гуя“) идем гулять („дё гуя“)

Итог логопедической работы

В итоге логопедической работы на этом этапе формирования устной речи дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением .

Пассивный словарь должен состоять из названий предметов , которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко) .

У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого . Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых речезвуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослого.



К средствам развития речи детей можно отнести лю­бую деятельность, которую направляет, планирует и ко­торой руководит взрослый. Это обучение, игра, бытовая и повседневная деятельность, труд, восприятие произве­дений искусства, наблюдение, экскурсии, праздники и раз­влечения и др.

Ведущим средством формирования речи ребенка является обучение. Обучение родному языку - планомерный, целенаправленный процесс развития у детей познаватель­ных способностей, усвоение ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словарного запаса, формирования речевых умений и навыков. Основ­ная форма обучения - занятие . По дидактическим целям выделяют такие типы занятий :

Занятия по сообщению нового материала;

Занятия по закреплению умений и навыков;

Занятия по обобщению и систематизации знаний;

Итоговые, проверочные занятия;

Комбинированные (объединенные).

Общие дидактические требования к занятиям

1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения.

2. Коррекционная направленность занятия, определя­ющая содержание и методику его проведения.

3. Оптимальная интенсивность нагрузки.

4. Воспитывающая и развивающая направленность обучения.

5. Использование приемов обучения в соответствии со структурой занятия.

7. Доступность в содержании и приемах обучения на занятии.

8. Использование разнообразных наглядных средств обучения.

9. Эмоциональный положительный фон занятия.

10.Сочетание коллективного характера обучения на занятии с индивидуальным и дифференцированным под­ходом.

11.Применение разнообразных форм закрепления ма­териала на занятии и в другой деятельности.

12. Речевая активность каждого ребенка.

13. Учет результатов занятия.

Не всякий программный материал по развитию речи может быть преподнесен путем обучения на занятии. Боль­шая группа словаря - бытового, природоведческого ха­рактера и др. - легче усваивается в практической деятель­ности. Обучение сочетается с другими средствами разви­тия речи: это предметная и игровая деятельность, самооб­служивание, ручной и хозяйственно-бытовой труд, конст­руирование, изобразительная, музыкальная деятельность. Эти виды деятельности являются эффективным средством формирования навыков речевого общения, активизации словарного запаса разговорной речи. Естественные жиз­ненные ситуации, понятные ребенку, способствуют разви­тию его речевой активности, самостоятельным высказы­ваниям, формированию умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Следует учитывать, что у умственно отсталых обуче­ние развивается по тем же законам, как и у нормально развитых детей, но с очень большим опозданием. Дети не умеют общаться между собой, не испытывают в этом по­требности. Это значит, у них отсутствуют коллективные виды деятельности, прежде всего - игра. Вначале устанавли­вается и развивается общение со взрослым, обращение с просьбами, выполнение элементарных поручений. Общение со взрослыми и развитие предметной деятельности форми­руют предпосылки общения между детьми. Этим процессом необходимо специально руководить, создавать ситуации, требующие общения, подсказывать средства общения, по­могать организовывать игры, совместную деятельность де­тей, не нарушать эмоциональную сторону общения

В работе по развитию речи применяются разные груп­пы методов и в основном - в сочетании: наглядные (экс­курсия, метод демонстрации, наблюдения, осмотр поме­щения, рассматривание предметов и игрушек); словесные (коллективный разговор, чтение произведений детской литературы, пересказ, беседа, чтение стихов, рассказ); практические (игра, практические действия, труд).

Словесные приемы:

Речевой образец,

Прием имитации;

Объяснение;

Указания;

Словесное упражнение;

Повторение (сопряженное, отраженное, индивидуаль­ное, хоровое);

Вопросы (прямые, наводящие, подсказывающие, реп­родуктивные, поисковые);

Оценка детской речи.

Наглядные приемы:

Показ предмета, движения, игрушки, картинки;

Показ с называнием;

Приемы работы с техническими средствами обуче­ния (диафильмы, диапозитивы, кинофильмы).

1. Игра должна быть доступна по содержанию и дви­жениям, решать задачи коррекционного воспитания и обу­чения.

2. Игра должна быть интересна детям.

3. Игра избирается с учетом психофизических и воз­растных особенностей детей.

4. Игра должна соответствовать программному ма­териалу.

5. Перед проведением игры проводится подготови­тельная работа, направленная на уяснение правил, игро­вых действий, цели.

6. Педагог руководит игрой, оказывает детям диффе­ренцированную помощь.

7. Большинство игр требует оснащения.

Система работы по формированию речи у неговоря­щих умственно отсталых детей предполагает использова­ние разнообразных методов и приемов работы, дидакти­ческого наглядного материала, различных видов деятель­ности и ситуаций естественного общения.

Поэтапное формирование устной речи у детей с нарушенным интеллектом

Первый этап . Развитие понимания обращенной к ре­бенку речи .

Задачи :

Развить у детей понимание отдельных простых просьб, обращений к нему;

Учить предметным действиям, пониманию сопровож­дающей эти действия речи;

Учить соотносить предметы и действия с их словес­ным обозначением;

Формировать интерес к игрушкам и игре, учить иг­ровым действиям;

Вызвать подражательную речевую деятельность де­тей в форме любых звуковых проявлений;

Учить детей выражать желания словесно, однослов­ным или двухсловным несинтаксированным предложением.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на I этапе.

Развитие у детей понимания отдельных простых просьб и обращений взрослого

Задание 1. Показать предметы из ближайшей окружа­ющей обстановки по просьбе взрослого.

Задание 2. Показать знакомых близких людей по просьбе взрослого.

Задание 3. Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бе­жать).

Задание 4. Показать по словесной инструкции действия на себе (на картинке): ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.

Задание 5. Научить понимать вопросы Что? Кого?, которые помогают выяснить объект действия: Что делает? У кого был? Кого видит?

Задание 6. Научить понимать вопросы Кто это? Что это? Кто? Что?, выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что лежит?

Задание 7. Научить понимать вопросы Где? Куда? От­куда? На чем?, выясняющие местонахождение предметов.

Задание 8. Научить понимать вопрос Чем?

Задание 9. Разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).

Задание 10. Разложить картинки в нужной последовательности.

Задание 11. Понимать вопросы к простой сюжетной кар­тине.

Задание 12. Совершать действия с отобранными предме­тами по инструкции педагога.

Игры

«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоро­вод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне - бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птич­ку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи

Игры

«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Пере­ложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамид­ки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картин­ку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».

Естественные бытовые ситуации

Задание 1. Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)

Задание 2. Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)

Задание 3. Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)

Задание 4. Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)

Задание 5. Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)

Задание 6. Чем приколачивает? Что приколачивает? (мо­лотком, картину и др.)

Задание 7. Чем режет? Что режет? (ножом, хлеб, сыр)