Механизмы межличностного познания и понимания. II серия

Механизм интерпретации – заключается в соотнесении, отождествлении личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. Основу механизма интерпретации составляет такое свойство человеческой психики, как сравнение своей личности, поведения и состояния с другими людьми. Механизм интерпретации может функционировать как осознанно, так и бессознательно и является одним из основных механизмов межличностного познания. Осознание механизма интерпретации происходит при возникновении трудностей понимания воспринимаемого (отклонение от норм поведения, ограниченность информации о нем и т. д.). Запуск механизма интерпретации облегчается сходством между воспринимающим и воспринимаемым.

Механизм идентификации – это способ понимания другого человека через отождествление, уподобление его самому себе или самого себя с другим человеком. В работе этого механизма важная роль принадлежит воображению, которое формируется постепенно, и развито у разных людей неодинаково. Субъект познания как бы погружается в смысловое поле объекта, условия его жизни. Механизм идентификации может работать как бессознательно, так и осознанно, когда не срабатывает механизм интерпретации и воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Этот механизм осуществляется в рациональном (через рассуждение) и эмоциональном (через сопереживание, сочувствие, эмпатию) направлениях. Результатом механизма идентификации может быть:

1) собственно идентификация себя с другим человеком через одинаковое с ним рассуждение, сочувствие, сопереживание и даже поведение;

2) деидентификация через понимание и сопереживание, но автономное относительно этого человека поведение.

Механизм каузальной атрибуции – приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. Этот механизм используется в случае, когда истинные причины поведения объекта не известны или недостаточно информации для их понимания.

Факторы, влияющие на меру и степень приписывания:

1) степень типичности поступка (типичное поведение, предписанное ролевыми образцами легко поддается однозначной интерпретации) и его уникальности (уникальное поведение можно интерпретировать по разному, что дает простор для приписывания ему причин и характеристик);

2) от степени социальной желательности (соответствия социальным и культурным нормам, способствующим однозначному объяснению) или нежелательности (с нарушением норм поведения и расширением диапазона возможных объяснений) поступка.

Виды приписывания:

1) личностное – причина приписывается лично совершающему поступок;

2) объектное – причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

3) обстоятельственное – причина приписывается обстоятельствам.

Механизм рефлексии другого человека – осмысление субъектом того, как он сам воспринимается объектом. В результате рефлексии другого человека происходит тройное отражение:

1) отражение мнения субъекта о себе;

2) отражение этого мнения в сознании другого человека;

3) отражение субъектом представления объекта о субъекте.

Для работы данного механизма необходим определенный уровень развития личности, ее способность к саморефлексии, познание других людей и фиксация признаков обратной связи от объекта. На основе обратной связи осуществляется постоянное слежение за объектом межличностного познания и коррекция процесса формирования образа воспринимаемого.

Функционирование механизмов межличностного познания происходит от простого (механизм интерпретации) к сложному (идентификация, каузальная атрибуция и рефлексия другого человека).

Лекция 26. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ

Социальная перцепция - это процесс восприятия, понимания и оценка социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общества. Как равнозначные научные выражения используются «межличностное восприятие и понимание» и «межличностное познание».

Восприятие социальных объектов имеет ряд особенностей , отличающих его от восприятия предметов:

1) воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную сторону;

2) внимание субъекта сосредоточено на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия;

3) восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных и эмоциональных компонентов и большой зависимостью от мотивационно-смысловой структуры воспринимающего субъекта.

Обычно выделяют четыре основные функции межличностного восприятия : познание себя, познание партнеров по взаимодействию, установление эмоциональных отношений, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания.

В структуру процесса межличностного восприятия включаются: субъект, объект и процесс восприятия (познания) человека человеком.

Субъект межличностного восприятия (познания), являясь элементом названной системы, одновременно представляет собой развивающуюся динамическую систему со многими характеристиками.

Объект восприятия как элемент рассматриваемой системы включен во многие системы действительности. Многообразие подсистем, в которых находится воспринимаемый, предопределяет разнообразные формы его поведения и проявления психологических характеристик. Будучи активно действующей личностью, объект стремится изучить субъекта и в отдельных случаях квалифицированно организовать свою самоподачу.

Процесс познания человека , с одной стороны, есть элемент названной системы, а с другой, будучи целостным многомерным явлением, может исследоваться как самостоятельная подсистема.

Процесс познания включает обратную связь от объекта восприятия и иногда - элементы коммуникации и взаимодействия.

Механизм идентификации . Это понятие в психологии является многозначным. В межличностном познании оно представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект как бы погружается в смысловое поле объекта, условия его жизни. При уподоблении другому человеку важная роль принадлежит воображению.

При идентификации субъект познает и эмоциональную сферу объекта. Представить его эмоциональную жизнь может человек, обладающий достаточно развитым уровнем проявления эмоций и чувств, способный к сопереживанию, эмпатии.

Механизм каузальной атрибуции – механизм предполагает приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности.



Феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке. Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности». Характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. Так, Г. Келли выделил три таких типа:

Личностную атрибуцию, когда причина приписывается лично совершающему поступок;

Объектную атрибуцию, когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие,

Обстоятельственную атрибуцию, когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам.

Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник в большей мере склонен объяснить совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя.

Механизм рефлексии другого человека включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом восприятия. Результатом рефлексии другого человека является тройное отражение, в котором представлено мнение субъекта о себе, его отражение в сознании другого человека и отражение им представления другого человека о первом (о субъекте). Использование данного механизма предполагает определенный уровень развития личности, ее способности к саморефлексии, познанию других людей и фиксации признаков обратной связи от объекта.

Аттракция как механизм межличностного восприятия представляет собой познание другого человека, основанное на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. Аттракцию рассматривают как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. На формирование аттракции значительное влияние оказывает сходство характеристик субъекта и объекта восприятия.

Межличностное познание в общении.

Первоначально процесс познания человека в общении изучался психологией через проблемы восприятия человека человеком. Надо сказать, что из всех аспектов общения данная проблема является наиболее изученной.

Исследование механизмов и феноменов межличностного восприятия показало, что одного «восприятия человека человеком» оказывается недостаточно для полного познания людей. И впоследствии к восприятию добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Понимание - это процесс и способность личности постигать содержание и смысл явлений. Результат понимания - это само толкование постигаемого явления (текста, поведения, сновидения и т.д.). Для того, чтобы понимание произошло, явление должно быть воспринято, а его значения осмыслены.

Именно таким образом, взаимодействуя, дополняя друг друга, процессы восприятия и понимания другого человека образуют процесс познания личности (или формируют «межличностное познание»). Таким образом, познание личности ~ восприятие + понимание.

Структура процесса познания :

1. субъект восприятия (т.е. я - как субъект межличностного познания). Особенности субъекта влияют на глубину, объективность, скорость познания другого человека. Восприятие другого человека зависит от объективных (пол. возраст, национальность, темперамент) и субъективных (социальный интеллект, психическое состояние, установки, здоровье, ценностные ориентации, профессиональная деятельность) факторов.

2. объект восприятия (т.е. другой человек как предмет познания). Данный элемент структуры познания включает характеристики воспринимаемой личности (другого человека). В этом плане основным понятием является внешний облик познаваемого, включающий в себя физический и социальный аспекты. Физический облик : анатомические особенности (рост, телосложение, голова, руки, ноги и др.) - информация о возрасте, этнической принадлежности, сост. здоровья: физиологические характеристики (дыхание, кровообращение, потоотделение) - информация о возрасте, темпераменте, состоянии здоровья: функциональные особенности (осанка, поза, походка); паралингвистические особенности общения (мимика, жесты). Социальный облик : одежда, обувк украшения, аксессуары - дают информацию о чертах характера ценностных ориентациях, соц. статусе, материальном положении, национальности и др.; проксемика - дает информацию об отношениях и статусе общающихся; речевые особенности - лексика, фонетика, грамматика, подтекст - говорят о ценностных ориентациях, вкусах, социальном статусе, деловых и личностных качествах, возрасте и др. особенностях собеседника; особенности действий совершаемых объектом в различных видах деятельности (учеба, труд, игра) - позволяют определить отношение человека к деятельности, профессиональные и характерологические черты. При восприятии другого человека физические характеристики по сравнению с социальными более достоверны и проявляются раньше. Но наиболее информативны социальные особенности воспринимаемого объекта.

3. процесс познания человека человеком включает (содержание процесса): механизмы, влияющие на адекватность восприятия человека человеком в общении, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта - постоянное слежение за объектом познания, коррекция образа воспринимаемого, условия, в которых происходит восприятие - ситуация, время и место общения.

При восприятии человека и его понимании субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания:

/. Механизм интерпретации (соотнесения, отождествления) личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. В основе данного механизма лежит фундаментальное свойство человека сравнивать себя (свою личность, поведение и состояние) с другими людьми. Чем больше сходства между воспринимающим и воспринимаемым, тем легче и быстрее данный механизм срабатывает.

2. Механизм идентификации . В межличностном познании оно представляет отождествление себя с другим человеком, В случае если механизм интерпретации не срабатывает, то воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. При уподоблении другому человеку важная роль принадлежит воображению.

3. Механизм каузальной атрибуции . Данный механизм предполагает приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности.

4. Механизм рефлексии другого человека включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. Результатом рефлексии другого человека является тройное отражение, в котором представлено мнение субъекта о себе; отражен образ субъекта в понимании объекта и отражено представление объекта о субъекте. Использование данного механизма предполагает определенный уровень развития личности, ее способности к саморефлексии, познанию других людей и фиксации признаков обратной связи от объекта.

Для того чтобы разобраться, как же происходит это беглое, как сказал Рубинщтейн, "чтение" человека, нужно рассмот­реть его типовые схемы и психологические механизмы. Безусловно, что уже первый взгляд на человека позволяет сформировать какое-то пред­ставление о нем. Часто это первое впечатление играет наиболее важную роль в дальнейшей оценке воспринимаемого объекта, однако замечено, что первое впечатление на самом деле никогда первым не бывает: на него сильно влияет прошлый опыт.

Психологи, изучающие проблему восприятия, смогли обнаружить несколько типовых схем, по которым строится образ. Знание этих схем может дать очень много для понима­ния того, как формируется первоначальный образ человека, и поможет избежать ошибок социального восприятия.

Процесс познания человека включает различные механизмы:

1. механизмы, искажающие представления о воспринимаемом,

2. механизмы межличностного познания,

3. обратную связь от объекта,

4. условия, в которых происходит восприятие.

1. Механизмы, искажающие формирую­щийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются:

· механизм ореола (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта, т.е. при формировании первого впечатления общее позитивное представление о человеке приводит к переоценке, а негативное - к недооценке воспри­нимаемого объекта. Эффект проявляется при формировании первого впечатления в том случае, когда имеется лишь минимальная информа­ция о воспринимаемом объекте. Это некий набор положительных или отрицательных качеств, как правило, касающихся моральных свойств личности, якобы присущих человеку. Ореол выступает фильтром, через который пропускается лишь ограниченное число либо позитивных, либо негативных качеств.);

· механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих);

· механизм стереотипизации (отнесе­ние воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей);

· меха­низм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этниче­ским образом жизни воспринимающего).

2. Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различ­ные механизмы межличностного познания, т.е.:

· механизм интерпрета­ции (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека;

· механизм идентификации в межличностном познании представляет отож­дествление себя с другим человеком.

"Идентификация" означает отождествление себя с другим, уподобление ему. Частным случаем идентификации является эмпатия , основанная на умении прочувствовать состояние другого и учесть его в своем поведении. Эмпатия - это способ понимания без осмысления, когда эмоциональное вчувствование в позицию другого сразу же приводит к адекватным действиям. Одно из проявлений вчувствования - сопережи­вание, наблюдаемое в общении близких людей. Однако идентификация далеко не всегда означает "прочувствование" человека. Очень часто понимание не означает полное принятие позиции другого, сюда могут быть включены и анализ, синтез, соображения, доводы, поиски аргумен­тов и т.д. То есть идентификация в целом - гораздо более когнитивный процесс, чем эмпатия.


· механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объяс­няющих его поступки и другие особенности) Исследованиями установлено, что реакция одного из супругов на внезапное проявление недовольства другого, например во время ужина, зависит от удовлетворённости браком: если есть эта удовлетворённость, то причина недовольства будет приписана усталости после рабочего дня, а если нет удовлетворённости, то причина недовольства будет расматриваться как придирка к своей личности и скорее всего ссора неминуема.

· механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом.

Рефлек­сия - это уже не просто знание ли понимание другого, но осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. По словам Г.М.Андреевой, это "своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, воспроизведение внутреннего мира другого человека, в котором присутствует образ партнера".

При межличностном восприятии и понимании объекта существует доста­точно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным).

3. Механизм обратной связи. Обратная связь – это информация, поступающая от объекта восприятия по раз­личным сенсорным каналам и свидетельствующая об изменении состоя­ния партнера по общению. Обратная связь выполняет осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

К условиям восприятия человека человеком относятся

· ситуации,

· место общения.

Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность вос­принимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм (от лат. - благосклонность).

ВОПРОС 3. Межличностные отношения: динамика, механизм регулиро­вания, условия развития

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рас­сматриваются в его контексте.

Межличностные отношения - это объективно пере­живаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их пси­хологические особенности (Н. Н. Обозов). В отличие от деловых отношений меж­личностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

Развитие межличностных отношений обусловливается

возрастом,

нацио­нальностью и многими другими факторами.

У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в само­раскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество (И. С. Кон). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся и межличностных отношениях, а для мужчин - деловые качества.

В разных националь­ных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в об­ществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.

Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, меха­низм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Межличностные отношения развиваются в динамике они

· зарождаются,

· закреп­ляются,

· достигают определенной зрелости,

Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знаком­ство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществля­ются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На эта­пе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения имеют общее предметное содержание - общность интересов, целей деятельности и т. д.

Можно выделить

утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу.

Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия - отклик од­ной личности на переживания другой.

Эмпатия имеет несколько уровней (Н. Н. Обо­зов):

1 уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде по­нимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния).

2 уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию .

3 уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты, т.е. этот уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мыс­ленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действен­ной.

Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, меж­личностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро преры­ваются.

Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во вре­мени, а в западных - спрессовано, динамично,

Восприятие человека человеком в процессе активации. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информационный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.

Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия при формировании конкретного образа направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.

Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия в традиционных исследованиях установлено более или менее полное согласие в том, какие характеристики их должны учитываться при исследованиях межличностного восприятия. Для субъекта восприятия все характеристики разделяются на два класса: физические и социальные. В свою очередь социальные характеристики включают внешние (формальные ролевые характеристики и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура мотивов и т. д.). Соответственно такие же характеристики фиксируются и у объекта межличностного восприятия.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия, потому что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди не всегда знают действительные причины поведения другого человека. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и какие-то общие характеристики. Предположение о том, что специфика восприятия человека человеком заключается во включении момента причинной интерпретации поведения другого человека, привело к построению целого ряда схем, претендующих на раскрытие механизма такой интерпретации.

Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс. Каждая схема запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношение к наблюдателю.

Фактор превосходства запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру – уму, росту, материальному положению и т. п.). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше усилий нужно для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера по общению как привлекательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическим параметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности: что красиво – то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано: Золушка, и Белоснежка красивые – значит, хорошие; сводные сестры и колдунья безобразные – значит, плохие.

В процессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют установки, приводящие к возникновению различных социально-психологических эффектов. Более всего исследованы три из них: эффект ореола, эффект новизны (или первичности), эффект стереотипизации.

Эффект ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, «прочитывается» определенным образом, накладываясь на то представление о нем, которое было создано заранее. Прежде выработанное представление выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола ярко проявляется при формировании первого впечатления о человеке: общее благоприятное впечатление о нем приводит к позитивным оценкам и его неизвестных качеств. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

В психологии было установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется в условиях, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.

С этим эффектом тесно связаны также эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

В более широком смысле все эти эффекты можно рассматривать как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, – явления стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством «сокращения» процесса узнавания. Стереотипы в общении имеют специфические происхождение и смысл. Как правило, они возникают в условиях ограниченного прошлого опыта при стремлении строить выводы на основе ограниченной информации.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. В первом случае это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека. Тогда стереотип не обязательно несет оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который хотя и не способствует точности построения образа другого, часто заставляет заменить его штампом. Тем не менее в определенном смысле такой подход необходим, поскольку помогает сокращать процесс познания.

Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

Предубеждения особенно отрицательно проявляются в жизни, когда могут нанести серьезный вред взаимоотношениям людей. Наиболее распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Общение включает определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них – заражение, внушение, подражание.

Заражение – это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям, форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.

Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.

Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации.

В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (музыка, эмоции и т. п.), внушение, напротив, отличается вербальным характером, т. е. осуществляется посредством речевого сообщения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе.

Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.

Изучение процесса восприятия и понимания людьми друг друга (перцепция) показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу. К механизмам межличностной перцепции относят механизмы:

Познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия);

Познания самого себя (рефлексия);

Формирования эмоционального отношения к человеку (аттракция).

Термин «идентификация» буквально означает уподобление другому. Это один из самых простых способов понимания другого человека. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. И в этом аспекте идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Близким по значению к идентификации механизмом познания другого служит также эмпатия . В отличие от идентификации при эмпатии происходит не рациональное осмысление проблем другого человека, а скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. То есть эмпатия – эмоциональное понимание другого. Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

При характеристике общения как познания особое значение имеет также механизм рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого или понимание его, но и знание того, как этот другой понимает тебя.

В процессе общения человек познает себя через понимание другого человека, осознавая оценку себя этим другим и сопоставляя себя с ним. В процесс включены два человека, каждый из которых является активным субъектом, и по сути, осуществляется одновременно как бы «двойной» процесс – взаимного восприятия и познания (поэтому само противопоставление субъекта и объекта здесь не вполне корректно). При построении стратегии взаимодействия двух людей, находящихся в условиях этого взаимопознания, каждому из партнеров приходится принимать в расчет не только свои собственные потребности, мотивы, установки, но и потребности, мотивы, установки другого.

Существует большое количество исследований каждой из этих сторон процесса межличностного восприятия. Естественно, что идентификация понимается здесь не в том ее значении, как она первоначально интерпретировалась в системе психоанализа. В контексте изучения межличностного восприятия идентификация обозначает тот простой эмпирический факт, установленный в ряде экспериментов, что простейший способ понимания другого человека есть уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальном общении между собой люди часто им пользуются: предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – эмпатией, которая также является особым способом понимания другого человека. Но здесь имеется в виду не столько рациональное осмысление проблем другого человека, сколько стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. При этом эмоции, чувства субъекта эмпатии не тождественны тем, которые переживает человек, являющийся объектом эмпатии. То есть если я проявляю эмпатию к другому человеку, я просто понимаю его чувства и линию поведения, но свою собственную могу строить совсем по-иному. В этом отличие эмпатии от идентификации, при которой человек полностью отождествляет себя с партнером по общению и, соответственно, испытывает те же чувства, что и он, и ведет себя подобно ему.

Безотносительно к тому, какой из этих двух вариантов понимания исследуется (а каждый из них имеет свою собственную традицию изучения), необходимо решить еще один вопрос: как будет в каждом случае тот, «другой» воспринимать меня, понимать линию моего поведения? От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс взаимодействия осложняется явлением рефлексии. Общая модель образования рефлексивной структуры может быть представлена следующим образом.

Есть два партнера А и Б. Между ними устанавливается коммуникация АБ и обратная информация о реакции Б на А: Б→А. Кроме того, у А и Б есть представление о самих себе А´ и Б´ соответственно, а также представление о другом. У А это представление о Б – Б˝, а у Б представление об А – A˝. Взаимодействие в коммуникативном процессе осуществляется так: А говорит в качестве А´, обращаясь к Б˝. Б реагирует в качестве Б´ на А˝. Насколько все это оказывается близко к реальным А и Б, неизвестно, так как ни А, ни Б не знают о существовании несовпадающих с объективной реальностью А´, Б´, А˝ и Б˝. При этом между А и А˝, а также между Б и Б˝ нет каналов коммуникации. Явление рефлексии имеет место тогда, когда А пытается понять, представить себе А˝, или Б – Б˝.

Построение моделей типа рассмотренной имеет большое значение. В ряде исследований делаются попытки анализа рефлексивных структур группы, объединенной совместной деятельностью. Тогда сама схема возникающих рефлексий относится не только к диадическому взаимодействию, но и к общей деятельности группы и опосредованных ею межличностных отношений.