Методика изучения нумерации чисел в пределах сотни.

Материал для устных упражнений по теме: «Нумерация чисел в пределах 100»

Цель урока: Повторить материал нумерации чисел в пределах 100 .

Чтение и запись двузначных чисел, их десятичный состав, натуральное следование чисел, приёмы сложения и вычитания чисел, основанные на нумерации. При решении примеров на сложение и вычитание повторить названия компонентов и результатов этих действий, разные способы чтения примеров. Особое внимание уделить чтению примеров со скобками. При решении примеров на сложение и вычитание повторить названия компонентов и результатов их действий разные способы чтения примеров, обратить особое внимание на чтение примеров со скобками, закрепить умение решать уравнения. Прибавлять суммы к сумме и вычитание суммы из суммы.

1.Материал для устных упражнений по теме нумерация чисел в пределах 100 3+42 5+4 27+3 (6+6)+2 4+4+4+4 54-3 10-3 25+9 16-(10+5) 2+2+2+2+2 34+20 5+6 43+28 15-10+2 6+6+5 72-40 16-9 61-23 6+7-5 3+2 2. Дополни числа, расположенные на окружности, до 40. Назови числа, которые больше каждого из данных чисел на 5, меньше каждого из данных чисел на 10. Увеличьте каждое данное число на 2, на 20, на8. Уменьши каждое данное число на 3, на 6. 32
19 18

26 24

31


3. Выбери в каждой строке два числа, сумма которых равна 15.

7 3 8 5

6 10 3 9

5 11 2 4

13 4 5 2

4. Заполните пустые кружки так, чтобы в каждом следующем кружке было следующее числ о . 72
78


82

5. а) Считайте от 85 до 93, от 25 до 34, от 38 до 45; б) называйте числа в обратном порядке от 37 до 28, от 72 до 66; в) называйте числа через один от 12 до 24, от 24 до 32, от15 до 21; г) называйте числа через одно в обратном порядке от 11 до 7, от 16 до 8, от 28 до 18. 6. а) Какие числа находятся между 39 и 45, 75 и 65? б) Какое число предшествует числу 12 (20 . 40, 14, 90 ,19 ,91)? 7. Какие числа пропущены? а) 27, 28 , 29 …32 ,33 …37; б) 1, 3, 5, 7,….,11,13 .…17,19. 8. Прочитайте (разными способами) выражения и найдите их значения: 5 + 7 16 + 8 18 – 9 59 + 28 30 – 4 20 – 8 8 + 7 9+8 9. Сравните между собой сумму и разность чисел 2 и 3 (3и3 ,3 и 5 ,1 и 1 , 2 и 0). 10. Выбери из чисел 12 , 5, 8, 16 , 4 такие, при которых будут верны следующие записи: ; > 5; > 13.
11 . Прочитайте уравнение, решите их: 5 + х = 7 х+6 =12 8 – а = 3 х- 5 = 7 25+ а=45 b
+12 = 20 23- с = 10 b -20 = 45

12. Справа от дорожки 10 деревьев, а слева 19. Сколько всего деревьев слева и справа от дорожки? На сколько слева деревьев больше, чем справа? 13.В цветочном магазине приготовили 58 букетов, 30 букетов продали. Сколько букетов осталось непроданными? Замените числа в этой задаче другими. Решите эту новую задачу. Замените число 58 буквой а, число 30 буквой b . Решите эту задачу. б) В моей коллекции а камней. В коллекции моего друга на б камней больше. Сколько камней в коллекции моего друга? 14.На деревьях в роще грачи свили гнёзда. На берёзах 18 гнёзд, а на липах на 8 гнёзд больше. Сколько гнёзд свили грачи на липах? Какой ещё вопрос можно поставить? 15. Составьте задачи со словами на 2 м шире, на 3 м уже, на 2 кг меньше. 16. В заголовке стенгазеты 17 букв. Мальчик раскрасил 9 букв. Остальные он решил раскрасить завтра. Сколько букв осталось раскрасить мальчику? 17. Товарный поезд состоял из 32 вагонов. На первой станции прицепили 8 вагонов, а на следующей отцепили 12 . Сколько вагонов осталось в товарном поезде после этого? 18 . У девочки 6 тетрадей в клетку и в линейку. В клетку больше, чем в линейку. Сколько тетрадей в клетку и сколько тетрадей в линейку может быть у девочки? 19.а) Назовите эти фигуры. б) Как называется эта фигура?

Покажите стороны, вершины, углы этого многоугольника. Каждая сторона- это тоже геометрическая фигура. Как она называется? А как можно назвать вершину? 20. Покажите на этих чертежах знакомые вам фигуры.

21. Найдите во втором столбике число, которое на 4 больше, чем 8 (чем 25, чем 16 и т. д.)

22.Назови несколько выражений, значения которых равны 29, и несколько выражений, значения которых равны 27. 23. а) Найди сумму чисел: 3 и 7, 8 и5, 20 и 7, 8 и46, 37 и26. б) Найди разность чисел: 12 и 3, 35и5, 7и 166, 29 и 5, 25 и 54. 24. Поставь знак или = так, чтобы запись была верной 10* 6-6 45-40* 45-5 10* 16-6 (6+7)+3* 6+7+3 25 +3 * 25-3 (8+5) – 6 * (8- 5) +6 25 . а) Первое слагаемое 5 , второе неизвестно. Сумма равна 14.Чему равно уменьшаемое? б) От неизвестного числа отняли 8 , получилось 16 . Чему равно второе слагаемое? в) Уменьшаемое 80, вычитаемое неизвестно. Разность равна 12. Чему равно вычитаемое? 26. Дети привязали к бумажному змею верёвку длиной 6 м. Она оказалась короткой. Тогда они удлинили верёвку на 4 м. Какой длины получилась верёвка? 27.а) Берёза ниже сосны на 6 м. Какова высота берёзы, если высота сосны 8 м? б) Берёза ниже сосны на 6 м. Какова высота сосны, если высота берёзы 8 м? 28. В саду 21 яблоня. На трех яблонях в этом году не было яблок, а на остальных были. На скольких яблонях были яблоки? 29. 3+44 80 -28 6+ 7 4+ 4+4 (72 +27) - 60 45-40 70 +23 15 – 8 45 -45 (4 + 7) + (3 +6) 60-6 55+7 57 +36 58 – 0 95 – (45 + 28) 74 -3 74 -8 72 – 48 0 + 95 (40 + 4) – (20 + 2) 30. 8 мешков картофеля рассыпали поровну в 4 ящика. Сколько мешков картофеля насыпали в каждый ящик? 31 . Телега за один раз может перевезти 4 бревна. Сколько раз придётся грузить телегу, чтобы перевезти 16 брёвен? 32. В бочке 9 вёдер воды. Для поливки одной грядки требуется 3 ведра. Сколько гряд можно полить из этой бочки? 33. В моей коллекции 18 интересных камней. В коллекции моего друга на 4 камня меньше. Сколько камней у моего друга. 34. В моей коллекции а камней. В коллекции моего друга на b камней больше. Сколько камней в коллекции моего друга? 35. Составьте задачу, которая решалась бы так: 5 + 2, 14 – 7, (8 +7) + 4, (2+16) – 5. 36. В коробке 2 синих и 3 красных карандаша. Сколько нужно взять из коробки карандашей, чтобы среди них были 2 карандаша одного цвета? 37 .

38. Прочитайте выражение и найдите их значения:

(20 + 10) + (7 + 2),

(24 + 6) – (8 + 2)


39. Покажи прямые углы у этих многоугольников. Как проверить, что эти углы прямые? Покажите прямоугольник. Почему вы думаете, что это прямоугольник?

40 .а) Как называется эта фигура?

б) А эту фигуру можно назвать отрезком? Почему нельзя?

в) Можно ли эту фигуру назвать отрезком? А прямой?

41. Проведите отрезки BD и AC . А B

38. Изучение нумерации в пределах 100

Изучение устной нумерации в пределах 100 начинается с формирования у учащихся понятия о десятке. Предлагается отсчитать десять палочек и завязать их в пучок. Можно сказать "десять", "десяток" - т.е. десять единиц образуют десяток. Отсчитав по 10 палочек, мы получим еще 1 десяток и будет 2 десятка и т.д. Практически выясняем, что эти десятки можно сложить и вычитать как простые единицы.

После ознакомления с понятием "десяток", повторяем основные упражнения по образованию чисел в пределах 10 и то же самое проделываем используя термин "десяток": считаем 1 десяток, 2 десятка, ... и наоборот, выясняем: к 1 десятку прибавим 3 десятка, получим 4 десятка; из 7 десятков вычитаем 2 десятка, получим 5 десятков и т.д.

При изучении образования чисел от 11 до 20 из десятков и единиц может быть проведена такая практическая работа с дидактическим материалом: отсчитайте10 палочек, как сказать иначе, сколько у вас палочек? (1 десяток.)

38. Изучение нумерации в пределах 100.

Методика изучения нумерации, сложения и вычитание в пределах 100.

1. Научиться считать до 100 в прямом и обратном порядке единицами и десятками. 2. Уметь присчитывать и отсчитывать по 1, по 10 и равными числовыми группами (по 2, 5, 20) как отвлечённо, так и на предметных пособиях. 3.Уметь пользоваться порядковыми числительными. 4. Знать место каждого числа в натуральном ряду чисел в пределах 100, понимать свойства этого ряда. 5. Понимать десятичный состав чисел. 6. Уметь сравнивать числа (больше, меньше). 7. Уметь записывать и читать числа первой сотни. Урок, на к-ом учит будет знакомить учащихся с нумерацией круглых десятков, необходимо начать с повтор образования десятка из простых единиц. С этой целью предлагается отсчитать 10 палочек и связать их в пучок. 10 палочек, связанных в 1 пучок, - это десяток палочек. Счёт продолжается до 20. 10 палочек снова связываются в пучок. 1 десяток, или десять палочек, 2 десятка, или двадцать палочек. Считаем, присчитывая по одному десятку палочек. Один десяток, два десятка, три десятка, или тридцать, четыре десятка, или сорок. …, 9 десятков, или девяносто, прибавляем ещё 1 десяток, получаем 10 десятков, или сто. Последовательность изучения действий сложения и вычитания обусловлена нарастанием степени трудности при рассмотрении различных случаев: 1. Сложение и вычитание круглых десятков (30+20, 50-20). 2. Сложение и вычитание без перехода через разряд 30+5, 5+30, 30+26=30+20+6, 26+30. 3. Сложение двузначного числа с однозначным, когда в сумме получаются круглые десятки. Вычитание из круглых десятков однозначного и двузначного числа: 35+5=30+5+5, 35+45=35+40+5, 40-23=40-20-3. 4. Сложение и вычитание с переходом через разряд 35+7, 7+35, 35+27 (в столбик)

НУМЕРАЦИЯ В ПРЕДЕЛАХ 100

При изучении нумерации в пределах 100 школьники с наруше­нием интеллекта должны получить следующие знания и умения:


2. Уметь присчитывать и отсчитывать по 1, по 10 и равными
числовыми группами (по 2, 5, 20) как отвлеченно, так и н,1
предметных пособиях.

3. Уметь пользоваться порядковыми числительными.

4. Знать место каждого числа в натуральном ряду чисел и
пределах 100, понимать свойства этого ряда: каждое число н;\
единицу больше предшествующего и на единицу меньше после
дующего.

5. Понимать десятичный состав чисел. Уметь разложить число
на разрядные слагаемые и составить число из разрядных слагав
мых, знать разряды (единицы, десятки, сотни).

6. Уметь сравнивать числа, т. е. определять, какое число боль
ше или меньше другого, равно ему.

Изучение нумерации в пределах 100 для умственно отсталых школьников связано с преодолением ряда трудностей. В период изучения чисел в пределах 100 закладывается основа понимания сущности десятичной системы счисления: из 10 простых счетных единиц образуется новая (составная) счетная единица - десяток, из 10 десятков образуется новая счетная единица - сотня. Вот эту закономерность умственно отсталые учащиеся усваивают с большим трудом. Здесь требуется основательная наглядная база, постоянное сравнение чисел первого, второго десятков и чисел 21-99, например: 2 и 20, 2 и 12, 1, 10, 100 и т. д. Учащиеся испытывают затруднения в запоминании названий круглых десят­ков, их последовательности и особенно их счета в прямом и обратном порядке. С большим трудом они запоминают названия десятков «сорок» и «девяносто». Нередко по аналогии с образова­нием предыдущих числительных они соответственно называют их: «четыредцать», «девятдесят», а при переходе к новому десятку считают: «Двадцать девять, двадцать десять, двадцать одиннад­цать» и т. д. Как и при изучении предыдущих чисел, учащихся больше всего затрудняет счет в обратном порядке, присчитывание и отсчитывание равными числовыми группами.

При изучении письменной нумерации многие учащиеся долго не усваивают позиционное значение цифр в числе: вместо 35 записывают 53, при чтении чисел вначале произносят единицы, а потом десятки. Некоторые учащиеся, усвоив образование новых десятков, еще долгое время испытывают затруднения в понимании образования числа 100. Овладев устной нумерацией, некоторые учащиеся не могут овладеть письменной нумерацией (устно счита-146


«>т верно, а записывают числа от 1 до 100 по порядку неверно). Некоторые учащиеся, наоборот, правильно записывают числовой 1>нд, а при устном пересчете допускают ошибки.

Причины этих трудностей заключаются и в трудностях самого математического материала, и в психических особенностях уча­щихся, и в имеющих еще место недостатках организации изуче­ния данного материала: некоторая поспешность в отказе от ис­пользования наглядных пособий, недостаточное их разнообразие, ограничение изучения темы небольшим периодом времени и недо­статочное количество упражнений на закрепление этого материа­ла при изучении последующих тем.

Какие требования предъявляются к изучению данной темы?

1.Хорошее знание нумерации первого и второго десятка.

2. Использование разнообразных наглядных пособий и дидакти­
ческого материала не только при знакомстве учащихся с новыми
понятиями, но и в процессе закрепления и повторения знаний по
нумерации, включение каждого ученика в активную практическую
деятельность с дидактическим материалом.

3. Систематическое повторение нумерации при изучении после­
дующих тем математики, разнообразие заданий и упражнений для
самостоятельной работы, включение вариативных упражнений в
устный счет, активизация творческой и речевой деятельности уча­
щихся.

При изучении данной темы могут быть использованы нагляд­ные пособия и дидактический материал: 100 палочек, связанных в пучки по 10 штук, арифметический ящик, абаки (классный и индивидуальные), счеты (классные и индивидуальные), метровая линейка, 10 полос, разделенных на 10 равных квадратов, монет­ная касса - 10 гривенников, 1 рубль, квадраты (10x10) с числа­ми от 1 до 100, с четными числами, с нечетными числами; табли­ца разрядов (с разрядами единиц, десятков, сотен), цифровая касса и таблички с круглыми числами (10, 20, 30, 40, ..., 100).



Последовательность изучения нумерации в пределах 100: по­вторение нумерации в пределах 10 и 20; изучение нумерации круглых десятков; изучение нумерации чисел от 21 до 99 (сначала устной, затем письменной).

Изучение нумерации круглых десятков

Урок, на котором учитель будет знакомить учащихся с нумера­цией круглых десятков, необходимо начать с повторения образова­ния десятка из простых единиц. С этой целью предлагается отсчи-


тать 10 палочек и связать их в пучок. 10 палочек, связанных|

1 пучок, - это десяток палочек. Счет продолжается до 20. 10 г
лочек снова связываются в пучок. 1 десяток, или десять палоче

2 десятка, или двадцать палочек. Считаем, присчитывая по однол
десятку палочек. Один десяток, два десятка, три десятка, ш
тридцать, четыре десятка, или сорок, ..., 9 десятков, или девяно
то, прибавляем еще 1 десяток, получаем 10 десятков, или ст(
Один десяток (десять) - это 10 единиц. Два десятка (два;
цать) - это двадцать единиц и т. д. Подобные упражнения пров<
дятся и на других пособиях (арифметический ящик, счеты, мон<
ты и т. п.).

Учитель каждый раз обращает внимание на то, что счет десятка ми ведется так же, как счет единицами. Обращается внимание уча щихся и на обозначение чисел числительными. Первое слово в на! звании числа показывает число десятков: двадцать, тридцать, ...I пятьдесят и т. д. Полезно показать таблицу и читать числительны^ парами: два - двадцать, три - тридцать и т. д. В первом ряду счет ведется простыми единицами, а во втором - десятками:

Письменная нумерация круглых десятков может быть дана по аналогии с записью уже известных учащимся чисел 10 и 20. В числе 10 один десяток, цифра 1 записывается на втором месте справа, а на месте единиц записывается нуль. В числе 20 два десятка и нет отдельных единиц (показать на абаке, на счетах), цифра 2 записывается на втором месте, а на месте единиц запи­сан 0. В числе 30 три десятка, число десятков 3, а на месте единиц 0 и т. д.

Полезно использовать таблицу также для сравнения чисел пер­вого десятка и круглых десятков. Учащиеся должны учиться срав­нивать рядом стоящие числа по рядам и столбцам: 2>1 на 1 ед., 2 дес.>1 дес. на 1 дес., 20>10 на 10 ед.

Учащиеся реально не представляют себе множества чисел, на­ходящихся между круглыми десятками. Поэтому на следующем уроке, закрепляя счет круглыми десятками, необходимо познако­мить учащихся с образованием чисел 21-99.


1 Изучение нумерации чисел 21-99 "

Изучение нумерации чисел от 21 до 99 лучше всего начать с

|разования любого двузначного числа из десятков и единиц.

|цдо показать общий принцип образования этих чисел. Например,

или 2 десятка палочек и еще 5 палочек; 2 дес. см (2 дм) и еще

см. Получили число двадцать пять. Числительные образуются из

ух слов. Сначала произносятся десятки, а затем единицы. Это

К:ло откладывается на счетах. Так из десятков и единиц на

шкретном счетном материале учащиеся должны научиться обра-

Опывать любое двузначное число и называть его. Одновременно

"ни учатся обозначать эти числа письменно с помощью цифр.

Знакомство с письменной нумерацией лучше всего проводить с помощью абака. На абаке учитель просит отложить число (напри­мер, 21). Ученик анализирует это число. Оно состоит из двух десятков и одной единицы. В кармашки вставляются цифры, соот­ветствующие числу десятков и единиц. Хорошим пособием явля­ются и таблички с круглыми десятками, в которых нуль заставля­ется определенной цифрой, обозначающей число единиц.

После того как учащиеся поймут общий принцип образования и записи двузначных чисел, необходимо поработать над образова­нием и записью чисел 21-99 и отработать последовательность чисел от 1 до 100. Например, к двум брускам (двум десяткам) добавляется один кубик (одна единица), получается число двад­цать один, добавляется еще один кубик (одна единица), получает­ся число двадцать два - это два бруска и два кубика. Два бруска и три кубика образуют число двадцать три и т. д. Два бруска и девять кубиков образуют число двадцать девять, а если прибавить еще один кубик, то получится два бруска и десять кубиков, 10 ку­биков можно заменить одним бруском. Получилось 3 бруска - 3 десятка, или тридцать.

Важно постоянно обращать внимание на образование каждого нового десятка. Например, после образования числа 99 прибавить еще 1 единицу (кубик) - получилось 9 десятков и 10 единиц. 10 единиц заменим одним десятком, получим 10 десятков, или сто. Очень важно и на пособиях, и на числах особое внимание обратить на образование нового десятка: .

29+1=2 дес. 9_ед.+!_ед.=2 дес. 10 ед.=3 дес. 30-1=2 дес. 10 ед.-1 ед.=2 дес. 9 ед.=29 99+1=9 дес. 9_е! ц.+1_ед.=9 дес. 10 ед. = 10 дес. = 100 100-1 = 10 дес.-1 ед.=9 дес. 10 ед. -1 ед.=9 дес. 9 ед.=99



Так же как и при изучении чисел первого и второго десятка, не обходимо закрепить с учащимися свойства натурального ряд чисел: каждое число больше предыдущего и меньше последующей на единицу. Это только тогда становится ясным умственно отста лым школьникам, когда они не только называют числовой ряд I определенной последовательности, но и выполняют такие задания:

1.Назвать число на единицу меньше (больше) данного.

2. Заполнить числовой ряд недостающими числами:

4. Указать числа меньше и больше данного числа.

5. Каждое число в пределах 100 ученик должен уметь показать
на пособиях, знать, что оно образуется из предыдущего путем
прибавления еще одной единицы или путем вычитания из после­
дующего числа одной единицы.

В этот период большое внимание уделяется десятичному ана­лизу чисел (сначала с помощью пособий, а потом и без них). Учащиеся учатся составлять число из десятков и единиц, а также раскладывать его на десятки и единицы.

Можно предложить такие задания:

1. Взять два пучка палочек и еще 5 палочек. Какое число
получили? (То же самое задание выполняется на брусках и куби­
ках, полосках и квадратах.)

2. Взять 5 гривенников и 7 копеек. Сколько всего денег?

3. Отложить на абаке три десятка и две единицы. Какое число
отложили? (То же на счетах.)

4. Купили 3 десятка яиц и 5 яиц. Сколько яиц купили?

5. Отложить с помощью палочек (брусков и кубиков) число 37.
Сколько десятков и единиц в этом числе?


6. Отложить на счетах (абаке) число 86. Сколько десятков и
" м.иниц в этом числе?

7. Назвать десятки и единицы в числе 36.

8. На линейке показать 3 дм и 4 см. Сколько всего сантимет­
ров? Начертить отрезок длиной 2 дм и 3 см. Какой длины отрезок
н сантиметрах? Измерить данный отрезок в дециметрах и санти­
метрах.

Учитель демонстрирует таблицу-квадрат (10x10) с десятью ря­дами чисел от 1 до 100:

Такие же квадраты могут начертить ученики в своих тетрадях и вписать в них числа от 1 до 100. Если в классе есть учащиеся, которые еще не усвоили место единиц и десятков в числе, то им лучше вписывать в квадраты числа двумя цветами: единицы - одним цветом, а десятки - другим.

С помощью таблицы сравнивают:

рядом стоящие числа в натуральном ряду («На сколько одно число больше или меньше другого?»);

все числа одного ряда (число десятков постоянно, кроме по­следнего числа, а число единиц изменяется);

числа между собой в столбцах (число десятков меняется, а число единиц неизменно).

Каждое число в столбце можно сравнить с выше и ниже стоя­щим числом. Кроме того, целесообразно дать задания: прочитать столбец чисел, оканчивающихся цифрой 5, 7, 9, 0; объяснить, как образуются из чисел предпоследнего столбца числа последнего столбца - круглые десятки.

При изучении нумерации в пределах 100 учащиеся знакомятся с разрядной таблицей.

Учитель вводит новый термин «разряд», сообщая, что единицы относятся к первому разряду и пишутся в числе на первом месте справа, десятки - ко второму разряду и пишутся в числе на



втором месте справа, а

сотни - к третьему разряду и

пишутся в числе на третьем

месте справа.

После этого могут быть даны задания: назвать число, которое начинается с разряда десятков, с разряда сотен; сравнить числи 53 и 57, 61 и 41, 83 и 97, 1 и 51, 15 и 51. Сравнивать числа надо начинать с высших разрядов (если число десятков больше, то на единицы можно и не смотреть, так как все число будет больше 84<97, так как 8 дес.<9 дес.).

Учащихся надо познакомить с различной формой записи числа Например, число 85 можно записать и так: 8 десятков и 5 единиц, или 80+5. Число 85 представлено в виде суммы разрядных ела гаемых (а можно из разрядных слагаемых составить число 80+5=85) 85=8 дес. 5 ед., 85=80+5, 80+5=85.

Закрепляются и расширяются знания об однозначных и двузнач­ных числах. Дети могут назвать не только наименьшее, но и наи­большее двузначное число. Счет ведется в пределах 100 равными числовыми группами по 2, 5, 10, 20 сначала на конкретном материа­ле (числовые фигуры, арифметический ящик, счеты, монеты, мас­штабная линейка и др.), а затем отвлеченно в прямом и обратном порядке. Закреплению знания счета равными числовыми группами помогает работа с квадратом из 100 чисел (ученики считают и показывают числа, которые получаются от счета по 2, 5, 10, 20).

Учащиеся всей предшествующей работой по нумерации чисел в пределах 100 подготовлены к тому, чтобы понять различие числа и цифры (всего 10 цифр - О, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, а чисел очень много; с помощью этих 10 цифр можно обозначить любое число - цифра, стоящая в числе на первом месте справа, обозначает едини­цы, на втором - десятки, на третьем - сотни и т. д.).

Естественно, что понятие числа и цифры усваивается не сразу всеми учащимися. Только ежедневная, кропотливая работа в тече­ние длительного времени может дать положительные результаты. Для закрепления поместного значения цифр в числе могут быть проведены следующие упражнения:

1. Записать число 46. Сколько цифр в числе? Какие цифры? Что показывает цифра 6? Что означает цифра 4? 152


\1 Записать однозначное число (двузначное, трехзначное). Рлько цифр в этих числах?

|3 С помощью цифр 3 и 5 записать два однозначных числа. Влько всего чисел можно записать этими цифрами? |С нумерацией сотни целесообразно связать изучение мер 4пы (метр разделить на сантиметры и дециметры) и стоимости 5ль разделить на копейки).

|Для закрепления нумерации полезно выполнить действия сложе-и вычитания, причем приемы вычислений должны быть основа­на знании свойств натурального ряда чисел (24+1, 25-1), а ке на знании десятичного состава чисел (40+8, 48-8, 48-40). |Для решения случаев вида 24+1 и 25-1 наглядным пособием >1чно служит таблица с записью чисел от 1 до 100. (Чтобы результат прибавления к числу 1, надо в числовом ряду Йайти следующее за ним число, а чтобы узнать результат вычита­ния из числа 1 - предшествующее число.)

Сначала при сложении и вычитании числа с единицей учащие­ся опираются на числовой ряд. Затем этим пособием разрешается пользоваться лишь тем ученикам, которые еще нетвердо знают последовательность чисел. Постепенно всех учащихся надо пере­водить на решение примеров без использования пособия. При выполнении действий вида:

48- 8 48-40

проводится рассуждение:

«40 - это 4 десятка (берем 4 бруска), прибавляем 8 единиц (8 кубиков). Получается 4 десятка и 8 единиц (4 бруска и 8 куби­ков). Это число 48». Пример 8+40 решается не на пособиях, а путем использования переместительного закона сложения.

«48-8=? 48 - это 40+8. Берем 4 бруска (4 десятка) и 8 кубиков (8 единиц). Убираем 8 кубиков (8 единиц). Остаются 4 бруска (4 десятка или 40)». Важно не только правильно решить примеры 40+8 и 8+40, но и сопоставить их, т. е. найти, в чем их сходство и в чем различие, почему ответ получится одинаковым.

Примеры 48-8 и 48-40 также надо сравнить, причем не только компоненты, но и приемы вычисления (в первом примере вычитаем единицы, десятки не изменяются; во втором вычитаем десятки, единицы не изменяются). Сравниваем ответы.

Тема: «Повторение пройденного.

Нумерация чисел в пределах 100. Сложение и вычитание в пределах 100 »

Цели:

Обобщение знаний по теме, выявление уровня овладения детьми знаниями, формирование умения объяснять своё решение.

Развивать логическое мышление, воображение, память, умение проводить сравнение, выявлять закономерности.

Воспитывать чувство взаимопонимания между учащимися, трудолюбие, усидчивость, терпение.

Оборудование: у учителя - модель снеговика, рисунки с изображением сосулек, снежинок, сугробов, ребусы, карточки с числами, буквами, карточки с примерами (можно использовать слайды); у учащихся - «светофорчики», учебники («Математика 2-ой класс». Автор С.И.Волкова) .

Ход урока.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок - начинается урок (как только прозвенел звонок на урок)

Встаньте ровненько - настройтесь на работу. Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!

Руки?

На месте!

Ноги?

На месте!

Локти?

У края!

Спина?

Прямая.

II . Сообщение темы, цели урока.

Дети, я вижу, что все вы готовы к уроку. А сейчас отгадайте ребусы и узнаете, чем мы будем заняты на уроке.

Дети отгадывают ребусы:

На обратной стороне ребусов слова:

Ребята, сегодня я нашла на столе письмо. Оно адресовано нашему классу. Давайте прочтем его. Учитель читает письмо.

«Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в класс, чтобы вы научили меня считать, но я таю, у вас очень жарко. Ой! Помогите!»

Снеговичок.

Ребята, чтобы помочь Снеговику, мы должны правильно выполнить все задания, которые он приготовил. Снеговичок пришел к нам в класс раньше нас всех и от тепла успел растаять. Давайте поможем ему приобрести первоначальный вид.

III . Устный счет.

Итак, чтобы скатать первый ком, нужно решить цепочку и отгадать, какой зверь самый чистоплотный.

Ёж- 5 Заяц - 4 Барсук - 6

48 → 2 → 20 → 6 → 30 → ?

(Учитель прикрепляет на доску первый ком после того, как дети решили цепочку).

В следующем задании Снеговичок задаёт нам несколько вопросов. Только ответив на все вопросы, мы сможем скатать второй ком.

1. Какое число называют при счете перед числом 50, после числа 79 ?

2. Назовите число, в котором: 8 дес. и 2 ед.; 7 дес., 9 дес. и 9 ед. Увеличьте его на 1.

Какое число получили? Молодцы! (Прикрепляем 2-ой ком).

Ну, что же, это ещё не все. В следующем задании Снеговичок просит решить задачку. (Учитель читает).

Пульс человека 65 ударов в минуту, а у лягушки на 30 ударов в минуту меньше. Какой пульс у лягушки? (35 ударов).

Молодцы! (Прикрепляем 3 ком).

Посмотрите-ка, ребята, это головной убор Снеговичка. (Учитель показывает).

На какую фигуру он похож? (На четырёхугольник.) Почему?

Ребята, чтобы прикрепить головной убор, мы должны решить задание №4 на с.54.

IV . Работа с учебником.

Повторение изученного о треугольниках, о видах ∆.

Выполнение № 4(с.54) под руководством учителя.

А теперь помогите Снеговичку порядок навести, «лишнее» число в ряду найти. Решив задание, мы соберём Снеговичка.

3. Выполнение №6 (самостоятельно). Проверка.(Прикрепляем 2 маленьких кружка(руки)).

Ребята, вам не кажется, что чего-то не хватает у нашего Снеговичка? (Носа-морковки).

Где же она? Ах вот, чуть не потеряли! Смотрите-ка, и тут есть задание.

Отгадайте загадку:

Белые морковки, а зимой растут. Что это за морковки такие? (Сосульки).

Сосульки приготовили нам следующее задание. Мы знаем, что они бывают самые разные длинные и короткие. Вот посмотрите. (На доску прикрепляются сосульки).

Эта сосулька знает, что её длина 9 дм, но сколько это см? Давайте поможем ей. (Это 90 см., т.к. в 1 дм - 10 см, в 9 дм - 90 см)

- А вот эта сосулька 60 см длиной. А сколько это в дм?

Посмотрите-ка, ребятки, какая хитрая сосулька. Она хочет знать свою длину в дм и см. Сколько это будет, если её длина 75 см?

V . Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка,
Занимай скорей места.
Раз присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли,
Сели, встали, сели, встали,
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.

VI . Работа на доске, с учебником.

Ребята, сосульки просят вас отгадать загадку:

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые пушистые,

Только не душистые.

Что за цветы такие, не душистые какие - то? Я ещё таких не встречала. А вы, ребята? (Это снежинки).

Ой вы и это знаете. Снежинки хотят проверить, как вы умеете решать примеры.

2. На переносной доске примеры (№1 (с.54)- учебник).

70 - 30 - 8 = 35 - 9 + 7 =

а) Разбор и решение примеров (объясняют вслух).

б) Чтение хором правила (с.54)

(Прикрепляем 1 снежинку)

3. Выполнение №2 (с.54) самостоятельно.

Перед началом работы дети говорят считалочку.

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так (показывают) держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Пока дети решают примеры №2 , учитель приклеивает модели сугробов).

4. Проверка № 2. (Приклеиваем 2-ю снежинку).

Ребята, так мы решали примеры, госпожа Метелица делала своё дело, намела на нашем пути сугробы снежные да глубокие. Посмотрит. Придётся разгребать. Их надо нам преодолеть, решив задачу №8 (с.55)

5. Разбор и решение задачи №8 (под руководством учителя).

VII . Итог урока.

VIII . Выставление оценок.

Спасибо вам всем за работу, ребята. А как вы сегодня потрудились на уроке, вы узнаете, выполнив задание с числами.

Задание: Расположите числа в порядке увеличения. Дети (7 человек) держат карточки с числами 89 96 94 90 97 99 100

Затем расставляют их в порядке увеличения, получается слово МОЛОДЦЫ.

Прочитайте слово, которым мне приятно окончить урок.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Учитывая индивидуальные возможности учащихся, я предусматриваю задания различной степени трудности. Одним детям требуется увеличение количества упражнений пропедевтического характера, более широкое применение наглядных средств, другим – дополнительные тренировочные задания, чтобы прийти к нужному обобщению. Поэтому в процессе обучения применяю дифференцированный подход к детям. Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, я дифференцирую по: а) степени самостоятельности учащихся; б) характеру помощи учащимся; в) форме учебных действий. На данном уроке представлены различные способы дифференциации в сочетании друг с другом.

МАТЕМАТИКА, 2 КЛАСС.

ТЕМА: ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. НУМЕРАЦИЯ.

Тип урока: комбинированный

Цели: закреплять навыки, умения, знания, полученные в процессе изучения раздела «Нумерация»; совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать и преобразовывать величины, умение решать задачи.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач урока.

Учитель.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даёшь

Для победы важную закалку.

Учится с тобою молодёжь

Развивать и волю, и смекалку.

Вот и мы сегодня продолжим развивать волю, смекалку, накапливать знания, отрабатывать умения.

Вот какой план урока я вам предлагаю.

На доске таблички: Устный счёт

Работа у доски

Работа по карточкам

(На обратной стороне каждой таблички написано слово «Справились!»)

  1. Актуализация знаний.

Устный счёт.

а) У доски работают дети.

«Знаток величин» «Я умею заменять» «Я умею сравнивать»

3см5мм = …мм 20 = 5м * 50дм

8дм = …см 54 = ... …

6м = …дм 73 = 3см6мм * 36мм

95мм = …см…мм 85 = … …

1см = …мм 96 = 1м 8дм * 20 дм

70дм = …м 40 = … …

Дети работают в парах.

б) Арифметический диктант.

1. Запиши числа 15, 50, 70, 17, 100

2. 3дес.8 ед., 8дес. 3ед.

3. 67 * 76

4. Запиши число 84. Отсчитывая по одному, запиши ещё 4 числа.

5. Какие это числа: 10 + 5, 70 + 3, 90 + 6, 50 + 0. Запиши.

Дети меняются тетрадями. На доске открываются ответы. Взаимопроверка.

Выставление отметок

Идёт проверка выполнения заданий на доске. А в это время читается задача на смекалку.

в) Задача на смекалку.

Масса собачки, когда она стоит на двух задних лапах, 3кг. Какова её масса, если она стоит на 4 ногах?

г) Что лишнее? Почему?

27, 43, 98, 30, 9

72 , 40, 30, 50, 60

д) «Третий лишний»

70 + 6

30 + 4

20 + 50

е) Вставь пропущенное число.

100 …

… 100

Переворачиваются таблички №1 и №2 (Справились!)

  1. Работа по карточкам.

Задача.

Учитель.

Прочитайте задачу.

На дереве сидело несколько птиц. Когда 10 птиц улетело, на дереве осталось 3 птицы. Сколько птиц сидело на дереве?

Выделите условие, вопрос. Что известно в задаче? (сколько улетело и осталось) Что неизвестно? (сколько сидело) Было больше или меньше, чем осталось? Как получить большее число?

Выберите правильное решение.

10 + 3

10 - 3

Запишите задачу. (У одной группы детей нет краткой записи, у другой группы краткая запись не закончена, у третьей группы записана полностью.)

Самопроверка с доски.

Физминутка.

Учитель. - Ребята, сегодня первый день зимы. Совсем скоро наступит Новый год. Для того чтобы украсить ёлку разноцветными шарами, вы должны решить примеры за 1 минуту.

9 + 5 (14, О) 73 - 70 (3, М) 40 + 10 – 30 (20, Д)

18 - 9 (9, О) 60 + 5 (65) 70 + 20 – 40 (50, Ы)

7 + 6 (13, Л) 36 – 6 (30, Ц) 60 – 10 + 20 (70, !)

Проверка. Дети, решившие только 1 столбик, по одному выходят и выбирают шары с правильными ответами, называют ответ, вешают шар на доску.

Какого цвета шары выбрали ребята? (Жёлтые) 2 столбик – голубые, 3 столбик – красные. Не выбрали зелёные шары, т.к. не было примеров с такими ответами. Расположить в порядке возрастания. Перевернули – на обратной стороне буквы.

МОЛОДЦЫ!

Перевернуть последнюю табличку на доске.

Учитель. - Как светло и радостно от этих ярких цветов, а главное – от того, что мы выполнили всё запланированное нами!

5. Упражнение на релаксацию.

Учитель просит принять позу покоя: сесть на стуле ближе к краю сиденья, спину держать прямо, руки положить свободно на коленях, глаза можно закрыть.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье,

И становится понятно –

Расслабление приятно.

Спасибо за работу на уроке!

На уроке ребята трудились с удовольствием. Используя различные виды работы, нетрадиционные упражнения, дифференцированный подход к детям, я развиваю у детей логическое мышление, прививаю им желание учиться и интерес к математике.