Мемориал 11. Мемориал и музей

Во время нашего пребывания в Нью-Йорке мы посетили — место памяти о жертвах серии террористических атак, произошедших 11 сентября 2001 года. Перед тем, как мы вошли в мемориал, прошел небольшой дождь, и казалось, будто тысячи слезинок покрыли бронзовые парапеты с именами тех, кто оказался обречен в то, казалось бы, не предвещавшее никакой беды, ясное утро.

Официальная версия случившегося гласит, что 11 сентября 2001 года 19 террористов из исламистской группировки Аль-Каида захватили четыре коммерческих самолета, два из которых намеренно направили в в башни-близнецы в Нью-Йорке , третий - в здание Пентагона в Арлингтоне. Пассажиры четвертого самолета, узнав о произошедших трагедиях, попытались дать отпор террористам и отобрать у них управление, в результате чего самолет упал на пустое поле в штате Пенсильвания. Жертвами террористических атак 11 сентября стали 2 977 человек из более чем 90 стран, более 400 из которых погибли, выполняя свой долг в ходе спасательных операций. Самой старшей жертве было 85 лет, самой младшей - 2 года. По масштабу разрушений и и числу погибших этот терракт стал самым крупным в истории. Сегодня на месте разрушенных башен-близнецов воздвигнут Национальный мемориал «11 сентября» .

Комплекс Всемирного торгового центра был построен в 1966-1987 годах и состоял из семи зданий. 26 февраля 1993 года исламистские террористы взорвали бомбу в подземном гараже под ВТЦ, убив шесть человек и ранив тысячи. 11 сентября 2001 года был разрушен весь комплекс.

Центральной частью ВТЦ были башни-близнецы , являвшиеся самыми высокими зданиями в Нью-Йорке. В обеих башнях было по 110 этажей, на которых располагалось около 35 000 человек и 430 компаний, привлекавшись десятки тысяч посетителей и туристов.

Мемориал «11 сентября» , открывшийся в день 10-ой годовщины террористических атак — это два огромных бассейна, расположенные на месте фундаментов башен-близнецов и полностью повторяющие их (фундаментов) контуры. По стенам фундаментов низвергаются 9-метровые водопады - символ скорби и нескончаемого потока слез…

На бронзовых парапетах вокруг бассейнов высечены имена почти 3 000 человек, погибших в результате террористических атак 26 февраля 1993 и 11 сентября 2001 годов.

А это парапет с именами 9 членов экипажа и 56 пассажиров печально известного рейса 175 . Выполнявший его боинг 11 сентября 2001 года оказался захвачен пятью террористами Аль-Каиды. Самым молодым пассажиром рейса 175 была 2-х летняя девочка, отец которой сделал тот самый, облетевший весь мир, последний звонок своим родителям: «Стало хуже, отец. Стюардесса получила ножевое ранение. У них есть ножи и спрей. Они сказали, что у них есть бомба. В самолёте становится всё хуже. Самолет делает резкие манёвры. Я не думаю, что пилот управляет самолётом. Я думаю, что мы снижаемся. Я думаю, что они намерены отправиться в Чикаго или куда-то и врезаться в здание. Не волнуйся, папа. Если это произойдет, это будет очень быстро… Боже мой… Боже мой, боже мой…» . Через мгновение самолет врезался в фасад Южной башни Всемирного торгового центра.

Сегодня вокруг мемориала кипит жизнь: ведутся активные строительные работы по возведению нового Всемирного торгового центра. Вход в мемориал на сегодняшний день не является свободным: с целью безопасности всем посетителям необходимо пройти досмотр и иметь при себе пропуск. Когда ВТЦ будет полностью восстановлен, вход к мемориалу будет открыт со всех сторон.

Это офис, в котором посетителям необходимо пройти предварительную регистрацию и получить пропуск на территорию мемориала. Там же можно приобрести сувениры и внести пожертвования.

Обновленный ВТЦ будет включать в себя мемориал, музей, офисные и торговые помещения и пересадочный пункт общественного транспорта. На территории, прилегающей к мемориалу, будут построены новые башни.

2 июля 2013 года полностью завершено строительство центрального здания Всемирного торгового центра 1 или Башни Свободы , расположенного рядом с Северным бассейном. Высота нового здания — 541 метр, и сегодня это самое высокое здание в США. К востоку от Южного бассейна строится 72-этажный Всемирный торговый центр 4 .

Жизнь продолжается.

P.S. При написании этой статьи использованы материалы из брошюры «9/11 MEMORIAL», с которой предлагается ознакомиться всем посетителям Национального мемориала. Узнать больше о мемориале и музее «11 сентября» можно на сайте 911memorial.org .

Где находится и как добраться:

Национальный мемориал «11 сентября» находится на месте разрушенного комплекса Всемирного торгового центра в Нижнем Манхэттене. Добраться до Мемориала «11 сентября» можно на метро: маршрут E до станции World Trade Center; маршруты A, C, J, Z, 4, 5 до станции Fulton St.; маршрут R до Cortland St. West St. и Church St. между Liberty и Vesey Sts.

Вход в Национальный мемориал «11 сентября» условно-платный. Перед входом в мемориал необходимо получить пропуск, при этом предлагается пожертвовать 5-10 долларов (или любую другую приемлемую для посетителя сумму) на сохранение мемориала и музея. Офис, в котором можно получить пропуск, находится недалеко от мемориала, к нему ведут специальные указатели. На пропуске будет указано время посещения, и это, как правило, не «прямо сейчас», поэтому рекомендуется получить его заранее.

Трагедия 11 сентября не просто навсегда изменила облик Нью-Йорка, но и способствовала невиданному объединению нации. Учитывая умение американцев чтить свою историю, неудивительно, что вскоре очень много мест в Нью-Йорке (порой совсем неприметных) стали напоминать о чудовищных терактах. Однако главный мемориал находится сегодня прямо на том месте, где чуть более десяти лет назад еще стояли легендарные башни Всемирного торгового центра. Официально он называется National September 11 Memorial and Museum, хотя также многие его называют Ground Zero — нулевой уровень. Мемориал открылся в сентябре 2011 года после пяти лет строительства, и уже в первые три месяца его посетило порядка миллиона человек.

История мемориала началась в 2003 году, когда Корпорация по развитию Нижнего Манхэттена объявила конкурс на лучший проект памятника. Что мемориал необходим — это не вызывало сомнений ни у одного здравомыслящего человека, но при этом также было ясно, что нужен по-настоящему уникальный проект. В итоге в 2004 году победителем конкурса был объявлен проект «Отражение отсутствия», автором которого выступил американо-израильский архитектор Майкл Арад из компании Handel Architects. В создании проекта ему помогал ландшафтный дизайнер Питер Уокер. Проект предусматривал создание двух бассейнов с самыми большими искусственными водопадами в США, которые бы каскадами падали с краев бассейнов, расположенных ровно на тех местах, где стояли небоскребы. Площадь каждого бассейна — 4 тысячи кв. метров, и оба они символизируют человеческую трагедии и ту пустоту, которая осталась после террористических атак. Что же касается окружающего ландшафта, созданного Уокером, то он включает в себя 4 сотни эвкалиптов и белых дубов, рассаженных на территории Мемориал Плаза.

Бюджет, отведенный на строительство мемориала и музей (открытие которого запланировано на осень 2012-го), составил 530 миллионов долларов с дополнительными 60-ю от штата Нью-Йорк. Большинство денег — это пожертвования различных организаций и простых граждан, другая же часть — федеральные гранты. Работы начались 13 марта 2006 года, однако были встречены протестами родственников жертв трагедии, которые требовали постройки мемориала ниже уровня земли. Хотя в итоге было объявлено, что проект был заранее согласован с большинством родных и близких погибших в терактах. Стройка проходила под руководством специального фонда World Trade Center Memorial Foundation и организации Port Authority. К 2008 году большинство работ на месте фундаментов небоскребов было завершено. В том же году рядом с местом, где раньше стояла Северная башня, была установлена первая колонна весом 7700 фунтов. К апрелю 2010 года бассейны были залиты бетоном и покрыты стальными листами. К слову, всего в сооружении мемориала было использовано порядка 9100 тонн стали. В июне того же года Северный бассейн был окончательно облицован гранитом. Тем же летом вокруг мемориала начали рассаживать деревья. Строительство музея продвигалось чуть медленней, хотя уже весной 2011-го рабочие приступили к оформлению музейного фасада. По краям бассейнов были установлены бронзовые таблички с именами всех жертв террористических атак 2001-го и 1993-го годов. Официальное открытие состоялось 12 сентября 2011-го года — через день после десятилетней годовщины чудовищных терактов.

Что касается музея, то он, как уже было сказано, распахнет свои двери осенью 2012-го года. Его коллекция будет включать огромное количество экспонатов, так или иначе связанных с 11 сентября. Это будут фотографии, видео и аудиозаписи, всевозможные артефакты и свидетельства, повествующие о самом страшном дне в истории Нью-Йорка.

Национальный мемориал 11 сентября открылся в центре Манхэттена в 2011 году, чтобы почтить 3000 человек, которые погибли в результате терактов 11 сентября 2001 года во Всемирном торговом центре, Шанксвилле и Пентагоне, вместе с шестью людьми, которые были убиты в результате взрывов во Всемирном торговом центре в феврале 1993 года. Мы расскажем вам 10 самых интересных секретов мемориала, начиная от дизайна, расходов и заканчивая правилами.

1. На Мемориале 9/11 — крупнейшие искусственные водопады в Северной Америке

Два бассейна с водопадами являются центральной частью проекта «Мемориал 9/11». Этот памятник авторства Майкла Арада называется «Отражающее отсутствие» (“Reflecting Absence”). Бассейны находятся на месте бывших Башен-близнецов. Каждый бассейн размером около одного акра и вместе они создают самый большой искусственный водопад в Северной Америке. Водопады выпускают примерно 26 000 галлонов воды в минуту через 30-футовые черные гранитные стены. Вначале создатели мемориала беспокоились,что шум воды может оказаться слишком громким для этого места, но президент Мемориала 9/11 Джозеф Дэниелс объяснил , что этот звук успокаивает, как звуки океана.

2. Плиты с именами погибших имеют свою систему отопления и охлаждения

Майкл Арад предложил выгравировать имена погибших на бронзовых плитах, окружающих водопады. Однако возникло опасение, что бронза будет нагреваться летом и обжигать любого, кто попробует ее коснуться, а зимой — наоборот остывать настолько,что к ней невозможно будет дотронуться без перчаток. Чтобы решить эту проблему Мемориал 9/11 выделил дополнительно $3,5 млн. для установки охлаждающих и отопительных труб под парапетами, чтобы бронза была нормальной температуры круглый год.

3. Проект мемориала выбирали на Международном конкурсе

В 2003 году был проведен конкурс по выбору проекта для Национального мемориала 9/11. на конкурсе приняли участие 5201 проект из 63 стран. В итоге победил дизайн архитекторов Майкла Арада и Питера Уокера «Reflecting Absence». Вы можете прочитать отрывок из их описания мемориала, в котором подробно рассказаны причины всех проектных решений. Согласно Мемориальному жюри, которое выбрало победителя, дизайн «наиболее красноречиво выполняет сложные, но абсолютно необходимые требования этого мемориала. В своей мощной, но простой символике следов башен-близнецов «Отражающее отсутствие» сделало пустоты, оставленные разрушением, главными символами нашей потери.

«Позволив отсутствию говорить само за себя, дизайнеры сделали эти пустые провалы Мемориалом. Этот мемориал связывает нас с разрушенными башнями и, что более важно, со всеми потерянными в тот день жизнями …».

4. Имена погибших не упорядочены по алфавиту

Имена жертв теракта, выгравированные на бронзовых парапетах, не группируются в алфавитном порядке. Вместо этого они объединяются в три уровня «значимого соседства», которые отражают, в какой башне они были, их связи и личные отношения.

Согласно Майклу Араду, концепция дизайна «позволяет нам помещать имена тех, кто умер в тот день, рядом друг с другом, учитывая важные моменты — расставлять имена семей и друзей вместе,так, как они жили и умерли».

5. История «Выжившего дерева»

Постоянное живое напоминание о стойкости, выживании и возрождении — это «Выжившее дерево» Мемориала. Найденная в обломках Ground Zero в октябре 2001 года сильно поврежденная груша была отправлена в Департамент парков Нью-Йорка для восстановления и реабилитации. В 2010 году грушевое дерево вернули назад и посадили на Мемориале живым и процветающим, с новыми гладкими ветками, растущими из старых обрубков, которые специально маркировали. На сайте Мемориала 9/11 объяснили, что такая маркировка позволяет больше почувствовать символическую связь между прошлым и настоящим дерева.

6. Мемориал 9/11 — одна из самых экономных зеленых площадей, когда-либо построенных

Не случайно, что Мемориальная площадь 9/11 — одна из самых экономных зеленых площадей из когда-либо построенных. Он был специально спроектирован и построен таким образом, чтобы соответствовать требованиям Исполнительного распоряжения штата Нью-Йорк 111 для “Green and Clean” State Buildings and Vehicles и Руководящих принципов дизайна ВТЦ. Системы орошения, ливневых вод и системы борьбы с вредителями были разработаны с учетом экономии энергии, воды и других ресурсов.

7. Деревья на мемориале 9/11 выбраны не случайно

Поскольку каждая часть дизайна Мемориала была очень тщательно спланирована, даже деревья на Мемориальной площади выбраны не спроста. Двуцветные дубы были посажены из-за их долговечности и цвета листьев — осенью они становятся красивого золотисто-коричневого и даже розового цветов. Но это еще не все. Деревья для мемориала были выкопаны для пересадки в радиусе 500 миль от Всемирного торгового центра. А некоторые из них привезли из Пенсильвании и Вашингтона — с мест, близких к районам, на которые также были произведены атаки 11 сентября.

8. Первоначальный бюджет мемориала был существенно сокращен

Изначально на мемориал планировали потратить максимально возможную сумму — в то время все чувства были настолько острыми, что все хотели, чтобы на месте трагедии был надлежащий мемориал, независимо от его стоимости. Но в 2005 году цена проекта приблизилась к 1 миллиарду долларов. Это почти столько же, сколько стоило построить сами башни-близнецы Всемирного торгового центра в 1970-х годах.

Проект был остановлен еще на один год, пока мэр Блумберг не стал председателем правления Мемориала. Пожертвовав 10 миллионов долларов, он намеревался сократить бюджет с 1,5 миллиарда долларов до 500 миллионов. По сообщению «Нью-Йорк Пост» , Блумберг объяснил, что «на мемориал не выделена неограниченная сумма денег… любая цифра выше 500 миллионов будет неуместной».

В 2012 году, всего через год после открытия мемориала, несмотря на то, что многие издержки были сокращены, задержки и изменения дизайна расширили бюджет до 700 миллионов долларов, и в то же время руководство Port Authority утверждало, им все еще не хватает 300 миллионов долларов для окончания работ. Но после открытия музея расходы теперь направлены на его обслуживание.

9. Запрет на музыкальные инструменты и краски

Поскольку мемориал — открытая площадь, вы могли бы подумать, что люди могут прийти сюда и сыграть на каких-то музыкальных инструментах, — что, как мы видим, происходит по всему городу. Но, согласно Visitor Rule XXI: «Посетители могут заносить музыкальные инструменты на Мемориальную площадь в качестве личных вещей, однако они не могут их использовать без соответствующего разрешения». Однажды хор средней школы из Северной Каролины решил выступить там в качестве неожиданного перформанса , но им сказали прекратить, поскольку их пение было «публичной демонстрацией», и у них не было разрешения.

Что касается рисунков на Площади, «Рисунок с любым типом материала разрешен на Мемориальной Площади и внутри Мемориального Музея 9/11, если это не мешает движению пешеходов каким-либо образом». Но если вы хотите нарисовать что-то внутри Музея, захватите с собой только карандаш, поскольку это единственный пишущий предмет, который вы можете туда пронести.

10. Мемориал 9/11 открыли для всех только в 2014 году

Хотя официально Мемориал открылся в 2011 году, чтобы туда попасть, надо было заранее получать пропуск, и даже всех желающих просто подойти к Мемориальной площади — обыскивали. С сентября 2011 года по май 2014 года этот район был закрыт для широкой публики — вы не могли свободно зайти на площадь без билета. Это было известно как «промежуточный период эксплуатации». С мая 2014 года Мемориал 9/11 открыт ежедневно и бесплатно для общественности с 7:30 утра до 9:00 вечера.

Через три года после событий 11 сентября я впервые пошла туда, где раньше стояли башни-близнецы. За забором в огромном котловане, добела освещенном сотнями прожекторов, днем и ночью рабочие разбирали завалы. Я попыталась осознать эту трагическую пустоту, созданную отсутствием небоскребов, которые почти 30 лет были неотъемлемой частью манхэттенского пейзажа.

Привело меня в эту часть Манхэттена желание посмотреть проекты финалистов конкурса на лучший дизайн мемориала Всемирного торгового центра.

В августе нынешнего года, через 11 лет, я снова пришла на Ground 0. На месте Северной и Южной башен — два гигантских бассейна-близнеца, уходящие почти на 15 метров в глубину. По всему их периметру вдоль стен нескончаемо течет вода и устремляется к центру, чтобы исчезнуть в огромном квадрате черной дыры. Этот провал напоминает Каабу — черный куб на площади в Мекке, вокруг которого паломники мусульманского хаджа присоединяются к нескончаемому круговороту. Только Кааба — куб на поверхности земли, а черная дыра — провал в Ничто. Вокруг бассейнов в стальной поверхности парапета прорезаны имена погибших, сквозь которые просвечивает вода. Название мемориала — «Отражение отсутствия».

После катастрофы 9/11 у меня появилась необходимость восстановить поминутно тот день. Кажется, отыграй все назад, и этот ужас обернется сном, сбоем в компьютерной программе. В тот день я была в Венеции…

Мы сидели на ступеньках Santa Maria della Salute в ожидании конца сиесты, когда самолеты таранили хрупкую субстанцию американской демократии. К вечеру, не заметив ничего необычного в поведении толпы туристов, мы вернулись в отель за чемоданами. В холле стайка английских школьниц смотрела по ТВ какой-то голливудский боевик, где по всем законам жанра взрывались самолеты и валились небоскребы… Одна из них спросила меня: «Вы понимаете по-итальянски? Там что-то происходит!» Но мы спешили на ночной поезд… Странно, но в век моментального распространения информации мы почти сутки не знали, что это было не кино.


Много лет было потрачено на споры, ведь речь шла о проекте огромного масштаба. Любое строительство должно было стать мемориалом погибшим. Одновременно требовались коммерческие помещения взамен утраченных.

Судебные тяжбы по вопросам недвижимости тормозили процесс. Кроме того, ни один проект никого по-настоящему не устраивал. Казалось, что мемориал трем тысячам человеческих жизней исчезнувших в одночасье, никогда не будет создан.

И тут губернатор штата положил конец спорам, единолично назначив архитектора Даниеля Либескинда разработчиком генерального плана. После многих лет противостояния все вдруг приняли и полюбили его идеи. Он угодил всем!

Американский архитектор, подростком прибывший на корабле в Нью-Йорк, сын польского еврея, пережившего холокост, дизайнер Еврейского музея в Берлине, кому, как не ему, было говорить о свободе, надежде, войне и трагедии…

Он разработал план в своем уникальном стиле. Его архитектура наполнена символами и метафорами — иногда так густо, что требуются разъяснительные тексты. Либескинд часто строит мемориалы вокруг так называемых «пустот», где доминирует идея исчезновения. Он как бы подчеркивает равноправное существование негативного и позитивного пространства. Так, в Еврейском музее в Берлине он предусмотрел пять пустых помещений, которые проходят сквозь все этажи музея. Символизируют они еврейский Берлин, от которого ничего не осталось.

Для разработки концепции Либескинд спустился в котлован — в этот босховский мир обломков и завалов, где продолжалась круглосуточная работа. Там на глубине 30 метров на него снизошло откровение: «Я понял, что независимо от любой строительной активности, происходящей над уровнем земли, эта пропасть, эта часть пространства должна быть сохранена в честь погибших. Мемориал должен отстраиваться не вверх, а вниз!»


Он решил возвести единый комплекс с объектами разной важности и назначения. Кроме Мемориала и музея, что ниже уровня земли, над землей он запланировал шесть небоскребов для офисов и других коммерческих нужд, транспортный узел (PATH station) и сад. Над каждым объектом продолжают работать разные архитекторы. Проект Мемориала выиграл молодой архитектор Арад, два небоскреба строит Фостер, станцию — испанский архитектор Калатрава. Главная знаковая башня Свободы (архитектор Чайлд) 1776 футов высоты, включая антенну, по замыслу Либескинда символизирует год подписания Декларации независимости США.

Душа проекта — мемориал «Отражение отсутствия» на сегодняшний день закончен. Кроме двух бассейнов и музея, Либескинд включил сюда уцелевшую бетонную стену, встроенную в скалу — инженерное чудо для удерживания вод Гудзона. Эта стена было первое, что он увидел, спустившись в котлован: «…Она единственная выдержала, утверждая долговечность демократии и ценность человеческой жизни».

Либескинд верен себе — «ни дня без символов». Некоторая наивность и прямолинейность этих высказываний не мешает качеству его архитектуры.

Масштаб Мемориала особенно чувствуется, если перевести взгляд на маленькие фигурки людей, столпившихся вокруг бассейнов. Кто-то гладит рукой знакомое имя. Иногда в прорезь букв, в их пустоту вставлены цветы. Возле меня парень держит в объятиях плачущую девушку - может быть родственницу кого-то из погибших. Пространство между бассейнами, засаженное молодыми деревьями, — место для медитации.

Когда напоследок я фотографировала башню Свободы, в кадр все время попадали пролетавшие мимо самолеты.

Мемориал

Национальный мемориал "11 сентября" и музей

Местоположение Нью-Йорк
Координаты Координаты :  /  (G) (O) 40.711694 , -74.013611 40°42′42.1″ с. ш. 74°00′49″ з. д.  /  40.711694° с. ш. 74.013611° з. д. (G) (O)
Архитектор Майкл Арад, Питер Уолкер, Дэвис Броди Бонд
Строительство март 2006 года (Мемориал)
сентябрь 2012 года (Музей)-10 сентября 2011 года (Мемориал)
10 сентября 2013 года (Музей)
Статус Открыто (Мемориал)
В стадии строительства (Музей)

Национальный мемориал и музей 11 сентября (англ. National September 11 Memorial & Museum ) - комплекс, расположенный на месте разрушенных в 2001 году башен Всемирного торгового центра . Первоначально комплекс должен был носить название «Мемориал Всемирного торгового центра» , но был переименован по результатам конкурса в 2007 году. Автором проекта является американо-израильский архитектор Майкл Арад, ландшафтный дизайн разработан совместно с Питером Уокером. Строительство мемориала началось в августе 2006 года под руководством фонда «Мемориал Всемирного торгового центра» и Портового управления Нью-Йорка и Нью-Джерси .

Первоначальный план предусматривал, что мемориал будет находится на 9 метров ниже уровня улицы. По утверждённому проекту мемориал будет состоять из группы деревьев, окружающих огромные бассейны на том месте, где стояли башни . Памятник будет посвящён тем, кто погиб в день терактов и участвовал в спасении людей.

Конкурс проектов

В 2003 году корпорация «Развитие Нижнего Манхэттена» объявила международный конкурс на проект мемориала Всемирного торгового центра, как дань памяти погибшим в результате терактов 11 сентября . Отдельные лица и группы присылали свои проектные предложения . 19 ноября 2003 года тринадцать членов жюри отобрали восемь финалистов. 6 января 2004 года был выбран победитель, которым стал проект «Отражение отсутствия». 14 января 2004 года на пресс-конференции в Федерал-холле , Нью-Йорк , был представлен окончательный вариант мемориала.

Мемориал и музей

4 января 2005 года фонд «Мемориал Всемирного торгового центра», некоммерческая организация, провела своё первое заседание. Было принято решение о сборе средств на строительство мемориала. К 2008 году было собрано 350 миллионов долларов. У мемориала, который будет контролировать фонд, будет несколько целей:

Критика

Хотя мемориал получил хорошие отзывы и оценки со стороны общественности и семей погибших, проект критикуется за высокую стоимость или эстетическую несостоятельность. Начиная с 2011 года, многие проблемы, однако, были решены. Среди критических тезисов:

Строительство

13 марта 2006 года первые строительные бригады прибыли на место ВТЦ. В тот же день родственники жертв и заинтересованные граждане собрались в знак протеста против нового мемориала, заявив, что он должен быть построен над землёй. Президент фонда памяти в свою очередь заявил, что с членами семей погибших были проведены консультации, и найден консенсус в пользу текущего дизайна, а стало быть работа будет продолжаться как и запланировано .

В мае 2006 года стало известно, что смета расходов превысила отметку в 1 миллиард долларов.

В 2006 году, по просьбе губернатора Джорджа Патаки и мэра Майкла Блумберга, подрядчик Фрэнк Шами за месяц выполнил перерасчёт, в результате чего были проведены конструктивные изменения, позволившие удержать проект в пределах запланированного бюджета.

К концу августа 2008 года было завершено строительство опор фундамента. 2 сентября 2008 года строители возвели первую 7700-фунтовую колонну, рядом с местом где стояла Северная башня . К апрелю 2010 года 85% бассейнов было уже залито бетоном и на них установлены стальные листы. 22 апреля того же года строители начали монтаж гранитного покрытия для бассейнов. В июне 2010 года монтаж покрытия в северном бассейне (где раньше стояла Северная башня) был полностью выполнен, и начался монтаж плит для южного бассейна. В августе 2010 года рабочие начали высаживать деревья на мемориальной площади, а в сентябре были установлены две стальные колонны из разрушенных башен.

В ноябре 2010 года началось тестирование водопада северного бассейна. В марте 2011 года была начата установка стеклянных панелей на фасад музея 11 сентября, расположенного рядом. В мае был протестирован южный бассейн.

Два бассейна были открыты 11 сентября 2011 года, в 10 годовщину терактов. Музей, расположенный под бассейнами, будет открыт в сентябре 2013 года.

Хронология строительства

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .