Меровинги во франции. Какие украшения носили «ленивые короли» Меровинги - одна из самых загадочных династий Европы

По легенде одним из предков королей династии Меровингов был вождь салических франков Меровей, правивший примерно с 448 по 457 гг. Именно ему Меровинги обязаны именем своей династии. Историки подвергают сомнению сам факт его существования, но Меровинги были убеждены, что он когда-то был, и гордились своим происхождением от него.

Его происхождение овеяно легендами. Считалось, что правитель рожден от морского чудовища. Иногда и самого Меровея называют вышедшим из морских глубин чудовищем. Легенда о его рождении такова: будучи беременной, мать Меровея, жена короля Клодио (Хлодиона), пошла купаться в море, где ее похитило морское чудовище. Считалось, что в жилах Меровея текла кровь короля франков Хлодиона и морского чудовища. Эта легенда, при рациональном ее рассмотрении, указывает на международный династический брак. Происхождение короля, таким образом, связано с чем-то заморским. меровингский франкский империя вассалитет

Отпрыски этой династии обладали в глазах франков священным, таинственным могуществом, приносившим добро для всего народа. На это указывала и одна характерная черта во внешнем облике Меровингов: они носили длинные волосы, а их пострижение означало потерю способности нести высокую миссию. Франки верили, что Меровинги обладают сакрально-магической силой, заключавшейся в чрезвычайно длинных волосах их владельцев. Такая причёска отделяла их от подданных, которые носили короткие стрижки, популярные в римскую эпоху, считавшиеся признаком низкого положения слуги или раба. Отсечение волос считалось тяжелейшим оскорблением для представителя династии Меровингов, на практике оно означало потерю прав на обладание властью

Истинным основателем королевства франков является сын Хильдерика Хлодвиг (около 481--511), внук Меровея. Он вёл активную завоевательную политику и значительно расширил владения франков, став основателем Франкского королевства. Хлодвиг присоединил к своим землям север Галлии, одержав в 486 г. победу над Сиагрием, объявившим себя «царём

Около 498 года Хлодвиг принял крещение и благодаря этому получил поддержку галло-римской знати и духовенства. На протяжении всего своего правления Хлодвиг совершал многочисленные набеги на земли вестготов, окончательно разгромив их в 507 г. в битве при Вуйе. Кроме того, в период его правления была издана «Салическая правда», а столицей стал Париж. С Хлодвига начинается так называемый «меровингский период» в истории Франции, который продлился с конца V века до конца VII века.

По германской традиции после смерти Хлодвига королевство было поделено между его четырьмя сыновьями: Теодорих стал королем Реймса, Хлодомир -- Орлеана, Хильдеберт -- Парижа и Хлотарь -- королем Суассона. Раздробленность королевства не помешала франкам объединить свои усилия для совместных действий против бургундов, государство которых было покорено после затяжной войны в 520--530 гг.

В 558 г. вся Галлия объединилась под властью Хлотаря I, владевшего ею до своей смерти в 561 г. Но и у него было четыре наследника, что привело к новому дроблению государства на три части -- Бургундию, Австразию и Нейстрию

Традиция наследственного деления имущества была у всех германских народов: после смерти короля все его дети мужского пола должны были получить свою долю, так как королевство считалось личным имуществом предыдущего правителя. Следовательно, королевство постоянно дробилось, а желание собрать под своей властью как можно большую территорию приводило к братоубийственным заговорам и войнам. В конце концов сыну Фредегонды Хлотарю II (613--628) удалось объединить под своей властью три королевства франков.

Он сумел этого добиться благодаря поддержке местной знати и духовенства, так как он обязался не вмешиваться в их дела, что значительно усилило землевладельцев-магнатов, графов и епископов. После смерти Хлотаря II ему наследовали два его сына -- Дагоберт и Хариберт. Правление Дагоберта (629--639) было особенно успешным, так как ему удалось ненадолго укрепить престиж королевской власти и проводить успешную завоевательную политику. Он сумел присоединить к своему королевству земли алеманнов, совершил несколько походов в Италию, Испанию и славянские земли Центральной Европы и даже ненадолго захватил Бретань.

Дагоберт умер в 639 году и был похоронен в базилике Сен-Дени, которая с этого момента стала главной усыпальницей французских королей.

Несмотря на недолгое усиление королевской власти при Дагоберте, все больше власти получали майордомы во всех трех королевствах. Они заведовали доходами и расходами королевского двора, командовали стражей выступали в качестве представителей королей перед знатью. Период бездействия королей и фактического правления майордомов принято называть периодом «ленивых королей». Но всё-таки имя и сакральный статус Меровингов позволили наследникам Дагоберта оставаться у власти ещё некоторое время.

Падение Меровингов затянулось на столетие. После неудачи Гримона майордомы стремились использовать сакральный статус королей в политической борьбе: после поражения Австразии в войне против Нейстрии безвластный австразийский король был увезен в Париж, что означало потерю Нейстрией самостоятельности. Во второй половине VII века франкское государство вновь распалось, но в первой трети VIII его объединил Карл Мартелл, могущественный победитель в битве при Пуатье. Несмотря на успехи, Карл не решился занять трон. Долгое время майордом, принявший вместо престола титул вице-короля, избирал другую тактику. Престол оставался вакантным, пока сыновья Карла Мартелла не возвели на него Хильдерика III, до того времени заключенного в монастырь.

Майордом Пипин Короткий, сын Карла Мартелла, подавил внешних и внутренних врагов, а затем решил уничтожить и фиктивную королевскую власть Меровингов. После переговоров с папой Захарией Пипин был помазан и провозглашен королем Франкского королевства. Последнего Меровинга, Хильдерика III, Пипин остриг и заключил в монастырь в ноябре 751 г.

Правда о Меровингах, как и всё прочее прошлое наших предков, тоже не миновала судьба полнейшего искажения истины и почти полного забвения. Меровинги были северными Русами, которые пришли учить далёких предков европейцев - свободных Франков (слово «франки» означает - свободные) военному искусству, правлению страной, политике и науке, ведическому мировоззрению (так они шли во все остальные страны, будучи рождёнными для учения и блага остальных живущих людей). Русы учили не только будущих европейцев. Они передавали свет знаний всем народам, волею судьбы оказавшимся на нашей планете и выжившим после мировой войны и планетарной катастрофы около 13 000 лет назад. Они пытались помочь им подняться на новый, более высокий уровень эволюционного развития, и делились теми знаниями, которые эти народы были способны усвоить. И назывались они правильно - Меравингли , что означает мы-Ра-в-Инглии; мы, дети Ра, несущие Свет в родной Первозданной Инглии . Но, конечно же, потом это слово, как и многое другое, «упростили »... и оно стало звучать, как «Меровинги». Так создалась новая «история», в которой говорилось, что имя Меровинги произошло от имени короля Франков - Меровия. Хотя к королю Меровию это название ни малейшего отношения не имело . Тем более что король Меровий был уже тринадцатым по счёту из королей Меровингов. И логичнее было бы назвать всю династию именем первого из правящих королей, а не тринадцатого?!

Меравингли же были яркой, умной и одарённой династией северных Русов, добровольно покинувших свою великую родину и смешавших свою кровь с высшими династиями тогдашней Европы, дабы родился из этого новый могущественный Род магов и воинов, который смог бы мудро править странами и народами, населявшими в то время полудикую Европу. Они были чудесными магами и воинами, могли лечить страдающих и учить достойных.

Все без исключения Меравингли носили очень длинные волосы, которых ни при каких обстоятельствах не соглашались стричь , так как черпали через них Живую Силу. Но, к сожалению, это было также известно и Думающим Тёмным - это Тёмный Круг, в который входят «серые» Волхвы, «чёрные» маги, денежные гении - свои для каждого нового промежутка времени - и многое тому подобное. Простым языком — это объединение «тёмных» сил, как на Земле, так и во Вселенных. Именно поэтому самым страшным наказанием стал насильственный «постриг» последней Меравингльской королевской семьи.

После предательства королевского казначея-еврея, ложью и хитростью натравившего в этой семье брата на брата, сына на отца, ну а потом уже с лёгкостью сыгравшего на человеческой гордости и чести... Так впервые в королевской семье Меравинглей пошатнулась былая твердыня. И непоколебимая вера в единство Рода дала первую глубокую трещину...

Многовековая война Меравинглей с противоборствующим родом стала подходить к своему печальному завершению... Последний настоящий король этой чудесной династии - Дагоберт II (годы жизни: 650-679 н.э., годы правления: 675-679 н.э.), оказался, опять же, предательски убитым 23 декабря 679 года - он погиб на охоте от руки подкупленного убийцы, ударившего его в спину отравленным копьём.

Таким подлым способом, была истреблена самая одарённая династия в Европе, которая несла свет и силу непросвещённому европейскому народу.

Меравингли принесли с собой в Европу ведические знаки и символы, как, например, трёхлистник - боевой знак славяно-ариев.

Подпишитесь на нас

Часть 1. Историческая эпоха и культурно-политический контекст

Европа эпохи Меровингов представляла собой удивительное и уникальное явление. На осколках античного мира и древней языческой культуры закладывался фундамент новой европейской цивилизации, осуществлялся загадочный переход от античности к средневековью. Трудно удержаться от каламбура, используя слово «переход» - при изучении исторических материалов, касающихся той эпохи, складывается впечатление, что и Европа, и Азия находились в невероятном движении. Народы постоянно передвигались с места на место (в том числе, нельзя не упомянуть и Великое Переселение Народов, которое начинается примерно в III веке нашей эры и заканчивается (тоже примерно) к X веку нашей эры), с политической арены сходили могучие державы, нередко уступая место «кочевым империям», а главной движущей силой эпохи становились боевые дружины и их героические предводители. Фантастическое смешение традиций и стилей касалось всех сторон жизни каждого человека. Роскошь Рима, и, впоследствии, Византии казалась древним варварским племенам ослепительной. Когда-то Тюркский каган писал императору Юстиниану: «В Вашей империи есть все, включая, кажется, даже невозможное».

Кризис огромной Римской империи, а вместе с ней - позднеантичной цивилизации назревал давно. К концу II века границы империи достигают максимума, у Рима появляется огромное количество провинций и федератов, клиентов и союзников. Хотя это кажется невероятным, но вчерашние варвары прочно входят в государственную систему Рима. Примерно в III веке начинается Великое Переселение Народов, и, одновременно, государственный кризис самой Римской Империи. В IV веке Рим перестает главенствовать - столица перенесена в Константинополь, принята новая государственная религия - христианство. Реальная власть постепенно переходит с Запада на Восток, от Рима к Византии. К роковому пятому веку в римской армии, которая являлась одним из важнейших столпов империи, не остается ни одного этнического римлянина, в войска вербуются юноши из среды федератов, которые, однако, все еще считают Рим своей родиной. Римская армейская среда представляла собой фантастическое смешение народов и культур - готы, гунны, гепиды, аланы, мавры, персы, франки, руги, вандалы, славяне, лангобарды, армяне. Языком общения для всех этих людей была латынь. Именно в эпоху смешения позднеантичной и варварской культуры закладывается не только основа территориального, политического, культурного и военного устройства ранних варварских королевств, возникших на руинах Великой Римской Империи - держав эпохи Меровингов - но и огромная культурно-политическая база европейской цивилизации. Милитаризированное общество с особой культурой останется таким на века, и заложит основу средневековых рыцарских государств и культурных традиций.

Конец V века ознаменовался катастрофой - крушением Западной Римской Империи 23 августа 476 года. И с VI века главной политической силой Европы, оплотом христианства, хранительницей высоких культурных традиций и законодательницей мод становится Византия.

Традиционно эпоха Меровингов начинается с конца V века и завершается в середине VIII века, в период правления древней королевской династии франков. Эта династия имела ряд особенностей, которыми и запомнилась многим поколениям.

Во-первых, королевская власть передавалась только длинноволосым наследникам. Потеря волос приводила к потере трона. Во-вторых, никто из детей короля не должен был остаться без наследства, что приводило к постоянному дроблению земель. Усугубляло положение многоженство королей. Возможно ли, что первоначально языческая традиция подразумевала некий ритуальный поединок, в котором должен был выжить сильнейший? Так или иначе, но все Меровинги постоянно враждовали между собой, а противостояние двух королев их рода - Фредегонды и Брунгильды - входит в эпос как вражда Брунгильды и Кримхильды. В-третьих, это легендарное происхождение королевского рода и многие легенды, связанные с этими королями. В 451 году происходит знаменитая Битва на Каталаунских полях, символом трофеев которой становится знаменитое сокровище готов, золотое блюдо немыслимой ценности (и весьма возможно, что именно это блюдо попадет в кодекс легенд о Святом Граале как символ Земли). Проспер Тиронский в своей «Хронике» (14 век) сообщает, что в то время «у франков не было королей, они довольствовались вождями». Франки (и, возможно, родоначальник первой королевской династии - Меровей) принимают участие в этой битве. О рождении легендарного Меровея, по имени которого франкские короли стали называться «Меровинги», существует любопытная легенда, записанная в «Хронике Фредегара»: «…В полдень его (т.е. короля, мужа матери Меровея - прим. автора ) супругой овладел зверь Нептуна, похожий на квинотавра. Впоследствии, забеременев то ли от зверя, то ли от человека, она родила сына по имени Меровей, и по нему затем франкские короли стали прозываться «Меровинги»…».

Есть еще одна популярная версия происхождения рода Меровингов. Эта версия гласит, что короли происходят из рода Христа и Магдалины. Обе версии кажутся мне составленными несколько искусственно. «Зверь Нептуна» и его отцовство династии Меровингов напоминают мне другую легенду, гораздо более древнюю - это легенда о царском наследнике Тесее, божественным отцом которого стал Посейдон (Нептун), а земным - Эгей. По поводу второй версии могу сказать, что «Евангелие от Магдалины» не содержит никаких упоминаний об этом браке; напротив, Христос везде обращается к ней «сестра», и произносит фразу «Ничего не оставил я в руках лукавого», которая вряд ли прозвучала бы, если бы в этом мире у него оставались бы жена и дети. Убедительных доказательств происхождения Меровингов от Христа пока не предоставлено, хотя очень интересные версии появились в романе М.Баджента, Р.Лея и Г.Линкольна «Священная кровь, Священный Грааль» и книге Л.Гарденера «Царства Властителей колец». Однако, ссылаясь на древние обычаи матриархата, божественного престолонаследия и других, не менее интересных традиций, нельзя не упомянуть, что древние копты имели мистическое учение о женской троице (Дева-Нимфа и Матерь-Старица), трехликой богине, которая воплотилась как Мария Магдалина - Мария Богородица - Мария Клеопова (иногда, т.к. женское число Богини еще и "5", как пять состояний человека, сюда включают Веронику и Саломею). Магдалина автоматически может быть только Девой, возможно, она - первая Дева Грааля. Да и не вяжется поведение Меровингской династии, в которой родственники ведут распутный образ жизни, нарушая все заповеди и постоянно, с удивительным коварством, убивая друг друга, с заветами кроткого Христа, который проповедовал миру любовь и истину! Многие историки почему-то закрывают глаза на эти факты, попросту изымая их из своего повествования. Как и то, что первые Меровинги считали себя вассалами Римской Империи и заимствовали идеи у византийского двора. Весьма возможно, что короли франков традиционно считались детьми богов и наследниками древнего права короля, потому приверженцы теории о происхождении Меровингов от Христа просто перенесли древние языческие традиции на культурную почву нового религиозного учения. Кроме того, в Европе тогда было очень распространено арианство, отрицающее божественное происхождение Иисуса Христа.

Одним из самых знаменитых Меровингов становится Хильдерик, в могиле которого найден массивный золотой перстень с портретным изображением. Трудно судить о сходстве, но бросаются в глаза две детали - длинные вьющиеся волосы, и вооружение, похожее на античные образцы. Основателем державы франков считается Хлодвиг Меровинг. При Хлодвиге I земли, которые потом войдут во Францию, официально принимают христианство. Известен так же «добрый король» Дагоберт I (629-638 гг), правление которого считается золотым веком франков и который причислен к лику святых. Именно это Меровинг пытался заполучить легендарное Сокровище готов - золотое блюдо. Биография Дагоберта II (род. 651 - ум. 679), от рождения до смерти, похожа на знаменитые средневековые легенды, прекрасные и страшные. Считается, что именно с его смертью приходит конец старшей и главной ветви рода Меровингов, а дальше правят наследники младшего рода, «ленивые короли». Номинально правление Меровингов продолжается до 752 года, времени, когда Хильдерик III свергнут с трона Пипиным Коротким, родоначальником династии Каролингов. Судьба последнего Меровинга печальна - он заключен в тюрьму, ему наголо обривают голову. Через четыре года он умирает.

Не могу удержаться от маленького лирического отступления. Нельзя не упомянуть, что в эту же эпоху живет легендарный Артур, король Британии, в предания о котором попадает и легенда о Святом Граале. Некоторые исследователи связывают Артура с Меровингами. Кстати, после падения Рима, Артур номинально мог претендовать на титул императора, если он, согласно гипотезе Джона Риса, имел должность Comes Britanniae . Однако история Артура начинается позднее даты падения Рима, а последний римский легион был выведен из Британии в 408 году, и доартурианская Британия остается полностью обескровленной и без защиты. И чтобы участвовать в битве при Бадоне в 536 году Артур должен родиться хотя бы в конце V века! Кроме того, я не нашла упоминаний о том, что длина волос имела для Артура какое-то значение, и что династия Меровингов правила в Британии. Однако какие-то мотивы появления «истинного короля» все же прослеживаются в легендах Круглого Стола, особенно в цикле Грааля.

Этот же мотив появляется и у Толкина, в книгах которого можно найти много понятий, которые присутствуют и в древних, и в средневековых хрониках. Это и королевское место Ирландии Ло-Риен, и Мордор, земля древних пиктов, и оживший лес (как часто появляется он в преданиях о династических распрях!), и конфликт королей и майордомов (правда, у Толкина Арагорн (условный «Меровинг») торжествует), и Авалон, и даже ирисная долина, в которой погибает Исилдур (по моей недавней теории - один из «властителей со звездой на челе»), но спасается Хлодвиг Меровинг (которого, исходя из теории авторов «Священной крови…», можно назвать «Король-из-за-Моря», что опять-таки наводит на мысли о Толкине).

Источники:

«Хроники длинноволосых королей», составитель и переводчик - Н.Горелов.

«Эпоха Меровингов - Европа без границ» выставка и буклет ГМИИ им. Пушкина

«Сокровища Ойкумены. Великое переселение», под редакцией А.Журавлева

Собственные умные мысли J

В конце VI - начале VII в. в Меровингском королевстве, после кратковременного объединения государства Хлотарем I в 558-561 гг., начался долгий период войн между его наследниками. Победителем, однако, стала франкская знать. В октябре 614 г. знать, кроме аквнтанской, собралась в Париже на всегосударственное собрание и пригласила на него Хлотаря 11.18 октября 614 г. король издал эдикт, в котором пошел на значительные уступки светской и духовной аристократии.

Утверждались все земельные пожалования, сделанные прежними королями. Уничтожались все «неправедные», с точки зрения знати, налоги. Наоборот, утверждались действующие пошлины. Объявлялась свобода епископских выборов и подсудность клириков их судам, а также патронат церкви над вольноотпущенниками. Графы назначались только из числа местных собственников. Имущество умерших без завещания наследуют родственники, а не казна; завещания в пользу церкви становятся правомочными.

Римское наследие было освоено и внутренне трансформировано. На руинах позднеантичного и раннемеровингского обществ зарождался ранний феодализм. Его ярким внешним, политическим проявлением стала борьба за должность майордома. В ходе долгих междоусобиц формируются региональные сообщества знати во главе со своими наиболее сильными магнатами-майордомами.

Так, в Австразии советниками юного регионального короля Дагоберта стали майордом Пипин и Мецкий епископ Арнульф. Их дети Анзегизель и Бегга, вступив в брак, дали начало династии Арнульфингов/Пипинидов (будущих Каролингов). Меровинги оказались после 639 г. под контролем своих майордомов, получив от более поздних современников прозвище «ленивых королей».

Отныне не короли, а майордомы ведут между собой ожесточенные войны за власть. Вторая половина VII - начало VIII в. прошли под знаком нескончаемых войн, интриг, переворотов, казней майордомов и магнатов, свержений «ленивых королей».

В 687 г. Пипину II Геристальскому из Австразии удалось разбить нейстрийские войска и стать единым майордомом всего королевства (687-714). При нем майордомат окончательно становится наследственным.

Незадолго до его смерти в королевстве вновь разразился кризис власти, который в конце концов завершился тем, что единым майордомом стал сын Пипина Карл Мартелл (Молот) (ок. 688 - 741). Карл умиротворил зарейнскую часть Австразии, уничтожил около 716 г. герцогство среднерейнских франков Франконию (Тюрингия потеряла герцогский статус еще в 700 г.), раздробив его на более мелкие графства, и даже сумел покорить отпавшую Аквитанию. В 743 г. на престол был возведен последний король Меровингской династии - Хильперик III, который правил до смены династий в конце 751 г.

B VI-VII вв. единственными центрами образования были епископские и монастырские школы. B монастырских скрипториях, (мастерских рукописных книг) переписывалась религиозная литература и произведения античных авторов (главным образом «Энеида» Вергилия).

Почти в каждой мастерской имелись местные отличия в письме и в украшении рукописей (цветные заставки, инициалы и np.).

Краткие записи событий (анналы) также велись преимущественно в монастырях. Вместе с тем в VI в.

еще не совсем исчезла античная историографическая традиция. Епископ Григорий Турский составил «Историю франков», где имеется краткая всемирная хроника и история Галлии. Особенно подробно описывает Григорий Турский события 573-591 гг. Это произведение написано не на литературном латинском языке, а на языке, приближавшемся к разговорной (вульгарной) латыни.

B VI в. в среде франков были распространены древние эпические предания и песни в честь вождей на франкском диалекте (их частично использовал Григорий Турский), а также агиография, т. e. жития святых.

Архитектура меровингского периода во многом повторяла приемы античного каменного зодчества. Виллы магнатов и епископов строились по образцу уцелевших римских вилл, церкви - по образцу раннехристианских базилик. Церкви украшались мраморными Колоннами из разрушенных античных строений, настенными росписями и мозаикой.

Памятники деревянного зодчества, принесенного германцами, не сохранились.

ЭПОХА КАРОЛИНГОВ

Франкское государство в конце VII - начале VII вв. представляло собой картину полной раздробленности. Несмотря на победу Пипина Геристаль- ского в битве при Третри, магнаты Нейстрии и Бургундии продолжали чувствовать себя достаточно независимыми от центральной власти. Совершенно отделилась и не признавала власти австразийского герцога Аквитания. Зарейнские племена - алеманны, фризы, саксы и бавары - также отпали. Ha юго- западе обнаружилась серьезная арабская опасность, которая переросла в прямую угрозу завоевания арабами всего Франкского государства.

Сын Пипина Геристальского Карл Мартелл («Молот»), который стал майордомом Франкского государства в 715 г. и правил до 741 г. совершил ряд походов за Рейн, в Тюрингию и Алеманию. Карл Мартелл подчинил обе эти области, которые сделались самостоятельными при «ленивых» королях Me- ровингов. Он заставил саксов и баваров вновь платить ему дань и присоединил к Франкскому государству Фризию, или Фрисландию (страну племени фризов).

B начале VIII в. в Южную Галлию с Пиренейского полуострова проникли арабы. Их целью было отторжение Южной Галлии от Франкского государства. Арабская легкая конница очень быстро продвигалась вперед по старой римской дороге, которая вела с юга на Пуатье, Тур, Орлеан и Париж. Карл Мартелл поспешно собрал военные отряды для отпора арабам. Арабы уже захватили Южную Галлию, долину Роны и приблизились к Лауре. Под Пуатье их остановило собранное Карлом Мартеллом ополчение из франков и других германских племен. B семидневной битве германские войны выдержали натиск арабской конницы и едва верили победе, когда оказалось, что арабы покинули лагерь и бежали. Хотя у арабов еще осталось несколько укрепленных мест в Галлии, но движение ислама на запад после этой битвы (732 г.) остановилось.

Через пять лет арабы вновь сделалй~попытку) захватить Южную Галлию, но Карл Мартелл^гвто= рично разбил их.

Борьба с арабами вызвала крупные изменения в военном строе франков. Старое войско германцев было главным ооразом пешее. Для отражения арабских нападений необходимо было создать конницу. Карл Мартелл увеличил число своих дружинников и требовал, чтобы они служили на коне или приводили по несколько всадников. Конный воин, хорошо вооруженный, способный совершать на коне далекие походы, Стал основной силой нового франкского войска.

Реформой Карла Мартелла крестьяне были почти отстранены от военной службы. Базой для образования нового профессионального конного войска послужили крупные землевладельцы и наиболее зажиточные свободные франки.

Карл Мартелл проводил особую земельную политику. Нуждаясь в хорошо вооруженных и обеспеченных материально воинах, он широко практиковал раздачу земель из государственного фонда (пополнившегося в результате завоеваний и конфискаций земель мятежной знати) в военные бенифиции. He ограничиваясь государственными землями, Карл Мартелл частично использовал для этой цели церковные земли. Он конфисковал поместья тех епископов и настоятелей монастырей, которые принимали участие в восстаниях против него. Таких было немало в Нейстрии и Аквитании. Конфискованные у духовенства земли были превращены в бенифиции. B истории Западной Европы это была первая крупная секуляризация, т. e. передача в светские руки церковного имущества.

Карл Мартелл свергал всех неугодных ему епископов. Освободившиеся епископские места он подолгу не замещал, присваивал доходы, раздавал имущество. Епископский сан часто получали люди, не имевшие церковных степеней, не умевшие даже читать и проводившие жизнь в охоте и пиршествах. При этом они должны были своевременно являться к королю с военной свитой. Открытой враждой ответило на эту политику духовенство. Распространилось сказание, будто святые люди видели Карла Мартелла на том свете в тяжких мучениях, а когда разрыли его могилу, то вместо тело нашли змея.

Пипин Короткий, который положил начало новой династии Каролингов на престоле франкских королей, был сыном Карла Мартелла. Свое прозвище он получил за маленький рост. Пипин Короткий вначале также носил титул майордома. Короли Меровинги продолжали обычным порядком следовать один за другим, не прйнимая никакого участия в управлении государством. Пипин счел возможным свергнуть потерявшую власть династию.

При Пипине арабы были окончательно изгнаны из Галлии.

Пипин искал опору в церкви. Он проводил христианизацию германских племен в зарейнских областях, где силен был культ Водана - бога войны и победы. Как божественный идеал предводителя дружины, Водан воплощал в себе воинскую доблесТь, ум, умение колдовать, красноречие и щедрость. B его небесные чертоги (Валгалу) попадал лишь тот, кто пал в битве. Умерший естественной смертью не мог претендовать на пребывание в Валгале, участвовать там в роскошных пиршествах и постоянных битвах; его уделом

было терпеть нужду B подземном царстве (Гэль),

B отдельных местах встречались еще человеческие жертвоприношения. Многие принявшие христианство германцы хотя и признавали первенство Бога няд другими своими богами, однако втайне продолжали им молиться и приносили жертвы. Иные священники сами совершали жертвоприношения, ели жертвенное мясо животных, а потом совершали христианские обряды. Другие писали на грамотках тексты из Библии и на шкурке вешали на шею в виде амулета против дурного глаза или болезни. Новые проповедники старались искоренить эти обычаи, улучшить нравы: они хотели укрепить семью, помешать легкому расторжению браков, внушить народу понятие о чистоте жизни, как они ее понимали.

Монастыри собирали людей для работы. Монахи, послушники и крестьяне, находящиеся под их покровительством, вырубали лес под пашни и поднимали нетронутые еще земли. Обители, похожие на большие поместья с обширными службами, амбарами, мельницами, объединяли вокруг себя поселенцев.

Дапа римский назначил архиепископом франков Бонифация. По поручению папы Бонифаций принимал участие в больших франкских синодах, на которые съезжались епископы и светские вельможи. Он проповедовал для духовенства более строгий образ жизни, запрещал клирикам ношение оружия, пиры, охоту и битвы.

B Гессене Бонифаций сам срубил священный дуб бога Водана, чтобы продемонстрировать бессилие языческих богов.

Священники и монастыри должны были подчиниться власти епископов, над епископами устанавливалась власть архиепископов, архиепископы подчинялись папе, который утверждал их в сане, пересылая им паллий - белую с черными крестами шерстяную ленту. Решено было также возвратить церкви имущество, конфискованное при Карле Мартелле. Ho это сделали лишь частично, потому что у военных нельзя было отнять участки, доставшиеся им в награду.