Механизм курантов на спасской башне. Часы на Спасской башне: фото и размеры

К ремлевские куранты - это башенные часы с набором настроенных колоколов, издающих бой в определенной мелодической последовательности, установленные на одной из 20 башен Московского Кремля. Ранее эта башня носила название Фроловской, а сейчас Спасской, названой в честь иконы Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами со стороны Красной площади. Башня выходит на Красную площадь и имеет парадные проездные ворота, которые считались святыми. А в шатровом верхе башни, выстроенном русским мастером Баженом Огурцовым, установлены главные часы Российского государства, знаменитые кремлевские куранты.

История древних Спасских курантов неразрывно связана с историей Кремля и уходит в далекое прошлое. Точная дата установки часов не известна, но предполагается, что часы были установлены сразу после постройки башни в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солярио по повелению Ивана III. Документальное подтверждение о часах относится к 1585 году, когда у трех ворот Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовщики. Были ли эти часы первыми или нет точно не известно, но от них ведется отсчет.

По всей вероятности часы имели старорусский (византийский) счет времени. Тогдашние сутки, по принятому на Руси счету времени, подразделялись на «денные», от восхода до заката, и «нощные» часы. Каждые две недели длительность часов с изменением продолжительности дня и ночи постепенно изменялась. Часы были непривычного для нас внешнего вида с одной неподвижной стрелкой в виде луча солнца чуть выше циферблата. Под ней вращался циферблат со старославянскими буквами, обозначающими цифры: А- единица, В - двойка и так далее. Обозначений было 17, в соответствии с максимальной продолжительностью дня в летний период.

Механизм часов представлял собой диковинно сплетенные зубчатые колеса, канаты, валы и рычаги. При Спасских часах на службе состояли часовщики, которые следили за механизмом и перенастраивали его. На заре и на закате циферблат поворачивали так, чтобы стрелка приходилась на первый час - А, и счет часов начинался сначала. Для того чтобы знать, какой длины день, а какой - ночь, часовщикам выдавались таблицы - деревянные бирки, в которых все было отмечено. Задачей часовщика-смотрителя была неукоснительно следовать этим таблицам и вовремя переводить циферблат часов на дневное и ночное время, а так же осуществлять их ремонт в случае неполадок.

Часам на Спасской башне уделялось особое внимание поскольку считали их главными. Но несмотря на это, частые пожары повреждали детали башенных часов, а механизм часов часто выходил из строя. После одного из пожаров в 1624 году часы были настолько сильно повреждены, что их продали как лом, на вес, Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей. На место проданных неисправных часов в 1625 году под руководством английского механика и часовщика Христафора Галовея, русскими кузнецам-часовщиками семейства Ждан были изготовлены новые, более крупные часы.

Для этих часов были отлиты русским литейщиком Кириллом Самойловым 13 колоколов. Чтоб установить новые часы, башня была надстроена четырьмя ярусами. На древнем четверике Спасской башни, под руководством Бажена Огурцова, был надстроен арочный пояс из кирпича с белокаменными резными деталями и украшениями. А на внутреннем четверике был возведен высокий шатровый верх с арочными звонами, на котором повесили часовые колокола. На 7,8,9 ярусах установили новые главные часы государства. На 10-ом ярусе расположились колокола в количестве 30 штук для перезвона, который был слышен более чем на 10 верст.

Часы имели старорусский счет времени, а механизм состоял из дубовых связей, разборных, скрепленными железными обручами. Благодаря специальному механизму, часы время от времени отзванивали определенную мелодию, они и стали первыми российскими курантами. Диаметр циферблата новых часов составлял около 5 метров, весил 400кг и был собран из тяжелых дубовых досок. Вращался у этих часов циферблат, а неподвижная стрелка была сделана в виде луча солнца. Стрелка размещалась над циферблатом, указывая как ночное, так и дневное течение времени. Внутренний круг циферблата был покрыт голубой лазурью и изображал небесный свод, по которому были разбросаны золотые и серебряные звезды, изображения солнца и луны. Цифры обозначались славянскими буквами, а циферблат назывался «указательный словесный круг» (узнатный круг). Буквы были изготовлены из меди и покрыты золотом. Циферблаты, развернутые в разные стороны, были разделены на 17 делений и размещались в центральной киле видной арки арматурного пояса над древним четвериком. Вверху на стене, по кругу, были написаны слова молитвы и расположены знаки зодиака, вырезанные из железа, остатки которых до сегодняшних дней сохранились под существующими циферблатами часов.

Часы Христафора Галовея были меньше современных приблизительно на метр. Точность хода непосредственно зависела от обслуживающего их часовщика. После установки часы не единожды горели в пожарах, после чего снова восстанавливались. Однако простояли и прослужили людям часы Галовея на Спасской башне достаточно долго.

По указу Петра I в 1705 году вся страна перешла на единый суточный отсчет времени. Вернувшись после заграничных путешествий он распорядился заменить английский механизм часов Спасской башни, купленными в Голландии часами с 12-ти часовым циферблатом. Новые кремлевские куранты отбивали часы и четверти, а кроме того отзванивали мелодию. Установкой приобретенных часов на башню, и переделкой циферблата руководил русский часовщик Еким Гарнов. Полная установка курантов была закончена в 1709 году. Для обслуживания голландских часов содержался целый штат часовщиков, большая часть которых была иностранцами, однако, не смотря на все усилия, часы часто ломались и не долго радовали москвичей своим перезвоном. В тот период часы вызванивали «ассамблейные танцы». Там же были устроены и колокола, выбивавшие «пожарную тревогу».

Голландские часы имели 4-е заводных вала: 1-ый для часового механизма; 2-ой для боя часов; 3-ий для боя четвертей часа; 4-ый для исполнения мелодий. Валы приводились в движение гирями. После грандиозного пожара 1737 года Петровские часы были сильно повреждены. Тогда сгорели все деревянные детали Спасской башни, а Вал для курантов был испорчен. Как следствие колокольная музыка более не звучала. Интерес к курантам пропал после перенесения Петром I столицы в Санкт-Петербург. Куранты ломались и восстанавливались многократно, а обслуживание часов осуществлялось халатно.

Вступив на престол и посетив Москву, императрица Екатерина II заинтересовалась Спасскими курантами, но часы к тому времени пришли уже в полную негодность. Попытки восстановить их не принесли успеха, и по приказу Екатерины II «большие английские часы-куранты», найденные в Грановитой палате, начали устанавливать на Спасской башне.

Для монтажа был приглашен немецкий мастер Фатц, и вместе с русским часовых дел мастером Иваном Полянским, в течение 3 лет, установка была завершена. В 1770 году куранты начали вызванивать австрийскую мелодию «Ах, мой милый Августин» поскольку она очень нравилась часовому мастеру, немцу по происхождению, обслуживающему часы. И почти год эта мелодия звучала над Красной площадью, а власти на это не обращали никакого внимания. Это был единственный случай за всю историю, когда куранты отзванивали иностранную мелодию.

В 1812 году москвичи спасли Спасскую башню от разрушения французскими войсками, но часы остановились. Спустя три года их починила группа мастеров во главе с часовщиком Яковом Лебедевым, за что ему было присвоено почетное звание - мастер Спасских часов. Установленные при Екатерине II часы успешно работали на протяжении восьмидесяти лет без капитального ремонта. Однако после обследования в 1851 году братьями Иоганном и Николаем Бутенопов (датскими подданными) и архитектором Константином Тоном было установлено: «Спасские башенные часы находятся в критическом состоянии близкому к полному расстройству (железные шестерни и колеса износились, циферблаты обветшали, деревянные полы осели, дубовый фундамент под часами сгнил, лестница требует переделки)».

В 1851 компания «Братья Бутеноп», известная установкой башенных часов в куполе Большого Кремлевкого дворца, взялась за исправление Спасских курантов и поручила изготовление новых часов искусным русским мастерам. По рисункам опытного архитектора Тона были переоборудованы внутренние убранства Спасской башни. В новых часах использовались детали от старых часов и все наработки часового дела того времени.

Была проведена масштабная работа. Под часы была отлита новая чугунная станина, на которой располагался механизм, колеса и шестерни были заменены, а для их изготовления подобраны специальные сплавы, которые могли выдерживать большую влажность и значительные перепады температур. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпинсации конструкции Гаррисона.

Внешнему виду Кремлевских часов было уделено особое внимание. Были изготовлены новые железные циферблаты черного цвета с позолоченными ободами, выходящими на 4 стороны, для которых были отлиты из меди цифры, а также минутные и пятиминутные деления. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Общий вес часов составлял 25 тонн. Диаметр каждого из четырех циферблатов свыше 6 метров; высота цифр – 72 сантиметра, длина часовой стрелки около 3 метров, минутной стрелка еще на четверть метра длиннее. Оцифровка на циферблате была сделана в то время арабскими цифрами, а не цифрами римскими, как сейчас.

Также компанией «Братья Бутеноп» был полностью переделан музыкальный узел. К старым часовым колоколам добавили колокола, снятые с других башен Кремля, часы которых не работали к тому времени (16 с Троицкой и 8 с Боровицкой), доведя общее количество колоколов до 48 с целью более мелодичного перезвона и точного исполнения мелодий. Бой часов достигался при помощи ударов специальных молотков по поверхности нижнего основания колокола. Сам музыкальный механизм состоял из барабана диаметром полтора метра, в середине которого закреплено зубчатое колесо. Параллельно оси музыкального барабана размещена ось для 30 рычагов механизма взвода молотков, обеспечивающих звучание колоколов, расположенных в самом верхнем ярусе Спасской башни. На игральный вал часов, по именному повелению государя императора Николая Павловича, была набраны мелодии гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» (музыка Дмитрия Бортнянского) и марш лейб-гвардии Преображенского полка Петровских времен. Новые куранты вызванивали над Красной площадью каждые три часа, а мелодии имели важное идеологическое значение и звучали вплоть до 1917 года. В 12 и 6 часов марш лейб-гвардии Преображенского Полка, а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш господь в Сионе».

В 1913 году была проведена полномасштабная реставрация внешнего вида курантов, приуроченная к 300-летию дома Романовых. Компания «Братья Бутеноп» продолжала обслуживать часовой механизм.

В 1917 году во время артиллерийского обстрела при штурме Кремля часы на Спасской башне серьезно пострадали. Один из снарядов попав в часы перебил стрелку, повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились, и практически год были неисправны.

В 1918 году по указу В.И. Ленина было решено восстановить кремлевские куранты. В первую очередь большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но после озвученной сумы за починку, обратились к работающему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Беренс знал устройство курантов так как отец его работал в компании, которая обслуживала куранты ранее. Вместе со своими сыновьями Беренс смог запустить часы к июлю 1918 года, отремонтировав механизм вращения стрелок, заделав пробоину в циферблате и изготовив новый маятник длиной около полутора метра и весом 32 килограмма. Поскольку Беренс не смог настроить музыкальное устройство Спасских часов, по указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и набрал на игральный вал революционные мелодии. В соответствии с пожеланием Ленина в 12 часов колокола отзванивали «Интернационал», а в 24 часа - «Вы жертвою пали....»(в честь похороненных на Красной площади). В 1918 году комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию на Красной площади. Первым в 6 утра звучал «Интернационал», а в 9 часов и 15 часов - похоронный марш «Вы жертвою пали». Через некоторое время куранты перенастроили. В 12 часов колокола отзванивали «Интернационал», а в 24 часа «Вы жертвою пали».

В 1932 году был проведен ремонт внешнего облика и изготовлен новый циферблат, который был точной копией старого. На позолоту обода, цифр и стрелок было израсходовано 28 кг золота, а в качестве мелодии оставлен «Интернационал». По указанию И.В.Сталина исполнение траурного марша было отменено. Специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным. Морозы и изношенность механизма сильно искажали звучание, вследствие чего в 1938 году было принято решение остановить музыкальный барабан и куранты замолчали, став отбивать часы и четверти.

В 1941 году специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, который впоследствии демонтировали.

В 1944 году был принят новый гимн СССР на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова, и Г.Г. Эль-Регистана. В связи с этим, по указу И.В.Сталина пытались наладить куранты на отзванивание нового гимна, но по неизвестной нам причине этого так и не произошло.

В 1974 году проводилась крупная реставрация Спасской башни и курантов, часы были остановлены на 100 дней. За это время специалистами научно-исследовательского института часовой промышленности механизм часов был полностью разобран и отреставрирован, а старые детали заменены. Также была установлена система автоматической смазки деталей, которую ранее проводили вручную, было добавлено электронное управление часами.

В 1996 году во время инаугурации Б.Н.Ельцина, куранты, молчавшие 58 лет, после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли. В полдень и полночь колокола стали исполнять «Патриотическую песню» М.И. Глинки, а каждые 3 и 9 часов утра и вечера мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) М.И. Глинки. Выбор песни был не случаен, «Патриотическая песня» с 1993 года по 2000 год была официальным гимном России. Для реализации этого проекта потребовалась научно-исследовательская работа, проведенная специалистами НИИчасопром. В результате работы были прослушаны записи перезвона колоколов на Спасской башне дошедшие до наших времен. В разное время, колоколов было до 48 шт., был выявлен тон каждого из 9 уцелевших колоколов. После чего стало понятно, что их не хватит для нормального звучания выбранных мелодий, необходимы еще 3 колокола. По специальной спектральной записи звучания каждого недостающего колокола, были изготовлены новые.

Последняя крупная реставрационная работа проводилась в 1999 году. Работы велись пол года. Стрелки и цифры снова позолотили и восстановили исторический облик верхних ярусов. Были сделаны важные усовершенствования в работе и контроле за работой Кремлевских Курантов: был установлен специальный сверхчувствительный микрофон для более точного своевременного контроля за ходом часового механизма. Микрофон улавливает точность хода, на основании которого программное обеспечение помогает установить наличии проблем и быстро выявить, в каком узле механизма часов нарушен ритм. Так же во время реставрации провели перенастройку боя курантов, после которой вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять утвержденный государственный гимн Российской Федерации.

Кремлевские куранты в наше время располагаются в шатровом завершении Спасской башни и занимают 8, 9, 10 ярусы. Основной механизм размещен на 9-ом этаже и находится в специально отведенной комнате. Он состоит их 4 заводных валов, на каждый из которых возложены определенные функции. Один - для ведения стрелок, другой - для боя часов, третий - для вызванивания четвертей и еще один - для игры курантов. Каждый механизм приводится в действие тремя гирями весом от 160 до 220 кг, натягивающими тросы. Точность хода часов достигается благодаря маятнику, весом 32 кг. Часовой механизм соединяется с музыкальным узлом, который расположен под шатром башни в открытом 10-ом ярусе звонов, и состоит из 9 четвертных и 1 колокола, отбивающего полный час. Вес четвертных колоколов около 320 кг, часового - 2160кг.

Бой часов достигается при помощи ударов молотка, соединенного с механизмом каждого из колоколов. В начале часа куранты вызванивают 4 раза, а затем большой колокол отбивает часы. Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играет 1, 2 и 3 раза. Сам музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около двух метров, усеянного дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Его вращает гиря весом более 200кг. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы, связанные с колоколами на звоннице. В полдень и полночь исполняется гимн Российской Федерации, а в 3, 9, 15, 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Мелодии между собой сильно отличаются по ритму исполнения, поэтому в первом случае исполняется одна первая строчка из гимна, а во втором - две строчки из хора «Славься».

Сегодня мы видим на Спасской башне Красной площади те куранты, что восстановили братья Бутеноп в 1852 году. С момента появления на Спасской башне, часы постоянно реконструировались в связи с развитием прогресса в той или иной области механики, материаловедения и прочих наук. До 1937 года часы дважды в сутки заводили вручную, а потом этот процесс был механизирован, благодаря 3 электродвигателям подъем гирь для завода, производился не прикладывая больших усилий. Для каждого вала из чугунных слитков набираются гири весом до 200кг, а в зимний период этот вес увеличивают. Профилактический осмотр механизма осуществляется каждый день, а раз в месяц - детальный. Ход часов контролируется дежурным часовщиком и специальным прибором. Механизм смазывается 2 раза в неделю, при этом применяют летнюю или зимнюю смазку. Механизм часов исправно работает более 150 лет. Это символ не только Кремля, но и всей России, который как и в былые времена, отмеряет ход истории страны.

December 31st, 2016

Звуки курантов для россиян, как шампанское и салат оливье, — давно неотъемлемый атрибут встречи Нового года.

Многие считают, что чокаться бокалами с шампанским надо после того, как кремлевские куранты пробьют 12 раз. Это заблуждение возникло еще в советскую эпоху: когда по радио передавали сигналы точного времени, последний радиосигнал соответствовал началу нового часа. Но к бою курантов это не относится. Существует и другое мнение: новый год якобы наступает с первым ударом. Это тоже не так.

Сейчас я вам расскажу, когда надо "чокаться" ...


Точное кремлевское время хранится за железными засовами. Доступ в святая святых, Спасскую башню, только в сопровождении. Режимный объект. Никаких лифтов. Почти 10 этажей вверх пешком по старинным винтовым лестницам.

Каждая стрелка по 3 метра, сам циферблат — 6 метров. С брусчатки размер так не ощущается, но главные часы страны занимают несколько этажей. Больше человеческого роста колеса и шестеренки, огромный музыкальный барабан, 32- килограммовый маятник — итого вся конструкция весит больше 25 тонн. Во всем же остальном куранты самые обычные механические часы.


Здесь в астрономической службе времени Института имени Штернберга знают о них все, наблюдают за звездами, изучают вращение Земли и непрерывно получают сигналы со спутников, чтобы куранты постоянно получали сводки о самом точном московском времени. Здесь знают и ответ на главный вопрос.

Евгений Федосеев, начальник Службы времени Астрономического института им. Штернберга: «Новый год наступает при первом же звуке курантов. Дзинь-дзинь-дзинь. Это уже Новый год наступил и надо уже кричать, поздравлять и праздновать, а все вот эти удары и знаки — это все уже потом».

Завертелись колесики. Началось. Так выглядит приход нового года на смену старому в самом сердце главных часов страны.

А если уж еще более педантично подойти к проблеме, то вот:

Момент наступления нового года — понятие условное и относительное. Как договориться. Если живете в городе, то на разных его концах (запад — восток) момент 24-00 ПО МЕСТНОМУ ВРЕМЕНИ (!) будет в разное время. В средних широтах при разнице в расстоянии около 15 км разница уже будет в минуту.

Итак:

Первый удар из двенадцати звучит через десять секунд после начала новых суток . А их смена происходит, когда куранты начинают перезвон. Точнее, конечно, наоборот: начало перезвона курантов совпадает с мгновением смены суток. В ноль часов ноль минут ноль секунд начинается перезвон . Спустя десять секунд звучит первый удар колокола, отбивающего це-лые часы.


Первые часы в Москве появились в 1404 г. Тогда Москва была уже большим городом, а Кремль — рези-денцией великих князей. Кремлевские часы были одни-ми из первых в Европе и считались чудом своего вре-мени. Находились эти часы на дворе великого князя Василия Димитриевича на Соборной площади, недалеко от Благовещенского собора. Летописец так описал их устройство: «Сей же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и считая часы нощныя и дневныя; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хит-ростью, преизмечтано и преухищрено».

О мастере часов записано в летописи: «Замыслил часник сам князь, а установил часы монах серб по име-ни Лазарь». За установку часов заплатили 150 рублей— большую по тому времени сумму.

Когда появились кремлевские башенные часы, точно не известно. Есть предположение, что на Спасской башне они были поставлены вскоре после ее сооруже-ния (1491 г.). Однако документальные подтверждения этого относятся к XVI веку. Кем были устроены часы и какие они были, точно пока не установлено. В архив-ных материалах только под 1585 г. встречается упоми-нание о часовщиках Фроловских (Спасских), Троицких и Тайницких ворот. Сохранились документы, по кото-рым видно, что часовщики получали за свою работу по 4 рубля и 2 гривны в год жалования да по 4 аршина сукна на одежду.


В начале XVII столетия эти часы были проданы в Ярос-лавль, и из сохранившейся купчей мы знаем, что весили они 960 килограммов. Но вот какой на них был перезвон, документы не упоминают.

На надстроенной в 1625 году Спасской башне поя-вились вторые часы. Их собрали под руководством анг-лийского мастера Христофора Головея, приглашенного для устройства курантов царем Михаилом Романовым. Тридцать колоколов, отлитых мастером Кириллом Самой-ловым, отбивали каждый ровный час. Этот механизм после многочисленных кремлевских пожаров неоднократно ремонтировали, но пожара 19 июля 1701 года куранты не пережили.

Новые куранты по приказу Петра Первого были до-ставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Они от-бивали часы и четверти и исполняли перезвон на 33 коло-колах. Доподлинно известно, что в первый раз москвичи услышали его 9 декабря 1706 года в 9 часов утра.

Увы, эти часы ждала та же печальная участь, что и предыдущие механизмы. Несколько раз их ремонтиро-вали, но после пожара 1737 года куранты встали окон-чательно.



В 1763 году из помещений под Грановитой палатой были извлечены «большие курантовые часы» английско-го производства. Три года понадобилось мастеру Ивану Полянскому, чтобы установить их на Спасской башне. Механизм служил верой и правдой несколько десятков лет, за которые его детали износились, и часы встали. Их ремонт производился на заводах братьев Бутеноп в течение двух лет. Там же заново был создан музыкаль-ный механизм, исполнявший марш Преображенского полка петровских времен и мелодию Д.С. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». Чтобы звонница могла исполнить эти мелодии, ее дополнили 24 колоко-лами. 16 из них сняли с Троицкой башни и 8 — с Боро-вицкой. После этого количество колоколов в звоннице достигло 58, причем 13 из них были отлиты еще для ку-рантов Головея.

В 1860 году куранты удивили москвичей новой мело-дией. Это приглашенный для обслуживания часов немец-кий механик Фац перенастроил медный музыкальный вал на незатейливую мелодию «Ах, мой милый Августин». Однако Николай Первый посчитал эту песенку недостой-ной главных часов государства. Кстати, ранее Николай не разрешил настроить вал на «Боже, царя храни», счи-тая, что куранты не должны исполнять государственный гимн.

В революционном 1917 году в циферблат курантов уго-дил снаряд, и ремонт часов в 1919 году осуществил мас-тер Н.В. Берне. Теперь на музыкальный вал были набра-ны мелодии «Интернационала» и похоронного марша «Вы жертвою пали». Эти две мелодии поочередно (в полдень и полночь) и звучали до 1932 года, когда решено было оставить один «Интернационал». В 1938 году исполнение и этой мелодии прекратилось. Теперь куранты лишь отби-вали четверти и целые часы.

В 1974 году куранты были остановлены на сто дней . В течение этого времени механизм часов был полностью разобран, все износившиеся детали заменили. Было скон-струировано устройство автоматической смазки деталей. Но музыкальный механизм отремонтирован так и не был.

В канун распада Советского Союза Пленум ЦК принял решение, что куранты должны играть государственный гимн, написанный Александровым. Однако специалисты, обследовавшие музыкальный механизм, пришли к выво-ду, что находящимися в наличии колоколами исполнить эту мелодию невозможно .

Всякому, наверное, известен принцип действия обыкновенной музыкальной шкатулки. Она изобретена несколько столетий назад, но особенно была распространена в XVIII и XIX столетиях, когда даже карманные часы, портсигары и табакерки исполняли различные мелодии. Музыкальный механизм имел так называемый программный цилиндр, усаженный мелкими короткими штифтами. При вращении цилиндра они приводили в звучание тонкие металлические пластинки.

В кремлевских курантах тоже есть программный цилиндр, но диаметр его — около 2 метров, ширина— более 2 метров. Механизм приводится в действие тяжелой гирей весом более 200 килограммов.

После боя часов отключается стопор механизма курантов. Медленно вращается огромный цилиндр, ощетинившийся тысячей стальных штифтов. Штифтами занято


30 дорожек для одной пьесы и 30 — для другой. Каждая дорожка предназначена для одного колокола. Размеры колоколов курантов различны, поэтому и звуки они издают разные: от густого баса до звонкого дисканта. Вес колоколов зависит от их размера — от десятков до сотен килограммов. Вес самого большого колокола — 500 килограммов.

При вращении программного цилиндра штифты задевают за специальное приспособление вроде педали. Педаль соединена стальным тросиком с ударным механизмом (он расположен выше, на 10-м этаже, где висят колокола). Тросик оттягивает от края колокола специальной формы молоток, штифт срывается с педали, и молоток ударяет о край колокола, извлекая из него звук.

В то время как на протяжении многих десятилетий кремлевские куранты претерпевали всевозможные переделки, механизм часов все время работал исправно и почти не останавливался.


И музыка московских курантов не звучала вплоть до 1996 года. Тогда состоялась инаугурация Б.Н. Ельцина, к которой музыкальный узел был вновь отремонтирован. На этот раз его «научили» исполнять «Патриотическую песню» и «Славься» Глинки. Для этого записали звуча-ние каждого колокола и проанализировали обе мелодии с помощью компьютера. Умная электроника подсказала, сколько и какой тональности колоколов не хватает. В Голландии были отлиты, доставлены в Москву и установлены на звоннице три недостающих колокола.

И сегодня вы можете услышать мелодии Глинки в исполнении московских курантов. Конечно, если окажетесь на Красной площади в полдень или полночь.

Поздравляю всех читателей моего бложика с наступающим 2017 годом, желаю Вам всех благ в личной жизни и трудовой деятельности. Берегите себя и своих близких!


При трёх воротах Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовники. В -1614 годах упоминаются часовники ещё и при Никольских воротах. У Фроловских ворот в 1614 году часовником был Никифорка Никитин. В сентябре 1624 года старые боевые часы были проданы на вес Спасскому Ярославскому монастырю . Вместо них в 1625 году на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Кристофера Галлоуэя русскими кузнецами-часовщиками Жданом, его сыном Шумилой Ждановым и внуком Алексеем Шумиловым были установлены часы. 13 колоколов для них отлил литейщик Кирилл Самойлов. Во время пожара 1626 года часы сгорели, и были восстановлены Галлоуэем. В 1668 году часы ремонтировали. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Циферблат назывался указательный словесный круг , узнатный круг . Цифры обозначались славянскими буквами - буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин . Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время.

"Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате - первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось"…

Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города .

Необычное устройство часов дало основание Самюэлю Коллинсу, английскому врачу на русской службе, ехидно заметить в письме к своему другу Роберту Бойлю :

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галлоуэй - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно»

XVIII - XIX века

18 августа 1918 года в «Бюллетене» бюро печати ВЦИК было сообщено, что кремлёвские куранты отремонтированы и теперь они играют революционные гимны. Первым в 6 часов утра звучал «Интернационал», в 9 часов утра и в 15 часов - похоронный марш «Вы жертвою пали…» (в честь похороненных на Красной площади) .

Через некоторое время произвели перенастройку и куранты стали исполнять в 12 часов мелодию «Интернационал», а в 24 часа - «Вы жертвою пали…» .

В В наших часах стрелка ходит по циферному кругу, в Русских, напротив того, вертится циферный круг.

Ранним утром 15 числа весеннего месяца апреля, в 3-е воскресенье месяца, обегая бесплатные, в этот день, муниципальные музеи, в музее "Старого Английского подворья" в Московском Зарядье, на выставке про древнерусскую арифметику, увидел странного вида голубой циферблат с 17 славянскими буквами вместо цифр .. Это был рисунок одного из первых циферблатов часов Спасской (тогда Фроловской) башни Московского Кремля. Т.к. посещение было бесплатным, за фотографирование я не платил, поэтому просто зарисовал циферблат, а придя домой погуглил.

"В наших часах стрелка ходит по циферному кругу , в Русских, напротив того, вертится циферный круг. Г-н Голловей (Holloway), один очень искусный человек, сделал первые такие часы, говоря, что Русские ни в чём не сходны с другими народами, а потому и в часах их должно быть особенное устройство ." Цитирую по: " Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне. Сочинение Самуила Коллинса, который девять лет провел при Дворе московском и был врачом царя Алексея Михайловича // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских". — М., 1846

"Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате — первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось"…

Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

Д о этого я думал, что самые странные часы были у древних японцев, завезенных в Японию в XVI веке голландскими торговцами (у меня дома есть макет древних японских часов из конструктора "Gakken"). Изменение длины секунд в зависимости от времени года (меняются регулярным изненением длины маховиков, которых 2: один качается днем, второй ночью), чтобы днем и ночью было одинаковое количество часов (по 6 часов).. При том, что длина ночных и дневных секунд совпадала только 2 раза в год, в дни равноденствий. Количество ударов в часах с боем от 9 до 4, т.к. 1, 2 и 3 удара зарезервированы под сигналы к буддистским молитвам. Понятно, что на начало дневного и ночного периодов (рассвет и закат) часы отбивали шесть ударов, потом 5, 4, 9 (полдень-полночь), 8 и 7

Оказывается, наши предки тоже были затейники : секунды у них были постоянны, минут не было вообще, а вот сутки тоже делились на день и ночь по (восходу/заходу солнца) и в дне могло быть от 7 часов (зимнее солнцестояние) до 17 часов (летнее солнцестояние) за счет увеличения или сокращения ночи. В момент восхода/захода солнца часы обнуляли... Естественно крутились в часах не стрелки (как тогда в Европах), а циферблат.

Уже в 1404 году на каменной башне Кремля — Фроловской (Спасской ее называют с конца XVII века) были установлены монахом Лазарем Сербиным первые часы. Москвичи каждый час слышали звон колокола. Сама башня имела тогда другой вид. На плоской верхушке ее был устроен навес, прикрывавший колокол от дождя и снега. В 1491 году итальянец Пьетро Антонио Соларий построил новую башню, сохранившуюся и поныне. В конце XV — начале XVI века башню снабдили новыми часами. В документах тон поры указывается, что «Часовники» получали в год жалованья 4 рубля да на мясо и соль 2 гривны и 4 аршина сукна. Первые куранты установили на кремлевской башне в 1585 году. Но в трудные годы смут и иноземного нашествия они погибли.

В первые годы XVII века в столицу вызвали из Комарицкой волости Устюжского уезда кузнеца Шумило Жданова Вырачева. Ему поручили изготовить и установить на Фроловской башне новые «часы боевые» — куранты. Помогали Шумиле его отец и сын. Часы Выраченых имели 24 деления, они показывали дневное время — каждый час от восхода солнца до заката. Затем вращающийся циферблат возвращался в начальное положение и начинался отсчет ночных часов. В пору летнего солнцестояния день длился по 17 часов, остальные приходились на ночь. Вращающийся круг циферблата изображал небесный свод, по окружности шли цифры. Луч золоченого солнца, укрепленный над кругом, служил стрелкой и указывал час. Вырачевские часы шли исправно около двадцати лет, однако при перестройке башни в 1624 году их продали на вес Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей: такова была стоимость 60 пудов железа. В 1624 —1626 годах под руководством мастера Христофора Галовея верхняя часть Фроловской башни была перестроена. Здесь Галовей установил новые часы. К ним колокольный мастер Кирила Самойлов отлил тринадцать новых колоколов. Эти часы во время пожара 1626 года пострадали так, что Галовею пришлось всю работу делать заново. Лишь через два года вновь раздался звон кремлевских курантов.“Часовники“ Спасской башни являлись и придворными мастерами, один из них починивал во дворце часы большие… и часики невелики… в серебре». В 1621 году в Москву на царскую службу был приглашен «аглицкий» мастер Христофор Галовей. Ему заказали новые часы, для сохранения которых от частых пожаров деревянная вышка Спасской башни в 1625 году была заменена ныне существующим каменным верхом. Работы по сооружению многоярусного верха и красивого черепичного шатра осуществили русские мастера-каменщики под руководством зодчего Бажена Огурцова. Галовею за установку часов из царской казны было выдано богатое вознаграждение. 29 января 1626 года от великого князя Михаила Федоровича он получил: серебряный кубок, 29 аршин дорогих тканей, сорок соболей и сорок куниц. Всего царский подарок потянул почти на 100 рублей - огромную по тем временам сумму. А пожаловал государь его (т. е. Галовея) за то, что он «сделал в Кремле-городе над Фроловскими воротами башенные часы».

Это был прибор времени весьма удивительного устройства. Единственная стрелка кремлевских часов, имеющая, вид солнечного луча, была неподвижно укреплена на башне. Под аллегорическим золоченым солнцем на голубом диске были изображены серебряные звезды, полная луна и лунный серп. Вокруг шли 17 арабских золоченых цифр и столько же указных слов —церковно-славянских букв, которые употреблялись в допетровской России. Указные слова были медные, густо вызолоченные и размером каждое в аршин, а между ними помещались получасовые знаки. Дубовый, диаметром более 5 метров циферблат часов медленно поворачивался, подставляя под стрелку-луч цифру очередного наступившего часа. В довершение всего стрелка указывала часы «дневные» и «ночные» — по делению времени, существовавшему тогда на Руси. Дневные часы начинались с первым солнечным лучом, ударявшим с востока в Спасскую башню. А вечером, лишь только последняя искорка зари гасла на золоченых флюгерах, создатель галовеевских часов Шумило Жданов, назначенный на почетную должность «водить» часы, ухватившись за лазоревый круг, переводил кремлевское «часомерье» на ночной счет времени. Часы, построенные устюжскими мастерами, обслуживали не только городской люд, писарей в приказных канцеляриях да купцов в торговых рядах. На десять верст окрест в деревнях и селениях раздавался бой их колоколов, отлитых талантливым русским литейщиком Кириллом Самойловым. «Диво мира» — восторженно называли эти часы иностранцы, приезжавшие в Москву в XVII веке.

Вот что писал о часах Спасской башни посол австрийского императора Леопольда при царе Алексее Михайловиче барон Августин Мейерберг в своих записках о Московии: «Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца… Когда бывают самые долгие дни, эта машина показывает и бьет до семнадцати, и тогда ночь продолжается семь часов». Сделав эту запись, австрийский посол старательно зарисовал часы в свой альбом: видимо, и для него часы являлась изрядной достопримечательностью. Но часам не повезло. В майскую ночь 1626 года над Москвой разразился страшной силы пожар. Весь Кремль был охвачен пламенем. Деревянные части на Спасской башне сгорели, часовой колокол, проломив два кирпичных свода, рухнул на землю и разбился. Заново восстановленные часы более четверти века исправно и верно служили людям. Но 5 октября 1656 года на Спасской башне вновь учинился пожар. Сгорела ведущая вверх деревянная лестница, обгорели и часы. Часовник на допросе сказал, что заводил часы без огня «и от чего на башне загорелось, он про то не ведает». Павел Алеппский, описывая путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию, с большим сожалением рассказывает об этом пожаре. Он говорит, что вернувшийся с литовского похода царь Алексей Михайлович, дойдя до Спасских ворот и увидев обгоревшую башню с часами, горько заплакал. Часы после пожара пришли в полную негодность, требовали чистки и ремонта.

Подавляющее большинство россиян считает,что Новый год наступает с первым или последним ударом колокола. Но это не так.

Новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов,

то есть за 20 секунд до первого удара колокола.

А с 12 ударом колокола уже прошла ровно минута Нового года

Такое заблуждение было связано с тем, что россияне путали сигналы точного времени, передаваемые по радио (где начало шестого сигнала означало начало нового часа) с боем курантов Спасской башни.

Кремлёвские куранты установлены на Спасской башне Московского Кремля, занимают 8-10 ярусы и выходят на четыре стороны башни.

Диаметр циферблата - 6,12 метра, высота римских цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки 2,97 метра, минутной —-3,27 метра.

Всего на Спасской башне было трое часов

Первые часы на Спасской башне

На существование часов ещё в XVI веке указывает то свидетельство, что в 1585 году при трёх воротах Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовники. В 1613—1614 годах упоминаются часовники ещё и при Никольских воротах. У Фроловских ворот в 1614 году часовником был Никифорка Никитин. В сентябре 1624 года старые боевые часы были проданы на вес Спасскому Ярославскому монастырю. Вместо них в 1625 году на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея русскими кузнецами-часовщиками Жданом, его сыном Шумилой Ждановым и внуком Алексеем Шумиловым были установлены часы. 13 колоколов для них отлил литейщик Кирилл Самойлов. Во время пожара 1626 года часы сгорели, и были восстановлены Галовеем. В 1668 году часы ремонтировали. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Циферблат назывался указательный словесный круг, узнатный круг. Цифры обозначались славянскими буквами — буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин. Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время.

"Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате — первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось"…

Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

Необычное устройство часов дало основание Самюэлю Коллинсу, английскому врачу на русской службе, ехидно заметить в письме к своему другу Роберту Бойлю:

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России же наоборот — цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галовей — весьма изобретательный человек — придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно»

Вторые часы на Спасской башне

В 1705 году по указу Петра I в Кремле были установлены новые часы. Купленные Петром I в Голландии, они были доставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. Часы устанавливал часовой мастер Еким Гарнов (Garnault). Какую мелодию исполняли эти куранты — неизвестно. Однако, голландские часы недолго радовали москвичей своим перезвоном. Петровские часы часто ломались, а после грандиозного пожара 1737 года и вовсе пришли в полную негодность. Столица была перенесена в Петербург и с ремонтом главных часов первопрестольной не спешили. В 1763 году в здании Грановитой палаты были обнаружены большие английские курантовые часы. Для их установки на Спасскую башню в 1767 году был специально приглашен немецкий мастер Фатц (Фац). В течение трёх лет при помощи русского мастера Ивана Полянского часы были установлены. По воле иностранного мастера в 1770 году кремлёвские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин» и в течение некоторого времени эта мелодия звучала над Красной площадью. Это был единственный случай, когда куранты играли иностранную мелодию. Во время знаменитых пожаров 1812 года они были повреждены. После изгнания французов из Москвы куранты были обследованы. В феврале 1813 года часовщик Яков Лебедев написал в своем докладе, что механизм часов разрушен и предложил отремонтировать их своими коштом и материалами его рабочими людьми. Получив разрешение на проведение работ с условием, что он не испортит механизм Лебедев приступил к восстановлению. В 1815 году часы были запущены, а Яков Лебедев получил почетное звание часового мастера Спасских часов. Однако, время не щадило и эти кремлёвские куранты. В рапорте компании «Братья Бутеноп» и архитектора Тона от 1851 года значится:«Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки,…дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.»

Третьи часы на Спасской башне

Современные куранты были изготовлены в 1851-52 годах на русском заводе датских подданных братьев Иоганна (Ивана) и Николая Бутенопов, компания которых была известна установкой башенных часов в куполе Большого Кремлевского дворца. Братья Бутенопы взялись за работу в декабре 1850 года. Ими были созданы новые часы, используя некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени. Была проведена колоссальная работа. Старый дубовый корпус заменён на литой, чугунный. Мастера заменили колёса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большую влажность. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации конструкции Гаррисона. Внешний вид кремлёвских часов не остался без внимания. Бутенопы установили новые циферблаты, железные, выходящие на четыре стороны, не забыв о стрелках, цифрах и часовых делениях. Специально отлитые медные цифры и минутные и пятиминутные деления были покрыты червонным золотом. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Работы были закончены в марте 1852 года. Иван Толстой, являвшийся придворным часовщиком, доложил, что «механизм означенных часов переделан вновь с должною отчетливостью и по правильному ходу и верности заслуживает полного одобрения».

Знаменитая мелодия колокольного перезвона курантов, которая отмечает наступление каждого часа и четверти, широко известная по всему миру, специально не сочинялась: она обусловлена исключительно самой конструкцией звонницы Спасской башни. Исполнение курантами определенной мелодии возложили на игральный вал, представляющий собой барабан с отверстиями и штифтами, связанные канатами с колоколами под шатром башни. Для более мелодичного звона и точного исполнения мелодии с Троицкой и Боровицкой башен сняли 24 колокола и установили их на Спасской, доведя общее количество до 48. Одновременно была проведена реставрация самой башни под руководством архитектора Герасимова. Металлические перекрытия, лестницы и постамент к ним были выполнены по рисункам талантливого русского архитектора Константина Тона, создавшего Храм Христа Спасителя. Вскоре встал вопрос о выборе мелодии для исполнения курантами. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман помогли отобрать шестнадцать самых знакомых москвичам мелодий. Николай I велел оставить две, «чтобы часовые куранты разыгрывали утром - Преображенский марш Петровских времен, употребляемый для тихого шага, а вечером - молитву «Коль славен наш Господь в Сионе», обыкновенно играемую музыкантами, если обе пьесы можно будет приспособить к механизму часовой музыки». С этого времени куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года. Изначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», однако Николай I этого сделать не разрешил, заявив, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». В 1913 году к 300-летию дома Романовых провели полномасштабную реставрацию внешнего вида курантов. Компания «Братья Бутеноп» продолжала поддерживать часовой механизм.

2 ноября 1917 года при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год. В 1918 году по указанию В. И. Ленина («Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком») кремлёвские куранты было решено восстановить. Сперва большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но те, оценив масштабы разрушений, запросили 240 тысяч золотом. После этого власти обратились к работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Беренс хорошо знал устройство курантов, так как был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп», принимавшего участие в их реконструкции. В условиях обстановки в Советской России 1918 года с большим трудом был изготовлен новый маятник весом 32 килограмма, взамен утраченного старого, который был свинцовым и позолоченным, отремонтирован механизм вращения стрелок, заделана пробоина в циферблате. К июлю 1918 года с помощью сыновей Владимира и Василия Николай Беренс смог запустить куранты. Однако, Беренсы не разбирались в музыкальном устройстве Спасских часов. По указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и в соответствии с пожеланием Ленина набрал на игральный вал курантов революционные мелодии. Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа — «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места на Красной площади.

18 августа 1918 года в «Бюллетене» бюро печати ВЦИК было сообщено, что кремлёвские куранты отремонтированы и теперь они играют революционные гимны. Первым в 6 часов утра звучал «Интернационал», в 9 часов утра и в 15 часов - похоронный марш «Вы жертвою пали…» (в честь похороненных на Красной площади)

Через некоторое время произвели перенастройку и куранты стали исполнять в 12 часов мелодию «Интернационал», а в 24 часа — «Вы жертвою пали…»

В 1932 году был проведён ремонт внешнего облика часов. Был изготовлен новый циферблат — точная копия старого и заново позолочены обода, цифры и стрелки, израсходовав 28 килограммов золота. Кроме того, в качестве мелодии был оставлен только «Интернационал».

Специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным.Изношенный механизм боя курантов, а также морозы сильно искажали звучание. Об этом ещё в 1850 году предупреждали братья Бутенопы: «проволоки, посредством которых должны приводиться в движение колокольные молотки, будучи слишком длинны, качаются; а зимою, от влияния морозов, сокращаются; от чего выражение музыкальных звуков бывает не чисто и неправильно».

Вследствие искажения мелодии уже в 1938 году куранты замолчали, став отбивать своим перезвоном и боем часы и четверти. В 1941 году специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электро-механический привод, впоследствии демонтированный. В 1944 году по указанию И. В. Сталина пытались настроить куранты на исполнение уже нового принятого гимна на музыку Александрова. Но работа не увенчалась успехом.

Крупная реставрация курантов и всего механизма часов с их остановкой на 100 дней была проведена в 1974 году. Механизм был полностью разобран и отреставрирован с заменой старых деталей. С 1974 года работает система автосмазки деталей, которую до этого проводили вручную. Однако музыкальный механизм курантов так и остался не тронутым реставрацией.

В 1991 году Пленумом ЦК было принято решение о возобновлении работы кремлёвских курантов, однако выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает трёх колоколов. К этой задаче вернулись в 1995 году. Новым гимном Российской Федерации планировали утвердить «Патриотическую песню» М. И. Глинки. В 1996 году во время инаугурации Б. Н. Ельцина куранты после традиционного перезвона и отбивания часов после 58 лет молчания вновь заиграли. Однако, за прошедшие годы на звоннице Спасской башни осталось всего 10 колоколов. В отсутствие нескольких колоколов, необходимых для исполнения гимна в дополнение к колоколам установили металлические била. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а каждые 3 и 9 часов утра и вечера — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) также М. И. Глинки.

Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 году. Работы распланировали на полгода. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 году. Куранты стали исполнять государственный гимн России.