Методические рекомендации на тему: исправление произношения звуков. Как исправить невнятную речь

Сразу хочу предупредить, что эта статья не зря называется Как исправить или улучшить свое произношение . Здесь вы не найдете советов, как добиться «чисто лондонского произношения» или полностью избавиться от русского акцента. Чтобы достичь таких «высот», нужно несколько лет прожить в Англии, а еще лучше - там родиться.

Цель этой статьи, так сказать, более утилитарная - именно исправить или улучшить произношение.

Вы, конечно, можете сразу спросить, а зачем тогда прилагать усилия в этой области, раз акцент все равно останется. Ответ очень прост - чтобы ваш собеседник вас понимал! Ведь неправильное произношение отдельных звуков или неправильная интонация - это не только «некрасиво». Коверкая звуки, путая восходящую или нисходящую интонации, выделяя ударением не те слова в предложении, вы, просто-напросто, выдаете слушателю не ту информацию, какую хотели бы.

Вот два небольших примера.

Попробуйте оглушить конечный звук (заменить звук g на звук k) у последнего существительного в простой фразе My friend has a dog, и вместо владельца собаки (a dog) ваш приятель превратится во владельца судоверфи (a dock)!

А теперь попробуйте в той же фразе выделять логическим ударением разные слова. И каждый раз у вас будет получаться другой смысл!

MY friend has a dog. - так вы подчеркиваете, что собака есть именно у вашего, а не у Васиного друга.

My FRIEND has a dog. - а так вы подчеркиваете, что собака есть именно у друга, а не у врага.

My friend HAS a dog. - так вы хотите дать понять, что у вашего друга действительно есть собака, как бы вам не доказывали, что собаки у него нет.

My friend has A dog. - у него какая-то собака, а не та самая, конкретная.

My friend has a DOG. - у него собака, а не крокодил!

То есть, можно сказать, что любая составляющая произношения (звуки, интонация, словесное и логическое ударение) несет определенную смысловую нагрузку. Поэтому правильное произношение - это не желательная «опция», но совершенно необходимое качество. Но хочу вас заверить - если вы научитесь правильно передавать информацию при помощи органов речи, то автоматически приобретете «вполне приличное английское произношение»!

Итак, конкретные советы на тему, как исправить или улучшить свое произношение.

Вот перечень вопросов, которые будут рассмотрены в этой статье.

3. Произношение английских гласных звуков. Кулак, как помощник.

4. Английская интонация.

5. Смысловые группы.

7. Ритмика.

Примечание:

Далее в этой статье мы будем рассматривать только особенности английского произношения по сравнению с русским, а также наиболее распространенные фонетические ошибки, которые допускают учащиеся. Здесь не будет, например, подробного описания расположения органов речи при произнесении того или иного звука. Найти их сейчас не проблема. С другой стороны, не забывайте, что подобные описания совершенно бесполезны, если вы не будете заниматься со специальными фонетическими аудио-записями.

В этой же статье вы найдете полезные практические советы и «маленькие хитрости», которые, уверен, помогут вам освоить английское произношение. И вот первый совет - перед тем, как прочитать про тот или иной звук, обязательно послушайте, как его произносят английские дикторы на ваших учебных дисках или кассетах.

1. «Пиратский» карандаш для гимнастики.

Приступая к занятиям фонетикой, нужно помнить, что по сравнению с русским, английское произношение более интенсивное, более энергичное. Органы речи работает намного четче. Например, в конце слов английские согласные звуки, в отличие от русских, никогда не оглушаются. (См. выше пример с собакой и судоверфью.) Кроме того, все эти альвеолярные, межзубные или губно-губные звуки (конкретно о них см. ниже) должны произноситься именно с применением тех органов речи, о которых говорится в их названии. Но русскому человеку такая «гимнастика» органов речи дается с трудом, особенно, на первых порах. Поэтому свои органы речи нужно тренировать. Поможет вам в этом обычный карандаш.

Упражнение с карандашом.

Вы, наверняка, видели в кино, как пираты взбираются по веревочным лестницам на борт взятого на абордаж судна, держа в зубах кинжалы. Вот именно таким способом вам следует зажать в зубах карандаш (или старую пластиковую ручку) и читать вслух любой текст (можно даже русский) в течение хотя бы 10-15 минут. Причем, несмотря на помеху, читать надо стараться так, чтобы как можно правильнее произносить все звуки и слова. Такое упражнение следует выполнять каждый день перед тем, как заняться непосредственно фонетикой. Что это дает? При помощи карандаша вы усложняете «жизнь» своим органам речи (в основном языку и губам), благодаря чему они становятся более гибкими и послушными. (Здесь можно привести аналогию с гантелями, помогающими развивать силу и повышать тонус мышц тела.) Эффект от такого упражнения заметен после первого же занятия. Попробуйте продержаться с карандашом в зубах 20 минут, читая вслух любой текст, а потом прочтите этот же текст еще раз уже без карандаша. Вы сразу заметите, насколько лучше станут слушаться вас ваши язык и губы, и насколько четче станет ваше произношение даже с русским текстом! А после недели таких занятий улучшение вашей дикции заметят все ваши родственники и знакомые. Между прочим, благотворное воздействие на дикцию подобной временной помехи могут подтвердить на своем опыте те, кто в детстве носил во рту специальные пластинки или скобы, чтобы зубы росли ровными и красивыми. Такие приспособления очень мешают говорить, но стоит их вынуть, например, перед тем, как отвечать урок у доски, как произношение становится чуть ли не дикторским!

2. Произношение английских согласных звуков.

А теперь разберем некоторые особенности произношения английских согласных звуков. Сразу запомните, что в русском и английском языках нет одинаковых звуков. Никаких! Есть только очень приблизительно похожие.

Английские согласные звуки можно разделить на несколько типов, в зависимости от органов речи, которые участвуют в их произношении.

Губно-губные.

с придыханием

Как уже ясно из названия, эти звуки произносятся только губами. Но в отличие от подобных русских звуков, которые произносятся довольно вяло, английские звуки этого типа произносятся очень энергично. Совет такой: представьте себе, что ваши губы - это своеобразная «плотина» на пути воздуха, которая сначала задерживает звук, а потом резко прорывается, выпуская его наружу. Внимательно послушайте, как произносят эти звуки (и слова с этим звуками) дикторы на ваших фонетических дисках или кассетах. Повторяйте за ними, не забывая про «плотину». Чтобы ощутить разницу между английскими и русскими звуками этого типа, произнесите слово мама сначала по-русски, а потом - «с английским акцентом», то есть, подставив в него английский звук [m]. То же самое можно сделать и со звуками [b] и [p], подставив их, например, в слова барабан и переплет . Только не забывайте, что звук [p] перед ударными гласными произносится еще и с так называемым придыханием! Запишите себя при помощи микрофона и сравните свое произношение с произношением диктора.

К губно-губным звукам можно отнести и звук [w]. Произносить его очень просто, если четко следовать правилу. Нужно вытянуть губы трубочкой, а потом резко их растянуть в стороны, издав при этом гласный звук, похожий на У . Другие органы речи в произнесении этого звука не участвуют. По опыту знаю, что ученики умудряются одновременно прикусывать нижнюю губу (как при звуке [v]) или вообще произносят [v] вместо [w]. Но, как я уже говорил, замена одного звука другим приводит к искажению смысла. Например, слово wet (влажность, сырость, мокрый, влажный) при неправильном произношении первого согласного звука превращается в слово vet - разговорное сокращение от слов veteran (ветеран) или veterinary (ветеринар).

Межзубные звуки.

В русском языке подобных звуков нет. Чтобы их правильно произносить, кончик (именно кончик!) языка нужно поместить между передними зубами. Причем, при произнесении этих звуков язык не должен касаться нижней губы. Используйте зеркало, чтобы проверить, правильно ли вы все делаете.

Многие ученики, особенно дети, боятся произносить глухой звук [T] в слове three, потому что при неправильном произношении у них получается неприличное русское слово. Поэтому вместо они говорят , что уже значит не «три», а «свободный». Но если все делать правильно, то у вас не будет даже намека ни на что другое кроме английского three. Так что тренируйтесь. Про звуки [r] и [J] смотрите в соответствующих разделах.

Еще один практический совет. Оба этих межзубных звука дает сочетание букв th. А вот когда они дают звонкий [D], а когда глухой [T], многие не знают. На этот счет есть небольшое правило: В большинстве случаев сочетание th читается как звонкий звук в служебных словах (then, that, though), а как глухой - в «значимых» (thing, think, thank, thought).

Альвеолярные звуки.

Альвеолярные - звуки, при произношении которых, кончик языка ставится на альвеолы. Что такое альвеолы? Это бугорок над передними зубами (естественно, с внутренней стороны!). Причем язык должен касаться этого бугорка самым кончиком. Как говорится, «не шлепайте языком»!

Обратите внимание, что при произношении русских звуков, похожих на альвеолярные английские, язык касается зубов, а не альвеол. Английские звуки [l] и [n], как и другие согласные звуки, не смягчаются!

Заодно запомните, что, в отличие от русских согласных звуков, английские согласные звуки при произношении никогда не удваиваются. Сравните наше деревянный (двойное нн произносится) и английское running - ["rAnIN].

Обратите внимание, что глухой звук [t] перед ударными гласными произносится с придыханием.

В качестве тренировки, попробуйте произнести с «английским акцентом» русские слова с аналогичными звуками.

Маленькая хитрость

Многие знают, как трудно произносить альвеолярные и межзубные звуки, когда они следуют друг за другом, например, как в сочетании on the. В быстрой речи просто не успеваешь убрать язык с альвеол и поставить его между зубами. В таких случаях можно пойти на маленькую хитрость - альвеолярные звуки произносить не на альвеолах, а на зубах или даже между зубами. Здесь только нельзя забывать одно правило - «жертвовать» можно альвеолярными звуками, а не межзубными! То есть, менять место произнесения альвеолярных, а не межзубных. В сочетании on the именно звук [n] произносится на зубах или между ними, а не звук [D] сзади зубов ближе к альвеолам.

Губно-зубные звуки.

При произнесении этих английских звуков верхние зубы несильно прикусывают нижнюю губу. Запомните, верхняя губа здесь не нужна! Обратите внимание, что при произнесении похожих русских звуков В и Ф зубы только касаются тыльной стороны нижней губы. Не делайте так при произнесении [v] и [f]! И еще - эти английские звуки произносятся намного энергичнее, чем похожие русские, а звук [v] на конце слов не оглушается.

И не путайте звуки [w] и [v], например, в словосочетании very well.

Небные звуки

Все эти звуки произносятся при помощи неба и языка.

Парные [Z] и [S] приблизительно похожи на более мягкие русские Ж и Ш соответственно. Можно сказать, что [S] - это нечто среднее между русскими звуками Ш и Щ. Только помните, что при его произнесении не следует «сваливаться» в русское Щ .

Парные [G] и [C]. Запомните, что двойные значки транскрипции НЕ ОЗНАЧАЮТ двойных звуков! То есть, [G] - это не сочетание [d] и [Z], а [C] - не сочетание [t] и [S]. Просто для этих самостоятельных «одинарных» звуков в английской транскрипции используется такое обозначение. [C] отдаленно похож на твердый русский Ч . А звук [G] - это звонкая разновидность [C]. Особенно много проблем возникает с произнесением именно [G]. Помните, что при произнесении этого звука не должно слышаться двух раздельных звуков. Язык при его произнесении стоит на одном месте, а не перемещается от [d] к [Z].

Парные [g] и [k]. Похожи на соответствующие русские звуки. Запомните: [k] произносится с придыханием, а [g] в конце слов не оглушается.

Носовой [N]. Именно носовой, потому что при его произнесении звук идет через нос, а не через рот, как при произнесении [n]. Причем, при произнесении [N] кончик языка упирается не в альвеолы, а в нижние зубы, а задняя спинка языка упирается в небо, закрывая проход для воздуха.

Маленькая хитрость. Кому не дается звук [N], попробуйте сделать так - представьте себе, что вы собираетесь произнести звук [g], но сам [g] не произносите. Не забудьте поставить язык в положение для произнесение [N].

Звук [r] похож на «картовое» русское Р . При его произнесении не должно быть звонкой «вибрации», которая происходит при правильном произнесении русского Р .

Звук [j]. Похож на русский звук Й , но произносится не так «жестко».

В русском языке аналога этому звуку нет. Чтобы произнести этот звук, нужно просто сделать выдох. Самая распространенная ошибка - заменять его русским Х .

3. Произношение гласных звуков.

Английские гласные звуки можно разделить на три типа:

3. Дифтонги.

Основная трудность при произнесении этих звуков заключается в том, что в русском произношении вообще нет напряженных долгих звуков. А основная ошибка - в том, что учащиеся, помнят, что эти звуки долгие, но забывают об их напряженности. Но именно напряженность является их главной отличительной особенностью! В быстрой речи длительность сокращается или вовсе исчезает (в транскрипции это передается одной точкой после знака звука, а не двумя, как обычно), но напряженность присутствует всегда. Чтобы научиться передавать эту саму напряженность, советую прибегнуть к методу «кулака». Он заключается в том, что при произнесении этих звуков нужно резко сжимать кулак. Что это дает? Сжимая кулак, вы не только напрягаете руку, но и непроизвольно - гортань. Тольку тут надо быть очень внимательным и не сжимать кулак при произнесении ненапряженных кратких звуков! Многие учащиеся на первых порах часто допускают эту ошибку.

Не забывайте, что все эти звуки лишь отдаленно напоминают соответствующие им русские звуки (приведенные в первой колонке таблицы).

А звуку [W] (в некоторых словарях и учебниках он обозначается, как ) вообще нет даже приблизительного соответствия. Больше всего он похож (но только похож!) на «твердую» Ё , но дело в том, что в русском языке нет твердого звука Ё.

Ненапряженный И

Ненапряженный Э

Ненапряженный О

Ненапряженный У

Ненапряженный А

Очень краткий Э

Нужно помнить, что эти гласные звуки не являются лишь ненапряженными, краткими аналогами напряженных долгих звуков. Это совершенно другие звуки, и органы речи при их произнесении располагаются совершенно по-другому.

Тренируясь в произношении напряженных и ненапряженных звуков, вы должны почувствовать четкую разницу между ними. Путать их нельзя ни в коем случае, потому что в английском очень много слов, которые отличаются только этими звуками. Сравните sheep и ship . Первое значит «овца», второе - «корабль». А различие между sheet и shit , думаю, объяснять нужды нет!

Я советую своим ученикам при произнесении звука [I] немного «придвинуть» его к нашему Ы. А при произнесении [P] «придвинуть» его к нашему А . Попробуйте, может это поможет и вам.

Краткий [q] часто называют нейтральным звуком или даже «никаким». Он всегда безударный. Самая лучшая его иллюстрация - это неопределенный артикль перед словом, начинающимся с согласного звука. Например, a cat ,

Очень широко открытый

Это звук достоин того, чтобы про него рассказать отдельно.

Из-за значка, его обозначающего, его называют «лягушка», а из-за особенностей произнесения - «челюсть на грудь».

Но именно так он и произносится! Язык касается нижних зубов, а челюсть резко опускается вниз. Похожего на этот звук в русском языке нет, поэтому, прежде чем пытаться его произносить, внимательно прослушайте свои фонетические записи. Его нельзя путать с [e], потому что в английском языке много слов, отличающихся только этими звуками - man и men, pan и pen и так далее.

Маленькая хитрость.

Чтобы в вашей речи подобные слова отличались, иногда советуют при произнесении слов с [x] основной «упор» делать именно на этот гласный звук, а при произнесении слов с [e] - больше внимания уделять предыдущему согласному звуку. Это должно выглядеть примерно так: mAAAn и MMMen.

3. Дифтонги.

Аи

Ои

Обратите внимание, что второй звук этих дифтонгов не [j] и уж конечно не Й , а начало краткого [I]. Именно начало, можно даже сказать, только намек на него.

По опыту знаю, что учащиеся часто путают знаки транскрипции с буквами алфавита. Особенно много ошибок при чтении транскрипции с дифтонгом . Значок «a» ученики принимают за букву «а» и читают этот звук как , что, конечно, неправильно.

В некоторых учебниках и словарях звук обозначается как .

При произнесении этих двух звуков следует помнить, что вторая их часть (звук [V]) так и не набирает силу.

Сочетания звуков

Это соединения дифтонгов и с нейтральным [q].

Здесь главное помнить, что средние элементы этих сочетаний отчетливо не произносятся.

И обратите внимание: в сочетании не должен слышаться звук [j], а в сочетании не должно появляться звука [w].

4. Английская интонация.

Английская интонация, как и русская, несет определенную смысловую нагрузку.

Английскую интонацию можно разделить на два основных типа: нисходящая и восходящая.

Нисходящая интонация используется: в повествовательных (утвердительных) предложениях; вопросительных предложениях, начинающихся с вопросительного слова (специальных вопросах); повелительных предложениях.

Восходящая интонация используется в общих вопросах (начинающихся с глагола) и при перечислении.

Обратите внимание, что при перечислении интонация повышается не все выше и выше с каждым из перечисляемых объектов, а повышение начинается каждый раз с одного «уровня». Последний же из перечисляемых объектов произносится с нисходящей интонацией.

Английская интонация сильно отличается от русской. К ней, как говорится, надо привыкнуть. Здесь можно посоветовать как можно больше слушать английскую речь. Используйте свои учебные аудио записи в качестве звукового фона, как музыку. Желательно, чтобы это были какие-нибудь связные тексты. Можно слушать новости на английском или саундтреки английских фильмов. Не важно, понимаете ли вы, о чем в них говорится - вы все равно непроизвольно будете «впитывать» особенности английской интонации и английского произношения.

Метода «пародиста». Занимаясь непосредственно фонетикой и отрабатывая интонацию конкретного текста при помощи учебной записи, старайтесь в буквальном смысле передразнивать диктора. Представьте себе, что вы пародист и копируйте все мельчайшие нюансы его (или ее) речи. Войдите, как говорится, в роль. Представьте себе, о чем идет речь в тексте, и вложите в свое произношение побольше эмоций. Превратите занятия фонетикой в игру! Естественно, что перед тем, как заниматься повторением целых предложений или абзацев, текст нужно подробно перевести, а потом отработать произношение отдельных слов. Старайтесь довести свою имитацию диктора до совершенства.

5. Смысловые группы.

В английском языке (как и в русском) предложения делятся на смысловые группы. Смысловая группа - это группа слов, объединенных по смыслу. В них нельзя отделять одно слово от другого, не нарушая смысла. При произношении смысловые группы отделяются друг от друга паузами. (В транскрипции паузы обозначаются вертикальной черточкой. Размечая «распечатки» своих фонетических текстов, вы можете просто вводить несколько лишних пробелов.) Сами смысловые группы должны произноситься, как одно слово. То есть, пауз внутри смысловых групп быть не должно.

Например, в предложении Every morning Pete goes to school три смысловых группы. Every morning - обстоятельство времени, Pete - подлежащее, goes to school - сказуемое с дополнением.

Попробуйте поставить паузы в других местах и вы получите, например, Every morning Pete ____ goes to school.

Англичанин поймет вас так: В школу ходит Пит, у которого кличка «Каждое утро». Дело в том, что в английском произношении группа подлежащего, в которой подлежащее выражено существительным, представляет собой смысловую группу и всегда отделяется от сказуемого паузой. Можно сказать, что англичане ждут эту паузу, чтобы понять, когда начнется сказуемое. Почему? Потому что в английском языке по внешней форме слова невозможно определить, к какой части речи оно относится. Сравните work - работа и work - работать.

Но не забывайте, что подлежащее, выраженное местоимением, паузой от сказуемого не отделяется.

Еще один пример разбивки на смысловые группы вы найдете ниже в разделе 8. Примерный фонетический урок.

6. Логическое или фразовое ударение.

Логическое (фразовое) ударение - более сильное произнесение одних слов в предложении по сравнению с другими словами (неударными). В английском предложении под ударением, как правило, стоят знаменательные слова: существительные, прилагательные, смысловые глаголы, числительные, наречия.

Неударными обычно являются:

1) артикли:

What’s the time?

2) местоимения some, any:

We’ve had some good news.

Did you buy any milk?

3) притяжательные местоимения:

Do you like my new car?

4) указательные местоимения (this, that):

Try this strawberry yogurt.

5) предлоги, особенно односложные:

A cup of tea; a letter from Martha; the flowers in the garden.

6) личные местоимения (I, me, you, them и так далее):

She saw them outside.

I don’t like it.

You must tell us the truth.

We’ll write him a letter.

Но в случае противопоставления:

I can see you, but I can see him.

Is there any milk on the table?

There aren’t many strawberries left.

Is there anything you want?

Но может быть и выделено:

Who is sitting there.

8) One (когда оно выступает в качестве слова-заменителя):

I need a typewriter. Could you lend me one?

Would you like a clean handkerchief? - No, that’s all right. I’ve already got one.

I’ve bought you some flowers. There are some blue ones and some red ones.

Give me a towel, please. - Which one? - The stripped one.

9. Слова people, things:

What does a bus-driver do? (when he drives a bus.) - He drives people around. Если выделить people, то можно подумать, что вы противопоставляете people и, например, horses. Ясно, что водитель автобуса возит только людей.

Об этом случае нужно рассказать подробнее.

Дело в том, что в английском, как и в русском языке, есть глаголы переходные и непереходные. И грамматика требует, чтобы после переходных глаголов обязательно стояло дополнение. Но это не значит, что это дополнение нужно выделять логическим ударением. Не забывайте, логическое ударение несет смысловую нагрузку, и, выделив требуемое грамматикой дополнение, вы можете поменять смысл высказывания. В качестве примера можно привести такую ситуацию. Представьте себе, что человек жалуется на свою память и говорит: I keep forgetting things. Если выделить things, то получится, что он не помнит вещи, но помнит, например, людей или животных. Поэтому, такая фраза должна звучать так: I keep forgetting things.

Естественно, могут быть и ситуации, в которых эти слова будут логически выделятся.

Маленькая хитрость.

Представьте себе, что вы переходите болото от островка к островку по кочкам. На островке можно постоять и отдышаться, а на кочку можно только наступить (и то легонько иначе провалишься!) и тут же делать следующий шаг. Так вот в предложении логически ударные слоги - это островки, а безударные - это кочки.

7. Ритмика

Если вы внимательно прислушивались к тому, как говорят англичане, то наверняка обратили внимание на то, что они, как бы то ускоряют свою речь, то замедляют. Дело в том, что в английском языке слоги, попадающие под логическое ударение, в предложении произносятся через примерно одинаковые промежутки времени. Поэтому скорость произнесения безударных слогов меняется в зависимости от того, сколько их стоит между ударными. И чем больше безударных слогов между ударными, тем быстрее они произносятся.

Для примера попробуем изобразить графически фразу English is the primary language of the United States and the United Kingdom. Если отмечать ударные слоги восклицательными знаками, а безударные - точками, то она будет выглядеть так:

! . . . ! . . ! . . . . ! . ! . . . ! . ! .

Эту фразу можно отобразить и по-другому:

English is the primary language of the United States and the United Kingdom.

(Слово states при произнесении дает один слог.)

Примечание.

В английском языке слогообразующими звуками могут быть и звонкие согласные [m], [n] и [l]. То есть, в сочетании с другими согласными они могут образовывать слог. Например, сочетания согласных звуков является слогом, и поэтому в слове table не один, а два слога - и . Но такие слоги в словах всегда безударные.

8. Примерный фонетический урок.

Итак, вы вкратце ознакомились с основными особенностями английского произношения. Советую не ограничиваться только данной статьей, а прочитать о тех же вопросах в других учебниках и пособиях. Чем больше материала вы перечитаете, тем лучше. Из каждого учебника вы обязательно почерпнете для себя что-то интересное и полезное.

А теперь давайте посмотрим, как все эти знания следует применять на практике.

Вот примерный план фонетического урока.

Начните с разминки. Используя «пиратский» карандаш, разогрейте свои органы речи в течение 10-15 минут. Для чтения можно использовать любой текст, даже русский. Но не советую разминаться на английском тексте, который вы только собираетесь отрабатывать!

Теперь потренируйтесь в произношении отдельных звуков и слов с этим звуками. Очень удобно заниматься фонетикой на компьютере. Существует великое множество учебных программ, позволяющих не только повторять за диктором отдельные звуки и слова, но и увидеть диктора на экране и рассмотреть, как при произнесении того или иного звука, работают его органы речи. Некоторые программы даже позволяют записать себя при помощи микрофона и сравнить свое произношение с произношением диктора, а иногда и получить символическую отметку.

Теперь можно браться за отрабатываемый текст. Прослушайте его «в исполнении» диктора целиком, чтобы получить общее впечатление. (Вы должны знать его подробный перевод!)

Выведите на экран «распечатку» текста. Для этого можно использовать Word. Слушая диктора, разделите первые одно-два предложения на смысловые группы. Для этого можно воспользоваться инструментами Word или просто увеличить расстояние между группами при помощи пробелов. Вот как это должно примерно выглядеть для фраз

Now I am a movie star. I can afford to give no thought to such things as rent, electric light, food, or clothes.

Now ____ I am a movie st ar. ____ I c an afford __ to give no thought __ t o such things as rent, __ elec tric light, __ food, __ or c lothes.

Заодно выделите цветом или подчеркиванием напряженные долгие гласные и другие «подводные камни», например звуки с придыханием или слоги, попадающие под логическое ударение. Не забывайте при произношении напряженных гласных сжимать кулак. Но будьте внимательны - кулак не нужен при произношении ненапряженных кратких гласных! По опыту знаю, что ученики забываются, и стискивают кулак на каждом ударном слове.

Можно даже отметить конкретные интонационные особенности текста, вставив, например, в нужных местах стрелки вверх или вниз. Главное помнить, что такая разметка должна помогать вам, а не сбивать с толку.

Начните отрабатывать текст, повторяя его фрагменты за диктором. Если у вас не получается без запинки повторить все предложение или всю смысловую группу целиком, добейтесь уверенного повтора (с нужной интонацией) каждого слова в отдельности. Затем, начиная с конца, «соберите» группу или предложение «по кусочкам». Не забывайте, что все слова одной смысловой группы говорятся «на одном дыхании», то есть, как будто это одно слово целиком.

Вот что у вас должно получаться для первого предложения:

I am a movie star

Now __ I am a movie star.

Если же не «идет» отдельное слово, разделите его на части, добейтесь правильного (и уверенного!) произношения этих частей, а потом «соберите» слово.

Добившись уверенного произношения предложения целиком, уделите все свое внимание интонации и ритмике. Не забудьте про «метод пародиста», описанный выше в разделе Интонация. Между прочим, этот метод может на первых порах помочь тем, кто не очень четко понимает, что же такое ритмика, фразовое ударение или смысловые группы. Точно копируя диктора, вы на практике сможете использовать все, что еще не очень понимаете в теории.

А теперь, если у вас есть такая возможность, запишите себя через микрофон и сравните свое произношение с произношением диктора. Слушая себя «со стороны», легче заметить свои ошибки и недостатки. Замеченные недочеты обязательно исправьте и только потом переходите к следующим предложениям текста.

(Кстати, если вы никогда раньше не записывали свой голос, то при прослушивании он будет казаться вам «чужим», «каким-то не таким» или вообще, как воскликнул один мой маленький ученик, «дурацким»! Не обращайте на это внимания. Просто до этого вы всегда слышали себя через, так сказать, внутренне ухо, а теперь вдруг услышали через динамики аудио системы. Но именно так и звучит ваш голос на самом деле!)

Заключительный совет.

Обязательно добивайтесь отличного результата на каждом этапе работы с конкретными фонетическими текстами! Сначала дело будет идти очень медленно, и за один урок вы сможете отработать лишь небольшой фрагмент. Ничего страшного! Но, если вы будете заниматься так каждый день, то уже через неделю заметите положительные «сдвиги». А через месяц вы автоматически начнете, например, делить читаемый вслух текст на смысловые группы и отмечать для себя напряженные долгие гласные, сжимая при их произношении кулак.

Дефекты речи бывают органического и неорганического характера. Обычно при органических дефектах наблюдается чрезмерно выдвинутая вперед верхняя челюсть или слишком выдвинутая нижняя, неправильная расстановка зубов, щели между зубами, открытый передний и боковой прикус, короткая уздечка языка, мешающая правильной артикуляции шипящих звуков и звука Р. Мы не будем подробно останавливаться на органических недостатках, это не входит в нашу задачу. В этих случаях рекомендуем обращаться к врачам-стоматологам и к логопедам. Когда же при нормальном строении артикуляционного аппарата (далее артик. аппарата) имеют место дефекты произнесения отдельных звуков, свистящих, шипящих, сонорных, то это недостатки неорганического характера, которые обычно поддаются исправлению.

Каждый звук имеет свою, ему свойственную, нормальную установку артик. аппарата (языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти), и малейшее отклонение от этой нормальной установки искажает правильное произнесение. В этом и заключается главная причина дефектов отдельных звуков при наличии нормального артик. аппарата. Для исправления неправильно произносимого звука прежде всего необходимо усвоить правильную установку частей артик. аппарата, и не только усвоить, но и перестроиться, овладеть ею, органически к ней привыкнуть.

Этот процесс трудный. Человек уже в течении своей жизни привык к неправильному оформлению звука, и отвыкнуть от него не так просто, нужно работать очень терпеливо, последовательно, чтобы путем сознательной упорной тренировки исправить свою речь. Необходимым условием для исправления недостатков является наличие хорошего слуха и систематическая тренировка.

Дефекты речи при произнесении С, З, СЬ, ЗЬ, Ц

Во время произнесения согласных звуков С, З межзубное расстояние не больше 1 мм. Губы находятся в положении следующего за С или З гласного. Положение язык: кончик упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края прижаты к верхним зубам, посередине языка находится продольный желобок по которому выдыхаемый воздух идет к передним зубам. При мягких СЬ, ЗЬ язык выгнут к твердому нёбу, напряжен. Кончик сильно упирается в резцы. Звук Ц образуется от сочетания Т и С, произносится слитно.

Дефекты свистящих звуков имеют такие разновидности:

1. Шепелявость . Когда кончик языка находится между зубами. Для исправлении этого дефекта надо кончик языка опустить за нижние резцы и прижать к ним. Зубы при этом сблизить. Следите, чтобы гласные после С, З, Ц не произносились сквозь зубы. Также, для исправления шепелявости возьмите спичку, оберните её ватой и нажмите спичкой на кончик языка. Задвиньте язык за нижние резцы. В спинке языка появится желобок, который нужен для прохода воздуха.

2. Сигматизм губно-зубной - когда звуки С, З, Ц произносятся при подтягивании нижней губы к верхним зубам. Для исправления надо оттянуть пальцем нижнюю губу, обнажив нижние зубы и произносить звук в этом положении.

3. Сигматизм призубной - звуки С, З, Ц произносятся тупо, без характерного свиста. В этом положении кончик языка находится между нижними и верхними зубами, спинка не образует желобка и язык закрывает проход воздуху. Для исправления этого дефекта надо, при помощи уже известной нами спички, образовать желобок на спинке языка, опустить кончик языка за нижние передние зубы. Таким образом мы даем возможность воздуху идти по желобку, производя характерный свист.

4. Сигматизм шипящий - когда кончик языка либо оттянут от нижних зубов, а спинка выгнута к твердому нёбу, либо кончик языка поднят к альвеолам и поэтому вместо свиста происходит мягкое шипение (шь). Чтобы исправить такой дефект надо не напрягать язык и оттянуть его в глубь рта. Либо поднять его к альвеолам и произнести - С, З, Ц, при этом прижимайте кончик языка к нижним зубам. Также для исправления упомянутых недостатков пользуйтесь скороговорками для развития звуков С, З, Ц и пословицами, поговорками.

Дефекты речи при произнесении Ш, Ж, Ч, Щ

При произнесении согласных звуков Ш, Ж губы выдвинуты вперед. Зубы: сжаты, видны, межзубное расстояние - 1 мм. Язык: приподнят за альвеолами верхних передних зубов к твердому нёбу, не касается нёба, образуя щель. Боковые края языка прижимаются к верхним зубам. Иногда у дикторов наблюдаются отклонения от нормальной установки артик. аппарата. Это случается, когда кончик языка не поднят, а опущен и оттянут назад. В некоторых же случаях диктор либо очень сильно выдвигает губы вперед (получается что-то похожее на ф), либо мало выдвигает губы (выходит недостаточно твердое ш). А бывает, язык хоть и поднят, но прижимается или к альвеолам, или к твердому нёбу, чего быть не должно.

Для исправления дефекта при произнесении Ш, Ж надо постараться добиться абсолютно правильной установки этих звуков и тренироваться на скороговорках и пословицах для звуков Ш, Ж. Можно, также ставить звуки Ш и Ж от С и З. Надо выдвинуть губы вперед, кончик языка поднять по направлению к нёбу, но не касаться нёба, т.е. предлагается положение нормальной установки Ш и Ж. Но при этом произносить СА, ЗА. В результате получатся правильные звуки.

Звук Ч – сложный, аффрикат. Он образуется путем слитного произношения смягченных ТЬ и ШЬ. При произнесении Ч губы выдвигаются вперед, но меньше, чем при Ш. Зубы сжаты, видны. Кончик языка поднят, напряжен и прижимается к твердому нёбу за альвеолами. Если диктору не сразу удается добиться правильного звучания Ч, предлагается, прижимая кончик языка к началу твёрдого нёба, произносить «ать», «оть», «уть» и т.д., в результате получится правильный Ч. Тренируйте Ч на скороговорках и поговорках для звука Ч.

Щ – аффрикат. Этот звук произносится как мягкое протяжное ШЬ: шь-шь-шь. Кончик языка находится ниже, чем при Ш, ближе к альвеолам, но не касается их. Для исправления этого звука надо произносить СЯ, держа язык на весу у начала твердого нёба ближе к альвеолам. В результате получится правильный звук Щ. Также тренируйте скороговорки и поговорки на Щ.



Картавость – довольно распространенный дефект речи, связанный с нарушением произношения буквы «р ». Все обладатели этой особенности условно делятся на две категории: те, кто умудрился сделать дефект своей «изюминкой», и те, кто всерьез страдает от его наличия.

Второй фактор обычно связан с невозможностью реализоваться в любимой профессиональной области. Действительно, картавость часто воспринимается людьми как нечто комичное. Общество редко может всерьез воспринять музыканта, оратора, адвоката или политика с выраженным речевым несовершенством.

Артикуляционная особенность успешно корректируется в детском возрасте, но если ваши родители по какой-либо причине упустили этот момент – не стоит отчаиваться. Любое отклонение поправимо и в зрелом возрасте! Как научиться выговаривать букву р?

Рассмотрим варианты

Существует два основных метода разрешения этой проблемы, когда обращение к детскому логопеду уже неактуально. Развитие картавости в подавляющем большинстве случаев связано со специфическим строением ротовой полости, а именно – укороченной лингвальной уздечкой языка.

Ваша непосредственная цель – удлинить ее до оптимального состояния. Самый простой способ научиться выговаривать букву «р » взрослому – хирургическое вмешательство. Операция предполагает частичное подрезание элемента, проводится под местной анестезией за 15-20 минут и не влечет за собой никаких осложнений.

Надрез заживает спустя 4-6 дней, после чего подвижность органа полностью восстанавливается. Но если вы – не сторонник радикальных вариантов решения проблемы, мы готовы предложить вам альтернативные способы для самостоятельного домашнего применения.

Простые способы постепенного удлинения уздечки языка

Желая научиться полноценно говорить букву «р », вам нужно подготовиться к тому, что процесс будет долог и тернист. Никто не может гарантировать вам быстрого наступления результата. Но регулярное выполнение следующих упражнений практически гарантирует вам постепенную, но верную победу над дефектом речи.


  • Улыбка. Основной проблемой картавости является задержка воздуха в глотке, под влиянием чего интенсивность звука существенно снижается или совсем нейтрализуется. Чтобы устранить это нарушение, растяните губы в широкой улыбке. Прижмите кончик языка к небу и с силой выдыхайте. Рот при этом должен оставаться открытым. Это упражнение рекомендуется выполнять по 3-5 минут на ежедневной основе;
  • Хватка. Чтобы повысить «маневренность » речевых органов, попробуйте следующую технику. Широко улыбнитесь и выньте кончик языка, расположив его между зубами. Легонько покусывайте не менее 15 раз. Мышцы при этом должны оставаться напряженными;
  • Растяжка. Упражнение, направленное непосредственно на вытягивание уздечки, по праву считается одним из самых эффективных среди логопедической гимнастики. Оно предельно простое, и выполнять его можно когда угодно. Кстати, чем чаще вы станете это делать, тем скорее отметите положительную динамику. Для выполнения упражнения просто высуньте язык до максимально возможного предела, и попытайтесь дотянуться его кончиком до носа или подбородка. Задержитесь в положении на 1-1,5 минуты, передохните и повторите цикл 10 раз;
  • Повторение – мать учения! Поэтому чтобы научиться четко поставленной речи, требуется постоянно «давить» на ее слабые места. Повторяйте слова, содержащие «вражескую » букву. Чтоб отследить изменения, записывайте свою речь на диктофон. Не лишним станет обращение к скороговоркам. Сначала выбирайте легкие и проговаривайте их медленно, а как только приловчитесь, возьмите за привычку усложнять себе задачу;
  • «Вспомогательная артиллерия ». Анкилоглоссия может быть исправлена с помощью произношения других твердых звуков. Ваше вооружение – набор согласных «т », «д » и «л ». Твердо произносите их, добавляя звуку протяженности при помощи гласной «э ». Вы отметите, что техника провоцирует ваш речевой аппарат на произношение буквы р. Особенно отчетливо это будет заметно при проговаривании жесткой «л»;
  • Глиссирующая р. Если у вас возникают трудности с мягким произношением звука, используйте для коррекции дефекта английские слова. Как только вы освоите этот этап, вы легко сможете включить отчетливый звук в родной язык.

Если в течение 1,5-2 месяцев вы не наблюдаете положительных изменений, посетите логопеда. Постановка речи имеет свои особенности и различия в каждом индивидуальном случае, поэтому если вам не подходят общепринятые корректирующие стандарты, доктор подберет их для вас в индивидуальном порядке.

А если ламбдацизм?…

Другой распространенной проблемой произношения является ламбдацизм. Эта проблема куда более сложна, нежели анкилоглоссия, однако при должном старании также поддается коррекции.

Если вы задумываетесь над тем, как научиться четко выговаривать букву «л », вы также можете обратиться к своеобразной зарядке и речевым тренировкам:

  • Имитация. Попробуйте напрячь мускулатуру языка так, будто говорите букву «у». Главный нюанс: делать это нужно с сомкнутыми губами и без звука;
  • Трубка. С силой сомкните зубы и постарайтесь немного выдвинуть челюсть вперед;
  • Иголка. Широко улыбнитесь без обнажения зубов. Максимально напрягите язык и высуньте его в «остром» состоянии изо рта;
  • Щелчок. Снова растяните рот в улыбке, прижмите кончик языка к небу и создайте эффект вакуума. Попробуйте сымитировать щелчки, похожие на шаги в обуви на каблуке;
  • «А-метод ». Раскройте рот в полную амплитуду. Высуньте язык и, произнося протяжный звук «а», поднимите кончик органа вверх. Таким образом, у вас получится переходное сочетание этих букв. Тренируйтесь до тех пор, пока не станете произносить «л» абсолютно четко;
  • «Ы-метод ». Подберите слова с комбинацией букв «л » и «ы » (улыбка, лыжи, лычка, лыко и т.д.). Как только у вас получится корректная «л » в межзубном произношении, зафиксируйте положение и старайтесь в дальнейшем регулировать его до этого предела.

Проблемы «С» и «Ш»

Встречаются и другие насущные для обладателей проблемы с артикуляционным аппаратом. Обычно они связаны с шипящими.

Как научиться правильно выговаривать букву «с »? У тех, кто обладает таким дефектом, получается произносить звук, отдаленно напоминающий букву «ф ». Ее и стоит использовать в собственных благих намерениях! Постарайтесь протяжно произнести глухой звук «ф », при этом оттяните нижнюю губу вперед и вниз. Делайте это постепенно.

Вы с удивлением обнаружите, что кончик вашего языка машинально тянется вверх, к основанию зубов, в результате чего выходит полноценный «с ». Задержитесь в таком положении и попытайтесь выровнять зубы на манер заборчика. В результате регулярного выполнения, вы без труда «поставите » звук за короткий временной промежуток.

Вы задумываетесь над тем, как научиться четко выговаривать букву ш? Тогда:


  • Ежедневно выполняйте комплекс упражнений, направленных на развитие нижней челюсти;
  • Включите в свой гимнастический курс тренировки для укрепления губ;
  • Развивайте подвижность и маневренность языка на базе приведенных выше речевых упражнений;
  • Чаще всего этот дефект встречается со смежными проблемами шипящих и жужжащих. Даже если они выражены слабее, не забывайте делать упор и на них;
  • Научитесь делать речевой орган широким, как лопата, и удерживайте его в таком положении как можно дольше;
  • Тяните к небу все края кончика языка, даже если это тяжело, или кажется невозможным;
  • Старайтесь имитировать животные звуки. То, как шипит змея или кошка.

Любые дефекты речи, несомненно, могут существенно снизить качество жизни, особенно если это касается делового поприща. Но отчаиваться не стоит – все поправимо, и все в ваших руках! Следуйте нашему простому руководству и наслаждайтесь блестящими результатами.

Желаете знать, как улучшить английское произношение? Мы разработали самое полное и эффективное руководство для тех, кто решил избавиться от акцента и довести свое произношение до совершенства. Мы расскажем, с чего начать работу, на какие составляющие произношения обратить внимание, а также представим 12 полезных рекомендаций, которые помогут вам улучшить произношение на английском.

С чего начать работу над английским произношением

1. Определитесь с вариантом английского

Вариантов английского произношения существует много: канадский, австралийский, среднеатлантический и т. д. Однако самыми популярными являются британский и американский английский. Произношение в этих двух разновидностях одного языка отличается довольно сильно. Усидеть на двух стульях одновременно трудно, поэтому есть смысл остановиться на одном из видов. Как сделать выбор? Послушайте, как отличается произношение носителей языка: американца и британца. Наши преподаватели Scott и Dave подготовили отрывок из стихотворения “The Chaos”. Прослушайте записи и решите, что вам кажется благозвучнее.

Чтобы убедиться, что вы сделали правильный выбор, советуем почитать аргументы в пользу каждого из вариантов английского в статье « ».

2. Проанализируйте свою речь

Выберите какой-нибудь аудио- или видеоролик с текстом записи. Послушайте, как произносит его носитель. После этого прочтите текст самостоятельно и запишите на диктофон (есть в любом мобильном устройстве). Прослушайте свой голос и сравните с речью носителя, определите, какие звуки вы произносите неверно. Вот над этими самыми звуками мы и предлагаем вам поработать.

Есть еще один интересный и надежный способ проверить свое произношение - ресурс speechpad.pw . Он позволяет оценить, насколько хорошо и точно звучит ваша речь. Сайт работает корректно через браузер Google Chrome. Просто включите гарнитуру, нажмите кнопку “Start recording” и произнесите любое слово или предложение. В нижнем окошке программа покажет вам, насколько точно вы произнесли звуки в процентном соотношении. Если какой-то звук вы произносите плохо, то увидите: программа распознала совсем другое слово. Вам сразу станет понятно, какие звуки у вас получаются, а над какими стоит потрудиться. А если поставить галочку возле слова Recording, программа запишет вашу речь, вы можете прослушать, как звучите со стороны.

Основные составляющие английского произношения, или над чем нужно работать

Правильное английское произношение - это картинка-пазл, состоящая из 4 важных элементов: правильной артикуляции, ударения, интонации и связности речи. Чтобы картинка собралась и выглядела красиво, необходимо работать над всеми ее составляющими, ведь у каждого из них есть свое важное место. Итак, чтобы улучшить английское произношение, вам необходимо будет:

1. Выработать правильную артикуляцию

Артикуляция - это положение и движение всех органов речи. От правильной артикуляции напрямую зависит четкость произношения. Положение органов речи при разговоре на разных языках отличается, поэтому, чтобы английский не звучал по-русски, необходимо приучить себя правильно располагать язык и губы при произнесении тех или иных звуков.

2. Следить за ударением

Неверно поставленное в слове ударение может сбить с толку носителей языка и стать причиной непонимания. Американец или британец могут простить вам не совсем верное произношение сочетания /th/ или русское /р/, но неправильное ударение может стать причиной непонимания. Отсюда вывод: следите за речью. Если не уверены в каком-то слове, обратитесь к онлайн-словарю и послушайте, на какой слог нужно делать ударение в том или ином слове.

3. Работать над интонацией

4. Работать над связностью речи

В обычной беседе мы не произносим речь по схеме «слово-пауза-слово-пауза». Мы говорим связно, слова сливаются в единое предложение. В разговоре окончание предыдущего слова сливается с началом последующего, это позволяет речи звучать естественно и плавно. Так мы знаем, что буква, точнее звук /r/ в конце слова в британском варианте английского обычно не произносится. Например, в слове car (машина). Однако если после слова, заканчивающегося на эту букву, стоит слово, начинающееся с гласной, то /r/ произносится. Например, в предложении The car is here (машина здесь). Делается это как раз для более плавного звучания речи.

Как улучшить произношение на английском

1. Используйте хорошие учебники по произношению

Хорошие результаты принесет работа со специализированными учебными пособиями, в которых объясняется, как улучшить английское произношение. В них есть подробные пояснения и иллюстрации положения органов речи во время произношения того или иного звука, а также прилагаются CD-диски с упражнениями. Лучшие учебники, которые мы можем рекомендовать учащимся:

  • “Tree or Three? An Elementary Pronunciation Course” by Ann Baker - пособие для учащихся с уровнем Elementary и “Ship or Sheep? An Intermediate Pronunciation Course” by Ann Baker - пособие для учащихся с уровнем Intermediate.
  • “English Pronunciation in Use” - серия из 3 учебников для уровней Elementary, Intermediate, Advanced.
  • “Elements of Pronunciation” - учебник для уровней от Intermediate до Advanced.
  • “New Headway Pronunciation Course” - серия учебников уровней , .

Эти пособия хороши тем, что вы можете подобрать их соответственно своему уровню владения английским языком. Кроме того, они разбиты на удобные уроки, как все современные учебники английского языка, поэтому работать с ними удобно и эффективно.

2. Работайте над навыком аудирования

Чем лучше вы понимаете английский язык на слух, тем лучше будет ваше произношение. У многих людей возникают сложности с произношением как раз из-за недостаточной работы с аудированием. В чем связь понимания языка на слух и улучшения английского произношения? Чем чаще вы слушаете иностранную речь, тем четче различаете звуки. Довольно часто ошибки в произношении связаны с тем, что мы имеем неверное представление о том, как звучит слово или звук. Чтобы обосновать эту точку зрения, приведем простой пример: послушайте речь глухих людей. Они произносят слова так, как себе это представляют, ведь не имеют физической возможности услышать, как должно звучать слово. Именно поэтому их речь бывает довольно сложно разобрать. При помощи прослушивания речи носителей языка вы получаете представление о том, как ДОЛЖНО звучать то или иное слово или звук в правильном исполнении. Обязательно посвящайте аудированию хотя бы 10-15 минут в день, тогда у вас не возникнет вопрос, как развить английское произношение. А еще рекомендуем почитать нашу статью « », в которой вы найдете практические советы о том, как правильно произносить самые трудные звуки английского языка.

3. Учите транскрипцию английского языка

Учить транскрипцию английского языка полезно, однако необязательно: вы можете обойтись и без нее. На сегодняшний день существуют разные подходы: одни преподаватели считают, что изучать транскрибирование не нужно, другие ратуют за его изучение. Мы рекомендуем ознакомиться со статьей « » и сделать свои выводы касательно необходимости знакомства с транскрибированием. Заметим только, что это весьма полезно, ведь вы изучаете правила чтения английского языка.

4. Учите слова правильно

Встретили новое слово и хотите его выучить? Сделайте это правильно: включите онлайн-словарь и прослушайте несколько раз, как произносит его носитель языка, или откройте обычный словарь и прочтите фонетическую транскрипцию. Таким образом, вы сразу же выучите верное произношение слова - это намного проще, чем заучить ошибочный вариант, а затем переучиваться.

5. Читайте вслух

Чтение - занятие, которое поможет вам совместить приятное с полезным. Наслаждайтесь любимой книгой и избавляйтесь от акцента в английском языке. Во время чтения вслух вы делаете самое важное - используете свои теоретические знания о произношении на практике. Не торопитесь, старайтесь четко и правильно проговаривать каждое слово, а если звук вам трудно дается, повторите его несколько раз, пока не добьетесь более-менее приличного звучания. А если встретили новое слово, смотрите предыдущий пункт. Еще больше полезных рекомендаций вы найдете в статье « ».

5. Используйте скороговорки

Помните, как в детстве нас заставляли быстро произносить всевозможные «ехал грека через реку» и далее по тексту? И ведь ломали язык, и ведь научились произносить эту трудную букву /р/ (по крайней мере, большая часть людей). Те же самые правила работают и в английском языке. Попробуйте выбрать несколько скороговорок, в которых отрабатываются трудные для вас звуки и читайте их ежедневно - это займет всего 5-7 минут в день. Где взять хорошие скороговорки? В статье нашего преподавателя Светланы «50 самых сложных скороговорок на английском » вы найдете 50 полезных фраз для отработки правильного произношения.

I thought, I thought of thinking of thanking you.

В Интернете есть много видеороликов, в которых носитель языка подробно рассказывает, как правильно произносить те или иные звуки. При этом некоторые спикеры даже включают в свое видео схемы, изображающие правильное положение органов речи. По таким роликам можно разобраться, как точно должен звучать тот или иной звук. Британскому произношению можно учиться , а американскому - .

7. Подражайте речи носителей языка

Выберите интересное видео или аудио и постарайтесь добиться звучания, как у диктора. Подражайте каждой мелочи: манере разговора, интонации, акценту, делайте логические паузы и ударения. Пусть это и будет сначала звучать странно и неестественно для ваших ушей, зато именно таким способом проще всего добиться верного английского произношения. Для обучения удобно использовать сайт englishcentral.com - там представлены сотни тысяч видео разнообразной тематики и длины. Все они содержат субтитры, разбиты по соответствующим темам и уровням сложности. После просмотра вам предложат несколько упражнений, среди которых есть и работа с произношением - нужно произносить фразы из видео за диктором.

Учиться у носителей языка можно и на engvid.com . Выберите раздел “Pronunciation” и откройте для себя секреты правильной английской речи.

И не забудьте ознакомиться с нашей статьей « », в ней вы найдете ссылки на лучшие видеоканалы, где вас научат, как выработать английское произношение.

8. Установите специальные мобильные приложения

Всевозможные приложения для смартфонов и планшетов - отличное подспорье для тех, кто хочет улучшить произношение на английском языке. Попробуйте работать с English Pronunciation или Sounds: The Pronunciation App FREE . При помощи этих приложений вы сможете прослушивать звучание английских слов, проходить тесты на понимание устной речи, а также записывать свой голос и прослушивать его.

Еще один интересный ресурс - Duolingo . Вы можете установить его в качестве приложения или заниматься онлайн на компьютере. Среди разнообразных заданий по изучению английского языка вам предложат проверить свое произношение: пока произносимые звуки не зазвучат правильно, упрямая программа не даст вам следующее упражнение.

9. Не торопитесь

Желание бегло говорить по-английски вполне понятно и оправдано. И все же говорить грамотно и внятно гораздо важнее. Не бойтесь тщательно проговаривать каждое слово, пусть вы будете говорить медленнее или с паузами, зато вас точно поймут.

The trees that are slow to grow bear the best fruit.

Деревья, которые медленно растут, приносят лучшие плоды.

10. Практикуйтесь ежедневно

Чем больше вы будете разговаривать по-английски, тем выше вероятность заговорить грамотно. И пусть вас не смущает ваш акцент. Не знаете, как выработать правильное английское произношение? Не переживайте, свой собственный акцент, манера речи есть у каждого человека. Поэтому не бойтесь разговаривать на английском только потому, что не совсем четко произносите слова. Говорите чаще, старайтесь произносить слова правильно, тогда и русский акцент постепенно исчезнет из вашей речи.

11. Найдите себе наставника

Не всегда неопытный человек может после прослушивания записи своего голоса сходу различить ошибки в произношении. Именно поэтому важно иметь наставника-собеседника, который вовремя заметит ваши ошибки и укажет вам на них. Это может быть преподаватель английского языка, англоязычный друг или такой же изучающий английский язык. Принимайте во внимание все замечания своего собеседника и старайтесь тут же исправлять ошибки.

12. Занимайтесь по специальной программе обучения

Если у вас нет времени на выполнение вышеописанных упражнений, а нужно улучшить английское произношение, рекомендуем обратиться за помощью к профессионалам. Запишитесь на . Опытные преподаватели, носители языка или русскоязычные, помогут вам преодолеть трудности в произношении и научат говорить грамотно и быстро.

Мы надеемся, вам была полезна статья о том, как улучшить произношение на английском языке, и вы не только прочтете, но и примените на практике хотя бы несколько предложенных советов. А теперь мы хотим повысить вашу мотивацию. Посмотрите видеоролик от американской актрисы и певицы Эми Уокер, в нем она талантливо подражает русскому акценту в английском. Звучит впечатляюще, не так ли?

Больбатова Людмила Евгеньевна
Учебное заведение: ТОО"Элитный детский сад XXI ғасыр"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-01-09 Методические рекомендации на тему: исправление произношения звуков Больбатова Людмила Евгеньевна Исправить недостатки произношения – значит затормозить, разрушить дефектные и выработать новые, правильные навыки звукопроизношения. Этой цели и служит специальная методика.

Просмотреть свитедельство о публикации

тема: исправление произношения звуков ш,ж,ч,щ

Расстройства звукопроизношения принято подразделять на функциональные и механические. Заболевание матери или ребенка могут вызвать те или иные аномалии в строении произносительного аппарата (расщелины губ, твердого и мягкого неба, аденоидные разрастания и т.д.). В ряде случаев здесь требуется хирургическое вмешательство. При функциональных расстройствах сам речевой аппарат нормален, болезнь здесь сказывается на течении нервных процессов в «речевых зонах» головного мозга, вызывая сенсорную (звуковоспринимающую) или моторную (звукодвигательную) недостаточность. При сенсорной недостаточности дети испытывают трудности в восприятии звуков на слух, при моторной — в произношении звуков, в переключении с одного звука на другой.

Недостатки произношения могут быть и не связаны с какой – либо болезнью. Невнимание к ребенку в период развития речи, дефекты произношения у родителей или воспитателей, подражание сверстникам также могут привести к тому, что ребенок будет говорить неправильно.

Различают три вида дефекта : отсутствие звуков, искажение звуков, смешение и замена звуков.

Отсутствие звуков вызывается в основном анатомическими аномалиями речевого аппарата. Здесь необходим совет врача: он сможет определить, помогут ли делу логопедические занятия или необходима операция.

Искажение звука вызвано тем, что звук в речевом аппарате формируется не на том месте, где ему положено. Звук при этом образуется с различными «призвуками», искажающими естественность звучания. Типичный пример таких нарушений – мягкое произношение шипящих звуков, межзубное произношение с и горловое (картавое) произношение р.

Смешение звуков и замена одного звука другим – наиболее сложный дефект, который обуславливается слабым разграничением звуков. Дети как неточно воспринимают, так и неточно воспроизводят, близкие по звучанию, по месту и способу образования согласные звуки. Например, свистящие звуки с,з,ц могут смешиваться с шипящими ш,ж,ч,щ . И наоборот, шипящие могут заменяться свистящими звуками. Чаще всего смешиваются звуки, близкие по месту и способу образования, по фонетическому сходству с-ш, з-ж, ш-щ . У отдельных детей наблюдается и такой дефект: звук изолированно произносятся хорошо, а в слове или сочетании слов выпадает или смешивается с другими. Возможны выпадения звуков при стечении согласных (Стол-«сол», скамейка- «самейка») ,перестановки звуков и слогов (колодец-«локодец»,дверь- «древь»).

Занятия с детьми лучше всего проводить в игровой форме, с применением игрушек, картинок, магнитофонных записей…

Если неверно произносится несколько звуков, важно соблюдать принцип последовательности их исправления: в первую очередь преодолеваются дефекты произношения свистящих с,з,ц , затем шипящих ш,ж,ч,щ , сонорных р,л и, наконец заднеязычных к,г,х . Не рекомендуется работать одновременно над двумя звуками — ребенок будет слишком уставать.

Исправить недостатки произношения – значит затормозить, разрушить дефектные и выработать новые, правильные навыки звукопроизношения. Этой цели и служит специальная методика. Работа над каждым звуком, предусматривает четыре этапа.

Этап постановки звуков. Работа начинается с «постановки» того положения органов речи, которое необходимо для правильного произношения данного звука. В практике используются три способа постановки звуков. Первый основывается на подражании, дается образец звучания, показывают перед зеркалом, как располагается язык и губы, схематично изображают это на листке бумаги, поясняют, на что похоже звучание изучаемого звука, например на шипение гуся (шшш-шшш)-ш; на выход воздуха из велосипедной камеры (ссс-ссс)-с и т.д.

Затем предлагают ребенку воспроизвести звук по подражанию. В ряде случаев это удается сразу.

Второй способ – это механическое воздействие на органы произношения ребенка (пальцем, шпателем, ложечкой) с целью создания искусственной артикуляции (физиологической основы) для постановки звука. Например, чтобы удержать кончик языка у альвеол верхних зубов (при постановке звука р) , его приподнимают ручкой ложки или шпателем, и тем самым дают почувствовать, где должна происходить вибрация кончика языка. Третий способ — смешанный. Правильная артикуляция вырабатывается по подражанию и с помощью механического пособия. Например, воспроизведение звука с требует, чтобы кончик языка опускался за нижние зубы. Однако в ряде случаев он проскальзывает между ними, и, чтобы получить желаемое звучание, приходится прижимать его книзу.

Вызванный любым из указанных способов звук сразу же надо закрепить в слогах, словах и коротких фразах. Этот момент является началом этапа автоматизации звука. Материал для речевых упражнений подбирается по принципу: от легкого – к трудному, от простого – к сложному. Изучаемый звук, например, с вводится в начало (сом), в середину (коса), и в конец слова (ус). На смену односложным словам (суп) приходят многосложные (самокат) и слова со стечением согласных (скамейка). Устойчивое произношение звука в словах служит основанием для перехода к работе над его мягким вариантом (с- Сима) и автоматизации звука в предложениях, коротких текстах насыщенных этим звуком.

Задача этапа дифференциации состоит в том, чтобы предупредить возможное смешение поставленного звука и звука, заменявшего его ранее. В первую очередь обращают внимание на их различение по месту образования и по звучанию, на их смыслоразличительную роль. Отрабатываемые звуки противопоставляются сначала в слогах (Са-ша, за-жа) , в словах-паронимах (отличающихся одним звуком – точка-дочка, коса — коза) , а в дальнейшем в предложениях и связанных текстах, содержащих оба звука.

На последнем этапе поставленный звук вводится во все виды речи. Все этапы занятия непременно предусматривают упражнения, развивающие фонематическое восприятие. Ребенка учат узнавать изучаемый звук и находить его среди других. Приемы простые: называют ряд звуков, услышав нужный звук ребенок поднимает руку. Полезно отыскивать изучаемые звуки в текстах, отбирать соответствующие картинки. Большое место следует отводить изучению слогов. На их примере дети усваивают место звука, выделяют гласный. Дети часто пропускают гласные звуки, воспринимая их как единый с согласным звук. Здесь следует использовать прием затяжного произношения гласных.

Для выработки произносительных навыков используют следующие приемы: повторение слогов, слов, предложений по заданной теме, заучивание стихотворений, сказок, пословиц и поговорок, ответы на вопросы по сюжетным картинкам, самостоятельный рассказ об увиденном.

Крайне важное значение в преодолении дефекта имеет артикуляционная гимнастика. Она помогает снять напряженность и придать нужную подвижность органам произношения. Упражнение проводится в течение минуты и предшествует началу речевых упражнений.

Занятие по исправлению дефектных звуков должны проводиться не более пятнадцати-двадцати минут.

Звуки ш,ж,ч,щ

При изолированном звучание ш органы речи принимают следующие положение: губы несколько округленны и выдвинуты в перед. Верхние и нижние зубы отстоят друг от друга на 1-2 миллиметра. Распластанный кончик языка «чашечкой» поднят в верх и образует с альвеолами щель для прохода воздуха. Края языка прилегают к верхним коренным зубам. Мягкое небо приподнято и перекрывает доступ воздуха в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают воздух из легких в ротовую полость. Струя выдыхаемого воздуха, проходя через преграду, образованную «чашечкой» и альвеолами, вызывает звук ш .

Звук ж образуется так же, как и звук ш разница состоит лишь в том, что при произношении звука ж голосовые связки смыкаются и вибрируют.

Звук щ –мягкий, образуется так же, как и ш , но лишь с той разницей, что при произношении щ спинкой языка занимает более высокое положение и перемещается в перед, отчего шипение становится более мягким и более высоким.

Звук ч — слитный, состоит из двух звуков: т мягкого и щелевого щ. При произнесении звука язык своим кончиком смыкается с небом за альвеолами, спинкой языка поднимается, края плотно примыкают к коренным зубам,как при звуке т мягком (первый момент). Мягкое небо приподнято, голосовые связки разомкнуты, воздушная струя взрывает смычку, и кончик языка отходит от альвеол, образуя полость между языком и передними зубами, как при звуке щ (второй момент).

Наиболее частый дефект произношения шипящих ­–это замена их свистящими. Дети произносят «сапка» вместо шапка , «зук» вместо жук, «цай» вместо чай, «яссик» вместо ящик. Иногда звуками с и с мягкий заменяются все шипящие: чай – «сяй», щеки –«секи», жук –« сук»,шапка-«сапка». Возможны и другие замены, например, ш на т(шуба –«туба»),ж на д(жук-«дук»), ч и щ на т мягкое (чай- «тяй», щука-«тюка»), ш на х (шапка-«хапка»), ж на г (жук-«гук»). К дефектам произношения шипящих относится и так называемая нижнее произношение ш, ж, ч, щ. Язык при этом не поднимается вверх, а лежит плашмя в полости рта. Что касается причин,вызывающих неправильное произношение,то в первую очередь надо называть недостатки фонематического восприятия и аномалии в строение речевого аппарата: самое частое среди всех этих аномалий – укорочение подъязычной уздечки, мешающее подъему языка к верху, столь необходимому для формирования правильной артикуляции шипящих.

Исправления дефекта начинают со звука ш , так как он содержит почти все элементы других шипящих звуков.

Постановку звука начинают с интенсивных артикуляционных упражнений, задача которых состоит в том, чтобы развить подвижность языка, сформировать «чашечку», растянуть подъязычную уздечку. Упражнения проводят в течении двух – трех минут. В начале дается общая артикуляционная гимнастика, а затем специальная: покусывание переднего края языка, максимальное высовывание его изо рта, свертывание языка в трубочку, доставание распластанным языком верхней губы и удержание его. Для растягивания уздечки язык присасывают к небу, как конфетку, попеременно открывают и закрывают рот, максимально высовывают язык наружу. Если ребенок не в состоянии удерживать распластанный язык у верхней губы, то прибегают к механической помощи- язык поднимают шпателем или чайной ложкой.

Очень важно выработать правильное – «чашечкой» — положение языка. Вначале показывают ребенку, как делают «чашечку», где должен находится язык. Упражнение продлевают перед зеркалом. Ребенка также учат направляют в «чашечку» воздушную струю. Для контроля можно применять бумажную полоску которую удерживают вертикально. При верном направлении воздушной струи полоска отклоняется вверх.

Одновременно идет работа над развитием фонематического слуха. Начинать надо с подражаний: шшш…шшш , из шарика уходит воздух-шшш…шшш , гусь шипит — шшш…шшш для различения звука на слух предложите ребенку несколько заданий. Отчетливо произнесите звуки м , н, ш, т,к: ребенок, услышав ш , должен поднять руку или хлопнуть в ладоши. Предложите ему из стопки картинок с изображением предметов отобрать те, название которых начинается со звука ш , а потом те, которые имеют этот звук в середине или конце слова.

Выработка правильной артикуляции и способность различать изучаемый звук на слух- необходимое условие для перехода к постановки звука ш. Перед зеркалом ребенок придает органам произношения нужную артикуляцию: распластанный язык в виде «чашечки» поднят за верхние передние зубы и с силой подает воздушную струю. Возникает звук ш . Одну –две минуты его произносят изолированно и отрывисто, а затем включают в слоги: ша, шо,шу,шы; аш,ош,уш,ыш; аша,ошо,ушу, ышы.

Если в слогах звук произносится хорошо, переходите к его автоматизации в словах.

Звук ш в начале слова: шина, шайба, шум, шило, шелк, шуба, шепот, шея, шаль, шахматы.

Звук ш в середине слова: уши, туша, каша, петушок, Миша, Пушек, мышонок, мишень, машина.

Звук ш в конце слова: малыш,камыш, мышь, тушь, шалаш, ландыш.

Звук ш в словах со стечением согласных звуков: пышка, шляпа, подушка, шлак, пышка, шкаф, школьник, шпалы, шпагат, штык, бабушка, шпилька.

Упражнение: придумать слова со звуком ш . Провести звуковой анализ этих слов «какой первый звук, какой второй, где стоит звук ш – в начале, в середине, в конце слова». По следам звукового анализа поставьте слова из букв разрезной азбуки.

У Маши шуба. У Наташи шаль. У Миши шапка. Паша надел шубу и шапку. Бабушка кушает кашу. Миша и Паша пошли гулять. У Миши машина на шинах.

Упражнение: составить по картинкам предложение с изучаемыми звуками. Вставить пропущенные буквы в слова: ти(ш)ина, (ш)апка, кув(ш)ин, ду(ш).

. «Наташе купили мишку. Мишка плюшевый и большой. Наташа любит мишку. Она надевает на него штанишки. Наташа и мишка любят гулять. Мишка в машине, а Наташа пешком.»

Упражнение: подобрать слова со звуком ш и разобрать их на слоги.

Автоматизация звука в стихотворениях и скороговорках:

Плюшевому мишке

Даша штопает штанишки.

У Маше мошка в каше,

Что делать нашей Маше?

Шапка и шубка,

Вот и наш Мишутка.

Маша меньше, Миша выше,

Миша Маше что-то пишет.

После усвоения звука ш переходите к работе над звуком ж . Ребенку показывают образец звучания, объясняют, в чем состоит различие в произношении ж и ш . (ш — произносится без голоса, ж — с голосом). Прикладывают руку к гортани, чтобы ребенок ощутил, как вибрируют голосовые связки. Как правило, постановка звука ж не вызывает трудностей. Закрепление звука начинают со слогов: жа, жо, жу, жи; аж, ож, уж, иж; ажа, ожо, ужу, ижи.

Автоматизация звука в словах: жук, Женя, жало, жиле, жаба, живот, жалоба; лыжи, ежик, ужин, лужок, вожатый, пижама, наживка, должник, ножик, лужа, кожа, ожог, этажи, ужин, флажок, лежанка .

Упражнение: подобрать слова на звук ж , разбить их на слоги. Подобрать картинки, название которые содержит звук ж .

Автоматизация звука в предложениях: Жук жужжал- жжж..жжж. Мама готовит Жене на ужин жидкий кисель. У Жени болит живот. Он лежит и ждет маму .

Упражнение: составить предложение из слов, данных вразбивку (зоопарк, живет, медвежонок). Вставить пропущенные буквы в слова: (ж)аба, ко(ж)а, эта(ж)и, фла(ж)ок.

Автоматизация звука ж в стихотворениях и скороговорках:

Я жук, я жук. Я тут живу.

Жужжу, жужжу. Гляжу, гляжу.

Жук упал и встать не может

Ждет он, кто ему поможет.

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди .

Дифференциация звуков ш и ж.

Упражнение: положить картинки со звуком ш в одну стопку, а со звуком ж — в другую. Назвать предметы изображенные на картинках.

Вставить пропущенные буквы в слова и предложения: у(ж)ин, кув(ш)ин, до(ж)дик, (ш)пион, лы(ж)и, малы(ш)и, (ж)иво, побе(ж)али к ма(ш)инее, деду(ш)ка ле(ж)ит на ку(ш)етке.

Дифференциация звуков ш и ж в слогах: ша-жа, шо-жо, шу-жу, жа-ша, жо-шо, жу-шу; аша-ажа, ожо-ошо, ужу-ушу, ажа-аша, ошо-ожо, ушу-ужу.

Дифференциация звуков ш и ж в словах: Луша, лужа, жаба, шапка, кожа, ноша, Леша, лежа, лужок, пушек, лыжи, мыши, Женя, шея, жутко, шутка.

Дифференциация звуков ш и ж в предложениях: Женя и Миша бежали по пашне. Пушек нашел большого жука. Наташа положила ножи. Живут у Миши два ежа и два ужа.

Дифференциация звука в тексте: «Подружились Пушек и ежик. Куда Пушек побежит туда и ежик. Пушек ушел на пашню. Ежик нашел его. Дома Пушек любит лежать на подушке, и ежик любит лежать на подушке »

Постановка звука ч.

Ребенку показывают положение губ и языка при произношении звука, дают образец звучания. Восприятие этого звука на слух проверяют по звуковому ряду: вы произносите звуки а, в, б, ч, к, т, ч ; ребенок услышав звук ч , поднимает руку. Далее ребенок придает (перед зеркалом) нужную артикуляцию языку и губам и воспроизводит звук ч

ча, чо, чу; чу, чо, ча; ача, очо, учу; учу, очо, ача .

ч в начале слова- чай, чайник, чугун, читальня; ч в середине слова – кочан, дача, удача, мячик, печенье пучок; ч в конце слова- плач, калач, мяч, меч; ч со стечением согласных – бочка, дочка, точка, голубчик, внучка, печка.

Автоматизация звука в предложениях: У Вани мяч. У Тани галчата. Котенок пьет молочко. Клава поймала бабочку.

Упражнение: составьте по картинкам предложение с изучаемым звуком.

Составить предложение из слов данных в разбивку (печь, печник, кладет) .

Автоматизация звука в тексте: «У волчихи был волчонок. Пошла волчиха на охоту. А волчонка поймали мальчики. Принесли мальчики волчонка домой. Дома они положили волчонка на печь и ушли. Волчонок вылез в окошко и побежал. Недалеко от дома его ждала волчиха. Вместе они убежали в чащу».

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: пти(ч)ка, бо(ч)ка, пла(ч), удо(ч)ка, (ч)еловек.

Постановка звука щ.

Покажите ребенку образец звучания. Восприятие на звук проверьте по звуковому ряду а, б, о, ш, т, щ – ребенок поднимает руку как только услышит звук щ . Затем перед зеркалом образует соответствующую артикуляцию (как при звуке ш , только спинка языка принимает более высокое положение и несколько сдвигается в перед) и воспроизводит звук щ.

Автоматизация звука в слогах: ща, що, щу; щу, що, ща; ущу, ощо, ощо, аща; аща, ощо, ущу.

Автоматизация звука в словах: щ в начале слова- щеки, щи, щука, щавель, щит, щебень, щегол; щ в середине слова- ящик, клещи, овощи, гуща, вещи, голенище; щ в конце слова – плащ, лещ, мощь, плющ, вещь, помощь; щ в сочетании согласных- гонщик, хищник, бетонщик, денщик, бунтовщик .

Упражнение: вспомнить слова со звуком щ .

Автоматизация звука в предложениях: У Вовы щенок. Щенок пищал. Вова дал щенку щей. В ящике клещи. На столе вещи. Витя поймал щуку и леща.

Упражнение: составить по картинкам предложения со звуком щ.(Волки ищут пищу. Щуку я тащу, тащу…) Всавить пропущенные буквы в сова (щ)егол, пу(щ)а, клее(щ)и, хи(щ)ник, плюю(щ).

Автоматизация звука в тексте: « Пошли мальчики ловить щук. Налетели щеглы. Щенок залаял на щеглов. Они улетели. Мальчики стали ловить рыбу. Вова потянул удочку и вытащил щуку. Была настоящая уха».

Автоматизация звука в стихотворениях:

Два щенка щекой к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Ты нас, мама, не ищи-

Щиплем мы щавель на щи.

Последний этап работы над шипящими звуками – это их дифференциация. Как вы знаете, она проводится для того, чтобы избежать смешения близких звуков в разговорной речи и при написании.

Дифференциация звуков ш и ч .

В слогах: ша-ча, шо-чо, шу-чу; ша-ча-ша, шо-чо-шо, шу-чу-шу; ача-аша, очо-ошо, учу-ушу; аша-ача, ошо-очо, ушу-учу.

В словах: чашка, чайка, шейка, шашка, шапочка, мальчишки, удача, бабушка, бабочка, кошечка, чушка, тишина, чулан .

В предложениях: Миша и Наташа купили чашку. Наташа одела очки и учит мишку читать. Тише, мальчишки, шумят наши мышки .

Дифференциация звуков ш и щ.

В слогах: ша-ща, шо-що, шу-щу, ши-щи; ща-ша, що-шо, щу-шу, щи-ши; ша-ща-ша, шо-що-шо, уш-ущ-уш, иш-ищ-иш, аша-аща, ошо-ощо, ушу-ущу.

В словах: шалунище, плащ, малыш, лещ, пешка, чашка, клещи, щетка, шапка, овощи, уши, вещи.

В предложениях: Маша кушает овощи и щи. Яша надел плащ и пошел ловить лещей. Миша нашел в ящике новые клещи. Щи да каша- пища наша.

Упражнение: подобрать слова со звуками ш и щ . Составить с ними предложения.

Как вы заметили, при подборе материала я стремилась избегать слов насыщенных свистящими звуками, с которыми часто смешиваются шипящие. Иначе даже звуки, хорошо поставленные и отдельно отчетливо произносимые, в разговорной речи неизбежно будут смешиваться друг с другом или заменяться.

. .