Методическая разработка на тему: мастер -класс на высшую категорию.

Аттестация педагогических работников проводится в 3 этапа: 1) предварительный, 1) письменный квалификационный экзамен, 3) принятие решения о соответствии занимаемой должности.

В рамках настоящего материала мы рассмотрим только только 2 этап в части подготовки конспекта урока как формы квалификационного испытания, так как это напрямую связано со спецификой сайта. Ссылка на полный текст документа представлена в начале статьи.

Подготовка конспекта урока как форма квалификационного испытания

Существует 2 варианта проведения письменного квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (по выбору аттестуемого педагога):

  1. подготовка конспекта урока (занятия) по предмету, который он преподает в текущем году;
  2. решение педагогических ситуаций.

Цель письменного квалификационного испытания: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии педагога занимаемой должности.

Задача педагога в ходе написания конспекта урока - продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы.

Навигация по документу:

Общие требования к написанию конспекта

  1. Педагогу заранее предлагается определить учебный предмет и программу, в рамках которой будет выполняться письменная работа.
  2. При проведении письменного квалификационного испытания педагогу предлагается инструкция, содержащая цель работы, тему урока, по которой должен быть составлен конспект, критерии оценки. В случае необходимости, педагог имеет право исключить ряд тем, представленных в программе, и по субъективным причинам для него не желательных (не более пяти).
  3. Время, предоставляемое аттестуемому педагогу на написание конспекта урока, составляет 1,5 - 2 часа.
  4. Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы (нового учебного материала).
  5. Конспект предполагает отражение основных этапов урока: организационный момент, опрос учащихся по заданному на дом материалу, объяснение нового материала, закрепление учебного материала, задание на дом. При написании конспекта педагог может пропустить отдельные этапы или изменить структуру урока в соответствии со своим индивидуальным видением его построения.
  6. Педагогу должны быть заранее известны критерии, по которым будет оцениваться его работа.

В ходе написания письменной работы педагогу предлагается раскрыть структуру и предметное содержание урока, сформулировать цели и задачи урока и его отдельных этапов, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности учащихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей учащихся и конкретных характеристик класса, в котором будет проводиться урок. Основные этапы урока и их содержание представлены в предлагаемой схеме написания конспекта урока ().

Схема конспекта урока

Таблица 1.

Этапы работы Содержание этапа (заполняется педагогом)
1.

Организационный момент , включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
2.

Включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
3.

Данный этап предполагает:

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала
4.

Предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые - ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
5.

Задание на дом , включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Оценка письменной работы экспертом

Оценка письменной работы экспертом производится в соответствии с критериями, представленными в .

Критерии оценки письменной работы педагога

Таблица 2.

Оцениваемые характеристики Критерии оценки
Компетентность

Об уровне развития компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности можно судить по следующим критериям:

  • Учитель разделяет тему урока и цель урока.
  • Цели формулируются в понятной для ученика форме.
  • Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности.
  • Поставленные перед учащимися цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности.
  • Цели, ставящиеся перед учащимися, содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов.
  • Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока.
  • На начальном этапе урока учитель ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на уроке (организацию рабочего пространства, привлечение внимания учащихся к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме урока и т.д.).
  • Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом.
  • Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально значимых качеств личности.
Компетентность в области мотивирования обучающихся

Об уровне развития компетентности педагога в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев:

  • Учитель демонстрирует учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике.
  • Учитель демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока.
  • Учитель использует знания об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы и т.д.
  • Учитель использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации учащихся.
  • Учитель планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.
  • Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы
Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности

Данная компетентность складывается из следующих компонентов: компетентность в предмете преподавания, компетентность в методах преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности.

Компетентность учителя в предмете преподавания отражает уровень владения учебным материалом по предмету и может быть оценена на основе следующих критериев:

  • Учитель в ходе написания конспекта демонстрирует знание преподаваемого предмета.
  • Учитель хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, может дать ссылки на подходящие источники.
  • При изложении в письменной работе основного материала по предмету учитель раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету.
  • Учитель видит и раскрывает связь своего предмета с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются.
  • Учитель представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами.

Компетентность педагога в методах преподавания отражает методическую грамотность педагога, включая владение современными информационно-коммуникативными технологиями. Об уровне развития данной компетентности можно судить на основе следующих критериев:

  • Учитель демонстрирует владение современными методами преподавания.
  • Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведенному на изучение темы.
  • Учитель демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, современными информационно-коммуникативными технологиями, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.

Об уровне развития компетентности педагога в субъективных условиях деятельности можно судить на основе следующих критериев:

  • При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебной деятельности педагог ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся.
  • Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, с которыми он работает.
  • Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися.
  • Педагог демонстрирует владение методами работы со слабоуспевающими обучающимися.
Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений

Данная компетентность складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях.

Об уровне развития умения выбрать и реализовать типовые образовательные программы , а также разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, с учетом требований основных нормативных документов можно судить на основе следующих критериев:

  • При подготовке к уроку педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: государственный образовательный стандарт, конвенцию о правах ребенка, базовые образовательные программы ОУ, содержание основных учебников и учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету, допущенных или рекомендованных Минобрнауки РФ, основные учебные программы, УМК, методических и дидактических материалы по преподаваемому предмету и т.д.
  • Конспект урока составлен с учетом темпа усвоения учебного материала учащимися.
  • Конспект урока составлен с учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала в рамках преподаваемого предмета и программы.
  • Учитель демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов.
  • Учитель использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету.

Об уровне развития умения принимать решения в педагогических ситуациях можно судить на основе следующих критериев:

  • Педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения.
  • Педагогические решения, отраженные в письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью.
  • Педагог демонстрирует умение адекватно изменять стратегию действий в случае, если не удается достичь поставленных целей.
Компетентность в области организации учебной деятельности.

Об уровне развития компетентности педагога в области организации учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев:

  • Учитель ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов урока.
  • Учитель владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач.
  • Учитель демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на уроке, поддержания дисциплины.
  • Учитель демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог.
  • Учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать.
  • Учитель демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся.
  • Учитель демонстрирует умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.).
  • Учитель может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы учащихся.
  • Учитель показывает учащимся, на основе каких критериев производится оценка их ответов.
  • Учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.
  • Учитель использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающимися.

Примечание: уровень владения учебным материалом оценивается в соответствии с критериями, представленными в рамках компетентности в области информационной основы педагогической деятельности.

Эксперт выносит суждение об уровне развития каждой из компетенций в рамках каждого из этапов урока. Суждения экспертов заносятся в табличную схему оценки письменной работы педагога, представленную ниже ().

Схема оценки письменной работы педагога

Таблица 3.

Компетенции В области личностн. качеств В области постановки целей и задач педагогической деятельности ∑+
_____
Колич. оценок
Этапы урока
Организационный момент
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Изучение нового учебного материала
Закрепление учебного материала
Задание на дом
∑+ (сумма+) / Колич. оценок
Итог Среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций

В ходе качественной оценки эксперт анализирует представленный педагогом конспект, рассматривая по очереди каждый из этапов урока.

В рамках анализа каждого из этапов урока эксперт выносит суждение об удовлетворительном либо неудовлетворительном уровне развития тех или иных базовых педагогических компетентностей. Соответствующие суждения он заносит в таблицу (), обозначая их знаком «+» в случае положительной оценки или знаком «-» в случае отрицательной. Эксперт выносит суждения только о тех компетенциях, которые возможно оценить в той или иной части урока. Не каждый из этапов урока позволяет оценить все компетентности, поэтому некоторые из ячеек таблицы могут оставаться незаполненными. Свои оценки эксперт выносит на основе критериев оценки письменной работы, представленных в .

Обработка результатов (формула и интерпретация данных)

По итогам оценки суммируются все положительные оценки отдельно по каждой из базовых педагогических компетенций и по каждому их этапов урока. Полученная сумма делится на общее количество оценок по соответствующей компетентности или по этапу урока.

Если итоговый балл >=0,5, можно судить об удовлетворительном уровне развития соответствующего показателя. Если этот балл <0,5, уровень развития соответствующего показателя является неудовлетворительным.

Основными являются оценки, отражающие уровень развития базовых педагогических компетенций. На их основе подсчитывается итоговый балл, представляющий собой среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций.

Он рассчитывается по следующей формуле:

Где: ПС - показатель соответствия занимаемой должности

БПК - оценки по базовым педагогическим компетенциям.

Итоговый показатель может варьироваться в пределах от 0 до 1 балла. Он интерпретируется следующим образом:

От 0,5 до 1 балла - соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями.

От 0 до 0,49 балла - несоответствие занимаемой должности: учитель не продемонстрировал знания учебного предмета, недостаточно владеет базовыми педагогическими компетенциями.

Итоговые оценки в отношении каждого из этапов урока являются вспомогательными и служат для подготовки качественного экспертного заключения по аттестуемому педагогу, выявления сильных и слабых сторон его деятельности с целью последующей разработки индивидуальных программ повышения квалификации.

Пример оценки письменной работы педагога представлен в .

Пример оценки письменной работы педагога

Таблица 4.

Компетенции В области личностн. качеств В области постановки целей и задач педагогической деятельности В области мотивации учебной деятельности В области обеспечения информационной основы деятельности В области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений В области организац. учебной деятельности ∑+
_____
Колич. оцено
Этапы урока
Организационный момент + + - + 0,75
Опрос учащихся по заданному на дом материалу - - + + 0,5
Объяснение нового учебного материала - - + + + 0,5
Закрепление учебного материала + - - + + - 0,5
Задание на дом + + - 0,66
∑+ / Колич. оценок 0,66 0,4 0,4 1 0,66 0,75
Итог 0,645 - соответствие занимаемой должности

Экспертное заключение

По результатам оценки письменной работы эксперт пишет заключение, в котором, на основе представленных критериев (таблица 2) и итоговой таблицы оценок (), он должен отразить:

Уровень владения учебным материалом: насколько полно раскрыта заданная тема урока.

Уровень развития базовых педагогических компетенций.

Эффективность работы педагога на отдельных этапах урока.

По результатам экспертной оценки могут быть разработаны предложения по индивидуальной программе повышения квалификации, направленной на развитие наиболее слабо представленных педагогических компетенций.

Важно отметить, что принятие решения о несоответствии занимаемой должности не является для учителя необратимым. Работодатель в данном случае может обеспечить обучение, повышение квалификации такого учителя и повторное прохождение им процедуры аттестации.

Ответы на типичные вопросы

1. В методике предлагается значительное количество критериев для оценки конспекта урока. Как ими пользоваться?

Данные критерии позволяют провести развернутый анализ представленного конспекта с точки зрения владения педагогом соответствующим предметным содержанием и базовыми компетенциями. Поскольку в рамках оценки конспекта урока не предполагается балльная оценка по каждому из элементов, представленные критерии можно рассматривать как важный ориентир для проведения оценки и выработки рекомендаций. Напомним, что конспект урока оценивается экспертом по системе «да/нет». «Да» - соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями (умение ставить цели и задачи и эффективно организовать учебную и педагогическую деятельность, направленную на их достижение). «Нет» - несоответствие занимаемой должности: учитель не продемонстрировал знания учебного предмета, не владеет базовыми педагогическими компетенциями.

В итоге аттестации, ориентируясь на представленные критерии, педагогу даются рекомендации по развитию тех аспектов, которые не были представлены в письменной квалификационной работе.

2. Если в конспекте урока учитель все внимание сосредоточил на раскрытии содержания преподаваемого предмета и практически не продемонстрировал владения базовыми педагогическими компетенциями, то какое заключение о его соответствии занимаемой должности должны сделать эксперты?

Отрицательное решение может скорее принято в том случае, когда педагог продемонстрировал антипедагогическую позицию при подготовке конспекта урока.

Дата и год рождения

06.03.1969

Место работы (ОО)

МБОУ «Муромцевский лицей»

Должность, дата назначения

Учитель истории МБОУ «Муромцевский лицей» с 2002 г

Первая

Дата присвоения квалификационной категории

26.02.2009

Образование

Уровень образования

Высшее профессиональное

Учебное заведение (окончил, обучается)

Кыргызский государственный университет им. 50 летия СССР, КГУ им.50 летия СССР

Специальность/направление и профиль по диплому

История

квалификация по диплому

Преподаватель истории и обществоведения

Год окончания учебного заведения

1991

Стаж работы

Общий трудовой стаж (полных лет)

Стаж педагогической работы

Стаж работы в данной должности

Непрерывное профессиональное развитие

Формальное образование

(удостоверения, свидетельства о повышении квалификации, дипломы о повышении уровня образования, переподготовке, полученные за последние 5 лет)

Место прохождения

год

Количество часов

Вид документа

Тема ПК

ФГ БОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М.Достоевского», Омск

2011

свидетельство

Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием интернет-технологий.

Неформальное образование

(справки, сертификаты, участие в ВКС, ИНКО, ГМС, МО))

Форма образования

год

Вид документа

Тема

Семинар тьюторов олимпиадного движения БОУ ДПО «ИРООО»

2010

Справка

Анализ результатов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2009/2010 учебного года.

Семинар БОУ ДПО «ИРООО» (выездной)

2013

Справка

Разработка видеозанятия при подготовке к аттестации на первую и высшую квалификационные категории.

Информальное образование

(участие в конкурсах, конференциях, собственные мастер-классы, стажировочные площадки, школы, лаборатории и т.д.)

Форма активности

год

тема

2010

Актуальные вопросы преподавания истории и обществознания в образовательных учреждениях.

Выступление на Международной НПК «Роль образовательного учреждения в непрерывном развитии профессиональной компетентности педагога», ОмГПУ.

2010

Использование ИКТ на уроках истории.

Открытый классный час на школьном уровне.

2011

День молодого избирателя.

Мастер-класс на региональном уровне.

2011

Выступление на муниципальном этапе V Областных педагогических чтений, посвящённых году ребёнка.

2011

Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания.

Выступление на РМО учителей истории и обществознания.

2011

ЕГЭ и критерии оценки уровня подготовки выпускников по истории и обществознанию.

Участие в областном конкурсе «Мой открытый урок».

2011

Развитие парламентаризма в России.

Открытые уроки на школьном уровне.

2012

2012 год – год истории Российской Федерации.

Выступление на РМО учителей истории и обществознания.

2012

Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Выступление на РМО учителей истории и обществознания.

2013

Подготовка учащихся к олимпиадам по истории и обществознанию.

Выступление на муниципальных педагогических чтениях.

2013

Участие в Международной НПК «Современные тенденции в образовании и науке».

2013

Работа с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время.

Открытый урок на школьном уровне.

2013

Конституция России.

Наличие программы профессионального развития

да

1. Характеристика условий профессиональной деятельности

Учебная нагрузка (за период с предыдущей аттестации) по годам и классам (возрастным группам)

Учебный год

Количество часов

Предмет

Класс

2009-2010

История

6 а,б

История

10 а (физико-математический)

Обществознание(включая экономику и право)

Экономика

История

Обществознание

Право

Экономика

История

11а,б

Обществознание(включая экономику и право)

2010-2011

История

10 а (физико-математический)

Обществознание(включая экономику и право)

История

10 б (социально-гуманитарный)

Обществознание

Право

Экономика

История

11 а (физико-математический)

Экономика

История

Обществознание

Право

Экономика

2011-2012

31,5

История

10 а (физико-математический)

Обществознание (включая экономику и право)

Экономика

История

10 б (социально-гуманитарный)

Обществознание

Право

Экономика

Элективный курс «Основы делового общения»

История

11 а (физико-математический)

Обществознание (включая экономику и право)

История

11 б (социально-гуманитарный)

Обществознание

Право

Экономика

История

8 б (дистанционное обучение ребёнка с ограниченными возможностями)

Обществознание (включая экономику и право)

История

2012-2013

32,5

История

Обществознание

Право

Экономика

Элективный курс «История России в лицах. X-XVII вв.»

Элективный курс «Основы делового общения»

История

10 б (физико-математический)

Обществознание (включая экономику и право)

Элективный курс «Основы делового общения»

История

11 а (физико-математический)

Обществознание (включая экономику и право)

Экономика

История

11 б (социально-гуманитарный)

Обществознание

Право

Экономика

Элективный курс «Изучаем Конституцию»

История

10 б (дистанционное обучение ребёнка с ограниченными возможностями)

Обществознание (включая экономику и право)

История

9 б (дистанционное обучение ребёнка с ограниченными возможностями)

Обществознание (включая экономику и право)

История

11 а (дистанционное обучение ребёнка с ограниченными возможностями)

2013-2014

История

10 а (социально-экономический)

Обществознание

Право

Экономика

Элективный курс «Основы делового общения»

История

11 а (социально-экономический)

Обществознание

Право

Экономика

Элективный курс «Герои и изгои революции»

Элективный курс «Изучаем Конституцию»

История

11 б (физико-математический)

Обществознание (включая экономику и право)

Элективный курс «Основы делового общения»

История

10 а (дистанционное обучение ребёнка с ограниченными возможностями)

Обществознание (включая экономику и право)

История

11 б (дистанционное обучение ребёнка с ограниченными возможностями)

Обществознание (включая экономику и право)

  1. Сведения о реализуемых программах

История.

10 класс (базовый уровень). Программы В. И. Буганова, П. Н. Зырянова А. Н. Сахарова «История России с древнейших времён до 1917 г.», Москва «Вако»,2009; программа Загладина Н. В., Козленко С. И.., Загладиной Х. Т. « Всемирная история с древнейших времён до конца 19 века». М., «Русское слово», 2009 год, для параллельного изучения предметов. УМК: Н. В. Загладин «Все мирная история. История России и мира до конца 19 века. 10 класс», издательство «Русское слово», 2007 год. А. Н. Сахаров «История России с древнейших времён до конца 16 века. 10 класс» и А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов «История России 17-19 века. 10 класс», издательство Москва, «Русское слово», 2007 год (рекомендованы Мин. образования РФ для преподавания в школе).

11 класс (базовый уровень). Авторская программа Козленко С. И., Загладина И. В., Загладиной X. Т. «История России. XX –начало XXI века», 11 класс. М., «Русское слово», 2010 г. и программа Загладина Н. В., Козленко С. И.., Загладиной Х. Т. « Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до наших дней», 11 класс. М., «Русское слово», 2009 год для параллельного изучения предметов .

УМК: Н. В. Загладин «Все мирная история. История России и мира в 20 веке. 1 I класс». Издательство «Русское слово», 2005 год (допущено Мин. образования РФ); Н. В. Загладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю. А. Петров «История России XX- начало XXI века», М., «Русское слово»,2009 г.

Обществознание. Базовый уровень.

Программа Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, А. Ю. Лазебниковой «Человек и общество.10-11 классы ». Издательство: Москва «Просвещение», 2010.

УМК: Л. Н. Боголюбов. «Обществознание», 10 класс. Издательство: Москва «Просвещение», 2009 год (рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации).

Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев. «Обществознание», 11 класс. Издательство: Москва «Просвещение», 2009 год (рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации).

Обществознание. Профильный уровень.

Программа Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, А. Ю. Лазебниковой «Обществознание. 10-11 классы, профильный уровень (210 часов)». Издательство Москва «Просвещение», 2010.

УМК: Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова «Обществознание. 10. Профильный уровень». Издательство Москва «Просвещение», 2010 год (рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации).

Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, К. Г. Холодковский. «Обществознание.11. Профильный уровень». Издательство Москва «Просвещение», 2010 год (рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации).

Право. Профильный уровень.

Программа А. И. Матвеева «Право. 10-11 класс». Издательство М., «Просвещение», 2010 год.

УМК: Л. Н. Боголюбов, Е. А. Лукашева, А. И. Матвеев «Право. 10 класс». Профильный уровень. Издательство Москва «Просвещение», 2008 год (рекомендован Мин. образования РФ для преподавания в школе).

Л. Н. Боголюбов, Т. Е. Абова, А. И. Матвеев «Право. 11 класс». Издательство Москва «Просвещение»,2009 год (рекомендован Мин. образования РФ для преподавания в школе).

Экономика. Базовый уровень.

Программа В. С. Автономова и Л. Б. Азимова для 10, 11 классов общеобразовательных школ на базовом уровне по экономике. Издательство «Вита-Пресс», Москва, 2008 год.

УМК: В. С. Автономов «Введение в экономику. 10-11 классы». Издательство «Вита-Пресс», Москва, 2011 год.

Элективный курс. Изучаем Конституцию. Автор – составитель С. Н. Степанько. Волгоград, 2007 год.

Элективный курс. С. Ф. Сизикова. Основы делового общения. Москва, 2006 год.

Элективный курс. История России в лицах. Составитель Н. И. Чеботарёва. Волгоград, 2007 год.

  1. Сведения о видеозанятии

Информационные материалы заверяю:

Директор __________________________________ (расшифровка подписи)

Предварительный просмотр:

В Аттестационную комиссию

Омской области

Ромаховой Аллы Геннадьевны

Учителя истории и обществознания

МБОУ «Муромцевский лицей»

Муромцевского муниципального района

Омской области

ЗАЯВЛЕНИЕ.

Прошу аттестовать меня в 2014 году на высшую квалификационную категорию по должности учитель истории и обществознания.

В настоящее время имею первую квалификационную категорию по должности учитель, срок ее действия до 26 февраля 2014 года.

Основанием для аттестации на указанную квалификационную категорию считаю следующие результаты работы, соответствующие требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории (пп. 31 Порядка):

Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяю их в практической профессиональной деятельности. Использую в процессе обучения и воспитания технологию развития критического мышления, которая формирует у школьников через интерактивное включение в учебный процесс культуру работы с информацией, умения решать задачи, формулировать выводы, оценивать свою деятельность, принимать решения. Применяю технологию проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.И.Скаткин), Использование ИКТ - технологий позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся, усовершенствовать контроль знаний, сформировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Технология личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская) способствует Технология «Дебаты» Технология Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Исследовательские методы обучения целенаправленно формируют все компоненты исследовательской культуры школьника: мыслительные умения и навыки, работы с книгой и другими источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи. Проектный метод обучения позволяет активизировать самостоятельную поисковую деятельность учеников, стимулирует познавательный интерес, развивает исследовательские умения и навыки. Метод учебного сотрудничества организовывает совместную деятельность для коллективного решения проблем и побуждает к активному диалогу. Эти педагогические технологии и методы, на мой взгляд, позволяют ученику не накапливать объем знаний или количество информации, а развивают умения управлять этой информацией: искать, наилучшим способом усваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

В рамках реализуемых технологий и методик мною разработаны и используются дидактические материалы, созданные с помощью средств ИКТ. Это презентации, тематические разноуровневые тесты, викторины, интеллектуально-познавательные игры и разработки уроков по темам: «Герб России. Пластилиновая ворона», «2012 год – год истории в России», «Развитие парламентаризма в России», «День молодого избирателя», «Конституция России», «Эпоха Петра Великого», «Меняющийся облик мира: опыт осмысления», «Россия в поисках перспектив (1917-1927 гг)», «Гражданское право», «Античная эпоха в истории человечества», «Новое политическое мышление», практикум «Правотворчество и правореализация», а так же контрольно-измерительные материалы в формате ЕГЭ для учащихся 10-11 классов (I и II полугодия).

Для контроля качества образовательного процесса по оцениванию уровня учебных достижений учащихся, в условиях применения средств ИКТ, использую ресурс мобильного класса и имеющуюся в лицее мультимедийную библиотеку виртуальной школы Кирилла и Мефодия: компакт диски «Уроки всемирной истории», включающей «Древний мир», «Средние века», «Новую историю», «Новейшее время» и «Уроки Отечественной истории» - «До XIX века» и « XIX-XX века», «Репетитор Кирилла и Мефодия» по истории; электронные репетиторы «Экономика и право» и «Сдаём ЕГЭ».

Главным достижением моей педагогической деятельности является положительная динамика качества образования. Ежегодно 100% обучающихся успешно осваивают образовательные программы. Качество полученных знаний за период с 2010 по 2013 годы имеет тенденцию к росту: в 10-х классах по истории с 65% до 81%, по обществознанию с 60% до 85% , по праву с 71% до 95% , по экономике с 64% до 95 % ; в 11-х классах по истории с 73% до 89% , по обществознанию с 86% до 92%, по праву с 78% до 93% , по экономике с 83% до 95%. Качество полученных знаний учащиеся подтверждают на итоговой аттестации в формате ЕГЭ. За указанный период средний балл результатов ЕГЭ по обществознанию вырос с 64 до 67,2 баллов, по истории – с 63 до 73,5 баллов, что выше среднего результата по региону.

Наблюдается рост числа учащихся 10-11 классов, принимающих активное участие и показывающих высокие результаты во Всероссийской олимпиаде школьников всех уровней с 2010 по 2013 годы. На школьном уровне: по истории с 9% до 12%, по обществознанию с 12% до 15%, по праву с 11% до 15%. На муниципальном уровне: по истории с 6% до 9% , по обществознанию с 8% до 12%, по праву с 8% до 10% человек. На региональном уровне: по истории от 2% до 4%, по обществознанию от 2% (из них 1 призёр) до 4% (из них 1 призёр), по праву от 2% до 6% (из них 1 призёр).

За прошедший период мои учащиеся занимались исследованиями в области социально-экономического положения района, политической активности населения, целесообразности профильного обучения для обучающихся в лицее. Результаты своих исследований представляли на всех уровнях НПК «Поиск» и становились участниками и лауреатами регионального этапа, так же принимали участие в региональной ученической НПК «Социально-экономическое развитие России» (г. Тара), областной конференции учебно-научно-исследовательских проектов обучающихся и талантливой молодежи Омского Прииртышья «Поколение будущего». Команда «Юные патриоты» участвовала в Областном телекоммуникационном проекте «Мосты памяти», активное участие проявили обучающиеся в муниципальном конкурсе компьютерных презентаций и видеоматериалов в рамках Года Российской истории..

Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяю собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания:

На протяжении последних двух лет освоила и применяю технологию дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

Распространение педагогического опыта было представлено в 2011 году на мастер-классе регионального уровня с присутствием депутатов Законодательного собрания Омской области по теме «Развитие парламентаризма в России», на школьном уровне – открытый классный час для 10-11 классов «День молодого избирателя»;

В рамках предметной недели, посвящённой Году истории в России, в 2012 году проведены открытые уроки в 10 и 11 классах на школьном уровне;

В рамках школьных мероприятий, посвящённых 20-летию Конституции РФ в 2013 году, представлен педагогический опыт на открытом уроке по теме «Конституция России»;

В рамках самообразования по теме «Организация работы с детьми по развитию их одарённости» представила опыт работы в докладах «Использование ИКТ на уроках истории», «Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания», которые размещены на моём сайте на портале социальной сети работников образования http://сайт/ romahova-alla-gennadevna, созданном с целью распространения собственного педагогического опыта через Интернет. В статье «Работа с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время» обобщён опыт работы и опубликован в сборнике научных трудов «Современные тенденции в образовании и науке» Министерства образования и науки РФ, электронном журнале «Современный педагог» Сибирского института непрерывного дополнительного образования;

В рамках обмена педагогическим опытом подготовлены телерепортажи филиала ГТРК «Омск» в п. Муромцево о роли дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями в их обучении и воспитании и работе с одарёнными детьми;

Педагогический опыт представлен на мероприятиях разного уровня: в 2010 году выступление на РМО учителей истории и обществознания по теме «Актуальные вопросы преподавания истории и обществознания в образовательных учреждениях», на Международной НПК в ОмГПУ «Роль образовательного учреждения в непрерывном развитии профессиональной компетентности педагога» с докладом «Использование ИКТ на уроках истории»; на РМО учителей истории и обществознания выступления из опыта работы: в 2011 году на тему «ЕГЭ и критерии оценки уровня подготовки выпускников по истории и обществознанию», в 2012 году – «Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся», в 2013 году – «Подготовка учащихся к олимпиадам по истории и обществознанию»; на муниципальном этапе V Областных педагогических чтений, посвящённых году ребёнка в 2011 году - «Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания», в 2013 году обобщение опыта на муниципальных педагогических чтениях, заочной Международной научно-практической конференции (г.Тамбов) «Современные тенденции в образовании и науке» по теме самообразования «Работа с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время» (дипломант).

Опыт педагогической деятельности по применению метода тематического тестирования при подготовке учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ, разработанное учебно-тематическое планирование базового и профильного уровней по истории, обществознанию, праву и экономике используется учителем истории и обществознания МКОУ «Петропавловская СОШ» Рахно А. В. Опыт педагогической деятельности по применению на учебных занятиях проблемной технологии, ИКТ, приёмов проектной деятельности, исследовательские методы обучения используется педагогами МБОУ «Муромцевский лицей»: Ивановой Т. М., учителем истории и обществознания, Кокшеневой Н. В., учителем физики. Администрация МБОУ «Муромцевский лицей» неоднократно присутствовала на открытых уроках, внеклассных мероприятиях, подготовленных на высоком уровне в рамках школьных и регионального мероприятий.

Сообщаю о себе следующие сведения:

Дата рождения 06.03.1969 г.

Образование высшее, окончила Кыргызский государственный университет им. 50летия СССР, по специальности история, квалификация преподаватель истории и обществоведения.

Общий трудовой стаж 13 лет.

Стаж педагогической работы (по специальности) 13 лет,

в данной должности 13 лет; в данном учреждении 11 лет.

Имею следующие награды: Почётную Грамоту Министерства образования Омской области 2009 года, Благодарственное Письмо Законодательного Собрания Омской области 2011 года.

Сведения о повышении квалификации: свидетельство о повышении квалификации в ФГ БОУ ВПО «ОмГУ им. Ф. М. Достоевского» по программе «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием интернет-технологий», 2011 год.

Членство в профсоюзной организации (да, нет): нет.

Аттестацию на заседании аттестационной комиссии прошу провести без моего присутствия.

С порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений ознакомлена.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» согласна на обработку персональных данных, представленных мною в заявлении.

К заявлению прилагается аттестационное дело (портфолио) на__л. в 1экз.

Дата___________ Подпись ___________

Телефон дом. 8 950 788 56 76, сл. 21-686

Предварительный просмотр:

2.1 Цель образовательной деятельности (приобретение знаний путем самостоятельных занятий) - Расширение педагогических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания

(Углубление знаний по разным методикам; Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики; Повышение общекультурного уровня педагога ).

2.2 Способы достижения - курсы повышения квалификации, методические семинары, педагогическое общение: посещение уроков коллег, участие в работе ВМО, РМО, ШМО, работа с собственным сайтом на портале социальной сети работников образования http://сайт/ romahova-alla-gennadevna, изучение нормативно-правовых документов, Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, Освоение новых УМК, Изучение и внедрение в практику работы современных педагогических технологий, Обобщение опыта по направлениям, Рефлексия, анализ собственной педагогической деятельности.

В перспективе – изучение стандартов второго поколения ФГОС для старшей школы.

2.3 Для достижения высоких результатов я мотивирую учащихся в урочной и внеурочной деятельности, обучаю целеполаганию, рефлексии, занимаюсь подготовкой учащихся к олимпиадам, проектной и исследовательской деятельностью, подготовкой к сдаче экзаменов в формате ЕГЭ, способствует этому профильное обучение и элективные курсы, обучение и социализация учащихся с ограниченными возможностями через реализацию дистанционного обучения.

3.1Приоритетные направления саморазвития профессиональное общение и практика; (систематическое обучение; индивидуальная работа). Профессиональное общение – т к помогает обсуждать насущные проблемы, обмениваться и обогащаться опытом,

практика- потому что это возможность реализации и проверки правильности выбранных педтехнологий, возможность увидеть результат своей деятельности, выявить проблемы и найти правильный путь их решения.

3.2 Моё саморазвитие определяют проблемы 1) выявления и развития способностей, поддержка и реализация одарённости учащихся. (Педагогический коллектив нашего лицея с 2010 года работает в рамках деятельности регионального ИнКО «Школа как центр творчества и развития одарённости детей»);

2) проблема обучения и социализации детей с ограниченными возможностями; 3) проблема социализации учащихся, профильной подготовки

3.3 Моя успешность определяется достижениями учащихся : положительная динамика качества образования. Ежегодно 100% обучающихся успешно осваивают образовательные программы. Качество полученных знаний за период с 2010 по 2013 годы имеет тенденцию к росту: в 10-х классах по истории с до 81%, по обществознанию с до 85% , по праву с до 95% , по экономике с до 95 % ; в 11-х классах по истории с до 89% , по обществознанию с до 92%, по праву с до 78% , по экономике с до 83%. Качество полученных знаний учащиеся подтверждают на итоговой аттестации в формате ЕГЭ. За указанный период средний балл результатов ЕГЭ по обществознанию вырос с 64 до 67,2 баллов, по истории – с 63 до 73,5 баллов, что выше среднего результата по региону.

Наблюдается рост числа учащихся 10-11 классов, принимающих активное участие и показывающих высокие результаты во Всероссийской олимпиаде школьников всех уровней с 2010 по 2013 годы. На школьном уровне: по истории с 9% до 12%, по обществознанию с 12% до 15%, по праву с 11% до 15%. На муниципальном уровне: по истории с 6% до 9% , по обществознанию с 8% до 12%, по праву с 8% до 10% человек. На региональном уровне: по истории от 2% до 4%, по обществознанию от 2% до 4% (из них 1 призёр), по праву от 2% до 6% (из них 1 призёр). За прошедший период мои учащиеся занимались исследованиями в области социально-экономического положения района, политической активности населения, целесообразности профильного обучения для обучающихся в лицее. Результаты своих исследований представляли на всех уровнях НПК «Поиск» и становились участниками и лауреатами регионального этапа, так же принимали участие в региональной ученической НПК «Социально-экономическое развитие России» (г. Тара), областной конференции учебно-научно-исследовательских проектов обучающихся и талантливой молодежи Омского Прииртышья «Поколение будущего». Команда «Юные патриоты» участвовала в Областном телекоммуникационном проекте «Мосты памяти», активное участие проявили обучающиеся в муниципальном конкурсе компьютерных презентаций и видеоматериалов в рамках Года Российской истории..

Поступление учеников в ВУЗы по профильным предметам, обучение 6 на юрфаке ОмГУ, 2на истфаке, 5 экономический,4 пединститут истфак.

4.1 Педагогическое наблюдение- посещение и анализ уроков, изучение результатов тестирования и анкетирования учащихся

Формирующий эксперимент (экспериментальные уроки) –методическая разработка с изменением содержания, последовательности изложения материала или использовать новые средства обучения, способы изложения материала, затем проверяется их эффективность в ходе обучения.

4.2 Использую в процессе обучения и воспитания технологию развития критического мышления , которая формирует у школьников через интерактивное включение в учебный процесс культуру работы с информацией, умения решать задачи, формулировать выводы, оценивать свою деятельность, принимать решения. Применяю технологию проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.И.Скаткин), как форму активного обучения, она помогает решать проблемы и проблемные задачи, построенные на содержании программного материала, а как форма развивающего обучения - способствует самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением ими готовых знаний. Использование ИКТ - технологий позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся, усовершенствовать контроль знаний, сформировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Технология личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская) способствует максимальному развитию индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Технология «Дебаты» развивает коммуникативную культуру и навыки публичного выступления, ведения диалога. Технология синквейна полезна в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Исследовательские методы обучения целенаправленно формируют все компоненты исследовательской культуры школьника: мыслительные умения и навыки, работы с книгой и другими источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи. Проектный метод обучения позволяет активизировать самостоятельную поисковую деятельность учеников, стимулирует познавательный интерес, развивает исследовательские умения и навыки. Эти педагогические технологии, на мой взгляд, позволяют ученику не накапливать объем знаний или количество информации, а развивают умения управлять этой информацией: искать, наилучшим способом усваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

4.3 Уровень владения ИКТ как высокий: использую проектор, принтер, мобильный класс, операционную систему MACOS для дистанционного обучения. Для контроля качества образовательного процесса по оцениванию уровня учебных достижений учащихся, в условиях применения средств ИКТ, использую ресурс мобильного класса и имеющуюся в лицее мультимедийную библиотеку виртуальной школы Кирилла и Мефодия: компакт диски «Уроки всемирной истории», включающей «Древний мир», «Средние века», «Новую историю», «Новейшее время» и «Уроки Отечественной истории» - «До XIX века» и « XIX-XX века», «Репетитор Кирилла и Мефодия» по истории; электронные репетиторы «Экономика и право» и «Сдаём ЕГЭ».

Задачи : расширение возможностей дистанционного обучения на время низких температур, болезни учащихся, семейное обучение, консультирование учащихся при подготовке к ЕГЭ – это способствует непрерывности образования, повышению качества, успешности учащихся.

5.1 Да, по праву и экономике

5.2 история-10кл пособие Зайцевой Н.В к учебнику «Всеобщая история с древ времён до конца 19в» в 2-х частях и Б Н Серова, А Р Лагно Поурочные разработки по истории России с др вр до конца 19в

11 кл-поуроч планы История по учеб Н В Загладина, С И Козленко «Ист Рос. 20-начало 21 в», в 2-х ч. автор-составитель Н Ю Бухарева; пособие П А Баранова Ист Рос в табл и схемах

Дидактика- наглядные пособия (карты, атласы, картосхемы, интерактивные карты, презентационные материалы с иллюстрациями,фотогр, стенды, плакаты,мультимедийную библиотеку виртуальной школы Кирилла и Мефодия: компакт диски «Уроки всемирной истории», включающей «Древний мир», «Средние века», «Новую историю», «Новейшее время» и «Уроки Отечественной истории» - «До XIX века» и « XIX-XX века», «Репетитор Кирилла и Мефодия» по истории; раздаточный материал, разноуровн тесты

Общ –база-поуроч разработки 10-11 кл Т П Бегенеевой, Уроки учительского мастерства 10-11 кл сост Т А Корнева

Профиль поуроч разраб Е Н Сорокиной 10-11 кл презентации, текст Конституции РФ, раздаточный материал (табл, схемы, карточки с зад, разноуровневые тесты), пособие П А Баранова Общест в таблицах

Экономика –Книга для учителя и Универсальная рабочая тетрадь Алексея Киреева; презентации, текст Конституции РФ, раздаточный материал (табл, схемы, карточки с зад.

5.3 Особенности работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время. Выявление и развитие способностей, поддержка и реализация одарённости учащихся - цель современной школы. Педагогический коллектив нашего лицея с 2010 года работает в рамках деятельности регионального ИнКО «Школа как центр творчества и развития одарённости детей».Я работаю в старших классах профильной школы. За время своей педагогической деятельности старалась организовывать учебный процесс так, чтобы он был результативным. Внимательно наблюдая за деятельностью учащихся на уроках, я пришла к выводу, что у каждого есть потенциал, который должен быть реализован. Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности - залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

6.1 Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть:

  • Фронтальная (Коллективной) - Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.
  • Групповой - каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
  • индивидуальной - Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, решение задач, примеров; написание рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений

6.2 Оценка промежуточных результатов (внутренняя)- устная, письменная работа,(КИМы, тематические тесты, эссе, контурные карты, работа с источником, проекты, доклады, сообщения, конспекты).

Итоговые результаты –КИМы

6.3 Педагогическая рефлексия – это процесс и результат фиксирования субъектами состояния своего развития, саморазвития и причин его состояния: индивидуальная анкета,получил ответ или нет, групповая. Мозговой штурм
Синквейн. Карта-
что нового узнали? что почувствовали? каковы причины этого? как вы оцениваете своё участие в занятии? Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учителя и учеников, позволяющая совершенствовать учебный процесс. Рефлексия, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов, в итоге развивает его как личность.

Самоконтроль- -сверка с образцом, проверить и оценить работу товарища, учитель преднамеренно допускает ошибки на доске, учащимся предлагать самим оценить свою работу


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. (из ФГОС)

Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?. Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания, рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг.

Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений. Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.

МАСТЕР-КЛАСС проводит учитель начальных классов Моу «Дуплятская сош им. В.А. Кумскова» Алтынова Ирина Яковлевна ТЕМА: Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе

Цель мастер-класса Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Что такое рефлексия? Обращение назад Размышление о внутреннем состоянии Самопознание Самоанализ

Классификация приёмов рефлексии: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Веселый мишка Грустный мишка Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Маятник настроения

2. Рефлексия деятельности

"Лесенка успеха"

Дерево успеха

3. Рефлексия содержания учебного материала.

Приемы рефлексии содержания учебного материала Своей работой на уроке я... доволен не совсем доволен я не доволен, потому что...

Сегодня на уроке я... научился было интересно было трудно мои ощущения больше всего понравилось...

Классификация приёмов рефлексии: 3.Рефлексия содержания учебного материала 2. Рефлексия деятельности 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

ЦВЕТОГРАММА актуальность новизна полезность интерес высокая оценка средняя оценка низкая оценка

Всем спасибо!

Предварительный просмотр:

II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:

I.Для своего мастер- класса я выбрала давно интересующую меня тему «Рефлексия на уроках в начальной школе». В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям (файл 1).

И по мнению педагогов (файл 2).

А теперь уважаемые коллеги я попрошу Вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи тест – полосок. Возьмите ту полоску, цвет которой Вам наиболее импонирует и прикрепите её с помощью магнита к доске. А теперь оцените своё состояние (файл 3). И попробуем оценить состояние всей аудитории. Цвет каких полосок преобладает?

Тема моего мастер – класса «Рефлексия», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса). А ваша цель? (ответы участников мастер – класса)

III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)

Что можно применять?

Это: карточки с изображением лица ; показ большого пальца вверх или вниз ;

« солнышко » - мне всё удалось, « солнышко и тучка » - мне не всё удалось, « тучка » - у меня ничего не получилось;

« радостный гномик » - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;

« маятник настроения » - отображает настроение ребёнка.

  1. рефлексия деятельности

(это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)

Какие варианты?

Это: « лесенка успеха » - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

« наряди ёлку » - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;

«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

«Дерево успеха» - это мой любимый вариант рефлексии на уроке.

(показ «дерева успеха» используемого в классе)

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

  1. рефлексия содержания учебного материала

(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал … - т еперь я знаю …).

Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

Сейчас, излагая свой материал, я заглядываю в свои записи. Понимая, что и ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала всё на одном листе, вложила в файл и на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии урока».

(показ «Карты рефлексии урока», используемой в классе)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи «человечков» (они вложены в конверты).

У «человечка» руки опущены – Ваш вариант мне не понравился, у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант, у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.

V. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и красная. Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите красную карточку.

Экспертная оценка методической разработки педагога на соответствие высшей квалификационной категории Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям. Методическая разработка может представлять собой: * разработку конкретного урока; * разработку серии уроков; * разработку темы программы: * разработку частной (авторской) методики преподавания предмета; * разработку общей методики преподавания предметов; * разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания; * разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета. К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо: 1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт. 2. Определить цель методической разработки. 3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме. 4. Составить план и определить структуру методической разработки. 5. Определить направления предстоящей работы. Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д. Требования, предъявляемые к методической разработке: 1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели. 2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения. 3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе. 4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко. 5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу. 6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт. 7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса. 8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения. 9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос "Как учить". 10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.). Структура методической разработки Общая структура: 1 Аннотация. 2. Содержание. 3. Введение. 4. Основная часть. 5. Заключение. 6. Список использованных источников. 7. Приложения. В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна. Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования. Методическая разработка темы программы Основная часть может состоять из следующих разделов: * характеристика темы; * планирование изучение темы; * рекомендации по организации и методике изучения темы. В характеристике темы указываются: - Образовательные цели и задачи темы; - Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение; - Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать; - Место и роль темы в курсе; - Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи; - Дается дидактический анализ содержания материала; - Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала; - Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке. При планировании учебной темы необходимо: 1. Продумать методику преподавания темы. 2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д. 3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить. 4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики. В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки. Структура методической разработки урока теоретического обучения. В основной части можно выделить следующие разделы: 1. Методическое обоснование темы. 2. Методические рекомендации по проведению урока. 3. План урока (с технологической картой). 4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений). 5. Список литературы (источников) для учащихся. 6. Список литературы для педагогов. Рекомендуемый план урока: 1. Тема программы. 2. Тема урока. 3. Тип урока. 4. Вид урока. 5. Цель методическая. 6. Цели образования (обучения, воспитания, развития). 7. Материально-техническое обеспечение урока. 8. Межпредметные и внутрипредметные связи. Примерная технологическая карта урока: Дидактичес-кая структура урокаМетодическая подструктура урокаПризнаки решения дидакти-ческих задачМето-ды обуче-нияФорма деятельностиМетодические приемы и их содержаниеСредства обученияСпособы организации деятельности Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения. Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.): * Урок изучения нового учебного материала. * Урок совершенствования знаний, умений и навыков. * Урок обобщения и систематизации знаний. * Урок контроля знаний, умений и навыков. * Комбинированный. Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.): * Урок по первоначальному формированию умений и навыков. * Урок совершенствования умений и навыков. * Урок по выполнению комплексных заданий (работ). Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке: 1. Лекция. 2. Беседа. 3. Самостоятельная работа. 4. Практическая работа. 5. Лабораторная работа. 6. Конференция. 7. Семинар. 8. Контрольная работа. 9. Зачет. 10. Деловая игра. 11. Экскурсия. 12. Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени). Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи: 1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний. 2. Формирование новых понятий и способов действий. 3. Применение понятий и способов действий. Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока). Дидактические методы (по Лернеру И.Я.) 1. Информационно-рецептивный. 2. Репродуктивный. 3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский. Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др. Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.): 1. Фронтальный. 2. Индивидуальный. 3. Парный. 4. Коллективный. Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.). Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок. Общие требования к оформлению методической разработки. 1. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт- 14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов. 2. Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи. 3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны). 4. Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках. 5. Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить. 6. Количество и объем разделов не лимитируется. Примерная схема методической разработки: 1. Название разработки. 2. Название и форма проведения мероприятия. 3. Объяснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения, осуществления. 4. Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии). 5. Методические советы на подготовительный период (правильное распределение поручений). 6.Сценарный план, ход проведения мероприятия. 7. Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц. 8. Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок). 9. Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.). 10.Список литературы. 11. Автор разработки, должность, место работы.