Место психологии в современной науке.

Современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) – решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует ее как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Она интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832–1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. Он полагал, что в области сознания действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829–1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью.

4. Задачи психологии

Задачи психологии в основном сводятся к следующим: научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; освоить управление ими; использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли; быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и субъективными, то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Психология изучает общие и частные закономерности функционирования психики и ее развития. Это объективная наука о субъективном внутреннем мире человека.

Психология ищет ответы на вопросы о том, почему в определенных ситуациях человек себя ведет именно так, а не по-другому. Поведением человека управляет психика.

По мнению исследователей, место психологии в системе наук достаточно неоднозначно. Существует довольно много классификаций научных знаний. В большинстве из них психологию ставят на промежуточную ступень между разными категориями. Это связано с тем, что психология исследует очень широкий спектр вопросов, используя при этом довольно разветвленную систему методов.

С одной стороны, она является естественной наукой, которая широко применяет в исследованиях экспериментальные техники в ходе подтверждения или опровержения собственных гипотез. Именно психологи ввели в научных обиход многие методы статистических расчётов.

С другой стороны, место психологии в системе наук определяется тем, что многие ученые этой сферы абсолютно не прибегают к расчетам, измерениям и экспериментам. То есть многие школы психологии однозначно относятся к гуманитарным знаниям. К примеру, при установлении закономерностей психология способствует построению схемы процесса обучения, оказывая содействие педагогике в оптимальной разработке процесса воспитания.

Кроме того, следует упомянуть, что некоторые классификации относят психологию к группе общественных наук. советской эпохи Б. Г. Ананьев называл психологию ядром науки о человеке.

Место психологии в системе наук определяется решаемыми ею задачами, среди которых - стремление понять сущность и закономерности научиться ими управлять, применять полученные знания на практике, создавать теоретическую базу для психологической службы.

При изучении психологических явлений, исследователи вскрывают сущность самого процесса отражения в мозгу человека объективной реальности, изучают механизмы регулирования действий человека, развития психической деятельности и формирования психических

Место психологии в системе наук зависит от того, что психология широко взаимодействует с большинством из современных наук, решая совместные комплексные задачи. При этом внутри самой психологии существуют специальные отрасли, которые занимаются решением задач в определенной сфере общественной жизни. Поэтому психология находится между философскими и естественными науками, а также между ними и социальной сферой. Объясняется это тем, что центром ее внимания является человек, аспекты жизни которого также изучают все перечисленные науки в специфичных для них областях.

Психология в системе наук переплетается со следующими отраслями знаний. Тесно психология взаимодействует с экономическими науками при исследовании закономерностей действительности, связанных с хозяйственной сферой жизни. Психология также тесно связана с антропологией посредством психологии личности. Общие аспекты изучения имеются у психологии и психиатрии. Прямая связь существует с биологией (через отрасли патопсихологии, психосоматики, психологии аномального вырабатывания); нейробиологией (через нейропсихологию); генетикой (через психогенетику), логопедией (через психолингвистику), юриспруденцией (через судебную психологию, психологию жертвы, уголовную психологию, психологию следствия правонарушений). в системе наук также пересекается по многим вопросам с психологией, поскольку организация представляет собой подобие живого организма, состоящего из участвующих в общей деятельности людей.

До сих пор для того чтобы определить особенности научного метода познания, мы говорили онауке вообще. Термином "наука" обозначаются отдельные отрасли научного знания, отличающиеся друг от друга по ряду существенных характеристик. Одной из них выступает психология. Чтобы в дальнейшем определить место психологии в системе наук, рассмотрим это подробнее.

Прежде всего науки различаются по своему объекту. Подобъектом той или иной науки понимается та сторона реальности, на изучение которой данная наука направлена. Объект - внешне противостоящие субъекту предмет или явление, на которые направлена его познавательная или предметно-практическая деятельность. Субъект - человек как носитель предметно-практической деятельности и познания.

Часто объект фиксируется в самом названии науки: например, геология - наука о Земле, биология - наука о живой природе и др. Вместе с тем ни одна наука не в состоянии описать свой объект во всей полноте в силу различных причин: познание бесконечно, как бесконечен мир. Вынужденная специализация наук представляет серьезную проблему в плане построения единой научной картины мира: разность подходов и языков затрудняет возможность обобщения; в связи с этим большую роль играют "пограничные науки".

Кроме того, любая наука ограничена в своем подходе к объекту той традицией, в которой она формировалась, тем категориальным (понятийным) аппаратом, тем языком, который в ней сложился, теми средствами анализа и эмпирического исследования, которые в ней доминируют, и т.д. Категориальный строй психологии - предельно общая, глубинная, исторически развивающаяся познавательная структура, отображающая психическую реальность в ее целостности и специфических характеристиках.

В связи с этим от объекта науки отличают еепредмет. Предмет - аспект объекта, изучаемый данной наукой и выражаемый посредством научных терминов. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с наукой и фиксируется в ее системе категорий. В определенном отношении можно сказать, что развитие науки есть развитие ее предмета.

По принципу объекта выделяются (по Б. М. Кедрову) два основных научных объекта: ими выступают природа (органическая и неорганическая) и человек (т.е. человеческое общество и мышление). Грань между ними, естественно, условна. Соответственно особенностям этих объектов выделяются естественные науки и гуманитарные. Последние подразделяются на социальные и философские.

Таким образом, выделены три главных раздела научного знания, каждый из которых представляет комплекс наук. Кроме них, выделяются крупные разделы, находящиеся на стыке главных. Эта классификация представлена в виде так называемого "треугольника наук" (рис.1.1).

Наряду с классификацией наук по объекту, возможны другие способы их различения. Например, принято подразделение наук на фундаментальные и прикладные . Фундаментальными (иногда их называют "чистыми") считаются науки, познающие мир безотносительно к тому, насколько возможно практическое использование получаемых знаний.Прикладные науки, напротив, ориентированы на практику, применяя к ней знания, полученные в фундаментальных науках, и служат непосредственным нуждам общества.

Связь психологии с естественными наукамидостаточно тесная. Наиболее явная связь - с биологическими науками. Эта связь предполагает:

Во-первых, заимствование некоторых общебиологических теоретических положений для обоснования закономерностей развития психики [эволюционная теория Дарвина, биогенетический закон (онтогенез есть сокращенное повторение филогенеза), принцип рекапитуляции, принцип эпигенетизма и другие положения];

Во-вторых, в поисках биологических истоков социального поведения человека широкое привлечение данных, получаемых этологией (направление биологии, наука о соотношении врожденного инстинктивного поведения и влияния среды).

Очень важными являются для психологии и данные генетики, предоставляющие материал относительно механизмов наследования определенных задатков, предрасположенности к психическим заболеваниям и др. Пограничная с генетикой область психологии - психогенетика, выявляет роль генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей человека.

Связь психологии с физиологией очевидна в исследовании проблем соотношения психических и физиологических процессов. В этом отношении значительную роль сыграли работы многих выдающихся отечественных ученых: И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина. Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом - мозгом.

Среди биологических дисциплин прикладного плана можно выделить медицину, прежде всего такие ее отрасли, как невропатологию и психиатрию. Характерно, что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (В.М.Бехтерев, В.Н.Мясищев, А.Р.Лурия и др.). На стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных. Связь психологии и медицины обусловлена необходимостью определить специфику отношений между врачом и больным (лечить не болезнь, а больного). Ряд отраслей медицины непосредственно соотносятся с психологией через общие проблемы, в частности, проблемы нарушений психической деятельности. Особо выделим основанную А.Р.Лурия нейропсихологию , науку, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины и изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга. Тесно связана с медициной так называемая специальная психология , изучающая различные варианты патологии психического развития.

Связь психологии с физикой менее непосредственная, но тем не менее она существует. Психология, развиваясь во многом вместе с естествознанием, отражала то мировоззрение, которое определялось основными открытиями - или господствующими принципами - в области физической картины мира. Так, представления об атомарном строении мира привели к "переносу принципа" - представлению об атомарном строении души. Физические принципы экспериментирования во многом определили требования объективного подхода к психике, а в ряд психологических теорий на правах основных вошли такие понятия, как "энергия", "поле".

Связь психологии и химии во многом аналогична, однако в ряде случаев более определенна. Так, существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти). Химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений. Наконец, существует психофармакология - научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов.

Не менее сильна связь психологии с науками гуманитарными. Преимущественно это соотносится к тем отраслям психологического знания, которые связаны с человеческой личностью. Личность - человек как субъект социальных отношений; системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении.

Например, систорией психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах (особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп и т.д. - они выступают предметом исторической психологии).

С социологией - наукой о социальных системах и процессах - психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Одна из ведущих отраслей психологии - социальная психология - изучает психологические особенности человека, обусловленные его существованием в группе, и характеристики самих групп.

Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, формирования сообществ и др.

Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленные их включенностью в политическую жизнь (политическое самосознание, ценности, особенности поведения и деятельности и др.), как на уровне индивида, так и на уровне малых и больших групп различного плана.

Такие традиционно выделяемые гуманитарные дисциплины, как языковедение и искусствоведение , также связаны с психологией самым непосредственным образом. С первым психологию сближает проблема формирования речи на основе усвоения языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, интерес к содержательным и экспрессивным сторонам языкового общения, особенностям порождения высказывания, восприятия речи в зависимости от языковых структур, наконец, роль языка в контексте анализа культуры и многое другое. На стыке психологии и языкознания возникла психолингвистика.

Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры самих произведений (психология искусства).

Связь психологии и философии. Философия обычно определяется как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, но за этим часто следуют оговорки в том смысле, что философия - некая метанаука, "сверхнаука".

Психология долгое время развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана.

Во многих случаях психологи непосредственно основываются на тех или иных философских системах, а иногда предлагают собственные. Так, советские психологи основывались на философии марксизма; влияние марксизма признавали А.Адлер, В.Райх, Э.Фромм. У.Джеймс выступал открытым противником материализма. Гуманистическая психология основывается на принципах экзистенциализма и т. д. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа, т.е. система принципиальных общих теоретических положений, определяющих подход к проблемам и способ их анализа.

Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (или претендовали на это) либо оказывали влияние на возникновение и развитие философских теорий. Так, философы часто рассматривают психоанализ как философское течение; психологические взгляды У.Джеймса отразились в основанном им философском направлении ("прагматизм" или "психологический прагматизм"); работы С. Л. Рубинштейна ("Бытие и сознание", "Человек и мир" и др.) являются философскими не в меньшей мере, чем психологическими.

Укажем и на то, что в ряде случаев психологическое и философское знания сближаются непосредственно через конкретный объект анализа:

- гносеология (теория познания) и психология познавательной деятельности;

Логика и психология мышления;

Эстетика и психология искусства и т. д.

Итак,мы обсудили связь психологии с рядом фундаментальных наук, задавшись вопросом о ее месте в системе наук и принадлежности к естественнонаучному либо гуманитарному знанию. На первый вопрос ответ очевиден: ее место - в центре "треугольника наук", она связана и исторически, и актуально со всеми основными областями знания. В психологии представлены направления как естественнонаучной, так и гуманитарной ориентации. Можно, однако, говорить о возрастающем "удельном весе" гуманитарного подхода в связи с тем, что в центр психологии помещается человеческая личность, а это означает невозможность строго объективного подхода к человеку без обсуждения проблем человеческих ценностей, смыслов, переживаний и т.д.

В отношении же тех научных областей, которые ориентированы прежде всего на практику, отметим в первую очередь связь психологии с педагогикой и медициной - теми дисциплинами, для которых основной является проблема взаимодействия людей.

Связь психологии с педагогикой непосредственна. Нельзя эффективно работать с ребенком или взрослым, не зная тех закономерностей, по которым развивается его психика. Психология старается выявить психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий, изучить закономерности педагогического процесса, определить условия оптимальной организации (педагогическая психология). Педагогика в соответствии со своими принципами ориентирована на то же, поэтому взаимодействие наук вполне закономерно. Не случайно имена выдающихся теоретиков и практиков педагогики вошли и в историю психологии (Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Я.Корчак, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.), а многие выдающиеся ученые-психологи были и педагогами (Л.С.Выготский, П.П.Блонский, В.В.Давыдов, Л. В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.).

Современная психология занимает центральное место среди естественных, социальных и философских наук. Так академик Б.М. Кедров, предложил простую графическую схему в виде треугольника. Центральное место в треугольнике, отведено психологии, а трем остальным вершинам свойственны философские, социальные и естественные науки.

Психология занимает центральное место в системе современных наук, поскольку главной задачей является, изучение человека. Другие науки не ставят перед собой основную задачу изучение человека, в них этот вопрос затрагивается лишь косвенно.

Место психологии в системе наук

Психология занимает центральное место среди наук не только, как продукт их деятельности, но так же еще объяснение их возникновения и их развития.

Естественные науки.

Прямую связь психологии с естественными науками, трудно не заметить. Благодаря естественным наукам психология может изучать психологические и физиологические процессы. Это очень важно, поскольку психологические процессы оказывают влияние на физиологические процессы и наоборот. Так совмещая знания двух наук, можно выявить заболевания на ранних стадиях и должным образом на них повлиять. Из естественных наук психология, тесно связано с медицинскими и биологическими науками. Совмещая знания психологии с другими науками, появляются новые отрасли психологии, у которых предмет узко определен.

Социальные науки.

Такие науки как психология и социология, тесно связаны. Так к примеру в психологии используется, чисто социологические методы, такие как опрос и анкетирование. Помимо этого, социология и психология пользуются одинаковыми научными концепциями. Кроме социологии, в психологии используются знания из таких наук как, история, педагогика, лингвистика и других. Так благодаря слиянию истории и психологии, появилась теория культурно исторического развития.

Философские науки.

С философскими науками психология очень тесно связана. Психология, только в 19 веке выделилась из философии в отдельную науку, но по прежнему с ней связана. Психология и философия в настоящее время изучает одни и те же научные проблемы. К ним относится понятия мировоззрения, морали, смысла жизни и т.д. Для проверки гипотез, психология пользуется экспериментальными методами. Однако существует ряд вопрос, которые невозможно проверить экспериментальным путем, поэтому психология обращается за помощью в философию.

Статус психологии в системе наук

В настоящее время ведутся дискуссии по поводу научности психологии. Многие ученые полагают, что современная психология занимает промежуточное значение между наукой и паранаукой. Так как в ней, до сих пор не произошло четкого разделения между научными и псевдонаучными знаниями.

Билет 1.Психология как наука. Её место в системе наук.

Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе".

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

Место психологии в системе наук

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология - естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) - заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке..

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.