Механические волны краткий конспект. Колебательные и волновые явления

2.2 Проблематика

Проблема неразделенной любви

По моему мнению, тема любви в литературе всегда актуальна. Ведь любовь - это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось ещё с античных времён. Любовь одинакова всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь не стареет.

Она пела, прижавшись к нему, и ее руки были в его руках, и каждый из них в этот миг держал в своей руке сердце другого.

Боюсь, ты не уловила мою мысль, - мягко сказал Мартин. - Я о чем говорю: если ты меня любишь, как же это получилось, что теперь ты любишь меня гораздо сильнее, чем прежде, когда твоей любви хватило лишь на то, чтобы мне отказать?

В любви человеческий организм достигает высшей цели своего существования, в любви не должно сомневаться, ее надо принимать от жизни как величайшую награду.

Играя в незнакомую игру, не делай первого хода.

Проблема «пустого» высшего класса общества.

По ходу всего действия романа, общество идет в противопоставление главного героя. Эта серая масса людей презирает и смеется над главным героем, унижая его и оскорбляя. Джек Лондон показывает самые страшные стороны общества. Говорит нам о том, что даже самый светлый и чистый человек может оказаться под влияние общества не таким уж и чистым, о чем свидетельствует нам героиня Руфь.

Я просто сохраняю за собой право иметь собственное мнение. Я высказал вам только что свои взгляды, чтобы объяснить, почему медвежьи прыжки мадам Тетралани портят мне удовольствие, получаемое от оркестра. Быть может, музыкальные критики всего мира и правы, но я хочу оставаться самим собой и не желаю подчинять своих вкусов даже единодушному приговору всего человечества. Если я не люблю чего-то, то не люблю, вот и все. И под солнцем не существует силы или разумного основания, которые заставили бы меня обезьянничать и любить что-нибудь только потому, что большинство подобных мне существ любит это. Или, по крайней мере, делает вид, что любит.

Боюсь, Мартин Иден никогда не научится зарабатывать деньги. А для счастья деньги необходимы, так устроен наш мир… не миллионные состояния нужны, нет, но достаточные средства, чтобы жить прилично и с комфортом.

И постоянно глядя друг на друга, подражая друг другу, эти жалкие существа готовы стереть свои индивидуальные особенности, отказаться от живой жизни, чтоб только не нарушить нелепых правил, у которых они с детства в плену.

Проблема возможности образования рабочего класса.

Проблема образования рабочего класса показана в романе «Мартин Иден» очень остро. Это одна из главных проблем, на мой взгляд. Есть рабочие, которые не могу себе позволить даже купить книгу, потому что это очень дорого, а есть буржуазия - люди, которые могут себе позволить обучение и делают это не из своих побуждений и стремлений, а только чтобы соответствовать своему статусу в своей обществе.

Ограниченные умы видят ограниченность только в других.

То была извечная трагедия - когда ограниченность стремится наставлять на путь истинный ум широкий и чуждый предубеждений.

Мартину редко приходилось думать. Обитель мысли была заперта, окна заколочены, а сам он был лишь призрачным стражем у ворот этой обители. Да, он стал призраком. Джо был прав. Они оба были призраками в царстве нескончаемого труда.

Проблема отсутствия человеческого стремления.

«Стремясь к успеху, надо стремиться и к совершенству.», но матросы даже не позволяют себе представить нечто другое, о чем они могу мечтать, кроме заработка на своей работе. Но ведь есть один человек - Марти Иден, который это переборол из любовь к прекрасному начал учиться и зарабатывать деньги не на кабаки и женщин, а для образование. Но он почему-то не подал урок своим друзьям и знакомым по работе. Они так и остались, они так и продолжили верить только в то, чем они привыкли жить.

Что мне не нравится, то мне не нравится, и с какой стати я должен делать вид, что мне это понравилось!

Радость не в том, что твоя работа пользуется успехом, радость - когда работаешь.

Да откуда она, эта способность, - прервал Мартин. - Девяносто девять процентов редакторов обыкновенные неудачники. Несостоявшиеся писатели. Не думай, будто они предпочли нудную необходимость торчать за редакторским столом, зависеть от тиража и коммерческого директора радости творить. Они пробовали писать - и не сумели. И получается дьявольская нелепость. Каждую дверь в литературе охраняют сторожевые псы - несостоявшиеся писатели.

Проблема того, что не каждый человек готов помочь другому.

По моему мнению, эта проблема актуальна во все времена. Хоть проблема гуманизма и не прослеживается ясно, как проблема любви, все же она здесь есть. Гуманизм, ставит вопрос об истинном благородстве человека, то судя по произведению, обладает совсем малая часть, в этом случае - только Мартин Иден.

Время - лучшее лекарство от детских болезней. - Он повернулся к Морзу. - Я полагаю, споры в таких случаях бесполезны. Пациент только становится еще упрямее, отстаивая свою точку зрения.

Это верно, - с важностью согласился мистер Морз. - Но больного иной раз следует предостеречь, что недуг серьезен.

Каждый поступает как умеет, большего не дано.

Тот шагает быстрей, кто шагает один.

Проблема нежелания социума самосовершенствования.

Для многих людей самосовершенствование стоит на высшем месте, как и для Мартина Идена. Но вот по ходу всего романа он один такой, другие люди не имеют такого стремления, они остаются на своем уровне, что их и устраивает.

Сдается мне, знания - они вроде штурманской рубки. Как приду в библиотеку, всегда про это думаю. Дело учителей по порядку растолковать ученикам всё, что есть в рубке. Учителя - проводники по штурманской рубке, вот и всё. Ничего нового они тут не выдумывают. Не они всё это сработали, не они создали. В рубке есть карты, компас, всё, что надо, а учительское дело всё новичкам показать, чтоб не заблудились.

А я вам говорю, - перебил он, - что по крайней мере девяносто девять процентов редакторов - это просто неудачники. Это неудавшиеся писатели. Не думайте, что им приятнее тянуль лямку в редакции и сознавать свою рабскую зависимость от распространения журнала и от оборотливости издателя, чем предаваться радостям творчества. Они пробовали писать, но потерпели неудачу. И вот тут-то и получается нелепейший парадокс. Все двери к литературному успеху охраняются этими сторожевыми собаками, литературными неудачниками. Редакторы, их помощники, рецензенты, вообще все те, кто читает рукописи, - это все люди, которые некогда хотели стать писателями, но не смогли. И вот они-то, последние, казалось бы, кто имеет право на это, являются вершителями литературных судеб и решают, что нужно и что не нужно печатать. Они, заурядные и бесталанные, судят об оригинальности и таланте. А за ними следуют критики, обычно такие же неудачники. Не говорите мне, что они никогда не мечтали и не пробовали писать стихи или прозу, -- пробовали, только у них ни черта не вышло.

Но если вы потерпите неудачу? Вы должны подумать обо мне, Мартин!

Если я потерплю неудачу? - Он поглядел на нее с минуту, словно она сказала нечто немыслимое. Затем глаза его лукаво блеснули. - Тогда я стану редактором, и вы будете редакторской женой.

Анализ поэмы "Медный всадник"

Одним из основных вопросов творчества А.С. Пушкина был вопрос отношения личности и государства, а также вытекающая отсюда проблема "маленького человека". Известно, что именно Пушкин серьезно разработал эту проблему...

Анализ произведения Вильяма Шекспира "Ромео и Джульетта"

Основу проблематики «Ромео и Джульетты» составляет вопрос о судьбе молодых людей, вдохновленных утверждением новых высоких возрожденческих идеалов и смело вступивших в борьбу за защиту свободного человеческого чувства...

Анализ романа У. Эко "Имя розы"

События в романе наталкивают нас на мысль, что перед нами детектив. Автор с подозрительной настойчивостью предлагает именно такое истолкование. Лотман Ю. пишет, что «уже то...

Основные жанровые особенности руской повести 40-х годов.

Теперь перейдем к литературной проблематике направле-ния. Направление -- это прежде всего творческое единство пи-сателей. Направление на зачаточной стадии может сущест-вовать стихийно, без ясно осознанной и сформулированной программы...

Проблематика и поэтика лирико-философской повести И.А. Бунина "Митина любовь"

бунин герой любовь жанровый При анализе проблематики данной повести мы опирались на работы А. Волкова, О. В. Сливицкой. Проблематика повести тесно переплетена с образами главных героев...

Проблематика и поэтика цикла стихотворений Б. Пастернака "Когда разгуляется" (импрессионистические тенденции)

Концепция времени. "…Хочу понять <…>, как Пруст нашел потерянное время…". "Я мир трущоб избрал жилищем…". Особенности поэтики цикла: Метафора. Элементы импрессионистической техники...

Проблематика роману Джона Стейнбека "Грона гніву"

1. Перехід до індустріального суспільства, капіталізму (масштабне капіталістичне сільськогосподарське виробництво перетворює вільного землевласника до становища безликого і безсловесного придатку машини. З однієї сторони - Джоуди...

Роль эпиграфа в романе Грэма Грина "Комедианты"

грин художественный комедианты эпиграф В «Комедиантах» (1966) писатель подвергает беспощадной критике реакционные режимы, в том числе тот, который установлен с помощью США на Гаити...

Роман Дж. Д. Селінджера "Над прірвою в житі"

Холден не розуміє міркувань свого кращого вчителя, застерігає про безодні, що звилася перед молоддю: "Безодня, в яку ти летиш, - жахлива прірву, дуже небезпечна. Той, хто в неї падає, ніколи не відчує дна. Він падає, падає без кінця. Це буває з людьми...

Сравнительный анализ "Пиноккио" К. Коллоди и "Золотой ключик, или Приключения Буратино" А.Н. Толстого

Впервые сказка итальянского писателя К. Коллоди "Приключения Пиноккио. История одной марионетки", увидевшая свет в 1883 году, была переведена на русский язык в 1906 году и опубликована в журнале "Задушевное слово"...

Тема народа в романе "Война и мир"

Огромное количество статей и книг написано о романе «Война и Мир». Но основными проблемами были и остаются: композиция и жанр, «мысль народная», историческая правда в романе и основные образы...

Тема преступления и наказания в романе Диккенса "Домби и сын"

Первоначально роман Диккенса был задуман как «трагедия гордости». Гордость - важное, хотя не единственное качество буржуазного дельца Домби...

Трагедия Шекспира "Гамлет"

Проблема нравственного выбора Одной из наиболее ярких проблем произведения является проблема выбора, которую можно считать отражением основного конфликта трагедии. Для мыслящего человека проблема выбора...

Традиции жанра антиутопии в западной литературе

Роман Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» представляет собой тематически расширенную версию рассказа «Пожарник», опубликованного в журнале «Гэлэкси Сайенс Фикшн» в феврале 1951 г., и являет нам целый комплекс проблем, с которыми, по мнению автора...

Художественные особенности антиутопии Е. Замятина "Мы"

Две основные проблемы, которые поднимаются в данном произведении - это влияние развития техники на человечество, а так же проблема «тоталитаризма». Остальные проблемы уже являются порождением, последствием этих двух. Рассмотрим...

«…Позвольте указать мне на главную слабость такой параллели: Мартин Иден покончил с собой, а я все еще жив.»

Джек Лондон о возможной автобиографичности «Мартина Идена»

Роман «Мартин Иден» всегда сильно отличался от других произведений Джека Лондона. Здесь нет дикой природы, колоритных аборигенов и героев-первопроходцев, зато есть критика «американской мечты», бунт против буржуазного общества и трагический финал.

Немного размышлений о том, почему «Мартин Иден» всё же далеко не биография автора, и что не так с его заглавным героем.

Нетипичный роман

Следует сказать, что в автобиографичности других книг Джека Лондона сомневаться не приходится. И дело не только в том, что сопоставлять произведения этого автора с его насыщенной биографией предельно просто: «Рассказы рыбацкого патруля» - работа юного Джека в бухте Сан-Франциско в составе рыбацкого патруля, «Морской волк» - его путешествие к берегам Японии для ловли морских котиков, «Сын волка» - опыт Лондона-золотоискателя в верховьях реки Юкон, и так далее.

Рисунок на витрине салона «Первый и последний шанс» в Окленде, в который более ста лет назад заходил Джек Лондон

Просто лирический герой этих произведений, как правило, очень органичен, прекрасно вписан в окружающую его действительность, «честный авантюрист», пионер-первопроходец; суровый человек на фоне суровой природы, он приковывает к себе внимание читателя силой и цельностью своей личности. Именно благодаря этому во всём мире (но, наверное, более всего для советских детей) - Джек Лондон навсегда заслужил репутацию «писателя для юношества» - автора, который учит подрастающее поколение отваге, благородству, вкладывает в юные головы кристально чистые идеалы честной борьбы с трудными жизненными обстоятельствами.

Именно про книги Джека Лондона, Вальтера Скотта и Жюля Верна Владимир Высоцкий пел в своей «Балладе о борьбе»:

«… Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,-
Значит, нужные книги ты в детстве читал!»

Нетипичный герой


И в первых главах «Мартина Идена» мы, казалось бы, видим всё того же классического лондоновского персонажа - сильного и смышленого моряка Мартина, выходца из американского рабочего класса. Разве что на этот раз героя мы встречаем в не совсем обычной для него обстановке - не на пустынных берегах новых земель, а в гостиной зажиточного семейства. Как он там оказался?

Однажды Мартин вступился за студента, которого незаслуженно хотели избить какие-то портовые хулиганы. Студент решил отблагодарить моряка приглашением на обед в своё почтенное семейство. Так Иден волею случая знакомится с сестрой спасенного студента, прекрасной Руфь Морз. Потрясенный обаянием и умом Руфь, а также атмосферой образованности и благополучия, царящей в семействе Морзов, Мартин решает во что бы то ни стало получить образование, стать известным писателем, и, заработав таким образом деньги и славу, быть достойным своей избранницы.

Памятная доска Джека Лондона в Окленде

И поначалу всё складывается как нельзя благополучно: обладающий от природы живым, острым умом Мартин впитывает новые знания, как губка, и, несмотря на перерывы в обучении, вызванные необходимостью зарабатывать на хлеб насущный, в скором времени он получает прекрасное образование.

Руфь влюбляется в Мартина и соглашается стать его женой, а Морз-старший, пусть и скрепя сердце, - принять моряка-самоучку в свой дом и устроить в свою юридическую контору. Казалось бы, тут и должен окончиться роман, прославляя «американскую мечту» и Мартина Идена, как классический пример self made man.

Но беда Мартина в том, что он не хочет останавливаться на достигнутом и становиться заурядным отцом семейства, говорящим прописные банальности на званых обедах. Мартин решил во чтобы то ни стало стать известным писателем, ведь он чувствует, что может «писать гораздо лучше современных писак»

Главный герой, сам пока не понимая того, серьезно обгоняет в интеллектуальном развитии свою возлюбленную Руфь, которая несмотря на университетский диплом и звание «бакалавра изящных искусств» остается очень ограниченной и несвободной во взглядах и суждениях. И между ними всё то же расстояние, которое отделяло когда-то грубого моряка от утонченной студентки университета. Просто теперь моряк ушел далеко вперед.

«…Мартин не знал, что для Руфи “радость творчества” - пустые слова. Она, правда, часто употребляла их в беседе, и Мартин впервые услыхал о радости творчества из ее уст. Она читала об этом, слышала на лекциях университетских профессоров, даже упоминала, сдавая экзамен на степень бакалавра искусств. Но сама она была настолько заурядна, настолько лишена всякого творческого порыва, что могла лишь слепо повторять то, что говорили о творчестве другие.»

Далее, с каждой главой, отношения главных героев становятся всё драматичнее: Мартин терпит неудачи в писательском ремесле, Руфь уговаривает его бросить это гиблое дело. Мартин просит у неё два года на то, чтобы сделать карьеру писателя.

Руфь
На протяжении этих двух лет Мартин периодически голодает, сдает в ломбард единственный фрак, спит по четыре часа в сутки, совершенствует свой писательский стиль…и не добивается ничего - почти все его произведения журналы присылают обратно, а за немногие принятые платят копейки.

Но безденежье - это ещё полбеды. Мартин, который, будучи простым моряком, благоговел перед «утонченными» беседами в доме Морзов, получив образование, начинает понимать, что Морзы и их гости очень ограничены (если не сказать глупы), изрекают важным тоном банальности и осуждают каждого, кто осмеливается отстаивать взгляды, не принятые в их теплом кружке самодовольных буржуа.
Новый друг Мартина, умный и талантливый писатель-социалист Ресс Бриссенден еще больше укрепляет подозрение бывшего моряка о том, что «умных людей следует искать не в гостиных Морзов». На очередном обеде у Морзов Мартин вступает в перепалку с их гостем, судьей Блаунтом, членом верховного суда штата, что еще больше расшатывает их отношения с Руфью, - она устала терпеть его бестактность и иллюзорные мечты о писательской карьере, он - тупость её окружения.

Лживая статья о Мартине как о «лидере местных социалистов», вышедшая из-под пера жадного до сенсаций журналиста, ставит точку в их отношениях - два года истекли, Мартин так и не стал писателем, да еще и связался с «плохим обществом». Руфь расторгает помолвку.

И тут ко всё потерявшему Мартину приходит писательская слава. Его произведения начинают печатать, сначала маленьким тиражом, потом всё большим, Мартин становится богатым и уважаемым человеком. Морзы, еще недавно заклеймившие его как неудачника, вновь зовут его на обеды. Руфь предлагает ему возобновить отношения.

Но Мартин уже разочаровался и в этих людях, и в обществе в целом. Он отвергает предложение Руфь. Финал произведения трагичен.

Социализм и индивидуализм
Кроме любовной канвы у романа есть и канва философская. Образованный и обучившийся Мартин вырабатывает собственную оригинальную философию, представляющую собой смесь материалистических идей Герберта Спенсера и философских максим Фридриха Ницще.

Социализм Мартин, несмотря на свое пролетарское происхождение, подвергает жесточайшей критике:

«…А меня вы называете социалистом только потому, что я отрицаю равенство и утверждаю как раз тот принцип, который вы, в сущности говоря, доказываете всей своей жизнью. Республиканцы – самые лютые враги равенства, хотя они и проповедуют его где только возможно. Во имя равенства они постоянно нарушают равенство. Поэтому-то я называю их глупцами. А я индивидуалист. Я верю, что в беге побеждает быстрейший, а в борьбе сильнейший. Эту истину я почерпнул из биологии, или по крайней мере мне кажется, что я ее почерпнул оттуда. Повторяю, что я индивидуалист, а индивидуалисты вечные, исконные враги социалистов. »

Собственно только в политических воззрениях и состоит главное отличие Джека Лондона от его героя - автор «Железной пяты» был убежденным социалистом - в остальном же история Мартина Идена почти полностью совпадает с историей взаимоотношений Лондона с его первой любовью - Мейбл Эпплгарт.

В итоге в «Мартина Идена» закралось противоречие, сбившее с толку многих литературных критиков. С одной стороны, по задумке самого Лондона, роман должен был утвердить мысль о том, что талантливый творческий человек не может существовать в буржуазном обществе: он задыхается в нём, и выход здесь может быть только в переходе к обществу социалистическому, с другой - сам Мартин Иден, главный протагонист романа, столь убедительно критикует социализм, что читатель поневоле начинает ему верить.

«Это - книга, которую не поняло большинство критиков. Написанная как обвинение индивидуализма, она была истолкована, как обвинение социализма…

Да будь Мартин Иден социалистом, он бы не погиб»

Автограф Джека Лондона на одном из экземпляров книги, апрель 1910 года

Роман выглядит, как склейка из двух частей, с двумя разными героями. Первая часть - это история о моряке, который решил завоевать девушку своей мечты, поэтому занялся самообразованием и задумался о карьере писателя. Потенциально это должна была быть типичная «история успеха».

Вторая - история талантливого, но невостребованного писателя, который интеллектуально сильно превосходит свое окружение, в результате чего сюжет романа начинает очень сильно напоминать «Горе от ума» Грибоедова, разве что место обвинений в «сумасшествии» заняли обвинения в «социализме». Впрочем, вероятнее всего Фамусов и Морз-старший подразумевали под этими разными словами примерно одно и то же.

Как уже было сказано, сам Лондон вкладывал в роман идею о несправедливости капиталистического общества к по-настоящему талантливым творческим людям. Но что у него в итоге получилось? Так ли уж плохи Морзы, Блаунты, и неужели из-за них так трагично окончил свой путь Мартин Иден?

Ведь и Руфь и её семья никогда не скрывали своих идеалов. Пусть приземленных, глуповатых и скучноватых для гениального Идена. Да, Морзы были слишком самодовольны и нетерпимы, но вполне честны.

Так же как и Руфь была абсолютно честна с Мартином: она дала ему два года на то, чтобы сделать карьеру в, по ее мнению, заведомо неподъемной для него области. Когда этот срок прошел, а Мартин ничего не добился, но всё еще продолжал настаивать на своем выборе, да ещё и начал говорить «опасные» фразы на званых обедах - она, вполне в соответствии со своей логикой, решила, что он человек пропащий. И опять-таки не её вина в том, что воображение Мартина превратило заурядную девушку в живое божество, которое по умолчанию должно быть идеальным и всепонимающим.

Мартин погиб прежде всего потому, что разочаровался в том, на что потратил столько времени и сил. Вырвавшись из рабочей среды при помощи таланта и недюжинной воли, он вдруг обнаружил, что тот сказочный мир обеспеченных людей, в который он так рвался, подобен одной большой гостиной Морзов, в которой царит глупость, нетерпимость ко всему новому и дурновкусие.

В конце романа читатель вынужден прийти к выводу, что все, чего может добиться сильная личность, по мере достижения перестает иметь для нее ценность. И Руд Морз оказывается вдруг буржуазной пустышкой, и деньги - бумагой, и писательская слава, и заискивание общества начинают тяготить, а не радовать. Любая выполнимая задача слишком мелка для людей типа Мартина Идена.

В этом смысле Лондон был, конечно, прав, когда замечал, что, будь его герой социалистом, он бы не покончил с собой. Ведь социализм ставит перед собой цели заведомо недостижимые (вроде всеобщего равенства и братства), значит, и не обесценивающиеся.

Я ведь только варвар, получающий первые впечатления от цивилизации
Джек Лондон, «Мартин Иден»

В 1908 году в журнале «Pacific monthly» появилась публикация романа Джека Лондона «Мартин Иден». В произведении описывается творческий путь молодого писателя, сумевшего благодаря упорному труду и необъятной творческой энергии достичь успеха в своем мастерстве, стать интеллектуалом, добиться всеобщего признания. Особенностью романа стало не только отражение пороков высшего общества, но и демонстрация наличия среди мнимой «интеллигенции» настоящих, незаурядных умов того времени.

Моряк, представитель рабочего класса. На протяжении романа мы наблюдаем эволюцию персонажа, его внутренний рост. От простого рабочего Мартин дорастает до известного писателя, но какой ценой? Его путь не назовешь простым и полным только лишь радостей. Это был тернистый путь, полный лишений и страданий, в результате которого герою открылись многие истины. В частности, он начинает осознавать, что девушка, которую он любил всем сердцем, на самом деле не верит в него и готова подчиниться своим родителям, убедив себя в том, что Идену никогда не достичь успеха в писательском мастерстве.

Этот герой смел, открыт для обучения, полон сил и энергии, его можно назвать целеустремленным и уверенным в себе. Он вынослив, способен спать лишь по 6 часов в сутки, все остальное время посвящая работе. Держит слово, помогает нуждающимся. Не боится высказывать собственное суждение. Может постоять за себя и тех, кто ему дорог.

Любовь к Руфь многое переменила в герое, и именно благодаря ей он стал меняться как внутренне, так и внешне. Многие положительные черты прежнего Мартина Идена — моряка остались при нем (как, например, доброта, открытость, готовность прийти на помощь беззащитному и проч.) и к ним еще добавились аккуратность, изысканность манер, отказ от вредных привычек; речь персонажа стала более отточенной и логичной. Этот образ не может не вызвать нашего восхищения. Однако есть и обратная сторона медали. Мартин Иден, по утверждению самого Джека Лондона, – индивидуалист (индивидуализм в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова под редакцией Н.Ю.Шведовой – «1. нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества; 2.стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности, к противопоставлению себя другим»). Такая позиция, в конечном счете, приводит героя к гибели. Поскольку он верил только в себя и единственной поддержкой в его судьбе были лишь любовь к Руфи Морз и дружба с Рассом Бриссенденом, то разлад с возлюбленной и смерть друга (Бриссенден окончил жизнь самоубийством) окончательно подорвали жизненные силы Мартина и привели его к гибели.

Он не всегда находил поддержку среди народа, хотя простые работяги любили его просто за то, что он существует, и его бывшие товарищи каждый раз радовались его возвращению. Конечно, не обходилось и без стычек. Однако среди людей, с которыми Мартин вырос, ему всегда было намного спокойнее, чем с представителями интеллигенции. Впрочем, большинство старых товарищей понятия не имели о том, что юноша пишет. И он сам не стремился рассказывать об этом всем. Работы Идена видели преимущественно издатели журналов и газет, Руфь и Бриссенден, а также кое-что слышали о них сестры Мартина и их мужья (на самом деле, из них всех только Гертруда с пониманием отнеслась к творчеству брата).

В целом, нельзя сказать, чтобы народ представлял для Мартина некую особую ценность. Это произошло, вероятно, по той причине, что Иден разочаровался в обществе в целом. Его устройство оказалось совершенно неправильным: несправедливым, полным лести и ханжества, лишений и напускной важности. А за масками образованных интеллигентов обнаружились самые обыкновенные, не способные высказать собственное мнение, лицемеры. Им могут дать фору философы, люди «из настоящего теста», к которым Идена в свое время привел Расс Бриссенден. Таким образом, участь Мартина оказалась весьма трагична, поскольку в его жизни произошел слом стереотипов, с которым он не смог совладать.

Главные герои

  1. Руфь Морз — возлюбленная Мартина, бакалавр искусств, по сути своей является лишь мещанкой, неспособной принять жизнь такой, какая она есть. Ее можно смело назвать мнимой представительницей рефлексирующей интеллигенции. Руфь копается в себе, пытаясь определить, что же она чувствует по отношению к жениху. Поначалу физическая сила юноши, его облик влекут героиню, но, тем не менее, она не способна вполне адекватно оценить свое чувство. Это была лишь страсть, не более. Ведь если бы Руфь по-настоящему любила Мартина, она бы не оставила надежду на то, что рано или поздно он добьется успеха и сделает писательство своей профессией. От любви до ненависти, как известно, один шаг, и то же самое происходит с героиней. Ей неприятна мысль о том, что ее «возлюбленный» не желает найти себе постоянную работу, отказываясь от места, предложенного Мартину отцом девушки (ее собственная мечта – чтобы Мартин стал адвокатом). Однако Руфь нельзя назвать отрицательным персонажем – в ней много доброго, светлого, искреннего. В самом начале романа героиня помогает Мартину, корректирует ошибки в его речи, дает книги для прочтения. Ей не чуждо сочувствие — она искренне жалеет Лиззи Конноли, когда они с Мартином случайно встречают ее на улице, или когда Мартин заболел гриппом – она приезжает его проведать. Однако поразителен тот факт, что, даже видя, в каком он состоянии – он был очень слаб и бледен – Руфь заставила его пообещать ей, что он откажется от курения и побреется. Неужели нельзя было вместо этого вызвать врача, или хотя бы прислать ему, столь обессиленному, еды! К концу романа героиня, впрочем, довольно сильно меняется. Она поступает достаточно смело, придя к Мартину и заявив о своем намерении отказаться от принципов буржуазии. Образ Руфи очень неоднозначный, хотя мы не можем судить ее — во многом виновато окружение девушки; если бы она выросла в рабочей семье, как Лиззи Конноли, возможно, она была бы совсем другой, и не меняла бы своих убеждений слишком быстро (девушка поддалась влиянию родителей и расторгла помолвку, но после того, как жених прославился, вернулась к нему).
  2. Лиззи Конноли — девушка из рабочих, по-настоящему полюбившая Мартина Идена. С ней герой мог бы стать по-настоящему счастлив! Однако из-за душевной «болезни» он не смог с ней остаться – в нем что-то перегорело, он перестал чувствовать вкус жизни, хотя, возможно, Лиззи и было дано это исправить. Она была готова даже умереть за Мартина — так сильно было ее чувство к нему. Героиня любила в нем человека, не смотрела на то, известен он или нет, есть ли у него постоянное место работы и стабильный заработок. Нет – она была выше всего этого, и хотела разделить все горести и радости вместе с любимым мужчиной – чего, к сожалению, так и не произошло. Образ простой, искренней и самоотверженной девушки с окраин противопоставлен типажу фальшивой, манерной и непостоянной Руфи. Автор видит идеал женщины в доброте и преданности, а не в умении производить впечатление. А по-настоящему добродетельные люди, по мнению Лондона, имеют весьма скромное происхождение, обязывающее их к труду, а не дарующее бесплодную праздность.
  3. Профессор Колдуэлл – преподаватель английской филологии, оказавший влияние на Мартина Идена. Это первый настоящий интеллектуал, которого Мартин повстречал у Морзов. Его доводы герой считает достаточно интересными и достойными внимания. «Знаешь, это такой блестящий ум, такой интеллектуал, первый раз я с таким разговаривал», — отмечает Мартин. Но профессор – исключение из всего окружения Морзов, только он один, по мнению Идена, способен был на великое свершение, но побоялся это сделать: «Понимаешь, мне показалось, он проник в самую суть жизни и отчаянно испугался того, что увидел, и сам перед собой притворяется, будто ничего этого не видел», — рассуждал юноша. По утверждению В.Н.Богословского, профессор Колдуэллл соглашается с главным героем в том, что в университете нельзя высказывать радикальные мысли, а также Мартин вынуждает Колдуэллла признаться, что преподаватели университета недостаточно следят за развитием современной науки и занимаются исключительно классикой. Также интересно отметить, что в Америке некогда жил и писатель с такой же фамилией, как и у профессора в романе «Мартин Иден» — Эрскин Колдуэлл, и В.Н.Богословский пишет, что этот автор в своих произведениях – так же, как и Лондон, Драйзер и Стейнбек – затрагивал тему бесчеловечного труда.
  4. Расс Бриссенден — лучший друг Мартина и, как следствие, единственный из всех, кто по-настоящему понимал героя. Бриссенден является социалистом, и хочет, чтобы Мартин присоединился к социалистическому движению, потому и знакомит героя с «людьми из настоящего теста», философами из народа. Как отмечает исследователь Филип Фонер, только Расс признает талант Идена, а также предсказывает юноше разочарование, когда вершина писательской карьеры будет достигнута, и уже не останется ничего из того, что привязывало бы его к жизни. Он же предрекает, что Мартину придется претерпеть много несчастий по вине женщин. Главный герой видит в товарище «второго настоящего интеллектуала» после профессора Колдуэлла. Сам по себе молодой социалист положительно отличался от профессора: «Но он заметил в Бриссендене и то, чего лишен был профессор Колдуэлл, — огонь, поразительную чуткость и прозорливость, неукротимое пламя гения. Живая речь его била ключом».
  5. Гертруда и Бернард Хиггинботем, Мэриан и Герман Шмидт — сестры Мартина и их мужья. Если говорить о сестрах, то Гертруда гораздо более благосклонна к Мартину, нежели Мэриан. Ранние рассказы брата пронимают Гертруду до слез. Миссис Хиггинботтем даже несколько раз приглашала Мартина Идена на обед и предлагала дать брату денег. Ее сердце доброе, она жалеет Мартина, хотя ей самой приходится несладко, поскольку она находится в рабской зависимости от своего эгоистичного и заносчивого мужа, Бернарда Хиггинботема. Последний недолюбливал также и главного героя, завышая последнему цену за жилье и коммунальные услуги, когда юноша еще жил у них. Мэриан же стыдится своего брата, поскольку он посвятил ей стихи, не понравившиеся ее жениху, а впоследствии и мужу, Герману. «Он говорит это неприлично, не…непристойно», — всхлипывает она. К слову, мистер Шмидт и в дальнейшем продолжал люто ненавидеть Мартина – до тех пор, пока он не стал известен (как и многие другие, впрочем). Как видим, даже среди родных людей герой практически не встречает сочувствия.
  6. Мария Сильва — женщина, у которой Мартин снимал жилье. Очень добрая героиня, ее дети не раз заступались за квартиранта, когда соседские мальчишки начинали обзывать его. Она прощала ему долги за жилье, иногда кормила, а как-то раз даже угостила вином. Герой помогает Марии и тем самым сполна расплачивается с ней – выкупает для нее молочную ферму, о чем Мария всегда мечтала.
  7. Джо — знакомый Идена. Вместе с ним Мартину пришлось пережить не самые приятные минуты совместного каторжного труда в прачечной, где героям приходилось с утра и до ночи стирать, гладить, крахмалить белье. Он поражает будущего писателя своей силой и быстротой работы. Джо – изобретатель; ему принадлежит идея о создании улучшенной модели стиральной доски, состоящей из «втулки от фургонного колеса и поршня, соединенных с пружиной над баком». В душе он бунтарь: когда в один из дней принесли лишний узел фасонного дамского белья, то Джо поначалу собирался пойти и высказать все, что он думает, своему начальнику, «жирному голландцу». Однако почти сразу же он «подчиняется судьбе» и продолжает усердно выполнять свое дело. Вместе с Мартином ушел с прачечной и отправился бродяжничать, а впоследствии снова повстречался с Иденом в Сан-Франциско. Тогда бывший напарник выкупил для Джо у одного француза хорошо оборудованную прачечную, чтобы его знакомый более ни в чем никогда не нуждался.
  8. Критика

    Анализом романа Джека Лондона «Мартин Иден» занимались такие ведущие специалисты, как А.А.Аникст («Очерк развития литературы в США»), И.И.Анисимов («Середина века»), М.Горький, А.П.Чехов («М.Горький о литературе»), В.Н. Богословский («Джек Лондон»), К.И.Чуковский («Лица и маски»), Ф.Юнг («Джек Лондон как поэт рабочего класса») и др. Особо среди них следует выделить исследователей Ф.Фонера и В.Н.Сушкову, которые с особой тщательностью подошли к исследованию произведения и высказали довольно интересные мысли по его содержанию.

    Известный американский историк и литературовед Филип Фонер посвятил творчеству Джека Лондона целую книгу – «Джек Лондон – американский бунтарь». Автор отмечает, что писатель неоднократно повторял следующее – «Мартин Иден» является самой неверно истолкованной из всех его книг. Как уже было сказано выше, герой — убежденный индивидуалист, по мнению самого его создателя (а не социалист, как казалось многим читателям и исследователям). Вот цитата Д. Лондона, приводимая Ф.Фонером в его книге: «Я писал «Мартина Идена» не как автобиографию, не как притчу о том, какой страшный конец уготован неверующему, но как разоблачение этого самого милейшего принципа индивидуалиста – подобно дикому зверю драться за свое место под солнцем, — в рядах поборников которого мистер Браун занимает не последнее место».Чарльз Браун – это священник, с которым у автора романа возникли разногласия по поводу трактовки произведения. Так, Ч.Браун во время проповеди в Окленде 16 января 1909 года заявил, что герой Лондона терпит поражение в жизни потому, что ему, как социалисту, «недоставало веры в бога».

    Филип Фонер утверждает, что упрекать критиков за непонимание идеи «Мартина Идена» трудно, поскольку даже сегодня читатель менее всего способен распознать на страницах данной книги намерение автора разгромить индивидуализм. В романе настоящих социалистов (призванных противопоставить свои идеи этому заблуждению) не так уж много: первый – Расс Бриссенден, присутствовавший на собрании в квартире у Крейса (профессора, выгнанного из университета), а второй – это оратор на воскресном вечере оклендского социалистического клуба. Д.Лондон не сообщает, что оратор в оклендском клубе символизирует своим видом эксплуатацию рабочего класса при капитализме, и он даже не раскрывает, что именно понравилось Мартину в этом человеке. По этой причине не так удивителен тот факт, что многие читатели из этой сцены вынесли представление о социалистах как об изрядных «чудаках».

    Также Ф.Фонер утверждает, что, хотя «Мартин Иден» многими рассматривается как наиболее зрелое произведение Лондона, и хотя данная книга прекрасно отобразила тернистый путь рабочего к образованию, писательскому ремеслу и успеху, все же во многих отношениях она — наименее удавшаяся работа из всех его произведений. Хотя бы по той простой причине, что время от времени исследователи обращаются к ней и пытаются доказать положения, которые являются прямо противоположными тем, которые стремился выразить сам автор.

    Исследователь Валентина Николаевна Сушкова в своем учебном пособии «Четыре классика американской литературы (Марк Твен, Джек Лондон, Теодор Драйзер, Эрнест Хемингуэй) сравнивает образ Мартина Идена и самого автора – Джека Лондона. При этом критик отмечает, что не стоит уподоблять образ героя его создателю в полной мере. Это не дубликат писателя, так как сам автор изменился, потеряв свою наивность и целостность, которые, в свою очередь, присущи Мартину Идену.

    Сушкова утверждает, что Мартин Иден – это не только Джек Лондон в прошлом, но и Джек Лондон в будущем, и что, возможно, этим романом творец предрекает свою собственную трагическую участь.

    Проблематика

    В романе рассматриваются животрепещущие проблемы:

    1. любви – например, характерно описание зарождающейся в душе Руфи Морз любви к Мартину Идену – герой «пробудил в ней девичьи страхи, взволновал душу, заставил трепетать от незнакомых мыслей и чувств». В то же время и сам Мартин испытывает нечто похожее к Руфи: «Он не сводил с нее глаз и слушал ее, и дерзкие мысли рождались у него в голове». Это была взаимная страсть, желание быть рядом друг с другом. Но было ли это настоящее чувство? Мартин на подозрения Руфи о том, что матрос заводит себе в каждом порту по жене, отвечает, что только ее одну он по-настоящему полюбил, и полюбил впервые. Тем не менее, в процессе чтения выясняется, что герой полюбил не саму Руфь, а ее обожествленный, идеальный образ. Настоящей оказывается любовь Лиззи Конноли, но и ей не суждено стать основой семьи. Простая девушка из рабочей семьи готова отдать жизнь ради любимого, однако, к сожалению, Мартин не может сделать ее счастливой, поскольку он «болен», ему уже ничего не нужно от жизни.
    2. счастья – Герой спал всего по пять часов в сутки, работая при этом по девятнадцать часов, прикреплял к зеркалу списки новых слов и постепенно заучивал их; читал преуспевающих авторов и старался запомнить их приемы, чтобы самому в дальнейшем достичь успеха. Его воля к победе, достижению собственной цели не может не вызвать уважения. Однако образование не принесло ему счастья, также с его помощью он не принес счастья другим. Напротив, у моряка Мартина была душевная гармония, а вот у писателя Идена ее уже не стало. Поэтому весь его труд не принес блага даже ему самому, не то, что обществу.
    3. лицемерия – поначалу мы видим негативное отношение окружающих к Мартину и его работе. И затем мы замечаем, как резко меняется их мнение, когда он становится знаменитым и уважаемым писателем.
    4. денег и славы – Мартин Иден – индивидуалист, и он хочет начать зарабатывать своим ремеслом, прося у возлюбленной, Руфи, два года, за которые он успеет, по его мнению, достичь успеха. Эта амбициозность, равно как и желание прославиться, на самом деле понятны и достойны уважения. Юноша никогда не жаловался на судьбу, а просто шел к своей цели, пусть маленькими шажками, но шел, и, в конечном счете, добился того, чего хотел – получил признание, хороший заработок, любовь читателей, популярность в прессе. Только, к сожалению, такой успех уже не мог вызвать особой радости у Мартина – по причине глубокого разочарования героя в жизни.
    5. мелочности и подлости мирового устройства – можно вспомнить случай, когда Мартин отправился в редакцию «Трансконтинентального», чтобы получить свой заслуженный гонорар в пять долларов, и выбил его с большим трудом, поскольку работники редакционной коллегии делали вид, что у них совершенно нет наличных денег. Или тот факт, что издательства после приобретения Мартином всеобщей известности стали мигом печатать то, что прежде отвергали. В этом выражается не только лицемерие, но и подкупность печатных изданий – скорее всего, они стремились напечатать то, что ранее не желали, так как в обществе работы Идена вызвали настоящий фурор.
    6. ложных стереотипов – например, вот какое открытие сделал для себя Мартин, узнав семейство Морзов получше: «К настоящей литературе, настоящей живописи, настоящей музыке Морзы и им подобные слепы и глухи».
    7. смысла жизни – Поначалу смысл жизни Мартина заключался в Руфи, в его творчестве, в его друзьях и родных. Постепенно, достигнув вершин мастерства в писательском деле, герой начинает разочаровываться в них, он заболевает «душевно» и более не может быть спокоен. Он не устает повторять, что его работа «была уже сделана», его великие произведения – написаны прежде, чем получили признание и публикацию. Не сумев примириться с обществом, слишком жестоким, продажным и мелочным, мужчина не видит иного выхода, как покончить жизнь самоубийством. Ницшеанство и индивизуализм привели героя в тупик и не дали ему стимула жить дальше.

    Смысл книги

    Основной идеей романа является утверждение простой, но необходимой истины: только через упорный труд человек может достичь чего бы то ни было. Но при этом нельзя быть ярым индивидуалистом, не имея опоры и поддержки в лице народа, либо единомышленников и близких людей, иначе судьба может сложиться трагически, как это и произошло с Мартином. Герой не думал о благе общества, он хотел изменить к лучшему лишь себя. В этом писатель усматривал эгоизм и малодушие, которые, укоренившись в лидерах мнений, разрушат социум, отделив людей друг от друга. Потому Лондон и счел необходимым развенчать эту модную на тот момент точку зрения.

    Индивидуалист, видя проблемы окружающего мира, игнорирует их, не пытается исправить ситуацию, концентрируясь только на личностном росте. Но если так поступят все передовые мыслители, художники, общественные деятели, то новой религией умов и сердец станет равнодушие, а тысячи менее сознательных, менее сильных людей станут его безвольными жертвами. Этому исходу писатель противопоставляет мораль социализма, которая предусматривает свободу, равенство и братство для всех граждан.

    Что такое синдром Мартина Идена?

    Как отмечается в «Новом иллюстрированном энциклопедическом словаре» под редакцией В.И.Бородулина, А.П.Горкина, А.А.Гусева, Н.М.Ланда и др., роман Джека Лондона повествует о судьбе писателя из народа, пришедшего к трагическому разочарованию в современной цивилизации и ее интеллектуальной элите. В этом и состоит синдром Мартина Идена – когда человек стремится к какой-то цели, а по достижении ее начинает осознавать, что жить ему больше незачем, что все, что он когда-то любил и во что верил – ложь, миражи, что не стоят никакого внимания.

    Проблема Мартинов в том, что они неспособны понять – жизнь состоит из удач и неудач, в ней много как хорошего, так и плохого, и в случае успешного достижения какой бы то ни было цели у человека появляется стимул для того, чтобы развиваться дальше, достигать новых высот. Всегда есть то, ради чего стоит жить и бороться – хотя бы ради народа, как утверждал сам Джек Лондон. Мысль о том, что он может принести пользу людям и своему отечеству долгое время удерживала писателя от того, чтобы покончить жизнь самоубийством.

    Однако Мартин не таков. Высшая, глобальная цель – служение народу — не была для него источником силы и жизненной энергии. Его отрадой были личные страсти, но как бы дороги они ни были сердцу, их масштаб не сопоставим с судьбой нации или борьбой с социальными катаклизмами, а ведь именно эти вопросы должны занимать интеллигенцию, по мнению Лондона. Нравственный долг писателя – подняться над суетой, превозмочь собственные амбиции и служить искусству ради просвещения и воодушевления широких народных масс. Поскольку Мартин это так и не осознал, в его душе наступил кризис разочарования. Всю жизнь, весь талант он бросил к ногам мелочных любовных переживаний, им посвятил всего себя.

    Но не надуманная ли у него болезнь? Ведь, как мы выяснили, у героя все-таки оставались еще люди – такие, как Джо, Мария, Гертруда или Лиззи Конноли – ради которых стоило жить и бороться, и такому сильному и умному человеку, как Мартин Иден, это точно было под силу.

    Что общего у Мартина Идена и Страшилы?

    Мартин много учился, чтобы стать образованным человеком, и кому-то, возможно, покажется, что он поначалу был не таким уж умным, его кругозор был уже или что-то подобное. Возможно, в этом есть доля правды, но тут можно посмотреть и с другой стороны. Вспомним «Волшебника Изумрудного города» Александра Мелентьевича Волкова (либо «Волшебника страны Оз» Лаймена Фрэнка Баума), где Лев, Страшила и Дровосек уже изначально обладали теми качествами, которые якобы подарил им добрый Гудвин. Нет! На самом деле у Льва изначально есть смелость, у Страшилы – острый ум, у Дровосека – доброе сердце. Но им не хватало веры в себя. Гудвин подарил им ее. А Мартин приобрел ее сам, когда стал обучаться. А обучаться он стал, потому что влюбился. Ради любимых мы готовы пойти на многое, и Мартин не стал исключением.

    Выводы

    Произведение это очень яркое, насыщенное цитатами, с жизнеспособными образами, как рабочих, так и представителей интеллигенции. Многие из персонажей вызывают отклик в нашей душе, а текст читается на одном дыхании. Мы видим эволюцию души героя, который из простого моряка вырос до высокоинтеллектуального, красноречивого, начитанного человека. Этот путь был тернистым и полным преград – Мартин подолгу голодал, спал всего лишь по пять-шесть часов в сутки, работал не покладая рук, и безустанно рассылал рукописи по журналам и издательствам. Слава подкралась к молодому писателю несвоевременно, и когда предстала перед Иденом во всей своей красе, то у него уже не оставалось никаких сил и никакого энтузиазма, чтобы принять ее с восторгом. Что-то перегорело в его душе, он разочаровался в жизни; «Моя работа была уже сделана», — не перестает повторять он, тем самым подчеркивая, как мелочно и глупо общество, в котором ему поневоле приходилось вращаться. Роман заставляет нас задуматься о том, ради чего мы живем, и предупреждает, что жизнь часто бывает непредсказуемой. От безвестности до известности лежит не один шаг, это понятно, но порой то, как к человеку приходит слава, и какой ценой, заставляет многих ужаснуться и отшатнуться от исполнившейся мечты.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Философские вопросы всегда были пищей для ума человечества. Люди издавна пытались объяснить, что такое жизнь, для чего человек живет, как постичь бесконечное счастье или как объяснить непонятное чувство любви. Об этих вопросах спорили, говорили, писали, но так и не пришли к общему мнению.

Одним из самых обсуждаемых вопросов философии и всего человечества является вопрос смысла жизни, так как он затрагивает проблему конечной цели существования, формирования человека как биологического вида, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Эту тему в своих произведениях поднимали все ученые и философы (Сократ, Аристотель, Эпикур, киники, Артур Шопенгауэр, Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Эрих Фромм, Фридрих Ницше и другие).

Само понятие «смысл жизни» появилось в 19 веке, до этого рассматривали понятие высшего блага .

Данная проблема также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и достигнутых результатов, как понимание человеком ее содержания и направленности, а также как осознание своего места в мире и влияние на окружающую действительность. Отсюда возникают вечные вопросы, на которые человечество пытается найти ответы: «Что такое жизнь?», «В чем состоят жизненные ценности?», «Что является целью жизни?», «Для чего я живу?», «Зачем мне жить?». Но так как однозначного ответа на эти вопросы никто так и не дал, каждый человек, анализируя свою жизнь, отвечает на них согласно своему жизненному опыту .

Представление о смысле жизни зависит от конкретной жизненной ситуации, деятельности людей, от их социального положения, от содержания решаемых ими проблем, образа жизни, миропонимания, определенной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной обстановке, смыслом жизни станет мирное существование .

О смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём» .

Тема смысла жизни не обошла и произведения многих писателей. Среди них работы Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание»), М.Ю. Лермонтова («Герой нашего времени»), И.С. Тургенева («Отцы и дети»), И.А. Гончарова («Обломов»), Э.М. Ремарка («Ночь в Лиссабоне»), Э.Хемингуэя («Прощай оружие») и многие другие. Однако до сих пор философская проблема смысла жизни остается дискуссионной.

Не обошел стороной эти вопросы и Джек Лондон: в таких романах как «Любовь к жизни» и «Белое безмолвие» главной темой является человек и его предназначение. Но, пожалуй, самым ярким романом остается биографическая работа Джека Лондона «Мартин Иден», где автор от имени героя рассуждает о смысле жизни.

Объектом исследования послужило произведение Джека Лондона «Мартин Иден» (перевод Е.Д. Калашниковой).

Предметом исследования являются цитаты из романа, характеризующие философские воззрения героев на их предназначение в жизни.

Философский вопрос смысла жизни – один из самых нерешенных философских проблем, который зависят от жизненных обстоятельств и является непостоянным. Вот и на протяжении всего романа Джека Лондона это понятие у главного героя претерпевали некие изменения. И эти изменения условно можно разделить на три этапа: простое бессмысленное существование моряка, осознанное целенаправленное бытие «студента» и бесцельное скитание знаменитого писателя.

Жизненный путь Мартина берет начало с подмосток корабля, где он, будучи обыкновенным моряком, жил в свое удовольствие, не задумываясь о будущем, проводя время в пивнушках и тратя заработанные в продолжительных путешествиях деньги на девушек. Цель его жизни – получение удовольствий. Он не знал ничего другого и все, что с ним происходило, было его привычным укладом, настоящей жизнью Мартина Идена:

…неуклюжего юноши с израненными руками и красной полоской на непривычной воротничку шее, – юноше, носившему на себе явный и неприглядный отпечаток грубой жизни среди грубых людей .

Но, однажды, посетив дом семьи Морзов, увидев жизнь другого круга людей и познакомившись с Руфью, Мартин утратил свой жизненный покой:

Он забыл все окружающее и жадными глазами впился в девушку. Да, вот это – то, для чего стоит жить, чего стоит добиваться, из-за чего стоит бороться и ради чего стоит умереть. Книги говорили правду. Бывают на свете такие женщины. Вот одна из них. Она окрылила его воображение, и огромные яркие полотна возникали перед ним, и на них роились таинственные, романтические образы, сцены любви и героических подвигов во имя женщины… .

Мартин знал, что между ними лежит пропасть в виде социального статуса, уровня образования и разного материального состояния, но это его совсем не смутило, так как он уже принял решение, во что бы то ни стало принадлежать к обществу этих людей:

И его вдруг охватило честолюбивое желание приобщиться к этой вечной жизни . Мартин порвал со своей прежней жизнью и занялся самообразованием:

Читал он столько, что обыкновенные человеческие глаза давно бы не выдержали такой нагрузки» , Мартин Иден все учил грамматику, штудировал руководство по хорошему тону и пожирал каждую книгу, которая увлекала его воображение .

Руфь всецело поглотила его и ее любовь стала смыслом его жизни:

Он изнывал от желания увидеть вновь девушку, чьи нежные руки с неожиданной цепкостью захватили всю его жизнь .

Все его время занимали книги и встречи с Руфь, она увлекала его, питала его ум новыми идеями и открытиями. Он уже не мог вернуться к прежней жизни и на смену матросского дела он решил попробовать себя в качестве писателя:

Писать! Это мысль жгла его как огонь .

Здесь можно увидеть, что философские проблемы смысла, жизни, любви и счастья тесно переплетаются друг с другом и имеют одну цель – Руфь. Смысл жизни для Мартина – быть рядом с Руфь, счастье для Мартина – любовь Руфь, любовь Мартина – сама Руфь.

Попытки Мартина писать долго не приносили ему нужного результата:

День за днем продолжал он все же упорно работать, и день за днем почтальон приносил ему отвергнутые рукописи .

Но мечта не оставляла его, а цель была еще не достигнута. Много лишений пришлось пережить Мартину для своей цели:

Однажды случилось так, что у него почти двое суток не было куска во рту» .

Прежде чем фортуна повернулась к нему лицом, и он получил первые деньги за свои рассказы, на которые покрыл свои долги. С тех пор удача была на стороне Мартина Идена, и он стал постепенно входить в, когда-то покорившее его высшее общество, общаться с деятелями искусства, науки и политики. Он начал бывать на приемах, выставках, светских раутах; интересоваться мнениями этих людей по тем или иным вопросам. Цели были достигнуты: Руфь любила Мартина и мечтала о совместной жизни с ним; Мартин принадлежал к высшему обществу, в котором всегда хотел быть, но это не удовлетворяло его, что-то было утрачено, и между ним и окружавшим его обществом была необъяснимая пустота:

« – Эта общественная деятельница – просто попугай, болтающий о социальных проблемах. Готов поклясться, что, если б выпотрошить ее мозг, в нем не нашлось бы ни одной самостоятельной идеи» .

«Ах, эти буржуа! Когда я был беден, я не смел даже приблизиться к его сестре. А когда у меня завелся текущий счет в банке, он сам приводит ее ко мне» .

Но более всего беспокоило Мартина то, что Руфь тоже была такой же, как и они:

Настоящую Руфь, буржуазную девушку с буржуазной психологией и ограниченным буржуазным кругозором, он не любил никогда .

Мартин был потерян как личность: вместе с Руфь он потерял смысл жизни, любовь и счастье. Он не хотел более принадлежать к обществу этих людей, и, не находя выхода из этой ситуации, он решает покончить жизнь самоубийством.

Руфь была для Мартина путеводной звездой, она направляла его, учила, помогала, но научившись всему, Мартин обрел самостоятельность в решениях, действиях и мыслях. Он вырос как личность и уже мог легко отстаивать свою точку зрения и поспорить с любым авторитетным деятелем. В отличие от Мартина Руфь принимала то, что ей навязывало общество, она не развивалась и имела общепринятое мнение касательно всех вопросов. Мартин так и не смог это принять.

Таким образом, затронутые в романе философские проблемы смысла жизни рассматривается тремя этапами жизни Мартина Идена: от полного безучастия, через призму отношения Мартина к Руфи и через разочарование. Но каждый этап ознаменован новым опытом, открытием или знакомством. Возможно, это и будет являться смыслом жизни Мартина Идена.

Список литературы

1. Лондон Дж. Мартин Иден: пер. с англ. Калашниковой Е.Д. [Текст] / Дж. Лондон // Школьная библиотека. – М.: Просвещение, 1986. – 303 с.

2. Введенский А.Н. Условия допустимости веры в смысл жизни // Смысл жизни: Антология. – М., 1994. – 256.

3. Гумницкий Г.Н. Смысл жизни, счастье, мораль. – М., 1981. – 216

4. Демидов А.Б Феномены человеческого бытия. – Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999. – 321

5. Лондон Дж. Мартин Иден: послесловие Иванько С.С. [Текст] / С.С. Иванько // Школьная библиотека. – М.: Просвещение, 1986. – 286 – 299с.

6. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни: Антология. М., 1994 – 321.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. – 212.

8. Хомич И.И. Человек - живая система. – Минск, 1989. – 187.