Мечеть парижской богоматери. «Мечеть парижской Богоматери

Продолжаем череду постов, посвященных самому известному роману французского писателя Виктора Гюго. Сегодня уйдём в сторону от бесед о классике и поговорим о современной литературе, а именно о книге Елены Чудиновой "Мечеть Парижской богоматери".

Скажу на берегу - эта книга не для тех, кто надеется прочесть осовремененную версию истории о несчастной любви горбуна Квазимодо к красавице Эсмеральде. Роман увидел свет в 2005 году и вызвал крупный резонанс в обществе, став бестселлером. "Мечеть Парижской богоматери" не о любви и страсти. Он о борьбе, ненависти и религии. Роман скандален, неполиткорректен, имеет ярко выраженную антиисламскую направленность, но вместе с тем высказывает и достаточно здравые мысли относительно истории, нашего настоящего и будущего. Давать оценку "Мечети Парижской Богоматери" я не буду по понятным причинам. Уж слишком тонка грань между событиями, описанными в книге, и тем, что происходит в мире сейчас.

Сюжет

Не думаю, что "Мечеть Парижской Богоматери" является широко известным романом, поэтому будет кстати хоть немного обрисовать разворачивающиеся перед читателем события. Итак, недалекое будущее, Франция, 2048 год. Страна входит в объединенное государство под названием Еврабия, узаконенной формой правления в которой является шариат. Общество делится на мусульман и немусульман, причем вторые согнаны в гетто, они бесправны и презираемы. Главный герой книги - француз Эжен-Оливье, сын последнего служителя Нотр-Дам де Пари - состоит в так называемом Сопротивлении, сражающемся против имеющейся власти. Совершив теракт (взрыв автомобиля мусульманского судьи) герой скрывается в катакомбах, где встречает католиков - последователей запрещеной в Еврабии религии. Разговорившись с падре, Эжен-Оливье узнает, что тот регулярно проводит тайные службы для оставшихся католиков. По мнению отца Лотара, Европа сама довела себя до такой ситуации, забыв истинную веру и уступив приверженцам ислама ключевые позиции в устройстве государства.

Вскоре в руки объединённых сил католиков и Сопротивления поступает информация о том, что власти, желая избавиться от ненужных и опасных людей, собираются уничтожить все гетто Парижа. В ответ такой жестокости руководители оппозиции решают провести опережающий акт устрашения: захватить собор Нотр-Дам, отслужить в нем последнюю мессу и взорвать здание. Обитателей гетто собираются вывести из города по подземным коммуникациям. Удастся ли привести этот смелый план в исполнение - вопрос. Скажу одно: вопреки жанровой принадлежности, роман оставляет надежду на светлое будущее, вдохновлят на борьбу за него.

Антиутопичность

Во-первых, о принадлежности к жанру антиутопии свидетельствует время, описанное в романе. Это традиционно недалекое будущее - 2048 год. В ранних изданиях "Мечети Парижской богоматери" эта дата даже печаталась на обложке, как бы отсылая к оруэлловскому "1984". Во-вторых, конечно, единое государство, язык и иже с ними. Огромная Еврабия, где правят радикальные исламисты, лингва-евро, на котором говорят жители страны, запреты на художественные книги, кино и музеи (по сути, уничтожение культуры), интернет-фильтры и цензура в СМИ, сцена публичной казни у Триумфальной арки (символ триумфа, победы ислама над христианством?), подозрительно смахивающая на пятиминутку ненависти, - все это только укрепляет уверенность в антиутопичности романа. У меня есть ещё свой собственный критерий (являющийся, наверное, общепринятым): произведение подходит под жанр антиутопии, если описанное в нем является вымыслом, но при этом к тебе как к читателю подкрадывается опасение или даже страх. Ты боишься, что события, о которых говорится в книге, имеют все шансы на воплощение в реальности, потому что своими глазами видишь, как какая-то их часть уже происходит в настоящем. Так вот: "Мечеть Парижской Богоматери" критерию соответствует. Уже сейчас, спустя всего десять лет со дня публикации романа мы наблюдаем за хлынувшей в Европу волной беженцев со Средней Азии, которые понемногу обосновываются в странах Евросоюза и начинают отстаивать свои права, выдвигая те или иные требования. Хочется верить, что к 2048 году эта ситуация не выйдет из-под контроля настолько, что роман Е. Чудиновой окажется пророческим.

Связь с романом Гюго

Повторюсь, что сюжетная связь отсутствует напрочь. Единственный персонаж, фигурирующий в обоих романах - это Нотр-Дам де Пари, ставший в книге Е. Чудиновой мечетью Аль-Франкони. В другом произведения разнятся, и остается искать сходства только на уровне истории и культурной памяти. И они находятся, но и тут никуда не уйти от Собора Парижской Богоматери. В романе Гюго он был героем повествования и местом, где происходили события; играл роль вершителя судеб. С ним были связаны праздники и казни, у него можно было попросить убежища. В книге же Чудиновой Нотр-Дам словно утратил эти свойства. Герои хотят вновь вознести его, делают собор символом своей религии и борьбы с властью. Они переосвящают и взрывают этот памятник архитектуры, делая его памятником неповиновения, символом борьбы и христианства.

Говоря об исторической памяти, нельзя не проговорить некоторые вещи из слова автора, приведенного в конце романа. Елена Чудинова, сознавая жесткость своих позиций, помимо всего прочего пишет довольно правильные вещи. К примеру, об отношении к собору: "Когда человек начинает относиться к собору как к архитектурному памятнику – он перестает быть готовым за него умереть. И, в конце концов, он теряет тогда и памятник архитектуры" или о том, что Европа стала забывать что вся её культура зиждется на христианстве. Забыть об истинном предназначении собора, превратив его просто в красивое здание - ослабить веру. Отсечь европейскую цивилизацию от христианских корней, позволить ей забыть о религии - значит убить её саму заодно с культурой.

Париж, 2040-е годы. Через двадцать лет после после ваххабитского переворота Франция входит в объединённое государство Еврабия, которым правит мусульманское правительство. Форма правления - шариат. Общество разделено на мусульман и обитателей гетто - немусульман. Элита - жители с арабскими корнями, классом ниже - турки и прочие этнические мусульмане, выходцы из азиатских стран. Малоуважаемый класс - новообращённые мусульмане из европейцев, конвертиты, колабора­ционисты. Французы-немусульмане бесправны, презираемы и унижаемы.

Господствующая религия - ислам радикального толка, христианство запрещено, за соблюдением порядка следит благочестивая стража. Церкви перестроены в мечети, Собор Парижской Богоматери превращён в мечеть Аль-Франкони. Уничтожается христианская культура, закрыты музеи, запрещено иметь художественные книги и снимать кино, заниматься спортом и носить открытую одежду. СМИ под цензурой, Интернет ограничен фильтрами, граждане не могут свободно передвигаться по стране.

Эжен-Оливье, макисар, сын последнего служителя Нотр-Дам, давно убитого ваххабитами, одетый в паранджу, направляется в торговый центр Парижа, чтобы совершить теракт. По дороге он наблюдает, как забивают камнями старика-винодела за то, что тот изготавливал запрещённое вино. В казни с воодушевлением участвуют малолетние дети; не бросающие камней вызывают подозрение благочестивой стражи. Подле большого магазина Эжен-Оливье взрывает автомобиль мусульманского кади - судьи и скрывается в старом бомбоубежище. Ему помогает девушка-маки Жанна с редким для современного Парижа именем. Эжен-Оливье влюбляется в неё.

В подземелье герой видит распятие и алтарь, встречает католического священника. Он поражён: служители христианской религии запрещены в исламской Еврабии, как и само христианство.

Из беседы с отцом Лотаром Эжен-Оливье узнаёт, что тот регулярно проводит службы для оставшихся католиков. По мнению падре, в создавшейся ситуации виноваты сами европейцы, забывшие истинную веру и постепенно уступившие исламистам все ключевые позиции в государ­ственном, религиозном и военном устройстве.

Здесь же герой встречается с Софией Севазмиу - одной из семи руководителей Сопротивления - маки.

София Севазмиу, немолодая еврейка из России, была похищена в детстве чеченскими бандитами, год в плену подверглась пыткам. Её похитители, чеченцы-ваххабиты, были оправданы в громком судебном процессе. Именно этот несправедливый приговор европейского суда София считает отправной точкой всех последующих бед Европы, превратившей террористов в борцов за свободу.

Здесь же, в подземной церкви, Эжен-Оливье знакомится с девочкой-стигматиком Валери, юродивой. Та призывает макисаров бороться с исламистами. Катакомбники рассказывают, что мусульмане очень боятся Валери, и что в девочке есть странная сила.

Серб Слободан Вукович - российский разведчик, работающий в министерстве ядерной промышленности исламской Франции. Он не взаимодействует с Сопротивлением, не сочувствуя поначалу антиисламской борьбе французов. В победе евроислама он винит излишнюю толерантность, двойные стандарты, бездумную приверженность «идеалам демократии» и трусость европейских правительств. Он один из тайных солдат российско-исламского фронта холодной войны, где столкнулись интересы светского и мусульманского миров.

София Севазмиу вспоминает своё прошлое: она стала киллером-одиночкой и отомстила своим мучителям, выследив их и убив. Она беседует о религии и морали с отцом Лотаром, сравнивая две враждебные культуры. Собеседники решают, что полураз­рушенная христианская культура нравственно выше мусульманской.

Эжен-Оливье тайно проникает в квартиру мусульманского учёного Ахмада-ибн-Салиха и попадает в электронную ловушку. Ему не удаётся скрыться, и он знакомится с учёным, потребовавшим встречи с Севазмиу.

Постепенно раскрывается прошлое Софии Севазмиу, посвятившей жизнь борьбе с исламизмом. Бандиты убили её мужа Леонида, выпускавшего оппозиционную газету и продававшего оружие защитникам христианства в Европе. Он превратил Софию из мстителя-одиночки в солдата европейского Сопротивления, перевёл её личную войну на более высокий уровень, приобщил к общему делу и наполнил её жизнь своей любовью и смыслом. Он был из богатой греческой семьи, поэтому оставшиеся после его смерти деньги София использовала для мести и борьбы с исламистами.

Ахмад-ибн-Салих встречается с руководителями французского Сопротивления Ларошжакленом, Севазмиу и отцом Лотаром. Он раскрывает себя как разведчика Слободана Вуковича и предупреждает, что мусульманская администрация готовится уничтожить все гетто Парижа. Руководители маки решают провести опережающий акт устрашения, чтобы спасти беззащитных христиан.

Жанна перевозит взрывчатку для нужд маки и взрывает машину с имамом Абдольвахидом, погубившим её старую учительницу музыки. Скрываясь от полицейских, девушка принимает помощь мусульманки с нетипичным именем Анетта.

Эжен-Оливье и отец Лотар скрываются в заброшенных линиях метро. Они беседуют о католичестве и его противоречиях с исламом.

Лотар вспоминает годы учёбы в семинарии и её уничтожение исламскими фанатиками. Собравшимся катакомбникам-христианам и Валери падре рассказывает сказку о расколе в католицизме и наступлении ислама на Европу.

Новообращённая мусульманка - конвертитка, француженка Анетта-Асет привозит Жанну в свой дом и знакомит со своей дочерью. Муж Асет - конвертит, новообращённый француз Касим - офицер внутренних войск, наркоман, ненавидящий мусульман.

Жанна и Ларошжаклен подготавливают в подземелье оружие к восстанию против исламистов. На всеобщем собрании католиков и макисаров объявляется о предстоящем выступлении, во время которого в Нотр-Дам отслужится месса, после чего собор будет взорван, а обитатели гетто покинут Париж по подземным коммуникациям.

Макисары захватывают Дворец Правосудия, София и Слободан убивают шефа исламской внешней разведки. Вокруг Нотр-Дам сложены баррикады, солдаты Сопротивления ожидают команды на штурм собора, в котором забарри­ка­ди­ровались несколько мусульман-полицейских и имам мечети. Эжен-Оливье нейтрализует снайпера и проникает в собор через крышу.

Правитель­ственные мусульманские войска начинают штурмовать баррикады. Одним из подразделений командует Касим. Макисары отражают атаки оружием с тайных подземных складов. Солдаты-мусульмане отступают и боятся атаковать. Вскоре подходит свежее исламистское подкрепление.

Среди макисаров есть потери, ощущается нехватка боеприпасов. Касим саботирует приказы руководства, тайно сочувствуя солдатам Сопротивления.

Восставшие французы проникают в Нотр-Дам, взорвав двери. Они отпускают имама с семьёй, причём младшая жена того, конвертитка, остаётся с восставшими, минируют собор и начинают готовиться к мессе.

Во время очередной атаки исламистов Касим неожиданно для себя переходит на сторону восставших и занимает место убитого пулемётчика-маки. Он защищает мост, ведущий к собору, и умирает на руках Эжена-Оливье, застреленный бывшими единоверцами.

Макисары готовятся к отступлению из Парижа через подземные ходы. Во время отступления погибает Слободан, закрыв собой Жанну от пуль. В Нотр-Дам отец Лотар проводит мессу, ему помогают София и Эжен-Оливье. Женщина и священник приказывают юноше уйти с восставшими. Покидая заминированный собор, он уносит заснувшую Валери, у которой чудесным образом прошли стигматы. Ожидая взрыва Нотр-Дам, отец Лотар и София молятся.

«Крест победил полумесяц», позволяя покорённым европейцам надеется, что победа над радикальным исламом возможна. Примером для них является Россия, находящаяся за «зелёным занавесом» и возглавляющая борьбу с религиозными фанатиками.

Елена Чудинова

кто содействовал и сопереживал написанию этой книги.

«Мечеть Аль-Франкони (бывший собор Нотр-Дам-де-Пари) в столице магометанской Франции – каков сюжет, а каков финал! И поразительное знание и чувствование исламских реалий, да еще и поистине пророческий взгляд в наше политкорректное будущее. Это потрясающе смелая книга, и она, несомненно, вызовет взрыв как на Востоке, так и на Западе. Восхищаюсь смелостью Елены Чудиновой. Но, кроме всего, „Мечеть“ – еще и просто увлекательнейший приключенческий роман, прочитанный мною на одном дыхании».

* * *

«Эта книга откровенно не политкорректна, какой только и может быть настоящая антиутопия. Книга, написанная человеком, для которого Вера свята и Церковь не этнокультурный антураж, а Тело Христово. Эта книга наверняка покажется для многих обидной, подозреваю – даже оскорбительной. На самом деле все, что написано в романе – это правда. А на правду ополчаются только дураки и злодеи».

За сорок шесть лет до

До двенадцати лет Соня любила Англию, чьих булыжников касаются сейчас подошвы ее кроссовок. С двенадцати по тринадцать она не любила ничего и никого – даже папу, который оказался никудышным волшебником – она плакала, кричала, звала, а он все не шел, все не спешил подхватить ее на руки, унести прочь, домой, жестоко наказать их. Прежде он мог все, он заваливал ее комнату одетыми в самые разные наряды клонами Барби, которых она терпеть не могла, покупал средневековую серию «Лего», которую она обожала; он обещал отвезти ее в Англию на каникулы, он спасал от школьных неурядиц и сновиденных кошмаров – а когда начался кошмар наяву, он оказался возмутительно не всемогущ. Еще год понадобился на то, чтобы простить папу и полюбить снова. Для этого ей пришлось стать взрослой, совсем взрослой, самой загасить последние отблески детской теплой реальности, в которой папа был больше и сильнее всех. Простить его иначе не получилось бы никак, ее ни в чем не виноватого отца, так отчаянно быстро переставшего быть и молодым и красивым.

Отец стоял в толпе рядом с Соней, обнимая ее за плечи, для чего приходилось изрядно наклоняться вправо. За последние три года Соня почти не выросла. К двенадцати годам она дотянулась до метра сорока восьми сантиметров и обещала тянуться дальше, пусть не до топ-модели, но несомненно до метра шестидесяти пяти, как была ее мама. Сейчас, в пятнадцать, в ней был метр пятьдесят. Витаминные упаковки всех цветов радуги не слишком помогали. Отец смотрел, как Соня, припрыгивая, вытягивается на носках, чтобы не упустить из-за спин шумных и веселых людей с видео и фотокамерами, глянцево благополучных людей с черными шарами микрофонов, момента, когда двери на широкую лестницу растворятся. Ведь Соню не пустили внутрь.

Как он хотел бы увести ее прочь, с этой жемчужно-серой, обернутой зеленым бархатом газонов, грациозно старинной площади, когда-то украшавшей страницы первых Сониных учебников английского языка. Он сам занимался с ней английским, отрывал по получасику, не от бизнеса, конечно, но хотя бы ото сна. Знать язык научит и дорогой репетитор, но вот любить, хвататься за грамматику самой – ну нет, такое репетитору слабо. Их черед второй, шлифовать, углублять. Конечно, дочь должна выучить язык лучше, чем знает он, его-то родители подумать не могли, что их ребенок увидит Англию. А он совершенно уверен, Соня не только увидит веселую страну много раз, но сможет, если захочет, иметь в ней старинный дом, увитый плющом, в тюдоровских крестах балок или с респектабельным георгианским фасадом – уж как ей захочется. Для кого ж он сам не успевает и замечать тех радостей, что способны дать в жизни деньги. Но теперь Соня не станет жить в Англии, едва ли она даже захочет побывать здесь еще. Он не вправе увести ее прочь, но лучше б и сейчас ей здесь не быть, не разглядывать сузившимися в ледяные щелочки глазами лиц соотечественников – и русских, и евреев, что еще обиднее, хотя он для себя уже давно не одной с ними крови. Сейчас ему родня лишь те евреи, что не соотечественники, во всяком случае пока. Как часто он об этом думает: продать дело, взять Соньку и махнуть за тридевять земель. Быть может, там не самое спокойное место, но ей там станет спокойней, особенно когда она пойдет через три года в армию, как все тамошние девчонки. Но только вот возьмут ли ее в армию? Очень даже вопрос. Нет, лучше оставаться дома, благо что-то начало меняться вокруг. О чем он сейчас, да неважно о чем, важно одно: он не вправе увести ее отсюда, подальше от этих лиц, а ведь она всех их знает, она смотрит по телевизору все новости, а не музканалы.

Соня действительно знала их всех, вот только даже по телевизору никогда не видала прежде в одной куче. Они сбились вместе, под жадными до зрелищ стекляшками камер, возбужденные, как болельщики после матча. Вот этот примчавшийся сюда по первому свистку депутат с деревенской физиономией, одно время пытавшийся сыграть в предвыборных клипах на своем деревенском же имени: то вместе с буренками, то с «мамой» в старомодном ветхом шушуне и козьем платочке. Рассказывают, что когда Соня была маленькой, он хуже, чем обокрал сотню ее детдомовских сверстников. Сотрудники посольства в Америке целую ночь паковали гуманитарную помощь, чтобы загрузить удачно подвернувшийся пустой самолет, который он гонял на государственный счет для себя одного. Но поутру депутат выбросил ящики прямо в аэропорту – ему нужно было погрузить приобретенную для своего загородного дома сантехнику. Говорят, что об этом даже писали в газетах, но он превосходно остался депутатом. «Нашим детям не пристало принимать заграничные подачки!» – заявил он по телевизору, когда журналисты пристали с вопросами. Сюда он прилетел проверять, хороша ли тюремная камера, все ли в ней удобства довольно комфортабельны для своего постояльца. «Там ничего, все у него вполне благоустроено, душ вот, телевизор», – поделился он с журналистами, помогая своей убогой речи руками – изображал, где что стоит.

А вот эта высокая худая женщина с модной стрижкой на седых волосах, она как раз журналистка. Только она не берет сейчас ни у кого интервью, а дает их сама. Она в сотый раз рассказывает, как сидела в деревянном сортире, а солдаты подкрадывались сзади, надо думать, из выгребной ямы, и рассказывали ей, как они не хотят здесь воевать, но боятся начальства. А их совсем не боятся, они добрые и хорошие. А вот Коля, который неделю просидел с Соней в одном погребе, Коля ни за что не стал бы подползать под тот сортир. Он совсем не походил ни на какого героя, скорей на старшеклассника, надевшего великоватую солдатскую форму. Соню он называл сестренкой и пытался научить по памяти играть в «Цивилизацию», без компьютера, это он еще до плена наловчился. «Коль, ты правда так веришь в Бога?» – не удержалась Соня, узнав, в чем дело. «Ох, сестренка, да если бы, – Коля пропустил через пальцы цепочку нательного крестика. – Так, ходил с парнями на Пасху, крестный ход ночью смотреть. Красиво, конечно. А крест-то мне тетка надела, перед самым призывом. Говорила, убережет. Ну, не уберег, как видишь». – «Тогда почему?» – «Потому, сестренка, что если им так хочется, чтоб я его сам с себя снял, значит никак нельзя снимать. Значит, в нем больше смысла, чем я думал, когда был дураком счастливым. А катапульту ты изобрести не можешь, ты не открыла математику!». А потом Колю… А за свое сиденье в сортире журналистка получила премию, даже если вообще никто под него не лазил.

А рядом с ней… этот тоже журналист, но Соня видела его не по телевизору. Похожий на карлика, на мальчика-переростка со слишком большой очкастой головой. Он много снимался с ними на видеокамеру, как же Соня теперь эти камеры ненавидит! Ту, что была дома, папа выбросил, прямо на помойку, на радость кому-то, кто не знает, что в видеокамере ничего хорошего нет. А этим под ними приятно, они так и стараются сейчас попасть в кадр. Так и лезет поближе к объективу невероятно толстая тетка, похожая на раздувшуюся жабу. Другая бы при такой толщине стеснялась сниматься, но эта, как откуда-то знает Соня, безумно нравится себе такой, какая она есть: с толщиной, с тремя подбородками, с сальной каштановой челочкой, налезающей на очки. У нее очки в толстой темной пластмассе, а вот у изящного старичка, что галантно поддерживает ее под локоток, они в тонкой металлической оправе. В другой руке у старичка слишком уж нарочито потрепанный портфельчик старомодного фасона. Лицо честное и одухотворенное. Костюм уютно пузырится в коленях – добрый дедушка, навстречу которому внуки мчатся наперегонки. Когда представители одной из многих общественных организаций, чьи аббревиатуры Соня не успевает запоминать, устроили его встречу с девочкой, он задремал во время ее рассказа. Ему было скучно. Он тоже здесь, да и как же без него.

«Мечеть Аль Франкони (бывший собор Нотр Дам де Пари) в столице магометанской Франции — каков сюжет, а каков финал! И поразительное знание и чувствование исламских реалий, да еще и поистине пророческий взгляд в наше политкорректное будущее. Это потрясающе смелая книга, и она, несомненно, вызовет взрыв как на Востоке, так и на Западе. Восхищаюсь смелостью Елены Чудиновой. Но, кроме всего, „Мечеть“ — еще и просто увлекательнейший приключенческий роман, прочитанный мною на одном дыхании».

«Эта книга откровенно не политкорректна, какой только и может быть настоящая антиутопия. Книга, написанная человеком, для которого Вера свята и Церковь не этнокультурный антураж, а Тело Христово. Эта книга наверняка покажется для многих обидной, подозреваю — даже оскорбительной. На самом деле все, что написано в романе — это правда. А на правду ополчаются только дураки и злодеи».

ПРОЛОГ.
ЗА СОРОК ШЕСТЬ ЛЕТ ДО

До двенадцати лет Соня любила Англию, чьих булыжников касаются сейчас подошвы ее кроссовок. С двенадцати по тринадцать она не любила ничего и никого — даже папу, который оказался никудышным волшебником — она плакала, кричала, звала, а он все не шел, все не спешил подхватить ее на руки, унести прочь, домой, жестоко наказать их. Прежде он мог все, он заваливал ее комнату одетыми в самые разные наряды клонами Барби, которых она терпеть не могла, покупал средневековую серию «Лего», которую она обожала; он обещал отвезти ее в Англию на каникулы, он спасал от школьных неурядиц и сновиденных кошмаров — а когда начался кошмар наяву, он оказался возмутительно не всемогущ. Еще год понадобился на то, чтобы простить папу и полюбить снова. Для этого ей пришлось стать взрослой, совсем взрослой, самой загасить последние отблески детской теплой реальности, в которой папа был больше и сильнее всех. Простить его иначе не получилось бы никак, ее ни в чем не виноватого отца, так отчаянно быстро переставшего быть и молодым и красивым.
Отец стоял в толпе рядом с Соней, обнимая ее за плечи, для чего приходилось изрядно наклоняться вправо. За последние три года Соня почти не выросла. К двенадцати годам она дотянулась до метра сорока восьми сантиметров и обещала тянуться дальше, пусть не до топ модели, но несомненно до метра шестидесяти пяти, как была ее мама. Сейчас, в пятнадцать, в ней был метр пятьдесят. Витаминные упаковки всех цветов радуги не слишком помогали. Отец смотрел, как Соня, припрыгивая, вытягивается на носках, чтобы не упустить из за спин шумных и веселых людей с видео и фотокамерами, глянцево благополучных людей с черными шарами микрофонов, момента, когда двери на широкую лестницу растворятся. Ведь Соню не пустили внутрь.
Как он хотел бы увести ее прочь, с этой жемчужно серой, обернутой зеленым бархатом газонов, грациозно старинной площади, когда то украшавшей страницы первых Сониных учебников английского языка. Он сам занимался с ней английским, отрывал по получасику, не от бизнеса, конечно, но хотя бы ото сна. Знать язык научит и дорогой репетитор, но вот любить, хвататься за грамматику самой — ну нет, такое репетитору слабо. Их черед второй, шлифовать, углублять. Конечно, дочь должна выучить язык лучше, чем знает он, его то родители подумать не могли, что их ребенок увидит Англию. А он совершенно уверен, Соня не только увидит веселую страну много раз, но сможет, если захочет, иметь в ней старинный дом, увитый плющом, в тюдоровских крестах балок или с респектабельным георгианским фасадом — уж как ей захочется. Для кого ж он сам не успевает и замечать тех радостей, что способны дать в жизни деньги. Но теперь Соня не станет жить в Англии, едва ли она даже захочет побывать здесь еще.

"Мечеть Парижской богоматери" - популярный антиутопический роман 2005 года, написанный российской писательницей Еленой Чудиновой. Действия книги разворачиваются в 2048 году во Франции. У власти мусульманские иммигранты. Убежденная христианка Чудинова считает, что ее роман выполняет определенную миссию. В связи с последними событиями в Европе, которая с трудом справляется с потоком мигрантов из Азии, книга имела большую популярность.

Сюжет романа

Роман "Мечеть Парижской Богоматери" описывает недалекое будущее. У власти в Европе - мусульмане. Во Франции узаконен шариат. Повсюду строятся мечети, а католические храмы повсеместно уничтожаются и разрушаются. Католические святые предаются поруганию. Французов обязывают принять ислам. Тех, кто этого делать не желает, отправляют в гетто. Такую картину мира рисует Елена Чудинова. "Мечеть Парижской Богоматери" - это произведение о том, как один из символов европейской культуры - собор Парижской Богоматери, воспетый еще Виктором Гюго, - превращается в мусульманскую мечеть.

Единственные, кто пытается противостоять этому мусульманскому нашествию, - это католики-традиционалисты, которым приходится уйти в катакомбы и пытаться влиять на ситуацию оттуда. Они представляют братство святого Пия. Это реальная католическая организация, появившаяся в 1970 году. Ее членами стали представители церкви, которые не приняли постановления Второго Ватиканского собора. В частности, они выступали против реформы богослужения, экуменизма, а также были не согласны с тем, что можно и нужно вести диалог со всеми мировыми религиями.

В романе Чудиновой "Мечеть Парижской Богоматери" традиционалисты становятся едва ли не последним оплотом той Европы, которую мы знаем сегодня.

Новое французское Сопротивление

Противостоять мусульманам у власти пытаются маки. Так называлась часть французского Сопротивления, действовавшая против нацистов. В 2048 году они воюют под предводительством Софии Севазмиу-Гринберг. Она россиянка, в детстве оказалась в плену у чеченских боевиков. После своего освобождения стала ярой противницей мусульманской власти. Своей главной целью маки видят тотальное уничтожение исламских главарей. Таково краткое содержание.

"Мечеть Парижской Богоматери" рассказывает о героях, которые винят во всех бедах те ценности, которые сегодня преподносятся в Европе превыше всего. Это толерантность, либерализм и атеизм. А также критикуют решения, принятые Ватиканским собором в середине XX века. Он, по их мнению, значительно снизил значимость и влияние католической церкви.

При этом большинство героев романа "Мечеть Парижской Богоматери" - реалисты. Они понимают, что ситуация зашла слишком далеко. Вернуть все на круги своя уже не удастся. Их единственная цель - умереть с высоко поднятой головой.

Развязка романа

Кульминация романа наступает, когда главные герои узнают о готовящейся тотальной ликвидации гетто по всей Франции, в которых содержатся французы, отказавшиеся принять ислам. Зачистки начнутся со столицы - Парижа.

Члены Сопротивления объединяются с католиками-традиционалистами. Они решают захватить Собор Парижской Богоматери, превращенный в мечеть. Пусть это будет не решающая, но очень символическая победа.

В финале романа последний оставшийся кюре Франции переосвящает мечеть Нотр-Дам, возвращая ей статус собора. Здание минируется. Подпольщики отчаянно держат оборону против превосходящих сил противника. Начинается последняя католическая месса Собора Парижской Богоматери. После ее окончания Нотр-Дам взрывают вместе со всеми людьми, которые находились в нем на тот момент.

Время действия романа

Книга "Мечеть Парижской Богоматери" переносит читателя в 2048 год. В ранних изданиях эта дата указывалась прямо на обложке. По мнению большинства литературных критиков, это год выбран не случайно. Он отсылает нас к другому популярному антиутопическому роману Оруэлла "1984".

В самом тексте также есть намеки, которые помогают нам понять, почему был выбран именно 2048 год. Правда, они совершенно другого толка. В частности, герои обсуждают события, которые произошли шесть десятков лет назад, когда предводитель католиков-традиционалистов рукоположил четырех священников в епископы. Произошло это в 1988 году.

История написания

Когда закончила этот роман Елена Чудинова? "Мечеть Парижской Богоматери". увидел свет в 2005-м. Через несколько месяцев в Париже произошли массовые беспорядки, в октябре и ноябре того же года. Они стали ответной реакцией иммигрантов на убийство французскими полицейскими двух подростков из Северной Африки. Во многом благодаря этому резонансному событию, книга стала бестселлером.

Роман был переведен на несколько языков. Примечательно, что французский переводчик при этом пожелал остаться анонимным.

Помимо Франции и России, книгу напечатали в Турции, Сербии, Польше и Болгарии.

Книга-скандал

Сразу после публикации этот роман получил скандальную славу. Естественно, из-за своего антиисламского характера. Положительными героями произведения выведены только православные христиане и католики-традиционалисты.

Но при этом даже многие православные литературные критики считают, что эта книга вредна. В частности, из-за того, что России необходимо искать союз с исламским миром. При этом многие мусульмане являются коренными россиянами.