Методическая разработка занятия "тайм-менеджмент для студентов". Принципы тайм-менеджмента: простые правила для непростых дел

Здравствуйте, друзья! На связи Дмитрий Шапошников.

По моему наблюдению современный успешный человек неизбежно сталкивается с понятием «тайм-менеджмент». Каждый в той или иной степени ощущал нехватку времени, давление сроков, испытывал стресс от вынужденной спешки.

Прочитав статью, вы усвоите самое важное об управлении временем, ознакомитесь с основными концепциями успешного тайм-менеджмента. Все это в сопровождении моих примеров и комментариев. Я надеюсь, что изучение этой темы будет для вас полезным, интересным и увлекательным!

Начнем, друзья!

1. Что такое тайм-менеджмент – определение и история возникновения

Прямой перевод данного термина «Time Management » с английского – «управление временем ». Ясно, что в прямом смысле управлять временем невозможно: реальная функция тайм-менеджмента – использовать время своей жизни с максимальной эффективностью.

Наиболее точное определение тайм-менеджмента звучит так:

Тайм-менеджмент - это учёт, распределение и оперативное планирование собственных ресурсов времени.

Ещё один вариант определения.

Тайм-менеджмент - это научный подход к организации времени и повышение эффекта от его использования.

Девиз профессионального тайм-менеджера:

Работай меньше, успевай больше!

Люди, которые умеют продуктивно распоряжаться собственными запасами времени, живут более насыщенной и полной жизнью, делают свою работу с минимальными временными затратами.

Управляя своим временем, мы имеем больше жизненного пространства: становится более реальной возможность заниматься тем, что нам действительно нравится.

Учитывая, в каком аврале живёт современный человек, вопрос управления ресурсами времени становится всё более актуальным, если не сказать – жизненно важным. Развитый навык управления временем в разы повышает личную эффективность. Это я понял уже лет 12 назад.

Тайм-менеджмент позволяет упорядочить рабочее и личное время в течение дня (недели, месяца) чтобы успевать делать все важные и нужные дела, не отвлекаясь на второстепенные или посторонние вопросы и проблемы.

Эффективное планирование позволяет высвобождать для насыщенной и полноценной жизни колоссальные ресурсы времени. По мнению профессионалов, размеры таких ресурсов исчисляются годами и десятилетиями.

История тайм-менеджмента

Научный подход к организации времени – проблема не новая. История тайм-менеджмента уходит корнями в далекое прошлое.

Еще 2000 лет назад в Древнем Риме известный мыслитель Сенека предложил разделять все время на потраченное с пользой, то есть хорошее, на плохое и бесполезное.

Сенека также стал вести постоянный учет времени в письменном виде. Мыслитель говорил, что проживая определенный период времени, необходимо оценивать его с точки зрения заполненности.

В дальнейшей истории управления временем эти идеи легли в основу такого понятия как «личная эффективность».

Альберти, писатель и итальянский ученый, живший в XV веке, говорил, что те, кто умеет управлять временем с пользой, будут всегда успешны.

Для этого он предложил использовать два правила:

  1. Каждый день с утра составлять список дел.
  2. Расставлять дела в порядке уменьшения важности.

На протяжении многих веков все эти принципы существовали лишь в теоретическом виде и только с 80-х годов прошлого века данная тема стала переходить от теории к практике.

Управление временем необходимо не только руководящим работникам и владельцам собственного бизнеса: каждый из нас должен уметь распоряжаться собственными активами, дабы наслаждаться процессом жизни во всей полноте.

Безусловно, тайм-менеджмент нужен далеко не всем. Если человеку в своей жизни нечем заняться, и его главная задача - «убить время», то управление временем для такого человека – неактуальная и ненужная дисциплина.

Другими словами, сначала следует определиться – действительно ли вам не хватает времени и куда вы хотели бы деть свободные минуты, часы и дни, когда они появятся.

Тайм-менеджмент состоит из нескольких составных частей:

  • строгий учёт времени;
  • оптимизация временных ресурсов;
  • планирование дня (недели, месяца иди другого отрезка времени);
  • организация мотивации.

Управление временем важно не только для работы: люди, постигшие искусство тайм-менеджмента, более жизнерадостны, здоровы и успешны в профессиональной и личной жизни.

Эффективный тайм-менеджмент позволяет осмысливать все свои поступки и решения с точки зрения их целесообразности для собственного развития и совершенствования.

2. Мифы об управлении временем – 3 основных заблуждения

Существует ряд общественных стереотипов и заблуждений относительно управления временем.

Некоторые считают, что тайм-менеджмент нужен исключительно для работы, что в России данная дисциплина неэффективна ввиду особенностей национального менталитета, что жизнь строго по плану превращает человека в робота и лишает его свободы воли.

Все эти мифы не состоятельны: ниже я постараюсь их полностью развенчать.

Миф 1. Никто не может управлять временем

Утверждение верное по форме, но ошибочное по содержанию. Управлять временем действительно невозможно (если, конечно, вы не изобретатель машины времени). Никто не способен замедлить его объективный ход, ускорить или остановить даже на мгновение.

Зато человек может делать следующее : управлять собой, своими решениями и действиями во времени, а также заниматься определением приоритетов. Именно об этом и рассуждают практики тайм-менеджмента – об управлении собственной жизнью.

Разумный и прагматичный подход к своим действиям и есть управление временем: вы будете удивлены, сколько минут и часов высвобождается, как только вы начинаете действовать более обдуманно и осознанно.

Помните, что все успешные люди, независимо от рода своей деятельности, планируют свои дела и действуют с максимальной продуктивностью. При этом работают они примерно столько же, сколько обычные люди, но всегда успевают сделать больше.

Их секрет в том, что в единицу времени они успевают сделать большее количество дел, что в итоге сказывается на их жизненных результатах.

Миф 2. Тайм-менеджмент заставит меня работать больше и интенсивнее

Работать много и уставать, пренебрегая отдыхом – прямой путь к переутомлению и депрессии. Необходимо постоянно стремиться к снижению объёма работы при увеличении результативности. Как это сделать? Если говорить коротко – то действовать строго по плану и уметь отделять второстепенное от главного.

Эффективно использовать методы тайм-менеджмента – не значит делать больше или увеличивать производительность за счет скорости выполнения работ.

Речь идёт о повышении личной результативности через исключение ненужных задач и устранения так называемых «пожирателей времени» или «хронофагов».

К разряду хронофагов относятся сотни бессмысленных и мелких дел, которые мы делаем в течение дня, даже не задумываясь об их целесообразности: частая проверка почты, общение и просмотр новостей в соцсетях, лишенные смысловой нагрузки разговоры с коллегами.

Приверженность человека к отвлеченным от основной задачи делам отчасти объясняется прокрастинацией – желанием отложить «до лучших времён» важные и нужные мероприятия.

Однако если отбросить рефлексию и признать для себя важность и значение текущих задач, отвлекаться на посторонние дела у вас не будет ни сил, ни желания.

Миф 3. Использование тайм-менеджмента превратит меня в робота, который всё будет делать по расписанию, лишит меня свободы и выбора

Люди боятся превратиться в роботов, но на деле уже являются ими, а также рабами собственных психоэмоциональных привычек и шаблонов поведения.

Управление временем не ограничивает нашу свободу, а наоборот – создаёт её.

Тайм-менеджмент необходим не только офисным сотрудникам, руководителям и менеджерам: управлять главным ресурсом жизни – собственным временем – нужно всем, кто относится к себе ответственно и серьёзно.

Практический критерий необходимости внедрения в жизни принципов тайм-менеджмента – наличие 4-х и более дел в плане на текущий день (учитываются не только профессиональные, но и личные дела). Это нужно и бизнесменам, и свободным художникам, и домохозяйкам.

Пример

Если вам нужно закончить проект по работе, поговорить об этом с начальством, после работы зайти в мастерскую по ремонту телефонов и наконец, забрать малыша из детского сада, то разумное планирование времени – ваша насущная необходимость.

Планирование и распределение ресурсов помогает быстрее достичь важных целей и высвободить время на отдых, восстановление сил, общение с друзьями и близкими. Тайм-контроль позволяет достигать результата быстрее и с меньшими затратами.

Что касается жизни по расписанию, то разумная организация труда и отдыха ещё не приносила вреда никому. А для спонтанности и творческого подхода (если таковые имеются) в любой работе всегда найдётся место.

3. Как управлять временем – 7 главных принципов тайм-менеджмента

А теперь перейдём к практике и выясним, как правильно управлять временем, с чего начать контроль и планирование своих действий, какие трудности обычно возникают на этом пути и как их преодолеть. Ниже я описал основные принципы и правила.

Принцип 1. Планируйте свои действия

Планирование дел на ближайший день (или ближайшую неделю) имеет практическое значение в любой работе. Неважно, сидите ли вы в офисе, стоите у конвейера, подрабатываете курьером в свободное от учёбы время – чёткий план действий всегда принесёт реальную пользу в виде повышения результативности (личной и профессиональной).

Даже если ваши действия строго регламентированы должностной инструкцией, всегда нужно иметь заранее составленный план – это поможет справляться с работой более эффективно и оперативно.

Помните, что все успешные люди планируют свою жизнь.

Запомните несколько важнейших аксиом тайм-менеджмента :

  1. Фиксируйте цели письменно. Если на бумаге (или в электронном ежедневнике) не обозначена ваша цель, значит, её не существует.
  2. Планируйте свой день. Заранее составленный список заданий и действий увеличивает продуктивность любого вида деятельности на 25%.
  3. Дробите большие задачи. Объемные по времени выполнения дела нужно всегда разделять на несколько мелких подзадач – не хватайтесь за масштабный проект, не продумав заранее последовательность действий.

Необходимо, чтобы планирование стало вашей второй натурой: возьмите за правило составлять план действий на завтрашний день перед сном. Утром на работе вы уже будете точно знать, с чего начинать, чем продолжить и как закончить.

Всегда оставляйте определенный резерв времени на «форс-мажор» - непредвиденные обстоятельства.

Помните, что те несколько минут, что вы затратите на составление плана, с лихвой окупятся в будущем: результаты грамотного планирования вы оцените уже на первой неделе внедрения в жизнь.

Принцип 2. Формулируйте желаемый результат в конкретные цели и задачи

Стратегическое и эффективное планирование невозможно без грамотного целеполагания. Если говорить более простым языком, вы должны уметь четко формулировать основную цель и уметь разбивать её на более конкретные и локальные задачи.

В теории менеджмента этот навык именуется «декомпозиция целей» . Основной способ воплотить данное понятие на практике – это переход от общего к частному.

Существует профессиональный инструмент (или принцип) для формулировки и постановки локальных задач в тайм-менеджменте и целеполагании.

Он называется принцип SMART .

Согласно данному принципу цель должна быть :

  • конкретной (Specific);
  • измеримой (Measurable);
  • достижимой за определенный период (Attainable);
  • актуальной или истинной – необходимо заранее понять, действительно ли данная задача поможет в достижении цели (Relevant);
  • ограниченной во времени (Time-bound).

Основной критерий полезности и эффективности локальной задачи – её конкретность. Начиная движение к крупной цели с выполнения последовательных задач, вы значительно сокращаете время выполнения работы.

Последовательность и сосредоточенность на конкретных пунктах – залог будущего успеха.

Даже самые великие творцы не создавали свои произведения сразу целиком – сначала они составляли план, а затем выполняли его по пунктам. Один из секретов успешного управления временем – в умении сосредоточиться на текущих задачах, не теряя общего направления.

Принцип 3. Фиксируйте ваш план действий

О необходимости обязательно фиксировать план действий уже было сказано выше. Здесь же рассмотрим, каким образом это лучше всего сделать. Существует несколько рабочих и действенных инструментов, позволяющих сделать свои планы и задачи более наглядными и конкретными.

Один из таких методов называется . Объясню, как это выглядит на практике.

Пример

Допустим, ваша цель – построить дом. Для начала следует разбить задачу на несколько этапов: расчистить площадку, вырыть и заложить фундамент, провести надземные работы, выполнить отделку помещений, провести коммуникации и заняться благоустройством.

В диаграмме Гранта указываются все задачи текущего масштабного проекта вместе со сроками их осуществления, продолжительностью во времени и очередности выполнения.

Однотипные задачи можно группировать в один пункт, а более объёмные дела целесообразно разбивать на несколько последовательных задач.

Наглядное составление плана экономит не только ваше время, но и позволяет другим сотрудникам, участвующим в проекте, быстро уяснить положение дел и включиться в работу с нужного этапа.

Принцип 4. Расставляйте приоритеты

Своевременно и чётко определить главную цель – это необходимо и правильно. Но главная задача – это двигаться к достижению данной цели, последовательно выполняя текущие задачи разной степени трудности.

Для расстановки приоритетов в ежедневном планировании подойдет простой способ, который называется «Способ АБВГД» .

Способ АБВГД (ABCD)

«А» – это самое важное дело текущего дня, «Б» – менее важное, «В» – задача средней значимости и т.д.

Первое в списке дело следует выполнять первым. Обычно эта задача самая трудоёмкая и сложная. Иногда человек испытывает страх или ленится начинать день с главной задачи, но секрет в том, что именно от её выполнения зависит эффективность вашей текущей деятельности.

Специалист по практическому тайм-менеджменту советует решать данный вопрос жестко и однозначно. Его метод называется: «съесть лягушку на завтрак». «Лягушка» - это самое сложное и неприятное дело текущего дня. Вы постоянно переносите его на «послеобеда», на вечер, а то и на завтра.

Но суть в том, что тем самым создаётся постоянное эмоциональное напряжение, которое мешает вам продуктивно выполнять все остальные дела. Трейси говорит, что начинать день следует с самого трудного, тогда все остальные дела будут выполнятся практически сами собой.

Логическим продолжением метода Брайна Трейси здесь является закон или принцип Парето.

Закон Парето

20% наших усилий приносит нам 80% результатов, а остальные 80% наших усилий - лишь 20% результатов.

Таким образом наша задача - выявить эти 20% наших самых эффективных действий и сконцентрироваться именно на них.

Ещё один инструмент для эффективной расстановки приоритетов называется «Матрица Эйзенхауэра» . Политический и военный деятель, президент США Дуйат Эйзенхауэр был человеком практичным и весьма успешным.

Он придумал разделять все текущие дела на 4 категории :

  • срочные и важные;
  • важные, но не срочные;
  • срочные, но не очень важные;
  • неважные и несрочные.

Первая категория : срочные и важные - это первостепенные задачи следует выполнять обязательно сегодня и сейчас: их откладывание обязательно создаст ненужные трудности в будущем. Поручать их подчиненным не стоит – это нужно делать самому и немедленно.

По-другому этот сектор матрицы называют «Сектором пожара», находиться в котором долго чревато неблагоприятными последствиями, прежде всего для собственного здоровья.

Мой секрет тайм-менеджмента - находиться в секторе « Важные - Не срочные» .

Это самый эффективный сектор матрицы. Здесь вы спокойны, здесь вы планируете, обдумываете, действуете грамотно и взвешенно, здесь вы занимаетесь по настоящему важным.

Не допускайте перетекания важных дел в сектор срочных!

Дела из 4-ой категории (несрочное и неважное) можно смело вычеркивать из ежедневного списка.

Можно ежедневно составлять примерно такую таблицу, основанную на «Матрице Эйзенхауэра».

Не поленитесь, и внедрите эту простую таблицу в свою систему планирования дня.

Принцип 5. Фокусируйтесь на главном

Я уже говорил, как важно достигать поставленных целей, в этом пункте расскажу о том, как делать это максимально эффективно.

Умение фокусироваться на главном, не отвлекаясь на постороннее, - важнейший практический навык, овладев которым, вы решите самые приоритетные задачи продуктивного тайм-менеджмента.

Время – не восполняемый ресурс, и самый ценный из всех существующих. Мы можем потратить 10 000 рублей и снова их заработать, но вернуть обратно прожитую секунду мы не в состоянии.

Мы также не способны продлить сутки до 25 часов, но можем освободить собственное пространство для тех занятий, которые нам действительно важны.

Чтобы второстепенные дела не сказывались на вашей личной результативности, необходимо овладеть конкретными техниками управления времени.

Одна из самых действенных техник высвобождения времени – делегирование. Точнее будет сказать, делегирование - это составляющая классического менеджмента.

Делегирование – это способ поручить часть наших дел другим людям.

Самые элементарные примеры: свою машину можно помыть не самостоятельно, а отдать в автомойку, или еще: потекший кран в ванной можно починить самостоятельно или вызвать профессионального сантехника.

Запомните

Любые задачи, которые целесообразнее (с точки зрения финансов и затрат времени) предоставить другим, нужно предоставлять другим.

Чем выше стоимость вашего личного времени, тем больше второстепенных и не слишком важных задач можно делегировать.

Менее важные дела можно выполнять в «не-ресурсное время».

Речь идет о той части дня, когда вы находитесь уже не на пике своих умственных и физических сил, например, в конце дня, когда есть усталость.

Также, к примеру, находясь в транспорте или в очереди, можно совмещать ожидание с обучением – прослушивать аудиокниги по профессиональному мастерству или развитию одного из навыков личной эффективности.

Ещё один важный навык для реальной экономии времени: умение говорить «нет».

Не подумайте, что отказывать нужно всем без разбора.

Умение сказать «нет» относится в первую очередь к тем людям и делам, которые лишают вас ваших энергетических и временнЫх ресурсов не давая ничего взамен.

Говорите «нет» болтливой соседке или сотруднице, чтению бульварной прессы, интернет-серфингу по соцсетям и развлекательным ресурсам, просмотру ТВ.

Помните, что даже небольшой незапланированный перерыв, когда кто-то или что-то вас отвлекло от дела, может стать причиной срыва планов.

Принцип 6. Анализируйте свой опыт и создавайте свои правила тайм-менеджмента

Периодически стоит оглядываться назад и делать прагматичные выводы из своего опыта управления временем. Изучайте свои ошибки и обязательно принимайте меры по их исправлению.

Обязательно анализируйте ситуации, в которых вы особенно интенсивно теряли личные ресурсы.

Всегда следует оставаться осознанными и со стороны смотреть, что именно происходит с вашей жизнью - в каком направлении и с какой скоростью она движется.

Если вы почувствовали, что утратили контроль и слишком углубились в решение задачи, не думая о затратах времени, самое время остановиться, сделать перерыв и попытаться оптимизировать собственные действия.

В конце концов, создавайте свои правила по управлению временем, свои фишки. Вся ваша жизнь, ваша деятельность - уникальна.

Принцип 7. Планируйте отдых

В погоне за успехом и личной результативностью никогда не пренебрегайте отдыхом, я скажу более того - планируйте отдых, также как и ваши бизнес-задачи! Для управления временем полноценный отдых – важнейший элемент успеха.

Пример из жизни Радислава Гандапаса

Известный российский бизнес-тренер и оратор Радислав Гандапас, как он рассказывал на одном из своих тренингов, планирует в своем рабочем расписании дни на посещение гольф-клуба. Это важное хобби в его жизни.

Эти дни он выделяет красным как мероприятия высшей степени важности, которые не подлежат переносу.

В противном случае, говорит Радислав, ему не удается поиграть в гольф в принципе, так как всегда находятся дела поважнее.

Оставаться на пике своих психофизиологических возможностей можно только с помощью регулярного восстановления сил.

Нельзя экономить на сне, собственных выходных и общении с близкими – это такие же важные факторы эффективного тайм-менеджмента, как планирование и постановка целей.

4. Обзор популярных книг и тренингов по управлению временем и повышению личной эффективности

Существует масса полезной литературы по управлению временем. Отдельные издания посвящены тайм-менеджменту для женщин (молодых мам, домохозяек), студентов, школьников, руководителей.

Проводятся семинары, конференции, мастер-классы и тренинги по тайм-менеджменту.

На мой взгляд, максимально информативными и доступными книгами по данной теме являются труды Глеба Архангельского, Евгения Попова и Брайана Трейси.

Евгений Попов – автор курса «Хозяин времени», создатель видеоуроков по данной теме, практик успешного бизнеса в Интернете. Имеет личный сетевой ресурс, на котором все желающие могут приобрести интеллектуальные продукты автора.

Если вы хотите быстро овладеть основами практического тайм-менеджмента, обязательно изучите курс Евгения Попова « ».

Глеб Архангельский – ведущий российский специалист по вопросам управления временем. Руководитель собственных корпоративных проектов по внедрению тайм-менеджмента в практику крупнейших отечественных компаний – РАО ЕЭС, «Вимм-Билль-Данн» и других. Создатель бестселлеров: «Организация времени» и «Тайм-драйв».

Брайан Трейси - ведущий мировой эксперт по личной эффективности, консультант по менеджменту, писатель, оратор.

Другие книги данной тематики: «Тайм-менеджмент по помидору» (Штафан Нётеберг), «Жесткий тайм-менеджмент» (Дэн Кеннеди), «Максимальная концентрация» (Люси Паладино).

5. Заключение

Подведём итоги, друзья! Сам я лично стараюсь использовать следующие элементы тайм-менеджмента:

  • планирование дня;
  • расстановка приоритетов (АБВГД);
  • работа со списком задач.

На практике убедился, что планирование времени упрощает жизнь и помогает больше успевать.

Главное, чтобы это вошло у вас в привычку. А привычка формируется 20-30 дней. Вам нужно будет продержаться совсем немного, чтобы вы привыкли делать правильные вещи, а затем система привычек и управления временем будет работать на вас.

Приемами тайм-менеджмента наиболее продуктивно пользуются деловые люди, для которых распределение собственного времени является первостепенной задачей. Однако учащиеся в школе и студенты высших учебных заведений также должны приучать себя правильно пользоваться отведенным временем.

«Жить без плана – это все равно что смотреть телевизор, отдав пульт в чужие руки».

Принципы тайм-менеджмента отличаются в разных возрастных категориях из-за различий в развитии и понимании течения времени, а также из-за разницы в учебной нагрузке. Также успешное следование методикам тайм-менеджмента подразумевает умение концентрироваться. Статьи о развитии внимания и его особых свойств можно найти в блоге Brain.apps.

Тайм-менеджмент для школьников

Тайм-менеджмент для школьников следует начинать с начала поступления в первый класс. Так как понятие о течении времени у них закладывается в возрасте 6-7 лет, а множество школьных внешних раздражителей усилят понимание временных рамок.

Основные методики тайм-менеджмента для школьников:

  • Настенное расписание. Данный вид планирования очень популярен среди родителей, но следует делать расписание не только уроков, но и свободного времени, чтобы ребенок с самого детства учился разделять различные виды деятельности.
  • Планирование будущего. Родители должны сами давать ребенку планировать свои дела в будущем, лишь немного помогая ему. Таким образом школьник будет заранее и физически, и эмоционально готов к каким-либо мероприятиям,
  • Недельный календарь. Одним из приемов, которые сможет освоить школьник, является почасовое расписание своего дня. Начинать лучше с времени пробуждения, заканчивать сном. В этой таблице ребенок должен закрашивать те часы, которые он провел бесполезно, что позволит ему наглядно оценить, какое количество времени от тратит понапрасну.
  • План на день. В младшей школе данная методика должна выполняться совместно с родителями. Ребенок должен научиться планировать свои мероприятия во времени, умещать их в сутках, определять главные и второстепенные дела. Причем родители должны объяснять ему, что главные дела – это не те, что любимые, а те, выполнение которых важнее.
  • Сказки. Дети лучше всего усваивают информацию в игровой форме, поэтому хорошим упражнением тайм-менеджмента для школьников, может стать обычный рассказ. Родители придумывают сказку, в которой главный герой ведет себя неправильно, то есть тратит время зря. После этого ребенку предлагается проанализировать поведение персонажа, найти ошибки в его действиях. Так же школьник может придумать свой план действий для данного героя.

Психологический анализ учеников младшей школы показал, что около 40 часов в неделю они тратят впустую. Причем сами дети считают, что все свободное время заняты выполнением домашней работы, хотя постоянно отвлекаются на посторонние задачи.

Тайм-менеджмент для студентов

Главное отличие тайм-менеджмента для студентов от школьного в том, что эти люди уже считаются взрослыми, полностью понимают ценность времени и должны выполнять гораздо больше дел в день, чем дети. Кроме того, многие студенты совмещают учебу с работой и дополнительно успевают выделить время на развитие хобби.

Большим спросом пользуется метод тайм-менеджмента для стэндсфордских студентов. Его основные правила заключаются в максимальном планировании труда и даже свободного времени, записывании всех своих занятий и четком разделении одного дела от другого.

Эффективные методики тайм-менеджмента для студентов:

  • Ежедневник. Для наиболее оптимального распределения времени следует завести один ежедневник, в который будут заноситься все мероприятия и планы на будущее. Причем отдельно стоит записывать расписание занятий, отдельно — важные мероприятия, например, консультации, и, наконец, часть блокнота нужно выделять на планирование свободного времени.
  • Расписание на неделю. Нужно выделять еженедельно время для того, чтобы составить план дел на всю неделю. Это поможет избежать дополнительной траты времени каждый день, чтобы решить какое из занятий выбрать.
  • Использование каждой минуты. Любые промежутки времени, например, между парами, в общественном транспорте и другие, можно использовать для какого-нибудь полезного занятия.
  • Разделение учебы и личного. Во время занятия каким-нибудь делом важно не отвлекаться на посторонние раздражители, которыми могут быть даже друзья. Сначала следует завершить начатое занятие, а лишь затем уделять время знакомым, социальным сетям, играм.

Выполнение этих правил позволит студенту повысить продуктивность работы, найти время на многие дела и мероприятия, которые откладывались в ящик. Однако помимо занятий, студент должен выделять в расписании время на отдых, сон и обустройство личностных взаимоотношений.

Тяжелая работа, часто просто работа, которая не сделана в свое время. Это о том, как важные задачи откладываются на потом, а затем на потом. Когда студент, в ситуации низкой производительности, значит его жизнь попала под контроль проволочек. Например: ожидание нужного настроения и времени; отсутствие четких целей и недооценка сложности задачи; набор неоднозначных хлопот; страх неудачи или боязнь успеха.
Управление временем это не мастерство, а организованный подход, возможность быть эффективным. Что является ценным ресурсом учебы студента? Конечно, время, которое пролетает с невиданной скоростью. Важно помнить, есть только 24 часа. Ни один студент не имеет ни больше, ни меньше. С хорошей координацией и достигаются результаты. Навык не терять секунды, ценен эффективными последствиями.

Повседневное планирование дает значительную экономию часов для студента. Необходимо расставить приоритеты, позаботится о неотложных делах в первую очередь. Расписание наглядно покажет, как долго выполняются конспекты и другие учебные задания, сколько остается минут на отдых.

Управление временем останавливает медлительность студента, дает стимул к движению, вырабатывает продуктивность. Когда есть план, появляется больше свободы, то есть, студент знает свое предназначение в определенном отрезке времени.

Несобранный студент, часто оказывается завален работой в вечернее время, ничего не успевает совершить днем.

Расписание уменьшает чувство вины у студента за недоделанное. Появляется уверенность в достижении цели, свободные минуты проходят с пользой.
График, помогает отслеживать успехи и неудачи, наглядно показывает долгосрочную перспективу. Самоорганизация снимает неопределенность, сосредоточивает на получении лучших результатов. Дисциплина изнутри — ключ к получению максимальной отдачи от всех родов деятельности. Она же, создает хороший баланс учебы и свободы, приносит пользу во многих областях жизни на долгие годы. Многие из бывших студентов считают, что управление календарем действий, был одним из лучших шагов, которые они предприняли для улучшения результатов в учебе. Чувствовать себя под своим же контролем, это и есть вершина совершенства в студенческие годы.

Организация или «Простой метод»

Организация сделает студента успевающим учащимся. Это звучит легко, но секрет успеха кроется в простоте. Наилучший подход, разрушающий ежедневную рассеянность, это три отметки в планировании: краткая, средняя и долгосрочная перспектива. Отличный способ, чтобы описать ежедневные, еженедельные и долгосрочные цели.

Лучшее время подготовки краткосрочного списка дел на завтра это вечернее время. План скоординирует тесты и задания, которые должны быть достигнуты в течение семи дней.

Удобно использовать календарь для более широкого видения семестра. Помечать предстоящую деятельность наряду с датами. Проверенный простой метод — азбука приоритетов: список А — задача имеет решающее значение для достижения цели, ее необходимо сделать в тот же день (иначе можно столкнуться с серьезными последствиями). Список Б — менее срочное, но все же важное, выполняется после списка А. Список В — это состав из приятных дел, выполняются они, после благополучно выполненных верхних двух. Затем, можно спокойно перебираться в следующий день, расписав новую азбуку.

Реалистичное планирование

Слишком требовательный график вызовет стресс и накопление работы у студента. Простой план не перегрузит. Быть гибким и адаптировать расписание. Образовавшиеся вне графика дела, необходимо определить преимущества.
Начать, чтобы закончить — это и есть контроль и успех.
Не нужно быть перфекционистом: что-то не получается, начать снова. Увидеть ошибку со стороны и подходить к делу разными путями.
Не нужно решать объемные проекты сразу, но разбить их на управляемые части. Это облегчит выполнение, а результат удовлетворит. Тем же образом следует разбить учебное время. Не нужно изучать предмет больше одного часа за раз, обязателен перерыв.

Сколько я должен учиться?

Этот вопрос затрагивает каждого студента. Надо помнить, что успех в учебе это не количество времени потраченное на изучение, а качество его планирования. Важно отметить, что не существует одного ответа на всех учащихся. Некоторые студенты эффективнее других. Один, находит предметы сложными, ему приходится тратить больше усилий на их усвоение. Другой же, сделает это быстрее. Лучше сосредоточиться на собственных потребностях и способностях. Цель — улучшить метод расписания так, чтобы максимально видеть результат личного роста.
Часть предметов требуют больше времени и внимания чем другие. Сосредоточиться первым делом на вопросах, которые нравятся и понятны, но не пренебрегать остальными. Трудно держать на чеку все в течение недели, но при гибком графике это возможно. Использовать выходные дни, ведь полезно пополнять знания в других областях.

Приблизительный ориентир для изучения одного предмета в
день:

  • Первый год — 1,5 часа в день.
  • Второй год — 2 часа в день.
  • Третий год — 2,5-3 часа в день.
  • Четвертый год — 3-4 часа в день.
  • Пятый год — 3,5-5 часов в день.

Конечно, количество часов в расписании должно увеличиться, ближе к экзаменам и зачетам.

Специалисты тайм-менеджмента советуют студентам провести первые полчаса вечера для отметок и пересмотра основных тем, затронутых в классе за день. Это выявляет потенциально слабые места, которые в свою очередь должны быть занесены в план, для дополнительного изучения. Такое повышенное внимание к предмету, откроет интерес и понимание.
Должно быть стремление повышать уровень мастерства и в выходные дни. Разбить обучение, например с 9 до 12 утра и с 16 до 18 вечера.
Обсудить расписание с друзьями и семьей, дать им знать о свободном времени и о времени учебы. Они поймут и приложат усилия, чтобы вписаться в свободное время для общения или активного отдыха.

Существует всего 168 часов в неделю и управлять ими есть смысл. Нужно усвоить, что необходимо посвятить эти часы исключительно личному совершенствованию. Не растрачивать драгоценные секунды, не позволять посторонним отнимать время, которое никогда нельзя вернуть вспять.
Наконец, по завершению задачи, можно воспользоваться приятным моментом, чтобы глянуть на результат и почувствовать удовлетворение прогрессом.


Одна из основных проблем, с которой сталкиваются студенты, – это нехватка времени. Чтобы все успевать, учащимся необходимо научиться планировать каждый свой день.

Правильное распределение сил – залог успешной учебы

Специалисты регулярно проводят среди студентов различные опросы, выясняя, с какими сложностями они сталкиваются в процессе учебы. К наиболее распространенным проблемам относятся:

  • нехватка времени и нарушение рабочего ритма;
  • депрессивные состояния;
  • сильные страхи перед экзаменами;
  • низкая успеваемость, отсутствие самоорганизации.

Во многом эти проблемы связаны с высокой нагрузкой, получаемой студентами в вузах. Проблемы часто обостряются, если молодые люди сочетают учебу с работой, в таких случаях времени на полноценный отдых практически не остается. Итог плачевный – падает успеваемость, возникает хроническая усталость.

Специалисты рекомендуют студентам придерживаться закона Парето – «80/20». Суть этого закона очень проста – необходимо правильно распределять свои силы, и тогда при затрате всего 20% своих ресурсов вы получите результат в 80%. Если поступать обратно и распыляться, тогда итог будет обратным.

Начните с простого – заведите дневник и планируйте каждый предстоящий день. Помечайте дела по степени важности, научитесь правильно определять временные рамки для решения задач. Например, какие-то дела рассматриваются в краткосрочной перспективе, другие – в долгосрочной и т.д.

Расстановка приоритетов поможет сэкономить время

Частая ошибка современных студентов – это начало нового рабочего дня с решения второстепенных задач. Молодые люди каждое утро просматривают свои профили в социальных сетях, затем отвлекаются на телефонные разговоры, после чего слишком много времени уделяют простому заданию и т.д.

Правильно расставить приоритеты поможет расписание дел, оно покажет, какую задачу нужно решить сейчас, а что можно отложить. Управление временем творит настоящие чудеса:

  • снижает медлительность и повышает мотивацию к учебе;
  • активизирует продуктивность;
  • высвобождает часы для отдыха и свободных дел.

Из-за нехватки времени учащиеся часто испытывают сложности с написанием студенческих работ, не успевая к указанному сроку. Подготовку к написанию контрольной или дипломной нужно начинать сразу, как только вы получаете от преподавателя тему, не откладывая этот вопрос в долгий ящик.

Если времени все-таки не остается, воспользуйтесь сервисом, предлагающим помощь в выполнении любых студенческих работ. На сайте можно получить профессиональную помощь в написании рефератов, контрольных, курсовых и дипломных. Сервис оказывает круглосуточную поддержку и практикует индивидуальный подход к клиентам, подбирая лучших экспертов для работ по заданной теме.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

Институт детства

Кафедра педагогики и методики начального образования

Реферат по дисциплине «Управление временем, или тайм-менеджмент студента»

Тема работы: «Управление временем, или тайм-менеджмент студента»

Новосибирск 2014

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА

1. Сущность тайм-менеджмента

4. Основные направления тайм-менеджмента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

АННОТАЦИЯ НА НАУЧНУЮ СТАТЬЮ

ВВЕДЕНИЕ

В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.

В современном динамично развивающемся обществе существует потребность в инициативных, самостоятельных людях, легко адаптирующихся к новым условиям. Повышаются требования не только к качеству подготовки студентов как высококвалифицированных специалистов, но и к развитию их интеллектуальных и творческих способностей, позволяющих им свободно владеть своей профессией, развивать способность критически мыслить, выражать и защищать свою точку зрения, свои позиции, успешно находить выход из сложившихся, зачастую, нестандартных ситуаций.

В традиционном процессе обучения, основанном на передаче готовых знаний от преподавателя к студенту, достичь необходимого уровня развития будущего специалиста практически невозможно. Поскольку основная деятельность студента заключается в решении теоретических и практических задач, с четкой формулировкой и готовым алгоритмом и не требует глубоких творческих размышлений и зачастую сводится к стандартным действиям. Таким образом, проблема заключается в необходимости качественной подготовки будущих специалистов, в формировании целостной и гармоничной личности. Этого можно достичь путем систематического включения студента в самостоятельную деятельность, которая в учебной деятельности выражается в самостоятельной работе и приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Именно самостоятельную работу ведущие педагоги всегда считали одним из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности студентов, развития самостоятельности, ответственности и творческих способностей. Студент должен работать на занятии и дома по возможности самостоятельно, а преподаватель должен лишь организовывать, контролировать этот процесс и управлять им.

Умение организовывать учебное и личное время студентом является ключевым фактором в профессиональном и личностном становлении будущего специалиста. Актуальность оптимизации временных затрат возрастает в период адаптации студентов первого курса к учебному процессу.

Развитие профессиональных и личностных качеств современного человека невозможно представить без навыков эффективной организации, экономии и оптимального использования времени. Тайм-менеджмент -междисциплинарный раздел науки и практики изучающий проблемы оптимизации временных затрат, комплекс технологий и методик. Сферу его влияния полностью раскрывает понимание его как комплексной системы управления собой и своей деятельностью.

В абсолютном большинстве ВУЗов студенты не обладают совершенно необходимыми для учебы и жизни методами и навыками самоорганизации. Организация учебного процесса является проблемой, от решения которой зависит успеваемость в учебе и в последующей карьере будущего специалиста. Реальная ситуация свидетельствует о том, что большинство молодых людей не планируют свой день или делают это нерационально.

Неотъемлемым помощником в организации времени студента может стать тайм-менеджмент -- отдельное направление менеджмента, направленное именно на решение проблем организации времени и установления приоритетов при его использовании.

Таким образом, тема работы «Управление временем, или тайм-менеджмент студента» является актуальной.

Теоретические основы тайм-менеджмента

1. Сущность тайм-менеджмента

Научиться рационально использовать ресурс времени, действовать эффективно и добиваться успеха можно, научившись правильно планировать свою деятельность, управлять своими задачами и делами (как долгосрочными, так и краткосрочными), расставлять приоритеты, ставить перед собой цели и достигать их, распределять свою рабочую и учебную нагрузку, находя время и для работы, и для отдыха. И чем раньше это удастся освоить навык эффективного управления своим временем, тем быстрее и легче будет добиться мастерства и успеха Берд П.. Тайм-менеджмент: Планирование и контроль времени. М., 2008. С.124. .

Самоорганизация времени включает следующие этапы: информацию и коммуникацию, постановку целей (анализ и формирование целей), планирование (разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности), принятие решений (принятие решений по предстоящим делам), реализацию и организацию (составление распорядка дня и организация личного трудового процесса для осуществления поставленных задач), контроль (самоконтроль и контроль итогов) Самоменеджмент: учебное пособие/под ред. В.Н.Парахиной, В.И Перова. М., 2012. С.216. .

Тайм-менеджмент -- это целостная система управления личной деятельностью, включающая инструменты проработки личной стратегии, повышения личной эффективности, управления личными ресурсами (деньгами, временем, информацией и т. д.) Молокова О.А. Управление временем как фактор адаптации к обучению в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2012. №5 с.180 .

Тайм-менеджмент помогает студенту определить, что является для него главным и нуждается в организации, планировании, а что -- второстепенным, помогает контролировать собственное время, распоряжаться им, но, в то же время, речь не идет о жестком контроле. В студенческой жизни есть обязательные дела, которые нуждаются в четкой организации, контроле, планировании, а главное нуждаются в своевременном выполнении. Несоблюдение планов и невыполнение поставленной цели приводит к постоянной нехватке времени и негативному результату будущих действий. Но существует простая закономерность, которая сформулирована в законе Паретто: 80 % работы выполняется за 20 % рабочего времени. Следовательно, правильная организация работы ведет к достижению максимальных результатов Скибицкая Л. И. Тайм-менеджмент: уч. пособие для студ. эконом. вузов. К., 2009. С.314. .

В эффективном планировании времени студентом можно выделить следующие этапы:

1. определение цели собственной деятельности в целом (дать ответ на вопрос «зачем мне это нужно?»), конкретных этапов достижения цели и путей относительно их реализации. Важно, чтобы мечта и цель не противоречили друг другу;

2. детальный анализ распорядка, отслеживания расходов времени, определения целесообразности каждого действия (хронометраж). Эта процедура помогает обнаружить лишние, ненужные дела, которые занимают большое количество времени;

3. составление списка дел в соответствии с матрицей Эйзенхауэра -- разделение на срочные и важные, важные и несрочные, срочные и неважные, несрочные и неважные;

4. записывание долго- и кратковременных планов (планирование нескольких лет, года, месяцев, недель, дней). Наличие подобного дневника дисциплинирует и помогает четко видеть задания, способы их реализации и сроки выполнения;

5. планирование отдыха и чередования разных видов деятельности;

6. применение волевых усилий, культивирование цели достижения максимальных результатов Французова С., Усов В. Тайм-менеджмент в системе внутреннего обучения // Менеджмент и менеджер. 2009. № 5. C. 57--63. .

Важно осознавать, что никто не может руководить временем, а может лишь правильно распределять объем выполнения работы, и планировать нужно не время, которое будет потрачено на выполнение, а объем работы, который может быть сделан за соответствующий промежуток времени. И потому неправильно говорить, что не хватает времени. В действительности это проблема компетентности -- не хватает компетентности в планировании и выполнении работы. Поэтому тайм-менеджмент -- это не умение управлять временем, а умение управлять работой во времени и пространстве. Проблема некоторых студентов заключается в том, что они необъективно оценивают свою компетентность в том или ином вопросе, вследствие чего неправильно планируют свое время для его решения Самоменеджмент: учебное пособие/под ред. В.Н.Парахиной, В.И Перова. М., 2012. С.317. .

С помощью тайм-менеджмента каждый студент имеет возможность эффективно спланировать свой распорядок дня, месяца, года. Особенно важно использовать теоретические основы тайм-менеджмента начиная с процесса овладения будущей профессии. Это возможность успешно реализовать поставленные планы и решать проблемы в будущей профессии. Для планирования рабочего времени важно определиться со своими желаниями, стремлениями, интересами. При планировании также важную роль играет наглядное отображение дел и задач, что позволяет систематизировать и определять приоритетные задания, которые будут влиять на результат и воплощение общей цели. Каждое свое занятие, дело, обязанности, полномочия важно оценивать с точки зрения взноса в конечный результат.

2. Основные приемы тайм-менеджмента

Прием первый: планирование -- один из важнейших элементов управления временем. Суть состоит в том, что время, потраченное на планирование, сокращает время, необходимое на работу в целом. Любое планирование современные специалисты рекомендуют проводить в два этапа: составить список и определить приоритеты.

После составления списка дела распределяются в порядке их значимости. Однако, ни один список не является полным, пока он не отражает порядка важности дел. Как только составлен такой список, нужно завершить его определением приоритетов. Это и есть основа планирования.

Написать список дел несложно, а вот расставить приоритеты, особенно с первого раза, -- сложнее. Однако уже давно изобретены следующие два метода.Оба метода основываются на популярном правиле Парето: 20% всех дел дают 80% всех результатов, и наоборот, т. е. нужно направлять свои основные усилия на те дела, которые находятся в рамках этих 20%, и именно они относятся к разряду важных. Специалисты рекомендуют планировать лишь 60% своего рабочего времени, 20% оставлять для решения непредвиденных вопросов, а оставшиеся 20% вообще предполагают свободную творческую деятельность.

Прием второй заключается в эффективной работе с информацией. Понятно, что чем больше информации собрано для анализа студентом, тем меньше вероятность пойти по неверному или нерациональному пути. И здесь нужно сохранять чувство меры, потому что существует определенный объем информации, который можно получить и подвергнуть анализу.

На основе собранной информации обычно принимается то или иное решение. Принятие решения не должно становиться трудным и затяжным процессом. Необходимо просмотреть данные, выявить все плюсы и минусы, сформулировать возможные пути решения проблемы, выбрать наиболее приемлемый из них и... выполнять! Специалисты по тайм-менеджменту говорят: «Лучше грамотно претворить в жизнь не самое лучшее решение, чем долго и нудно метаться в поисках самого оптимального, т. е. если делать, то делать, или лучше вообще не начинать».

Прием третий: готовность выполнять неприятные дела. Каждому из нас время от времени приходится сталкиваться с вопросами, которые неинтересны. Многие стараются дела эти отодвинуть как можно дальше, отложить в дальний ящик и всячески отлынивают, что еще больше увеличивает затраты времени на их исполнение. Действительно, рано или поздно все-таки придется решать эту самую неприятную проблему. Кроме того, если возникшая проблема не исчезнет сама собой, объем работы, который необходимо выполнить, может увеличиться с течением времени.

Прием четвертый:изменение общения с окружающими. Имеется в виду следующая ситуация: у людей определенного склада характера может появиться желание, а потом и привычка обращаться с просьбой выполнить те или иные дела. Всегда нужно высказывать собственное мнение, соглашаясь с теми аргументами, которые признаешь, и отвергать те, которые не признаешь. После разговор сам подойдет к своему логическому завершению. Чаще всего у собеседников не возникает больше вопросов.

Прием пятый:умелое чередование работы и отдыха. Чем сильнее загружен, тем больше нужно отдыхать. К началу нового рабочего периода организм должен восстановить силы. Поэтому не стоит пропускать полноценные перерывы, сон и отдых, даже если очень много дел. Каждому человеку присущи в течение суток подъемы и спады энергии, жизненного тонуса и умственной активности, т. е. суточные биоритмы. Про них нельзя забывать: в периоды подъема биологической активности следует заниматься творческой работой, требующей умственного напряжения и внимания. Промежутки времени, в которые наблюдается спад биологической активности, напротив, лучше посвятить рутинным задачам.

Кроме всех перечисленных приемов, можно и нужно использовать важнейший принцип тайм-менеджмента: «Все может быть усовершенствовано»,отталкиваясь от того, что резервы эффективности и развития ничем не ограничены Халан И.С. Управление временем /пер.с англ. - Спб., 2011. С.16. .

3. Технологии тайм-менеджмента

На сегодняшний момент существует огромное количество технологий тайм-менеджмента, созданных отечественными и зарубежными специалистами.

Есть три варианта организации своих важных дел: с помощью обычного листка бумаги, программы, органайзера и онлайн-сервиса Образцова, Л. Время - деньги. Как управлять своим временем / Людмила Образцова. - М., 2007. С.86 .

Приведем наиболее популярные из методик тайм-менеджмента, которые используют в качестве средства планирования листок бумаги: поточные карты и диаграммы, карты и графики Ганта, сетевой анализ, простой органайзер, органайзер с функциями качественного анализа времени, хронокарта Гастева, система вовлечения, SWOT-анализ, выделение приоритетов, выделение уровней целей (ценности-цели-задачи), экспертиза связанности и реалистичности целей, письменная фиксация сроков и первых шагов, SMART-технология постановка целей (по Д. Доурдэну), проектная система постановка целей (по Г. Архангельскому), постановка целей от общего к частному, ситуационный анализ (по Л. Зайверту), бумажные и электронные записные книжки, интеллект-карты (методика Тони Бьюзена), таблица Кови, пропорция планирования времени Парето, матрица Эйзенхауэра, постановка целей от общего к частному, метод планирования 60:20:20 Л. Зайверта, метод ABC, метод «Альпы», теория решения изобретательских задач (Г.С. Альштуллер), технология «ОТПАД» (А. Панфилов), матрица Эйзенхауэра, построение системы делегирования, оптимизация процедур принятия решений, внедрение мер по информационно-технической поддержке принятия решений, система Getting Thing Done (Дэвид Аллен), модернизация распорядка, деление дел на «гибкие» и «жесткие», обеспечение ритмичности работы, обучение навыкам индивидуального планирования времени (блоки, перекрытие, зазоры), использование контекстов, методы как техника «хронометража», метод «пяти пальцев» (по Л. Зайверту), карты контроля, планирование информационных сетей и информационных потоков в организации, разработка и внедрение систем электронного документооборота (IT-инжиниринг) и т. д.

Для успешного применения знаний организации времени также используются специально предназначенные программные продукты, ориентированные на автоматизацию процессов тайм-менеджмента. Приведем наиболее распространенные из них: планировщик, Time Assist Pro, органайзер, WinLog Assist, Explain, ФинЭкспертиза Time, Above & Beyond, Actual Planner, Секретарь, A VIP Simple To Do List, C_Organizer, Life Balance, Tombo, WinOrganizer и т. д. И это далеко не полный перечень программ такого вида.

Основные онлайн-сервисы для тайм-менеджмента: Todoist, Doit.im и т. д.

4.Основные направления тайм-менеджмента

Можно выделить три основных типа тайм-менеджмента, отраженных в таблице 1.

Таблица 1. - Три типа тайм-менеджмента

Индивидуальный

Социальный

Субъект (кто управляет)

Сам человек

ТМ-консультант

ТМ-консультант

Объект(кем управляют)

Сам человек

Личность (профессионал)

Группа(организационная подструктура)

Цель (для чего)

Оптимизировал достижение индивидуальных жизненных целей личности

Оптимизировать процесс и результат выполнения социально-ролевых (профессиональных) функций

Оптимизировать процесс и результат выполнения организационных функций, включая взаимоотношения

(чем управляют)

Личностные знания, способности, умений

Профессиональные знания и навыки, стратегии поведения

Нормы, правила, стандарты, алгоритмы, способы деятельности и коммуникации

Мотивация (почему, ради чего)

Внутренняя: интерес, желание стать лучше

Частично внутренняя (желание повысить компетентность), частично внешняя (трудности в работе)

Внешняя: медленная и неэффективная работа; сложности с управлением группой

Первый тип тайм-менеджмента, условно названный «индивидуальным», осуществляется с опорой на парадигму личностного саморазвития. В данном случае человек выступает в роли «сам себе тайм-менеджер», используемые им методы управления временем предельно индивидуализированы, что-то он берет для себя из книг, чему-то обучается на специализированных курсах и тренингах, что-то изобретает для себя сам. По существу, такой индивидуальный тайм-менеджмент выступает как своеобразное хобби и нацелен на достижение, прежде всего, внутри личностных целей, в контексте совершенствования человеком своих способностей и творческой самореализации. Сфера приложения подобного индивидуального тайм-менеджмента чаще всего - творческие увлечения (художественное или техническое творчество) и обучение (работа с информацией).

«Ролевой тайм-менеджмент» отличается от индивидуального двумя важными аспектами: во-первых, он более специализирован, привязан к решению конкретных задач, а во-вторых, требует участия в процессе управления временем профессионала -- консультанта по тайм-менеджменту. «Привязанность» управления временем к решению задач предъявляет более жесткие требования к используемым методам тайм-менеджмента и, следовательно, делает участие в работе консультанта-эксперта крайне необходимым. студент экономия время менеджмент

«Социальный тайм-менеджмент» стоит несколько особняком по сравнению с другими типами тайм-менеджмента, не столько благодаря своему особому объекту -- группе людей и/или организационной подструктуре (организации в целом), сколько благодаря специфическим требованиям к работе тайм-менеджмента -консультанта. В данном случае тайм-менеджмента - консультант выступает в первую очередь как специалист по организационному развитию, внося изменения в ключевые аспекты деятельности Скибицкая Л. И. Тайм-менеджмент: уч. пособие для студ. эконом. вузов. К., 2009. С.412 .

Кроме решения задачи по организационному развитию, в рамках «социального тайм-менеджмента» консультант в обязательном порядке решает и еще одну задачу -- обучение и адаптация группы людей к произошедшим изменениям. Обучение обычно носит достаточно традиционный характер (проведение тренингов, курсов, семинаров), а вот мероприятия по адаптации могут принимать самые разнообразные формы -- от тренингов до обширных мер по формированию культуры, включающей в себя время как одну из ключевых ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тайм-менеджмент -- это целостная система управления личной деятельностью, включающая инструменты проработки личной стратегии, повышения личной эффективности, управления личными ресурсами (деньгами, временем, информацией и т. д.)

Освоение студентами технологических приемов тайм-менеджмента позволит: анализировать свое время с целью рационального его использования, формулировать и ставить перед собой краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, четко планировать свои дела, оперативно принимать решения и эффективно выполнять их, производить самоконтроль и контроль итогов выполнения своей деятельности. Развитие навыков эффективной организации самостоятельной работы студентов необходимо осуществлять в двух направлениях: освоение технологий тайм-менеджмента преподавателями высшего учебного заведения и использование полученных знания для организации самостоятельной работы студентов.

К основным приемам тайм-менеджмента относятся: планирование; эффективная работа с информацией; готовность выполнять неприятные дела; изменение общения с окружающими; умелое чередование работы и отдыха.

На сегодняшний момент существует огромное количество технологий тайм-менеджмента, созданных отечественными и зарубежными специалистами. Есть три варианта организации своих важных дел: с помощью обычного листка бумаги, программы, органайзера и онлайн-сервиса.

Три выделенных типа тайм-менеджмента весьма сильно отличаются друг от друга, предопределяя совершенно разный характер деятельности тайм-менеджмента - консультанта. Каждый из типов тайм-менеджмента требует от консультанта особой организации своей деятельности, использования особых форм работы (диагностика, анализ деятельности, индивидуальное или групповое обучение, включая тренинги и др.) и применения специализированных методов тайм-менеджмента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Архангельский Г.А. Организация времени. - Спб.: Изд-во «Питер», 2006 -448 с.

2.Берд П.. Тайм-менеджмент: Планирование и контроль времени. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008.- 288 с.

3.Дорожкин Ю. Н., Мазитова Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социолог. исслед. 2007. № 3. С. 73--77.

4. Молокова О.А. Управление временем как фактор адаптации к обучению в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2012. №5 с.180

5. Образцова, Л. Время - деньги. Как управлять своим временем / Людмила Образцова. - М. : АСТ, 2007 - 126 с.

6.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 512 с.

7.Самоменеджмент: учебное пособие/под ред. В.Н.Парахиной, В.И Перова. - М., 2012. - 368 с.

8.Скибицкая Л.И. Тайм-менеджмент: уч. пособие для студ. эконом. вузов. К.: Кондор, 2009. - 528 с.

9.Французова С., Усов В. Тайм-менеджмент в системе внутреннего обучения // Менеджмент и менеджер. 2009. № 5. C. 57--63.

10.Халан И.С. Управление временем /пер.с англ. - Спб.: «Издательство Диля», 2011. - 96 с.

АННОТАЦИЯ НА НАУЧНУЮ СТАТЬЮ

Хакунова Ф.П. Проблема организации самостоятельной работы студентов и школьников на современном этапе образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - с. 89-106.

В своей статье Ф.П. Хакунова обосновывает актуальность организации самостоятельной работы субъектов образовательного процесса. Как отмечает автор, в современном образовательном процессе нет проблемы более важной и одновременно сложной, чем организация самостоятельной работы студентов образовательного процесса. Ф.П. Хакунова характеризует уровни и типы самостоятельных работ. Автор подчеркивает, что для эффективного выполнения самостоятельной работы необходимо владеть учебными стратегиями, то есть устойчивым комплексом действий, целенаправленно организованных субъектом для решения различных типов учебных задач. Особое место Ф.П. Хакунова в своей работе уделяет особенностям самостоятельной работы студентов и школьников. Автор подробно описывает и классифицирует особенности самостоятельной работы студентов по типам, исходя из специфики учебно-познавательной деятельности и познавательных задач.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность, принципы, причины использования и современные приемы тайм-менеджмента. Специфика тайм–менеджмента на предприятиях сервиса. Характеристика особенностей управления временем и использования рабочего времени в рекламной компании "Бриз–сервис".

    курсовая работа , добавлен 26.04.2015

    Сущность и содержание тайм-менеджмента, исторические этапы его развития. Методы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени. Основные способы управления временем в современных организациях. Реализация технологий тайм-менеджмента в ООО "Босфор".

    дипломная работа , добавлен 13.07.2015

    Сущность и содержание тайм-менеджмента. Методы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени. Основные способы управления временем в современных организациях. Анализ и пути совершенствования технологий тайм-менеджмента, применяемых в ООО "Босфор".

    дипломная работа , добавлен 01.08.2015

    Анализ эффективности использования рабочего времени. Определение и основные понятия тайм-менеджмента. Его структура: целеполагание, определение приоритетов, знание инструментов планирования, привычки. Характеристика основных техник управления временем.

    реферат , добавлен 11.12.2015

    Рабочее время и тайм-менеджмент руководителя и специалиста на предприятии: суть, классификация, пути повышения эффективности использования. Современные приемы тайм-менеджмента. Анализ использования рабочего времени МУЗ "Ивановская городская больница № 2".

    дипломная работа , добавлен 17.08.2016

    курсовая работа , добавлен 20.01.2011

    Сложность управления творческим и управленческим трудом "сверху". Концепции тайм-менеджмента и основные проблемы нехватки как личного, так и рабочего времени. Откуда появляется нехватка времени и как с ней бороться. Этапы внедрения тайм-менеджмента.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2010

    Управление временем как действие или процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности. История изучения науки про управление временем, ее структура. Анализ использования рабочего времени.

    презентация , добавлен 20.04.2015

    Теоретические основы тайм-менеджмента: сущность и принципы, причины использования, современные приемы. Внедрение системы в компанию. ОАО "Мегафон": краткая характеристика, оценка системы тайм-менеджмента и главные особенности её совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 08.07.2012

    Тайм-менеджмент как тренировка контроля над количеством времени, потраченным на конкретные виды деятельности, оценка его роли в повышении эффективности и продуктивности работы. Анализ использования рабочего времени. Структура и принципы тайм-менеджмента.