Мейербер гугеноты либретто. Мейербер

Глава V. «Гугеноты» и другие произведения Мейербера

Хотя в «Роберте-Дьяволе» и выведено историческое лицо, но при такой фантастической, сверхъестественной обстановке, что эта опера никак не может быть названа исторической, поэтому не «Роберт-Дьявол», а «Гугеноты» являются первою и самой блестящей исторической оперой Мейербера, в которой его гений достиг наибольшей силы, выразительности и красоты.

Сюжет «Гугенотов» заимствован из смутного времени борьбы религиозных партий во Франции, окончившейся кровавой Варфоломеевской ночью, на фоне которой в опере развивается трагическая история любви католички Валентины к гугеноту Раулю.

Первое действие начинается пиром в замке графа Невера, католика, пригласившего к себе Рауля в знак примирения враждующих партий. Среди веселья, возбужденные вином, все хотят рассказывать друг другу свои любовные похождения; начинать приходится Раулю, сообщающему своим собеседникам, что он недавно, во время прогулки, встретил медленно подвигавшиеся носилки, на которые напала буйная толпа молодежи. Рауль бросился на помощь, разогнал буянов и, приблизившись к носилкам, увидал в них молодую женщину ослепительной красоты, которая зажгла в нем мгновенно сильную страсть. Но он до сих пор не знает, кто его прекрасная незнакомка. В самый разгар пира приходят доложить хозяину, что с ним желает говорить какая-то дама. Граф Невер, блестящий вельможа, одержавший не одну победу над женскими сердцами и привыкший к подобным таинственным посещениям плененных им красавиц, отправляется к ожидающей его в саду даме. Заинтригованные гости бегут к окну взглянуть на посетительницу, и, о ужас, Рауль узнает в ней спасенную им незнакомку. Вслед за ее уходом появляется паж королевы Маргариты с письмом, в котором королева сообщает Раулю, что пред солнечным закатом за ним придет ее посланный и, завязав ему глаза, привезет его во дворец. Все окружают Рауля, поздравляют его со счастьем, думая, что его ждет любовь королевы и сопряженные с нею почести; больше всех радуется счастию Рауля его слуга, Марсель, ярый гугенот с непреклонным, преданным сердцем, добрый гений Рауля, которого он никогда не покидает, охраняя его как от опасностей, так и от могущих смутить его душу соблазнов. Являются замаскированные люди и увозят Рауля.

Второй акт представляет прекрасный сад в придворном замке Шенонсо. В глубине виднеется река, где купаются придворные дамы Маргариты; другие бегают по саду, забавляясь всевозможными играми, между тем как сама королева занята беседою со своей любимой фрейлиной Валентиной, дочерью губернатора Лувра, католика, графа Сен-Бри. Из их разговора мы узнаем, что Валентина – та самая таинственная незнакомка, приходившая к графу Неверу, с которым она помолвлена; встреча с Раулем смутила ее душевный покой, возбудив в ней такую глубокую любовь, что она решилась пойти к своему жениху умолять его отказаться от брака с ней. Маргарита, поверенная ее сердечных тайн, не только покровительствует ее любви к Раулю, но даже намерена устроить ее брак с ним в надежде, что союз католички с гугенотом упрочит мир среди этих враждебных партий, для чего она призывает Рауля в свой замок. Оставшись с ним наедине, она объясняет ему свои намерения и, получив его согласие на брак с католичкой, призывает всех своих вельмож, в том числе графа Невера и Сен-Бри, который подводит к Раулю свою дочь. Рауль с ужасом узнает в своей невесте девушку, приходившую к графу Неверу на свидание, и, оскорбленный виденной им сценой, отказывается назвать ее своей женой. Валентина, не понимая настоящей причины такого поведения, убита горем; ее, полубесчувственную, уводят в другую комнату. Невер и Сен-Бри, возмущенные, разъяренные нанесенным им оскорблением, требуют объяснения, и так как Рауль упорно молчит, то вызывают его на дуэль, желая его кровью смыть свою обиду. Маргарита своим вмешательством останавливает кровавую развязку, подвергает Рауля аресту, спасая его таким образом от ярости его врагов, и объявляет Неверу и Сен-Бри приказание короля явиться в этот день в Париж. Не смея ослушаться, они уходят, угрожая рано или поздно отомстить Раулю за его поступок.

Действие третьего акта происходит в Париже, на площади, с правой стороны которой виден вход в церковь. Туда вскоре по поднятии занавеса проходит брачная процессия: Валентина, утратившая всякую надежду на взаимность со стороны Рауля, уступает настояниям отца и соглашается стать женою графа Невера, которого она просит после венчания оставить ее до вечера одну в часовне, где она хочет в уединении горячей молитвой испросить у Бога утешения и успокоения своей страждущей души, все еще любящей вероломного Рауля. Невер исполняет желание своей молодой супруги и, возвращаясь из церкви вместе с Сен-Бри, наталкивается на Марселя, прибывшего вслед за ними в Париж вместе с Раулем, письмо которого он вручает Сен-Бри. К своему ужасу, из слов Сен-Бри Марсель узнает, что письмо заключало вызов на дуэль; верный слуга решается подкараулить приход своего господина, чтобы вовремя явиться на помощь и предотвратить угрожающую его жизни опасность. Сен-Бри скрывает от Невера содержание письма, не желая нарушать счастья и покоя молодого супруга; удалившись с Моревером в капеллу, они составляют заговор на жизнь Рауля. Не замеченная ими Валентина слышит все и выбегает в ужасе из капеллы. Узнав Марселя, она рассказывает ему о заговоре и решается вместе с ним спасти жизнь любимого человека. Вскоре после Рауля приходят его противники с толпой вооруженных людей, которые окружают Марселя и Рауля. Марсель в отчаянии сзывает гугенотов, и вот вместо поединка начинается стычка многочисленной толпы. Внезапное появление королевы вместе с графом Невером, приехавшим за своей супругой, прекращает борьбу враждующих партий, которые расходятся, угрожая друг другу.

В четвертом действии Рауль, узнав, что Валентина его любит, проникает в ее дворец и объясняет ей причину грустного недоразумения, лишившего их обоих счастья. Рауль едва успевает спрятаться, как входят вельможи с графом Невером и Сен-Бри, который передает присутствующим план кровавого истребления гугенотов. Невер, возмущенный, отказывается принять участие в гнусном деле, считая его позорным для своей чести. Спрятавшийся Рауль узнает таким образом об опасности, грозящей гугенотам, и тотчас по уходе заговорщиков хочет бежать, чтобы спасти братьев или погибнуть вместе с ними. Слезы, мольбы и отчаяние Валентины на минуту колеблят его решимость, но когда до него доносятся из окна крики и стоны избиваемых, он поручает Валентину Богу и бросается из окна.

В пятом акте, который обыкновенно пропускается, показана кровавая резня Варфоломеевской ночи. Благородный Невер погибает, спасая жизнь Марселю. Валентина сопровождает всюду Рауля и, желая разделить его участь, примыкает к партии гугенотов. Сен-Бри, предводительствующий отрядом убийц, велит стрелять во всех встречных гугенотов и получает возмездие за свою жестокость, признав в убитой им женщине свою дочь.

Такой богатый сюжет, полный интереса, драматических, захватывающих положений, не мог оставить композитора равнодушным, и Мейербер принялся за сочинение со страстной энергией. Задолго до окончания оперы все газеты наперерыв восхваляли новое произведение маэстро; возбужденная ими публика ожидала оперу с лихорадочным нетерпением. Наконец опера была сдана дирекции; уже собирались приступить к разучиванию ее, когда г-жа Мейербер опасно заболела и должна была, чтобы поправить здоровье, ехать на воды. Мейербер последовал за женой и, к отчаянию директора, увез оперу с собой, предпочитая заплатить 30 тысяч франков неустойки, чем поручить судьбу своего детища чужим попечениям. Ко всеобщему удовольствию, болезнь г-жи Мейербер была непродолжительна, все семейство вскоре вернулось в Париж, и на 29 февраля 1836 года было назначено первое представление «Гугенотов», а директор театра был настолько благороден, что вернул Мейерберу 30 тысяч обратно. Мирекур рассказывает, что накануне самого дня представления, после генеральной репетиции Мейербер, взволнованный и бледный, вбежал в квартиру своего друга Гуэна.

– Что с тобой? – спросил его Гуэн, испуганный его расстроенным видом.

Маэстро в отчаянии опускается в кресло и говорит:

– Опера провалится! Все идет вкривь и вкось. Нури утверждает, что он никогда не в состоянии будет спеть последнего номера четвертого действия, и всякий с ним соглашается.

– Отчего же не написать другой арии?

– Невозможно. Скриб не хочет больше ничего изменять в либретто.

– А! Скриб отказывается от импровизации? Это понятно. Много ли стихов тебе нужно?

– Нет, очень мало: лишь столько, сколько потребуется для andante – вот и все.

– Хорошо! Подожди здесь минут десять, я найду кого-нибудь.

Преданный друг, невзирая на поздний час – 11 вечера, – садится на извозчика, летит к Эмилю Дешану, которого находит за сочинением гекзаметров, и привозит его к Мейерберу. Через некоторое время желанные стихи были написаны, обрадованный Мейербер бросился к роялю, и не прошло и трех часов, как новый дуэт был готов. Мейербер, проведший бессонную ночь, с первыми лучами рассвета уже был у Нури с дуэтом в руках.

– Посмотрите-ка, – сказал он ему, – может быть, вам больше понравится этот новый дуэт?

Нури взял бумагу, пропел арию и с криком восторга упал в объятия композитора.

– Это успех, – сказал он. – Огромный успех! Я ручаюсь вам, я вам клянусь! Идите скорей, приготовьте инструментовку! Не теряйте ни минуты, ни секунды!

Таким образом был создан один из самых блестящих номеров этой оперы. Роли были распределены между лучшими силами труппы, оркестром управлял Габенек, пользовавшийся, по словам Бюри, безграничным доверием артистов. Наконец наступил желанный день первого представления. «Чудное зрелище представляла собой вчера парижская публика, нарядная, собравшаяся в большой оперной зале с трепетным ожиданием, с серьезным почтением, даже благоговением. Все сердца казались потрясенными. Это была музыка!» – пишет Гейне. Успех был феноменальный и перешел в овацию гениальному композитору. Когда же спет был дуэт четвертого акта, «то в оркестре поднялись неистовые аплодисменты. Габенек, перескочив через рампу, бросился к маэстро, к Нури и г-же Фалькон. Все музыканты последовали за своим дирижером, и Мейербера торжественно привели на сцену среди оглушительных восторгов. Рауль рукоплескал, Валентина плакала».

Вскоре слава «Гугенотов» вышла за пределы Франции, и опера совершила триумфальное шествие по всей Европе; в строго католических странах ее ставили под названием «Гвельфы и Гибеллины» или «Гибеллины в Пизе» из страха, что опера оскорбит религиозные чувства католиков. «Гугеноты» доставили Мейерберу множество знаков отличия, между прочим, он получил бельгийский орден Леопольда и австрийское музыкальное общество прислало ему свой почетный диплом.

«Гугенотам» принадлежит, бесспорно, первое место среди всех сочинений Мейербера, и вообще эта опера стоит в ряду лучших произведений оперной литературы. В ней особенно замечательна музыкальная обрисовка характеров: железный Марсель, лицемерный ханжа Сен-Бри, Валентина – все эти личности очерчены очень рельефно и ярко; что же касается знаменитого дуэта последнего акта, то Л. Крейцер сказал про него: «Это один из наилучших гимнов любви, который композитор вырвал из своего сердца и бросил его, еще трепещущий, на сцену».

«Гугеноты» стали одной из самых популярных, любимых опер Европы: скоро минет полстолетия со дня их первого появления, но до сих пор они остаются в репертуарах театров всех стран и до сих пор одинаково привлекают публику и потрясают сердца слушателей.

Встреченные всеми нациями с восторгом, «Гугеноты» лишь в Германии нашли себе осуждение и врагов. Немецкие критики с каким-то особенным злорадством искали недостатки в новом творении своего соотечественника и изощрялись друг перед другом в красноречивом поругании тех красот, которые им были недоступны или непонятны. Даже сам великий Шуман безжалостно, хотя и безуспешно, старался развенчать «Гугенотов».

«Часто хочется схватить себя за голову, – пишет он, – чтобы удостовериться, все ли там на своем месте, когда взвешиваешь успех Мейербера в здравой, музыкальной Германии. Один остроумный господин сказал про музыку и действие „Гугенотов“, что они совершаются или в веселых притонах, или в церкви. Я не моралист, но хорошего протестанта возмущает, когда его святые песни раздаются на подмостках, возмущает, когда кровавую драму его религии превращают в балаган, чтобы этим добыть себе деньги и дешевую славу; нас возмущает вся опера, начиная с увертюры с ее забавно-пошлой святостью, до конца, где нас по крайней мере хотят сжечь заживо. После „Гугенотов“ не остается больше ничего другого, как казнить на сцене преступников и выводить на сцену распутных женщин… Распутство, убийства и молитвы – больше ничего нет в „Гугенотах“; напрасно вы будете искать в них чистого помысла и действительно христианского чувства. Мейербер вырывает руками свое сердце наружу и говорит: смотрите, вот оно! Там все – деланное, все лишь внешнее и ложное».

Вообще музыка Мейербера была совершенно противна романтическо-возвышенной натуре Шумана и внушала ему такое отвращение, которого он не в силах был преодолеть. После многократных посещений «Гугенотов» он не изменил о них своего мнения и подписал под статьей слова: «Никогда не подписывал я чего-либо так убежденно, как сегодня. Роберт Шуман».

Вскоре после постановки «Гугенотов» в Париже Мейербер предпринял маленькое путешествие, чтобы поправить здоровье, посетил Баден-Баден и навестил свою мать в Берлине, где, между прочим, отыскал новый сюжет, основываясь на котором, Скриб не замедлил написать либретто для «Африканки». На этот раз Скриб не особенно угодил вкусам и желаниям Мейербера, который стал настаивать на разных переменах в тексте и довел своими требованиями Скриба до такой степени раздражения, что тот стал грозить ему процессом. Дело кончилось бы, без сомнения, скандалом, если бы Мейербер не был внезапно отозван в Берлин, где король Фридрих Вильгельм, признавая все заслуги уважаемого композитора, пожаловал ему орден Pour le m?rite и назначил его Generalmusikdirector (генеральным директором музыки) на место вышедшего в отставку Спонтини. Мейербер принял это назначение, но от четырех тысяч содержания отказался в пользу оркестра.

Признание заслуг Мейербера на родине делало его пребывание в Берлине более приятным и доставило большое удовлетворение его самолюбию, которое так много потерпело в Германии. Здесь, как и везде, он сделался любимцем публики; кроме того, король, а за ним все общество, старались оказать прославленному артисту всевозможные знаки внимания. Король любил окружать себя выдающимися людьми, старался привлечь к своему двору артистов и ученых, с которыми любил беседовать о всевозможных вопросах науки и искусств. Мейербер сделался обычным посетителем дворца, куда его часто приглашали или на вечер, или просто к обеду, и он находил истинное наслаждение от пребывания в том просвещенном обществе, которое окружало королевскую семью, отличавшуюся не только любовью к музыке, но и большой музыкальностью, так что некоторые принцы и даже принцессы сами сочиняли.

Несмотря на такие благоприятные условия жизни в Берлине, Мейербера тянуло в Париж, мягкий климат которого был особенно полезен его слабому здоровью. По своей деликатной натуре он не умел также справляться с интригами, царящими во всяком учреждении, и в скором времени отказался от должности, сохранив лишь почетное звание, что позволяло ему большую часть года проводить в Париже и лишь на короткое время приезжать в Берлин, где он дирижировал придворными концертами или оперой, если шла какая-нибудь из его опер. В Берлине, хотя несколько поздней, наш знаменитый соотечественник Глинка познакомился с Мейербером, который проявил большой интерес к произведениям гениального русского композитора.

«21(9) января, – пишет Глинка своей сестре, – в королевском дворце исполнялось трио из „Жизни за царя“… Оркестром управлял Мейербер, и надо сознаться, что он отличнейший капельмейстер во всех отношениях».

Но хотя все слышавшие Мейербера как дирижера отзывались о нем с большой похвалой, он сам дирижировал неохотно, не любил разучивать своих опер, так как многочисленные ошибки первых репетиций слишком его расстраивали, а сами репетиции отнимали у него много времени. Случалось, что ему приходилось идти на репетицию как раз в то время, когда его посещало вдохновение, когда в голове его теснились богатые мелодии, и он с неудовольствием отрывался от работы.

«Я был тогда расстроен на целый день, – говорит он, – так как потерял не только время, но и мысли». «Я не очень гожусь в дирижеры, – пишет он доктору Шухту. – Говорят, хороший дирижер должен обладать большой дозой грубости. Не хочу этого утверждать. Мне же такая грубость была всегда противна. Это производит всегда очень неприятное впечатление, когда к образованному артисту обращаются со словами, которых не скажешь и прислуге. Я не требую грубости от дирижера, но он должен действовать энергично, должен уметь делать строгие внушения, не будучи грубым. Притом ему необходимо быть приветливым, чтобы приобрести расположение артистов; они должны любить и вместе с тем бояться его. Он никогда не должен показывать слабости характера: это ужасно подрывает уважение. Я не могу поступать так резко – энергично, как это необходимо при разучивании, и потому охотно предоставляю это дело капельмейстерам. Репетиции делали меня часто больным».

Деятельность Мейербера в качестве генерального директора музыки ознаменовалась многими гуманными и благородными постановлениями. Между прочим он добился, чтобы композиторы и драматические поэты получали каждый раз 10 процентов от кассового сбора, а после их смерти в течение 10 лет их наследники сохраняли за собой это право; добился также, чтобы ежегодно давалось не менее трех опер современных немецких композиторов. Он относился очень серьезно к взятым им на себя обязанностям, обновил и значительно возвысил оперный репертуар, включив в него многие выдающиеся оперы, в том числе «Дон Жуана» Моцарта, тщательно им самим разученного. Своими великодушием и благородством Мейербер приобрел себе всеобщую любовь, и многие из его прежних противников сделались теперь его друзьями. Часто он давал концерты, сбор от которых шел на благотворительные цели.

К этому времени относятся многие сочинения Мейербера; желая обрадовать свою мать и почтить память рано умершего брата, Мейербер написал музыку к трагедии Михаила Бера «Струэнзе». Это сочинение, состоящее из увертюры с антрактами, было исполнено в первый раз в 1846 году и хотя произвело сильное впечатление, но не удержалось в репертуаре, кроме увертюры, которая принадлежит к числу лучших произведений этого рода и до сих пор исполняется с большим успехом в концертах. Эта увертюра представляет собой не только простое вступление к драме, но в ней очень ярко изображена вся драма, так что она является цельным и весьма замечательным по красоте и значению произведением. Кроме того, Мейербер написал множество кантат, псалмов и других вещей. По желанию Фридриха Вильгельма он должен был написать музыку к какой-нибудь греческой трагедии и начал сочинять хоры к «Эвменидам» Эсхила, но не докончил их, не имея никакого влечения к сюжетам из древнего мира. По этому поводу он пишет Шухту:

«Вы меня спрашиваете, не было ли у меня желания переложить на музыку, подобно Мендельсону, античные трагедии, например, Софокла. Скажу прямо: нет; такого рода сюжеты слишком отдалены от нашего времени и не подходят к современной музыке: заставлять людей седой старины петь и декламировать современную музыку – по моему мнению – величайшая нелепость, которая только мыслима в искусстве. Там, где поэты и композиторы пытали свои силы, перед нами не греки, римляне или древнегреческие герои, но такие же современные нам люди, как и мы сами. Древнее одеяние и вооружение ничего не значат, не они изображают античные характеры. Когда же стараются создать античную музыку, характерную музыку, подобную той, какая была у греков и римлян, то это просто смешно и указывает на полное незнание истории культуры. У древних народов не было музыки, которую можно бы было хотя приблизительно сравнить с нашей. На это нам указывает не только история духовного развития народов, но также и история развития музыки».

Ко дню торжественного открытия нового оперного театра в Берлине Мейербер написал «Лагерь в Силезии». На этот раз либретто было составлено не Скрибом, а знаменитым берлинским критиком Людвигом Рельштабом; оно не отличалось большими сценическими достоинствами и состояло из анекдотических событий в жизни Фридриха Великого. Музыка этой оперы чисто немецкого характера и потому не могла иметь успеха в других странах. Главная роль – роль Фиелки – была написана для Енни Линд, которая исполняла ее потом в Вене, где опера шла под названием «Фиелка» и возбудила страшные восторги. Енни Линд возвели в божество, в честь композитора вычеканили медаль и самого его чуть не оглушили овациями. С таким же успехом «Фиелка» давалась в Лондоне. Впоследствии Мейербер переделал эту оперу, для представления ее в Париже, в «Звезду Севера», заменив ее немецких героев русскими, преобразив старого Фрица в Петра Великого. Такие превращения привели к различным несообразностям, к несоответствию текста и музыки, что было причиной неуспеха оперы, несмотря на то что в ней встречаются места необыкновенной красоты.

В самый разгар чествований Мейербер узнал, что в Вене живет старая бедная вдова, последняя представительница рода Глюков. Он разыскал ее, дал ей большое вспомоществование и выхлопотал для нее процентный доход с представлений опер Глюка в Париже.

Посетив вместе с Енни Линд Лондон, Мейербер некоторое время наслаждался отдыхом во Франценсбаде. Осень 1847 года прошла в разучивании им, ко дню рождения короля, оперы Рихарда Вагнера «Риенци», после чего он вернулся в Париж, чтобы поставить свою новую оперу «Пророк», написанную на либретто Скриба, с которым он снова заключил мир и вступил в прежние дружеские отношения.

Из книги Паганини автора Тибальди-Кьеза Мария

Глава 25 ИЗДАННЫЕ И НЕИЗДАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Мой закон – это разнообразие и единство в искусстве. Паганини Судьба произведений Паганини оказалась еще более трагической, чем его жизнь. Прошел век со дня смерти музыканта, но напечатана лишь ничтожная часть его сочинений. В

Из книги Иосиф Бродский автора Лосев Лев Владимирович

«Демократия!» и другие актуальные произведения К горбачевской попытке либерализовать советский режим Бродский отнесся скептически. Он весьма проницательно увидел в этом не мирную демократическую революцию, как хотелось воспринимать происходящее многим из его друзей

Из книги Александр Островский. Его жизнь и литературная деятельность автора Иванов И И

ГЛАВА XVI. ПОСЛЕДНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОСТРОВСКОГО Участие Островского в празднествах по случаю открытия памятника ПушкинуВ Москве открывали памятник великому поэту. Торжество собрало известнейших деятелей современной русской науки и литературы. В течение двух дней

Из книги Джордж Байрон. Его жизнь и литературная деятельность автора

Глава III. В университете. Первые произведения В октябре 1805 года Байрон распростился с Харроу, после четырехлетнего пребывания там, и отправился в Кембридж для поступления в старинный университет, составляющий славу этого города. Чувства, с которыми 17-летний юноша покидал

Из книги Маколей. Его жизнь и литературная деятельность автора Барро Михаил

Из книги Уильям Теккерей. Его жизнь и литературная деятельность автора Александров Николай Николаевич

Глава IV. Ранние произведения Теккерея Мы заметили выше, что Теккерей, занимаясь в Париже специально живописью, время от времени помещал в английских и американских периодических изданиях небольшие статьи, большею частью критического характера – о литературе, искусстве

Из книги Томас Мор (1478-1535). Его жизнь и общественная деятельность автора Яковенко Валентин

Глава IV. Литературные произведения Томаса Мора. «Утопия» Литературные произведения. – Появление и успех «Утопии». – Сатира ли это? – Содержание «Утопии»Вековая литературная слава Томаса Мора держится исключительно на его «Утопии». Из других его произведений мы лишь

Из книги Адам Смит. Его жизнь и научная деятельность автора Яковенко Валентин

ГЛАВА III. АДАМ СМИТ КАК ПИСАТЕЛЬ И МЫСЛИТЕЛЬ: “ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ” И ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Обширные планы Смита. – Сделанное. – Прием, употребленный Смитом. – Недостаток систематической разработки. – Изучение нравственных явлений до Смита. – Взгляд Юма на

Из книги Джакомо Мейербер. Его жизнь и музыкальная деятельность автора Давыдова Мария Августовна

Глава II. Юношеские произведения Юношеские произведения. – Кантата «Бог и природа». – «Клятва Иевфая». – «Алимелек». – Концерты Мейербера. – Встреча с Бетховеном. – Причина неуспеха его первых опер. – Совет Сальери. – Первое посещение Парижа.Преодолев все трудности

Из книги Григорьев автора Сухина Григорий Алексеевич

ДРУГИЕ ЗАДАЧИ, ДРУГИЕ МАСШТАБЫ В апреле 1968 года генерал-полковник М. Г. Григорьев как один из самых авторитетных и опытных руководителей назначается первым заместителем Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения Маршала Советского Союза Н. И.

Из книги Гарибальди Дж. Мемуары автора Гарибальди Джузеппе

Глава 4 Другие плавания Я совершил с отцом еще несколько плаваний, а затем отправился с капитаном Джузеппе Джервино в Кальяри на бригантине «Энеа». Во время этого плавания я был свидетелем ужасного кораблекрушения, которое оставило неизгладимый след в моей

Из книги Генрих IV автора Балакин Василий Дмитриевич

Гугеноты Счастливая пора в жизни Генриха Наваррского совпала с началом, пожалуй, самого трагического периода в истории Франции. Правда, ничто не предвещало грядущих бед - напротив, как хорошо всё начиналось! Наконец-то закончилась череда войн, получивших по главному

Из книги Екатерина Медичи автора Балакин Василий Дмитриевич

Гугеноты, «политики» и «недовольные» Среди последствий Варфоломеевской ночи было и такое, о котором Екатерину Медичи предостерегал Колиньи, но которое она сознательно выбрала, предпочтя его конфликту с Испанией: во Франции вновь вспыхнула гражданская война. Напрасно

Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович

Из книги А. И. Куинджи автора Неведомский Михаил Петрович

Глава XII «ПОСМЕРТНЫЕ» ПРОИЗВЕДЕНИЯ КУИНДЖИ Я отложил до этой заключительной главы речь о последних, утаенных им при жизни от широкой публики, «посмертных» картинах Куинджи…Приступая теперь к итогам предлагаемой характеристики, я начну с беглого «отчета» об этих

Из книги Бранислав Нушич автора Жуков Дмитрий Анатольевич

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ «ГОСПОДИН АКАДЕМИК, ВАШИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ…» Нельзя сказать, что лавка Райковича была спокойным местом для работы. Целый день в лавку заходили покупатели, то и дело писателя навещали здесь друзья. Он бросал перо, прерывая фразу на полуслове, заказывал кофе,

Опера «Гугеноты» - лучшее произведение Мейербера, которое было написано в 1835 году. Премьера оперы состоялась 29 февраля в 1836 году. Длительность произведения была четыре часа. Опера произвела на зрителей сильное впечатление. Это связано с профессиональной игрой актеров, великолепными яркими декорациями, сложной интригой. Именно все эти элементы сделали оперу действительно популярной.

Произведение «Гугеноты» состоит из пяти действий. События происходят во времена кровавых войн во Франции. В первом действии рассказывается о том, как католики и протестанты ведут бои. Но их война прервалась в 1752 году, когда Маргарита Валуа вышла замуж за Генриха Бурбонского и соединила католические и протестантские семейства. Но кровавая Варфоломеевская ночь полностью уничтожила надежды гугенотов на их верховенство.

Один из лидеров католиков-дворян Граф де Невер встречает гостей в своем дворце, который находится недалеко от Парижа, в Турени. Все гости отдыхают и веселятся. Невер просит всех гостей быть терпимыми к ожидаемому гостю, несмотря на то, что он гугенот. И вот, когда Рауля де Нанжи представляют присутствующим, гости не могут сдержаться и не очень любезно обсуждают облик Нанжи. Начинается веселье, произносятся тосты, и вот звучит тост за возлюбленную каждого гостя. Но Невер отказывается от такого тоста, так как его сердце занято. Он рассказывает, что однажды спас красавицу от приставаний студентов. С того момента сердце Невера занято незнакомкой.

Пир прерывается, так как хозяину принесли письмо от дамы, которая ожидает его в саду. Все гости убеждены, что это еще одна любовная интрига Невера, которые регулярно продолжаются, несмотря на то, что он помолвлен. Гости хотят подслушать разговор и узнать, кто же пришел на самом деле. Оказалось, что та дам - это прекрасная незнакомка, которой принадлежит сердце Невера. Но он убеждает всех, что эта дама протеже девушки, с которой он помолвлен, и она пришла просить о расторжении помолвки, на что Невер соглашается. В скором времени приходит еще один посланец - на этот раз к Раулю. Послание от сестры короля, она требует, чтоб Рауль приехал в указанное место с закрытыми глазами.

Второе действие переносит нас в замок Маргариты Ваулы, которая ожидает приезда Рауля де Нанжи. Она хочет женить его на Валентине, дочери одного из лидеров католиков. Это брак должен был завершить гражданские конфликты. Также Маргарита потребовала от Валентины, чтоб она отказалась от помолвки с графом Невером. Валентина даже обрадовалась такой просьбе, так как влюблена в Рауля. Но она не знает, кого Маргарита пригласила ей для замужества, она выказывает свое недовольство по поводу того, что не хочет быть простой пешкой. Наконец, приводят Рауля с завязанными глазами. Он остается наедине с Маргаритой. Он поражен ее красотой, и не знает, что она принцесса. Дает клятву выполнять все ее приказы. Когда возвращается паж принцессы, Рауль понимает, кому дал клятву служить. Он узнает о том, что должен жениться на девушке, которую даже никогда не видел. Рауль соглашается. Граф де Сен-Бри приводит свою дочь Валентину, и Рауль понимает, что это та самая девушка, которая должна была выйти замуж за Невера. Он категорически отказывается на ней жениться. Сен-Бри и Неве уже готовятся к драке, но их останавливает принцесса. Рауль решает ехать в Париж, Валентина теряет сознание, а разозленный ее отец обещает отомстить еретику.

В третьем действии мы узнаем, что Валентина и Невер готовятся к свадьбе. На саму свадьбу в церковь приходит Марсель, который сообщает отцу Валентины послание от Рауля. Это оказывается вызов на дуэль. Друг Сен-Бри, Моревер, говорит, что дуэль - это слишком опасно, ведь есть другие способы избавиться от Рауля, например, убийство. Они уходят, чтобы детально обсудить план. В церковь входит Валентина, чтобы помолиться, и слышит разговор Моревера и Сен-Бри. Несмотря на то, что Рауль отверг ее, она хочет спасти его. Она сообщает о коварных планах Марселю, но он говорит, что Рауль уже уехал в Париж. Марсель приходит в таверну, дабы расправиться с католиками, начинается бой. Тут мимо проезжает принцесса Маргарита, она и останавливает кровопролитие. Маресль поведывает ей о том, что женщина под вуалью подслушала разговор Сен-Бри и Моревера. Когда вуаль снимается - все видят Валентину. Сен-Бри поражен тем, что дочь его предала, а Рауль благодарен ей за спасение. Он опять в нее влюблен.

Действие четвертое показывает нам печальную Валентину, которая тоскует о своей потерянной любви. Тут в дом врывается Рауль, чтобы попрощаться с Валентиной. Католики узнают о всеобщем истреблении протестантов. Невер отказывается принимать в этом участие и его уводят. Сен-Бри раздает своим приверженцам белые шарфы, чтобы во время боя католиков можно было отличить от протестантов. За всей этой сценой наблюдает Рауль. Он хочет предупредить всех своих друзей, но все двери закрытые. Валентина признается ему в своих чувствах, Рауль поражен. Он показывает в окно ужасное зрелище и выпрыгивает из него. Валентина теряет сознание.

Завершающее пятое действие повествует о том, как гугеноты празднуют свадьбу Маргариты и Генриха. Рауль прерывает пир печальными новостями о том, что творится на улице. В церкви окружены врагами Валентина, Рауль, Марсель. Валентина говорит, что ее чувства к Раулю настолько велики, что она отрекается от своей католической веры. Чудом всем троим удается сбежать от преследователей. Но, к сожаленью, их убивают. Маргарита проезжает мимо и видит три трупа, на этот раз она оказывается бессильна.

Монсеррат Кабалье. Ария Маргариты - опера "Гугеноты"

Зара Долуханова Каватина Пажа Nobles seigneurs salut!

Сергей Лемешев поет романс Рауля из оперы Мейербера "Гугеноты"

Опера в 5 действиях. Либретто по мотивам повести Проспера Мериме «Хроника времен Карла IX» написано Э. Скрибом и Э. Дешаном.
Первое представление состоялось 29 февраля 1836 года в Париже.

Действующие лица:
Маргарита Валуа, королева, сопрано
Граф де Сен-Бри, католик, баритон
Валентина, его дочь, сопрано
Граф де Невер, католик, баритон
Рауль де Нанжи, гугенот, тенор
Марсель, его слуга, бас
Урбан, паж, сопрано
Католики:
Коссе, тенор
Таван, тенор
Торе, бас
Де Ре, бас
Мерю, бас
Моревер, бас

Первое действие. Замок графа де Невера вблизи Парижа. Граф ждет к обеду нового знакомого - молодого дворянина Рауля. Собравшиеся у Невера его друзья-католики в недоумении - как мог граф пригласить в свой дом их общего заклятого врага? Ведь Рауль - гугенот. Но Невер сделал это умышленно: он хочет мирным путем устранить распрю между католиками и гугенотами. Вняв уговорам графа, все присутствующие радушно встречают Рауля. С Раулем недавно произошел примечательный случай. На одной из улиц Парижа он спас от нападения толпы пьяных гуляк молодую прекрасную даму. С первого взгляда полюбил ее юноша, но имени так и не смог узнать. К своему изумлению, выглянув в окно, он видит, что к графу прибыла спасенная недавно незнакомка. Однако радостное удивление быстро сменяется гневом и негодованием - Рауль решил, что спасенная им дама - любовница Невера. Он не знает, что это невеста графа - Валентина де Сен-Бри. Она приехала просить Невера отказаться от брака, к которому против ее воли принуждает Валентину отец. Невер великодушен и благороден. Он соглашается дать своей невесте полную свободу.

Мысли Рауля о прекрасной незнакомке прерывает приход пажа, вручающего юноше письмо. Его зовут на таинственное свидание, куда он должен прибыть с завязанными глазами.

Второе действие. Первая картина. Королева Франции Маргарита, желая примирить католиков с гугенотами, решила обвенчать гугенота Рауля с Валентиной, дочерью предводителя католиков де Сен-Бри. Валентина согласна. Не только благодарность к спасителю, но и любовь руководит ею. Отпустив девушку, Маргарита приказывает ввести Рауля. Он входит с завязанными глазами и, сняв повязку, поражен: перед ним королева. Это она вызвала его на тайное свидание.

Вторая картина. Зал в королевском дворце. Королева представляет Раулю его будущую жену - Валентину. Но юноша с негодованием отвергает этот брак. Он не хочет стать мужем любовницы графа Невера. И хотя Рауль не объявил во всеуслышание причину своего отказа, он нанес тяжкое оскорбление девушке. Сен- Бри клянется жестоко отомстить обидчику дочери.

Третье действие. Площадь в Париже. Только что в храме окончилось венчание графа де Невера с Валентиной. Отказ Рауля поверг девушку в отчаяние, и она согласилась на брак с нелюбимым. Но Сен-Бри не забыл о нанесенном дочери оскорблении и послал обидчику вызов на дуэль. Верный слуга Рауля - старый солдат Марсель вручает Сен-Бри ответ: Рауль принимает вызов. Впрочем, с врагом можно расправиться гораздо проще, не подвергая себя опасности. Католик Моревер предлагает Сен-Бри убить Рауля, подослав к месту дуэли верных людей. Со страхом слушает Валентина, как разрабатывается коварный план. Нет, она не допустит его осуществления, она не даст умертвить того, кого до сих пор любит. Однако посланный Валентиной Марсель не успел предупредить Рауля, и юноша пришел на площадь. Но верный Марсель вызывает из соседнего кабачка на подмогу солдат-гугенотов. Между гугенотами и католиками вспыхивает столкновение. Все больше и больше разрастаясь, оно вскоре переходит в ожесточенное сражение. Только появление королевы прекращает кровопролитие. С радостью узнает от нее Рауль истинную причину приезда Валентины к графу Неверу. Юноша счастлив - королева сообщила ему, что Валентина любит только его одного.

Четвертое действие. В замке Невера. Рауль прокрался к ставшей женой Невера Валентине, чтобы любой ценой вымолить у нее прощение. Случай помогает ему узнать про заговор, подготовляемый католиками против гугенотов. Спрятавшись за колонну, чтобы не быть застигнутым вместе с Валентиной, он слышит, как глава католиков Сен-Бри предлагает напасть на гугенотов этой же ночью. Рауль выпрыгивает в окно и спешит предупредить своих товарищей о грозящей опасности.

Пятое действие. Первая картина. В зале отеля Нель в Париже собрались по случаю бракосочетания Маргариты с Генрихом Наваррским гугеноты. В разгар празднества появляется раненый, окровавленный Рауль и сообщает о массовом убийстве католиками безоружных гугенотов: на улицах Парижа началась Варфоломеевская ночь.

Вторая картина. Гугеноты, среди которых немало стариков, женщин и детей, спешат укрыться от преследователей в храме. Сюда же вместе с толпой приходят истекающий кровью Рауль с Валентиной и Марсель. Только что Рауль едва не погиб в неравной схватке с католиками и своим спасением обязан графу де Неверу, павшему смертью храбрых в этом тяжелом сражении. Итак граф де Невер мертв - Валентина теперь свободна и может навсегда соединить свою судьбу с судьбой Рауля. Старый Марсель благословляет влюбленных.

Над городом опускается ночь, и площадь перед храмом пустеет. Оставшиеся одни Рауль, Валентина и Марсель слышат мерную поступь приближающегося отряда: это Сен-Бри ведет своих солдат в наступление. Завидев в темноте смутные очертания трех человеческих фигур, он спрашивает - Кто там? - и слышит в ответ возглас Рауля - гугеноты! Ночную тишину разрывает ружейный залп. Трое безоружных людей падают мертвыми на мостовую. Подойдя поближе к убитым, Сен-Бри узнает свою дочь.

Особенности драматургии и музыки оперы «Гугеноты». Противоречивость художественного облика Мейербера

Гуманистическая идея оперы «Гугеноты», ее блестящая теат­ральность, связи с современностью и с национальными художественными традициями вызывали восхищение многих выдающихся людей Франции, в том числе Бальзака и Жорж Санд. Однако боль­шинство передовых музыкантов Европы (Россини, Шуман, Вагнер, Серов) резко отрицательно отнеслись к Мейерберу. Причина этого кроется в противоречивости творческого облика самого Мейербера.

В отличие от Берлиоза, Вагнера, Шумана и многих других ком­позиторов-романтиков, Мейербер не находился в идейной оппози­ции к современному обществу. Сферой его деятельности была па­рижская «Grand Opéra», пользовавшаяся поддержкой «золотых мешков». Мейербер не помышлял, подобно Вагнеру, о коренной реформе музыкального театра. Он не разоблачал духовное убоже­ство буржуазной культуры, как это делали в публицистических трудах Берлиоз, Шуман, Лист, не восставал против нее в своем творчестве. Он сознательно шел на компромисс, пытаясь примирить передовые художественные стремления с реакционными взглядами среды, от которой зависила его карьера.

Эта двойственность характеризует идейный замысел даже луч­шего произведения Мейербера - «Гугенотов» (в еще большей сте­пени - «Пророка»). Поднимая злободневные вопросы современ­ности - тему борьбы с клерикальной реакцией за свободу мысли и чувств, - тяготея к героическому воплощению этих тем, Мейербер совместно со Скрибом все же трактовал их в духе той поверх­ностной развлекательности и гедонизма, которые характерны для искусства французского буржуазного общества периода Реставра­ции и Июльской монархии.

И музыка Мейербера отмечена компромиссностью и противоре­чивостью художественных решений.

С одной стороны, она восхищает своими новаторскими черта­ми. Стремясь воплотить наиболее выпукло и красочно сценический образ, Мейербер открыл многие неизвестные прежде выразитель­ные свойства музыкального искусства.

Особенно сильных художественных эффектов он достигал в многочисленных массовых сценах, среди которых выделяется картина кровавого побоища Варфоломеевской ночи.

Среди своих современников Мейербер не имел соперников в ис­кусстве построения крупных музыкально-драматических форм. В этом он превзошел и Россини, «Вильгельм Телль» которого служил ему образцом. К шедеврам его оперной композиции относится сце­на заговора католиков из второго акта «Гугенотов», где посредст­вом сквозного оркестрового развития и единого ладотонального плана (Е-А-Е) создается замечательное внутреннее единство.

В ярких народных сценах третьего акта (как и в ряде других массовых сцен) композитору удалось объединить в одно музыкальное целое разбросанные контрастные сценические эпизоды.

О гениальном театральном чутье композитора свидетельствуют и многие другие впервые найденные им музыкальные эффекты. В неразрывной связи со сценическим образом сложился романтиче­ский, подчас изощренный, гармонический язык Мейербера. В каче­стве примера можно указать на смелые гармонии, посредством ко­торых композитор неоднократно характеризует католиков в «Гу­генотах». Так, мистический колорит сцены в часовне создается плагальным сопоставлением аккордов:

Освящение мечей в эпизоде католического заговора построено на необычно и остро звучащих, красочных сопоставлениях:

В финальной картине массового погрома зловещие образы ка­толиков-убийц выражены архаическим мотивом на пронзительном звучании труб:

Иногда, наряду с простейшими тонико-доминантными сочета­ниями, Мейербер прибегает к чрезвычайно сложным, даже политональным, как, например, в опере «Лагерь в Силезии», где одно­временное звучание разных тональностей характеризовало совме­стный выход различных военных полков *.

* «Лагерь в Силезии» (1844) - зингшпиль, написанный для Берлина. Мейер­бер сохранил связь с Германией и в парижский период. В 1842 году он был на­значен главным музыкальным директором при прусском дворе.

Исторический колорит музыки «Гугенотов» достигается также звучанием подлинного протестантского хорала XVI века, которым охарактеризованы в опере гугеноты. В отдаленную эпоху переносит слушателя и старинный инструмент виола д"амур, сопровождающий романс Рауля (в первом акте).

В инструментовке Мейербер особенно обнаружил тонкое дра­матическое чутье. Вместе с берлиозовской она составила целую эпоху в истории оркестровой музыки. Наряду со старинными ин­струментами Мейербер пользуется и новейшими, как, например, саксофон. Он вводит орган для достижения особой мощи звука, использует тромбоны и фаготы, как это делал Берлиоз для изо­бражения дьявольских фантастических образов (в «Роберте-Дья­воле»).

К сильным сторонам музыки Мейербера относится также широ­кое претворение новейших достижений музыкального искусства Франции, Германии и Италии.

Между первой и последней большой парижской оперой Мейер­бера прошло более четверти столетия - время, насыщенное музы­кальным новаторством в Европе. Каждая из мейерберовских опер отражала новейший этап его развития. Так, музыкальный язык «Роберта-Дьявола» еще в большой мере связан с кругом образов и интонаций романтического зингшпиля и опер Россини. Музыка «Гугенотов» говорит об огромном влиянии драматургии «Вильгель­ма Телля» и симфонизма Берлиоза. Заметно, что «Пророк» был создан уже после того, как автор познакомился с произведениями Листа и Вагнера. В «Африканке», законченной в 1864 году, неза­долго до смерти композитора *,

явно ощутимы новейшие веяния французской лирической оперы (преобладание утонченного лириз­ма, экзотические «ориентальные» тенденции, гармоническая изы­сканность, характерные для этого жанра).

Музыка «Гугенотов» основана на разнообразных стилистиче­ских истоках. Тут и итальянское bel canto, и французская декламация, и немецкое симфоническое развитие, и оркестровые наход­ки Берлиоза, и некоторые приемы романтической оперы в Герма­нии. Так, например, с музыкальным стилем комических жанров связана застольная песня рыцарей (в первом акте) или песня сол­дата-гугенота Марселя. Эта музыка отличается близостью народ­но-песенному складу, простейшими гармониями, танцевальными или маршевыми ритмами:

Итальянская колоратура господствует в партиях пажа Урбана (картина в первом акте), Маргариты (интродукция и ария второ­го акта). Тонкость французской оперной декламации ощутима в речитативных сценах.

В некоторых эпизодах оперы Мейербер достигает большой вы­разительности. Одна из его музыкальных вершин - великолепная любовная сцена четвертого акта, которую высоко ценил П.И.Чай­ковский:

«Превосходная музыка с ее удивительнейшей, первенствующей между всеми произведениями подобного рода любовной сценой, с ее превосходными хорами, с ее полной новизны и оригинальных приемов инструментовкой, с ее порывисто страстными мелодиями, с ее искусной музыкальной характеристикой Марселя, Валентины, религиозного фанатизма католиков и пассивного мужества гуге­нотов», - писал он.

От любовного дуэта четвертого акта тянутся нити к «Ромео» Берлиоза, к «Аиде» Верди и «Тристану» Вагнера.

И, однако, при бесспорных театральных достоинствах музыки Мейербера и новаторских ее чертах, передовые музыкальные круги не прощали ей компромиссность. Эта музыка чаще возникала в результате гениального расчета, чем вследствие художественного вдохновения, и свободное владение всеми современными выра­зительными средствами нередко приобретало у Мейербера поверх­ностно-эклектический характер. В его операх редко встречается подлинно симфоническое развитие. В них мало ярких, индивидуальных, чисто музыкальных образов. «Музыка, пестрая как арлекинское платье, потому что вся из кусочков, - писал о Мейербере А. Н. Серов, - Из кусочков а la Weber, из кусочков a la Rossini, a la Auber, а la Spohr, а la tutti quanti».

Характерно для Мейербера и частое смешение остро выразительных моментов с банальными. Ложная патетика, мелодраматическая чувствительность прорываются у него даже в самых напря­женных местах (как, например, в последнем дуэте Валентины и Рауля). Показательна в этом отношении увертюра, построенная в виде вариации на тему протестантского хорала. В строгом, величе­ственном звучании хорала неожиданно возникают чуждые по сти­лю сентиментальные обороты, а в последней вариации тема приоб­ретает характер галопа или циркового марша:

Неожиданные черты художественной индивидуальности Мейер­бера проявляются в его комической опере «Динора» (1859). Эта опера - в полном смысле слова антипод пышно театральной, пе­строй музыке предшествующих мейерберовских сочинений. Ее му­зыка отмечена стилистической законченностью, тонкой передачей лиризма. Самобытны и народные сцены, построенные на фольклор­ных элементах. Изысканные инструментальные картины, изобра­жающие ночные пейзажи, предвосхищают импрессионизм. Оригинальное преломление получают также фантастические образы.

Большая опера, связанная с общественно-гражданскими тради­циями национального театра Франции, получила законченное выражение в произведениях Мейербера - Скриба. Значительный этап в развитии этих национальных традиций завершился в их творчестве. К началу нового периода, возникшего после революции 1848 года, жанр большой оперы исчерпал себя. Тем не менее историко-героические образы мейерберовских произведений, их велико­лепная драматическая композиция, яркая театральность и музыкальная эффектность оказали большое влияние на современных композиторов и на музыкантов последующих поколений как свои­ми сильными, так и слабыми художественными сторонами.

Действие происходит во Франции в Турени и Париже в 1572.

1 акт.
В Турени на балу у знатного католика Графа де Невера собрались гости. Должен придти гугенот Рауль де Нанжи и хозяин хочет встретить его как можно радушнее, чтобы способствовать примирению католиков и гугенотов. Вошедший юноша рассказывает гостям о прекрасной незнакомке, которую он защитил однажды на улице от черни. Неожиданно он видит ту самую девушку, ожидающую хозяина замка. Рауль в отчаянии, уверенный, что незнакомка – возлюбленная де Невера. Появляется паж принцессы Маргариты Урбан, и передает Раулю письмо-приглашение. Он должен явиться на тайное свидание к знатной даме (Рауль не догадывается, кто это), при условии, что глаза его будут завязанными.

2 акт.
Маргарита, стремясь помирить католиков и гугенотов, задумала женить видного протестанта Рауля де Нанжи на дочери католика Графа де Сен-Бри Валентине. Ведь и она сама выходит замуж за короля-протестанта Генриха Наваррского. Валентина и есть та самая незнакомка, о которой рассказывал Рауль. Она должна была обвенчаться с Невером и приезжала к нему, чтобы просить отказаться от брака с ней, ибо приняла предложение Маргариты с тем большей охотой, что сама влюбилась в Рауля после их случайной встречи.

Тем временем Рауль приходит на свидание к знатной даме, пославшей ему записку. Сняв повязку, он видит прекрасную принцессу и заверяет, что готов ради нее на все. Маргарита объявляет всем свою волю – Рауль должен жениться на дочери графа-католика Валентине! Юноша согласен с решением будущей королевы. Но, увидав девушку, которая ему предназначалась, и узнав в ней тайную посетительницу замка де Невера, терзаемый ревностью, с негодованием отвергает предложение. Разъяренный де Сен-Бри клянется отомстить Раулю.

3 акт.
В Париже близ часовни на берегу Сены гуляет народ. Все в ожидании бракосочетания Валентины с Невером (после того, как ее отверг Рауль, она вновь готовится к свадьбе с Невером). Марсель, слуга Рауля, найдя де Сен-Бри, передает тому от Рауля вызов на дуэль. Поединок состоится сегодня же. Де Сен-Бри по совету Моревера и при содействии друзей-католиков решает подло убить Рауля. Их разговор случайно слышит Валентина и сообщает об этом Марселю. Марсель спешит к месту дуэли. Но поздно. Она уже началась. Марсель зовет на помощь протестантов, Сен-Бри католиков. Начинается побоище. Однако внезапное появление Маргариты, случайно проезжавшей мимо, предотвращает жестокую схватку. Марсель рассказывает, что подлое убийство Рауля предотвратила Валентина. Тот клянет судьбу за свою ошибку в отношении девушки, а Валентина удаляется на свадебное торжество.

4 акт.
Валентина во дворце Невера. Она скорбит о своей судьбе. Пробравшийся к ней тайком Рауль приходит просить прощения и проститься. Приход дворян-католиков вынуждает его спрятаться. Невольно он подслушивает ужасный разговор и становится свидетелем предательского заговора – сегодня в ночь Св. Варфоломея все гугеноты должны быть уничтожены. Только Невер отказывается от такого вероломства и в знак протеста ломает свою шпагу. Его арестовывают. Дав друг другу клятву и взяв белые шарфы, с помощью которых можно будет в темноте отличить католиков от гугенотов, заговорщики расходятся в ожидании сигнала колокола к началу резни. Из своего укрытия выбегает Рауль. Валентина признается ему в любви. Она боится за его судьбу. Но он должен быть со своими единоверцами и с ударами колокола спешит сообщить им об опасности.

5 акт.
В Париже идет бракосочетание Генриха Наваррского и Маргариты Валуа. Слышен звон колокола. Внезапно в зал врывается окровавленный Рауль и сообщает о начавшейся ужасной бойне. Праздник прерван. Протестанты укрылись в монастыре, Рассчитывая, что стены храма остановят преследователей. К Раулю присоединяются Марсель и Валентина. Желая спасти юношу, Валентина предлагает ему надеть белый шарф – условный знак заговорщиков, и бежать к королеве. Невер погиб! Теперь они могут быть вместе, но только если он сменит веру – таково решение Маргариты Наваррской. Юноша колеблется, но суровый Марсель придает ему силы. Рауль отказывается предать товарищей, и тогда девушка торжественно принимает его веру. Они просят Марселя благословить их брак. Но тут де Сен-Бри со своими соратниками атакуют храм, раздается залп. Многие из несчастных, укрывшихся в монастыре, падают замертво. Рауль ранен. Марсель с Валентиной пытаются ему помочь. Появившийся Сен-Бри спрашивает, кто они? «Гугеноты!» - гордо отвечает Рауль. Солдаты стреляют в них. Умирая, Валентина успевает простить подбежавшего к ней отца. Из Лувра к монастырю приближается кортеж с Маргаритой. Пред ней открывается ужасная картина…

Вряд ли существует что-либо более оперное, нежели «Гугеноты» Мейербера! Являясь квинтэссенцией жанра большой оперы со всей его стандартной атрибутикой, этот опус вполне отражает представления публики того времени о том, что есть оперная постановка как таковая. Отсюда успех, причем нарастающий от спектакля к спектаклю. Как справедливо замечено, Г. – «образец романтической трактовки истории как ситуации» (Мугинштейн). Здесь есть все, что было наработано оперным жанром за предыдущие века: яркая театральность, мощная драматургия, пышные хоры и ансамбли, балет, впечатляющие оркестровые звучания, разнообразные сольные номера, виртуозность вокала. Одновременно, сочинение обнажило те пределы, до которых такая «оперность» может дойти, шествуя именно этим проторенным путем, что и было доказано дальнейшей практикой (французами Гуно и Тома, итальянцем Верди).

Если говорить об исторической канве, то либреттисты создали вполне оригинальное повествование, лишь формально привязанное к известному факту, положенному в основу романа Мериме.

Опера Мейербера в музыкальном плане содержит много замечательных страниц. Ее основным лейтмотивом является лютеранский хорал, составляющий основу краткой увертюры. Его мотив в дальнейшем появляется в драматических местах оперы.

В 1-м акте ярок «выход» Рауля «Sous ce beau ciel de la Touraine». Следует отметить также блестящую сцену Рауля «Non loin des vieilles tours…» с виртуозным романсом Plus blanche que la blance hermine (сопровождаемым старинным инструментом виолой д’амур), в котором он рассказывает о встрече с незнакомкой. Здесь верхний ми-бемоль представляет собой трудную задачу для каждого тенора, берущегося за эту партию. Оригинальна воинственная «Песнь гугенота», исполняемая Марселем («Piff, paff…»), очень популярна каватина пажа Урбана «Nobles seugneurs, salut!... une dame noble et sage».

Во 2-м акте обращают на себя внимание виртуозная ария Маргариты O beau pays de la Touraine , рондо пажа «Non, non, non, vous n’avez jamais…». Ария Маргариты окрашена в пастельные тона. Мейербер здесь очень чутко применяет тонкие оркестровые краски флейты, арфы. Мелодичен дуэт Маргариты и Рауля. Нельзя не упомянуть и о заключающей акт сцене всеобщего негодования, решенной в виде виртуозной стретты «O transport! o demence!» (Маргарита, Валентина, Рауль, Урбан, Марсель, Сен-Бри, Невер, придворные дамы и вельможи).

3 акт насыщен различными жанровыми массовыми сценами, танцами и хорами, включая знаменитый марш солдат-гугенотов «Ратаплан» (этот эпизод заставляет вспомнить «Ратаплан» из вердиевской «Силы судьбы»). Блистательное мастерство проявляет Мейербер во впечатляющем своей филигранной музыкальной проработанностью септете (т. н. «септете поединка») «En mon bon droit j’ai confiance» (Рауль, Марсель, Сен-Бри, Таванн, Косе, Ретц, Мерю).

Самое сильное впечатление производит 4-й акт, начинающийся с взволнованного оркестрового вступления. Затем следует проникновенный Романс Валентины «Parmi les pieurs». Центральным эпизодом акта становится массовая Сцена заговора и обряд посвящения мечей, где композитор достигает большого драматического накала. Затем происходит объяснение Валентины и Рауля. Их масштабная дуэтная сцена О Ciel! Ou courez-vous! – подлинный шедевр мелодической и чувственной красоты, некогда восхищавший даже Вагнера и Чайковского.

Процитируем одно из высказываний Петра Ильича по поводу «Гугенотов»:

«Гугеноты» одна из прекраснейших опер во всем лирическом (оперном – Е.Ц.) репертуаре, и не только музыканту по профессии, но и всякому сколько-нибудь образованному дилетанту дорога эта превосходная музыка, с ее удивительнейшей, первенствующей между всеми произведениями подобного рода, любовной сценой IV акта, с ее превосходными хорами, с ее полной новизны и оригинальных приемов инструментовкой, с ее порывисто-страстными мелодиями, с ее искусной музыкальной характеристикой Марселя, Валентины, религиозного фанатизма католиков и пассивного мужества гугенотов».

В 5 акте напряжение и контрасты еще более нарастают, однако в музыке это ощущается не так сильно, как в непревзойденном 4-м. Поэтому, подчас, 5 акт при некоторых постановках подвергался купированию, хотя при этом обрывались все сюжетные линии. Однако и здесь достаточно эпизодов, полных душевной наполненности и драматизма, например, трио Марселя, Рауля и Валентины «Savez-vous qu’en».

Состав премьерного спектакля был блестящим. Дирижировал Хабенек , в главных ролях блистали Нурри (Рауль), К.Фалькон (Валентина), Левассёр (Марсель). Опера быстро завоевала европейскую славу. До 1914 года в одном только Париже она выдержала более тысячи представлений. В 1837 состоялась немецкая премьера в Кёльне, в 1839 оперу поставили в Вене (под названием «Гиббелины в Пизе») и Нью-Йорке, в 1842 она прозвучала впервые в Лондоне (партию Рауля здесь исполнял известный немецкий тенор Г.Брайтинг, гастролировавший в Петербурге в 1837-40 гг.). Значительным событием стал спектакль Ковент-Гардена в 1848 году под управлением М.Косты с участием Марио, Виардо, Тамбурини . Блестящей исполнительницей роли Валентины была Шрёдер-Девриент (1838, Дрезден; 1842, Берлин и др.). Очень любили эту партию также Д.Гризи, Патти . В 1863 в Лондоне в этой роли блистала Лукка .

Надо заметить, что существовали определенные политические препоны в распространении оперы. Так, например, русская цензура запрещала демонстрацию на сцене всякого рода заговоров, тем более с участием царствующих особ и затрагивающих религиозные темы. Впервые в России сочинение было исполнено в Одессе немецкой труппой (1843). Итальянская труппа поставила оперу в сильно перекроенном виде под названием «Гвельфы и Гиббелины» в Петербурге только в 1850 с участием Джулии Гризи, Марио, Тамбурини . Лишь в 1862 состоялась русская премьера оперы в Мариинском театре под управлением К.Лядова с участием Сетова в партии Рауля. В Большом театре опера была поставлена в 1866 (дирижер И.Шрамек). Сочинение было очень популярно в России и, практически, не сходило со сцен театров как в столице, так и в частных антрепризах в провинции (Казань, Саратов, Новгород, Харьков, Тифлис, Одесса, Пермь и др.). В партии Рауля блистали М.И.Михайлов, Н.Фигнер, Алчевский, Ершов . Замечательной Маргаритой была Мравина , блестящей Валентиной, остро соперничающей с М.Фигнер , была В.Куза. Историк оперы Э.Старк так описывает один из спектаклей «Гугенотов» с участием Н.Фигнера и Кузы:

«Во время дуэта Фигнер шепчет:
- Валентина Ивановна, не давайте так много голоса, вы меня заглушаете.
Та, как ни в чем не бывало, продолжая сцену, пренебрежительно отвечает:
- А Вы поднатужьтесь!
Дескать, я тебе не Медея Ивановна, которая уж знает, где ей себя убрать, а тебя выдвинуть…».

Г. – не сходят со сцены вот уже на протяжении более полутора веков. До рубежа 19-го – начала 20 вв. опера принадлежала к самому исполняемому репертуару. Отметим спектакли в Ла Скала (1899, дирижер Тосканини, Рауль – Де Марки ), в Венской опере (1902, дирижер Малер, Рауль – Слезак ). В 1905 Карузо исполнял ее на сцене Метрополитен.

В 20 в. она ставится достаточно регулярно, хотя и несколько реже. С одной стороны, упал интерес к помпезному стилю Мейербера. С другой, мешают прозаические причины – постановка весьма сложна технически, да и подобрать «великолепную семерку» исполнителей не так-то просто. В этом смысле легендарным можно считать спектакль Метрополитен в 1894 под управлением Бевиньяни с участием Мельбы, Нордики , Ж.де Решке , Плансона, Мореля , С.Скальки и Э.де Решке . С ним вполне соперничает постановка Ла Скала 1962 года под управлением Гаваццени , в которой пели Корелли, Сазерленд, Симионато, Тоцци, Ганцаролли, Коссотто, Гяуров .

Любопытно, но Г., весьма часто появлялись на отечественных сценах. Первая советская постановка прошла в 1922 в Свободной опере Зимина с участием Павловской , братьев Пироговых . В 1925 опера ставилась в Большом театре (дирижер Небольсин , режиссер Лосский , с участием Озерова, Держинской, Катульской и др.). В 1935 новую постановку с обновленным переводом поставили в Мариинском театре (дирижер Дранишников , режиссер Смолич , с участием Нэлеппа , Павловской, Степановой ). В 1951 театр вновь обратился к этой опере (дирижер С.Ельцин).

Из зарубежных спектаклей 20 в. можно отметить также постановки Ковент-Гардена 1927 года (дирижер Белецца , в партии Рауля – Д.О’Салливан), фестиваля Арена ди Верона (1933, дирижер Вотто с Лаури-Вольпи в партии Рауля). Кстати О’Салливан был в те годы одним из лучших исполнителей этой партии. Он дебютировал ею в Гранд-Опера (1913), пел ее в Парме (1922), римском театре «Костанци» (1923), Ла Скала (1924) и др.

В настоящее время Г. иногда появляются на сцене. Среди спектаклей 2-й половины 20 в. (кроме уже упомянутых) отметим постановки в Нью-Йорке (1969, Карнеги-Холл, концертное исполнение, дирижер Р.Джовавинетти, с участием Силс ), концертное исполнение в Вене (1971, дирижер Э.Марцендорфер, с участием Гедды ), Барселоне (1971), Сиднее (1981, с участием Сазерленд), берлинской Немецкой опере (1987, дирижер Лопес-Кобос , режиссер Дью , в роли Рауля – Р.Лич), Монпелье (1990, открытие здания оперного театра, дирижер С.Дидерик). В последние годы – в Бильбао (1999, дирижер А.Аллеманди, с участием М.Джордани), в Нью-Йорке (2001, Карнеги-холл, концертное исполнение, дирижер И.Квелер, с участием Джордани, О.Макариной, К.Стояновой и др.), во Франкфурте (2002, дирижер Г.Й. Румштадт, вновь с Джордани, а также Д.Дамрау), в Метце (2004, дирижер Б.Подич), в Льеже (2005, дирижер Ж.Лакомб) и др. В 2010 г. Г. прозвучали в Аннандейле-на-Гудзоне (штат Нью-Йорк, центр исполнительских искусств им. Фишера).

Записей оперы сравнительно немного. Хрестоматийной считается версия дирижера Р.Бонинга: СD Dec. 1970 (studio) – солисты А.Врениос, Д.Сазерленд, М.Арройо, Н.Гюзелев, Ю.Туранжо, Г.Бакье, Д.Косса и др. В этой записи в маленьких партиях участвовали только начинающие свою большую карьеру Те Канава и Оже . В 1991 был записана на видео постановка Дью в Немецкой опере (дирижер Ш.Шольтес).

Иллюстрация:
Джакомо Мейербер.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря . К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.